Полномочия уполномоченного по правам человека в российской федерации

Функции и полномочия Уполномоченного по правам человека

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими.

Согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ Уполномоченный способствует:

– восстановлению нарушенных прав,

– совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права,

– развитию международного сотрудничества в области прав человека,

– правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:

– рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;

– анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

– развитие международного сотрудничества в области прав человека;

– правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;

– подготовка ежегодного доклада о своей деятельности и направление его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации;

– выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;

– направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации;

– обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;

– обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан;

– принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;

– анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;

– информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации;

– направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека вправе:

1. обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

2. обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3. обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

4. изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

5. обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, применённым или подлежащим применению в конкретном деле.

В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Статус и полномочия

Должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Введение чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации или на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий и не может быть привлечен к судебной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Государственной Думы.

Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения; запрашивать и получать необходимые документы и материалы; получать объяснения должностных лиц и госслужащих; проводить проверки деятельности госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц; знакомиться с уголовными, гражданскими и административными делами, включая прекращенные. Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, руководителями общественных объединений, военачальниками и администрацией мест принудительного содержания.

В пределах своей компетенции Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации:

  • рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • рассматривает жалобы на решения или действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если заявитель опротестовывает решения суда либо административного органа, в котором он ранее обжаловал эти решения или действия;
  • не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;
  • принимает необходимые меры по защите прав человека по собственной инициативе в случае, если ему поступила информация о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

Глава 19. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Статья 155
В соответствии со статьей 103 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года № 1- ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (далее – Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации») Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (далее — Уполномоченный по правам человека) назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов тайным голосованием. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного по правам человека могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и фракциями в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного по правам человека, а также в случаях досрочного прекращения полномочий (в том числе освобождения от должности) Уполномоченного по правам человека, предусмотренных статьями 11 и 13 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Предложенные кандидатуры должны соответствовать требованиям статьи 6 вышеназванного закона (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981 ; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 7 марта 2017 года № 1041–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 11, ст. 1544).

Статья 156
Каждый кандидат, предложенный на должность Уполномоченного по правам человека, выступает на заседании Государственной Думы с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее. В список для тайного голосования включаются кандидатуры, получившие не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Процедура рассмотрения вопроса о назначении на должность Уполномоченного по правам человека устанавливается Советом Государственной Думы по предложению Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 4718–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 5–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5793; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 октября 2017 года № 2344–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 42, ст. 6107).

Ознакомьтесь так же:  Оформить водительское удостоверение

Статья 157
1. Если кандидатура на должность Уполномоченного по правам человека отклонена палатой, может быть предложена для нового рассмотрения та же или новая кандидатура.

2. В случае, если в Государственную Думу было внесено более одной кандидатуры и в результате тайного голосования ни одна из них не набрала необходимого числа голосов, могут быть предложены для нового рассмотрения те же или новые кандидатуры.

3. Повторное рассмотрение кандидатур проводится на ближайшем заседании палаты после получения ею соответствующего представления в порядке, установленном настоящей главой Регламента.

4. После оглашения результатов голосования по кандидатурам на должность Уполномоченного по правам человека кандидат, набравший необходимое число голосов для назначения на должность Уполномоченного по правам человека, приносит присягу (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27 сентября 2002 года № 3093-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 40, ст. 3901).

5. Приведение к присяге лица, назначенного на должность Уполномоченного по правам человека, производится председательствующим на заседании Государственной Думы. Текст присяги, приведенный в статье 9 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», произносится Уполномоченным по правам человека вслух, стоя, положив руку на текст Конституции Российской Федерации. Принесение присяги удостоверяется подписью Уполномоченного по правам человека, проставленной под текстом присяги, с указанием даты ее принесения. Текст присяги хранится в Государственной Думе.

Статья 158
1. Решение Государственной Думы по вопросу о назначении на должность или об освобождении от должности Уполномоченного по правам человека оформляется постановлением палаты (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 4718–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719).

2. В случае досрочного освобождения Уполномоченного по правам человека от должности новый Уполномоченный по правам человека должен быть назначен Государственной Думой в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности предыдущего Уполномоченного по правам человека.

3. Вопрос о даче согласия на лишение Уполномоченного по правам человека неприкосновенности решается на заседании Государственной Думы.

4. Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой на срок, установленный Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Полномочия уполномоченного по правам человека в российской федерации

(с изменениями на 19 октября 2017 года)

Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 17 декабря 1997 года.

Вступил в силу 30 декабря 1997 года. № 227-77.

Настоящий Закон определяет порядок избрания на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Глава I. Общие положения

Статья 1

1. Должность Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге (далее — Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Уставом Санкт-Петербурга в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в Санкт-Петербурге.

2. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

3. Уполномоченный не вправе:

1) замещать государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъектов Российской Федерации, если иное не установлено федеральными конституционными законами или федеральными законами, а также муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы;

2) замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении Совета муниципальных образований Санкт-Петербурга, иных объединений внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, политической партией, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени государственного органа;

4) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации;

5) быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами;

6) использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве лица, замещающего государственную должность Санкт-Петербурга;

8) получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц;

9) принимать вопреки установленному порядку почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия (за исключением научных и спортивных) иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;

10) выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренностям государственных органов Российской Федерации, государственных органов Санкт-Петербурга с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

11) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

12) разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, ставшие известными в связи с выполнением служебных обязанностей;

13) иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

14) быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

3_1. Уполномоченному, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

3_2. В соответствии с законодательством Российской Федерации Уполномоченный обязан при избрании на должность, а впоследствии ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять сведения о полученных им доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о его обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера в порядке, установленном законом Санкт-Петербурга.

3_3. Уполномоченный обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях, которые установлены Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», и в порядке, установленном Законом Санкт-Петербурга от 11 мая 2016 года N 246-43 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Санкт-Петербурга, и лицами, замещающими государственные должности Санкт-Петербурга, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

3_4. Уполномоченный может на общественных началах входить в состав консультативных органов по обеспечению реализации полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Санкт-Петербурга, иных государственных органов Санкт-Петербурга.

4. Уполномоченный в своей деятельности руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Уставом Санкт-Петербурга, настоящим Законом и другими законами Санкт-Петербурга.

5. В компетенцию Уполномоченного входит защита фундаментальных гражданских и политических прав человека, определенных в статьях 2-21 Всеобщей декларации прав человека, а также иных прав человека в случае их систематического или массового нарушения на территории Санкт-Петербурга.

7. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, а также приостановить членство в политической партии на период осуществления своих полномочий не позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и Законодательное Собрание назначает нового Уполномоченного.

Статья 2

Основными задачами Уполномоченного являются:

— организация и осуществление контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти Санкт-Петербурга, иными государственными органами Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге, их должностными лицами;

— содействие восстановлению нарушенных прав граждан;

— содействие совершенствованию законодательства Санкт-Петербурга в части соблюдения прав человека;

— информирование жителей Санкт-Петербурга о положении в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Санкт-Петербурге;

— правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;

— содействие совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Санкт-Петербурге;

— содействие координации деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга, иных государственных органов и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Санкт-Петербурге.

Глава II. Порядок избрания на должность и освобождения от должности уполномоченного

Статья 3

Ознакомьтесь так же:  Налоговая декларация за 2018 год при продаже автомобиля

1. Должность Уполномоченного является государственной должностью Санкт-Петербурга.

Уполномоченный избирается на должность Законодательным Собранием Санкт-Петербурга (далее — Законодательное Собрание).

2. На должность Уполномоченного может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

3. Кандидатом на должность Уполномоченного может быть лицо, представившее свое письменное согласие занять указанную должность и биографические сведения, изложенные в произвольной форме.

Статья 4

Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вносить:

— депутаты Законодательного Собрания;

— депутатские объединения (фракции) Законодательного Собрания;

— представительные органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге;

— политические партии либо их региональные отделения в Санкт-Петербурге (если это предусмотрено уставом политической партии), а также иные общероссийские общественные объединения, имеющие структурные подразделения в Санкт-Петербурге, либо санкт-петербургские региональные общественные объединения.

Статья 5

1. Уполномоченный избирается на должность и освобождается от должности Законодательным Собранием большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания тайным голосованием в порядке, установленном Законодательным Собранием.

2. Законодательное Собрание принимает постановление об избрании на должность Уполномоченного не позднее 45 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

3. До рассмотрения кандидатуры на должность Уполномоченного Законодательное Собрание согласовывает ее с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. В адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации направляются письменное обращение и копии всех внесенных предложений и сопроводительных материалов о каждом кандидате на должность Уполномоченного.

Статья 6

Законодательное Собрание проводит выборы Уполномоченного не позднее чем через 45 дней со дня прекращения полномочий предыдущего Уполномоченного.

Статья 7

1. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания:

«Посвящая себя служению человеку, торжественно клянусь:

честно и беспристрастно исполнять обязанности Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге;

защищать права и свободы человека и гражданина;

дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности и моральной чистоты; руководствоваться в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга, законами Санкт-Петербурга, справедливостью и голосом совести.

2. Присяга приносится на заседании Законодательного Собрания непосредственно после избрания Уполномоченного на должность.

3. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

4. Уполномоченному в течение 14 дней со дня избрания Председателем Законодательного Собрания Санкт-Петербурга или по поручению Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга заместителем Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга вручается удостоверение, образец которого установлен законом Санкт-Петербурга о порядке подписания и выдачи удостоверений Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге, Уполномоченному по правам ребенка в Санкт-Петербурге, Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге.

Статья 8

1. Уполномоченный избирается на срок 5 лет. Его полномочия прекращаются со дня избрания нового Уполномоченного.

2. Одно и то же лицо не может быть избрано на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

Статья 9

1. Полномочия Уполномоченного прекращаются досрочно в случае:

б) подачи им письменного заявления о сложении полномочий;

в) его неспособности по состоянию здоровья, установленной в соответствии с медицинским заключением, или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев) исполнять свои обязанности;

г) признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

д) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

е) его выезда за пределы Санкт-Петербурга на постоянное место жительства;

ж) утраты им гражданства Российской Федерации;

з) утраты доверия в случаях, предусмотренных статьей 13_1 Федерального закона «О противодействии коррупции»;

и) несоблюдения им требований, ограничений и запретов, установленных федеральными законами и настоящим Законом Санкт-Петербурга.

2. Отставка Уполномоченного принимается Законодательным Собранием на основании письменного заявления Уполномоченного о сложении своих полномочий. При непринятии отставки Уполномоченный исполняет свои обязанности в течение двух месяцев со дня подачи заявления, после чего вправе прекратить осуществление своих полномочий.

3. (Пункт исключен с 8 ноября 2015 года — Закон Санкт-Петербурга от 26 октября 2015 года N 567-109).

4. Досрочное прекращение полномочий Уполномоченного производится постановлением Законодательного Собрания, принимаемым большинством голосов от числа избранных депутатов.

5. Принятие Законодательным Собранием постановления о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного влечет немедленное освобождение Уполномоченного от должности. Полномочия представителя нанимателя (работодателя) для сотрудников аппарата Уполномоченного до избрания нового Уполномоченного осуществляет Законодательное Собрание.

6. Решение о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного принимается Законодательным Собранием после консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, за исключением следующих случаев:

б) признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

в) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

г) его выезда за пределы Санкт-Петербурга на постоянное место жительства;

д) утраты им гражданства Российской Федерации.

7. Истечение срока полномочий Законодательного Собрания или его роспуск не влечет прекращения полномочий Уполномоченного.

Глава III. Компетенция и деятельность уполномоченного

Статья 10

1. В целях выполнения своих основных задач Уполномоченный:

— осуществляет сбор, изучение и анализ информации, содержащейся в получаемых от органов государственной власти Санкт-Петербурга, иных государственных органов Санкт-Петербурга материалах по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также в обращениях граждан и общественных объединений по вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина, в сообщениях средств массовой информации по указанным вопросам и получаемой иным законным способом;

— составляет ежегодный и специальные доклады о своей деятельности и о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Санкт-Петербурге и направляет их Президенту Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Законодательное Собрание и Губернатору Санкт-Петербурга, в Санкт-Петербургский городской суд, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Уставный суд Санкт-Петербурга, прокурору Санкт-Петербурга;

— издает и безвозмездно распространяет сборники и иные печатные материалы, содержащие информацию о правах и свободах человека и гражданина, о способах их защиты;

— организует семинары и круглые столы по проблемам соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также конкурсы, способствующие правовому просвещению граждан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина;

— вносит в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в органы государственной власти Санкт-Петербурга и иные государственные органы Санкт-Петербурга, в органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге предложения о совершенствовании механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

— рассматривает направленные непосредственно Уполномоченному обращения (жалобы) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Санкт-Петербурга, организаций, зарегистрированных или расположенных в Санкт-Петербурге, а также иных физических и юридических лиц, если их обращения (жалобы) касаются вопросов соблюдения фундаментальных гражданских и политических прав граждан в Санкт-Петербурге;

— проверяет по поручению Законодательного Собрания, по обращению Губернатора Санкт-Петербурга в Законодательное Собрание либо по собственной инициативе информацию о случаях нарушений прав и свобод человека и гражданина в Санкт-Петербурге, а также об отдельных фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина в Санкт-Петербурге, представляющих особую общественную значимость;

— принимает участие в разработке законопроектов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина;

— по поручению Законодательного Собрания готовит и представляет заключения по вопросам защиты прав человека.

Заключения Уполномоченного не могут содержать политических оценок решений, принимаемых органами государственной власти Санкт-Петербурга, иными государственными органами Санкт-Петербурга по вопросам их ведения.

2. (Пункт исключен с 24 ноября 2009 года Законом Санкт-Петербурга от 13 ноября 2009 года N 515-96).

3. Нормативные правовые акты, принимаемые Законодательным Собранием, Губернатором Санкт-Петербурга, Правительством Санкт-Петербурга, направляются Уполномоченному соответственно Законодательным Собранием, Губернатором Санкт-Петербурга, Правительством Санкт-Петербурга.

Статья 11

Обращение (жалоба) должно быть направлено Уполномоченному не позднее года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Уполномоченный рассматривает обращения (жалобы) в том случае, если заявитель ранее обращался по поводу нарушения прав и свобод к должностным лицам органов государственной власти Санкт-Петербурга, иных государственных органов Санкт-Петербурга, но либо не получил ответа в установленный законодательством срок, либо не согласен с решениями, принятыми по его обращению (жалобе).

Обращение (жалоба) должно содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями его обращений (жалоб) или решений, принятых по его обращению (жалобе).

Статья 12

1. Получив обращение (жалобу), Уполномоченный имеет право:

— принять обращение (жалобу) к рассмотрению;

— передать обращение (жалобу) органу государственной власти Санкт-Петербурга, иному государственному органу Санкт-Петербурга, органу местного самоуправления в Санкт-Петербурге или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение обращения (жалобы) по существу;

— разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

— мотивированно отказать в принятии обращения (жалобы) к рассмотрению.

2. О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В начале рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует орган государственной власти Санкт-Петербурга, иной государственный орган Санкт-Петербурга, орган местного самоуправления в Санкт-Петербурге или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

3. При рассмотрении обращения (жалобы) Уполномоченный обязан предоставить возможность органу государственной власти Санкт-Петербурга, иному государственному органу Санкт-Петербурга, органу местного самоуправления в Санкт-Петербурге или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, дать объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки.

4. Проверка обращения (жалобы) не может быть поручена органу государственной власти Санкт-Петербурга, иному государственному органу Санкт-Петербурга, органу местного самоуправления в Санкт-Петербурге или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

Ознакомьтесь так же:  Как я получал гражданство израиля

5. О результатах рассмотрения обращения (жалобы) Уполномоченный обязан известить заявителя.

Статья 13

1. Уполномоченный в целях реализации своих задач имеет право:

— запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы, материалы от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, органов государственной власти Санкт-Петербурга и иных государственных органов Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге и их должностных лиц, а также учреждений и организаций федерального, регионального и местного подчинения по вопросам, входящим в их компетенцию и связанным с обеспечением и защитой прав и свобод человека и гражданина;

— привлекать в установленном порядке экспертов для осуществления отдельных видов работ;

— принимать участие с правом совещательного голоса в заседаниях Законодательного Собрания и Правительства Санкт-Петербурга, других коллегиальных органов Законодательного Собрания и Администрации Санкт-Петербурга;

— по вопросам, входящим в компетенцию Уполномоченного, посещать органы государственной власти Санкт-Петербурга, иные государственные органы Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, а также любые организации на территории Санкт-Петербурга независимо от их организационно-правового статуса и формы собственности;

— в случае грубого или массового нарушения прав и свобод человека и гражданина в Санкт-Петербурге безотлагательно выступить с докладом на очередном заседании Законодательного Собрания;

— при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции;

— в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, обращаться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов;

— в случаях, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в пределах своей компетенции обращаться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

2. Уполномоченный по вопросам своей деятельности пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти Санкт-Петербурга, иных государственных органов Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, иных органов и организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также администрациями мест принудительного содержания, находящихся на территории Санкт-Петербурга.

Статья 14

Уполномоченный не вправе разглашать сведения, ставшие ему известными в процессе рассмотрения обращения, о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.

Статья 15

1. При рассмотрении жалоб на решения или действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также организаций федерального подчинения Уполномоченный вправе:

1) беспрепятственно посещать указанные территориальные органы и организации;

2) запрашивать и получать от них сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалоб;

3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих указанных территориальных органов, организаций по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалоб;

4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности указанных территориальных органов и организаций и их должностных лиц.

2. Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрациями мест принудительного содержания на территории Санкт-Петербурга не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Статья 16

Должностные лица органов государственной власти Санкт-Петербурга, иных государственных органов Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, а также организаций на территории Санкт-Петербурга независимо от их организационно-правового статуса и формы собственности обязаны предоставлять информацию по запросу Уполномоченного, а сведения, отнесенные к государственной тайне, — в соответствии с принятой процедурой допуска к ним.

Рекомендации и заключения Уполномоченного направляются в соответствующий орган государственной власти Санкт-Петербурга, иной государственный орган Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, должностному лицу или руководителю, в компетенцию которых входит решение вопроса. В случае необходимости рекомендации Уполномоченного, которые могут быть поддержаны постановлениями Законодательного Собрания, направляются в соответствующие федеральные органы и структуры.

Органы государственной власти Санкт-Петербурга, иные государственные органы Санкт- и органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, их должностные лица, руководители организаций, получившие заключения и рекомендации Уполномоченного, обязаны в двухнедельный срок рассмотреть их и уведомить Уполномоченного о принятом решении.

Статья 17

1. Не позднее чем через три месяца по окончании календарного года Уполномоченный представляет в Законодательное Собрание ежегодный доклад о своей деятельности и о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Санкт-Петербурге. В ежегодном докладе Уполномоченного должны содержаться оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Санкт-Петербурге, должны указываться органы государственной власти Санкт-Петербурга, иные государственные органы Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге и их должностные лица, систематически нарушающие права и свободы человека и гражданина и уклоняющиеся от принятия мер по их восстановлению и защите.

Ежегодный доклад Уполномоченного заслушивается на заседании Законодательного Собрания не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

2. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Санкт-Петербурге Уполномоченный вправе направлять в Законодательное Собрание специальные доклады.

3. Ежегодный и специальные доклады Уполномоченный направляет Президенту Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Губернатору Санкт-Петербурга, в Санкт-Петербургский городской суд, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Уставный суд Санкт-Петербурга, прокурору Санкт-Петербурга. По решению Уполномоченного ежегодный и специальные доклады могут направляться также в иные органы, организации и иным должностным лицам.

4. Ежегодный доклад Уполномоченного публикуется, а специальные доклады Уполномоченного могут быть опубликованы по решению Уполномоченного на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официальном сайте Законодательного Собрания (www.assembly.spb.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (www.gov.spb.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Опубликование ежегодного и специальных докладов Уполномоченного на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (www.gov.spb.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.

5. Ежегодный и специальные доклады Уполномоченного могут быть также опубликованы по решению Уполномоченного в газетах «Санкт-Петербургские ведомости» или «Петербургский дневник».

Глава IV. Аппарат уполномоченного

Статья 18

Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается его аппарат.

Уполномоченный осуществляет общее руководство работой своего аппарата, утверждает положение о нем и назначает его руководителя.

Руководитель аппарата Уполномоченного осуществляет руководство текущей деятельностью аппарата Уполномоченного, в случае временного отсутствия Уполномоченного осуществляет общее руководство работой аппарата Уполномоченного.

Руководители структурных подразделений аппарата Уполномоченного в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы и несут ответственность за результаты работы в подведомственном им направлении деятельности Уполномоченного.

Уполномоченный и его аппарат являются государственным органом Санкт-Петербурга с наименованием «Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге». Указанный государственный орган Санкт-Петербурга обладает правом юридического лица, имеет расчетный и иные счета, печать и бланки с изображением герба Санкт-Петербурга и своим наименованием.

Для оказания консультативной помощи Уполномоченному, организации работы с заявителями, а также для оказания помощи Уполномоченному в организации взаимодействия с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями на территории района Санкт-Петербурга Уполномоченный вправе назначать своих помощников, осуществляющих деятельность на общественных началах на территории районов Санкт-Петербурга. Уполномоченный вправе иметь помощников, осуществляющих деятельность на общественных началах на территории районов Санкт-Петербурга, в количестве, равном числу районов Санкт-Петербурга. Положение о помощнике Уполномоченного, осуществляющем деятельность на общественных началах на территории района Санкт-Петербурга, утверждается Уполномоченным.

Статья 19

— осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом;

— определяет в пределах средств бюджета Санкт-Петербурга, предусмотренных на обеспечение деятельности Уполномоченного, структуру и штатное расписание аппарата;

— по вопросам, связанным с деятельностью аппарата, издает приказы;

— обеспечивает комплектование своего аппарата компетентными специалистами;

— утверждает планы проверок и обследований на текущий период органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, а также любых организаций на территории Санкт-Петербурга независимо от их организационно-правового статуса и формы собственности по вопросам, входящим в компетенцию Уполномоченного;

— осуществляет общее руководство проверками и обследованиями, проводимыми по вопросам, входящим в компетенцию Уполномоченного;

— утверждает результаты проведенных проверок и обследований;

— представляет Законодательному Собранию каждые полгода отчет о работе, включая результаты проверок и обследований;

— во исполнение возложенных на него полномочий издает приказы по аппарату.

Статья 20

При Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может создаваться консультативный совет, осуществляющий деятельность на общественных началах и состоящий из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина.

Глава V. Заключительные положения

Статья 21

(Статья исключена с 3 ноября 1998 года на основании Закона Санкт-Петербурга от 11 сентября 1998 года N 195-38)

Статья 22

В бюджете Санкт-Петербурга ежегодно предусматриваются отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного и его аппарата.

Финансовая отчетность представляется Уполномоченным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Имущество, необходимое Уполномоченному и его аппарату для осуществления их деятельности, находится в их оперативном управлении и является государственной собственностью Санкт-Петербурга.

Помещение, имущество, оборудование для деятельности аппарата Уполномоченного предоставляются Губернатором Санкт-Петербурга не позднее трех месяцев после избрания первого Уполномоченного.

Статья 23

(Статья исключена с 26 июня 2000 года — Закон Санкт-Петербурга от 2 июня 2000 года N 234-18)

Статья 24

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *