Работа в метрополитене в москве машинистом электропоезда требования

Содержание:

Машинист метрополитена

Только жители мегаполисов могут в полной мере оценить, как много зависит от машиниста метро: привычный распорядок дня, важные планы, городской маршрут, комфорт. Ежедневно доверяя свою жизнь этому незнакомому человеку, мы не задумываемся о мере его ответственности.

Машинист метро – это профессионал, который обеспечивает управление составом электропоезда и перевозку пассажиров по подземным и надземным линиям метрополитена в крупных городах. Фактически машинист является водителем железнодорожного транспортного средства.

История профессии

Первый метрополитен был построен в 1863 году в Лондоне. Изначально поезда в нем ездили на паровой тяге, а с 1890 года – на электрической. В СССР первая линия была запущена в Москве в 1935 году. С развитием новых технологий к классическим видам наземного и подземного метро добавились такие транспортные системы, как монорельс, преметро, легкое метро, S-Tog (S-Bahn) и др.

Составами управляют машинисты метрополитена, которые проходят специальную профессиональную подготовку. В России метро функционирует в семи крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде и Самаре. Также есть метротрам в Волгограде.

Описание и характеристика профессии

Машинисты в метро – это специально обученные люди, которые не только умеют выполнять свои прямые обязанности, но и психологически готовы работать длительное время в условиях замкнутого пространства под землей. Они трудятся посменно, например, в Московском метрополитене предусмотрены дневная, вечерняя и ночная смены. Ночная смена разделена на несколько частей: начало работы вечером, затем ночной отдых и утренняя часть смены.

По характеру деятельности специалист может быть задействован на таких заданиях, как:

  • перевозка по маршруту пассажиров;
  • передвижение составов (маневры) на конечных станциях;
  • подмена отсутствующего коллеги;
  • пребывание в резерве.

Машинисту необходимо перевозить пассажиров с точным соблюдением графика движения, соблюдать технику безопасности и своевременно реагировать на нештатные ситуации.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Для работы в метрополитене лучше всего подойдет профессиональное образование по специальности «машинист локомотива». Его можно получить в одном из следующих ссузов:

  1. Колледж железнодорожного и городского транспорта (г. Москва) готовит квалифицированных машинистов локомотивов на специальности «техэксплуатация подвижного состава ЖД (электровоз, электропоезд, тепловоз, вагоны)».
  2. Московский колледж железнодорожного транспорта при МИИТ также готовит машинистов локомотивов. Если ты учишься в этом колледже, то имеешь льготы при поступлении в вуз.
  3. Орехово-Зуевский железнодорожный техникум им В.И. Бондаренко. Длительность обучения на машиниста здесь составляет 4 года на базе неполного среднего образования. Учащимися приобретается две квалификации: слесарь-ремонтник подвижного состава и помощник машиниста электровоза.
  4. Наро-Фоминский техникум проводит практику своих учащихся в локомотивных депо.

Поступать на обучение можно как после 11 класса, так и после 9 класса. В зависимости от этого варьируется длительность обучения. Правда, на машиниста метро необходимо будет дополнительно учиться непосредственно на предприятии, но это займет меньше времени и усилий, чем получение знаний с нуля.

Профессиональные обязанности

В должностные обязанности машиниста электропоезда метрополитена входит:

  • соблюдение правил безопасности и утвержденных инструкций;
  • прохождение перед сменой обязательного медосмотра;
  • приемка и сдача состава, проверка тормозной системы;
  • осуществление перевозки пассажиров строго по графику, без допуска в кабину посторонних лиц;
  • использование энергосберегающих и рациональных режимов вождения;
  • реагирование на информацию, поступающую по системе экстренной связи «пассажир – машинист»;
  • контроль технического состояния кабин и вагонов, информирование о неисправностях диспетчера.

Машинист несет ответственность за правильную эксплуатацию и содержание вверенного ему состава, культуру обслуживания пассажиров и безопасность движения. Также он отвечает за действия своего помощника.

Машинистом метрополитена может стать физически здоровый мужчина в возрасте от 18 до 40 лет с уровнем образования не ниже среднего и прошедший срочную службу в Вооруженных Силах. Работа женщин на данной должности на сегодня не предусмотрена.

Рассмотрим подробнее, как стать машинистом метро в Санкт-Петербурге:

  1. Мужчина после армии со средним образованием может обратиться непосредственно в ГУП «Петербургский метрополитен» и представить такие документы: паспорт, документ об образовании, трудовую книжку и военный билет.
  2. Следующий этап – прохождение медицинской комиссии (психолог, офтальмолог, кардиолог, анализы, флюорография). За комиссию придется заплатить, но после обучения и начала работы затраты возмещают.
  3. Если заключение медкомиссии положительное, то претендент на должность отправляется на обучение в Техническую школу метрополитена. Там в течение полугода он получит теоретические знания, а практические навыки осваиваются непосредственно на линии под контролем мастера. Учащимся каждый месяц выплачивается стипендия.
  4. После окончания учебы кандидат становится помощником машиниста, отрабатывает навыки на маневрах в депо и на конечных станциях и только после этого может самостоятельно выводить состав на линию. При этом перед началом работы сотрудник подписывает контракт, что минимум один год он отработает на предприятии, в противном случае с него взыщут стоимость обучения.

Основные требования работодателей к претендентам на должность:

  • крепкое физическое здоровье,
  • психологическая устойчивость,
  • аккуратность и пунктуальность,
  • ответственность,
  • готовность к физическим и психическим перегрузкам,
  • способность работать в ночную смену,
  • хорошая память и быстрая реакция,
  • умение оказывать первую медицинскую помощь.

Плюсы профессии – достойная оплата труда, работа на стабильном государственном предприятии, а также ряд льгот. Минусы – эмоционально и физически тяжелый посменный труд под землей, что плохо сказывается на здоровье.

Заработная плата

Заработная плата машиниста метрополитена складывается из целого ряда составляющих:

  • платы за количество отработанных часов;
  • доплаты за работу вечером, за разделенную смену и за труд в ночное время (соответственно 20, 30 и 40 процентов от часовой тарифной ставки);
  • доплаты за количество лет выслуги;
  • доплаты за уровень квалификации;
  • премии и 13 зарплаты.

В Москве зарплата машиниста метро в среднем составляет около 60-65 тысяч рублей, хотя при наличии стажа свыше 10 лет и квалификации она может достигать и 100 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге платят несколько меньше (50-60 тысяч рублей), хотя глубина линий там больше и условия труда хуже. В других городах зарплата приблизительно 20-30 тысяч рублей. Часто машинисты из-за кадрового голода вместо положенных 6 часов в сутки работают по 8 часов. Это дает существенную прибавку в доходе, но плохо сказывается на здоровье.

Машинист метро имеет право на ряд льгот: форменную одежду, бесплатный проезд в любых направлениях на метро, длительный оплачиваемый отпуск (до 45 дней), обучение в профильных вузах за бюджетный счет, возможность получить ипотеку. Сотрудник, проработавший машинистом 12,5 года, может выйти на пенсию в 55 лет.

Как построить карьеру

Больших карьерных перспектив у рабочего это профессии нет. На руководящие должности (начальник депо или станции) он может претендовать только после получения соответствующего образования.

Перспективы профессии

Следует отметить, что данная профессия актуальна только в городах, где есть метрополитен, а таких на сегодня в России только семь. Правда, есть еще планы строительства метро в Челябинске, Омске, Красноярске, Уфе, Саратове, но это дело будущего.

Если все же остались хоть малейшие сомнения, что профессия «Машинист метрополитена» ваше призвание — не спешите. Ведь потом всю жизнь можно жалеть о потеряных годах на обучение и работу по специальности, которая вам просто не подходит. Чтобы подобрать профессию в которой вы сможете максимально раскрыть свои таланты пройдите онлайн-тест на профориентацию или закажите консультацию «Карьерный вектор» .

Знаете ли вы, что заработная плата выпускников «Нетологии» составляет в среднем
97 600 рублей в месяц.
Выберите специальность!

Работа в метрополитене в москве машинистом электропоезда требования

39 Работа Машинист Электропоезда

Некоторые ценные факты о вакансиях Машинист электропоезда

Вам будет приятно узнать, что приблизительно 10% пользователей в секторе Другое также настроены на получение одной из представленных должностей.

Хотите узнать, где сосредоточено большинство предложений о работе Вашего профиля? Без сомнения, лидирующее положение занимает Москва, что составляет 56% всех вакансий. Не следует упускать из виду Химки, где представлены 7 предложений о работе. Мытищи занимает почетное третье место с результатом в 4 объявлений, удовлетворяющих Вашим запросам.

Приём на обучение по профессиям «Машинист электропоезда» и «Помощник машиниста электропоезда»

ГУП «Московский метрополитен» объявляет ограниченный приём на обучение с последующим трудоустройством по профессиям «Машинист электропоезда» и «Помощник машиниста электропоезда»
На обучение преимущественно принимаются лица, имеющие профильное высшее профессиональное или среднее профессиональное образование.

«Северное» — тел.: (495) 688-0820, 622-2666
«Сокол» — тел.: (499) 787-2219, 787-2287
«Измайлово» — тел.: (499) 787-2123
«Красная Пресня» — тел.: (495) 622-1920
«Калужское» — тел.: (495) 622-7256, 622-1219
«Планерное» — тел.: (495) 622-7421
«Замоскворецкое» — тел.: (495) 622-7458
«Варшавское» — тел.: (495) 622-2931
«Фили» — тел.: (495) 622-2802, 622-2226
«Свиблово» — тел.: (495) 622-2254
«Выхино» — тел.: (495) 622-7724
«Новогиреево» — тел.: (495) 622-1050
«Черкизово» — тел.: (495) 688-0117
«Владыкино» — тел.: (495) 688-0814
«Печатники» — тел.: (495) 688-0935

Машинист электропоезда метрополитена

Вакансия 3730905 · Добавлена 19 апреля 2018 · Обновлена 13 декабря 2018, 12:19 · Просмотры 1016

65 000 — 100 000 руб.

На территории работодателя

Нашему персоналу мы предлагаем:
— соблюдение требований в соответствии с действующим законодательством;
— предоставление социальных гарантий;
— обучение новой профессии и повышение квалификации, в том числе, возможность получения высшего профессионального образования;
— гибкий график работы;
— предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков в соответствии с действующим законодательством;
— прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров определенных категорий работников.
Кроме того, дополнительными преимуществами работы в ГУП «Московский метрополитен» являются:
— наличие Коллективного договора;
— обеспечение работников форменной и специальной одеждой;
— компенсация транспортных расходов работников к основному оплачиваемому отпуску;
— компенсация проезда по железнодорожным дорогам в пригородном сообщении от постоянного места жительства до места работы и обратно в пределах Московской области;
— организация отдыха в оздоровительном комплексе метрополитена по специальным ценам;
— оказание материальной помощи при вступлении в брак, при рождении ребенка, в связи с перенесенными операциями, в связи с погребением членов семьи;
— организация отдыха детей в оздоровительных лагерях Подмосковья и юга России в период зимних и летних школьных каникул;
— обеспечение детей подарками и билетами на Новогодние городские представления.

Ознакомьтесь так же:  Методические рекомендации это учебное пособие

Набирается группа для обучения по профессии машинист электропоезда в УПЦ метрополитена.
Учебный центр метрополитена (далее — УПЦ) находится недалеко от станции метро «Варшавская» по адресу: 117556, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 93.
Занятия в УПЦ проводятся с 9-00 до 16-15 (по рабочим дням).
Курс обучения составляет 6 месяцев 3 недели и состоит из следующих этапов:
1 этап (2 недели):
— учебно-ознакомительная практика в электродепо;
2 этап (1, 5 месяца):
— теоретическое обучение по профессии помощник машиниста электропоезда;
— практическое обучение в электродепо. На этот период заключается срочный трудовой договор с зачислением в штат и выплатой заработной платы;
3 этап (5 месяцев):
— теоретическое обучение профессии машинист электропоезда;
— практическое обучение в электродепо;
4 этап (3 месяца):
— стажировка в электродепо. На период стажировки заключается срочный трудовой договор.
В период обучения в УПЦ ежемесячно выплачивается стипендия в размере 30000 рублей до вычета НДФЛ.

На что живут машинисты московского метро

8 ноября в 12:00

The Village продолжает рассказывать, как люди разных профессий планируют свой бюджет. В новом выпуске — машинист московского метро. Объявления о наборе машинистов можно увидеть почти в каждом поезде. Требований к стажу нет, нужен как минимум аттестат об окончании школы и крепкое здоровье. После полугода обучения кандидатам обещают зарплату от 66 до 110 тысяч рублей, премии по итогам года и отдых в корпоративном санатории. О том, как работается машинисту на самом деле и сколько он получает, мы узнали у человека, который до недавнего времени водил поезда по одной из линий столичного метрополитена.

Профессия

Машинист электропоезда Московского метрополитена

Доход

85–90 тысяч рублей в месяц

30 000

4 000

10 000

10 000

6 000

3 500

1 000

1 000

21 000

поездки и покупки

Как стать машинистом

Большинство людей идут в машинисты за длинным рублем, так было и у меня. Окончив политех в своем родном городе и отслужив в армии, я перебрался в Москву и начал искать работу. Я мог бы пойти в менеджеры, но увидел объявление, оценил уровень зарплаты и решил попробовать. Позвонил в отдел кадров, пришел на собеседование. Там сразу рассказывают про страхи: ломаный график сна, до 12 дней без выходных, порядка 6–8 раз в месяц ты не ночуешь дома, дикий недосып и ответственность, плюс огромный объем знаний, который должен быть в голове — том Советской энциклопедии наизусть! Нужна еще и самодисциплина в условиях жесткого ограничения времени. Ты ценишь минуту, две, десять. Потому что о 30 секундах задержки отправления со станции надо уже сообщать диспетчеру.

Первая проверка была на память. Тебе дают абзац строк в 12 технического текста, который ты должен выучить наизусть меньше чем за 5 минут. Если ты не справляешься, нет смысла продолжать. Потом была медкомиссия: не брали людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями, плохим зрением и слухом, варикозом, плюс психологи проверяли эмоциональную устойчивость. После этого шла недельная предподготовка, она не оплачивалась. Там впихивают в голову огромный объем новой информации. Затем — ознакомительная смена с машинистом. Ты понимаешь, что такое находиться в кабине с учетом малого освещения, постоянного шума, вибрации, недостатка кислорода, монотонности работы. У тебя рядом контактный рельс под напряжением — постоянное магнитное поле дает о себе знать. Есть еще бакелитовая пыль от тормозных колодок: сейчас применяется электрическое торможение, но в конце всегда подтормаживает пневматика и выделяется эта пыль.

Молодой машинист получает 65 тысяч рублей чистыми. Те же деньги он сможет заработать в такси, не забивая себе голову кучей информации

После предподготовки ты попадаешь в УПЦ (учебно-подготовительный центр) на «Варшавской». Занятия там начинаются с восьми утра, выходит по четыре пары в день с перерывом на обед. Некоторые студенты приходят чуть раньше и консультируется с преподавателем — никто не отказывает, не смеется над незнанием. С начала обучения платят стипендию, раньше было 17 400 рублей в месяц, сейчас вроде 23 600 чистыми.

Через четыре месяца нужно сдать экзамены на помощника машиниста: пневматическое оборудование, техническое, электрическое, управление, плюс инструкции по эксплуатации, сигнализации, маневровой работе. Перед экзаменами есть десять дней практики. За это время нужно выучить станции, посмотреть приемки и сдачи составов. Технически неподготовленному человеку будет сложно: 20–30 % студентов экзамен не сдают. После получения корочек помощника ты продолжаешь еще два месяца учиться на машиниста. Перед экзаменами есть месячный наезд. Ты готовишься и работаешь с машинистом по его графику. Корочки машиниста обычно получают все: в тебя очень хорошо впихивают знания.

С расширением метро стали набирать больше новых людей. Когда учился я, был большой конкурс, училась одна группа в 20 человек, сейчас запускают одновременно две по 30. Но молодой машинист получает 65 тысяч рублей чистыми. Те же деньги он сможет заработать в такси, не забивая себе голову кучей информации, без начальства, со своим графиком, не под землей, где можно музыку поставить и с людьми пообщаться. Ну и отбор стал менее строгий.

Начало работы и прогулки по туннелю

На работу приходится приходить на 10 минут раньше, потому что не хватает времени на заступление. Сначала небольшая очередь на медосмотр, где проверяют пульс, давление, нервный импульс (это мозговая активность — по сути, спишь ты или не спишь) и делают алкотест. Четыре раза в год проводят внеплановые наркотесты. Потом ты отправляешься в зал проведения инструктажей — их бывает до пяти-шести штук, и каждый минимум по странице. Они бывают технические, информационные (ремонты на станции, нарушения кого-то из персонала), техника безопасности и изменения внутренних инструкций конкретного депо. Дело в том, что каждое депо — это отдельное государство, как Москва по отношению к России или метро по отношению к РЖД. Везде свои правила и порядки.

Заступать на смену можно в депо или на одной из станций. Когда утром едешь на самую раннюю смену, на линии уже работают машинисты с ночи. Они начинают работу вечером, а потом делают перерыв на сон. Спят в комнате отдыха — это арендованная квартира неподалеку от метро. В 05:15 подается высокое напряжение, и надо вернуться к составу. Поезда ночуют в туннеле или на станции. По туннелю приходится идти пешком. Если впереди состав, ты залезаешь на него и идешь по нему, потом снова 15–20 метров по путям и залезаешь на следующий состав. По идее люди в туннеле должны ходить по двое, но обычно все ходят в одиночку. Там достаточно светло: включено рабочее и аварийное освещение. Потом надо включить состав, проверить систему, есть ли проблемы: если есть, поезд снимается с линии.

График и ломка сна

Заступление на смену происходит с 06:30 до 22:00, ее продолжительность — от пяти с половиной до восьми с половиной часов, включая два получасовых перерыва на обед. Бывают отстои, когда идет техническое обслуживание состава: в эти моменты ты просто сидишь и ничем не занимаешься, в депо или пункте техобслуживания на линии.

Если ты машинист I класса, у тебя выслуга большая, тебя не ставят на вечер и ночь. Обычно это люди под 40, у них семья, они работают днем, пока дети в школе, — им удобно и зарплата хорошая. А молодые мальчишки набирают зарплату за счет вечерних и ночных часов, у них все время выпадают разные смены. Минимальный разрыв между ними — 12 часов. После ночной смены ты не работаешь, ты выходишь на следующий день, но возможно, что работа начнется в 06:30 и у тебя будет ломка сна.

Проработав три-пять лет, ты уже имеешь наглость подойти к нарядчику и записаться на удобное время. После пяти лет работы я мог отдыхать в субботу и воскресенье, работать понедельник, вторник, четверг и пятницу в ночь, а среду — в день.

Изначально в кабине работали два человека, машинист и помощник, был взаимный контроль. Но помощника убрали, а он нужен, если машинисту вдруг стало плохо. Ты можешь быть уставший: пришел со смены и хотел поспать, а в соседней квартире ремонт или над головой начинают бегать полоумные дети. Или пятница, вечер, тебе начинают звонить друзья и тянуть куда-то, а тебе в 06:30 на работу. Хорошо, если ты в пятницу днем выспался, можешь где-то провести время, правда, без алкоголя, и неспавшим идти на работу, но ты проснулся в 20:00.

Люди на рельсах и другие проблемы

Сложнее всего работать, когда ты хочешь спать, — а хочешь спать ты всегда. Утренний час пик напряженнее, чем вечерний, потому что он короче: все едут на работу примерно в одно время, вечером кто-то может задержаться, пойти на встречу с друзьями. В утренний час пик интервал между поездами — 1 минута 40 секунд, в вечерний — 1 минута 45 секунд. Это на три состава меньше на линии — легче ездить. Когда много селедки в бочке, не особо можно подвигаться и поплавать.

Другая проблема — человеческая наглость и глупость. Почему состав тормозит в туннеле и стоит там? Потому что один очень умный Вася решил запрыгнуть в поезд в последний момент. В это время стоит весь состав, в котором бывает от 2 до 3 тысяч человек в пиковое время. И следующий поезд ждет в туннеле, пока предыдущий отъедет от станции. Бывает, что пассажир держит дверь и говорит с другом, когда уже надо уезжать со станции, — приходится жестко говорить по громкой связи, иногда вызывать наряд.

Падения на рельсы бывают раз в два месяца, из них около 70 % смертельных случаев. По инструкции, если между рельсом и колесной парой нет ни единого кусочка тела пострадавшего, то все, что от него осталось, нужно выкинуть на платформу, не дожидаясь медработников, и ехать дальше до ближайшего пункта подмены. Там тебя меняет резервный машинист, а тебя в этот день снимают с работы. У меня не было таких случаев. Бывает, что люди с разбега прыгают в кабину, разбивают стекло, а оно каленое, режет. Иногда человека откидывает на платформу, но дико поломанного.

Машинисты — в основном люди технически грамотные, у всех соображает голова, всех проверяли психологи, все прошли через армию, то есть мировосприятие похоже. Дико неадекватные люди редко остаются, про них обычно на линии анекдоты слагают. Основная масса — адекватные мужики, у которых одна задача, как у водителя: пришел, откатал рейс, пошли все на фиг.

Но есть некоторые инструкторы и начальники истеричной натуры, которые всегда чего-то боятся и из-за этого страха лезут вверх. Они нарушают правило «не ползти по головам» и, чтобы сохранить 10 тысяч своей зарплаты, готовы снять с каждого из 50 человек по 15 тысяч.

Ознакомьтесь так же:  Помощник в закупках приказ 273

Есть понятие «машинист до года» — с таких обычно спрос меньше. На практике люди слетают с должности из-за происшествий в первые два месяца, в первый год, после пяти лет и после 15–20 лет работы, когда начинают думать: «Я все знаю, у меня седые яйца». Основная причина таких увольнений — поломка составов.

С учетом переработок до 12 часов и при наличии от 120 до 160 рабочих часов у меня в месяц выходило 85–90 тысяч рублей. Раз в пятилетку выписывают премии тысяч по 5–12, есть 13-я зарплата, бесплатный проезд в метро и на электричках (последний — только если прописан за городом).

Но зарплату режут. Есть такой прибор РПДП — это черный ящик на поезде, он считывает информацию об аварийных ситуациях и регистрирует все неправильные действия машиниста. После расшифровки тебе, как водителю, приходят письма счастья, и с тебя списывают зарплату, тысяч по десять. Был сигнал снизить скорость, но ты этого не сделал в течение 3–5 секунд — ты потом не получаешь 10–15 тысяч. Это не опасная ситуация. У тебя было ограничение 60 километров в час, ты пролетел на 62 километра в час, у тебя списывают 15 тысяч, еще выговор, лишение части 13-й зарплаты — в общей сложности можешь влететь на 40 тысяч. Всем по фиг, что ты засыпаешь, ты уставший, что тебе не ставят нормальные смены: у тебя может быть ночная смена, потом ранняя, потом снова ночная — и так четыре раза.

Я не из Москвы, и деньги в основном уходили на жилье. Снимать квартиру с друзьями я не мог, потому что ты пришел утром поспать, а у тебя сосед гири поднимает. Сначала приходилось снимать комнату у тихой бабушки, но там никакой личной жизни. Потом я снимал квартиру недалеко от метро, на нее уходило по 30 тысяч в месяц, еще 4 тысячи на коммунальные услуги.

Мне было лень готовить и на работе я питался фастфудом: «макдак», бургерная, шаурма — что нашел, то и съел. Притом что у тебя есть 30 минут на то, чтобы выйти из метро, купить еду и пообедать. У нас была подмена на одной станции, рядом с которой ничего не было: надо было тратить время, чтобы доехать до следующей, добежать до «макдака», купить, вернуться и поесть уже в кабине. На фастфуд уходило по 200–300 рублей за смену, то есть 6 тысяч в месяц.

Еще 3 500 я тратил на сигареты. На продукты домой и разную бытовую химию — 10 тысяч рублей. На отдых с друзьями и развлечения я тратил не меньше 5 тысяч рублей за вечер — мы обычно шли в бар или курили кальян. Около тысячи я клал на телефон. Если нужно было заступать на смену в депо, которое находится далеко от станции, и я опаздывал, приходилось брать такси — это стоило 200–400 рублей за поездку. Отпуск у меня был 44 дня, и проводил я его шикарно — ездил на Черное море. На поездки к родителям, покупку одежды и гаджетов периодически приходилось тратиться. А в остальном деньги куда-то уходили, так что в конце месяца ничего и не оставалось.

Машинист электропоезда (требования)

Информация о требованиях при приёме на работу
и об условиях труда и отдыха машинистов электропоездов метрополитена

1. Приём на работу

На курсы по обучению специальности «Машинист электропоезда метрополитена» принимаются мужчины* в возрасте от 18 лет** и выше, годные по состоянию здоровья.***

Перед поступлением на курсы необходимо пройти тестирование (профотбор) у психологов и медицинское освидетельствование в поликлинике метрополитена.

Медицинская комиссия платная, но после окончания курсов и начала работы деньги возвращают.

Основные этапы медкомиссии:

  • проверка остроты зрения (зрение должно быть идеальным), проверка состояния глазного дна, проверка глазного давления;
  • прохождение профотбора у психолога;
  • электрокардиограмма;
  • велоэргометрия;
  • флюорография;
  • анализы;
  • врачи специалисты: хирург, невролог, стоматолог, отоларинголог, терапевт;
  • заключение председателя ВЭК.

Лица, страдающие хроническими заболеваниями, имеющие пониженное зрение, пониженный слух, и т.д. не признаются годными по состоянию здоровья для работы машинистами электропоезда метрополитена.

Впоследствии, машинисты ежегодно проходят такую мед. комиссию. Все требования медицины учитывают характер работы машиниста: в условиях тоннеля, машинист работает один, длительное время находится в ограниченном пространстве кабины и т.д.

Перед началом обучения с учащимися заключается контракт, после окончания обучения обязательная отработка в течение 1 года в должности машиниста электропоезда.
В случае преждевременного разрыва контракта по инициативе работника, он должен возместить сумму, затраченную на его обучение (начисляется при оформлении увольнения).

2. Подготовка в Технической школе метрополитена

Теоретическое обучение осуществляется в Технической школе метрополитена, расположенной на площадке депо «Автово» по адресу пр. Стачек, д. 100 (адрес на карте).
Занятия проходят ежедневно с понедельника до пятницы с 9-00 утра до 16.20 по полтора часа с перерывами по 10 минут и обедом 40 минут. Суббота, воскресенье — выходной день.

В день производится обучение по двум разным предметам. В процессе обучения изучается оборудование вагона (механическое, пневматическое, электрическое), пневматические и электрические схемы вагонов, различные инструкции, оговаривающие порядок работы и действий машиниста в различных ситуациях (технологические инструкции, должностная инструкция, инструкции по выходу из аварийных ситуаций, Сборник №3 по действиям в чрезвычайных ситуациях), Правила технической эксплуатации метрополитенов, Инструкция по сигнализации на метрополитенах, Инструкция по движению поездов и маневровой работы и другие документы.

Ежемесячно выплачивается стипендия (подробнее об уровне оплаты можно уточнить у специалиста отдела персонала) в зависимости от успеваемости учащегося (по итогам обучения за месяц высчитывается средний балл, на основании которого производится доплата к базовой стипендии, чем выше балл, тем больше доплата).

Практическое обучение происходит под руководством опытного машиниста-наставника и машиниста-инструктора на одной из линий метрополитена.

Лица, не посещающие занятия, систематически неуспевающие по предметам, нарушающие внутренний распорядок технической школы, отчисляются. Лицам, имеющим хоть одну неудовлетворительную оценку по любому предмету в течение месяца, стипендия за месяц выплачивается в минимальном размере.

3. Условия труда и отдыха

По характеру работы машинист занят:

  • на перевозке пассажиров,
  • работа на подменах,
  • работа по обороту подвижного состава на конечных станциях (Девяткино, Проспект Ветеранов, Купчино, Парнас, Приморская, Рыбацкое, Комендантский Проспект, Улица Дыбенко),
  • нахождение в резерве.

4. Рабочие смены

Смены у машинистов делятся на дневные, вечерние (т.н. «без ночи») и ночные:

  • дневная смена: время заступления колеблется в интервале от 6.40 утра, примерно до 10 часов утра. Продолжительность смены от 6 часов (минимальная продолжительность смены), до 8 часов 30 минут (максимальная продолжительность смены).
  • вечерняя смена («без ночи»): время заступления в интервале от 12 до примерно 16 часов.
  • ночная смена: начало смены в интервале от 16 до 18 часов, окончание смены: от 24 до 2.00 часов, затем ночной отдых, утром работа с 5-ти — 6-ти часов до 8.30 — 9.30.

Место и время начала работы, продолжительность рабочей смены, время и место окончания смены определяется графиком, который составляется на месяц вперёд и выдаётся машинисту в конце текущего месяца на следующий.

Место начала и окончания смены это депо линии или линейный пункт, расположенный на станции. На линейном пункте в оборудованной комнате приёма пищи имеется микроволновая печь, электрический чайник или кулер.
Перед началом смены машинист, в обязательном порядке, проверяется на медицинском смотровом комплексе, контролируется общее самочувствие машиниста, степень его готовности к работе (с применением компьютерной программы проверяется пульс, давление, индекс напряжённости, гистограмма, на основании этих данных программа выдаёт заключение о готовности и пригодности машиниста к работе). Лица, обнаруженные с остаточными явлениями, в состоянии алкогольного, наркотического, токсического эффекта, до работы не допускаются и увольняются из метрополитена.

В течение рабочей смены машинисту предоставляется оплачиваемые специальные перерывы общей продолжительностью не менее 25 минут и неоплачиваемый перерыв на обед продолжительностью не менее 30 минут.

Ночной отдых машиниста проходит в комнатах отдыха в депо или на станциях метрополитена, в арендуемых у города квартирах.

После прибытия в комнату отдыха машинист отмечает в журнале у дежурной время явки, время утреннего подъёма. В соответствии с заявленным временем, утром дежурная производит побудку машиниста. Заявку на подъём машинист записывает, учитывая начало утренней смены по графику. Ночуют машинисты в комнатах по два, три человека.

В течение рабочей смены машинист может быть подвергнут внутрирейсовому медицинскому осмотру, а по окончании смены – послерейсовому.

После ночного отдыха в депо все машинисты проверяются на медицинском смотровом комплексе.

Работа машиниста требует от человека определённых качеств: дисциплина, внимание, умение быстро собраться в аварийной ситуации, не растеряться и принять правильное решение, наличие практических навыков по выходу из аварийной ситуации, определённой базы знаний.

После окончания технической школы на протяжении всего времени работы машинистом, происходит постоянное теоретическое и практическое обучение. Один раз в месяц (до года самостоятельной работы) и один раз в три месяца (от года самостоятельной работы) в депо проводится техническая учёба и практические занятия по выходу из аварийных ситуаций.

На технической учёбе рассматриваются вопросы конструкции вагона, технические новшества, которые внедряются на вагонах, изменения конструкции вагона, электрические и пневматические схемы вагона и т. д.

На практических занятиях по выходу из аварийных ситуаций машиниста обучают правильным действиям при возникновении различных нештатных ситуаций, которые могут возникнуть при работе на составе на линии.

Все теоретические и практические занятия направлены на то, чтобы машинист квалифицированно работал, не терялся в нестандартных ситуациях, принимал правильные решения, т.к. на него возложена ответственность за жизни и безопасность пассажиров, которых он перевозит в поезде.

За нарушение требований инструкций машинист несёт ответственность, вплоть до уголовной.

Ежегодный отпуск машиниста составляет до 45 календарных дней. В летнее время отпуск предоставляется один раз в три года. По желанию работника отпуск может быть разделён на части.

Для отдыха работников метрополитена и членов их семей созданы хорошие условия:

  • санаторий в г. Зеленогорск,
  • база отдыха в посёлке Кабардинка на Чёрном море,
  • база отдыха в посёлке Чёлово Ленинградской области,
  • летний лагерь отдыха для детей в посёлке Рощино Ленинградской области (в зимнее время работает, как лыжная база).

Работники, отработавшие 12 с половиной лет машинистами, получают право на льготную пенсию, уход на пенсию в 55 лет. Все метрополитеновцы имеют медицинскую страховку от предприятия и возможность лечиться в поликлинике метрополитена.

5. Оплата труда

Оплата труда машиниста повремённо-премиальная с суммированным учётом рабочего времени.

Заработная плата машиниста складывается из нескольких составляющих:

  • оплата за отработанные часы;
  • доплаты за работу в вечернее время (20% от часовой тарифной ставки);
  • доплата за работу в смену, разделённую на части (30% от часовой тарифной ставки);
  • доплата за работу в ночное время (40% от часовой тарифной ставки);
  • доплата за квалификацию;
  • доплата за выслугу лет;
  • премия.
Ознакомьтесь так же:  Адрес арбитражный суд ростовской области официальный сайт

Первые месяцы, после окончания технической школы, машинисты работают на оборотах составов на конечных станциях. После допуска на самостоятельную работу по перевозке пассажиров, оплата труда повышается в среднем в 1,3-1,5 раза (подробнее об уровне оплаты можно уточнить у специалиста отдела персонала).
Особые условия по оплате у машиниста, отработавшего 25 лет и более, имеющего высшую квалификацию.
Все машинисты обеспечиваются бесплатной формой одежды один раз в три года (в соответствии с «Налоговым кодексом» удерживается только подоходный налог с суммы стоимости формы).

К оплачиваемому отпуску дополнительно выплачивается единовременное поощрение, размер которого устанавливается ежегодно приказом начальника метрополитена.

Метрополитен — это государственное предприятие. По этой причине банки, занимающиеся ипотечным кредитованием, охотно предоставляют работникам метрополитена кредит на строительство жилья. Оплата листов временной нетрудоспособности гарантирована. Оплачиваемые учебные отпуска предоставляются в соответствии с действующим законодательством.

* в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №162 от 25 февраля 2000 года, в котором приведен перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин.

** в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет», статьей 265 Трудового Кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ и СанПиН 2.4.6.2553-09, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.09.2009 N 58.

*** место работы: г.Санкт-Петербург. Петербургский метрополитен служебным жильем не располагает и общежитие не предоставляет.

Обучение по профессии «машинист электропоезда метро» в Москве

МАШИНИСТ ЭЛЕКТРОПОЕЗДА (ПОМОЩНИК МАШИНИСТА) МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА

Метрополитен является технически сложным видом транспорта, который занимает ведущее
место среди общественного транспорта Москвы. Ежедневно услугами Московского метрополитена
пользуются от 7 до 9 миллионов пассажиров. Для обеспечения бесперебойного и безопасного
функционирования метрополитена требуется неукоснительное соблюдение дисциплины,
технических условий и стандартов работы всеми его работниками вне зависимости от занимаемой
должности.

Должность «Машинист электропоезда» относится к числу престижных и востребованных профессий Московского
метрополитена. Ведь именно машинист – это тот человек, который непосредственно управляет электропоездом в
условиях интенсивного движения, строго соблюдает график движения поездов, обеспечивает безопасность перевозки пассажиров, постоянно контролирует показания приборов бдительности и безопасности движения. От добросовестного и четкого выполнения машинистом своих обязанностей зависит безопасность людей и выполнение плана перевозок пассажиров в многомиллионном городе.

Профессиональная деятельность машиниста требует внимательности, выдержки, знаний и навыков, позволяющих в необходимых случаях своевременно принять правильное решение по устранению неисправности, а также прийти на помощь пассажирам при соблюдении требования действующих нормативных документов.
В связи с этим все кандидаты на обучение по профессии «Машинист электропоезда» проходят строгий отбор.

2.1. Условия отбора кандидатов и обучения по профессии «Машинист электропоезда»

2.1.1. Условия отбора кандидатов
Отбор на курсы по обучению профессии включает в себя следующие этапы:
‒ Первый этап. Предварительный.
Цель этапа – определить уровень общих и технических знаний кандидата.
Комиссией из числа сотрудников электродепо проводится собеседование и небольшое
проверочное задание, выявляющие существующий у кандидатов уровень общих и технических
знаний.
‒ Второй этап. Профессиональный психологический отбор.
Цель этапа – определить уровень психологической готовности кандидата, к поездной
деятельности.
Штатным психологом электродепо проводится специальное тестирование кандидатов и
собеседование.
‒ Третий этап. Медицинская комиссия.
Цель этапа – определение соответствия состояния здоровья кандидата, желающего поступить
на курсы по обучению профессии «Машинист электропоезда», которая предъявляет повышенные
требования к психофизиологическим особенностями человека. К таковым, например, относятся:
зрение – «1» на каждый глаз, слух – без отклонений, отсутствие кардиологических и хронических
заболеваний.
Для прохождения медицинской комиссии необходимо предоставить справки, полученные по
месту жительства или регистрации кандидатов, из психоневрологического, наркологического и
кожно-венерологического диспансеров.
При выполнении вышеперечисленных требований и успешного прохождения отбора, кандидат зачисляется на обучение, с ним заключается Ученический договор.

2.1.2. Условия обучения кандидатов
Учебный центр метрополитена (далее – УПЦ) находится недалеко от станции метро «Варшавская» по адресу: 117556, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 93. Занятия в УПЦ проводятся с 9-00 до 16-15 (по рабочим дням).
Курс обучения составляет 6 месяцев 3 недели и состоит из следующих этапов:
1 этап (2 недели):
— учебно-ознакомительная практика в электродепо;
2 этап (1,5 месяца):
— теоретическое обучение по профессии помощник машиниста
электропоезда;
— практическое обучение в электродепо. На этот период заключается срочный трудовой
договор с зачислением в штат и выплатой заработной платы;
3 этап (5 месяцев):
— теоретическое обучение профессии машинист электропоезда;
— практическое обучение в электродепо;
4 этап (3 месяца):
— стажировка в электродепо. На период стажировки заключается срочный трудовой
договор.
По окончании каждого этапа обучения проводятся экзамены, по результатам которых не
справившиеся с программой обучения отчисляются.

В период обучения в УПЦ ежемесячно выплачивается стипендия.

При успешном прохождении всех этапов обучения, учащийся получает свидетельство на
право управления подвижным составом метрополитена и назначается на должность «Машиниста
электропоезда метрополитена».

Учащиеся УПЦ должны строго соблюдать Правила внутреннего распорядка Учебного центра
метрополитена.
Отчисление из УПЦ возможно по следующим причинам:
‒ нарушение Правил внутреннего распорядка;
‒ пропуск занятий без уважительной причины;
‒ неудовлетворительные знания учебного материала.
После окончания обучения, в соответствии с выбранной профессией, работник обязуется
отработать на метрополитене не менее 3 лет, о чем указывается в ученическом договоре.

2.2. Повышение квалификации машинистов электропоездов

С целью повышения уровня квалификации и технической грамотности машинистов электропоездов действует обязательная (периодическая) система обучения:
‒ техническая учеба. Проводится не реже одного
раза в месяц;
‒ периодическая учеба. Проводится не реже одного раза в три месяца. Состоит из практических занятий на электроподвижном составе (или тренажёрном комплексе, имитирующем работу на составе). Подготовка включает обязательное проведение «аварийно -тренировочных занятий» (определение характера неисправности и ее устранение);

‒ проведение периодических проверок знаний Правил технической эксплуатации
метрополитенов Российской Федерации и инструкций, устройства и обслуживания
подвижного состава в квалификационной комиссии при электродепо (один раз в два
года);

‒ подготовка и сдача экзаменов на повышение класса квалификации (в зависимости от
стажа работы).

В метрополитене установлены следующие типы квалификации:
o третий класс (доплата к тарифной ставке в размере 10%);
o второй класс (доплата к тарифной ставке в размере 20%);
o первый класс (доплата к тарифной ставке в размере 30%).

2.3. Условия труда и отдыха машинистов электропоезда и помощников машиниста электропоезда

Обслуживание пассажиропотока в Московском метрополитене осуществляется с 5-30 утра до
2 часов ночи. Машинисты и помощники машинистов, занятые перевозкой пассажиров, работают
по сменному (скользящему) графику с заступлением на работу в электродепо или на линейных
пунктах, расположенных на станциях метрополитена.
Режим работы осуществляется в зависимости от вида смен:
‒ утренние – время заступления с 6.15 ч.;
‒ дневные – время заступления с 9.00 ч.;
‒ вечерние – время заступления с 13.00 ч.;
‒ ночные – время заступления с 15.30 ч.
Продолжительность неразрывной смены – от 6 до 8,5 часов.
Ночные смены являются разрывными и делятся на две части. Первая часть разрывной смены
начинается в вечерние часы, которая может заканчиваться с окончанием движения пассажирских
поездов или несколько раньше. Заступление на вторую часть смены производится в период от 4.50
до 6.30 часов утра. Продолжительность разрывной смены («в ночь, с ночи») не превышает 12
часов.
В ночное время, в период разрыва смены, машинисты и помощники машинистов отдыхают в
комнатах отдыха гостиничного типа в электродепо или в специализированных квартирах,
расположенных рядом со станцией расстановки электроподвижного состава.
У локомотивных бригад, занятых перевозкой пассажиров, установлен 6-часовой рабочий день
при 6-дневной рабочей неделе. В течение месяца дни отдыха предоставляются в количестве не
менее числа календарных выходных и праздничных дней.
Организация работы локомотивных бригад производится по индивидуальным нарядам в
соответствии с разбивкой смен и графиком движения поездов. Наряды вывешиваются в местах
заступления на работу, как правило, не менее чем за 5-7 дней до начала работы. В исключительных
случаях, до 15 числа предыдущего месяца имеется возможность заказать на последующий месяц
две подстройки смен и выходной день.

К заступлению на смену машинист должен готовиться ответственно. Крайне важно хорошо отдохнуть, по-
возможности, избегать сильных физических и психологических нагрузок.
Накануне дня заступления на смену не допускается употребление алкогольных напитков. Заступать на смену
необходимо заблаговременно, учитывая необходимость пройти предрейсовый медицинский осмотр, инструктаж у машиниста-инструктора и/или дежурного по электродепо, ознакомиться с вновь поступившими документами.

Машинисту (помощнику машиниста) электропоезда в соответствии с действующими нормативными документами предоставляются следующие льготы:
‒ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью от 40 (до 2-х лет работы) до 46
дней (после 2-х лет работы);
‒ сокращенное рабочее время;
‒ возможность оформления досрочной трудовой пенсии в 55 лет при стаже поездной
работы от 12,5 лет;
‒ обеспечение форменной одеждой.
Кроме того, всем работникам Московского метрополитена:
‒ компенсируется проезд в пригородном железнодорожном транспорте в пределах
Московской области от места жительства (по регистрации) до места работы и обратно;
‒ предоставляется служебный проезд на Московском метрополитене;
‒ с целью повышения уровня образования предоставляется целевое направление в
профессиональные учебные заведения;
‒ предусмотрена ежегодная выплата к основному отпуску на транспортные расходы.
В зависимости от стажа работы на метрополитене работнику выплачивают:
‒ вознаграждение по итогам календарного года – «13-я зарплата» в размере от 0,5 до 1-
месячного заработка в зависимости от стажа работы;
‒ вознаграждение за выслугу лет после 1 года работы от 10% до 30% тарифной ставки в
зависимости от стажа работы;
‒ уходящим на пенсию работникам выплачивается единовременное поощрение в
размере от 0,5 до 6-месячного заработка в зависимости от стажа работы.
Заработная плата выплачивается стабильно, без задержек, а так же, в соответствии с
условиями Коллективного договора, индексируется в порядке, установленном трудовым
законодательством.
В метрополитене работает профсоюзный комитет, Совет по работе с молодежью, Совет
ветеранов.

2.4. Перечень документов для кандидатов на обучение

При трудоустройстве в метрополитен, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации,
лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
‒ паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
‒ трудовую книжку;
‒ страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
‒ документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на
военную службу;
‒ документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при
поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной
подготовки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *