Увольнение в связи с организационно штатными мероприятиями

Содержание:

Увольнение по оргштатным мероприятиям — придется ждать официального наступления?

Здравствуйте. Я военнослужащий по контракту. У нас через несколько недель или через 1-2 месяца начинаются оргштатные мероприятия. Могу ли я уволится сейчас по этой причине или мне всё-таки придётся ждать официального наступления этих мероприятий?

И если я ещё не был в отпуске, это мой первый контракт, прослужил только 8 месяцев могу ли я получить денежное возмещение за неиспользованный отпуск при увольнении?

Здравствуйте! Нет, сейчас подавать рапорт об увольнении нет оснований. После издания приказа о проведении оргштатов командование может предложить вам перевестись на низшую или высшую должность или перевести на другое место службы, всё это на срок не более шести месяцев. вот тогда вам нужно будет подавать рапорт о том, что вы несогласны с таким переводом или назначении и указывать, что согласны на увольнение. Причём командование обязано учесть ваше мнение, но увольнять вас не обязано. То есть может перевести вас на другую должность или в другое место и тогда вы сможете уволиться, только по истечение 6 месяцев. А может и не предлагать переводы, а просто сократить должность, тогда вы подлежите увольнению. В общем, придётся ждать, а там уже действовать по обстоятельствам.

Да, компенсацию за неиспользованный отпуск, в пересчёте на фактический срок службы, обязаны выдать в день сокращения

В ходе проводимого масштабного преобразования Вооруженных Сил Российской Федерации возникает много различных вопросов, связанных с увольнением с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (далее — военнослужащие), в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее также — ОШМ). Наиболее распространенными и злободневными среди них являются следующие:
1. Возможно ли досрочно уволить с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащего, не обеспеченного жильем?
2. С какого момента военнослужащий, не обеспеченный жильем и увольняемый с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, приобретает право на внеочередное получение жилья?
3. Возможно ли досрочно уволить с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащего, желающего продолжить прохождение военной службы?
4. Возможно ли досрочно уволить с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащего до приобретения им права на пенсию?
Данные вопросы возникают как у командования воинских частей, кадровых органов, жилищных комиссий, так и у самих военнослужащих. Причем позиции командования и военнослужащих по решению этих вопросов порой бывают диаметрально противоположными.
Попробуем разобраться и дать ответы на основе действующего законодательства. Начнем с первого вопроса: возможно ли досрочно уволить с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащего, не обеспеченного жильем?
Подпункт «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен (выделено мной. — А.Т.) с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Подпункт «а» п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (далее — Положение), устанавливает, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») и при отсутствии других оснований для увольнения (выделено мной. — А.Т.):

— при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
— по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных п. 4 ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
— при снижении воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
— при признании его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);
— при сокращении воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию).
Анализируя абз. 1 — 3 указанного пункта, можно сделать вывод о наличии нескольких условий (оснований) для досрочного увольнения в связи с ОШМ:

Пленум Верховного Суда Российской Федерации Постановлением от 6 февраля 2007 г. N 6 п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» дополнил абз. 4, устанавливающим, что, если военнослужащие (досрочно увольняемые с военной службы по их желанию в связи с нарушением в отношении их условий контракта или в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (п. п. «а» и «б» ч. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»)) не соглашаются с увольнением их с военной службы без предоставления жилья, суд отказывает в удовлетворении их требований об увольнении с военной службы, поскольку указанные лица, согласно ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», не могут быть уволены с военной службы;

Что делать в данной ситуации с точки зрения действующего законодательства? В случае сокращения воинской должности такой военнослужащий должен быть назначен на равную должность без его согласия. В случае отсутствия равной воинской должности военнослужащему должны быть предложены другие воинские должности — как высшие, в случае если он аттестован на высшую должность, так и низшие с сохранением оклада по прежней воинской должности. Как от высшей, так и от низшей воинской должности военнослужащий, в соответствии с законодательством, может отказаться. По поводу назначения на равную воинскую должность военнослужащий может возражать, но назначить его на такую должность закон обязывает командование и без согласия военнослужащего.

В случае, когда военнослужащий отказался от предложенных высших и низших должностей и отсутствует возможность назначения его на равную должность, такой военнослужащий должен быть зачислен в распоряжение соответствующего командира (начальника) в связи с организационно-штатными мероприятиями на срок до шести месяцев для решения вопроса дальнейшего прохождения военной службы (ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», ст. 13 Положения).

Организационно штатные мероприятия

Организационно штатные мероприятия (ОШМ) — это комплексные меры, предусмотренные законодательством РФ, реализуемые путём проведения реорганизационных и/или ликвидационных процессов. Целью осуществления ОШМ является совершенствование организационной структуры, вследствие которого изменяется служебно-должностной статус сотрудников конкретного учреждения. Итогом проведения ОШМ будет изменение каких-либо составляющих штата — численности или количества должностей, званий, специальностей, окладов и т. д.

Правовое регулирование вопроса осуществляется ТК РФ и рядом отраслевых нормативных актов. К примеру, проведение организационно штатных мероприятий для военнослужащих конкретизируется Положением о порядке прохождения военной службы. Что касается режима увольнения по оргштатным мероприятиям, то оно реализуется по общим правилам — после издания приказа и с соблюдением всех требований ТК и отраслевых НПА.

Некоторые граждане, увольняющиеся по этому основанию, сталкиваются с различными проблемами, решение которых невозможно без юридической помощи. Получить её они всегда могут у экспертов портала Правовед.RU.

Консультации юристов по законодательству России

Выбор категории

Основания для увольнения по организационно-штатным мероприятиям

Здравствуйте, я военнослужащий, мичман, в часть пришла деректива со штатами, вопрос в следующем: название должности осталось прежним, тарифная сетка и разряд тоже, но ВУС изменился, является ли это моей возможностью уволиться из рядов ВС РФ по ОШМ, . Показать полностью

Возможно сокращение матери одиночки при оргштатных мероприятиях?

Я являюсь военнослужащий ,в ближайшее время у нас планируются сокращения оркштатные мероприятия ,я я являюсь матерью одиночкой ,меня имеют права сократить и потом принять обратно на работу ?помогите помогите пожайлуста я ещё планирую служить )у меня . Показать полностью

Есть вопрос к юристу?

Увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями

Выдали уведомление о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата сотрудников( хотя вслух озвучивали причину — ликвидация организации). Вопрос: можно ли не отрабатывать два месяца, но получить все выплаты и необходимые документы для службы . Показать полностью

Правомерны ли действия начальника при выводе меня в распоряжение при ОШМ

Здравствуйте! Хочу проконсультироваться в вопросе, по прохождению военной службы. Я выведен приказом Командующего в распоряжение командира части ( на основании проведения ОШМ, переименование в/ч) в феврале месяце, от предложенных мне должностей . Показать полностью

Могут ли меня уволить до получения жилищной субсидии?

Здравствуйте, я военнослужащий увольняюсь по здоровью: В — ограничено годен, выслуга лет в календарном исчислении — 12 лет, проживаю в служебном жилье, квадратных метров по нормам хватает. Собираюсь подавать документы в очередь на получение жилищной . Показать полностью

Имею ли я право уволиться по организационно-штатным мероприятиям (ОШМ)?

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, у меня 20 календарных лет выслуги. Нашу воинскую часть сокращают и из нее создают другую в/ч. В новом штате моей должности нет, но меня назначают на должность с аналогичным тарифом, но ВУС другой. Имею ли я . Показать полностью

Увольнение по ОШМ

Здравствуйте! Хочу уточнить. Изменение внутренних войск в нац. гвардию — это ОШМ, и если да, то могу ли я уволиться по ОШМ и получить квартиру так-как мой стаж 13 лет я не являюсь участником НИС, а состою в очереди на получение квартиры. Добвлю я . Показать полностью

Увольнение из армии по ОШМ, отказавшись от равнозначной должности

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста могу ли я уволиться по ОШМ отказавшись от равнозначной должности? Контракт заканчивается 22.01.17 г. Должность сокращена 23 сентября 2015 г. Приказ по Службе о выводе в распоряжение начальника Службы состоялся . Показать полностью

Ознакомьтесь так же:  Нормирование труда трудовой кодекс рф

Как добиться увольнения по ОШМ, если денежное довольствие значительно сокращается?

Добрый день! В нашей части, год назад прошли ОШМ, нас сократили с 9й сетки, на 2ю, с сохранением ДД по старой сетке! Сейчас пришли новые ОШМ, наш взвод выводят за штат и вводят за ново по 2й сетке, в связи с чем наше ДД резко и сильно сокращается, с . Показать полностью

Увольнение со службы ошм

Здравствуйте, я старший лейтенант, выслуга 10,5 лет. Нашу часть сокращают и пришла телеграмма о том что нам предлагают должностя с тем же тарифным разрядом. Но ВУС не совпадает. Рапорт о увольнении я ещё не писал. Могу ли уволиться по ОШМ? И . Показать полностью

Является ли снижение зарплаты — организационно-штатным мероприятием?

Здравствуйте! Ситуация такая. Я в/сл ВВ МВД РФ с 2000г. в 2014 прошли ОШМ, мы писали рапорта на то, что согласны на сокращение тарифной сетки ( с 8 на 2), но с сохранением заработной платы (т.е. получаем до сих пор по 8 сетке ). А сейчас снова . Показать полностью

Какой порядок увольнения военнослужащего в связи с проведением ОШМ?

Здравствуйте! Скажите пожалуйста могут ли меня уволить с военной службы без обеспечения жилищной субсидией в связи с проведением ОШМ? Выслугу в календарном исчислении 20.5 лет. В связи с проведением ОШМ в части был выведен в распоряжение командира . Показать полностью

Увольнение со службы

Здравствуйте, у меня такой вопрос: нашу часть сокращают, и я хотел бы уволиться с военной службы по ОШМ и уйти в другую структуру. Но к нам не давно пришла телеграмма о том что нас назначили на равнозначны должности. И до 30 декабря строевая должна . Показать полностью

Как написать рапорт об увольнении при организационно-штатных мероприятиях?

Нашу бригаду расформировывают на отдельные батаоны и дают каждому свой номер части, как правильно мне уволится по не согласию служить в этой. и образец написания рапорта, и относится данное положение к ошм.

Пенсия при увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями

Мужу 41 год. Стаж работы в полиции 17 лет и 9 месяцев это с учетом 1 года службы в армии после очного института. В связи с организационно-штатными мероприятиями возможно ему придется увольняться. В отделе кадров насчитали на день увольнения стаж с . Показать полностью

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее,
чем искать решение!

Увольнение по ОШМ: что мне будет положено?

В связи с увольнением по ОШМ Вам будут положены выплаты в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих»:

1. Получение единовременного пособия. Оно неодинаково и различается в зависимости от стажа службы. Законом установлено следующее соотношение: менее 20 лет – два оклада денежного содержания, более – семь аналогичных окладов. Стоит напомнить, что такой оклад состоит из двух частей: оклада по званию и должности и минимально составляет 15 000 рублей.

2. Улучшение жилищных условий. Здесь согласно нормам закона военнослужащий, отслуживший десять и более лет, который нуждается в жилье, то есть стоит на специальном учете, не может быть уволен по ОШМ без предоставления ему жилого помещения или субсидии. Как Вы верно отметили, Вас выведут за штат до получения права на жилье или денежной компенсации на его приобретение (субсидии)

3. Оплату найма жилого помещения, если оно не было предоставлено в рамках предыдущего абзаца. На 2015 год для живущих в Москве и Санкт-Петербурге она равна 15 000 рублей, в других городах – 3600.

4. Дополнительные выплаты. Военнослужащие, имеющие выслугу менее 20 лет, уволенные по ОШМ, но при этом не имеющие права на пенсию, ежемесячно, на протяжении года с момента увольнения должны получать оклад по званию.

Касательно последних предусмотрены следующие выплаты:

— Военнослужащим — гражданам при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие при общей продолжительности военной службы (абзац в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2003 года Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 141-ФЗ, — см. предыдущую редакцию): *23.3.1)

менее 10 лет — в размере 5 окладов денежного содержания;

от 10 до 15 лет — в размере 10 окладов денежного содержания;

от 15 до 20 лет — в размере 15 окладов денежного содержания;

20 лет и более — в размере 20 окладов денежного содержания.

Размер и порядок выплаты указанного в настоящем пункте единовременного пособия гражданам, уволенным с военной службы по другим основаниям, определяются Правительством Российской Федерации.

— Военнослужащим — гражданам, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы от 15 до 20 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, в течение пяти лет выплачивается ежемесячное социальное пособие в размере:

а) при общей продолжительности военной службы 15 лет — 40 процентов суммы оклада денежного содержания;

б) за каждый год свыше 15 лет — 3 процентов суммы оклада денежного содержания.

Гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:

1) предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;

2) зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, — независимо от продолжительности перерыва (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

3) преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников;

4) обеспечение гражданам, уволенным с военной службы с правом на пенсию, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, получения профессионального образования без выплаты им стипендии в период обучения;

5) предоставление не позднее месячного срока с момента обращения граждан, уволенных с военной службы, мест для их детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности;

Гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более, выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года).

УВОЛЬНЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В СВЯЗИ С ОРГАНИЗАЦИОННО-ШТАТНЫМИ МЕРОПРИЯТИЯМИ: ОБЯЗАННОСТЬ ИЛИ ПРАВО КОМАНДИРА?

В.М. Корякин, полковник юстиции, кандидат юридических наук, начальник юридической службы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.

В ходе повседневной деятельности по руководству подразделениями и воинскими частями командирам (начальникам) очень часто приходится принимать решения, связанные с представлением подчиненных к увольнению с военной службы по различным основаниям. Как показывает практика, при принятии таких решений некоторые командиры, а также военнослужащие, претендующие на увольнение с военной службы, испытывают серьезные затруднения и совершают ошибки, вызванные либо недостаточным знанием, либо неверным толкованием правовых норм, содержащихся в законодательстве о воинской обязанности и военной службе. Таким образом, вопросы, связанные с увольнением либо отказом в увольнении, зачастую становятся предметом судебных разбирательств между военнослужащими и командованием воинских частей.

Рассмотрению некоторых правовых аспектов увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, посвящена настоящая статья.

1. Общая характеристика оснований увольнения
военнослужащих с военной службы
Анализ Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (далее — Закон) показывает, что в нем содержится более 20 оснований для увольнения военнослужащего с военной службы (ст. 51 Закона). При этом законодатель разделил основания увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на три большие группы:
1) основания, когда военнослужащий подлежит увольнению с военной службы (п. 1 ст. 51 Закона);
2) основания, по которым военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы (п. 2 ст. 51 Закона);
3) основания, по которым военнослужащий имеет право на досрочное увольнение с военной службы (п. 3 ст. 51 Закона).

Каждой из указанных групп соответствует различное сочетание взаимных прав и обязанностей сторон правоотношений, возникающих при увольнении военнослужащего с военной службы.

В первой группе законодатель использует термин «подлежит увольнению», содержащий категоричное требование о безусловном увольнении военнослужащего с военной службы при наличии оснований, относящихся к данной группе. При этом реализация этого требования не может зависеть от субъективной воли и желания ни самого военнослужащего, ни командования. Например, признание военнослужащего военно-врачебной комиссией негодным к военной службе влечет безусловную обязанность командира представить такого военнослужащего к увольнению с военной службы, даже если сам военнослужащий не настаивает на своем увольнении и даже если сам командир не возражает против продолжения службы данным военнослужащим. Закон однозначно требует уволить этого военнослужащего в отставку.

Совсем другая ситуация с взаимным сочетанием прав и обязанностей сторон правоотношения по увольнению военнослужащего с военной службы имеет место при наличии оснований для увольнения, относящихся ко второй группе. Здесь законодатель использует более неопределенную формулировку: «может быть уволен», т.е., предусматривая возможность увольнения по данным основаниям, законодатель, по смыслу данного словосочетания, одновременно имеет в виду, что военнослужащий может быть и не уволен по этим основаниям.

Анализ законодательства показывает, что увольнение военнослужащего с военной службы по основаниям, указанным в п. 2 ст. 51 Закона, возможно:
а) при наличии взаимной воли и согласия обеих сторон правоотношения — самого военнослужащего и командования (подп. «а» и «б» п. 2 ст. 51). Отсутствие согласия на увольнение хотя бы одной стороны делает невозможным увольнение военнослужащего с военной службы по указанным основаниям. Например, если при сокращении воинской должности военнослужащий, ее занимающий, заявит о своем желании проходить службу на другой должности, а командир представит данного военнослужащего к увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями, такие действия командира будут квалифицированы как неправомерные. И наоборот, если военнослужащий, должность которого сокращена, заявит о своем желании уволиться с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, из этого отнюдь не вытекает безусловной обязанности командира реализовать данную просьбу подчиненного. Если командир откажет в представлении такого военнослужащего к увольнению и представит его к назначению на другую равную воинскую должность, в этом случае действия командира следует квалифицировать как правомерные, совершенные в пределах предоставленных ему полномочий. Аналогичная ситуация имеет место и при увольнении военнослужащего с военной службы в случае его перехода на службу в МВД России, МЧС России, Минюст России или Госнаркоконтроль России. Увольнение военнослужащего с военной службы в данном случае возможно только при согласии командования на перевод военнослужащего в указанные органы;
б) при наличии юридически значимых обстоятельств: решения компетентного органа об отказе военнослужащему в допуске к государственной тайне или о лишении такого допуска (подп. «г» п. 2 ст. 51 Закона); приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно или о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока (подп. «д» п. 2 ст. 51 Закона);
в) при наличии процедурно доказанных виновных действий (бездействия) военнослужащего, квалифицированных как нарушение им условий контракта (подп. «в» п. 2 ст. 51 Закона). Бремя доказывания наличия таких виновных действий в данном случае лежит на командовании.

Ознакомьтесь так же:  31 приказ рар

В третьей группе оснований для увольнения с военной службы (когда военнослужащий «имеет право на увольнение») приоритет отдается субъективному праву военнослужащего на увольнение. При этом обязанность командира на представление военнослужащего к увольнению с военной службы по основаниям, указанным в п. 3 ст. 51 Закона, возникает при наличии двух условий: во-первых, когда военнослужащий официально заявит о своем праве на увольнение, т.е. подаст письменный рапорт по команде, а во-вторых, документально докажет наличие обстоятельств, дающих ему право на увольнение по какому-либо основанию данной группы. Например, для увольнения по подп. «б» п. 3 ст. 51 Закона военнослужащий должен представить заключение военно-врачебной комиссии о признании его ограниченно годным к военной службе; для увольнения по подп. «в» п. 3 ст. 51 Закона — справки и другие документы, подтверждающие наличие семейных обстоятельств, указанных в данном пункте; для увольнения по подп. «а» п. 3 ст. 51 Закона — доказательства нарушения командованием условий контракта. Бремя доказывания наличия таких обстоятельств ложится в данном случае на самого военнослужащего.

2. Анализ судебной практики по делам, связанным
с увольнением военнослужащих с военной службы в связи
с организационно-штатными мероприятиями

Проведенный выше анализ оснований для увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, имеет не только теоретический интерес, но и большую практическую значимость.

Автору настоящей статьи пришлось в качестве представителя должностных лиц Минобороны России участвовать в судебных заседаниях Московского гарнизонного военного суда и судах кассационной инстанции по заявлениям четырех офицеров о признании неправомерным отказа начальника в реализации их рапортов об увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Кроме того, указанные военнослужащие просили суд отменить приказы соответствующих должностных лиц об их назначении на равные воинские должности без их согласия.

Как представляется, аргументация, использованная мной при защите интересов Минобороны России при рассмотрении судами указанных заявлений, может быть полезной как командирам и их помощникам по правовой работе в случае возникновения судебных разбирательств по аналогичным делам, так и военнослужащим при принятии ими решений об увольнении с военной службы и об обжаловании решений командования.

Поводом для обращения офицеров в суд явилось проведение организационно-штатных мероприятий, в соответствии с которыми учреждение, в котором они проходили и в настоящее время проходят военную службу, в соответствии с директивой Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации было переведено на новый штат. Некоторые структурные подразделения учреждения были сокращены, другие переименованы и реорганизованы либо созданы вновь. При этом общая штатная численность учреждения осталась прежней. В связи с переходом на новый штат все военнослужащие и лица гражданского персонала подлежали переназначению на воинские должности (должности) в новой организационно-штатной структуре учреждения.

В ходе проведения указанных мероприятий ряд военнослужащих обратились к командованию с рапортами об увольнении их с военной службы в соответствии с подп. «а» п. 2 ст. 51 Закона (в связи с организационно-штатными мероприятиями). Рапорты военнослужащих, которые указали, что они жилыми помещениями для постоянного проживания обеспечены, а также военнослужащих, изъявивших в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ желание остаться после увольнения с военной службы в списках очередников на получение жилых помещений по последнему месту службы, были командованием реализованы: данные военнослужащие были представлены к увольнению с военной службы по указанному основанию и в последующем уволены в запас.

Четыре офицера, заявившие о своем желании уволиться с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, потребовали от командования обеспечить их перед увольнением жилыми помещениями. Принимая во внимание невозможность обеспечения указанных военнослужащих жильем во внеочередном порядке, начальник отказал им в увольнении с военной службы по данному основанию. По ходатайству аттестационной комиссии офицеры были без их согласия назначены на равные воинские должности в новой организационно-штатной структуре учреждения.

Не согласившись с таким решением начальника, военнослужащие обратились с заявлениями в суд, в которых просили суд признать неправомерным отказ начальника в реализации их рапортов об увольнении с военной службы и отменить приказы соответствующих должностных лиц об их назначении на равные воинские должности без их согласия.

Для обоснования правомерности обжалуемых действий командования мной в судебных заседаниях были представлены следующие аргументы.

Первое. Желание военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями не является подлежащим безусловному исполнению командованием. Как следует из смысла правовых норм, содержащихся в подп. «а» п. 2 ст. 51 Закона и в подп. «а» п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, военнослужащий не «подлежит», а «может быть» уволен по данному основанию, т.е. увольнение по организационно-штатным мероприятиям предполагает взаимное согласие и волю двух сторон — военнослужащего и командира. В рассматриваемом споре воля одной стороны — начальника — на увольнение данного офицера с военной службы отсутствует. Норм, запрещающих отказ командира в увольнении военнослужащего с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, в законодательстве о воинской обязанности и военной службе не содержится.

Из вышесказанного следует, что увольнение военнослужащего с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями является не обязанностью, как ошибочно полагает заявитель, а правом командира, т.е. закон предоставляет командиру право отказывать в удовлетворении просьбы военнослужащего об увольнении с военной службы по данному основанию. Таким правом в рассматриваемом споре и воспользовался начальник.

Исчерпывающий перечень случаев, когда офицер мужского пола, проходящий военную службу по контракту, подлежит увольнению с военной службы независимо от воли и желания ни самого военнослужащего, ни командира, изложен в п. 1 ст. 51 Закона и п. 3 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы:
— по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
— по истечении срока контракта о прохождении военной службы;
— по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе;
— в связи с лишением воинского звания — при лишении его воинского звания по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления;
— в связи с назначением наказания в виде лишения свободы — при вступлении в законную силу приговора суда о назначении ему наказания в виде лишения свободы;
— в связи с отчислением из военно-учебного заведения — при отчислении из военно-учебного заведения (адъюнктуры, военной докторантуры) и при отсутствии других оснований для увольнения военнослужащего мужского пола, проходящего военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, подлежащих направлению для прохождения военной службы по призыву).

Ни один из перечисленных случаев к ситуации, в которой находится заявитель, неприменим.

Второе. Согласно п. 14 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы воинская должность военнослужащего считается равной, если для нее штатом предусмотрены воинское звание, равное воинскому званию по прежней воинской должности, и равный месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью. Заявитель оспариваемым приказом назначен на должность, штатно-должностная категория которой и тарифный разряд аналогичны должности, которую он занимал ранее. Таким образом, указанные две должности являются равными.

В соответствии с пп. 13 и 16 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы обязательное согласие военнослужащего на назначение на другую воинскую должность требуется только при назначении на высшую или низшую должность. При назначении на равную воинскую должность согласие военнослужащего требуется только в случае его перемещения на такую должность по семейным обстоятельствам или по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии.

Заявитель был представлен к назначению на равную должность в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. «б» п. 15 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы); указания на обязательность согласия военнослужащего на такое назначение в данной правовой

Увольнение по оргштату

Более 1000 военнослужащих и членов их семей получили ответы от военного юриста медиа группы Mil.Press. Если ваш вопрос связан с денежным довольствием, пенсионным обеспечением, жилищной проблемой или увольнением со службы, выберите нужную тему в представленном ниже выпадающем списке. Также вы можете ознакомиться со списком наиболее популярных вопросов.

Новые обращению в юрконсультацию временно не принимаются.

Служу год. Закончив пожарный факультет, попал в войска связи, так как противопожарную службу сократили. С сентября 2011 года был командиром взвода материального обеспечения. В середине декабря пришло сокращение штатов в РМТО, был выведен в распоряжение. На мою должность поставили другого офицера. С 1 января 2012 — в распоряжении. 1 июля прошло полгода. Хотели поставить на должность командира взвода связи (привязки), но пришел отказ с округа, так как не соответствует ВУС. Хочу уволиться по оргштату. Переучиваться нет желания, служить тоже. Предстоит аттестационная комиссия. Подскажите пожалуйста, на каком основании лучше уволиться по оргштату?

При наличии в воинской части организационно-штатных мероприятий командир вправе вывести военнослужащего в распоряжение на срок не более шести месяцев; предложить занять высшую или низшую воинскую должность с согласия военнослужащего; назначить на равную воинскую должность без согласия военнослужащего. Военнослужащий при организационно-штатных мероприятиях может дать согласие на перевод к новому месту военной службы (при назначении на высшую или низшую воинскую должность), заявить об отказе от назначения на высшую или низшую воинские должности и желании уволиться с военной службы по рассматриваемому основанию.

Следовательно, увольнение в связи с ОШМ производится только на усмотрение командования с учетом Вашего мнения. Это мнение решающего значения не имеет.

Судебная практика идет по пути признания законными действий командования по назначению на равную должность, в том числе и в другую местность.

В любом случае Вы должны написать рапорт о несогласии с назначением на низшую и высшую должность, а также о желании уволиться с военной службы.

По истечении шести месяцев нахождения в распоряжении Вы уже можете требовать увольнения с военной службы по ОШМ.

Для информации согласно подп. б п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий — не более чем на шесть месяцев.

В этом случае есть достаточные законные основания для увольнения по желанию военнослужащего.

Ознакомьтесь так же:  Компенсация за проезд пенсионерам томск

В соответствии с пп. «а» п. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, МОЖЕТ БЫТЬ досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В соответствии с абз. 1 пп. «а» п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и при отсутствии других оснований для увольнения при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность).

При увольнении Вам положено: полный расчет по денежному довольствию на дату исключения из списков л/с в/части (с учетом положенных премий), а также пособие по увольнению с военной службы в размере 2 окладов денежного содержания. Кроме того, положено обеспечение вещевым имуществом, которое положено за прослуженное время по дату исключения из списков части.

Дополнительный отпуск в размере до 15 суток (если он, конечно, положен, например, если ветеран боевых действий или занимаешь должности, исполнение обязанностей по которой связано с риском или повышенной опасностью для жизни и здоровья), а также основной отпуск за 2012 г. пропорционально прослуженному в 2012 г. времени.

Продолжительность основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год увольнения с военной службы исчисляется путем деления продолжительности основного отпуска, установленной военнослужащему, на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы, прошедших от начала календарного года до предполагаемого дня исключения его из списков. В связи с тем, что Ваша выслуга составляет менее 10 лет, то право на жилье Вы не имеете.

Для информации рекомендую прочитать.

С 1 января 2012 года изменился порядок и количество денежных выплат при увольнении и исключении из списков личного состава воинской части военнослужащего. Теперь при увольнении и исключении из списков личного состава воинской части военнослужащего ему положены следующие денежные выплаты:

1) Единовременное пособие. Согласно ФЗ РФ от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Приказа МО РФ № 2700 от 30 декабря 2011 г. «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием»:

Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие (далее в настоящем разделе – пособие) в следующих размерах:

— при общей продолжительности военной службы менее 20 лет – два оклада денежного содержания;

— при общей продолжительности военной службы 20 лет и более – семь окладов денежного содержания.

Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, удостоенным в период прохождения военной службы государственных наград (государственной награды) СССР или государственных наград (государственной награды) Российской Федерации, в том числе удостоенным почетного звания СССР или почетного звания Российской Федерации, размер пособий увеличивается на один оклад денежного содержания.

Пособие не выплачивается военнослужащему, проходившему военную службу по контракту, при увольнении его с военной службы:

а) в связи с лишением военнослужащего воинского звания;

б) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

в) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;

г) в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

е) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, федеральную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

ж) в связи с невыполнением условий контракта;

з) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

и) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;

к) как не выдержавшему испытание;

л) в связи с несоблюдением ограничений, нарушением запретов, неисполнением обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27? Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

В выслугу лет военнослужащих для выплаты пособия засчитываются в календарном исчислении периоды военной службы, указанные в пункте 1 постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации»*. При этом пособие выплачивается за полные годы выслуги без округления их в сторону увеличения.

В случае поступления на военную службу уволенных военнослужащих пособие при последующем увольнении их с военной службы выплачивается исходя из общей выслуги на день последнего увольнения.

При выплате пособия увольняемым военнослужащим, в том числе военнослужащим, направленным не на воинские должности, в расчет принимаются оклады по последней штатной воинской должности (должностные оклады), получаемые военнослужащими на день увольнения с военной службы, и оклады по воинскому званию.

Военнослужащим, уволенным с военной службы непосредственно с воинской должности, за время исполнения которой выплачивался сохраненный в порядке, предусмотренном пунктом 19 Приказа МО РФ № 2700 от 30 декабря 2011 г. оклад по ранее занимаемой воинской должности, выплата пособия при увольнении с военной службы производится из этого оклада.

2) Премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей.

Если на момент увольнения или исключения военнослужащего из списков части он находился на должности, то согласно Приказа МО РФ № 2700 от 30 декабря 2011 г. «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием» премия выплачивается с денежным довольствием по день увольнения или исключения из списков части.

Премия исчисляется исходя из месячного оклада военнослужащего в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (в случае временного исполнения им обязанностей по вакантной воинской должности – месячного оклада в соответствии с этой воинской должностью), установленных на 1 число месяца, за который выплачивается премия.

Премия выплачивается на основании приказа соответствующего командира (начальника) в следующих размерах:

а) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, – до 25 процентов оклада денежного содержания в месяц;

б) курсантам и слушателям военных образовательных учреждений профессионального образования, в зависимости от результатов прошедшей экзаменационной сессии или вступительных экзаменов:

— имеющим только отличные оценки, – до 25 процентов оклада денежного содержания в месяц; — только хорошие и отличные оценки, – до 15 процентов оклада денежного содержания в месяц;

— имеющим удовлетворительные оценки, – до 5 процентов оклада денежного содержания в месяц.

Конкретный размер премии определяется по результатам исполнения военнослужащими должностных обязанностей в месяце, за который производится выплата премии.

Военнослужащим, прослужившим неполный месяц, премия выплачивается за время фактического исполнения обязанностей по воинской должности исходя из окладов денежного содержания на день принятия решения о выплате премии.

Премия не выплачивается военнослужащим:

— проходящим военную службу в воинских частях (организациях), где в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для них установлена система премирования за выполнение и перевыполнение производственных заданий и других показателей;

— за пределы территории Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей, которым денежное довольствие выплачивается в иностранной валюте и в рублях;

— в период нахождения в распоряжении командиров (начальников), за исключением периодов временного исполнения ими обязанностей по вакантным воинским должностям;

— увольняемым с военной службы по основаниям, указанным в пунктах 1–5, 7–11 части 4 статьи 3 ФЗ от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Не представляются к премированию военнослужащие:

— имеющие дисциплинарное взыскание за совершенные дисциплинарные проступки;

— имеющие неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и (или) по физической подготовке;

— допустившие в месяце, за который производится выплата премии, нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности.

3) Материальная помощь. Согласно ФЗ РФ от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» ежегодная материальная помощь устанавливается в размере не менее одного оклада денежного содержания.

Согласно Приказа МО РФ № 2700 от 30 декабря 2011 г. «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием»:

Материальная помощь исчисляется исходя из месячного оклада военнослужащего в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (в случае временного исполнения им обязанностей по вакантной воинской должности – месячного оклада в соответствии с этой воинской должностью), установленных на дату принятия решения о выплате материальной помощи, а при выплате материальной помощи в декабре – на 1 декабря текущего года. При убытии военнослужащих из воинской части в приказе об исключении из списков личного состава указывается, в каком размере и месяце военнослужащему оказана материальная помощь в году убытия.

При убытии военнослужащих из воинской части в приказе об исключении из списков личного состава указывается, в каком размере и месяце военнослужащему оказана материальная помощь в году убытия. Если материальная помощь не оказывалась, в приказе указывается: «Материальная помощь в текущем году не оказывалась». Выписка из приказа приобщается к личному делу военнослужащего.

Материальная помощь не оказывается:

— в связи с лишением военнослужащего воинского звания;

— в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

— в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;

— в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться;

— в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

— в связи с невыполнением условий контракта;

— в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

— в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;

— как не выдержавшего испытание;

— в связи с несоблюдением ограничений, нарушением запретов, неисполнением обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

4) Денежное Довольствие по день исключения из списков части.

Таким образом, применительно к Вашей ситуации рекомендую Вам подать правильно составленный рапорт с учетом вышеприведенных норм.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *