Требования предъявляемые к психологу практику

Требования предъявляемые к психологу практику

7.2. Квалификационные требования, права, обязанности и этическая позиция психолога в образовательном учреждении

К практическому психологу в системе образования предъявляются определенные квалификационные требования. Основное из них – уже отмеченное выше наличие высшего профессионального образования по специальности «Психология», полученного в университете, или по специальности «Педагогика и психология», полученного в педагогическом вузе. Кроме соответствующих уровню полученного образования знаний по психологии, практический психолог должен обладать знаниями, умениями и навыками в области психодиагностики, психотерапии, психокоррекции, дефектологии, психологического консультирования и других областей, пограничных с медициной, педагогикой, социологией, правом. Ему также необходим достаточный опыт практической педагогической работы с детьми.

Это общие требования к практическому психологу образовательного учреждения. Существуют и специальные требования, относящиеся к каждой области деятельности психолога. Специалист по психодиагностике должен в совершенстве владеть соответствующими методами и быть способным давать квалифицированную оценку возможности их применения на практике. Специализация в области консультирования предполагает хорошее знание техники и технологии проведения бесед, способность привлекать внимание людей к себе, располагать и убеждать их, умение хорошо понимать людей, вызывать у них доверие и быть убедительным в своих психологических воздействиях. Для проведения мероприятий по психокоррекции психолог должен хорошо владеть техникой организации и проведения социально-психологических тренингов, приемами психоанализа и другими психотерапевтическими техниками.

Особое положение практического психолога среди работников образования как главного лица, защищающего интересы ребенка, порождает несколько иное соотношение прав и обязанностей по сравнению с остальными педагогами. Для практического психолога характерен приоритет обязанностей перед правами, долга – перед личными интересами. Многие из прав психолога одновременно являются обязанностями, поскольку одно не может быть реализовано без другого. В частности, психолог обязан и одновременно имеет право:

› активно защищать интересы ребенка, если они нарушаются кем-то из лиц, ответственных за его обучение и воспитание;

› принимать самостоятельные профессиональные решения в пределах своей компетенции;

› вмешиваться в методы обучения и воспитания детей, если они не способствуют развитию ребенка и тем более, если они наносят ему вред;

› добиваться от администрации образовательного учреждения, руководителей органов народного образования, педагогов и родителей всяческого содействия ребенку и своевременного принятия позитивных решений, касающихся его судьбы;

› лично участвовать в проведении медико-психологических, дефектологических и судебно-психологических экспертиз и исследований детей и лиц, связанных с их обучением и воспитанием.

Права практического психолога могут быть защищены юридически, социально и морально. Юридическая защита предполагает существование законов и иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми психолог строит свою работу и отношения с другими участниками образовательного процесса. Основным таким нормативным актом в Российской Федерации является Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства образования РФ от 22.10.1999 № 636. Социальная защита прав практических психологов осуществляется организациями, деятельность которых затрагивает сферу образования. Это ассоциации практических психологов, педагогов, детские и образовательные фонды, центры обучения и воспитания детей, средства массовой информации.

Моральная защита деятельности практических психологов в сфере образования состоит в их поддержке общественным мнением. Моральные правила поведения практического психолога образования составляют этический кодекс, предписывающий ему определенную этическую позицию. В развитых странах, где психологическая служба в системе образования существует давно, выработаны свои этические кодексы специалистов данного профиля, в России же он еще находится на стадии формирования. Этический кодекс необходим практическому психологу по той причине, что далеко не все проблемы, с которыми он сталкивается, могут иметь однозначное и точное правовое решение, быть расписаны и представлены в виде юридических норм, регламентирующих поведение в той или иной ситуации. Психологу, работающему в сфере образования, часто приходится действовать и принимать решения на основе интуиции и чувств.

Этическая позиция практического психолога базируется на задающих моральные принципы всему человечеству философии, религии, культуре, обычаях, традициях, идеологии и политике. Этическая позиция психолога в образовательном учреждении в первую очередь состоит в следующем: он обязан защищать права и интересы ребенка, всегда оставаясь на его стороне, даже перед его родителями, что бы ребенку при этом ни инкриминировалось. Как любой педагог, психолог должен принимать, понимать и любить детей, хорошо знать свои профессиональные возможности и человеческие достоинства и недостатки, знакомиться с последними достижениями своей науки, новыми методами диагностики, консультирования и коррекции. Сведения о детях, имеющиеся у психолога, сугубо конфиденциальны и должны храниться в надежном месте: нельзя допускать, чтобы они попали к педагогам и родителям в своем полном виде. Сообщая родителям и педагогам какие-либо сведения, психолог обязан следить за тем, чтобы они не были использованы во вред ребенку. В случае с учащимися подросткового и юношеского возраста психолог должен вначале получить их согласие на сообщение касающейся их информации третьим лицам и поставить учащихся в известность о том, что именно о них будет сказано. Психолог может соглашаться с предписываемыми ему руководством образовательного учреждения направлениями и видами работы только в том случае, если они не противоречат кодексу его профессиональной этики. Он не должен принимать участие в деятельности, которая ограничивает развитие ребенка, его человеческую свободу, физическую и психологическую неприкосновенность, и при этом обязан информировать свое руководство и профессиональное объединение о замеченных им случаях нарушения прав ребенка другими лицами.

Этический кодекс предписывает психологу образовательного учреждения и определенные нормы поведения. Психолог обязан контролировать свои эмоциональные проявления и не позволять себе таких проявлений, которые могут быть неоднозначно истолкованы клиентом. При работе с ребенком не следует делать резких движений и очень громко говорить. Ситуация общения с психологом не должна вызывать у ребенка дополнительного эмоционального напряжения, напоминать экзамен или воспитательную беседу. Психолог должен хорошо представлять переживания детей того или иного возраста, иметь максимально полное представление об эмоциональной и духовной жизни ребенка. Чем младше ребенок, тем больше в общении психолога с ним должно быть игровых моментов, не допускается никаких форм принуждения. У ребенка необходимо создать собственную потребность в сотрудничестве с психологом, иначе показанные им результаты могут неверно отразить ситуацию (ребенок может застесняться, забыть что-либо от испуга, проявить хулиганские побуждения или негативизм). Если ребенку еще не исполнилось 15 лет, к нему можно обращаться на «ты», но при встрече с незнакомым ранее учащимся, уже достигшим 15-летнего возраста, со стороны психолога будет корректно обращаться к нему на «Вы», а для перехода к обращению на «ты» следует спросить у него разрешения. Общение учащегося с психологом должно прекратиться при первых же признаках утомления ребенка, но, если есть необходимость дальнейшего контакта с ним, психолог должен настроить его на дальнейшее сотрудничество, поинтересоваться, что ему понравилось и что не понравилось в их встрече. В любом случае по окончании встречи ребенка нужно поблагодарить.

Психолог образовательного учреждения участвует в педсоветах и комиссиях, на которых обсуждаются личность ребенка, особенности его поведения и развития. При столкновении со сложными случаями, выходящими за рамки компетенции психолога, он должен переадресовать ребенка смежным специалистам – детскому психоневрологу, невропатологу или психиатру, при необходимости направить его в консультативный или коррекционный центр.

Специфика профессиональной деятельности психолога, этические и квалификационные требования к нему

Главная > Реферат >Психология

1.Психологическая помощь как основной род деятельности 4

2.Этический кодекс профессионального психолога 5

3.Квалификационные требования к специалистам-психологам в России и за рубежом 8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13

Профессиональная деятельность психолога – это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей.

Профессиональная деятельность психолога связана с познанием сугубо индивидуальных личностных особенностей людей, их глубоких внутренних переживаний и состояний. В процессе работы психолог оперирует информацией, небрежное использование которой может нанести непоправимый вред отдельным людям, семьям, коллективам, авторитету самой психологии. В то же время психолог должен вырабатывать предложения и рекомендации должностным лицам, предоставлять им необходимые данные о работниках в интересах принятия управленческих решений, обеспечения учебной и воспитательной работы с ними, самостоятельно осуществлять целенаправленное вмешательство в их мысли, чувства, мировоззрение, поведение.

Ознакомьтесь так же:  Заявление на опеку над ребенком образец

В этой связи к психологам предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований, соблюдение которых позволяет специалисту сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта между нормами субординации и нравственности, потребностями и интересами отдельных людей и различных групп.

В данном реферате освещаются вопросы специфики профессиональной деятельности, а также рассматриваются этические и квалификационные требования к специалисту-психологу.

Психологическая помощь как основной род деятельности специалиста-психолога

Под психологической помощью понимается система мероприятий, проводимых психологом и направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений, возникающих у отдельного человека или группы людей, средствами практической психологии. Основными видами психологической помощи являются психотерапия, психологическая коррекция, психологическая реабилитация, психологическое консультирование, психологическое обучение и просвещение, а также психопрофилактика и психогигиена. Эти виды помощи невозможно представить без осуществления психодиагностики.

Психопрофилактика способствует предупреждению возникновения психологических трудностей, направлена на сохранение психического здоровья, создание нормальных условий их жизнедеятельности. В рамках психопрофилактики организуется работа комнат психологической разгрузки, проводится психологическая экспертиза жилой и рабочей среды, обучение приемам саморегуляции. Психологическое консультирование заключается в индивидуальной работе с психологическими трудностями клиента. В рамках консультирования допускается разъяснение клиенту его психологических трудностей, повышение его компетентности в жизненных вопросах, в вопросах личностного функционирования. Психологическое обучение и просвещение – это комплекс мероприятий по формированию представлений о закономерностях функционирования человеческой психики, развитию новых социально-психологических навыков, построению эффективных взаимоотношений с другими людьми и т.д. Психотерапия и психокоррекция – деятельность, направленная на реконструкцию психологических образований человека, его личностный рост, воссоздание гармоничных отношений с окружающей средой, ослабление действия психотравмирующих факторов, оптимизацию психологического климата в коллективе. Психореабилитация — это деятельность, направленная на восстановление психических функций и личностного статуса человека, нарушенных вследствие психотравмирующих факторов.

Перечисленные виды психологической помощи на практике объединены в целостную систему.

Отправной точкой деятельности практического психолога является понятие нормы. При этом используются различные понимания нормы: 1)психическая норма (отсутствие психических заболеваний, медицинское психиатрическое понимание);

2)психологическая норма как проявление статистических закономерностей (социально-психологическая норма). В этом понимании нормой является то, чем владеет большинство;

3)психологическая норма как выражение наивысшего развития, как идеальное. С этой точки зрения нормой будет стремление человека к духовному и личностному росту, высочайшие проявления духовности, нравственности, гуманизма.

2.Этический кодекс профессионального психолога

Предметом деятельности практических психологов является психическая реальность людей, а также факторы, воздействующие на нее. Причем, если в академической психологии психическая реальность оказывается как бы поделенной на отдельные понятия и категории, мыслимые в рамках тех или иных объяснительных схем, научных теорий и направлений, то особенностью психологической практики является то, что человек в ней предстает целостно, в единстве своих специфических процессов, качеств, способностей. Поэтому психолог-практик вынужден использовать совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях психотерапевтической практики. Логика психолога-практика – это логика действия, направленного на использование результатов научного исследования в интересах тех, кто обратился к ним за помощью. Это означает, что практик работает с теми, кто сам обращается к нему за определенным видом услуг. Психолог работает с «клиентами» – лицами нуждающимися в психологической помощи. Психолог-практик всегда опирается на выявленную в ходе научных исследований норму. Он знаком со всеми пониманиями нормы в современной психологии. Практик переводит затруднения клиента на язык психологической науки, осмысливает их в терминах общей психологической теории и описывает в психологическом диагнозе. Психолог-практик применяет специальные профессиональные навыки и умения, помогающие корректировать отклонения от нормы у клиентов. Общую логику работы психолога-практика можно описывать через возврат состояния клиента к норме.

В своей работе психолог-практик обязан руководствоваться профессионально-этическими нормами, выражающимися в этических принципах:

1)Принцип соблюдения тайны. Деятельности практического психолога, как и многим другим видам деятельности свойственна профессиональная тайна – следование правилу, согласно которому определенная информация может быть известна только узкому кругу специалистов. Этого требуют интересы клиента, а также самого психолога. Это задача не простая. Позиция и статус психолога в системе профессиональной коммуникации таковы, что он обязан предоставлять определенную психологическую информацию. Под этим видом могут предъявляться требования и относительно персональной информации. Профессиональный долг психолога не позволяет ему предоставлять информацию о клиенте большинству должностных лиц.

Прежде всего, психолог отстаивает права своего клиента, и конфиденциальность является их существенной частью. Соблюдение профессиональной тайны отражает принцип конфиденциальности, который разделяют все психологи мира. В то же время профессиональная тайна и конфиденциальность имеют свои границы. Если клиент сообщил какую-либо информацию о возможной опасности для своей жизни, здоровья, благополучия или жизни других людей, то психолог примет меры для ее предотвращения. А это может потребовать вмешательства других людей и разглашения информации. Например, психолог не может оставить без внимания сообщение о задуманном самоубийстве, преступлении или побеге ребенка из дома. О возможности обсуждать проблему клиента с коллегами, также сообщается на начальной стадии работы. В группе психолог прикладывает усилия к формированию таких групповых норм, которые создают атмосферу конфиденциальности;

2)Принцип ненанесения ущерба. Принцип ненанесения ущерба – один из основных принципов деятельности практических психологов, предполагающий, что результаты, полученные в ходе взаимодействия с клиентом, ни в коем случае не должны причинить ему вред. Этот принцип имеет медицинское происхождение. Он призывает психолога к сдержанности и даже известному консерватизму во всем, что затрагивает здоровье, социальное положение и способность человека решать свои проблемы. Клиент может быть травмирован в процессе общения с психологом в результате получения ошеломляющей его информации о себе, своем поведении, с которой он не знает, что делать Он может укрепиться в мысли о невозможности найти нужную ему помощь. Неправильные действия психолога могут сформировать зависимость и пассивность клиента. Вред может быть нанесен неосторожным поведением психолога с людьми, которые имеют власть над клиентом, и могут употребить во зло все, что они узнали из общения с психологом. Психолог должен применять только апробированные методики, отвечающие современным научным стандартам. Всю свою работу психолог строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Он уважает основополагающие человеческие права, определенные всеобщей Декларацией прав человека;

3)Принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов;

4)Принцип комплексной диагностики и психологической помощи. Он предполагает сочетание различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетание методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения достоверности исследования;

5)Принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности. Психолог создает условия, чтобы обратившийся за помощью человек чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Психолог проявляет доброжелательное отношение, умение слушать, понимать, осмысливать, относиться серьезно к неприятностям и проблемам клиента;

6)Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации должны быть обязательно полезны для того, кому даются;

7)Принцип профессиональной компетентности и рефлексии профессиональных ограничений предполагает, что психолог должен отвечать за последствия своей профессиональной деятельности. Он должен четко представлять границы своих профессиональных возможностей, применять только проверенные методы работы.

3.Квалификационные требования к специалистам-психологам в России и за рубежом

Профессиональная квалификация, отражая степень соответствия специалиста требованиям профессии на определенном этапе профессионализации, является составной частью его профессионализма. Свое непосредственное выражение профессионализм практического психолога находит в мотивационной и операциональной сферах.

Мотивационная сфера характеризуется совокупностью внешних и внутренних элементов, побуждающих, регулирующих и направляющих деятельность, обеспечивающих ориентировку в целях и нормах профессиональной деятельности. Мотивационная сфера профессионала включает профессиональное призвание, профессиональные намерения, ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности, профессиональные притязания, профессиональные ожидания. Профессиональные мотивы должны быть устойчивыми, интенсивными, с яркой эмоциональной окраской.

Операциональная сфера психики профессионала обеспечивает исполнительскую часть профессиональной деятельности. Операциональная сфера – это совокупность средств (знания, умения, навыки) и психологических ресурсов личности, которые психолог использует для выполнения профессиональных обязанностей. Развитие операциональной сферы обеспечивает соответствие процессуальной стороны профессиональной деятельности нормативным требованиям. Среди важнейших операциональных показателей развития профессионала – профессиональные способности, позволяющие личности как можно более полно отвечать требованиям профессии. Некоторые исследователи (А.А.Борисова) выделяют как важное структурное качество профессиональную проницательность, социальный интеллект (Н.А.Аминов), способность психолога решать задачи на общение (Н.В.Бачманова).

Ознакомьтесь так же:  Кредит на карту кукуруза оформить

Кроме этих требований существует требование опыта практической работы. В соответствующих нормативных документах многих стран содержатся указания на то, что полноценным психологом-консультантом или психологом-психотерапевтом можно стать после прохождения практики (500-600 часов) под руководством профессионала, а также по достижении определенного возраста (27-29 лет).

Зарубежный опыт показывает, что оценка уровня квалификации – это важнейших элемент регуляции их деятельности. Так в США и многих Европейских странах лицензирование и сертификация психолога является необходимым условием начала его профессиональной деятельности. Правом наделять полномочиями и регулировать практическую деятельность психолога пользуются специальные комиссии, состоящие не только из чиновников, но по большей части из представителей университетских кафедр, клиник, центров реабилитации и др. Осуществляется комплексная проверка кандидатов на получение лицензии, состоящая из профессионального экзамена и анализа опыта их самостоятельной практики.

В нашей стране целостной комплексной системы проверки соответствия квалификационным требованиям психологов на разных этапах их профессиональной деятельности пока нет. Исключение составляют многочисленные курсы повышения квалификации для работников образования, медицинских работников и др., позволяющие подтвердить или повысить свою профессиональную категорию. Качество обучения на таких курсах, как правило, оставляет желать лучшего.

Предполагается, что в будущем в нашей стране сертификация психологов будет осуществляться на основе экспертного оценивания деятельности профессионала, его знаний теории. По отдельным узким специализациям практикующих психологов предполагается ввести разные квалификационные требования.

Современную жизнь трудно представить без психологии. Профессия психолога очень прочно вошла в различные отрасли народного хозяйства, медицины и образования. Психологи работают в медицинской сфере, на производстве, в образовании, в учреждениях социальной защиты. Проблем с которыми работает конкретный психолог очень актуальные: девиантное поведение, психические расстройства, повышение эффективности трудовой деятельности, обучение новым навыкам и т.д.

Появление профессии психолога связано, прежде всего, с возникновением социального заказа на осуществление психологических форм научно обоснованного воздействия на человека и группы людей. В качестве предпосылки к выделению самостоятельных отраслей практической психологии могут быть рассмотрены такие отрасли практической деятельности, как медицина дифференциальная и социальная психология, давшие начало развитию психотерапии и психологическому консультированию. Теоретической базой при этом выступила психология личности, представленная в таких психологических школах, как психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая, когнитивная психология и др. С другой стороны, экономические интересы, задачи оптимального задействования трудовых ресурсов на производстве, в сфере управления и образования и т.п., а также имеющиеся к этому времени определенные традиции и опыт в психодиагностике привели к появлению самостоятельных отраслей практической психологии.

Понимание психологии как психологического обеспечения различных социальных сфер является наиболее распространенным. Так понимаемая практическая психология представлена совокупностью отраслей психологии, получивших свое наименование в соответствии с той сферой, в которую они включены: военная, медицинская, педагогическая, инженерная, спортивная, юридическая и т.д. психология.

С появлением самостоятельных психологических служб, собственно психологической практики принципиально меняется социальная позиция психолога. Теперь он сам формирует цели и ценности своей профессиональной деятельности, сам осуществляет необходимые воздействия на обратившегося

за помощью человека, сам несет ответственность за результаты своей работы. Это резко изменяет и его отношение к людям, которых он обслуживает, и его отношение к самому себе и участвующим в работе специалистам другого профиля, а главное, изменяются стиль и тип его профессионального видения реальности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бархаев Б.П. Введение в профессию психолога. – М., 1999;

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М., 1998;

Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

Профессиональные требования к психологу-консультанту

Профессия психолога-консультанта непростая, требующая значительных личностных и эмоциональных затрат, поэтому она предъявляет высокие требования как к профессиональным, так и к личностным качествам психолога.

Перечислим эти требования.

1. Наличие соответствующего образования и квалификации.

В России только начинает формироваться система специальной подготовки психологов-консультантов. Долгое время единственным способом подготовки консультантов были один-два спецкурса по психологическому консультированию в процессе обучения в университете на факультете психологии и дальнейшее самообразование и саморазвитие психолога. Юридически психолог, имеющий документ о высшем психологическом образовании, имеет право работать консультантом, хотя фактически он к этому часто не готов.

На данный момент в России не существует единого стандарта подготовки психолога-консультанта [1] . Единственное формальное требование — психолог-консультант должен иметь закопченное высшее психологическое образование.

Западная система подготовки психологов-консультантов аналогична системе подготовки психотерапевтов и включает в себя несколько этапов обучения, как правило постдипломного, т.е. после получения базового высшего образования:

  • 1) теоретическая подготовка в области консультативной психологии;
  • 2) прохождение индивидуальной психотерапии для проработки собственных личностных проблем и получения клиентского опыта;
  • 3) практика собственного консультирования под руководством супервизора.

Такая подготовка обычно занимает не менее двух лет — считается, что именно такой срок необходим для личностного «вызревания» психолога-консультанта и приобретения им готовности к работе с клиентом. По-видимому, эта модель подготовки будет внедряться и в России с принятием закона о психотерапии и с введением сертификации психологов-консультантов.

  • 2. Наличие опыта консультативной работы под руководством супервизора — важное требование, обеспечивающее профессионализм психолога. Большинство университетов, готовящих психологов-консультантов в рамках программ бакалавриата, специалитета и даже магистратуры, не могут обеспечить такой подготовки. В хороших консультациях и психологических центрах психолог может начинать консультативную практику под руководством супервизора — более опытного психолога.
  • 3. Личностные качества психолога.

Не каждый человек способен работать психологом-консультантом. Существует модель личности эффективного консультанта, включающая перечень личностных качеств, необходимых для такой работы, а также противопоказания.

Личностные качества, необходимые психологу, должны обеспечивать эффективное выполнение консультантом его ролевых функций в процессе консультирования. Выделяют следующие ролевые функции консультанта [2] :

  • • построение отношений с клиентом на взаимном доверии;
  • • выявление альтернатив самопонимания и способов деятельности клиента;
  • • непосредственное вхождение в жизненные обстоятельства клиентов и их отношения со значимыми для них людьми;
  • • создание вокруг клиентов здорового психологического климата;
  • • постоянное совершенствование процесса консультирования.

Национальная ассоциация профессиональной ориентации

США [3] выделила следующие качества, необходимые психологу — консультанту: проявление интереса к людям и терпение в общении с ними; чувствительность к установкам и поведению других людей; эмоциональная стабильность и объективность; способность вызывать доверие других людей; уважение прав других людей.

Комитет по надзору и подготовке консультантов США [4] отмечает необходимость следующих качеств: доверие к людям, уважение ценностей другой личности; проницательность; отсутствие предубеждений; самопонимание; сознание профессионального долга.

В то же время отмечаются и вредные для консультанта качества: авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическая установка в отношении денег.

Также называются такие качества, необходимые психологу для эффективной работы консультантом [5] : восприятие других как способных решать свои проблемы и принимать на себя ответственность, предпочтение отождествляться с людьми, а не с предметами, внимательность, умение слушать, теплота, сердечность, умудренность в дружеских советах, симпатичный человек, откровенность и открытость чувствам других людей, способность отождествляться с самыми разными людьми, теплота, но не сентиментальность, отсутствие стремления к самоутверждению, умение защитить свое мнение.

Качества, которые психолог должен проявлять в общении с клиентом для установления консультативного контакта [6] :

  • 1) способность к эмпатии;
  • 2) открытость;
  • 3) выражение личной заботы о клиенте;
  • 4) доброжелательность;
  • 5) безоценочное отношение к клиенту;
  • 6) отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов;
  • 7) доверие к клиенту, вера в его способности и возможность справиться с проблемой;
  • 8) готовность и стремление консультанта не столько избавить клиента от переживаний, сколько направить его переживания в конструктивное русло;
  • 9) умение держать оптимальную психологическую дистанцию;
  • 10) умение вселять в клиента уверенность и решимость изменить себя.

Как мы видим, спектр личностных качеств, важных для психолога-консультанта, достаточно широк.

Можно сделать вывод, что главный «инструмент» работы психолога-консультанта, — его личность.

Еще одно понятие, используемое специалистами в отношении личности консультанта, — интенциональность.

Интенционалъностъ — это направленность сознания на клиента и на процесс консультирования (табл. 1.3).

Параметры модели личности интенционалыюго консультанта [7]

4. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия.

Проведение психолого-педагогической коррекционной работы требует от психолога теоретической, практической и личностной готовности. Психолог должен иметь базовую фундаментальную подготовку в области психологии и специальную подготовку в осуществлении на практике конкретных методов коррекционного воздействия. Теоретический компонент профессиональной готовности к осуществлению психокоррекционной деятельности предполагает: знание теоретических основ общей, возрастной и педагогической психологии — закономерностей психического развития ребенка в онтогенезе, периодизации психического развития; проблемы соотношения обучения и развития; знание о социально-психологических особенностях личности и группы и т. д.Практический компонент заключается в овладении конкретными методами и методиками коррекции. Личностная готовность предполагает устойчивую профессиональную мотивацию, позитивную «Я-концепцию», сознательное профессиональное творчество, умение самостоятельно планировать и решать профессиональные задачи, способность преодолевать внешние и внутренние препятствия в процессе профессиональной деятельности, способность самостоятельно приобретать новые профессиональные знания и умения и т. д. При осуществлении психокоррекционных мероприятий, в процессепрактической деятельности у психолога вырабатывается так называемый «индивидуальный стиль деятельности». Выработка индивидуального стиля деятельности, по мнению А. К. Марковой, осуществляется в несколько этапов. Сначала (наIэтапе) важно освоить профессиональную деятельность по уже отработанным схемам и процедурам:

Ознакомьтесь так же:  Приказ 479 департамента образования

перед осуществлением коррекционной работы необходимо обследование уровня психического развития ребенка, составление заключения;

разработка программы индивидуальной, групповой или смешанной форм коррекционной работы, подготовка методического материала и отработка отдельных процедур и методик;

проведение коррекционных мероприятий по нормативно-одобряемому «правильному» образцу.

На IIэтапе уже более опытный специалист может позволить себе некоторые отступления:

появляется общая идея коррекционной работы «по-своему», т. е. творческая переработка и модификация уже имеющихся процедур либо принципиальный новый подход в работе с уже «знакомыми проблемами»;

проба и освоение отдельных действий по-новому;

постепенное проектирование и освоение всей деятельности по-новому, т. е. формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Можно обозначить профессионально важные качества психолога,работающего с детьми:

профессиональный психолог в своей деятельности опирается на актуальный уровень развития и потенциальные возможности ребенка, делает позитивный прогноз дальнейшего развития;

устанавливает доверительные отношения, как с самим ребенком, так и с его ближайшим окружением на основе безоценочных суждений и принятия ребенка и ситуации его развития такой, какая она есть;

дает конструктивную обратную связь;

рефлексирует теоретические знания и методическую оснащенность своей практической деятельности (необходимая теоретическая база, методики, индивидуальные карты детей, стимульный материал к коррекционным и диагностическим процедурам и т. д.);

понимает сложность исследования индивидуально-психологи-ческих особенностей ребенка, осознает невозможность многомерного их описания в рамках одной концепции;

рефлексирует содержание получаемой психологической информации и хранит профессиональные тайны;

на основе анализа поступившего социального заказа («первичной жалобы») формулирует для себя стратегическую задачу и тактику дальнейшей работы, разрабатывает программу;

интерпретируя полученные результаты коррекционной работы, психолог видит причины, закономерности, условия перехода к более высокому уровню развития данного ребенка;

при квалификации и анализе данных соотносит результаты с возрастным, школьным (социокультурным) и индивидуальным нормативами, формулирует свое заключение;

психолог сотрудничает с другими специалистами, с родителями и учителями;

реально оценивает свои возможности и границы компетентности;

уважает достоинство ребенка и т. д.

Осуществляя психокоррекционные мероприятия, психолог непосредственно взаимодействует с учителями. Т. С. Леви в своем исследовании попыталась выявить условия эффективного взаимодействия психолога и педагога. Такого взаимодействия, когда психолог чувствует свою востребованность и реализацию своих рекомендаций педагогом на практике, педагог — реальную помощь от психолога.

Таким образом, осуществление психолого-педагогических коррекционных мероприятий возможно при условии профессиональной подготовленности, высокого уровня личностного развития, творческой активности психолога.

Невструева Т.Х. Психотехнологии в системе психологической практики. Хабаровск. ДВГУПС, 2003. 95 с

Психологическая коррекция: учеб. пособие / сост. Я.А. Ма­зу­ренко. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007 – 132 с.

Скотарева Е. М. Психолого-педагогическая коррекция: теоретико-методологический аспект : учеб. пособие для студ. психол. спец. / Е. М. Скотарева. — Саратов : Изд. центр «Наука», 2007. — 72 с.

Профессия психолог

Ответить правильно на вопрос «чем занимается психолог?» могут далеко не все. Если ориентироваться на фильмы и телепередачи, то покажется, будто психолог занимается только тем, что ведет задушевные разговоры с клиентами и делает глубокомысленные и при этом очевидные выводы.

Да, профессия психолога связана с работой с людьми и помощью им в трудных или нестандартных ситуациях. Суть работы зависит от специфики специалиста. Одни помогают адаптироваться в новом коллективе, другие поддерживают людей после аварий, травм или несчастий, третьи — выбрать профессию, четвертые — достичь высоких результатов (в спорте, бизнесе или других сферах жизни), пятые — обучают новым навыкам, шестые работают с детьми и так далее.

Психолог — это прикладная профессия, универсалов в этом деле нет. Каждый подобный специалист трудится в своей узкой сфере.

Если раньше должность психолога имелась разве что в образовательных или здравоохранительных учреждениях, то в последние годы таких специалистов стало существенно больше. Психологи работают:

  • в тренинговых центрах;
  • в социальных учреждениях;
  • на биржах труда и в центрах профориентации;
  • в военных учреждениях;
  • в индустрии спорта;
  • в некоторых коммерческих компаниях.

Помимо этого многие специалисты работают сами на себя — занимаются частной практикой.

Обязанности психолога

В зависимости от вида деятельности организации должностные обязанности психолога могут быть следующими:

  • проведение психологических тренингов;
  • консультирование и помощь людям в сложных или критических ситуациях.
  • оценка психологических качеств людей;
  • консультирование руководства по вопросам управления коллективом;
  • развитие и обучение детей;
  • адаптация работников к новым условиям или коллективу.

В ряде компаний предусматриваются и иные функции психолога: проведение деловых или развивающих игр, подбор персонала, написание статей и книг и т. д.

Требования к психологу

Так как направления работы могут быть разными, то психолог должен знать разные вещи. Психолог в отделе кадров должен понимать порядок проведения аттестации работников. Специалист по работе со спортсменами — знать спортивную психологию и разбираться в данном виде спорта.

Вот обобщенные требования к психологу:

  • высшее образование;
  • опыт работы (по конкретному направлению).

Как стать психологом

Чтобы стать психологом, прежде всего, нужно закончить ВУЗ по специальности. Во-вторых, надо выбрать интересную вам специализацию. Сейчас есть масса специализаций: педагог-психолог, клинический, социальный, спортивный, школьный, детский, военный психолог и многие другие. Этот выбор определит ваш путь развития и обучения и поможет определить навыки психолога, которые необходимо иметь.

Вообще, психологами чаще всего становятся по призванию, а не из-за образования. Некоторые люди, преодолев серьезные сложности в своей жизни или добившись огромных успехов, решают для себя помогать в этих же делах другим. Кто-то успешно бросил курить и решил посвятить себя лечению других курильщиков. Мама, воспитавшая трех детей, может стать классным детским психологом.

По этой причине образование — вторично, но в нашем обществе без диплома бывает трудно устроиться на работу.

Плюсы и минусы профессии психолог

К плюсам профессии психолог можно отнести ее полезность для самого себя. Даже если устроиться по специальности не удастся — знания пригодятся и в обычной жизни, и при работе по другим направлениям — например, в менеджменте.

Второй плюс — высокая востребованность специалистов.

При этом главное преимущество, которое отмечают сами психологи — это просто удовольствие от работы, понимание своей нужности не только работодателю, но и людям вообще.

Главный же минус профессии психолог — постоянные стрессы, вызываемые тяжелыми ситуациями и поведением клиентов. Самое же сложное — регулировать свое собственное состояние, дабы оно не влияло ни на клиентов, ни на качество работы.

Образец резюме психолога

Зарплата психолога

В зависимости от организации заработная плата психолога колеблется от 18 до 60 тысяч рублей в месяц. По оценкам экспертов психолог — это одна из самых интересных и низкооплачиваемых профессий. Средняя зарплата психолога составляет примерно 30 тысяч рублей в месяц.

Если же говорить о специалистах, открывший свой частный кабинет, то крайне сложно оценить их доход. Есть психологи, которые зарабатывают большие деньги, а есть те, кто работает за еду и идею.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования (МАДПО) обучает по специализации «Социальная психология и педагогика» и выдаёт диплом и сертификат.

Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса и ее курсы направления «Специалист по социальной и организационной психологии».

Современная научно-техническая академия и ряд её курсов по направлению «Психология».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *