Трианонский договор 1920 год

Трианонский мирный договор 1920 года, 4 июня (Вышинский, 1948)

Трианонский мирный договор 1920 года — подписан 4. VI в Большом Трианонском дворце Версаля вновь образовавшимся в результате первой мировой войны государством — Венгрией с одной стороны и «союзными и объединившимися державами»: США, Британской империей, Францией, Италией, Японией, Бельгией, Грецией, Китаем, Кубой, Никарагуа, Панамой, Польшей, Португалией, Румынией, Югославией, Сиамом и Чехословакией — с другой. Как и другие договоры, заключённые державами Антанты с Германией и её союзниками после разгрома центральных держав в первой мировой войне, Трианонский мирный договор являлся составной частью так называемой версальской системы (см. Версальский мирный договор 1919 года, Сен-Жерменский мирный договор 1919 года, Нейиский мирный договор 1919 года, Севрский мирный договор 1920 года).

В результате революции в ноябре 1918 в Венгрии была провозглашена республика. Венгерское правительство Карольи (. ), не признавая перемирия, заключённого в Падуе Австро-Венгрией (3. XI 1918), заключило 13. XI в Белграде перемирие с союзниками от имени Венгрии. Это соглашение оказалось для Венгрии ещё тяжелее, чем перемирие в Падуе.

21. III 1919 года в Венгрии была провозглашена Советская республика. Державы Антанты установили блокаду Советской Венгрии, а затем начали и прямую военную интервенцию с помощью реакционных правительств Румынии и Чехословакии. Только после падения советской власти в Венгрии державы Антанты решили открыть официальные переговоры о заключении мирного договора, хотя вопрос о границах Венгрии был решён Верховным советом Антанты ещё в мае-июне 1919 года.

В январе 1920 венгерская делегация во главе с Аппоньи прибыла в Париж. 15. I 1920 года ей был вручён проект мирного договора. Несмотря на протесты венгерской делегации против основных условий этого проекта, державы Антанты согласились лишь на несколько второстепенных поправок. По вопросу о численности венгерских вооружённых сил уступки держав Антанты, несмотря на многократные заявления венгерской делегации о якобы угрожающей Венгрии «опасности большевизма», свелись лишь к тому, что Венгрии было разрешено увеличить количество жандармерии, полиции и т. п., «если Контрольная комиссия. сочла бы, что оно недостаточно» (ст. 107), и изготовлять вооружение более чем на одном заводе — опять-таки с согласия Контрольной комиссии (ст. 115). Кроме того, был незначительно увеличен предельный размер венгерского военного флота на Дунае (ст. 120 и 122). Остальные поправки носили совсем несущественный характер.

Не будучи в состоянии добиться изменения основных условий Трианонского мирного договора, новая венгерская делегация, возглавляемая министром труда А. Бенардом и послом Драше-Лазардом, подписала его.

Трианонский мирный договор был сформулирован по образцу Сен-Жерменского мирного договора 1919 года с Австрией, причём некоторые статьи и даже части их совпадали почти дословно.

Трианонский мирный договор состоял из 14 частей (всего 364 статьи), протокола и декларации. Имевшиеся в первоначальном проекте договора выражения «Венгерская республика» и «венгерское республиканское правительство» были по настоянию венгерской делегации (ввиду последовавшего 1. III 1920 года провозглашения монархии в Венгрии) заменены выражениями «Венгрия» и «национальное венгерское правительство». Части I и XIII Трианонского мирного договора, подобно аналогичным частям Версальского и других мирных договоров, содержали статут Лиги наций (ч. I) и постановления, связанные с международным регулированием вопросов труда (ч. XIII).

Часть II (ст. 27-35) содержала описание границ Венгрии с Австрией, Югославией, Румынией и Чехословакией. К Румынии отошли Трансильвания и восточная часть Баната; к Югославии — Хорватия, Бачка и западная часть Баната; к Чехословакии — Словакия и Закарпатская Украина, несмотря на ясно выраженное населением последней желание воссоединиться с Советской Украиной. Провинция Бургенланд была передана Австрии. Венгрия отказывалась в пользу союзников от всяких прав на порт Фиуме.

Часть III договора (ст. 36-78) содержала политические положения. Венгрия отказывалась «от всяких прав и правооснований. на территории бывшей австро-венгерской монархии», отошедшие к Италии, Югославии, Румынии, Чехословакии и Австрии, и признавала независимость Югославии и Чехословакии. Венгерское правительство обязывалось предоставить всем жителям Венгрии «полную и совершенную защиту их жизни и свободы без различия происхождения, национальности, языка, расы или религии», уравнять всех венгерских граждан перед законом и в пользовании гражданскими и политическими правами.

Ст. 72 обязывала Венгрию уважать «независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российской империи к 1 августа 1914 года», и признать отмену Брест-Литовского мирного договора 1918 года (. ). При этом оговаривались права России на получение с Венгрии всяких реституций и репараций, основанных на принципах настоящего договора. Включение этой статьи в Трианонском мирном договоре в то время, когда в России происходила гражданская война, было связано с расчётами стран Антанты на реставрацию капиталистического строя в России.

Часть IV договора (ст. 79-101) была аналогична соответствующей части Версальского договора и обязывала Венгрию отказаться «от всех каких-либо прав, правооснований или привилегий на все территории вне Европы, которые могли бы принадлежать бывшей австро-венгерской монархии или её союзникам, а также и от всяких прав, правооснований или привилегий, которые могли бы принадлежать ей, на каком бы то ни было правооснований, по отношению к союзным и объединившимся державам» (ст. 79).

Часть V договора («Военные, морские и воздушные положения» — ст. 102-143) почти совпадала с аналогичной частью Сен-Жерменского договора. Главное отличие заключалось в том, что предельная численность венгерской армии, включая офицеров и нестроевые части, определялась не в 30 тыс., а в 35 тыс. чел. Обязательная военная служба в Венгрии отменялась, и ей разрешалось иметь лишь наёмную армию без авиации, танков и тяжёлой артиллерии. Согласно ст. 118 запрещался «ввоз в Венгрию оружия, снаряжения и военного материала всякого рода». Весь бывший австро-венгерский флот подлежал передаче союзникам или уничтожению (ст. 120-126). Для контроля над выполнением Венгрией военных положений Трианонского мирного договора создавались Междусоюзные комиссии.

Часть VI договора (ст. 144-156) касалась военнопленных и могил погибших солдат и моряков, а часть VII (ст. 157-160) — санкций по отношению к военным преступникам. Эти две части полностью совпадали с соответствующими частями Сен-Жерменского договора.

Почти буквально совпадали также постановления части VIII обоих договоров (ст. 161-179), посвященные вопросу о репарациях. Ст. 161 устанавливала ответственность Венгрии и её союзников за возникновение войны. Как и во всех подобных договорах, общий размер репараций не определялся и должен был быть установлен Репарационной комиссией.

Часть IX (ст. 180-199), касавшаяся финансовых положений, и часть X (ст. 200-259), посвященная экономическим положениям, также совпадали с соответствующими частями договора с Австрией. Одной из важнейших статей IX части Т. м. д. была ст. 189, предписывавшая ликвидацию Австро-венгерского банка и тем самым ликвидировавшая экономические связи между Венгрией и Австрией.

Часть XI (ст. 260-267) касалась вопросов воздухоплавания. Как и во всех аналогичных договорах, в ней содержалась статья, предоставлявшая самолётам «союзных и объединившихся держав» полную свободу «полётов и спуска на территории Венгрии».

Часть XII (ст. 268-314) была посвящена портам, водным путям и железным дорогам Венгрии. В ней в основном повторялись положения Сен-Жерменского договора по этим вопросам и в частности положения, относящиеся к Дунаю (ст. 275-291).

Часть XIV (ст. 356-364) содержала «различные положения»; она обязывала Венгрию признать различные договоры, заключённые «союзными и объединившимися державами».

К Трианонскому мирному договору были приложены протокол и декларация. В протоколе уточнялись вопросы о выдаче военных преступников и о работе Репарационной комиссии. Декларация обязывала венгерское правительство дать «союзным и объединившимся державам» все сведения в отношении кораблей, потопленных или повреждённых венгерскими морскими силами в течение периода военных действий.

Трианонский мирный договор был ратифицирован регентом Хорти 15. XI 1920 года и вступил в силу после его ратификации «главными» державами 26. VII 1921. США отказались ратифицировать Трианонский мирный договор и 29. VIII 1921 года подписали с Венгрией сепаратный договор, одобренный сенатом в октябре 1921 года.

Как и другие договоры версальской системы, Трианонский мирный договор потерпел политический крах. Причины этого коренились в самой основе империалистической политики держав, пытавшихся решать судьбы мира: отстранение. Советской России от решения послевоенных проблем, ненависть и страх перед СССР, вынуждавшие в ряде случаев державы-победительницы поощрять побеждённых к нарушению и ревизии мирных договоров (политика «невмешательства»), обострившиеся после войны противоречия между союзниками и в первую очередь между Англией и Францией и т. д.

Правящие круги Венгрии, сделавшие ревизию Трианонского мирного договора основной задачей своей внешней политики, сумели использовать все эти обстоятельства. Уже вскоре после заключения Трианонского мирного договора венгерские правящие круги начали тайно нарушать часть V этого договора, увеличивая вооружённые силы и вооружения Венгрии. Большую помощь оказала в этом фашистская Италия, заключившая в 1927 году с Венгрией договор о дружбе и снабжавшая её вооружением в нарушение ст. 118 Трианонского мирного договора. Эта политика поощрялась и Англией, которая, стремясь подорвать французскую гегемонию в Европе, была не прочь усилить Венгрию в противовес профранцузской Малой Антанте. Право Венгрии на увеличение своих вооружений было формально признано в 1938 году Чехословакией, Югославией и Румынией, заключившими с ней соответствующее соглашение в Бледе. К этому времени венгерское правительство при открытой поддержке фашистских агрессоров, с которыми оно всё более сближалось, начало ревизию территориальных статей Т. м. д. за счёт Чехословакии, Румынии (см. Венские арбитражи 1938 и 1940 годов) и Югославии (захват Бачки весной 1941 года). Превращение Венгрии в вассала гитлеровской Германии и участие её в войне на стороне фашистских держав означало и окончательное упразднение Трианонского мирного договора.

Ознакомьтесь так же:  Гражданский кодекс займ г

В результате разгрома венгерских войск Советской Армией Венгрия, как и другие бывшие германские сателлиты, в феврале 1947 года подписала мирный договор, вступивший в силу в сентябре того же года (см. Мирные договоры 1947 года).

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Трианонский договор

Трианонский мирный договор был заключён между странами-победительницами в Первой мировой войне и потерпевшей поражение Венгрией. Подписан 4 июня 1920 года в Большом Трианонском дворце Версаля. Вступил в силу 26 июля 1921.

Договор юридически оформлял положение, фактически сложившееся в бассейне Дуная после войны. В результате была зафиксирована потеря Венгрией значительных территорий:

  • Трансильвания и восточная часть Баната были присоединены к Румынии
  • Хорватия, Бачка и западная часть Баната вошли в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев
  • Словакия и Подкарпатская Русь вошли в состав Чехословакии
  • Бургенланд был передан Австрии.
  • Численность венгерской армии ограничивалась 35-ю тысячами солдат и она должна была быть наёмной.

Трианонский договор, в результате которого Венгрия лишилась 2/3 территории и населения (в том числе 3 миллионов этнических венгров), 88 % лесных ресурсов, 83 % производства чугуна и 67 % банковско-кредитной системы, был воспринят в Словакии и Румынии как восстановление справедливости, а в самой Венгрии — как национальная трагедия. Реваншизм стал одной из основных черт межвоенной диктатуры Миклоша Хорти. По случаю заключения договора в стране был объявлен национальный траур, все официальные флаги приспущены вплоть до 1938 года. В школах ученики каждый день перед уроками читали молитву о воссоединении Родины.

При активной поддержке нацистской Германии, Трианонский договор был пересмотрен в 1938—1940 гг.; были приняты Венские арбитражи, по которым Венгрия вернула себе часть утраченных в 1920 г. земель — север Трансильвании, юг Словакии и Закарпатскую Украину. В 1941 г. в состав Венгрии вошла часть захваченной Германией Югославии (Воеводина).

После Второй мировой войны все эти решения были отменены, и Венгрия в настоящее время вновь существует в границах, определённых Трианонским договором. За их пределами остаются значительные национальные венгерские меньшинства (секеи в Румынии, см. Венгерская автономная область, венгры Словакии, Австрии, Воеводины, венгры на Украине — в основном в Закарпатье). Вопрос соотечественников время от времени дискутируется в политике и 1990—2000-х годов — всерьёз или в популистских целях.

Украина ответит за Трианон: почему Будапешт перешел в наступление?

В конкурентном и неспокойном мире считаются с теми, кто способен отстаивать свою правоту.

4 июня 1920 года был подписан Трианонский договор между Венгрией и странами Антанты — победительницами в Первой мировой войне. В результате договора страна потеряла две трети своей территории, существовавшей в рамках дуалистической Австро-Венгерской монархии, а несколько миллионов венгров стали диаспорой в соседних государствах.

Эта небольшая историческая справка, на мой взгляд, во многом объясняет реакцию официального Будапешта на принятие Украиной закона «Об образовании». Фантомные боли по поводу былого величия нынешнего центральноевропейского государства во многом стали основой внутренней политики и периодически проявляются во внешней. Претензии по поводу «ущемления венгерского меньшинства» Венгрия периодически высказывает и другим своим соседям, но в рамках ЕС подобные действия могут получить обратный эффект (действия правительства Виктора Орбана и без того вызывают сомнения в демократичности процедуры), а в отношении Сербии — способны спровоцировать воспоминания о репрессия венгерских оккупантов во время Второй мировой войны. Поэтому Украина кажется наиболее подходящим объектом демонстрации решимости венгерской власти отстаивать свою национальную идентичность, своеобразным козлом отпущения, хотя делегация УНР Трианонский договор не подписывала.

Украине следует помнить, что нас окружают государства с сильным имперским компонентом в общественном сознании. Речь не только о России и Турции, но и Польше, Венгрии, Румынии. Стоит ли удивляться, что в Будапеште взяли курс на критику статьи 7 украинского закона «Об образовании», якобы ограничивающей права венгерского меньшинства на получение образования на родном языке, еще на стадии его рассмотрения.

Отмечу, что министр иностранных дел Венгрии Петер Сиярто сначала призывал Верховную Раду не принимать этот закон, потом заявил о блокировании любых евроинтеграционных инициатив Украины, а на днях (в Ужгороде. ) призвал пересмотреть Соглашение об ассоциации Украины и ЕС в связи с принятием этого закона. Напомню, что венгерский парламент единодушно осудил принятия закона «Об образовании», при этом тамошние парламентарии и министры отказываются от диалога с украинскими коллегами, зато регулярно посещают Закарпатье, где сильны позиции венгерской диаспоры. Павел Климкин намерен завтра посетить Будапешт, где проведет переговоры с венгерским коллегой, подняв, в частности, вопрос о раздаче венгерских паспортов гражданам Украины на территории нашей страны.

Было бы слишком просто говорить о том, что Венгрия пляшет под дудку Кремля, хотя ее отношения с Россией являются показательно теплыми и доверительными. Речь, как представляется, в другом: российская пропаганда умело раскручивает чувствительные для Украины темы, а венгерские политики не пытаются реагировать иначе. Весной 2018-го там пройдут парламентские выборы, и тема защиты национальной идентичности венгров будет звучать довольно остро. Работать с ней куда привычнее и эффективнее, чем, к примеру, выполнять решение Суда ЕС о необходимости принимать на своей территории беженцев.

Педалируя «образовательную» тему в отношениях с Украиной, Венгрия умышленно делает это нарочито громко, начиная войну нервов. Будь в Будапеште полностью уверенными в своей правоте, они бы занудно и выверено бомбардировали Киев дипломатическими нотами, но вместо этого устраивают внешнеполитический перфоманс. Призыв пересмотреть Соглашение об ассоциации Украины и ЕС — расчетливый ход, направленный на провоцирование растерянности еврочиновниками, еще не забывшими о последствиях голландского референдума весной 2016 года. В этом же контексте можно рассматривать и слушания по поводу закона «Об образовании», экстренно включенные в повестку дня сессии ПАСЕ.

Только записной оптимист может полагать, будто Украина сможет подать заявку на вступление в ЕС во время премьерства Виктора Орбана. В остальных случаях возможности Венгрии повлиять на евроинтеграцию Украины не столь масштабны и велики. Дело в другом: подобная реакция Будапешта должна стать катализатором для кристаллизации украинских национальных интересов, их четкого формирования и продвижения на мировой арене, ведь мы живем в конкурентном и неспокойном мире, где считаются с теми, кто способен отстаивать свою правоту.

Справка. Трианонский мирный договор был заключён между странами-победительницами в Первой мировой войне и потерпевшей поражение Венгрией. Подписан 4 июня 1920 года в Большом Трианонском дворце Версаля. Вступил в силу 26 июля 1921.

Договор оформлял юридическое положение, фактически сложившееся в бассейне Дуная после войны. В результате была зафиксирована потеря Венгрией значительных территорий:

Трансильвания и восточная часть Баната были присоединены к Румынии;

Хорватия, Бачка и западная часть Баната вошли в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев;

Словакия и Подкарпатская Русь (украинское Закарпатье) вошли в состав Чехословакии;

Бургенланд был передан Австрии.

Численность венгерской армии ограничивалась 35-ю тысячами солдат и она должна была быть наёмной.

Трианонский договор, в результате которого Венгрия лишилась 2/3 территории и населения (в том числе 3 миллионов этнических венгров), 88% лесных ресурсов, 8 % производства чугуна и 6 % банковско-кредитной системы, был воспринят в Словакии и Румынии как восстановление справедливости, а в самой Венгрии — как национальная трагедия.

Трианонский мирный договор с русинской колокольни

4-го июня с.г. исполнилось 90 лет со дня подписания Трианонского мирного договора.

Попробуем взглянуть на сам договор и его последствия с чисто «русинской колокольни».

Если для проигравшей в Первой мировой войне Венгрии, подписанный ею договор явился « незаживающей исторической раной», непропорциональным по его последствиями наказанием, то для «русинов на юг от Карпат» он стал завершающим этапом закрепления за ними статуса народа с правом на самоопределение.

Вслед за Версальским договором с Германией, Сент-Жерменскими мирными договорами с Австрией и Чехословакией в ст. 4 Трианонского мирного договора декларировалось:

«Венгрия со своей стороны признает, как это уже сделали Великие союзные державы и те, что к ним присоединились, полную независимость Чехословацкого государства, которое будет иметь в своем составе автономную территорию русинов на юг от Карпат».

Трианонский договор в ст.48, вслед за ст.81 Версальского договора, ст. 53 Сент-Жерменского договора и частично со ст. 2. Севрского мирного договора определил границы «земли русинов» с Венгрией, Польшей и Румынией. Проведенная граница Подкарпатской Руси со Словакией, которая наряду с Чехией и Подкарпатской Русью вошла в состав учрежденной ЧСР, была отложена на неопределенное время. И хотя предварительно была достигнута договоренность, что она будет проведена по этническому принципу, на длительный период так и осталась «временной», лишний раз подтвердив тезис о том, что ничего не может быть более постоянным, чем временное.

Дорога к необратимому историческому событию лета 1920 г. не была ни прямой, ни без выбоин и ни без внешнего влияния.

Хотя русины 9 мая в г. Ужгороде в лице Центральной Русской Народной Рады и задекларировали развод со своим почти 10 вековым гегемоном, а затем в системе Версальских мирных договоров зафиксировали свой статус на принципе права народа на самоопределение, они все еще не имели окончательных гарантий реализации народоизъявления. Трианонский договор выступил в качестве последнего штриха на крутом повороте в судьбе малого народа в Центральной Европе.

Ознакомьтесь так же:  Деловые бумаги расписка

Период 1918-1920 гг. демонстрирует усилия за реальный суверенитет созданной Чехословакии и вошедшими в ее состав русинами. Прежде всего, речь шла об определении и фиксации ее территориального status quo в Версальской системе мирных договоров. По сравнению с чешскими историческими землями, выход Подкарпатской Руси (земли угрорусинов) и Словакии (верхней Венгрии) из двуединой Австро-Венгерской монархии, вернее ее составной части — святостефанской короны, не решался мирным путем. За эти геополитические территории разгорелись бои. Их территории стали ареной сражений и дипломатических разносторонних усилий. Новая венгерская власть, начиная с октября 1918 г., прилагала огромные усилия для предотвращения выхода русинов и словаков и их земель из состава Венгрии. Новые территориальные разделы венгры все еще считали временными, которые вот-вот должны измениться в ее пользу. Успех в этом направлении сулил и исторический факт отсутствия как у русинов так и у словаков государственности.

Венгерская дипломатия развивала невероятные усилия по удержанию в своем составе земель словаков и русинов. Велись интенсивные переговоры с Антантой, русинам сулили статус «наиболее широкой политической автономии» ( см. предложенный венгерским правительством проект Закона « Народный законъ числа 10. про самоуправу руського народу живущого на Угорщинъ» от 21 декабря 1918 г.). Венгры рассчитывали на плебисцит под международным контролем. Когда все эти комбинированные усилия потерпели поражение, на карту был поставлен последний козырь — военная сила. Но таким попыткам противостояли не только созданная в спешном порядке чехословацкая армия, но и военные силы Антанты.

После падения в Венгрии коммунистического режима Бейлы Куна в начале августа 1919 г. в Венгрии ожидалось подписание мирного договора. Но политическая нестабильность и калейдоскопическая смена режимов тормозили работу венгерской делегации в Париже. Начиная от момента окончания Первой мировой войны до весны 1920 г.в Венгрии сменилось 12 правительств с чрезвычайно пестрыми политическими цельями и тактическими тенденциями. Пришедший к власти Венгрии, опиравшийся на дивизии Легара, адмирал Миклош Горти не спешил с направлением венгерской делегации директив по ускорению работы над договором. Он был абсолютно уверен, что время работает на него. Его «памятная записка» от 23 октября 1919 г. отражает планы в направлении восстановлении «Великой Венгрии»: вернуть потерянные в результате войны территории (прежде всего Словакию и Подкарпатскую Русь) путем военных действий против соседних стран и предпринять попытки по расширению круга своих союзников. Его поддерживало правительство Польши. Но если планы Польши по установлении венгерско-польской границы муссировались только в печати, то венгерским правительством они были изложены в «памятной записке» от 8 февраля 1920 г. , которую венгерская делегация вручила Парижской мирной конференции. В ней, ссылаясь на «большевистскую опасность», выдвигались требования возврата Венгрии Подкарпатской Руси и восстановления венгерско-польской границы, проведение в Словакии и Подкарпатской Руси плебисцита.

Эти открытые требования сопровождались тайными закулисными дипломатическими переговорами. В частности, в дипломатической переписке М.Горти с руководством Польши он обещал полякам не только оружие и боеприпасы (для борьбы с Севетской Россией), но и отправку венгерских регуляных войск (в том числе 30 000 венгерских гусар).

Еще до Сент-Жерменского договора от 10 сентября 1919 г. французкий генерал Э.Эннок, подписывающийся на воззваниях к русинам «верховным главнокомандующим », 6 июня 1919 г. своим Указом провозгласил военную диктатуру на всей территории русинов. В конце этого же года генерала Эннока сменил генерал Пари, но формально военная диктатура на территории Подкарпатской Руси сохранялась вплоть до 1923 г.

12 октября 1919 г. чехословацкое правительство учредило для Подкарпатской Руси временнную «Директорию» в качестве совещательного органа при военной администрации. В октябре 1919 г. А.Швегла вместе с администратором Я. Брейха подготовили проект «Генерального Устава» ( об организации и администрировании на территории Подкарпатской Руси). Он был утвержден и в виде «Воззвания» опубликован 18 ноября 1919 г. Территория Подкарпатской Руси была поделена на три жупы (Ужгородскую, Береговскую и Мараморошскую). 29 февраля была принята Конституция ЧСР , закрепившая положения Сент-Жерменского мирного договора и статус Подкарпатской Руси в составе ЧСР.

Чехословацкая делегация на Парижской мирной конференции свои требования представила в виде 11-ти меморандумов. Решающее влияние при их подготовке имели формулировки Э.Бенеша ( в отом числе его меморандум « Проблема русинов в Венгрии»). Бенеш свои требования на конференции реализовывал при тесном сотрудничестве с Францией, в то время одной из сильнейших стран в Европе, в ее попытках ослабить немецкое влияния. В свою очередь позиция Великобритании заключалась в ее страхе перед «балканизацией» средней Европы ( что постоянно подчеркива и венгерская дипломатия). Ее предложения касались только косметических изменений старых государственных структур. Безусловно, решающий голос имела позиция США, которые не разбирались в проблемах народов центральной Европы, однако во время конференции оказалось, что они больше наклонены принять внятные географические и геополитические предложения, относящиеся к чехословацким границам.

В свою очередь венгерская делегация на конферению тщательно готовилась. Она не хотела оставлять «на авось» ни одну деталь. Отдавала себе отчет, что проблемы сосуществования различных народов (ахилесовая пятка старой Венгрии) на конференции будет ключевой. Она полагала, что венгерские дипломаты-аристократы окажут на конференции решающее влияние своими языковыми знаниями, шармом и ораторскими способностями. При этом она провела тщательную подготовку. Наиболее интенсивной она стала на переломе 1919-1920 гг. когда глава страны М.Горти поверил ведение делегацией великолепному дипломату (географу по специальности) графу Телеки. Телеки учредил специальную канцелярию, которая собирала и готовила материалы, необходимые на мирную конференцию. Специалисты готовили доклады на секции ( с многочисленными статистическими таблицами по культурным, политическим, экономическим, демографическим и др. вопросам). Делегация подготовила огромный материал, содержащий 346 докладов ( 4000 машинописных страниц текста, 100 географических карт) под общим названием «Мемуары» (научные записки). Второй важной личностью венгерской делегации стал довоенный политик и министр А.Аппони (который большевисткую власть в Венгрии пережил в своем имении в Малиновее под Братиславой). В нем аристократия Венгрии видела человека, который докажет подготовить Договор с принятыми результатами (Аппони сам редактировал французкий перевод « Мемуаров»). В «Мемуарах» подчеркивалась историческое, экономическое и духовное единство Венгрии со ссылками на 1000 летнее совместное сосуществование, приводились доказательства, что венгры и населяющие страну народы на протяжении всего периода воевали на стороне Запада (естественно, упуская военное и политическое сотрудничество с Германским рейхом). Новые границы (в их лексиконе «демаркационные линии») они провозглашали как искусственные преграды, которые рано или поздно должны рухнуть или же не позволят венграм проводить в жизнь их историческое предназначение- быть главными носителями культуры в Центральной Европе.

Мемуары не признавали существования чехословацкого, румынского или югославского государств на территории святостефанской короны. Русинов они вообще вымазали из списка народов, которые предъявляли свои требования. Их и иной невенгерский этнос они народом не считали и подчеркивали их отсталость на фоне совершенных во всех отношениях венгров. Подчеркивали, что все за них решает Прага (они продолжают оставаться пассивными), умаляли значение принятых 8 мая 1919 г. в Ужгороде решений Центральной Русской Народной Рады и акцентировали, что русинский вопрос на мирной конференции решается только в интерпретации чехов.

« Мемуары» венгерская делегация подпирала утверждениями, что венгры намерены предерживаться реализации решений Договора и, в этой связи, выступают за такой Договор, который они будут в состоянии выполнять. Декларировали, что «обскубанная» Венгрия не будет иметь достаточную экономическую силу, чтобы она могла выполнить предписанные ей Договором обязательства;она потеряет природные богатства, сырье и энергию, которые достанутся в руки менее культурных народов, неспособных для их эффектовного использования.. Таким образом, венгры стараются избежать духовного упадка, который угрожает центральной Европе. Культурная отсталость русин, словаков , румын и югославов проявится не только в экономической плоскости, но и будет носить деструктивный характер духовной и моральной жизни, науки, искусства, литературы, веры, социальной области.

Во главе венгерской делегации было пять графов старинных и известных родов, полный ее состав состоял из 80 членов. Основная часть делегации главе с Аппони прибыла в Париж7 января 1920 г.и разместилась рядом с Булонским лесом (при этом члены делегации не имели права посещать Париж). Выбор Аппони во главе делегации не был самым удачным для венгров. Мировая общественность была знакома с его удручающими школьными законами, отстутствии в Венгрии средних народных школ, мадьяризацией начальных школ, преследовании активистов народных движений, его пронемецкую ориентацию и пр.

Венгерское правительство уполномочило подписать Договор (при явном отсутствии охоты у других политиков) министра общественных работ и социального обеспечения А.Бенарда и уполномоченного министра А. Драше-Лазара. Это был последний шаг для в подготовки итогового акта — подписания Договора в дворце Grand Trianon в Версале, который расположен в 20 км. юго-западне Парижа. Сам акт подписания состоялся 4 июня 1920 г. Трианонский мирный договор содержал 623 стр. и был разделен на следующие части; Границы; Европейские политические клаузулы; Военные, морские и воздухоплавательные клаузулы; Мимоевропейские клаузулы; Военнопленные и захоронения; Уголовные предписания; Возмещение потерь; Финансовые клаузулы; Порты, водные пути, ж.д.; Работа; Различные приложения.

На торжественном акте подписания приняли участие представители 22 держав. Председательствовал француз А. Миллеран. Вначале договор подписали представители Венгрии, затем представители Антанты США, Великобритании, Франции, Италии, Японии и наконец последовали подписи представителей других стран. За ЧСР Договор подписал министр иностранных дел Э.Бенеш и чрезвычайный посол и уполномоченный министр Ш. Осуски. Трианонский договор венгерский парламент ратифицировал 13 ноября 1920 г., чехословацкий парламент несколько позже-22 декабря Сенат и нижняя палата 29 января 1921 г.

Ознакомьтесь так же:  Работники студенты как оформить

Каждое обустройство мирового порядка, которе представляет собой разделение сфер влияния, кроет в себе истоки дальнейших конфликтов. Безусловно, такие зародыши возникли и при подготовке версальской системы и привели к ее распаду и к началу Второй мировой войны. И все это несмотря на то, что мировой порядок подготовленный в Версале хотел быть справедливым , более демократичен и прогрессивен по сравнению с предвоенным порядком. Хотя, конечно, пораженные государства имели несколько иное мнение.

Трианонский мирный договор подтвердил выход Подкарпатской Руси из распавшейся Венгрии и впервые провел четкую границу между Венгрией и «землей Русин на юг от Карпат». Впервые закрепил понятие «Подкарпатская Русь» в качестве своего рода исторического, географического и правового субъекта в международно-правовом документе перворядного значения. С точки зрения международного права, именно в этом состоит его огромное историческое значение для признания Подкарпатской Руси…

Трианон все еще болит

Столетие Первой мировой в Венгрии пройдет под знаком тоски по былому величию

По итогам Первой мировой войны, которая перекроила Европу, как неаккуратно нарезанный торт, Венгрия понесла самые большие потери. Мирный договор, по которому для венгров завершилась эта война, был подписан 4 июня 1920 года под Парижем, в Большом Трианонском дворце Версаля. Согласно Трианонскому мирному договору, Венгрия, как один из инициаторов войны, была лишена двух третей своей территории, а более трех миллионов венгров оказались за новой границей. Сейчас это жители Румынии, Словакии, Украины, Сербии, Хорватии и других стран. И сегодня отношения венгерских меньшинств с местным населением в этих странах часто вызывают конфликты.

Рана, полученная в 1920 году, не заживает до сих пор. Так называемая травма Трианона питает венгерский национализм, а очертания «Великой Венгрии», существовавшей до Первой мировой, можно найти на майках, в виде наклеек на автомобилях и вообще в самых неожиданных местах. Последствия Трианона определяют и актуальную политику. Так, в 2010 году венгерское правительство – после проведения референдума – стало предоставлять по упрощенной процедуре гражданство этническим венграм, проживающим за границей. Правящая партия «Фидес» получила таким образом дополнительные 2% голосов на последних парламентских выборах: 95% «заграничных» венгров отдали свои голоса этой партии, которая инициировала измененния в законе о гражданстве. С того же 2010 года в день подписания Трианонского мирного договора, 4 июня, венгры отмечают День единения нации.

Однако историк Андраш Гере утверждает, что память о Первой мировой войне в Венгрии – это не только Трианон:

– Нельзя преувеличивать значение Трианона. Это так же, как с футбольным хулиганством: сто человек громят весь стадион, а остальные десять тысяч не громят. Но мы ведь обращаем внимание именно на эту сотню. Так же и с Трианоном в Венгрии: большинство венгров ничего не хочет с этим делать, разве что если выпьет. А все говорят о том меньшинстве, которое кричит: «Дайте нам обратно Великую Венгрию!» Это мышление опасно не потому, что за ним стоит какая-то военная сила, угроза, а потому, что это глупость. А глупость ни к чему хорошему не приводит, потому и опасна. К тому же у венгерского национализма есть еще и чувственный момент. Для многих эта идеология «проигравшего» народа означает некую нравственную высоту. Проще говоря, мы проиграли, значит мы нравственные люди. Такое мышление в наше время настоящая трагедия! – говорит историк Андраш Гере.

«Травму Трианона» сегодня в намного большей степени определяет актуальная политика, нежели само это историческое событие и память о нем, считает социолог Мария Вазарели. По ее словам, более половины молодых венгров (в возрасте от 20 до 30 лет) считают, что Венгрия никода не сможет смириться с последствиями мирного договора почти столетней давности. С Трианоном у венгров связано множество легенд. Именно они, а не фактические знания, определяют зачастую отношение людей к этой теме, подчеркивает Мария Вазарели.

Отчасти и поэтому официальные мероприятия по случаю столетия со дня начала Первой мировой войны ставят своей целью рассказать о войне как о цельном историческом событии, которое повлияло на всю историю ХХ века. Рассказывает Андраш Гере, который является одним из руководителей Научного совета по мемориальным мероприятиям, касающимся Первой мировой войны:

– Мы хотим рассказать, что более 660 тысяч венгров погибло в эту войну, было ранено или попало в плен. Мы хотим показать, что война сильно повлияла на наще общество, на его культуру и структуру. Изменилось положение женщин в обществе, стали развиваться женские движения. Возникла проблема инвалидов. Это был вызов для всей Европы: что делать с огромным количеством людей, у которых нет ноги или руки, которые ослепли или оглохли. Также после войны стало естественным массовое применение насилия. Оно вошло в культуру европейских государств, особенно проигравших войну. Здесь я имею в виду также и Россию. Ведь начиная с 1917 года в России утвердилась власть насилия.

По случаю годовщины войны в Венгрии планируется проведение многочисленных выставок, в том числе передвижных экспозиций – на поезде и военном корабле, некогда служившем Австро-Венгерской монархии. И все же официальные мероприятия – это в основном конференции. Например, в конце июня здесь прошел международный форум, посвященный Гавриле Принципу. Эксперты из разных стран обсуждали значение этой исторической фигуры. Кто он: террорист или борец за свободу? Я поинтересовалась у Андраша Гере, как историки из разных стран, сто лет назад находившихся по разным сторонам линии фронта, теперь вместе вспоминают о тех событиях.

– Конечно, наследие войны в каждой стране свое. Отличия значительные. Вот пример Польши: поляки сражались в трех армиях – немецкой, австро-венгерской и русской. Часто одни поляки воевали против других. Все три империи, за которые они сражались, проиграли войну. И все же Польша после войны стала единым независимым государством. И для этой страны это история успеха. А в Венгрии совсем иное дело: наша страна заплатила за войну большую цену. И тем не менее я вижу, что сегодня коллеги из других стран Европы пытаются преодолеть национальный вопрос, рассматривать войну как общеевропейский конфликт, как общую трагическую страницу истории. Наверное, это влияние опыта Евросоюза, интеграции. Ту войну сегодня считают своего рода гражданской войной в Европе. То есть мы все были европейцами, которые поссорились, – говорит Андраш Гере.

Комитет по мемориальным мероприятиям не только устраивает конференции, но и распоряжается бюджетом, выделенным на юбилейный год. Общая сумма – более полутора миллионов евро. На государственные деньги можно создавать памятные места или восстанавливать уже существующие, устраивать мероприятия в школах, издавать книги и монографии на венгерском языке. Андраш Гере говорит, что к ним в комитет поступило уже более 400 заявок.

Однако молодое поколение сетует, что не так-то просто получить поддержку от государства. Сложно, а порой и невозможно, соответствовать критериям, которые устанавливает комиссия. К тому же у таких проектов всегда есть привкус официоза, жалуются молодые историки – и создают альтернативные ресурсы. Акош Фориш, студент исторического факультета Будапештского университета, пишет в один из таких проектов, созданных в «Фейсбуке». Он рассказывает, что только с помощью социальных сетей можно сегодня достучаться до молодого поколения:

– Придумал эту страницу мой друг, журналист Петер Чундерли. Он решил создать в «Фейсбуке» группу, посвященную столетию начала Первой мировой войны. За нами не стоит никакой серьезной организации. У нас нет цели нарисовать какую-то цельную картину войны. Мы, как осколки одной вазы, собираем по кусочкам интересные факты, легенды, мнения о войне. Мы хотим рассказать как можно большему числу людей о Первой мировой войне, об ее истории. Мне очень нравится, что многие мои друзья в социальных сетях, которые вообще не занимаются историей, стали этой темой активно интересоваться, нам удалось их привлечь. В университете мы привыкли, что конкретная историческая тема может заинтересовать очень узкий круг специалистов. Поэтому для нас полторы тысячи «лайков» – это уже большой успех.

На страницу, которую создали Акош и его друзья-историки, попадают редкие фотографии и занимательные истории о Первой мировой войне. Они рассказывают, например, о том, что в 1914 году, во время войны, в Венгрии появилась первая женщина-вагоновожатый. Или о том, что значок автомобиля «Феррари» возник в знак уважения к итальянскому военному пилоту, который использовал известное изображение вздернутого на дыбы коня в качестве личного талисмана. Рассказывает Акош Фориш:

– В Венгрии память о Первой мировой войне не находит нужного места в сознании людей. Есть концепции «героической войны» или «войны, которая привела к трагедии Трианона». Еще одна крайность – садиться и печалиться о том, сколько людей погибло на фронтах войны. Но так мы никуда не продвинемся. К тому же Вторая мировая война всегда оттесняет Первую на задний план. А в этом году – еще и семидесятилетие венгерского холокоста. Людей намного больше занимают истории с памятниками жертвам холокоста, чем вопрос о Первой мировой войне. А ведь эта война предопределила историю всего ХХ века! Поэтому я рад, что нам удается показать память о ней с иной стороны, – говорит Акош Фориш.

Памятные мероприятия, посвященные Первой мировой, закончатся в Венгрии в 2020 году. Тогда здесь будут отмечать подписание Трианонского мирного договора. По мнению экспертов, это грозит Венгрии острыми политическими дискуссиями и эмоциональными переживаниями по поводу «травмы Трианона».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *