Учебное пособие по истории для подготовки к егэ

ВНИМАНИЕ! Вы пользуетесь устаревшей версией браузера.

Данная версия браузера не поддерживает многие современные технологии, из-за чего многие страницы отображаются некорректно, а главное — на сайте могут работать не все функции.

В связи с этим рекомендуем для работы с сайтом использовать следующие браузеры. Все они бесплатны, легко устанавливаются и просты в использовании.

Книги и учебники для подготовки к ЕГЭ по Истории

Автор статьи — Морозов А. В.

Хорошо, когда в учебнике отсутствуют лишние исторические факты, которые не нужны при подготовке к ЕГЭ по истории. Когда прослеживаются причинно-следственные связи, то есть определяется причина события, основной ход события и последствия события. Именно это проверяется на ЕГЭ.

Если в учебнике простая констатация фактов и художественно-описательный характер, то этот учебник не столь хорош для подготовки к ЕГЭ по истории. Если в учебнике для подготовки к ЕГЭ по истории много эпитетов, цветистых выразительных слов — то, как ни странно, лучше от него отказаться.

Например, учебник долго и выразительно описывает Екатерину Вторую: «Матушка наша Императрица любила Россию, читала много книг…» Все это — пустота и на ЕГЭ никак не оценивается. Это просто вырванные из исторического контекста факты

Ведь проверяют на ЕГЭ по истории знание причинно-следственных связей и логику исторического мышления. История — точный предмет. Почему произошло событие, что оно в себя включало, к чему привело. Кто и какую роль сыграл в определенных событиях. Все должно быть в логической и причинно-следственной взаимосвязи.

Очень важно, чтобы автор учебника для подготовки к ЕГЭ по истории был беспристрастен в оценке исторических событий. В учебнике должен присутствовать здравый смысл. На ЕГЭ по истории есть вопросы, где в любых событиях нужно увидеть как положительные стороны, так и отрицательные. Как бы трудно это ни было.

Почему необходимо готовиться к ЕГЭ по истории хотя бы по двум-трем учебникам? Дело в том, что каждый автор показывает свое видение исторической ситуации.

Например, есть учебник для подготовки к ЕГЭ по истории, который мы всем рекомендуем:

А.С.Орлов, В. А.Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина «История России»

В этом учебнике все грамотно и четко изложено авторами. Но если мы возьмем только учебник Орлова и будем готовиться к ЕГЭ по истории только по этому учебнику — у нас будут сложности. В ЕГЭ по истории есть письменные задания, где необходимо представить разные позиции по определенной исторической ситуации (что очень важно при выполнение задания ЕГЭ 24 и 25). Поэтому необходимы также справочники для подготовки к ЕГЭ по истории.

Например, М.Н. Зуев «История России: Учебник для вузов» В учебнике анализируются сложные и противоречивые исторические процессы России. В приложении приведены: генеалогия российских царей, биографические сведения о деятелях трех российских революций, краткая летопись исторических событий России, документы из истории России, весь этот материал можно использовать для исторического эссе (задание 25).

История России: все темы для подготовки к ЕГЭ

——-
| bookZ.ru collection
|——-
| Ирина Ивановна Бабленкова
|
| Вадим Вадимович Акимов
|
| Елена Александровна Сурова
|
| История России: все темы для подготовки к ЕГЭ
——-

Учебное пособие «История России» предназначено для абитуриентов, поступающих в высшие и средние специальные учебные заведения. Особенно полезно это пособие будет тем, кто решил избрать профессию юриста, финансиста, экономиста, менеджера – специалиста в сфере государственного и муниципального управления, так как авторы его – преподаватели Всероссийской государственной налоговой академии (ВГНА), имеющие немалый опыт работы в качестве экзаменаторов. Учебное пособие соответствует требованиям, предъявляемым к абитуриентам, и нормам государственного образовательного стандарта по истории России. В данное издание включены не только вопросы для самопроверки, хронологическая таблица с пояснениями к ней, но и задания тестового характера для самоконтроля. Это делает пособие полезным для тех старшеклассников, которые готовятся к ЕГЭ по отечественной истории.
Экзамены – всегда серьезное испытание для всех, участвующих в них, ведь проверяются внимание, умение сосредоточиться, выделить наиболее существенное, легко перейти от одного блока информации к другому, уточнить формулировку и, конечно, компетентность, владение материалом. Авторы пособия убеждены: при подготовке к экзаменам старшекласснику и абитуриенту целесообразно использовать не одно учебное пособие, а два, три и более, причем разного типа: от кратких проспектов-«шпаргалок» до серьезных обобщающих учебных курсов. Не следует пренебрегать и учебными пособиями, специально издающимися для абитуриентов конкретного учебного заведения, они в наибольшей степени учитывают направленность и специфику подготовки специалистов определенного профиля. Однако ограничиваться такими учебными пособиями нельзя: их объем редко вмещает все богатство реалий, с которыми должен быть знаком студент. Обязательно следует также использовать материалы иллюстративного ряда. Применительно к изучению отечественной истории это атласы, в том числе и школьные, альбомы с иллюстрациями, позволяющими лучше представить себе процессы, протекающие в сфере художественного творчества наших соотечественников в течение более чем тысячелетней истории народов России.
Старшекласснику сегодня недостаточно просто «выучить некоторое количество конкретного материала». Необходимо стать компетентным в предмете, который учащийся собирается сдавать. Старшекласснику стоит приобрести широкий кругозор, общую культуру, интеллигентность. Будущий специалист должен уметь четко, грамотно, убедительно говорить и писать, логично и последовательно развивать свою мысль.

Как научиться этому? Существует, конечно, много способов, но один из них, испытанный уже многовековым опытом народов Европы и Азии, – изучение истории своего Отечества. Прошлое самоценно. Оно привлекательно еще и тем, что несет в себе мерило истины, помогающее отличить вечное от преходящего. Память о прошлом способна создать ощущение устойчивой исторической почвы под ногами, наглядно показать, к какому народу принадлежит человек, каков менталитет его сограждан, как он сформировался. История Отечества дает возможность ставить и решать сложнейшие вопросы взаимосвязи власти и свободы человека, мирских благ и духовного начала, общественной морали и личности. Есть и еще одна причина, более, пожалуй, утилитарная, но не менее значимая. Асинхронность экономических, политических и культурных процессов в различных странах мира определяет взаимосвязь модернизации и традиции, различные темпы и формы преобразований. Кому, как не будущим специалистам, предстоит осмысливать, подготавливать и осуществлять грядущие реформы? Как проводить их в жизнь в огромной стране с разноязыким населением, следующим разным религиозным традициям, имеющим культурные различия? Для подготовки к практическому решению этих исключительно сложных и ответственных задач совершенно необходимо ознакомиться с опытом реформаторов прошлого. Поэтому в предлагаемом учебном пособии истории государства, административным, налоговым, правовым и иным преобразованиям, а равно и проектам нереализованных реформ уделено особое место. Немалое внимание авторы пособия уделили также внешней политике и международным отношениям России, поскольку в современном мире актуальность вопросов, связанных с геополитической проблематикой, чрезвычайно возросла. И, наконец, как никогда ранее, много места в пособии заняли материалы, отражающие культурное развитие страны, а равно материалы, посвященные истории общественной мысли и общественного движения в России.
Коллектив авторов надеется, что учебное пособие будет полезно абитуриентам при подготовке к ЕГЭ по истории России, к олимпиадам и вступительным экзаменам и собеседованиям.
Желаем успехов!

Познание окружающего, в том числе социальных явлений, – важный компонент взаимодействия человека с миром. Оно развивается вместе с обществом. Представления о мире и человеке существенно отличаются от эпохи к эпохе; от территории к территории меняется мир, меняется и человек. История – это развивающийся массив социального опыта, передающийся от поколения к поколению, который каждый раз осмысливается заново. Нередко одно и то же событие или явление оценивается по-разному, бытуют и противоположные мнения. Но можно ли в этом случае считать историю наукой? Что такое история?
Слово «история» заимствовано из греческого языка, где оно означало «исследование», «расспрос», «повествование», «рассказ о событиях», «знание». Сегодня слово «история» используется, как правило, в двух смыслах: во-первых, для обозначения процесса развития человеческого общества, личности во времени; во-вторых, когда речь идет об отрасли знаний, которая изучает этот процесс.
Долгое время история рассматривалась как часть литературы, воспринималась как разновидность художественного творчества. В греческой мифологии покровительницей истории считалась одна из муз – Клио, чье имя произошло от греческого слова «прославляю». В самом деле, первые известные хроники, биографии правителей, истории военных конфликтов посвящались в основном прославлению правителей и военачальников.
В современной мировой исторической литературе встречаются самые разнообразные определения предмета истории. Считают, что таких определений около тридцати. Историк присоединяется к той или иной оценке либо разрабатывает собственное определение предмета этой науки в соответствии со своим мировоззрением, т. е. системой взглядов на мир.
Предпосылки научного понимания истории складывались в русле религиозных представлений о мире. Провиденциалисты, т. е. сторонники точки зрения на мир как на место, где реализуется, проявляется воля Божия, часто сомневались в возможности постижения человеком законов истории. Но они оставили в наследство исторической науке идею всемирной истории, совершающейся под воздействием универсальных закономерностей, общих для всех народов, включающихся в историческую жизнь. С началом Нового времени христианская историософия была подвергнута критическому переосмыслению. В эпоху Просвещения (XVIII в.) возникла рационалистическая концепция истории, впоследствии систематизированная в философии истории Г.В.Ф. Гегеля и историческом материализме К. Маркса. И Гегель, и Маркс разделяли точку зрения, что история универсальна, в ней действуют общие и объективные по характеру закономерности. История проходит несколько ступеней развития. Гегель выделяет восточный (азиатский), греко-римский (античный) и германский (европейский) мир. Маркс – первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую общественно-экономические формации. Для обоих мыслителей характерно убеждение, что важнейшим общественным институтом является государство. Присущий воззрениям Гегеля и Маркса, а также их сторонников европоцентризм значительно сокращал возможности построения картины всемирной истории, поскольку не учитывал особенностей развития даже так называемой европейской периферии (Восточная, Южная Европа, Россия), не говоря уже об Африке или Америке. Это обусловило кризис рационализма и необходимость создания альтернативной концепции истории. Ею стала идея локальных цивилизаций. Суть концепции заключается в том, что история человечества рассматривается как пространство, заполненное самобытными регионально-культурными организмами, или локальными цивилизациями. Каждая из них в своем существовании и развитии проходит стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Наиболее подробную разработку теория локальных цивилизаций получила в трудах Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.
Российские исторические школы до XVIII столетия находились, как и везде в Европе, под влиянием провиденциализма. В первой половине XVIII в. стала преобладать рационалистическая концепция. Крупнейшими историками ХVIII–XIX вв. В.Н. Татищевым, Н.М. Карамзиным, С.М. Соловьевым и В.О. Ключевским были созданы обобщающие, фундаментальные труды по российской истории. Для российских историков этой плеяды было характерно исключительное внимание к государству как институту, организующему народную жизнь.
На рубеже ХIХ – ХХ вв. некоторые российские историки оказались под влиянием марксизма. Н.А. Рожков и М.Н. Покровский и их многочисленные последователи выработали «марксистско-ленинскую» концепцию всемирной истории, в основе которой лежит представление об истории человечества как о череде закономерно сменяющих друг друга общественно-исторических формаций, базирующихся на определенном способе производства, и о классовой борьбе как главной движущей силе этого процесса. На протяжении семидесяти советских лет эта концепция считалась единственной подлинно научной и потому неопровержимой.
За рубежом в первой половине XX в. сложилась школа, получившая название евразийской. К ней принадлежали Г.В. Вернадский, Г.В. Флоровский, Н.С. Трубецкой. Эти исследователи отвергали как рационализм западного типа, так и марксистскую интерпретацию истории и рассматривали Россию как особый историко-географический континент с уникальной судьбой.
В последние десятилетия широкое распространение получила плюралистическая, множественная, многофакторная интерпретация исторического процесса, когда не признается общая причина исторического развития, а считается, что в обществе действует множество разнопорядковых факторов, которые регулируются многообразием интересов различных социальных групп и общественных организаций.
В настоящее время по-прежнему имеет своих сторонников марксистская историко-материалистическая трактовка истории, признающая конечной причиной и решающей движущей силой всех важнейших исторических событий производство, способ производства, особенности трудовой деятельности людей. Но сторонники этой точки зрения, как правило, уже не отрицают важности влияния «особенного» в историческом процессе: географических, климатических, демографических и других факторов, специфики местных условий классовой борьбы, конъюнктуры международных отношений. Значимым считается и «единичное» – прежде всего деятельность исторических личностей.
Распространена, особенно среди обществоведов Запада, мысль, что труд историка не что иное, как обработка документов, фиксирование событий прошлого, спасение от забвения исторических фактов. Активная роль ученого в оценке и организации изучаемого материала отрицается.
И все же среди историков преобладает убеждение, что изучение истории – это серьезное аналитическое занятие, требующее владения философскими, общенаучными и специальными методами. Задача историка – проникать глубже лежащих на поверхности фактов, воссоздавать историческую картину, более или менее адекватную прошлой реальности, во всей ее сложности и противоречивости, вскрывать закономерности общественного развития. Многие мыслители убеждены, как и известный философ К. Ясперс, что «настоящее совершается на основе исторического прошлого, воздействие которого мы ощущаем на себе». Для того чтобы понять настоящее, необходимо знать историю.
История познаваема, но, чтобы вскрыть причины явления, проследить процесс развития, осмыслить особенности исторических периодов, нужно использовать подходящую для данного типа исследования научную методику, обладать точным научным инструментарием. В историческом познании используются как общенаучные методы, так и собственно исторические. Наиболее распространенными являются генетический, сравнительный, историко-типологический, системный. Находят применение методы моделирования исторических ситуаций, диахронного анализа. Используются и методы количественного анализа.
На каких бы мировоззренческих позициях ни находились историки, все они используют специальный научный аппарат: понятия, термины, категории. Важнейшей среди категорий является категория «исторического времени». Она позволяет измерить временными и пространственными характеристиками любое событие. А история как процесс – это не просто множество рядом расположенных точечных событий, но движение от события к событию.
Понятие исторического времени позволяет периодизировать исторические процессы, выявлять этапы развития, соединять качественные и количественные характеристики. Так, в эпоху Просвещения в Европе (XVIII в.) было предложено деление истории человечества на три периода: естественного состояния, дикого и цивилизованного. Позже наметились иные подходы к периодизации. В марксистской литературе, как уже отмечалось, в основу периодизации была положена смена способов производства, или общественно-экономических формаций, базирующихся на этих способах и последовательно сменяющих друг друга.
Свои, особые, подходы к периодизации истории предлагают сторонники теории локальных цивилизаций. Один из них – английский историк А. Тойнби на исходе первой трети XX столетия предпринял попытку определить число самостоятельных цивилизаций, обладающих особыми свойствами, а также дать понятие цивилизации. Сначала он насчитал до 100 самостоятельных цивилизаций. Затем, работая над своей теорией, он сократил их число до 36, затем до 21, наконец, до 13. Особое внимание он уделял семи наиболее значимым цивилизациям.
Цивилизационная теория приобрела к настоящему времени немало сторонников и в нашей стране. В учебном пособии для вузов «Россия в мировом сообществе цивилизаций» его автор Л.И. Семенникова предлагает рассматривать тип цивилизации (или иначе – тип развития) как укрупненную единицу анализа. Л.И. Семенникова выделяет типы развития по следующим признакам:
1) общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития;
2) взаимопереплетение культур;
3) наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.
На основе этих признаков она выделяет три типа цивилизации: непрогрессивной формы существования, циклического развития, прогрессивного развития. К первому типу отнесены теснейшим образом связанные с природным окружением цивилизации оленеводов сибирского Севера, эскимосов Аляски, индейцев, живущих по берегам Амазонки. Ко второму типу принадлежат цивилизации Востока, в том числе такие крупнейшие, как Китая или Индии в древности и в Средневековье. К последнему типу относятся цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, а также современная европейская цивилизация. К третьему типу Л.И. Семенникова относит и общество, созданное восточными славянами на территории современных Белоруссии, Украины и России в конце I тыс. н. э. Цивилизация, по определению Л.И. Семенниковой, это «сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу. В центре исторического процесса – человек с особенностями его менталитета, сложными взаимосвязями с обществом, а также общество как саморазвивающаяся система».
Историк, имеющий дело с прошлым, не может непосредственно наблюдать объект своего изучения, начиная от давно свершившихся единичных событий и кончая исчезнувшими цивилизациями. Главным, а в большинстве случаев – единственным источником информации о прошлом для него является исторический памятник, с помощью которого он получает фактический материал, составляющий основу исторического знания.
Поэтому факт в исторической науке рассматривается в двух смыслах: как явление, имевшее место в истории; как знание, как отражение факта в науке. Второе невозможно без первого.
В разных системах взглядов один и тот же исторический факт получает разное толкование, разное значение. Между историческим фактом и соответствующим ему научно-историческим фактом стоит интерпретация. Значит ли это, что исторической истины нет или, напротив, их несколько? Как правило, исследователи исходят из того, что движение науки идет от неполной, относительной истины к более полной. Но абсолютной истины не существует, так что, пока общество живет, не будет написано и «последней главы» истории.
Факты, исторические свидетельства, отражающие явления общественной жизни, откладываются, как уже говорилось, в исторических памятниках, которые столь же часто именуются историческими источниками. Специальная научная дисциплина об исторических источниках, приемах их выявления, критики и использования в работе историка называется источниковедением.
Исторические источники можно разделить на несколько групп:
1) письменные источники (от надписей на камне, керамике, металле, бересте до рукописей на папирусе, пергаменте, бумаге, печатных материалов);
2) вещественные памятники (орудия труда, предметы домашнего обихода, украшения, одежда, монеты, оружие, архитектурные сооружения и т. п.);
3) фольклорные материалы (предания, песни, сказки, пословицы и т. п.);
4) кинофотодокументы, документы видео– и аудиорядов;
5) лингвистические памятники (географические названия, личные имена и т. п.).
Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать в ряде случаев достаточно полную и достоверную картину исторических явлений и процессов.
К сожалению, в абсолютном большинстве случаев вне поля зрения историков остаются проблемы, связанные с естественной историей человечества. Действительно, человек – существо не только общественное, но и природное, и развивается не только по социальным законам, но и по законам природы. Этногенез (естественно-историческое развитие народов) тоже изучается давно и серьезно, но закономерности его в большинстве случаев не постигнуты и принадлежат пока к сфере догадок, гипотез, предположений. Какова, скажем, продолжительность существования народа (этноса)? А. Тойнби и О. Шпенглер исходили из того, что народы и создаваемые ими цивилизации «живут» примерно одну тысячу лет. Бельгийский исследователь Кетле пришел к заключению, что древние империи существовали 1461 год; погрешность, по его мнению, составляет примерно 185 лет. Более чем столетие спустя после Кетле к подобным выводам пришел путем подсчетов, выполненных в основном на средневековом материале, Л.Н. Гумилев. Цикл развития этноса, по его мнению, составляет около 1500 лет.
Как же развивался этнос, к которому мы принадлежим сегодня? Можно ли говорить о российской цивилизации? Для ответа на эти вопросы абитуриент может использовать материалы предлагаемого учебного пособия, построенного по хронологическому принципу. В его разделах, с разной степенью полноты, обусловленной продолжительностью и отдаленностью от современности рассматриваемого периода, излагается исторический путь россиян.

Ознакомьтесь так же:  Образец приказа на возложение обязанностей по ведению бухучета

1. Что в разные времена было принято понимать под термином «история»?
2. Какие подходы к изучению прошлого и когда получили наибольшее распространение?
3. Что принято понимать под историческим фактом?

Историки располагают для реконструкции древней и средневековой исторических эпох на территории России как вещественными, так и лингвистическими, фольклорными и другими источниками. Особую группу, едва ли не важнейшую, составляют письменные источники, неравномерно и неполно, но освещающие жизнь славян и их соседей в первые пятнадцать веков от Рождества Христова.
Первые упоминания о славянах встречаются у античных авторов. В середине I в. н. э. римский историк Плиний, автор «Естественной истории», описывает венедов, соседствующих на востоке с группой германских племен – ингевонами: «Земли до реки Вистулы обитаемы сарматами, венедами, скифами, гиррами». Скорее всего, это были земли в бассейне Вислы и к востоку от нее. Еще ранее, в V в. до н. э., «отец истории» грек Геродот сообщал о «скифах-земледельцах», под которыми некоторые специалисты понимают предков славян. К концу I в. н. э. относятся сообщения о славянах римлянина Корнелия Тацита, который, как и Плиний, называет их венедами. Далеко не все историки согласны безоговорочно считать венедов Плиния и Тацита славянами.
Лишь в середине I тыс. н. э., около VI в., на исторической арене Европы как многочисленная этническая общность выступают собственно славяне. О них пишут византийские авторы Прокопий Кесарийский, Менандр Протиктор, Феофилакт Симокатта, Маврикий. Описываются преимущественно славяне Балканского полуострова и Подунавья, поскольку в эту эпоху славянские племена стали все чаще вторгаться в пределы Восточной Римской империи.
Существенные сведения для изучения славянских племен середины I тыс. н. э. содержатся в труде готского епископа Иордана. Иордан считает венедов славянами, подчеркивая, что венеды и другие славянские племена заселяли в VI в. территорию от Среднего Подунавья до нижнего Днепра.
Во второй половине I тыс. н. э. о славянах писали и арабские географы и хронисты Ибн-Хаукаль, ал-Балхи, ал-Истархи и др. Сведения о славянах содержатся в эпосе германцев и скандинавов, но сведения зачастую противоречивые, неполные.
Современные славяноведы настаивают на том, что решение вопроса о происхождении и первых этапах развития славянской общности может быть достигнуто только на путях содружества различных областей науки: лингвистики, истории, археологии, филологии, этнографии, антропологии. Ни одна из этих наук, взятая сама по себе, не сможет дать ответы на возникающие у ученых вопросы.
К настоящему времени изучение ранней истории славянства позволило составить следующую принимаемую многими авторами картину: славяне – индоевропейцы, принадлежат к той же языковой семье, что и германские балтские племена, племена древних греков и латинов, населявших Древний Рим.
В первые века нашей эры на землях, заселенных ближайшими предками славян, от Одера и Вислы до Среднего Приднепровья, развивались плужное земледелие, скотоводство, ремесло. Кроме кузнечного ремесла, которое всегда первым отделяется от земледелия, появилось и гончарное производство с использованием гончарного круга. Развивалась торговля. В это время славяне заимствовали римские зерновые меры (русский «четверик», просуществовавший до 1924 г., равен римскому квадранталу и византийскому амфорию). Очевидно, славяне торговали хлебом с римскими городами. В славянских землях, особенно часто на территории современной Болгарии, находят клады римских монет II–IV вв. н. э., зарытых, вероятно, во время набегов враждебных племен. Предполагают, что монеты могли использоваться на славянских землях уже и в своем прямом качестве – иметь хождение в качестве денег.

ЕГЭ по истории. — 26 книг

Дорогие лайвлибовцы, очень нужна ваша помощь, посоветуйте мемуары, книги по истории, всевозможные учебники и пособия, которые помогут подготовиться к экзамену по истории.
http://www.alleng.ru/d/hist/hist204.htm
Желтый учебник Орлова — История России и схемы к нему — синий учебник История России в схемах. ЕГЭ История России интенсивный минимум — Чернова, Румянцева, Гевуркова.

http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=507550
http://www.start4you.ru/
http://college.ru/istorija/
http://examino.ru/news/sl/2012-02-20-71

Курс отечественной истории в схемах и таблицах представляет собой учебное пособие, в котором в сжатой, концентрированной форме даются основные сведения о прошлом нашей страны.

Использование элементов наглядно-графического характера позволяет лучше понять и усвоить материал, приблизиться к постижению сложного и противоречивого исторического процесса. В содержание вводятся также историко-этимологические компоненты, объясняющие ключевые термины и понятия.

Материал представлен в авторской редакции на основании государственных образовательных стандартов средней и высшей школы.

Настоящее издание может быть полезно для подготовки к единому государственному экзамену преподавателям, школьникам, студентам, всем интересующимся историей России.

Курс отечественной истории в схемах и таблицах представляет собой учебное пособие, в котором в сжатой, концентрированной форме даются основные сведения о прошлом нашей страны.…

В учебнике изложена история России с древнейших времен до наших дней с учетом новейших данных, накопленных исторической наукой. Для студентов высших учебных заведений, абитуриентов и для всех интересующихся историей Отечества.

В учебнике изложена история России с древнейших времен до наших дней с учетом новейших данных, накопленных исторической наукой. Для студентов высших учебных заведений,…

Пособие предназначено для самостоятельного изучения истории России и подготовки к выпускным и вступительным экзаменам. В книге содержится необходимый для экзамена любого уровня объем информации, варианты формулировок экзаменационных вопросов и

Пособие предназначено для самостоятельного изучения истории России и подготовки к выпускным и вступительным экзаменам. В книге содержится необходимый для экзамена любого уровня…

В учебнике изложена история России с древнейших времен до наших дней. Освещены основные проблемы ее социально-экономического и государственно-политического развития, общественной мысли, культуры и быта. Учебник содержит новые подходы к трактовке исторических явлений и процессов и помогает формированию целостного представления о характере и особенностях исторического пути России.

Для абитуриентов, студентов, аспирантов, преподавателей, всех интересующихся историей.

В учебнике изложена история России с древнейших времен до наших дней. Освещены основные проблемы ее социально-экономического и государственно-политического развития, общественной…

Справочник содержит информацию о всех ключевых датах политической, экономической, социальной и военной истории России с древнейших времен до 2000-х годов. Хронологический порядок помогает быстро и легко найти ответ на интересующий вопрос.

Справочник содержит информацию о всех ключевых датах политической, экономической, социальной и военной истории России с древнейших времен до 2000-х годов. Хронологический порядок…

Учебник известных в школе авторов является победителем конкурса на создание учебников по новейшей отечественной истории. В нем освещены все предусмотренные стандартом образования проблемы истории России XX — начала XXI в. Методический аппарат

Учебник известных в школе авторов является победителем конкурса на создание учебников по новейшей отечественной истории. В нем освещены все предусмотренные стандартом образования…

Вашему вниманию предлагается издание «История России. С древнейших времен до начала XXI века».

О жизни одного из самых прославленных героев Древней Руси, великого князя киевского Владимира рассказывает роман известного писателя-историка С.Скляренко.

Предлагаемая читателю книга известного ученого, крупнейшего специалиста по истории античной литературы, древнегреческому и латинскому языкам И.М.Тронского выдержала 6 изданий. Эта книга выходит далеко за рамки учебника и дает панораму развития

Предлагаемая читателю книга известного ученого, крупнейшего специалиста по истории античной литературы, древнегреческому и латинскому языкам И.М.Тронского выдержала 6 изданий. Эта…

В начале XIV века король Филипп IV Красивый был неограниченным повелителем Франции. За это его прозвали Железный король. Он смирил воинственный пыл властительных баронов, покорил восставших фламандцев, победил Англию в Аквитании, провел успешную борьбу с папством, закончившуюся так называемым Авиньонским пленением пап.
Только одна сила осмелилась противостоять Филиппу — орден тамплиеров.
Слишком независимое положение тамплиеров беспокоило короля, а их неисчислимые богатства возбуждали его алчность. Он затеял против них судебный процесс. И не было такой низости, к которой не прибегли бы судьи на этом процессе.
Но можно ли считать, что лишь последствия этого неправедного судилища ввергли Францию в пучину бедствий?

Ознакомьтесь так же:  Арбитражный суд республики башкортостан инн

В начале XIV века король Филипп IV Красивый был неограниченным повелителем Франции. За это его прозвали Железный король. Он смирил воинственный пыл властительных баронов, покорил…

Зловещая тень пала на Францию. В день солнечного затмения скончался Филипп IV Красивый, прозванный «Железным королем». Он строил крепости, преобразовывал законы и всеми силами охранял независимость Франции.
Двадцатипятилетний Людовик, унаследовавший отцовский трон, был малопригоден к этой роли. Все, чего он добился в жизни, — репутация рогоносца и нелестное прозвище «Сварливый». Когда он взошел на престол, его заботила не судьба государства, а восстановление супружеской чести. Как распорядится монарх жизнью жены-изменницы? Повлияет ли на ее судьбу проклятие Великого магистра?

Зловещая тень пала на Францию. В день солнечного затмения скончался Филипп IV Красивый, прозванный «Железным королем». Он строил крепости, преобразовывал законы и всеми силами…

Исследование «От Руси к России» посвящено истории нашей страны от становления Киевского княжества до эпохи Петра Первого, «прорубившего окно в Европу».
Это — последняя книга Льва Гумилева, создателя теории пассионарности и приверженца евразийской идеи, подготовленная к печати при его жизни. Она написана чрезвычайно увлекательно, в необычном «экспериментальном» стиле. Серьезные научные обобщения, позволяющие нетрадиционно оценить известные факты нашего прошлого, сочетаются в ней с поразительными открытиями и неожиданными выводами.

Исследование «От Руси к России» посвящено истории нашей страны от становления Киевского княжества до эпохи Петра Первого, «прорубившего окно в Европу».
Это — последняя книга…

Настоящий сборник содержит статьи известных историков, политических и общественных деятелей, экспертов-международников и дипломатов-практиков, посвященные предыстории Второй мировой войны. Обстоятельная и свободная от идеологических клише оценка событий, происходивших в мире в 1930-1940-х годах, и сегодня не утратила своей актуальности.
Авторы сборника дают широкий геополитический контекст событий и процессов, предшествовавших войне, анализируют их подоплеку и ту скрытую дипломатическую и политическую борьбу вокруг них, которая приоткрывается 70 лет спустя на основании недавно рассекреченных и ставших доступными для исследователей материалов.
В приложении к сборнику содержатся документы из Архива внешней политики МИД РФ, многие из которых публикуются впервые.

Настоящий сборник содержит статьи известных историков, политических и общественных деятелей, экспертов-международников и дипломатов-практиков, посвященные предыстории Второй…

Представлен фундаментальный курс истории права и государства зарубежных стран, в котором учтены новейшие научные достижения. Учебник написан в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта по направлениям «Юриспруденция» и «Правоведение», которые делают возможным конвертацию российских стандартов образования в европейские в соответствии с «Болонским процессом». В основу учебника положен курс лекций, который автор читал в течение ряда лет на международно-правовом факультете МГИМО (У) МИД России и на факультете права ГУ-ВШЭ.

Для студентов высших юридических учебных заведений, получающих образование по специальностям «Юриспруденция» и «Правоведение».

Представлен фундаментальный курс истории права и государства зарубежных стран, в котором учтены новейшие научные достижения. Учебник написан в соответствии с требованиями…

Пособие содержит методические рекомендации, дополнительные материалы для учителя, разнообразные вопросы и задания. По основным темам курса приводятся отрывки из документов с комментариями и заданиями к ним.

Тематическое планирование курса предусматривает возможность использования учебника О.С.Сороко-Цюпы, В.П.Смирнова и А.И.Строганова «Мир в XX веке» как на базовом, так и на профильном уровне.

Пособие адресовано в первую очередь учителям, работающим по учебнику О.С.Сороко-Цюпы, В.П.Смирнова и А.И.Строганова «Мир в XX веке», но может быть использовано и при работе с другими учебниками по новейшей истории.

Пособие содержит методические рекомендации, дополнительные материалы для учителя, разнообразные вопросы и задания. По основным темам курса приводятся отрывки из документов с…

В справочнике в виде доступных схем и таблиц представлены основные темы школьного курса истории России.
Наглядная, простая и удобная форма изложения исторического материала способствует его лучшему пониманию, усвоению и запоминанию.
Книга окажет эффективную помощь при изучении новых и повторении пройденных тем, а также при подготовке к единому государственному экзамену по курсу истории.

В справочнике в виде доступных схем и таблиц представлены основные темы школьного курса истории России.
Наглядная, простая и удобная форма изложения исторического материала…

В учебном пособии изложена история России с древнейших времен до наших дней с учетом новейших данных, накопленных исторической наукой. Материал изложен в наиболее удобной для усвоения и запоминания форме — в виде схем и таблиц.
Пособие будет незаменимо как при подготовке к экзамену в качестве систематизирующего источника, так и при первом ознакомлении с дисциплиной.

Для студентов высших учебных заведений, абитуриентов и всех интересующихся историей Отечества.

В учебном пособии изложена история России с древнейших времен до наших дней с учетом новейших данных, накопленных исторической наукой. Материал изложен в наиболее удобной для…

В справочнике, адресованном выпускникам и абитуриентам, в полном объеме дан материал курса «История России», который проверяется на едином государственном экзамене.
Структура книги соответствует кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания — контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.
В справочнике представлены следующие разделы курса: «История России с древности до начала XVII в.», «История России XVII-XVIII вв.», «Россия в XIX в.», «Россия в XX — начале XXI в.».
Краткая форма изложения обеспечивает максимальную эффективность самостоятельной подготовки к экзамену. Образцы заданий и ответы к ним, завершающие каждую тему, помогут объективно оценить уровень знаний.
В конце книги даны справочная хронологическая таблица и словарь исторических терминов и понятий в объеме, который необходим для успешной сдачи ЕГЭ.

В справочнике, адресованном выпускникам и абитуриентам, в полном объеме дан материал курса «История России», который проверяется на едином государственном экзамене.
Структура…

Учебник, созданный учеными-историками, предназначен для использования в 9-м классе по курсу отечественной истории. В нем освещены предусмотренные школьной программой основные проблемы истории России XX века. Очередное издание существенно доработано в сторону облегчения текста и большей доступности для учащихся. Введены иллюстрации по тексту, а также цветная вклейка иллюстраций и карт. При иллюстрировании учебника использованы архивные фотоматериалы.

Учебник, созданный учеными-историками, предназначен для использования в 9-м классе по курсу отечественной истории. В нем освещены предусмотренные школьной программой основные…

Учебник написан с учетом последних исследований исторической науки и современного научного подхода к изучению истории России. Освещены основные проблемы отечественной истории, раскрыты вопросы социально-экономического и государственно-политического развития России, разработана авторская концепция их изучения. Материал изложен ярким, выразительным литературным языком с учетом хронологии и научной интерпретации, что во многом объясняет его доступность для широкого круга читателей. Учебник соответствует государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования Российской Федерации.

Для абитуриентов, студентов, преподавателей, а также всех интересующихся отечественной историей.

Учебник написан с учетом последних исследований исторической науки и современного научного подхода к изучению истории России. Освещены основные проблемы отечественной истории,…

Я в самый последний день перед экзаменом учила историю по таблицам Кириллова. За один день проштудировала эти таблицы от корки до корки. До этого я обладала самыми, что ни на есть, поверхностными знаниями, но таки порог успешности прошла (чего и желала). Еще советую, конечно, решать много КИМов, потому что в ЕГЭ почти всегда попадаются вопросы оттуда.

КИМы само собой, и Кириллова куплю, но всё же хочется какой-то волшебный учебник, который вытянет меня за уши через порог)

Таких нет:) Или же они все такие:)

А что такое КИМы?

В этом то и подстава, ну КИМы это сборники с заданиями, которые встречаются на экзамене.

Это я поняла. Как абревиатура расшифровывается?:)

контрольно измерительный материал

Cпасибо за справку.

КИМы, это сами бланки ЕГЭ, а сборники и есть сборники, насколько я знаю)

У меня в голове такая каша)Я забыла расшифровку)

О да, от ЕГЭ будет каша ХD Не так то просто во всех этих терминах разобраться

У моей знакомый волосы лезть начали и она сильно похудела, а что со мной то что будет)

Да нуу, не вижу повода для страха) Я побаивалась только математику, и то пока не походила немного к репетитору)

Оооо я сдавала егэ в этом году. Ужас, наконец-то это позади.:)
Удачи всем, кому это еще предстоит!:)

И как сдала, по каким предметам?Сколько баллов?

Список рекомендованной литературы по истории России

Документы:
Повесть Временных лет
Пространная редакция «Русской правды»
Слово о полку Игореве
«Меморандум Дурново»
Ленин «Апрельские тезисы»
Всевозможные хрестоматии исторических документов.

Сатирические:
М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»
«Всемирная история в пересказе «Сатирикона»»
«История СССР в анекдотах»
Творчество А.Райкина, М.Жванецкого, А.Кнышева

Научно-популярные
Исторические сочинения Н.М.Карамзина, С.Соловьева, Костомарова.
Греков «Культура Киевской Руси»
Б.Рыбаков «Из истории культуры Древней Руси»
И.Я. Фроянов. «Начало Христианства на Руси»
И.Я. Фроянов. «Города-государства Руси»
Л.Гумилев «Русь и Великая Степь»
Л.Вершинин «Гопакиада»
Александр Митяев «Книга будущих командиров», «Книга будущих адмиралов»
Е.Гайдар «Гибель империи»

Художественная литература
А.П.Ладинский
«Когда пал Херсонес»,
«Последний путь Владимира Мономаха»,
«Анна Ярославна — королева Франции»

В.Ян
«Чингисхан»,
«Батый»,
«К последнему морю»

Балашов Дмитрий
Серия «Московские государи»

— 1. Младший сын (1263–1304 гг.)
— 2. Великий стол (1304–1327гг.)
— 3. Бремя власти (Иван Калита)
— 4. Симеон Гордый (1341–1353)
— 5. Похвала Сергию (Дмитрий Донской)
— 6. Ветер времени (Дмитрий Донской)
— 7. Отречение (Дмитрий Донской)
— 8. Святая Русь (Дмитрий Донской — Василий I)
— 9. Воля и власть (Василий I)
— 10. Юрий (Смута 1425-53 гг.)
Господин Великий Новгород (XIII век)
Марфа-посадница (XV век)

А.К.Толстой «Князь Серебряный»

К.Бадигин
«Кольцо великого магистра» (XIV век, Прибалтика)
«Корсары Ивана Грозного»
«Кораблекрушение у острова Надежды» (Россия, конец XVI века)

Бахревский Владислав
«Борис Годунов»
http://lib.rus.ec/b/4800/read
«Самозванец»,
http://lib.rus.ec/b/4812/read
«Василий Шуйский»
«Смута»
«Тишайший»
и прочее

Д. Шидловский «Самозванцы»
Алексей Толстой «Пётр Первый»,
Ю.Герман «Россия молодая» (Конец XVII века)
Радов «Читтано»
В.Пикуль «Слово и дело»
И.И. Лажечников. «Ледяной дом»
В.Пикуль «Фаворит»
Вольдемар Балязин «Дорогой богов» (XVIII век)
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
А. Радищев «Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву»

Л.И.Раковский
«Адмирал Ушаков»
«Генералиссимус Суворов»
«Кутузов»

Ю.Тынянов
«Восковая персона» http://az.lib.ru/t/tynjanow_j_n/text_0050.shtml
«Подпоручик Киже» Рассказ http://az.lib.ru/t/tynjanow_j_n/text_0040.shtml
«Малолетний Витушишников» http://az.lib.ru/t/tynjanow_j_n/text_0060.shtml
«Смерть Вазир-Мухтара» (о Грибоедове)

Л.Н.Толстой «Война и мир»
Лев Вершинин «Первый год республики» (Альтернативная история декабристов)
Достоевский «Бесы»
Борис Акунин: серия романов о Фандорине
Степанов А.Н. «Порт-Артур»
Гиляровский «Москва и москвичи»
Я.Гашек «Похождения бравого солдата Швейка»
Дж. Рид «Десять дней, которые потрясли мир»
Д. Шидловский «Великий перелом»
Бабель «Конармия»
И. Деникин «Очерки Русской Смуты»
М. Булгаков. «Белая гвардия», «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»
И. Ильф, Е. Петров. «12 стульев», «Золотой теленок»
К.Симонов «Живые и мертвые»
А.Рыбаков «Дети Арбата»
М.Шолохов «Они сражались за родину»
А. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича», «В круге первом»
М.Веллер «Легенды невского проспекта»

ЛИТЕРАТУРА
ВЕК ПРОИЗВЕДЕНИЯ
XI • «Слово о Законе и Благодати» митрополит Иларион
• «Поучение детям» Владимир Мономах
XII • «Повесть временных лет» монах Нестор
• «Слово о полку Игореве» (посвящен походу новгород-северского князя Игоря на половцев в 1185, призывает русских князей к единению)
Размышления о человеке и его величии в произведениях
• «Моление» Даниила Заточника
XIII –XV
Под впечатлением от ужасов нашествия монголо-татар:
• «Слово о погибели Русской земли»
• «Повесть о разорении Рязани Батыем»
• «Повесть о Меркурии Смоленском»

Первый отклик на события 1380 года:
• «Задонщина» Софоний Рязанец (посвящается победе в Куликовской битве)

Во времена Ивана III:
• «Сказание о Мамаевом побоище» (посвящается победе в Куликовской битве)
• «Хождение за три моря» Афанасий Никитин (путешествие тверского купца в Индию)
XVI Этот период называют нередко веком публицистики. Здесь целая плеяда талантливых публицистов:
*послание Филофея (монаха Псково-Елиазарьевского монастыря) царю Василию Ивановичу «Москва — третий Рим»
• Ф.И. Карпов (сокольничий Василия III) скорбел о несовершенстве общества, светской власти: «понял, какими вредными и неугодными путями, хромыми ногами, со слепыми очами ныне ходит земная власть и весь род человеческий»;
• И.С. Пересветов выступает сторонником сильной царской власти, поддержки ею дворян и ограничения прав бояр. Он писал: «Царю нельзя быть без грозы: как конь под царём без узды, тако и царство без грозы»;
• Переписка Ивана Грозного с беглым князем А.Курбским

Есть тут свои вольнодумцы:
• Матвей Башкин – его можно смело отнести к вольнодумцам из числа столичного дворянства (отрицал церковные обряды и иконы и даже таинство исповеди, осудил холопство);
• Ермолай – Еразм, священник одной из церквей Московского Кремля (призывает облегчить положение крестьян, ибо, как он говорит, «больше всего полезны пахари, их трудами созидается главное богатство»);
• Феодосий Косой – беглый холоп, постригшийся в монахи был настроен еще более решительно (его учение, названное «рабьим» проповедовало равенство людей, он выступал против официальной церкви)

Составлены книги, помогающие в повседневной жизни:
• «Домострой» священник Сильвестр
• «Великие Четьи — Минеи» митрополит Макарий

Появляется книга, возвеличивающая самодержавие и суверенность власти российских монархов, в которой родословная московских правителей выводится от Августа, кесаря римского:
• «Сказание о князьях Владимирских»
Огромное значение для последующего развития культуры имело появление книгопечатания. В 1564году Иван Федоров издал свой знаменитый «Апостол».

XVII В литературе этого периода утвердилось два течения:

I – панегирическое
• Симеон Полоцкий с его именем связано появление в нашей литературе новых жанров – поэзии и драматургии
• «Политика» Юрий Крижанич

II – народно-обличительное
• «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»
• «Повесть о Ерше Ершовиче»
• «Шемякин суд»
• «Повесть о Горе-Злосчастии»
• «Повесть о Савве Грудцыне»
В 1621 году стала издаваться первая рукописная газета «Куранты», читателями которой стали царская семья и наиболее близкие им придворны

Ознакомьтесь так же:  318 статья ук рф часть 2

XVIII С декабря 1702 года стало выходить первое в России печатное периодическое издание – газета «Ведомости».
В 1708 году Петр I ввёл новый гражданский шрифт.
В 1714 году в Петербурге была открыта государственная библиотека, заложившая основу для Библиотеки Академии наук.
• книги по отечественной истории – Татищев, Щербатов, Куракин, Шафиров
• «Книга о скудости и богатстве» Посошков И.Т.
• «Духовный регламент», «Правда, воли монаршей» Феофан Прокопович
• «Камень веры» Стефан Яворский
Классицизм в литературе:
• торжественные оды Ломоносова М.В.
• трагедии и комедии Сумарокова А.П.
• стихотворные сатиры Кантемира А.Д.
• реформа стихосложения (силлабическую на силлабо-тоническую) Тредиаковский В.К.
• «Недоросль», «Бригадир» Фонвизин Д.И.
Сентиментализм:
• «Бедная Лиза» Карамзин Н.М.
• стихи Державина Г.Р.
XIX Романтизм:
• стихи, поэмы Жуковского В.А.
• стихи Батюшкова К.Н.
• повести и романы Загоскина М.П., Лажечникова И.И., Одоевского В.Ф., Бестужева-Марлинского А.А.
Реализм:
• Грибоедов А.С., Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Гоголь Н.В.
• «натуральная школа», критический реализм: Гончаров, Некрасов, Тургенев, Островский, Достоевский, Толстой Л.Н. и др.
XX
До 1917 года Символизм:
• Брюсов В.Я., Бальмонт К.Д., Сологуб Ф., Гиппиус З.Н., Мережковский Д.С.
• «младосимволисты»: Андрей Белый, Блок, Анненский, Волошин
Акмеизм:
• Гумелев Н.С., Городецкий С.М., Ахматова А.А., Мандельштам О.Э., Кузмин М.А.
Футуризм:
• Бурлюк Д.Д., Хлебников В.В., Маяковский В.В., Каменский В.В.
XX
1920-е годы • ЛЕФ (Левый фронт искусств): Асеев, Брик, Кирсанов, Маяковский (преемственность футуризму, новое искусство в противовес классическому)
• РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей): Безыменский, Бедный, Жаров, Фурманов, Весёлый (выдвигали идею создания классовой литературы, противопоставляя её «старой» буржуазной)
• «Серапионовы братья»: Федин, Зощенко, Каверин
• «Перевал»: Малышкин, Пришвин, Катаев
• «Литературный центр конструктивистов»: Инбер, Сельвинский.

Созданы произведения: Толстой А. «Хождение по мукам»,
Серафимович А. «Железный поток»,
Фадеев А. «Разгром»,
Булгаков М. «Белая гвардия»

XX
1930-е годы На смену многочисленным литературным группировкам было признано целесообразным создать в 1934 году единый Союз писателей СССР.
Основным методом стал – социалистический реализм. Действовала цензура. Только за членами Союза закреплялся официально признаваемый статус профессионального писателя. Союз получил в распоряжение издательства и печатные органы. Материальная поддержка литераторов осуществлялась через Литфонд. Партийное руководство Союзом происходило с помощью специально назначенных представителей аппарата ВКП (б), а также партийной организации писателей.
Статус «великого пролетарского писателя» прочно закрепился за А.М. Горьким.
Были репрессированы – Мандельштам, Бабель и др.

XX
ВОв • Симонов К.М. «Жди меня», «Дни и ночи», «Русские люди»
• Твардовский А.Т. «Василий Тёркин»
• Шолохов М.А. «Они сражались за Родину»
• Берголльц О. «Ленинградский дневник»
• Сурков А. «Землянка»
• Исаковский М.В. «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «В лесу прифронтовом»
• Лебедев-Кумач В.Л. «Священная война»
• Фадеев А.А. «Молодая гвардия»
• Алигер М.И. «Зоя»
• Бек А.А. «Волоколамское шоссе»
XX
1945-1953 гг. • В 1946 году было принято постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», направленное против инакомыслия в среде творческой интеллигенции и осуждавшее идеологическую невыдержанность многих произведений, в частности разгрому подверглись Зощенко и Ахматова. Травили Казакевича Э.Г., Германа Ю.П.

XX 1953-1964 «оттепель» • Эренбург И. «Оттепель» — этот небольшой роман дал название времени, когда во главе руководства страной находился Хрущев Н.С.
• Издаются новые журналы «Юность», «Молодая гвардия», «Иностранная литература» и др.
• Читатели заново открыли для себя поэзию Цветаевой, Есенина, Мандельштама и многих др. поэтов, запрещенных в 30-е годы
• два центра противостояния: либеральный, возникший вокруг журнала «Новый мир» (главный редактор Твардовский) и консервативный, сплотившийся вокруг журнала «Октябрь» (главный редактор Кочетов В.А.)
• генеральный секретарь Союза писателей СССР Фадеев А.А. покончил жизнь самоубийством
• В Политехническом музее в Москве огромные аудитории собирали молодые поэты – Ахмадулина Б., Рождественский Р., Вознесенский А., Евтушенко Е. и др.
• Солженицын публикует «Один день из жизни Ивана Денисовича» и «Матрёнин двор»
• Постоянно распекали в печати за идеологическую невыдержанность Гранина Д.А., Дудинцева В.Д., Евтушенко Е.А. и др.
• В 1958 году Пастернак Б.Л. за роман «Доктор Живаго» был удостоен Нобелевской премии по литературе, что вызвало негативную реакцию руководства СССР. Пастернак был вынужден отказаться от премии, а затем последовало его исключение из Союза писателей

XX
1964- 1985 гг.
«застой»
• в 60-е гг. возникает диссидентское движение – неформальное общественное движение по защите гражданских прав и свобод. Первой акцией советских диссидентов стала немногочисленная демонстрация на Пушкинской площади в Москве 5 декабря 1965 г., участники которой выступили под правозащитными лозунгами с протестом против судебного преследования писателей Синявского А. и Даниэля Ю.
• появляется бесцензурная печать – так называемый «самиздат»
• высланы из СССР Бродский И. в 1972, Солженицын в 1974, Гинзбург А. в 1976
• эмигрировали, затравленные режимом Галич А., Коржавин Н. и др.
• «деревенщики»: Белов, Абрамов, Астафьев, Можаев, Шукшин
• военная тематика: Бондарев, Быков, Васильев и др.
• трагизм городской интеллигенции: Трифонов, Вампилов и др.
• можно отметить творчество: Аксенова В., Битова А., Искандера Ф., Некрасова В., Войновича В., Высоцкого, Липатова и др.
• октябрь 1965 года – Шолохов получил Нобелевскую премию.

АРХИТЕКТУРА
ВЕК ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ
X • Первая каменная церковь в Древней Руси – Десятинная церковь в Киеве (князь Владимир Красное Солнышко отдал на её строительство десятую часть своих доходов)

XI Крестово-купольные храмы:
• Софийский собор в Киеве построена во времена Ярослава Мудрого в 1037 году
• Софийский собор в Новгороде
XII Однокупольные храмы во Владимиро-Суздальском княжестве
при Андрее Боголюбском построены:
• Успенский собор во Владимире
• Золотые ворота во Владимире
• Храм Покрова на Нерли
при Всеволоде Большое Гнездо построены:
• Дмитровский собор во Владимире
XIV В Москве
при Иване Калите строятся:
• дубовый Кремль
• Церковь Спаса на Бору
• Церковь Ивана Лествичника
При Дмитрии Донском возводится
Белокаменный Московский Кремль(1367)

В Новгороде строятся
• Церковь Федора Стратилата
• Церковь Спаса на Ильине
XV При Иване III заново отстраивается Московский Кремль:
• Успенский Собор – Аристотель Фиорованти
• Грановитая палата – Марко Фрязин (он же Марко Руффо)

В Вологодской земле русскими мастерами начато строительство Ферапонтова монастыря

XVI Продолжается строительство Московского Кремля итальянскими мастерами:
• Архангельский собор – Алевиз Новый (1509)

Шатровый стиль:
• Церковь Вознесения в Коломенском
• Собор Василия Блаженного (Покровский собор) – Постник и Барма

Идет строительство военно-инженерных сооружений:
• Нижегородский Кремль – Петр Фрязин
• Смоленский Кремль – Федор Конь
• Китай-город в Москве – Петрок Малый
• Белый город в Москве – Федор Конь
XVII

Вершиной деревянной архитектуры стал роскошный Царский дворец в Коломенском

Церковь Рождества в Путинках – один из последних памятников шатрового стиля. Патриарх Никон запретил строить такие церкви, чтобы никакие светские элементы не вторгались в церковную архитектуру.

При Никоне начато строительство Ново-Иерусалимского монастыря в Истре, собор этот должен был повторить храм Воскресения в Иерусалиме.

В конце века появляется новое направление – нарышкинское барокко (московское барокко):
• Церковь Покрова в Филях
• Сухарева башня – М.Чоглоков
XVIII
Первая половина В1703 году заложен Санкт-Петербург, в котором
• Д. Трезини строит в стили барокко
Петропавловский собор
здание Двенадцати коллегий
Летний дворец Петра I

• Ф. Растрелли
Зимний дворец
Смольный монастырь
Большой дворец в Петергофе
Большой Екатерининский дворец в Царском Селе

В Москве
• М.Чоглоков
Арсенал в Кремле

• Зарудный
Меншикова башня
Сухарева башня

• Д.В. Аксамитов
Лефортовский дворец

XVIII вторая половина Классицизм в Москве
• В.И. Баженов
дом П.Е. Пашкова
дворцово-парковый ансамбль в Царицине

• М.Ф. Казаков
здание Сената в Кремле
Голицинская больница
зал Благородного Собрания (ныне Колонный зал Дома союзов)

Классицизм в Петербурге
• И.Е.Старов
Таврический дворец
Троицкий собор Александро-Невской лавры
XIX Классицизм в Петербурге
• Д. Кваренги
Смольный институт
здание Академии наук
Классицизм первых трех десятилетий XIX получил название ампира, в этом стиле
в Петербурге построены

• А.Д. Захаров
Адмиралтейство
• А.Н. Воронихин
Казанский собор

• К.И. Росси
Михайловский дворец
Здание генерального штаба
Сенат
Синод
Александринский театр
• О. Монфферан
Исаакиевский собор
Александровская колонна на Дворцовой площади

• Тома де Томон
здание Биржи

Классицизм в Москве
• О.И. Бове
Триумфальные ворота
здание Большого театра
Первая градская больница
Манеж
Александровский Сад

• Жилярди и Григорьев
Опекунский Совет на Солянке
усадьба Кузьминки

Русско-византийский стиль в Москве
• К.А. Тон
Храм Христа Спасителя
Большой Кремлёвский дворец
вокзал Николаевской ж/д.
Оружейная палата

• В.О. Шервуд
здание Исторического музея

• Д.Н. Чичагов
здание Московской городской Думы

• А.Н. Померанцев
Верхние торговые ряды (современный ГУМ)

• И.П. Ропет
здание Русского отдела на Всемирной Парижской выставке

XX
до 1917 года Стиль эклектики в Москве
• Ф.И. Лидваль
гостиница «Астория»
здание Азовско-Донского банка

• А.В. Щусев
Казанский вокзал

Стиль модерн:
• Валькотт
гостиница «Метрополь»
• Ф.О. Шехтель
Ярославский вокзал
особняк Рябушинского
здание Московского Художественного театра

СКУЛЬПТУРА
АВТОР ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Б. Растрелли
XVIII • бронзовый бюст Меншикова
• Анна Иоанновна с арапчонком
Фальконе
XVIII • «Медный всадник»
Шубин
XVIII • бюст Ломоносова
• бюст Павла I
Клодт
XIX • конные группы на Аничковом мосту в Петербурге
Б. Орловский
XIX • памятник Кутузову
• памятник Барклаю де Толли
Козловский
XIX • статуя Самсон в Петергофе
• памятник Суворову
Мартос
XIX • памятник Минину и Пожарскому в Москве
Микешин
XIX • памятник «Тысячелетие России» в Новгороде
Опекушин
XIX • памятник Пушкину в Москве
Трубецкой
XIX • памятник Александру III в Петербурге
Андреев
XX • памятник Гоголю в Москве
Волнухин
XX • памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве
Антокольский
XX • скульптурный портрет «Иван Грозный»
• скульптурный портрет «Нестор — летописец»
Шадр
XX • «Булыжник – оружие пролетариата»
Мухина
XX • «Рабочий и колхозница»
Аникушин
XX • «Юный Пушкин»
Вучетич
XX • Монумент «Родина — мать» в Волгограде
• «Воин — освободитель» в Трептов-парке в Берлине
• «Перекуем мечи на орала» у здания ООН в Нью-Йорке
• памятник Дзержинскому на Лубянской площади
Кибальников
XX • памятник Маяковскому в Москве
МУЗЫКА
КОМПОЗИТОР ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Алябьев • романс «Соловей»
Глинка • «Жизнь за царя» (Иван Сусанин),
• «Руслан и Людмила»
Даргомыжский • «Русалка»,
• «Каменный гость»
Бородин • «Князь Игорь»
Мусоргский • «Борис Годунов»
• «Хованщина»
• «Картинки с выставки»
Римский-Корсаков • «Снегурочка»
• «Царская невеста»
• «Сказка о царе Салтане»
• «Псковитянка»
Чайковский • «Евгений Онегин»
• «Пиковая дама»
• «Щелкунчик»
• «Лебединое озеро»
Скрябин • «Поэма экстаза»
• «Поэма огня» («Прометей»)
Рахманинов • «Алеко»
• «Скупой рыцарь»
• Вторая симфония
Стравинский • «Жар-птица»
• «Петрушка»
• «Весна священная»
Шостакович • «Леди Макбет Мценского уезда» (Катерина Измайлова)
• Седьмая симфония
Прокофьев • «Война и мир»
• «Золушка»
• «Ромео и Джульетта»
• «Петя и волк»
Глиэр • «Красный мак»
• «Медный всадник»
Дунаевский • Песни к кинофильмам: Весёлые ребята, Цирк, Волга-Волга, Дети капитана Гранта, Кубанские казаки и др.
Александров • «Священная война»
• «Гимн СССР», «Гимн РФ»
Пахмутова • «Беловежская пуща»
• «Главное, ребята, сердцем не стареть!»
• «Горячий снег»
• «До свиданья, Москва, до свиданья» (прощальная песня Олимпиады-80)
• «Звездопад»
• «Знайте, каким он парнем был»
• «И вновь продолжается бой»
• «Как молоды мы были»
• «Команда молодости нашей»
• «Нежность»
• «Надежда»
• «Обнимая небо»
• «Орлята учатся летать»
• «Просьба» (Раненая птица в руки не давалась. )
• «Птица счастья»
• «Старый клён»
• «Трус не играет в хоккей»
• «Хорошие девчата»

ЖИВОПИСЬ
ИМЕНА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ФЕОФАН ГРЕК
• «Богоматерь Донская»
АНДРЕЙ РУБЛЕВ
• «Троица»
ДИОНИСИЙ
• «Богоматерь Одигитрия»
СИМОН УШАКОВ
• «Спас Нерукотворный»
ПАРСУНЫ • Это попытки портретного изображения приемами иконописи,
парсуны изображающие Ивана IV, Федора Ивановича, Скопина-Шуйского

НИКИТИН
Первая половина
XVIII века • портрет Петра I на смертном ложе
• портрет Г.И. Головкина
• портрет напольного гетмана
МАТВЕЕВ
Первая половина
XVIII века • Портреты супругов Голицыных
Антропов
Вторая половина
XVIII века • Портрет А. М. Измайловой (1759, ГТГ)
• Портрет Петра III (1762, ГРМ),
• Портрет А. В. Бутурлиной, 1763, ГТГ
Аргунов И.П.
Вторая половина
XVIII века • портрет калмычки Аннушки
• портрет неизвестной крестьянки в русском костюме
Аргунов Н. И.
(сын Аргунова И.П.)
Вторая половина
XVIII века
• портрет П.И. Ковалёвой-Жемчуговой
• портрет графини Шереметьевой
ЛОСЕНКО
Вторая половина
XVIII века • «Владимир и Рогнеда»
РОКОТОВ
Вторая половина
XVIII века • Портрет Струйской
• Портрет Екатерины II
ЛЕВИЦКИЙ
Вторая половина
XVIII века • Портреты Смоляночек
• Портрет П.А. Демидова
• Портрет Екатерины II на прогулке
ШИБАНОВ
Вторая половина
XVIII века • Крестьянский обед (1774)
• Празднество свадебного договора (1777)
БОРОВИКОВСКИЙ
Вторая половина
XVIII века • портрет Павла I
• Портрет Екатерины II на прогулке
ВЕНЕЦИАНОВ
XIX • «Гумно»
• «На пашне. Весна»
• «На жатве. Лето»
БРЮЛЛОВ
XIX • «Последний день Помпеи»
• «Всадница»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *