Региональные законы субъектов рф

Закон субъекта Российской Федерации — региональный закон

Международное право. Общие положения международного права

Однако, правопреемство связано с изменениями только одной составляющей-населения. Изменения численности населения или организации власти таких последствий не порождают. Среди множества случаев правопреемства встречаются и такие, когда государства не придерживались единых правил и вес решалось с учетом конкретных обстоятельств. Так, после второй мировой войны власти ФРГ утверждали, что «германский рейх, как субъект права и историко-политическая реальность, никогда не переставал существовать». ФРГ рассматривалась как воплощение этого факта. Советское и ряд других правительств, придерживались того мнения, что в результате войны германский рейх прекратил существование, а ФРГ является лишь одной из правопреемниц прежней Германии.

Правоотношения: понятие и признаки, виды, состав, структура. Возникновение, изменение и прекращение правоотношений

Правосубъектность может быть общей, отраслевой и специальной. Общая правосубъектность — это способность быть субъектом права вообще. Отраслевая правосубъектность — это способность быть субъектом правоотношений в отдельной отрасли права. Например, субъектами уголовных правоотношений являются только органы государства и физические лица и не могут ими быть юридические лица. Правосубъектность может быть и специальной, относящейся только к определенным лицам внутри одной отрасли права. Таковой, например, является правосубъектность должностных лиц в административном и уголовном праве.

Механизм государства

Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации называются по-разному: областные и краевые думы (в городе федерального значения Москве — Городская дума), Законодательное собрание (в городе федерального значения Санкт-Петербурге и в Ленинградской области), Представительное собрание (в Астраханской области) и т. д. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации именуются правительствами или администрациями. Во многих субъектах имеется пост, аналогичный должности главы государства: в республиках Российской Федерации — президенты, в других субъектах Российской Федерации — губернаторы, главы администрации, в городе федерального значения Москве — мэр. Собственная судебная власть в субъектах Российской Федерации развита слабо.

Конституционное право. Конституционная система органов российского государства

Состоит из двух палат — Совет Федерации, который формируется из 178 членов, и Государственной Думы, которая избирается в составе 450 депутатов. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Из своего состава они избирают Председателей и заместителей председателей палат. К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указа Президента РФ о введении военного положения; утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; обладает правом законодательной инициативы и рассматривает законы, принятые Государственной Думой, и выносит по ним свой вердикт — одобрить или отклонить. К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности; главное — принятие Федеральных конституционных и Федеральных законов.

Конституционное право. Конституционные основы общественного и государственного строя России

Именно поэтому предусмотрен и особый порядок внесения поправок (изменений и дополнений) в первую главу Конституции РФ. Основы конституционного строя могут быть отменены, изменены или дополнены только самим народом в ходе референдума либо специально созываемым для этих целей Конституционным Собранием (ст. 135 КРФ), так как речь идет о пересмотре принципов. Исходя из изложенного, каждый гражданин Российской Федерации должен выработать в себе правильное, грамотное отношение не только к Конституции РФ в целом, но и к ее первой главе. Во-первых, знание основ конституционного строя, его принципов в значительной степени облегчает понимание остальных положений Конституции РФ, Конституций и Уставов субъектов РФ. Во-вторых, знание основ конституционного строя позволит каждому гражданину давать верную оценку законам, иным правовым актам, которые принимаются в России, давать юридически правильную оценку действиям органов государственной власти и управления, местного самоуправления, должностных лиц и отдельных граждан. Знание и понимание принципов поможет отличить произвол от правомерных действий. Ибо законы создаются не для юристов, их должны знать, понимать и ими руководствоваться все граждане страны. В-третьих, знание и глубокое понимание гражданами основ конституционного строя позволит в тех случаях, когда в действующих законах и других нормативно-правовых актах отсутствуют необходимые нормы или они противоречат Конституции РФ, гражданин вправе реализовать свои права, руководствуясь Конституцией, так как Конституция РФ — прямого действия и имеет возможность прибегнуть к защите суда, Конституционного Суда и даже Международного Трибунала.

ЗАКОНЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» З.с. РФ: а) утверждаются бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении; б) устанавливаются основы организации и деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ; в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, определяется порядок деятельности органов местного самоуправления; г) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РФ; д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания; е) устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта РФ, утверждаются отчеты о расходовании средств этих фондов; ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе ее долями (паями, акциями) в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм; з) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта РФ; и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ; к) устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти РФ, а также выборов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ); л) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения; м) утверждается схема управления субъектом РФ, определяется структура его высшего исполнительного органа государственной власти.

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .

Смотреть что такое «ЗАКОНЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в других словарях:

РАВНОПРАВИЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — закрепленный Конституцией РФ принцип федеративного устройства, означающий, что субъекты РФ поставлены в равные юридические условия, они равноправны во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ при разграничении предметов ведения и… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ЯЗЫК ОФИЦИАЛЬНОГО ОПУБЛИКОВАНИЯ ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — Согласно Федеральному закону «О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991 № 1807–1 законы и иные нормативные правовые акты республик наряду с официальным опубликованием на государственном языке Российской Федерации могут официально… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

ГАРАНТИИ ПРАВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — предусмотренные Конституцией государственно правовые механизмы, обеспечивающие юридическую и фактическую самостоятельность субъекта РФ в составе Федерации. К числу важнейших гарантий относятся закрепленные в Конституции принципы равенства… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Федеративное устройство Российской Федерации — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента … Википедия

Градостроительный кодекс Российской Федерации — Федеральный закон (Россия) «Градостроительный кодекс Российской Федерации» Номер: 190 ФЗ Принятие: Государственной Думой 22 декабря 2004 Одобрение: Советом Федерации 24 декабря … Википедия

Коммунистическая партия Российской Федерации — Запрос «КПРФ» перенаправляется сюда; о мини футбольном клубе партии см. КПРФ (мини футбольный клуб). Коммунистическая партия Российской Федерации … Википедия

Уголовный кодекс Российской Федерации — Федеральный закон (Россия) «Уголовный кодекс Российской Федерации» Номер: 63 ФЗ Принятие: Государственной Думой 24 мая 1996 Одобрение: Советом Федерации 5 июня 1996 … Википедия

Ознакомьтесь так же:  Трудовой договор понятие и содержание рф

Бюджетный кодекс Российской Федерации — Федеральный закон (Россия) «Бюджетный кодекс Российской Федерации» Номер: 145 ФЗ Принят: Государственной думой 17 июля 1998 Одобрен: Советом федерации 17 июля 1998 … Википедия

Уголовное законодательство Российской Федерации — федеральный закон «Уголовный кодекс Российской Федерации» Номер: 63 ФЗ Принят: Государственной Думой 24 мая 1996 Одобрен: Советом Федерации 5 июня 1996 Подписан … Википедия

Лесной кодекс Российской Федерации — Федеральный закон (Россия) «Лесной кодекс Российской Федерации» Номер: 200 ФЗ Принятие: Государственной думой 8 ноября 2006 Одобрение: Советом Федерации 24 ноября 2006 … Википедия

О нормативных правовых актах, регламентирующих официальное опубликование законов субъектов Российской Федерации

Страницы в журнале: 29-33

А.В. Червяковский,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства Омской академии МВД России Россия, Омск [email protected]

Порядок официального опубликования законов субъектов Российской Федерации определяется как нормами федерального законодательства, так и региональными нормативными правовыми актами. В региональном законодательстве такие нормы содержатся в конституциях и уставах субъектов Федерации, законах о нормативных правовых актах, специальных законах, регламентирующих порядок официального опубликования региональных законов, в иных региональных актах.

Ключевые слова: официальное опубликование, нормативные правовые акты, субъекты Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации.

Требования к официальному опубликованию законов субъектов Российской Федерации на федеральном уровне устанавливаются Конституцией Российской Федерации 1993 года (далее — Конституция РФ), Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Закон № 184-ФЗ), иными законами и подзаконными нормативными правовыми актами.

Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются; любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Как отмечается в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2005 № 71-О «По запросу Самарского областного суда о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 8 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”», «названные конституционные предписания являются одной из гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, носят императивный характер и в равной мере распространяются на все законы и другие нормативные акты — как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации».

Закон № 184-ФЗ определяет основные параметры порядка официального опубликования нормативных актов субъектов Российской Федерации. Хотя в данном законе и указывается, что такой регламент устанавливается конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, тем не менее, ст. 8 гласит: законы субъекта Российской Федерации, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, направляются указанным органом для обнародования высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации. Также в данной статье содержится требование к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации об обнародовании конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации путем его подписания или издания специального акта, либо отклонении закона в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации и не должен превышать четырнадцать календарных дней с момента поступления указанного закона. Закон № 184-ФЗ также определяет, что конституция (устав) и законы субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования, а законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина — не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Федеральным законом от 30.09.2013 № 264-ФЗ «О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”» были внесены новеллы в п. 38 ч. 2 ст. 26.3 Закона № 184-ФЗ. С 12 октября 2013 года к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов учреждения не только печатного средства массовой информации, но и сетевого издания для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Стоит отметить, что использование интернет-сайта как источника официального опубликования нормативных правовых актов предусмотрено в ряде субъектов Российской Федерации. Так, Закон Санкт-Петербурга от 16.07.2010 № 445-112 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга» предусматривает в качестве официального опубликования закона публикацию его полного текста в печатном средстве массовой информации, либо размещение полного текста закона на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (www.gov.spb.ru) в Интернете.

Федеральное законодательство предусматривает дополнительные требования к официальному опубликованию нормативных правовых актов субъектов Федерации. Так, специальный срок вступления в силу законов субъектов Российской Федерации предусмотрен в п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации 1998 года, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» на Министерство юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России) возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Минюст России осуществляет и ведение данного регистра в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации». В Положении о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 № 904) указывается, что федеральный регистр существует в целях обеспечения контроля соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции РФ и федеральным законам, обеспечения конституционного права граждан на получение достоверной информации, создания условий для получения информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

В соответствии с п. 9 Разъяснений по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (утв. приказом Минюста России от 20.08.2013 № 144) в федеральный регистр включаются: номера и даты государственной регистрации правовых актов; реквизиты правовых актов (вид акта и наименование принявшего его органа, дата принятия (подписания) акта, его номер и заголовок); тексты правовых актов; источники официального опубликования правовых актов; дополнительные сведения. Таким образом, включение закона субъекта Федерации в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации является составным элементом его официального опубликования.

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в ч. 1 ст. 16 Закона Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 № 98-З № 199-III «О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)» указывается: официальным электронным источником опубликования нормативных правовых актов данного субъекта Российской Федерации является федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Тем самым законодатель данного субъекта Российской Федерации приравнял официальное опубликование принимаемых им законов к включению законов субъекта Федерации в федеральный регистр.

В целом следует отметить, что федеральный законодатель достаточно подробно регламентирует порядок опубликования региональных законов, оставляя законодателю субъекта Федерации право определять источники официального опубликования региональных законов, язык, на котором осуществляется официальное опубликование, и иные вопросы, не урегулированные федеральным законодателем.

Субъекты Российской Федерации принимают законы, регламентирующие порядок опубликования региональных законов. При этом региональный законодатель достаточно часто повторяет положения федерального законодательства. В конституциях и уставах субъектов России, также как и в Конституции РФ закрепляется обязательность официального опубликования законов, а также любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. Предусматривается обязанность главы региона обнародовать принятые законы субъекта Федерации. Регламентируется обязательность опубликования закона субъекта Федерации, ранее отклоненного главой региона, но повторно одобренного в ранее принятой редакции законодательным органом власти субъекта Федерации.

Однако в основных законах ряда субъектов Федерации имеются положения, которые более подробно регламентируют процесс официального опубликования нормативных правовых актов данных регионов. Так, в ч. 2 ст. 60 Устава Чукотского автономного округа от 28.11.1997 № 26-ОЗ устанавливается: «официальным опубликованием закона автономного округа, иного нормативного правового акта считается публикация его полного текста в официальном печатном органе автономного округа». Ст. 40 Устава Новосибирской области от 18.04.2005 № 282-ОЗ регламентирует порядок обнародования и вступления в силу Устава Новосибирской области, законов Новосибирской области. В то же время ч. 4 ст. 45 данного документа носит бланкетный характер, предоставляя право Губернатору Новосибирской области устанавливать порядок опубликования и вступления в силу постановлений Правительства Новосибирской области.

Закон Владимирской области от 14.08.2001 № 62-ОЗ «Устав (Основной Закон) Владимирской области» (далее — Закон № 62-О3) устанавливает требования к официальному опубликованию актов Губернатора и администрации области, обязывает Губернатора обнародовать законы. В то же время ст. 18 и 50 Закона № 62-О3, определяющие порядок опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов региона, носят бланкетный характер.

Ознакомьтесь так же:  Социальная пенсия в 2018 году в россии

Анализ нормативной базы показывает, что в субъектах Федерации неодинаково решен вопрос о том, в каком законе должны содержаться положения об официальном опубликовании принимаемых законов. В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы, аналогичные федеральному закону. К таким субъектам следует отнести Республику Тыва (Закон Республики Тыва от 29.12.2001 № 1277 «О порядке опубликования и вступления в силу конституционных законов Республики Тыва, законов Республики Тыва, иных нормативных правовых актов Республики Тыва»).

В ряде субъектов Российской Федерации приняты отдельные законы о нормативных правовых актах. Такие законы имеются в Республике Алтай (Закон Республики Алтай от 05.03.2008 № 18-РЗ «О нормативных правовых актах Республики Алтай»); Республике Карелия (Закон Республики Карелия от 24.05.2000 № 410-ЗРК «О нормативных правовых актах Республики Карелия»); Республике Саха (Якутия) (Закон Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 98-З № 199-III «О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)»). Законодатели Чукотского автономного округа придали своему закону о нормативных правовых актах статус кодекса (Кодекс о нормативных правовых актах Чукотского автономного округа от 24.02. 2009 № 25-ОЗ).

В Законе Республики Алтай от 05.03.2008 № 18-РЗ «О нормативных правовых актах Республики Алтай» официальному опубликованию и вступлению в силу законов посвящено две главы: глава 5 «Обнародование и вступление в силу нормативных правовых актов» и глава 7 «Опубликование нормативных правовых актов».

В Омской области порядок опубликования региональных законов регламентировался областным Законом от 20.10.1994 № 9-ОЗ «О порядке опубликования и вступления в силу областных законов, постановлений Законодательного Собрания Омской области», однако в 2002 году был принят Закон Омской области от 21.11.2002 № 409-ОЗ «О нормативных правовых актах Омской области», который отменил вышеуказанный закон № 9-ОЗ.

В Республике Татарстан действуют два закона, регламентирующих порядок опубликования законов данной республики (законы Республики Татарстан от 31.10.2002 № 21-ЗРТ «О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина» и от 06.08.2003 № 27-ЗРТ «О порядке опубликования и вступления в силу Законов Республики Татарстан и других актов, принятых Государственным Советом Республики Татарстан и его Президиумом»).

Порядок официального опубликования законов одинаково определен в законах Нижегородской области (от 11.03.2004 № 20-З «О порядке подписания, обнародования и вступления и силу законов Нижегородской области» и от 10.02.2005 № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области»). Поскольку в более позднем нормативном акте содержатся нормы, точно повторяющие положения принятого ранее, В.П. Ларионов и Н.П. Петров предлагают Закон № 20-З признать утратившим силу [1, с. 413].

Стоит отметить, что не во всех законах о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации детально регламентируется порядок официального опубликования законов. Закон Республики Марий Эл от 06.03.2008 № 5-З «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл» содержит главу 5 «Принятие нормативных правовых актов Республики Марий Эл, их опубликование и вступление в силу», состоящую из одной статьи, носящей бланкетный характер: «Порядок принятия нормативных правовых актов Республики Марий Эл, их опубликования и вступления в силу устанавливается федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Республики Марий Эл».

В субъектах Российской Федерации может существовать региональный закон о нормативных правовых актах, тем не менее помимо него нередко принимается и специальный документ, регламентирующий порядок официального опубликования региональных законов. Закон Республики Башкортостан от 12.08.1996 № 42-з «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан» хотя и содержит главу V «Опубликование законов и иных нормативных правовых актов», тем не менее порядок, сроки официального опубликования законов данного субъекта Федерации устанавливаются еще и Законом Республики Башкортостан от 11.05.1995 № 1-з «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Башкортостан, актов Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан».

К нормативным актам, определяющим порядок официального опубликования региональных законов, следует отнести и ряд региональных законов, хотя прямо и не посвященных законотворческому процессу, но тем не менее закрепляющих положения, связанные с порядком официального опубликования законов. К таким документам следует отнести законы субъектов Российской Федерации о языках. В субъектах Российской Федерации, в которых наряду с русским языком государственными языками являются и языки народов, проживающих на территории данных регионов, официальное опубликование законов предусматривается как на русском, так и на других государственных языках. Статья 1 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 14.06.1996 № 104-XXII «О языках народов Карачаево-Черкесской Республики» признает государственными языками в данном субъекте Федерации абазинский, карачаевский, ногайский, русский и черкесский. В соответствии со ст. 11 данного закона тексты законов Карачаево-Черкесской Республики и других правовых актов, принятых органами государственной власти республики, публикуются на государственных языках Карачаево-Черкесской Республики. Закон Республики Хакасия от 20.10.1992 № 11 «О языках народов Республики Хакасия» предусматривает, что законы наряду с официальным опубликованием на государственном языке Российской Федерации могут официально публиковаться на хакасском языке. Возможность публикации на карельском, вепсском и финском языках предусмотрена Законом Республики Карелия от 19.03.2004 № 759-ЗРК «О государственной поддержке карельского, вепсского и финского языков в Республике Карелия».

Возможность официальной публикации закона не только на русском языке, но и на других языках народов, проживающих на территории региона, предусмотрена не только в нормативных правовых актах республик, но и в актах других субъектов Российской Федерации. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.04.2010 № 48-ЗАО «О родных языках коренных малочисленных народов Севера на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» предусматривает, что органы государственной власти автономного округа в целях повышения правовой грамотности коренных малочисленных народов Севера осуществляют организацию перевода законов автономного округа и иных нормативных правовых актов автономного округа в области гарантий прав коренных малочисленных народов Севера на родные языки и их опубликование.

На уровне субъектов Российской Федерации порядок опубликования региональных законов регламентируется и подзаконными нормативными актами. Так, Указом Президента Удмуртской Республики от 15.02.2013 № 21 «О Порядке размещения (опубликования) правовых актов Удмуртской Республики на Официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики» установлен порядок официального опубликования (обнародования) правовых актов Удмуртской Республики, в том числе и законов республики путем их размещения (опубликования) на Официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики в Интернете (www.udmurt.ru).

Таким образом, порядок официального опубликования законов субъектов Российской Федерации определяется как федеральным законодательством, так и законодательными актами субъектов Федерации. Нормы федерального законодательства, содержащиеся не только в законах, но и в подзаконных актах, определяют основные параметры официального опубликования региональных законов. В субъектах Российской Федерации имеются отличия относительно источников права, в которых закрепляются положения, определяющие порядок официального опубликования региональных законов. Такие нормы могут содержаться в основных законах субъектов (конституциях и уставах), законах о нормативных правовых актах, законах, регламентирующих порядок официального опубликования региональных законов, в законах субъектов Федерации о языках, а также в региональных подзаконных нормативных актах.

1. Ларионов В.П., Петров Н.П. Юридические конструкции законодательной процедуры Нижегородской области // Юридическая техника: ежегодник. 2013. № 7 (ч. 2).

Архив научных статей

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Корепина Анна Викторовна
Северо-Западный институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

Нормативные правовые акты субъектов

1.Конституция — это основной закон республики, определяющий статус республики. Все принимаемые нормативные акты не должны противоречить Конституции республики. Регулирует отношением между республикой и гражданином.

2.Уставы края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения. Они выполняют роль конституции.

3.Закон субъекта Российской Федерации – региональный закон.

4.Постановление представительного органа субъекта Российской Федерации.

5.Указы Президента Республики издаются на основе и во исполнение Конституции РФ и Конституции республики, законов.

6.Постановления Правительства субъекта РФ.

7.Постановление главы администрации, края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения.

8.Приказы, инструкции, постановления министерства и ведомств субъектов РФ. Нормативные правовые акты органов

Органы местного самоуправления издают

— приказы. Нормативные правовые акты организаций.

Администрация организаций издает

— распоряжения в соответствии со своей компетенцией и не противоречащие законодательству.

В РФ правом законодательной инициативы обладают:

— Депутаты Государственной Думы;

— Совет Федерации и члены Совета Федерации;

— Законодательные представительные органы, субъектов РФ;

Правовые акты управления субъектов Российской Федерации

Система исполнительных (и законодательных) органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Образование, формирование и деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституцией республики, уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Ознакомьтесь так же:  Налог на добавленную стоимость уменьшится

Акты субъектов РФ по своим признакам, предъявляемым к ним требованиям, юридическому значению, роли в процессе регулирования общественных отношений можно сравнить с уже рассмотренными актами управления, принимаемыми на уровне федеральной исполнительной власти, поскольку цель и назначение института правовых актов управления на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов практически одинаковы.

Акты высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте РФ.

Акты высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, конституции (уставу) и законам субъекта РФ.

В субъектах РФ приняты специальные законы этих субъектов, посвященные нормативным правовым актам, процедуре их подготовки, издания, вступления в законную силу и порядку опубликования. В таких региональных законах устанавливаются понятие нормативных правовых актов субъекта РФ, их виды, порядок (процедура) подготовки и принятия, правовой режим их действия, опубликования и вступления в юридическую силу. Анализ нескольких региональных законов о нормативных правовых актах субъектов РФ показывает, что во многом они похожи, часто дословно повторяют друг друга.

В федеративном государстве, которое организует и осуществляет свою государственную власть и деятельность по принципу разделения властей, законы субъектов РФ неизбежно будут дублировать основные положения соответствующего «рамочного» федерального закона (однако федеральный закон о нормативных правовых актах пока не принят). Вместе с тем в нем в той или иной степени будут устанавливаться и некоторые особенности административно-правового регулирования, свойственного именно тому или иному субъекту РФ. Хотя правовая материя правовых актов управления должна оставаться одинаковой как на уровне Федерации, так и в ее субъектах, ибо акты управления — важнейшие регуляторы общественной и государственной жизни, а потому они должны базироваться на самых высоких принципах, пронизывающих их правовое содержание и правотворческие характеристики.

Весьма характерным признаком действия региональных актов управления является их территориальная ограниченность: как правило, их действие распространяется на субъектов права, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ. Вместе с тем если федеральные законы или федеральные акты управления, либо договоры, либо нормы международного права устанавливают иные правила, чем те, которые установлены в региональном законе, то будут действовать федеральные правовые нормы, нормы договоров или международно-правовые нормы.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта РФ издает указы (постановления) и распоряжения.

Однако правовые акты управления издают и другие органы исполнительной власти субъекта РФ и их должностные лица. К таковым относятся:

  1. акты главы исполнительной власти (Президента, губернатора, главы администрации): указы, постановления и распоряжения;
  2. акты высшего исполнительного органа государственной власти общей компетенции в субъекте Федерации — постановления и распоряжения образованного правительства субъекта Федерации;
  3. акты органов исполнительной власти, обладающие специальной компетенцией: постановления, распоряжения, приказы, регламенты, правила, положения, указания региональных министерств, государственных комитетов, департаментов, главных управлений, управлений, отделов;
  4. акты территориальных органов исполнительной власти: постановления, распоряжения, приказы администраций городов, районов, административных округов;
  5. внутриорганизационные акты руководителей иных государственных органов, созданных на основе федеральных и региональных законов: приказы и распоряжения председателя окружной избирательной комиссии, председателя уставного (конституционного) суда, контрольно-счетной палаты).

Органы исполнительной власти субъектов РФ издают как нормативные, так и индивидуальные акты управления. Нормативными актами, принимаемыми, например, главами администраций областей, являются акты, регламентирующие общественные отношения, рассчитанные на длительное или постоянное применение и адресованные неопределенному кругу лиц (принимается в форме постановления). Если глава администрации принимает распоряжение, то, как правило, оно носит индивидуальный характер и направлено на организацию той или иной стороны деятельности самой администрации и ее органов (должностных лиц). Постановлениями администрации могут быть утверждены регламенты, положения, правила, которые принимаются (или утверждаются) органами исполнительной власти в пределах предоставленной им компетенции.

Правовые акты высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, иных органов государственной власти субъекта РФ, а также правовые акты должностных лиц указанных органов, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке.

Глава исполнительной власти субъекта РФ может своим решением приостановить действие того или иного акта управления, принятого правительством этого субъекта РФ, если будет установлено противоречие акта федеральным и региональным законам, а также имеющим большую юридическую силу правовым актам управления.

Как уже было отмечено, Президент РФ может приостановить действие актов правительства (органов исполнительной власти субъекта РФ) и актов глав исполнительной власти субъектов РФ (высшего должностного лица субъекта РФ), если будет обнаружено их противоречие Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или выявлены нарушения прав и свобод человека и гражданина, причем сделать это он может до решения этого вопроса соответствующим судом. В этом случае вмешательство Президента РФ приобретает важное значение, поскольку главы исполнительной власти субъектов РФ, зачастую неверно истолковывая интересы своего региона, принимают постановления, ведущие к нарушению прав, свобод и законных интересов как граждан, так и юридических лиц.

В период действия указа Президента РФ о приостановлении данных актов высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и (или) органом исполнительной власти субъекта РФ не может быть издан другой акт, имеющий тот же предмет регулирования, за исключением акта, отменяющего акт, действие которого приостановлено Президентом РФ, либо вносящего в него необходимые изменения. При этом высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) вправе обратиться в соответствующий суд для решения вопроса о соответствии изданного им или органом исполнительной власти субъекта РФ акта Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам РФ.

Правовые акты органов исполнительной власти субъекта РФ и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть оспорены в суде.

Достоверную информацию о принятых в субъектах РФ нормативных правовых актах необходимо направлять для сведения и для контроля в Министерство юстиции РФ. В соответствии с Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» был определен порядок ведения федерального банка нормативных правовых актов субъектов РФ — федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ, высшие должностные лица которых должны обеспечивать направление в Министерство юстиции РФ через его территориальные органы копий нормативных правовых актов субъектов РФ в семидневный срок после их принятия, а также официальных изданий, в которых публикуются указанные акты.

В федеральный регистр должны включаться конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ, нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших органов исполнительной власти субъектов РФ), органов исполнительной власти субъектов РФ (государственных советов, правительств, кабинетов министров, администраций, мэрий, министерств и иных органов), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер. В случае установления при проведении юридической экспертизы указанных актов Министерством юстиции РФ их несоответствия Конституции РФ или федеральному закону экспертные заключения Министерства юстиции РФ включаются в федеральный регистр в качестве дополнительных сведений.

В федеральный регистр включаются: номера государственной регистрации нормативных правовых актов субъектов РФ; реквизиты нормативных правовых актов субъектов РФ (вид акта и наименование принявшего его органа, дата принятия (подписания) акта, его номер и заголовок); источники официального опубликования нормативных правовых актов субъектов РФ; тексты нормативных правовых актов субъектов РФ; дополнительные сведения, перечень которых определяется Министерством юстиции РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *