Социальный налог является

Социальный налог является

Единый социальный налог.

Единый социальный налог

Единый социальный налог – прямой налог, имеющий своей целью мобилизацию средств для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

1) Плательщики: – лица, производящие выплаты физ. лицам: организации; индивид. предприниматели; физ. лица, не признаваемые индивид. предпринимателями; – индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.

2) Объекты: выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками в пользу физ. лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам, доходы от предпринимательской либо иной проф. деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением (для индивид. предпринимателей). Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества.

3) Налоговая база: сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками за налоговый период в пользу физ. лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров, предназначенных для физ. лица – работника.

Плательщики, определяют налоговую базу отдельно по каждому физ. лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

4) Ставки: устанавливаются на каждое физ. лицо, на которое осуществляются выплаты в % от произведенных ему выплат дифференцированно в зависимости от суммы произведенных ему выплат, например:

При налоговой базе на каждое физ. лицо нарастающим итогом с начала года до 280 000 рублей, ставки ЕСН составляют: – уплата в федеральный бюджет 20,0%; – уплата в фонд соц. страхования РФ 2,9%; – уплата в Фонды обязательного медицинского страхования: в Федеральный фонд обязательного мед. страхования 1,1%, в территориальные фонды обязательного мед. страхования 2,0%. Итого ставка налога составляет 26,0%.

5) Налоговый период: календарный год. Отчетные периоды первый квартал, полугодие и девять месяцев года.

6) Порядок исчисления и уплаты: Сумма налога исчисляется и уплачивается плательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Сумма налога, подлежащая уплате в фонд соц. страхования РФ, подлежит уменьшению на сумму произведенных расходов на цели гос. соц. страхования.

Сумма налога, подлежащая уплате в фед. бюджет, уменьшается плательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет).

В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

7) Льготы по налогу: от уплаты налога освобождаются: – организации с сумм, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждое физ. лицо-инвалида I, II или III группы; учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, научных, информационных, и иных соц. целей – с сумм выплат, не превышающих 100 000 р. в течение налогового периода на каждое физ. лицо.

Не входят в объект налогообложения: – суммы гос. пособий; – суммы единовременной мат. помощи, плательщиков физ. лицам; – доходы родовых, семейных общин малочисленных народов Севера,; – суммы страховых платежей по обязательному страхованию работников.

Социальный налог является

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Единый социальный налог введен с 1 января 2001 года в соответствии с главой 24 части II Налогового кодекса Российской Федерации.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога, возложен на налоговые органы.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав единого социального налога не включаются и уплачиваются в Фонд социального страхования Российской Федерации в прежнем порядке. Контроль за уплатой этих взносов осуществляют органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Плательщики единого социального налога делятся на две категории (см. статью 235 НК РФ):
— к первой категории относятся юридические и физические лица, являющиеся работодателями, которые производят выплаты наемным работникам;
— ко второй категории относятся лица, получающие доходы в результате собственной деятельности.

В случае если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Не являются плательщиками единого социального налога организации и индивидуальные предприниматели, которые пере?ли на специальные налоговые режимы. Они не исчисляют единый социальный налог в части доходов, получаемых от этих видов деятельности.

Лица, получающие доходы в результате собственной деятельности (к ним отнесены индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты) не уплачивают единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Объектом налогообложения для исчисления налога (ст. 236 НК РФ) признаются:

для налогоплательщиков, относящихся к первой категории (см. Плательщики налога):
— выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу своих работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, (выполнение работ, оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам;
— выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, на связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, либо авторским или лицензионным договором.
Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превы?ающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц.
Не признаются объектом налогообложения выплаты, которые производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации, или средств, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории (см. Плательщики налога):
доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением;
для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Для всех случаев уплаты единого социального налога устанавливается перечень сумм, не подлежащих налогообложению (статья 238 НК РФ) и льготы по уплате единого социального налога (статья 239 НК РФ).

В части суммы единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, в налоговую базу не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Налоговая база по единому социальному налогу (статья 237 НК РФ) определяется для налогоплательщиков, относящихся к первой категории, (см. Плательщики налога) как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом налогообложения и начисленных работодателями за налоговый период, а для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории, (см. Плательщики налога) как сумма доходов, являющихся объектом налогообложения и полученных этими налогоплательщиками за налоговый период.

Налогоплательщики, относящиеся к первой категории, (см. Плательщики налога) определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала года нарастающим итогом

Ставки единого социального налога

Базовая ставка единого социального налога составляет 26 %, в том числе:

в Пенсионный фонд РФ 20 %;

в Фонд социального страхования РФ 3,2 %;

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,8 %;

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2 %.

Регрессивная ?кала налогообложения

Главой 24 части II НК РФ установлена регрессивная ?кала налогообложения и определены условия ее применения (статья 243 НК РФ, статья 245 НК РФ).

1. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

56000 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

8960 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5600 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

72800 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

81280 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

104800 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Для налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

44240 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

6160 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

3360 рублей + 0,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

56000 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

69520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

88000 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база нарастающим итогом

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

20440 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Ознакомьтесь так же:  Штраф непройденный техосмотр

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

28000 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

29080 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

39520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

4. Адвокаты уплачивают налог по следующим налоговым ставкам:

Налоговая база нарастающим итогом

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

14840 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

22400 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

23480 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

33920 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Порядок исчисления и уплаты

Главой 24 части II НК РФ устанавливается порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками, выступающими в качестве работодателей, (статья 243 НК РФ) и налогоплательщиками, не являющимися работодателями, (статья 244 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 240 НК РФ).

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отно?ении каждого фонда и определяется как соответствующая доля налоговой базы. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Налогоплательщики-работодатели умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, на сумму произведенных ими расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации. При этом расходы на оплату первых двух дней временной нетрудоспособности не умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, в связи с тем, что указанные расходы оплачиваются за счет средств работодателей в соответствии с федеральным законом от 29.12.2004 г. 202-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год.

По итогам отчетного периода (календарного месяца) налогоплательщики-работодатели производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата авансовых платежей налогоплательщиками-работодателями производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на уплату труда за истек?ий месяц, или в день перечисления средств на оплату труда со счетов налогоплательщиков на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой.

Ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истек?им кварталом, налогоплательщики-работодатели обязаны представить в региональные отделения фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:
1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированнного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
4) расходов, подлежащих зачету;
5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минфина России от 15.01.01 3н с 16 января 2001 года для перечисления средств по платежам в государственные социальные фонды по каждому из фондов открывается свой лицевой счет в органах федерального казначейства. Платежные поручения на перечисление средств в уплату ЕСН, а также недоимок, пеней и ?трафов, образовав?ихся на 1 января 2001 года по платежам в фонды, представляются в банк отдельно по каждому из них.

Версия для печати
К списку документов

Что такое Единый социальный налог (ЕСН)?

Российское правительство предлагает на базе трёх действующих взносов (взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд России) воссоздать Единый социальный налог (ЕСН). Это позволит упростить правила уплаты налогов, снизит количество проверок и контрольных мероприятий. Реформа также должна резко увеличить поступления от тех участников рынка, которые ранее использовали различные схемы ухода от уплаты налогов.

Единый социальный налог (ЕСН) — налог, который с 2002 по 2010 год взимался для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, а также медицинскую помощь. Он составлял 26% от фонда оплаты труда.

С 1 января 2010 года Единый социальный налог был отменён, вместо него для плательщиков введены страховые взносы в:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации (22%);
  • Фонд социального страхования Российской Федерации, (2,9%);
  • Фонд обязательного медицинского страхования (5,1%).

Из чего платился Единый социальный налог?

Для исчисления Единого социального налога объектом налогообложения для работодателей являлись:

  • выплаты по трудовым договорам;
  • вознаграждения в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

В каких случаях не требовалась уплата Единого социального налога?

От уплаты налога освобождались:

    пособия и компенсации, не облагаемые налогом на доходы физических лиц;

СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГИ» в других словарях:

СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГИ — группа целевых налогов, уплачиваемых работодателями, работниками и предпринимателями в специализированные социальные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд занятости… … Юридическая энциклопедия

Социальные налоги — платежи предприятий в госбюджет на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу … Экономика: глоссарий

СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГИ — группа целевых налогов, уплачиваемых работодателями, работниками и предпринимателями в специализированные социальные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд занятости… … Энциклопедический словарь экономики и права

социальные налоги — группа целевых налогов, уплачиваемых работодателями, работниками и предпринимателями в специализированные социальные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования. Фонд обязательного медицинского страхования. Фонд занятости населения.… … Большой юридический словарь

НАЛОГИ СОЦИАЛЬНЫЕ — СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГИ … Юридическая энциклопедия

Налоги — (Taxes) Определение налогов, классификация и виды налогов Информация об определении налогов, классификация и виды налогов Содержание Содержание Определение Доктринальные определения налоги как экономическая категория Генезис категории налог в… … Энциклопедия инвестора

Налоги — Налог обязательный безвозмездный платёж, взимаемый центральным правительством или местными органами власти с организаций и физических лиц в целях финансирования расходов государства. Налоги представляют собой принудительные трансферты, получаемые … Википедия

НАЛОГИ СОЦИАЛЬНЫЕ — (см. СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГИ) … Энциклопедический словарь экономики и права

Социальные и политические последствия нормандского завоевания Англии и дальнейшее развитие в ней феодальных отношений (XI—XIII вв.) — Несколько более замедленными темпами, по сравнению с Францией, происходило развитие феодальных отношений в Англии. В Англии к середине XI в. в основном уже господствовали феодальные порядки, но процесс феодализации далеко еще не завершился, и… … Всемирная история. Энциклопедия

НАЛОГИ СОЦИАЛЬНЫЕ — (англ. social taxes) – разновидность прямых налогов, имеющих целевое назначение. Н.с. выступают осн. источником целевых внебюджетных фондов соц. назначения; пенсионные, соц. страхования, занятости и др. Появление Н.с. обусловлено развитием… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Социальный налог (1)

Главная > Курсовая работа >Финансы

Министерство образования и науки Республики казахстан

Карагандинский экономиКО-ПРАВОВОЙ КОЛЛЕДЖ

по дисциплине: «Налоги и налогообложение»

на тему: «Социальный налог»

Налогообложение – это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности.

Для государства налоги – это вопрос существования. Они являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности. Задачей социального налога является формирование доходной части бюджета на социальные программы.

Принятая в 1995 году Конституция 1 провозгласила Казахстан социально ориентированным государством, подчиняющим выгоды устойчивого экономического роста человеческому развитию. В соответствии c этим была разработана национальная модель социальной политики, которая включа в себя реформирование системы трудовых отношений и занятости населения, переход к накопительной пенсионной системе, введение новых видов госсоцпособий, замену натуральных льгот выплатой ежемесячного специального государственного пособия, внедрение адресной системы оказания социальной помощи.

Сегодня в Казахстане сложилась модель социального обеспечения, в целом соответствующая требованиям рыночной экономики. Сформированная с учетом международного опыта, она доказала свою жизнеспособность и получила международное признание. Её основным приоритетом является создание благоприятных условий для человеческого развития, повышения качества и стандартов жизни населения. Ее отличают — многоуровневый характер, финансовая устойчивость и распределение ответственности за социальное обеспечение между государством, работодателями и населением непосредственно.

В своем ежегодном послании «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» 2 Президент Республики Нурсултан Абишевич Назарбаев подчеркнул: «Постоянное улучшение социального самочувствия казахстанцев, всех слоев и социальных групп казахстанского общества, является и будет оставаться на первом плане государственной политики».

В связи с этим изучение теоретических и практических вопросов социального налогообложения является актуальным и современным.

Основной целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ и практических вопросов социального налогообложения в Республике Казахстан.

В соответствии с данной целью были сформулированы следующие задачи:

рассмотреть сущность налогов, их функции и основные элементы налогообложения;

выявить действующие в настоящее время в Республике Казахстан виды налогов и других обязательных платежей в бюджет;

дать характеристику социальному налогу;

определить плательщиков социального налога и элементы налогообложения;

выявить особенности налогообложения социальным налогом различных субъектов хозяйствования;

рассмотреть особенности исчисления социального налога в 2008 году;

проанализировать изменения по социальному налогу в связи с принятием нового Налогового Кодекса 2009 года.

Ознакомьтесь так же:  Согласие осаго воронеж

1 СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН


1.1 Сущность налогов, их функции и основные элементы налогообложения

Налоги одна из древнейших финансовых категорий. Обязательные платежи государства носили разные названия, причем они часто менялись в соответствии с экономическими и социальными условиями развития общества.

Согласно п. 17 ст. 10 Налогового кодекса Республики Казахстан под налогами понимаются законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

Принципиальные отличия налогов от других обязательных платежей представлены на рисунке 1 3 .

Рисунок 1. Виды обязательных платежей в бюджет

Экономическая сущность налога сводиться к изъятию государством части национального дохода субъектов хозяйствования, граждан, с целью финансирования своих расходов.

Сущность налогов проявляется в их функциях, которые представлены на рисунке 2 4 .

Фискальная функция налогов сводиться к тому, что налоги формируют и пополняют бюджет государства. Отметим, что доля налоговых поступлений в бюджетах большинства современных стран высока и находится на уровне 70-90% всех доходов бюджетов этих стран.

Рисунок 2. Функции налогов

Перераспределительная функция состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства.

Регулирующая функция налогов заключается в том, что посредством изменений порядка налогообложения отдельных объектов и секторов экономики государство стимулирует их развитие или упадок.

Поэтому для данной функции выделяют три составляющих:

стимулирующая подфункция проявляется через систему льгот и освобождений;

дестимулирующая имеет цель – через повышение ставок налогов ограничить развитие;

воспроизводственная – предназначена для аккумуляции средств на восстановление использованных ресурсов.

Контрольная функция заключается в том, что налоги являются отражением экономических процессов, т.е. анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, протекающих в экономике, об эффективности существующей налоговой системы и ее влиянии на хозяйственную деятельность.

Выделяют следующие элементы налогообложения 5 :

субъект налога – это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог

носители налога – окончательный или фактический плательщик налога, который уплачивает его из своих доходов;

объект налога – доход, имущество, вид деятельности, оказание услуг, денежные операции, предметы (ТМЦ);

налоговый кадастр – опись объектов, подлежащих налоговому обложению, на их основе определяются нормы средней доходности данной категории облагаемого объекта;

единица обложения – единица измерения объекта налога, установленная для счета: одна денежная единица (тенге), один гектар, единица измерения товара;

льготный период – время, в течении которого действуют установленные законом льготы по налогам;

налоговая ставка (квота, доля, часть показателя в общем объеме исследуемого процесса или явления) – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, устанавливаемая в процентах или в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы. Различают:

твердые ставки – устанавливаются в абсолютной сумме к единице обложения, независимо от размеров доходов (применяется при обложении реальными налогами – земельным);

процентные ставки бывают трех видов: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Пропорциональные ставки – устанавливаются в виде единого процента, независимо от размера объекта налога. Прогрессивные – с увеличением дохода увеличивается налоговая ставка. Регрессивные ставки – понижаются по мере увеличения объекта обложения или, наоборот, увеличиваются при уменьшении объекта;

налоговое бремя – это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как соотношение суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту;

налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика налогообложения;

налоговый иммунитет – освобождение лиц, занимающих особое привилегированное положение, от обязанности платить налоги (например, дипломатический корпус);

налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов плательщиков в соответствии с законодательством.

1.2 Виды налогов и других обязательных платежей в бюджет в Республике Казахстан

В Республике Казахстан в настоящее время действуют налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым Кодексом 6 .

1. Корпоративный подоходный налог.

2. Индивидуальный подоходный налог.

3. Налог на добавленную стоимость.

4-1. Рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат.

5. Налоги и специальные платежи недропользователей.

6. Социальный налог.

7. Земельный налог

8. Налог на транспортные средства.

9. Налог на имущество.

10. Налог на игорный бизнес.

Все налоги подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость и акциз.

1. Сбор за государственную регистрацию юридических лиц и учетную регистрацию филиалов и представительств.

2. Сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей.

3. Сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

3-1. Сбор за государственную регистрацию залога движимого имущества и ипотеки судна или строящегося судна.

4. Сбор за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.

5. Сбор за государственную регистрацию транспортных средств.

6. Сбор за государственную регистрацию лекарственных средств.

6-1. Сбор за государственную регистрацию прав на произведения и объекты смежных прав, лицензионных договоров на использование произведений и объектов смежных прав.

7. Сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан.

7-1. Сбор за постановку на учет средства массовой информации.

8. Сбор с аукционов.

9. Лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности.

10. Сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям.

1. Плата за пользование земельными участками.

2. Плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников.

3. Плата за эмиссии в окружающую среду.

4. Плата за пользование животным миром.

5. Плата за лесные пользования.

6. Плата за использование особо охраняемых природных территорий.

7. Плата за использование радиочастотного спектра.

7-1. Плата за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи.

8. Плата за пользование судоходными водными путями.

9. Плата за размещение наружной (визуальной) рекламы.

1. Таможенная пошлина.

2. Таможенные сборы.

3. Плата за предварительное решение.

Суммы налогов и других обязательных платежей поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Бюджетным кодексом Республики Казахстан и законодательством о республиканском бюджете на соответствующий год.

2 СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ


2.1 Характеристика социального налога

Введенный в 1999 году социальный налог принес значительные преобразования в налоговую систему Казахстана, заменив собой сразу три внебюджетных платежа 7 . Он заменил собой отчисления в государственные внебюджетные фонды социального страхования, обязательного медицинского страхования и занятости населения.

Администрирование социального налога с момента его введения полностью перешло к налоговым органам. Объединение взносов работодателей в три государственных внебюджетных фондов в один социальный налог уменьшило число государственных контролеров, а у работодателей в связи с этим сократился объем документов по начислению и перечислению взносов и отчислений.

Социальный налог унифицировал взимание социальных сборов, значительно облегчил работу бухгалтеров по начислению налога и составлению соответствующей отчетности, упростил работу органов налоговой службы по осуществлению контроля за правильным исчислением и своевременной уплатой данного налога.

Социальный налог является прямым налогом. Задачей социального налога является формирование доходной части бюджета на социальные программы. В соответствии со статьями 47-50 Бюджетного Кодекса РК 2 социальный налог по нормативам распределения доходов, установленными областным маслихатом, формирует доходную часть:

города республиканского значения, столицы;

района (города областного значения).

Однако, в соответствии с Бюджетным кодексом РК 8 , социальный налог не является целевым по использованию и при поступлении в бюджет растворяется среди остальных налоговых поступлений.

Конституцией РК 9 гражданам нашей страны гарантировано предоставление следующих социальных благ, финансируемых за счет средств бюджета:

— п.2 статьи 24 Конституции провозглашает, что каждый гражданин Республики Казахстан имеет право на социальную защиту от безработицы;

— п. 1 статьи 28 провозглашает, что гражданину Республики Казахстан гарантируется минимальный размер пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям;

— п.2 статьи 29 провозглашает, что граждане Республики Казахстан вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом;

— статья 30 провозглашает, что гражданам Республики Казахстан гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях.

Помимо этого, гражданин Республики Казахстан имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении.

По данным Министерства финансов Республики Казахстан 10 план государственного бюджета по социальному налогу на 1 ноября 2008 года выполнен на 97,4% (Таблица 1). То есть при плане 209,3 млрд.тенге, в бюджет поступило 203,8 млрд.тенге. Основной причиной неисполнения плана является снижение ставки социального налога с 1 января 2008 года на 30%.

Таблица 1 Исполнение доходов государственного бюджета по социальному налогу на 01.11.2008 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года

Факт ГБ на 01.11.2007 г.

План ГБ на 01.11.2008 г.

Факт ГБ на 01.10.2008 г..

темп роста, в % (гр.4/гр.2)

2.2 Плательщики социального налога и элементы налогообложения


2.2.1 Налогоплательщики

В соответствии со статьей 315 Налогового Кодекса РК плательщиками социального налога являются:

индивидуальные предприниматели, за исключением осуществляющих расчеты с бюджетом на основе разового талона;

частные нотариусы, адвокаты;

юридические лица — резиденты Республики Казахстан;

нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиалы и представительства.

По решению юридического лица — резидента его структурные подразделения могут рассматриваться в качестве плательщиков социального налога.

2.2.2 Объект налогообложения

Объектом налогообложения для юридических лиц являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам в виде доходов в денежной или натуральной форме, включая доходы в виде материальных, социальных благ или другой материальной выгоды, за исключением выплат, установленных Налоговым кодексом РК. К таким выплатам относятся:

выплаты, производимые за счет средств грантов, предоставляемых по линии государств, правительств государств и международных организаций;

государственные премии, стипендии, учреждаемые Президентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан;

денежные награды, присуждаемые за призовые места на спортивных соревнованиях, смотрах, конкурсах;

компенсации, выплачиваемые при расторжении трудового договора в случаях ликвидации организации или прекращения деятельности работодателя, сокращения численности штата работников или при призыве работника на воинскую службу, в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан;

компенсации, выплачиваемые работодателем работникам за неиспользованный трудовой отпуск;

обязательные пенсионные взносы работников в накопительные пенсионные фонды в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

адресная социальная помощь, выплачиваемая за счет средств государственного бюджета в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан;

возмещение ущерба, причиненного работнику увечьем либо иным повреждением здоровья, связанного с исполнением трудовых обязанностей (кроме возмещения в части утраченного заработка);

выплаты в случаях, когда постоянная работа протекает в пути или имеет разъездной характер либо в связи со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков, в размерах, установленных законодательством РК;

Ознакомьтесь так же:  Патент на право работы

все виды выплат военнослужащим при исполнении обязанностей воинской службы, сотрудникам внутренних дел и государственной противопожарной службы, которым в установленном порядке присвоено специальное звание, получаемых ими в связи с исполнением служебных обязанностей;

выплаты для оплаты медицинских услуг (кроме косметических) при рождении ребенка, на погребение, подтвержденные документально, в пределах 50-кратного МРП в течение налогового периода.

2.2.3 Ставки налога

В последние годы неоднократно вносились изменения в размер ставок, облагаемую базу, отчетность.

Установленная в 1999 году общая ставка социального налога составила 21 процент от фонда оплаты труда, впоследствии была повышена до 26 процентов. Высокая ставка налога существенно препятствовала добросовестному исполнению налогоплательщиками своих налоговых обязательств, вследствие чего с 1 июля 2001 года налоговая ставка снижена с 26 до прежних 21 процентов. Вместе с тем, по мнению предпринимателей, и эта ставка была достаточно высокой и препятствовало легализации отношений работодателя с наемными работниками.

С 1 января 2004 г. для исчисления и уплаты социального налога была установлена регрессивная шкала ставок налога. При этом работодатель обязан исчислять данный налог по каждому отдельному работнику. В соответствии с регрессивной шкалой при расчете сумм социального налога величина налоговой базы на одного работника умножалась на коэффициент 12, а затем производился расчет суммы налога в зависимости от того, в какой диапазон регрессивной шкалы попадала налогооблагаемая база. То есть, введение регрессивной шкалы преследовало своей целью избежать теневого учета части заработной платы, поскольку с увеличением начислений в пользу наемного работника, снижался размер отчислений социального налога.

Законом Республики Казахстан от 7 июля 2006 года № 177-III полностью изменена редакция статьи 317 Налогового кодекса Республики Казахстан «Ставки налога». С 1 января 2008 года данная статья действует в следующей редакции:

«Если иное не установлено настоящей статьей, юридические лица — резиденты Республики Казахстан, а также нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиалы и представительства, уплачивают социальный налог по следующим ставкам» (Таблица 2).

Таблица 2 Таблица ставок исчисления социального налога в 2008 году

до 15-кратного годового
расчетного показателя

13 процентов с суммы облагаемого
дохода

от 15-кратного до 40-кратного
годового расчетного показателя

сумма налога с 15-кратного
годового расчетного показателя +

11 процентов с суммы, превышающей его

от 40-кратного до 200-кратного
годового расчетного показателя

сумма налога с 40-кратного
годового расчетного показателя +

9 процентов с суммы, превышающей его

от 200-кратного до 600-кратного годового расчетного показателя

сумма налога с 200-кратного годового расчетного показателя +

7 процентов с суммы, превышающей его

от 600-кратного годового
расчетного показателя

сумма налога с 600-кратного
годового расчетного показателя +

5 процентов с суммы, превышающей его

В соответствии с данной редакцией статьи 317 Налогового кодекса РК, а также с учетом размера минимального расчетного показателя, утвержденного на 2008 год Законом о республиканском бюджете в сумме 1 168 тенге, налогоплательщики должны использовать для исчисления социального налога ставки в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3 Таблица ставок исчисления социального налога с учетом размера минимального расчетного показателя, утвержденного на 2008 год

до 210 240 тенге

13 процентов с суммы
облагаемого дохода (до 27 331,2 тенге)

от 210 240 тенге до 560 640
тенге

27 331,2 тенге + 11 процентов
с суммы, превышающей 210 240 тенге

от 560 640 тенге до 2 803 200
тенге

65 875,2 тенге + 9 процентов
с суммы, превышающей 560 640 тенге

от 2 803 200 тенге до
8 409 600 тенге

267 705,6 тенге + 7 процентов
с суммы, превышающей 2 803 200 тенге

От 8 409 600 тенге

660 153,6 тенге + 5 процентов
с суммы, превышающей 8 409 600 тенге

Специализированные организации, в которых работают инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по потере слуха, речи, зрения, уплачивают социальный налог по ставке 4,5 процента.

С учетом вступивших в действие с 1 января 2008 года изменений статьи 317 Налогового кодекса РК «Ставки налога» в 2008 году действует единая таблица ставок социального налога без разделения на ставки социального налога с затрат на выплату доходов гражданам Казахстана и иностранным специалистам административно-управленческого и инженерно-технического персонала.

Таким образом, максимальная ставка социального налога, действовавшая в предыдущем налоговом периоде (20 процентов), в 2008 году была снижена до 13 процентов. Также снижена ставка для исчисления социального налога специализированными организациями, использующими труд инвалидов, с 6,5 процентов до 4,5 процентов.

10 декабря 2008 года утвержден и подписан Президентом Республики Казахстан новый Налоговый Кодекс РК 2009 года — Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», который вступает в силу с 1 января 2009 года. В соответствии со статьей 356 нового Налогового Кодекса, с 1 января 2009 года социальный налог исчисляется по ставке 11 процентов.

2.2.4 Особенности налогообложения социальным налогом субъектов малого бизнеса

Индивидуальные предприниматели, работающие в общеустановленном режиме, адвокаты и частные нотариусы в 2008 году будут уплачивать социальный налог ежемесячно за себя в размере 2 месячных расчетных показателей (1 168*2=2 336тг.) и 1 месячный расчетный показатель за каждого наемного работника (1 168 тг). В 2007 году эти налогоплательщики уплачивали ежемесячно за себя 3 МРП, за наемных работников 2 МРП.

Ставки социального налога для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, установлены в статьях 374 — 384 Налогового Кодекса.

При применении специального налогового режима на основе патента величина социального налога составляет 1/2 часть стоимости патента за минусом суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном социальном страховании. Исчисление стоимости патента производится индивидуальным предпринимателем путем применения ставки в размере 2 процентов к заявленному доходу.

При превышении суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой социального налога сумма социального налога равна нулю.

При применении специального налогового режима на основе упрощенной декларации величина социального налога составляет ½ часть от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации за минусом суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном социальном страховании. Исчисление налогов на основе упрощенной декларации производится субъектом малого бизнеса самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3 процентов.

При превышении суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой социального налога сумма социального налога равна нулю.

Специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств предусматривает особый порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога и распространяется на деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств по производству сельскохозяйственной продукции, переработке сельскохозяйственной продукции собственного производства и ее реализации, за исключением деятельности по производству, переработке и реализации подакцизной продукции.

Плательщики единого земельного налога ежемесячно исчисляют суммы социального налога по ставке 20 процентов от месячного расчетного показателя за каждого работника, а также за главу и совершеннолетних членов крестьянского (фермерского) хозяйства. Обязательства совершеннолетних членов крестьянского (фермерского) хозяйства по исчислению и уплате социального налога возникают с начала календарного года, следующего за годом достижения ими совершеннолетия.

Исчисленная сумма социального налога подлежит уменьшению на сумму социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном социальном страховании.

При превышении суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой социального налога сумма социального налога равна нулю.

2.2.5 Порядок исчисления и уплаты социального налога

Исчисление социального налога производится посредством применения ставок, приведенных в Таблицах 2 и 3, к объекту обложения социальным налогом, за налоговый год и уменьшения на сумму социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном социальном страховании.

Исчисление социального налога производится ежемесячно с нарастающим итогом в порядке, установленном приказом Председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 14 декабря 2006 года № 641 «Об утверждении Правил исчисления и удержания индивидуального подоходного налога и исчисления социального налога».

При изменении места работы физическое лицо должно представить по новому месту работы расчет с прежнего места работы о сумме расходов плательщика на выплату доходов указанному физическому лицу и о сумме уплаченного с этих расходов налога.

Декларация по социальному налогу представляется в налоговые органы ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Уплата социального налога производится не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем по месту регистрационного учета налогоплательщика.

2.2.6 Особенности уплаты социального налога государственными учреждениями

В связи с отменой пособия по беременности и родам, выплачиваемого за счет средств работодателей, Законом РК от 19.12.2007г. № 9 – IY внесены изменения в редакцию статьи 320 «Особенности уплаты социального налога государственными учреждениями» Налогового кодекса РК (исключены положения касающиеся пособия по беременности и родам): «Статья 320 Особенности уплаты социального налога государственными учреждениями

1. Сумма социального налога, исчисленного государственными учреждениями за отчетный месяц, уменьшается на сумму выплаченного в соответствии с законодательством Республики Казахстан социального пособия по временной нетрудоспособности.

2. В случае превышения за отчетный месяц суммы выплаченного социального пособия, указанного в пункте 1 настоящей статьи, над суммой начисленного социального налога сумма превышения переносится на следующий месяц».

3 ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА В 2008 ГОДУ


3.1 Налоговая отчетность по социальному налогу в 2008 году

Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 декабря 2007 года №468 утверждены Правила составления налоговой отчетности, в том числе по социальному налогу, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Республики Казахстан от 26 декабря 2007 года №5068.

В соответствии с вышеуказанным приказом формы налоговой отчетности подлежат представлению на черно-белых бланках, в том числе за предыдущие периоды. Налоговая отчетность составляется на бумажных и (или) электронных носителях на государственном или русском языке. При составлении налоговой отчетности налоговой отчетности на электронных носителях налогоплательщик обязан по требованию налогового органа представлять копии таких документов на бумажных носителях.

По социальному налогу в 2008 году предусмотрены формы налоговой отчетности, приведенные в таблице 4.

Таблица 4 Формы налоговой отчетности по социальному налогу

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *