Увольнение по опозданию

Увольнение по опозданию

Вопрос: Можно ли уволить за опоздание на работу?

Увольнение за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей

Увольнение за прогул

Ответ от 07.02.2014 :

Перечень оснований, по которым работодатель может уволить сотрудника по собственной инициативе, содержится в ст. 81 ТК РФ.

Так, можно сразу же расторгнуть с работником договор, если тот совершил грубое нарушение трудовых обязанностей (п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). В число грубых нарушений входят:

  • прогулы;
  • появление на работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • хищения;
  • нарушения требований охраны труда, повлекшие тяжкие последствия;
  • разглашение государственной, коммерческой, служебной тайны.

Следует иметь в виду, что опоздание на работу более чем на четыре часа, если на то не было уважительных причин, можно расценить как прогул и за это уволить (пп. а п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Однако более кратковременные опоздания к грубым нарушениям не относятся. Поэтому увольнение за единичное и незначительное опоздание с большой вероятностью будет признано неправомерным, поскольку такое наказание не соразмерно проступку.

Необходимо обратить внимание на следующее. По своей сути опоздание без уважительных причин – это дисциплинарный проступок. Поэтому, когда работник его совершает впервые, работодатель может применить к нему только такие дисциплинарные взыскания, как замечание или выговор (ч. 1, ч. 5 ст. 192 ТК РФ). Однако если опоздания будут происходить систематически, то появятся основания для увольнения этого сотрудника за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей (п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Для увольнения по указанному основанию важно, чтобы повторное опоздание произошло в течение года со дня, когда сотрудник опоздал впервые и получил за это дисциплинарное взыскание (ч. 1 ст. 194 ТК РФ). В противном случае, если в течение года новых замечаний или выговоров в адрес провинившегося не было, считается, что у него нет дисциплинарного взыскания. А значит, уволить работника за опоздания не получится.

Как задать вопрос

Увольнение за опоздание

Подборка наиболее важных документов по запросу Увольнение за опоздание (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Увольнение за опоздание

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Увольнение за опоздание

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Увольнение за опоздание по статье

Могут ли уволить за систематические опоздания на основании отчета системы электронных пропусков?

Работодатель имеет право просить писать объяснительные за опоздания за прошлые периоды (вчера, месяц назад) ?

Если да, то какой срок с момента опоздания в течение которого работодатель имеет право спросить объяснительную и предъявить дисциплинарное взыскание?

Увольнение за опоздания

На предприятии установлена система электронных пропусков и видеокамер, все закреплено нормативными актами все сотрудники в них расписались. Но т.к. это институт, практически всегда можно зайти без электронного пропуска через задний вход или если попросить вахтера впустить, или если горит «зеленая стрелочка», т.к. вахтером не хочется постоянно пропускать студентов нажимая кнопку и они оставляют турникет открытым.

Правомерно ли будет считывать данные с такой электронной системы, если учесть, что она практически не выполняет свои функции и уволить сотрудника за опоздания? К примеру, сотрудник приходил на работу на 30 минут позже, но нет доказательств того, что он пришел только что, т.к. он мог зайти через задний вход вовремя, потом выйти на улицу через тот же задний вход и уже с улицы зайти по пропуску снова через основной вход где установлены турникеты, фактически он был на работе, а вышел на улицу, к примеру, за документами которые привез курьер. При этом акты не составлялись и начальника не было на рабочем месте, чтобы фиксировать это нарушение.

Возможно ли увольнять сотрудника написав сразу 3 акта об опозданиях, которые совершенны в прошлом месяце? К примеру, сотрудник опаздывал на работу 7,9 и 15 июня 2017 года что подтверждено системой электронной пропусков, которая описана выше, работодатель составляет сразу 3 акта по всем трем случаям 5 июля 2017 года за опоздания и в ответе на них работник не написал уважительных причин, можно ли уволить по статье если не было дисциплинарных взысканий ранее?

Ответы юристов (1)

Увольнение в качестве дисциплинарного взыскания в отсутствие непогашенного или не снятого выговора возможно только при однократном грубом нарушении трудовой дисциплины. Исчернывающий перечень таких нарушений установлен п. 6) ст. 81 ТК РФ. Опоздание на работу в указанный перечень не входит. Трудовой кодекс содержит три вида дисциплинарных взысканий — замечание, выговор, увольнение. При этом, применение более сурового наказания возможно только при наличии не погашенного или не снятого менее сурового. Доказать неприменимость электронной системы регистрации входящих и выходящих лиц, как доказательства дисциплинарного проступка, крайне сложно., изначально система законна, так как основана на пропускном режиме, установленном в соотвествии с договором оказания охранных услуг

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Увольнение за опоздание при выплате штрафа

Если есть 11 опозданий за которые компанией назначен определенный штраф, считается ли этот штраф дисциплинарным взысканием? И могут ли при условии его выплаты все равно уволить за опоздания?

Ответы юристов (2)

Добрый день, Елена.

Штраф не является дисциплинарным взысканием и не предусмотрен трудовым законодательством.

ТК РФ Статья 192. Дисциплинарные взыскания

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

​Елена, добрый день. Ситуация следующая. Судя по всему опоздания у вас многократные, но менее четырех часов подряд, т.к. в таком случае вас можно было бы уволить за прогул (пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ).

Штраф как мера дисциплинарного взыскания в ТК РФ отсутствует

Статья 192. Дисциплинарные взыскания
За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.

​Пока Вам не о чем беспокоится, вас не уволят.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Увольнение за опоздания

Добрый день! В трудовом договоре прописаны четкие временные рамки присутствия на рабочем месте (10-19). Имеется письмо от владельца бизнеса (не генеральный дир.) что присутствие в офисе обязательно с 12 до 18.

Решили уволить меня с объяснением(устным) нет возможности обеспечить объем загрузки работника. По факту хотят уволить за опоздания, руководствуясь распечаткой из системы пропусков в бизнес центре(хотят уволить только меня, но позже 10 приходят все поголовно) Ни одной объяснительной не писал, вся компания пишет на общий почтовый ящик причину опоздания(якобы компания лояльна)

Как мне следует поступить в этой ситуации, и стоит ли рассчитывать на компенсацию (выходное пособие)?

Ответы юристов (38)

Работодатель может Вас уволить по собственной инициативе только по следующим основаниям предусмотренным законодательством России, ничего нового он выдумывать не вправе и надуманные основания для увольнения можно оспорить либо в прокуратуру либо в суд.

Статья 81 Трудового кодекса РФ:

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:
1) ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем;
2) сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;
3) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
4) смены собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера);
5) неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
6) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:
а) прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены);
б) появления работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации — работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
в) разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника;
г) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
д) установленного комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;
7) совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;
7.1) непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя;
8) совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
9) принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;
10) однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;
11) представления работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора;
12) утратил силу;
13) предусмотренных трудовым договором с руководителем организации, членами коллегиального исполнительного органа организации;

Ознакомьтесь так же:  Нотариус ростов береговая

Надеюсь, что смог Вам помочь в решении вопроса.

Есть вопрос к юристу?

Уважаемый Руслан! Здравствуйте! Если в отношении Вас Работодателем не была проведена соответствующая дисциплинарная проверка в порядке ст.193 ТК РФ, то увольнение Вас за прогул явно незаконно и смело обжалуйте его либо в суд либо в органы Рострудинспекции по месту жительства. Естественно, Работодатель может подводить к увольнению либо по собственной инициативе либо по компрометирующим основаниям, хотя бы с целью избежать положенных выплат и гарантий при увольнении по сокращению численности или штата (см. ст.178-181 ТК РФ).

В Вашей ситуации лучше предоставить Работодателю объяснительную касательно уважительности опоздания, строго исполнять свои обязанности.

Здравствуйте. Должны значит присутствовать в это время на работе.

Как мне следует поступить в этой ситуации, и стоит ли рассчитывать на компенсацию (выходное пособие)?
Руслан

Пока никак, так как увольняют Вас не за опоздания.

Если нет работы, то работодатель должен предложить другую работу. Но такого основания как «нет работы» в ст. 81 ТК РФ нет. Тут или по соглашению сторон или по сокращению уволят.

Статья 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:
1) ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем;

2) сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;

Вот если по сокращению, то можете рассчитывать на компенсации.

По соглашению если, то как договоритесь соответственно.

При сокращении должны предупредить под роспись за 2 мес. до даты увольнения.

Статья 180. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации

При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Михаил, тут прогула нет.

По факту хотят уволить за опоздания
Руслан Решили уволить меня с объяснением(устным) нет возможности обеспечить объем загрузки работника.
Руслан

Руслан, добрый день.

Уволить за опоздания вас можно в том случае, если соблюдены все требования по оформлению данного нарушения, в противном случае, вы сможете восстановитьс на работе в судебном порядке.

Статья 192. Дисциплинарные взыскания

[Трудовой кодекс РФ][Глава 30][Статья 192]

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение
или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него
трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие
дисциплинарные взыскания:

3) увольнение по соответствующим основаниям.

К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение
работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части
первой статьи 81, пунктом 1 статьи 336 или статьей 348.11 настоящего
Кодекса, а также пунктом 7, 7.1 или 8 части первой статьи 81 настоящего
Кодекса в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты
доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником
по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не
предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о
дисциплине.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть
совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Статья 193. Порядок применения дисциплинарных взысканий

[Трудовой кодекс РФ][Глава 30][Статья 193]

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен
затребовать от работника письменное объяснение
. Если по истечении двух
рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то
составляется соответствующий акт.

Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня
обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания
его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения
представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести
месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки
финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее
двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время
производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного
взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней
со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе.
Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом
(распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в
государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению
индивидуальных трудовых споров.

Здравствуйте. Руководствоваться надо только трудовым договором и правилами трудового распорядка (если вы с ними ознакомлены под роспись). Если время работы в них отличается- то в 1 очередь трудовым договором. (у самого труд. дог. установлен отличный график от правил труд распорядка)

Решили уволить меня с объяснением(устным) нет возможности обеспечить объем загрузки работника
Руслан

Это их проблема на самом деле. И это не основание для увольнения — если хотят уволить- пускай сокращают по закону.

По факту хотят уволить за опоздания, руководствуясь распечаткой из системы пропусков в бизнес центре(хотят уволить только меня, но позже 10 приходят все поголовно)
Руслан

Это не отговорка, для вас. Но чтобы это сделать распечатки мало, нужно тогда за каждое опоздание было объявлять вам выговор, по всей процедуре. При этом таких взысканий- должно быть несколько (если речь именно о небольших опозданиях)

Основанием для увольнения сразу в вашей ситуации может быть только прогул — то есть отсутствие на работе свыше 4 часов подряд.- если этого не было, но сразу вас уволить не получиться.

Ни одной объяснительной не писал, вся компания пишет на общий почтовый ящик причину опоздания(якобы компания лояльна)
Руслан

Тут должна быть не только объяснительная, а приказ о проведении служеб. проверок по факту опоздания (за каждый раз- новое) — вас должны с ним ознакомить, если вы хотите- дать объяснения.

Как мне следует поступить в этой ситуации, и стоит ли рассчитывать на компенсацию (выходное пособие)?
Руслан

Если уволитесь по собственному- нет. Если уволят за прогул- нет. Если сократят вашу должность- то да. -ст. 183 ТК

Любое наказание может быть только после служебной проверки ( ст. 192- 193 тк) — при этом наказать можно только как указано в статье -выговор, и т.д., никаких штрафов быть не может.

Сразу отмечу, что указания владельца бизнеса в рамках трудового права не имеют значения, поскольку вашим работодателем является компания как самостоятельное лицо в лице директора. Следовательно, если разрешение приходить к 12 шло не от него, то и ссылаться на такое разрешение в суде будет бессмысленно.

Поскольку Вашим договором предусмотрено появление на рабочем месте в 10 утра, в системе пропусков зафиксированы неоднократные опоздания, шанс быть уволенным за неоднократное неисполнение должностных обязанностей крайне велик:

ТК РФ, Статья 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:
5) неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

В данной ситуации я бы рекомендовала Вам не задумываться о выходных пособиях. поскольку таковые выплачиваются лишь при сокращении или по соглашению сторон, а сосредоточиться на том, чтобы вас не уволили по вышеуказанному основанию — то, что в народе называется «уволить по статье».

Работодатель в данный момент должен запросить у Вас письменные объяснения по каждому дисциплинарному проступку. На дачу объяснений работнику дается 3 дня — ст. 193 ТК РФ.

После того, как вы дадите объяснения, работодатель должен будет их оценить и если не усмотрит уважительности опозданий (что скорее всего), издаст приказ сначала о применении дисциплинарного взыскания в виде замечания или выговора, а потом — и увольнении по вышеуказанным основаниям, т.к. у вас получится уже несколько взысканий.

То, что переписка идет по электронке, в принципе, ничего страшного — в случае спора работодатель сможет предоставить протокол осмотра страниц, удостоверенный нотариусом. Поэтому на это уповать особо не приходится.

Обратите внимание, что применить взыскание можно только в определенный срок с даты проступка:

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Следовательно, если опоздания были обнаружены больше месяца назад — то и уволить вас за них не получится.

Как мне следует поступить в этой ситуации, и стоит ли рассчитывать на компенсацию (выходное пособие)?
Руслан

Вам стоит ждать требования дать объяснения и готовить убедительное пояснение по поводу опозданий помимо разрешения владельца бизнеса. Про компенсацию я бы пока даже думать не стала.

При всем уважении, не соглашусь с данным выводом. У клиента получаются неоднократные, систематические опоздания — если они меньше месяца назад, что скорее всего, работодателю ничего не мешает по каждому дню запросить объяснения, несколько раз привлечь к дисциплинарной ответственности — замечание, выговор, — а потом и уволить за неоднократное неисполнение обязанностей.

Уточнение клиента

Я правильно понимаю, что РД может запросить за последней месяц(или больше, за год?) объяснительные хоть сегодня за каждый день, и мне нужно будет их написать?

Так как родился ребенок 1.5 месяца назад, могу ли я ссылаться на всяческие моменты связанные с ребенком в объяснительных, и быть уверенным что это уважительная причина?

11 Ноября 2015, 17:51

Оснований для увольнения за прогул, по моему мнению не имеется, т.к. согласно п.39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 239.

Ознакомьтесь так же:  Росгосстрах осаго горячая линия телефон бесплатно

Если трудовой договор с работником расторгнут по подпункту «а» пункта 6 части первой статьи 81 ТК РФ за прогул, необходимо учитывать, что увольнение по этому основанию, в частности, может быть произведено:

а) за невыход на работу без уважительных причин, т.е. отсутствие на работе в течение всего рабочего дня (смены) независимо от продолжительности рабочего дня (смены);
б) за нахождение работника без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня вне пределов рабочего места;
в) за оставление без уважительной причины работы лицом, заключившим трудовой договор на неопределенный срок, без предупреждения работодателя о расторжении договора, а равно и до истечения двухнедельного срока предупреждения (часть первая статьи 80 ТК РФ);
г) за оставление без уважительной причины работы лицом, заключившим трудовой договор на определенный срок, до истечения срока договора либо до истечения срока предупреждения о досрочном расторжении трудового договора (статья 79, часть первая статьи 80, статья 280, часть первая статьи 292, часть первая статьи 296 ТК РФ);
д) за самовольное использование дней отгулов, а также за самовольный уход в отпуск (основной, дополнительный). При этом необходимо учитывать, что не является прогулом использование работником дней отдыха в случае, если работодатель в нарушение предусмотренной законом обязанности отказал в их предоставлении и время использования работником таких дней не зависело от усмотрения работодателя (например, отказ работнику, являющемуся донором, в предоставлении в соответствии с частью четвертой статьи 186 Кодекса дня отдыха непосредственно после каждого дня сдачи крови и ее компонентов).

Указанные обстоятельства из указанного Вами пока не усматриваются.

Также согласно п.33 данного Пленума.

33. При разрешении споров лиц, уволенных по пункту 5 части первой статьи 81 Кодекса за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, следует учитывать, что работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по данному основанию при условии, что к работнику ранее было применено дисциплинарное взыскание и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин трудовых обязанностей оно не снято и не погашено.
Применение к работнику нового дисциплинарного взыскания, в том числе и увольнение по пункту 5 части первой статьи 81 Кодекса, допустимо также, если неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей продолжалось, несмотря на наложение дисциплинарного взыскания.
При этом необходимо иметь в виду, что работодатель вправе применить к работнику дисциплинарное взыскание и тогда, когда он до совершения проступка подал заявление о расторжении трудового договора по своей инициативе, поскольку трудовые отношения в данном случае прекращаются лишь по истечении срока предупреждения об увольнении.
Если судом будет установлено, что дисциплинарное взыскание наложено с нарушением закона, этот вывод должен быть мотивирован в решении со ссылкой на конкретные нормы законодательства, которые нарушены.

Руслан, Вы конечно, можете отказаться, но тогда будет составлен Акт.

Так как родился ребенок 1.5 месяца назад, могу ли я ссылаться на всяческие моменты связанные с ребенком в объяснительных, и быть уверенным что это уважительная причина?
Руслан

Ссылаться можете, но уважительность этой причины будет на совести работодателя. Так как Вы не находитесь в отпуске по уходу за ребенком и тут играет роль, только человеческий фактор.

Если были служебные проверки, выговоры, то да, согласен. А если были просто опоздания которые никак при этом не оформлялись — то нет.

то РД может запросить за последней месяц(или больше, за год?) объяснительные хоть сегодня за каждый день, и мне нужно будет их написать?
Руслан

Нет, они должны вынести приказ о проведении в отншоении вас служебной проверки, ознакомить вас с ним. Потом взять объяснения — при этом у этих проверок есть конкретные сроки

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Так как родился ребенок 1.5 месяца назад, могу ли я ссылаться на всяческие моменты связанные с ребенком в объяснительных, и быть уверенным что это уважительная причина?
Руслан

Только если надо было например ко врачу ехать срочно и об этом есть мед. документы. (при этом ездить должны были именно вы). Но в законе таких оснований нет. Так что тут многое на усмотрение работодателя.

О прогуле сейчас речь не идет, клиент ходил на работу.

Уточнение клиента

А если бы и шла речь о прогуле, РД обязан составить акт сразу, или в «удобное» для него время, например для аргументации при увольнении сотрудника спустя какой-то срок?

11 Ноября 2015, 18:03

Уважаемый Руслан! В дополнение:

согласно абзацев 3 и 4 ст.193 ТК РФ

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со
дня
обнаружения проступка, не считая времени болезни работника,
пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения
представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести
месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки
финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет
со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по
уголовному делу.

То есть РД может истребовать от Вас соответствующие объяснительные за предыдущий месяц, при этом Вы можете ссылаться на необходимость помощи матери ребенка.

Уточнение клиента

«То есть РД может истребовать от Вас соответствующие объяснительные за предыдущий месяц, при этом Вы можете ссылаться на необходимость помощи матери ребенка.»

И это в правовом поле будет являться объяснением отсутствия?

11 Ноября 2015, 18:00

Руслан же говорит, что на пропускном пункте фиксируется время прихода. Скорее всего, будут у работодателя доказательства опозданий, хотя, конечно, согласна с Вами, что нужно смотреть, как это все оформлялось.

Я правильно понимаю, что РД может запросить за последней месяц(или больше, за год?) объяснительные хоть сегодня за каждый день, и мне нужно будет их написать?
Руслан

Запросить могут за опоздания, которые выявлены менее месяца назад.

Писать надо, иначе будет составлен акт об отказе от дачи пояснений. Конечно, если писать нечего по существу — можно и не писать.

И это в правовом поле будет являться объяснением отсутствия?
Руслан

Без доказательств уважительности отсутствия на рабочем месте — нет.

Руслан, максимум, в течении месяца он может запросить объяснение, но в случае судебного разбирательства, ему придется объяснить, почему он не сделал этого ранее.

Обычно составляется сразу, (на практике, ну или на след день) и подписывается еще 2 сотрудниками. При этом максимальный срок- месяц.

Руслан же говорит, что на пропускном пункте фиксируется время прихода. Скорее всего, будут у работодателя доказательства опозданий, хотя, конечно, согласна с Вами, что нужно смотреть, как это все оформлялось.
Наумова Анастасия

Компьютерная распечатка не может быть основанием для наказания сама по себе, нужен приказ, проверка, объяснения, наказание. Распечатка это максимум основание для этого приказа, вдруг там сбой был просто.

Владимир, разве кто-то говорит о привлечении к ответственности по одной распечатке, без соблюдения процедуры запроса объяснений?

Уточнение клиента

Учитывая систематическое опоздание у всего штата, увольняют определенную группу лиц, разве это не предвзятое отношение?

11 Ноября 2015, 18:17

Я просто к тому что сейчас врятли есть основания для увольнений. Но надо точно понимать оформляли ли хоть что то на клиента или нет. И когда было последнее опоздание- прошел месяц или нет

Уточнение клиента

Почти каждый день весь офис приходит к 11 часам (в договоре к 10) соответственно это 22 объяснения) До этого ничего на меня не оформляли. Факт.

11 Ноября 2015, 18:19

Предвзятое — но это надо еще доказать.

в договоре к 10) соответственно это 22 объяснения)
Руслан

До этого ничего на меня не оформляли. Факт.
Руслан

Это хорошо, т.к. с такими приказами обязаны ознакамливать под подпись, если от подписи отказались- делается отметка об этом

Я думаю, дойди дело до суда, данное обстоятельство будет в вашу пользу — действительно, трудно представить, что работник беспричинно месяц ходит на два часа позже, никто ему претензий не предъявляет, затем внезапно требуют объяснения только у него, в то время как остальные нарушающие продолжают в том же духе. Однако это актуально, если будут доказательства такого же поведения остальных работников, плюс в любом случае данный момент останется на усмотрение и разрешение суда.

Руслан, я не думаю, что с вас будут брать 22 объяснения, вполне будет достаточно 3-5 штук за последнюю неделю.

Правильно, но срок конечно ограничен, вопрос когда опоздания обнаружены по факту.

Так как родился ребенок 1.5 месяца назад, могу ли я ссылаться на всяческие моменты связанные с ребенком в объяснительных, и быть уверенным что это уважительная причина?
Руслан

Ссылаться можете, но такие ссылки нужно подтверждать и если оснований не было, то это выявиться

Если были служебные проверки, выговоры, то да, согласен. А если были просто опоздания которые никак при этом не оформлялись — то нет.
Балашов Владимир

НУ и оформят их, проблем то нет.

Почти каждый день весь офис приходит к 11 часам (в договоре к 10) соответственно это 22 объяснения) До этого ничего на меня не оформляли. Факт.
Руслан

Не важно что делает весь офис, важно есть ли нарушения с Вашей стороны. а они есть

Оформят, если не прошел месячный срок.иначе уже нельзя проводить процедуру

Руслан, а в Вашем договоре или возможно в других документах, которые Вы подписывали, установлено, что Вы обязаны фиксировать свой приход на работу путем использования электронного пропуска. Если нет, то Вы не обязаны этого делать и соотвественно данные с терминала не являются безусловным доказательством Ваших опозданий, т.к. Вы вправе вообще им не пользоваться. Если Вы писали объяснительные на электронный почтовый ящик, то данный электронный документ, также не действителен, если в нем отсутствует электронная цифровая подпись. Можете просто сказать, что ничего не писали.

Ознакомьтесь так же:  Сколько платить налог при продаже квартиры менее 3 лет

При этом не стоит забывать, что при оспаривании работником применения к нему дисциплинарного взыскания обязанность доказать обстоятельства проступка лежит на работодателе. Именно он должен представить доказательства того, что совершенное работником нарушение, явившееся поводом к увольнению, в действительности имело место и могло являться основанием для расторжения трудового договора и что были соблюдены предусмотренные ст. 193 ТК РФ сроки применения дисциплинарного взыскания (п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2).

Такая обязанность обычно фиксируется в Правилах внутреннего распорядка. Однако суды принимают данные электронных терминалов в качестве доказательства опозданий как с исследованием, так и без исследования данного момента:

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 мая 2012 г. по делу N 33-6191/2012

Факт нарушения истцом трудовой дисциплины подтвержден отчетом электронной системы за в отношении ключа N на имя И., в соответствии с которым вход по указанному ключу произведен И. в 08:35, а в 08:34.

Поскольку И. опоздала на работу без уважительной причины, у работодателя имелись основания для привлечения ее к дисциплинарной ответственности.
base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=198221
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 июня 2013 г. по делу N 11-10052/13

В соответствии с п. 6.5. Правил внутреннего трудового распорядка вход и выход из компании осуществляется через турникет главного входа по персональным электронным картам. При приеме на работу С. была выдана именная персональная электронная карта для прохода в здание к своему рабочему месту.

Проведенной проверкой было установлено, что электронной системой допуска сотрудников с зафиксированы факты опоздания С. на работу за период с 1 ноября по 17 декабря 2012 года (проверка проводилась по времени начала работы С. с 10.00 часов), что подтверждается актом от 24 декабря 2012 года и электронной распечаткой. Таким образом, со стороны истца имел место факт нарушения трудовой дисциплины, что давало работодателю основания для привлечения его к дисциплинарной ответственности.
base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=674528
Российская Федерация
Решение от 01 июня 2012 года
По делу № 2-407/2012

На основании приказа № 14 от ДД.ММ.ГГГГ генерального директора ООО « » Карагодина А.Г. истец был уволен ДД.ММ.ГГГГ по п.5 ст. 81 ТК РФ в связи с неоднократным оставлением рабочего места без уважительной причины.

Основанием для издания данного приказа послужили: служебные записки старшего мастера Соколовой Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, объяснительные записки Малухина Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, приказы о дисциплинарном взыскании № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, № б/н от ДД.ММ.ГГГГ

Установлено, что рабочая смена Малухина Н.А. длилась с 20.00 час. до 08.00 час., на предприятии ООО « » стоит контрольно-пропускная система, из отчета по маршруту выбранного лица за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, представленного представителем ответчика, следует, что Малухин Н.А. ДД.ММ.ГГГГ прибыл на работу в 20.03 час., ДД.ММ.ГГГГ убыл в 7.21 час., ДД.ММ.ГГГГ убыл в 7.56 час., ДД.ММ.ГГГГ убыл в 7.59 час.
docs.pravo.ru/document/view/27691801/70652919/

Уточнение клиента

В моем договоре в разделе «должностные обязанности» есть пункт номер 4, из которого можно понять, что в мои обязанности входит организация и проведение встреч для согласования условий договора.

Могу ли я в качестве объяснений написать именно эту причину моего отсутствия на рабочем месте в тот или иной период?

12 Ноября 2015, 10:39

Уточнение клиента

«Такая обязанность обычно фиксируется в Правилах внутреннего распорядка».

Дело в том, что такового у нас нет, есть портал в сети, в котором это написано, но ко всему этому, есть фиксация обязательного присутствия с 12-00 до 18-00.

12 Ноября 2015, 10:41

Можете, только нужно будет указать с кем, когда, где и в какое время проводили встречу. Соответственно быстро выясниться что такого не было, если не проводили.

Уточнение клиента

Вот тут как раз я не сомневаюсь, вопрос в том, без поручения начальства, является ли эта встреча объяснением, и имеет ли какой то вес.

12 Ноября 2015, 10:45

Если у вас действительно была рабочая встреча- то да, но это надо суметь подтвердить. Либо должно было быть поручение начальства (лучше где нить в почте- письменное, но понятное дело что часто все это проходил устно)

Уточнение клиента

то есть, без такого поручения, встреча по работе не является объяснением?

12 Ноября 2015, 10:43

Почему, если у Вас не прописано, что именно по поручению начальства организовываете встречу, значит должны исходить из необходимости организации встречи.

Уточнение клиента

Должность в принципе не подразумевает под собой какие-то поручения.

12 Ноября 2015, 10:49

Является, если сможете подтвердить как то еще — например был подписанный договор в эту дату с вашим участием, или вы были у клиентов — раздали предложение, получили от них какие то пожелания. В общем что то что может подтвердить что вы работали а не просто где то были

Уточнение клиента

Подтвердить сможет только конкретное лицо. По моей просьбе естественно. Он напрямую связан со сферой деятельности всего рынка, по этому сомнений быть не должно, только вот будет ли это доказательством.

12 Ноября 2015, 10:51

п.3,4,6 хорошо подходят для каких либо поездок. Но надо все таки чтоб конкретика была, у кого вы были, какие переговоры вели, что предлагали. Был ли результат

Уточнение клиента

Тут как раз результат добивается путем постоянных переговоров. Порой на протяжении полугода — года.

12 Ноября 2015, 10:53

Если от имени ООО, или ИП этот клиент пришлёт бумагу что например что в этот день вы были у него утром с 9 до 12 — почему нет. Вели переговоры, вы передали коммер. предложение… и т.д.

Уточнение клиента

Отлично, это меня утроит.

У меня есть еще один вопрос, если все же РД решит уволить по статье, то правильно ли я понимаю, что по статье за несоответствие занимаемой должности, не сможет, так как при приеме небыло аттестационной комиссии. За «пьянку» тоже нет, не пью). За прогул тоже не сможет, не гулял на протяжении месяца. Какие варианты у него еще есть?

12 Ноября 2015, 10:57

можете, если сможете ее подтвердить.

Без подтверждения уважительности опозданий он вас уволит по статье, которую приводила в самом начале обсуждения:

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:
5) неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

Уточнение клиента

Уважительность опозданий подтвердится от наличием встречи от имени ООО.

Дисциплинарных взысканий не было.

Какие у РД остаются варианты? Поймите, с этим произволом хочу бороться до конца, и быть уверенным, что не сдамся по середине)

12 Ноября 2015, 11:02

Да, но не при приеме, а перед увольнением тогда.

а «пьянку» тоже нет, не пью).
Руслан

И об этом тоже должен был составляться акт и служеб проверка если хотят дисциплинарно наказать

За прогул тоже не сможет, не гулял на протяжении месяца. Какие варианты у него еще есть?
Руслан

выше вам привели коллеги ст 81 тк — основания для увольнения… остается еще хищение например из виновных действий.

Уточнение клиента

Хищения не было).

И наверное последний вопрос.

Сколько по времени такие процедуры увольнения, как правило, длятся?

Сколько у меня есть времени, если РД соберется увольнять за опоздания (учитывая полное отсутсвие у него каких либо подтверждающих документов и объяснительных)

Если РД соберется уволить за несоответствие?

12 Ноября 2015, 11:06

Без опозданий — мы же не знаем, как вы справляетесь с работой и какие еще работодатель может найти нарушения. Обычно начинается следующее — дается задание письменно, устанавливаются короткие сроки, работнику создаются препятствия в его исполнении, которые он не сможет потом доказать (н-р, компьютер на ремонт забрали в этот день), потом делают выговор за то, что в сроки не уложился и т.д.

В то же время суд учитывает тяжесть проступка. Н-р, в одном из вышеприведенных мною решений судов суд пришел к выводу о незначительности проступка — опоздание на 1-3 минуты, и признал увольнение слишком жестоким наказанием. Соответственно, и в вашем случае суд должен будет учесть, насколько пострадали интересы работодателя в связи с подобными нарушениями и действительно ли работник должен быть уволен.

Уточнение клиента

Тут в принципе я тоже не беспокоюсь, так как все пункты должностных обязанностей в договоре, сделаю с закрытыми глазами.

12 Ноября 2015, 11:08

5-6 дней где-то — 1 день запросят объяснения по одному проступку, тогда же или на 2 день — по нескольким еще, 3 дня на дачу объяснений и день на увольнение.

По закону привели выше, сроки проверок- не более месяца. А так — бывает служеб проверку и за пару дней проводят и оформляют. Так что за неделю можно уложить все- вместе с увольнением. Но это для вас 1 служебной проверки именно за опоздания — будет мало… вот 3-4 штуки- уже да.

Сколько у меня есть времени, если РД соберется увольнять за опоздания (учитывая полное отсутсвие у него каких либо подтверждающих документов и объяснительных) Если РД соберется уволить за несоответствие?
Руслан

Ну про несоответствие это дальше. Пока вынесут приказ об аттестации всех, пока программу составят, пока проведут, тут от месяца и больше скорее всего.

Зависит от расторопности работодателя конечно, но если все делать законно- мгновенно это не бывает.

Уточнение клиента

В целом мне все ясно, спасибо большое.

Для себя вынес основное — мои объяснительные, это их доказательства моей вины.

Чтоб не дать им в руки доказательства, я могу запросить у клиентов бумагу с подтверждением наличия встречи от имени их ООО, только в этом случае я останусь безнаказанным?.

12 Ноября 2015, 11:12

Не обязательно вины, но взять их с вас должны если вы не отказываетесь их предоставить

Чтоб не дать им в руки доказательства, я могу запросить у клиентов бумагу с подтверждением наличия встречи от имени их ООО, только в этом случае я останусь безнаказанным.
Руслан

Если можете- запросите, все таки это страховка. Про безнаказанность я бы так быстро не говорил, всегда может что то всплыть еще — но по этому вопросу- это страховка.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *