Взаимодействие сог приказ

Следственно-оперативная группа: состав, сотрудники, деятельность

В качестве основной организационной и самой результативной формой взаимодействия служащих органов, осуществляющих раскрытие преступлений, выступает следственно-оперативная группа. Рассмотрим далее эту структуру подробнее.

Нормативная база

Современное законодательство не определяет порядок, основания, по которым осуществляется создание следственно-оперативной группы. Отсутствует в УПК и разъяснение понятия СОГ. Одним из наиболее полно разработанным документов и, по мнению экспертов, имевших особое значение в процессе укрепления взаимодействия между подразделениями внутренних дел, является Инструкция, утвержденная приказом Министерства ВД СССР от 20.02.1979 г. К другим значимым нормативным актам необходимо отнести указание Генпрокурора и МВД СССР. Оно было принято в 1985 г. Этим указанием утверждена типовая инструкция, в соответствии с которой должна организовываться работа следственно-оперативной группы. С 1993 г. был введен в действие новый документ. В дальнейшем его положения были учтены при разработке других нормативных актов.

Существует несколько вариантов трактовки понятия СОГ. По мнению Шостака и Дубинского, следственно-оперативная группа представляет собой организационную форму взаимодействия служащих разных подразделений правоохранительных органов. И. А. Цоколов считает, что СОГ – это организационное формирование временного характера, основанное на ведомственных правовых актах и законодательстве. В эту структуру включаются следователи, сотрудники оперативных аппаратов и прочие специалисты. Назначение СОГ – оптимальная организация мероприятий, которые осуществляются служащими по раскрытию преступлений. Некоторые эксперты, однако, отмечают, что включение в определение понятия «временности» будет излишним. Это обуславливается тем, что сегодня достаточно распространены постоянные совместные следственно-оперативные группы. Между тем возможность и необходимость функционирования таких формирований может отпасть по нескольким причинам. Например, деятельность следственно-оперативной группы станет невостребованной при изменении криминологической ситуации, перестановках в структуре самих правоохранительных органах. При этом для служащих, задействованных в данных объединениях, это не является основными и единственными профессиональными задачами. В этой связи представляется допустимым согласиться с временным характером СОГ.

В практике распространено формирование:

  1. Дежурных следственно-оперативных групп. Они обеспечивают незамедлительное реагирование на поступившие сообщения о совершенных преступлениях. В задачи этой категории СОГ входит также производство неотложных действий и розыскных мероприятий по «горячим следам». В группу входят следователь, служащие экспертно-криминалистических и оперативных подразделений, кинолог. При необходимости в СОГ могут включаться и представители иных отделов.
  2. Специализированных СОГ. В состав следственной оперативной группы такого типа входят служащие различных подразделений. Такие СОГ формируются для раскрытия определенных преступлений, в том числе тех, по которым совершившие деяния субъекты не установлены. Значение этого вида объединений сложно переоценить. Законодатель особо подчеркивает важность ряда категорий объектов, находящихся под государственной охраной. В этой связи от правоприменителя требуется соответствующая реакция. Она должна быть направлена на максимально результативное раскрытие, а в ряде случаев, выявление определенных преступлений. К ним, в частности, относят деяния террористической, коррупционной направленности, посягательства на жизнь, здоровье граждан, несовершеннолетних в том числе, прочие особо тяжкие нарушения.
  3. Целевых СОГ. Они задействованы, как правило, в раскрытии деяний по конкретному делу. Создание следственно-оперативной группы такого типа особенно востребовано на начальных этапах процесса выяснения всех обстоятельств произошедшего. Дело в том, что на первых стадиях возникает необходимость выполнить большой объем следственных действий в максимально короткий срок. Целевая СОГ осуществляет сбор доказательств при проведении неотложных мероприятий, устанавливают личности виновных «по горячим следам». Участники следственной оперативной группы выполняют поставленные задачи на относительно небольшой территории, при повышенной сложности дела. Они осуществляют раскрытие преступлений с множественностью эпизодов или при наличии нескольких виновных.
  4. Совместных групп. Такие объединения формируются для раскрытия тяжких, а также особо тяжких деяний, совершенных в том числе ОПГ, или дела со значительным объемом материалов. В состав следственной оперативной группы могут входить по согласованию служащие СК РФ, прокуратуры, ФСБ, Министерства ВД и пр.

В качестве неотложной и первостепенной задачи дежурных групп при получении сообщения о преступлении выступает его пресечение и принятие мер по сохранению следов деяния и задержанию нарушителя закона. На эффективность мероприятий в этом случае, вне зависимости от формы и способа поступления сведений, будет влиять уровень знания своих обязанностей и инициатива служащих. Непременным условием успешного раскрытия преступного деяния выступает своевременная и правильная организация выезда на место, квалифицированный осмотр территории происшествия. В ходе этих мероприятий следственно-оперативная группа осуществляет сбор информации об обстоятельствах и предполагаемом виновном. Умелое использование полученных при осмотре сведений в большинстве случаев обеспечивает возможность установления личности преступника. Зачастую информация, собранная на месте происшествия, позволяет раскрыть деяние «по горячим следам».

Если рассматривать дежурные группы, необходимо сказать, что включение в них следователей является, безусловно, необходимым. Это объясняется несколькими причинами. В первую очередь оперуполномоченный далеко не всегда имеет право возбудить уголовное производства. Это связано с тем, что тот или иной состав может не относиться законодательством к его подследственности. Решение о возбуждении дела следователем объясняется и тем, что этот служащий может объективно и взвешенно рассмотреть те или другие обстоятельства. При этом он принимает на себя всю ответственность за дальнейшее раскрытие преступления. Проблема включения в состав группы следователя может решаться путем формирования постоянных объединений, незамедлительного привлечения служащего, в том числе с заблаговременным его уведомлением о планируемом мероприятии. При этом его законное и своевременное вмешательство можно считать результатом эффективного взаимодействия представителей разных подразделений.

Особенности специализированной СОГ

В практике правоохранительным органам приходится раскрывать самые различные преступления. Среди них в том числе и деяния прошлых лет. Для выяснения обстоятельств таких преступлений формируется специализированная следственно-оперативная группа. Сотрудники такого объединения занимаются наиболее сложными делами. В этой связи к их профессиональным качествам предъявляются повышенные требования. Специализированная следственно-оперативная группа может заниматься раскрытием особо тяжких посягательств на личность, совершенных в условиях неочевидности, террористических актов или иных деяний, спровоцировавших широкий резонанс в обществе.

Специфика взаимодействия служащих

Руководитель следственно-оперативной группы несет персональную ответственность за итоги проведенных мероприятий. Он вправе принимать процессуальные решения, организовывать выполнение тех или иных процедур. К основным задачам взаимодействия между служащими следует отнести:

  1. Обеспечение исполнения неотложных мероприятий при совершении преступлений.
  2. Своевременное выявление виновных лиц и привлечение их к ответственности.
  3. Раскрытие преступных деяний.
  4. Объективное, всестороннее и полное раскрытие уголовных дел.
  5. Общую работу, направленная на розыск скрывающихся лиц.
  6. Выявление, пресечение незаконных деяний, принятие мер по их предупреждению.
  7. Реализацию мероприятий, ориентированных на компенсацию материального вреда, нанесенного организациям, вне зависимости от их формы собственности, и граждан преступными действиями лиц.

В существующем сегодня УПК не предусматривается всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела. Несмотря на это, представляется, что без учета этого условия следственно-оперативная группа МВД не может функционировать эффективно и целенаправленно. В существующем УПК предусматривается возможность формирования только СГ. Следственная группа осуществляет процессуальную работу, привлекая к ней служащих органа дознания. Последние задействуются зачастую напрямую к проведению определенных мероприятий, итоги которых имеют существенное доказательное значение. При этом имеет место и оперативное сопровождение процедур. Оно также позволяет добыть процессуальные доказательства, которые впоследствии реализуются в установленном порядке. Эксперты обращают внимание на то, что отсутствие нормативного регулирования, применяемого на практике участия дознавателей в раскрытии преступлений на постоянной основе в пределах функционирования СОГ, может оказать влияние на качество и скорость выявления обстоятельств дела.

Следственно-оперативная группа полиции образуется, как правило, для успешного решения трудоемких, сложных, экстренных задач, реализации большого объема мероприятий по делам с множеством эпизодов, по преступлениям, совершенным несколькими лицами в сговоре, а также в других случаях, имеющих существенное социальное значение. Кооперирование труда будет эффективно только тогда, когда оно производится на базе тесного служебного взаимодействия членов бригад, комиссий, подразделений. Это, в свою очередь, предполагает выполнение заданий по одному, согласованному плану. Выполнение поставленных задач осуществляется посредством совершения скоординированных действий при четко распределенных обязанностях, взаимопомощи, взаимопонимании, взаимной информированности и поддержке. В рамках СОГ сопровождение должно быть максимально полным.

Ключевые принципы

Формирование СОГ базируется на ряде положений. К ключевым принципам создания групп следует отнести:

  1. Своевременность образования.
  2. Межведомственный характер их формирования.
  3. Максимально целесообразное и четкое распределение участков проведения мероприятий.
  4. Грамотная организация не только процесса раскрытия конкретного преступления, но и предотвращения аналогичных незаконных деяний.

Дополнительные лица

Кроме следственно-оперативной группы, на месте происшествия некоторые функции могут осуществлять и иные участники производства. В качестве них выступают, например, понятые, представители коммерческих организаций, учреждений, предприятий, на территории которых производится осмотр. Участие этих субъектов регламентируется ст. 170 УПК. Во избежание затруднений в выборе понятых, для исключения опасений в привлечении субъектов, заинтересованных в результатах расследования, а также вероятности разглашения ими итогов осмотра, этих лиц рекомендуется привлекать до выезда на место. В ст. 170, ч. 3 УПК предусматривается ряд случаев, в которых процессуальное действие может осуществляться без участия указанных субъектов.

Еще одной категорией лиц, которая задействуется в осмотре, выступают обвиняемые, подозреваемые, очевидцы, пострадавшие. Эти субъекты могут быть необходимы и полезны ввиду их осведомленности об обстоятельствах случившегося. При привлечении к осмотру подозреваемого/обвиняемого, с ним вместе в процессе осуществления процессуального мероприятия может присутствовать и защитник. В случае необходимости к процедуре привлекается переводчик. Возможность его участия регламентируется ст. 59 УПК. К субъектам, которые могут быть задействованы в осмотре, относят также и вспомогательный персонал. На него возлагаются обязанности по оказанию технической помощи сотрудникам следственно-оперативной группы. Им, в частности, могут поручаться раскопки, расчистка завалов, охрана территории осмотра и прочее. Представители учреждений, предприятий, коммерческих структур полезны при осмотре, поскольку обладают необходимой информацией о самом месте происшествия, документацией, имеют доступы в помещения. Они также могут организовывать вспомогательные работы.

Ознакомьтесь так же:  Истек срок действия сертификата lotus

Впервые понятие «межведомственная» или «совместная следственно-оперативная группа» было введено в практику в мае 1995 г. Это определения стало использоваться по приказу Генпрокуратуры, Министерства ВД, ФСБ. К утверждению соответствующих нормативных положений привлекался и Департамент налоговой полиции РФ. Развитие новых форм сотрудничества, введение специализации служащих, расширение опыта формирования СОГ по конкретным направлениям, оправдавших себя на практике организации специальных подразделений, обусловили совершенствование подзаконных правовых актов. Создание следственно-оперативных групп имеет особое значение в рамках осуществления процедур, направленных на раскрытие преступлений.

Необходимо сказать, что взаимодействие служащих разных подразделений, организованное в соответствии с четко разработанным планом, при конкретном и грамотном распределении обязанностей позволяет в кратчайшие сроки решить как неотложные задачи, так и собрать полную доказательную базу по особым категориям преступлений. Существенное значение работы следственно-оперативных групп имеет при расследовании преступлений, совершенных в сравнительно давнее время. Во всех случаях к процессуальным мероприятиям привлекаются различные специалисты: криминологи, эксперты и пр. Незамедлительный выезд СОГ на место преступления обеспечивает сохранение и фиксацию следов деяния. Это, в свою очередь, позволяет быстро установить все обстоятельства случившегося, а в ряде случаев поймать виновных «по горячим следам».

Приказ МВД РФ и Минтранса РФ от 17 февраля 2009 г. № 142/26 «Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов милиции органов внутренних дел на транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования пригородного сообщения» (не вступил в силу)

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации работы нарядов милиции органов внутренних дел на транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения.

2. ДОПТ МВД России (В.В. Захаренкову), Федеральному агентству железнодорожного транспорта (Г.П. Петракову) организовать изучение и выполнение соответствующими должностными лицами требований Инструкции, утвержденной настоящим приказом.

3. Считать утратившим силу приказ МВД России и МПС России от 31 января 2000 г. N 105/6Ц*.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации и заместителя Министра транспорта Российской Федерации по курируемым направлениям деятельности.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 марта 2009 г.

Регистрационный N 13571

* Письмом Минюста России от 24 апреля 2000 г. N 3037-ЭР признан не нуждающимся в государственной регистрации.

Инструкция
по организации работы нарядов милиции органов внутренних дел на транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения
(утв. приказом МВД РФ и Минтранса РФ от 17 февраля 2009 г. N 142/26)

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок организации работы нарядов милиции органов внутренних дел на транспорте*(1) и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения*(2).

2. Сопровождение пассажирских поездов нарядами милиции ОВДТ*(3) осуществляется в целях охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, предупреждения, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений, обеспечения безопасных условий для проезда пассажиров и деятельности работников локомотивных и поездных бригад.

3. Сотрудники нарядов сопровождения в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции»*(4), Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»*(5), Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»*(6), Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности*(7), другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящей Инструкцией.

Работники локомотивных и поездных бригад в своей деятельности руководствуются Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными документами транспортных организаций, осуществляющих перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте (далее — транспортные организации), и настоящей Инструкцией.

4. Перечень пассажирских поездов, сопровождаемых нарядами милиции, утверждается руководителями управлений внутренних дел на транспорте*(8), согласовывается с организациями, осуществляющими перевозку пассажиров на железнодорожном транспорте, региональными центрами безопасности*(9) и корректируется в зависимости от складывающейся оперативной обстановки. Копия перечня направляется в транспортную организацию не позднее, чем за 50 суток до отправления первого из указанных в нем пассажирских поездов.

II. Организация работы нарядов сопровождения

5. Пассажирские поезда сопровождаются нарядами согласно графику сопровождения пассажирских поездов*(10), который составляется ежемесячно на основе анализа преступлений и административных правонарушений, совершенных в пассажирских поездах, и с учетом предложений руководителей транспортных организаций, региональных центров безопасности и утверждается начальником линейного управления внутренних дел на транспорте*(11), линейного отдела внутренних дел*(12).

В графике указываются: номера сопровождаемых поездов; маршруты (участки) их сопровождения; место и время пересадки нарядов на предусмотренные маршрутом поезда.

6. Сопровождение нарядами поездов может осуществляться следующими способами:

сквозным — одним нарядом от пункта формирования поезда до пункта его назначения в пределах Российской Федерации;

эстафетным — несколькими нарядами в пределах участков своего обслуживания;

по участку — одним нарядом в пределах участка своего обслуживания.

Между сопредельными ЛОВД в соответствии с графиками организуется обмен информацией о сопровождении поездов по участкам оперативного обслуживания сквозным, эстафетным либо по участку способами, определяются станции пересадок (при эстафетном сопровождении), а также обеспечивается контроль ответственных руководителей за передачей информации по сопровождению поездов и несением службы нарядами сопровождения.

7. На каждый маршрут (участок) сопровождения составляется карточка маршрута, в которой указывается:

станции, на которых дислоцируются ЛУВДТ, ЛОВД, линейные пункты милиции;

график работы наряда, который составляется таким образом, чтобы на протяжении всего маршрута одновременно несли службу не менее 2-х сотрудников, с указанием времени работы, приема пищи, отдыха конкретно для каждого сотрудника по маршруту сопровождения поезда и при нахождении на станции оборота;

участки, требующие особого внимания;

порядок отработки поезда в пути следования и во время стоянок;

особенности несения службы в пассажирском поезде;

должностные обязанности наряда, выполняемые в составе поезда, на прилегающей территории остановочных пунктов, на станции оборота, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций;

порядок взаимодействия нарядов с работниками локомотивных и поездных бригад и другими подразделениями милиции на железнодорожных станциях по маршруту следования;

порядок связи и передачи экстренных сообщений в ОВДТ;

порядок доклада в дежурные части ОВДТ о результатах несения службы в пути следования и на станции оборота.

8. Маршрутная карточка оформляется в двух экземплярах и утверждается начальником ОВДТ. Первый экземпляр (оригинал) подшивается в план комплексного использования сил и средств органов внутренних дел в обеспечении правопорядка в общественных местах (единая дислокация). Второй экземпляр (копия) находится в дежурной части и выдается оперативным дежурным по ОВДТ каждому сотруднику наряда сопровождения на инструктаже перед заступлением на службу.

9. Состав наряда сопровождения определяется начальником ЛУВДТ, ЛОВД или его заместителем в количестве не менее 2-х сотрудников при нахождении в пути в обоих направлениях до 12 часов, а при следовании более 12 часов — не менее 3-х сотрудников. Наряд сопровождения возглавляет старший наряда, назначаемый из числа наиболее опытных сотрудников.

10. Не допускается направление нарядов для сопровождения пассажирских поездов, уже сопровождаемые сотрудниками других ОВДТ по всему маршруту следования, за исключением направления сотрудников в составе следственно-оперативных групп органов внутренних дел.

11. Сотрудники нарядов сопровождения несут службу в форменной одежде и должны быть обеспечены табельным оружием, специальными средствами индивидуальной защиты и активной обороны, служебной документацией и типовыми ключами от вагонного оборудования.

12. Сотрудники, назначенные в наряд сопровождения, за 1 час до отправления в рейс прибывают в дежурную часть ЛУВДТ, ЛОВД.

Оперативный дежурный по ЛУВДТ, ЛОВД отмечает прибывших в постовой ведомости, осматривает их внешний вид, выдает и проверяет наличие положенных предметов вооружения, снаряжения и экипировки, опрашивает о состоянии здоровья, знакомит с ориентировками о совершенных преступлениях, приметами разыскиваемых лиц, похищенного имущества и другими сообщениями, контролирует запись сведений в служебных книжках, информирует о членах общественных объединений правоохранительной направленности, принимающих участие в охране общественного порядка в пассажирском поезде, оформляет и выдает маршрутный лист*(13) (приложение к настоящей Инструкции).

При обнаружении недостатков в вопросах подготовки наряда сопровождения к несению службы, оперативный дежурный по ЛУВДТ, ЛОВД принимает меры к их устранению и докладывает ответственному от руководства ЛУВДТ, ЛОВД о готовности наряда к несению службы.

Маршрутный лист заполняется машинописным или разборчивым рукописным текстом, подписывается начальником ЛУВДТ, ЛОВД, его заместителями или ответственным от руководства и заверяется круглой печатью с наименованием органа внутренних дел.

13. Ответственный от руководства ЛУВДТ, ЛОВД, сотрудники криминальной милиции, командный и инспекторский состав строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции проверяют знание нарядом сопровождения своих прав и обязанностей, положений нормативных актов, правил применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы, а также настоящей Инструкции, ставит конкретные задачи и инструктирует о порядке их выполнения.

Ознакомьтесь так же:  Собственность виды и формы собственности в рб

14. Приступая к несению службы, старший наряда сопровождения, не позднее, чем за 30 минут, до отправления:

поезда дальнего следования: устанавливает взаимодействие с дежурным по вокзалу; представляется начальнику поезда дальнего следования*(14), предъявляет ему служебное удостоверение и маршрутный лист, выясняет обстановку, согласовывает порядок работы на перроне при посадке пассажиров и во время отправления поезда с таким расчетом, чтобы обслуживаемый поезд с обеих сторон находился под постоянным наблюдением сотрудников наряда;

поезда пригородного сообщения: представляется машинисту поезда пригородного сообщения*(15), предъявляет ему служебное удостоверение, выясняет обстановку, согласовывает порядок работы в поезде и способ экстренной связи.

15. Начальник поезда вносит в рейсовый журнал фамилии и инициалы сотрудников наряда сопровождения, номера их служебных удостоверений и маршрутного листа с указанием участка сопровождения. В случае нахождения в составе специального вагона информирует об этом наряд сопровождения.

Машинист поезда вносит в свои служебные документы фамилии и инициалы сотрудников наряда сопровождения, время начала и окончания сопровождения, участок сопровождения.

16. Наряды сопровождения несут службу во взаимодействии с работниками железнодорожного транспорта, подразделений и организаций федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», сотрудниками частных охранных предприятий, охраняющими объекты транспортных организаций, членами общественных объединений правоохранной направленности и гражданами.

17. Для разбирательства с правонарушителями, составления соответствующих документов, а также отдыха, наряду, при сопровождении поезда дальнего следования сквозным, эстафетным либо по участку способами, предоставляются купейные места, в соответствии с утвержденным графиком на основании месячной заявки ЛУВДТ, ЛОВД на выделение мест для наряда, сопровождающего конкретный пассажирский поезд, места исключаются из продажи. График может корректироваться в зависимости от складывающейся оперативной обстановки.

Предварительная заявка на выделение мест в пассажирских поездах направляется руководителями ЛУВДТ, ЛОВД в транспортные организации, не позднее, чем за 50 суток до отправления первого пассажирского поезда, указанного в месячной заявке.

Запрещается перевозить в предоставленном наряду сопровождения купе посторонних лиц, за исключением сотрудников органов внутренних дел, входящих в состав следственно-оперативных групп, а также принимать, передавать и перевозить посылки и другие отправления, за исключением служебной почты.

18. После отправления пассажирского поезда наряд сопровождения обходит весь состав, осматривает места возможного совершения противоправных действий, устанавливает взаимодействие с проводниками вагонов, другими членами поездной бригады, работниками вагона-ресторана, информирует их о порядке связи с нарядом в пути следования, разъясняет задачи по обеспечению правопорядка.

19. В пути следования наряд сопровождения несет службу путем патрулирования, находясь в движении по составу в целях постоянного контроля за обстановкой и оперативного реагирования на ее изменение. На остановочных пунктах старший наряда устанавливает взаимодействие с сотрудниками ЛУВДТ, ЛОВД, совместно с посадочными группами участвует в отработке пассажиропотока при стоянке и отправлении поезда.

20. Оперативные дежурные по ЛУВДТ, ЛОВД, расположенных на маршруте следования сопровождаемых нарядами пассажирских поездов, обеспечивают с ними: постоянный обмен информацией об изменениях оперативной обстановки; взаимодействие во время стоянок поездов, а также осуществляют в установленном порядке контроль за несением нарядами службы, независимо от их подчиненности.

21. Сотрудники наряда, могут оставить сопровождаемый пассажирский поезд только в случаях:

пресечения преступлений и доставления лиц, подозреваемых в совершении преступлений, в дежурные части ОВДТ;

осуществления преследования скрывающихся преступников;

оказания содействия работникам железнодорожного транспорта и сотрудникам милиции, работающим на станциях, в пресечении преступлений;

оказания помощи пострадавшим при происшествиях и несчастных случаях на железнодорожном транспорте.

Распоряжение об оставлении пассажирского поезда дает оперативный дежурный по ОВДТ, по участку обслуживания которого следует поезд, после доклада старшего наряда сопровождения о причинах, по которым необходимо оставить маршрут сопровождения.

Перед оставлением пассажирского поезда дальнего следования сотрудники наряда сопровождения должны проинформировать начальника поезда о причинах оставления поезда, за исключением случаев преследования скрывающихся преступников, и сделать отметку в служебных документах начальника поезда с указанием станции оставления поезда. Об оставлении поезда начальник поезда делает запись в маршрутном листе наряда сопровождения.

При оставлении поезда пригородного сообщения наряд сопровождения должен проинформировать машиниста поезда по внутрисалонной системе «пассажир-машинист» или «милиция».

Порядок дальнейшего следования наряда сопровождения (отдельных сотрудников наряда) определяется руководителями ЛУВДТ, ЛОВД, на участке обслуживания которых возникли обстоятельства, указанные в настоящем пункте. По возвращении к постоянному месту службы старший наряда сопровождения докладывает рапортом начальнику ЛУВДТ, ЛОВД о причинах оставления сотрудниками наряда сопровождаемого пассажирского поезда.

22. При сопровождении поезда дальнего следования эстафетным способом старший наряда, передающий поезд для дальнейшего сопровождения другому наряду, информирует его об оперативной обстановке, лицах, вызывающих подозрение, общественных объединениях правоохранительной направленности, находящихся в пассажирском поезде.

В маршрутный лист наряда сопровождения, принимающего пассажирский поезд, и служебные документы начальника поезда сотрудниками нарядов сопровождения вносятся записи о передаче поезда под сопровождение новому наряду, заверенные их росписью.

При сопровождении поезда пригородного сообщения эстафетным способом наряд делает посадку в головной вагон состава и представляется машинисту поезда. Машинист поезда действует в соответствии с пунктом 15 настоящей Инструкции.

23. При посадке наряда в пассажирский поезд, сопровождаемый по всему маршруту, сотрудников других ЛУВДТ, ЛОВД, входящих в следственно-оперативные группы, старший наряда сопровождения, должен занести в служебную книжку установочные данные старшего этой группы, проинформировать его об обстановке в поезде и при необходимости оказывать практическую помощь в выполнении служебных задач.

24. Сотрудники, не входящие в наряд сопровождения, при посадке в пассажирский поезд обязаны предъявить документы, предоставляющие им право проезда на железнодорожном транспорте.

25. По прибытии на вокзал (станцию) пересадки, на котором (которой) нет ОВДТ, старший наряда сопровождения устанавливает взаимодействие с руководителем смены на вокзале (станции), делает у дежурного по вокзалу (станции) отметку в маршрутном листе и обеспечивает правопорядок на территории вокзала (станции) до прибытия пассажирского поезда, подлежащего сопровождению.

26. При нахождении поезда дальнего следования на станции оборота старший наряда сопровождения во взаимодействии с членами поездной бригады принимает меры по обеспечению правопорядка в поезде дальнего следования и вдоль него на прилегающей территории.

III. Служебные обязанности нарядов, при сопровождении поезда

27. Помимо основных обязанностей, возложенных на милицию*(16), наряды при сопровождении пассажирского поезда обязаны:

обеспечивать безопасность пассажиров, работников локомотивных и поездных бригад при выполнении ими служебных обязанностей, оказывать содействие работникам контрольных органов в осуществлении их законной деятельности;

принимать совместно с работниками железнодорожного транспорта: дежурными по станции, вокзалу, посадке, начальниками поездов, проводниками вагонов меры по недопущению посадки и высадки пассажиров по ходу пассажирского поезда, проезда граждан на подножках, сцепках, крышах и в нерабочих тамбурах вагонов;

осматривать вагоны по прибытии состава на конечную станцию, удалять из них посторонних лиц;

сдавать в установленном порядке оперативному дежурному по ЛУВДТ, ЛОВД обнаруженные при осмотре поезда бесхозные вещи, ценности, документы, оружие, боеприпасы, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения;

контролировать соблюдение правил пожарной безопасности, состояние освещенности и надежности блокировки входных дверей вагонов;

проводить индивидуально-профилактические беседы с пассажирами с целью предупреждения злоупотребления спиртными напитками в пассажирских поездах, краж вещей, повышения личной ответственности пассажиров за сохранность ручной клади, разъяснять необходимость хранения документов и наиболее ценных предметов при себе или в рундуках, закрытии в ночное время дверей купе на защелку и «секретку», а также недопустимость оставления вещей без присмотра. При этом запрещается без крайней необходимости беспокоить в ночное время отдыхающих пассажиров;

сообщать начальнику поезда о выявленных нарушениях членами поездной бригады должностных инструкций для принятия мер реагирования;

с целью предупреждения террористических актов проводить осмотр мест вероятной установки взрывных устройств, а также разъяснительную работу с членами поездных бригад об усилении бдительности и действиях при обнаружении подозрительных предметов.

IV. Права нарядов, при сопровождении поезда

28. Помимо прав, предоставленных милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей*(17), наряды при сопровождении пассажирского поезда имеют право:

в присутствии начальника поезда или работников локомотивной и поездной бригады осматривать технологические ниши и пустоты вагонов;

проезжать и размещаться в выделенном купе вагона по всему маршруту сопровождения поезда;

пользоваться в служебных целях средствами ведомственной связи транспортных организаций;

содействовать в установленном порядке работникам локомотивных и поездных бригад в удалении пассажира из поезда на остановочных пунктах, если он при посадке в пассажирский поезд или в пути следования нарушает правила проезда, общественный порядок и мешает спокойствию других пассажиров*(18).

О каждом правонарушении, связанном с удалением пассажиров из пассажирского поезда, старший наряда докладывает рапортом начальнику ЛУВДТ, ЛОВД с указанием даты, времени, места и оснований задержания.

V. Служебные обязанности работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения

29. Начальник поезда и проводники вагонов должны регулярно, не реже 2-х раз в сутки информировать пассажиров о соблюдении мер личной безопасности. Во время стоянки поезда на станциях не допускать в вагоны посторонних лиц, а после отправления поезда убедиться в их отсутствии в вагонах. При обнаружении посторонних лиц, работники поездной бригады должны принять меры к их удалению и поставить в известность начальника поезда и наряд сопровождения.

Ознакомьтесь так же:  Налог с граждан таджикистана

Начальник поезда в ночное время организует работу дежурных проводников вагонов. При дежурстве, особенно в ночное время, проводники контролируют все передвижения пассажиров по вагону и пассажирскому поезду, регулярно проверяют свободные купе, служебные и технические помещения (коридоры, тамбуры, туалеты). При выявлении подозрительных лиц проводник информирует начальника поезда и наряд сопровождения.

Начальник поезда и машинист поезда информирует не менее двух раз в сутки (не менее двух раз за время поездки в одном направлении) пассажиров о сопровождении поезда нарядом, порядке связи с ним и месте нахождения наряда.

30. При обнаружении противоправных действий или обращении пассажира о совершении в пути следования пассажирского поезда по отношению к нему противоправных действий проводник вагона немедленно сообщает об этом начальнику поезда и наряду сопровождения.

Начальник поезда совместно с нарядом сопровождения в доступной и корректной форме проводит опрос с их согласия пострадавших пассажиров и возможных свидетелей происшествия.

При поступлении обращений пассажиров поезда пригородного сообщения о противоправных действиях, локомотивная бригада немедленно вызывает по громкоговорящей связи наряд сопровождения к месту происшествия.

31. При отсутствии в пассажирском поезде наряда сопровождения начальник поезда:

с использованием имеющихся у него средств связи информирует о происшествии ОВДТ с сообщением следующей информации: станция или участок следования пассажирского поезда, где имело место происшествие, N поезда, N вагона, анкетные данные обратившегося пассажира или члена поездной бригады, время происшествия, краткая суть происшествия;

направляет телеграммы по данному факту в адрес ЛУВДТ, ЛОВД, транспортную организацию по месту формирования поезда.

Локомотивная бригада информирует о происшествии дежурного ближайшей станции или поездного диспетчера и действует по их указаниям.

32. Один экземпляр информационного листа передается начальником поезда старшему наряда сопровождения, а при отсутствии наряда сопровождения — на ближайшей станции в дежурную часть ЛУВДТ, ЛОВД или старшему оперативно-следственной группы.

Второй экземпляр информационного листа с росписью старшего наряда сопровождения, дежурного ЛУВДТ, ЛОВД или старшего оперативно-следственной группы, протоколом оперативного разбора, подробным рапортом и имеющимися документами по факту совершения противоправных действий и объяснениями проводника вагона, где произошло правонарушение, передает руководителю транспортной организации по месту формирования поезда для разбора и принятия мер.

33. Руководитель транспортной организации по месту формирования поезда информационный лист с материалами разбора направляет руководству вышестоящей организации.

34. При посадке в пассажирский поезд следственно-оперативной группы начальник поезда и поездная бригада оказывают содействие в проведении следственных мероприятий по раскрытию преступления.

VI. Права членов поездных бригад при исполнении служебных обязанностей по обеспечению правопорядка

35. Начальник поезда имеет право:

вносить в маршрутные листы нарядов сопровождения замечания по исполнению сотрудниками своих обязанностей и предложения по их устранению;

информировать начальников ЛУВДТ, ЛОВД, от которых назначены наряды сопровождения, о ходе выполнения ими служебных обязанностей;

вносить через транспортные организации по месту формирования поезда предложения руководителям ОВДТ о принятии необходимых мер по обеспечению правопорядка, личной и имущественной безопасности пассажиров и членов поездных бригад.

36. Члены поездных бригад имеют право привлекать наряды сопровождения для удаления из поезда пассажира, который проезжает без проездного документа (билета) или по недействительному проездному документу (билету) и отказывается платить стоимость проезда*(19).

VII. Контроль за работой нарядов сопровождения

37. Контроль за работой нарядов сопровождения осуществляется независимо от их подчиненности руководящим и инспекторским составом УВДТ, ЛУВДТ, ЛОВД в пути следования и на станциях во время стоянок пассажирских поездов по месту дислокации ЛУВДТ, ЛОВД.

38. При проверках особое внимание обращается на соблюдение нарядами сопровождения служебной дисциплины, сохранность табельного оружия и специальных средств, выполнение требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России и настоящей Инструкции. О результатах проведенных проверок исполнители делают отметки в маршрутных листах и докладывают руководителям ОВДТ по подчиненности.

39. Во время длительных стоянок поезда (более 20 минут) на станциях, где имеются ЛУВДТ, ЛОВД, старший наряда сопровождения либо по его поручению сотрудник наряда, докладывает оперативному дежурному по ЛУВДТ, ЛОВД о состоянии правопорядка в поезде. Оперативный дежурный по ЛУВДТ, ЛОВД делает об этом отметку в маршрутном листе с проставлением штампа дежурной части.

40. По прибытии на конечный пункт маршрута пассажирского поезда старший наряда сопровождения докладывает рапортом оперативному дежурному по ЛУВДТ, ЛОВД о состоянии правопорядка в поезде. При нахождении пассажирского поезда на станции оборота свыше 3 часов на время, не связанное с обеспечением правопорядка в составе поезда, табельное оружие и спецсредства сдаются сотрудниками наряда сопровождения на временное хранение в дежурную часть ЛУВДТ, ЛОВД.

41. Оперативный дежурный по ЛУВДТ, ЛОВД записывает в рабочую тетрадь сведения о составе прибывших нарядов сопровождения, времени их прибытия, номерах сопровожденных и подлежащих сопровождению пассажирских поездов, наличии оружия и специальных средств, определяет способ связи с нарядами при нахождении их на станциях оборота.

42. Контроль за пребыванием нарядов сопровождения на станциях оборота осуществляется руководящим и инспекторским составом УВДТ, ЛУВДТ, ЛОВД по утвержденному графику. Проверки производятся на основании соответствующих предписаний УВДТ, ЛУВДТ, ЛОВД. Результаты проверок отражаются в маршрутных листах, а также в постовых ведомостях ЛУВДТ, ЛОВД.

43. Перед отправлением наряда сопровождения в обратный путь ответственный от руководства ЛУВДТ, ЛОВД проводит его инструктаж.

44. Начальники милиции общественной безопасности ОВДТ обеспечивают сбор, обобщение и ежемесячное (не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным) направление в соответствующие УВДТ информации о результатах проверок несения службы назначенными от их ОВДТ нарядами сопровождения.

45. В случаях грубого нарушения нарядами сопровождения или отдельными сотрудниками нарядов требований настоящей Инструкции, лица, на которых возложен контроль за работой наряда отстраняют их от дальнейшего несения службы. Информация об этом незамедлительно направляется в УВДТ.

46. При возвращении из поездки наряды сопровождения докладывают о выполнении служебного задания оперативному дежурному по ЛУВДТ, ЛОВД, сдают ему маршрутную карточку, заполненный маршрутный лист и рапорт о результатах работы нарядов.

47. Оперативный дежурный по ЛУВДТ, ЛОВД докладывает результаты работы нарядов сопровождения за сутки руководству ЛУВДТ, ЛОВД и передает им на рассмотрение маршрутные листы и рапорта. Маршрутные листы подлежат хранению в течение одного года в отдельном деле.

48. Результаты работы нарядов сопровождения учитываются и оцениваются руководителями ЛУВДТ, ЛОВД и командирами строевых подразделений милиции в порядке, установленном МВД России.

49. Начальники милиции общественной безопасности УВДТ обеспечивают ежемесячный учет результатов работы нарядов сопровождения, а также своевременное направление информации на железные дороги, в транспортные организации и Департамент обеспечения правопорядка на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным.

VIII. Контроль и учет работы членов поездных бригад

50. Контроль и учет работы поездных бригад осуществляется должностными лицами организаций железнодорожного транспорта в установленном порядке.

*(2) Далее — «поезд» или «пассажирский поезд».

*(3) Далее — «наряд» или «наряд сопровождения».

*(4) Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст. 503; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 360; N 32, ст. 1231; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666.

*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169; N 28, ст. 2884; 2007, N 46, ст. 5554.

*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170; N 28, ст. 2891; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554.

*(7) Утвержден приказом МВД России от 29 января 2008 г. N 80 (зарегистрирован в Минюсте России 5 марта 2008 г., регистрационный N 11290).

*(10) Далее — «график».

*(11) Далее — «ЛУВДТ».

*(13) Маршрутный лист выдается только наряду сопровождения поезда дальнего следования.

*(14) Далее — «начальник поезда».

*(15) Далее — «машинист поезда».

*(16) Статья 10 Закона Российской Федерации «О милиции».

*(17) Статья 11 Закона Российской Федерации «О милиции».

*(18) Пункт 36 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 10, ст. 851; 2006, N 52 (часть III), ст. 5587).

*(19) Пункт 36 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111.

письмом ОАО «Российские железные дороги»

от 19.06.2008 г. N 9619

Оборотная сторона маршрутного листа

Приказ МВД РФ и Минтранса РФ от 17 февраля 2009 г. N 142/26 «Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов милиции органов внутренних дел на транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования пригородного сообщения»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 марта 2009 г.

Регистрационный N 13571

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 31 марта 2009 г. N 54

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *