Стих ахматовой клевета

Стих ахматовой клевета

Анна Ахматова — стихи

И всюду клевета сопутствовала мне.
Ее ползучий шаг я слышала во сне
И в мертвом городе под беспощадным небом,
Скитаясь наугад за кровом и за хлебом.
И отблески ее горят во всех глазах,
То как предательство, то как невинный страх.
Я не боюсь ее. На каждый вызов новый
Есть у меня ответ достойный и суровый.
Но неизбежный день уже предвижу я,-
На утренней заре придут ко мне друзья,
И мой сладчайший сон рыданьем потревожат,
И образок на грудь остывшую положат.
Никем не знаема тогда она войдет,
В моей крови ее неутоленный рот
Считать не устает небывшие обиды,
Вплетая голос свой в моленья панихиды.
И станет внятен всем ее постыдный бред,
Чтоб на соседа глаз не мог поднять сосед,
Чтоб в страшной пустоте мое осталось тело,
Чтобы в последний раз душа моя горела
Земным бессилием, летя в рассветной мгле,
И дикой жалостью к оставленной земле.

Анна Ахматова: клевета.
«Стихи о любви и стихи про любовь» — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв

Стихотворение Анны Ахматовой «Клевета»

А нна Ахматова – достойная дочь Cеребряного века. Искренне выносит она на суд читателя переживания, рожденные в глубинах своего лирического «я».

Гениальность любого поэта состоит в его умении предельно обнажить свою душу, попытке сродниться с читателем, увлечь его и быть с ним на равных. Ведь поэт берёт на себя ответственность сказать не только за себя, но и за читателя, обобщить, раскрыть те истины, которые доступны всем, но не всякому подвластны.

Стихотворение Ахматовой «Клевета» написано спустя год после смерти мужа, Н.С. Гумилёва. В это время в России было много таких семей, «безвинно виноватых», только потому, что они были жёнами, детьми, братьями и сёстрами так называемых врагов народа. Им не подавали руки при встрече, «не узнавали». Но никто из этих людей не сумел поэтически описать трагедию отвергнутого человека, так как это сделала Анна Ахматова в стихотворении «Клевета».

«И всюду клевета сопутствовала мне» – это звучит как приговор и зачин для дальнейшего повествования.

«Её ползучий шаг я слышала во сне». «Ползучий шаг» – эпитет-образ, вызывающий у нас самые мерзкие, отвратительные ассоциации. Ахматова олицетворяет клевету, одушевляет её, придавая ей вездесущность, беспредельность. Она становится тенью лирической героини, которая даже во сне «слышит её ползучий шаг», и «в мёртвом городе под беспощадным небом, // Скитаясь наугад за кровом и за хлебом». Оксюморонное выражение «мёртвый город» помогает нам почувствовать весь ужас одиночества героини. Для неё город мёртв, потому что в нём нет ни единой родственной души, во всех глазах лишь предательство и страх, равнодушие, рождённые горящими отблесками клеветы. Не зря отблески её «горят». Огонь – это не только символ жизни, но и символ уничтожения, испепеления всего живого.

Но «я не боюсь её!» – утверждает лирическая героиня, пытаясь противостоять клевете, убеждая себя в своём бесстрашии. Синтаксически это оформлено предложениями без многоточий, восклицательных и вопросительных знаков, а значит, это полновесное утверждение. Аргументируя это далее, она говорит: «. на каждый вызов новый // Есть у меня ответ достойный и суровый».

Но есть ли на самом деле этот «достойный ответ»? Может быть, это честь и достоинство или преждевременный уход из жизни несломленной души.

Здесь у Ахматовой большое «но» – противоречие самой себе, так как последующие строки полны смирения и покорности.

Но неизбежный день уже предвижу я, –
На утренней заре придут ко мне друзья,
И мой сладчайший сон рыданьем потревожат.

Полное смирение со своей судьбой, которое подчёркивается эпитетом «неизбежный» и глаголом «предвижу». В русской поэзии заря всегда ассоциировалась с пробуждением природы – у Тютчева, рождением новой жизни – у поэтов-революционистов. Ахматова употребила это слово в том же значении. Естественно, возникает вопрос: «Как можно соединить рождение нового дня и смерть, когда «образок на грудь остывшую положат»?»

В том-то и чудо поэтического слова, что истина рождается из противоречий, сопоставления несопоставимого. Со смертью телесной наступает рождение духовного, освобожденного от земных реалий, возвышенного – души.

Поэтесса намеренно называет смерть «сладчайшим сном», так как это избавление от суровой яви под «беспощадным небом» в «мёртвом городе». У Ахматовой здесь небо «беспощадно», что необычно воспринимается нами, так как мы привыкли считать его символом величия, чистоты и милосердия или открытием истины, как это было у Андрея Болконского и Наташи Ростовой.

Казалось бы, что ещё может сделать клевета? Что может быть страшнее для человека, чем потеря собственной жизни? Но оказывается, может быть, и даже после смерти. Мы видим это в полуфантастической, гротесковой форме, впечатляющей до внутреннего содрогания.

«Никем не знаема тогда она войдет» уже к остывшему телу.

В моей крови её неутолённый рот
Считать не устаёт небывшие обиды,
Вплетая голос свой в моленья панихиды.

Отравлен последний путь усопшей, нарушены покой и умиротворённость, достигаемые моленьями панихиды, отвергается святость обряда. И далее она пишет: «И станет внятен всем её постыдный бред».

Клевета вновь достигает своей цели, разобщает людей, собравшихся у гроба.

Чтоб на соседа глаз не мог поднять сосед.
Чтобы в последний раз душа моя горела.

Горело не только тело живого человека, но и душа, продолжая томиться в неземных муках, но «земным бессилием», «летя в рассветной мгле».

Последняя строчка звучит как гимн любви к жизни, которая, несмотря ни на что, даже на вынужденный уход, есть самая высокая ценность, так как душа «горела» «дикой жалостью к оставленной земле».

Личная драма, показанная через переживания лирической героини, перерастает в философское обобщение вечной борьбы добра со злом, человека с обстоятельствами.

Стихотворение предельно короткое, всего 22 строчки, но очень ёмкое и многоплановое. Здесь не только ощущения героини в её исповеди, – автор прибегает и к сценической образности, вызывающей у читателя яркую картину жизненных реалий. Мы видим, как на утренней заре приходят к ней друзья, слышим их рыдания.

Поэтесса тщательно отбирает эпитеты-символы, эпитеты-образы: «сон сладчайший», «город мёртвый», «беспощадное небо»; метафоры: «душа горела». Личное местоимение «я», неоднократно повторяющееся по ходу повествования, усиливает эмоциональный накал, подчёркивает глубину переживания: «сопутствовала мне», «я не боюсь её», «есть у меня», «предвижу я», «придут ко мне», «мой сон», «в моей крови», «душа моя». Чувствуется вселенское одиночество человека, и этому «я» противопоставлены отблески клеветы «во всех глазах». Слово «всех» и подчёркивает степень отверженности героини, трагедию одиночества.

Кажущаяся простота стихосложения (рифмовка парная, мужская) несёт в себе глубокий смысловой подтекст: небом–хлебом. Символ возвышенного, духовного сочетается с символом земного, насущного. Глаза–страх, тело–горело, мгле–земле, обиды–панихиды отражают суть всего произведения.

Удачное использование анафоры в придаточных предложениях, начинающихся с союза «чтобы», усиливает их побудительное значение:

Чтоб на соседа глаз не мог поднять сосед,
Чтоб в страшной пустоте моё осталось тело,
Чтобы в последний раз душа моя горела.

Показывая отвратительную сущность клеветы, сравнивая её с «ползучим» пресмыкающимся, Ахматова прибегает к аллитерации, чередуя звуки [з]–[ш], [с]–[ч].

Её ползучий шаг я слышала во сне.

Это стихотворение как нельзя лучше показывает незащищённость души лирической героини перед невзгодами жизни, хотя она и восклицает: «Я не боюсь её». Оно вызывает сочувствие к ней и негодование не только к клевете, но и к поверившим в неё.

C тихи Ахматовой близки нам. Они написаны женщиной бессильной и сильной в слабости своей, отвергнутой и любимой, бесстрашной и побежденной, мятежной и смиренной.

Из этих противоречий состоит не только поэтическое обаяние А.Ахматовой, но и обаяние её как личности. На её хрупкие женские плечи выпали огромные жизненные испытания. Она не только выдержала их, но и продолжала творить, перебросив поэтический мостик из девятнадцатого в двадцатый век.

«Клевета» А. Ахматова

«Клевета» Анна Ахматова

И всюду клевета сопутствовала мне.
Ее ползучий шаг я слышала во сне
И в мертвом городе под беспощадным небом,
Скитаясь наугад за кровом и за хлебом.
И отблески ее горят во всех глазах,
То как предательство, то как невинный страх.
Я не боюсь ее. На каждый вызов новый
Есть у меня ответ достойный и суровый.
Но неизбежный день уже предвижу я,-
На утренней заре придут ко мне друзья,
И мой сладчайший сон рыданьем потревожат,
И образок на грудь остывшую положат.
Никем не знаема тогда она войдет,
В моей крови ее неутоленный рот
Считать не устает небывшие обиды,
Вплетая голос свой в моленья панихиды.
И станет внятен всем ее постыдный бред,
Чтоб на соседа глаз не мог поднять сосед,
Чтоб в страшной пустоте мое осталось тело,
Чтобы в последний раз душа моя горела
Земным бессилием, летя в рассветной мгле,
И дикой жалостью к оставленной земле.

Анализ стихотворения Ахматовой «Клевета»

В начале 1920-х годов свет увидел пятый ахматовский сборник «Anno Domini». В него было включено стихотворение «Клевета». В тексте слышатся отголоски трагедии, произошедшей в конце лета 1921 года. В августе Гумилев – первый супруг Анны Андреевны – был арестован. Его подозревали в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». За поэта пытались бороться друзья – Лозинский и Оцуп. К сожалению, старания их не принесли никаких результатов. 26 августа Николая Степановича расстреляли. Место его захоронения по сей день точно не выяснено, так как в документах того времени оно не фигурирует. Много неясного и в самом деле, касающемся «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». В частности, доподлинно неизвестно, какое отношение к ней имел Гумилев.

Лирическая героиня рассматриваемого текста в первой же строке обозначает свою главную проблему: «И всюду клевета сопутствовала мне…». У клеветы – мерзкой, гадкой, отвратительной – ползучий шаг. Из-за нее героиня чувствует себя в городе, названном мертвым, одинокой. Впрочем, страха перед ней нет. На каждый наговор найдется достойный ответ. Зато есть предвидение страшного дня. Лирическая героиня боится, что клевета все-таки настигнет ее на собственных похоронах, ведь мертвые не способны защитить себя от наветов. Пришедшие проститься друзья и знакомые поверят в «постыдный бред», навсегда отвернувшись от покойницы.

Ознакомьтесь так же:  Ооо иск стройком

Клевета, по мысли Ахматовой, — вещь страшная. Как только к поэтессе пришла слава, появилась необходимость бороться с различными слухами и сплетнями. Понятно, что их вокруг личной жизни Анны Андреевны, в частности, ее брака с Гумилевым, возникало предостаточно. Как бы ни была ужасна так называемая бытовая клевета, есть нечто похуже. Из рассматриваемого стихотворения можно сделать вывод – Ахматова полагала, что ее бывшего супруга оклеветали, что ни в какой контрреволюционной деятельности он участия не принимал. Есть еще один важный момент. «Клевета» выглядит как предсказание дальнейших кошмаров. Расстрелы и аресты, случившиеся в первые годы после революции, оказались только началом. Позже Сталин развернет масштабную кампанию по уничтожению врагов народов, неотъемлемой частью которой станут написанные простыми гражданами доносы. Клевета превратится в мощное оружие, способное уничтожить практически любого человека.

Анализ стихотворения Ахматовой “Клевета”

Произведение знаменитой русской поэтессы Анны Ахматовой “Клевета” вышло в свет в 1922 году. Это было смутное, тяжелое для России время, омраченное всеобщим недоверием и боязнью. В сердцах людей доминировал страх, заставлявший предавать даже самых близких и дорогих людей. Гонения распространялись не только на инакомыслящих, но и на их семьи и близкое окружение. Стихотворение олицетворяет личную драму писательницы, ее переживания и внутреннее одиночество. За год до написания этого стихотворения, по сфабрикованному обвинению, был расстрелян первый муж Ахматовой, Николай Гумилев. Подвергаясь гонениям со стороны власти, неся на себе клеймо неугодной, писательница изливает свои переживания в творении, ставшим отображением состояния ее души.

“Скитаясь наугад за кровом и за хлебом. И отблески ее горят во всех глазах” – эта фраза отображает потребность героини в помощи и защите, и одновременно показывает тщетность ее надежд. И одновременно показывает жалость к людям за их слабость и неспособность противостоять тоталитарному режиму, царящему в то тяжелое время.

“Я не боюсь ее. На каждый вызов новый. Есть у меня ответ достойный и суровый” – оставшись одна, героиня не сломилась под натиском жизненных невзгод, решив бороться

до конца.

Однако последние строки произведения как бы кричат о покорности судьбе, сломленная героиня будто сгорает, не найдя ни помощи, ни сострадания. Но этой смиренной погибелью, она бросает немой укор тем, кто отвернулся от нее в трудную минуту, кто придет на могилу пряча глаза, сожалея о содеянном, желая вернуть время вспять, и осознавая бесповоротность сотворенного.

“Земным бессилием, летя в рассветной мгле, и дикой жалостью к оставленной земле” – заключительные строки звучат, как прощение людям, которые предали и отвернулись при жизни. Прятались, пытаясь отгородиться от чужого горя, как от заразной болезни, надеясь таким образом сохранить собственное благополучие. Не оскверняя себя злобой и ненавистью, героиня воспаряет над земными пороками, мелочностью и меркантильностью, злобой и страхом.

Стоит обратить внимание также на название стихотворения. дело в том, что из целого синонимического ряда на обозначение неправдивый сведений (например, неправда, ложь, враки, сплетни и так далее), поэтесса выбрала именно слово клевета. Оно обозначает злонамеренную дачу ложных сведений с целью причинения вреда тому, о ком говориться. Именно о клевете в полном значении слова и рассказывается в стихотворении поэтессы.

Анализ стихотворения Ахматовой «Клевета»

Стихотворение “Клевета” написано Ахматовой через год после смерти ее мужа – Н.С.Гумилева. Это было тяжелое время и для поэтессы и для всего народа, время, когда печать “врага народа” разбивала не только дружбу, но и любовь, и родственные узы.

В своем стихотворении Ахматова показала всю отвратительность и мерзость того времени, когда повсюду клевета. “И всюду клевета сопутствовала мне”- эта фраза задает тон всему стихотворению. В 22 рифмованных строчках поэтесса показывает всю трагедию отвергнутого человека, человека, живущего в обществе, но одинокого человека, потому что нет родственной души. Из-за этого город, в котором она живет, Ахматова называет “мертвым городом”. В глазах людей, окружающих ее, равнодушие и страх, страх перед всеобъемлющей и всепроникающей клеветой.

Повествование в стихотворении ведется от первого лица, часто произносит “я” лирическая героиня и этим она усиливает свои переживания, передает их нам.

Ахматова одушевляет клевету, придает ей особенную подлость и мерзость, сравнивая ее с пресмыкающимся. Она везде проникает и даже во сне преследует лирическую героиню.

Но Ахматова не сдается, она не смириться с ней. “Я не боюсь ее”,- говорит поэтесса, но без восклицательного знака, ее фраза – это утверждение. У Ахматовой есть для клеветы “ответ достойный”. Но так ли это на самом

деле? Ведь дальше героиня говорит, что уже предвидит неизбежный исход. Уже ждет поэтесса момента, когда погрузиться в “сладчайший сон”, это ли ответ, это скорее бегство.

Но смерть – это не выход, от ползучей клеветы и душа лирической героини не может скрыться. Земное тело жгла клевета, и за чистой небесной душой погналась. Таким образом, даже уход из жизни и прощание друзей героини с телом “отравлен” клеветой, ее “постыдным бредом”.

Образ героини у Ахматовой получился ярким и емким, эпитеты передают глубину переживаний и сильнейшие эмоции. Ее стихи показывают состояние одинокого человека, смиренного и мятежного, бесстрашного и бессильного одновременно. От того, сколько трудностей и горестей пришлось пережить такой хрупкой женщине, ее стихи и получаются такие проникновенные и искренние.

«И всюду клевета…»: стихотворение Анны Ахматовой о трагедии отвергнутого человека

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

И всюду клевета сопутствовала мне.
Ее ползучий шаг я слышала во сне
И в мертвом городе под беспощадным небом,
Скитаясь наугад за кровом и за хлебом.
И отблески ее горят во всех глазах,
То как предательство, то как невинный страх.
Я не боюсь ее. На каждый вызов новый
Есть у меня ответ достойный и суровый.
Но неизбежный день уже предвижу я,-
На утренней заре придут ко мне друзья,
И мой сладчайший сон рыданьем потревожат,
И образок на грудь остывшую положат.
Никем не знаема тогда она войдет,
В моей крови ее неутоленный рот
Считать не устает небывшие обиды,
Вплетая голос свой в моленья панихиды.
И станет внятен всем ее постыдный бред,
Чтоб на соседа глаз не мог поднять сосед,
Чтоб в страшной пустоте мое осталось тело,
Чтобы в последний раз душа моя горела
Земным бессилием, летя в рассветной мгле,
И дикой жалостью к оставленной земле.

Кстати, последней известной дуэлью стала состоявшаяся перед революцией дуэль поэтов Льва Гумилева и Максимилиана Волошина. Весьма занимательная история.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/251113/19351/

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Анализ стихотворения Ахматовой Клевета

Анализ стихотворения Ахматовой «Клевета»

20 октября 2012

Стихотворение «Клевета» написано Ахматовой через год после смерти ее мужа — Н.С.Гумилева. Это было тяжелое время и для поэтессы и для всего народа, время, когда печать «врага народа» разбивала не только дружбу, но и любовь, и родственные узы.

В своем стихотворении Ахматова показала всю отвратительность и мерзость того времени, когда повсюду клевета. «И всюду клевета сопутствовала мне»- эта фраза задает тон всему стихотворению. В 22 рифмованных строчках поэтесса показывает всю трагедию отвергнутого человека, человека, живущего в обществе, но одинокого человека, потому что нет родственной души. Из-за этого город, в котором она живет, Ахматова называет «мертвым городом». В глазах людей, окружающих ее, равнодушие и страх, страх перед всеобъемлющей и всепроникающей клеветой.

Повествование в стихотворении ведется от первого лица, часто произносит «я» лирическая героиня и этим она усиливает свои переживания, передает их нам.

Ахматова одушевляет клевету, придает ей особенную подлость и мерзость, сравнивая ее с пресмыкающимся. Она везде проникает и даже во сне преследует лирическую героиню.

Но Ахматова не сдается, она не смириться с ней. «Я не боюсь ее»,- говорит поэтесса, но без восклицательного знака, ее фраза — это утверждение. У Ахматовой есть для клеветы «ответ достойный». Но так ли это на самом деле? Ведь дальше героиня говорит, что уже предвидит неизбежный исход. Уже ждет поэтесса момента, когда погрузиться в «сладчайший сон», это ли ответ, это скорее бегство.

Но смерть — это не выход, от ползучей клеветы и душа лирической героини не может скрыться. Земное тело жгла клевета, и за чистой небесной душой погналась. Таким образом, даже уход из жизни и прощание друзей героини с телом «отравлен» клеветой, ее «постыдным бредом».

Образ героини у Ахматовой получился ярким и емким, эпитеты передают глубину переживаний и сильнейшие эмоции. Ее стихи показывают состояние одинокого человека, смиренного и мятежного, бесстрашного и бессильного одновременно. От того, сколько трудностей и горестей пришлось пережить такой хрупкой женщине, ее стихи и получаются такие проникновенные и искренние.

Анализ стихотворения Ахматовой «Клевета»

Анализ стихотворения Ахматовой «Клевета» Анна Ахматова – достойная дочь Cеребряного века. Искренне выносит она на суд читателя переживания, рожденные в глубинах своего лирического «я». Гениальность любого поэта состоит в его умении предельно обнажить свою душу, попытке сродниться с читателем, увлечь его и быть с ним на равных. Ведь поэт берёт на себя ответственность сказать не только за себя, но и за читателя, обобщить, раскрыть те истины, которые доступны всем, но не всякому подвластны.Стихотворение Ахматовой «Клевета» написано спустя год после смерти мужа, Н.С. Гумилёва. В это время в России было много таких семей, «безвинно виноватых», только потому, что они были жёнами, детьми, братьями и сёстрами так называемых врагов народа.

Им не подавали руки при встрече, «не узнавали». Но никто из этих людей не сумел поэтически описать трагедию отвергнутого человека, так как это сделала Анна Ахматова в стихотворении «Клевета». «И всюду клевета сопутствовала мне» – это звучит как приговор и зачин для дальнейшего повествования. «Её ползучий шаг я слышала во сне». «Ползучий шаг» – эпитет-образ, вызывающий у нас самые мерзкие, отвратительные ассоциации.

Ахматова олицетворяет клевету, одушевляет её, придавая ей вездесущность, беспредельность.Она становится тенью лирической героини, которая даже во сне «слышит её ползучий шаг», и «в мёртвом городе под беспощадным небом, // Скитаясь наугад за кровом и за хлебом». Оксюморонное выражение «мёртвый город» помогает нам почувствовать весь ужас одиночества героини.

Для неё город мёртв, потому что в нём нет ни единой родственной души, во всех глазах лишь предательство и страх, равнодушие, рождённые горящими отблесками клеветы. Не зря отблески её «горят». Огонь – это не только символ жизни, но и символ уничтожения, испепеления всего живого. Но «я не боюсь её!» – утверждает лирическая героиня, пытаясь противостоять клевете, убеждая себя в своём бесстрашии.Синтаксически это оформлено предложениями без многоточий, восклицательных и вопросительных знаков, а значит, это полновесное утверждение.

Ознакомьтесь так же:  Требования санпин к кабинету физики

Аргументируя это далее, она говорит: » на каждый вызов новый // Есть у меня ответ достойный и суровый». Но есть ли на самом деле этот «достойный ответ»? Может быть, это честь и достоинство или преждевременный уход из жизни не сломленной души. Здесь у Ахматовой большое «но» – противоречие самой себе, так как последующие строки полны смирения и покорности.Но неизбежный день уже предвижу я, – На утренней заре придут ко мне друзья, И мой сладчайший сон рыданьем потревожат Полное смирение со своей судьбой, которое подчёркивается эпитетом «неизбежный» и глаголом «предвижу». В русской поэзии заря всегда ассоциировалась с пробуждением природы – у Тютчева, рождением новой жизни – у поэтов-революционистов.

Ахматова употребила это слово в том же значении.Естественно, возникает вопрос: «Как можно соединить рождение нового дня и смерть, когда «образок на грудь остывшую положат»?» В том-то и чудо поэтического слова, что истина рождается из противоречий, сопоставления несопоставимого.

Со смертью телесной наступает рождение духовного, освобожденного от земных реалий, возвышенного – души. Поэтесса намеренно называет смерть «сладчайшим сном», так как это избавление от суровой яви под «беспощадным небом» в «мёртвом городе». У Ахматовой здесь небо «беспощадно», что необычно воспринимается нами, так как мы привыкли считать его символом величия, чистоты и милосердия или открытием истины, как это было у Андрея Болконского и Наташи Ростовой.

Казалось бы, что ещё может сделать клевета? Что может быть страшнее для человека, чем потеря собственной жизни? Но оказывается, может быть, и даже после смерти. Мы видим это в полуфантастической, гротесковой форме, впечатляющей до внутреннего содрогания. «Никем не знаема тогда она войдет» уже к остывшему телу. В моей крови её неутолённый рот Считать не устаёт небывшие обиды, Вплетая голос свой в моленья панихиды.Отравлен последний путь усопшей, нарушены покой и умиротворённость, достигаемые моленьями панихиды, отвергается святость обряда.

И далее она пишет: «И станет внятен всем её постыдный бред». Клевета вновь достигает своей цели, разобщает людей, собравшихся у гроба. Чтоб на соседа глаз не мог поднять сосед Чтобы в последний раз душа моя горела.Горело не только тело живого человека, но и душа, продолжая томиться в неземных муках, но «земным бессилием», «летя в рассветной мгле». Последняя строчка звучит как гимн любви к жизни, которая, несмотря ни на что, даже на вынужденный уход, есть самая высокая ценность, так как душа «горела» «дикой жалостью к оставленной земле». Личная драма, показанная через переживания лирической героини, перерастает в философское обобщение вечной борьбы добра со злом, человека с обстоятельствами.

Стихотворение предельно короткое, всего 22 строчки, но очень ёмкое и многоплановое.Здесь не только ощущения героини в её исповеди, – автор прибегает и к сценической образности, вызывающей у читателя яркую картину жизненных реалий.

Мы видим, как на утренней заре приходят к ней друзья, слышим их рыдания.Поэтесса тщательно отбирает эпитеты-символы, эпитеты-образы: «сон сладчайший», «город мёртвый», «беспощадное небо»; метафоры: «душа горела». Личное местоимение «я», неоднократно повторяющееся по ходу повествования, усиливает эмоциональный накал, подчёркивает глубину переживания: «сопутствовала мне», «я не боюсь её», «есть у меня», «предвижу я», «придут ко мне», «мой сон», «в моей крови», «душа моя». Чувствуется вселенское одиночество человека, и этому «я» противопоставлены отблески клеветы «во всех глазах». Слово «всех» и подчёркивает степень отверженности героини, трагедию одиночества.

Кажущаяся простота стихосложения (рифмовка парная, мужская) несёт в себе глубокий смысловой подтекст: небом–хлебом.Символ возвышенного, духовного сочетается с символом земного, насущного. Глаза–страх, тело–горело, мгле–земле, обиды–панихиды отражают суть всего произведения.

Удачное использование анафоры в придаточных предложениях, начинающихся с союза «чтобы», усиливает их побудительное значение: Чтоб на соседа глаз не мог поднять сосед, Чтоб в страшной пустоте моё осталось тело, Чтобы в последний раз душа моя горела Показывая отвратительную сущность клеветы, сравнивая её с «ползучим» пресмыкающимся, Ахматова прибегает к аллитерации, чередуя звуки [з]–[ш], [с]–[ч] Её ползучий шаг я слышала во сне Это стихотворение как нельзя лучше показывает незащищённость души лирической героини перед невзгодами жизни, хотя она и восклицает: «Я не боюсь её». Оно вызывает сочувствие к ней и негодование не только к клевете, но и к поверившим в неё. Стихи Ахматовой близки нам. Они написаны женщиной бессильной и сильной в слабости своей, отвергнутой и любимой, бесстрашной и побежденной, мятежной и смиренной.

Из этих противоречий состоит не только поэтическое обаяние А. Ахматовой, но и обаяние её как личности.На её хрупкие женские плечи выпали огромные жизненные испытания.

Она не только выдержала их, но и продолжала творить, перебросив поэтический мостик из девятнадцатого в.

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Анализ стихотворения А. Ахматовой «Родная земля»
Решение остаться в советской России не было ни компромиссом с советским народом, ни согласием с выбранным ею курсом. Дело в другом. Ахматова чувствовала, что только разделив судьбу с собственным… Само название имеет двойной смысл. «Земля» — это и страна с населяющими ее людьми и со своей историей, и просто…

Анализ стихотворения Ахматовой «Песня последней встречи»
Используя прием контраста (антитезы), поэтесса тем самым подчеркивает горделивость натуры героини: Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были… Душевному состоянию героини созвучна «одушевленная» природа (или это созвучие… Горящие в спальне свечи не рассеивают этой темноты, потому что горят теперь «равнодушно-желтым» огнем, желтый цвет…

Анализ стихотворения Ахматовой «Мне ни к чему одические рати. »
Позднее в ее лирике зазвучали и другие традиционные темы и мотивы русской поэзии, и зазвучали они во многом тоже традиционно, поскольку истоки… Признание лирической героини звучит весьма субъективно: «Мне ни к чему », «по… А потом мы как будто «слышим» что-то похожее на вздох лирической героини: Когда б вы знали, из какого сора Растут…

Анализ стихотворений Ахматовой
Литературный дебют будущей поэтессы состоялся в 1907 году е стихотворение было опубликовано в парижском журнале Сириус. Регулярно печататься… На этом пстром и разноречивом фоне поэзия Анны Ахматовой сразу же заняла… В 1912 году вышел е первый сборник стихотворений под названием Вечер. В этом сборнике все произведения великолепны, но…

Анализ стихотворения Ахматовой «Встреча»
Главная тема во «Встрече», на что указывает и само название, – именно преодолеваемая разлука, встреча (а также смерть – ведь возлюбленный героини… Голуби в окне и двор в плюще – образы символичные (так же как и шаткая… Помимо этого, все стихотворение связано глаголом идет (который в большинстве случаев только подразумевается).…

Анализ стихотворения Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно.»
Стиль Ахматовой соединил в себе традиции классики и новейший опыт русской поэзии .События современности всегда находили отклик в ахматовской лирике,… Она считала, что если будет Родина, то будет и цель в жизни, и творчество, и… Главная любовь А. Ахматовой была любовь к родной земле: …ложился в неё и становился ею, оттого и зовём так свободно…

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Элегия»
Пушкин обратился к этому жанру какуже немолодой умудренный жизнью и опытом поэт. Этостихотворение глубоко личное. Две строфы составляют смысловой… Оглядываясь назад, он видит за собойпройденный путь, который далеко не… Движение мысли это истиннаяжизнь, развитие, а значит стремление к совершенству. Мысль отвечает за разум, астрадание…

Анализ отрывка стихотворения Некрасова «В дороге»
В этом произведении описывается судьбакрестьянской девушки, которая выросла в господском доме, но была выдана замужза простого мужика. Стихотворениеоткрывается обращением рассказчика. Это путник, барин,… Он предлагает мужику позабавить его песней,рассказом, как это принято в пути. С одной стороны, это типичная ситуация,…

Анализ стихотворения Тютчева «Я Встретил Вас и всё былое»
Звук представлен в строке и вот слышнее стализвуки, неумолкающие во мне. Все чувства лирического героя обострились.Тютчев сравнивает это с поздней… И во вс м виновато точувство,которое дремлет в каждом человеке. Наста т…

Анализ стихотворения Тютчева «Не то, что мните вы, природа»
Она редко предста т как просто фон, встихах Тютчева она одухотворена, мыслит, чувствует, говорит Не то, чтомните вы, природа Не слепок, небездушный… Они не видят ине слышат, Живут в с ммире, как впотьмах В строках стихотворения… Стихотворение написано четыр хстопным ямбом, аперекр стный способ рифмовки гармонирует с чередованием женских и…

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?

Анализ стихотворения Ахматовой «Клевета»

Стихотворение Ахматовой «Клевета» было написано в 1922 году. Оно вошло в цикл стихов «Anno Domini». В то время в России было много таких людей, «безвинно виноватых» только потому, что они были жёнами, детьми, братьями и сёстрами так называемых врагов народа. Их никто не признавал и никто не подавал им руки при встрече. Но никто из этих людей не сумел поэтически описать трагедию отвергнутого человека так, как это сделала Анна Ахматова в стихотворении «Клевета.

«И всюду клевета сопутствовала мне» – это звучит, как зловещий приговор для дальнейшего повествования.

«Её ползучий шаг я слышала во сне». Все это вызывает у нас самые мерзкие и отвратительные ассоциации. Ахматова олицетворяет клевету, сравнивая её с ползучим пресмыкающимся.

И в мертвом городе под беспощадным небом,

Скитаясь наугад за кровом и за хлебом.

Это оксюморонное выражение «мертвый город» помогает нам почувствовать весь ужас одиночества героини. Для неё город мёртв, потому что в нём нет ни единой родственной души. Во всех глазах лишь предательство, страх и горящий отблеск клеветы. И этот горящий блеск показывает нам огонь – символ не только жизни, но и символ уничтожения и пожиратель всего живого.

И сразу же на этот «вызов новый» наша лирическая героиня противостоит всему этому ужасу.

Я не боялась её. На каждый вызов новый

Есть у меня ответ достойный и суровый.

Но есть ли на самом деле этот «достойный ответ»?

Здесь у Ахматовой противоречие самой себе, так как последующие строки полны смирения и покорности.

Но неизбежный день уже предвижу я, –

Ознакомьтесь так же:  Оформить заявку на кредит в любом банке

На утренней заре придут ко мне друзья

И мой сладчайший сон рыданьем потревожат.

Поэтесса намеренно называет смерь «сладчайшим сном», так как это избавление от суровой действительности под «под беспощадным небом» в «мёртвом городе».

Никем не знаема тогда она войдет,

В моей крови её неутоленный рот

Считать не устаёт небывшие обиды,

Вплетая голос свой в моленья панихиды.

Иссякла последняя капля жизни, нарушены покой и умиротворённость, достигнутые моленья панихиды.

И дальше она пишет:

И станет внятен всем её постыдный бред

Чтоб на соседа глаз не мог поднять сосед,

Чтобы в последний раз душа моя горела.

Горело не только тело живого человека, но и душа, продолжая мучаться в неземных муках, но «земным бессмыслием», «летя в рассветной мгле».

Ахматова пишет в одном стихотворении:

А в книжках я последнюю страницу

Всегда любила больше всех других.

И в её собственных стихах именно концовка или последняя строка часто имеет особую жизнь, и они начинают излучать энергию.

Вот и здесь в последней строке сосредоточена вся суть, вся идея и весь замысел.

Чтобы в последний раз душа моя горела

Земным бессилием, летя в рассветной мгле,

И дикой жалостью к оставленной земле.

Последняя строчка звучит как гимн любви и жизни, которая, несмотря ни на что, даже на вынужденный уход, есть самая высшая ценность, так как душа «горела» «дикой жалостью к оставленной земле».

Личная драма лирической героини показана через философский мир вечной борьбы добра со злом, человека с обстоятельствами.

Это стихотворение небольшое, всего 22 строчки, но очень ёмкое и познавательное. Поэтесса использует в стихотворении образные эпитеты: «сон сладчайший», «город мёртвый», «беспощадное небо». Есть здесь метафора и оксюморон: «душа горела», «мёртвый город».

Местоимение «я», неоднократно повторяющееся по ходу повествования, усиливает эмоции и глубину переживания: «я не боюсь её», «есть у меня», «предвижу я», «придут ко мне», «мой сон», «душа моя». Чувствуется огромное одиночество человека. Рифмовка парная, мужская. Кажущаяся простота стихотворения несёт в себе глубокий смысл: небом – хлебом. Символ возвышенного, духовного сочетается с символом земного, насущного. Глаза – страх, тело – горело, мгле – земле, обиды – панихиды отражают суть всего произведения.

Чтобы показать всю мерзость и сущность клеветы, и сравнить её с ползущим пресмыкающимся Ахматова использует чередования каких букв как: з, ш, с, ч.

Её ползучий шаг я слышала во сне.

Это стихотворение как нельзя лучше показывает незащищенность души лирической героини перед невзгодами жизни, хотя она восклицает «Я не боюсь её».

Анна Ахматова – достойная дочь серебряного века. Её вклад в культуру русского стиха XX века значителен и огромен.

Гениальность любого поэта состоит в его умении предельно ясно обнажить свою душу, попытке сродниться с читателем, увлечь его и быть с ним на равных. Ведь поэт берет на себя ответственность сказать не только за себя, но и за читателя, обобщить раскрыть те истины, которые доступны всем, но не всякому подвластны. Стихи Ахматовой близки нам. Они написаны женщиной бессильной и сильной в слабости своей, отвергнутой и любимой, бесстрашной и побежденной, мятежной и смиренной.

Из этих противоречий состоит не только поэтическое обаяние А. Ахматовой, но и обаяние её как личности. На её хрупкие женские плечи выпали огромные жизненные испытания. Она не только выдержала их, но и продолжала творить, перебросив поэтический мостик из девятнадцатого века в двадцатый.

В ощущении судьбы, которое появилось уже у ранней Ахматовой и которое стало одним из главных залогов становления Ахматовой зрелой, есть действительно замечательное свойство. Оно зиждется на исконной национальной особенности – чувстве сопричастности миру, сопереживаемости с миром и ответственности перед ним, – получающей в новых общественных условиях и острый нравственный смысл: моя судьба – судьба страны, судьба народа – история. В автобиографическом отрывке в третьем лице, уже как бы глядя на себя постороннее и, обдумывая себя в истории, Ахматова сказала: «. поздняя Ахматова выходит их жанра «любовного дневника» («Четки») – жанра, в котором она не знает соперников и который она оставила, может быть, даже с некоторым опасением и оглядкой, и переходит на раздумья о роли и судьбе поэты, о ремесле, на легко набросанные широкие полотна. Появляется острое ощущение истории». Именно это ощущение проникает в «поздние» книги Ахматовой, «книги женской души», книги человеческой души.

Памятником страшной эпохе стал «Реквием», посвященный самым «проклятым датам» массовых убийств, когда вся страна превратилась в единую очередь в тюрьму, когда каждая личная трагедия сливалась с национальной. Ахматова и стала голосом национальной трагедии:

Звёзды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под крышами чёрных Марусь.

Голос Ахматовой стал голосом всего русского народа, голосом его совести, его веры, его правды.

Анализ стихотворения А. Ахматовой «Клевета»

Произведение знаменитой русской поэтессы Анны Ахматовой «Клевета» вышло в свет в 1922 году. Это было смутное, тяжёлое для России время, омрачённое всеобщим недоверием и боязнью. В сердцах людей доминировал страх, заставлявший предавать даже самых близких и дорогих людей. Гонения распространялись не только на инакомыслящих, но и на их семьи и близкое окружение. Стихотворение олицетворяет личную драму писательницы, её переживания и внутреннее одиночество. За год до написания этого стихотворения, по сфабрикованному обвинению, был расстрелян первый муж Ахматовой, Николай Гумилёв. Подвергаясь гонениям со стороны власти, неся на себе клеймо неугодной, писательница изливает свои переживания в творении, ставшим отображением состояния её души.

«Скитаясь наугад за кровом и за хлебом. И отблески её горят во всех глазах» — эта фраза отображает потребность героини в помощи и защите, и одновременно показывает тщетность её надежд. И одновременно показывает жалость к людям за их слабость и неспособность противостоять тоталитарному режиму, царящему в то тяжелое время.

«Я не боюсь её. На каждый вызов новый. Есть у меня ответ достойный и суровый» — оставшись одна, героиня не сломилась под натиском жизненных невзгод, решив бороться до конца.

Однако последние строки произведения как бы кричат о покорности судьбе, сломленная героиня будто сгорает, не найдя ни помощи, ни сострадания. Но этой смиренной погибелью, она бросает немой укор тем, кто отвернулся от неё в трудную минуту, кто придет на могилу пряча глаза, сожалея о содеянном, желая вернуть время вспять, и осознавая бесповоротность сотворённого.

«Земным бессилием, летя в рассветной мгле, и дикой жалостью к оставленной земле» — заключительные строки звучат, как прощение людям, которые предали и отвернулись при жизни. Прятались, пытаясь отгородиться от чужого горя, как от заразной болезни, надеясь таким образом сохранить собственное благополучие. Не оскверняя себя злобой и ненавистью, героиня воспаряет над земными пороками, мелочностью и меркантильностью, злобой и страхом.

Стоит обратить внимание также на название стихотворения. дело в том, что из целого синонимического ряда на обозначение неправдивый сведений (например, неправда, ложь, враки, сплетни и так далее), поэтесса выбрала именно слово клевета. Оно обозначает злонамеренную дачу ложных сведений с целью причинения вреда тому, о ком говориться. Именно о клевете в полном значении слова и рассказывается в стихотворении поэтессы.

«Клевета» А.Ахматова

«Клевета» Анна Ахматова

И всюду клевета сопутствовала мне.
Ее ползучий шаг я слышала во сне
И в мертвом городе под беспощадным небом,
Скитаясь наугад за кровом и за хлебом.
И отблески ее горят во всех глазах,
То как предательство, то как невинный страх.
Я не боюсь ее. На каждый вызов новый
Есть у меня ответ достойный и суровый.
Но неизбежный день уже предвижу я,-
На утренней заре придут ко мне друзья,
И мой сладчайший сон рыданьем потревожат,
И образок на грудь остывшую положат.
Никем не знаема тогда она войдет,
В моей крови ее неутоленный рот
Считать не устает небывшие обиды,
Вплетая голос свой в моленья панихиды.
И станет внятен всем ее постыдный бред,
Чтоб на соседа глаз не мог поднять сосед,
Чтоб в страшной пустоте мое осталось тело,
Чтобы в последний раз душа моя горела
Земным бессилием, летя в рассветной мгле,
И дикой жалостью к оставленной земле.

Анализ стихотворения Ахматовой «Клевета»

В начале 1920-х годов свет увидел пятый ахматовский сборник «Anno Domini». В него было включено стихотворение «Клевета». В тексте слышатся отголоски трагедии, произошедшей в конце лета 1921 года. В августе Гумилев – первый супруг Анны Андреевны – был арестован. Его подозревали в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». За поэта пытались бороться друзья – Лозинский и Оцуп. К сожалению, старания их не принесли никаких результатов. 26 августа Николая Степановича расстреляли. Место его захоронения по сей день точно не выяснено, так как в документах того времени оно не фигурирует. Много неясного и в самом деле, касающемся «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». В частности, доподлинно неизвестно, какое отношение к ней имел Гумилев.

Лирическая героиня рассматриваемого текста в первой же строке обозначает свою главную проблему: «И всюду клевета сопутствовала мне…». У клеветы – мерзкой, гадкой, отвратительной – ползучий шаг. Из-за нее героиня чувствует себя в городе, названном мертвым, одинокой. Впрочем, страха перед ней нет. На каждый наговор найдется достойный ответ. Зато есть предвидение страшного дня. Лирическая героиня боится, что клевета все-таки настигнет ее на собственных похоронах, ведь мертвые не способны защитить себя от наветов. Пришедшие проститься друзья и знакомые поверят в «постыдный бред», навсегда отвернувшись от покойницы.

Клевета, по мысли Ахматовой, — вещь страшная. Как только к поэтессе пришла слава, появилась необходимость бороться с различными слухами и сплетнями. Понятно, что их вокруг личной жизни Анны Андреевны, в частности, ее брака с Гумилевым, возникало предостаточно. Как бы ни была ужасна так называемая бытовая клевета, есть нечто похуже. Из рассматриваемого стихотворения можно сделать вывод – Ахматова полагала, что ее бывшего супруга оклеветали, что ни в какой контрреволюционной деятельности он участия не принимал. Есть еще один важный момент. «Клевета» выглядит как предсказание дальнейших кошмаров. Расстрелы и аресты, случившиеся в первые годы после революции, оказались только началом. Позже Сталин развернет масштабную кампанию по уничтожению врагов народов, неотъемлемой частью которой станут написанные простыми гражданами доносы. Клевета превратится в мощное оружие, способное уничтожить практически любого человека.

Послушайте стихотворение Ахматовой Клевета

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *