Заявление о возврате земельного налога

Возврат сумм ранее уплаченного земельного налога

Автор: Алексей Сорокин

Алексей Сорокин, юрист [email protected]

В некоторые положения части второй Налогового кодекса РФ с 01.01.2015 года вступили в законную силу изменения, одно из них исключило из объектов налогообложения по земельному налогу земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома. Соответственно, эта норма полностью исключила возможность уплаты земельного налога организациями, управляющими многоквартирным домом, такими как жилищно-строительные кооперативы (далее — ЖСК) и товарищества собственников жилья (далее — ТСЖ). Указанные организации не являлись налогоплательщиками по земельному налогу и ранее, до вступления в силу указанных изменений, но уплата земельного налога ими производилась либо самостоятельно в добровольном порядке, либо в силу исполнения требований налогового органа. На деле видно, что денежные средства, вносимые в качестве уплаты сумм земельного налога, по тем или иным причинам до сих пор не возвращены на счета организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом. В свою очередь, это показатель низкого уровня эффективности работы исполнительного органа указанных организаций. Анонсированный обзор практики арбитражных судов РФ по делам, связанным с взысканием сумм ранее уплаченного земельного налога, позволит определиться управляющим организациям со способами восстановления своих нарушенных прав и ознакомиться с некоторыми юридическими аспектами и нюансами рассматриваемой категории дел.

Указанные управляющие организации не являлись плательщиками по указанному виду налога в связи с тем, что в силу ст. 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок. А доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади вышеуказанного помещения (ст. 37 Жилищного кодекса РФ).

Таким образом, плательщиком земельного налога являются субъекты общей долевой собственности, а не объединяющие их интересы юридические лица (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18.11.2009 по делу № А60-11549/2009-СР).

Возврат сумм уплаченного земельного налога должен осуществляться с учётом правовых положений главы 12 Налогового Кодекса РФ. Так, согласно ст. 78, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение десяти дней со дня обнаружения такого факта. На сумму незаконно удерживаемой суммы подлежат начислению проценты. И вот что самое интересное: инспекция к возврату налога не стремится, в качестве основания для отказа указывает на необходимость проведения камеральной проверки, сверки расчётов по налоговым платежам, пропуск исковой давности по указанному требованию о возврате.

Согласно ст. 78 Налогового кодекса РФ, заявление о зачёте или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трёх лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Но в случае пропуска указанного срока налогоплательщик может обратиться в суд с иском о возврате переплаченной суммы. Требование может быть подано в течение трёх лет с момента, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Указанное правовое положение содержится в Определении Конституционного суда РФ от 21.06.2001 № 173–О, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 по делу № А65-28187/2007-СА1-56 В.

Решение об отказе в осуществлении возврата ранее уплаченной суммы земельного налога должно быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 178 Налогового кодекса РФ в вышестоящий налоговый орган.

Таким образом, основанием для подобного иска является необоснованный отказ инспекции по возврату земельного налога, излишне уплаченного в предыдущие налоговые периоды. Более подробный пример рассмотрения указанной категории дел представлен следующим примером из практики:

Жилищно-строительным кооперативом за 2010-2013 произведена оплата земельного налога по земельному участку, границы которого были установлены планом межевания. Истец, в порядке ст. 78 Налогового кодекса РФ, обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога за период с 2010 года, считая, что в указанном периоде кооператив не являлся плательщиком земельного налога. Своим решением об отказе в осуществлении зачёта (возврата) сумм земельного налога за 2010, 2011, 2012, 2013 годы налоговый орган отказал в возврате налога и предложил составить акт сверки. Указанное решение было обжаловано в вышестоящий налоговый орган, жалоба осталась без удовлетворения, а решение без изменения. Данное обстоятельство и послужило основанием для обращения в суд с заявлением о признании недействительным решения об отказе в осуществлении зачёта (возврата) сумм земельного налога за 2010, 2011, 2012, 2013 годы и обязании устранить указанные нарушения.

Решением арбитражного суда указанные требования удовлетворены. Не согласившись с выводами суда первой инстанции, налоговая инспекция подала апелляционную жалобу, в которой указывает, что судом первой инстанции не был выяснен вопрос о наличии у ЖСК правоустанавливающих документов на участок, по которому производилась уплата земельного налога. Сведения из ЕГРП в отношении данного участка в суде первой инстанции не исследовались. Оценив в совокупности представленные доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Суд, исходя из правовых положений статей 388 Налогового кодекса РФ, 36, 37 Жилищного кодекса РФ, правомерно установил, что юридическое лицо, созданное в форме жилищно-строительного кооператива, признаётся плательщиком земельного налога только в отношении доли земельного участка, приходящейся на долю площади помещений, принадлежащих юридическому лицу в многоквартирном доме, в общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

Судом правильно учтено, что доказательств, подтверждающих право собственности кооператива на долю помещений в многоквартирном доме, налоговым органом не представлено, в связи с чем налоговым органом доказательств того, что кооператив являлся фактическим землепользователем земельного участка и плательщиком земельного налога в 2010-2013 годах, не представлено. А следовательно, у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа в удовлетворения заявления налогоплательщика.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются в связи со следующим:

Согласно п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54, при разрешении вопроса о том, кто является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, — собственники жилых и нежилых помещений в этом доме или товарищество собственников жилья, арбитражным судам необходимо учитывать, что факт создания товарищества собственников жилья сам по себе не означает, что названное товарищество становится плательщиком земельного налога вместо собственников жилых и нежилых помещений в данном доме (Постановление 11-го арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 по делу № А65-13304/2014)».

Стоит заметить, что по указанной категории дел, согласно ст.ст. 65, 200 Арбитражно-процессуального кодекса РФ, обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону и законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял указанное решение, в данном случае на инспекцию.

Из положений ст. 78 Налогового кодекса РФ следует, что основанием для отказа налоговым органом в возврате налога может являться недоимка либо обращение к инспекции за пределами трёхлетнего срока. Таким образом, для решения об отказе в возврате сумм уплаченного налога не могут быть использованы другие доводы налоговой инспекции, такие как: необходимость сверки взаиморасчётов, предстоящая камеральная проверка, отсутствие указанного в заявлении счёта и т. д.

Пример из практики:

Суд апелляционной инстанции отменил решение нижестоящего суда, а заявленные требования о признании недействительным бездействия налогового органа, выразившегося в невозврате излишне уплаченного земельного налога, и взыскании с инспекции процентов за нарушение срока возврата суммы излишне уплаченного земельного налога удовлетворены.

В кассационной жалобе инспекция просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, отказать в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, начисление процентов за несвоевременный возврат является мерой ответственности за виновные действия, налогоплательщик сам способствовал несвоевременному возврату налога, поскольку не представил сведений о расчетном счёте. Суд оставил жалобу без удовлетворения, указав следующее: «Право налогоплательщика на возврат излишне уплаченного налога, предусмотренное ст. 78 Налогового кодекса РФ, из которой следует, что основанием для возврата является заявление налогоплательщика, возврат осуществляется в течение одного месяца, а в случае нарушения сроков на сумму уплаченного налога, которая не возвращена в срок, подлежат начислению проценты. Из положений ст. 78 Кодекса также следует, что основанием для отказа налоговым органов в возврате налога может являться недоимка либо обращение к инспекции за пределами трёхлетнего срока. Форма заявления о возврате, а также обязанность заявителя указывать в заявлении расчётный счет положениями ст. 78 Кодекса не установлена (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 января 2010 г. по делу № А60-8906/2009).

Право на зачёт (возврат) излишне уплаченного налога может быть реализовано налогоплательщиком в течение трёх лет со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (о наличии переплаты).

Ознакомьтесь так же:  Единовременное пособия при рождении ребенка московская область 2018 год

Пример из практики:

В удовлетворении требования кооператива было отказано в связи с пропуском трёхлетнего срока. Суд указал, что о факте излишней уплате земельного налога кооператив должен был узнать в день уплаты налога (последний платёж 14.02.2010) или при подаче первоначальной налоговой декларации. На момент обращения в инспекцию с заявлением о возврате налога им был пропущен установленный законом срок для подачи заявления, в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для возврата налога (Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 03.07.2015 № А45-9323/2014).

В указанном деле стоит говорить не только о пропуске трёхгодичного срока со дня уплаты земельного налога (ст. 78 Налогового кодекса РФ) в качестве основания правомерности принятого решения налогового органа, сколько о пропуске общегражданского срока исковой давности для предъявления требования о защите нарушенных прав в суд.

Ст. 78 Налогового кодекса РФ не содержит информации о сроках обращения налогоплательщика в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм земельного налога, но срок, в течение которого налогоплательщик может обратиться в суд за защитой своих прав, составляет три года.

Арбитражными судами не выработана определённая позиция в отношении момента, с которого начинается отсчёт срока предъявления подобного рода требований. Анализ практики показывает, что такой срок начинает течь с момента подачи декларации, другие полагают, что с момента уплаты налога. Так, к примеру, Арбитражный суд Краснодарского края в решении 29.03.2014 по делу № А32-32754/2013 в исковых требованиях к налоговой инспекции отказал, при этом указал, что кооператив должен был узнать о переплате ещё в 2008 году из соответствующей выписки по лицевому счёту, по этому основанию решение инспекции признано правомерным.

Предполагается более правильным суждением, что в случае осуществление возврата уплаченного земельного налога, не связанного с его переплатой, сроки исковой давности исчисляются с момента последней уплаты земельного налога, так как кооператив, уплачивая сумму налога, ещё не знает о том, что он не является налогоплательщиком. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08 указано, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учётом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности, установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, данные первоначальных деклараций, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога. Бремя доказывания этих обстоятельств, в силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагается на налогоплательщика.

Жилищно-строительный кооператив может являться плательщиком земельного налога, в случае если в его собственности имеется земельный участок.

Пример из практики:

Жилищно-строительный кооператив обратился с заявлением о признании незаконным решения налоговой инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Заявитель полагал, что был незаконно привлечён к административной ответственности, поскольку не является плательщиком земельного налога, так как земельный участок находится в общей долевой собственности собственников помещений в доме.

Суд установил: в соответствии с п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Статьёй 392 Налогового кодекса РФ закреплено положение о том, что налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

ЖСК имело на праве собственности нежилое помещение, налоговым органом был представлен правильный расчёт земельного налога для ЖСК, с учётом площади занимаемого помещения (Решение Арбитражного суда Саратовской области от 01.12.2009 по делу № А-57-22496/09).

Текущая ситуация дает основание полагать, что на сегодня значительная часть юридических лиц – некоммерческих организаций, созданных в форме жилищного кооператива и товарищества собственников жилья, продолжают уплачивать земельный налог, не являясь при этом его законными налогоплательщиками. За указанными управляющими организациями закреплено право на возврат ранее уплаченного земельного налога в пределах трёхлетнего срока, своевременность осуществления которого позволит изыскать свободные денежные средства.

Как написать заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога?

В Российской Федерации предусмотрен не только взнос налогов, но и возврат этих сумм при переплате.

Для этого необходимо в течение 3 лет с даты перечисления денег предоставить налоговому органу по месту регистрации заявление о возврате излишне уплаченных средств.

Куда и при каких случаях писать

Документ необходимо предоставить налоговой инспекции по месту регистрации. Сделать это можно несколькими способами:

  • Лично. В этом случае бумага оформляется непосредственно в налоговом органе, заверяется подписью. Бланк предоставляют сотрудники службы.
  • Отправка заказным письмом. Форму и образцы готового документа можно найти на сайте ФНС. Перед заполнением рекомендуется проконсультироваться со специалистом службы.
  • Электронный вариант. Чаще всего им пользуются организации и индивидуальные предприниматели. Через системы электронного документооборота отправляется форма, заверенная электронной подписью.

Излишне уплаченные деньги выявляются по результатам сверки налогового органа и плательщика. В некоторых случаях ФНС самостоятельно находит переплату, но чаще всего именно физические и юридические лица обнаруживают эти суммы и подают заявление.

Переплата возникает чаще всего в следующих случаях:

  • Ошибки в платёжном поручении. Из-за невнимательного или некорректного заполнения квитанций бюджету перечисляются неверные суммы.
  • Ошибки при расчётах. Может быть неправильно вычислена налогооблагаемая база, применены устаревшие ставки. Такие недочёты возникают из-за незнания законодательства. В этом случае налоговому органу дополнительно предоставляются скорректированные декларации.
  • Сокращение суммы налога. Иногда при заполнении декларации на уплату подоходного налога люди не учитывают ранее перечисленные авансы.

О том, что можно сделать при наличии переплаты по взносам, смотрите на следующем видео:

Как заполнить журнал учета алкогольной продукции в рознице — читайте в этой статье.

Составление заявления на переоформление лицензии на образовательную деятельность разобрано здесь.

Порядок заполнения

Заявление пишется на бланке утверждённого образца. В бумажном виде документ оформляется в двух экземплярах, подписи и печати ставятся на обоих. Чтобы избежать ошибок при заполнении, можно воспользоваться услугами специальных организаций или консультантов.

Чтобы правильно заполнить бумагу самостоятельно, нужно указать следующие данные:

  • Полные сведения о заявителе. В правой верхней части листа указывается:
    • для физических лиц — полное имя, ИНН, адрес прописки;
    • для юридических лиц — наименование предприятия, ИНН, КПП, юридический адрес.
  • Текст:
    • непосредственно просьба вернуть сумму налога, указывается положение Налогового кодекса, регламентирующее обращение. Можно также попросить учесть эти деньги при налогообложении в следующем периоде;
    • налоговый период, когда возникла переплата;
    • реквизиты произведённого платежа, коды КБК и ОКТМО;
    • сумма налога к возврату. Указывается прописью и цифрами.
  • Банковские реквизиты для перечисления возврата.
  • Подпись заявителя, дата.

Документ рассматривается один месяц. После этого средства возвращаются на указанный расчётный счёт.

О возврате излишне уплаченного земельного налога

Является ли неиспользование налоговой льготы равнозначным отказу от ее использования?

Ситуация: организация освобождена от уплаты земельного налога и на праве собственности владеет земельным участком. По ошибке уплатив земельный налог, компания не воспользовалась вышеуказанной налоговой льготой. Фирма направила в налоговый орган заявление на возврат сумм излишне уплаченного по причине неиспользования налоговой льготы земельного налога. В решении налоговый орган отказал организации в возврате налога в полном объеме, сославшись на отсутствие в карточке лицевого счета налогоплательщика переплаты по земельному налогу за указанный период. Также инспекторы указали, что, не использовав налоговую льготу, компания фактически отказалась от ее применения. Правомерен ли в рассматриваемом случае отказ налогового органа по указанному основанию?

Считаю, что в рассматриваемой ситуации отказ налогового органа является неправомерным. Неиспользование налоговой льготы не тождественно отказу от ее использования. Отсутствие сведений о наличии переплаты по налогу в карточке лицевого счета налогоплательщика не может являться основанием для отказа инспекции в возврате излишне уплаченной в бюджет суммы налога.

Обоснование: В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Ознакомьтесь так же:  Трудовой кодекс время отдыха в рабочее время

Пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ гласит, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Согласно пункту 5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при применении статьи 56 Налогового кодекса РФ в случае возникновения спора о том, имел ли место отказ плательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета им налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.

Таким образом, довод о том, что организация фактически отказалась от применения налоговой льготы, является несостоятельным.

Подпункт 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ устнавливает, что налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов.

Тем не менее, налоговый орган в обоснование своего отказа указал на отсутствие в карточке лицевого счета налогоплательщика переплаты по земельному налогу за указанный период.

Действующее законодательство о налогах и сборах не содержит в себе такого основания для отказа в возврате излишне уплаченных сумм налогов как отсутствие сведений о наличии переплаты по налогу в карточке лицевого счета налогоплательщика.

Для правильной и достоверной квалификации указанного довода необходимо обратиться к судебной практике по схожим делам. Так, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 25.09.2013 № А32-35148/2012 суд среди прочего указал, что «основанием для возврата налога являются факт переплаты, отсутствие недоимки и заявление налогоплательщика. Суды верно указали, что само по себе отсутствие сведений о наличии переплаты по налогу в карточке лицевого счета налогоплательщика не может являться основанием для отказа инспекции в возврате излишне уплаченной в бюджет суммы налога, тем более в ситуации, когда такая переплата по налогу подтверждена документально».

Таким образом, учитывая изложенное, считаем, что в рассматриваемой ситуации отказ налогового органа является неправомерным. Неиспользование налоговой льготы не тождественно отказу от ее использования. Отсутствие сведений о наличии переплаты по налогу в карточке лицевого счета налогоплательщика не может являться основанием для отказа инспекции в возврате излишне уплаченной в бюджет суммы налога.

Государственный советник РФ III класса Юрий Михайлович Лермонтов, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»

Профессиональная пресса для бухгалтера

Для тех, кто не может отказать себе в удовольствии полистать свежий журнал, почитать проверенные экспертами качественно сверстанные статьи. Выбрать журнал >>

Возврат суммы уплаченного земельного налога

Добрый день!
Когда Вы задаёте вопрос, не забывайте, пожалуйста, о правилах форума. Напомню: мы стремимся создать на нашем форуме доброжелательную атмосферу. Поэтому у нас принято здороваться, а также говорить «спасибо» и «пожалуйста». Уважительное отношение к форумчанам, экспертам и модераторам — требование правил форума.

Пожалуйста, не создавайте новую тему с таким же вопросом. На Ваш вопрос Вам ответят здесь, в этой теме.

Порядок зачета, возврата излишне уплаченных и взысканных налогов и налоговых санкций

Подавляющее большинство компаний в процессе своей хозяйственной деятельности рассчитывают и уплачивают налоги.
При этом далеко не все налогоплательщики могут с точностью рассчитать налоги. Зачастую нюансы документооборота внутри компании и при работе с контрагентами приводят к тому, что данные налогового учета изменяются и приходится предоставлять уточненные налоговые декларации.
Как правило, такие уточнения приводят к изменению сумм начисленных налогов и сумм налогов, причитающихся к уплате в бюджет.
Кроме того, порой каждый может ошибиться, и бухгалтерия не является исключением из этого правила. Ошибки могут быть допущены как во время расчета налога, так и в момент его перечисления, что так же может повлечь за собой изменение сумм налогов, причитающихся к уплате.
Ошибиться может не только бухгалтер, но и налоговый инспектор. Результатом такой ошибки может стать излишнее взыскание налогов и налоговых санкций с налогоплательщика.
С недоимками по налогам все довольно таки прозрачно – нужно доплатить налог и пени за просрочку.
Сложнее обстоит дело с переплатой и излишним взысканием налоговых платежей и санкций.
Порядок проведения зачета или возврат излишне уплаченных (или взысканных) сумм:
налогов,сборов,пеней,штрафов,регламентирован положениями 12 главы Налогового кодекса.
В данной статье будут рассмотрены последствия, возникающие при излишнем перечислении налогов и налоговых санкций в бюджет, а именно положения действующего законодательства, регламентирующие порядок зачета и возврата излишне уплаченных в бюджет сумм. Так же мы проанализируем арбитражную практику и комментарии Минфина РФ, касающиеся спорных ситуаций, связанных с возвратом и зачетом излишне взысканных и переплаченных налогов.
Условия зачета или возврата сумм, излишне уплаченных в бюджет
Зачет или возврат сумм излишне уплаченных в бюджет осуществляется в соответствии с положениями ст.78 Налогового кодекса.
Так, в соответствии с п.1 ст.78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит:зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам,зачету в счет погашения недоимки по иным налогам,зачету в счет задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения,либо возврату налогоплательщику.Зачет сумм излишне уплаченных:
федеральных налогов и сборов,региональных и местных налогов,производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, кроме случаев возврата с нарушением срока*.
*Срок возврата составляет один месяц со дня получения налоговым органом заявления на возврат излишне уплаченных сумм в бюджет.
В соответствии с п.3 ст.78 НК РФ, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в письменном виде, о каждом ставшем известным факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов:
по налогам,сборам,пеням,штрафам.Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым с одной стороны — налоговым органом, с другой — налогоплательщиком.
Для осуществления зачета или возврата излишне уплаченных сумм, налогоплательщик должен представить письменное заявление (возможно предоставление в электронной форме с цифровой подписью) в налоговую инспекцию.
Решение:
о зачете,возврате,суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговой в течение 10 дней (п.5, п.8 ст.78 НК РФ):
со дня получения заявления,или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась).В соответствии с п.5 ст.78 НК РФ, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения:
недоимки по иным налогам,задолженности по пеням, штрафам,подлежащим уплате или взысканию в соответствии с Налоговым кодексом, может производиться налоговой самостоятельно.
В таком случае, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговой в течение 10 дней:
со дня обнаружения ею факта излишней уплаты налога,или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась),либо — со дня вступления в силу решения суда.
При этом, налогоплательщик может самостоятельно представить в налоговую заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).
В соответствии с п.6 ст.78 НК РФ, возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом:
недоимки по иным налогам соответствующего вида,задолженности по соответствующим пеням, штрафам,производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Обратите внимание: Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (п.7 ст.78 НК РФ).
При этом, согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 28.06.2011г. №17750/10 по делу N А32-10520/10-59/165, срок для подачи заявления о зачете или возврате авансовых платежей по налогу на прибыль исчисляется:
с момента подачи декларации по налогу на прибыль за год (в случае ее своевременного предоставления),с последнего дня, в который она должна была быть представлена (28 марта следующего года).«Уплата:
ежемесячных авансовых платежей,авансовых платежей по итогам отчетных и налогового периодов,производится налогоплательщиками в порядке и в сроки, определенные статьей 287 Кодекса, согласно которой по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода.
Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.
Таким образом, названные положения статьи 287 Кодекса устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.
Соответственно, в случае когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода.
Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.4 ст.289 Налогового кодекса).»
В соответствии с п.9 ст.78 НК РФ, налоговая обязана в течении пяти дней со дня принятия Решения о зачете (возврате), обязана сообщить о нем налогоплательщику в письменном виде.
Указанное сообщение передается:
руководителю организации,физическому лицу,их представителям,лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Налоговая должна вернуть переплату по налогам в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления о возврате такой переплаты.
При этом, если данный срок будет нарушен, то на сумму, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата (п.10 ст.78 НК РФ).
Правила, установленные ст.78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных:
авансовых платежей,сборов,пеней и штрафов,и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Условия зачета или возврата сумм излишне взысканных в бюджет
Зачет или возврат сумм излишне взысканных в бюджет осуществляется в соответствии с положениями ст.79 Налогового кодекса.
Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него:
недоимки по иным налогам соответствующего вида,задолженности по соответствующим пеням, штрафам,подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со ст.78 НК РФ.
В соответствии с п.3 ст.79 НК РФ, заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган:
в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известноо факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.Исковое заявление в суд может быть подано:
в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном п.5 ст.79 НК РФ*, процентов на эту сумму.
* Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
При этом, проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ.
Проценты начисляются на сумму излишне взысканную в бюджет, не зависимо от того, был ли произведен зачет или возврат такой суммы.
Данной позиции придерживается ФНС в своем Письме от 21.09.2011г. №СА-4-7/15431:
«При этом для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога — путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета, поскольку начисление процентов приведет к восстановлению имущественного положения налогоплательщика, нарушенного неправомерными действиями налогового органа.
Право налогоплательщика на выплату процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога, в зависимости от формы возмещения сумм налога (возврата или зачета) законом не предусмотрено.
Учитывая изложенное, установленная ст.79 НК РФ обязанность налогового органа осуществить возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе и при возврате, осуществляемом в форме зачета.»
Вышеуказанные правила, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных:
авансовых платежей,сборов,пеней,штрафов,и распространяются:
на налоговых агентов,плательщиков сборов,ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.Излишняя уплата или излишнее взыскание налогов
Положения Налогового кодекса не содержат определений излишней уплаты и излишнего взыскания налогов, что не редко приводит к спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Такие споры возникают в связи с тем, что Налоговым кодексом предусмотрен разный порядок начисления процентов, причитающихся налогоплательщику, на излишне уплаченные и излишне взысканные суммы налоговых платежей.
Так, в соответствии с п.5 ст.79 НК РФ, сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами:
в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.В этом случае проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
При возврате излишне уплаченных сумм налогов начисление процентов происходит в соответствии с п.10 ст.78 НК РФ, не с момента излишней уплаты, а с момента неисполнения налоговым органом в установленный срок заявления налогоплательщика о возврате налога*.
* В соответствии с п.6 ст.78 Налогового кодекса, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Так какие же налоги считаются излишне взысканными, а какие – излишне уплаченными?
В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 №16551/11, налоги признаются:
Излишне уплаченными, если они начислены налогоплательщикомсамостоятельно и отражены в налоговой декларации.При этом не важно, каким образом осуществлялось перечисление налогов в бюджет – самостоятельно или путем взыскания недоимки по налогам налоговой инспекцией.
Излишне взысканными, если налоги были начислены на основании решения налогового органа, признанного в последствии не действительным полностью или частично.Вне зависимости от того, заплатил ли налогоплательщик по решению сам или было произведено взыскание инспекцией, такие налоги возвращаются с процентами в соответствии с положениями 79 статьи.
Обоснование выводов, сделанных ВАС в Постановлении от 24.04.2012 №16551/11:
«Оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 Кодекса должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно, было ли оно произведено:
на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно,либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.При этом способ исполнения указанной обязанности:
самостоятельно налогоплательщиком,либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию,правового значения не имеет.
Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, т.е. без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.
Сам факт принудительного взыскания налоговым органом налога в размере, исчисленном налогоплательщиком в поданной налоговой декларации, при корректировке в последующем размера налоговой обязанности в сторону уменьшения путем подачи уточненной декларации, не является основанием для квалификации названных сумм как излишне взысканных с применением правил статьи 79 Кодекса.
Равным образом сам факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты доначисленных сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.
Установление Кодексом различных правил при определении начального момента начисления процентов в отношении излишне взысканных и излишне уплаченных сумм налогов (с момента взыскания или с момента просрочки исполнения заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм) обусловлено именно оценкой основания, в силу которого исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, было произведено.»

Ознакомьтесь так же:  Приказ после ревизии

Источник:
Екатерина Анненкова, аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению
ИА «Клерк.Ру»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *