Суды общей юрисдикции в рф организация деятельности и полномочия

26. Суды общей юрисдикции, их задачи и организация

26. Суды общей юрисдикции, их задачи и организация

Суды общей юрисдикции представляют собой систему судов, рассматривающих уголовные, гражданские и административные дела. В соответствии со ст. 3 закона о судоустройстве в их задачи входит охрана от всяких посягательств закрепленного в Конституции РФ общественного строя, его политической и экономической систем; социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан. Деятельность судов направлена на всемерное укрепление правопорядка и законности, предупреждение преступлений и иных правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, чести и достоинству граждан.

Суды общей юрисдикции в соответствии с законом «О судебной системе РФ» представляют собой централизованную систему, возглавляемую Верховным Судом РФ, и подразделяются на две подсистемы. Одну составляют так называемые общие суды , рассматривающие обычные уголовные, гражданские и административные дела. Другую – военные суды , осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах РФ и других воинских соединениях. Все суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, разделяются на звенья. В каждое звено входят суды, обладающие одинаковыми, компетенцией и структурой. Высшим звеном является Верховный Суд РФ. В подсистему общих судов входит среднее звено, состоящее из Верховных судов республик в составе РФ, судов автономной области, автономных округов, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Низшее звено составляют районные (городские) суды. Кроме того, в систему судов общей юрисдикции включены также и мировые судьи, чьи полномочия и порядок назначения пока законом не определены.

Среднее звено военных судов составляют окружные (флотские) суды. Низшее звено образуют гарнизонные военные суды.

Все суды общей юрисдикции могут рассматривать уголовные и гражданские дела в качестве судов первой инстанции. Верховный Суд РФ и суды, относящиеся к среднему звену, выполняют также функции кассационной и надзорной инстанций.

Похожие главы из других книг

1.9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» от 10 октября 2003 г. № 5[28]

1.9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» от 10 октября 2003 г. № 5[28] Общепризнанные принципы и нормы международного права и

45. Особенности участия прокурора в рассмотрении судами общей юрисдикции уголовных дел

45. Особенности участия прокурора в рассмотрении судами общей юрисдикции уголовных дел Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного

Статья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями

Статья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями 1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:1) при подаче искового

Статья 333.20. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям

Статья 333.20. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям 1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:1) при подаче

Статья 333.36. Льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям

Статья 333.36. Льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям 1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются:1) истцы – по искам о взыскании заработной платы (денежного

Раздел VI Защита гражданских прав и интересов органами, не входящими в систему общей судебной юрисдикции

Раздел VI Защита гражданских прав и интересов органами, не входящими в систему общей судебной

13.3. Рассмотрение и разрешение споров в сфере рекламы судами общей юрисдикции

13.3. Рассмотрение и разрешение споров в сфере рекламы судами общей юрисдикции В случае нарушения в процессе рекламной деятельности прав и законных интересов, не связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью, защита указанных прав и интересов

73. Милиция, ее задачи и организация

73. Милиция, ее задачи и организация Основной частью органов внутренних дел является милиция , представляющая собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и

Ходатайство об отложении слушания дела в суде общей юрисдикции в связи с командировкой представителя

Ходатайство об отложении слушания дела в суде общей юрисдикции в связи с командировкой представителя В _____________________________ (наименование суда)Истец: _________________________ (ф. и. о. или наименование организации, адрес)Ответчик: ______________________________ (ф. и. о. или наименование организации,

Суды общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают все остальные дела, не входящие в компетенцию арбитражных судов и мировых судей.Категории дел, рассматриваемые судами общей юрисдикции: исковые дела с участием граждан, организаций, органон

Вопрос 175. Понятие подведомственности. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции. Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации.

Вопрос 175. Понятие подведомственности. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции. Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов Российской

Вопрос 176. Понятие и виды подсудности по ГПК. Родовая подсудность гражданских дел мировому судье и федеральным судам общей юрисдикции.

Вопрос 176. Понятие и виды подсудности по ГПК. Родовая подсудность гражданских дел мировому судье и федеральным судам общей юрисдикции. Подсудность в ГПКпредставляет собой институт, регулирующий относимость подведомственных судам общей юрисдикции гражданских дел к

Вопрос 228. Порядок рассмотрения судами общей юрисдикции дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Вопрос 228. Порядок рассмотрения судами общей юрисдикции дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Производство по рассмотрению заявлений оприсуждении компенсации за

Вопрос 229. Порядок рассмотрения судами общей юрисдикции дел по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении.

Вопрос 229. Порядок рассмотрения судами общей юрисдикции дел по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении. Заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать

3.1. Суды общей юрисдикции

3.1. Суды общей юрисдикции 3.1.1. Суды первой инстанции Судам общей юрисдикции подведомственны следующие дела:1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод

§ 1. Задачи, содержание политико-воспитательной работы и ее организация

§ 1. Задачи, содержание политико-воспитательной работы и ее организация Значение политико-воспитательной работы как средства исправительно-трудового воздействия заключается в том, что она формирует мировоззрение заключенного, без чего не может быть действительного

23.Суды субъектов рф: полномочия, структура, место в системе федеральных судов общей юрисдикции

Верховные суды занимают в системе общих (гражданских) судов положение судов среднего звена. Суды среднего звена равнозначны по компетенции, структуре и положению в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они рассматривают дела в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции областной суд рассматривает гражданские дела, связанные с государственной тайной, об оспаривании нормативных актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения политической партии или религиозных организаций, средств массовой информации, других общественных организаций, избирательные споры и другие дела, предусмотренные федеральным законом.

Среди уголовных дел суды среднего звена рассматривают по первой инстанции дела об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании, при особо квалифицирующих обстоятельствах, преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 31 УПК.

В качестве суда второй (кассационной) инстанции суды среднего звена рассматривают дела по кассационным и частным жалобам и представления на судебные акты районных судов, не вступивших в законную силу (ст. 355 УПК).

Как надзорная инстанция президиумы областных судов уполномочены проверять законность и обоснованность приговоров и решений районных судов и мировых судей, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу, в том числе и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Суды среднего звена состоят из председателя, заместителей пред­седателя, председателей судебных коллегий, членов суда. Они действуют в составе:

судебной коллегии по гражданским делам;

судебной коллегии по уголовным делам.

Кроме того, в их состав входят аппараты судов, призванные выполнять организационно-вспомогательные функции.

24.Верховный суд рф: его полномочия и структура

На основании ст. 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Кроме того, ч. 1 ст. 104 Конституции РФ наделяет Верховный Суд РФ правом законодательной инициативы по вопросам его ведения.

Также Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации.

Верховный Суд РФ осуществляет правосудие путем рассмотрения дел в качестве суда первой, апелляционной и кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Основные подразделения Суда:

Пленум (включающий в свой состав всех судей Верховного суда, не рассматривает конкретных дел как судебная инстанция. Его главная функция – рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и статистики, дача разъяснений по вопросам применения законодательства);

Ознакомьтесь так же:  Ненецкий автономный округ субсидия

Президиум (рассматривает вопросы о работе судебных коллегий и аппарата Суда, анализирует материалы обобщения су­дебной практики и оказывает помощь судам общей юрисдикции в применении ими законодательства);

Апелляционная коллегия (рассмотрение по второй инстанции гражданских и уголовных дел по жалобам и протестам на не вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные судебными коллегиями Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции); . По гражданским делам с 1 января 2012 года, по уголовным с 1 января 2013 года.

Судебная коллегия по гражданским делам;

Судебная коллегия по уголовным делам;

Судебная коллегия по административным делам;

Эти коллегии Верховного Суда РФ осуществляют рассмотрение дел по трем инстанциям: по первой, кассационной, а также в качестве инстанции, проверяющей в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам приговоры и иные судебные решения, вступившие в силу.

При Верховном Суде РФ действуют следующие органы:

1) Судебный департамент (является федеральным государственным органом и призван осуществлять организационное обеспечение деятельности всех судов общей юрисдикции в РФ, т.е. мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия);

2) Научно-консультативный совет (совещательный орган, в задачу которого входит разработка научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики).

4. Суды общей юрисдикции в рф

4.1. Система судов общей юрисдикции

В соответствии со ст. 1 ФКЗ «О судах общей юрисдикции РФ» (ред. от 01.06.2011), систему судов общей юрисдикции в РФ составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов РФ. К первым относятся

1. Верховный Суд Российской Федерации;

2. верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов (суды общей юрисдикции в субъектах РФ);

3. районные суды, городские суды, межрайонные суды (районные суды);

5. специализированные суды.

К судам общей юрисдикции субъектов РФ относятся мировые судьи.

Суды общей юрисдикции в Российской Федерации рассматривают гражданские, административные и уголовные дела.

Низовым звеном системы территориальных судов общей юрисдикции являются мировые судьи. Формально являясь судами субъектов, они, тем не менее, осуществляют правосудие от имени РФ и финансируются за счет федерального бюджета. Вопросы осуществления правосудия мировыми судьями регулируются ФКЗ «О судебной системе РФ», ФЗ от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в РФ» (ред. от 18.07.2011) и законами субъектов РФ о мировых судьях.

Компетенция мирового судьи установлена в ст. 3 ФЗ «О мировых судьях». Поскольку мировой судья является «общинным» судом, в его компетенцию входит рассмотрение простых, «обыденных дел». Например, к компетенции мирового судьи относится рассмотрение в первой инстанции:

1. уголовных дел о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее 3 лет лишения свободы (в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ).

2. дела о выдаче судебного приказа – то есть судебного постановления о взыскании задолженности, которое выдается судьей единолично в явных, бесспорных случаях 29 ;

3. дела о расторжении брака, если между супругами отсутствуют спор о детях; а также – о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска – не более пятидесяти тысяч рублей;

4. другие дела, вытекающие из семейно-правовых отношений, за исключением:

— всех дел по спорам о детях (об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства и т.д.);

— о лишении и ограничении родительских прав;

— об усыновлении (удочерении) ребенка;

— о признании брака недействительным;

5. дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, за исключением:

— дел о наследовании имущества;

— дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности;

6. дела об определении порядка пользования имуществом;

7. дела об административных правонарушениях, отнесенных законом к компетенции мирового судьи.

Кроме того, мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствах в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

Все дела, отнесенные к компетенции мирового судьи, рассматриваются и разрешаются им единолично.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, которые определяются законом субъекта РФ.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысячи человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

Поскольку мировые судьи являются судьями субъектов, порядок назначения их на должность определяется ФЗ «О мировых судьях» и законами субъекта РФ. Кандидат на должность мирового судьи должен являться гражданином РФ, иметь высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет; кроме того, он должен сдать квалификационный экзамен.

Закон предусматривает два способа назначения мировых судей на должность. Так, мировые судьи могут либо назначаться или избираться на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, либо избираться на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Мировой судья назначается на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения на данную должность. При повторном и последующих назначениях срок полномочий должен составлять не менее пяти лет.

Работу мирового судьи обеспечивает его аппарат, структура и штатное расписание которого устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта РФ. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими соответствующего субъекта РФ.

Следующим звеном в подсистеме территориальных судов являются суды общей юрисдикции города или района в формулировке ФКЗ «О судах общей юрисдикции РФ» — районный суд.

Районный суд создается федеральным законом в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ. Закон допускает создание судебных районов, охватывающих несколько административно-территориальных единиц субъекта РФ (межрайонный суд).

Районный (городской) суд общей юрисдикции является тем звеном судебной системы, на которые возложено исполнение наибольшего объема работы. В компетенцию районного суда входит:

I. осуществление правосудия, а именно:

1. рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел в первой инстанции;

2. пересмотр в апелляционном порядке решений мирового судьи;

3. пересмотр дел по вновь открывшимся и новым обстоятельствам.

II. Реализация иных видов судопроизводства, а именно:

1. рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях;

2. вынесение решения об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, домашнего ареста или залога, а также – о продлении срока содержания под стражей или домашнего ареста;

3. осуществление судебного контроля на основании положений Закона РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (ред. от 09.02.2009) 30 ;

4. вынесение судебных решений об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действия, нарушающих конституционные права и свободы граждан 31 ;

5. обобщение судебной практики и анализ судебной статистики.

Что касается организации судов общей юрисдикции города (района), то она зависит от штатной численности судей. Районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, определяемом Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по согласованию с председателем суда общей юрисдикции в соответствующим субъекте. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Федеральными судами общей юрисдикции в субъекте РФ являются: верховные суды республик в составе РФ, краевые суды, областные суды, городские суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суд Еврейской автономной области, суды автономных округов. Данные суды рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Рассматриваемые суды действуют в составе президиума суда, судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам.

Президиум суда общей юрисдикции субъекта РФ состоит из председателя суда, его заместителей, входящих в состав президиума по должности, и наиболее опытных и квалифицированных членов суда в количестве, определяемом Президентом РФ. Президиум суда общей юрисдикции субъекта РФ обладает судебными и несудебными полномочиями. Как судебный орган, он рассматривает:

дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей,

апелляционные определения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа,

дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Как несудебный орган Президиум решает наиболее общие вопросы организации и деятельности суда (например, утверждает составы судебных коллегий, рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики и т.д.).

Судебные коллегии суда общей юрисдикции субъекта РФ утверждаются президиумом суда из числа судей соответствующего суда. Председатель суда общей юрисдикции субъекта РФ в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дела в составе другой коллегии. Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, а также — по вновь открывшимся обстоятельствам.

Так, в первой инстанции судебная коллегия по гражданским делам рассматривает:

1. гражданские дела, связанные с государственной тайной,

2. дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектовРФ, затрагивающих права и свободы граждан;

3. дела о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности региональных отделенный политических партий, общественных объединений, религиозных организаций;

4. дела о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;

5. дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ (за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума);

Ознакомьтесь так же:  Размер ежемесячной выплаты детям сиротам

5. дела о расформировании избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ;

6. дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям, районным судам.

Подсудность уголовных дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции субъектов РФ, установлена ч. 3 ст. 31 УПК в виде перечня дел о преступлениях, предусмотренных конкретными статьями УК РФ. В частности, к ним относятся дела об убийствах с отягчающими обстоятельствами (ч. 2 ст. 105 УК РФ), о похищении человека с особо отягчающими обстоятельствами (ч. 3 ст. 126 УК РФ), об изнасиловании с особо отягчающими обстоятельствами (ч. 3 ст. 131 УК РФ) и о некоторых других, как правило, тяжких преступлениях.

Кроме того, судебные коллегии рассматривает:

1. в качестве суда апелляционной инстанции дела:

— по жалобам и представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу;

— по жалобам и представлениям на промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;

2. в качестве суда кассационной инстанции дела по жалобам, представлениям на промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;

Судьи (в том числе председатели, заместители председателя) судов города, района или субъекта Федерации назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей соответствующего уровня.

СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Согласно ст. 4 Закона о судебной системе и ст. 1 Закона о судах общей юрисдикции систему судов общей юрисдикции образуют Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды (включая городские и межрайонные суды), военные и специализированные суды, а также мировые судьи. Из всех перечисленных судов в настоящее время как таковые реально не учреждены только специализированные суды, хотя законопроектная работа в этом направлении (в частности, по созданию административных, ювенальных (по делам несовершеннолетних), земельных, трудовых судов) ведется достаточно давно.

Все суды общей юрисдикции независимо от их уровня, за исключением мировых судей, относятся к категории федеральных судов; мировые судьи являются судьями субъектов РФ.

Основными функциями судов общей юрисдикции являются: разрешение но существу гражданских, административных, уголовных, а также иных дел и вопросов, отнесенных к их ведению отраслевым законодательством; пересмотр решений нижестоящих судов; разрешение вопросов, связанных с исполнением судебных решений. Конкретный объем полномочий того или иного суда определяется его местом в системе этой ветви судебной власти.

Верховный Суд Российской Федерации

Общая характеристика. Согласно ст. 126 Конституции Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Характеристика Верховного Суда РФ как высшего судебного органа определяется тем, что он: 1) в качестве суда кассационной и надзорной инстанции пересматривает вступившие в законную силу решения любого суда Российской Федерации, включая и свои собственные решения; 2) в качестве суда апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений Верховного Суда РФ, верховных судов республик, краевых (областных) и приравненных к ним судов; 3) осуществляет возобновление производства по рассмотренным судами делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; 4) рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские, уголовные, административные и иные дела, отнесенные к его подсудности законом по установленным в нем критериям. Принимаемые Верховным Судом РФ по рассматриваемым им делам решения не могут быть пересмотрены ни другими судами, ни иными органами.

Несмотря на отсутствие в законодательстве прямого указания на обязательность для судов и иных органов решений Президиума Верховного Суда РФ, эти решения, как обеспечивающие единство судебной практики (по конституционно-правовому смыслу ст. 389 ГПК, а также согласно выраженной в постановлениях Конституционного Суда РФ от 05.02.2007 № 2-П «По делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кабинета Министров Республики Татарстан, жалобами открытых акционерных обществ “Нижнекамскнефтехим” и “Хакас- энерго”, а также жалобами ряда граждан» и от 21.01.2010 № 1-П «По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 170, пункта 1 статьи 311 и части 1 статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества “Производственное объединение “Берег”, открытых акционерных обществ “Карболит”, «Завод “Микропровод” и “Научно-производственное предприятие “Респиратор”»), подлежат обязательному учету судами при рассмотрении аналогичных гражданских, административных и уголовных дел. Более того, при определенных условиях, указанных в названных постановлениях Конституционного Суда РФ, постановления Президиума Верховного Суда РФ могут служить основанием для пересмотра ранее вынесенных судами решений по другим делам.

Роль Верховного Суда РФ как высшего судебного органа страны проявляется и в его полномочии давать разъяснения по вопросам судебной практики. Эти разъяснения, обеспечивая единство толкования и применения законов в соответствии с Конституцией и формируя соответствующим образом правоприменительную практику, тем не менее юридически не имеют для судов и иных органов, применяющих законы, обязательного значения.

Обладая как высший судебный орган этими, а также некоторыми другими специфическими для органов судебной власти полномочиями (выступать с законодательной инициативой, обращаться как в связи с производством по конкретному делу, так и в порядке общего нормоконтроля с запросами в Конституционный Суд РФ и др.), Верховный Суд РФ, однако, не обладает административной или дисциплинарной властью в отношении других судов общей юрисдикции; от него в настоящее время непосредственно не зависит и решение вопросов, связанных с финансированием нижестоящих судов общей юрисдикции и иным обеспечением их деятельности.

Организация Верховного Суда РФ. В настоящее время Верховный Суд РФ действует в составе: Пленума, Президиума, Апелляционной коллегии, Судебной коллегии по административным делам, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии. В составе Верховного Суда РФ также действует Дисциплинарное судебное присутствие – судебный орган, рассматривающий жалобы на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ по вопросу о досрочном прекращении полномочий судьи. При этом функции входящих в состав Верховного Суда РФ органов могут быть связаны как с рассмотрением в порядке административного, гражданского, уголовного судопроизводства соответствующих категорий дел, так и с осуществлением организационных полномочий. Так, Пленум Верховного Суда, не обладая полномочиями по рассмотрению конкретных дел, уполномочен рассматривать главным образом вопросы, связанные с организацией деятельности судов общей юрисдикции и обеспечением единства правоприменительной практики. Президиум Верховного Суда РФ наделен полномочиями как по разрешению конкретных гражданских, уголовных, административных и иных дел в порядке надзора и в процедуре возобновления производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, так и по организации судебной деятельности. Коллегии Верховного Суда РФ наделяются главным образом правами соответствующих судебных инстанций, управомоченных разрешать конкретные дела.

Пленум Верховного Суда РФ, включающий в свой состав Председателя, заместителей Председателя и всех судей Верховного Суда РФ, проводит заседания не реже одного раза в четыре месяца. В заседаниях Пленума но приглашению Председателя Верховного Суда РФ могут участвовать судьи Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, иные судьи и другие лица (Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, представители других министерств, ведомств, научных учреждений, других государственных и общественных организаций).

К ведению Пленума Верховного Суда РФ относятся: дача судам общей юрисдикции разъяснений по вопросам применения законодательства РФ в целях обеспечения единства судебной практики; внесение представлений в порядке осуществления законодательной инициативы и обращение с запросом в Конституционный Суд РФ в порядке абстрактного нормоконтроля; избрание по представлению Председателя Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда секретаря сто Пленума; утверждение по представлению Председателя Верховного Суда РФ состава Научно- консультативного совета при Верховном Суде и положения о нем; утверждение в связи с представлением Президента РФ состава судебной коллегии судей Верховного Суда РФ, принимающей заключение о наличии в действиях Генерального прокурора РФ и (или) Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления для принятия решения о возбуждении в отношении их уголовного дела или о привлечении их в качестве обвиняемых; представление по предложению Председателя Верховного Суда РФ на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей РФ состава судебной коллегии судей, уполномоченной принимать решения об ограничении судейской неприкосновенности; утверждение составов судебных коллегий Верховного Суда РФ; избрание членов Дисциплинарного судебного присутствия из числа судей Верховного Суда РФ и утверждение его Регламента; заслушивание сообщений о работе Президиума и отчетов о деятельности судебных коллегий и Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ; утверждение Регламента Верховного Суда РФ; осуществление иных полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.

Постановления Пленума Верховного Суда РФ принимаются открытым голосованием большинством голосов участвующих в голосовании членов Пленума при условии присутствия на заседании не менее двух третей его состава. Постановления Пленума подписываются Председателем Верховного Суда РФ и секретарем Пленума.

Президиум Верховного Суда РФ является не только вторым после Пленума органом Верховного Суда, управомоченным решать вопросы организации его деятельности, но также высшей и конечной судебной инстанцией по делам, отнесенным к ведению судов общей юрисдикции. Его состав включает 13 человек, в том числе Председателя Верховного Суда, его заместителей, а также ряд судей Верховного Суда, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей.

Ознакомьтесь так же:  Льготы по выходу на пенсию для ветеранов боевых действий

К ведению Президиума Верховного Суда РФ относятся: проверка в порядке надзора, а также в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов в целях обеспечения единства судебной практики и законности; рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики; рассмотрение вопросов организации работы коллегий и аппарата Верховного Суда; оказание помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства, в том числе путем рассылки ответов на вопросы, касающиеся применения законодательства; осуществление некоторых других полномочий, предоставленных ему законодательством.

Отнесенные к ведению Президиума Верховного Суда РФ полномочия реализуются им в его заседаниях, которые проводятся не реже одного раза в месяц и являются правомочными при наличии большинства членов Президиума. Постановления Президиума принимаются простым большинством голосов участвующих в заседании членов Президиума и подписываются председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ утверждается Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ. В соответствии со ст. 17 Закона о судах общей юрисдикции, гражданским процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством она рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции гражданские, административные и уголовные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по административным делам, Судебной коллегией по уголовным делам или Военной коллегией Верховного Суда РФ, а также в пределах своих полномочий пересматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством.

Судебные коллегии Верховного Суда РФ по административным, гражданским и уголовным делам, а также Военная коллегия Верховного Суда утверждаются Пленумом Верховного Суда из числа судей Верховного Суда РФ. При этом с учетом состава коллегий в конкретный период времени и их загруженности Председатель Верховного Суда в необходимых случаях может своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Коллегии Верховного Суда РФ подразделяются на судебные составы, которые создаются либо по предметному принципу (например, в Судебной коллегии но гражданским делам выделены судебные составы по гражданским делам, по трудовым и социальным делам), либо по зональному принципу (так, в Судебной коллегии по уголовным делам есть пять судебных составов, осуществляющих свои кассационные и надзорные полномочия в отношении территориальных судов, действующих на территории соответствующих субъектов РФ).

Судебные коллегии по административным, гражданским (до 1 января 2012 г.) и уголовным (до 1 января 2013 г.) делам Верховного Суда РФ выступают в качестве судов надзорной инстанции при пересмотре решений, постановленных соответственно мировыми судьями, районными судами в качестве первой или апелляционной инстанции, а также судами республик РФ, краевыми (областными) и приравненными к ним судами, выступавшими в качестве первой (если эти решения не обжаловались в кассационном порядке), второй или надзорной инстанции. С 1 января 2012 г. – по административным и гражданским делам, а с 1 января 2013 г. – по уголовным делам судебные коллегии Верховного Суда РФ будут полномочны пересматривать вступившие в законную силу судебные решения в кассационном порядке.

Судебные коллегии Верховного Суда РФ выступают в качестве судов апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений, вынесенных по первой инстанции судами на уровне субъектов РФ, а также окружными или флотскими военными судами.

Указанные судебные коллегии осуществляют также пересмотр вступивших в законную силу судебных решений в кассационном порядке и в порядке возобновления производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Судебные коллегии Верховного Суда РФ по административным, гражданским делам (до 1 января 2012 г.) и по уголовным (до 1 января 2013 г.) также пересматривают в кассационном порядке не вступившие в законную силу судебные решения по соответствующим категориям дел, постановленные соответственно до 1 января 2012 г. или до 1 января 2013 г. Они также продолжают выступать в качестве судов надзорной инстанции при пересмотре решений, постановленных соответственно мировыми судьями, районными судами в качестве первой или апелляционной инстанции, а также судами республик РФ, краевыми (областными) и приравненными к ним судами, вступивших в законную силу соответственно после 31 декабря 2011 г. или после 31 декабря 2012 г.

Важной составной частью компетенции указанных органов Верховного Суда РФ является рассмотрение гражданских и административных дел в качестве суда первой инстанции. Согласно ст. 27 ГПК Верховный Суд как суд первой инстанции рассматривает гражданские дела: об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ; об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки; о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ; об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума; по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ согласно ст. 85 Конституции.

Федеральными законами к подсудности Верховного Суда РФ может быть отнесено рассмотрение также других дел и иных вопросов, при условии прямого указания на это в соответствующих законах. Так, в частности, на Верховный Суд возлагаются полномочия по решению вопросов, связанных с выполнением обязательств по международным договорам РФ.

Помимо того коллегии Верховного Суда РФ изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику, реализуют другие полномочия, предоставленные им законодательством в целях формирования единообразной правоприменительной практики.

Председатель Верховного Суда непосредственно руководит работой Верховного Суда РФ, осуществляя при этом как сугубо организационные, так и процессуальные полномочия.

В частности, Председатель Верховного Суда РФ организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, их причин и условий, вносит материалы на рассмотрение

Пленума; созывает Пленум и председательствует на его заседаниях; созывает Президиум Верховного Суда и вносит на рассмотрение Президиума вопросы, требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума; распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда; руководит организацией работы Апелляционной коллегии и судебных коллегий; руководит работой аппарата Верховного Суда; ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб. Важную роль выполняет Председатель Верховного Суда в деле формирования корпуса судей в Российской Федерации, поскольку именно по его представлению Президенту РФ вносятся кандидатуры для назначения на должность судей федеральных судов общей юрисдикции.

Реализуя свои процессуальные полномочия, Председатель Верховного Суда РФ по обращениям заинтересованных лиц приносит в пределах и порядке, установленном законом, надзорные представления на решения по гражданским делам, а также представления о возобновлении производства по уголовным делам ввиду новых обстоятельств; отменяет решения судей Верховного Суда об отказе в удовлетворении надзорных жалоб и возбуждает пересмотр судебных решений в надзорном порядке; в случаях и порядке, установленных законом, приостанавливает исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам; председательствует на заседаниях Президиума Верховного Суда при рассмотрении им судебных дел [1] , а также может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда при рассмотрении любого дела.

Председателем Верховного Суда осуществляются и другие полномочия, предоставленные ему федеральными законами.

Заместители Председателя Верховного Суда РФ содействуют Председателю в руководстве деятельностью Верховного Суда, обладая при этом и своей собственной компетенцией. Они могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда; приносить в пределах и порядке, установленных законом, представления на решения, определения и постановления по гражданским делам; в случаях и порядке, установленных законом, приостанавливать исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам; осуществлять в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата Верховного Суда; осуществлять другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Заместители Председателя Верховного Суда, являющиеся председателями судебных коллегий Верховного Суда, председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначают для этого членов суда; образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий; осуществляют руководство работой соответствующих коллегий; представляют Пленуму Верховного Суда РФ отчеты о деятельности коллегий; истребуют судебные дела для изучения и обобщения судебной практики; организуют работу по повышению квалификации членов суда соответствующей судебной коллегии; осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

В случае отсутствия Председателя Верховного Суда РФ его права и обязанности осуществляет один из заместителей Председателя. В случае приостановления или прекращения полномочий заместителя Председателя Верховного Суда РФ его полномочия по поручению Председателя Верховного Суда РФ осуществляет другой заместитель, а при отсутствии другого заместителя по поручению Председателя Верховного Суда РФ – один из судей Верховного Суда РФ.

Секретарь Пленума Верховного Суда РФ, являясь судьей Верховного Суда, помимо выполнения судейских обязанностей осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протокола и производит действия, необходимые для доведения принятых Пленумом постановлений до сведения судей всех судов.

  • [1] Председатель Верховного Суда РФ, внесший представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права или вынесший постановление (определение) о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ, не может участвовать в рассмотрении данного дела Президиумом Верховного Суда РФ (ст. 391.10, 391.11 ГПК в ред. Федерального закона от 09.12.2010 № 353-Φ3, вступают в силу с 1 января 2012 г.; ст. 412.10 УПК в ред. Федерального закона от 29.12.2010 № 433-Φ3, вступает в силу с 1 января 2013 г.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *