Требования к квалификации водителя автомобиля

Содержание:

Требования к квалификации водителя (приложение к договору аренды автомобиля с экипажем)

Приложение N _____ к договору аренды автомобиля с экипажем от «__»__________ ____ г. N _____

ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЯ

1. Иметь водительское удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств («B», «C», «D»).

2. Обладать устойчивыми навыками безопасного управления автомобилем соответствующей категории в различных дорожных и особых условиях; не допускать ситуаций, приводящих к возникновению дорожно-транспортных происшествий, уметь прогнозировать развитие дорожной обстановки, выбирать правильное решение и его реализовывать. Знать порядок и иметь практический навык действий в критических ситуациях, вызванных отказом узлов и механизмов, а также остановкой во время движения.

3. Владеть приемами и методами экономичного и экологически безопасного управления автомобилем.

4. Уметь определять правильность размещения, установки и закрепления транспортируемого груза, включая багаж в легковом автомобиле. Знать технологию и приемы закрепления груза.

5. Обладать практическими навыками оказания первой доврачебной помощи при различных травмах, несчастных случаях на дорогах и в дорожно-транспортных происшествиях, эвакуации пострадавших из поврежденных транспортных средств, их погрузке и транспортировке.

6. Владеть основами этики взаимоотношений.

7. Владеть комплексом физических упражнений и методами психологической разгрузки, устраняющими утомление и стабилизирующими состояние водителя.

8. Уметь технически грамотно эксплуатировать автомобиль соответствующей категории. Знать назначение, устройство, принцип действия агрегатов, механизмов и приборов, их неисправности, влияющие на безопасность движения, комфортабельность перевозки пассажиров и сохранность грузов, методы проверки основных узлов и агрегатов перед выездом на линию и способы устранения мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов. Периодичность проведения работ по техническому обслуживанию, нормы межремонтных пробегов автомобиля, шин, срока службы аккумуляторных батарей. Влияние технического состояния на экономичность и экологическую безопасность.

9. Знать Правила по охране труда и пожарной безопасности на автотранспорте.

10. Знать Правила дорожного движения.

11. Знать основы теории движения автомобиля соответствующей категории и его эксплуатационные характеристики.

12. Знать последствия употребления алкоголя и наркотических средств, их влияние на трудоспособность.

13. Знать основы трудового законодательства, нормативные акты, действующие на автотранспорте, виды ответственности за правонарушения и преступления на транспорте; основания для гражданской ответственности за причинение вреда; принципы государственного социального страхования.

14. Знать правила оформления путевой и товарно-транспортной документации.

15. Надежность водителя:

— опыт вождения не менее _____ лет;

— состояние здоровья: ____________________________________;

— психологические и физиологические особенности: _________;

— степень утомляемости: __________________________________;

18. Удостоверения о квалификации: ________________________.

19. Исполнительская дисциплина:

— систематическое выполнение планов, графиков перевозок, отсутствие перерасхода топлива против установленных норм;

— отсутствие нарушений Правил дорожного движения, повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия или лишение водительских прав, а также нарушений в течение последнего года правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций.

Автотранспорт — правила, нормы, положения

эксплуатация автомобильного транспорта

15. Водитель автомобиля

Водитель автомобиля.

Водитель автомобиля – это квалифицированный рабочий, управляющий различными автотранспортными средствами. В их число входят легковые, грузовые, специальные автомобили и автобусы. К водителю приравнивается обучающий вождению.

В статье изложены нормативные документы, регламентирующие обучение по профессии «водитель автомобиля» и квалификационные характеристики водителей автомобилей по классам и разрядам.

1. Программы для обучения водителей автомобилей.

Обучение водителей автомобилей осуществляется в соответствии с 28 программами, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий».

Приказ включает в себя 16 примерных программ профессиональной подготовки водителей, 10 программ переподготовки водителей и 2 программы повышения квалификации водителей.

Обучение по профессии « водитель автомобиля «производится в автошколах, учебно-курсовых комбинатах, ДОСААФ, автотранспортных колледжах.

2. Квалификация водителя автомобиля.

Квалификация присваивается водителю по месту его работы на основании открытых категорий в водительском удостоверении. Квалификация может быть водитель 3 класса, водитель 2 класса, водитель 1 класса и водитель 4, 5, 6, 7 и 8 разрядов.

Квалификационные характеристики водителя автомобиля установлены двумя документами:

2.1. Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады» (утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 n 58/3-102).

Действие справочника в Российской Федерации подтверждено постановлением Министерства труда и занятости населения РФ от 12 мая 1992 года N 15а «О применении действующих квалификационных справочников работ, профессий рабочих и должностей служащих на предприятиях и в организациях, расположенных на территории России».

Настоящим справочником установлены квалификационные характеристики водителей 3, 2 и 1 классов. В частности, квалификации водителя 3 класса соответствует водительское удостоверение с разрешенными категориями В или С или только Д, водителя 2-го класса — В, С, Е или Д (Д и Е), а водителя 1-го класса — В, С, Д и Е. Причем основанием для присвоения квалификации 2-го класса является непрерывный стаж работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном транспортном предприятии, а для присвоения квалификации 1-ого класса – непрерывный стаж работы не менее двух лет в качестве водителя 2-го класса на данном предприятии.

В полном объеме квалификационные характеристики приведены в тексте данного квалификационного справочника.

2.2. Постановлением Минтруда РФ от 10 ноября 1992 г. N 31 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих».

Применяется для бюджетной сферы.

Данным постановлением установлены тарифно-квалификационные характеристики водителей автомобилей 4, 5, 6, 7 и 8 разрядов.

Выписка из характеристики работ.

Водитель автомобиля 4-й разряд.

Характеристика работ. Управление легковыми автомобилями всех типов, грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью до 10 тонн (автопоездов — по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), автобусами габаритной длиной до 7 метров. Управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора, подметально-уборочными механизмами и другим оборудованием специализированных автомобилей.

Водитель автомобиля 5-й разряд

Характеристика работ. Управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 10 до 40 тонн (автопоездов — по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), автобусами габаритной длиной 7-12 метров, а также управление автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами, дающими право на преимущество при движении на дорогах.

Водитель автомобиля 6-й разряд

Характеристика работ. Управление пожарными автомобилями и автомобилями скорой помощи, а также грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 40 тонн (автопоездов — по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), автобусами габаритной длиной свыше 12 до 15 метров.

Водитель автомобиля 7-й разряд

Управление автобусами габаритной длиной свыше 15 метров.

Примечание. На один разряд выше (вплоть до 8 разряда) тарифицируются водители автомобилей в случаях:

— работы на 2-3 видах автомобилей (легковом, грузовом, автобусе и т.п.);

— выполнения всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля при отсутствии на предприятии, в организации, учреждении специализированной службы технического обслуживания автомобилей.

3. Дополнительно профессиональные и квалификационные требования к работникам автомобильного транспорта установлены приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287.

Требования устанавливают необходимые уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников. Необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.

В отношении водителей автомобилей профессиональные и квалификационные требования предъявляются к следующим категориям:

— водитель транспортного средства категорий «B», «BE» (включая водителя легкового такси);

— водитель транспортного средства категорий «C», «C1», «CE», «C1E» (далее — водитель грузового автомобиля);

Ознакомьтесь так же:  Договор погашения кредиторской задолженности

— водитель транспортного средства категорий «D», «D1», «DE», «D1E» (далее — водитель автобуса);

— водитель транспортного средства категории «Tb» (далее — водитель троллейбуса);

— водитель транспортного средства категории «Tm» (далее — водитель трамвая);

— водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза;

— водитель автомобиля, осуществляющий перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающий данную перевозку;

— водитель, управляющий транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;

— водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении.

Содержание профессиональных и квалификационных требований для этих категорий водителей – в тексте вышеуказанного приказа.

5. Класс или разряд водителю автомобиля присваивается в момент приема на работу, в процессе работы — квалификационной комиссией субъекта транспортной деятельности.

Требования к квалификации водителя (приложение к договору аренды автомобиля с экипажем) (Кабанов О.М., 2009)

Форма подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 06.08.2009.

Приложение N ___
к договору от «___»________ ___ г. N ___
ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЯ
Базовые требования:
1. Иметь водительское удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств («В», «С», «Д»).
2. Обладать устойчивыми навыками безопасного управления автомобилем соответствующей категории в различных дорожных и особых условиях; не допускать ситуаций, приводящих к возникновению дорожно-транспортных происшествий, уметь прогнозировать развитие дорожной обстановки, выбирать правильное решение и его реализовывать. Знать порядок и иметь практический навык действий в критических ситуациях, вызванных отказом узлов и механизмов, а также остановкой во время движения.
3. Владеть приемами и методами экономичного и экологически безопасного управления автомобилем.
4. Уметь определять правильность размещения, установки и закрепления транспортируемого груза, включая багаж в легковом автомобиле. Знать технологию и приемы закрепления груза.
5. Обладать практическими навыками оказания первой доврачебной помощи при различных травмах, несчастных случаях на дорогах и в дорожно-транспортных происшествиях, эвакуации пострадавших из поврежденных транспортных средств, их погрузки и транспортировки.
6. Владеть основами этики взаимоотношений.
7. Владеть комплексом физических упражнений и методами психологической разгрузки, устраняющими утомление и стабилизирующими состояние водителя.
8. Уметь технически грамотно эксплуатировать автомобиль соответствующей категории. Знать назначение, устройство, принцип действия агрегатов, механизмов и приборов, их неисправности, влияющие на безопасность движения, комфортабельность перевозки пассажиров и сохранность грузов, методы проверки основных узлов и агрегатов перед выездом на линию и способы устранения мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов. Периодичность проведения работ по техническому обслуживанию, нормы межремонтных пробегов автомобиля, шин, срока службы аккумуляторных батарей. Влияние технического состояния на экономичность и экологическую безопасность.
9. Знать Правила по охране труда и пожарной безопасности на автотранспорте.
10. Знать Правила дорожного движения.
11. Знать основы теории движения автомобиля соответствующей категории и его эксплуатационные характеристики.
12. Знать последствия употребления алкоголя и наркотических средств, их влияние на трудоспособность.
13. Знать основы трудового законодательства, нормативные акты, действующие на автотранспорте, виды ответственности за правонарушения и преступления на транспорте; основания для гражданской ответственности за причинение вреда; принципы государственного социального страхования.
14. Знать правила оформления путевой и товарно-транспортной документации.
Дополнительные требования:
15. Надежность водителя:
— опыт вождения не менее ____ лет;
— состояние здоровья: _________________________________________;
— психологические и физиологические особенности: ______________;
— степень утомляемости: _______________________________________;
— вредные привычки: ______________________________________________.
(курение, наркозависимость, алкоголизм и т.д.)
16. Знание иностранных языков: ___________________________________.
17. Разрешения на ________________________________________________.
(ношение оружия и т.д.)
18. Удостоверения о квалификации: ________________________________.
(сварщик, крановщик и т.д.)
19. Исполнительская дисциплина:
— систематическое выполнение планов, графиков перевозок, отсутствие перерасхода топлива против установленных норм;
— отсутствие нарушений Правил дорожного движения, повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия или лишение водительских прав, а также нарушений в течение последнего года правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций.

Арендатор:
___________________________
___________________________ ____________________
М.П.
Арендодатель:
___________________________
___________________________ ____________________
М.П.

За безопасность на дорогах России

Новые квалификационные требования для водителей вступили в силу

Изменения затронули практически все виды транспорта, кроме частных легковых автомобилей.

Новые требования прописаны в последней редакции приказа Минтранса России от 28 сентября 2015 г. №287. Документ расширяет перечень профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Как пояснили в Минтрансе России, с момента публикации приказа у перевозчиков было полгода для переподготовки водителей или изменения должностной сетки в соответствии с навыками и знаниями сотрудников. В дальнейшем ведомство будет проводить проверки соблюдения новых требований как в плановом, так и в неплановом порядке.

В числе знаний и навыков, упомянутых в документе и необходимых водителям практически всех транспортных средств (ТС), умение безопасно и эффективно управлять ТС соответствующей категории в различных условиях дорожного движения, понимание основ безопасного управления, принципов работы базовых механизмов ТС и признаков неисправностей, которые могут возникнуть в пути, правила оказания первой помощи, обеспечения безопасности пассажиров или грузов и др.

Помимо основных требований, в документе прописаны и специфические. Так, например, водитель транспортного средства категорий «В», «BE», т.е. масса которого не превышает 3,5 тонны, а также легкового такси должен будет уметь контролировать свое эмоциональное состояние и не забывать совершенствовать навыки управления транспортным средством соответствующей категории.

А вот для управления ТС, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов, уже нужно будет подтвердить знания основы психологии и этики водителя.

Для получения права на перевозку детей водителю будет необходимо подтвердить наличие непрерывного стажа не менее года и отсутствие административных наказаний, в том числе фактов лишения прав или административного ареста за нарушение ПДД, за аналогичный период времени. Такие же требования предъявляются для получения допуска к работе с опасными грузами.

В то же время, диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта, контролер технического состояния автотранспортных средств или специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должны будут представитель диплом об образовании не ниже среднего по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». В случае, если диплом специалиста не входит в указанную группу, то он должен будет представить диплом о переподготовке с присвоением квалификации соответствующей запрашиваемой должности.

По словам доктора психологических наук, руководителя Лаборатории психологических проблем судебно-психиатрической профилактики ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России Веры Булыгиной, указанный нормативно-правовой акт, безусловно, необходим. Но не менее важным является вопрос его практического исполнения. В частности, В. Булыгина обращает внимание на то, что требование от водителей транспортного средства категорий «В», «BE», а также легкового такси контролировать свое эмоциональное состояние, требует дополнительной расшифровки и нуждается в создании критериев оценки и организации системы психологической тренинговой работы с ними.

«Вызывает вопросы со стороны психиатров и медицинских психологов и минимальный срок (год), в течение которого должны отсутствовать административные наказания, в том числе факты лишения прав или административного ареста за нарушение ПДД, являющийся одним из оснований допуска к перевозке опасных грузов, а также к управлению автобусами для перевозки детей. Указанные критерии не предполагают учета возрастного (старение), соматического и психоэмоционального фактора», — отметила В. Булыгина.

Однако, как подчеркнула Вера Булыгина, анализ накопленного за рубежом и в России научного и прикладного опыта подтверждает необходимость стандартизации и подтверждения протокола оценки водителей и кандидатов водители.

Новые требования к уровню подготовки водителей уже вступили в силу. Их актуализацию сложно переоценить, если вспомнить о страшной аварии под Новосибирском, жертвами которой стали дети. Напомним, ДТП произошло утром 14 июня на 74 километре автодороги Р-256 «Новосибирск – Ташанта». Автомобиль «Honda CR-V» вылетел на полосу встречного движения и протаранил микроавтобус «Газель», в котором находились 17 человек, в том числе 11 детей. Все пострадавшие были госпитализированы. Двое детей, в том числе 5-летний пассажир легковой машины, были направлены в реанимацию.

Ознакомьтесь так же:  Приказ 30 мониторинге

Расследование показало, что пассажиры «Газели» не были пристегнуты, а ее водителем был частник. Как пояснил руководитель проектов экспертного центра «Движение без опасности» Максим Данилин, эти факты могли усугубить последствия аварии: «Официальная статистика говорит о том, что пассажирский автобус – один из самых безопасных видов транспорта. По вине его водителей в 2015 году произошло всего 3% аварий от общего числа ДТП по стране. Настораживает другая цифра – в 78% случаев нарушителями ПДД становятся именно водители-частники».

Сегодня почти половина автобусного парка страны принадлежит физическим лицам. Они свободны перед законом, не отчитываются за техническую исправность транспортных средств, не проходят предрейсового контроля, могут игнорировать соблюдение норм труда и отдыха и не устанавливать тахографы. Напомним, тахограф не только регистрирует скорость транспортного средства, соблюдение режима труда и отдыха водителей, но также позволяет в случае ДТП мгновенно передать на пульт дежурного точные GPS-данные о месте аварии.

По словам генерального директора ЗАО «Атлас-карт» Виктора Прокопенко, установка тахографа (являющегося средством измерения и обеспечивающего юридическую значимость происходящих с транспортом событий) дисциплинирует водителей и косвенно отражается на безопасности перевозок. Он также отметил, что управление автобусом без тахографа нельзя назвать иначе, как «нецивилизованным», так как в случае аварии пострадавшие практически не могут рассчитывать на установление точных причин случившегося или выплату страховки.

Как показывает практика, тахограф уже сегодня защищает права дисциплинированных и ответственных водителей и компаний-владельцев автопарков. Разумеется, наличие контрольного устройства на борту транспортного средства напрямую не может повлиять на ДТП, но тахограф может помочь предотвратить серьезную катастрофу и установить виновников аварии.

Напомним, в ближайшее время также вступят в силу требования и другого приказа Минтранса России, касающегося непосредственно тахографов. С 1 июля 2016 года будет запрещено использование аналоговых тахографов на грузовых и пассажирских транспортных средствах. Им на замену должны прийти цифровые контрольные устройства. У транспортной индустрии было 6 месяцев на то, чтобы провести переоборудование транспорта тахографами с блоками СКЗИ или по требованиям ЕСТР.

КоАП РФ предусмотрен штраф за отсутствие цифрового тахографа на транспортном средстве: для водителей — от 1 до 3 тыс. рублей, для должностных лиц — от 5 до 10 тыс. рублей.

Квалификация водителя и требования к ней

Какой документ необходимо использовать при определении требований к квалификации водителя автомобиля?

При определении требований к квалификации водителя автомобиля, рекомендуется использовать «Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденные Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287.

Однако работодатель также вправе использовать другие действующие на текущий момент нормативные акты.

Для того чтобы надлежащим образом закрепить трудовые обязанности работника, рекомендуется составить должностную инструкцию. Указание конкретного перечня обязанностей позволит избежать недоразумений в работе и также позволит привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности в случае невыполнения их.

При разработке должностной инструкции работодатель может руководствоваться, в частности:

  • квалификационными характеристиками по профессии «Водитель автомобиля (1, 2 и 3-го класса)», приведенными в Квалификационном справочнике, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102;
  • тарифно-квалификационной характеристикой профессии «Водитель автомобиля (4-го разряда)», утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.11.1992 N 31;
  • профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287) (Исключением является п. 12.3 названных требований, который вступит в силу с 14 декабря 2018 г. (п. 2 Приказа Минтранса России от 28.09.2015 N 287). С этой даты работодатель также может применять положения п. 12.3 указанных требований для разработки должностной инструкции водителя автомобиля.)

Эти требования, утвержденные Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287, устанавливают необходимый уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников.

С 12 августа 2016 г. вступит в силу Приказ Минтранса России от 11.03.2016 N 59, которым утвержден порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения некоторыми категориями водителей.

Пункт 7 данного документа разъясняет, что «Соответствие работников, которые принимаются на работу юридическими лицами, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом, требованиям к уровню профессионального образования, установленным профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 287), если иное не установлено законодательством Российской Федерации, подтверждается документами об образовании и (или) о квалификации».

В соответствии с п. 10 Порядка, в ходе собеседования подтверждается соответствие или несоответствие работников требованиям, предъявляемым к их знаниям на основании Квалификационных требований (в случае если прием на работу проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).

Квалификационные требования установлены Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2015 N 40032)

На основании вышеизложенного, рекомендуется использовать при определении требований к квалификации водителя автомобиля «Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденные Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287.

Однако, организация-работодатель на текущий момент вправе также использовать:

  • квалификационные характеристики по профессии «Водитель автомобиля (1, 2 и 3-го класса)», приведенные в Квалификационном справочнике, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102;
  • тарифно-квалификационную характеристику профессии «Водитель автомобиля (4-го разряда)», утвержденную Постановлением Минтруда России от 10.11.1992 N 31.

На вопрос отвечала:
Ольга Яковлевна Решетова,
консультант ИПЦ «Консультант+Аскон»

Требования к квалификации водителей

Требования Минтранса России к квалификации водителей едины для любых перевозчиков.

Перевозка работников компании

Некоторые компании интересует, распространяются ли требования по квалификации из приказа Минтранса России от 28.09.2015 № 287 на тех водителей, которые занимаются перевозкой работников в компании и доставляют товары. В ответ на этот вопрос можно сказать, что вышеозначенные требования квалификации обязательны для любых водителей, которые занимаются транспортировкой людей и грузов.

Квалификация водителя

Водитель может перевозить людей и грузы, если его квалификация отвечает требованиям из приказа Минтранса России от 28.09.2015 № 287 (далее — Приказ № 287). Это условие абз. 4 п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196- ФЗ (далее — Закон № 196- ФЗ).

Есть мнение, что выполнять эту норму, а значит, и Приказ № 287, должны только лицензированные перевозчики, в частности, автобусные парки. Остальные вправе их не учитывать. То есть Приказ № 287 не применяется к водителям, которые:

  • перемещают товар между торговыми точками работодателя;
  • доставляют работников от места сбора до офиса и т. п.

Однако Госавтодорнадзор считает, что п. 4 ст. 20 Закона № 196- ФЗ нужно выполнять, даже если работодатель задействует водителя для собственных нужд. Поэтому контролеры обязывали проводить медосмотры водителей (п. 1 ст. 20) и аттестовывать ответственных за безопасность. Последняя обязанность, как и требования к квалификации, поименована в п. 4 ст. 20, так что претензии могли быть и по этому поводу.

Когда квалификация водителя должна соответствовать требованиям

Суды поддерживали Госавтодорнадзор, если:

  • работодатель перевозил грузы и сотрудников на своем транспорте;
  • водители числились в штате компании.

См. об этом, например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.09.2012 по делу № А33-2573/2012. Из постановления:

«Учитывая осуществление обществом специального вида автобусных перевозок, на заявителя распространяется действие Положения, определяющего основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации.

В Правилах дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее — Правила), определено, что пассажир — это лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Ознакомьтесь так же:  Приказ мвд россии 663 от 03072012

В соответствии с пунктом 1.3 Правил участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил.

То обстоятельство, что заявитель не имеет лицензии на перевозку пассажиров, не свидетельствует об отсутствии у него обязанности по соблюдению требований статей 20, 23 Закона № 196-ФЗ, пункта 2.2 Положения, при перевозке своих работников до производственных объектов».

Аналогичная позиция высказана ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 25.02.2014 по делу № А58-2540/2013, Центрального округа от 09.04.2013 по делу № А62-4316/2012, Уральского округа от 19.06.2014 № Ф09-2429/14.

В этом случае предписание приходилось выполнять.

Когда соответствик квалификации водителя требованиям не обязательно

Работодатели оспаривали предписания, если на автомобилях ездили только руководители, а в штате не было водителей. См., например, постановление АС Северо-Западного округа от 17.02.2015 по делу № А66-8046/2014. Из постановления:

«В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество осуществляет эксплуатацию принадлежащих ему двух транспортных средств – автомобилей Peugeot Boxer, Cadillac Escalade, ввиду чего Управление было вправе провести проверку в отношении заявителя.

Суды так же установили, что основными видами экономической деятельности Общества являются деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование, геолого-разведочные и геодезические работы, геодезическая и картографическая деятельность, деятельность в области стандартизации и метрологии, деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, виды деятельности, связанные с решением технических задач, не включенные в другие группировки.

В пунктах 1 и 4 статьи 20 Закона № 196-ФЗ разграничены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Исходя из того, что Общество не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и (или) грузов, суды пришли к выводу о неправомерности требований оспариваемого предписания об устранении нарушений, которые выразились в отсутствии аттестации по безопасности дорожного движения у руководителя Общества, его заместителя и работника, не обеспечении прохождения водителем ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, нарушении порядка проведения инструктажей с водителем и требований по проведению предрейсового и послерейсового технического осмотра транспортных средств».

Итак, Приказ № 287 распространяется на водителей, которые занимаются перевозкой людей и грузов. Не важно, делает работник это в рамках основной или вспомогательной деятельности компании.

Профстандарт водителя автомобиля в 2018 году

Собрали всю полезную информацию о профстандартах для водителей автомобилей в одну статью. Читайте о структуре и ключевых моментах документа и о том, как его правильно внедрять. Скачайте документы для разных транспортных средств

В каких случаях применяется профессиональный стандарт водителя автомобиля

Профстандарт водителя в 2018 году находится в стадии разработки. Планируется, что он распространится на всех работников, занимающихся перевозками на транспортных средствах весом свыше 3500 кг и вместимостью больше 8 человек. В настоящий момент действуют профстандарты «Логист автомобилестроения», «Водитель внедорожных автомототранспортных средств» и др.

Скачайте документы из статьи

Существующий проект профстандарта охватывает категории водителей от «В» до «D1Е». Помимо этого, подтверждать квалификацию придется и не упомянутым в проекте водителям троллейбусов, а также тем, кто занят перевозкой опасных и/или негабаритных грузов.

Проект содержит требования:

  1. Общего характера.
  2. К квалификации.
  3. К квалификационному экзамену
  4. К экзаменатору.

Обратите внимание: закон не требует водителей легковых автомобилей соответствовать профстандартам. Определение категории автомобиля происходит по паспорту транспортного средства.

По новым правилам составляйте графики работы водителей

Требования к водителям погрузчиков установлены в профстандарте «Логист автомобилестроения», утвержденном приказом Минтруда от 14.10.2014 № 721н. Перечислим главные функции этой специальности:

  • Транспортировка товарно-материальных ценностей (ТМЦ) по указанному маршруту.
  • Контроль за сохранностью груза.
  • Составление отчетности о маршруте.
  • Планирование маршрута и контроль за его выполнением.
  • Активное участие в оптимизации своей работы (поставки, рабочие процессы).

Грузовой и легковой автомобили

Водитель грузовика, согласно проекту профстандарта, должен быть компетентен именно в правилах использования транспортного средства и перевозки груза. Это означает, что он:

  • Должен разбираться в принципах устройства машины и прицепа, иметь права соответствующей категории.
  • Правильно проходит регулярный техосмотр.
  • Следит за соблюдением техники безопасности при погрузке-разгрузке.
  • Поддерживает свой уровень квалификации, в том числе режимом труда-отдыха, корректным поведением за рулем и т.д.

Водитель «легковушки» должен знать:

  • ПДД и правила страхования автомобиля.
  • Предупрежден об ответственности за нарушения
  • Умеет опознавать моменты поломок и делать мелкий ремонт и т.д.

Требования к водителям автобусов приведены в проекте профстандарта «Водитель автомобиля». Были предложения о разработке отдельного «автобусного» стандарта, но пока все требования объединены в один документ. Возможно, это получит реализацию в будущем.

Специфика требований к водителям автобусов связана с их деятельностью. Они перевозят большое количество людей, то есть отвечают за жизнь и здоровье пассажиров.

  • Знает технические характеристики своего ТС.
  • Умеет управлять им и ликвидировать мелкие поломки.
  • Умеет заправлять и обслуживать автобус.
  • Компетентен в правилах перевозки пассажиров, их посадке и высадке.
  • Соблюдает все необходимые меры безопасности.
  • Следует строго по запланированному маршруту.
  • Составляет отчет о маршруте, сдает автобус на АТС.

Структура и ключевые моменты

Профстандарты – это система требований к работникам конкретных профессий. Каждый стандарт содержит общие требования и ранжирование по уровню квалификации. Транспортное средство по определению относится к источникам повышенной опасности. Следовательно, профстандарты водительских профессий в первую очередь призваны повысить безопасность на дорогах путем предъявления высоких требований к квалификации шоферов.

Структура профстандартов единообразна. Он включает:

  • общие требования;
  • специальные требования;
  • дополнительные требования к водителям, перевозящие пассажиров или грузы;
  • требования по прохождению экзамена.

Новые возможности для карьерного роста

Перечислим требования, объединяющие все «водительские» стандарты и их проекты:

  • Достижение совершеннолетия. Наличие действующих прав (категория зависит от типа транспортного средства). Знание характеристик автомобиля.
  • Уверенное владение транспортным средством, навыки вождения в любую погоду, на разных типах дорожных покрытий.
  • Водитель должен уметь быстро оценивать риски дорожных ситуаций, принимать решения. Уметь оказывать первую помощь, знать алгоритмы своих действий при аварии или поломке.
  • Обязательны: умение управлять автомобилем в любое время и погоду, контролировать ежедневно состояние ТС, заниматься мелким ремонтом, заправкой.
  • Водитель должен соблюдать режим труда и отдыха. Необходимо хорошо читать карты, планировать маршрут, уметь пользоваться навигатором и средствами электронного мониторинга состояния ТС. Важно, чтобы водитель владел навыками оказания первой помощи.

Дополнительные требования в проекте профстандарта разделены на две группы – для перевозок людей и грузов. В обоих случаях к обязанностям водителя будет относиться составление необходимой документации, безопасная загрузка-выгрузка, перевозка и сдача отчетности.

Экзамен будет выглядеть как аналогичный экзамен на права в ГИБДД – поездка по маршруту в допустимом скоростном режиме, с учетом расхода топлива). Испытание займет минимум час (полтора часа для водителей категорий «С» и «Д»). проверять водителей имеет право только специалист соответствующей квалификации, со стажем работы не менее 5 лет.

Как правильно внедрять

Пошаговое внедрение профстандарта в организации выглядит так:

Анализ существующей документации на предприятии — штатного расписания, должностных инструкций и т.д.

Внесение корректирующих поправок в локальные нормативные акты и утверждение их.

Проверка квалификации персонала. В зависимости от результатов работодатель может оставить сотрудника на прежней должности, предложить повысить квалификацию либо расторгнуть трудовой договор.

Как не ошибиться с названием должности: помогут Сводный справочник и восемь правил

Можно ли обойтись без него

Процесс внедрения профстандартов был начат 5 лет назад, в 2013 году. С 2016 года они стали обязательными к использованию, если такое требование к профессии зафиксировано в Трудовом кодексе, федеральном законодательстве и прочих подзаконных актах. В частности если деятельность работника предусматривает наличие ограничений либо льгот.

Целесообразно брать стандарты за основу требований к навыкам и компетенциям персонала даже в тех случаях, когда закон не требует обязательного применения стандартов.

Предприятие, на котором не соблюдается требования обязательных стандартов, будет оштрафовано как минимум на 50 000 р, причем использовать их придется в любом случае.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *