Штраф за детское кресло в такси

Перевозка детей без кресла в такси может грозить водителю уголовной ответственностью

Почему таксистов привлекают к уголовной ответственности за перевозку детей без кресла.

В России наметилась нездоровая тенденция, когда таксистов или директоров таксомоторных компаний привлекают к уголовной ответственности за перевозку детей без кресла. Как же так? Ведь нарушение правил перевозки детей возрастом до 7 лет относится к административному законодательству, которое предусматривает наказание в виде штрафа. Оказывается не все так просто, когда речь идет о лицензионных перевозках пассажиров в легковом такси.

Самое плохое, что подобных уголовных дел в стране уже немало. Например, ряд СМИ уже не раз сообщали, что в России начали возбуждать уголовные дела в отношении таксистов, которые перевозят детей без автокресел.

Даже в Москве уже зафиксировано первое уголовное дело в отношении водителя такси, который перевозил ребенка без кресла.

Почему же за одно это же правонарушение в области дорожного движения водителей привлекают как к административной ответственности, так и к уголовной? Ведь правонарушение одно, значит, мера ответственности должна быть одинаковой. Ну, максимум штраф может быть разным.

Например, есть же разница между штрафами, которые выписываются физическим лицам и юридическим.

Но когда за одно и тоже нарушение ПДД привлекают, как к административной, так и к уголовной ответственности, это выглядит, как минимум, странно и не логично. Давайте разбираться.

Мы изучили судебную практику по подобным делам. И надо признать, действительно, в ряде регионов России уже не раз заводились уголовные дела в отношении водителей такси, которые нарушили правила перевозки детей — например, ребенок ехал в машине не в детском кресле, как это требует закон.

И что самое интересное, все подобные дела завершились обвинительными приговорами. Нет, виновных таксистов не посадили и не отправили учить правила дорожного движения в места отдаленные. Большинство из них отделались крупными штрафами и естественно получили ненужную уголовную судимость. И это им еще крупно повезло (если можно так сказать), поскольку они были привлечены к ответственности по части 2 статьи 238 УК РФ, а именно по пункту «б». Вот выдержка из Уголовного Кодекса РФ:

  • Статья 238 УК РФ Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности

Часть 1. Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, —

наказываются штрафом в размере до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо ограничением свободы на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Часть 2. Те же деяния, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой

б) совершены в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до 6 лет

в) повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, —

наказываются штрафом в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет или без такового.

То есть, за перевозку детей возрастом до 6 лет в такси без детского специального кресла водителю-таксисту грозит Уголовная ответственность по статье 238 УК РФ.

Причем эта же ответственность может быть распространена и на директора компании, которая занимается лицензированными таксомоторными перевозками пассажиров. И отделаться штрафом это еще половина беды.

Обратите внимание, что помимо ответственности в виде штрафа, в статье есть строчка, которая указывает на то, что виновник может быть привлечен к ответственности в виде лишения свободы сроком до 6 лет. Мы подчеркнули эту меру ответственности из выдержки статьи 238 УК РФ. Причем решать какое наказание заслуживает водитель такси будет судья, на свое личное усмотрение, руководствуясь, как принято говорить, материалами дела.

Удивлены? А вы представляете, в каком шоке таксисты, которые перевозя детей без кресла, думали, что максимум, что им грозит это административный штраф по статье 12.23 КоАП, которая предусматривает ответственность за перевозку детей без кресла в виде штрафа в размере 3000 рублей.

Чувствуете разницу 3000 рублей и 6 лет лишения свободы ?!

Вы скажете, что никто же пока не лишил никого свободы за подобные правонарушения? Ведь все таксисты, привлеченные к уголовной ответственности по статье 238 УК РФ, были просто оштрафованы.

Вы скажете, что никто же пока не лишил никого свободы за подобные правонарушения? Ведь все таксисты, привлеченные к уголовной ответственности по статье 238 УК РФ, были просто оштрафованы.

Да, это так. Но они получили ненужную уголовную судимость. Это же в любом случае теперь может отразиться на их дальнейшую жизнь. Ведь теперь во всех базах они будут идти как уголовно судимые лица. Значит, как минимум у таких людей будет подпорчена кредитная история — как минимум надолго, как максимум навсегда.

Также теперь эти водители не смогут устроиться на работу в государственные структуры. Да в принципе в любую серьезную коммерческую организацию их также не возьмут. Но дело даже не в этом.

Когда речь заходит об уголовной ответственности, за нарушение ПДД, за которое для физических лиц предусмотрена административная ответственность, то становится не по себе. Нет, мы не защищаем, конечно, тех водителей, которые перевозили детей без детского кресла. Но это не означает, что они заслуживают уголовной судимости и крупного штрафа, который, кстати, для многих может оказаться непосильной ношей.

Также привлечение к уголовной ответственности таксистов за перевозку детей без кресла не дает гарантию, что какой-нибудь судья, который просто не выспался или пришел на работу в плохом настроении, не решит вместо штрафа назначить таксисту реальное наказание в виде лишения свободы. Мы ведь с вами живем в стране не с совсем совершенной судебной системой.

У нас до сих пор судьи руководствуется внутренними убеждениями, и часто не слушают доводы свидетелей и защитников в пользу обвиняемых. О чем тут можно говорить. Конечно, существует риск, что какой-нибудь безответственный таксист в скором времени за перевозку ребенка без детского автокресла окажется за решеткой.

А ведь это может оказаться отец этого ребенка, который в свободное от работы время решил на своем автомобиле такси, на которое имеется официальное разрешение на перевозку такси, подвезти ребенка домой из детского сада или школы. И что тогда? Получается, что вместо штрафа в размере 3000 рублей отец ребенка может оказаться в местах лишения свободы?

Согласитесь, что все это наводит на размышления. Почему же таксистов начали привлекать к уголовной ответственности? Здесь конечно надо задать вопрос представителям Госавтоинспекции и МВД. Ведь раньше подобных дел не было. Почему именно в последнее время подобные уголовные дела стали появляться? Что, у нас раньше не было такой статьи в Уголовном Кодексе? Да, нет, была. Тогда что? Что случилось?

В чем же разница между обычными водителями, которые перевозят ребенка без детского кресла и таксистом? Ведь таксист такой же человек, как и все, и не является юридическим лицом?

А разница, оказывается есть, если правильно интерпретировать наше запутанное и часто непонятное законодательство.

Вся разница в том, что если вы едете на своей машине, которая не имеет лицензию на перевозку пассажиров в такси (разрешение на таксомоторные перевозки пассажиров), то за перевозку детей без детского кресла, вы можете быть привлечены только к административной ответственности по статье 12.23 КоАП РФ, за что и будете оштрафованы на 3000 рублей.

Но если вы осуществляете перевозку ребенка без детского кресла в автомобиле, который имеет лицензию такси, и тем более что перевозите ребенка в рамках указания таксомоторных услуг, то, безусловно, вы рискуете быть привлечены к уголовной ответственности по части 2 пункт «б» статьи 238 УК РФ. Если вы еще и Индивидуальный предприниматель, который получил разрешение на таксомоторные перевозки на свою машину, и работаете, сами на себя, то перевозка ребенка возрастом до 6 лет вероятнее всего может обернуться для вас уголовной ответственностью.

Ознакомьтесь так же:  Кто имеет право досрочно сдавать егэ

Самое плохое, что формально эта огромная разница ответственности между административным и уголовным кодексом за одно и то же нарушение закона в области безопасности дорожного движения, вполне законна.

Единственное что вызывает вопросы, это действия сотрудников ГИБДД и других правоохранительных органов, которые раньше за подобные правонарушения не привлекали водителей к уголовной ответственности. Теперь то, что изменилось?

В общем, странно все это и вновь наводит на размышления.

Еще раз повторим, что мы не защищаем «бомбил», которые действительно часто нарушают правила дорожного движения (часто они это делают, чтобы успеть выполнить в смену как можно больше заказов) и в том числе не редко перевозят маленьких детей без автокресел.

Но то, что их привлекают к уголовной ответственности за перевозку ребенка возрастом до 6 лет без автокресла, нам кажется это уже слишком.

Учитывая, что большинство таксистов работает на какие-то таксопарки, и другие крупные конторы, может просто пришло время немного пересмотреть меру ответственности организаций, занимающихся лицензированными таксомоторными перевозками, а не винить во всех грехах бомбил?

Также есть вопросы и к агрегаторам таксомоторных услуг, которые вообще не следят за своим автопарком и таксистами.

  • Для справки
  • Напомним, для тех, кто забыл или по каким-то причинам не знает. Перевозить детей возрастом до 7 лет не в детском кресле в машине категорически запрещено. В противном случае обычному водителю грозит штраф в размере 3000 рублей (статья 12.23 КоАП РФ). Таксисту же грозит уголовное дело. Дальше, если повезет, то крупный штраф, а если не повезет — лишение свободы.

Штраф за детское кресло в такси

Ребенок до 7 лет должен перевозиться в автомобиле в специальном удерживающем устройстве. Исключение это переднее сиденье, на нем до 12 лет. Это правило знают все родители, поэтому, при наличии авто в семье, приобретается и автокресло. Однако, когда речь заходит о поездках в такси, возникает проблема с наличием удерживающего устройства. Может ли ребенок перевозиться в такси без него? Что делать, если в такси нет автокресла? Кто должен платить штраф за отсутствие удерживающего устройства в автомобиле: таксист или пассажир? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей. Мы постарались найти на них ответы.

Ребенок в такси: обязательно ли в автокресле?

Правила дорожного движения распространяются на все транспортные средства – в такси, как и в любом другом автомобиле, ребенок до 12 лет на переднем сиденье и до 7 лет на заднем должен находиться в автокресле. За нарушение этого правила налагается штраф – 3000 рублей.

Но большинство автомобилей такси не оборудованы детскими удерживающими устройствами, и это главная проблема. Никто не запрещает родителям использовать собственное детское сиденье. Однако переносить и каждый раз его устанавливать достаточно сложно, за исключением разве что автолюльки со специальной ручкой и бустера. В результате, родителям приходится либо на свой страх и риск перевозить ребенка на руках, либо обзванивать множество служб, чтобы найти свободную машину с автокреслом.

Кто должен платит штраф: пассажир или таксист?

Служба такси предоставляет услугу по перевозке пассажиров, и делать это она должна в полном соответствии со всеми имеющимися правилами. Пункт 22.9 регламентирует наличие автокресла в машине для ребенка до 7 лет. Это значит, водитель должен обеспечить удерживающее устройство для маленького пассажира. Штраф за несоблюдение правил дорожного движения ложится именно на него.

Но есть здесь и другая сторона медали. Водителю проще отказаться от поездки, нежели рисковать собственными деньгами. Поэтому нередко родителям приходится договариваться с ним о том, что «в случае чего» материальную ответственность они возьмут на себя. Но главным в этом вопросе остается другое: безопасность маленького пассажира, так как перевозить его на руках запрещено не просто так.

Почему нельзя перевозить ребенка на руках в такси?

Даже, если столкновение происходит на минимальной скорости (50-60 км/ч), вес ребенка под силой инерции увеличивается во много раз. Так, на руки родителя, держащего ребенка, нагрузка приходится как минимум в 300 кг. Вы физически не сможете удержать и защитить малыша. В результате он рискует просто вылететь вперед через лобовое стекло.

Когда в российском такси появятся автокресла?

Для того чтобы дело сдвинулось с мертвой точки необходим документ, который бы обязал оборудовать все автомобили такси детскими автокреслами. Либо, как минимум, всегда иметь в наличии достаточное их количество. Также важно, чтобы исполнение такого постановления тщательно контролировалось.

У таксистов свой взгляд на проблему. По их мнению, есть несколько причин, по которым постоянное нахождение автокресла в автомобиле невозможно:

  • На заднем сиденье оно занимает полноценное место, и это сокращает возможное количество взрослых пассажиров.
  • Можно ли хранить удерживающее устройство в багажнике? Теоретически, да, но ведь такси также часто вызывают пассажиры с багажом, а, если багажник занят автокреслом, сумки и чемоданы могут просто не поместиться.
  • Еще один важный момент заключается в том, что нет универсального автокресла для детей всех возрастов, а возить с собой несколько удерживающих устройств просто невозможно.

После выхода закона, регулирующего перевозку детей до 7 лет на заднем сиденье и до 12 на переднем, многие таксопарки закупили автокресла и бустеры, однако снабдить удерживающими устройствами все автомобили не сумел никто – это очень накладно. Перекладывать автокресло с машины в машину по мере необходимости – неудобно. Поэтому заказ такси с удерживающим устройством по-прежнему остался вопросом везения.

Спасут ли ситуацию адаптеры и бескаркасные автокресла?

В данный момент использование бескаркасных удерживающих устройств или адаптеров запрещено законом. Дело в том, что бескаркасные удерживающие устройства и адаптеры не способны обеспечить маленькому пассажиру должный уровень безопасности в случае дорожно-транспортного происшествия.

Младенец в такси

Малыши до 10 месяцев путешествуют в автолюльке либо автокресле-переноске. Рассчитывать, что такое удерживающее устройство окажется в такси, не стоит из-за ограниченности временного промежутка его использования. Таксисты не могут предусмотреть детские сиденья под все возраста, поэтому отдают предпочтение максимально универсальным вариантам. Родителям необходимо решать этот вопрос самостоятельно. Если в семье есть автомобиль, можно пользоваться собственной автолюлькой – она удобно транспортируется благодаря специальной ручке. Если машины в семье нет, и вы часто пользуетесь услугами такси, рекомендуется приобрести бюджетный вариант удерживающего устройства (от 3000 руб).

Поездки в такси с детьми от 10 месяцев

Если автолюльку брать с собой в дорогу удобно, то таскать полноценное автокресло ни один родитель не согласится. Здесь остается надеяться на добросовестных сотрудников службы такси. Чаще всего в такси используются универсальные автокресла-трансформеры, охватывающие максимально широкий возрастной период. К сожалению, на качество удерживающего устройства вы никак повлиять не сможете. Чаще всего удачей является просто его наличие в автомобиле. Вызывая такси, не забывайте информировать диспетчера о том, что с вами едет ребенок!

Поездки в такси с детьми старше 5 лет

Для детей от 5 лет и старше подходят бустеры – компактные удерживающие устройства, представляющие собой сиденья без спинки. Вот их чаще всего и можно встретить в такси. Стоимость бустера в среднем составляет 500-2000 рублей. Места в салоне он занимает совсем немного, поэтому для таксистов такое удерживающее устройство является идеальным вариантом. В Москве определенные службы такси закупают большое количество бустеров для каждого автомобиля, чтобы не сталкиваться с лишними проблемами при перевозке детей. Однако делают так далеко не все! Поэтому, если в одном месте вам отказали в автокресле, не спешите рисковать, обзвоните другие службы.

Полезные советы

Если вы планируете ехать в такси с ребенком, обязательно сообщите об этом диспетчеру. Уточните, имеется ли возможность заказать автомобиль с автокреслом, а также укажите возраст ребенка. Если вам не смогут предложить машину, оборудованную удерживающим устройством, рекомендуем обзвонить другие службы. Если вы оформляете заказ через Интернет или мобильное приложение, обязательно поставьте соответствующую галочку возле пункта об обязательном наличии автокресла.

Приобретите компактное удерживающее устройство для поездок в такси. Например, адаптер штатного ремня стоит дешево и легко помещается даже в небольшую сумку. Однако такое удерживающее устройство не способно обеспечить должный уровень безопасности вашему ребенку, и спасет оно только от штрафа. Поэтому первым делом нужно добиваться каркасного автокресла в такси, а адаптер использовать только в безвыходной ситуации. Также «палочкой-выручалочкой» может стать бустер-рюкзак от Trunki. Это удерживающее устройство представляет собой компактный бустер, который складывается в рюкзак, и позволяет также дополнительно положить туда вещи. Правда, по сравнению со стандартными бустерами он имеет достаточно высокую стоимость, но зато позволит решить проблему путешествия в такси с ребенком.

В комментариях вы можете поделиться собственным опытом или задать свои вопросы по этой теме.

Мы Вместе Делаем Мир Безопасным и Комфортным.

Обязано ли такси предоставлять детское кресло бесплатно?

Разбираемся: имеют ли право таксисты брать дополнительную плату за детское кресло?

Обязательства по использованию специальных детских удерживающих устройств были впервые закреплены за водителями в начале 2007 г. Таким образом, история этого вопроса, по крайней мере, с точки зрения законодательства, насчитывает уже свыше десяти лет.

Ознакомьтесь так же:  Как оформить приглашение из россии в грузию

Согласно исследованию ВЦИОМ, проведённому в июле 2017 года, большинство водителей (почти 80%) используют автокресла при перевозке детей. А как обстоят дела с детскими удерживающими устройствами в такси?

По закону

Для начала определимся — какой должна быть услуга по перевозке детей в такси согласно законодательству? Так как отдельного закона, который бы исчерпывающе регламентировал эту сферу, нет — обращаемся к общим нормативно-правовым актам.

Согласно Гражданскому кодексу (ГК), услуга по перевозке пассажиров в такси выполняется на основе публичного договора (ГК, ч. 1, ст. 426). В соответствии с ним, лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

Также согласно ст. 786 ГК, пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях. Другими словами, по Гражданскому кодексу отказ в перевозке пассажиру с ребёнком не является законным.

Двигаемся дальше. В правилах дорожного движения (п. 22.9) указано, что «перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребёнка». Так как ПДД распространяются и на такси — выходит, таксист обязан при перевозке ребёнка использовать автокресло.

Итак, мы определились, что в такси детей младше семи лет необходимо перевозить в автокресле. Если есть правило — значит, есть и санкции за невыполнение? Верно. В п.3 ст. 12.23 КоАП «Нарушение правил перевозки людей» указано, что «нарушение требований к перевозке детей, установленных ПДД влечёт наложение административного штрафа на водителя в размере 3 тыс. руб.; на должностных лиц — 25 тыс. руб.; на юридических лиц — 100 тыс. руб.». В примечании к этой статье поясняется, что индивидуальные предприниматели (ИП) приравниваются в случае нарушения к юрлицам. А как мы знаем, сейчас большинство водителей такси зарегистрированы как ИП.

Сто тысяч рублей — это довольно крупный штраф, но и это ещё не всё. Таксиста могут также привлечь к уголовной ответственности по статье 238 УК РФ — «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей». Санкции по этой статье, конечно, гораздо более серьёзные — «штраф в размере до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осуждённого за период до двух лет, либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на тот же срок».

Такое строгое наказания, разумеется, стимулирует таксистов соблюдать правила перевозки детей. А если в такси нет кресла — компания отказывает в услуге пассажирам с детьми. Некоторые, в основном «бомбилы» возят на «свой страх и риск» — разрешают родителям перевозить ребёнка на коленях, просто на сидении, что, несомненно, небезопасно.

Суровая реальность

Автокреслами укомплектованы далеко не все машины такси, в большинстве компаний это платная услуга. В отдельных компаниях автокресло доступно только на более дорогих тарифах, к примеру, на тарифе «комфорт», и опять же за отдельную плату (то есть автоматически стоимость поездки с ребёнком возрастает в разы). Более того, в приложении агрегаторов такси не всегда предусмотрена возможность заказать машину с гарантированным наличием автокресла. Родителям после вызова такси приходится связываться с водителем, принявшим заказ, и выяснять есть ли у него в машине автокресло.

Кроме того, не стоит забывать, что для детей разного возраста и комплекции необходимы разные типы автокресел: для грудничков — это одно приспособление, а для шестилетнего ребёнка — другое, согласитесь, это логично. Всего насчитывается 5 основных групп таких кресел. Напоминаем, что по новым правилам, использовать бустеры для перевозки детей запрещено (ранее родители могли использовать кроме автокресла «иные средства», но, по соображениям безопасности, правила подкорректировали).

В такси чаще всего используется пара-тройка наиболее универсальных кресел, которые подходят для большего числа детей. Но надеяться, что там найдётся люлька для грудничков не стоит. Опять же, когда вы заказываете такси с автокреслом, это не гарантирует вам, что оно подойдёт для вашего ребёнка.

Совет: заранее перед поездкой изучите компании такси. Не забывайте сообщать, что едете с ребёнком, уточните есть ли кресло, соответствующее возрасту вашего ребёнка. Максимально безопасный вариант: прибрести автокресло самому и брать его с собой в такси, ведь безопасность превыше всего!

Конечно, кресла для всех возрастных групп есть в специализированных детских такси, но поездки в них стоят дороже. Да и не во всех городах есть такой сервис: к примеру, в Москве эта услуга развита, а в Санкт-Петербурге детских такси почти нет.

Плата за кресло обоснована?

Возвращаемся к главному вопросу статьи: имеют ли право таксисты взимать дополнительную плату за детское кресло? Законодательство чётко не регламентирует нахождение автокресла в машине такси. Нормативно-правовые акты (Постановление Правительства РФ №112, 69-ФЗ), устанавливающие требования к машине такси указывают, что в них должна размещаться информация о перевозчике, на кузове — шашечный пояс, опознавательный фонарь, а указания, что в таксомоторе должны быть автокресла всех видов — нет.

С одной стороны такси не может отказать в перевозке (согласно положениям ГК), с другой стороны, детские кресла не входят в обязательную комплектацию автомобиля такси и в услуге может быть отказано, так как нет дополнительного оборудования для обеспечения безопасности.

Похожая ситуация складывалась в сфере законодательного регулирования перевозки детей автобусами. И только после большого количества ДТП были прописаны более подробные правила такой перевозки.

И всё же, имеют ли компании такси право запрашивать отдельную плату за детское кресло по действующему законодательству? За комментарием по этому вопросу мы обратились к руководителю Некоммерческого партнёрства «Петербургское ТАКСИ» Александру Львовичу Холодову. Эксперт ответил так: «Я не вижу никакого нарушения закона «О защите прав потребителей», потому что это, по сути, дополнительная услуга по краткосрочной аренде этого девайса. Никто же не запрещает родителям со своим ехать, если бы это запрещалось, то да — это было бы ущемление прав потребителей, а раз не запрещается — у пассажиров есть выбор. Я знаю, что многие так делают, особенно если несколько детей в семье и понятно, что компания такси может и не предоставить такое количество кресел. С другой стороны, дети — такие же граждане и имеют право на получение услуги, и по большому счёту обеспечение их автокреслами — это проблема компании, поэтому взимание тарифа — вопрос всё же дискуссионный».

Резюмируем: прямого указания в законах о наличии детского кресла в машине такси нет, поэтому это скорее дополнительная услуга, за которую могут взиматься средства сверх тарифа за перевозку. У потребителя есть выбор — если он не хочет доплачивать за автокресло он может поискать такси, где оно предоставляется бесплатно или же приобрести личное автокресло для своего ребёнка и брать его с собой в поездку.

Важный момент: о том, что услуга «Детское кресло» платная, а также о её стоимости компания должна оповестить заранее. Если этого не произошло — закон «О защите прав потребителей» нарушен (Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 ст. 10).

Итоги:

Перевозка детей в такси в полной мере законодательно не урегулирована.

Перевозчик может отказать в услуге, ссылаясь на необходимость дополнительного оборудования машины такси.

На рынке такси услуга «Детское кресло», как правило, платная, что напрямую не противоречит законодательству.

Редакция ТИАП намерена обратиться с письмом в федеральные органы исполнительной власти за разъяснениями вопросов организации перевозок детей в такси. Какие ответы будут получены — читайте в наших следующих статьях.

Таксистов стали «сажать» за отсутствие детских кресел

В Москве зафиксирован первый в случай, когда полиция завела уголовное дело против таксиста за то, что он перевозил ребенка без автокресла. Произошло это в конце сентября 2017 года. О подобных случаях в столице не было слышно ранее, в то время как полицейские в таких регионах как, например, Кемеровская область или Ханты-Мансийск уже давно освоили следующую практику. Останавливают таксиста с ребенком, сидящем без кресла. Но вместо административного дела по статье 12.23 КоАП (3000 рублей штрафа водителю) заводится уголовное дело по статье 238 УК РФ — «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей».

Ее пункт «б» части 2, упоминающий детей, грозит водителю не только штрафом в 100 000 рублей, но и лишением свободы на срок до 6 лет! Заметим, что в регионах суды по подобным делам уже выносили обвинительные приговоры. Парадокс в том, что родителю, не пристегнувшему как положено собственное чадо в машине, грозит лишь 3000 рублей штрафа, а таксисту за фактически точно такое же правонарушение — вплоть до тюрьмы.

Ознакомьтесь так же:  Как использовать региональный материнский капитал до 3 лет

При этом разница между этими двумя гражданами минимальна — всего лишь наличие/отсутствие таксистской лицензии. «Статья» грозит нашему таксисту-нарушителю даже если он повезет с нарушением собственного отпрыска. Поэтому «уголовка» для «извозчика» выглядит как-то уж слишком жестко. Хотя карать по УК, например, за повторное подобное нарушение — это еще более менее понятно.

Примерно такой позиции придерживается и президент общественной организации «Коллективная защита» адвокат Марат Аманлиев:

— С формальной точки зрения, применение 238 статьи УК к таксисту, нарушившему правила перевозки детей вместо административного штрафа по 12.23 КоАП, правомерно. Но на данный момент это выглядит как будто представители ГИБДД неожиданно для себя обнаружили в УК полезную статью, на которую ранее не обращали внимания. Ведь это же совершенно иной «расклад» — когда у человека можно вымогать взятку под угрозой даже не лишения водительского удостоверения, а самой настоящей судимости, — считает г-н Аманлиев.

На самом деле проблема с неправильно зафиксированными детьми в машине выглядит удивительно хотя бы с точки зрения нормальной человеческой заботы о безопасности потомства. Вменяемому родителю не нужно знать о требованиях ПДД к перевозке детей, — он сам постарается сделать все, чтобы чадо ехало в машине под максимальной защитой. В этом смысле требования Правил — дети до 7 лет ездят только автокресле, а гражданам 7—11 лет от роду разрешается и без него, главное пристегнуться и на заднем сиденье — можно считать «нижней планкой» безопасности. Если по вызову приезжает такси, не оснащенное креслом, его можно смело посылать подальше. А что еще делать с «бомбилой», который не видит в своей таксистской программке для гаджета, что клиент поставил утвердительную галочку в пункте «наличие детского кресла»?

Штраф за детское кресло в такси

Ребенок до 7 лет должен перевозиться в автомобиле в специальном удерживающем устройстве. Исключение это переднее сиденье, на нем до 12 лет. Это правило знают все родители, поэтому, при наличии авто в семье, приобретается и автокресло. Однако, когда речь заходит о поездках в такси, возникает проблема с наличием удерживающего устройства. Может ли ребенок перевозиться в такси без него? Что делать, если в такси нет автокресла? Кто должен платить штраф за отсутствие удерживающего устройства в автомобиле: таксист или пассажир? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей. Мы постарались найти на них ответы.

Ребенок в такси: обязательно ли в автокресле?

Правила дорожного движения распространяются на все транспортные средства – в такси, как и в любом другом автомобиле, ребенок до 12 лет на переднем сиденье и до 7 лет на заднем должен находиться в автокресле. За нарушение этого правила налагается штраф – 3000 рублей.

Но большинство автомобилей такси не оборудованы детскими удерживающими устройствами, и это главная проблема. Никто не запрещает родителям использовать собственное детское сиденье. Однако переносить и каждый раз его устанавливать достаточно сложно, за исключением разве что автолюльки со специальной ручкой и бустера. В результате, родителям приходится либо на свой страх и риск перевозить ребенка на руках, либо обзванивать множество служб, чтобы найти свободную машину с автокреслом.

Кто должен платит штраф: пассажир или таксист?

Служба такси предоставляет услугу по перевозке пассажиров, и делать это она должна в полном соответствии со всеми имеющимися правилами. Пункт 22.9 регламентирует наличие автокресла в машине для ребенка до 7 лет. Это значит, водитель должен обеспечить удерживающее устройство для маленького пассажира. Штраф за несоблюдение правил дорожного движения ложится именно на него.

Но есть здесь и другая сторона медали. Водителю проще отказаться от поездки, нежели рисковать собственными деньгами. Поэтому нередко родителям приходится договариваться с ним о том, что «в случае чего» материальную ответственность они возьмут на себя. Но главным в этом вопросе остается другое: безопасность маленького пассажира, так как перевозить его на руках запрещено не просто так.

Почему нельзя перевозить ребенка на руках в такси?

Даже, если столкновение происходит на минимальной скорости (50-60 км/ч), вес ребенка под силой инерции увеличивается во много раз. Так, на руки родителя, держащего ребенка, нагрузка приходится как минимум в 300 кг. Вы физически не сможете удержать и защитить малыша. В результате он рискует просто вылететь вперед через лобовое стекло.

Когда в российском такси появятся автокресла?

Для того чтобы дело сдвинулось с мертвой точки необходим документ, который бы обязал оборудовать все автомобили такси детскими автокреслами. Либо, как минимум, всегда иметь в наличии достаточное их количество. Также важно, чтобы исполнение такого постановления тщательно контролировалось.

У таксистов свой взгляд на проблему. По их мнению, есть несколько причин, по которым постоянное нахождение автокресла в автомобиле невозможно:

  • На заднем сиденье оно занимает полноценное место, и это сокращает возможное количество взрослых пассажиров.
  • Можно ли хранить удерживающее устройство в багажнике? Теоретически, да, но ведь такси также часто вызывают пассажиры с багажом, а, если багажник занят автокреслом, сумки и чемоданы могут просто не поместиться.
  • Еще один важный момент заключается в том, что нет универсального автокресла для детей всех возрастов, а возить с собой несколько удерживающих устройств просто невозможно.

После выхода закона, регулирующего перевозку детей до 7 лет на заднем сиденье и до 12 на переднем, многие таксопарки закупили автокресла и бустеры, однако снабдить удерживающими устройствами все автомобили не сумел никто – это очень накладно. Перекладывать автокресло с машины в машину по мере необходимости – неудобно. Поэтому заказ такси с удерживающим устройством по-прежнему остался вопросом везения.

Спасут ли ситуацию адаптеры и бескаркасные автокресла?

В данный момент использование бескаркасных удерживающих устройств или адаптеров запрещено законом. Дело в том, что бескаркасные удерживающие устройства и адаптеры не способны обеспечить маленькому пассажиру должный уровень безопасности в случае дорожно-транспортного происшествия.

Младенец в такси

Малыши до 10 месяцев путешествуют в автолюльке либо автокресле-переноске. Рассчитывать, что такое удерживающее устройство окажется в такси, не стоит из-за ограниченности временного промежутка его использования. Таксисты не могут предусмотреть детские сиденья под все возраста, поэтому отдают предпочтение максимально универсальным вариантам. Родителям необходимо решать этот вопрос самостоятельно. Если в семье есть автомобиль, можно пользоваться собственной автолюлькой – она удобно транспортируется благодаря специальной ручке. Если машины в семье нет, и вы часто пользуетесь услугами такси, рекомендуется приобрести бюджетный вариант удерживающего устройства (от 3000 руб).

Поездки в такси с детьми от 10 месяцев

Если автолюльку брать с собой в дорогу удобно, то таскать полноценное автокресло ни один родитель не согласится. Здесь остается надеяться на добросовестных сотрудников службы такси. Чаще всего в такси используются универсальные автокресла-трансформеры, охватывающие максимально широкий возрастной период. К сожалению, на качество удерживающего устройства вы никак повлиять не сможете. Чаще всего удачей является просто его наличие в автомобиле. Вызывая такси, не забывайте информировать диспетчера о том, что с вами едет ребенок!

Поездки в такси с детьми старше 5 лет

Для детей от 5 лет и старше подходят бустеры – компактные удерживающие устройства, представляющие собой сиденья без спинки. Вот их чаще всего и можно встретить в такси. Стоимость бустера в среднем составляет 500-2000 рублей. Места в салоне он занимает совсем немного, поэтому для таксистов такое удерживающее устройство является идеальным вариантом. В Москве определенные службы такси закупают большое количество бустеров для каждого автомобиля, чтобы не сталкиваться с лишними проблемами при перевозке детей. Однако делают так далеко не все! Поэтому, если в одном месте вам отказали в автокресле, не спешите рисковать, обзвоните другие службы.

Полезные советы

Если вы планируете ехать в такси с ребенком, обязательно сообщите об этом диспетчеру. Уточните, имеется ли возможность заказать автомобиль с автокреслом, а также укажите возраст ребенка. Если вам не смогут предложить машину, оборудованную удерживающим устройством, рекомендуем обзвонить другие службы. Если вы оформляете заказ через Интернет или мобильное приложение, обязательно поставьте соответствующую галочку возле пункта об обязательном наличии автокресла.

Приобретите компактное удерживающее устройство для поездок в такси. Например, адаптер штатного ремня стоит дешево и легко помещается даже в небольшую сумку. Однако такое удерживающее устройство не способно обеспечить должный уровень безопасности вашему ребенку, и спасет оно только от штрафа. Поэтому первым делом нужно добиваться каркасного автокресла в такси, а адаптер использовать только в безвыходной ситуации. Также «палочкой-выручалочкой» может стать бустер-рюкзак от Trunki. Это удерживающее устройство представляет собой компактный бустер, который складывается в рюкзак, и позволяет также дополнительно положить туда вещи. Правда, по сравнению со стандартными бустерами он имеет достаточно высокую стоимость, но зато позволит решить проблему путешествия в такси с ребенком.

В комментариях вы можете поделиться собственным опытом или задать свои вопросы по этой теме.

Мы Вместе Делаем Мир Безопасным и Комфортным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *