Прошение архангелам

Сильная молитва святому Архангелу Рафаилу о женитьбе

Каждому человеку нужна пара — в одиночестве и без любви жизнь бессмысленна. Единение душ — это источник вдохновения и бесконечного счастья. Молитва Архангелу Рафаилу о женитьбе — это просьба о создании семьи и рождении долгожданных детей.

Как найти вторую половинку

На поиск родственной души у одних людей могут уйти месяцы и годы, а у других — целая жизнь. Молитвенное обращение — это сильнейший инструмент, помогающий достичь желаемой цели.

Архангел Рафаил помогает всем, кто к нему обращается и ценит тех, кто не сдается в пучине неприятностей. Но не стоит уповать лишь на силу молитвословий, человек должен действовать самостоятельно и смело идти к своей цели.

Читайте о Небесных силах:

  • Кто такие архангелы
  • Устройство ангельского мира

Читать молитву Небесному помощнику может мужчина, мечтающий о женитьбе, мать парня, которому не везет в отношениях с девушками, его отец или любой из близких родственников, обеспокоенных неудачами близкого человека на любовном фронте.

Молитвенное обращение

Как правильно молиться? Прежде всего должна присутствовать глубокая вера.

Молитву следует читать не менее 3 раз в день. Иноки утверждают, что Господу особенно угодны молитвы, читаемые в ночные часы.

Для того чтобы Рафаил услышал просьбу и предстательствовал о ней пред Всевышним, необходимо призвать его молитвенно — без воли человека он помогать не будет.

Семья — это великий дар, основанный на любви и верности. Он дарит людям возможность рука об руку идти по жизни, разделяя счастье, тяготы и невзгоды, счастье рождения детей, благостную совместную жизнь и ежедневное служение мужчины и женщины в «малой церкви».

О любви в православии:

Прошение не всегда исполняется сей момент, тогда, когда мы этого пожелаем. Следует помнить, что на все Воля Божия. Без нее не упадет ни один волосок с нашей головы. Но рано или поздно человек приобретает свое счастье, ведь его тоже где-то ждет вторая половинка.

Молитва Архангелу Рафаилу о женитьбе помогает совершить единственно верный выбор, уберечь душу и тело от мирских соблазнов, увидеть истинную сущность окружающих и случайно не пройти мимо своего счастья, погнавшись за призрачными искушениями.

Прошение архангелам

Кондак 1
Избраннии Господем от Сил Небесных на служение человекам, Архангели светоноснии, у престола Вседержителя предстоящии и песнь трисвятую Ему воспевающии, величаем вас, скорых помощников и молитвенников наших, и с благодарением возглашаем вам:
Радуйтеся, святии Архистратизи, Божественныя славы небеснии служителие.

Икос 1
Ангелов начальницы и человеков наставницы, седмочисленнии Архангели, Предвечнаго Бога служителие преизряднии, вы во славе Царя Небеснаго непрестанно пребываете и молитвы всех взывающих к Нему ко престолу Его возносите. К вам мы ныне притекаем и на ваше благомощное предстательство уповая, таковыя похвалы со умилением сердечным восписуем:
Радуйтеся, Творца неба и земли в неизреченней славе созерцающии.
Радуйтеся, во благоухании святыни Его присно пребывающии.
Радуйтеся, Пресвятей Троице славословия благоговейно возносящии.
Радуйтеся, достойно и праведно Богу поклонятися нас научающии.
Радуйтеся, от рабства диавольскаго нас свобождающии.
Радуйтеся, светом Божественныя истины сущих во тьме озаряющии.
Радуйтеся, к подвигам духовным нас призывающии.
Радуйтеся, в скорбях душевных и недугах телесных нас укрепляющии.
Радуйтеся, святии Архистратизи, Божественныя славы небеснии служителие.

Кондак 2
Видящи прегордаго денницу, противу Бога ополчившагося и рекшаго во уме своем: «На небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой», всехвальный Архистратиже Михаиле, отвещал еси ему: «Кто подобен Богу? Кто, яко Бог!» и со всеми Ангелы, верными Господеви, низвергл еси падшия аггелы в бездну преисподнюю. Мы же, сия воспоминая, усердно молим тя, благословенный хранителю рода христианскаго, утверди ны в вере к Богу и сподоби купно с тобою и со всеми лики небесными благодарне воспевати Творцу: Аллилуиа.

Икос 2
Разум человеческий не возможет постигнути всех тайн великаго Промысла Божественнаго о спасении нашем, ибо Всеблагий Творец за премногую любовь Свою к нам, недостойным, благоволил есть послати Ангелы Своя на служение спасению нашему. Мы же, с благодарностию сие принимая, величаем тя, светозарный Первоангеле Михаиле, и радостно приносим ти похвалы сия:
Радуйся, от Господа власть на нечистыя духи приявый.
Радуйся, силою твоею полки демонския попираяй.
Радуйся, силою Божиею козни диавольския разрушаяй.
Радуйся, недугующим здравие и отраду подаваяй.
Радуйся, от соблазнов и искушений нас оберегаяй.
Радуйся, от тьмы греховныя ко свету Христову нас приводяй.
Радуйся, немощныя духом силою благодати Божией исполняяй.
Радуйся, плотию изнемогающия всеоружием веры облекаяй.
Радуйтеся, святии Архистратизи, Божественныя славы небеснии служителие.

Кондак 3
Силою свыше укрепи нас, cветозарный Архистратиже Михаиле, да не погибнем люте без покаяния во унынии и отчаянии, но утверди и настави нас в терпении и благоугождении Богу, да разумеем волю Его святую, благую и совершенную, и непрестанно восхваляя Троицу Единосущную, ангельския сонмы нашего ради спасения на землю посылающую, во умилении взываем: Аллилуиа.

Икос 3
Имеяй к роду человеческому, Господом от грехов искупленному, небесное попечение, всем просящим руку помощи простираеши, о всеблагий наш заступниче и покровителю, недуги врачуя, скорби утоляя, страсти угашая, яко выну предстоиши пред престолом Триипостаснаго Господа и Владыки нашего. Сего ради просим тя: не презри нас, боголюбиве Михаиле, в печалех и скорбех наших к тебе притекающих и вопиющих:
Радуйся, помощию твоею уповающих на Тя не оставляяй.
Радуйся, в вере в Бога своим примером нас утверждаяй.
Радуйся, всех добре подвизающихся в благочестии укрепляяй.
Радуйся, на благое и душеполезное нас наставляяй.
Радуйся, суетная прелести мира сего презирати нас научаяй.
Радуйся, скорби и смущения сердец наших утоляяй.
Радуйся, гневливыя и невоздержанныя вразумляяй.
Радуйся, болящия и безнадежныя от одра болезни возставляяй.
Радуйтеся, святии Архистратизи, Божественныя славы небеснии служителие.

Кондак 4
Буря помышлений радостных охвати сердце Пречистыя Девы Марии, егда ты, всеславный Архангеле Гаврииле, возвестил еси Ей о воплощении Сына Божия, глаголя: «
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» Мы же, ныне сия поминающе, величаем Дивнаго во святых Своих Господа, вопиюще Ему о Тебе: Аллилуиа.

Икос 4
Слышавше о дивном служении твоем, яко верным слугам Божиим открывал еси тайны милосерднаго Его Промысла о спасении рода человеческаго, богославный Гаврииле, пение всерадостное Творцу нашему приносим, и во умилении сердечнем тебе с любовию восписуем:
Радуйся, Богоотцев Иоакама и Анну извещением о рождестве Богоматери возвеселивый.
Радуйся, о рождестве Спасителя Святей Деве Марии возвестивый.
Радуйся, волю Божию о рождестве Предтечи Господня святому Захарии открывый.
Радуйся, Апостолов во благовестии Христовем укрепивый.
Радуйся, в вере и верности Богу нас утверждаяй.
Радуйся, светом Христовым омраченныя умы наша озаряяй.
Радуйся, к покаянию и исправлению взоры духовныя наша обращаяй.
Радуйся, смирению и послушанию нас научаяй.
Радуйтеся, святии Архистратизи, Божественныя славы небеснии служителие.

Кондак 5
Богоявленней звезде, волхвам путь ко Христу указавшей, подобен явился еси, святый Архангеле Господень Гаврииле, егда возвестил еси женам-мироносицам со ароматы ко гробу Иисусову пришедшим: «Не ищите живаго среди мертвых, Он воскресе». Мы же, сие ныне воспоминающе, смиренно просим тя, преблагословенный Архистратиже Сил Небесных, укрепи веру нашу, и научи нас, подобно женам евангельским, пасхально воспевати Спасителю нашему: Аллилуиа.

Икос 5
Видевше иноцы горы Афонския, яко силою благодати Божией камень твердый в воск мягкий претворил еси, всехвальне Гаврииле, и на нем перстом своим написал еси словеса песни хвалебныя Богородице Деве, познаху чудо велие и несумненно увероваху, яко тако воистину воспевают Ея горе Силы Небесныя. Ныне же весь род христианский тобою в вере в предстательство Царицы Небесныя утвержденный, тебе, яко наставнику и покровителю своему взывает:
Радуйся, путей человеческих исправление.
Радуйся, взыскующим горняго Иерусалима богомудрый вождю.
Радуйся, обуреваемым страстьми греховными добрый кормчий.
Радуйся, немощных и малоискусных терпеливый учителю.
Радуйся, изнемогающим от уныния и печали благоприятное утешение.
Радуйся, милости Божия струя неизсякаемая.
Радуйся, радости духовныя, тишины и мира источниче неисчерпаемый.
Радуйся, сиянием благодати Божия души наша озаряющий.
Радуйтеся, святии Архистратизи, Божественныя славы небеснии служителие.

Кондак 6
Проповедует весь мир христианский служение твое роду человеческому, святый Архангеле Божий Рафаиле, яко провозвестника судеб Божиих и всеблагомощнаго молитвенника за ны ко Господу. За таковое твое служение всему роду человеческому, благодарным сердцем и усты поем Богу, благоволившему на нас: Аллилуиа.

Икос 6
Возсиял еси, светоносный Архангеле Рафаиле, яко светильник лучезарный и богоносный, егда возвестил еси праведному Товиту со Товием, яко ты еси един от седми святых Ангелов, иже приносят молитвы святых и входят пред славу Святаго. Волю Божию исполняя, наставлял еси их Бога благословляти и величие Его прославляти, добро и милостыню творити, да совершая сие взойдут во обители небесныя. Сего ради и мы, смиренне покланяемся Творцу нашему и приносим тебе славословия сия:
Радуйся, выну пред Господем за всех больных и страждущих ходатайствуяй.
Радуйся, светом Божественным умы и сердца наша озаряяй.
Радуйся, яко тобою истина Христова присно утверждается.
Радуйся, яко тобою лицеприятие и человекоугодие посрамляются.
Радуйся, врачей премудростию и человеколюбием обогащаяй.
Радуйся, богатых в милосердии и благотворении утверждаяй.
Радуйся, бедным отраду и вспоможение всемилостивно даруяй.
Радуйся, к творению дел благих нас усердно подвизаяй.
Радуйтеся, святии Архистратизи, Божественныя славы небеснии служителие.

Кондак 7
Хотяй всем человеком спастися и в разум истины приити, Премилосердный Господь посла тя, всехвальный Архангеле Урииле, ко пророку Своему Ездре, дабы ты возвестил еси ему о близости перваго пришествия в мир Спасителя нашего. Мы же, сие поминая, молим тя, святый Архангеле, научи нас Христа Бога паче всего любити и чистым сердцем Ему воспевати: Аллилуиа.

Икос 7
Дивно и чудно служение твое спасению рода человеческаго, светозарный Архангеле Урииле, ибо тобою ум в богомыслии научается, мрак неведения проганяется, сердца ревностию к Богу и милосердием к ближнему исполняются. Ходатайствуй же пред престолом Всесвятыя Троицы и о нас, взывающих ти сице:
Радуйся, на путь исправления заблуждающихся направляяй.
Радуйся, нераскаянных грешников к покаянию подвизаяй.
Радуйся, от плевел ненависти сердца наша очищаяй.
Радуйся, истинной любви к ближнему нас научаяй.
Радуйся, от мрака душевнаго и соблазнов мирских нас избавляяй.
Радуйся, радостию духовною нас дивно насыщаяй.
Радуйся, взыскующих Божественныя истины радостное озарение.
Радуйся, правды Божией во всем мире утверждение.
Радуйтеся, святии Архистратизи, Божественныя славы небеснии служителие.

Ознакомьтесь так же:  Патент 2018 для мигрантов сумма в месяц

Кондак 8
Странствующей Агари в пустыне Вирсавии явился еси, всеславный Архангеле Божий Селафииле, обетование Божие об отроке ея изрекая и Божиим повелением глаза ея на источник воды открывая. Сего ради молим тя: обрати и наша взоры духовныя ко Творцу и Богу нашему, да чистым сердцем воспеваем Ему: Аллилуиа.

Икос 8
Вся добродетели христианския, яко чада, от молитвы рождаются, и о сем промышляя, Всемудрый Господь дарова нам тебе, светозарный Архангеле Селафииле, ты бо в хладных сердцах наших пламень молитвы возжигаеши, в уповании на милосердие Божие нас утверждаеши, Господеви усердно молитися нас научаеши и взывати сие нас подвизаеши:
Радуйся, Бога любити паче всего нас научаяй.
Радуйся, благоговение пред Всевышним в сердцах наших пробуждаяй.
Радуйся, чистосердечным раскаянием души наша исполняяй.
Радуйся, за вся благодарити Творца нас наставляяй.
Радуйся, на славословие Божие всех нас созываяй.
Радуйся, во всяцем обстоянии взывати Господеви нас подвизаяй.
Радуйся, сладостию молитвы своея в сердцах наших благоухаяй.
Радуйся, молитвы твоя с нашими воздыханиями соединяяй.
Радуйтеся, святии Архистратизи, Божественныя славы небеснии служителие.

Кондак 9
Всяк чин ангельский и вся сословия праведных купно с вами, всехвальнии Архистратизи, славословят Триипостаснаго Господа и Владыку нашего. И мы, земнороднии, аще и удаленнии от вас грехми нашими, обаче небесную славу очами веры созерцая, просим вас: молитвами вашими помозите и нам со всеми небожители воспевати Господеви: Аллилуиа.

Икос 9
Витии многовещании и доброгласнии не возмогут по достоянию изрещи обилия чудес ваших и помощи благодатныя, святии Архангели, по молитвам вашим верным посылаемых. Вы бо, любы и благосердие свое нам являете и прошения наша предваряете: ибо дадеся вам велия благодать на сие от Милосерднаго Господа нашего. Сего ради величаем вас сице:
Радуйтеся, милосердие Бога Отца к нам приклоняющии.
Радуйтеся, о прощении нашем Спасителя умоляющии.
Радуйтеся, дары Духа Святаго стяжати нам помогающии.
Радуйтеся, почитати Пресвятую Богородицу нас научающии.
Радуйтеся, сладкою вонею благоухания Христова сердца наша услаждающии.
Радуйтеся, ко стяжанию нетленных сокровищ нас подвизающии.
Радуйтеся, теплотою молитв ваших нас согревающии.
Радуйтеся, от враг видимых и невидимых нас избавляющии.
Радуйтеся, святии Архистратизи, Божественныя славы небеснии служителие.

Кондак 10
Спасение рода человеческаго устрояяй, Всеблагий Творец и Владыка еще в ветхозаветныя времена многократно посылаше тя, святый Архангеле Иегудииле, ко пророком и служителем Своим, дабы в истине Божественней их укрепити. Ныне молим тя, Богославный Архангеле, и нас во истинней вере Христовей утверди, от соблазнов и маловерия, ересей и прелести бесовския свободи, дабы нам купно с тобою Господеви воспевати: Аллилуиа.

Икос 10
Царя Небеснаго и Творца всяческих во славе неизреченней присно созерцаеши, благословенный Архангеле Иегудииле, яко выну предстояй престолу Славы Его. Нас же, долу сердцем и духом поверженных, подвизаеши о славе Божией ревновати, в вере и благочестии возрастати, скверны греховныя удалятися и благочестивым житием Творца нашего прославляти. Сего ради, таковыя похвалы приносим ти:
Радуйся, монашествующих похвало и утверждение.
Радуйся, святителей и иереев благодатное удобрение.
Радуйся, мирян благочестивых духовное укрепление.
Радуйся, к престолу Божию умы и сердца наша обращаяй.
Радуйся, праведных венцами нетленными на небесех венчаяй.
Радуйся, неревнующих о славе Божией к подвигом благочестия призываяй.
Радуйся, кроткия и благия нравом благоискусный руководителю.
Радуйся, нечестивых и душевредных обычаев неуклонный искоренителю.
Радуйтеся, святии Архистратизи, Божественныя славы небеснии служителие.

Кондак 11
Пение всеумиленное возносим ти, Архангеле Божий Варахииле, благословение Божие на вся наша благая деяния нам приносящему. Просим тя: укрепи нас всеблагомощным предстательством твоим, да преуспевши в делех праведных, сподобимся купно с тобою Пресвятей Троице воспевати: Аллилуиа.

Икос 11
Светоподательный светильник еси на свещнице Божественней, всеславный Архангеле Варахииле, пред Вседержителем предстояй и умоляяй радость и благоденствие нам даровати, в житии богоугоднем нас укрепити, сердца наша любовию к ближним озарити. Сего ради, в надеянии на твое неизменное предстательство, вопием ти сице:
Радуйся, реки милости Божией нам источаяй.
Радуйся, во всех добрых делех нам помагаяй.
Радуйся, в милосердии Божием нас утверждаяй.
Радуйся, в уповании на прощение грехов наших нас укрепляяй.
Радуйся, сердец наших благодатное умиление.
Радуйся, помыслов наших светлое просветление.
Радуйся, от пагубнаго уныния скорое избавление.
Радуйся, семейств благочестивых в добродетелех утверждение.
Радуйтеся, святии Архистратизи, Божественныя славы небеснии служителие.

Кондак 12
Благодать данную вам от Бога ведуще, с любовию величаем и восхваляем вас, Архангели всехвальнии, за вся ваша наставления и попечения о роде христианстем. Сего ради, смиренно просим вас: молитеся о нас, да милостив будет Господь к нам, многогрешным, и по ходатайству вашему ниспошлет на нас благодать Свою, с любовию Ему о вас вопиющих: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще всеблагомощное предстательство ваше ко Всемогущему и Милосердному Творцу нашему, величаем Дивнаго во Святых Своих Предвечнаго Бога и почитаем вас, Архистратизи небеснии, яко молитвенников о всем роде христианстем, ибо веруем, яко дадеся вам благодать недужныя врачевати, обидимыя заступати, в вере истинней колеблемыя укрепляти и на путь правды Божией наставляти, славящих вас:
Радуйтеся, купно с Серафимы и Херувимы в чертозех Отчих вечно пребывающии.
Радуйтеся, с Престолы и Власти Святей Троице хвалу воспевающии.
Радуйтеся, с Господствы и Силы Творца неба и земли восхваляющии.
Радуйтеся, с Начальствы, Ангелы Господа неустанно величающии.
Радуйтеся, из глубины греховныя на высоту духовную нас возводящии.
Радуйтеся, в заблуждениях духовных нас вразумляющии.
Радуйтеся, окаменелыя сердца наша оживляющии.
Радуйтеся, от напрасныя смерти нас избавляющии.
Радуйтеся, святии Архистратизи, Божественныя славы небеснии служителие.

Кондак 13
О, всеблагии и преславнии Архангели Божии, чудотворцы предивнии и врачеве благодатнии, смиренно просим вас: вонмите малому сему молению и умолите Творца и Господа нашего отпустити нам вся прегрешения наша и сподобити во Царствии Небеснем воспевати Ему: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.

Тропарь, глас 4
Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних Сил.

Молитва
О, великий Архистратиже Божий Михаиле, победителю демонов, победи и сокруши всех врагов моих видимых и невидимых, и умоли Господа Вседержителя, да спасет и сохранит мя Господь от всех скорбей и от всякия болезни, от смертоносныя язвы и напрасныя смерти.
О, великий Архистратиже Божий Гаврииле, благовестивый Пречистей Деве Марии зачатие Сына Божия, возвести и мне недостойному страшный день моей смерти, и умоли Господа Бога за грешную мою душу, да простит Господь грехи мои, и не удержат мя диаволи на мытарствах за грехи мои. О, великий Архангеле Божий Гаврииле, сохрани мя от всех бед и тяжких болезней.
О, великий Архистратиже Божий Рафаиле, ты еси путеводитель, врач и целитель, руководствуй мя ко спасению и исцели вся болезни моя душевныя и телесныя, и проведи мя к Престолу Божию, и умоли Его благоутробие за грешную мою душу, да простит мя Господь и сохранит от всех врагов моих и от злых человек.
О, великий Архистратиже Божий Урииле, ты еси сияние огня Божественнаго и просветитель помраченных грехами, просвети мой ум, сердце мое и волю мою силою Святаго Духа и настави мя на путь покаяния, и умоли Господа Бога, да избавит мя Господь от ада преисподняго и от всех врагов видимых и невидимых.
О, великий Архистратиже Божий Салафииле, ты молиши Бога за людей верующих, умоли Его благоутробие за мя грешнаго, да избавит мя Господь от всех бед и скорбей, и болезней, и от напрасныя смерти, и от муки вечныя, и да сподобит мя Господь Царствия Небеснаго со всеми Святыми.
О, великий Архангеле Божий Иегудииле, ревностный защитниче славы Божией, ты вдохновляеши прославляти Святую Троицу, вдохнови и мя лениваго славити Отца и Сына и Святаго Духа, и умоли Господа Вседержителя, да созиждет во мне сердце чисто, и дух прав обновит во утробе моей, и Духом Владычним утвердит мя покланятися духом и истиною Отцу и Сыну, и Святому Духу.
О, великий Архистратиже Божий Варахииле, благословение от Господа нам приносящий, благослови мя положити начало благое исправлению нерадиваго жития моего, да угожду во всем Господу Иисусу Христу, Спасителю моему, во веки веков. Аминь.

Молитва иная
Святый Архангеле Божий Михаиле, отжени от мене молниеносным мечем твоим духа лукаваго, унылаго, искушающаго мя.
Святый Архангеле Божий Гаврииле, радость неизреченную с Небесе Пречистей Деве принесший, исполни радостию и веселием сердце мое, гордостию преогорченное.
Святый великий Архистратиже Божий Рафаиле, приемый дар от Бога целити недуги, исцели неисцеленныя язвы моего сердца и многия болезни моего тела.
Святый Архангеле Божий Урииле, светом Божественным озаряемый и преизобильно исполненный огня и пламенной горячей любви, опусти искру огня сего пламеннаго в сердце мое хладное, и душу мою темную светом твоим озари.
Святый Архангеле Божий Селафииле, даяй молитву молящемуся, научи мя молитися смиренно, сокрушенно, сосредоточенно и умиленно.
Святый Архангеле Божий Иегудииле, присный споспешниче и заступниче всех подвизающихся на пути Христовом, пробуди мя от тяжкаго сна греховной лености, и подвигом добрым подвизатися вразуми и укрепи мя.
Святый Архангеле Божий Варахииле, предстоящий Престолу Божию и от Престола приносящий благословение в дома рабов Божиих, испроси у Господа Бога милосердие и благословение, да благословит Господь от Сиона и от горы святыя Своея, и умножит изобилие плодов земных, и подаст нам здравие и спасение, на врагов победу и одоление, и сохранит нас на многия лета, и сподобит нас со всеми Небесными Силами покланятися Отцу и Сыну, и Святому Духи во веки веков. Аминь.

Ознакомьтесь так же:  Приказ 6 министерства обороны

Благословлено для келейного чтения

Автор сего акафиста Евгений Владимирович Храповицкий

Прошение архангелам

Апокрифическая молитва Архангелу Михаилу

«Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» является, вероятно, одной из наиболее распространенных в наши дни апокрифических молитв [1]. Она часто называется просто «Молитва Архангелу Михаилу» (ее не следует смешивать с молитвами Архангелу Михаилу, не содержащими апокрифических элементов).

Приведем тот из современных вариантов этой молитвы, который, по нашим наблюдениям, является одним из самых популярных (орфография и пунктуация текста оставлены нами без изменений):


    Господи, Боже Великий, Царю безначальный, пошли Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имярек). Защити, Архангеле, нас от всяких врагов, видимых и невидимых. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Демонов сокрушитель, запрети всем врагам, борющимся со мною, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их, яко прах перед лицем ветра. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестикрылый первый Князь и Воевода Небесных Сил — Херувимов и Серафимов, буди нам помощник во всех бедах, скорбях, в печалях, в пустыни и на морях тихое пристанище. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Избави нас от всякия прелести диавольския, егда услышишь нас, грешных, молящихся Тебе, и призывающих имя Твое Святое. Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея, Христа ради, юродивого, св. пророка Илии и всех святых великомучеников: св. мучеников Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Помоги нам грешным (имярек) и избавь нас от труса, потопа, огня, меча и напрасной смерти, от великого зла, от врага льстиваго, от бури поносимой, от лукавого избавь нас всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Святой Архистратиг Божий Михаил, молниеносным мечом Твоим отжени от мене духа лукавого, искушающего и томящего мя. Аминь.

Этот текст представляет собой несколько измененную версию широко распространенной в народной среде в XVI-нач. XX вв. «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» [2]. В 1913 г. А. И. Яцимирский опубликовал несколько списков этой апокрифической («ложной») молитвы и указал на русское происхождение этого текста [3]. Один из вариантов молитвы («Молитва к Господу нашему Исусу Христу, ко святому архангелу Михайлу») был опубликован Д. С. Лихачевым по списку XVII века из Библиотеки Российской Академии наук. Д. С. Лихачев считал, что данная молитва была написана Иваном Грозным под псевдонимом Парфений Уродивый вместе с каноном Ангелу Грозному воеводе [4].

Однако А. А. Турилов и А. В. Чернецов указали на сомнительность подобной атрибуции. «Принадлежность перу Парфения (если придерживаться точки зрения, что это псевдоним Ивана IV) текста молитвы маловероятна по ряду причин. Молитва известна в огромном количестве списков XVI–XIX вв. помимо канона, но никогда не имеет имени Парфения в заголовке. Авторству царя противоречит прошение в тексте молитвы к архангелу о заступничестве перед земными властями». И наконец, «Д. С. Лихачев относит создание канона и молитвы Грозным царем к 1570-1580-м гг., когда царь мог быть обуян страхом смерти. Между тем, известен список молитвы не позднее середины XVI в., когда мироощущение молодого царя (или еще великого князя), безусловно, было иным. Можно думать, что при создании канона к нему была (в силу родства темы и настроения) присоединена старая молитва, либо она в силу своей популярности вытеснила позднее из рукописной традиции канона первоначальную молитву Парфения» [5].

«Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» была очень популярна в русской письменности XVI–XIX вв. Сохранились сотни ее списков; она включалась в сборники заговоров [6]. Одним из вариантов «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» является «Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам» [7].

Распространенные в наши дни варианты «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» не особенно отличаются друг от друга. Различия могут быть вызваны ошибками и искажениями при копировании. Так, вместо сотвори их яко овцы мы можем найти сотвори их яко выцы. Разнится также степень «осовременивания» языка молитвы. Церковнославянские языковые формы (посли, сокрушителю, княже, воеводо, Пресвятыя, льстиваго, мечем [8]) могут заменяться русскими (пошли, сокрушитель, князь, воевода, Пресвятой, льстивого, мечом).

В последние годы «Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» распространяется также под названием «Молитва за президента России». В этом варианте «имярек» заменяется на имена и В. В. Путина, и Д. А. Медведева: Господи Боже, Великий Царю, Безначальный, пошли Господи Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Своим Димитрию и Владимиру; или: Господи Боже, Великий Царю, Безначальный, пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Своему Владимиру (Димитрию).

Субъект «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» просит защитить его от лукавого (избави нас от всякия прелести диавольския; отжени от мене духа лукавого, искушающего и томящего мя). Молящийся хочет получить защиту от всяких врагов, видимых и невидимых (запрети всем врагам, борющимся со мною, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их, яко прах перед лицем ветра; избавь нас… от врага льстиваго). Он стремится обеспечить собственную безопасность в разных жизненных ситуациях, которые подробно перечисляются (буди нам помощник во всех бедах, скорбях, в печалях, в пустыни и на морях тихое пристанище; избавь нас от труса, потопа, огня, меча и напрасной смерти, от великого зла).

Отметим, что в тексте «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» отсутствуют такие обычные для канонической молитвы прошения, как, например, следующие: «Царствия Божия причастника мя сотвори» [9], «настави мя на путь спасения,… молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем» [10], «испроси… падшим возставление» [11], «умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов» [12], «возстави мя падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием» [13]. Прошений о даровании покаяния, об оставлении грехов нет и в другой распространенной апокрифической молитве – современной «Молитве задержания» [14].

Но там, где нет истинного покаяния и самоуничижения, там не может быть и правильного молитвенного настроения. Искание «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33) вытесняется из сознания субъекта молитвы заботой о земном и страхом перед видимыми и невидимыми врагами.

Одно из прошений «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» звучит так: Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея, Христа ради, юродивого, св. пророка Илии и всех святых великомучеников: св. мучеников Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил.

Однако в церковной традиции обращаться с подобным прошением можно только к Господу! Складывается впечатление, что в сознании субъекта молитвы Архангел Михаил занимает место Бога. Епископ Сумской Евлогий (Гутченко) замечает: «В этой молитве неизвестными сочинителями приписывается Архангелу Михаилу чуть ли не Божеское достоинство, к нему молится Матерь Божия и святые угодники. Православное вероучение ставит Богородицу выше Херувимов и Серафимов и всех Небесных Сил. Матерь Божия, святые архангелы и ангелы и угодники Божии совершают свою молитву о нас не перед Архангелом Михаилом, а перед Господом Богом». Таким образом, в «Молитве Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» имеет место откровенное искажение учения Церкви [15].

В некоторых списках XVI-нач. XX вв. Архангелу Михаилу усвояется Святой Дух: «О чюдный архистратиже страшный Михайле архангеле, хранителю неизреченных таин, егда услышиши глас раба Божия имрек, призывающаго тя на помощь, Михайле архангеле, услыши и ускори на помощь мою и прожени от мене вся противныя нечистыя духи, силою Святого твоего Духа, молитвами святых апостол и святых пророк, святых святитель и святых мученик и святых пустынник, святых безмездник и святых столпник, святых мучениц и всех святых праведник, угодивших от века Христу молитвами их» [16]. Существовали списки «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил», в которых субъект молитвы обращается к Господу и Архангелу Михаилу как к одному лицу: «Господи, Господи великий Архангеле Михаиле, услыши глас грешнаго раба своего (имярек), молящагося к тебе и призывающаго на помощь мою имя твое пресвятое, ускори щедрый на помощь мою и услыши молитву мою» [17]. В том варианте, который известен под названием «Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам», в сознании субъекта молитвы смешиваются образы Господа и обоих этих Архангелов: «Господи, Господи, великий архистратизе, демонов сокрушницы, запретите всем врагам, борющимся со мною… Господи, Господи велики, Михаиле и Гаврииле архистратизи, когда услышите глагол раба своего (имя река), призывающаго вас на помощь себе, скорите на помощь мою… оградите мя силою Святаго Духа и молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснадевы Марии, святых небесных сил, ангел и архангел, и святых апостолов, пророков и святых святителей, преподобных отец, праведников и безсребреников, и святых мучеников, и мучениц, преподобных жен и всех святых отец молитвами великим воеводам небесных сил» [18].

В отличие от апокрифических текстов, церковное вероучение не допускает какого-либо смешения ангелов с Господом – Творцом ангелов.

Ознакомьтесь так же:  Герань требования к уходу

В некоторых вариантах «Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» сопровождается приписками, свидетельствующими о том, что она могла играть роль оберега: «Аще который человек котораго дни прочитает молитву сию, того дня не прикоснется к нему диавол, ни злой дух, и той человек будет иметь на души и сердци своем веселие. И аще который человек преставится от жития сего, то ад душу его не примет» [19]; «Аще который человек котораго дни прочитает молитву сию и того дни не прикоснется к нему дьявол незлой человек ниленостию блазнится сердце его аще или человек преставится от жития сего, то над душой его не примет силы» [20].

Из подобных «инструкций» следует, что владельцу молитвы нет необходимости стремиться к жизни во Христе, соблюдая заповеди. Действительно, зачем нужно жить «достойно благовествования Христова» (Флп. 1:27), если достаточно лишь ежедневно читать «молитву сию», и избавление от ада и «на души веселие» гарантированы.

В народной среде функциями оберега наделялась не только «Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил», но и другие апокрифические тексты, например, «Сон Богородицы»: «Кто этот сон станет по трижды в день читати, на главе держати и в чистоте носити, тот человек от Бога спасение получит» [21]; «И аще кто его в пути своем с собою носит, тому человеку во всяком пути не прикоснется диявол, ни злой человек, ниже нечистой дух. И еще который человек сон твой, Богородице, в дому у себя держит, и тому человеку ни татьбы, ни разбойникам; в том дом — рабом здравие и скотом житие, господину прибыток; по водам — тихое пристанище и во беседе — честь» [22]; «Аще которой человек при смерти своей помянет или прочитает, или кому даст прочитать, и кто с верой послушает сего Божественнаго писания, тот человек муки вечной и огня палящаго, и тартарара преисподняго избавлен будет… Аще который сему листу будет верить и при себе иметь будет, или кто напишот, или кто с верою послушает сего Божественнаго писания,… и тот человек иметь себе будет отпущение грехов, и восприимут душу его ангелы господни из тела его, и донесут до царствия небеснаго Аврааму в рай» [23].

Во всех такого рода случаях мы встречаемся с суеверной убежденностью в том, что можно достичь земного благополучия и вечного спасения путем чтения либо просто хранения текста, которому приписывается магическая сила.

Порой к тексту «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» делаются следующие примечания: «Сия молитва написана на паперти Архангела Михаила в Москве, яже именуется Чудов монастырь»; «Молитва эта была написана на паперти храма Архистратига Михаила в Москве, в Кремле, в Чудовом монастыре, взорванном вскоре после октябрьского переворота».

Подобная запись («Сия молитва написана в паперте в Москве, яже именуется Чудов монастырь») встречается уже в списках XVIII в. Нет никаких достоверных источников, которые могли бы подтвердить истинность этой версии происхождения молитвы. Паперть собора в Чудовом монастыре, о которой говорит приведенная запись, была разобрана за полтора века до разрушения самого собора, еще в 1779 г. [24].

Здесь мы имеем дело со стремлением создателей и распространителей апокрифических произведений вызвать доверие к сомнительным текстам. Скажем, ссылка на имя святого подвижника должна придать апокрифам больше веса в глазах читателей. «Молитва Киприана», например, связывается с именем сщмч. Киприана, епископа Антиохии Писидийской (память 2/15 окт.), одна из редакций апокрифического «Сказания о двенадцати пятницах» — с именем сщмч. Климента, папы Римского, «Молитве задержания» приписывается происхождение из сборника молитв афонского старца Пансофия. Попытка связать происхождение «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» именно с Чудовым монастырем объясняется, вероятно, тем, что этот монастырь был основан свт. Алексием Московским при храме, освященном во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех.

Рассказы о чудесном появлении текста и о его магической силе встречаются и в так называемых «магических письмах». К этому типу сакрального текста относятся «святые», «небесные» письма и «письма счастья». Чудесное появление «небесного письма» является обоснованием его магической силы: «Эта молитва берет свое начало в Иерусалиме, и кто получит ее, должен в течение 9 дней посылать ее другим лицам. Кто исполнит это — будет иметь освобождение от несчастий» [25]; «В Иерусалиме, во время литургии, был слышен голос говорящий: „всякому, кто будет читать эту молитву, того Бог избавит от бедствий!“ Эта молитва была прислана Епископу, чтобы он разослал ее девяти лицам, и сказано: кто не хочет этого сделать, того постигнет большое несчастье» [26]. Чудесное появление магического письма, как и происхождение «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил», может связываться с папертью монастыря. В одном из «небесных писем», которые распространялись в СССР во второй половине 1920-х — начале 1930-х гг., сказано: «Послание это найдено на паперти закрытого монастыря во имя 42х мучеников на Новом Афоне. Кто прочтет это послание и перепишет на 7 листах и разошлет 7 верующим, тому прощается 49 грехов» [27]. Сверхестественное «обретение» некоторых вариантов «святых писем» связывается с иконой или алтарем Архангела Михаила: «Это письмо было найдено в городе Риме, в алтаре Святого Архангела Михаила, никто не знал откуда оно, написанное золотыми буквами…»; «письмо… висело на иконе святого архангела Михаила на Маслиновой горе, письмо висело на маслиновом дереве»; «сие письмо найдено в земле Британской, на горе Таборе, под образом св. Михаила» [28].

В тех списках «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил», которые были распространены в XVI-нач. XX вв., встречались заговорные формулы: «соблюди раба Божия в бедах и в скорбех и в печалех, на распутиях, на реках, и в пустынях, в ратех, в царех, и в князех, в вельможах, и в людех, и во всякой власти» [29], «сотворите мя честна у царя и у властей, и у князей, и у вельмож и у людей» [30]. В вариантах молитвы, имеющих хождение в наши дни, фольклорные элементы стали менее заметны. И все же «оцерковить» текст, изначально бывший нецерковным, не удается. Отсутствие подлинно христианского молитвенного настроения вкупе с ложным представлением об Архангеле Михаиле продолжают свидетельствовать об апокрифическом происхождении «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил».

[2] См., напр.: Молитва Архангелу Михаилу, грозному воеводе небесных сил // П. С. Ефименко. Заклинания, наговоры, обереги. М.: 1878. Ч. 2. Народная словесность. С. 164—165. http://feb-web.ru/feb/zagovory/texts/efi/efi-164-.htm; Молитва архангелу Михаилу // Там же. С. 165. http://feb-web.ru/feb/zagovory/texts/efi/efi-1651.htm; Молитва Архистратигу Михаилу Грозному воеводе небесной силы // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. Отд. II. С. 83—84. http://feb-web.ru/feb/zagovory/texts/vzo/vzo1083-.htm; Молитва Михаилу Архангелу Грозному Воеводе Небесных сил // Там же. С. 11—12. http://feb-web.ru/feb/zagovory/texts/vzo/vzo1011-.htm.

[3] См.: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005. http://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-10/350.html.

[4] Там же. См. также: Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного). http://likhachev.lfond.spb.ru/Articles/kan.htm.

[5] Отреченное чтение в России XVII-XVIII веков / Отв. редакторы А. Л. Топорков, А. А. Турилов. М.: Индрик, 2002. С. 59-60.

[6] Там же. С. 60. См. также: Русские заговоры из рукописных источников ХVII — первой половины ХIХ в. / Составление, подготовка текстов, статьи и комментарии А. Л. Топоркова. М.: Издательство «Индрик», 2010.

[7] Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11. http://feb-web.ru/feb/zagovory/texts/vzo/vzo10093.htm.

[8] Здесь и далее цитаты из «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» выделены курсивом.

[9] Молитва Ангелу Хранителю. Из канона Ангелу Хранителю // Православный молитвослов и Псалтирь. Издание Свято-Данилова монастыря, 1995. С. 70.

[10] Молитва 9-я, ко Ангелу Хранителю. Из молитв утренних // Там же. С. 16.

[11] Молитва Преподобному Сергию, Радонежскому чудотворцу // Там же. С. 211.

[12] Молитва Святителю Николаю // Там же. С. 215.

[13] Молитва ко святому Иоанну Предтече. Из канона святому Иоанну Предтече // Там же. С. 81.

[15] Архимандрит Евлогий (Гутченко), ректор Одесской Духовной Семинарии. Основные условия правильной молитвы. http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/5g11_20-all.shtml.

[16] Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного). http://likhachev.lfond.spb.ru/Articles/kan.htm.

[17] См.: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005. http://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-10/350.html.

[18] Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11. http://feb-web.ru/feb/zagovory/texts/vzo/vzo10093.htm.

[19] Цит. по: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005. http://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-10/350.html.

[20] Молитва Михаилу Архангелу Грозному Воеводе Небесных сил // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 11—12. http://feb-web.ru/feb/zagovory/texts/vzo/vzo1011-.htm.

[21] Сон Пресвятыя Богородицы («Мати моя возлюбленная, где ты была-побывала. «) // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 81. http://feb-web.ru/feb/zagovory/texts/vzo/vzo10812.htm.

[22] Сон Пресвятыя Богородицы («Пресвятыя Владычицы, Мати Христа Бога нашего спала еси. «) // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 18—19. http://feb-web.ru/feb/zagovory/texts/vzo/vzo10183.htm?cmd=0.

[23] [Сон Пресвятыя Богородицы] («Опочивала еси Владычица наша. «) // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 87—88. http://feb-web.ru/feb/zagovory/texts/vzo/vzo1087-.htm.

[24] См.: Отреченное чтение в России XVII-XVIII веков / Отв. редакторы А. Л. Топорков, А. А. Турилов. М.: Индрик, 2002. С. 60.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *