Приказ об итоговом педсовете

Нетрадиционный итоговый педсовет в ДОУ

Традиционно в конце года проводится итоговый педагогический совет в дошкольного образовательной организации, целью которого является подведение итогов работы педколлектива за прошедший учебный год.

Как организовать педсовет так, чтобы педагогам было интересно участвовать в нём?

Заместитель заведующего по ВМР знакомит участников педсовета с повесткой дня.

Сохраните это себе, чтобы не потерять

Так, в повестку заседания нетрадиционного итогового педсовета в ДОУ включаются:

  • анализ выполнения годового плана « Организационно-педагогическая работа за учебный год»;
  • анализ участия педагогов в методической работе;
  • оценка результатов реализации образовательной программы дошкольного образования;
  • творческие отчеты воспитателей и специалистов;
  • оценка результатов диагностики деятельности воспитателей (например, анализ данных анкеты «Рейтинговый лист оценки методических мероприятий»;
  • интервью «Внесите ваши предложения») и др.

Творческий подход к нетрадиционному итоговому педсовету в ДОУ

Форма проведения итогового педсовета каждый раз приобретает все более творческий характер, что позволяет повышать заинтересованность и активность педколлектива ДОО. Например, одно из итоговых совещаний представляло собой аукцион педагогических идей, в ходе которого была представлена презентация опыта работы педагогов ДОО.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа «Менеджмент, экономика и управление качеством в ДОО». За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Интересно прошел педсовет под названием «Открытая книга». В рамках подготовки к нему была создана книга, содержащая отчеты воспитателей по реализации содержания образовательных областей, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

Как подготовиться к итоговому педагогическому совету?

Отвечает эксперт справочной системы «Образование»

Остановимся подробнее на еще одной из интересных форм проведения педагогического совета в ДОУ, — церемонии вручения премии за достижения в педагогическом труде имени Мэри Поппинс.

Основные цели данного итогового педсовета в ДОУ

  • подведение итогов работы педколлектива за учебный год, поощрение отдельных сотрудников за достижения в профессиональной деятельности;
  • создание благоприятного эмоционального фона в процессе проведения итогового педсовета.

В качестве задач итогового собрания педколлектива были определены:

  • повышение уровня оценки и самооценки профессиональной деятельности педагогов ДОО;
  • формирование позитивной мотивации воспитателей на успешную профессиональную деятельность, обобщение и трансляцию своего профессионального опыта на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
  • повышение уровня компетентности педагогов в создании единого образовательного пространства при тесном взаимодействии с семьями воспитанников;
  • развитие профессиональной рефлексии и умения общаться друг с другом.

Проведению данного итогового педсовета в ДОУ предшествовала предварительная работа. Она заключалась:

  • в анкетировании педагогов;
  • анализе участия сотрудников в методической работе за учебный год;подготовке презентации и наградительных документов в соответствии с номинациями (грамот, благодарностей, медалей с изображением Мэри Поппинс);
  • издании приказа заведующего ДОО об установлении премиальных выплат педагогам по результатам работы за учебный год (начисляется из стимулирующей части фонда оплаты труда ДОО).

Награждение сотрудников на итоговом педсовете проходило по нескольким номинациям:

  • «Лучшее методическое мероприятие»,
  • «Лучшее открытое занятие»,
  • «Молодой педагог»,
  • «Лучший педагог»,
  • «Самый активный педагог»,
  • «За смелость и стремление к новому».

Победитель в каждой номинации определялся большинством голосов, которые предварительно подсчитывались по результатам проведенного среди педагогов анкетирования.

Выбор данных номинаций был неслучаен. В ходе анкетирования воспитателям предоставлялась возможность акцентировать внимание на лучшем методическом мероприятии в данном учебном году, поддержать престиж молодого педагога, отметить самого активного, а также самого лучшего воспитателя ДОО в плане развития, обучения, отношения к детям.

С целью последующего анализа заместитель заведующего по воспитательно-методической работе отмечает участие педагогов в различных методических мероприятиях в течение учебного года:

  • педсоветах,
  • семинарах,
  • занятиях в педагогической мастерской,
  • педагогических чтениях,
  • конференциях,
  • методических объединениях и т. д.

Фамилия, имя, отчество педагога

Занятия в педагогической мастерской

На итоговом педагогическом совете в ДОУ эти данные анализируются, и с учетом полученных баллов наиболее активные члены педагогического коллектива поощряются.

Так, за участие в учебном году в методических мероприятиях на различных уровнях (муниципальном, региональном, федеральном) все педагоги получили специальный приз «За смелость и стремление к новому».

План проведения церемонии вручения премии за достижения в педагогическом труде имени Мэри Поппинс предполагает следующую структуру: вступительное слово ведущего, основная часть, включающая объявление победителей в номинациях и их награждение, и заключительная часть.

Подробный план проведения данного итогового педагогического совета в ДОУ представлен в приложении 2.

Подводя итог, хочется отметить, что такая форма проведения итогового педагогического совета в ДОУ способствует развитию профессиональной компетентности педагогов, формированию их позитивной мотивации на успешную профессиональную деятельность, повышению уровня оценки и самооценки своей работы, а главное — является эффективным средством активизации педагогического коллектива, что особенно важно в конце учебного года.

Сценарий нетрадиционного итогового педсовета в ДОУ

Нетрадиционные встречи отличаются, в первую очередь, активным вовлечением в процесс обсуждения или обмена мнениями всех присутствующих. Старшие и младшие воспитатели, педагоги-дефектологи, логопеды и музруководители открыто высказываются, предлагают или поддают критике высказывания коллег, аргументируя свои слова. Атмосфера взаимоуважения способствует эффективной рефлексии.

Ввиду возрастающей популярности нетрадиционных педсоветов, руководители ДОУ чаще всего выбирают заседания в форме деловых игр, конференций, мозговых штурмов, круглых столов и дискуссий. Планируя итоговый педсовет в ДОУ в нетрадиционной форме потребуется сценарий по ФГОС, подготовка которого займет больше времени, чем принято тратить на классическое мероприятие.

Педсовет — деловая игра

Учебные задачи решаются педагогами в игровой форме искусственно смоделированной ситуации. Эта форма нетрадиционного заседания редко используется для итогового педсовета, поскольку предполагает обучающую функцию. Участники получают роли, согласно которым они учатся решать поставленные перед ними задачи, делать выводы и анализировать.

Более уместна на майском педсовете форма «мозгового штурма или атаки», в ходе которой участники собрания ищут ответы на вопросы, которые после лягут в основу принятого решения. В ходе обсуждения каждый член группы свободно высказывает свою точку зрения. На таком совещании руководитель вправе проверить теоретические знания законодательной и методической базы подчиненных в формате викторины. Вопросы могут касаться истории ДОУ, портрета идеального воспитателя, самообразования, нормам ФГОС, развитию речи и игровой деятельности воспитанников.

Мероприятие, которое принято проводить в больших МБДОУ, численность групп в которых превышает 10. Форма конференции позволяет участникам поделиться опытом, продемонстрировать успехи, обменяться полезной информацией. На совещании педагоги могут делать это письменно (оформление стендов, презентаций, выставок) или устно в виде доклада или выступления.

В детских садах подобные встречи чаще проводятся в виде коротких содержательных докладов, в которых педработники приводят итоги творческого, воспитательного и образовательного взаимодействия с детьми. Важная черта подобных конференций — неотъемлемые поощрения и премирования для сотрудников, которые добились особых успехов.

Конференции позволяют публиковать результаты и материалы заседаний и предоставлять их в открытый доступ для родителей и педработников (в отличие от протоколов педсоветов, которые подлежат хранению), реализация рациональных предложений в следующем году.

Педсовет — круглый стол

Итоговый педсовет в формате круглого стола является разновидностью открытой дискуссии. Мероприятие требует тщательной организации, чтобы участники были заинтересованы в общении и были хорошо подготовлены. Заседание в таком формате уместно для выбора программы и задач на будущий год. Для этого участникам следует заранее ознакомиться с выбранной литературой, чтобы общение за круглым столом было максимально конструктивным.

Педсовет — устный журнал

Педработники рассказывают о своих воспитательных и учебных достижениях в виде устного творческого отчета с применением мультимедийных технологий. В ходе встречи коллеги делают самоанализ воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, демонстрируют достижения и в обязательном порядке рефлексируют.

Педсовет — диспут или дискуссия

Используется для обсуждения учебной программы или выбора вектора развития детского сада. Совещание предполагает свободный обмен мнениями, конструктивный диалог. Участники должны аргументировать свое мнение, высказывать точные доводы, приводить примеры, уважая при этом мнение коллег. Выбранная проблема должна быть рассмотрена максимально полноценно. Тема педсовета должны быть сформулирована таким образом, чтобы стимулировать размышления, вопросы и обсуждение.

Педсовет — творческая деятельность

Коллективное творчество способно сплотить педколлектив и сформировать условия для самореализации педагогов, демонстрации их талантов и возможностей. Педсовет в формате творчества строится на взаимопомощи и сотрудничестве. Коллеги могут создавать коллажи из фотографий воспитанников или отчетов детсадовских мероприятий, рисовать, лепить из пластилина, петь, писать стихи и короткие рассказы, которые смогли бы наилучшим образом продемонстрировать результаты годовой работы.

Заключительная часть

Текст обращения ведущего (заместителя заведующего по ВМР) к участникам педагогического совета:

Уважаемые педагоги! Сегодня мы подвели итоги работы за прошедший учебный год. Все задачи, поставленные перед педагогическим коллективом в начале учебного года, были успешно выполнены. Мы выражаем вам искреннюю благодарность за ваш самоотверженный труд, любовь к детям и заботу о них. Уверены, что ваше педагогическое мастерство превращает каждый день жизни ваших воспитанников в день радости и счастья! От всей души желаем вам крепкого здоровья, творческих успехов, уверенности в себе и оптимизма. До встречи в новом учебном году!

Ознакомьтесь так же:  Сколько раз в жизни можно вернуть подоходный налог

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Чтобы итоговый педсовет был эффективным,

нужно проводить обсуждение в контексте программы развития школы

В школах сейчас, как известно, проводится итоговый педсовет. Необходимость и значение его очевидны. Тем не менее все мы знаем, что такое обсуждение может быть мероприятием «для галочки», а может – чрезвычайно важным для школы событием.

Типичные просчеты

С точки зрения декана факультета управления социальной сферой Самарского государственного педагогического университета доктора педагогических наук Льва Фишмана, у любого эффективного мероприятия существует определенная организационная логика. И эта логика исключает наиболее распространенные управленческие установки, которые ведут к резкому снижению продуктивности работы. В чем же заключаются типичные просчеты организаторов педсовета?
«Есть три вещи, которые не надо делать при подведении итогов, – убежден Лев Исаакович. – Во-первых, нельзя стремиться объять необъятное, рассмотреть максимальное количество вопросов и проблем. Во-вторых, не надо сводить обсуждение проблем к их обозначению. Важно проанализировать причины возникновения проблемы и попытаться выработать способ решения. И наконец, в-третьих, не стоит проводить итоговый педсовет «с головой, повернутой назад», исходя только из возникших в школе проблем и достигнутых успехов. Чтобы педсовет работал на прояснение перспективы развития школы, в обсуждении школьных дел надо ориентироваться в том числе на изменения запросов к образованию со стороны субъектов внешней среды: детей, их родителей, местных сообществ, государства».
Но это общие установки, данные, так сказать, от противного: как не следует подводить итоги. Они не отвечают на главный вопрос: что конкретно надо делать, чтобы педсовет «работал на перспективу»? Здесь имеет смысл обратиться к опыту ведущих, модельных с точки зрения развития системы образования школ. Например, к опыту известного московского Центра образования № 548 «Царицыно».

На несколько лет вперед…

«Из практики мы знаем совершенно точно, что при анализе предыдущего и планировании следующего учебного года надо рассчитывать свои действия на несколько лет вперед, – убежден директор Центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский. – Сейчас, например, мы живем в соответствии с программой развития школы, срок действия которой заканчивается в 2010 году, а принята она была в 2004 году».
То есть условием продуктивности итогового годового педсовета является рассмотрение результатов работы школы в более широком контексте, скажем, в контексте программы развития образовательного учреждения. Подобный контекст нужен для того, чтобы задать и удерживать направление развития. Ведь развитие любой организации по природе своей процесс длительный. Тем более если речь идет об образовательном учреждении, многие задачи которого невозможно решить в течение одного года. Значит, и направление развития должно быть задано на долгосрочную перспективу. Только в этом случае мы получим возможность увидеть, насколько (и за счет чего) школа в течение учебного года приблизилась (или не приблизилась) к определенным целям.
Эту же мысль проводит в своих рассуждениях директор победившей во Всероссийском конкурсе «Лучшие инновационные школы» МОУ СОШ № 25 города Таганрога Наталья Штурбина: «Серьезный анализ работы школы может быть проведен только в контексте стратегии развития образовательного учреждения. Если это не делается, вместо итогового анализа мы получаем цифровой отчет, что и происходит в большинстве случаев. Я видела таких отчетов очень много: проведено то-то и то-то, динамика успеваемости такая-то и такая-то. А почему улучшилась успеваемость? Об этом – ни слова. К сожалению, подведение итогов годовой работы зачастую не связывается с программой развития школы: программа отдельно, итоги отдельно.

В ракурсе приоритетов

Итак, общий контекст аналитической работы на педсовете задается программой развития школы. «Формулирование главных целей работы школы – это сложное, многокомпонентное действие, которое осуществляется с учетом многих социальных и экономических факто-
ров, – рассказывает Ефим Рачевский. – Мы не можем, например, не замечать того, насколько остро сегодня стоит проблема детского здоровья. Сохранение здоровья учеников – один из важнейших наших приоритетов. Продумывая систему профильного обучения, мы, конечно же, принимаем в расчет те изменения, которые происходят на рынке труда. И разумеется, мы учитываем запросы родителей. Не надо только их абсолютизировать. У нашей школы был этап почти 100-процентной ориентации на пожелания родителей, но теперь мы отошли от этой установки, потому что запросы пап и мам часто не соответствуют законам развития и полагаться на них всецело было бы непрофессионально. Резюмируя, я бы сказал, что при создании программы развития мы ориентируемся на реальную ситуацию и на то понимание актуальных и перспективных образовательных задач, которое есть у меня и моих коллег».
Какой фактор и какая цель являются самыми главными – сказать сложно. Вернее, так вопрос ставить нельзя, поскольку программа развития Центра образования декомпозирована (расписана) по годам: то есть каждый год на первый план выходят какие-то определенные целевые установки. Но их чередование не является жестко заданным. Здесь многое зависит от реально сложившейся ситуации, от того, как разворачивались события школьной жизни в прошедшем учебном году: какие изменения произошли, какие проблемы возникли, какие новые перспективы появились. А поскольку целостная картина может сложиться лишь по завершении определенного цикла, в конце года очень важно оглянуться назад.

«Быть может, основная проблема как раз в том и состоит, что школе в силу цикличности ее работы постоянно не хватает времени на то, чтобы остановиться и посмотреть: а что же позади? – подчеркивает Ефим Лазаревич. – В какой мере решены задачи, которые мы ставили перед собой? Некоторые из них были скорректированы, но это нормально (поскольку в школе каждый год случаются непредвиденные перемены, задачи, которые ставятся перед ней, не могут быть статичными). А вот если какая-либо задача не была решена, возникает следующий вопрос – почему? Может быть, ее вообще не надо было ставить? А возможно, задача была неверно поставлена? Я, например, стремлюсь к тому, чтобы задачи не формулировались глобально. Как вы можете оценить, скажем, «усиление оптимизации учебно-воспитательной работы»? Причины могут быть самыми разными, и разобраться в них порой очень непросто. Но, повторяю, у педагогов зачастую не хватает времени даже на то, чтобы всерьез обратить на них внимание. Смотрите, в конце августа учителя приходят из отпуска. За это время проект приказа № 1 (приказ о распределении педагогической нагрузки) надо обязательно скорректировать. С 20 августа начинается лихорадочная подготовка к самому празднованию 1 сентября. Вскоре запускается процесс подготовки к тарификации. Потом наступает 1 сентября, для многих детей начинается сложный адаптационный период… И долгое время мы живем в иллюзии, что до начала следующего учебного года очень далеко, и не торопимся к нему готовиться. А оказывается, недалеко. Напротив – очень близко. Бац! – и наступает весна. Итоговая аттестация».
Где же выход?

Критерии достижений

«Надо заранее подумать о критериях выполнения той или иной задачи, – советует Рачевский. – Возьмем, к примеру, задачу эффективного использования ресурсов дополнительного образования. У нас 1300 часов дополнительного образования. Как понять: эффективно мы их используем или нет? Для этого в школе разработаны специальные критерии эффективности. Или возьмем другую задачу: сохранение здоровья школьников. Важный критерий для нас: количество детей, которые соответствуют стартовой группе здоровья. Скажем, в первый класс приходят 100 детей, из них 40 процентов относятся к первой группе здоровья. Значит, мы будем стремиться к тому, чтобы «на выходе» из первого класса таких детей не стало меньше и чтобы в последующие годы обучения их процент не сильно снижался. Еще один критерий: число случаев травматизма в текущем году. Мы хотим снизить школьный травматизм на четверть. Я бы сказал, что эта цель важнее,чем результаты ЕГЭ по математике».
Наличие критериев – это, конечно, хорошо, но чтобы критерии было к чему приложить, надо иметь достаточно полную информацию о школьной жизни, по крайней мере на уровне основных тенденций. В Центре образования существует школьная служба мониторинга. «Поскольку времени на осмысление событий всегда мало, рефлексию надо проводить постоянно, – считает Ефим Лазаревич. – Каждый год мы выделяем какое-то главное направление исследований, но некоторые вещи отслеживаем регулярно. Например, проводим независимое экспертное оценивание уровня учебных достижений ребенка, одна из целей которого – снижение страха перед ЕГЭ. В этом году мы решили изучить ситуацию с питанием школьников.

Ознакомьтесь так же:  Льготы при увольнении с военной службы по здоровью

План для выпускников

Как вы думаете, в каком возрасте ребята особенно часто прогуливают школу? Как показывает практика центра «Царицыно»: в старших классах.
Год назад в школе было принято решение проанализировать эту проблему. И выяснилось, что к 16–17-летнему возрасту ребята научаются делать осознанный выбор и делают его, естественно, в пользу тех вещей, которые помогают им благополучно устроить свое будущее, в нашем случае – в пользу посещения олимпиад, дающих при благоприятном исходе «пропуск» в вуз. То есть, вместо того чтобы пойти на урок, ребята зачастую идут на очередную олимпиаду.
Школьная социологическая служба провела еще одно исследование: опрос выпускников прошлых лет, где ставились вопросы о том, как ребята относились к изучению различных предметов в выпускном классе. Как оказалось, все классно-урочные занятия выпускники делят на три группы: одни предметы ребята посещают в обязательном порядке, другие – посещают время от времени, третьи – предпочитают не посещать, чтобы освободить время для решения «вступительных задач».
Что делать в этой ситуации администрации школы? В результате обсуждения родилась следующая идея: поскольку согласно Закону «Об образовании» школа сама принимает решение о том, как изучается тот или иной предмет, часть учебных дисциплин можно вынести за рамки классно-урочной системы, то есть разрешить выпускникам осваивать определенные предметы в других формах, например, в форме самостоятельного изучения и посещения консультаций. Это решение и было принято. В задачной формулировке оно звучит так: оптимизация информационных потоков в старшей школе.
Теперь у старшеклассников Центра образования «Царицыно» существует трехкомпонентный учебный план. В качестве первого компонента он включает в себя профильную часть (предметы профильного направления, которое выбирают ученики). Кроме того, существуют предметы, уроки по которым обязательны для посещения вне зависимости от выбранного профиля. Это математика, русский язык, английский язык и физкультура. И наконец, есть третий предметный блок: учебные дисциплины, для освоения которых в школе предусмотрены особые, не классно-урочные формы образования.
Как все это соотносится с программой развития школы? Самым непосредственным образом: одна из целевых установок программы – модернизация системы профильного обучения в старшей школе.

Дата размешения: 25-05-2018, 12:53 97 Просмотров Категория: Новости

22 мая состоялся итоговый педсовет «Анализ учебно-воспитательной работы педагогического коллектива МАОУ «Начальная школа-детский сад № 52» за 2017-2018 учебный год».

Повестка :

I Аналитическая часть ( музыкальный зал )

1. Анализ воспитательно – образовательной работы в дошкольных группах.

Зам. директора по УВР – Ибрагимова Д.В.

2. Анализ учебно-воспитательной работы в начальной школе.

Зам. директора по УВР — Гончарова А.А.

3. Отчет о деятельности методических объединений педагогов

Руководители МО – Быкова О.Н., Гончарова А.А.

4. Отчет о работе логопедического пункта

Учитель – логопед – Федоренко Ю.В.

5. Отчет о работе педагога-психолога

Педагог-психолог – Прокошина З.Н.

6. О переводе обучающихся начальной школы в следующий класс.

Зам. директора по УВР — Гончарова А.А.

7. Проект решения.

II Деловая игра « Что ? Где ? Когда ?» (кабинет информатики), где каждый из педагогов смог проявить себя и получить удовольствие от общения.

Педагогический совет — подготовка и проведение

1. Функции педагогического совета.

Современный педагогический совет является полифункциональным. В его функциях могут быть выделены такие группы:

Управленческие (административные) которые включают следующие разновидности: законодательные, совещательные, диагностические, планово-прогностические, экспертно-контролирующие, корректирующие.

Законодательные — выражаются в коллективных решениях принимаемых открытым голосованием и обязательных к исполнению каждым работником.

Совещательные — обсуждение объективной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса, выработка рекомендаций.

Диагностические — проведение опытно-экспериментальной работы, социальных, психологических обследований.

Планово-прогностические — обсуждение перспектив развития школы, планирование деятельности коллектива, выбор учебных планов, программ.

Экспертноконтролируюиее — заслушивание отчетов, заключений о деятельности педагогических и руководящих работников, о выполнении учителями и учениками Устава школы, единых требований к учащимся, о работе с родителями.

Корректирующие – внесение изменений и поправок в планы работы школы в связи с изменениями государственной политики, социальной обстановки, социального заказа.

Методические функции педагогического совета: информационные, обобщающие, аналитические, развивающие, обучающие, активизирующие.

Информационное направление — сообщение о состоянии учебно-воспитательного процесса и путях его совершенствования, о достижениях педагогической науки, пропаганда передового опыта.

Обобщающе-аналитическое направление – анализ состояния учебно-воспитательного процесса, уровня преподавания, качества знаний и уровня воспитанности учащихся, обобщение и анализ педагогического опыта.

Развивающее направление – развитие педагогического мастерства, овладение формами, методами и приемами обучения, дающими наибольший эффект, использование опыта педагогов-новаторов, передовых школ, применение прогрессивных образовательных технологий.

Обучающее направление – это прежде всего повышение квалификации педагогических работников путем различных форм передачи знаний, умений, навыков, педагогического мастерства.

Активизирующее направление — активизация усилий педагогического коллектива, методической службы, научно-методического совета и работы каждого преподавателя над своей методической темой.

Воспитательные функции педагогического совета направлены на формирование индивидуальности каждого педагога, общественного мнения, сознательной дисциплины педагогического коллектива.

Воспитание коллектива происходит в процессе подготовки заседаний педагогических советов, к чему привлекаются все учителя, обсуждения вопросов и принятия решений, а также в исполнении принятых решений. Коллективная работа воспитывает сознательную внутреннюю дисциплину учителей, организованность, ответственность, способность к планомерной деятельности, вырабатывает систему общих взглядов на развитие, обучение и воспитание, единых требований к действиям коллег.

Социально-педагогические функции педагогического совета выражаются:

в коммуникации – связи педагогического коллектива с родителями, учениками, с педагогическими коллективами других школ;

в координации и интеграции – объединении усилий всех субъектов воспитания, школы, семьи, общественных организаций;

в согласовании – установлении целесообразных связей, последовательности действий;

в социальной защите детей и учительских коллективов, выполнении правовых норм по отношению к участникам педагогического процесса (здоровых условий работы и учебы, социального обеспечения, увольнения и приема и т.д.)

2. Содержание педагогического совета.

Содержание педсоветов реализует четыре избранных приоритетных направления:

  • управление развитием образования;
  • обновление содержания образования в связи с появлением новых стандартов образования;
  • повышение уровня профессионализма педагогов через внедрение новых образовательных технологий;
  • личностно-ориентированное общение.

Содержание педсоветов позволяет педагогам познакомиться с теоретическими основами многих инновационных направлений в образовании и увидеть их практическое применение, или самим в процессе практикумов отработать многие теоретические идеи. Управленческие педсоветы в начале и в конце учебного года позволяют сформировать аналитические умения педагогов, усвоение коллективом составляющих качеств образования, и умения планировать деятельность исходя из выявленных проблем и приоритетов развития школы.

Современную проблематику педсоветов можно представить такими модулями:

  • Модуль А:знания, умения, навыки учащихся
  • Модуль В: образовательные технологии.
  • Модуль С: урок
  • Модуль Д: воспитание.
  • Модуль Е: работа классного руководителя.
  • МодульF: развитие школы.
  • МодульG: школьник.
  • МодульH: учитель.
  • МодульJ: родители (семья, социум).

Модули А, В, С охватывают процесс обучения, модули Д,Е воспитание, Р- управление, а модули G ,H ,J включают проблемы связанные с субъектами и объектами этих процессов. В живом образовательном процессе все эти проблемы находятся во взаимодействии, в движении, изменяются, проявляясь то наиболее остро, то отодвигаясь на задний план. Этим процессом управляют администрация и методическая служба школы с помощью совещаний, семинаров, лекций, посещений уроков, индивидуальных бесед с учителями. Важнейшим средством управления регулирования и разрешения возникающих проблем выступает педагогический совет. Он определяет пути и средства решения проблем, дает рекомендации на длительный срок, таким образом управляя уровнем и результатами образовательного процесса. Как известно искусство управления состоит в том, чтобы предупредить многие проблемы сгладить их остроту.

Конкретная тема встающая перед школой, раскрывается, трансформируется в повестку дня педагогического совета, в которую включается:

  • освещение теории обсуждаемых вопросов, лучшего опыта в этой области;
  • состояние практики школы (результаты диагностики, анализ анкет, примеры уроков и т.д.);
  • обзор учебно-методического обеспечения;
  • рекомендации по затронутым проблемам.

Формулировки темы и обсуждаемых вопросов в объявлении о повестке дня должны быть проблемными, лаконичными, доступными, выразительными и эмоциональными.

3. Виды педагогических советов, их проведение.

По методике подготовки и проведения педагогические советы бывают: традиционные , нетрадиционные.

Традиционные — доклад с обсуждением; доклад с содокладом; на основе работы проблемных групп; семинар — практикум.

Нетрадиционные – методический день; в форме КТД (коллективное творческое дело);

диспут-дискуссия; творческий отчет; конкурс; аукцион; фестиваль; деловая игра; круглый стол; педагогический консилиум; презентация.

Традиционный педсовет на основе создания проблемных групп.

Основной недостаток традиционной формы педсовета с докладом – низкая активность педагогов. Этого недостатка можно избежать, если выбрать актуальную проблему и привлечь к ее обсуждению всех участников педагогического совета, организовав ряд проблемных творческих групп.

1-этап – этап разработки осуществляется методическим советом. Основная проблема делится на несколько подтем, которые предлагают разработать группам участников педагогического совета, скомплектованным по признаку их причастности, компетентности, опыта в данной области. Публикуется общий план педсовета, вопросы для обсуждения, библиография.

Ознакомьтесь так же:  Бир налог

2-этап –этап подготовки ( творческие проблемные группы). Подготовку к педсовету одновременно проводят проблемные группы совместно с администрацией. Разрабатываются планы работы педагогического совета. Каждая группа получает задание: изучить состояние проблемы на своем участке. Проблемные группы совместно с администрацией занимаются разработкой вопросов к педсовету, проводят анкетирование педагогов и учащихся, продумывают серию вспомогательных мероприятий (теоретические семинары, предметные недели, методические дни), посещают уроки и внеклассные мероприятия, оказывают помощь педагогам в систематизации материала по выбранной проблеме,

изучают документацию образовательного учреждения ,разрабатывают памятки, готовят объявление о предстоящем педсовете, разрабатывают проект решения и рекомендации.

Гласность и стимулирование подготовки педагогов к педсовету обеспечивается тем, что в учительской за месяц или более вывешивается объявление о предстоящем педсовете. На нем дата, тема, время, место, цели и задачи педсовета, повестка дня, вопросы к педагогам, а также список литературы по обсуждаемой теме.

3- этап- этап проведения. Длительность педагогического совета по времени 2-2.5 часа. Председатель напоминает о требованиях к выступающим:

  • уметь слушать и не прерывать оратора;
  • мнение каждого должно быть услышано, учтено и принято;
  • мысли и предложения нужно сформулировать четко и кратко;
  • чужое мнение нужно уважаться, но при этом высказывать и свое;
  • доказывать свою точку зрения, опираясь на анализ школьной ситуации, факты, данные и выводы не только педагогики, но и психологии, физиологии и других наук;
  • вносить конкретные предложения, точно их адресовать. Критиковать по-деловому. принципиально, не допускать эмоциональных всплесков, помнить что эмоции резко снижают результативность обмена мнениями.

Важное значение имеет процедура принятия решения. Проект решения готовится заранее и ставится на голосование. Перед голосованием обязательно должно быть объявлено обсуждение проекта решения. После голосования (открытого) идет учет предложений о поправках, уточнении принятого за основу решения. И наконец проводится голосование окончательного варианта решения в целом.

Оотношение к решению педагогического совета проявляется в процессе его принятия. К недостаткам традиционных педсоветов можно отнести:

  • авторитарный стиль, превращение педсовета в некий инструктаж;
  • поверхностное обсуждение поставленных проблем;
  • слабую связь теории с практикой, абстрактность докладов;
  • почти полное отсутствие самостоятельной деятельности педагогов;
  • низкая результативность.

Новые нетрадиционные формы проведения педсоветов превратили его, без преувеличения можно сказать, в мозговой центр, в некий штаб передовой мысли, в лабораторию мастерства педагогов. Можно перечислить некоторые нетрадиционные новые формы педагогических советов.

Педсовет-диспут. Диспут – это форма сотрудничества которая выявляет различные точки зрения по какой-то определенной проблеме для выявления истины.

Например мы проводили педсовет на тему: «Обучать или воспитывать». Предложили педагогам подумать над такими проблемами:

— В какой степени реформа музыкального образования затронула проблемы воспитания? Ваше мнение об этом?

— Ребенка надо принимать таким каков он есть. Согласны ли вы с этим мнением? Какова ваша позиция?

— Как вы думаете: плох ли традиционный урок? Если нет, то каковы его достоинства?

На этом педсовете были не только традиционные роли участников диспута, но были и «конформисты», «критики», «союзники». Докладчику пришлось активно защищать свою позицию.

Педсовет-диспут понравился: обсуждение проблемы было острым, активным. Скуки и равнодушия не было. В качестве рекомендаций были предложены законы диспута:

  • диспут – свободный обмен мнениями;
  • на диспуте все активны, в споре все равны.
  • каждый выступает и критикует любое положение, с которым он не согласен;
  • говори что думаешь, и думай что говоришь;
  • главное в диспуте – факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргумента не принимаются;
  • имей мужество выслушать правду и не обидиться;
  • острое, меткое слово приветствуется;
  • перешептывания на месте, неуместные шутки запрещаются;
  • здесь нет наблюдающих! Каждый активный участник разговора.

Вариантом педагогического совета-диспута является решение педагогических ситуаций. Администрация образовательного учреждения выбирает банк сложных педагогических ситуаций по данной проблеме, которые предлагаются коллективу. Форма их проведения может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьевки, с разделением на группы. Администрация может играть роль жюри или ведущего консультанта.

Педагогический совет – защита инноваций.

Каждой группе участников педагогического совета дается задание – предварительно подготовиться (познакомиться с опытом) и в лаконичной форме изложить идеи и особенности педагогической инновации, ознакомиться с конкретным опытом использования педагогической технологии.

Группа выбирает исполнителей следующих ролей:

  • автор-новатор, носитель передовых идей, спикер группы;
  • оптимисты-защитники идеи, ее пропагандисты;
  • пессимисты-консерваторы и скептики — противники идей;
  • реалисты-аналитики., способные взвесить все «за» и «против» и сделать необходимые выводы.

В зависимости от количества людей и обсуждаемых инноваций можно выделить творческие группы по ролевым направлениям. В результате педсовет приходит к решению о целесообразности или нецелесообразности инновации.

Педагогический совет-деловая игра.

Для проведения педагогического совета — деловой игры необходимы некоторые условия.

  1. Наличие проблемы и цели которую должен решить педагогический коллектив. В практике распространены такие обобщенные темы: разработка программ развития; защита идей передового, авторского опыта; освоение инновационных технологий; и др.
  2. Имитация реальной ситуации по ролям.
  3. Реальное наличие интересов, мнений участников. При проведении такого педсовета надо соблюдать правила игры. Стимулировать участников соревнованиями, экспертной оценкой личного и коллективного вклада, оценкой результата игровой деятельности.

Весь процесс можно разбить на шесть этапов:

1 этап — разработка игры, составление сценария;
2 этап — организационный: необходимо разъяснить участникам игры цели и смысл, ознакомить их с программой и правилами, распределить роли, поставить конкретные задачи.
3 этап — разыгрывание и поиск решений внутри каждой группы. Работа в группе может проходить в виде мозгового штурма, дискуссии, тренинга.
4 этап – межгрупповая дискуссия: выступление групп, защита идей, проектов.
5 этап – подведение итогов: анализируются и обобщаются результаты, принимается общее коллективное решение.
6 этап – довольно сложен: надо перенести опыт мышления деятельности из игры в реальную жизнь образовательного учреждения.

Педагогический совет-фестиваль проходит как широкий общественный смотр достижений, празднество; сопровождается показом, смотром форм, методов, приемов, средств обучения в разнообразии художественного оформления.

По составу участников педагогический совет может быть постоянным (в нем участвует весь педагогический коллектив), расширенным (с участием учеников, родителей и т.д.) объединенным с другим педагогическим коллективом, малым (ограниченным по числу участников.

Постоянный состав педагогического совета определен « Положением о педагогическом совете школы» и включает весь педагогический коллектив.

На расширенный педагогический совет приглашаются представители шефских организаций, преподаватели вузов, члены родительских комитетов, родители, ученики.

Объединенный педагогический совет планируем провести совместно с коллективами школ искусств нашего района.

Малый (ограниченный) педагогический совет занимается решением одной проблемы, привлекая только учителей, причастных к ней.

По месту и роли в учебно-воспитательном процессе педсовет может быть: тактическим, стратегическим, стартовым, текущим, итоговым, четвертным, полугодовым, годовым; внеочередным; по итогам проверок, смотров и т.д..

Тактический педсовет определяет и решает текущие задачи школы, анализирует ее деятельность, актуальные вопросы школьной жизни, анализирует качество знаний, состояние преподавания отдельных предметов, нравственного воспитания, уровня культуры; знакомит с достижениями психолого-педагогической науки, их использованием педагогическим коллективом.

Стратегический педсовет проводится для выработки линии поведения коллектива, системы общих взглядов на деятельность школы. Результат его работы – перспективная программа действий, рассчитанная на несколько лет.

Стартовый (установочный) педсовет призван самостоятельно выработать собственные позиции коллектива, ориентиры и направления, определить предназначение школы, дать старт серии учебно-воспитательных мероприятий, выполнению программы развития.

Текущий (рабочий) педсовет дает анализ состояния воспитательного процесса, уровня преподавания на каком-либо отрезке учебного года. Четвертной – посвящен итогам работы за четверть. Полугодовой подводит итоги за полугодие.

Итоговый педсовет ставит целью выявить и обозначить текущие и развивающиеся проблемы ( в данном случае проблема понимается как разница между существующими требованиями и нормами и реальным положением дел); вовремя развить и тщательно проанализировать проблемы, чтобы продвинуться вперед и достичь успеха. Итоговый педсовет может быть традиционным и нетрадиционным. Мы в своей школе приняли решение в конце года проводить итоговый нетрадиционный педсовет, на котором подводим итоги учебного года и говорим только о хорошем, все проблемные моменты оставляем для августовского педсовета. В этом году все преподаватели были награждены грамотами и памятными подарками – статуэтками богини Ники- символа дальнейших побед и достижений

Все педагогические советы, должны быть связаны логикой, вытекать один из другого, дополнять, определять перспективы последующих заседаний.

Формы педагогических советов, методика их проведения определяются содержанием, целями, составом участников, а также формами деятельности педагогического коллектива. Невозможно говорить о содержании и методике педагогических советов в отрыве от реально сложившейся в данной школе технологии.

Литература:

  1. И.М. Гафурова Педагогический совет 2003
  2. Л.М. Сыромятникова Педагогические советы вып.1. 2005
  3. Педсовет: идеи, методики, формы (Ерофеева и др.)
  4. Диск издательства «Учитель» «Коммуникативная и педагогическая деятельность в школе».
  5. Положение о Педагогическом Совете (приказ министерства Образования от 08.09.1992 г.)
  6. Л.А. Церникель Педагогический совет — основная форма управленческой функции. Учебное пособие. Барнаул. 2000 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *