Требования пожарной безопасности к учебным помещениям

Требования пожарной безопасности к учебным помещениям

4.1.1. В учебных классах и кабинетах следует размещать только необходимые для обеспечения учебного процесса мебель, приборы, модели, принадлежности, пособия, транспоранты и т.п.

4.1.2. Приборы, мебель, принадлежности, пособия, транспоранты и т.п., размещаемые в учебных классах, кабинетах, лаборантских или в специально выделенных для этих целей помещениях, должны храниться в шкафах, на стеллажах или на стационарно установленных стойках.

4.1.3. Хранение в учебных классах, кабинетах, лабораториях и лаборантских учебно-наглядных пособий и учебного оборудования, проведение опытов и других видов работ, которые не предусмотрены утвержденными перечнями и программами, не допускается.

4.1.4. Хранение фильмокопий, диапозитивов, слайдов, магнитных лент и т.п. должно осуществляться в специально выделенных для этой цели помещениях.

4.1.5. Запрещается складывать обрезки и куски кино- и фотопленки и магнитной ленты в общие ящики с мусором, бумагой и другими материалами.

4.1.6. Размещение фильмохранилищ областных, районных и межрайонных фильмотек в школьных зданиях с пребыванием детей не допускается.

При эксплуатации областных, районных и межрайонных фильмохранилищ следует руководствоваться Правилами пожарной безопасности, техники безопасности и производственной санитарии для организаций кинопроката.

4.1.7. Демонстрирование диапозитивов, диафильмов, слайдов и кинофильмов с установкой кинопроектора (диапроектора) передвижного типа непосредственно в классах и кабинетах допускается при соблюдении следующих требований:

  • а) демонстрирование кинофильмов проводится на узкопленочной аппаратуре;
  • б) диапроектор или узкопленочный кинопроектор должен устанавливаться с противоположной стороны от выхода из помещения;
  • в) во время демонстрации диапозитивов, диафильмов, слайдов и кинофильмов, присутствуют учащиеся (воспитанники) одной учебной группы в количестве не более 50 человек;
  • г) к работе на киноаппаратуре допускаются только лица, имеющие квалификационное удостоверение киномеханика или демонстратора узкопленочного кино установленного образца, а также талон по технике безопасности, выданный местными органами кинофикации и государственного пожарного надзора;
  • д) кинофильмы, предназначенные для очередного показа, должны храниться в плотно закрытых коробках или фильмоскопах.

5. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

5.1. Ответственными за обеспечение пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий (вечеров, спектаклей, концертов, киносеансов, новогодних елок и т.п.) являются руководители детских учреждений.

5.2. Перед началом культурно-массовых мероприятий руководитель детского учреждения должен тщательно проверить все помещения, эвакуационные пути и выходы на соответствие их требованиям пожарной безопасности, а также убедиться в наличии и исправном состоянии средств пожаротушения, связи и пожарной автоматики.

Все выявленные недостатки должны быть устранены до начала культурно-массового мероприятия.

5.3. На время проведения культурно-массовых мероприятий должно быть обеспечено дежурство работников детского учреждения и учащихся старших классов.

5.4. Во время проведения культурно-массового мероприятия с детьми должны неотлучно находиться дежурный преподаватель, классные руководители или воспитатели. Эти лица должны быть проинструктированы о мерах пожарной безопасности и порядке эвакуации детей в случае возникновения пожара и обязаны обеспечить строгое соблюдение требований пожарной безопасности при проведении культурно-массового мероприятия.

5.5. Культурно-массовые мероприятия должны проводиться:

  • а) в зданиях I и II степени огнестойкости – в помещениях любого этажа;
  • б) в зданиях III-IV степени огнестойкости – только в помещениях первого этажа, при этом ограждающие конструкции внутри помещений зданий V степени огнестойкости должны быть оштукатурены или обработаны огнезащитным составом.

Проведение культурно-массовых мероприятий в подвальных и цокольных помещениях запрещается.

5.6. Этажи и помещения, где проводятся культурно-массовые мероприятия, должны иметь не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов.

5.7. Количество мест в помещениях устанавливается из расчета 0,75 м 2 на человека, а при проведении танцев, игр и подобных им мероприятий из расчета 1,5 м 2 на одного человека (без учета площади сцены). Заполнение помещений людьми сверх установленных норм не допускается.

5.8. Количество непрерывно установленных мест в ряду должно быть не более:

5.9. Расстояние между рядами должно быть:

5.10. Ширина продольных и поперечных проходов в помещениях для проведения культурно-массовых мероприятий должна быть не менее одного метра, а проходов, ведущих к выходам, не менее ширины самих выходов. Все проходы и выходы должны располагаться так, чтобы не создавать встречных или пересекающихся потоков людей.

Сокращать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах добавочные места запрещается.

5.11. В помещениях для культурно-массовых мероприятий все кресла и стулья должны быть соединены в рядах между собой и прочно прикреплены к полу.

В помещениях, используемых для танцевальных вечеров и детских игр, с количеством мест не более 200, крепление стульев к полу может не производиться.

5.12. Эвакуационные выходы из помещений должны быть обозначены световыми указателями с надписью «Выход» белого цвета на зеленом фоне, подключенными к сети аварийного или эвакуационного освещения здания. При наличии людей в помещениях световые указатели должны быть во включенном состоянии.

5.13. Проведение занятий, репетиций, спектаклей и концертов, а также демонстрация кинофильмов в актовых и подобных им залах детских учреждений разрешается только в строгом соответствии с действующими правилами пожарной безопасности для театрально-зрелищных предприятий, культурно-просветительных учреждений, кинотеатров и киноустановок.

5.14. В помещениях, используемых для проведения культурно-массовых мероприятий, запрещается:

  • а) использовать ставни на окнах для затемнения помещений;
  • б) оклеивать стены и потолки обоями и бумагой;
  • в) применять горючие материалы, не обработанные огнезащитными составами, для акустической отделки стен и потолков;
  • г) хранить бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;
  • д) хранить имущество, инвентарь и другие предметы, вещества и материалы под сценой или подмостками, а также в подвалах, расположенных под помещениями;
  • е) применять предметы оформления помещений, декорации и сценическое оборудование, изготовленные из горючих синтетических материалов, искусственных тканей и волокон (пенопласта, поролона, поливинила и т.п.);
  • ж) применять открытый огонь (факелы, свечи, канделябры, фейерверки, бенгальские огни и т.п.), использовать хлопушки, применять дуговые прожекторы, устраивать световые эффекты с применением химических и других веществ, могущих вызвать загорание;
  • з) устанавливать стулья, кресла и т.п., конструкции которых выполнены из пластмасс и легковоспламеняющихся материалов;
  • и) устанавливать на дверях эвакуационных выходов замки и другие труднозакрывающиеся запоры;
  • к) устанавливать на окнах глухие решетки.

5.15. Полы помещений должны быть ровными, без порогов, ступеней, щелей и выбоин. При разности уровней смежных помещений в проходах должны устанавливаться пологие пандусы.

5.16. Все сгораемые декорации, сценическое оформление, а также драпировка, применяемые на окнах и дверях, должны подвергаться обработке огнезащитными составами с составлением акта в двух экземплярах, один из которых передается заказчику, а второй хранится в организации, производившей пропитку.

5.17. Руководители детских учреждений обязаны производить проверку качества огнезащитной обработки декораций и конструкций перед проведением каждого культурно-массового мероприятий.

5.18. При проведении новогоднего вечера елка должна устанавливаться на устойчивом основании (подставка, бочка с водой) с таким расчетом, чтобы не затруднялся выход из помещения. Ветки елки должны находиться на расстоянии не менее одного метра от стен и потолков.

При отсутствии в детском учреждении электрического освещения новогодние представления и другие культурно-массовые мероприятия должны проводиться в дневное время.

5.19. Оформление иллюминации елки должно производиться только опытным электриком.

5.20. Иллюминация елки должна быть смонтирована прочно, надежно и с соблюдением требований Правил устройства электроустановок.

Лампочки в гирляндах должны быть мощностью не более 25 Вт. При этом электропровода, питающие лампочки елочного освещения, должны быть гибкими, с медными жилами. Электропровода должны иметь исправную изоляцию и подключаться к электросети при помощи штепсельных соединений.

5.21. При неисправности елочного освещения (сильное нагревание проводов, мигание лампочек, искрение и т.п.) иллюминация должна быть немедленно отключена и не включаться до выяснения неисправностей и их устранения.

5.22. Участие в празднике елки детей и взрослых, одетых в костюмы из ваты, бумаги, марли и подобных им легковоспламеняющихся материалов, не пропитанных огнезащитным составом, запрещается.

5.23. При оформлении елки запрещается:

  • а) использовать для украшения целлулоидные и другие легковоспламеняющиеся игрушки и украшения;
  • б) применять для иллюминации елки свечи, бенгальские огни, фейерверки и т.п.;
  • в) обкладывать подставку и украшать ветки ватой и игрушками из нее, не пропитанными огнезащитным составом.

6. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА

6.1. В случае возникновения пожара действия работников детских учреждений и привлекаемых к тушению пожара лиц в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их эвакуацию и спасение.

6.2. Каждый работник детского учреждения, обнаруживший пожар и его признаки (задымление, запах горения или тления различных материалов, повышение температуры и т.п.) обязан:

  • а) немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную часть (при этом необходимо четко назвать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию);
  • б) задействовать систему оповещения людей о пожаре, приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации детей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации;
  • в) известить о пожаре руководителя детского учреждения или заменяющего его работника;
  • г) организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в учреждении средствами пожаротушения.

6.3. Руководитель детского учреждения или заменяющий его работник, прибывший к месту пожара, обязан:

  • а) проверить, сообщено ли в пожарную охрану о возникновении пожара;
  • б) осуществлять руководство эвакуацией людей и тушением пожара до прибытия пожарных подразделений. В случае угрозы для жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого все имеющиеся силы и средства;
  • в) организовать проверку наличия детей и работников, эвакуированных из здания, по имеющимся спискам и классным журналам;
  • г) выделить для встречи пожарных подразделений лицо, хорошо знающее расположение подъездных путей и водоисточников;
  • д) проверить включение в работу автоматической (стационарной) системы пожаротушения;
  • е) удалить из опасной зоны всех работников и других лиц, не занятых эвакуацией людей и ликвидацией пожара;
  • ж) при необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другие службы;
  • з) прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по эвакуации людей и ликвидации пожара;
  • и) организовать отключение сетей электро- и газоснабжения, остановку систем вентиляции и кондиционирования воздуха и осуществление других мероприятий, способствующих предотвращению распространения пожара;
  • к) обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током и т.п.;
  • л) организовать эвакуацию материальных ценностей из опасной зоны, определить места их складирования и обеспечить, при необходимости, их охрану;
  • м) информировать начальника пожарного подразделения о наличии людей в здании.

6.4. При проведении эвакуации и тушении пожара необходимо:

  • а) с учетом сложившейся обстановки определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы, обеспечивающие возможность эвакуации людей в безопасную зону в кратчайший срок;
  • б) исключить условия, способствующие возникновению паники. С этой целью учителям, преподавателям, воспитателям, мастерам и другим работникам детского учреждения нельзя оставлять детей без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации;
  • в) эвакуацию детей следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения.
    Детей младшего возраста и больных следует эвакуировать в первую очередь;
  • г) в зимнее время по усмотрению лиц, осуществляющих эвакуацию, дети старших возрастных групп могут предварительно одеться или взять теплую одежду с собой, а детей младшего возраста следует выводить или выносить, завернув в одеяла или другие теплые вещи;
  • д) тщательно проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под кроватями, партами, в шкафах или других местах;
  • е) выставлять посты безопасность на выходах в здание, чтобы исключить возможность возвращения детей и работников в здание, где возник пожар;
  • ж) при тушении следует стремиться в первую очередь обеспечить благоприятные условия для безопасной эвакуации людей;
  • з) воздержаться от открывания окон и дверей, а также от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения. Покидая помещения или здание, следует закрывать за собой все двери и окна.
Ознакомьтесь так же:  Заявление на передачу ик-4

Требования пожарной безопасности к учебным помещениям

ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ, ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ, ДЕТСКИХ ДОМОВ, ДОШКОЛЬНЫХ, ВНЕШКОЛЬНЫХ И ДРУГИХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности для всех типов общеобразовательных школ, требования, устанавливающие специфику обеспечения пожарной безопасности в учебно-производственных мастерских, мастерских трудового обучения, кабинетах и лабораториях, лагерях труда и отдыха, столовых, буфетах, медпунктах.

1.2. Руководители, учителя, воспитатели, преподаватели, обслуживающий персонал и другие работники детских учреждений (далее — работники детских учреждений), а также учащиеся и воспитанники обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации людей и тушению пожара.

1.3. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности детских учреждений несут их руководители — директора, заведующие.

1.4. Руководитель детского учреждения обязан:

обеспечить выполнение настоящих правил и осуществлять контроль за соблюдением установленного противопожарного режима всеми работниками, учащимися и воспитанниками, принимать срочные меры по устранению отмеченных недостатков;

организовать изучение настоящих правил и проведение противопожарного инструктажа с работниками детского учреждения. Определить сроки, место и порядок проведения противопожарного инструктажа, а также список должностных лиц, на которых возлагается его проведение.

Лица, не прошедшие противопожарный инструктаж, а также показавшие неудовлетворительные знания, к работе не допускаются.

С учащимися V-XI классов один раз в учебную четверть во внеурочное время должны проводиться занятия по изучению правил пожарной безопасности.

обеспечить разработку и утвердить план эвакуации и порядок оповещения людей, устанавливающие обязанности и действия работников детского учреждения на случай возникновения пожара.

План эвакуации и порядок эвакуации должны своевременно пересматриваться с учетом изменяющихся условий.

Практические занятия по отработке плана эвакуации должны проводиться не реже одного раза в полугодие.

установить порядок осмотра и закрытия помещений и зданий по окончании занятий и работы детского учреждения;

обеспечить своевременное выполнение мероприятий пожарной безопасности, предложенных органами государственного пожарного надзора и предусмотренных приказами и указаниями вышестоящих органов.

1.5. В детских учреждениях дежурный по учреждению в выходные и праздничные дни, а также в вечерние и ночные часты обязан:

при заступлении на дежурство проверить наличие и состояние средств пожаротушения, исправность телефонной связи, дежурного освещения и пожарной сигнализации.

В случае обнаружения нарушений противопожарного режима и неисправностей, в результате которых возможно возникновение пожара, принять меры к их устранению, а при необходимости сообщить руководителю или заменяющему его работнику;

2. Общие требования пожарной безопасности

2.1. Содержание территории, зданий и помещений.

2.1.1. Территория детского учреждения должна постоянно содержаться в чистоте. Отходы горючих материалов, опавшие листья и сухую траву следует регулярно убирать и вывозить с территории.

2.1.2. Дороги, проезды и подъезды к зданиям и пожарным водоисточникам, а также доступы к пожарному инвентарю и оборудованию должны быть всегда свободными.

О закрытии отдельных участков дорог или проездов в связи с проведением ремонтных работ или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных автомобилей, следует немедленно уведомлять пожарную охрану.

2.1.3.Противопожарные разрывы между зданиями не должны использоваться для складирования материалов и оборудования, а также для стоянки автотранспорта.

2.1.4.Разведение костров, сжигание мусора и устройство открытых кухонных очагов на территории не допускается.

2.1.5. Расстановка мебели и оборудования в классах, кабинетах, мастерских, спальнях, столовых и других помещениях не должна препятствовать эвакуации людей и подходу к средствам пожаротушения.

2.1.6. В коридорах, вестибюлях, холлах, на лестничных клетках и дверях эвакуационных выходов должны иметься предписывающие и указательные знаки безопасности.

2.1.7. Эвакуационные проходы, выходы, коридоры, тамбуры и лестницы не должны загромождаться какими-либо предметами и оборудованием.

2.1.8. Здания детских учреждений должны быть оборудованы средствами оповещения людей о пожаре. Для оповещения людей о пожаре могут быть использованы внутренняя телефонная и радиотрансляционная сети, специально смонтированные сети вещания, звонки и другие звуковые сигналы.

2.1.9. Двери (люки) чердачных и технических помещений (насосных, вентиляционных камер, бойлерных, складов, кладовых, электрощитов и т.д.) должны быть постоянно закрыты на замок. Ключи от замков следует хранить в определенном месте, доступном для получения их в любое время суток.

2.1.10. Огневые и сварочные работы могут быть допущены только с письменного разрешения руководителя детского учреждения. Эти работы должны производиться согласно требованиям Правил пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ на объектах народного хозяйства.

2.1.11. Пользование утюгами разрешается только в специально отведенных помещениях под наблюдением работника детского учреждения. Использование помещений для других целей, в том числе для хранения белья, не допускается. Глажение разрешается только утюгами с исправными терморегуляторами и световыми индикаторами включения. Утюги должны устанавливаться на подставках из огнеупорных материалов.

2.1.12. По окончании занятий в классах, мастерских, кабинетах и лабораториях учителя, преподаватели, лаборанты, мастера производственного обучения других работники детского учреждения должны тщательно осмотреть помещения, устранить выявленные недостатки и закрыть помещения, обесточив электросеть.

2.2.1. Администрация детских учреждений обязана обеспечить обслуживание и техническую эксплуатацию электрооборудования и электросетей, своевременное проведение профилактических осмотров, планово-предупредительных ремонтов и эксплуатацию электрооборудования, аппаратуры и электросетей, своевременно устранять выявленные недостатки.

2.2.2. Соединения, оконцевания и ответвления жил проводов и кабелей должны быть выполнены с помощью опрессовки, сварки, пайки или специальных зажимов.

2.2.3. Все неисправности в элетросетях и электроаппаратуре, которые могут вызвать искрение, короткое замыкание, сверхдопустимый нагрев изоляции кабелей и проводов, должны немедленно устраняться. Неисправные электросети и электроаппаратуры следует немедленно отключать до приведения их в пожаробезопасное состояние.

2.2.4. Во всех помещениях (независимо от их назначений), которые по окончании работ закрываются и не контролируются, все электроустановки (кроме холодильников) должны отключаться.

2.3. Противопожарное водоснабжение

2.3.1. Водоемы и резервуары следует содержать в исправном состоянии, не допускать их засорения, регулярно проверять наличие в них расчетного количества воды, следить за сохранностью и исправным состоянием водозаборных устройств.

2.3.2. Крышки люков пожарных резервуаров и колодцев подземных гидрантов должны быть постоянно закрыты. Их необходимо своевременно очищать от грязи, льда и снега.

3. Первичные средства пожаротушения.

3.1. Детские учреждения должны быть оснащены первичными средствами пожаротушения независимо от оборудования зданий и помещений.

3.2. Места расположения первичных средств пожаротушения должны указываться в планах эвакуации, разрабатываемых согласно ГОСТ 12.1.114-82. Внешнее оформление и указательные знаки для определения мест расположения первичных средств пожаротушения должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.026-76*.

3.3. Ручные огнетушители должны размещаться согласно требованиям ГОСТ 12.4.009-83:

путем навески на вертикальные конструкции на высоте не более 1,5 м от уровня пола до нижнего торца огнетушителя;

путем установки в пожарные шкафы совместно с пожарными кранами, в специальные тумбы или на пожарные стенды.

3.4. Огнетушители должны устанавливаться таким образом, чтобы был виден имеющийся на его корпусе текст инструкции по использованию. Конструкции и внешнее оформление тумб и шкафов для размещения огнетушителей должны позволять визуально определить тип установленных в них огнетушителей.

3.5. Огнетушители должны размещаться в легкодоступных местах, где исключено повреждение, попадание на них прямых солнечных лучей и атмосферных осадков, непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов.

При размещении огнетушителей не должны ухудшаться условия эвакуации людей.

3.6. При эксплуатации и техническом обслуживании огнетушителей следует руководствоваться требованиями, изложенными в паспортах заводов-изготовителей, и утвержденными в установленном порядке регламентами технического обслуживания огнетушителей каждого типа.

3.7. Использование первичных средств пожаротушения для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожаров, запрещается.

4. Требования пожарной безопасности для помещений различного назначения.

4.1. Учебные классы и кабинеты

В учебных классах и кабинетах следует размещать только необходимые для обеспечения учебного процесса мебель, приборы, модели, принадлежности, пособия, транспаранты и т.п.

Приборы, мебель, принадлежности, пособия, транспаранты и т.п., размещаемые в учебных классах, кабинетах, лаборантских или в специально выделенных для этих целей помещениях, должны храниться в шкафах, на стеллажах или на стационарно установленных стойках.

Хранение в учебных классах, кабинетах, лабораториях и лаборантских учебно-наглядных пособий и учебного оборудования, проведение опытов и других видов работ, которые не предусмотрены утвержденными перечнями и программами, не допускается.

5. Требования пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий.

5.1. Ответственными за обеспечение пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий (вечеров, спектаклей, концертов, киносеансов, новогодних елок и т.п.) являются руководители детских учреждений.

5.2. Перед началом культурно-массовых мероприятий руководитель детского учреждения должен тщательно проверить все помещения, эвакуационные пути и выходы на соответствие их требованиям пожарной безопасности, а также убедиться в наличии и исправном состоянии средств пожаротушения, связи и пожарной автоматики.

Все выявленные недостатки должны быть устранены до начала культурно-массового мероприятия.

5.3. Во время проведения культурно-массового мероприятия с детьми должны неотлучно находиться дежурный преподаватель, классные руководители или воспитатели. Эти лица должны быть проинструктированы о мерах пожарной безопасности и порядке эвакуации детей в случае возникновения пожара и обязаны обеспечить строгое соблюдение требований пожарной безопасности при проведении культурно-массового мероприятия.

5.4.Этажи и помещения, где проводятся культурно-массовые мероприятия, должны иметь не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов.

5.5. В помещениях для культурно-массовых мероприятий все кресла и стулья должны быть соединены в рядах между собой и прочно прикреплены к полу.

В помещениях, используемых для танцевальных вечеров и детских игр, с количеством мест не более 200, крепление стульев к полу может не производиться.

5.6. При проведении новогоднего вечера елка должна устанавливаться на устойчивом основании (подставка, бочка с водой) с таким расчетом, чтобы не затруднялся выход из помещения. Ветки елки должны находиться на расстоянии не менее одного метра от стен и потолков.

При отсутствии в детском учреждении электрического освещения новогодние представления и другие культурно-массовые мероприятия должны проводиться в дневное время.

5.7. Оформление иллюминации елки должно производиться только опытным электриком.

5.8. Иллюминация елки должна быть смонтирована прочно, надежно и с соблюдением требований Правил устройства электроустановок.

5.9. При неисправности елочного освещения (сильное нагревание проводов, мигание лампочек, искрение и т.п.) иллюминация должна быть немедленно отключена и не включаться до выяснения неисправностей и их устранения.

5.10. При оформлении елки запрещается:

использовать для украшения целлулоидные и другие легковоспламеняющиеся игрушки и украшения;

применять для иллюминации елки свечи, бенгальские огни, фейерверки и т.п.;

обкладывать подставку и украшать ветки ватой и игрушками из нее, не пропитанными огнезащитным составом.

6. Порядок действий в случае возникновения пожара.

6.1. В случае возникновения пожара действия работников детских учреждений и привлекаемых к тушению пожара лиц в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их эвакуацию и спасение.

6.2. Каждый работник детского учреждения, обнаруживший пожар и его признаки (задымление, запах горения или тления различных материалов, повышение температуры и т.п.) обязан:

немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную часть (при этом необходимо четко назвать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию);

задействовать систему оповещения людей о пожаре, приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации детей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации;

известить о пожаре руководителя детского учреждения или заменяющего его работника;

организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в учреждении средствами пожаротушения.

6.3. Руководитель детского учреждения или заменяющий его работник, прибывший к месту пожара, обязан:

проверить, сообщено ли в пожарную охрану о возникновении пожара;

осуществлять руководство эвакуацией людей и тушением пожара до прибытия пожарных подразделений. В случае угрозы для жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого все имеющиеся силы и средства;

Ознакомьтесь так же:  Требования к кандидату на должность главы муниципального образования

организовать проверку наличия детей и работников, эвакуированных из здания, по имеющимся спискам и классным журналам;

выделить для встречи пожарных подразделений лицо, хорошо знающее расположение подъездных путей и водоисточников;

удалить из опасной зоны всех работников и других лиц, не занятых эвакуацией людей и ликвидацией пожара;

при необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другие службы;

прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по эвакуации людей и ликвидации пожара;

организовать отключение сетей электро- и газоснабжения, остановку систем вентиляции и кондиционирования воздуха и осуществление других мероприятий, способствующих предотвращению распространения пожара;

обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током и т.п.;

организовать эвакуацию материальных ценностей из опасной зоны, определить места их складирования и обеспечить, при необходимости, их охрану;

информировать начальника пожарного подразделения о наличии людей в здании.

6.4. При проведении эвакуации и тушении пожара необходимо:

с учетом сложившейся обстановки определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы, обеспечивающие возможность эвакуации людей в безопасную зону в кратчайший срок;

исключить условия, способствующие возникновению паники. С этой целью учителям, преподавателям, воспитателям, мастерам и другим работникам детского учреждения нельзя оставлять детей без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации;

эвакуацию детей следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения. Детей младшего возраста и больных следует эвакуировать в первую очередь;

в зимнее время по усмотрению лиц, осуществляющих эвакуацию, дети старших возрастных групп могут предварительно одеться или взять теплую одежду с собой, а детей младшего возраста следует выводить или выносить, завернув в одеяла или другие теплые вещи;

тщательно проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под кроватями, партами, в шкафах или других местах;

выставлять посты безопасность на выходах в здание, чтобы исключить возможность возвращения детей и работников в здание, где возник пожар;

при тушении следует стремиться в первую очередь обеспечить благоприятные условия для безопасной эвакуации людей;

воздержаться от открывания окон и дверей, а также от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения. Покидая помещения или здание, следует закрывать за собой все двери и окна

Примерный план эвакуации детей (учащихся и воспитанников) на случай возникновения пожара

Утверждается руководителем детского учреждения

Охрана труда и техника безопасности в школе

Инструкция
о мерах пожарной безопасности в учебном кабинете школы

  • Федеральному Закону от 21.12.1994г №69-ФЗ «О пожарной безопасности» в редакции от 29 июля 2018г;
  • Приказу МЧС РФ от 12.12. 2007 г. № 645 (ред. от 22.06.2010 г.) «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»;
  • Федеральному закону от 30 декабря 2009г №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в редакции на 02.07.2013г;
  • Федеральному Закону РФ от 22.07.2008г №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» с изменениями и дополнениями от 31 июля 2018г;
  • Постановлению Правительства РФ от 25 апреля 2012г №390 «О противопожарном режиме» с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2017г.

1.3. Настоящая инструкция о мерах пожарной безопасности в учебном кабинете является обязательной для исполнения сотрудниками школы, выполняющими работы в учебных кабинетах, не являющимися специализированными, не зависимо от их образования и стажа работы, а так же для временных, командированных или прибывших на обучение (практику) в учреждение работников.
1.4. Педагогические работники, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал общеобразовательного учреждения, находящиеся в учебном кабинете обязаны знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации людей и ликвидации пожара в учебном кабинете.
1.5. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности в учебном кабинете и выполнение инструкции по пожарной безопасности несет учитель, непосредственно проводящий занятия в нем.
1.6. Обучение сотрудников, выполняющих работу в учебном кабинете, осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность в части противопожарного режима, а также приемов и действий при возникновении пожара, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Лица, не прошедшие противопожарный инструктаж, а также показавшие неудовлетворительные знания, к работе в учебном кабинете не допускаются.
1.7. Учебные кабинеты перед началом каждого учебного года должны быть приняты комиссией с обязательным участием в ней инспектора Государственного пожарного надзора.
1.8. Сотрудники, выполняющие работы в кабинете и виновные в нарушении (невыполнении) инструкции по пожарной безопасности в учебном кабинете школы несут уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность, определенную действующим законодательством Российской Федерации.

3. Ответственные за пожарную безопасность, организацию эвакуации, оказанию первой помощи
3.1. Лицами, ответственными за пожарную безопасность в учебных кабинетах, согласно приказу № _____ от _______ , назначены учителя:
Кабинет русского языка и литературы ______________________________________
Кабинет истории ________________________________________________________
Кабинет географии ______________________________________________________
Кабинет математики _____________________________________________________
Кабинет иностранного языка ______________________________________________
Кабинет ИЗО ___________________________________________________________
Кабинет музыки _________________________________________________________
Начальные классы:
Кабинеты 1-х классов ____________________________________________________
Кабинеты 2-х классов ___________________________________________________
Кабинеты 3-х классов ____________________________________________________
Кабинеты 4-х классов ____________________________________________________
3.2. Ответственными за оказание первой доврачебной помощи в учебных кабинетах являются учителя, непосредственно проводящие в них уроки (занятия).
3.3. Ответственными за эвакуацию школьников из учебных кабинетов во время пожара или иной ЧС и учебной эвакуации являются учителя, непосредственно проводящие в них уроки (занятия) по утвержденному расписанию занятий в школе.
3.4. В случаях замены эвакуацию проводит учитель, проводящий занятия в данном учебном кабинете школы.

4. Допустимое количество людей, которые могут одновременно находиться в учебном кабинете.
4.1. В учебном кабинете единовременно может находиться не более ___________ человек (согласно проекту).

5. Обязанности лиц, ответственных за пожарную безопасность в учебном кабинете
5.1. Учитель, ответственный за пожарную безопасность в учебно кабинете, обязан:

  • обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности в учебном кабинете, выполнение данной инструкции о мерах пожарной безопасности и осуществлять систематический контроль соблюдения установленного противопожарного режима сотрудниками и учащимися, находящимися в кабинете, а также своевременно сообщать о выявленных нарушениях пожарной безопасности в кабинете по устранению выявленных недостатков ответственному лицу за пожарную безопасность в школе;
  • обеспечивать выполнение предписаний, постановлений по противопожарной безопасности лица, ответственного за пожарную безопасность в школе, а также органов государственного пожарного надзора;
  • проводить противопожарную пропаганду, а также обучать учащихся общеобразовательного учреждения мерам пожарной безопасности;
  • обеспечить размещение и надлежащее состояние плана эвакуации, первичных средств пожаротушения в учебном кабинете;
  • обеспечить систематический осмотр и закрытие помещения после завершения учебных занятий и работы общеобразовательного учреждения;
  • обеспечивать содержание в исправном состоянии системы противопожарной защиты;
  • оказывать содействие пожарной охране во время ликвидации пожара, установлении причин и условий их возникновения и развития, выявлять лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности, по вине которых возник пожар;
  • обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими своих служебных обязанностей в учебный кабинет;
  • обеспечивать оперативное сообщение по телефону 01 (101) в службу пожарной охраны о возникновении пожара в учебном кабинете;
  • обеспечить наличие инструкции в учебном кабинете о действиях учащихся при возникновении пожара и эвакуации, наличие планов эвакуации людей в случае возникновения пожара;
  • запрещать курение и использование открытого огня в помещении;
  • в учебном кабинете общеобразовательного учреждения размещать только необходимую для обеспечения учебного процесса мебель, а также приборы, модели, принадлежности, пособия и другие предметы, которые хранятся в шкафах, на стеллажах или стационарно установленных стойках.
  • проходить инструктаж по пожарной безопасности в школе;
  • обеспечивать незахламлённость путей эвакуации из учебного кабинета;
  • обеспечивать своевременную очистку учебного кабинета от горючих отходов, мусора.

6. Содержание помещений учебного кабинета и путей эвакуации.
6.1. Общие правила содержания помещений учебного кабинета.
6.1.1. В учебном кабинете запрещено:

  • совершать перепланировку помещений с отступлением от требований строительных норм и правил;
  • размещать зеркала и устраивать ложные двери на путях эвакуации;
  • загромождать мебелью, оборудованием и любыми другими предметами выход из учебного кабинета на наружные эвакуационные лестницы;
  • хранить и использовать в помещениях легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, взрывчатые вещества и пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы;
  • применять кипятильники, электрочайники, а также не сертифицированные удлинители;
  • осуществлять уборку помещений с использованием бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
  • оборачивать электрические лампы бумагой, материей и другими горючими материалами;
  • оставлять без присмотра включенный в сеть персональный компьютер, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор, интерактивную доску, телевизор и любые другие электроприборы.

6.1.2. Не допускается увеличивать по отношению к количеству, предусмотренному проектом, по которому построено здание школы, число парт в учебном кабинете.
6.1.3. Помещение должно быть обеспечено первичными средствами пожаротушения согласно установленным нормам.
6.1.4. Расстановка мебели и оборудования в кабинете не должна препятствовать эвакуации детей и свободному подходу к средствам пожаротушения.
6.1.5. В учебном кабинете общеобразовательного учреждения разрешено размещать только необходимую для обеспечения учебного процесса мебель, а также приборы, модели, принадлежности, пособия и другие предметы, которые хранятся в шкафах, на стеллажах или стационарно установленных стойках.
6.1.6. Ключи от учебного кабинета необходимо хранить в строго определенном месте, доступном для получения их в любое время суток.
6.1.7. Хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей в учебном кабинете не допускается.
6.2. Требования пожарной безопасности во время работы в учебном кабинете
6.2.1. Не включать оборудование в неисправную розетку, во время работы следить, не греется ли электровилка, не нарушена ли целостность электрошнура.
6.2.2. Не прикасаться к электроприборам влажными руками.
6.2.3. Не оставлять компьютер, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор без присмотра.
6.2.4. Не прикрывать линзу работающего мультимедийного проектора бумагой или иными предметами.
6.2.5. Не класть предметы на системный блок или монитор.
6.2.6. При прекращении подачи электроэнергии отключить от сети персональный компьютер.
6.3. Порядок содержания и эксплуатации эвакуационных путей.
6.3.1. Во время эксплуатации эвакуационных путей строго запрещено:

  • загромождать эвакуационные пути и выходы из учебного кабинета различными материалами, плакатами, оборудованием, мусором и любыми другими предметами, а также блокировать и закрывать двери выходов при наличии в нем детей.
  • загромождать подоконники учебной литературой, тетрадями, цветами и т.п.

7. Содержание систем отопления, вентиляции.
Порядок содержания и эксплуатации отопления, вентиляции.
7.1. Во время эксплуатации систем вентиляции и отопления строго запрещено:

  • закрывать вытяжные каналы, отверстия и решетки;
  • выжигать скопившиеся в воздуховодах пыль и любые другие горючие вещества;
  • эксплуатировать неисправные устройства систем отопления, вентиляции.
  • использовать электрические кабели и провода с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
  • использовать поврежденные (неисправные) электрические розетки, ответвительные коробки, рубильники и другие электроустановочные изделия;
  • обертывать электрические лампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать электрические светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), которые предусмотрены конструкцией светильника;
  • размещать на компьютере, принтере, ксероксе, проекторе и другой оргтехнике горючие вещества и материалы, бумагу, книги, журналы, одежду и другие предметы, эксплуатировать оргтехнику в разобранном виде, со снятыми панелями и крышками, устанавливать оргтехнику в закрытых местах, в которых уменьшена ее вентиляция (охлаждение);
  • применять электрические чайники, самодельные кипятильники и другие электронагревательные приборы, не имеющие устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности у электронагревательных приборов терморегуляторов, которые предусмотрены их конструкцией;
  • использовать не сертифицированные (самодельные) электронагревательные приборы, удлинители;
  • оставлять без присмотра включенные в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также оргтехнику, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением тех электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы, в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
Ознакомьтесь так же:  Причитающийся налог

8.2. Меры пожарной безопасности при эксплуатации оргтехники в учебном кабинете
8.2.1. Учитель при работе с персональным компьютером должен быть ознакомлен с правилами пожарной безопасной при ее эксплуатации.
8.2.2. В учебном кабинете запрещается:

  • складывать на оргтехнику горючие вещества и материалы (тетради, учебники, бумагу, книги, одежду и пр.);
  • эксплуатировать компьютер в разобранном виде, со снятой крышкой.
  • размещать ПК в закрытых местах, в которых затрудняется их вентиляция (охлаждение) предусмотренное заводом изготовителем;
  • проводить разборку, прикасаться к тыльной стороне системного блока и монитора;

8.2.3. Необходимо немедленно отключить учебное оборудование и электроприборы при обнаружении неисправностей (сильный нагрев или повреждение изоляции кабелей и проводов, выделение дыма, искрение).
8.2.4. Строго соблюдать требования инструкции о мерах пожарной безопасности в помещении учебного кабинета общеобразовательного учреждения.

9. Требования пожарной безопасности перед началом работы в учебном кабинете
9.1. Осмотреть и убедиться в исправности электроосвещения, розеток, выключателей электрооборудования и кабелей питания. В случае обнаружения неисправностей к работе не приступать. Сообщить об этом заместителю директора по АХР, специалисту по охране труда и только после полного устранения неполадок и его разрешения приступить к работе.
9.2. Проветрить помещение кабинета, проверить наличие первичных средств пожаротушения и аптечки первой помощи.
9.3. Не оставлять учащихся в учебном кабинете самих перед началом уроков и во время перемен.

10. Порядок осмотра и закрытия учебного кабинета по окончании занятий.
10.1. Работник, последним покидающий учебный кабинет (ответственный за противопожарную безопасность данного помещения), должен осуществить противопожарный осмотр, в том числе:

  • отключить все электрические приборы, установленные в помещении от электросети и аккумуляторов;
  • проверить отсутствие бытового мусора в помещении;
  • проверить наличие и сохранность первичных средств пожаротушения, а также возможность свободного подхода к ним;
  • проветрить учебный кабинет;
  • закрыть все окна и фрамуги;
  • освободить (при необходимости) эвакуационные проходы, выходы.

10.2. В случае выявления сотрудником каких-либо неисправностей следует известить о случившемся заместителя директора по административно-хозяйственной работе (при его отсутствии – иное должностное лицо).
10.3. Сотруднику, проводившему осмотр, при наличии противопожарных недочетов, закрывать помещение категорически запрещено.
10.4. После устранения (при необходимости) недочетов сотрудник должен закрыть кабинет и сделать соответствующую запись в «Журнале противопожарного осмотра помещений», находящемся на посту охраны.

11. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при осуществлении пожароопасных работ в учебном кабинете.
11.1. В учебном кабинете категорически запрещено курить и использовать открытый огонь.
11.2. Во время проведения покрасочных работ необходимо:

  • осуществлять составление и разбавление всех видов лаков и красок в изолированных помещениях школы у наружной стены с оконными проемами или на открытых площадках;
  • осуществлять подачу окрасочных материалов в готовом виде централизованно;
  • не превышать сменную потребность горючих веществ на рабочем месте, открывать емкости с горючими веществами только перед их использованием, а после завершения работы закрывать их и сдавать на склад, хранить тару из-под горючих веществ в специально отведенном месте вне помещений школы.

11.3. Пожароопасные работы (огневые, сварочные работы и т.п.) должны осуществляться в помещении учебного кабинета только с разрешения директора общеобразовательного учреждения.
11.4. Порядок проведения пожароопасных работ и меры пожарной безопасности при их проведении должны строго соответствовать требованиям «Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
11.5. Во время проведения огневых работ необходимо:

  • провентилировать помещение;
  • обеспечить место проведения огневых работ первичными средствами пожаротушения (огнетушителем, ящиком с песком емкостью 0,5 куб. метра, 2 лопатами, ведром с водой);
  • плотно закрыть все двери, соединяющие помещения школы, в которых проводятся огневые работы, с другими помещениями, открыть все окна;
  • осуществлять постоянный контроль состояния парогазовоздушной среды в оборудовании, на котором проводятся огневые работы, и в опасной зоне;
  • немедленно остановить выполнение огневых работ в случае повышения содержания горючих веществ или снижения концентрации флегматизатора в опасной зоне или оборудовании до значений предельно допустимых взрывобезопасных концентраций паров (газов).

11.6. Во время осуществления огневых работ строго запрещено:

  • приступать к выполнению работы при неисправной аппаратуре;
  • осуществлять огневые работы на свежеокрашенных горючими красками (лаками) конструкциях и изделиях;
  • применять одежду и рукавицы со следами масел, жиров, бензина, керосина и других горючих жидкостей;
  • допускать к самостоятельной работе сотрудников, не имеющих соответствующего квалификационного удостоверения;
  • допускать соприкосновение электрических проводов с баллонами, наполненными сжатыми, сжиженными и растворенными газами.

13. Пожарная автоматика.
13.1. В процессе эксплуатации пожарной автоматики строго запрещено:

  • наносить на оросители, извещатели, датчики дыма и огня краску, побелку и другие защитные покрытия во время проведения ремонтов в учебном кабинете и в процессе их эксплуатации;
  • наносить физические повреждения.

14. Первичные средства пожаротушения
14.1. Учебный кабинет должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения согласно установленным нормам.
14.2. Места расположения первичных средств пожаротушения в учебном кабинете должны быть указаны в планах эвакуации, обязательно наличие указательных знаков для определения мест расположения первичных средств пожаротушения.
14.3. Ручные огнетушители должны быть размещены:

  • путем навески на вертикальные конструкции на высоте, не превышающей 1,5 м от уровня пола до нижнего торца огнетушителя.
  • путем установки в специальные тумбы.

14.4. Огнетушители должны быть установлены таким образом, чтобы был хорошо виден находящийся на его корпусе текст инструкции по эксплуатации. Конструкции и внешнее оформление тумб для размещения огнетушителей должны позволять визуально определить тип установленных в них огнетушителей.
14.5. Огнетушители должны быть размещены в строго определенных и легкодоступных местах, где должно быть полностью исключено их повреждение, попадание на них прямых солнечных лучей и атмосферных осадков, непосредственное воздействие на них отопительных и нагревательных приборов. После размещения огнетушителей не должны быть ухудшены условия эвакуации людей.
14.6. Каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь паспорт и порядковый номер. Запускающее или запорно-пусковое устройство огнетушителя должно быть опломбировано одноразовой пломбой.
14.7. Для тушения твердых горючих веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, электропроводки (до 1000 вольт) следует использовать имеющиеся порошковые и углекислотные огнетушители.
14.8. На период перезарядки и технического обслуживания огнетушителей, связанного с их ремонтом, взамен должны быть установлены огнетушители из резервного фонда общеобразовательного учреждения.
14.9. В процессе эксплуатации огнетушителей необходимо руководствоваться требованиями, изложенными в паспортах заводов-изготовителей, и утвержденными в установленном порядке регламентами технического обслуживания огнетушителей каждого типа.
14.10. Использование первичных средств пожаротушения для хозяйственных и иных нужд, не связанных с ликвидацией пожаров, категорически запрещено.
14.11. Правила применения огнетушителей:

  • поднести огнетушитель к очагу пожара (возгорания);
  • сорвать пломбу;
  • выдернуть чеку за кольцо;
  • путем нажатия рычага огнетушитель приводится в действие, при этом следует струю огнетушащего вещества направить на очаг возгорания.

14.12. Общие рекомендации по тушению огнетушителями:

  • при тушении пролитых легковоспламеняющихся и горючих жидкостей тушение необходимо начинать с передней кромки, направляя струю порошка на горящую поверхность, а не на пламя;
  • горящую вертикальную поверхность следует тушить снизу вверх;
  • наиболее эффективно тушить несколькими огнетушителями группой лиц;
  • после использования огнетушителя необходимо заменить его новым, годным к применению;
  • использованный огнетушитель следует сдать заместителю директора по административно-хозяйственной работе для последующей перезарядки, о чем сделать запись в журнале учета первичных средств пожаротушения.

15. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим на пожаре.
15.1. Наиболее характерными видами повреждения во время пожара являются: травматический шок, термический ожог, удушье, ушибы, переломы, ранения.
15.2. Строго запрещено:

  • перетаскивать или перекладывать пострадавшего на другое место, если ему ничто не угрожает и первую неотложную доврачебную помощь можно оказать на месте. Особенно это касается пострадавших с переломами, повреждениями позвоночника, а также имеющих проникающие ранения;
  • давать воду, лекарства находящемуся без сознания пострадавшему, т.к. он может задохнуться;
  • удалять инородные тела, выступающие из грудной, брюшной полости или черепной коробки, даже если кажется, что их легко можно извлечь;
  • оставлять находящегося без сознания пострадавшего в положении на спине, т.к. он может задохнуться в случае рвоты или кровотечения.
  • как можно быстрее вызвать «Скорую помощь», точно и внятно назвав место, где произошел пожар ___________________________________________________________________________;
  • если у вас нет уверенности, что информацию правильно поняли, звонок лучше повторить;
  • до приезда бригады «Скорой помощи» попытаться найти медицинского работника, который сможет оказать пострадавшему более квалифицированную первую медицинскую помощь;
  • в случае, когда промедление может угрожать жизни пострадавшего, необходимо оказать ему первую доврачебную помощь, не забывая при этом об основополагающем медицинском принципе – «не навреди».

15.4. Основные действия при оказании первой доврачебной помощи в учебном кабинете:
15.4.1. При травматическом шоке следует:

  • осторожно уложить пострадавшего на спину, в случае возникновения рвоты повернуть его голову набок;
  • проверить, присутствует ли у пострадавшего дыхание и сердцебиение. Если нет, необходимо немедленно начать реанимационные мероприятия;
  • быстро остановить кровотечение, иммобилизовать места переломов;
  • дать пострадавшему обезболивающий препарат.

15.4.2. При травматическом шоке строго запрещено:

  • переносить пострадавшего без надежного обезболивания, а в случае переломов – без иммобилизации;
  • снимать прилипшую к телу после ожога одежду;
  • давать пострадавшему воду (если он предъявляет жалобы на боль в животе);
  • оставлять пострадавшего одного без наблюдения.

15.4.3. При термическом ожоге необходимо:

  • аккуратно освободить обожженную часть тела от одежды; если нужно, разрезать, не сдирая, приставшие к телу куски ткани;
  • не допускается вскрывать пузыри, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром, мазью и любыми другими веществами.

15.4.4. При ограниченных ожогах I степени следует:

  • на покрасневшую кожу наложить марлевую салфетку, смоченную спиртом;
  • немедленно начать охлаждение места ожога (предварительно прикрыв его салфеткой и ПХВ-пленкой) холодной водопроводной водой в течение 10 – 15 минут.
  • на пораженную поверхность наложить чистую, лучше стерильную, щадящую повязку, ввести обезболивающие препараты (анальгин, баралгин и т. п.).

15.4.5. При обширных ожогах необходимо:

  • после наложения повязок напоить пострадавшего горячим чаем;
  • ввести обезболивающие препараты;
  • тепло укутать пострадавшего и срочно доставить его в лечебное учреждение.
  • Если транспортировка пострадавшего задерживается или длится долго, ему дают пить щелочно-солевую смесь (1 ч. ложку поваренной соли и 1/2 ч. ложки пищевой соды, растворить в двух стаканах воды).

15.4.6. При ранении необходимо:

  • смазать края раны йодом или спиртом, не прикасаться к ране руками;
  • наложить стерильную повязку, не прикасаясь к стороне бинта прилежащей к ране;

15.4.7. При сильном кровотечении следует:

  • пережать поврежденный сосуд пальцем;
  • сильно согнуть поврежденную конечность, подложив под колено или локоть тканевый валик;
  • наложить жгут, но не более чем на 1,5 часа, после чего ослабить скрутку и, когда конечность потеплеет и порозовеет, вновь затянуть жгут;
  • при небольших кровотечениях следует прижать рану стерильной салфеткой и туго забинтовать.

15.4.8. При переломах необходимо:

  • обеспечить покой травмированного места;
  • наложить шину (стандартную или изготовленную из подручных материалов), не фиксировать шину в месте перелома кости;
  • придать травмированной конечности возвышенное положение;
  • приложить к месту перелома холодный компресс;
  • ввести обезболивающие средства;
  • при открытом переломе наложить на рану антисептическую повязку.

15.4.9. При удушье следует:

  • обеспечить приток свежего воздуха к пострадавшему;
  • уложить пострадавшего таким образом, чтобы ножной конец был приподнят;
  • расстегнуть одежду, стесняющую дыхание;
  • дать понюхать пострадавшему нашатырный спирт;
  • при отсутствии самостоятельного дыхания немедленно начать выполнять искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

15.4.10. Приступая к оказанию первой неотложной доврачебной помощи пострадавшему во время пожара, спасающий должен четко представлять последовательность собственных действий в конкретной ситуации. В этом случае время играет решающую роль.

Ответственный за пожарную безопасность _____________ /__________________/

С инструкцией ознакомлены
«___»_____20___г. ______________ /__________________/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *