Страховка по cmr

CMR страхование

Международные автомобильные перевозки в наши дни не могут ассоциироваться для настоящих профессионалов транспортной логистики без такого важного и практически неотделимого понятия, как CMR страхование.

Это страхование гражданской ответственности транспортной компании в соответствии с конвенцией КДПГ. В чем же состоит ценность такого вида страховки? Самое главное — это защита перевозчика и его интересов при порче или потере груза, которые могут произойти во время международной автомобильной перевозке не по вине доставщика груза. Наиболее распространенными в транспортной практике являются кража груза, угон грузового транспорта, потери качества груза при транспортных авариях или негативном воздействии природных явлений. Каждый перевозчик хорошо знает, что во время дождя, даже самая маленькая течь в прицепе способна причинить большой ущерб товарному виду груза.

Другим неоспоримым преимуществом такого вида страховки является возмещение ущерба, если он произошел по вине компании перевозчика. И не важно, что этот процесс произошел из за нарушения дорожных правил, просто некомпетентности или элементарного несоблюдения правил перевозки груза. Страховая компания оплатит 100% стоимости ущерба грузовому владельцу. Таким образом, это является надежным инструментом защиты финансовых интересов транспортной компании от форс-мажорных случаев. Благодаря ему теряет смысл в доказывании вины доставщика груза, так как в любом случае страховая компания все оплатит. Спора между получателем груза и перевозчиком нет.

Стоит обратить особенное внимание на сам договор страхования. В нем могут содержаться различные пункты, от их количества может зависеть размер страховой премии. Однако если его сумма подозрительно мала, то необходимо более внимательно изучить все пункты страхового договора. Очень часто стоимость возмещаемого ущерба бывает меньше самого ущерба. Существует максимально возможная стоимость, она определяется около 12 долларов США за 1 килограмм. Но это правило действует лишь только в том случае, если в договоре CMR страхования не стоит цена груза. Если же товарной накладной стоит цена груза, то оплата ущерба производится по его стоимости. Одним из не очень популярных пунктов договора может быть процент франшизы, это участие в возмещении ущерба перевозчиком. Тогда, около 6%, но не более, от стоимости ущерба возмещает перевозчик или транспортная компания.

Помните, что страховая компания – не касса взаимопомощи, делать подарки в этой сфере не принято. Страхование – такой же бизнес, как и ваш. Страховая компания старается страховать то, что никогда не случится. Ваша задача иная – застраховать свой груз от того что может произойти, от реальных рисков. Любая страховка имеет определённые ограничения, в договоре специально оговорен ряд спорных моментов. Поэтому необходимо внимательно читать тексты, написанные мелким шрифтом и продумывать все возможные варианты. При этом, безусловно, стоит оставаться оптимистами и, конечно, надеяться на лучшее.

Мы искренне заинтересованы в положительном результате нашего с вами сотрудничества, поэтому рекомендуем вам самим застраховать груз, а не спрашивать у перевозчика полис страхования ответственности самого перевозчика, на жаргоне страховщиков называемого – страховка CMR .

CMR страхование – это профессиональный жаргон страховщиков, правильно называется это так – Добровольное страхование гражданской ответственности перевозчика для международных перевозок.

По CMR–страхованию полис является механизмом компенсации ущерба грузовладельцу, нанесенного по вине перевозчика, если это не вина перевозчика вы ничего не получите.

Страховой полис CMR страхования позволяет защитить перевозчика от финансовых обязательств за утрату или повреждение груза в результате, к примеру, ДТП, намокания, пожара, опрокидывания транспорта, переохлаждения или перегрева груза, угона авто с грузом, кражи, грабежа, а также за финансовые убытки вследствие просрочки в доставке груза или нанесения вреда третьим лицам, причиненного перевозимым грузом (к примеру, падение груза на что-то/кого-то или выливание химических веществ на почву). Категорически Не стоит путать это страхование со страхованием грузов, так как страхование грузов защищает интересы грузовладельца или грузополучателя, но не перевозчика.

По закону на основании конвенции КДПГ «О Договоре международной дорожной перевозки грузов» (Статья 23):

  1. Перевозчик обязан возместить ущерб, вызванный полной или частичной потерей груза, размер подлежащей возмещению суммы определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его для перевозки (стоимость груза определяется на основании документов выданных на месте загрузки).
  2. Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки, или за отсутствием таковой на основании текущей рыночной цены, или же при отсутствии и той и другой на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества (нафантазированная стоимость не принимается).
  3. Размер возмещения не может превышать 25 франков за килограмм недостающего веса брутто. Под франком подразумевается золотой франк весом 10/31 гр. золота 0.900 пробы.
  4. Кроме того, подлежат возмещению: оплата за перевозку, таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные с перевозкой груза, полностью в случае потери всего груза и в пропорции, соответствующей размеру ущерба, при частичной потере; иной убыток возмещению не подлежит.

По конвенции КДПГ размер подлежащей возмещению суммы определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его для перевозки, однако не может превышать 8,33 единицы Специальных Прав Заимствования ( SDR = Special Drawing Rights — http://www.imf.org/external/np/fin/data/rms_five.aspx) за килограмм – 8,33 SDR/KG или 920 SDR за одно недостающее место груза.

  • из CMR берем брутто вес груз 9’758,00 кг.

Берем стоимость одной единицы SDR на день оформления транспортных документов 49,4836 руб./сдр.

стоимостное выражение предела ответственности перевозчика в данном случае составит 4’022’231,87 руб = (9’758 кг * 8,33 SDR * 49,4836).

CMR страхование – страхование ответственности перевозчика за груз, прописанный в отдельно взятой накладной CMR со штампом данного перевозчика. В случае, если перевозчик, располагающий полисом CMR-страхования, признается невиновным в ущербе, нанесенном грузу, все Ваши претензии должны быть адресованы третьему лицу, которое в этом виновато. При наличии отдельного страхового полиса на груз, страховая компания обязана компенсировать ущерб, нанесенный грузу, а потом разбираться с Вашим перевозчиком или третьим лицом.
Другими словами, это отдельные виды страхования. CMR-страхование перевозчика может заменить полис страхования груза только в случае наличия вины перевозчика в нанесенном ущербе грузу, который ещё необходимо доказать. Как правило, это делается в суде, т.к. согласно любому договору страхования, в т.ч. CMR, перевозчик не имеет права признавать себя виновным самовольно.
Необходимо также обратить внимание на размер страховой суммы, указанной в полисе страхования CMR перевозчика, не всегда этот лимит покрывает реальную стоимость груза. Касательно 8,33 SDR/KG при наличии полиса страхования ответственности. Это лимит ответственности, которую несет перевозчик только в случае, если в CMR стоимость груза не обозначена. В случае наличия в CMR отметки «Особо ценный груз» с обозначением его стоимости и наличия доказанной вины перевозчика, страховая компания перевозчика обязана компенсировать полную заявленную стоимость груза, а не оперировать лимитом примерно в 12 USD/кг.

Из конвенции CMR:
Статья 24
Отправитель может указать в накладной при условии уплаты установленной по обоюдному соглашению надбавки к провозной плате стоимость груза, превышающую предел, указанный в пункте 3 статьи 23, и в таком случае заявленная сумма заменяет этот предел.
Статья 26
1. Отправитель может указать, вписав в накладную и при условии уплаты установленной по обоюдному соглашению надбавки к провозной плате, объявленную ценность груза на случай потери или повреждения груза, а также недоставки груза в оговоренный срок.
2. В случае объявления ценности груза при доставке может быть потребовано независимо от возмещений, предусмотренных в статьях 23, 24 и 25, и в пределах суммы заявленной ценности груза возмещение, соответствующее дополнительному ущербу, нанесение которого доказано.

Одним из самых необходимых условий качественного урегулирования убытка по договору страхования грузоперевозок является сотрудничество с экспертными организациями при Торгово–промышленной палате, которая имеет свои представительства практически в любом городе России, а также в странах СНГ и Балтии.

Процесс урегулирования убытков в этом виде страхования весьма сложен по организационным причинам: во первых, убыток может произойти в любом, самом удаленном регионе; во вторых, страхование грузов предполагает работу с самыми разными типами грузов, а значит, необходимо наличие и быстрое привлечение экспертов различных профилей.

Ознакомьтесь так же:  Требования к кабинету психиатра

Когда ваш груз загружен в транспортное средство рекомендуем вам иметь контакт с перевозчиком иначе информация будет до вас доходить (или не доходить) в искаженном виде.

Мы желаем, чтобы вам не пришлось изучать все эти детали на практике пусть с вашим грузом всё будет в порядке! Обращайтесь к нам, мы поможем.

Примечание:
Специальное право заимствования ( SDR, SDRs) — искусственное резервное и платёжное средство. SDR представляет собой международную денежную единицу, которая эмитируется МВФ в форме открываемых счетов. Первоначально в Уставе SDR было определено как 0.888671 г. чистого золота, что соответствовало 1 доллару США, но с отменой золотого паритета необходимость в определении золотого содержания SDR отпала. SDR имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах, банкноты ни когда не выпускались.

Международный код согласно ISO 4217 — XDR.

Курс на 30.08.2012
1 RUB = 0,02037 XDR
1 USD = 0,6576 XDR
1 EUR = 0,8248 XDR

Немного про ответственность при грузовых перевозках. Убытки.

Свои профессиональные обязательства страхуют:

Но за груз отвечает согласно КДПГ перевозчик, и застрахован он или нет никого не волнует он обязан возместить ущерб.
Если при перевозке наступит страховой случай, страховая компания возместит ущерб перевозчику, только перевозчику, и уже грузовладелец будет взыскивать ущерб с перевозчика, если конечно сможет взыскать.
Ситуация с экспедитором и брокером – схожая они страхуют свои профессиональные риски.
Иное дело если застраховано имущество(груз), грузовладельцем. Тогда страховая компания возмещает ущерб при страховом случае страхователю, и страховая компания получает право регрессить ущерб к перевозчику.

Согласно типовых правила FIATA, регулирующих транспортно-экспедиционную деятельность:

Экспедитор ни в коем случае не несет ответственности:

  • за ценности или опасные грузы, если они не заявлены экспедитору во время заключения договора на экспедирование;
  • за убытки, проистекающие из-за задержки в доставке, если такая ответственность не выражена четко в письменной форме;
  • за прямые или косвенные убытки, понесенные в результате потери прибыли, рынка и т.д.

Стоимость товаров определяется в соответствии с действующей биржевой ценой на товар, если таковой цены нет, то в соответствии с текущей рыночной ценой; если нет ни биржевой, ни рыночной цены, то стоимость товара определяется путем ссылки на обычную стоимость товара такого же вида и качества.

Денежные ограничения ответственности (пределы ответственности экспедитора).

Утрата товара и ущерб, нанесенный товару.

Экспедитор не может нести ответственность за утрату товара и причиненный товару ущерб в сумме, превышающий эквивалент 2 (двух) единиц специальных прав заимствования за килограмм веса брутто утраченного или поврежденного груза, если только большая сумма сумма не востребована с клиента-заказчика, перед которым экспедитор является ответственным. Если товар не был доставлен в течение 90 календарных дней после даты, когда этот товар должен быть поставлен, клиент может, если нет свидетельств обратному, считать товар утраченным.

Ограничение ответственности за задержку в доставке.
Если экспедитор является ответственным за убытки, связанные с задержкой в доставке, то такая ответственность ограничивается суммой, не превышающей размеров компенсации, причитающейся за увеличение убытков за эту задержку.

Другие виды убытков.
Пределы ответственности экспедитора за любую утрату и ущерб не должные превышать в каждом конкретном случает суммы, установленной соответствующими национальными нормативными актами и правилами, если только с клиента-заказчика экспедитора, перед которым он несет ответственность, не взыскана большая сумма.

Бытовые рассуждения

в российских условиях невыплаты, затягивание сроков выплат, занижение размеров возмещения – конкурентное преимущество для страховой компании. Те кто будут платить вовремя и в полном объеме – быстро обанкротятся.
По поводу оптимальной стратегии страхования – если есть накопления лучше не страховаться, поскольку страхование как лотерея – по теории вероятностей шансы выиграть всегда меньше т.к. из призового фонда (собранных страховых премий) нужно вычесть комиссионные агенту, аренду офисов, точек продаж, зп юристам из отдела выплат, ну и прибыль владельцам должна иметь место. Оставшаяся сумма крайне мала.
К примеру если у вас автомобиль стоимостью 1 млн, и каско на него стоит, скажем 60 т.р. то прежде чем купить такой полис, необходимо спрсить себя — не лучше ли мне будет оставить эти 60к., отложить их, и в случае мелкого дтп расплатиться ими за ремонт, а в случае крупного ущерба, будет ли возможность найти недорогих денег на ремонт или покупку другого авто, и тоже оценить эти суммы. Да и страховые имеют обыкновение исчезать. (Поэтому неплохо иметь связи в руководстве чтобы заранее расторгнуть договор страхования и передать инфу своим клиентам)
Другое дело когда речь идет о дешевом полисе маловероятного риска, например страхование квартиры от пожара — полис стоит копейки — а восстановление сгоревшего жилища — миллионы. Хотя и здесь, спроси себя — если ли у меня финансовый жирок чтобы было где жить в случае чего, и на что ремонтировать сгоревшее.
Про здоровье ровно та же песня — если нет счета в банке, который позволит жить твоей семье не хуже чем при твоей жизни — полис не нужен, если нет, он обязателен.

Экспедитор или перевозчик? Три секрета и международные грузоперевозки

Экспедитор или перевозчик: кого предпочесть? Если перевозчик хороший, а экспедитор – плохой, то первого. Если перевозчик плохой, а экспедитор – хороший, то второго. Такой выбор прост. Но как определиться, когда хороши оба претендента? Как выбрать из двух, казалось бы, равноценных вариантов? Дело в том, что варианты эти не равноценны.

Страшные истории международных перевозок

МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ.

Непросто жить между заказчиком перевозки и очень хитро-экономным владельцем груза. Однажды мы получили заказ. Фрахт на три копейки, дополнительные условия на два листа, сборник называется. В среду погрузка. Машина на месте уже во вторник, и к обеду следующего дня склад начинает неспешно закидывать в прицеп все, что собрал ваш экспедитор в адрес своих заказчиков–получателей.

ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО – ПТО КОЗЛОВИЧИ.

По легендам и на опыте, все, кто возил грузы из Европы автотранспортом, знают, каким страшным местом является ПТО Козловичи, Брестской таможни. Какой беспредел творят белорусские таможенники, придираются всячески и дерут втридорога. И это правда. Но не вся.

КАК ПОД НОВЫЙ ГОД МЫ ВЕЗЛИ СУХОЕ МОЛОКО.

Загрузка сборным грузом на консолидационном складе в Германии. Один из грузов – сухое молоко из Италии, доставку которого заказал Экспедитор. Классический пример работы экспедитора-«передатчика» (он ни во что не вникает, только передает по цепочке).

Документы для международных перевозок

Международные автомобильные перевозки грузов очень заоргонизованы и обюрокрачены, следствие – для осуществления международных автомобильных перевозок грузов используется куча унифицированных документов. Неважно таможенный перевозчик или обыкновенный — без документов он не поедет. Хоть это и не очень увлекательно, но мы постарались попроще изложить назначение этих документов и смысл, который они имеют. Привели пример заполнения TIR, CMR, T1, EX1, Invoice, Packing List.

Расчет нагрузки на ось для грузовых автоперевозок

Цель — исследование возможности перераспределения нагрузок на оси тягача и полуприцепа при изменении расположения груза в полуприцепе. И применение этого знания на практике.

В рассматриваемой нами системе есть 3 объекта: тягач $(T)$, полуприцеп $<\large ()>$ и груз $<\large (gr)>$. Все переменные, относящиеся к каждому из этих объектов, будут маркироваться верхним индексом $T$, $<\large >$ и $<\large >$ соответственно. Например, собственная масса тягача будет обозначаться как $m^$.

Ты почему не ешь мухоморы? Таможня выдохнула грусть.

Что происходит на рынке международных автомобильных перевозок? ФТС РФ запретила оформлять книжки МДП без дополнительных гарантий уже нескольких федеральных округах. И уведомила о том, что с 1 декабря текущего года и вовсе разорвет договор с IRU как несоответствующим требованиям Таможенного союза и выдвигает недетские финансовые претензии.
IRU в ответ: «Объяснения ФТС России касательно якобы имеющейся у АСМАП задолженности в размере 20 млрд. рублей являются полнейшим вымыслом, так как все старые претензии МДП были полностью урегулированы. Что думаем мы, простые перевозчики?

Stowage Factor Вес и объем груза при расчете стоимости перевозки

Расчет стоимости перевозки зависит от веса и объема груза. Для морских перевозок чаще всего решающее значение имеет объем, для воздушных – вес. Для автомобильных перевозок грузов значение играет комплексный показатель. Какой параметр для расчетов будет выбран в том или ином случае – зависит от удельного веса груза (Stowage Factor).

Ознакомьтесь так же:  Доверенность водителю на машину

Полис КДПГ-страхования — CMR страхование ответственности перевозчика

Страховки: cmr-страхование перевозок

С юридической точки зрения термин CMR страхование является не совсем верным – это выражение относится, скорее, к профессиональному сленгу страховщиков. Правильно этот вид страхования называется добровольным страхованием гражданской ответственности перевозчика и призван защитить перевозчика от финансовых потерь в случае повреждения или утраты перевозимого груза в результате определенных событий, таких как ДТП, пожар, кража и пр. Есть еще один вид страхования, аббревиатура которого звучит очень похоже, но не имеет к страхованию CMR никакого отношения, – это СМР-страхование, или страхование рисков при проведении строительно-монтажных работ. В данной статье речь пойдет именно о CMR-страховании, связанном с перевозками автомобильным транспортом.

Понятие CMR страхования

Аббревиатура CMR образована от официального сокращенного названия «Конвенции о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом» на французском языке – Convention relative au contrat de transport international de Marchandises par Route. Русская аббревиатура конвенции – КДПГ. Конвенция была принята в Женеве в 1956 году и действует с 1961 года в статусе конвенции ООН. КДПГ регулирует отношения, которые возникают в процессе перевозки автомобильным транспортом грузов, отправитель и получатель которых находятся в разных странах. КДПГ предусматривает ответственность перевозчика и наличие товарно-транспортной накладной специальной формы, которая заполняется в трех экземплярах: отправителю, как приложение к товару и перевозчику. Эта накладная в международных перевозках и обозначается термином CMR.

Какие риски страхуются при ЦМР страховании?

Так что же страхуется по ЦМР? CMR-страховка – это добровольное страхование гражданско-правовой ответственности перевозчика за повреждение или частичную или полную гибель груза, которая вытекает из конвенции CMR/КДПГ. Иными словами, ЦМР страхование – это страховка ответственности перевозчика при автомобильных перевозках по CMR-накладным. И хотя СМР-страхование называется добровольным, по сути – это обязательное для перевозчиков страхование. Поясним почему. Во-первых, с перевозчиками, не имеющими CMR-страховки, крупные экспедиторы стараются не работать. А, во-вторых, – перевозчик в любом случае несет ответственность за груз в соответствие с КДПГ, только при отсутствии у него ЦМР страховки возмещать ущерб ему придется самому, тогда как при ее наличии это делает страховая компания. Само наличие CMR полиса говорит в пользу транспортной компании, подтверждая ее солидность и надежность.

Какие риски покрывает CMR страхование? Данный вид ЦМР страхования покрывает следующие риски, возникающие при перевозке грузов по конвенции CMR:

  • ответственность перед владельцем груза, принятого к перевозке, за его повреждение или полную гибель;
  • ответственность перед третьими лицами за ущерб, причиненный во время перевозки грузов, самим грузом или автомобилем, на котором перевозится груз;
  • ответственность за финансовые убытки из-за просрочки доставки груза;
  • ответственность по таможенным рискам: уплату таможенных взысканий и платежей;

Размер страхового возмещения и его получатель

Поскольку данный вид страхования – это страхование не самого груза, а ответственности, то возмещение всегда получает пострадавшая сторона, а именно – владелец груза. Страхование ответственности перевозчика – ЦМР страхование – осуществляется путем заключения договора между транспортной компанией, предоставляющей услуги перевозки по CMR-накладным, и страховщиком. При этом оговариваются лимиты ответственности – по одному страховому случаю или в рамках полиса.

Поскольку КДПГ ограничивает ответственность перевозчика – установлена максимальная сумма ответственности перевозчика за 1 кг веса поврежденного ли утраченного груза, то при перевозке ценных грузов размер страхового возмещения не покроет ущерб. В этом случае страховая компания может предложить другой договор CMR-страхования, по которому не применяется лимит ответственности, оговоренный конвенцией, а страховое возмещение выплачивается в полном размере, независимо от веса груза.

Владельцу груза однако стоит иметь в виду, что могут быть ситуации, когда перевозчик не несет ответственность за повреждение или гибель груза. В этом случае, особенно для ценных грузов или когда планируются негабаритные перевозки автотранспортом, имеет смысл застраховать сам карго, причем, многие страховые компании могут застраховать его на условиях «от всех рисков», принятых в международной практике. Тогда при повреждении или гибели груза, независимо от причины, за исключением стандартных в таких случаях оговорок.

Страхование перевозчика CMR

Я хочу застраховать:

Лимит по случаю и полису, рублей:

За тягач * я заплачу, рублей:

Застрахована гибель или повреждение груза при:

  • ДТП по любой причине
  • Конструктивные дефекты транспортного средства
  • Кража, грабеж и разбой
  • Спасание, удаление
  • Стихийные бедствия
  • Хищение с неохраняемой стоянки, лимит по случаю:

Специальное условие
Для убытков до 150 000 рублей, действует упрощенный порядок выплат

Страхование СМР рисков

Одним из важнейших механизмов управления рисками в бизнесе, связанном с международными перевозками и импортными закупками, является страхование ответственности перевозчика или, как его иногда называют сами перевозчики, используя профессиональный жаргон, – СМР-страхование. Однако в общепринятом документальном варианте для полиса, защищающего права исполнителя в процессе международной перевозки, чаще используют не жаргонную фонему «страхование СМР», а полное название полиса или сокращение, произошедшее от французского названия Конвенции о договоре международной автомобильной грузоперевозки («Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route») – CMR.

Содержание статьи

Основание для CMR-страхования

О том, что по системе страхования рисков CMR-insurance страхуются практически все привозимые из Европы грузы, импортёрам, как правило, известно, но, тем не менее, далеко не всегда.

Конвенция, которая регламентирует большую часть вопросов, связанных с международными перевозками, определяет права и ответственность трёх сторон-участников процесса: отправителя, получателя и грузоперевозчика. В отношении грузоперевозчика в Конвенции говорится, что тот обязан возместить убытки, связанные с частичной или полной утратой перевозимого груза, если эти убытки возникли по его вине. Чтобы защитить перевозчика от финансовых потерь и обеспечить страховку рисков, было введено страхование гражданской ответственности на добровольной основе.

Чёткое разделение зоны ответственности между самим перевозчиком и третьими лицами, по вине которых могло произойти повреждение груза, вводит лимит ответственности для перевозчика и обнаруживает не только привлекательные стороны CMR-страхования.

Система CMR – это добровольное страхование, применяемое в международных перевозках, которое можно и не производить. Однако, даже несмотря на скептическое отношение ряда перевозчиков к этой категории страхования из-за сложностей с получением возмещения, на практике гражданская ответственность перевозчика страхуется почти всегда.

  • Во-первых, наличие такой страховки служит косвенным репутационным признаком для грузовладельца при выборе транспортной компании.
  • Во-вторых, благодаря этому полису при наступлении страхового случая страховая компания возмещает ущерб перевозчику, застраховавшему свои профессиональные риски, а владелец груза уже с перевозчика потом взыскивает ущерб. (Некоторые форматы страховки обуславливают гарантированное получение возмещения пострадавшей стороной, то есть, собственником груза).

Стоимость такого ущерба будет включать не только стоимость передаваемого для перевозок груза, но и стоимость услуг самого перевозчика, таможенные сборы, пошлины и прочие процессуальные расходы.

Таким образом, самые большие риски, связанные с международными перевозками, присутствуют в профессиональной деятельности грузоотправителя и грузоперевозчика, и каждый из них застраховывается от возможного ущерба по-своему:

  • грузоотправитель страхует груз,
  • грузоперевозчик оформляет CMR-полис.

Поскольку это два разных полиса, CMR-страхование не становится полноценной альтернативой страхованию груза, и поэтому часто CMR-полис дополняется классической страховкой груза.

Содержание полиса и расчёты

При оформлении CMR-полиса грузоперевозчик, в случае повреждения груза не по своей вине, передаёт ответственность виноватому лицу. Если виновником повреждения был сам перевозчик, то покрытие причинённого ущерба берёт на себя страхования компания. Однако максимальная величина, доступная для покрытия страховой компанией, ограничена лимитом, регламентированным Конвенцией. В размере, большем указанной там величины, страховая компенсация выплачиваться не будет.

Размер суммы выплаты по страховке, согласно положениям Конвенции, рассчитывается, исходя из стоимости груза, но он не может быть больше 8,33 единицы SDR за килограмм или 920 единиц SDR за одно недостающее место груза.

SDR расшифровывается как Special Drawing Rights. На русский язык SDR переводится как Специальное Право Заимствования. SDR представляется собой резервное платёжное средство, указанное в Конвенции в качестве расчётной единицы. Банкноты, соответствующие ей, не выпускались – SDR существует только в безналичной форме. Процентная ставка SDR пересматривается каждую неделю в соответствии со средневзвешенной величиной процентных ставок, устанавливаемых на денежных рынках на краткосрочные займы. На официальном сайте МВФ можно посмотреть текущую стоимость SDR, что необходимо для произведения расчётов по определению максимального лимита ответственности. В Конвенции указано, что сумма должна быть переведена в национальную валюту той страны, суды которой будут рассматривать дело.

Ознакомьтесь так же:  Адвокат михайлова елена владимировна

С учётом этого пошаговое вычисление лимита ответственности выглядит следующим образом:

  1. В расчёт берётся вес груза брутто по CMR, который, в данном примере, равен 900 кг.
  2. Стоимость одной единицы SDR принимается по данным, представленным на сайте МВФ.
  3. Пересчитывается стоимость одной единицы SDR в рублях на момент оформления транспортной документации. В примере – по курсу 92,567800 (в качестве значения курса здесь взята правдоподобная, но условная величина).
  4. Максимальное значение лимита ответственности грузоперевозчика для 900-килограммового груза вычисляется путём умножения веса (900 кг) на предельную величину SDR, установленную Конвенцией (8,33) и на рублёвый курс расчётной единицы (92,567800). В результате перемножения 900*8,33*92,567800 получается 693980,80 рублей. Это и есть максимальная сумма, которую в качестве страховой выплаты компенсирует CMR-страховка.

Если фактическая стоимость перевозимого груза выше получившейся суммы, а снижение рисков приоритетно, то необходимо использовать другие дополнительные виды страхования.

Выплаты по CMR-полису: особенности и возможности

Договор гражданской ответственности перевозчика заключается между страховой компанией и грузоперевозчиком. В станах, подписавших международную Конвенцию о договоре дорожной перевозки, так страхуется ответственность перевозчика при выполнении заказа. Полис в большинстве случаев, покрывает ответственность:

  • за утрату и порчу груза (повреждения могут быть нанесены и автомобилем, и грузом самому себе),
  • за нарушение сроков доставки и понесённые в связи с этим потери владельца груза,
  • за неверную адресацию при доставке (с возмещением расходов на перемещение груза по верному адресу),
  • за выдачу груза неуполномоченному лицу,
  • за нарушение инструктажа отправителя и неверное оформление документации, произошедшее по вине грузоперевозчика,
  • за вред, причинённый третьим лицам (имуществу и здоровью),
  • за несоблюдение таможенных правил в ходе ввоза, транзита и вывоза груза (с учётом возможных штрафов и взысканий).

При этом страховка не выплачивается, если груз пострадал вследствие действия неподконтрольных факторов – например, при ограблении, пожаре, ДТП, намокании, опрокидывании транспорта, угона. Также в условиях ряда страховых компаний, предлагающих CMR-полисы, указано, что не покрывается ответственность перевозчика, если:

  • была допущена халатность в отношении перевозимого груза,
  • нарушены правила упаковки,
  • груз был отправлен в уже повреждённом состоянии,
  • при перевозке были использован транспорт с существенными техническими неисправностями (в том числе – рефрижераторных кузовов) или транспорт, не указанный в страховом полисе.

Важно также, чтобы стоимость товара в CMR-накладной и в CMR-полисе полностью совпадали.

Выплата страховки происходит после того, как подтверждается вина перевозчика. В связи с техническими сложностями (разнообразием характеристик доставляемых грузов, удалённостью транспортного средства и т.д.) сделать это иногда довольно сложно и на практике процесс занимает около полугода. Для облегчения процедуры установления виновного в случае происшествия нередко привлекаются экспертные организации. Однако полис CMR, на который европейский перевозчик тратит порядка 2000 евро в год, обходится значительно дешевле полного страхования груза, что в некоторых случаях делает эту категорию страхования целесообразной и выгодной.

Количество перевозчиков, имеющих действующий полис CMR-страхования, постоянно увеличивается. В каких случаях он не покрывает убытки, а факт причинения ущерба признается не страховым?

Юридический аспект

Страхование гражданской ответственности перевозчика (CMR-страхование) является добровольным, осуществляется по инициативе и желанию транспортной компании, исключение – обязательное страхование гражданской ответственности при доставке опасных грузов. Страховым случаем по данному виду является наступление ответственности перевозчика за причинение вреда грузовладельцу в связи с экспедированием или перевозкой его товаров, обязанность возместить который предусмотрена национальным законодательством и/или международными конвенциями.

Объектом CMR-страхования является не перевозимый груз, а ответственность перевозчика. Следовательно, возмещаются убытки, при которых возникает гражданская ответственность перевозчика – повреждение (порча), утрата груза, финансовые убытки в связи с просрочкой доставки товара, уплата провозных платежей и понесение прочих расходов, связанных с перевозкой, выдачи груза неуполномоченному лицу.

Если перевозчик имеет действующий полис CMR-страхования, то при повреждении груза и нанесении тем самым убытка грузовладельцу он вправе: возместить причиненный ущерб за счет собственных средств (в случае с экспедитором – за счет средств привлеченного им перевозчика) или представить в страховую компанию документы, подтверждающие нанесение ущерба, для выплаты возмещения грузовладельцу. Например, автомобиль с грузом стиральных машин из-за плохих дорожных условий скатился под уклон обочины, в результате чего утерян их товарный вид. Поскольку перевозчик застраховал свою ответственность, ущерб возместила за него страховая компания.

Преимущества и недостатки

Преимущества для грузовладельца при наличии у перевозчика полиса страхования ответственности:

1. Дополнительные финансовые гарантии того, что в случае повреждения (утраты) груза возмещение будет выплачено (особенно это может быть актуально при работе с экспедитором, у которого размер уставного капитала и стоимость официально числящегося имущества в разы меньше возможного убытка).

2. Наличие и оплата страхового полиса с высокой долей вероятности подтверждают реальное существование транспортной компании, т.е. позволяют минимизировать риски работы с возможными мошенниками.

3. При возникновении ущерба его размер и причины наступления могут быть бесплатно (для грузовладельца) установлены представителем страховой компании (сюрвейером).

Недостатки для грузовладельца при наличии у перевозчика полиса страхования ответственности:

1. Для выплаты возмещения через страховщика транспортная компания запросит большой перечень документов, подготовка и рассмотрение которых могут увеличить сроки возмещения ущерба.

2. При отсутствии вины перевозчика в причинении ущерба (например, груз был поврежден при ДТП, совершенном по вине третьего лица), страховое возмещение выплачено не будет.

3. При решении вопроса о размере страхового возмещения страховщик будет применять все ограничения и лимиты ответственности перевозчика, установленные законодательством (например, лимит ответственности перевозчика, исходя из веса груза).

Все убытки не покроет

Бытует такое мнение, что в целях минимизации рисков грузовладельцам следует отдавать предпочтение перевозчикам, имеющим полис CMR-страхования, либо экспедиторам, работающим исключительно с перевозчиками, застраховавшими свою ответственность. Однако тут надо оговориться, что CMR-страхование при наступлении страхового случая не покрывает все убытки, что следует учитывать при доставке дорогостоящих грузов. В этом случае застрахованная ответственность перевозчика предполагает только частичное возмещение, и для таких грузов необходимо дополнительное страхование непосредственно груза.

Сумма возмещения в случае несохранности груза при международных автомобильных перевозках, выполняемых в соответствии с п. 3 ст. 23 КДПГ, ограничена – она не может превышать 8,33 SDR за 1 кг веса брутто, что составляет примерно 11,35 доллара США. Поэтому при перевозке грузов стоимостью более 11,35 доллара США за 1 кг веса брутто груз необходимо страховать дополнительно. Об этом, как правило, должен заботиться сам грузоотправитель.

Кроме того, нередко страховая компания перевозчика признает факт причинения ущерба в качестве нестрахового случая. Чаще всего в договорах страхования ответственности встречаются следующие нестраховые случаи:

– преступные действия или бездействия перевозчика;

– обстоятельства непреодолимой силы (агрессия, вражеские действия иностранных сил, действия военного характера, вооруженные конфликты, массовые беспорядки, забастовки, террористические акты любого характера и др.);

– необъяснимая нехватка (пропажа) груза, особенно в случае его доставки c оригинальными пломбами или без внешних нарушений транспортного средства или упаковки груза, и это не зафиксировано компетентными службами – таможенными органами, пожарной службой, органами внутренних дел;

– транспортировка грузов нетрезвыми водителями;

– конфискация, арест, задержка, уничтожение груза по указанию государственных организаций, нарушение правил TIR-системы и других законов или другого вмешательства;

– кража груза и (или) документов на товар, которая возникла из-за того, что автомобиль был оставлен без присмотра на неохраняемой стоянке;

– нарушение правил транспортировки, хранения груза, режима работы и других требований, которые предусмотрены в законах и международных конвенциях.

Стоимость полиса страхования ответственности перевозчика зависит от размера и качества автопарка клиента, лимита ответственности по договору, стажа водителей, направления перевозок, категории перевозимых грузов и других факторов.

Признание страховой компанией факта причинения ущерба в качестве нестрахового случая и отказ в выплате возмещения не снимают ответственности с транспортного предприятия. В данном случае важно внимательно изучить причины отказа страховой компании. Если он вызван неисполнением перевозчиком условий страхования, например, несвоевременное информирование о застрахованных перевозках, доставка транспортным средством, не включенным в полис, либо грубой небрежностью/виной транспортной компании в возникновении ущерба (водитель на некоторое время оставил транспортное средство с грузом без присмотра), то необходимо требовать возмещение ущерба перевозчиком, невзирая на решение страховой компании.

Таким образом, грузовладельцам следует отдавать предпочтение перевозчикам, имеющим полис CMR-страхования, лишь в том случае, когда лимита ответственности в соответствии п. 3 ст. 23 КДПГ (8,33 SDR за 1 кг веса брутто ≈11,35 доллара США) достаточно для покрытия возможного ущерба при доставке грузов. При превышении пределов ответственности груз все равно следует страховать дополнительно.

Дмитрий Курочкин

Журнал «Компас экспедитора и перевозчика»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *