Пособия по грамотному письму

Регион РФ: Омская область

Год публикации: 2005

Библиографическая ссылка:: Азарова Е.В., Никонова М.Н. Русский язык. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. — 80 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Настоящее пособие является первой частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Культурология, русский язык, культура речи» и предназначено для студентов всех специальностей дистанционной формы обучения. Пособие направлено на создание у студентов представления о русском национальном языке как системе и закрепление умений и навыков грамотного письма. Пособие включает три раздела: Сущность языка; Русская языковая система; Текст. В конце пособия приводятся вопросы к зачету. Каждый из разделов состоит из теоретического материала, списка рекомендованной для самостоятельного прочтения литературы, вопросов для повторения, упражнений и тестовых заданий.

Содержание:

Как писать без ошибок?

Как писать без ошибок? Вполне резонный вопрос для человека любого возраста. Вы можете обладать изысканнейшими манерами, «с иголочки» одеваться и выглядеть не хуже кинозвезды.

Однако есть один нюанс, который помешает вам добиться успеха — неграмотность. С ошибками любого рода нужно бороться. Как?

Писать без ошибок научат книги

Больше читайте. Это первый и, пожалуй, самый важный совет. Ни дня без книги! Таким должен быть девиз человека, решившего покончить с ошибками. Регулярное чтение развивает зрительную память, которая станет надёжным помощником на пути борьбы с неграмотностью.

Рекомендую включить в круг чтения произведения русских классиков. Кто, как не признанные мастера художественного слова, преподаст лучшие уроки «великого, могучего»?

Читайте не только про себя, но и вслух, «с чувством, с толком, с расстановкой». Не торопитесь, обдумывайте прочитанное. Возьмите за правило записывать наиболее трудные и непонятные слова. Неплохо было бы заодно уточнять их смысл. Со временем такое внимательное отношение к слову станет полезной привычкой, которая поможет вам стать грамотным.

Пользуйтесь орфографическими словарями. Причём желательно не электронными, а печатными: листая страницы в поисках нужного слова, поневоле обращаешь внимание на слова соседние. Не исключено, что в определённый момент зрительная память подскажет и их написание.

Правила — путь к безошибочному письму

Выучите правила русской орфографии и старайтесь применять их на практике. Рекомендация, казалось бы, банальная, и в то же время очень полезная. Писать грамотно, не зная при этом ни одного правила, под силу единицам. Для этого необходимо обладать идеально развитой зрительной памятью, то есть быть, по сути, феноменальной личностью. Согласитесь, таковых среди нас немного.

Однако знание орфографических правил само по себе ещё не является гарантией практической грамотности. Орфографические навыки необходимо закреплять, поэтому систематически упражняйтесь. Для этой цели советую использовать проверенное временем пособие Д.Э. Розенталя «Русский язык. Упражнения и комментарии». К слову сказать, Розенталя считают одним из тех немногочисленных лингвистов, кому удалось «оседлать» русскую орфографию. Факт, заслуживающий внимания, не правда ли? Уж Розенталь-то точно знал, как писать без ошибок.

— Знаю правила, но пишу с ошибками, —

подобные сетования приходится слышать и от детей, и от взрослых. Как писать без ошибок в этом случае? Одна из причин данной ситуации – недостаточно сформированные орфографические навыки. Школьные учителя на уроках русского языка достаточно активно работают в этом направлении. Если же деятельность педагогов не даёт желаемого результата или вы в силу изрядного возраста уже не посещаете школу, без самостоятельных занятий не обойтись.

Существует ряд незамысловатых, на первый взгляд, приёмов, помогающих заметно повысить уровень практической грамотности. Попробуйте переписывать готовые печатные тексты. Откройте, к примеру, книгу Тургенева и перепишите первый абзац любого произведения. Затем внимательно проверьте написанное. Сделали ошибки? Переписывайте снова. Результат станет ощутимым уже после месяца регулярных занятий.

Когда научитесь переписывать текст безошибочно, переходите на следующий этап – письмо по памяти. Возьмите хотя бы того же Тургенева, прочитайте первое предложение – затем закройте книгу и запишите его так, как запомнили. Сверьтесь с текстом. Если допущены ошибки – пишите заново. Со временем усложняйте задачу, старайтесь писать по памяти сначала два предложения, потом – целый абзац и т.д.

Если перечисленные методы не помогают и писать без ошибок все-таки не получается, не исключено, что вы страдаете дисграфией. Это достаточно серьёзная проблема, справиться с которой поможет специалист-дефектолог.

Подробнее — здесь:

Предлагаем пройти уникальные интерактивные тесты:

Алгоритм грамотного письма


Методика улучшения грамотности у школьников

Курс «Алгоритм грамотного письма» научит учителей и родителей школьников, как помочь детям преодолеть трудности, с которыми они сталкиваются на уроках русского языка.

В основе курса лежит приём проговаривания ребенком текста, который он пишет. Вкратце этот метод был описан в статье «История третьеклассницы Кати».

Для достижения лучших результатов при проговаривании необходимо соблюдать четкий алгоритм, который и разбирается в данном онлайн-курсе.

Как использовать методику

Используя алгоритм, родители могут заниматься со своими детьми дома, репетиторы — с учениками на индивидуальных занятиях, школьные учителя — прямо в классе, на уроках русского языка.

Также эту методику можно использовать для проведения индивидуальных или групповых занятий в детском центре.

Курс состоит из текстовых методических материалов и видеоматериалов для просмотра. Также вы получите пособия для проведения занятий с детьми.

  • Описание алгоритма действий учителя или родителя
  • Видеосъёмки занятий с учениками 4-7 классов с комментариями автора, продолжительность – 1 час
  • Учебное пособие Сорокиной М. и Полыгаловой Н. «Русский язык. Опорные сигналы, схемы, таблицы. Орфография. Пунктуация. Фонетика. Словообразование. Морфология. Лексика. Синтаксис» — в электронном виде
  • Копилка специально подобранных предложений для «Алгоритма грамотного письма» (340 предложений)
  • Описание специальных игр для тренировки орфографического чтения и орфографического письма для использования на уроках и дома
  • Памятки для родителей и ученика.

Автор курса – Марина Сорокина

Филолог, учитель русского языка высшей категории, учредитель ЧОУ ДПО «Современное образование» в городе Перми.

Автор запатентованной методики преподавания русского языка по опорным сигналам и схемам «Курс интенсивного повышения грамотности». Автор программы «Движение. Логика. Грамотность». Автор электронных учебных пособий по русскому языку для интерактивной доски.

Получение сертификата

Предусмотрены две версии курса: с получением сертификата и без него. Если вы хотите получить сертификат, вам надо будет выполнить задание и прислать его на проверку автору курса. При успешном выполнении задания вы получите сертификат.

Стоимость курса — 4890 руб.

В эту стоимость входит проверка домашнего задания и выдача сертификата в случае успешной сдачи.

Стоимость версии без домашнего задания и без сертификата — 3490 руб.

Видеообращение автора

Презентация методического пособия «Как подготовить ребенка к грамотному письму и чтению»

Как подготовить ребенка к грамотному обучению письму и чтению

Ознакомьтесь так же:  Что такое проживание с подселением

На ранних этапах обучения ребенка – дошкольника письму и чтению родители наблюдают, что дети очень часто допускают следующие ошибки:

пропускают буквы в слове

не дописывают слово до конца

переставляют слоги в словах

заменяют буквы на другие, сходные по звучанию и написанию

Развитие фонематического слуха у ребенка – дошкольника предупредит развитие данных ошибок.

Фонематический слух – более тонкий слух ребенка, который позволяет ему различать сходные по звучанию звуки родного языка, выделять звуки из слова, определять место и последовательность звуков в слове.

У детей с нормальным речевым развитием фонематический слух формируется к 4-5 годам.

У детей с нарушенным произношением звуков необходимо развивать фонематический слух поэтапно с помощью специальных игр и упражнений.

На первом этапе необходимо приучать ребенка слушать различные неречевые звуки (шум дождя, ветра, стук, звучание различных инструментов и т.д.), а также узнавать и различать их.

На втором этапе необходимо постепенно знакомить детей с речевыми звуками, учить сравнивать согласные и гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки, знакомить с образами букв, различать понятия звука и буквы.

! Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем.

А для того, чтобы ребенку дошкольнику было интересно, попробуйте послушать и вместе с ним угадать, чья это песенка?

Как добиться абсолютной грамотности любого ребёнка-школьника?

— У моего — врождённая безграмотность!

— А мой в меня пошёл,
я всегда безграмотно писала!

— Мои дети в отца пошли,
а у того всегда по русскому «двойки»!

— Вырастет – запишет грамотно!

  • Школьные навыки (а грамотное письмо – школьный навык) не передаются генетически, не являются функцией биологического созревания.
  • Навык грамотного письма никогда не появится из ниоткуда каким-то волшебным образом.
  • Навык грамотного письма не появится после стократного посещения разных психологов.
  • Врождённая безграмотность (тот смысл, который все родители обычно вкладывают в это слово) – тоже не оправдание неграмотного письма.
  • Да и то, что читающие дети поголовно все пишут грамотно, тоже миф.

Виноваты в наше время:

  • Наш слишком активный строй жизни, при котором всё меньше и меньше своего личного времени родители уделяют ребёнку. Боюсь, идём к тому, что лет через двести наших детей будут с колыбели воспитывать роботы.
  • Через двести лет роботы, а сейчас планшеты и компьютеры занимают, к сожалению, 70% времени наших молчащих детей. Без развитой, богатой, хорошей устной речи — грамотной письменной речи появиться гораздо сложнее.

Что делать?

1. Знать правила. Когда? Всегда. То есть их понять и выучить. Не просто прочитать… не поучить… не знать вчера и раньше, а понимать, знать и помнить с 7 лет до 17 лет. Потом эти знания Ваш ребёнок (как и Вы сейчас) будет применять автоматически, уверяя уже своих детей, что правила он не учил, а просто вот таким грамотным и родился (сколько я этих ваших высказываний слышу на лекциях и семинарах… вот, уже на сайте ВСЕМ пишу! Не передаётся грамотность ни генетически, ни по наследству, ни волшебной методикой без учения и понимания правил и ежедневного письма ))) И Золотой Рыбки НЕТ, и Волшебной Палочки НЕТ, чтобы легко и быстро научиться грамотно писать! Не ищите лёгких путей, не введитесь на заманчивые обещания некоторых методик! Не поможет – только время упустите).

2. По каким книгам в каждом классе надо учить необходимые правила для грамотного письма вовремя, без лишних затрат времени, нервов и денег и методически верно — прочитайте здесь.

3. Писать диктанты. Когда? Всегда. Единственный кратчайший путь к грамотному письму – писать диктанты каждый день. Хотя бы по 3-5минут. Но систематически, каждый день. Заманивайте детей на это чем угодно: объяснениями, конфетами, подарками, ласковым словом, обещаниями, любыми бонусами. Потому что именно письмо под диктовку формирует на практике навык грамотного письма. ВИТАМИНКА ГРАМОТНОСТИ – ПИСЬМО ПОД ДИКТОВКУ КАЖДЫЙ ДЕНЬ. У всей Вашей семьи впереди ГИА и ЕГЭ …

Уважаемые родители, бабушки, дедушки,
старшие сёстры-братья и репетиторы!

Диктант на каждый день – это совсем не обязательно большой текст контрольного диктанта. Огромный эффект вы уже заметите через месяц-два диктовки по 2-3-4 предложений из любого диктанта, который вы выберете из сборников диктантов для начальной школы нужного класса.
Прошу только не экспериментировать над детьми и не диктовать беднягам тексты из газет. Почему-то это излюбленный приём многих пап и бабушек )))

Уважаемые учителя!
Вот два вида систематической работы с диктантами, которые позволили добиться 100% грамотности в моих классах.

Вид первый

Я сама преподавала в школе много лет и знаю цену каждой минуты. Мне нелегко было каждый урок не только давать мини-срез знаний, чтобы понять, кто из моих учеников и что именно он действительно усвоил (а не просто поднял руку вместе со всеми в конце урока, отвечая на вопросы: «Поняли? Понравился урок?»), но и давать ученикам возможность каждый день писать под диктовку 3-4 предложения. Не успевали написать 3-4 предложения – писали 1-2 предложения.

Вид второй

Каждый понедельник я раздавала детям лист формата А-4 с 5-тью диктантами, в которых были пропущены все виды пройденных орфограмм (про орфограммы – здесь ). Я сообщала, что в пятницу я буду на оценку в журнале диктовать один из этих диктантов. Как хотите – так и готовьтесь. Или не готовьтесь. Самые старательные дети не только вставляли во всех диктантах нужные буквы в пропущенные места, вспоминая верную орфограмму, но и писали их под диктовку родителей. Некоторые дети только вставляли пропущенные орфограммы и писали 1-2 диктанта, некоторые писали один диктант и устно проговаривали орфограммы. Кто-то, бывало, вообще «забывал» про этот чудесный лист, но в пятницу был диктант. Всегда.

Вот из этих диктантов-дырочек (как любовно называли их ученики) и родились книги: «Подготовка к контрольным диктантам по русскому языку 1-2 класс», «Подготовка к контрольным диктантам по русскому языку 3 класс», «Подготовка к контрольным диктантам по русскому языку 4 класс».

Так как «дырочек» в диктантах было много, и многие родители уже не справлялись не только с 3-им или 4-ым классом, а и со 2-ым (не знали, какую букву надо выбрать или написать), то я, специально для родителей, давала тексты-ответы для удобной диктовки. Так появились книги:

И с каждой неделей становилось всё больше детей, желающих написать диктант, так как у моих учеников появлялась уверенность в своих силах, повышалась грамотность.

На еженедельный пятничный диктант я отводила 10-15 минут. Они не были большими, но зато были насыщены орфограммами.

Мои дети настолько были приучены к письму под диктовку, что никакой городской контрольный диктант им уже не был страшен.

Книги, из которых можно брать и писать диктанты каждый день, – здесь.

Отдельная страница с текстовыми и звуковыми диктантами — здесь.

Правила

1. В каждом пособии собраны все правила, необходимые для автоматического грамотного письма.

2. Без знаний этой теории невозможно написать без ошибок контрольные диктанты, тесты, изложения, эссе, сочинения и другие проверочные работы.

3. В пособие вошли основные правила, представленные во всех федеральных учебниках по русскому языку.

Диктанты

  1. Большой сборник диктантов по русскому языку. 1-4 класс. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. В начале каждой темы написано правило. В сборник вошли диктанты по всем темам курса русского языка для начальной школы. Пособие можно использовать для проведения контрольных и проверочных работ, для закрепления пройденного материала, а также для самостоятельной работы дома.
  2. Диктанты и изложения по русскому языку. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Большая подборка диктантов и изложений. Для удобства распределены по классам и полугодиям. (электронная версия)
  3. Обучающие и познавательные диктанты по русскому языку 1-4 класс. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Представленные диктанты за весь курс начальной школы несут не только орфографическую, но и познавательную нагрузку. (готовится переиздание)
  4. 500 контрольных диктантов по русскому языку 1-4 класс. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Огромная подборка диктантов с грамматическими заданиями. Для удобства распределена по классам и четвертям.
  5. Диктанты повышенной сложности 1-2 класс. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Усложнённые диктанты для более глубокого усвоения материала.
  6. Диктанты повышенной сложности 3-4 класс. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Усложнённые диктанты для более глубокого усвоения материала.
  7. Подготовка к контрольным диктантам по русскому языку 1-2 класс. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Книга с диктантами-дырочками. На каждую орфограмму предложено несколько вариантов ответов. В комплекте есть книга с диктантами-ответами, по которой ещё и удобно диктовать. Работа по этому комплекту даёт практически 100% грамотность.
  8. Контрольные диктанты по русскому языку 1-2 класс. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. К каждой орфограмме подобраны специальные диктанты. В комплекте – книга с этими же диктантами, но на каждую орфограмму предложено несколько вариантов ответов. Работа по этому комплекту даёт практически 100% грамотность.
  9. Подготовка к контрольным диктантам по русскому языку 3 класс. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Книга с диктантами-дырочками. На каждую орфограмму предложено несколько вариантов ответов. В комплекте есть книга с диктантами-ответами, по которой ещё и удобно диктовать. Работа по этому комплекту даёт практически 100% грамотность.
  10. Контрольные диктанты по русскому языку 3 класс. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. (К каждой орфограмме подобраны специальные диктанты. В комплекте есть книга с этими же диктантами, но на каждую орфограмму предложено несколько вариантов ответов. Работа по этому комплекту даёт практически 100% грамотность.)
  11. Подготовка к контрольным диктантам 4 класс. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Книга с диктантами-дырочками. На каждую орфограмму предложено несколько вариантов ответов. В комплекте есть книга с диктантами-ответами, по которой ещё и удобно диктовать. Работа по этому комплекту даёт практически 100% грамотность.
  12. Контрольные диктанты по русскому языку 4 класс. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. (К каждой орфограмме подобраны специальные диктанты. В комплекте есть книга с этими же диктантами, но на каждую орфограмму предложено несколько вариантов ответов. Работа по этому комплекту даёт практически 100% грамотность.)
Ознакомьтесь так же:  Как оформить кирпичную стенку

Русский язык: как стать грамотным. 9 способов и веселые запоминалки

Ошибки в диктантах: откуда взялись «рокобесы» и «веснуски»? Учим русский с ребенком

«На дощатой брусчатой террасе небезызвестная веснушчатая Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора Аполлона Ипполитовича винегретом, моллюсками и другими яствами». Этот заковыристый диктант писали, доказывая свою грамотность, еще наши бабушки. Как правило, с первого раза обойтись без ошибок мало кому удавалось. Зато экзаменуемые на всю жизнь запоминали правописание тех слов, с которыми не справились. Сегодня детям нужно сначала перевести отрывок с русского классического на русский современный. Потому что, уверяют преподаватели-филологи, словарный запас нынешних детей и подростков стремительно сокращается.

Недавно в одной из московских школ одиннадцатиклассники, записывая под диктовку отрывок, дружно вместо «Грибоедов боролся с мракобесами» написали «с рокобесами». Ибо «рок» и «бесы» — это еще как-то понятно, а о «мракобесах» никто не слышал. Как и о «молотьбе» или, скажем, о «брошюре».

Так что если хотите вырастить грамотного ребенка, первым делом проинспектируйте домашние книжные полки: ведь, кроме орфографического словаря под ред. В. В. Лопатина, на них хорошо бы поселить, как минимум, еще и толковый словарь, и орфоэпический. И, конечно, научить ребенка ими пользоваться.

Но вернемся к незабвенной веснушчатой Агриппине: оказывается, актуальность текста сохраняется и по сей день. Ведь практически каждое слово в этом диктанте — на какое-то определенное правило.

  • «брусчатая» — суффикс -чат- (суффикса -щат- не существует);
  • «небезызвестная» — пишется слитно, потому что можно заменить синонимом «известная». А после русских приставок на согласные вместо и пишется именно ы;
  • «потчевал» — если в 1-м лице глагол заканчивается на -ую (потчую), то выбираем суффикс -ева-.

Ну, а уж правописание таких имен и отчеств, как Агриппина Саввична и Аполлон Ипполитович, надо твердо знать, потому что сегодня старинные имена в большой моде. Так что лет через 20 эти знания могут пригодиться, когда придется письменно обращаться к партнерам, коллегам, и тем более к начальству.

«Недавно к нам на практику пришла студентка 5-го курса филфака одного известного и уважаемого вуза. Ее конспект к первому уроку начинался так: „Здраствуйте дети“ — без в и запятой!» — с негодованием рассказывает директор московской школы.

И негодование это готовы разделить многие. Ведь говорить о том, что всеобщая грамотность падает, уже даже как-то банально. Почему все это происходит и что с этим делать?

  1. Первая, которую всегда называют учителя, психологи и социологи, — отсутствие привычки к чтению. Причем не читают не только дети и подростки, а все вообще. Или читают, но не то: в «литературной макулатуре» не только образцов грамотной речи не найдешь, — там и с корректурой дела обстоят из рук вон плохо.
  2. Свою лепту вносит и интернет-общение: принятые там сокращения, сленг, небрежное обращение с орфографией невольно переносятся и в нормальную письменную речь.
  3. Приходится констатировать ухудшение подготовки в школах и вузах.
  4. Многое зависит от того, что родители не там ищут проблему. Ребенок получает двойки по русскому, а его ругают за лень. Не может связать двух слов, а его всеми силами запихивают в сильный класс с усложненной программой: мол, пусть лучше там будет отстающим, чем в обычном — середнячком. И в итоге запускают возможные логопедические проблемы, которые имеют свойство проявляться в том числе и как безграмотность.

Причина — заболевание

Итак, в погоне за грамотностью первым делом необходимо показать будущего школьника логопеду. Причем чем раньше — тем лучше.

«Уже к четырем годам, — утверждает логопед Ольга Ковалевская, — можно определить, входит ли ребенок в группу риска. И это именно тот возраст, когда лечение окажется максимально эффективным».

Что должно насторожить родителей и стать поводом сходить к специалисту:

  • ребенок не все звуки выговаривает четко, заменяет одни на другие (р — л, с — ш);
  • не различает на слух речевые звуки (звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие);
  • пропускает слоги в словах: например, вместо «ве-ло-си-пед» произносит «ве-ло-пед»;
  • у малыша недостаточно развита мелкая моторика (не может завязать шнурки, застегнуть пуговицы и т. д.);
  • недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления (не может скопировать изображение, путает право — лево, верх — низ и т. д.).

Нарушения чтения и письма проявляются уже к середине 1-го класса. Например, ученик, страдающий дислексией, во время чтения вслух переставляет или пропускает буквы, а иногда и слоги.

А тот, у кого дисграфия, вместо строчной д пишет строчную у, а вместо в — ф. А еще пропускает или переставляет буквы в словах. И даже если он выучит все правила — будет делать множество ошибок в диктантах. С последней проблемой сталкиваются те, кому логопед может поставить диагноз «дизорфография».

Ознакомьтесь так же:  Капитал-страхование нижний новгород осаго

Миф о врожденной грамотности

Бывает, что подобрать проверочное слово не получается из-за скудного словарного запаса. Но с этой проблемой логопед уже не поможет — если дети мало читают, откуда взяться богатой лексике?

Почему-то принято считать, что любовь к книге надо воспитывать с того момента, как дети научились читать, а грамотность — только когда начинают писать. Это ошибка!

Уважение к книге прививается уже лет с 3-х. И начинается с того, насколько часто ребенок видит с книгой маму и папу. И насколько часто и много они читают ему.

«Иногда я слышу, как человек хвастается: „Правил никогда не учил, а пишу без ошибок! У меня — врожденная грамотность!“ — рассказывает психолог Андрей Соколов. — Отсюда можно сделать вывод, что существует и врожденная безграмотность. А значит, учись — не учись, результат один? Боюсь расстроить тех, кто в это верит, но умение писать без ошибок — все-таки свойство приобретенное. Просто приобретено оно теми, у кого это получается вроде бы автоматически, в раннем возрасте».

Что же необходимо, чтобы так называемая «врожденная грамотность» появилась?

Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью.

Во-вторых, много читать. И чем раньше ребенок возьмет в руки книгу, тем лучше. Кстати, даже «грамотей от природы» в действительно сложных правилах все-таки ошибается и не всегда уверен в пунктуации.

А как развить зрительную память? Способов немало. Назовем самые среди них распространенные:

  1. работа с картинками «Найди 10 отличий»;
  2. игра в «Что пропало?»: разложите на столе 7–10 предметов, и когда ребенок скажет, что запомнил их все, попросите его отвернуться и уберите что-нибудь или переставьте. Задача — определить, что изменилось;
  3. одно из самых эффективных упражнений: показать ребенку лист бумаги, на котором изображены простые фигурки или узоры, и попросить попытаться нарисовать их по памяти.

Предположим лучший вариант развития событий: у вашего ребенка нет никаких логопедических проблем, а в семье — культ чтения. Все это не означает, что чадо станет грамотным само собой. Процесс необходимо контролировать и направлять.

До школы

  1. При чтении вслух четко проговаривайте все слова.
  2. Разговаривайте с ребенком больше. Каждый раз, когда читаете сказки, ведите беседу: кто главный герой, где живет, что делает. И следите, чтобы ребенок отвечал не односложно, а предложения строил логически.

Начальная школа

  1. В 1-м классе смотрим, в каких словах ребенок ошибается, и всегда делаем работу над ошибками.
  2. Ставим задачи: найти в тексте, например, имена собственные (в том числе клички животных, названия городов). Спрашиваем: «А как бы ты их написал?»
  3. Во 2–3-м классе все то же, но просим найти еще и, например, все прилагательные. Или все слова с безударной гласной и т. п.
  4. Для закрепления пройденного полезно так называемое «письмо с дырками». То есть слова, в которых ударные гласные и гласные, в которых ребенок уверен, пусть он пишет, а те, в которых сомневается, пропускает. Чтобы потом подумать, подобрать проверочные однокоренные слова. Например, мол. ко. Проверочное слово «молочный». Это отличный прием для выработки самоконтроля.
  5. Когда устраиваете домашние диктанты, сначала обязательно прочитайте текст вслух и попросите ребенка закрыть глаза и, слушая, представить то, о чем говорится в тексте. И только потом начинать писать.

Средняя школа

  1. Величайшая ошибка родителей часто болеющих детей (а сегодня таких — большинство) — забывать о том, что домашнее задание — это лишь треть от того, что ученики проходят в классе. То есть просто выполнить все, что задали на дом, совершенно недостаточно: надо выполнить и все упражнения, которые есть в учебнике по пропущенной теме.

И вообще, золотое правило отличника: лучше всех экзамены сдает не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много. И если они не даются, надо обратиться за помощью к учителю.

  1. Как и в начальной школе, работа над ошибками остается важнейшим оружием в борьбе с безграмотностью. Она должна быть неизбежно и обязательно! У хорошего учителя все ученики заводят специальную тетрадочку, куда выписывают слова, в которых сделали ошибки. Потом из этих слов составляются диктанты: вполне достаточно писать их 2 раза в неделю по 5 минут.

Ребенок с неприятным упорством забывает правила и лепит ошибку на ошибке? Не сорваться и не отругать его при этом очень сложно. Но сдерживаться придется: все равно от крика пользы не будет, а нетерпимость в этом вопросе — плохой помощник. Поверьте, чем веселее борьба, тем легче выиграть.

Русский язык ведь очень логичный. Возьмем для примера все ту же Агриппину Саввичну: что у нее на носу — веснуски или веснушки? И сразу понятно, почему пишется «веснушчатая». Опытный педагог знает: если дети посмеются над ошибкой, на будущее наверняка запомнят правильное правописание слова.

А как запомнить все глухие согласные? Попробуйте вызубрить с — т — п — к — х — ч — ш — щ — ц — ф. Трудновато, да? Внимание — включаем фантазию, и вот уже: «Степка, хочешь щец? — Фи!» Тут они все, и запомнить несложно.

А, например, словосочетание «Зося ждет» включает в себя все согласные, после которых следует ставить суффикс -чик-.

Не уверены, как пишутся слова «мужчин» и «женщин»? Включите домостроевскую логику: «мужу — чин, жене — щи». Точно не ошибетесь! Обычно дети от таких педагогических хитростей приходят в восторг.

Что еще помогает подружиться с родным языком?

  • Поработайте со словом, в котором постоянно делаете ошибку: несколько раз напишите его, выговорите по слогам, раскрасьте букву, в которой ошибаетесь.
  • Анаграммы, кроссворды, шифры, шарады, ребусы превосходно развивают наши интеллектуальные способности.
  • Простая и забавная игра: один человек зачитывает из словаря определение, а другие должны идентифицировать слово.
  • Запишите свою речь на диктофон (а еще лучше — создайте видеоклип). Велика вероятность, что, послушав себя со стороны, обнаружите, что совершаете множество речевых ошибок: неправильно строите предложения или используете слова-паразиты.

Галина Потапова: Тренировочные диктанты по русскому языку: учебно-методическое пособие

Аннотация к книге «Тренировочные диктанты по русскому языку: учебно-методическое пособие»

Цель данного пособия Г помочь учащимся овладеть навыками грамотного письма.
В сборнике приведены тексты из литературных произведений, как адаптированные, так и неадаптированные.
Диктанты носят обобщающий характер и должны помочь учащимся отработать орфограммы и пунктограммы в рамках школьной программы.
Все тексты снабжены ключами, к каждому тексту даны комментарии о содержании основных орфографических и пунктуационных правил.
Материалы этого сборника могут быть также использованы и учителями для работы на уроках, факультативных и дополнительных занятиях.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *