Учебное пособие психология школьника

Психология младшего школьного возраста. Учебное пособие

  • Название:Психология младшего школьного возраста. Учебное пособие
  • Автор: Ольга Гонина
  • Жанр:Педагогика
  • Серия:
  • ISBN: 978-5-9765-1910-7
  • Страниц:65
  • Перевод:
  • Издательство:Наука, Флинта
  • Год:2016
  • Электронная книга

    Курс психологии младшего школьного возраста является одним из важнейших в подготовке бакалавров по направлениям «Психология» и «Психолого-педагогическое образование». Освоение курса создает базу для осмысленного усвоения педагогических знаний, а также знаний в области других психологических дисциплин. Будущим специалистам необходимо знать основные закономерности становления ведущего вида деятельности и других видов деятельности ребенка младшего школьного возраста, развития познавательных психических процессов и свойств личности на данном этапе онтогенеза, характеристику возможных личностных и поведенческих проблем младших школьников и уметь пользоваться диагностическим инструментарием для выявления особенностей психики детей, конструировать оптимальные условия для их психического развития.

    Данное учебное пособие составлено с целью формирования у студентов представлений об основных за.

    Психология младшего школьного возраста. Учебное пособие

    © Издательство «ФЛИНТА», 2015

    Курс психологии младшего школьного возраста является одним из важнейших в подготовке бакалавров по направлениям «Психология» и «Психолого-педагогическое образование». Освоение курса создает базу для осмысленного усвоения педагогических знаний, а также знаний в области других психологических дисциплин. Будущим специалистам необходимо знать основные закономерности становления ведущего вида деятельности и других видов деятельности ребенка младшего школьного возраста, развития познавательных психических процессов и свойств личности на данном этапе онтогенеза, характеристику возможных личностных и поведенческих проблем младших школьников и уметь пользоваться диагностическим инструментарием для выявления особенностей психики детей, конструировать оптимальные условия для их психического развития.

    Данное учебное пособие составлено с целью формирования у студентов представлений об основных закономерностях психического развития ребенка младшего школьного возраста, методах их диагностики и коррекции. Содержание учебного пособия ориентировано на научный подход к изучению закономерностей психического развития: представления о движущих силах развития психики, об общих закономерностях и логике развития психики младших школьников, знания об особенностях социальной ситуации, ведущей деятельности и новообразованиях психики младших школьников.

    Учебное пособие начинается с рассмотрения социальной ситуации развития и ведущей деятельности младшего школьного возраста. Далее следует характеристика остальных видов деятельности, типичных для младших школьников: игровой, коммуникативной, продуктивной и трудовой, что обусловлено деятельностным подходом к анализу психики детей. Следующие главы посвящены закономерностям развития познавательной сферы детей: ощущений и восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Описываются основные возрастные особенности когнитивного развития детей, направления количественных и качественных изменений психических функций, раскрывается процесс структурообразования в познавательной сфере. Характеризуются особенности личностного развития ребенка в младшем школьном возрасте: закономерности развития сферы самосознания, мотивационно-потребностной сферы, возрастные особенности эмоциональной и волевой сфер, нравственное развитие. При этом особое внимание уделяется рассмотрению внешних и внутренних факторов развития личности, определяющих движущих сил и условий личностного развития ребенка. Последняя глава учебника посвящена изложению некоторых аспектов психологического сопровождения развития младших школьников: проблем психологической готовности к школе и адаптации детей к школьному обучению, школьной неуспеваемости, личностных и поведенческих проблем младших школьников, основ психокоррекционной работы с детьми младшего школьного возраста.

    После каждой главы приведены тексты для самостоятельного изучения, вопросы и задания для самоконтроля знаний, а также практические и исследовательские задания для углубленного анализа и практического осмысления изученного материала, психодиагностические методики, которые могут быть использованы для изучения особенностей развития различных видов деятельности, личностных особенностей и особенностей познавательных процессов детей. Списки рекомендуемой литературы после каждой главы также помогут организовать самостоятельную работу по изучению психологии младшего школьного возраста. С этой же целью в приложении приведены контрольные вопросы по всему курсу дисциплины, темы докладов и рефератов. Текст учебника сопровождается практическими примерами, рисунками и таблицами, которые дают возможность лучше понять и усвоить фактический материал по психологии младшего школьного возраста.

    Психология младшего школьного возраста. Учебное пособие

    В учебном пособии излагаются основные положения одного из разделов возрастной психологии – психологии младшего школьного возраста: закономерности, предпосылки и факторы психического развития младших школьников – особенности различных видов деятельности, познавательных процессов, различных сфер личности и психические новообразования; характеризуются проблемы психологического сопровождения развития младших школьников; приводятся практические задания и психодиагностические методики, которые могут быть использованы для изучения особенностей психического развития ребенка младшего школьного возраста. Пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов бакалавриата по направлениям «Психология» и «Психолого-педагогическое образование», может быть полезно и другим специалистам – педагогам, психологам, преподавателям психологии, всем интересующимся вопросами возрастной психологии.

    Подробная информация

    Дата написания: 2015

    Год издания: 2017

    ISBN (EAN): 9785976519107

    Объем: 459.5 тыс. знаков

    Мы думаем, что эти книги тоже могут быть вам интересны

    Психология детей младшего школьного возраста. Учебное пособие

    Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие / Б.С. Волков. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2016. — 348 с. — (Бакалавриат).

    Рассматриваются особенности психического развития детей младшего школьного возраста. Представленные в книге схемы, таблицы, многочисленные психолого-педагогические ситуации с решениями помогут легко овладеть основными понятиями курса и научиться их использовать как в учебном процессе, так и в разных жизненных ситуациях. Соответствует ФГОС ВО 3+.

    Для студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры, обучающихсяпо гуманитарным и педагогическим направлениям.

    Б. С. Волков Психология младшего школьника Учебное пособие

    Психология младшего школьника

    Педагогическое общество России Москва 2002

    Рецензенты: д-р психол. наук, проф. М.В. Гамезо;

    канд. психол. наук, проф. В.Г. Степанов; д-р психол. наук, проф. А.Ф. Ануфриев.

    В учебном пособии рассматриваются особенности психического раз­вития ребенка в младшем школьном возрасте. Приводятся практические ситуации, ориентировочные ответы на них.

    Учебное пособие снабжено контрольными вопросами и психодиагно­стическими таблицами причин трудностей в обучении младших школь­ников. Указываются темы рефератов и литература.

    Учебный материал представлен в виде обобщенных и логических схе­матических моделей и краткого их описания.

    Пособие предназначено студентам дневного, вечернего и заочного от­делений педагогических учебных заведений. Может быть использовано в системе повышения квалификации и профессионального самосовершен­ствования

    И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

    При изучении конкретных вопросов темы следует иметь в виду:

    а) развитие и формирование личности младшего школьни­ка есть процесс социальный. Ребенок занимает социальную по­зицию школьника;

    б) развитие и формирование личности осуществляется в процессе активной деятельности самого школьника;

    в) с поступлением ребенка в школу учение становится ве­дущим видом деятельности, которое в отличие от игры носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый си­стематизированный характер;

    г) деятельность младшего школьника по отношению к его среде всегда является опосредованной отношениями со взрос­лыми и сверстниками.

    Весь материал учебного пособия представлен в виде обоб­щенных схематических моделей и краткого их описания. Схе­матические логические модели построены в соответствии с программой курса «Возрастная психология». Применение ме­тода моделирования учебного материала повышает эффектив­ность обучения и развития мыслительных операций. Модели­рование требует материализации абстрактных понятий, реф­лексии собственных учебных действий, выделения существен­ного и обобщения изучаемого материала.

    Итогом освоения учебного материала данного пособия дол­жны быть ответы на вопросы и выполненные практические задания и тесты, которые даны в конце пособия.

    В младшем школьном возрасте происходит равномерное физическое развитие, вплоть до подросткового возраста. Про­должается рост и созревание костей скелета, хотя скорость этих процессов различна у разных детей. Растут мышцы «сильные» и «ловкие» (по образному выражению П.Ф. Лесгафта) — увеличиваются физическая сила, выносливость и ловкость как у мальчиков, так и у девочек.

    Более эффективно функционируют лобные доли головно­го мозга, управляющие процессами мышления и другими пси­хическими процессами. Эти изменения позволяют ребенку включаться во все более сложную, требующую высокой коор­динации движений деятельность. Моторная деятельность в этот период интенсивно развивается.

    Важным фактором физического развития ребенка явля­ется здоровье, которое позволяет детям более активно за­ниматься физической (физкультура, труд) и умственной де­ятельностью. Выключенные из двигательной активности ребенка 4—5 часов на умственные занятия должны компен­сироваться специально организованными физическими уп­ражнениями.

    Социальная ситуация развития младшего школьника (схема 1)

    Как только ребенок пришел в класс, он уже школьник; он занимает новую социальную позицию.

    Ведущей деятельностью младшего школьника становит­ся учение, существенно изменяющие мотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных и нравственных сил. Он постепенно включается в трудовую деятельность. Игра, хотя и продолжает занимать важное мес­то, тем не менее теряет свою главенствующую роль в разви­тии личности.

    В зависимости от полноты прохождения дошкольного пе­риода детства и своевременности начала обучения в школе могут быть фазы кризиса у детей 6—7 лет (схема 2).

    Большинство детей психически подготовлены к школе, и они идут в нее с радостью. Эта внутренняя позиция ребенка помогает ему быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношения с товарищами, распорядка дня (схема 3).

    Большинство учащихся адаптируется быстро, но есть де­ти «группы риска», испытывающие трудности в обучении. В приложении 1 даются психодиагностические таблицы (по С.В. Вахрушеву, научный руководитель проф. А.Ф. Ануф­риев).

    ФАЗЫ КРИЗИСА У ДЕТЕЙ 6—7 ЛЕТ

    У первоклассника, рано поступившего в школу

    v Ребенок очень удовлетворен игрой

    •v- Ребенок приходит в 1-й класс без сформи­рованных предпосы-

    •v* Ребенок вынуж­ден наравне с учебой занимать-

    •Ф- Субъективное стремление к школе (резуль­тат подготовки) без объектив­ных предпосы-

    лок перехода от игры к учебной деятельно­сти

    •v- Получая 1-е замеча­ние, переживая неус­пех в учебной дея-

    •v* Восстанавлива­ется эмоциональ­но-личностный комфорт, сглажи­вается негативная

    тельности, тянется к

    •v- Ребенок переживает эмоционально-лично­стный дискомфорт

    4″ Но отставание, начавшееся в 1-м классе, может накапливаться

    •v- В результате: об-

    Ознакомьтесь так же:  Приказ руководителя организации о переводе работника

    тика, направленная на

    учителей и родителей

    У дошкольника, запаздывающего с переходом в школу

    •v- Игра отходит на второй план

    •v- Ребенок тянется к продуктивно-значимой дея­тельности

    •у> Ребенок готов к учеб­ной деятельности (субъ­ективно и объективно)

    •Ф- Формально переход к учебе запаздывает

    •О» Негативная симптома-

    •v» С приходом в школу восстанав­ливается вну­тренний комфорт ребенка, а нега­тивные симпто­мы исчезают

    4- Возникает жела-

    тика ребенка направ-

    ние стать школь-

    лена на родителей

    ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    1. Ребенок плохо учится. 5. «Хроническая неуспешность».

    2. Ребенок ленится.

    3. Ребенок рассеян.

    4. Ребенок неуправляем.

    6. «Уход от деятельности».

    7. Развитие ребенка по «игровому типу».

    8. Развитие ребенка по типу негати-вистической демонстративности.

    ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ (обычно 4—7 недель)

    1. Усвоение правил школьно­го режима:

    •О- «обязанности» школьника;

    •v- своевременность прихода на занятия;

    •v- соблюдение школьного режи­ма;

    •ф- выполнение домашнего зада­ния.

    2. Усвоение правил взаимоот­ношений со сверстниками:

    $• недостаточное развитие об­щения и способности взаи-

    модействия с другими деть­ми.

    3. Усвоение правил взаимоотно­шений с учителем (взрослым):

    4- неправильное восприятие си­туации урока, непонимание учителя, его профессиональ­ной роли.

    4. Усвоение правил взаимоотно­шений детей с родителями:

    •О- «личностное» пространство в семье;

    •v- отношения с братьями и сес­трами;

    •v* стиль родительского поведе-

    ния и взаимоотношения с ре­бенком.

    5. Специфическое отношение ребенка к самому себе, к сво­им способностям, к своей деятельности, ее результатам:

    •О- высокая самооценка вызывает неправильную реакцию на за­мечания учителя. В результате: «Школа плохая», «Учитель злой» и т.д.

    Трудности могут быть и у учащихся с «избыточной» педа­гогической готовностью. Это сильные учащиеся. Они хорошо считают, читают, пишут. Быстро выполняют задание. Но все чаще начинают отвлекаться, так как им трудно следить за сбив­чивыми ответами других учащихся. У них обычно низкая во­левая готовность. Без дела скучают, «отбывая» время. Без вни­мания учителя — выпадают из учебного процесса. Период адаптации сокращается, если ребенок хорошо под­готовлен к школе, а школа готова учить, развивать, любить раз­ных детей; принимать и понимать их такими, какие они есть, и помогать их личному росту. Важно, чтобы в такой школе учи­тель договаривался о нормах сотрудничества (приложение 2).

    Важно обеспечить каждому ученику условия для его раз­вития как самоизменяющемуся субъекту.

    Быть таким субъектом — значит иметь потребность в са­моизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, т.е. хотеть, любить и уметь учиться.

    В период обучения в начальной школе происходит освое­ние ребенком новых социальных ролей: школьника-«отлични-ка», «троечника», «лентяя», члена общественной организации и др. (схема 4).

    С течением времени учебная нагрузка возрастает, но, если от уче­ника требуется познавательная самостоятельность, а он не видит реальных успехов своей работы, не научился преодолевать трудно­сти, его отношение к учебе может измениться в худшую сторону.

    Для того чтобы этого не произошло, необходимо развивать познавательные интересы к учебному материалу. А развитие этих интересов зависит от формирования у учащихся учебной деятельности как таковой.

    ЗАДАЧА 1. Ребенок, придя в школу, попадает в более труд­ные для него условия. Он сразу же лишается привычного сти­ля общения со взрослыми.

    Теперь взрослый ПРОТИВОСТОИТ ВСЕМ его порывам, не соответствующим задачам урока.

    Через какую деятельность могут быть реализованы по­требности ребенка на признание?

    ОТВЕТ. Все успехи, кроме учебных, создающие статус ре­бенка в глазах других и его собственных, уже не имеют тако­го значения, как школьная оценка.

    Притязания на признание в условиях школы реализу­ются лишь через успеваемость. Дети ориентируются на оце­ночные отношения взрослых через призму конкретной учеб­ной деятельности.

    ЗАДАЧА 2. Исследования показали, что успехи ученика в школе во многом определяются отношением его родителей к познанию и профессиональной деятельности учителя.

    Какой должна быть общая стратегия поведения родите­лей в целях помощи детям для их более успешного обучения? ОТВЕТ. Родители должны:

    1. Установить отношения с детьми, характеризующиеся большой теплотой, заботой и любовью.

    2. Знать реальные возможности своих детей и вселять в них веру, что они обязательно преуспеют в учебе и карьере.

    3. Вселяя уверенность, поощрять детей к выполнению школьных заданий и дополнительных задач.

    4. Контроль должен быть не авторитарным, а скорее ав­торитетным при ощущении родительского внимания.

    5. Постоянно общаясь с детьми, внимательно их выслу­шивать. Подавать пример доброжелательного общения.

    6. Поддерживать интерес детей к познанию, обсуждать вме­сте прочитанные книги, показывая пример собственно­го интереса к знаниям и умениям.

    ЗАДАЧА 3. Во вторых классах школы проводился экспе­римент. Ученики должны были дома изготовить коробочки. Причем изготовленные коробочки ученики группы «А» долж­ны были отдать в руки учителя; группы «Б» — старосте; груп­пы «В» — просто сложить в общий ящик.

    Будет ли одинаковый процент выполненных работ в раз­ных классах?

    В какой группе задание будет выпонено лучше, с чем связано?

    ОТВЕТ. Самый высший процент выполнение детьми зада­ния, когда они его сдавали учителю непосредственно было принято за 100%. Старосте сдали свои работы 65% учащихся. Группа, которая действовала без контроля со стороны, работу выполнила на 45%.

    Коллектив в классе еще не создан, каждый сам за себя, и ответственность наименьшая. При контроле самим учителем процент выполненных работ наибольший. Это говорит о том, что в начальных классах учитель очень уважаемая личность.

    ЗАДАЧА 4. Родительница пишет: «Последнее время моя Лена, ученица 3-го класса, стала приходить из школы в пло­хом настроении. Вчера ее прорвало, она все время рыдала, а на утро отказалась идти в школу. Сказала, что учительница не­навидит и специально унижает её перед классом. Лена всегда была очень ответственной».

    10 Почему дочь уверена, что учительница ее ненавидит? Каким должно быть поведение мамы?

    ОТВЕТ. Родители часто слышат от детей, что учительница их не любит. Это детская реакция на обиды. Дети хотят нравиться учителям, жаждут их внимания и похвалы.

    Эмоциональную реакцию на обиды обычно может спро­воцировать определенный стиль работы учителя — если он не совпадает с тем, как привык учиться ребенок.

    Мама должна помочь дочери разобраться, что с ней проис-• ходит. Обычно ребенок убежден в своей правоте. Разобрать­ся, чего хочет учительница от дочери. Убедить, что все зави­сит от нее самой. Кто добивается хороших результатов и по­чему? Что ценит учитель? В исключительных случаях совмест­но с учителем найти решение вопроса.

    ЗАДАЧА 5. Мама очень хотела помочь сыну Пете (6 лет 8 мес.) выполнять домашнее задание. Но, к удивлению мамы, никакие советы сын не принимает, говоря, что надо делать так, как велела учительница.

    Почему сложилась такая ситуация?

    ОТВЕТ. Петя в свои неполные 7 лет готов выполнять по­сильные задания, но лишь постольку, поскольку предложены учителем: авторитет его абсолютен. Причем любое задание — и то, что в учебнике, и просьба поливать цветы. А дома Петя не принимает никаких советов мамы.

    ЗАДАЧА 6. Маме Вани (7 лет) часто приходилось говорить сыну: «Делай так, как я тебе говорю».

    Почему маме приходилось говорить сыну часто эти слова?

    ОТВЕТ. Это может быть в тех случаях, когда мама требует беспрекословного выполнения ее указаний без объяснения спо­собов выполнения действия. Ваня не научится осознавать не­обходимость выполнения того или иного действия. В резуль­тате у Вани не сформируется самостоятельность, инициатив­ность и другие качества.

    ЗАДАЧА 7. Родители младших школьников часто испы­тывают двойственное чувство в оценке поведения своих де­тей:

    — с одной стороны, леность, нежелание делать уроки;

    11 — с другой стороны, оправдание его тем, что он еще ма­ленький, не понимает, для чего ему нужны знания,

    Каким должно быть поведение родителей?

    ОТВЕТ. Наивно ожидать, что все встанет на свои ме­ста в более старшем возрасте. Необходимо вскрыть при­чины этого явления. Может быть не сложились отношения с учительницей или с классом, отсутствуют внутренние сти­мулы, интерес и т.д. Важно создать определенную мотива­цию учения.

    Учебная деятельность младшего школьника (схема 5) — ведущая деятельность, которая носит обязательный, целе­направленный, общественно значимый и систематический характер. В процессе учебной деятельности происходит фор­мирование основных психических процессов и свойств лич­ности, появляются главные новообразования возраста (про­извольность, рефлексия, внутренний план действия, само­контроль).

    Компонентами учебной деятельности являются: учеб­ные задачи, учебные действия, действия контроля, действия оценки (по Д.Б. Эльконину, В.В. Давыдову).

    Учебная задача направлена на усвоение общего способа решения некоторого класса конкретно-практических задач или общего способа выделения свойств понятий.

    Основной целью учебной работы является воспроизведе­ние младшими школьниками образцов общих способов реше­ния задач. Учитель создает такую учебную ситуацию, при ко­торой ученику необходимо искать общий способ решения всех конкретно-практических задач данного класса.

    Работа учащихся в учебной ситуации складывается из учеб­ных действий разного типа: предметных, умственных, срав­нения, сопротивления, моделирования и др. Знание способов действий придает деятельности смысл, ставит ученика в по­зицию деятеля, развивает у него интерес к учению. Полноцен­ное обучение младшего школьника начинается тогда, когда он учится, овладевает учебной деятельностью.

    Действие контроля есть действие сличения, соотношение учебных действий с образцом, который задается учителем.

    УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

    Компоненты учебной деятельности

    направлены на усвоение обще­го способа ре­шения некото­рого класса кон­кретно-практи­ческих задач

    помогают уча­щимся воспро­изводить и ус­ваивать образ­цы общих спо­собов решения задач

    это сличение, со­отнесение учеб­ных действий с образцом, кото­рый задает учи­тель

    процесс оценки ребенком своей деятельности на разных этапах ее осуществления

    Достиг ли результата?

    Строится с учетом позна­вательных сил и возмож­ностей младших школьников

    Вооружает учащихся знани­ями, навыками, умениями, которые повышают уровень развития детей

    СОСТАВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Обеспечивают творческий, сознательный процесс выпол­нения деятель­ности в целом

    используются на уро­ках по различным предметам.

    Обобщенные— ис­пользуются при вы­полнении любой де­ятельности.

    Начало усвоения системы научных понятий

    Развернутость их ос­воения

    Ознакомьтесь так же:  Образец искового заявления досрочной пенсии педагога

    Увеличение удельного веса теоретического содержа­ния — необходимое усло­вие развивающего обуче­ния

    Перенос и ин­терференция навыков

    • планировать свою работу

    • работать с текстом и др.

    Кроме контроля по результату младший школьник овладевает пооперационным и перспективным (планирующим) самоконт­ролем.

    ЗАДАЧА 8. Почему необходимо ученика учить действию контроля?

    ОТВЕТ. Без контроля нельзя полноценно развернуть учеб­ную деятельность.

    Недостаточно контролировать работу только по конечному результату. Ученику необходимо научиться контролировать правильность каждой операции.

    Ученик оценивает, насколько освоен им способ реше­ния задачи, какие операции отработаны, а какие — нет. Это важно для формирования учебной деятельности и внима­ния.

    Действия оценки отличаются от отметки. Последняя вклю­чает в себя конечный результат выполненной работы по 5-бал­льной системе.

    Действие оценки составляет процесс оценивания ребен­ком своей деятельности на разных этапах ее осуществления.

    ЗАДАЧА 9. Содержательно оценивая учебную деятель­ность, ее результаты и процесс, учитель задает определен­ные ориентиры для младших школьников — критерии оцен­ки, которые должны быть усвоены детьми.

    Для чего учитель задает ориентиры критериев отмет­ки? Оценки?

    Есть ли свои критерии у учащихся?

    ОТВЕТ. Исходя из собственного опыта, дети имеют свои критерии вне зависимости от результата:

    •Ф- сколько потратил времени;

    §> сколько вложил сил, старания.

    Причем свою работу оценивают выше, чем работу одно­классников.

    Учитель же задает ориентиры содержания отметки, кото­рыми они должны руководствоваться в дальнейшем. Делает это максимально наглядно для учащихся.

    В учебной деятельности важно сотрудничество и взаимо­действие детей по поводу изучаемого материала:

    14 С учителем Со сверстниками

    ф дети находятся: Ф

    В позиции — -0 й В позиции ученика

    ученика -О- В позиции учителя

    Учебный материал усваивается лучше, так как:

    •v- учитывается свой способ дей­ствия; •v- и способ действия партнера

    v критичность, терпимость; •Ф- умение встать на точку зре­ния другого

    Учебная деятельность — это такая же предметная деятель­ность, как в дошкольном периоде, но предмет ее усвоения те­оретический, идеальный.

    Для лучшего развития мышления объекты изучения необ­ходимо материализовать.

    ЗАДАЧА 10. В младших классах учительница поручи­ла неуспевающим школьникам помогать другим неуспева­ющим. В результате повысилась их собственная успевае­мость.

    За счет чего повышалась успеваемость таких школь­ников?

    ОТВЕТ. Помогая другим, школьник оказывался в роли учителя. Притом оказывался обычно хорошим «учителем» — терпеливым, понимающим и достаточно требовательным. А самое главное — улучшалась их собственная самооценка. Они обретали уверенность в себе. Превращались из учени­ка «слушающего» в ученика «спрашивающего», задающего вопросы. ‘

    ЗАДАЧА 11. Учащимся предлагались таблицы типов задач, представленных в виде кратких условий, образно-графичес­ких моделей и определений инвариантов.

    Им предлагались ситуации, расчлененные на планы:

    Что означало для учащихся решить эту задачу?

    ОТВЕТ. Для учащихся это означало ОПОЗНАТЬ ее ин­вариант и найти его математическую характеристику. Про­цесс опознания заключается в выделении (в объектах сли­чения) существенных признаков в результате преобразова­ния этих объектов, а модели еще только формируются. Мо­дель инвариантов служит также и ориентиром в процессе обдумывания задач.

    Процесс развития учебной деятельности — это про­цесс передачи от учителя к ученику отдельных его звеньев. В младшем школьном возрасте это — действие контроля и оценки.

    Развитая форма учебной деятельности — когда ученик ста­вит перед собой задачи собственного изменения. Цель обуче­ния — изменить ученика.

    В процессе учебной деятельности прежде всего происхо­дят усвоение младшими школьниками научных понятий, фор­мирование навыков и умений.

    Знания младшего школьника могут быть на разном уров­не полноты и глубины, осознанности и прочности, конкрет­ности и обобщенности. Владеть знаниями по какому-либо предмету — значит усвоить систему научных понятий по данному предмету. До поступления в школу ребенок имеет дело с отдельными предметами, явлениями, их внешними свойствами и отношениями, а не с их сущностью, выражен­ной в понятиях. Житейские понятия мешают младшему школь­нику усваивать научные. Современная программа обучения предусматривает воору­жение учащихся и теоретическими понятиями. Увеличение удельного веса теоретического содержания — необходимое условие развивающего обучения.

    ЗАДАЧА 12. Исследования показывают, что в процессе общения от 100% задуманной информации остается в па­мяти собеседника 24%. Из существующих «барьеров»: не­понимания ситуации общения, психологических особенно­стей общающихся.

    Слова, которые используются общающимися, нередко имеют разное для них значение, смысл. В одно и то же по­нятие может вкладываться разный смысл. А может быть про­сто незнакомо значение того или иного слова, даже если оно и применяется.

    В учебной деятельности ученик часто сталкивается со словами, которые им до конца не понятны. Он узнает их на слух и при чтении, но так до конца и не знает, что они оз­начают. Накопление непонятных слов, которые ученик применяет, приводит к снижению успеваемости из-за непонимания общей сути излагаемого учителем учебного материала.

    Как можно определить, какое слово ученик не пони­мает ?

    ОТВЕТ. Надо чаще задавать учащимся вопросы о том, что означает то или иное слово. Если ученик не знает слова, то он его и не употребляет. И ответы на него могут быть самыми разнообразными: «Не знаю», «Это вот когда. », «Ну, это про­сто. » и т. п.

    ЗАДАЧА 13. Дети в начальной школе встречаются с мас­сой слов, которых они не понимают. Если ученик не понима­ет слова, которые применил в речи учитель, он не поймет сути объясняемого материала урока.

    Всегда ли ученик обращается к учителю по поводу свое­го непонимания?

    Какие способы может использовать учитель, чтобы убе­диться в том, что дети понимают его?

    ОТВЕТ. Ученик далеко не всегда обращается к учителю по поводу своей непонятливости. С возрастом он свою не-

    17 понятливость все больше будет скрывать. Даже на вопрос учителя: «Всем ли понятно?» — учащиеся объективно не ответят.

    Учитель должен использовать так называемую «об­ратную связь» с учениками. О понимании учебного ма­териала учащимися учитель может судить по их внима­тельности. Он может задавать контрольные вопросы, чтобы уточнить степень понимания сообщаемой инфор­мации.

    Сообщаемую информацию, превратив ее в «Понятия», термины, в дальнейшем нужно применять еще несколько раз с их расшифровкой. Например, не просто назвать по­нятие «луч», а сказать: «Луч, т.е. это прямая линия, имею­щая одну граничную точку».

    ВОПРОС 14. По каким проявлениям учащихся учитель может судить о их непонимании?

    ОТВЕТ. О непонимании учащихся учитель может судить по следующим проявлениям:

    1. ОЩУЩЕНИЕ ПУСТОТЫ в голове и мыслях, когда учащиеся не могут установить устную речь, насыщенную словами, не доступными их пониманию. В этот момент учи­тель может увидеть, что взгляд ребенка совершенно пуст, он не видит учителя.

    2. «ОТСУТСТВИЕ» всякого присутствия. При непони­мании ученик переключается на мысли, которые его зани­мают больше, чем изучаемый материал. Ученик увлечен сво­ими мыслями («витает в облаках»). Если учитель обраща­ется к ученику в такой момент, он может не услышать, что к нему обращаются.

    3. НЕРВНОЕ СОСТОЯНИЕ наблюдается при накопле­нии у ученика большого количества непонятных слов. Мо­гут появиться слезы.

    ВОПРОС 15. Как можно организовать работу ово-их учащихся по предмету при самостоятельном изу­чении учебного материала, с элементами взаимоконт­роля?

    ОТВЕТ. ВЗАИМОКОНТРОЛЬ УЧАЩИХСЯ.

    Двое учащихся с одинаковыми текстами и словарем

    18 Ученик, читающий текст

    Проверяет знание слов = Остановись, скажи, что зна­чит слово «сразу»?

    Встречается неточное толко­вание слова

    На основе словаря уточняет­ся значение слова

    Уточняя толкование слова, составляет несколько пред­ложений с этим словом

    Дает задание составить не­сколько предложений с ранее незнакомым словом

    Реализация развивающего обучения способствует формированию важнейших психических новообразований, таких как

    внутренний план дейст­вий

    ЗАДАЧА 16. В процессе освоения учебной деятельности в 1-м классе Витя спрашивает про незнакомую букву: «Какая это буква?» А Вова спрашивает про полузнакомую букву: «В ка­кую сторону пишется буква Е?», «Сколько ножек у буквы И?» и т.д.

    Что проявляется в утих вопросах учащихся?

    О чем может говорить отсутствие вопросов учащихся?

    ОТВЕТ. Эти вопросы говорят о том, что Витя и Вова начи­нают самостоятельно учиться у учителя.

    Отсутствие вопросов у учащихся может свидетельствовать или о полном понимании задания учителя, или о том, что уче­ник не может адекватно выразить собственные затруднения для учителя.

    То, что ученик в начальный период обучения в школе не видит еще необходимости в помощи извне, говорит о его зна­чительных трудностях.

    ЗАДАЧА 17. В начальной школе должна быть сформиро­вана учебная деятельность учащихся.

    Что значит сформирована учебная деятельность?

    20 ОТВЕТ. Научить учиться это значит научить ребен­ка «учить себя»:

    — уметь принимать учебную задачу;

    — находить способы ее решения;

    — отбирать нужные средства;

    — контролировать свои шаги;

    — самому оценивать полученные результаты.

    Всему этому отвечает теория Д.Б. Эльконина — В.В. Да­выдова. Не нужно детям учение как развлечение. В учеб­ном труде детей интересует не столько внешняя привлека­тельность, сколько процесс самостоятельного поиска момен­та истины.

    Мотивы учения младших школьников (схема 6)

    Для ребенка, пришедшего в школу, наиболее значимым являются такие социальные мотивы, как мотивы самосовер­шенствования (быть культурным, развитым) и мотивы са­моопределения (после школы продолжить учиться, хорошо работать). Ребенок осознает общественную значимость уче­ния, и это создает личную готовность к учению в школе. Эти мотивы являются результатом социальных влияний (детский сад, семья). Ребенок понимает общественную значимость учения, то, что знания ему нужны для будущего, и он хочет быть умным, культурным, развитым.

    В первые дни пребывания в школе такая обстановка оп­ределяет положительное отношение детей к деятельности и создает благоприятные условия для начала обучения. Но младший школьник по преимуществу живет сегодняшним днем. В связи с этим большое значение приобретает в учеб­ном процессе постановка ближних и дальних целей. Тем более, что первоначально мотивы долга и ответственнос­ти школьником не осознаются, хотя все требования и зада­ния учителя, как правило, выполняются.

    Учителю необходимо формировать ответственное отноше­ние к учению, которое должно проявляться в умении школь­ника сознательно подчинять свои действия более важным це­лям и задачам.

    Ознакомьтесь так же:  Договор на вынос границ в натуру

    Из узколичных мотивов могут быть мотивы благо­получия (получить хорошую оценку любой ценой, похва-

    21

    Схема 7 Отметка — мотивация учения

    Многие первоклассники не понимают смысла отметки

    Большинство детей считают: Другие: привыкая к своим не-«Они заслуживают более высокой удачам, теряют веру в свои силы отметки. Учителя их занижают»

    Обучение без отметок

    Снижает Повышает уровень

    тревожность учебно-познавательных мотивов

    лу учителя, родителей) и мотивы престижные (выделить­ся среди товарищей, занять определенное положение в классе).

    Большое место в мотивации учения занимает отметка. Но ученики 1-го класса еще не понимают ее социального смыс­ла. И лишь переживание ими положительных или отрицатель­ных эмоций при получении хорошей или плохой отметки сти­мулирует учеников к работе. Большинство детей обычно счи­тают, что заслуживают более высокой оценки, а учителя ее за­нижают. Бывает, что ребенок настолько привыкает к своим неудачам, что теряет веру в свои силы. Учителю необходимо внимательно следить за тем, какой смысл для каждого ребен­ка имеет полученная отметка.

    Безотметочное обучение снижает тревожность учащих­ся, повышает уровень их учебно-познавательных мотивов (схема 7).

    Учебно-познавательные мотивы (схема 8, см. с. 24) за­ложены в самой учебной деятельности и связаны с содер­жанием и процессом учения, с овладением способами учеб­ной деятельности.

    Развитие учебно-познавательных мотивов младшего школь­ника зависит от уровня познавательных потребностей, с кото­рыми ребенок пришел в школу. Познавательная потребность рождается из потребности во внешних впечатлениях и потреб-

    ности в активности и начинает проявляться рано, в первые дни жизни ребенка.

    В школе для формирования внутренней мотивации позна­вательных интересов необходимы соответствующее содержа­ние и организация учебного процесса: объект усвоения тео­ретического понятия; раскрытие условий происхождения по­нятий; результат усвоения — формирование учебной деятель­ности.

    При сформированной внутренней мотивации познаватель­ных интересов ученик преодолевает трудности учебного про­цесса и проявляет интеллектуальную активность. Подлинно познавательные интересы, по мнению В.В. Давыдова, обнару­живаются в том случае, когда ребенок стремится получить не просто тот или иной конкретный, по своей сути, частный ре­зультат, а найти общий способ получения всех результатов данного типа. Поддержка желания учащихся понять суще­ственные связи повышает и их желание учиться.

    В развитии мотивации учения младшего школьника не­обходимо использовать и мотивы, связанные с процессом учения. Интерес к процессу учения первоначально име­ет элементарные проявления (ребенок любит читать, рисо­вать. ); затем этот же интерес проявляется в желании са­мому решать какую- либо задачу, придумывать для себя но­вое задание. По содержанию этот интерес может быть на­правлен как на конкретные факты, так и на теоретическое содержание знания. Очень важно приобщить ребенка к по­знанию сути явления, скрытых свойств, закономерностей, скрытых понятий. И научить его испытывать удовлетворе­ние от самого процесса, анализа вещей и их происхож­дения.

    ЗАДАЧА 18. Почему мотив высокой оценки более значим для младшего школьника, чем широкие социальные моти­вы учения долг, ответственность, необходимость полу­чения образования и т.п.?

    ОТВЕТ. Понятие долга для младшего школьника еще во многом понятие абстрактное. Это далекая перспектива, как, например, поступление в высшее учебное заведение. А вот отметка, похвала — реальное. Чтобы получить высокую от­метку, ученик готов немедленно сесть заниматься и старатель­но выполнить задание.

    25 ЗАДАЧА 19. Известно, что младшие школьники получа­ют удовольствие от процесса самой игры, а старшие — не только от процесса игры, но и от результата, т.е. выигры­ша. В играх по правилам выигрывает тот, кто лучше освоил игру. Дети стремятся отработать отдельные действия (пры­гать, бросать и т.п.). Развивается мотивация достижения.

    Какое это имеет значение для освоения младшими школьниками учебной деятельности?

    ОТВЕТ. В учебной деятельности школьник получает одобрение за выполненное задание, т.е. за результат. Его результативные действия одобряют и учитель, и сверст­ники.

    Игровая мотивация на достижение результата посте­пенно уступает место учебной, при которой действия вы­полняются ради знаний, умений.

    Постоянно будут развиваться учебно-познавательные мо­тивы, в основе которых лежит познавательная потребность и потребность в саморазвитии.

    ЗАДАЧА 20. Первоклассникам был задан вопрос: «Что самое ценное, значимое в школьной жизни? Что нравится в школе?» Были получены результаты.

    Отличники ценят учебное содержание и школьные пра­вила:

    — «нравится русский язык, там интересно»;

    — «надо, чтобы все были хорошие». Троечники и неуспевающие отвечали иначе:

    — «нравится, что играем»;

    — «нравится, что в школе бывают выходные».

    Есть ли различия в области познавательных интере­сов?

    ОТВЕТ. Глубокий интерес к изучению какого-либо пред­мета в начальной школе встречается редко.

    Хорошо успевающих детей привлекают разные учебные предметы, их содержание. Характерна ситуативность. На разных уроках при изучении разного материала наблюдают­ся всплески интереса, подъемы интеллектуальной активно­сти.

    26 ЗАДАЧА 21. Ваня, ученик 1-го класса, придя домой, рас­сказывает маме, что было интересно. Он с радостью гово­рит маме, что узнал, понял чему научился.

    О развитии какой мотивации учения Вани можно пред­положить?

    ОТВЕТ. В этой ситуации можно говорить, что у Вани развивается учебно-познавательная мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. Среди первоклассников еще мало детей, имеющих учебно-познавательные мо­тивы.

    ЗАДАЧА 22. Мама всегда встречала сына Колю, учени­ка 1-го класса, с радостью, расспрашивая, что было инте­ресного в школе. Сегодня сын назвал прошедшие физкуль­турные занятия, тогда как в прошлые дни он называл пе­ние.

    Найти психологический анализ мотивации учения Коли.

    ОТВЕТ. Такие ответы Коли возможно говорят о том, что он проявляет интерес к наиболее легким предметам. Дру­гие учебные предметы для него вызывают трудности, ма-лопонятность.

    Мотивы учения младших школьников в основном си­туативные. Все определяет содержание деятельности на уроке.

    ЗАДАЧА 23. Таня, ученица 1-го класса, приходя домой, с радостью рассказывала о том, как она выписывала слова. В предыдущий раз рассказывала о том, как копировали на­писанное учителем на доске, как она точно выполняла все ее указания.

    К каким ученицам относится Таня? Дайте ее психо­логическую характеристику.

    ОТВЕТ. Таня — ученица старательная, но относится к слабоуспевающим. Ее интересы менее содержательны. Не­успевающие ученики ориентируются на процесс выполне­ния отдельных, частных действий. Они обычно механичес­ки копируют действия учителя, мало обращая внимания на содержательную сторону учения.

    27 ЗАДАЧА 24. Митя, ученик 2-го класса, очень хорошо ус­певал. Считал, во что бы то ни стало задачу надо решить. Всеми силами он добивался результата.

    Можно ли говорить, что у Мити только мотивация до­стижения результата?

    Какие механизмы формируются при такой целенаправ­ленности действий?

    ОТВЕТ. Нет, нельзя. Здесь наряду с мотивацией достиже­ния результата наверняка есть и мотивация получения высо­кой оценки своей работы: отметки и одобрения взрослых. Важ­но и то, что формируется саморегуляция ученика.

    ЗАДАЧА 25. Нина, ученица 2-го класса, считала своим долгом учиться лучше одноклассников, быть всегда первой. Работала Нина на пределе своих возможностей.

    Какая мотивация учения преобладает у Нины? Какова возможная самооценка личности Нины?

    ОТВЕТ. У Нины преобладает престижная мотивация. Са­мооценка, вероятнее всего, — завышенная. Постоянное сопер­ничество со способностями сверстников и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направлен­ность таких детей.

    Достигая высокой продуктивности работы, такие дети обычно не способны к творчеству: стремление все сделать лучше и быстрее других лишает их возможности творческих поисков.

    У неуспевающих учеников обычно престижная мотивация не развивается.

    ЗАДАЧА 26. К Ване пришел Миша позвать его гулять. А Ваня отвечает, что не сделал еще уроки. На что Миша возразил: «Потом доделаешь!» «Но я должен сделать сей­час», — ответил Ваня, иначе меня будет ругать учитель­ница, да и мама мной будет недовольна, запретит смотреть телевизор.

    О какой мотивации учения Вани идет речь?

    ОТВЕТ. У Вани преобладает мотивация избегания не-УДач.

    Такие дети стараются избегать «двоек» и тех последствий, которые влекут за собой низкие отметки.

    28 Такая мотивация развивается на протяжении всего неуспеш­ного обучения в начальных классах. Обычно такие ученики отрицательно относятся к учению.

    В дальнейшем могут развиться тревожность, страх в ситу­ациях оценивания, что придает учебной деятельности отрица­тельно эмоциональную окрашенность.

    ЗАДАЧА 27. Мама говорит, что ее сын к 4-му классу как-то изменился. Стал испытывать какое-то замешательство. Он растерян и не знает что делать. Сидит и бессмысленно пе­релистывает страницы учебника. Перекладывает предметы с места на место, не зная с чего начать.

    С чем могут быть связаны такие изменения ученика к 4-му классу?

    ОТВЕТ. Такое состояние ученика может быть результа­том накопившихся пробелов в знаниях к 4-му классу. В ре­зультате возникло непонимание тех или иных вопросов учебной программы.

    Необходимо отступить назад к тем знаниям, в которых есть уверенность. Потом, добиваясь понимания учебного материа­ла, его осмысления на основе складывающегося запаса зна­ний, снова идти в перед. Принцип постепенности не должен нарушатся.

    ЗАДАЧА 28. Ребенку можно сказать: а) «Зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо» или б) «Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это лучше».

    Какое обращение предпочесть?

    В чем различие их психологического смысла?

    ОТВЕТ. Обращение типа «а» обеспечивают психологичес­кую поддержку, тогда как обращение «б» выражает разочаро­вание.

    Для нормального развития ребенок нуждается в психоло­гической поддержке. Для этого нужно:

    — опираться на сильные стороны ребенка;

    — помогать ребенку разбивать большие задания на мелкие части, с которыми он может справиться;

    — создавать ситуации гарантированного успеха;

    — проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему;

    — показывать удовлетворенность ребенком;

    29 Поддерживать психологически можно:

    •v- словами: «красиво», «аккуратно», «продолжай». ; •у> высказываниями: «Мне нравиться, как ты работаешь»; •О- прикосновениями к плечу, руке, слегка обнять. ; «v- совместными действиями: стоять рядом, слушать его; развивают: приобщают:

    В трудовой деятельности должна быть реализована идея развивающего обучения

    Будет происходить формирование важнейших психологических новообразований

  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *