Проект в детском саду требования

Проекты в детском саду по ФГОС

Дошкольное образование – важнейшая ступень системы обучения. Именно оно закладывает основы и создает базу для дальнейшего развития и обучения ребёнка. Поэтому очень важно правильно организовать обучение в ДОУ. Один из способов сформировать учебный процесс – внедрить проекты в детском саду.

Для чего нужны проекты в детских садах

Ребёнок с самого раннего возраста начинает познавать мир. Задача дошкольного образовательного учреждения – дать базовые навыки и знания, которые пригодятся в дальнейшем. Например, в ДОУ детям рассказывают об алфавите, учат читать, а также выполнять простейшие математические действия – сложение и вычитание.

Внедрение проектов в детских садах призвано помочь построить эффективную образовательную программу и обучить детей различным умениям и навыкам.

Типы и виды проектов по ФГОС ДО

Существует определенная классификация проектов в детских садах. Они отличаются по срокам реализации, составу участников и тематике. В них используются различные методики и техники, направленные на развитие ребенка.

Существуют следующие типы проектов в ДОУ по ФГОС:

  1. По доминирующему принципу.
  2. По характеру содержания и информативности.
  3. По роли ребенка в проекте.
  4. По особенностям проводимых контактов.
  5. По количеству участвующих в проекте людей.
  6. По сроку действия.

В практике ДОУ используются следующие виды проектов:

  1. Исследовательско-творческие.
  2. Ролевые с элементами игры.
  3. Информационно-практико-ориентированные.
  4. Творческие.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.

Большое значение имеют следующие виды проектов:

  • исследовательские;
  • индивидуальные;
  • групповые;
  • межгрупповые;
  • комплексные;
  • творческие.

Основной целью этого метода в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Документы, необходимые для реализации проекта

Прежде чем реализовать проект, воспитателю необходимо выполнить следующие действия:

  1. Составить цель проекта.
  2. Разработать план достижения цели.
  3. Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составить план-схему проекта.
  5. Собрать необходимый материал.
  6. Включить в проект занятий разные виды деятельности.
  7. Подготовить домашние задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентовать проект в детском саду с помощью открытого занятия.

При реализации проекта в ДОУ он проходит следующие этапы:

  1. Целеполагание. Педагог помогает ребёнку выбрать посильную и актуальную для него задачу с учётом его возраста, способностей и интересов.
  2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели.
  3. Выполнение проекта – практическая часть.
  4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Проекты для разных возрастных групп в ДОУ

В детских садах существует разделение на следующие группы:

  • ясельная – от 1,5 до 2 лет;
  • младшая – от 2 до 4 лет. Может дополнительно делиться на 1-ю и 2-ю группы;
  • средняя – от 4 до 5 лет;
  • старшая – от 5 до 6 лет;
  • подготовительная – от 6 до 7 лет.

Для каждой группы существуют свои проекты, которые учитывают все особенности детей в группах. В зависимости от того, какую тему или сферу жизни хочет осветить педагог, проект может быть краткосрочным, долгосрочным или средней продолжительности. Приведём некоторые примеры для каждой из возрастных групп.

Например, в средней группе в детском саду можно провести следующие проекты: «Спички детям – не игрушки!», «Полезные продукты питания», «Живая вода» и др. Так, проект «Спички детям – не игрушки!» призван объяснить дошкольникам об опасности огня, как вести себя в случае пожара и какие меры можно предпринять, чтобы не допустить возгорания.

С помощью проекта «Живая вода» можно уточнить знания детей о воде, её свойствах и агрегатных состояниях. Здесь же рассматриваются правила поведения на открытых водоёмах, и формируется эстетическое отношение к природе.

Проект «Полезные продукты питания» должен расширить знания детей о продуктах, их полезных свойствах, способах или местах их добывания, а также расскажет, какие блюда можно из них приготовить.

В старшей группе находятся дети о 5 до 6 лет. В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер жизни. Проекты, реализуемые в ДОУ в старшей группе, учитывают эти особенности и направлены на их развитие. Например, проект «Наши добрые сказки» направлен на развитие интереса к книгам и чтению с помощью русских народных сказок.

В подготовительной группе в ДОУ распорядок дня малыша не отличается от того, который был ранее, но делается упор на моральную и физическую подготовку ребёнка к школе. При этом группах продолжают проводить занятия и реализовывать проекты, направленные на развитие различных качеств и навыков. Один из примеров проекта в ДОУ в подготовительной группе – это проект «Доброта спасет мир». Он направлен на развитие положительных качеств характера и призван замотивировать детей на совершение посильных им добрых дел.

Также существуют и детские проекты, в которых дошкольники получают знания самостоятельно или вместе с родителями. Например, в подготовительной группе в детском саду может быть реализован проект «Волшебные превращения молока». С его помощью дети должны узнать о различных видах молочных продуктов и способах их приготовления.

Образцы проектов по ФГОС

Для успешной реализации проекта необходимы следующие документы:

  • пояснительная записка;
  • паспорт проекта;
  • циклограмма его реализации;
  • этапы работы над ним;
  • итоги;
  • отзывы участников.

Одним из самых важных документов является паспорт проекта в ДОУ. На примере проекта «Детские новости в детском саду» рассмотрим, что входит в него. В документе указываются авторы проекта, его тема, тип и вид, цель, задачи, кто будет участвовать, то есть для детей какого возраста он предназначен, сроки его реализации и предполагаемые результаты. С его помощью педагоги планируют познакомить детей с работой журналиста и ведущего и дать им возможность сделать репортаж или выпуск новостей.

В проекте «Детские новости в детском саду» отдельно прописаны задачи для ребёнка и педагога. Образец паспорта проекта в ДОУ по ФГОС можно посмотреть здесь.

Рассмотрим проект «Мини-музей в детском саду. «Наследие земли русской», его цель в паспорте сформулирована следующим образом: создание мини-музея «Наследие земли русской» для обогащения воспитательно-образовательного пространства детского сада.

Реализация проекта включается в себя следующие этапы: организационный, основной и аналитический. Первый этап будет длиться 3 месяца, второй – 11, а третий – 1 месяц. В документах подробно расписаны каждый из этапов, при этом в подготовке к реализации проекта дети не участвуют. Они будут участвовать в основном и аналитическом этапах. Они будут формировать экспозицию музея, делать поделки самостоятельно и вместе с родителями.

Основная работа ложится на воспитателей и других работников дошкольного образовательного учреждения при реализации проекта. Организация образовательной программы ложится на руководителя ДОУ.

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Мария Юрьевна Чередилина, кандидат педагогических наук, доцент МПГУ, федеральный эксперт Центра профобразования ФИРО:

– Очень важно, что, с одной стороны, мы сохраняем многообразие средств, методов работы, с другой стороны, мы формируем единое поле в понимании тех механизмов, тех закономерностей, которые лежат в современной управленческой деятельности дошкольной образовательной организации. Это имеет большое значение.

Ольга Владимировна Бережнова, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой развития образовательных систем БУ ОО ДПО «Институт развития образования»:

– Проблемой остаётся обеспечение доступности дошкольного образования, она не снята. Если мы решили вопрос обеспечения местами для детей с 3 лет, то дети до 3 лет в ряде регионов не имеют возможности посещать детский сад. Помимо доступности есть проблема качества дошкольного образования. Непонятны маркёры и индикаторы оценки качества дошкольного образования. Если в других уровнях образования есть оценки, то в ДОУ остаётся проблема оценки качества дошкольного образования без образовательных достижений. Большая проблема – разработка программ различного уровня. Как бы мы не общались на эту тему, проблема есть. У нас большое программно-методическое поле, это проблема выбора. Есть проблемы и во взаимодействии с семьями воспитанников. Они полноправные участники образовательных отношений, мы сотрудничаем с ними, но по-разному понимаем роль и значение системы. Родители видят одно, мы пропагандируем несколько другое. Поиск этих точек соприкосновения наверно тоже проблема. Надеемся на понимание со стороны родителей, что такое дошкольное образование, что это не присмотр и уход, это реализация образовательных программ. Разработка этих программ является сейчас одной из проблем. Нужно так это сделать, чтобы всем участникам образовательных отношений и родителям, и нам, педагогам, и школе, было совершенно ясно, что делает дошкольное образование.

Ознакомьтесь так же:  Санитарно-гигиенические требования к воздуху производственных помещений

Оптимизировать работу дошкольного учреждения вам поможет Международная конференция «Вопросы управления дошкольной образовательной организацией».

Готовые проекты в детском саду — особенности, требования и примеры

Проекты в детском саду стали особенно актуальны после того, как в дошкольное образование были введены новые образовательные стандарты.

Основателем проектной технологии считают педагога, психолога, политика Джона Дьюи.

Что представляет собой проектная деятельность

Суть данной педагогической методики состоит в том, что учитель придумывает проект, направленный на решение конкретной исследовательской задачи. Затем его внедряют в работу с детьми. Малыши с удовольствием занимаются поисковой деятельностью.

Проект в детском саду в старшей группе предполагает совместную творческую либо игровую деятельность, направленную на развитие в подрастающем поколении инициативности, самостоятельности, целеустремленности, ответственности.

Этапы проектирования в ДОУ

  • формулировка воспитателем проблемы, указание цели работы, выбор задач;
  • планирование деятельности, направленной на достижение поставленной цели;
  • поиск научной информации, вовлечение в работу родителей воспитанников;
  • презентация результатов проекта;
  • сбор отчетов: схем, рисунков, фотографий в портфолио.

Педагог сам выполняет последний этап, накапливает материалы своих воспитанников.

Какие можно использовать проекты в детском саду? Рассмотрим основные варианты:

  • творческие проекты, предполагающие исследование задачи, демонстрацию полученных результатов в виде театрализованного представления;
  • ролево-игровые виды, в которых для решения поставленной задачи дети выступают в образах персонажей сказки;
  • творческо-исследовательские проекты, направленные на решение задачи в форме газеты, дизайна;
  • информационные и практико-ориентированные варианты, предполагающие сбор ребятами информации, необходимой для дизайна группы.

При выборе форм работы педагог должен учитывать индивидуальные возрастные особенности дошкольников. Малыши отличаются повышенной двигательной активностью, поэтому проекты связывают с игровой деятельностью.

Все проекты в детском саду подразделяют по продолжительности на:

  • краткосрочные (несколько занятий);
  • долгосрочные (в течение учебного года).

Воспитатель может работать как с одним ребенком (индивидуальная деятельность), так и с группой дошкольников (коллективная работа).

Проект в детском саду в старшей группе – это отличный способ вовлечения детей в активную творческую деятельность. Подобная работа способствует формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста, помогает воспитателю выстраивать индивидуальные образовательные траектории для каждого воспитанника.

Например, проекты в детском саду позволяют корректировать речевые проблемы у детей, развивать коммуникативные навыки.

Пример проекта в ДОУ

Как правильно организовать деятельность? Для того чтобы ответить на этот вопрос, приведем готовые проекты в детском саду. Например, в некоторых дошкольных учреждениях выделяют специальные логопедические группы.

Проект по теме «Лук: вкусно, полезно, интересно» предназначен для развития умения находить определенную информацию, составлять доклады, оформлять газеты.

Среди основных задач, которые ставит воспитатель:

  • расширение представлений дошкольников о сортах, месте произрастания лука;
  • формирование у ребенка навыков и умений подготовки пересказа;
  • повышение заинтересованности родителей в творческой деятельности малышей.

Подобные проекты в детском саду способствуют совместной деятельности детей и взрослых. Результатом станет создание информационной газеты о луке.

Участниками данного проекта станут дошкольники, их папы и мамы, педагог, музыкальный работник.

Готовые проекты в детском саду предполагают использование специального инвентаря, наглядных материалов. Например, для рассматриваемого проекта потребуется рассада, рабочий инвентарь.

В информационном уголке воспитатель добавляет материал по теме, связанной с луком: пословицы, загадки, советы по выращиванию.

Начать такой проект группы детского сада можно с ролевой игры, в которой дети сами выбирают свои обязанности. Кто-то посадит лук, другой малыш будет поливать. Также выбирают ребенка (группу детей), которые займутся творческой деятельностью: аппликациями, рисунками.

План мероприятий

Воспитатель организует выставку детей по теме «Работа в нашем огороде». Для нее подбирается информационный материал: открытки, газетные вырезки, дидактические игры, художественная литература.

Далее сеют лук вместе с родителями и педагогом. Ребята из подготовительной группы демонстрируют младшим ребятам сказку «Чиполлино».

Медицинский сотрудник готовит для родительского собрания лекцию о пользе лука. Воспитатель выбирает с ребятами темы сообщений, по которым они будут оформлять творческие работы.

После завершения проекта подводятся итоги деятельности, оформляется газета, презентуются вкусные луковые блюда.

Музыкальный работник организует сопровождение церемонии награждения лучших кулинаров.

Небольшие проекты в детском саду – это интеграционный вариант воспитательной программы. Подобная методика связана с использованием разных приемов, способствующих глубокому освоению темы. Проектная работа помогает учителям повышать эффективность и результативность воспитательного проекта.

В рамках реализации проектов в государственных дошкольных учреждениях по ФГОС второго поколения малыши получают навыки самостоятельной работы, педагог выступает в качестве тьютора.

Процесс решения поставленной воспитателем задачи настолько увлекает дошкольника, что он учится планировать работу, контролировать отдельные этапы, прогнозировать результаты. Среди главных задач, которые успешно решает проектная методика, отметим стимулирование природного любопытства дошкольников повышением их самооценки.

Малыши, принимавшие активное участие в исследовательской деятельности в дошкольном образовательном учреждении, намного успешнее и активнее своих сверстников во время школьной жизни.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Дошкольное образование. Разное
  • ПРОЕКТЫ В ДЕТСКОМ САДУ

ПРОЕКТЫ В ДЕТСКОМ САДУ

Статья

Проекты в детском саду

Коробова Татьяна Владимировна,
преподаватель ГБПОУ «Педагогический Колледж №4
»
Санкт-Петербурга

Введение

Одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением использовать информационные технологии и обучаться в течение всей жизни. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным. В условиях реализации проекта в ДОУ каждый ребенок самостоятельно стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата. Поэтому именно в проектной деятельности в ДОУ возможно воспитание творческой личности, обладающей креативным мышлением, возможно полноценное развитие познавательной активности дошкольников.

В представленной статье кратко раскрываются теоретические основы реализации проектов в ДОУ и предлагается примерная структура оформления педагогами отчёта о проведённом проекте в ДОУ. Статья будет интересна педагогам дошкольных учреждений и студентам Педагогических Колледжей и вузов, обучающимся по специальности «Дошкольная педагогика».

Метод проектов

По определению американского педагога, основоположника метода проектов, Уильяма Херда Килпатрика, проект — это всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью. Проект — это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья. Проектная деятельность, как никакая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, и именно проектная деятельность позволяет эту инициативу оформить в виде культурно-значимого продукта.

Метод проектов — система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Такой способ работы подходит для детей от четырех лет и старше.

Способы разработки проектов в ДОУ

1. Системная паутинка по проекту

Перечисляются все виды детской деятельности и формы совместной деятельности в ходе проекта. Все они распределяются по образовательным областям, п.2.6. ФГОС ДО:

Также в системной паутинке указываются формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами в ходе проектной деятельности, формы совместной деятельность в рамках проекта во время режимных моментов.

Ознакомьтесь так же:  Как оформить ребенку проезд

2. Модель трёх вопросов ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ?

ЧТО ЗНАЮ? — ПРОБЛЕМА. Выяснить, что дети уже знают по теме.

ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? — ПРОЕКТИРОВАНИЕ. План по теме проекта.

КАК УЗНАТЬ? — ПОИСК ИНФОРМАЦИИ. Источники новых знаний, т. е. средства для проекта.

3. Образ «Семь мы» (по Заир-Бек)

• Мы озабочены. (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).

• Мы понимаем. (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).

• Мы ожидаем. (дается описание предполагаемых целей — результатов).

• Мы предполагаем. (представляются идеи, гипотезы).

• Мы намереваемся. (контекст действий, планируемых поэтапно).

• Мы готовы. (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).

• Мы обращаемся за поддержкой. (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

Классификация тематических проектов в ДОУ

1. По доминирующей в проекте деятельности:

2. По предметно- содержательной области:

— Монопроекты (одна образовательная область)

— Интегративные (две и более образовательные области)

3. По характеру координации:

4. По характеру контактов:

— С воспитанниками одной группы

— С воспитанниками нескольких групп

— С воспитанниками всего ДОУ

5. По продолжительности выполнения проекта (зависит от степени заинтересованности детей, определяет педагог):

— Краткосрочные (1 – 3 недели)

— Средней продолжительности (до месяца)

— Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)

Типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой)

1. Исследовательско — творческий. Дети экспериментируют и оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна (макеты и модели).

2. Ролево — игровой. Используются элементы творческих игр, дети входят в образ персонажей сказки и решают поставленные проблемы по-своему.

3. Информационный (практико-ориентированный). Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы)

4. Творческий. Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.

Что такое «проект»?

Каждый проект — это «пять П»:

Но фактически у каждого педагога, организующего проект в ДОУ, должно быть шестое «П» проекта — это его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, конспекты и прочие методические материалы, использованные в ходе проектной деятельности.

По окончании проекта каждый педагог ДОУ, организующий проектную деятельность, должен оформить отчёт о проекте, что часто вызывает затруднения. Используя предложенную примерную структуру оформления отчёта о проведённом проекте в ДОУ, Вы, уважаемые коллеги, легко сможете это сделать.

Примерная структура оформления педагогами отчёта о проведённом проекте в ДОУ с использованием системной паутинки проекта

1. Титульный лист — название проекта, тип проекта, временные рамки проекта, автор проекта.

2. Тема проекта и ее происхождение.

3. Задачи проекта (образовательные, развивающие и воспитательные): для детей, для педагогов (не только для воспитателей, но, возможно, и для музыкальных руководителей, физкультурных руководителей, логопедов и т.д.), для членов семьи.

4. Системная паутинка проекта.

5. Ожидаемые результаты проекта: для детей, для педагогов, для членов семьи.

6. Краткое содержание проекта:

* Подготовительный этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи

* Деятельностный этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи

* Завершающий этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи

7. Описание продукта проекта: для детей, для педагогов, для членов семьи

8. Презентация проекта – демонстрация продуктов проекта окружающим (здесь уместно разместить фотографии продукта проекта).

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ, Я ЖЕЛАЮ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ!

Список использованной литературы

Консультация на тему:
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА

Методические рекомендации предназначены для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Они помогут в разработке проекта и правильном его оформлении. В методических рекомендациях даны виды проектов , расписаны этапы и структура проекта.

Предварительный просмотр:

К СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА

Виды проектов в ДОУ:

Творческие : после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Исследовательские: дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Игровые: это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Информационные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

Ф.И.О педагога, должность

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №58

Введение (пояснительная записка)

  1. Постановка проблемы (объясняет, почему возникла необходимость в выполнении проекта, для чего нужен этот проект детям, воспитателям, дошкольному учреждению)
  2. Цель проекта (должна быть понятна, конкретна, реалистична)
  3. Задачи (конкретные шаги для достижения цели (что, как и где может измениться, как будет измеряться, на какую аудиторию направлен проект и т.д.)
  4. Методы и формы работы , направленные на реализацию задач проекта
  5. Ожидаемые результаты (что необходимо получить для выполнения поставленных задач, количественный и качественный результат)

I . План-график мероприятий (деятельность в рамках проекта)

Описывается организация работы по проекту. Из раздела должно быть понятно, кто и как будет осуществлять действия, в какой последовательности. Должно быть прописано, как планируется достижение результата и почему выбран именно этот путь

Этот раздел состоит из 3-х ЭТАПОВ:

I этап – предварительный : мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала и т.д.

II этап – основной: (примерная форма оформления)

Статья по теме:
Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельно­го приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

В ФГОСе Дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 1155 , который вступил в действие с 1 января 2014г прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.

Давайте рассмотрим подробнее некоторые пункты документа, которые можно реализовать посредством проектной деятельности;

Часть 1 Общие положения

В основе Стандарта заложены принципы: (вот некоторые из них)

  1. Основные принципы дошкольного образования:

3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  1. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  2. сотрудничество Организации с семьёй;
  1. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Часть 2 Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

Часть 3. Требования к условиям реализации основной Образовательной программы дошкольного образования

Ознакомьтесь так же:  Квалификационные требования медсестер

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

  1. способствует профессиональному развитию педагогических работников;
  2. создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5. создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности

— п. 3.2.5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути,то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых как в ФГТ, так и ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Проект — это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов — система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы .

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

Проектирование или планирование;

Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду:

в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержки педагога), сотворчество ребят и взрослых;

развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие познавательных способностей;

развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте :

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте :

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Советы
воспитателю по работе над проектом

  • Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
  • Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  • Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
  • Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  • При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
  • Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  • Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  • В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  • Развивать творческое воображение и фантазию детей.
  • Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
  • Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
  • Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.
В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта .

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МЕСТО ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ « Любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если мы будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того, чтобы обременять нас, проявит себя как самое великое и утешительное чудо природы ». М.Монтессори

«Федеральные государственный образовательный стандарты дошкольного образования » №1155 ОТ 17. 10. 2013г. Вступил в действие с 01.01 2014года

Основные принципы дошкольного образования

Требования к условиям реализации основной Образовательной программы дошкольного образования

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы . Основные понятия

ТИПЫ ПРОЕКТОВ В ДОУ ( по Л.В.Киселёвой ) ТИП ПРОЕКТА СОДЕРЖАНИЕ ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ ДЕТИ ЭКСПЕРИМЕНТИРУЮТ, А ЗАТЕМ ОФОРМЛЯЮТ РЕЗУЛЬТАТЫ В ВИДЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТАРШАЯ ГРУППА РОЛЕВО-ИГРОВОЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ ИГР. МЛАДШАЯ ГРУППА ИНФОРМАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ СБОР ИНФОРМАЦИИ, ЕЁ РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ (ДИЗАЙН ГРУППЫ). СРЕДНЯЯ ГРУППА ТВОРЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ- ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК, ДИЗАЙН И Т.Д. МЛАДШАЯ ГРУППА

Основные требования к использованию метода проектов в детском саду

Этапы разработки и проведения проекта (последовательность работы воспитателей ) 1.Ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей 2.Вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской» цели) 3.Намечаем план движения к цели (поддерживаем интерес детей и родителей) 4.Обсуждаем план с семьями 5.Обращаемся за рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск) 6.Вмсете с детьми и родителями рисуем план-схему проведения проекта и вывешиваем её на видном месте

Последовательность работы воспитателей 7.Собираем информацию, материал (изучаем с детьми план-схему) 8.Проводим занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта 9.Даём домашние задания родителям и детям 10.Переходим к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы, предложения)родителей и детей 11.Организуем презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН), составляем альбом и т.п. 12.Подводим итоги: выступаем на педагогическом совете, «круглом столе», проводим обобщение опыта

ПРОЕКТ-это « пять П» 1 — П роблема; 2 — П роектирование (планирование); 3 — П оиск информации; 4 — П родукт; 5 — П резентация. Шестое « П » проекта- это его портфолио , папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.

Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *