Спор орс

Урегулирование торговых споров

Невыполнение обязательств по соглашению — классическая причина международных торговых споров вообще, в том числе споров с участием России. Договорно-правовая база торгово-экономических взаимоотношений России с третьими странами основывается на 2000 соглашений (основная их часть приходится на долю стран СНГ), причем некоторые из них по объему обязательств сопоставимы с ГАТТ и другими соглашениями системы ВТО. В этом контексте следует отметить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС 1994 года и многосторонний Договор к Энергетической хартии 1994 года, которые максимально приближены к ГАТТ.

В настоящее время, по имеющимся данным, против России применяется более 100 дискриминационных торговых ограничений, ежегодный ущерб от которых достигает 2,5 млрд. долларов. Такие ограничения применяются в отношении российского экспорта стали, проката, удобрений и многих других товаров. Большинство из них, как считают некоторые эксперты, применяются в нарушение действующих двусторонних торговых договоров. Вместе с тем, поскольку эти договора не предусматривают процедуру разрешения споров, связанных с невыполнением обязательств, список претензий со стороны России к своим торговым партнерам только растет.

Среди аргументов «за присоединение к ВТО» часто упоминается следующий: участвуя в ВТО, Россия получит доступ к механизмам разрешения споров (предусмотренных в Договоренности ВТО по правилам и процедурам разрешения споров — ДРС) и, разрешив по крайней мере часть имеющихся конфликтов в свою пользу, улучшит условия доступа своих товаров на внешние рынки и — тем самым — экономические показатели деятельности конкретных предприятий. Рассмотрим, как же функционирует эта процедура в ВТО.

ДРС применяется ко всем спорам, возникающим по любому из многосторонних торговых соглашений, входящих в сферу действия ДРС.

Орган по разрешению споров (ОРС) является центральным органом, уполномоченным обеспечивать соблюдение правил и процедур, установленных ДРС. На практике ОРС — это Генеральный Совет ВТО, который собирается специально для рассмотрения вопросов, связанных с урегулированием споров. Обычно он заседает один раз в месяц и обладает полномочиями учреждать арбитражную комиссию, принимать доклады арбитражной комиссии или Апелляционного органа, осуществлять надзор за применением судебных решений и рекомендаций, а также разрешать приостановку уступок (иными словами, разрешать уклоняться от выполнения обязательств) по Соглашению об учреждении ВТО.

Процедуры разрешения споров, определенные ДРС, сводятся к следующим

Консультации — это основной метод разрешения спора в системе ВТО. Консультации обычно ведутся по дипломатическим каналам. Встрече представителей государств, участвующих в споре, обычно предшествует переписка. Компетентные органы государства, чьи интересы нарушены (обычно это министерство иностранных дел, министерство торговли или иное ведомство, отвечающее за торговую политику), направляют соответствующему органу другого государства имеющуюся у него информацию о предмете торгового спора. В этой информации объясняется, почему та или иная мера нарушает интересы этого государства, в чем ее несоответствие международным соглашениям, и предлагается отменить меру либо провести специальные консультации. Органы государства, которым направляется информация, в свою очередь могут либо пойти навстречу предложению об отмене меры (что бывает крайне редко), либо представить свои аргументы, обосновывающие ее введение. Однако, как правило, решить проблему по переписке не удается, и стороны договариваются о проведении консультаций.

ДРС устанавливает временные рамки для консультаций. Участник должен ответить в течение десяти дней на запрос другого участника, и консультации должны начаться в течение трех дней после первоначального запроса. Если участник отказывается вступить в процесс консультаций, то жалующийся участник имеет право добиваться немедленного учреждения арбитражной комиссии. Если по истечении шести дней консультаций не удается достичь соглашения, удовлетворяющего стороны, или же обе стороны договорились до истечения шести дней о том, что соглашения достигнуто быть не может, жалующаяся сторона может потребовать созыва арбитражной комиссии. Если же вопрос, который подлежит рассмотрению, является безотлагательным, как, например, в случае, когда речь идет о скоропортящихся товарах, процесс консультаций ускоряется.

Содействие, примирение и посредничество

Если стороны не способны разрешить свои споры путем консультаций, ДРС предлагает на выбор различные альтернативы примирения сторон, чтобы избежать носящего судебный характер процесса арбитражной комиссии. Генеральный директор ВТО может выступить с предложением об оказании надлежащего содействия, посредничества или примирения сторон в разрешении их спора в процессе консультаций или процессе, проводимом арбитражной комиссией, но только с согласия сторон. Если обе стороны, участвующие в споре, согласны, арбитраж может быть использован в качестве альтернативы системе рассмотрения вопроса в рамках арбитражной комиссии.

Учреждение арбитражной комиссии

Если консультации не привели к взаимосогласованному решению в течение 60 дней после получения просьбы о проведении консультаций, сторона, подавшая жалобу, может запросить ОРС учредить арбитражную комиссию, состоящую из трех независимых экспертов в области торговли. Цель комиссии — вынести решение судебного характера по предмету спора.

Выбор состава арбитражной комиссии

Для того чтобы ускорить отбор экспертов, Секретариат ВТО утверждает реестр квалифицированных представителей правительств и неправительственных экспертов. Стороны, участвующие в споре, проводят консультации с Секретариатом, который ведет реестр, с тем, чтобы достичь соглашения в отношении того, какие три лица будут включены в состав арбитражной комиссии. Если соглашение в отношении учреждения арбитражной комиссии не может быть достигнуто в течение 20 дней, Генеральный директор имеет право определить состав арбитражной комиссии сам.

Поскольку Соединенные Штаты и Европейские сообщества являлись участниками примерно половины споров, принятых к рассмотрению в рамках ГАТТ и затем ВТО, до сих пор состав арбитражных комиссий формировался из числа представителей малых наций, таких как Норвегия и Новая Зеландия. Когда происходит урегулирование спора между участником, который является развивающейся страной, и участником, который является развитой страной, развивающаяся страна может потребовать, чтобы арбитражная комиссия включала в себя по меньшей мере одного эксперта из развивающейся страны, являющейся участником ВТО.

Полномочия арбитражных комиссий

ДРС решил эту проблему путем утверждения полномочий по стандартной форме, которая применяется, если только стороны не договорились о другом. Стандартные полномочия определяются следующим образом:

«Изучить в свете соответствующих положений (наименование охваченного(ых) соглашения(ний), названного(ых) сторонами спора), вопрос, переданный на рассмотрение ОРС стороной (наименование стороны) спора, и сделать выводы, которые помогут ОРС сформулировать рекомендации или принять решение, как это предусмотрено в данном (данных) соглашении (соглашениях)».

Процедуры арбитражных комиссий

В течение первой «организационной встречи» арбитражная комиссия определяет календарный график работы. Обычно в течение двух месяцев с момента формирования арбитражной комиссии стороны обмениваются первыми экземплярами заявлений в письменной форме. В течение двух недель после обмена заявлениями арбитражная комиссия проводит первую встречу со сторонами, в ходе которой стороны защищают свои позиции и отвечают на вопросы, заданные арбитражной комиссией. В течение четырех недель после первого заседания арбитражной комиссии стороны обмениваются опровержениями, сделанными в письменной форме, которые рассматриваются на втором заседании.

Арбитражная комиссия затем распространяет описательные (содержащие факты и аргументы) разделы их доклада среди сторон с целью получения замечаний в письменной форме. После получения комментариев сторон издается промежуточный доклад, который включает выводы и заключения арбитражной комиссии. Стороны могут сделать дополнительные замечания по промежуточному докладу и, если будет высказано такое пожелание, проводится другое заседание. Промежуточный доклад, включая выводы, затем распространяется среди спорящих сторон для дальнейших комментариев.

На этой стадии существует надежда, что стороны придут к соглашению между собой, поскольку они видят направление, в котором движется арбитражная комиссия в выработке решений. Если никакого соглашения достигнуто не было, издается заключительный доклад, который передается сторонам и распространяется среди всех участников ВТО. Вопрос о рассмотрении Доклада включается в повестку дня следующего заседания Совета ВТО.

Как правило, арбитражная комиссия не заседает более шести месяцев, начиная со дня ее создания и до принятия заключительного доклада. Для дел, имеющих безотлагательный характер, доклад должен быть представлен в течение трех месяцев.

Арбитражная комиссия может потребовать информацию или воспользоваться консультацией технического характера от любого лица или органа, которые она сочтет подходящими.

Апелляционный орган

Апелляционный орган рассматривает апелляции в связи с докладами арбитражной комиссии. В соответствии с порядком рассмотрения апелляций любая из сторон, участвующая в споре, имеет право подать апелляцию на решение комиссии в связи с ее выводами, которые касаются вопросов права или правового толкования. Выводы комиссии по вопросам права могут быть утверждены, изменены или отменены Апелляционным органом. Апелляционный орган не вправе отменять выводы комиссии в отношении фактов. Только основные стороны спора могут обжаловать доклад комиссии, хотя третьи стороны могут сделать письменное заявление и им должна быть предоставлена возможность быть заслушанными Апелляционным органом, если они имеют существенный интерес в деле. Хотя принцип обязательности прецедента, присущий общему праву, не применяется в ВТО, доклады комиссий ВТО оказывают влияние на решения, принимаемые комиссией и Апелляционным органом.

Ознакомьтесь так же:  Сколько стоит справка у нотариуса доверенность

Апелляционный орган состоит из семи человек, которые доказали свою компетентность в области международного торгового права. Они назначаются на четырехлетний срок. Трое из них могут быть задействованы в одном и том же отдельном споре.

Обычно продолжительность процедуры апелляции должна ограничиваться 60 днями с момента ее начала и до окончания, и в любом случае процедура не должна продолжаться более 90 дней. Как правило, все решения комиссии обжалуются.

Рассмотрение и одобрение докладов

В своих докладах комиссия и Апелляционный орган представляют рекомендации, адресованные участнику, на которого подана жалоба, о приведении мер, не соответствующих обязательствам, в соответствие с данным соглашением.

Рекомендации комиссии сами по себе не имеют юридической силы. Участник, против которого подана жалоба, обязан их исполнить только после утверждения ОРС.

Общий срок осуществления процедуры, исчисляемый с даты создания комиссии до даты принятия доклада комиссии, как правило, не должен превышать 9 месяцев. В случае подачи апелляции доклад не рассматривается до окончания процесса ее рассмотрения. Также как и при принятии доклада арбитражной комиссии, доклад Апелляционного органа автоматически одобряется ОРС через 30 дней с момента его распространения среди участников, если только не будет достигнут консенсус в отношении отклонения доклада.

Контроль за выполнением рекомендаций и решений

Выполнение принятых рекомендаций является предпочтительным завершением процесса в рамках ДРС. ДРС определяет, что «надлежащее соблюдение рекомендаций или решений ОРС важно для обеспечения эффективного разрешения споров в интересах всех участников». На заседании ОРС, которое проводится через 30 дней после принятия рекомендаций комиссии или Апелляционного органа, сторона, на которую подана жалоба, должна изложить ОРС планы выполнения рекомендаций. В случае, если незамедлительное выполнение рекомендаций невозможно, это должно быть сделано в «разумный срок», определяемый сторонами, который является удовлетворительным также и для ОРС. Если стороны не могут придти к соглашению о том, что является разумным сроком, вопрос решается путем обязывающего арбитража. Исполнение в полной мере не должно откладываться более, чем на 15 месяцев, считая с даты принятия доклада.

ОРС осуществляет контроль за выполнением рекомендаций, содержащихся в докладе, и вопрос о выполнении рекомендаций автоматически включается в повестку дня ОРС через шесть месяцев с даты определения срока исполнения и остается в повестке дня до решения поднятого вопроса. При невыполнении рекомендаций в полной мере в установленный период времени, отвечающая сторона, если ее об этом попросят, должна начать переговоры со стороной, подавшей жалобу, с целью определения взаимовыгодной компенсации. Если не будет достигнуто соглашение о компенсации, или отвечающая сторона не сумеет надлежащим образом выполнить рекомендации в разумный период времени, ОРС может разрешить стороне, подавшей жалобу, приостановить действие уступок и обязательств по отношению к ответчику в качестве ответной меры. Если по истечении 30 дней с даты окончания «разумного срока» не удается достичь соглашения, разрешение на приостановление считается автоматически полученным, если его предоставление не было отклонено на основе консенсуса. Принцип аннулирования уступок (ответных мер) может быть использован как крайняя мера для обеспечения выполнения обязательств, предусмотренных ГАТТ.

Например, один из участников, в отношении которого была подана жалоба, увеличил свои импортные пошлины на ввоз конкретного товара таким образом, что это привело к сокращению поставок другого участника на 100 млн. долларов, тогда в качестве ответной меры «пострадавший» участник может аналогичным образом увеличить пошлины на ввоз товара первого участника с тем, чтобы его потери были бы примерно такими же.

Ответные меры носят временный характер и должны применяться до выполнения рекомендаций или до достижения взаимоприемлемого решения. Одностороннее применение ответных мер или применение ответных мер вне порядка, предусмотренного ВТО, не допускается.

Такова достаточно непростая, но — как показывает практика — эффективная процедура разрешения споров в ВТО. Очевидно, что использование ее преимуществ потребует как минимум подготовки грамотных российских специалистов, которые смогут защитить интересы страны в торговых спорах.

Механизм решения споров в рамках ВТО. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. Механизм решения торговых споров между государствами был создан в 1947 г. в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) — предшественника Всемирной торговой организации (ВТО).

В ГАТТ эта система работала недостаточно эффективно: в частности, вердикты должны были приниматься только на основании общего консенсуса, из-за чего большинство споров могли оставаться без решения десятилетиями.

При учреждении ВТО в 1994 г. механизм решения споров был изменен. В настоящее время регулируется особой Договоренностью о правилах и процедурах урегулирования споров. Согласно документу, любая страна в ответ на ущемление своих интересов (например, демпинг) со стороны государства-торгового партнера или нарушение ранее достигнутых договоренностей может направить на него жалобу в ВТО.

Согласно регламенту, рассмотрение жалобы состоит из четырех последовательных этапов: консультаций, экспертного рассмотрения, вынесения вердикта и возможной апелляции. Спор может быть урегулирован на любом из этих этапов.

Этап консультаций длится минимум 60 дней. На нем сторонам спора дают время договориться между собой самостоятельно или с привлечением посредника, например, генерального директора ВТО. Если консультации не приводят к урегулированию разногласий, участники спора могут подать заявку на создание группы разрешения спора (иногда ее называют экспертной или третейской группой, а также панелью арбитров).

В такую группу входят от 3 до 5 специалистов, которые не являются официальными представителями государств и не имеют гражданства заинтересованных сторон конфликта. Страна-истец и страна-ответчик представляют группе свои аргументы, в случае сложных ситуаций группа приглашает экспертов. По истечении 6 месяцев после создания группа вносит в Орган решения споров ВТО (ОРС) свой проект заключения.

ОРС, фактически, является генеральным советом ВТО. Поэтому жалобы, достигшие этапа рассмотрения на его уровне, могут рассматривать все страны-члены организации. Вердикт по конкретным жалобам выносится на основании «отрицательного консенсуса»: доклад третейской группы принимается, если хотя бы одна страна не возражает против его принятия.

Если участники спора не удовлетворены вердиктом ОРС, они имеют право подать апелляцию. Ее рассматривает группа из трех членов постоянного апелляционного органа. Доклад апелляционного органа принимается ОРС по тому же принципу «отрицательного консенсуса», данное решение обжалованию уже не подлежит.

В совокупности дело в рамках разрешения споров рассматривается не меньше года (или года и трех месяцев в случае подачи апелляции). В ходе всего рассмотрения ответчик и истец могут продолжать консультации и пытаться решить спор самостоятельно.

Проигравшая сторона обязана привести свое законодательство в соответствие с решением ОРС, при этом страны должны договориться о компенсации. Например, проигравшая сторона может понизить тарифы на ввоз конкретной группы товаров. Если та этого не сделает, выигравшему дело государству могут позволить в ответ ввести квоты или повысить тарифы.

При этом правила ВТО требуют, чтобы подобная ответная мера была временной и, по возможности, касалась только сектора экономики, затронутого в данном споре. В Договоренности о правилах и процедурах урегулирования споров подчеркивается, что цель системы разрешения споров в рамках ВТО — не наказание виновных, а поиск решения конфликта.

Всего с 1995 г. в ВТО поступило 490 жалоб, из них 93 удалось решить на уровне консультаций, и лишь четыре жалобы закончились разрешением введения ответных мер. Остальные жалобы остаются на этапе консультаций и рассмотрения. Например, 4 иска в ВТО находятся на стадии консультаций с 1995 г.

Больше всего жалоб направили и получили США (108 и 123 жалоб соответственно). Среди наиболее известных из них — дело о запрете поставок в ЕС генно-модифицированных продуктов из Аргентины, США и других стран. По итогам трехлетнего рассмотрения ОРС объявил запрет незаконным, но потребовал от импортеров наносить маркировку «содержит ГМО» на соответствующую продукцию.

По состоянию на март 2014 г. Россия (член ВТО с 2012 г.) выступала истцом по двум искам и ответчиком по пяти делам. Из других стран СНГ споры с помощью ВТО решали Украина (3 раза в качестве истца, 2 раза в качестве ответчика), Молдавия (по 1 в качестве истца и ответчика) и Армения (1 иск в качестве ответчика).

Россия подала иск во Всемирную торговую организацию (ВТО) с целью обжаловать введенные США в марте пошлины на импорт стали и алюминия, сообщил 29 июня глава Минэкономразвития Максим Орешкин. «Причиной иска стали многочисленные нарушения правил ВТО, допущенные США при введении данной меры. Помимо России иски к США ранее направили Китай, Индия, Европейский союз, Канада, Мексика и Норвегия», — привела пресс-служба министерства слова его главы.

Запрос о консультациях по спору с США был направлен в секретариат ВТО в пятницу, 29 июня, и именно эта дата считается датой начала спора, уточнили РБК в пресс-службе МЭР. Иск уже поступил в секретариат ВТО, сообщил РБК глава пресс-службы организации Даниэль Прузин.

Ознакомьтесь так же:  Приказ минтруда 151н

Стройтехника против металлов

Президент США Дональд Трамп подписал распоряжение о введении пошлины в размере 25% на сталь и 10% на алюминий 9 марта. Решение было принято по итогам расследования Министерства торговли США, сделавшего вывод о том, что импорт этих металлов грозит «национальной безопасности» страны, подрывая позиции американских металлургов. Именно этот аргумент привели США, чтобы не использовать механизм Соглашения о специальных защитных мерах (часть Генерального соглашения о тарифах и торговле, ГАТТ), предусматривающий консультации с торговыми партнерами перед введением таких мер.

По оценкам российского Минпромторга, ущерб для России из-за введенных США пошлин может составить $3 млрд в год.

Россия 19 апреля потребовала провести в ВТО консультации с США в рамках Соглашения о специальных защитных мерах по поводу компенсаций за введенные пошлины. П. 1 ст. 8 документа предусматривает, что член ВТО, собирающийся применить специальную защитную меру, должен предложить эквивалентную уступку стране, которая затронута такой мерой, пояснили РБК в пресс-службе Минэкономразвития. ​Как правило, компенсация может быть в форме торговых льгот или уступок по другим группам товаров: например, американцы могли бы снизить тарифы на импорт другой российской продукции.

От консультаций по соглашению о защитных мерах США отказались, отметили в МЭР. С точки зрения процедурных требований ВТО этого достаточно, чтобы считать обязательную фазу консультаций завершенной. «После этого мы имеем возможность завершать свои внутренние согласительные процедуры и повышать пошлины на американские товары», — добавили в пресс-службе.​​ О готовности принять ответные эквивалентные меры Россия уведомила Совет по торговле товарами ВТО 18 мая.

Через месяц глава МЭР заявил, что Россия примет меры в ответ на введение американских пошлин на сталь и алюминий. Их начальный объем составляет примерно $93 млн, сообщила пресс-служба Минэкономразвития. Общую стоимость ответных пошлин, которые Россия имеет право принять, в ведомстве оценили в $537,6 млн (именно такой объем пошлин США планируют собрать с российского импорта объемом $3,16 млрд), следует из уведомления, направленного Россией в ВТО 18 мая. Среди товаров, которые затронут российские пошлины, — строительно-дорожная техника «и ряд других элементов, но не лекарства», пояснил Максим Орешкин. По его словам, пошлины будут введены в ближайшее время. Перечень товаров и размер пошлин пока не опубликованы​.

Процесс на годы

Механизм разрешения споров в ВТО разделен на четыре этапа: консультация, экспертное рассмотрение, вынесение вердикта и апелляция, объясняет РБК партнер юридической фирмы Lidings Степан Гузей.

Достижение мирового соглашения возможно на любом этапе. Без учета консультаций рассмотрение спора, как правило, занимает от года до полутора лет — это минимально возможный срок именно для рассмотрения спора. Если же учесть время на исполнение и возможность продления процедур, то общий срок может возрасти до трех—пяти лет, именно так на практике и случается, отмечает эксперт.

На втором этапе истец подает заявку о создании группы разрешения спора (так называемой экспертной/третейской группы, или панели арбитров), в которую входят три либо пять арбитров. Основное требование к ней заключается в том, что арбитры не могут быть официальными представителями стран — участников спора и не должны иметь гражданства заинтересованных государств — сторон спора. Решение о создании третейской группы принимается на заседании Органа ВТО по разрешению споров, государства-члены ВТО согласовывают при помощи Секретариата ВТО кандидатуры состава третейской группы). По статистике, на учреждение третейской группы и избрание ее членов (арбитров) может потребоваться около 45 дней, сказала РБК старший юрист коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» Александра Хизунова.

Далее обе стороны представляют свои аргументы, а арбитры принимают решение, что их достаточно, либо требуют дополнительные аргументы, либо назначают экспертизу, если дело сложное, отмечает эксперт. Панель арбитров обычно выносит решение в течение шести—девяти месяцев, пояснил РБК представитель пресс-службы ВТО.

Третий этап начинается с того, что арбитры вносят в орган по разрешению споров (ОРС) ВТО проект своего заключения. Это занимает три недели. ОРС, по сути, представляет собой генеральный совет ВТО, который состоит из представителей всех государств-членов (стороны спора не могут голосовать по своему делу), и спор выносится на уровень организации как таковой. Решение о проекте заключения принимается лишь при единстве в голосовании; если хотя бы одна страна возражает, он не принимается. Для рассмотрения проекта заключения и по решению по нему требуется 60-90 дней, согласно регламенту ВТО.

На четвертом этапе апелляция рассматривается в постоянном апелляционном органе ВТО (входит в ОРС), состоящем из семи лиц, из которых по каждому делу свои функции выполняют трое в порядке ротации. Это занимает 60-90 дней. Решение апелляционного органа выносится на утверждение другого — по разрешению споров. Тут также действует правило отрицательного консенсуса: решение не принимается, если хотя бы у одной страны есть против него возражения. Стороны спора права голоса не имеют. Рассмотрение апелляции ОРС занимает 30 дней.

После вынесения решения ОРС устанавливает сроки его исполнения — как правило, такой срок составляет один год. Механизм контроля за исполнением предусматривает следующее: проигравшей стороне дается срок для отмены или изменения оспоренных торговых мер; в случае неисполнения подается жалоба в ОРС, если и по ее результатам продолжается неисполнение, то заинтересованная сторона вправе применить ответные торговые меры до исполнения рекомендаций/решений ОРС. В основном исходя из данных ВТО исполнение осуществляется добровольно, отмечает Гузей.

После создания ВТО в 1995 году страны-участники направили в организацию около 500 жалоб, сообщил эксперт. 20–23% споров из этого числа были разрешены на уровне консультаций, по 4% исков вводятся ответные меры, и большое число жалоб находится на стадии консультаций в течение длительного срока, утверждает Гузей.

Аналитика и новости о торговле и устойчивом развитии

ВТО: «беспрецедентные проблемы» в Апелляционном органе

По словам председателя Апелляционного органа Всемирной торговой организации Уджала Сингха Бхатия, 2017 г. стал «необычайно напряженным годом» из-за растущего количества и сложности поданных апелляций, а также в связи с продолжающейся проблемой с назначением новых членов Апелляционного органа. Выступая на публичном мероприятии 22 июня 2018 г., Уджала Сингха Бхатия представил годовой отчет Апелляционного органа ВТО.

Выводы отчета Апелляционного органа за 2017 год

Сегодня система разрешения споров ВТО противостоит двум контрастным и вместе с тем связанным проблемам, которые угрожают легитимности и существованию этой системы. Во-первых, это увеличение количества сложных споров. Во-вторых, это проблемы применения Договоренности о правилах и процедурах разрешения споров (Договоренности о разрешении споров).

В целом растущее несоответствие между спорами, относящимися к системе разрешения споров ВТО, ресурсами, выделяемыми на них, а также правилами и процедурами, их регулирующими, приводит к очень значительным задержкам в подготовке решений. Увеличение количества торговых споров о нарушении правил ВТО за последние годы еще больше усиливает данную проблему. Нередким явлением становится практика рассмотрения дел в течение нескольких лет, что является «тревожным звонком» для системы, которая позиционирует себя как эффективный механизм.

С момента создания Органа по разрешению споров ВТО (ОРС) члены ВТО инициировали 551 спор, было опубликовано 230 докладов третейских групп и 136 докладов Апелляционного органа. Более 65% членов ВТО участвовали в процедуре разрешения споров в качестве заявителя, ответчика или третьего лица.

Неоднозначные вопросы

В своей речи Председатель Апелляционного органа обозначил ряд проблемных вопросов, стоящих перед ОРС. Во-первых, это вопрос о «конструктивной двусмысленности» в международных торговых соглашениях. Когда возникает торговый спор в отношении неоднозначного положения соглашения ВТО, члены третейских групп и Апелляционного органа должны изучить это положение, также как и любое другое, в соответствии с обычными правилами толкования и применять их к конкретным фактам рассматриваемого дела. Однако некоторые члены ВТО считают, что, столкнувшись с неоднозначным положением соглашения ВТО, членам третейских групп и Апелляционного органа следует воздержаться от его изучения и вместо этого оставить такое положение на рассмотрение членов ВТО (например, для выработки толкования этого положения). В то же время другие члены ВТО поддерживают необходимость решения вопроса о толковании в рамках процедуры разрешения споров, чтобы обеспечить урегулирование торговых споров между членами организации.

Во-вторых, когда члены третейских групп и Апелляционного органа, применяя инструменты толкования, приходят к выводу, что определенное поведение члена ВТО выходит за рамки сферы применения договорных обязательств, они не должны сомневаться в завершении своего анализа. Если вопрос не регулируется правом ВТО, члены ВТО могут поступать так, как они хотят.

В-третьих, возникает ряд вопросов: существует ли в Договоренности о разрешении споров надлежащая правовая основа для того, чтобы не принимать решения по каким-то претензиям, когда вопрос, поставленный заявителем перед ОРС, останется нерешенным? Как далеко должна заходить система разрешения споров ВТО в уточнении неоднозначных положений соглашений ВТО? По словам председателя Апелляционного органа, существует противоречие между минималистскими подходами и требованиями статьи 11 Договоренности о разрешении споров, согласно которой члены третейских групп должны провести объективную оценку о соответствии рассматриваемой меры положениям соглашения ВТО.

Ознакомьтесь так же:  Сколько может лежать заявление

Кроме того, иногда члены ВТО имеют системные обеспокоенности и в апелляции поднимают вопрос, касающийся «правовых толкований, разработанных третейской группой», но при этом не оспаривают окончательного вывода третейской группы.

Сохранение легитимности системы разрешения споров ВТО

Глобальная торговая система сильно изменилась с тех пор, как был разработан и введен в действие механизм разрешения споров ВТО. Динамика глобальных торговых отношений также значительно модифицировалась. Правила и процедуры ОРС явно не успевают за этими событиями.

Уджал Сингх Бхатия призвал членов ВТО к четкому и глубокому осмыслению проблем в ОРС. «Эти проблемы требуют обоснованного и системного диалога, который удерживает на первом плане огромную ценность эффективной системы, с одной стороны, и последствия ее паралича – с другой. Вопросы, о которых я упомянул, предназначены только для того, чтобы представить проблематику обсуждения», – сказал он.

Уже год продолжаются переговоры по выборам новых членов Апелляционного органа. Участие в рассмотрении споров только четырех членов Апелляционного органа подрывает коллегиальность обсуждений, а отсутствие надлежащего географического представительства угрожает его легитимности.

«Если члены ВТО не предпримут быстрые и решительные действия для устранения этой ситуации, то скоро может наступить время, когда апелляционное разбирательство будет парализовано, если будет представлено менее трех членов Апелляционного органа», – напомнил Уджал Сингх Бхатия. (Подробнее о проблеме читайте в статье «Мостов» от 6 марта 2018 г.)

Новые вызовы для многосторонней торговой системы

Возможные решения проблем, связанных с многосторонней торговлей, должны обсуждаться в более широком контексте, сказал председатель Апелляционного органа. Он отметил, что ВТО уже столкнулась с введением односторонних торговых мер ключевыми членами ВТО, которые вызвали контрмеры со стороны других членов ВТО. Ряд споров, связанных с такими мерами, уже инициирован в ВТО. Так, споры против дополнительных пошлин США на сталь и алюминий были инициированы Китаем, Индией, ЕС, Канадой, Мексикой и Норвегией. (Подробнее о спорах Китая против США читайте в статье «Мостов» от 13 апреля 2018 г.)

К сожалению, эти события происходят в то время, когда система уже испытывает огромный стресс. Текущие события являются «отрезвляющим» напоминанием о том, что поставлено на карту, и как эрозия системы разрешения споров ВТО может привести к очередному проявлению новых противоречий в международной торговой политике. Председатель Апелляционного органа призвал членов ВТО взять на себя эту ответственность и участвовать в конструктивном диалоге, чтобы обеспечить сохранение хорошего состояния системы.

Для подписки на электронную рассылку «Мостов» заполните эту форму .

Россия блокировала созыв третейской группы ВТО для рассмотрения спора с ЕС о свинине

30 октября 2018 18:00 6

Россия блокировала созыв третейской группы ВТО для рассмотрения спора с ЕС о свинине Фото: REUTERS

Москва заблокировала созыв третейской группы в ВТО для рассмотрения спора с Евросоюзом о свинине , так как Москва еще в 2017 году выполнила все требования Органа по разрешению споров внутри организации.

Об этом сообщили в Минэкономразвития РФ .

«На очередном заседании Органа ВТО по разрешению споров (ОРС) Российская Федерация заблокировала учреждение третейской группы в рамках спора DS475 «Российская Федерация — меры в отношении импорта живых свиней, свинины и другой свиноводч ес кой продукции из ЕС», — рассказали в пресс-службе ведомства.

Отмечается, что ЕС направил соответствующий запрос на созыв третейской в связи с тем, что Россия якобы не исполнила решения ОРС и Апелляционного органа ВТО, принятые ранее в рамках разбирательства.

«Еще в декабре 2017 года Российская Федерация в полном объеме привела свои меры в полное соответствие с правилами организации с учетом выводов ОРС. Вся необходимая информация о конкретных шагах, принятых Россией, была направлена в ОРС и ЕС так же в декабре 2017 года», — подчеркнули в Минэкономразвития.

Напомним, в августе 2016 года третейская группа ВТО признала, что установленный Россией в 2014 году запрет на ввоз живых свиней и свинины из ЕС не соответствует правилам организации. Москва объяснила свои действия вспышкой африканской чумы свиней в Литве и обжаловала решение третейской группы, однако апелляция была отклонена.

Россельхознадзор 6 декабря 2017 года снял по требованию ВТО запрет на импорт свинины из Евросоюза, введенный из-за АЧС. В то же время импорт в Россию этой продукции ограничен, так как она подпадает под продовольственное эмбарго, предпринятое Москвой в ответ на антироссийские санкции ЕС и США из-за ситуации на Украине .

В свою очередь Брюссель настаивает, что Москва не выполнила предписание ОРС, так как импорт европейской свинины и свиней в Россию по факту не возобновлен. Отмечается, что ЕС имеет право подать повторный запрос на созыв третейской группы на следующем заседании ОРС.

Скачай наше приложение «Спецкор» и получай деньги за новости!

Скачай наше приложение «Спецкор» и получай деньги за новости!

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ В РАМКАХ ВТО

Особенность системы разрешения споров ВТО состоит в том, что это регла­ментированный, но вместе с тем достаточно гибкий механизм, с помощью которого любое государство-участник может добиваться соблюдения другими членами ВТО принятых на себя обязательств и требовать отмены применяемой в отношении него необоснованной тор­говой меры или устранения иного нарушения своих интересов.

Участие в таких спорах предполагает наличие значительных эконо­мических и интеллектуальных ресурсов в силу сложности и длительности разбирательства. Вместе с тем система разрешения споров ВТО может быть эффективной и доступной абсо­лютно для всех государств-участников вне зависимости от статуса и возможностей.

Следует также отметить, что любое государство может участвовать в споре по прави­лам ВТО в следующих формах:

– в качестве жалобщика, инициировавшего спор, либо присоединившегося к другому жалобщику;

– в качестве ответчика, применяющего оспариваемые меры;

– в качестве третьей стороны, не заявляющей отдельных требований, но полагающей, что решение по делу касается ее интересов.

Стадии разрешения споров ВТО

1. Межправительственные переговоры.

2. Рассмотрение спора третейской группой ОРС.

3. Рассмотрение спора в апелляционном органе.

Необходимо отметить, что решения апелляционного органа обжалованию не подле­жат и являются основой прецедентного права ВТО.

4. Исполнение решения ОРС. Стороне, проигравшей спор, дается определенный срок (как правило, 1 год) на исполнение принятого по результатам разбирательства решения – от­мену или изменение оспоренных торговых мер, либо устранение иных нарушений своих обя­зательств в рамках ВТО. Если по результатам рассмотрения данной жалобы решение ОРС по-прежнему не будет исполнено, заинтересованная сторона вправе с санкции третейской группы применить в отношении государства-нарушителя ответные торговые меры, опреде­ленные и установленные в размере перспективного (будущего) ежегодного объема экономи­ческого ущерба. Применение ответных мер возможно до тех пор, пока решение ОРС не бу­дет исполнено и установленное нарушение не будет устранено.

Длительность споров по правилам ВТО составляет в среднем 4–5 лет после начала консультаций и до наступления обязатель­ства по исполнению принятого решения. Наиболее конструк­тивным способом урегулирования разногласий между участниками ВТО является достиже­ние соглашения сторон в процессе правительственных переговоров.

Все споры, разрешаемые в рамках ВТО, можно разделить на три основные категории:

– споры по торговле товарами, составляющие основную массу всех споров, возни­кающих и разрешаемых по правилам ВТО;

– споры по торговле услугами;

– споры по объектам интеллектуальной собственности.

Целый ряд государств – членов ВТО имеют опыт участия во всех категориях перечис­ленных споров. Так, на сегодняшний день США участвовали и продолжают участвовать в 324 спорах, при этом чаще выступая ответчиком (119 дел), а не жалобщиком (105 дел) или третьей сто­роной (100 дел). Опыт Европейского союза также включает участие в большом количестве споров (292 дела). Отдельного внимания заслуживает практика торговых споров Украины. Являясь чле­ном ВТО с 2008 г., Украина на сегодняшний день принимает участие в 4 спорах, при этом в 3 из них – в качестве инициатора (жалобщика). Необходимо отме­тить активность украинского правительства в использовании механизма разрешения споров ВТО как инструмента для защиты своих торговых интересов.

Система разрешения споров ВТО – это циви­лизованный и эффективный механизм урегулирования торговых споров и разногласий ме­жду государствами, и успех в таких спорах зависит, главным образом, от качества работы специалистов, занимающихся подготовкой позиций сторон, участвующих в переговорном процессе и разбирательстве по делу.

Для российских юристов и адвокатов это новый вектор развития своих практик и компетенций. В недалекой перспективе такого рода правовая помощь будет весьма востре­бованной.

Список использованной литературы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *