Транспортный налог особенности исчисления

Содержание:

Особенности расчета и платежей по транспортному налогу для юридических лиц

Налоговый кодекс предупреждает, что уплачивать транспортный налог обязан любой автовладелец (помимо льготников), на кого зарегистрировано средство передвижения, будь то частное лицо, компания или бизнесмен.

Поэтому, если в вашей организации есть автомобиль, вам придется платить за него налог.

Какие именно правила уплаты налога на транспортное средство существуют для юридических лиц согласно Налоговому кодексу? В чем специфика налогообложения корпоративных автовладельцев по этому региональному фискальному сбору?

Все самое важное о транспортном налоге для юр лиц, необходимых сроках его уплаты (платежа) организациями и правилах исчисления для любых предприятий — в этом материале.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Особенности налогообложения

Различия в налогообложении для юридических лиц, ИП и частных автовладельцев по транспортному налогу существенны:

    Индивидуальный предприниматель (ИП) облагается транспортным налогом как частное лицо, поскольку автомобиль регистрируется на него как на гражданина, а не как на главу фирмы.

  • Организации обязаны подавать отчетность и заполнять декларацию по ТН, а физлица нет.
  • Юридические лица должны уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу, а другие плательщики избавлены от такой обязанности.
  • Различаются сроки оплаты транспортного налога для разных категорий плательщиков – юр лицами средства должны быть внесены уже в феврале-апреле, а физическими лицами – только в октябре-ноябре года, который следует за налоговым периодом.
  • Порядок исчисления транспортного налога для юридических лиц (включая ИП) не зависит от выбранной системы налогообложения – он взимается вне зависимости от того, работает ли компания по УСН или ЕНВД, либо применяет общую систему.
  • Формула расчета транспортного налога для юридических лиц проста и содержит минимум переменных:

    ТН = СН*НБ*НП

    Как именно считать транспортный налог для юридических лиц по этой схеме? Здесь:

    1. СН – ставка налога (в зависимости от мощности средства передвижения или других параметров объекта налогообложения).
    2. НБ – налоговая база (та самая мощность или иная характеристика транспорта).
    3. НП – налоговый период (1 полный год).

    Однако региональными нормативными актами могут быть предусмотрены дополнительные корректирующие коэффициенты, которые повлияют на конечную сумму ТН. Коэффициенты определяют зависимость суммы налога от возраста автомобиля, его стоимости и категории автовладельца. Ряд льготников могут быть вовсе освобождены от уплаты этого налога.

    Ответ на вопрос «куда платить транспортный налог юридическим лицам» прост: и авансовые, и основные платежи уплачиваются в ИФНС по месту постановки на учет объекта налогообложения.

    Как именно платят транспортный налог юридические лица (включая ИП и бюджетные организации)?

    Периодичность внесения авансовых платежей составляет квартал, а по истечению года надо вносить основной платеж по налогу. Причем каждый субъект РФ в соответствии со статьей 363 Налогового Кодекса вправе по собственному усмотрению устанавливать сроки оплаты (платежа) транспортного налога для юридических лиц.

    Различные регионы требуют от организаций платить ТН за предыдущий год не позднее 1 марта, но встречаются и такие сроки уплаты, как 1 февраля или 1 апреля.

    Авансовые платежи за текущий год вносятся по истечении 1, 2 и 3 кварталов и их сроки оплаты также зависят исключительно от решения властей субъекта РФ.

    Так, например, в Новгородской области аванс по транспортному налогу надо внести до 30 мая, до 30 августа и до 30 ноября, а в Челябинске все эти авансовые платежи нужно внести на месяц раньше – до 30 апреля, 30 июля или до 30 октября.

    Отдельные категории автовладельцев по решению законодательного органа региона могут получить освобождение от необходимости осуществлять авансовые платежи и будут платить сразу налог за год.

    Сдача отчетности

    Невзирая на наличие авансовых платежей, юридические лица – плательщики транспортного налога подают декларацию только единожды.

    Срок сдачи декларации по транспортному налогу для юридических лиц устанавливается с учетом статьи 363 Налогового Кодекса РФ и представляет собой 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

    Индивидуальные предприниматели и физические лица не заполняют декларации по транспортному налогу и даже самостоятельно не рассчитывают размер этого фискального сбора. Им не нужно сдавать никакую отчетность, а для уплаты ТН достаточно использовать налоговые извещения из ИФНС, где уже указана точная сумма платежа за год и оплатить его надо до 1 октября.

    Есть ли льготы для бюджетных учреждений?

    Отличий в исчислении и уплате транспортного налога для бюджетных учреждений не предусмотрено – они несут обязанность по оплате ТН аналогично другим юридическим лицам.

    Транспортные средства переданные этим казенным организациям в пользование облагаются налогом по месту их постоянной регистрации и уплачивает этот налог непосредственный собственник – государство, а не учреждения-пользователи.

    Вот только региональные власти в соответствии с положениями Налогового Кодекса РФ могут установить другой порядок налогообложения для этой категории плательщиков. Например, им доступна возможность менять ставки, сроки уплаты, наличие отчетных периодов и авансовых платежей, а также предоставление льгот.

    Что грозит неплательщикам?

    Чем грозит неуплата авансовых платежей и самого налога за владение транспортными средствами? Штрафные санкции для юридических лиц за подобные нарушения следующие:

    1. Инициирование внеочередной проверки фискальными органами.
    2. Начисление пени (1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки налогового платежа)
    3. Штраф за неуплату налоговых платежей.
    4. Обращение в суд для взыскания задолженности.
    5. Принудительное удержание долга из других доходов неплательщика.
    6. Наложение обременения на имущество должника.

    При предоставлении организацией заведомо ложных сведений в отчетности или уклонении от уплаты налогов юридическому лицу и уполномоченным сотрудникам (директор и главный бухгалтер) грозит уголовная или административная ответственность.

    Юридические лица обязаны также оплачивать транспортный налог, как и частные автолюбители, но у этих субъектов налогообложения имеется специфическая обязанность подавать в ИФНС отчетность, а также есть возможность уплачивать авансовые платежи, а не платить транспортный налог единовременно.

    Есть и другие нюансы возникающих при владении транспортом взаимоотношений с фискальными органами. Главное, не нарушать законодательства и придерживаться положений Налогового кодекса и решений региональный властей, чтобы избежать штрафных санкций.

    Смотрите видео-презентацию, чтобы узнать больше по теме:

    Особенности исчисления транспортного налога на автомобиль

    Порядок расчета транспортного налога определен в главе 28 НК РФ. Но в связи с тем, что он относится к региональным, российским субъектам предоставлены права, позволяющие им:

    • устанавливать свой порядок и сроки выплаты данного налога;
    • самостоятельно увеличивать и уменьшать ставки налога, указанные в НК РФ;
    • вводить свои системы льгот по данному налогу.

    Поэтому если вас интересует транспортный налог — расчет, то наряду с ознакомлением с содержанием главы 28 НК РФ, необходимо тщательно изучить действующее законодательство региона, где поставлено на учет подлежащее налогообложению транспортное средство.

    Обложению транспортным налогом подлежат самоходные машины и механизмы, которые обычно оснащены моторами и могут перемещаться по суше, воде и воздуху. Некоторые виды транспортных средств освобождены от обложения налогом:

    • автомашины, используемые инвалидами;
    • автомашины, выданные через органы социальной защиты;
    • автомашины, находящиеся в розыске (владельцам для освобождения от уплаты налога необходимо предъявить документ, подтверждающий данный факт).

    В качестве плательщиков транспортного налога выступают граждане и юрлица, на которых оформлена регистрация транспорта. Причем плательщик может и не быть его владельцем. Значение имеет факт регистрации. Например, автомашина может быть зарегистрирована на лизингополучателя – юрлицо на срок действия договора лизинга – либо на физическое лицо, которое распоряжается автомашиной по доверенности.

    Налоговый период по данному налогу составляет один год. Юрлица обязаны рассчитывать его самостоятельно, подавая декларацию в ИФНС один раз за год, однако имеют право перечислять при этом авансовые платежи раз в квартал. Граждане выплачивают налог один раз в год на базе расчета, выполненного ИФНС и переданного им в уведомлении. В связи с тем, что между действительным положением дел и информацией, имеющейся у ИФНС, возможны значительные расхождения, налогоплательщику-гражданину необходимо знать порядок расчета транспортного налога для проверки переданного ему расчета.

    Определение налоговой базы для транспорта осуществляется на основании его мощности, вместимости и тяги мотора. По автомашинам ее величина зависит от мощности мотора в лошадиных силах. Если она указана в ПТС в киловаттах, то следует ее пересчитать в лошадиные силы путем умножения количества киловатт на 1,35962 и округления пересчитанной базы до двух знаков после запятой.

    Ознакомьтесь так же:  Материнский капитал мужчинам

    Порядок исчисления и уплаты транспортного налога (1)

    Главная > Контрольная работа >Финансовые науки

    1. Транспортный налог. Механизмы исчисления и взимания. Перспективы взимания

    1.1 Система налогов и сборов, особенности их учета

    1.2 Транспортный налог. Объекты налогообложения

    1.3 Механизмы исчисления и взимания транспортного налога

    1.4 Перспективы взимания транспортного налога

    2. Практическая часть: порядок заполнения декларации

    Список использованной литературы

    Бухгалтерский учет отражает реальную картину хозяйственной деятельности, предоставляет пользователям полную и достоверную информацию о финансовом положении и финансовых результатах организации. При этом важная часть бухгалтерского учета — расчеты по налогам и сборам, состав и порядок уплаты которых регулируется Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

    Налоговый учет — это часть (подсистема) бухгалтерского учета, служащая для отражения фактов хозяйственной деятельности, а также подготовки и предоставления информации в налоговые органы о состоянии расчетов по налогам в организации. Система бухгалтерского учета обладает целостной, устойчивой структурой. В ней можно выделить взаимосвязанные и взаимодействующие подсистемы финансового, управленческого и налогового учета, которые не могут существовать одна без другой. Как в теории, так и на практике выделение налогового учета в отдельную систему разрушит системообразующие связи и упорядоченность всей системы бухгалтерского учета. Учет налоговых расчетов — органичный элемент системы бухгалтерского учета, он вне системы теряет свои свойства.

    Цель курсовой работы — сформировать четкое представление о налоге; о механизме исчисления и порядке взимания налога.

    овладение понятийным аппаратом в области налоговых правоотношений;

    изучение вопросов, связанных с порядком исчисления и уплаты налога.

    Успешное овладение данной дисциплиной позволит применить полученные знания в практической работе бухгалтера, на которого и возложены обязанности исчисления налогов, контроля за своевременным их перечислением в бюджет, а также осуществление налоговой оптимизации в организации.

    1. Транспортный налог. Механизмы исчисления и взимания. Перспективы взимания

    1.1 Система налогов и сборов, особенности их учета

    Налог согласно Налоговому кодексу РФ — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Сбор означает обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого — одно из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    В соответствии с Налоговым кодексом в Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

    Федеральные налоги и сборы — установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации:

    Налог на добавленную стоимость (НДС);

    Налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

    Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды;

    Налог на прибыль организаций;

    Налог на добычу полезных ископаемых;

    Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;

    Региональные налоги — установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяют в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ, могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.

    К региональным относятся налоги:

    На имущество организаций;

    На игорный бизнес;

    Местные налоги — установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении местных налогов и сборов в нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления определяют следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ; порядок и сроки уплаты налогов; формы отчетности по данным налогам; налоговые льготы.

    К местным налогам относят:

    На имущество физических лиц.

    Для учета расчетов по налогам и сборам в бухгалтерском учете предназначен активно-пассивный счет 68 «Учет расчетов по налогам и сборам», который может иметь развернутое сальдо. Начисленные налоги и сборы отражают по кредиту счета 68 и дебету различных счетов в зависимости от источников их возмещения. Различают следующие налоги и сборы:

    относимые на счета продажи (90, 91) — НДС, акцизы;

    включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг и капитальные вложения (счета 08, 20, 23, 25, 26, 29, 97, 44) — транспортный, земельный и водный налоги, отчисления во внебюджетные экологические фонды в виде платы за нормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и др.;

    уплачиваемые за счет прибыли до ее налогообложения (счет 91) — налог на имущество;

    уплачиваемые из прибыли (счет 99) — налог на прибыль, единый сельскохозяйственный налог;

    уплачиваемые за счет доходов физических лиц (счета учета расчетов) — НДФЛ.

    Кроме того, по кредиту счета 68 и дебету счетов 99 «Прибыли и убытки» и 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (в части расчетов с виновными лицами) отражают начисленную сумму штрафных санкций за несвоевременную и неполную уплату налог и сборов. В корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» по счету 68 отражают суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над суммой налог и сборов.

    По дебету счета 68 записывают погашение задолженности финансовым органам по платежам в бюджет, а также зачтенные суммы налога на добавленную стоимость.

    транспортный налог владелец средство

    1.2 Транспортный налог. Объекты налогообложения

    Источниками формирования Федерального дорожного фонда были налог на реализацию горюче-смазочных материалов и федеральный налог на пользователей автомобильных дорог, зачисляемый в указанный Фонд по ставке, установленной Законом о дорожных фондах, в остальной части суммы налога зачислялись в территориальные дорожные фонды.

    Однако Федеральным законом от 27 декабря 2000г. № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» и Федеральным законом от 5 августа 2000г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (далее — Закон № 118-ФЗ) были изменены правила формирования дорожных фондов.

    Прежде всего ст.5 Закона № 118-ФЗ установлено, что Закон о дорожных фондах утрачивает силу с 1 января 2003г. До этого времени он применялся с учетом следующих положений: Федеральный дорожный фонд с 1 января 2001г. упразднен, а действие Закона о дорожных фондах в части создания и деятельности Федерального дорожного фонда приостановлено. Налог на реализацию горюче-смазочных материалов и налог на приобретение автомобильных средств не взимаются соответственно с 1 января 2001г.

    Таким образом, с начала 2001г. в Российской Федерации функционировали только территориальные дорожные фонды, налоговыми источниками формирования которых были налог с владельцев транспортных средств и налог на пользователей автомобильных дорог.

    Порядок исчисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств был установлен ст.6 Закона о дорожных фондах. Что же касается налога на пользователей автомобильных дорог, то ставки этого налога установлены в размере 1% (понижены) выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и 1% суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческой и торговой деятельности (налог начисляется отдельно по каждому виду деятельности). Сумма налога на пользователей автомобильных дорог полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды или бюджеты субъектов РФ для их целевого использования.

    С 2003г. целевые бюджетные средства территориальных дорожных фондов образуются за счет:

    акцизов на нефтепродукты в размере 50% доходов;

    земельного налога в размере 100% доходов, подлежащих зачислению в бюджет субъектов РФ;

    Транспортный налог вводился в Российской Федерации с 1 января 1994г. Его появление было продиктовано необходимостью пополнения бюджетов. Поэтому в Указе Президента РФ от 22 декабря 1993г. № 2270 говорилось о временном взимании транспортного налога с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных). Взимался налог в размере 1% ФОТ с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции. Транспортный налог был отменен с 15 ноября 1997г. на основании Указа Президента РФ.

    С 1 января 2003г. вступила в действие гл.28 «Транспортный налог» НК РФ.

    Транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Законодательные органы субъектов РФ определяют ставку транспортного налога в пределах установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания для их использования. Например, взимание транспортного налога в Москве регулирует Закон г. Москвы от 31 октября 2002г. №48.

    Ознакомьтесь так же:  Договор купли продажи квартиры с пожизненным содержанием образец

    Объектом налогообложения являются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Объектом налогообложения признаются следующие транспортные средства: автомобили; мотоциклы; мотороллеры; автобусы; другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу; самолеты; вертолеты; теплоходы; парусные суда; катера; снегоходы; моторные лодки; гидроциклы; несамоходные (буксирные) суда; другие водные и воздушные транспортные средства.

    Не являются объектом налогообложения:

    весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5л. с.;

    автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения;

    промысловые морские и речные суда;

    пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

    тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомобили (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

    транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти. Где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

    транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи);

    самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

    суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

    Налогоплательщиками транспортного налога признаются юридические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства; физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства (как пользующиеся ими сами, так и передавшие их по доверенности после 29 июля 2002г.), а также физические лица, на которых транспортные средства не зарегистрировано, но которые получили его по доверенности, но которые получили его по доверенности, датированной до 29 июля 2002г. (если собственник транспортного средства уведомил налоговую инспекцию о факте передачи, если же он не сделал этого, то налог будет платить он сам).

    Особенности исчисления транспортного налога

    При исчислении и уплате транспортного налога на практике возникает достаточно много нестандартных ситуаций. Рассмотрим наиболее интересные из них за последние два года.

    Правило тринадцати месяцев

    Напомним, что в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца он принимается как один полный месяц.
    Это прямая норма, которая содержится в п. 3 ст. 362 НК РФ. Поэтому, даже если регистрация и снятие были совершены в течение одного дня, налог за месяц, в котором транспортное средство (например, автомобиль) было продано, платит как продавец, так и покупатель (Письмо Минфина России от 02.11.2012 N 03-05-06-04/217).
    Получается, в году 12 месяцев, а налог уплачивается за 13 месяцев.
    Оба собственника уплачивают транспортный налог за одно и то же транспортное средство, причем за один и тот же период.

    Тем не менее в Письме Минфина России от 07.10.2010 N 03-05-06-04/240 разъяснено, что данная норма Налогового кодекса РФ не приводит к двойному налогообложению, поскольку этот объект налогообложения возникает у разных налогоплательщиков.

    Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ были внесены очередные поправки в гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ, которые заключаются в следующем: если законом субъекта Российской Федерации не установлены ставки транспортного налога, налогообложение производится по ставкам, указанным в Налоговом кодексе РФ. Чисто техническая поправка.

    Что касается правила 13 месяцев, то этот вопрос снова не решен. Хотя, например, при исчислении земельного налога справедливость торжествует с момента введения гл. 31 «Земельный налог» НК РФ. Так, в п. 7 ст. 396 НК РФ сказано: если возникновение (прекращение) прав на земельный участок произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц их возникновения, если после 15-го числа — месяц прекращения прав.

    Иными словами, если земля продана до 15-го числа месяца, налог за этот месяц платит ее покупатель, если после 15-го числа месяца — продавец земли. Все логично: кто дольше владеет земельным участком, тот и платит. Никакого правила 13 месяцев.

    Кстати, при продаже автомобиля организациям следует учитывать, что объекты основных средств подлежат обложению налогом на имущество до их выбытия, а вот уплата транспортного налога прекращается только с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах (Письмо Минфина России от 14.06.2012 N 03-05-05-04/09). Если автомобиль не снят с учета в органах ГИБДД, транспортный налог придется платить и дальше.

    Аналогичный принцип применяется и при списании транспортных средств ввиду их непригодности к эксплуатации (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 N 12223/10): если компания списала транспорт и даже утилизировала его, но не сняла с регистрационного учета, она должна уплачивать транспортный налог.

    Правило одного месяца

    В силу п. 4 ст. 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о зарегистрированных или снятых с регистрации транспортных средствах, а также о лицах, на которых они зарегистрированы, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

    При одновременной постановке и снятии с учета транспортного средства без выдачи свидетельства о регистрации и номерных знаков транспортный налог все равно взимается, поскольку в целях налогообложения важен сам факт регистрации транспортного средства, а не выдача свидетельства и номерных знаков (Письмо Минфина России от 19.09.2012 N 03-05-06-04/163).

    Таким образом, в приведенном случае действует правило одного месяца: при представлении сведений органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, о регистрации и снятии с регистрации соответствующего транспортного средства в течение одного месяца налоговыми органами будет исчислен транспортный налог в соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ.

    Угнанное транспортное средство в розыске

    В общем случае обязанность по уплате транспортного налога не зависит от фактического использования транспорта налогоплательщиком.

    Между тем существуют исключения. В Письме от 27.01.2012 N БС-3-11/241 ФНС России напомнила, что транспортные средства, находящиеся в розыске, не являются объектом налогообложения. При этом факт угона должен быть подтвержден справкой из правоохранительных органов.

    В Информационном письме, размещенном в сети Интернет на сайте www.nalog.ru, ФНС России разъяснила, каким именно документом подтверждается факт розыска угнанного (украденного) транспорта.

    В силу пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом не являются транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

    Таким документом является справка об угоне, которая выдается органами, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию угонов (краж) транспортных средств.

    Согласно Инструкции по розыску автомототранспортных средств (утв. Приказом МВД России от 17.02.1994 N 58 «О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства») розыск автотранспортных средств осуществляют органы внутренних дел Российской Федерации.

    В случае угона транспортного средства лицо, на которое это средство зарегистрировано, должно написать заявление об угоне в соответствующий орган внутренних дел (ОВД), на основании которого будет вынесено постановление о возбуждении уголовного дела по факту угона, а также выдана справка об угоне зарегистрированного на заявителя транспортного средства.

    При представлении в налоговый орган подлинника справки, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства, транспортное средство, находящееся в розыске, не рассматривается как объект налогообложения.

    Если же налогоплательщик представит не подлинник, а копию справки об угоне зарегистрированного на него транспортного средства, выданную соответствующим подразделением ОВД России, то налоговый орган в целях подтверждения обоснованности освобождения этого транспортного средства от обложения транспортным налогом должен направить в указанное подразделение запрос о подтверждении факта его угона.

    Кроме того, в Письме отмечено, что угнанное транспортное средство не является объектом обложения транспортным налогом только в период его розыска.

    Если подлинника выданной ОВД справки, подтверждающей факт угона (кражи) зарегистрированного на налогоплательщика транспортного средства, от последнего в налоговый орган не поступало, то отсутствуют законные основания для неначисления по этому транспортному средству транспортного налога (вплоть до месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщик представит в налоговый орган справку).

    Другими словами, в целях исчисления транспортного налога месяц, в котором транспорт угнан, и месяц, когда он возвращен владельцу, включаются в период нахождения транспортного средства у владельца.

    Отметим, что согласно Письму ФНС России от 23.09.2011 N ЕД-4-3/[email protected] налоговые органы при реализации возложенных на них полномочий должны неукоснительно применять положения писем ФНС России, размещенных в сети Интернет на сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами».

    При продаже транспортного средства без снятия с учета плательщиком налога остается его прежний владелец

    В Информационном письме, размещенном в сети Интернет на сайте www.nalog.ru, ФНС России разъяснила, что при продаже транспортного средства без снятия его с регистрационного учета плательщиком транспортного налога остается прежний владелец транспорта.

    Ознакомьтесь так же:  Гражданский кодекс ст 703

    Возможность продать транспортное средство без снятия его с регистрационного учета, лишь заключив договор купли-продажи, появилась в нашей стране с 1 января 2011 г.

    Между тем, пока транспортное средство не снято с учета в регистрирующих органах ГИБДД, плательщиком транспортного налога является его формальный, а не фактический владелец.

    Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) Налоговым кодексом РФ не установлено.

    Кроме того, согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001) транспортные средства регистрируются за их собственниками — юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на автомототранспортные средства.

    Автомототранспортное средство, отчужденное на основании договора, должно быть снято с регистрационного учета со старого собственника на основании заявления нового при обращении в регистрационное подразделение Госавтоинспекции для переоформления на свое имя в установленные Правилами сроки (при неисполнении указанных обязательств новым собственником — по заявлению прежнего собственника).

    Исчисление транспортного налога в отношении прежнего собственника будет прекращено только с месяца, следующего за месяцем снятия с регистрационного учета транспортного средства.

    Мощность автомобиля выражена дробным числом

    В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ).

    Налоговые ставки установлены в зависимости от мощности двигателя автомобиля в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, в частности до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно и свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно.

    Когда мощность автомобиля выражена дробным числом, при выборе ставки транспортного налога нужно ориентироваться именно на это точное дробное число без округления (Письмо Минфина России от 31.10.2012 N 03-05-07-04/18).

    Например, при показателе мощности двигателя 100,6 л. с. следует применять налоговую ставку, установленную для автомобилей свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил включительно.

    Мощность гибридного автомобиля

    В целях исчисления транспортного налога гибридных автомобилей в качестве налоговой базы необходимо учитывать совокупную или суммарную мощность двух двигателей (Письмо Минпромторга России от 18.10.2012 N 20-3729).

    В Письме от 31.10.2012 N 03-05-07-04/18 Минфин России согласился с мнением специалистов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, использовав их Письмо как приложение к своему.

    Категория транспортного средства в целях налогообложения определяется на основании данных ПТС

    В Письме Минфина России от 13.08.2012 N 03-05-06-04/137 разъяснено, на основании чего определяется категория транспортного средства для исчисления транспортного налога.

    В целях администрирования транспортного налога в силу ст. 362 НК РФ сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступают в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, по специальным формам. В них предусмотрены показатели «тип транспортного средства» и «назначение (категория) транспортного средства».

    Документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства (ПТС), подтверждающий в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»). Тип транспортного средства, указанный в ПТС, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении (сертификате соответствия).

    В строке 2 ПТС «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая позиция цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид), например: «1» — легковой автомобиль; «7» — фургоны; «9» — специальные.

    Таким образом, категория транспортного средства в целях исчисления транспортного налога должна определяться исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в ПТС.

    Незарегистрированный транспорт, эксплуатирующийся на закрытых территориях и не участвующий в дорожном движении

    Уклонение от государственной регистрации транспортных средств не освобождает от уплаты транспортного налога — такой вывод сделал Президиум ВАС РФ (Постановление от 07.06.2012 N 14341/11 по делу N А73-12291/2010). При вынесении решения была рассмотрена следующая ситуация.

    На балансе компании в качестве эксплуатируемых основных средств числились транспортные средства, не прошедшие в установленном порядке государственную регистрацию в органах государственного технического надзора.

    Организация считала, что, поскольку эти транспортные средства в количестве 102 штук используются в пределах промышленной площадки (горного отвода) и не участвуют в дорожном движении (не воздействуют на состояние дорог общего пользования, не эксплуатируют дорожное покрытие), регистрировать их не нужно.

    Примечание. В Письме ФНС России от 27.01.2012 N БС-3-11/241 подчеркивается, что обязанность по уплате транспортного налога не зависит от факта эксплуатации дорожного покрытия.

    Соответственно, и транспортный налог с них платить не надо, поскольку в силу ст. 357 НК РФ его плательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

    Налоговая инспекция с этим не согласилась, поскольку тот факт, что транспорт в нарушение установленного порядка не был зарегистрирован, не является основанием для освобождения компании от уплаты транспортного налога. Налоговый орган доначислил налог, пени и штраф.

    Нижестоящие суды признать решение налоговой инспекции недействительным отказались. Судебная коллегия ВАС РФ направила дело для пересмотра в Президиум.

    Президиум ВАС РФ решил, что используемые компанией в производственной деятельности вездеходы, тракторы, бульдозеры, экскаваторы, автопогрузчики, тягачи, буровая установка подлежат государственной регистрации на основании Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», поэтому в силу этого обстоятельства они признаются объектами обложения транспортным налогом.

    Иными словами, предприятие, владеющее транспортным средством по любому законному основанию, которое приводит к обязанности по его регистрации, признается плательщиком транспортного налога.

    Кстати, за несоблюдение сроков государственной регистрации транспорта органы ГИБДД или Гостехнадзора могут оштрафовать юридическое лицо на сумму от 1 до 3 тыс. руб. за каждое транспортное средство, а его должностных лиц — на 100 — 300 руб. (ст. 19.22 КоАП РФ).

    Налоговая декларация

    Плательщикам транспортного налога необходимо обратить внимание на Письмо ФНС России от 13.11.2012 N БС-4-11/[email protected], суть которого в следующем.
    За 2012 г. налогоплательщики представляют декларацию по транспортному налогу по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 20.02.2012 N ММВ-7-11/[email protected]
    Порядок заполнения налоговой декларации, утвержденный этим же Приказом, содержит некорректное описание алгоритма исчисления сумм налоговых льгот.

    Примечание. Отметим, что в Налоговом кодексе РФ не установлено каких-либо льгот по транспортному налогу, между тем в силу ст. 356 НК РФ они могут быть предоставлены налогоплательщикам властями субъектов Российской Федерации.

    Соответствующие изменения (в части указанного алгоритма) внесены в Приказ от 20.02.2012 N ММВ-7-11/[email protected] Приказом ФНС России от 26.10.2012 N ММВ-7-11/[email protected], но будут применяться, только начиная с представления налоговой декларации по транспортному налогу за 2013 г.

    В случае возникновения у налогоплательщика оснований для применения налоговой льготы по транспортному налогу, установленной законом субъекта Российской Федерации, в налоговом периоде 2012 г. в целях корректного исчисления сумм налоговых льгот рекомендуется:

    • в строке 180 сумму налоговой льготы рассчитывать как произведение налоговой базы, указанной в строке с кодом 070, налоговой ставки, указанной в строке с кодом 130, и коэффициента, отражаемого в строке с кодом 160;
    • в строке 200 сумму налоговой льготы рассчитывать как произведение налоговой базы, указанной в строке с кодом 070, налоговой ставки, указанной в строке с кодом 130, коэффициента, отражаемого в строке с кодом 160, и процента, уменьшающего исчисленную сумму налога;
    • в строке 220 сумму налоговой льготы исчислять как разность суммы налога, исчисленной по полной налоговой ставке, и суммы налога, исчисленной по пониженной налоговой ставке, умноженной на коэффициент, отражаемый в строке с кодом 160.

    Кстати, следует знать, что налоговые органы на местах не вправе требовать от компаний представления уточненных деклараций по транспортному налогу за 2011 г. в случае, когда последние при заполнении декларации в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом ФНС России от 13.04.2006 N 65н, дополнительно не учли рекомендации ведомства, размещенные на сайте www.nalog.ru (Письмо ФНС России от 13.06.2012 N БС-4-11/[email protected]).

    Выход этого Письма связан с участившимися случаями обращения налогоплательщиков по вопросу законности направления налоговыми органами требований о необходимости представления уточненной декларации по транспортному налогу за 2011 г.

    Напомним, что в информационном письме, размещенном в сети Интернет на сайте www.nalog.ru, ФНС России рекомендовала не заполнять строку 040 налоговой декларации, а величину транспортного налога, отраженную по строке 030, в полной сумме повторить по строке 050.

    Отметим, что, если компания не является плательщиком транспортного налога или на нее зарегистрированы транспортные средства, не являющиеся объектом налогообложения, представлять налоговую декларацию ей не нужно.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *