Реорганизация и ликвидация субъектов предпринимательского права

Реорганизация и ликвидация субъектов предпринимательского права

Предпринимательские отношения – регулируемые гражданским правом, участниками которых явл спец субъекты гражданского права – предприниматели (лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью).

Предпринимательское право – совокупность общих и специальных норм гражданского (частного) права, регулирующих отношения между лицами осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Предпринимательская деятельность имеет свою систему законодательства которая опирается на конституцию.

Нормативные документы регулирующие предпринимательскую сервисную деятельность, подразделяется:

— по юридической силе ( законы и под законные акты (приоритет отдается закону).

— по масштабу действия (федеральный и локальный местный)

— по назначению (общие и специальные).

Возникновение юридического лица состоит из двух стадий: создание (в узком смысле слова); государственная регистрация, с момента которой юридическое лицо считается созданным.

Основания прекращения юридических лиц:

• добровольные, то есть прекращение по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (в опреде­ленных случаях с разрешения компетентного государственного органа);

— по решению учредителей (участников);

— по решению компетентного гос. органа;

— по решению суда.

Виды прекращения юридического лица:

1. реорганизация — прекращение юридического лица с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другому юридическому лицу(ранее существовавшему или вновь созданному);

Виды реорганизации юридических лиц:

• слияние — возникновение вместо нескольких старых юридических лиц одного нового;

• присоединение — вливание одного юридического лица в другое;

• разделение — возникновение вместо одного старого юридического лица нескольких новых;

• выделение — выделение из юридического лица нового юридического лица без прекращения старого;

• преобразование — изменение организационно-правовой формы юриди­ческого лица.

2. ликвидация — полное прекращение юридического лица без перехода к кому-либо его прав и обязанностей.

Юридическое лицо считается прекращенным с момента государствен­ной регистрации его реорганизации или ликвидации. Этому предшествует длительный подготовительный период, который обязательно включает учет имущества юридического лица, уведомление кредиторов и удовлетворение их интересов.

Виды ликвидации юридического лица:

с распределением оставшегося имущества между учредителями (участни­ками) юридического лица (ликвидация хозяйственных обществ и това­риществ, кооперативов);

с передачей оставшегося имущества собственнику (унитарные предприя­тия и финансируемые собственником учреждения);

с передачей оставшегося имущества на цели, определенные в учредитель­ных документах юридического лица (общественные и религиозные объе­динения, фонды).

Если юридическое лицо не в состоянии удовлетворить требования всех кредиторов, то оно может быть объявлено банкротом, что влечет его лик­видацию. Решение о признании банкротом может быть принято судом или самим юридическим лицом совместно с его кредиторами.

Особенности ликвидации юридического лица по причине банкротства:

невозможность полного удовлетворения требований всех кредиторов бан­крота;

установленная очередность удовлетворения требований кредиторов бан­крота (см. ст. 46 ГК);

пропорциональное удовлетворение требований кредиторов одной оче­реди.

Реорганизация и ликвидация юридического лица

  • Предпринимательское право и предпринимательская деятельность
  • Предпринимательские правоотношения
  • Субъекты предпринимательского права
  • Субъекты предпринимательской деятельности
  • Малое предпринимательство

Законодательством определены две формы прекращения юридического лица:

Реорганизация юридического лица

Реорганизация организационно-правовых форм предпринимательской деятельности

Деятельность юридического лица может быть прекращена в результате его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

Реорганизация — это прекращение юридического лица с правопреемством (переход прав и обязанностей от одного лица к другому), кроме случаев выделения, когда юридическое лицо не прекращает своей деятельности.

В отличие от ликвидации юридического лица его реорганизация предполагает в дальнейшем существование хозяйственных прав и обязанностей, сохранение имущества, имущественных комплексов либо в сокращенном (уменьшенном), либо в укрупненном объеме. Реорганизация всегда связана с правопреемством, переходом имущественных и иных прав (обязанностей) от одного прекращаемого (видоизменяемого) субъекта права к другому, вновь образуемому юридическому лицу. В случае реорганизации право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к другим юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ).

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно или принудительно.

Добровольная реорганизация осуществляется по решению либо учредителей (участников) юридического лица, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого акционерного общества в акции нового общества. Утверждение устава и выборы совета директоров (наблюдательного совета) вновь возникшего общества проводятся на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии.

Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Реорганизация осуществляется в пяти формах:

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • преобразование.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Юридическое значение передаточного акта и разделительного баланса состоит в том, что они должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц. Эти документы (применительно к акционерному обществу они утверждаются общим собранием акционеров) представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Ликвидация юридического лица

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно или принудительно.

Юридическое лицо может быть добровольно ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно было образовано.

Принудительная ликвидация возможна только по решению суда в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица, либо в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией может быть ликвидировано также вследствие признания его банкротом.

Порядок ликвидации

1. Учредители (участники) юридического лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии со ст. 63-64 ГК РФ.

2. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидация. После окончания срока для предъявления требований кредиторам ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим юридических лиц органом.

Ознакомьтесь так же:  Статьи пояснительная записка

3. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.

Реорганизация и ликвидация юридического лица

Главная > Реферат >Государство и право

Реорганизация юридических лиц 4 стр.

Ликвидация юридических лиц 10 стр.

Заключение 13 стр.

Список используемой литературы 14стр.

Переход общества к жизни в условиях рынка, глобальные экономические реформы, коренные изменения в гражданско-правовом регулировании общественных отношений — всё это наряду с другими факторами неизбежно влечёт значительное оживление гражданского оборота. Как известно, юридические лица играют в нем едва ли не определяющую роль, особенно в сфере предпринимательской деятельности. Наряду с коммерческими организациями возрастает число некоммерческих организаций, что вызвано повышением роли гражданского общества в целом и различных его институтов. Так же, как физические лица рождаются, живут и умирают, юридические лица создаются, действуют, реорганизуются и могут прекращаться в связи с их ликвидацией, переставая быть субъектами гражданских правоотношений. Процесс создания юридических лиц и прекращения их деятельности происходит непрерывно.

С другой стороны, для гражданского оборота не менее важна своевременная реорганизация и ликвидация юридических лиц, у которых уже давно не осталось необходимого имущества или требуемого числа участников, так как такие юридические лица могут оказаться «крышей» для деятельности всякого рода организованных преступных группировок.С учётом всего сказанного становится понятным, почему общество не может мириться с бесконтрольным появлением и исчезновением юридических лиц, и государство не только вправе, но и обязано осуществлять такой контроль с помощью различных правовых механизмов, в том числе с помощью гражданского законодательства.

Реорганизация юридических лиц

Реорганизация — одна из наиболее часто применяемых в последнее время процедур в процессе деятельности практически всех организаций. Объясняется это и экономическими, и социальными, и правовыми условиями, в которых существуют юридические лица. Однако, для успешного проведения реорганизации необходима, конечно же, оптимальная правовая база, призванная обеспечить достижение необходимого результата. Необходимо признать, что существующее законодательство о реорганизации юридических лиц не является совершенным.

В юридической литературе традиционно понятие реорганизации юридического лица определялось ранее как прекращение юридического лица (иногда отмечается, что оно происходит без ликвидации дел (деятельности) и имущества) с переходом его прав и обязанностей к другому юридическому лицу — правопреемнику. Приоритетным является мнение о необходимости различать основания, способы и формы прекращения деятельности юридических лиц. Основания прекращения — это поводы, определенные фактические обстоятельства, с которыми закон связывает прекращение деятельности юридических лиц (например, достижение цели, истечение срока и др.). Способы прекращения — это предусмотренный законодательством порядок прекращения деятельности юридических лиц. Способы прекращения юридических лиц ничем принципиально не отличаются от способов их возникновения. Формы прекращения — это предусмотренные законодательством приемы прекращения деятельности юридических лиц. Понятие реорганизации в данном случае, наряду с ликвидацией, рассматривается в качестве одной из форм прекращения юридического лица .

Под реорганизацией понимается особый процесс, в ходе которого происходит прекращение и (или) создание юридического лица, сопровождающиеся переходом прав и обязанностей реорганизованного юридического лица (правопредшественника) в порядке правопреемства к другому юридическому лицу (правопреемнику).

С формально-юридической точки зрения реорганизация представляет собой процесс перемены лиц в имущественных и неимущественных правоотношениях в порядке универсального правопреемства. С содержательной точки зрения институт правопреемства представляет собой правовую конструкцию, опосредующую реальные экономические процессы.

Реорганизацию можно охарактеризовать как правовое состояние, начальным моментом которого является принятие корпоративного акта (решение о реорганизации), а заключительным — акт регистрации вновь созданного юридического лица, внесение записи о прекращении присоединенного юридического лица.

Говоря о целях реорганизации, следует обратить внимание на значение данного вопроса. С помощью института реорганизации сохраняется стабильность гражданского оборота, обеспечивается правопреемство по всему комплексу прав и обязанностей в отношении третьих лиц, а как следствие, прочность договорных связей; максимально гарантируются права кредиторов: отпадает необходимость уплаты дополнительных налогов; сокращаются временные издержки, производительный капитал остается цельным, не дробится между участниками юридического лица и не изымается из сферы производства. В итоге использование механизма реорганизации приводит к достижению значительного организационного и финансового эффекта.

В действующем законодательстве предусматривается пять видов реорганизации:

1) Слияние — соединение двух или нескольких юридических лиц, при котором происходит объединение их прав и обязанностей в одно юридическое лицо;

2) Присоединение — одно юридическое лицо присоединилось к другому, при этом все неимущественные права и обязанности присоединяющегося лица переходят к главной организации;

3) Разделение — одно юридическое лицо разделилось на две или более части, прежнее юридическое лицо прекращает свое существование, а его права и обязанности переходят к вновь созданным юридическим лицам [34, с. 19];

4) Выделение — основное юридическое лицо продолжает свое существование, но из его состава выделились отдельные структурные подразделения в самостоятельное юридическое лицо;

5) Преобразование — изменение организационно-правовой формы юридического лица, при этом прекращается существование организации в прежнем виде, а его права и обязанности полностью переходят к правопреемнику .

В зависимости от формы реорганизации правопреемство (переход имущественных прав и обязанностей) реализуется разными способами:

1) при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом и договором о слиянии;

2) при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом и договором о присоединении;

3) при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом;

4) при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица;

5) при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации. Регистрация возникших при реорганизации новых организаций, а также внесение необходимых сведений в государственный реестр происходит в общем порядке.

Ликвидация юридических лиц

Как известно термин ликвидация происходит от латинского liquidatio, что значит окончание дела. В тоже время современные словари русского языка дают указанному понятию несколько значений. Прежде всего, под ликвидацией как и в латинском языке понимается прекращение какой-либо деятельности (например, ликвидация дел). С другой стороны, под ликвидацией понимается и прекращение существования объекта или субъекта (например, ликвидация оружия массового поражения, ликвидация кулачества, ликвидация предприятия).

Переходя к определению юридического значения понятия ликвидации следует остановится на одном весьма немаловажном обстоятельстве. Поскольку ликвидация является объектом гражданско-правового регулирования, то логичным будет предположить, что ликвидация — это совокупность каких-либо общественных отношений, которые будучи урегулированными правом приобретают качество правоотношений. С другой стороны, эти правоотношения сами по себе являются причиной наступления определенных последствий, а именно прекращения существования субъекта права — юридического лица. Следовательно, ликвидацию можно рассматривать и как определенный юридический факт, с наличием которого связаны определенные юридические последствия.

Законодательство предусматривает два вида ликвидации: добровольную и принудительную.

Добровольно юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей или органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами. Принудительно юридические лица могут быть ликвидированы по решению суда в случаях:

— признания недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер.

Ознакомьтесь так же:  Служебная записка по подотчету

— систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица. Это требование не относится к коммерческим организациям, которые по общему правилу имеют не специальную, а общую правоспособность, если иное не оговорено законодательными актами.

— осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательными актами, либо с неоднократными или грубым нарушением законодательства.

Процесс ликвидации включает в себя процедуры проверки удовлетворения требований перед государством и государственными внебюджетными социальными фондами и снятие с учета. Порядок снятия с учета в налоговом органе определен ст. 84 ГК РФ и приказом Госналогслужбы РФ. С этой целью в государственную налоговую инспекцию по месту постановки субъекта на учет ликвидационная комиссия представляет: заявление установленной формы о снятии с учета; копию распорядительного документа, подтверждающего, принятие решения о ликвидации (решение общего собрания учредителей или суда); копию распорядительного документа о создании ликвидационной комиссии; промежуточный ликвидационный баланс. Налоговая инспекция принимает решение о проведении документальной проверки ликвидируемого юридического лица. Процедура снятия с учета в налоговой инспекции считается завершенной после выдачи ликвидационной комиссии информационного письма о снятии с учета.

Ликвидация организации и индивидуального предпринимателя считается завершенной, а указанные субъекты хозяйственного права прекратившими свое существование после внесения записи об этом в Единый государственный реестр.

Действующее законодательство обходит молчанием многие вопросы, связанные с проведением реорганизации; главным пробелом является отсутствие специального регулирования вопросов правопреемства при реорганизации, ГК РФ лишь ссылается на универсальное правопреемство при реорганизации, никак не определяя этот институт, этот пробел имеется и в Федеральном законе «Об акционерных обществах» от 26,12,95 г. № 208-ФЗ.

Создание должного правового регулирования института реорганизации предприятий видится одним из насущных вопросов современного российского права. По мере усложнения общественных отношений возникает потребность в их регулировании. Так и в данном случае — необходимость правового регулирования процедуры реорганизации появилась по прошествии определенного времени после появления различных форм и видов субъектов хозяйствования. В настоящее время вопросы реорганизации рассматриваются в рамках общих обзоров института юридических лиц, в юридической литературе встречаются мнения по отдельно взятым аспектам реорганизации, становится ясной не только теоретическая, но и практическая необходимость комплексного изучения этого правового института.

Список используемой литературы

1. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению/Под ред. Г.П. Иванова. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2005 № 44;

2. Банкротство. Правовое регулирование. Методические рекомендации. — М.: «Ось-89», 2000. — 176 с.;

3. Жданов Д.В. Реорганизация акционерных обществ в Российской Федерации. — М.: «Статут», 2001. — 207 с.;

4. Овчаренко М.В. Реорганизация юридических лиц (комментарий законодательства, налогообложение и бухгалтерский учет, судебная практика, формы документов). — М.: Юрайт-М, 2001. — 304 с.;

5. Предпринимательское право: Учебник/под ред. Е.П.Губина. — М.: Юристъ, 2004. — 416 с.;

6. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник в 2 т., Т.1. — М.: Юристъ, 2001. — 727 с.;

7. Сорк Д.М. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: Учебник. — М.: Мастерство, 2002. — 208 с.;

8. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» ото 26.10.02. №127-ФЗ, принят Государственной Думой 27.09.02., одобрен Советом Федерации 16.10.02.

Создание субъектов предпринимательского права. Реорганизация и ликвидация субъектов предпринимательского права

Создание субъекта предпринимательского права представляет собой процесс по признанию за лицом статуса субъекта предпринимательского права, заключающийся в действиях как самого субъекта, так и компетентных государственных органов.

Теория предпринимательского права выделяет следующие способы создания субъектов предпринимательского права:

А) Учредительно-распорядительный способ.

Для создании субъекта предпринимательского права в этом случае необходимо распоряжение компетентного государственного органа. В Российской Федерации таким образом создаются, например, казенные предприятия, на создание которых требуется решение Правительства РФ, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Б) Учредительный способ.

Имеет место при признании статуса субъекта предпринимательского права за гражданином — при регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя и при создании осуществляющих предпринимательскую деятельность юридических лиц, в состав которых входит один участник.

В) Договорно-учредительный способ.

Применяется в случае создания субъекта предпринимательского права, состоящего из нескольких физических или юридических лиц (например, создание юридического лица несколькими гражданами). В этом случае помимо собственно учреждения имеет место договор между участниками будущего субъекта предпринимательского права, определяющий их взаимные права и обязанности как на этапе создания, так и в процессе деятельности созданного субъекта.

Г) Дозволительно-учредительный способ.

В этом случае на создание субъекта предпринимательского права необходимо разрешение (дозволение) соответствующего государственного органа, без которого создание невозможно.

В Российской Федерации применяются все четыре способа создания субъектов предпринимательского права.

Статья 2 ГК РФ закрепляет, что предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Таким образом, субъекты предпринимательской деятельности подлежат обязательной государственной регистрации.

Правовое регулирование процесса государственной регистрации субъектов предпринимательского права осуществляется в настоящее время Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 1 данного Закона государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законом.

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

Начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, с 1 января 2004 г. — государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляет Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер.

Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей.

Закон определяет также порядок государственной регистрации, ее сроки и место, порядок представления документов при государственной регистрации, перечень документов, представляемых при государственной регистрации.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Важной гарантией прав предпринимателей является закрепленный законом исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа. Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения, и может быть обжаловано в судебном порядке.

В ходе деятельности юридических лиц их статус может меняться в связи с проведением их реорганизации. Реорганизация возможна посредством слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Последствия при каждом из названных способов реорганизации состоят в следующем.

1.При слиянии одного юридического лица с другим совокупность принадлежащих им прав и обязанностей переходит к новому юридическому лицу, возникшему в результате слияния; правосубъектность каждого из подвергшихся слиянию юридических лиц прекращается.

2.При присоединении одного юридического лица к другому имущественные права и обязанности присоединенной организации переходят к присоединившейся организации, а правосубъектность присоединенной организации прекращается.

Ознакомьтесь так же:  Узнать налог на землю по инн

3.При разделении одного юридического лица на две (и более) новых организации создаются два (и более) новых юридических лица, а прежнее (разделенное) юридическое лицо прекращает свое существование.

4.При выделении одного юридического лица из другого выделенная из первоначальной организации структура становится новым юридическим лицом, а сама же первоначальная организация продолжает существовать под прежним наименованием.

5. При преобразовании юридического лица происходит перемена его организационно-правовой формы и, обычно, смена его наименования; лицо, возникшее в результате преобразования, становится правопреемником юридического лица, подвергшегося преобразованию.

В отличие от реорганизации ликвидация юридических лиц означает их прекращение, не сопровождающееся правопреемством.

В зависимости от оснований проведения ликвидации различают ликвидацию добровольную и принудительную.

Добровольной считается ликвидация, осуществленная по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица в связи:

—с истечением срока, на который оно создано;

—с достижением цели его создания;

—с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Принудительная ликвидация может иметь место по решению суда в случаях осуществления деятельности:

—запрещенной законом либо с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

—противоречащей уставным целям общественной или религиозной организации или фонда;

—в других случаях (банкротства).

В продолжении процесса ликвидации юридическое лицо сохраняет статус субъекта права, управляемого, однако, не его органами, а ликвидационной комиссией. Задача ликвидационной комиссии состоит в том, чтобы взыскать задолженность с должников ликвидируемого юридического лица и удовлетворить требования кредиторов. Ликвидационная комиссия назначается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию. Ликвидационная комиссия публикует сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявления требований кредиторов (не менее 2 месяцев с момента опубликования) в органе печати, публикующем сведения о государственной регистрации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности и письменно удовлетворяет кредиторов. Ликвидационная комиссия по истечении срока предъявления требований составляет промежуточный ликвидационный баланс, утверждаемый учредителями или лицом, принявшим решение о ликвидации, и согласуемый с органом, осуществляющим государственную регистрацию. Ликвидационная комиссия при недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов осуществляет продажу имущества с публичных торгов. По утверждении промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия начинает выплаты в специальной очередности.

В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору и контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам.

В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами. Кредиторам пятой очереди выплаты начинаются только через месяц со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

При ликвидации кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами таких кредитных учреждений.

На практике возможны случаи, когда у ликвидируемого юридического лица недостает имущества для погашения требований кредиторов одной и той же очереди. В этом случае имеющееся имущество распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

Отказ ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонение от их рассмотрения служит для него основанием для обращения в суд с иском к ликвидационной комиссии, при условии, что это обращение имеет место до утверждения ликвидационного баланса юридического лица. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредитора, которые были заявлены после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

По завершении расчетов составляется ликвидационный баланс. Утверждение ликвидационного баланса позволяет внести в единый государственный реестр запись о ликвидации юридического лица.

Не получившие удовлетворения кредиторы вправе обратиться с иском в арбитражный суд лишь для уточнения такой записи, пропуск такого обращения со стороны кредиторов либо оставление его судом без удовлетворения означает, что не получившие удовлетворения требования кредиторов считаются погашенными. Для казенных предприятий и учреждений предусмотрена специальная оговорка: при недостатке у них средств на ликвидационном балансе кредиторы могут заявить требования к собственнику закрепленного за такими предприятиями или учреждениями имущества.

Оставшееся имущество передается учредителям (участникам), имеющим вещные или обязательственные права.

5. Реорганизация субъектов предпринимательского права

Реорганизация представляет собой прекращение организации с правопреемством, т.е. с переходом прав и обязанностей к другим ли­цам. Целью реорганизации является изменение правового статуса юридического лица.Порядок реорганизации субъектов определяется ст. 57-60 ГК РФ, а также Законом о регистрации.

Реорганизация может быть добровольной и принудительной. Ре­шение о добровольной реорганизации коммерческой организации может быть принято ее учредителями (участниками) либо органом организации, уполномоченным на то ее учредительными документа­ми. Кроме как по воле юридического лица, реорганизация осуществ­ляется по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда. Это возможно в случаях, прямо указанных в зако­не. Например, в соответствии со ст. 19 Закона о конкуренции, Федеральная антимонопольная служба может принять решение о принудительном разделении или выделении хозяйствующего субъ­екта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке и злоупотребляющего своим положением.

В решении государственного органа должен быть определен срок реорганизации. В том случае, если учредители (участники) или упол­номоченный ими орган самого юридического лица не осуществят ре­организацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного государ­ственного органа назначает внешнего управляющего, которому поручается проведение реорганизации. С момента назначения внеш­него управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ут­верждение судом указанных документов является основанием для го­сударственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

В определенных случаях требуется согласие государственных ор­ганов на реорганизацию. В соответствии со ст. 17 Закона о конкурен­ции, на антимонопольные органы возложено осуществление контро­ля за реорганизацией некоторых хозяйствующих субъектов в форме слияния, присоединения, преобразования.

Действующим законодательством предусмотрено пять спосо­бов реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделе­ние, преобразование. Прекращение юридического лица происходит в случае реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, преобразования. При реорганизации в форме выделения юридиче­ское лицо, из которого произошло выделение, не прекращает свое су­ществование. Вновь возникшее юридическое лицо будет правопре­емником юридического лица, из которого произошло выделение, в части прав и обязанностей, определенных разделительным балансом.

Интересам кредиторов подчинено включение в ГК РФ норм, позво­ляющих определить правопреемника реорганизуемой коммерческой организации. При слиянии, присоединении и преобразовании право­преемство фиксируется в передаточном акте, при разделении и вы­делении — в разделительном балансе. К передаточному акту и разде­лительному балансу предъявляются следующие требования:

они должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного ЮЛ в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами;

эти документы утверждаются учредителями (участниками) ЮЛ или органом, принявшим решение о реорганизации.

Законодательством предусмотрены нормы, обеспечивающие необ­ходимые гарантии прав кредиторов. Прежде всего это обязанность органа, принявшего решение, направить кредиторам письменное уве­домление об этом. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому вы­ступает реорганизуемая коммерческая организация. При этом креди­торы вправе также требовать возмещения им убытков, причиненных досрочным исполнением или прекращением обязательства. Предусмотрены и другие гарантии прав кредиторов. Так, если разделительный баланс не дает возможности определить правопре­емника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязатель­ствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Организация считается реорганизованной с момента государст­венной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *