Востоковедение пособие

ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. Учебное пособие для академического бакалавриата

Год: 2018 / Гриф УМО ВО

Знание основ научной культуры и владение технологиями исследовательского труда является непременным условием развития профессиональных компетенций студентов-востоковедов. Пособие, предзначенное для студентов направления «Востоковедение», может представлять интерес для преподавателей и применяться на занятиях по основам научно-исследовательской деятельности, теории научного текста, по теории и практике научной коммуникации, теории научного дискурса, основам написания научного текста. Как в теоретической, так и в практико-ориентированной части данного пособия заложены универсальные методические модели и алгоритмы, по которым можно организовать аудиторную и самостоятельную работу студентов по различным тематическим направлениям других гуманитарных дисциплин и по тематике междисциплинарных исследований. Многие из текстов и упражнений могут либо непосредственно использоваться при изучении вопросов взаимодействия России и стран Запада с Востоком, либо в методическом плане послужить моделями для структурирования и отбора методического материала.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для ‘ class=»text-primary»>Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для ‘ class=»text-primary»>Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.

‘ class=»text-primary»>Наличными оплата принимается через терминалы. Без процентов можно оплатить через отделения салонов связи Евросеть или Связной или через Сбербанк. В терминалах других систем возможно взимание комиссий.

Если оплата производится через салон связи: код платежа необходимо назвать оператору и указать, что платеж для Яндекс.Денег.

Если Вы находитесь за пределами РФ, список компаний, принимающих подобные платежи в Вашей стране, будет виден в окне с кодом платежа.

Возможен ли возврат моего заказа? Возврат средств?

Согласно Постановлению 55 Правительства РФ, книги входят в список непродовольственных товаров, которые не подлежат обмену и возврату. Поэтому, если Вы оплатили и получили заказ, надлежащего качества и в составе, аналогичном оплаченному, возврат не производится.

В остальных случаях возврат заказа и денежных средств обговаривается отдельно. Вы можете связаться с нами по телефону +7 (495) 744-00-12 или электронной почте [email protected] .

Доставка заказов печатных книг осуществляется через партнерскую сеть службу доставки. Доставка данной службой осуществляется в пределах Российской Федерации. В некоторые страны СНГ доставка возможна через транспортные компании по согласованию с сотрудниками Издательства.

Обратите внимание, что для корректной и своевременно доставки необходимо верно указать свой ‘ class=»text-primary»>мобильный телефон , чтобы сотрудник курьерской службы мог с Вами связаться. Указывать телефон необходимо, начиная с цифры 9 (без восьмерки)!

При оформлении заказа можно выбрать один из способов доставки:

    С амовывоз с пункта выдачи заказов. На территории России открыто большое количество пунктов выдачи. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа в блоке «Доставка» нажмите на « ‘ class=»text-primary»>Самовывоз », выберите населенный пункт. (Начните печатать название, появится выпадающий список городов. Выбрать нужно из тех, что есть в списке.) После выбора на карте отразятся все возможные пункты выдачи в данном населенном пункте. Карту можно приблизить. Справа от подходящего пункта выдачи в открывшемся окне необходимо нажать кнопку «Выбрать пункт», тогда адрес появится в строке «Адрес самовывоза». В отдельном окне видны часы работы пункта выдачи, ориентировочная дата готовности заказа, стоимость доставки и поясняющая информация (если таковая имеется). В этом же блоке Вы увидите стоимость доставки и срок хранения заказа.

К урьерская (адресная) доставка. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа нажмите на слово « ‘ class=»text-primary»>Курьерская ». Необходимо указать Ваш населенный пункт (начните водить название в строке «Город», выбрать необходимо из появившегося списка). Затем заполните адрес доставки, начиная с улицы. В комментариях можно указать дополнительные сведения. Сотрудник курьерской службы всегда предварительно звонит перед приездом для согласования времени и адреса, однако можно дополнительно подчеркнуть необходимость звонка заранее. Просим обратить внимание, что без подтверждения от Вас готовности принять заказ, курьер не выезжает по адресу! Время ожидания курьера на адресе составляет строго 15 мин.

Выбрать удобную дату доставки можно из списка дней, что выделены зеленым. В этой же форме Вы увидите стоимость курьерской доставки.

Востоковедение пособие

Еще не зарегистрированы?

Зарегистрируйтесь! Регистрация позволит получить доступ к специальным предложениям BGshop.ru и упростить оформление следующих заказов.

Востоковедение. Академическое письмо. Учебное пособие для академического бакалавриата

Пособие, предназначено для студентов-востоковедов,изучающих методологию научных исследований,но также может представлять интерес для преподавателей и применяться на занятиях по основам научно-исследовательской деятельности,теории научного текста,по теории и практике научной коммуникации,теории научного дискурса,основам написания научного текста.Как в теоретической,так и в практико-ориентированной части данного пособия заложены универсальные методической модели и алгоритмы,по которым можно организовать аудиторную и самостоятельную работу студентов по различным тематическим направлениям других гуманитарных дисциплин и по тематике междисциплинарных исследований.Многие из текстов и упражнений могут либо непосредственно использоваться при изучении вопросов взаимодействия России и стран Запада с Востоком,либо в методическом плане послужить моделями для структурирования и отбора методического материала.

Востоковедение пособие

Издательство: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Эр Медиа

Автор: Голубенко Н.Б.

Год издания: 2019

Издательство: Ай Пи Эр Медиа

Автор: Светлов В.А.

Год издания: 2019

Издательство: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Эр Медиа

Автор: Сухорукова М.В., Тябин И.В.

Год издания: 2019

Издательство: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Эр Медиа

Автор: Згонникова В.В.

Год издания: 2019

Издательство: Вузовское образование

Автор: Федоров А.Ю.

Год издания: 2019

Издательство: Ай Пи Эр Медиа

Автор: Даниленко В.П.

Год издания: 2018

С этой книгой также читают

Автор: Перхуткин В.П., Перхуткина З.И., Овчарук Т.А., Недух Е.Н., Панюкова М.Л.

Год издания: 2006

Просмотр оглавления издания

Просмотр списка использованных источников

Бесплатная горячая линия

8 800 555 22 35

е-mail: [email protected], [email protected]

Доступ к фондам ЭБС IPRbooks предоставляется круглосуточно.

410012, г. Саратов, ул. Вавилова, 38/114, офисы 425, 428, 1019

Востокове́дение (ориентали́стика) — совокупность научных дисциплин, изучающих историю, экономику, литературу, языки, искусство, религию, философию, этнографию, памятники материальной и духовной культуры стран Востока. Иногда объединяется в одну дисциплину с африканистикой (изучение стран Африки), иногда рассматривается от африканистики изолированно. Последнее определяется принадлежностью части африканских стран к мусульманскому миру.

Особый отдел ориенталистики — военное востоковедение, которое занимается изучением военных аспектов географии, политики, экономики, истории и культуры стран Востока и Северной Африки. В Российской империи наиболее широко и плодотворно военное востоковедение развивалось в стенах Военной академии Генерального штаба. В Российской Федерации ведущим научным и учебным заведением является Военно-дипломатическая академия Генерального Штаба Вооруженных Сил.

Отрасли востоковедения

Африканистика выделилась из востоковедения в самостоятельную дисциплину, то же постепенно происходит с кавказоведением и входящими в него дисциплинами — арменистикой, картвелологией и др.

Российское военное востоковедение

Можно предположить, что на заре существования первых государственных образований на территории современной России — удельных княжеств — уже существовали как отдельные лица, так и организации, осуществлявшие сбор, хранение и анализ разнообразной информации о странах Востока, включая и ее военные аспекты. В «допетровскую» эпоху главными государственными структурами, которые аккомулировали востоковедческую информацию были очевидно Сибирский приказ и Тайный приказ. В пореформенную эпоху в Императорской России вплоть до наполеоновских войн информация о странах азиатского Востока и Северной Африки проходила по гражданскому ведомству — министерству иностранных дел.

Вполне систематический и целенаправленный характер добывание и обработка военной информации о странах Востока и Северной Африки получили в военном ведомстве Российской империи в XIX в. Большую и наиболее ценную часть военной востоковедческой информации добывали военные агенты (в будущем — военные атташе) при российских посольствах и консульствах за рубежом, офицеры квартирмейстерской службы и офицеры Генерального штаба Российской армии. В XIX же веке получили широкое распространение так называемые военно-географические экспедиции, в том числе и в страны Востока. Доставляемые военному ведомству сведения имели форму записок, докладов, отчетов, обозрений, специальных описаний, словарей, координат и высот географических мест, схем, планов, чертежей, географических карт и другого.

Российские военные разведывательные органы в области востоковедения тесно сотрудничали с Министерством иностранных дел, Русским Географическим обществом, Академией наук, университетами и институтами, а также с отдельными гражданскими лицами, имевшими полезную информацию востоковедческого характера.

Во второй половине XIX в. сформировалась национальная российская научная школа военного востоковедения — одна из сильнейших наряду с ведущими в мире английской, голландской, французской и немецкой школами военного востоковедения.

После Октябрьской революции 1917 года и прихода к власти большевиков российское военное востоковедение чрезвычайно сильно расстроилось и в значительной степени пострадало как, впрочем, и вся российская военная наука в целом. Из страны эмигрировало около 2 млн человек, многие востоковеды скончались от лишений или погибли в годы Гражданской войны, были репрессированы. Возрождение военного востоковедения на новых идеологических и концептуальных основах произошло уже в 30-е годы XX века. Однако новые репрессии ВЧК-ОГПУ-НКВД в период перед Второй мировой войной в значительной степени обескровили российское военное востоковедение и многие потери оказались невосполнимыми.

В годы Второй мировой войны особое внимание российских военных востоковедов в значительной степени было обращено на Кавказ и страны — Турцию и Иран; Тува, Монголия, Северо-Восточный Китай, Япония, Курилы и Сахалин изучались как театры военных действий на Востоке. В 1944 г. Тува вошла в состав СССР.

К 60-м годам военное востоковедение в СССР вновь уже имело стройную структуру, научное обеспечение и сравнительно хорошее государственное финансирование. Сформировалась новая, сильная и жизнеспособная «советская» школа военного востоковедения, одна из сильнейших в мире. Традиционно школа эта опиралась на колоссальный объем разведывательной информации, наиболее ценную часть которой составляли сведения, добываемые агентами-нелегалами КГБ и ГРУ. Чрезвычайно широко практиковались и практикуются по настоящее время научные связи с Министерством иностраннных дел, Российской Академией наук, институтскими и университетскими кафедрами, научно-исследовательскими институтами, фондами и тому подобными гражданскими ведомствами востоковедческого профиля.

После распада СССР в 1991—1998 гг. российское военное востоковедение понесло чувствительные утраты, но в настоящее время эта научная дисциплина вновь возрождается. Колоссальный пласт блестящих достижений «старого», — времен Императорской России, — военного востоковедения вновь вводится сегодня в широкий научный оборот, а имена замечательных российских военных востоковедов и их труды становятся известны не только современным научным кругам, но и широкой публике. Это новое «открытие» культурных достижений российского военного востоковедения — необычайно широких по охвату проблем и глубоких по научному качеству — делает честь всей российской науке. В силу своей очевидной «закрытости» военного востоковедения и сами российские военные востоковеды, и обширные их научные труды все еще недостаточно изучены и сравнительно слабо введены в научный оборот.

Даже общее знакомство с научным наследием российского военного востоковедения XIX—XX вв. позволяет сделать достоверный вывод о том, что военные востоковеды очень часто и во многих областях изучения Востока получили научные результаты, значительно превосходящие по объему и качеству то, что было сделано их коллегами, принадлежащими к гражданским ведомствам. В некоторой степени это объясняется упрощенным механизмом выезда в ту или иную страну, подлежащую изучению, лучшим финансированием, налаженной военно-разведывательной системой связи для оперативной передачи информации, строгой отчетностью и сугубо военной структуризацией и методологией поиска, сбора и обработки востоковедческой информации.

Значительная часть исключительно ценной информации по странам Востока и Северной Африки, принадлежащая российскому военному ведомству еще не обнародована и, таким образом, не находится в научном обороте. Одна из причин такого положения — традиционная «закрытость» архивных фондов по проблематике военного востоковедения, доступ к которым имеет очень узкий круг официальных лиц.

Востоковедение пособие

21 декабря 2018

Как отправить сына учиться за границу в XVI веке

21 декабря 2018

Энергетика будущего: ответ на глобальные вызовы

Востоковедение. Академическое письмо. Учебное пособие для академического бакалавриата

Знание основ научной культуры и владение технологиями исследовательского труда является непременным условием развития профессиональных компетенций студентов-востоковедов, которые приобщаются к научной работе с первого курса и постепенно, шаг за шагом, осваивают методологию современного востоковедческого исследования. Овладение навыками работы с историческими и современными источниками связано не только с изучением восточного языка, но и с формированием умений работы с научной информацией, оформления результатов в виде научных, научно- и учебно-квалификационных текстов. Данное пособие ставит целью научить студентов-востоковедов основам текстовой деятельности в системе научного гуманитарного востоковедческого дискурса. Учебное пособие предназначено не только для студентов-востоковедов, изучающих методологию научных исследований, но и для студентов бакалавриата и магистратуры и аспирантов других образовательных программ гуманитарного и социального направления. Данное издание может представлять интерес для преподавателей и использоваться на занятиях по основам научно-исследовательской деятельности, теории научного текста, по теории и практике научной коммуникации, теории научного дискурса, основам написания научного текста. Как в теоретической, так и в практико-ориентированной части данного пособия заложены универсальные методические модели и алгоритмы, по которым можно организовать аудиторную и самостоятельную работу студентов по различным тематическим направлениям других гуманитарных дисциплин и по тематике междисциплинарных исследований. Многие из текстов и упражнений могут либо непосредственно использоваться при изучении вопросов взаимодействия России и стран Запада с Востоком, либо в методическом плане послужить моделями для структурирования и отбора методического материала. Данное учебное пособие может быть полезно студентам магистратуры, аспирантам и начинающим исследователям в различных областях современного востоковедения и смежных гуманитарных дисциплин.

В данной статье рассматривается вопрос о статусе категории конфликтности в научном тексте и ее трансляции на примере работы Дж. Лакоффа и М.Джонсона «Метафоры, которыми мы живем» и ее перевода на русский язык.

Глава в коллективной монографии посвящена рассмотрению вопросов приобретения академических навыков студентами при обучении в неязыковом вузе. Подробно рассматриваются цели и задачи студентов, обучающихся по совместной с Лондонским университетом бакалаврской программе, а также методики приобретения указанных навыков.

Статья посвящена выбору стратегии перевода научного текста. Рассмотрены семиотические, когнитивные и коммуникативрные основания стратегии перевода научного текста.

Сборник посвящен памяти известных специалистов по Южной Азии М.А. и О.В. Плешовых. В основе — материалы научной конференции, состоявшейся в 2008 г. и также посвященной их памяти. Основная тематика статей — политическое, социальное и культурное развитие Индии, Пакистана, Непала и Бангладеш, специфика их государственности, выдвигавшиеся в различные периоды истории концепции развития и их реальное воплощение, отношения стран региона друг с другом и остальным миром. В сборник также включены воспоминания коллег о Марине и Олеге Плешовых.

В статье рассматривается востоковедение как значимый сегмент культурно-образовательного пространства современной России. Для подготовки специалистов, способных эффективно применять в коммуникативной межкультурной практике адекватные сценарии и стратегии в различных профессиональных сферах деятельности, учитывающие специфику китайского менталитета и китайских культурных ценностей, в современных условиях требуется комплексный подход к обучению, охватывающий все значимые сферы социальной, политической и этнокультурной жизни китайцев. Изучение музыкальной культуры Китая (как части сложно структурированного семиотического пространства традиционной китайской культуры) позволяет глубоко и системно изучить этнопсихологические особенности и картину мира китайцев, для которых национальная музыка является значимой культурной ценностью, предметом гордости и инструментом реализации современных стратегий культурного влияния в мире. Изучение китайской музыки позволяет российским студентам-китаеведам ознакомиться с логическими и эмоциональными аспектами мировосприятия китайцев и китайской картины мира, которая нашла яркое выражение в системе традиционного музыкального искусства. В процессе изучения музыкальной культуры Китая у студентов актуализируются и совершенствуются как лингвистические, так и нелингвистические профессиональные компетенции, в силу того что китайская музыка неразрывно связана со словом, символом, ритуалом, мифом, движением, жестом, представлениями о времени и пространстве, о месте человека в природном и социальном мире. Инновационные образовательные технологии позволяют включить музыку в контекст образовательного процесса не только в качестве иллюстративного или фонового материала, но и как самостоятельную предметную область изучения.

Статья посвящена когнитивным, коммуникативным и лингвистическим факторам, обусловливающим конгениальность переводчика научного текста.

Книга представляет собой сборник статей по проблемам востоковедения, посвященных памяти выдающегося тюрколога А.Н. Самойловича (1880-1938). В сборник вошли работы по темам, так или иначе связанными с направлениями научных изысканий самого А.Н. Самойловича.

В статье прослеживаются две линии трактовки философского статуса паламизма и варлаамизма в контексте имяславских споров в русской мысли начала XX века. Одна линия, заданная Ф.И. Успенским, связывала паламизм с аристотелизмом и номинализмом, а варлаамизм – с платонизмом и реализмом. Другая, идущая от М.Д. Муретова, наоборот, связывала паламизм с платонизмом, а варлаамизм – с номинализмом. В статье исследуется развитие и трансформация этих линий в ходе имяславских споров. Показано, что иеросхимон. Антоний (Булатович) хоть и не высказывался относительно философской квалификации паламизма и варлаамизма, однако он рецепиировал паламизм, выдвинул учение об идеях в контексте имяславия и полемически приписал своим противникам варлаамитскую позицию. Противник имяславия С.В. Троицкий подверг критике учение Булатовича об идеях и вернул ему обвинение в варлаамизме, связав последний с платонизмом, частично следуя в этом схеме Успенского. В.Ф. Эрн и П.А. Флоренский же, исходя из собственных философских установок и выступая в качестве апологетов имяславия, развивали понимание Муретова. Показано также, что указанные противоположные трактовки философских оснований паламитской и варлаамитской доктрин опираются на различные места из «Синодика в Неделю православия».

После распада Советского Союза в Россию мощным потоком хлынула зарубежная культура. Начинают издаваться книги ранее запрещенных писателей, а также активно продвигаются комиксы, в том числе – японские комиксы «манга», о которых бывшие советские граждане слышали впервые. Распространение самой манги (и аниме) за рубежом начинается только в середине 1980-х годов, а уже в 1990-е годы первые ее образцы добираются и до России. Так, в 1995 году на русском языке выходит первый том манги Накадзава Кэйдзи «Босоногий Гэн», приуроченный к 50-й годовщине атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Но годом ранее была выпущена еще одна манга, которую на сегодняшний день можно считать самой первой мангой, изданной на русском языке. Символично, что ей оказалась манга Тэдзука Осаму «Блэк Джек». Именно благодаря Тэдзука Осаму в послевоенные годы манга развилась в огромную индустрию, которая впоследствии смогла конкурировать с американскими комиксами и французскими банд десине. Тэдзука по образованию был врачом и в этой манге он соединил свои медицинские знания с профессией мангаки. Персонаж Блэк Джек стал своеобразным альтер-эго самого Тэдзука Осаму и снискал огромную любовь читателей. Впрочем, о существовании такого персонажа, в отличие, например, от американского Микки Мауса, едва ли было известно в России, поэтому первые выпуски японских комиксов особым спросом не пользовались. Несмотря на это, в узком кругу отечественных поклонников японской анимации и манги (отаку) назревала потребность в такого рода культурной продукции. В конце 1990-х годов с развитием компьютерных технологий получают широкое распространение любительские переводы манги в Сети, в том числе и в русскоязычном сегменте Интернета. Появляются неофициальные издательства, которые публикуют на бумаге нелицензионную мангу (пиратку). Впоследствии некоторые из них переквалифицируются в официальные компании, что ознаменует появление первых российских издательств манги в начале 2000-х годов. В этой связи важно проследить содержание этих произведений и специфику их публикации, а также опыт издательств, которые решили взяться за перевод азиатских комиксов на русский язык.

В XXI веке кардинально меняются роль и место труда как основного социального института. Казалось бы, труд – одно из основных условий существования и развития человеческого общества. И ничто не способно поколебать это устоявшееся представление. Однако особенности современной эпохи свидетельствуют о серьезных изменениях характера и содержания процесса труда. И эти изменения, о которых пойдет речь в нашей книге, совпадают с желанием современного человека освободиться от столь тяготивших его тенет труда. Что ждет человека, выросшего в цивилизации труда, убежденного, что труд – это одна из основных жизненных потребностей. Какие перспективы рисует нам информационная эпоха, что будет с трудом как с одним из видов человеческой деятельности? Эти и другие вопросы в центре внимания книги «Жизнь без труда или труд во спасение?» Сидориной Татьяны Юрьевны – известного российского исследователя в области философии культуры, социальной теории, социальной философии, доктора философских наук, ординарного профессора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Словарь русских синонимов .

Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык. З. Е. Александрова . 2011 .

Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик. 2012 .

Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин . 2013 .

Смотреть что такое «востоковедение» в других словарях:

востоковедение — востоковедение … Орфографический словарь-справочник

ВОСТОКОВЕДЕНИЕ — как филологическая культурология основано преимущественно на филол. базисе изучение традиц. культур Востока в их истор. движении. Удельный вес филологии, культурологии (в к рую включено религиоведение) и истории был весьма… … Энциклопедия культурологии

востоковедение — ВОСТОКОВЕДЕНИЕ, ориенталистика … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

ВОСТОКОВЕДЕНИЕ — (ориенталистика) совокупность научных дисциплин, изучающих историю, экономику, языки, литературу, этнографию, искусство, религию, философию стран Востока. Внутри востоковедения сложились региональные отрасли (напр., арабистика, синология,… … Большой Энциклопедический словарь

ВОСТОКОВЕДЕНИЕ — ВОСТОКОВЕДЕНИЕ, востоковедения, мн. нет, ср. Совокупность социально экономических и филологических научных дисциплин, изучающих страны Востока; ориенталистика. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ВОСТОКОВЕДЕНИЕ — ВОСТОКОВЕДЕНИЕ, я, ср. Совокупность наук о странах Востока. | прил. востоковедный, ая, ое и востоковедческий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Востоковедение — (ориенталистика) совокупность научных дисциплин, изучающих историю, экономику, литературу, языки, искусство, религию, философию, этнографию, памятники материальной и духовной культуры стран Востока. Иногда объединяется в одну дисциплину с… … Википедия

ВОСТОКОВЕДЕНИЕ — (нем. Morgenkunde, Orientalistik; франц. orientalistique). Термин востоковедение европейский, у народов Востока отсутствующий, а если и появляющийся, то как переводный и обозначающий чисто европ. явление. Понятие Восток как обозначение некоего… … Советская историческая энциклопедия

Востоковедение — ориенталистика, исторически сложившаяся в Европе наука, комплексно изучающая историю, экономику, языки, литературу, этнографию, искусство, религию, философию, памятники материальной и духовной культуры Востока, под которым имеют в виду… … Большая советская энциклопедия

востоковедение — я, только ед., с. Наука, комплексно изучающая историю, культуру, языки и литературу народов Востока. Синонимы: ориентали/стика Родственные слова: востокове/д, востокове/дческий Этимология: см. Восток и ведать Энциклопедический комментарий … Популярный словарь русского языка

Международные отношения, история и востоковедение (МОИВ)

450078, г. Уфа, ул. Чернышевского, 145, корпус 12, ауд. 613

доктор исторических наук, доцент Галиуллина Светлана Дмитриевна

кандидат исторических наук, доцент Щербаков Александр Сергеевич;
кандидат технических наук Мазитов Руслан Мидхатович

• Свою историю кафедра, ведет с ноября 1941 года как кафедра марксизма-ленинизма Московского нефтяного института им. И.М. Губкина. В 1956 году кафедра марксизма ленинизма

была переименована в кафедру истории КПСС и марксистско-ленинской философии. В 1965 году возникла отдельная кафедра истории КПСС. С 1991 года кафедра стала именоваться кафедрой политической истории, с 1993 года – истории, с 1996 — с 1996 г. и по настоящее время – истории и культурологии.
• В ноябре 1941 года Московский нефтяной институт им. И.М. Губкина был эвакуирован в Уфу. Обязанности заведующего кафедрой временно исполнял Е. К. Карабаджак. 6 декабря 1941 года после завершения эвакуации большинства преподавателей было принято решение об объединении кафедр марксизма-ленинизма и политической экономии. Заведующим объединенной кафедры был назначен доцент С.М. Эпштейн. Свою деятельность кафедра осуществляла в составе инженерно-экономического факультета. В 1943 году начался процесс реэвакуации – преподаватели, сотрудники и студенты возвращаются в Москву. Оставшиеся в Уфе структурные подразделения института приобретают статус филиала МНИ. Произошли многочисленные изменения в составе кафедр, менялись их названия. Оставшиеся преподаватели работали со значительной перегрузкой. Для работы в институте были приглашены преподаватели из других вузов Уфы, не работавшие ранее в нефтяном институте. В течение года из 29 штатных преподавателей филиала – 14 были приглашены вновь.
• К началу 1943/44 учебного года кафедра основ марксизма-ленинизма функционирует как самостоятельное подразделение, находящееся в непосредственном подчинении директора института. В августе 1943 года С.М. Эпштейн согласно телеграфного распоряжения Наркома нефтяной промышленности был откомандирован на работу в Москву. Заведующим кафедрой был назначен доцент М.И. Ахремчик. Среди приглашенных сотрудников кафедры отметим также старшего преподавателя М. Г. Кузнецову. Старшим лаборантом работала Г. А.Туревская.
• По штатному расписанию, утвержденному приказом ВКВШ СНК СССР за № 196 от 13 ноября 1943 года, кафедра марксизма-ленинизма по устоявшейся традиции тех лет числилась под первым номером и включала 4 штатных единицы профессорско-преподавательского состава и одну единицу учебно-вспомогательного персонала.

• По эффективности работы кафедра традиционно считалась одной из лучших в институте. В 1943 году по результатам социалистического соревнования ей было присвоено призовое место.
• В августе 1944 года М. И. Ахремчик был откомандирован в распоряжение партийных органов Белоруссии. Заведующим кафедрой марксизма-ленинизма был назначен Садок Иванович Беляев.
• После реэвакуации Московского нефтяного института в уфимском филиале осталось мало преподавателей имеющих ученую степень и звание. К 1946 году в институте работало всего 5 кандидатов наук, четверо из них были доцентами. С. И. Беляев был одним из наиболее опытных и знающих педагогов, имел большой педагогический стаж, входил в состав совета филиала МНИ.
• К 1946 году на кафедре работало четыре человека: С. И. Беляев, А. Ф. Лазарев, П. Л. Шафир, В. А. Добрынин. Лекции читались студентам первого курса по дисциплине «Основы марксизма-ленинизма».

Коллектив кафедры марксизма-ленинизма и полит-экономии, 1942 г.

Коллектив кафедры марксизма-ленинизма и политэкономии, 1960 г.

• В те годы в институте большое внимание уделялось политико-воспитательной работе. Эта работа целиком ложилась на кафедру марксизма-ленинизма, которая фактически становилась центром научной пропаганды основ марксистско-ленинского учения. При кафедре для студентов работал кружок текущей политики, выпускался специальный полит-бюллетень. Заведующий кафедрой С. И. Беляев лично проводил консультации среди преподавательского состава, изучавшего историю коммунистической партии, диалектический и исторический материализм.
• Кафедра быстро росла и уже в 1953 году из нее в самостоятельную выделилась кафедра политической экономии, которую возглавил И. П. Юфряков.
• В 1950-1960 годах на преподавателей кафедры, помимо чтения лекций и проведения семинарских занятий, ложилась задача пропаганды решений партийных съездов и организации теоретических конференций по вопросам международного развития.
• В 1956 году кафедра марксизма ленинизма была переименована в кафедру истории КПСС и марксистско-ленинской философии. В 1960-1965годах кафедру возглавлял доцент С. Н. Виноградский.
• В 1965 году результате очередной реорганизации возникла отдельная кафедра истории КПСС, которой в разные годы заведовали С. Н. Виноградский (1965-1974), Г. А. Скоробогачев (1974-1985), Х. В. Султанов (1985-1988), В. А. Надеждина (1988-2002).

Кабинет марсизма-ленинизма, 1948 г.

• В 1960-1980 годах кафедра стремительно развивается. Активизировалась научная работа. Только в 1964-65 годах два преподавателя защитили и два подготовили к защите кандидатские диссертации.
• С 1974 по 1979 год процент кандидатов наук и доцентов возрос с 70,1 до 88,8%. Защитили кандидатские диссертации Х.В. Султанов и И.И. Веревкин. В целевой аспирантуре при МГУ обучался Ш.М. Маликов.
• На кафедре проводились научные исследования, как по госбюджетной, так и хоздоговорной тематике: «Деятельность КПСС по созданию и развитию нефтеперерабатывающей промышленности Башкирии», «История профсоюзного движения в БАССР», «История Уфимского ордена Ленина нефтеперерабатывающего завода», «Изучение бюджета и структуры свободного времени рабочих Уфимского химического завода и влияние структуры свободного времени на производственную активность».
• Преподаватели кафедры истории КПСС были одними из лучших лекторов в институте. Их красочное и живое изложение исторического материала завораживало студентов. Свидетельством высокого лекторского мастерства может служить присвоение доценту С. Н. Виноградскому в 1966 году звания «Лучший лектор высшей школы».
• Преподаватели кафедры истории КПСС обеспечивали связь преподавания общественных наук с профилем подготовки специалистов в нефтяном вузе. Большую помощь в этом деле им оказывали заведующие и ведущие преподаватели специальных кафедр, регулярно читая лекции на тему «Новое в технике и технологии добычи, переработки и транспортировки нефти».
• В конце 1960-х – начале 1970-х гг. большой заслугой кафедры была работа доцента Е. И. Сауткина по подготовке юбилейных изданий, посвященных 20 и 25-летию Уфимского нефтяного института.
• Важную сторону научно-методической деятельности кафедры истории КПСС составляла организация самостоятельной работы студентов. Преподавателями кафедры была налажена система контроля и оказания эффективной помощи студентам в овладении методами работы над первоисточниками и общественно-политической литературой.
В самостоятельной работе студентам большую помощь оказывал кабинет истории КПСС и философии. Долгие годы кабинетом заведовала И. А. Фролова. В 1966 году за хорошую работу она получила благодарность Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР.
• В 1960-1970-е гг. в институте развивается работа студенческого научного общества. Наиболее активно в этом процессе участвовал доцент К.З. Фатихов. При кафедре истории КПСС был создан кружок по истории гражданской и Великой Отечественной войн. С 1973 года начинает работать кружок по истории ВЛКСМ, руководимый доцентом С.Н. Виноградским. Участие студентов в работе этого кружка способствовало воспитанию у них чувства коллективизма и товарищества, трудолюбия и ответственности за порученное дело.

Третий учебный корпус УГНТУ

• Кафедры гуманитарного цикла ставили перед студентами задачу подготовки рефератов по общественным наукам. К примеру, в 1967/68 учебном году более 1000 студентов первых четырех курсов подготовили рефераты, в том числе по истории КПСС. Большую работу по руководству студентами при выполнении этой работы проводил доцент Г.А. Скоробогачев. Стоит признать, что по тщательности выполнения эти работы намного превышали качество рефератов настоящего времени.
• В 1960-80-е гг. на кафедре работали доценты С.Н. Виноградский, М.Б. Муртазин, Е.И. Сауткин, Г.В. Голубева, К.З. Фатихов, А.Н. Худяков, П.Л. Порываев, И.И. Веревкин, Ш.М. Маликов, Ж.Ш. Ахияров, Г.А. Скоробогачев, оставившие добрый след в памяти своих воспитанников и коллег.

• В 1990-е годы в нашем обществе начался сложный, противоречивый, но в целом позитивный процесс самопознания, переосмысления своего прошлого. Происходит критический анализ исторических концепций и переоценка отдельных событий и личностей, предлагаются различные методологические подходы к изучению и преподаванию истории. В условиях пристального внимания общества к своей истории, к историческим знаниям, получаемым в вузе, кафедра пересмотрела концепцию переподготовки и повышения квалификации преподавателей.
• С 1991 года кафедра стала именоваться кафедрой политической истории, с 1993 года – истории.

Коллектив кафедры в 90-е гг.

• В 1996 году меняется название кафедры, теперь она именуется кафедрой истории и культурологии. В соответствии с новыми образовательными государственными стандартами на кафедре начинают читаться базовые курсы.
• С 2002 по 2015 гг. кафедру возглавлял доктор исторических наук, профессор Верещагин Александр Сергеевич. С образованием в 2015 г. факультета общенаучных дисциплин, Александр Сергеевич назначен его деканом. С этого времени И.о. заведующего кафедрой становится кандидат технических наук, доцент Мазитов Руслан Мидхатович.
В 2016 г. в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2015 г. № 1502 произошла реорганизация ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (далее — УГНТУ) и ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса» (далее — УГУЭС) в форме присоединения УГУЭС в качестве структурного подразделения. Таким образом, путем объединения кафедры истории и культурологии УГНТУ с кафедрой истории, психологии и педагогики УГУЭС, была образована новая кафедра истории и политологии УГНТУ. Заведующим кафедрой была назначена доктор исторических наук, доцент Галиуллина Светлана Дмитриевна.

Кафедра участвует в реализации основных образовательных программ высшего образования по циклу гуманитарных дисциплин в УГНТУ.

Кафедра истории и политологии реализует следующие направления подготовки:
41.03.01 Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриата);
41.04.01 Зарубежное регионоведение (уровень магистратуры).

Общая характеристика основной профессиональной образовательной программы

Миссия, цели и задачи ОПОП по направлениям подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение, 41.04.01 Зарубежное регионоведение заключается в том, что учитывая географическое и геополитическое положение России и Республики Башкортостан, активным развитием научно-образовательных, торгово-экономических, социально-культурных связей со странами постсоветского пространства, Монгольской Народной Республикой и Китайской Народной Республикой), реализацией задач международной образовательной интеграции с государствами Азии: Республикой Киргизией, Республикой Узбекистан, Республикой Таджикистан и др. Развивающиеся внешнеэкономические связи с Китаем и Азиатскими странами ставят в повестку дня подготовку обучающихся, способных обеспечить внешнеэкономические и дипломатические контакты государственных и коммерческих организаций с данными странами. Немаловажным значением миссии имеет тот факт, что в июле 2015 г. в Башкортостане состоялось заседание Совета глав государств членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и встреча глав государств и правительств БРИКС, в связи с чем требуются высококомпетентные специалисты в области зарубежного регионоведения в Башкортостане.

Цели: так как о бъектами профессиональной деятельности обучающихся по направлениям подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение, 41.04.01 Зарубежное регионоведение являются политические, социальные, экономические, демографические, лингвистические, культурные, религиозные и иные явления и процессы, происходящие на регионально-страновом и межрегиональном уровнях – необходимо подготовить выпускников к работе в следующих структурах и организациях:
— министерства и ведомства, ответственные за проведение внешней политики и внешнеэкономической деятельности – в качестве дипломатических сотрудников и работников торговых представительств;
— федеральные, региональные и муниципальные органы власти – в качестве государственных служащих и сотрудников органов местного самоуправления;
— международные организации – в качестве сотрудников и служащих, выполняющих дипломатические, аналитические и консультационные функции;
— аналитические подразделения государственных учреждений, негосударственных некоммерческих организаций и структур делового сообщества – в качестве международно-политических консультантов и аналитиков;
— коммерческие компании, некоммерческие и общественные организации – в качестве управленцев различного уровня, руководителей проектов, аналитиков, специалистов в области консалтинга, региональных маркетологов и переводчиков;
— средства массовой информации (СМИ) – в качестве международных обозревателей, продюсеров, редакторов и переводчиков;
— академические и научно-исследовательские организации – в качестве научно-исследовательских работников;
— образовательные учреждения – в качестве преподавателей высшей школы, административных сотрудников образовательных программ, менеджеров образовательного процесса и международного образовательного сотрудничества со знанием специфики регионов мира.
В области обучения цели заключаются в формировании основ в общенаучной и профессиональной области, приобретении знаний, умений, освоении компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера, профессиональных: организационно-коммуникационных, информационно-аналитических, научно-исследовательских способствующих высокой конкурентоспособности на рынке труда.
— Организационно-коммуникационная деятельность (по обеспечению дипломатических, политических, внешнеэкономических и иных контактов с зарубежными странами изучаемого региона, а также контактов органов государственной власти, заинтересованных ведомств и общественных организаций на территории Российской Федерации с представителями соответствующих стран и регионов мира): ведение официальной и деловой переписки, подготовка проектов международных документов (договоров, меморандумов и т.п.) и ведение документооборота на русском и иностранных языках, включая язык(и) региона специализации и язык международного общения, отличный от языка региона специализации; подготовка публичных выступлений официальных лиц по вопросам, касающимся общественно-политической и торгово-экономической проблематики; осуществление функций пресс-секретаря, помощника руководителей региональных и федеральных органов государственного управления, ответственных за проведение внешней политики в отношении отдельных стран изучаемого региона, торговых представителей российских компаний, взаимодействующих с зарубежными партнерами и иностранных компаний, работающих в России.
— Информационно-аналитическая деятельность (предполагающая сбор и последующий анализ информации, ее систематизацию, представление выводов и подготовку рекомендаций): экспертная оценка данных по различным аспектам социально- политического и экономического развития зарубежных стран и регионов; подготовка аналитических досье по отдельным странам, организациям, деятелям с использованием источников на русском и иностранных языках, включая язык(и) региона специализации и язык международного общения, отличный от языка региона специализации; подготовка рекомендаций для государственных, общественных, коммерческих и иных организаций, касающихся продвижения их интересов в зарубежных странах и регионах; презентация деятельности российских компаний на зарубежном рынке и иностранных компаний, работающих в России, проведение PR-кампаний; разработка корпоративных и ведомственных стратегий в сфере профессиональной компетенции с применением навыков международно-политического анализа.
— Научно-исследовательская (в области изучения теоретических и прикладных проблем развития зарубежных стран изучаемого региона, включая языки, литературу, историю, политику, экономику, демографию, религию, культуру населяющих их народов): планирование, осуществление и презентация результатов индивидуального научного исследования с использованием литературы на языке международного общения и языке региона специализации; участие в реализации научно-образовательных проектов и грантов.

Срок освоения ОПОП по направлениям подготовки :

— 41.03.01 Зарубежное регионоведение, профиль «Азиатские исследования» составляет 4 года по очной форме обучения, 5 лет по очно-заочной и заочной формам обучения;
— 41.04.01 Зарубежное регионоведение, магистерская программа «Азиатские исследования» составляет 2 года по очной форме обучения, 2 года 5 месяцев по заочной форме обучения.

Ознакомьтесь так же:  Виндикационный иск к добросовестному приобретателю

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *