Учебник по страхованию осаго

Содержание:

Учебники по страхованию

В данном разделе размещаются полнотекстовые учебные пособия по страхованию.

Материалы предназначены не только для студентов, но и для специалистов, занимающихся страховым делом, страховых агентов и самих страхователей.

Учебники (полные тексты):

«Страхование: Принципы и Практика» Учебник по страхованию Чартерного Института Страхования (CII) — перевод с английского.

«Медицинское страхование» Наиболее полная отечественная монография, посвященная медицинскому страхованию. Включает большой обзор систем медицинского страхования в других странах. К сожалению, часть материалов уже устарела.

Руководителя СК «Респект» Александра Артамонова подозревают в злоупотреблении полномочиями, еще в июле было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями).

АО «Красноярский машиностроительный завод» («Красмаш») объявил запрос предложений по добровольному медицинскому страхованию работников. Максимальная цена контракта составляет 12 млн р.

«Научно-производственное объединение «СПЛАВ» («НПО «СПЛАВ») объявил конкурс по добровольному медицинскому страхованию. Максимальная цена контракта составляет 45 млн р.

По итогам запроса предложений ВСК обеспечит автопарк «Сбербанка» в 2019-2020 гг. полисами каско и ДСАГО за премию в 283 млн р., за ОСАГО страховщик получит 116 млн р.

Российский судовладелец получил компенсацию в 4,6 млн р. от «Абсолют Страхования» в связи с повреждением винто-рулевого комплекса в результате столкновения с подводным препятствием в Средиземном море.

Агентство по страхованию вкладов (АСВ) 24 декабря подало в Арбитражный суд Республики Татарстан заявление о признании недействительными двух сделок страховой группы «АСКО».

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг финансовой надежности СК «Энергогарант» на уровне ruAA- со стабильным прогнозом.

Иждивенцы погибших при пожаре на шахте в Соликамске имеют право на страховые выплаты от «Ингосстраха», сообщил президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Игорь Юргенс.

В декабре в отделениях «Сбербанка» начали страховать банковские карты от киберинцидентов — списания денег в результате несанкционированных бесконтактных платежей со смартфонов либо в результате заражения вредоносными программами.

Агентство по страхованию вкладов (АСВ) 21 декабря подало в Арбитражный суд Республики Татарстан заявление о признании недействительными ряда сделок страховой группы «АСКО».

Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ Министерства Внутренних Дел РФ по Нижегородской области объявил конкурс на услуги ОСАГО на 2489 автомобилей.

Научно-исследовательский испытательный Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина объявил конкурс по добровольному медицинскому страхованию. Максимальная цена контракта составляет 48 млн р.

«СОГАЗ» по итогам конкурса будет оказывать услуги ДМС работникам ПАО «ФСК ЕЭС». Цена контракта составила 373 млн р. млн р., следует из конкурсных протоколов.

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) может стать соучредителем создаваемой на финансовом рынке ассоциации по финансовой грамотности.

В результате опрокидывания грузовика был полностью утрачен груз – более 20 тыс. банок светлого пива и 10 тыс. банок газированного сидра. Напитки были застрахованы экспедитором.

СТРАХОВАНИЕ. Учебник и практикум для СПО

Год: 2017 / Гриф УМО СПО

Ситуация на финансовом рынке, частью которого является страховой рынок, является достаточно сложной и запутанной. Разобраться можно только в том случае, когда знаешь «кирпичики», базу, основу каждого из рынков. Нельзя говорить о простоте деятельности, так как усложняющаяся жизнь заставляет двигаться вперед: новые механизмы взаимодействия (банкострахование, инвестиции через венчурные фонды), использование цифровых технологий (продажи полисов — ОСАГО с 1 января 2017 г., маршрутизаторы DMC), новые каналы движения средств через стартапы, краудсорсинг. В нашей стране большинство страховых организаций отчаянно блокируют новшества и упорно не хотят использовать новые пути развития. Что в такой ситуации делать потенциальным клиентам страховщиков (будущим страхователям)? Первый вариант — относиться с юмором. Например, в социальных сетях ходит шутка про ОСАГО почти словами Винни-Пуха: страховая премия — странный предмет, ты ее платишь, а выплаты нет. Или, было замечено, что слово «страхование» связано со словом «страх», в то время как в английском варианте (in-sure) — «в уверенности». Возможно, нужно попробовать и второй путь — изучить подноготную деятельности страховой организации, чтобы иметь возможность не только шутить, но и предугадать последствия взаимодействия со страховщиком. Еще в начале ХХ в. известный немецкий исследователь Альфред Манэс выявил влияние на развитие страхования в различных странах характерных национальных черт. Для отечественного страхования это стал «русский авось». Можно с ним не согласиться и сделать упор на том, что большая часть население нашей страны просто не готова финансово к страховым отношениям. Кроме того, отношения в страховании, в первую очередь, должны быть основаны на доверии, а каждое доверительное отношение неплохо подкреплять базовыми знаниями основ цивилизованного инструмента защиты от риска — страхования.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для ‘ class=»text-primary»>Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для ‘ class=»text-primary»>Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.

‘ class=»text-primary»>Наличными оплата принимается через терминалы. Без процентов можно оплатить через отделения салонов связи Евросеть или Связной или через Сбербанк. В терминалах других систем возможно взимание комиссий.

Если оплата производится через салон связи: код платежа необходимо назвать оператору и указать, что платеж для Яндекс.Денег.

Если Вы находитесь за пределами РФ, список компаний, принимающих подобные платежи в Вашей стране, будет виден в окне с кодом платежа.

Возможен ли возврат моего заказа? Возврат средств?

Согласно Постановлению 55 Правительства РФ, книги входят в список непродовольственных товаров, которые не подлежат обмену и возврату. Поэтому, если Вы оплатили и получили заказ, надлежащего качества и в составе, аналогичном оплаченному, возврат не производится.

В остальных случаях возврат заказа и денежных средств обговаривается отдельно. Вы можете связаться с нами по телефону +7 (495) 744-00-12 или электронной почте [email protected] .

Доставка заказов печатных книг осуществляется через партнерскую сеть службу доставки. Доставка данной службой осуществляется в пределах Российской Федерации. В некоторые страны СНГ доставка возможна через транспортные компании по согласованию с сотрудниками Издательства.

Обратите внимание, что для корректной и своевременно доставки необходимо верно указать свой ‘ class=»text-primary»>мобильный телефон , чтобы сотрудник курьерской службы мог с Вами связаться. Указывать телефон необходимо, начиная с цифры 9 (без восьмерки)!

При оформлении заказа можно выбрать один из способов доставки:

    С амовывоз с пункта выдачи заказов. На территории России открыто большое количество пунктов выдачи. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа в блоке «Доставка» нажмите на « ‘ class=»text-primary»>Самовывоз », выберите населенный пункт. (Начните печатать название, появится выпадающий список городов. Выбрать нужно из тех, что есть в списке.) После выбора на карте отразятся все возможные пункты выдачи в данном населенном пункте. Карту можно приблизить. Справа от подходящего пункта выдачи в открывшемся окне необходимо нажать кнопку «Выбрать пункт», тогда адрес появится в строке «Адрес самовывоза». В отдельном окне видны часы работы пункта выдачи, ориентировочная дата готовности заказа, стоимость доставки и поясняющая информация (если таковая имеется). В этом же блоке Вы увидите стоимость доставки и срок хранения заказа.

К урьерская (адресная) доставка. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа нажмите на слово « ‘ class=»text-primary»>Курьерская ». Необходимо указать Ваш населенный пункт (начните водить название в строке «Город», выбрать необходимо из появившегося списка). Затем заполните адрес доставки, начиная с улицы. В комментариях можно указать дополнительные сведения. Сотрудник курьерской службы всегда предварительно звонит перед приездом для согласования времени и адреса, однако можно дополнительно подчеркнуть необходимость звонка заранее. Просим обратить внимание, что без подтверждения от Вас готовности принять заказ, курьер не выезжает по адресу! Время ожидания курьера на адресе составляет строго 15 мин.

Выбрать удобную дату доставки можно из списка дней, что выделены зеленым. В этой же форме Вы увидите стоимость курьерской доставки.

Электронная библиотека
Финансовый университет

Страхование: Учебник / под ред. В.В. Шахова, Ю.Т. Ахвледиани. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 — 511 с. — Доступ из локальной сети Финуниверситета(чтение, печать, копирование). — .

Дата создания записи: 29.05.2015

Действие ‘Прочитать’ будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети

Действие ‘Загрузить’ будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети

Формирование и развитие системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Российской Федерации тема диссертации и автореферата по ВАК 08.00.10, кандидат экономических наук Таипов, Тимур Нуритдинович

Оглавление диссертации кандидат экономических наук Таипов, Тимур Нуритдинович

1 Теоретико-методологические положения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)

1.1 Содержание и принципы ОСАГО в системе страхования

1.2 Риски, подлежащие страхованию транспортных средств

1.3 Методические положения анализа развития страховых отношений

2 Тенденции функционирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в системе страхования Российской Федерации

2.1 Формирование и развитие ОСАГО на страховом рынке

2.2 Алгоритм определения и использования тарифных ставок и системы коэффициентов при расчете страховой премии в ОСАГО

2.3 Методические основы оценки ущерба в ОСАГО

3 Совершенствование системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

3.1 Перспективы развития системы ОСАГО

3.2 Модель прогнозирования убыточности ОСАГО ^^

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Формирование и развитие системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Российской Федерации»

В настоящее время страхование становится одним из важных рыночных механизмов обеспечения социальной стабильности и достойного качества жизни. Модернизация экономики, связанная с появлением частной собственности , формированием различных форм хозяйствующих субъектов, развитием предпринимательства , обусловила необходимость формирования системы страховой защиты жизни, здоровья и собственности граждан. Страхование как один из эффективных рыночных механизмов управления рисками призвано обеспечить стабильное развитие экономики и социальной сферы, стимулировать экономическое поведение отечественного субъектов хозяйствования , сокращая нагрузку на бюджет.

Рынок автомобильного страхования является одним из наиболее развитых и популярных в мире. В России в качестве инструмента страховой защиты населения на рынке автострахования с 2003 г. была введена система обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств ( ОСАГО ), приобретающая всё большее значение в отечественной и мировой практике страхования.

Формирование института ОСАГО в России было обусловлено социальными и экономическими отношениями, повлекшими за собой необходимость совершенствования отношений автовладельцев при урегулировании последствий наступления страховых случаев. Предстоящее вступление России в ВТО может принципиально изменить конкурентную среду на рынке автострахования. В связи с этим перед научными кругами и государством встает ряд задач по совершенствованию данной системы страхования в соответствии с потребностями современного рынка: совершенствование форм и методов регулирования деятельности субъектов страхового дела; выработка направлений и подходов к осуществлению видов страхования в обязательной и добровольной форме; развитие и дальнейшее совершенствование инфраструктуры страхового рынка; совершенствование системы противодействия страховому мошенничеству; развитие конкурентной среды и др.

Вышеизложенное определяет особую актуальность исследований теоретических, методических и прикладных положений по организации и функционированию страхования, а также необходимость формирования высокоэффективной системы обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, сочетающей интересы всех субъектов страхования.

Степень научной разработанности исследуемой проблемы. В современной экономической науке вопросам теории и практики страхования посвящены многочисленные исследования. Теоретические основы формирования общественного страхового фонда изложены в работах К. Маркса, А. Вагнера. Страхование как всеобщая экономическая институция (функция) существовало на всех исторических этапах, при любых типах хозяйственных систем, что рассмотрено в трудах как зарубежных, так и российских ученых, опубликованных до 90-х годов XX века: К.Г. Воблого , Ф.В. Коныпина, А. Манэса, П.А. Никольского , В.К. Райхера, A.B. Шахта, М.К. Шерменева и др.

К настоящему времени существуют достаточно обширные исследования по организации и развитию страхового дела в России, проведенные современными отечественными учеными: Ю.Т. Ахвледиани , И.Т. Балабановым, А.Т. Балабановым, В.Б. Гомелля , Е.Ф. Дюжиковым, Е.Г. Князевой, Е.В. Костяевой , JI.A. Орланюк-Малицкой, В.В. Шаховым, А.И. Худяковым и др.

Исследованию сущности и функций страхования посвящены научные работы E.H. Груздневой, Л.В. Давыдовой , Н.П. Баранниковой, Г.В. Коршунова, В.Ю. Наливайского , В.М. Радионовой, И.А. Самсоновой, Н.Ф. Самсонова , И.И. Строковой, O.A. Фёдоровой и т.д.

Отдельные аспекты развития страховых рынков и системы их регулирования рассмотрены в работах таких отечественных ученых, как

Н.Г. Адамчук , М.М. Крылова, И.В. Орлова, Т.А. Плахова , А.П. Плешков, К.Е. Турбина, Г.В. Чернова , Т.А. Фёдорова, Р.Т. Юлдашев и др.

Страхование в качестве метода снижения риска представлено в трудах ряда зарубежных ученых: Дж.М. Кейнса , Ф.Х. Найта, A.C. Пигу и др.

Вопросы страхования средств транспорта рассматривают в своих трудах К.Г. Воблый , B.C. Куликов, А.П. Плешков и др.

Гражданская ответственность владельцев средств транспорта стала предметом научных исследований А.П. Архипова , A.C. Адонина, C.B. Дедикова, Е.В. Костяевой , Т.М. Рассоловой, A.A. Худякова,

А.И. Худякова , В.А. Щербакова и др.

Высоко оценивая вклад российских и зарубежных ученых в изучение обозначенной темы, а также полученные ими научные, методологические, методические и практические результаты, вместе с тем необходимо отметить, что к настоящему времени научных трудов, связанных с изучением рынка автострахования (в том числе страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств), по нашему мнению, недостаточно. Данное обстоятельство послужило основанием для выбора темы исследования, обусловило ее актуальность, постановку цели, задач и стало базой для проведения комплексного научного исследования.

Объектом исследования в диссертационной работе выступает система страхования Российской Федерации.

Предметом исследования являются финансово-экономические тенденции, закономерности и отношения между участниками страхового рынка в системе страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Область исследования соответствует пп. 7.1 «Современные тенденции организации и функционирования системы страхования и рынка страховых услуг», 7.2 «Теоретические и методологические основы прогнозирования и мониторинга развития страхования и рынка страховых услуг», 7.5 « Развитие систем страхования и страхового рынка в современных условиях » Паспорта специальностей ВАК (экономические науки).

Цель диссертационного исследования — уточнение теоретических и методических положений обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и исследование тенденций развития ОСАГО на страховом рынке.

Для достижения обозначенной цели были поставлены и последовательно решены следующие исследовательские задачи: проанализировать, систематизировать и раскрыть представления об основополагающих понятиях « страхование », «обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств», основываясь на рассмотрении существующих научных подходов; обобщить и выявить теоретические и методические особенности формирования и развития рынка обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в системе страхования; систематизировать и проанализировать развитие страховых отношений на рынке автострахования, в том числе в ОСАГО, основываясь на положениях теорий развития и трансформации; обосновать направления совершенствования и прогнозирования системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в процессе развития российского страхового рынка.

Теоретической и методической основой исследования послужили: научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам, связанным как с общими финансово-экономическими вопросами страхования, так и непосредственно с регулированием интересов страховщиков и страхователей в ОСАГО; нормативные и инструктивные материалы, внутренние документы страховых организаций, обусловливающие формирование механизма страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В зависимости от целей и задач в ходе выполнения диссертационной работы использовались следующие приемы и методы исследования: экономические (сравнения, индексный , интегральный, параметрический), экономико-статистические (группировки, балансовый , средних и относительных величин), экономико-математические и т.д.

Информационной базой, обеспечивающей доказательность сформулированных положений, выводов и рекомендаций, послужили нормативные правовые акты РФ, монографии, публикации в научных изданиях и периодической печати, материалы Федеральной службы государственной статистики — Росстата , материалы Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы по финансовым рынкам, Российского союза автостраховщиков (РСА), Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, годовые планы и отчеты о финансовой деятельности субъектов страхового рынка и др.

В процессе диссертационного исследования получены следующие результаты, содержащие элементы научной новизны:

1) сформулировано определение понятия «обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств», базирующееся на рассмотрении страхования как составляющей категории « финансы »; уточнены и расширены принципы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (п. 7.1 Паспорта специальностей ВАК);

2) предложена и апробирована методика анализа развития страховых отношений на рынке автострахования с использованием теорий развития и трансформации, отличающаяся введением комплексности и поэтапности экономического исследования; идентифицированы составляющие рынка автострахования в России и факторы, формирующие емкость рынка автострахования (п. 7.5 Паспорта специальностей ВАК);

3) предложена классификация показателей деятельности страховых организаций на основе систематизации статистических данных, включающая показатели функционирования и показатели развития; обоснованы необходимость и возможность расчета нового показателя — « надежность страховой защиты »; определена логическая и финансовая зависимость между результирующими показателями функционирования рынка ОСАГО (п. 7.5 Паспорта специальностей ВАК);

4) разработана модель прогнозирования убыточности ОСАГО, на основании которой произведен прогнозный расчет размеров тарифов на среднесрочный период (п. 7.2 Паспорта специальностей ВАК).

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования его результатов органами государственной власти при формировании основных направлений оптимизации функционирования системы ОСАГО, хозяйствующими субъектами страхового рынка — в практике расчета тарифов и при оценке ущерба, высшими учебными заведениями — при разработке учебных программ по дисциплине « Страхование ».

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на международных (Казань, 2009 г.; Екатеринбург, 2010-2011 гг.) и всероссийских (Уфа, 2006, 2010 гг.) научно-практических конференциях.

По результатам исследований автором были подготовлены и направлены предложения в Министерство финансов Республики Башкортостан, ряд страховых организаций, что подтверждается соответствующими документами (актами внедрения), прилагаемыми к диссертационной работе.

Публикации. По теме диссертационной работы опубликовано 9 работ общим объемом 2,65 п.л., из них 1,8 п.л. авторские, в том числе 4 статьи в рецензируемых ВАК научных изданиях.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений. Основное содержание работы изложено на 193 страницах машинописного

Заключение диссертации по теме «Финансы, денежное обращение и кредит», Таипов, Тимур Нуритдинович

1. Сформулировано определение понятия «обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств», базирующееся на рассмотрении страхования как составляющей категории « финансы »; уточнены и расширены принципы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В диссертационном исследовании дано определение понятия « страхование » как системы перераспределительных отношений между субъектами страхования по формированию и использованию страхового фонда в целях создания страховой защиты страхователю (застрахованному лицу).

На основе сформулированного определения обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств можно определить как императивную норму государственного принуждения страхования риска имущественных интересов в системе перераспределительных отношений между субъектами страхования по формированию и использованию страхового фонда в целях создания нормируемой страховой защиты гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В данном определении: обозначена императивная норма государственного принуждения — обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств; раскрывается особенность ОСАГО как страхования риска имущественных интересов; подчеркивается вторая стадия воспроизводственного процесса при страховании — перераспределение , т.е. отнесение к категории « финансы »; выделяются субъекты страхования; содержится характеристика « страхового фонда », отличающего его от других специальных денежных фондов; выделяются назначение и цель страхования -нормируемая страховая защита, которая имеет и юридический, и материальный, и психологический аспекты; обозначены объект страхования — страховая защита владельца транспортного средства и предмет страхования — гражданская ответственность владельца транспортного средства.

ОСАГО отличается от традиционных отраслей, подотраслей и форм страхования рядом особенностей:

— являясь формой обязательного страхования, ОСАГО предусматривает не бессрочность , а срочность страхования (существует ограничение продолжительности страхования сроком, указанным в договоре страхования), а также выдвигает специальные требования к страховщикам ;

— отнесение ОСАГО к подотрасли страхования гражданской ответственности противоречит определению страховых сумм между страховщиком и страхователем по усмотрению сторон;

— отнесение ОСАГО к отрасли имущественного страхования противоречит невозможности применения правил двойного страхования, возмещения вреда, причиненного имуществу страховщиком , с учетом износа транспортного средства и т.д.

Выявленные особенности позволили сформулировать принципы ОСАГО, отличающиеся расширенным составом от Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и существующих научных взглядов. Каждый принцип, соответственно, означает: принцип единства — единство принципов организации и функционирования ОСАГО на территории страны, форм документации и отчетности , ведения учета и отчетности, санкций за нарушение законодательства; принцип всеобщности и обязательности — эксплуатация транспортного средства только при условии наличия у его владельца страхового полиса по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств; принцип гарантированности — гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и/или имуществу потерпевших; обеспечение выполнения сторонами своих обязательств по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; принцип государственного регулирования — осуществление государственного регулирования страховых тарифов , базовых ставок, коэффициентов страховых тарифов и т.д.; принцип срочности — ограничение продолжительности страхования сроком, указанным в договоре страхования; принцип контрольности — обеспечение надзора и контроля; принцип экономической заинтересованности — заинтересованности как страхователей — владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения, так и страховых организаций в рентабельности страховой деятельности.

2. Предложена и апробирована методика анализа развития страховых отношений на рынке автострахования с использованием теорий развития и трансформации, отличающаяся введением комплексности и поэтапности экономического исследования; идентифицированы составляющие рынка автострахования в России и факторы, формирующие емкость рынка автострахования.

В условиях современной экономики, отличающейся сложной структурой, неустойчивой динамикой развития, к способам преодоления неопределенности риска развития относятся разработка моделей и методик различных изменений, а также выбор наиболее перспективных и обоснованных направлений развития и трансформации как самой экономики, так и общества.

Процесс развития, включающий в себя трансформацию общественных отношений, распространяется на совокупность страховых отношений, к которым можно отнести отношения между: государством и хозяйствующими субъектами; различными хозяйствующими субъектами; физическими и юридическими лицами; структурами хозяйствующего субъекта.

Изучение эволюции нормативных правовых документов по развитию рынка автострахования в России и финансово-экономических закономерностей на страховом рынке позволило сделать вывод: внедрение в нашей стране

ОСАГО явилось этапом трансформации как рынка авто-страхования, так и

177 модели страхового рынка — императивно-принудительной воспроизводственной системы страховых отношений.

Исследование современной нормативной правовой базы автострахования позволило идентифицировать составляющие рынка автострахования в России и факторы, формирующие емкость отечественного рынка автострахования.

Субъектами рынка автострахования являются: профессиональное объединение страховщиков (Российский союз автостраховщиков), страховщики ( страховые посредники — агенты, брокеры), страхователи , выгодоприобретатели, органы государственного надзора.

Факторы, влияющие на рынок автострахования, классифицируют по способу воздействия на прямые и косвенные.

К прямым факторам относятся: численность страховых компаний; численность страхователей, т.е. количество заключенных договоров; количество зарегистрированных автомобилей в Российской Федерации; число страховых случаев; сумма сборов по ОСАГО; сумма выплат по ОСАГО; доходы населения.

К косвенным факторам относятся: финансовая устойчивость страховщиков и их конкурентоспособность на рынке страховых услуг; оценка страховой стоимости объекта страхования и ущерба при наступлении страхового случая; развитие автокредитования и лизинга; уровень жизни граждан; уровень инфляции ; распространенность ОСАГО; уровень страхового мошенничества; страховая культура граждан.

Прямые факторы непосредственно воздействуют на рынок автострахования, косвенные способствуют более эффективному проявлению прямых факторов.

По отчетным данным Росстата за 2010 г. ОСАГО занимает 99% на рынке автострахования. Емкость рынка напрямую зависит от уровня обеспеченности физических и юридических лиц автомобильным транспортом и показателя аварийности на дорогах.

Поскольку прогнозируется рост обеспеченности населения автомобильным транспортом , можно констатировать существование механизма саморазвития рынка автострахования в России.

3. Предложена классификация показателей деятельности страховых компаний по ОСАГО на основе систематизации статистических данных, включающая показатели функционирования и показатели развития; обоснованы необходимость и возможность расчета нового показателя — « надежность страховой защиты »; определена логическая и финансовая зависимость между результирующими показателями функционирования рынка ОСАГО.

Задача провести анализ динамики и структуры рынка ОСАГО продиктована необходимостью исследования системы показателей рынка страховых услуг и деятельности страховых организаций.

По результатам проведенного исследования была предложена классификация показателей деятельности страховых компаний по ОСАГО с выделением показателей функционирования (общие, результирующие) и показателей развития (натуральные, аналитические).

На основании данных официальной статистики рассчитаны результирующие показатели деятельности страховых компаний по ОСАГО: убыточность страховых операций — отношение суммы страхового возмещения к сумме страховых сборов; рентабельность страховой деятельности — отношение величины прибыли от страховой деятельности к сумме страховых взносов ; надежность страховой защиты — отношение суммы прибыли от страховой деятельности к величине страхового возмещения.

Если показатели убыточности страховых операций и рентабельности страховой деятельности являются индикаторами работы для страховщиков, то показатель надежности страховой защиты — индикатором работы страховщика для страхователя.

С помощью нормативных (законодательных) и расчетных значений определена логическая и финансовая зависимость между результирующими показателями функционирования рынка ОСАГО.

Показатель надежности страховой защиты находится в диапазоне от 0,25 до 4,0. Чем меньше значение показателя в указанном диапазоне, тем выше надежность страховой защиты для страхователя .

По состоянию на начало 2011 г. в Российской Федерации операции по ОСАГО проводились 152 страховыми компаниями, что составляет 25% от общего числа лицензированных страховых компаний в РФ. Условия работы по ОСАГО установлены на законодательном уровне и одинаковы для всех страховых компаний.

Общее количество страховых компаний, ведущих деятельность по ОСАГО, постоянно меняется.

До 2007 г. наблюдалась тенденция роста лицензированных страховых компаний; 2008 г. стал переломным для мелких страховых компаний, следствием чего явился отзыв лицензий у 10 компаний; на 2009 г. пришлась основная часть последствий мирового финансового кризиса, что проявилось в банкротстве большого числа страховых компаний и сокращении числа компаний, обладающих лицензией на ОСАГО, до 152 на начало 2010 г. По состоянию на начало 2011 г. количество участников рынка ОСАГО — страховых компаний, имеющих лицензию , — сократилось до 133. Вместе с тем стоит отметить, что в 2012 г. вступают в силу ужесточенные требования к уставному капиталу страховых компаний: для страховщиков, работающих по ОСАГО, его минимальный размер должен составлять 60 млн р. против 30 млн р., что может сократить количество страховых компаний, обладающих лицензией на проведение ОСАГО.

4. Разработана модель прогнозирования убыточности деятельности по ОСАГО, на основании которой произведен прогнозный расчет размеров тарифов на среднесрочный период.

В процессе диссертационного исследования была разработана и апробирована модель прогнозирования убыточности и размера страхового тарифа , исходными данными для которой послужили показатели страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, подлежащие ежегодному отчетному опубликованию Федеральной службой страхового надзора Российской Федерации.

Показатели убыточности деятельности по ОСАГО являются универсальными, характеризующими совокупный эффект воздействия ряда факторов на данный вид страхования. При всей многогранности влияющих факторов показатели убыточности просты в использовании и интерпретации, что делает их универсальным средством контроля за состоянием ОСАГО. Своевременный мониторинг, грамотное планирование и выверенная тарификационная политика призваны удерживать уровень убыточности в требуемых рамках. В связи с этим модель прогнозирования размера убыточности ОСАГО можно рекомендовать к использованию законодателями ( РСА , законодательные органы) при разработке направлений совершенствования данного вида страхования в целях полного исполнения главной функции — защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами.

Для математического моделирования был использован статистический пакет EXCEL, инструмент « Анализ данных ».

Выполнено построение модели временного ряда на основе кривой роста. Кривая роста — это гладкая кривая, аппроксимирующая временной ряд. При построении моделей на основе кривых роста используются линейная, степенная и полиномиальная кривые.

В процессе исследования была разработана оптимальная модель определения временного ряда по максимальному коэффициенту детерминации и минимальному среднеквадратическому отклонению.

Прогнозирование имеет много численных аспектов. Различают точечное и интервальное прогнозирование. В первом случае оценка — это конкрет

181 ное число, во втором — интервал, в котором истинное значение переменной находится в соответствии с заданным уровнем доверия. Кроме того, для временных рядов при нахождении прогноза существенно наличие или отсутствие корреляции по времени между ошибками.

При использовании построенной модели для прогнозирования сформулировано предположение о сохранении в период прогнозирования существовавших ранее взаимосвязей переменных.

Ппгст ГТП/ЛТ^ТЛ->’ЗТЯГГ->ГЧ2ЯиТ^Га ъяътлпхтуилтл гтр>г-(£>л/гр>иигг><т исэ / тттсп^птз тзттрпатт

АА ^^ ^44/1111V/!! 111Л V I I 1ЛЛ1 V/ и и Л X димо знать прогнозные значения всех факторов, входящих в нее. Их оценки получены на основе временных экстраполяционных моделей.

Для модели определены доверительные интервалы для найденных прогнозных значений.

Поскольку построенная регрессионная модель является оптимальной и прогнозные оценки факторов достаточно надежны, то можно утверждать, что при сохранении сложившихся закономерностей прогнозируемая величина убыточности попадет в интервал, образованный верхними и нижними границами, а следовательно, будет наблюдаться рост показателя по сравнению с некоторыми средними значениями прошлых периодов.

На точность прогнозов могут оказать влияние непредвиденные обстоятельства и внешние факторы (стихийные бедствия, политика налогообложения и др.), которые невозможно предусмотреть, и поэтому они не включены в модель прогнозирования.

Прогноз по модели показывает тенденцию к сокращению величины убыточности: в I квартале 2011 г. — до 57,2% при ошибке прогноза ±4,6%; во II квартале 2011 г. — до 56,5% при ошибке прогноза ±4,8%; в III квартале 2011 г. — до 55,6% при ошибке прогноза ±5,0%; в IV квартале 2011 г. — до 54,6% при ошибке прогноза ±5,2%; в 2012 г. — до 48,4% при ошибке прогноза ±6,5%%; в 2013 г. — до 38,6% при ошибке прогноза ±9,1%.

Следовательно, со снижением убыточности может быть сокращена брутто-ставка по страхованию ОСАГО. Однако существует вариант сохране

182 ния соотношения « тариф — лимит» ответственности путем повышения предельного размера страховой выплаты . Так, принимая во внимание установленный порог убыточности в 77 и 61%, считаем возможным рассчитать рекомендуемые размеры лимитов ответственности при неизменной тарифной ставке с учетом влияния двух факторов — количества транспортных средств и числа дорожно-транспортных происшествий.

Исходя из вышеприведенных результатов исследований можно сделать вывод: с учетом всё увеличивающейся вероятности наступления страхового случая и факторов, влияющих на это, оптимальным размером нетто-ставки убыточности можно признать величину 57-58% (при базовом значении 77%) и 54% (при базовом значении 61%). Следовательно, при таком размере убыточности прогнозная величина лимита ответственности адекватна внешним факторам.

Углубленное исследование прогноза связи «тариф — лимит » с учетом влияния основных факторов позволило высказать предположение о возможности увеличения лимита ответственности по ОСАГО в случае, когда нетто-значение убыточности будет ниже 55% (усредненное значение). С учетом полученных данных был построен прогноз ставки лимита ответственности по ОСАГО на 2012 г.; она должна составить 185 тыс. р.

Таким образом, сохранение баланса между тарифом и лимитом ответственности по ОСАГО позволит более полно возмещать убытки страхователям, избежав при этом получения излишней прибыли страховыми компаниями сверх установленных нормативными актами 20% от суммы сборов.

Цель и задачи исследования получили свою логическую реализацию в развитии теоретических и методических положений обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Таипов, Тимур Нуритдинович, 2012 год

1. Конституция Российской Федерации Электронный ресурс. : [принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.]. Доступ из справочно-правовой системы « Консультант плюс» / Режим доступа: http://www.consultant.ru

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) Электронный ресурс. : федер. закон от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 30.11.2011 г.). Доступ из справочно-правовой системы « Консультант плюс » / Режим доступа: http://www.consultant.ru

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) Электронный ресурс. : федер. закон от 26.01.1996 г. N 14-ФЗ (в ред. от 30.11.2011 г.). Доступ из справочно-правовой системы « Консультант плюс » / Режим доступа: http://www.consultant.ru

4. А. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) Электронный ресурс. : федер. закон от 26.11.2001 г. N 146-ФЗ (в ред. от 30.06.2008 г.). Доступ из справочно-правовой системы « Консультант плюс » / Режим доступа: http://www.consultant.ru

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Электронный ресурс. : федер. закон от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ (в ред. от 31.01.2012 г.). -Доступ из справочно-правовой системы « Консультант плюс » / Режим доступа: http://www.consultant.ru

6. Об организации страхового дела в Российской Федерации Электронный ресурс. : федер. закон от 27.11.1992 г. № 4015-1 (с изм. от 30.11.2011 г.). Доступ из справочно-правовой системы « Консультант плюс » / Режим доступа: http://www.consultant.ru

7. О безопасности дорожного движения Электронный ресурс. : федер. закон от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ (в ред. от 19.07.2011 г.). Доступ из справочно-правовой системы « Консультант плюс » / Режим доступа: http://www.consultant.ru

8. Об оценочной деятельности в Российской Федерации Электронный ресурс. : федер. закон от 29.07.1998 г. N 135-Ф3 (в ред. от 03.12.2011 г.). Доступ из справочно-правовой системы « Консультант плюс » / Режим доступа: http://www.consultant.rn

9. Об основах обязательного социального страхования Электронный ресурс. : федер. закон от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ (в ред. от 11.07.2011 г.). Доступ из справочно-правовой системы « Консультант плюс » / Режим доступа: http://www.consultant.ru

10. Об утверждении стандартов оценки Электронный ресурс. : постанов. Правительства РФ от 06.07.2001 г. N 519 (утратил силу с 01.01.2008 г.). Доступ из справочно-правовой системы « Консультант плюс » / Режим доступа: http://www.consultant.ru

11. Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств Электронный ресурс. : постанов. Правительства РФ от 24.04.2003 г. N 238. Доступ из справочно-правовой системы « Консультант Плюс ». — Режим доступа : http://www.consultant.ru

12. Айзман, А. Основы и практика гарантийного страхования Текст. М., 1929. -С. 24-34.

13. Андрианов, Ю. В. Экспертиза транспортных средств при ОСАГО Текст. М.: Междунар. академия оценки и консалтинга , 2008.

14. Архипов, А. П. Страховое дело Текст. : учебно-методический комплекс / Архипов, А. П., Адонин, А. С. М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2008.

15. Архипов , А. П. Страхование. Современный курс / А. П. Архипов, В. Б. Гомелля , Д. С. Туленты. М.: Инфра-М, 2008. — 448 с.

16. Ахвледиани, Ю. Т. Страхование Текст. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

17. Балабанов , И. Т. Страхование Текст. / Балабанов, И. Т., Балабанов, А. И. -СПб: Питер, 2002.

18. Брагинский, М. И. Договор страхования Текст. М. Статут, 2000.

19. Вагнер, А. Учебник политической экономии Текст. 2 изд., т. 1. — 1879.

20. Воблый , К. Г. Основы экономии страхования Текст. / К.Г. Воблый. Киев: Тип. И. И. Чоколова, 1915.

21. Вознесенский, Э. А. Финансы как стоимостная категория Текст. М.: Финансы и статистика, 1985.

22. Гомелля, В. Б. Страхование Текст. М.: Маркет ДС, 2006.

23. Граве, К А. Страхование / Граве, К. А., Лунц, JI. А. Государственное издательство Юридической литературы. М., 1960.

24. Ермасов , С. В. Страхование Текст.: учеб. пособие для вузов / Ермасов, С. В., Ермасова , Н. Б. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

25. Жук, И. Н. Автомобильное страхование Текст. М.: Анкил, 2001. — 152 с.

26. Иваницкий, В. П. Теневая экономика в сфере услуг / Иваницкий, В. П., Пешина, Э. В., Чащин, А. Р. Екатеринбург Изд-во Урал. гос. экон . ун-та, 2007.

27. Иванов, В. Т. Математическое моделирование. Модели прогнозирования Текст. Уфа, 1988. — 47 с.

28. Иванов, В. Т. Математическое моделирование. Модели оптимизации Текст. -Уфа, 1988.-50 с.

29. Иванов, В. Т. Математическое моделирование. Модели оптимального управления: (Методические указания для самостоятельной работы по курсу ЦИПС) Текст. Уфа, 1988. — 47 с.

30. Кейнс , Дж. М. Общая теория занятости , процента и денег Текст. / Антология экономической классики. М.: Эконов , 1993. Т. 2.41 .Конъшин, Ф.В. Государственное страхование в СССР Текст. М.: Госфиниздат, 1949.

31. Куликов, В. С. Вопросы теории и практики государственного страхования в СССР Текст. М.: Финансы, 1975.

32. Курноскина, О. Г. Автострахование Текст. : Вопросы и ответы. М.: ПрессЮрЛит, 2005.

33. Лемер, Ж. Автомобильное страхование. Актуарные модели Текст. / пер. с англ. М.: Янус-К, 1998.

34. Лемер Ж. Система бонус-малус в автомобильном страховании Текст. / пер. с англ. М.: Янус-К, 1998.

35. Ленин, В. И. Полн . собр. соч. Текст. Т. 26.

36. Манэс , А. Основы страхового дела Текст. М.: АНКИЛ , 1992.

37. Маркс, К. Критика Готской программы Текст. / Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. [Текст]. 2 изд. Т. 19, 1875.

38. Маркс, К. Капитал : критика политической экономии Текст. : [пер. с нем.] / К., Маркс. -М.: Политиздат. Т. 1, кн. 1 : Процесс производства капитала . 1983. — 905 с.

39. Маркс, К, Энгельс Ф. Соч. Текст. 2 изд. Т. 12. с. 725.

40. Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. Текст. Т. 25, ч. II. с. 416.

41. Матвеева, И. Ю. Современные тенденции обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (опыт России и ЕС) Текст. М.: Анкил,2008.-216 с.

42. Михалева, Е. П. Менеджмент . Конспект лекций Текст. М.: Юрайт-Издат,2009.

43. Никольский, П. А. Основные вопросы страхования Текст. Казань, 1895.

44. Окунев, О. Б. Страхование в Российской Федерации Текст. М.: Анкил, 2009.232 с.

45. Петров, А. А. Экономика. Модели. Вычислительный эксперимент Текст. -М.: Наука, 1996.-251 с.

46. Лигу, А. С. Экономическая теория благосостояния Текст. М.: Прогресс,1985.

47. Плешков, А. П. Страхование средств транспорта Текст. -М.: Финансы, 1971.

48. Плешков , А. П. Очерки зарубежного страхования Текст. / А. П. Плешков, И. В. Орлова . М.: Анкил, 1997.

49. Пугинский, Б И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях Текст. М.: Юрид. лит., 1984.

50. Райзберг , Б. А. Современный социоэкономический словарь Текст. М.: ИНФРА-М, 2009.

51. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь Текст. / Райзберг, Б. А., Лозовский , Л. Ш., Стародубцева, Е. Б. 2.-е изд., исправ. — М.: ИНФРА-М, 1999.

52. Райхер, В. К. Государственное страхование в СССР Текст. -М., 1938.

53. Райхер, В. К. Общественно-исторические типы страхования Текст. / Репринтное воспроизведение издания 1947 года. -М.: «ЮКИС», 1992.

54. Рассолова, Т. М. Обязательное страхование автогражданской ответственности. Гражданско-правовой аспект Текст. М.: Финансы и статистика, 2005.

55. Романова, М. В. Налогообложение страховой деятельности Текст. / под ред. В.В. Шахова. М.: Финансы и статистика, 2002.

56. Самсонов, Н. Ф. Финансы на макроуровне : учеб. пособие для вузов / Самсонов, Н. Ф., Баранникова, Н. П., Строкова, И. И. -М.: Высш. шк., 1998.

57. Скамай , Л. Г. Страховое дело Текст. / Скамай, Л. Г., Мазурина, Т. Ю. -М.: ИНФРА-М, 2006.

58. Сплетухов , Ю. А. Страхование Текст. / Сплетухов Ю. А., Дюжиков Е. Ф. -М.: ИНФРА-М, 2005.

59. Титоренко, Г. А. Автоматизированные информационные технологии в экономике Текст.: учебник. -М.: Компьютер: ЮНИТИ , 1998.

60. Турбина, К. Е. Теория и практика страхования Текст. М.: Анкил, 2003.

61. Федорова, Т. А. Имущественное страхование: общие принципы и подходы. Страхование Текст. : учебник. М.: Экономисту 2004.

62. Хемптон , Д. Д. Финансовое управление в страховых компаниях Текст. -М.: Анкил, 1995.

63. Худяков, А. И. Теория страхования Текст. М.: Изд-во « Статут », 2010.

64. Худяков , А. И. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств Текст. / Худяков А. И., Худяков A.A. СПб: Изд-во « Юридический центр Пресс », 2003.

65. Черноруцкий, И. Г. Методы принятия решений Текст. СПб: БХВ-Петербург,2005.

66. Шахов, В.В. Страхование Текст. М.: Юнити, 2003. — 311 с.

67. Шинкаренко, И. Э. Страхование ответственности Текст. : Справочник / 2-е изд., испр. и доп. М.: Анкил, 2006. — 416 с.

68. Щербаков, В. А. Страхование Текст. / Щербаков, В. А., Костяева, Е. В. -М.: КНОРУС , 2007.

69. Юлдашев, Р. Т. Страховой бизнес Текст. : Словарь-справочник. М.: Анкил,2005.

70. Юлдашев, Р. Т. Организационно-экономические основы страхового бизнеса Текст. М.: Анкил, 2002.

71. Юрченко, Л. А. Финансовый менеджмент страховщика Текст. М.: Юнити-Дана, 2001,- 199 с.

72. Государственные финансы России: XIX первая четверть XX века Текст. : учеб. пособие для вузов / под ред. И. В. Караваевой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

73. Годовой отчет Российского союза автостраховщиков за 2010 г. // Офиц. сайт Российского союза автостраховщиков . Режим доступа : http://www.autoins.ru/

74. Годовые отчеты Российского союза автостраховщиков по ОСАГО за 20042010 гг. // Офиц. сайт Российского союза автостраховщиков. Режим доступа : http://www.autoins.ru/

75. Информационное издание Российского союза автостраховщиков « Вопросы ОСАГО и безопасность дорожного движения в Российской Федерации » 2006 2007г. // Офиц. сайт Российского союза автостраховщиков. — Режим доступа : http://www.autoins.ru/

76. Информационное издание Российского союза автостраховщиков « Вопросы ОСАГО и Безопасности дорожного движения в Японии » 2006 г. // Офиц. сайт Российского союза автостраховщиков. Режим доступа : http://www.autoins.ru/

77. Обязательное страхование: законодательное обоснование и перспективы развития Текст. / Князева Е. Г. // Финансы, денежное обращение и кредит: науч. зап. -Екатеринбург: Урал. гос. экон. ун-т, 2002. Вып. 12.

78. ОСАГО по-японски: ни прибыли , ни убытков Электронный ресурс. // Официальный сайт Информационного агентства « Финмаркет ». Режим доступа : http ://www. finmarket.ru

79. Основы финансовых знаний Текст. / Романова, Т. Ф., Иванова, О. Б. Рукина , С. Н. Ростов н/Д: Изд-во Мини Тайм, 2008. — с. 380. .

80. Статистика финансов Текст. : учебник. 2-е изд. / под ред. В. Н. Салина. -М.: Финансы и статистика, 2003. — 816 с.

81. Страхование Текст. : учебник / под ред. В. В. Шахова , Ю. Т. Ахвледиани 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

82. Страхование: принципы и практика Текст. / сост. Д. Бланд / пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1998.

83. Страхование: экономика, организация, управление Текст.: учебник для вузов: в 2 т. / СПбГУ. / под ред. Г. В., Черновой. М.: Экономика, 2010.

84. Страховое дело Текст. / под ред. JI. И. Рейтмана . М., 1992.

85. Страховое дело Текст.: конспект лекций. М.: Приор-издат, 2002.

86. Страховое дело Текст. / Л. А. Орланюк-Малицкая, Л. О. Алексеев , В.В. Аленичев; под ред. Л.А. Орланюк-Малицкой. М.: ИЦ « Академия » 2003.

87. Философский энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев , П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев , В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983.

88. Финансы / В. М. Родионова , Ю. Я. Вавилов, Л. И. Гончаренко и др. / под ред. В. М., Родионовой . М.: Финансы и статистика, 1994.

89. Финансы Текст. : учебник / под ред. Казак, А. Ю., Сергеев, Л. И. СПб: Дело, 2003.

90. Финансы Текст.: учебник / Барулин, С. В. 2-е изд., стер. — М.: КноРус, 2011.

91. Финансы Текст. / Давыдова, Л. В., Коршунова, Г. В., Федорова, O.A. -М.: Рид Групп, 2011.

92. Любимцееа, С. В. Трансформация экономических систем: направления, тенденции и перспективы Текст. : автореф. дисс. на соиск. уч. степени докт. экон. наук: 08.00.01.-М, 2004.

93. Сафуанов, Р. М. Страхование как рыночный институт социально-экономического развития регионов России Текст. : автореф. дисс. на соиск. уч. степени докт. экон. наук: 08.00.10. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН , 2011.

94. Слепухина, Ю. Э. Комплексное управление рисками в страховых организациях Текст. : автореф. дисс. на соиск. уч. степени докт. экон. наук: 08.00.10. -М, 2011 г.

95. Стеблякова, Л. П. Трансформация экономических систем: теория и практика Текст. : автореф. на соиск. уч. степени докт. экон. наук: 08.00.01. М.: МГУ , 2010.

96. Шерменев , М. К. Финансовые резервы как фактор планомерного развития социальной экономики Текст.: автореф. докт. дис. М, 1971.

97. Шипицина, С. Е. Формирование и развитие страхового рынка региона Текст. : автореф. на соиск. уч. степени канд. экон. наук. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011.

98. Зубенко, С. А. Трансформация социально-экономических систем: тенденции и факторы Текст. // Вестник Тамбовского ун-та. Серия: гуманитарные науки. 2009. N 3.

99. Лайков, А. Ю. Необходимость корректировки модели развития отечественного страхования Текст. // Финансы. 2006. N 8.

100. Мейланова, М. Преступность в страховании растет Текст. // Экономика и жизнь. N 50 (9416) от 22.12.2011 г.

101. Панков, Ю. В. К изучению трансформации страховых отношений Текст. // Финансы, денежное обращение и кредит (страхование). СПбГУЭФ — СПб. 2000.

102. Пылов, К. Н. Категории страхования Текст. // Вестник РОСС . 1993. N 1.

103. Слепухжа, Ю. Э. Финансовые механизмы управления рисками в страховом бизнесе Текст. // Управление в страховой компании. 2009. N 1.

104. Шахт, А. А. Страховая наука в ее современном положении Текст. // Земский страховой вестник. 1915-1916. N 6-7.

105. Adam, J. К Longman Concise Dictionary of Business English. Longman Jork Press,1983.

106. Birds, John. Modern Insurance Law. London: Sweet E. Maxwell, 1993.

107. Bose, Mihik. Insurance: Are You Covered? Personal Financial Guidance/ London Longman, 1998.

108. Dacey, Mark S. Principles and Practicals of Insurance. London: Witherby, 1989.

109. Vincent, T. Covello and Jeryl Mumpower. «Risk Analysis and Risk Management: An Historical Perspective». Risk Analysis, Vol. 5, No. 2,1985.

110. Knight, F.H. Risk, Uncertainty and Profit. Boston: Houghton Mifflin, 1921.192127. « Группа восьми » в цифрах. 2009 Текст. Стат . Ст. / Росстат. М., 2009.

111. Методологические положения по статистике Текст. Вып. 5. М.: Росстат , 2006.-513 с.

112. Российский статистический ежегодник. 2011 Текст. : Стат.сб. / Росстат. М., 2011.-795 с.

113. Статистические данные ФССН по итогам деятельности страховых организаций за 2003-2008 гг. Электронный ресурс. // Официальный сайт Федеральной службы страхового надзора. Режим доступа : http://www.fssn.ru

114. Транспорт в России. 2009 Текст. : Стат. сб. / Росстат. М., 2009.

115. Интернет портал « Рейтинг страховых компаний России» Электронный ресурс. Режим доступа :http://www.prostrahovanie.ru

116. Официальный сайт ОАО « Ингосстрах » Электронный ресурс. Режим доступа : http://www.ingos.ru.

117. Официальный сайт ОАО «Военно-страховая компания» Электронный ресурс. Режим доступа : http://www.vsk.ru

118. Официальный сайт ОАО « Росгосстрах » Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rgs.ru

119. Официальный сайт страховой группы « Уралсиб » Электронный ресурс. -Режим доступа : http://www.uralsibins.ru

120. Официальный сайт Информационного агентства «КЛЕРК.РУ» Электронный ресурс. Режим доступа : http://www.klerk.ru/

121. Официальный сайт Информационного агентства «КРЕДИТЫ.РУ» Электронный ресурс. Режим доступа : http:// www.credits.ru/

122. Характеристика определения « страхование » в работах зарубежных и российских ученых до 90-х годов XX века

123. Автор Сущность Принцип формирования Цель Направления расходования

124. К. Маркс 48, с. 96. (1875 г.) Превращение ресурсов страхового фонда в потребительную стоимость Полезность и необходимость формирования Снижение рисков потери собственности Возмещение возникшего ущерба

125. П.А. Никольский 54, с. 1. (1895 г.) Способ возмещения частнохозяйственных ценностей, погибающих от случайных событий, через предварительное откладывание средств в размере, определяемом вероятною гибелью для данного периода Один из приемов охранения благ

126. А. Манэс 47, с. 30. (1910 г.) Основанная на началах взаимности, хозяйственная операция, имеющая целью покрытие случайно возникающих, подлежащих оценке имущественных потребностей Получение доходов

127. Автор Сущность Принцип формирования Цель Направления расходования

128. А.В. Шахт 119, с. 10. (1916 г.) Средство к возмещению убытков , причиняемых различными случайностями Страховой фонд Для ищущих страхового обеспечения вполне ясной по своему эффекту деятельности

129. М.К. Шерменев 108, с. 21. (1971 г.) Экономические отношения, возникающие в связи с формированием и использованием страхового фонда Создается специальной организацией Защита Возмещение ущерба от стихийных бедствий и других непредвиденных событий

130. Характеристика определения « страхование » в работах российских ученых XXI века

131. Автор Сущность Принцип формирования Цель Направления расходования

132. И.Т. Балабанов , А.И. Балабанов 26, с. 45—46. (2002 г.) Категория распределения Элемент производственных отношений Возмещение потерь в денежной форме

133. Е.Г. Князева 88, с. 81-86. (2002 г.) Совокупность перераспределительных отношений Социальная значимость страхования Создание страховой защиты имущественных и социальных интересов физических и юридических лиц

134. Л.А. Орланюк-Малицкая 97, с. 6. (2003 г.) Денежные отношения, обусловленные риском наступления заранее оговоренных событий Денежный фонд Солидарная раскладка ущерба Использование денежного фонда в целях солидарной раскладки ущерба

135. К.Е. Турбина 71, с. 34-35. (2003 г.) Управление рисками Замкнутая система отношений Распределение убытков Создание страховой защиты

136. А.Ю. Казак 100, с. 56. (2003 г.) Совокупность особых экономических отношений За счет целевого фонда, формируемого из денежных взносов Защита интересов физических и юридических лиц Возмещение ущерба при наступлении страхового случая

137. Ю.А. Сплетухов , Е.Ф. Дюжиков 69, с. 13. (2005 г.) Совокупность общественных отношений За счет взносов, вносимых участниками Централизация фондов в организациях, осуществляющих проведение страховых операций Использование на покрытие ущерба

138. Ю.Т. Ахвледиани 25, с. 4-5. (2006 г.) Перераспределительные отношения между участниками страхования За счет уплаченных страховых взносов Защита имущественных интересов Использование при наступлении страховых случаев

139. Автор Сущность Принцип формирования Цель Направления расходования

140. В.Б. Гомелля 31, с. 65,69. (2006 г.) Товарно-денежное экономическое отношение. Страховые отношения относятся к третьей стадии воспроизводства отношениям обмена Взаимозависимость финансов и страхования Защита от случайных опасностей

141. Г.В. Чернова 94, с. 286. (2007 г.) Система отношений по защите интересов физических и юридических лиц Объединение экономических рисков отдельных субъектов Снижения финансовых потерь

142. В.А. Щербаков , Е.В. Костяева 79, с. 12. (2007 г.) Сущность страхования состоит в формировании страхового фонда Распределение во времени Возмещение возможного ущерба

143. Характеристика функций страхования в работах российских ученых1. Функции Авторские взгляды

145. Сберегательная + + + + — — +1. Контрольная + + + + — — +

146. Инвестиционная — — — + — — —1. Социальная — — — + + — —

151. Самсонова И. А. Страхование Текст.: учебное пособие. Владивосток. Издательство ВГУЭС , 2007. — С. 12.1. Страхование

152. А * Личное страхование Имущественное страхование1. Б

153. Страхование жизни Страхование имущества ■4— <— <—

154. Страхование от несчастных случаев Страхование ответственности

155. Медицинское страхование Страхование предпринимательских рисков

156. В —► Обязательное медицинское страхование

Ознакомьтесь так же:  Налог 86 хмао

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *