Полномочия дознавателя до возбуждения уголовного дела

Глава 9. ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

§ 1. Сущность и задачи возбуждения уголовного дела

Возбуждение уголовного дела – это первая стадия уголовного процесса, в которой дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор принимают и проверяют заявление или сообщение о совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным кодексом, выносят решение о необходимости производства предварительного расследования по уголовному делу в связи с наличием достаточных данных, указывающих на признаки преступления, либо об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о передаче заявления по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения – в суд.

Стадия возбуждения уголовного дела предшествует стадии предварительного расследования. Ее основная задача – обеспечить быстрое реагирование на каждое преступление и создать возможность для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств происшедшего. Уголовное дело должно быть возбуждено в каждом случае, когда существует хотя бы самая малая вероятность того, что было совершено преступление. С момента возбуждения дела приводится в действие механизм уголовного преследования, и орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор получают возможность использовать все предусмотренные законом способы и средства в целях обеспечения прав и законных интересов граждан и установления объективной истины.

Возбудить уголовное дело вправе прокурор, а также следователь или дознаватель с согласия прокурора. Причем принятие такого решения – это не только право указанных органов, но и их обязанность: дело должно быть возбуждено в каждом случае обнаружения признаков преступления.

Прокурор может возбудить уголовное дело о любом преступлении.

Следователь вправе ходатайствовать перед прокурором о возбуждении уголовного дела, когда информация о преступлении поступила непосредственно к нему или когда он сам обнаружил признаки преступления (например, при производстве следствия по другому преступлению). Обычно им возбуждаются дела, подследственные ему по родовому и территориальному признакам.

Орган дознания обращается к прокурору с ходатайством о возбуждении уголовного дела в случае, когда необходимо произвести неотложные следственные действия (ч. 1 ст. 157 УПК). Дознаватель ходатайствует перед прокурором о возбуждении уголовного дела, расследование по которому проводится в форме дознания.

В соответствии с ч. 4 ст. 20 УПК, прокурор, а также следователь или дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении частного и частно-публичного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего, если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами.

Никакие другие органы не вправе возбудить уголовное дело. Они могут лишь ставить вопрос о принятии такого решения перед прокурором, следователем или дознавателем, что рассматривается как повод к возбуждению уголовного дела.

Не наделен таким правом и суд, т. к. это несовместимо с осуществляемой им функцией отправления правосудия. Если в ходе судебного разбирательства обнаруживаются признаки другого преступления, возбудить уголовное дело по этому факту может прокурор.

§ 2. Поводы и основание к возбуждению уголовного дела

Под поводом к возбуждению уголовного дела следует понимать получение дознавателем, органом дознания, следователем или прокурором из указанных в ч. 1 ст. 140 УПК источников сведений о готовящемся или совершенном преступлении.

Повод к возбуждению уголовного дела является юридическим фактом, с которым закон связывает возникновение уголовно-процессуальных отношений. С его появлением у указанных органов возникает юридическая обязанность принять заявление (сообщение) о совершенном или готовящемся преступлении, проверить его и вынести соответствующее решение, уведомив о нем заявителя.

Однако не каждое заявление (сообщение) о преступлении, полученное дознавателем, органом дознания, следователем или прокурором, является поводом к возбуждению уголовного дела, т. к. не все эти заявления (сообщения) влекут правовую обязанность по их рассмотрению и разрешению. Для возникновения такой обязанности необходимо, чтобы сведения о преступлении были получены из перечисленных в ч. 1 ст. 140 УПК источников.

Заявление о преступлении – самый распространенный повод к возбуждению уголовного дела. Правом обратиться к дознавателю, органу дознания, следователю или прокурору с заявлением о совершенном или готовящемся преступлении пользуется любой гражданин, а не только тот, который пострадал от этого преступления. Вместе с тем ст. 20 УПК устанавливает, что уголовные дела частного обвинения могут быть возбуждены не иначе как по заявлению потерпевшего и его законного представителя (ч. 2), а дела частно-публичного обвинения – по заявлению потерпевшего (ч. 3). В соответствии же с ч. 4 этой статьи прокурор, а также следователь или дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении, преследуемом в частном или частно-публичном порядке, и при отсутствии заявления потерпевшего, если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами.

Согласно ст. 141 УПК, заявление о преступлении может быть сделано как в устном, так и в письменном виде. Анонимные заявления о преступлении не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела. Поэтому письменное заявление должно быть подписано заявителем, а устное заявление о преступлении заносится в протокол, который также должен быть подписан заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Кроме этого, протокол принятия устного заявления должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих его личность.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется рапортом лица, получившего данное сообщение, об обнаружении признаков преступления.

Сигналы о преступлениях, поступившие в органы внутренних дел по телефону, должны быть зарегистрированы в журнале. Если лицо, сделавшее такое сообщение, установлено, у него отбирается письменное заявление или составляется протокол приема устного заявления. Если же телефонный звонок был анонимным, поводом к возбуждению уголовного дела в случае принятия такого решения будет указанное в п. 3 ст. 140 УПК сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя.

Второй повод к возбуждению уголовного дела – явка с повинной – представляет собой добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении (ст. 142 УПК).

Для того чтобы такое сообщение могло быть признано явкой с повинной, необходимо наличие двух обязательных условий: во-первых, гражданин должен указывать на свои собственные действия и, во-вторых, указывать на эти действия как на преступные, т.е. он должен признавать свою вину в совершении преступления. Поэтому если, например, водитель сообщает, что он участвовал в дорожно-транспортном происшествии, но отрицает свою вину в нем, явки с повинной не будет.

Определяющим признаком явки с повинной является добровольная передача себя в руки правосудия. Исходя из этого следует признать, что она будет не только тогда, когда гражданин лично явился к дознавателю, следователю или прокурору, но и тогда, когда сообщение было сделано им по почте, телеграфу, телефону (если, конечно, им указаны все данные, устанавливающие его личность и позволяющие в любой момент встретиться с ним и получить подтверждение полученных сведений).

В соответствии с ч. 2 ст. 142 УПК заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление о явке с повинной принимается и заносится в протокол в том же порядке, что и заявление о преступлении, поданное иным лицом. В заявлении или протоколе нужно указать, когда, где, каким образом и при каких обстоятельствах совершено преступление, какими данными оно подтверждается, каковы мотивы, побудившие лицо явиться с повинной, и т. п.

Явка с повинной имеет не только уголовно-процессуальное, но и уголовно-правовое значение: она является обстоятельством, смягчающим ответственность, а в указанных в законе случаях – и основанием для освобождения лица от уголовной ответственности или наказания.

Третьим поводом к возбуждению уголовного дела является сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Таковым, в частности, являются сообщения учреждений или организаций, а также должностных лиц. Эти сообщения должны быть сделаны в письменной форме в виде служебного письма или заверенной телеграммы, телефонограммы, радиограммы. К ним могут быть приложены находящиеся в распоряжении отправителя документы, которыми подтверждаются обстоятельства совершенного преступления. По делам, возбуждаемым лишь по жалобе потерпевшего, такие сообщения представляют источник первичных сведений; поводом же к возбуждению уголовного дела они могут быть только тогда, когда на попечении этих учреждений и организаций находится несовершеннолетнее лицо, пострадавшее от данного преступления.

Под эту же категорию подпадает и сообщение о преступлении, распространенное в средствах массовой информации (печати, радио, телевидении и др.), о котором говорится в ч. 2 ст. 144 УПК. Характерным для этих источников является то, что содержащиеся в них сведения не адресуются непосредственно прокурору, следователю или органу дознания; они в первую очередь рассчитаны на привлечение внимания общественности, в том числе и лиц, наделенных правом возбуждать уголовное дело. Формы подачи материала средствами массовой информации могут быть самыми различными (статья, очерк, репортаж, интервью, фельетон, документальный фильм и т. п.).

Рассматриваемым поводом к возбуждению уголовного дела охватывается также выявление дознавателем, следователем, прокурором информации о преступлении по собственной инициативе. Так, орган дознания может выявить признаки преступления при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, дознаватель и следователь – при расследовании других уголовных дел, прокурор – при осуществлении надзора за соблюдением требований закона юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов и т. п.

Ознакомьтесь так же:  Сколько стоит вернуть права после суда

Кроме того, рассматриваемый повод будет и тогда, когда заявления и сообщения о преступлениях не соответствуют установленным для них законом требованиям. Например, прокурор при наличии определенных условий может возбудить уголовное дело о преступлении, преследуемом в порядке частного обвинения, и без жалобы потерпевшего. В этих и некоторых других случаях поводом к возбуждению дела будет непосредственное обнаружение признаков преступления лицом, принимающим такое решение.

Для возбуждения уголовного дела, помимо повода, необходимо и основание. Таким основанием является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК).

Если в имеющихся в распоряжении прокурора, следователя или органа дознания данных содержится информация о деянии, которое не является преступлением, уголовное дело не может быть возбуждено. Так, недопустимо возбуждение уголовного дела на основе сведений об антиобщественных мыслях и установках лица, если они не были воплощены в конкретном преступном деянии. Не может считаться обоснованным и возбуждение дела при наличии данных о противоправных, но уголовно ненаказуемых деяниях (административных проступках, гражданских правонарушениях и т. п.). Нельзя возбуждать уголовное дело и в случаях, когда лицо, совершившее общественно опасное деяние, не достигло возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

Вместе с тем для возбуждения уголовного дела достаточно, если имеющиеся сведения характеризуют содеянное лишь в общих чертах. Так, для принятия такого решения не обязательно устанавливать лицо, совершившее деяние, форму его вины и т.п. Выявление этих обстоятельств является задачей расследования. Для возбуждения же уголовного дела вполне достаточно данных, свидетельствующих о наличии объективных признаков (объекта и объективной стороны) преступления.

Причем наличие этих признаков нет необходимости устанавливать достоверно. Уголовное дело должно возбуждаться даже при наличии минимальной степени вероятности того, что преступление действительно было совершено. В ходе дальнейшего производства это предположение может не подтвердиться, и дело будет прекращено. Но это не означает, что оно было возбуждено неосновательно. Прекращение дела – это нормальный (один из возможных) результат расследования, соответствующий задаче установления истины.

Обязательным условием законного возбуждения уголовного дела служит также отсутствие обстоятельств, исключающих принятие этого решения (ст. 24 УПК).

§ 3. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК). Это значит, что они не вправе отказать в приеме и регистрации информации о преступлении по каким бы то ни было мотивам.

Срок принятия решения по поступившему заявлению – трое суток. Однако согласно ч. 3 ст. 144 УПК прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя или дознавателя продлить срок рассмотрения сообщения о преступлении до десяти суток. Этот срок является окончательным и продлен быть не может. Поэтому если в десятисуточный срок так и не удалось установить, имеется ли основание к возбуждению уголовного дела, оно должно быть возбуждено и наличие или отсутствие такого основания должно выясняться уже в ходе предварительного расследования. Если же наличие в деянии признаков преступления в процессе расследования не подтвердится, принимается решение о прекращении уголовного дела в соответствии с п. 1 ст. 24 УПК.

Лицу, заявившему о преступлении, выдается документ о принятии сделанного им сообщения о преступлении к рассмотрению с указанием данных о лице, принявшем это сообщение, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144 УПК). Если в приеме сообщения о преступлении отказано, то такой отказ может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК (ч. 5 ст. 144 УПК). Заявление потерпевшего по уголовным делам частного обвинения подается в суд и рассматривается судьей в порядке, установленном ст. 318 УПК (ч. 6 ст. 144 УПК).

В соответствии с ч. 2 ст. 144 УПК, по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку по поручению прокурора проводит орган дознания или следователь. Редакция либо главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сделанное сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию. Единственное исключение сделано для лиц, поставивших условие о сохранении в тайне источника информации: сведения о них не сообщаются прокурору, следователю, органу дознания.

Каждое заявление или сообщение о преступлении должно быть проверено. Способы такой проверки законом прямо не закреплены. Безусловно, в целях собирания и проверки сведений до возбуждения уголовного дела могут быть использованы так называемые «иные процессуальные действия» (ч. 1 ст. 86 УПК): получение объяснений; требование представить соответствующие предметы и документы, которые могут установить необходимые по делу сведения; требование произвести ревизию или документальную проверку. В качестве способа получения информации, необходимой для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, следует признать и представление предметов и документов любыми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Особого внимания заслуживает вопрос о возможности производства следственных действий до возбуждения уголовного дела. По общему правилу, их производство в первой стадии уголовного процесса не разрешается. Но из этого правила есть исключения: до возбуждения уголовного дела может быть произведен осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК), а также освидетельствование и назначение судебной экспертизы (ч. 4 ст. 146 УПК).

§ 4. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

В соответствии со ст. 145 УПК по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения – в суд.

Последнее решение не является завершающим для данного этапа процесса; оно принимается тогда, когда орган, к которому поступило заявление или сообщение, не компетентен возбудить или отказать в возбуждении уголовного дела. Например, если дознаватель, получивший сведения о преступлении, по которому обязательно предварительное следствие, не сочтет необходимым производить неотложные следственные действия, он передает заявление следователю с тем, чтобы тот сам принял решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. Точно так же может поступить и следователь в случае поступления к нему заявления о преступлении, которое ему неподследственно (ст. 151 УПК), либо о преступлении, преследуемом в порядке частного обвинения. Однако при вынесении такого решения орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор обязаны принять меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст.1 45 УПК).

О возбуждении уголовного дела дознаватель или следователь с согласия прокурора, а также прокурор в пределах своей компетенции принимают соответствующее решение, о чем выносят постановление, которое состоит из трех частей: вводной, описательной (описательно-мотивировочной) и резолютивной. Во вводной части указывается дата, время и место вынесения постановления, кем оно вынесено. В описательной (описательно-мотивировочной) части излагаются повод и основание для возбуждения дела. В резолютивной части содержится решение о возбуждении уголовного дела, а также указывается пункт, часть, статья уголовного кодекса, на основании которой возбуждается уголовное дело.

Поскольку для возбуждения уголовного дела необходим и достаточен вероятный вывод о наличии преступления, квалификация этого преступления в большинстве случаев также является предположительной. Так, обнаружение трупа с признаками насильственной смерти может дать основание для предположения, что смерть потерпевшего явилась результатом убийства (ст. 105 УК РФ), причинения смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ), доведения до самоубийства (ст. 110 УК РФ), терроризма (ст. 205 УК РФ) и т.п. Поэтому в постановлении о возбуждении уголовного дела следует указывать ту квалификацию, которая представляется наиболее вероятной в данном случае.

Если расследовать преступление будет то же лицо, которое приняло решение о возбуждении уголовного дела, выносится единое постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству. В остальных случаях в резолютивной части постановления нужно сделать отметку о том, что уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности (ч. 3 ст. 146 УПК).

Постановление следователя или дознавателя о возбуждении уголовного дела, в соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК, должно незамедлительно направляться прокурору. К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случаях производства отдельных следственных действий по закреплению преступления и установлению лица, его совершившего (как уже отмечалось, такими действиями могут быть осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), – соответствующие протоколы и постановления. Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более 5 суток. О решении прокурора следователь или дознаватель в тот же день уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Если уголовное дело возбуждают капитаны морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главы дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации, прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности (ч. 4 ст. 146 УПК).

В соответствии со ст. 147 УПК уголовные дела о преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 20 УПК (дела частно-публичного обвинения) возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего. Однако прокурор вправе возбудить уголовное дело о таком преступлении и при отсутствии жалобы потерпевшего в случаях, если потерпевший в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. Производство по этим делам ведется в таком же порядке, что и по другим делам.

Согласно ст. 149 УПК после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела:

1) прокурор направляет уголовное дело для производства предварительного расследования (дознания либо предварительного следствия):

2) следователь приступает к производству предварительного следствия;

Ознакомьтесь так же:  Машинист метро требования по здоровью

3) орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело прокурору, а по уголовным делам, расследование которых осуществляется в форме дознания (ч. 3 ст. 150 УПК), производит дознание.

Согласно ст. 148 УПК прокурор, следователь или дознаватель выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела при отсутствии основания для его возбуждения. Сопоставление этой нормы с ч. 2 ст. 140 УПК, которая содержит определение основания для возбуждения уголовного дела, позволяет утверждать, что отказ в возбуждении дела возможен, когда отсутствуют достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Отказ в возбуждении дела по иным мотивам («ввиду нецелесообразности» и т. п.) недопустим.

Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК, допускается лишь в отношении конкретного лица (ч. 1 ст. 148 УПК). Иными словами, в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела по данному основанию должно быть указано, в чьих действиях отсутствует состав преступления.

Поскольку отказ в возбуждении уголовного дела исключает дальнейшее производство, основания для принятия такого решения должны быть установлены достоверно.

В соответствии с ч. 2 ст. 148 УПК при вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, прокурор, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.

Если о совершении преступления было сообщено средством массовой информации, но это сообщение при проверке не подтвердилось, сведения об отказе в возбуждении уголовного дела подлежат обязательному опубликованию (ч. 3 ст. 148 УПК).

Решение об отказе в возбуждении уголовного дела оформляется мотивированным постановлением прокурора, следователя или дознавателя. В описательной части этого постановления должны быть приведены аргументы, подтверждающие вывод о наличии одного из обстоятельств, исключающих производство по делу. В резолютивной части формулируется решение об отказе в возбуждении уголовного дела и указывается порядок его обжалования. Копия этого постановления в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК.

Если прокурор признает отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, то он отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и возбуждает уголовное дело в установленном порядке либо возвращает материалы для дополнительной проверки.

Если же жалобу рассматривает суд, то судья, признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения прокурору и уведомляет об этом заявителя (ст. 148 УПК).

Рекомендуемая литература

Жогин Н. В., Фаткуллин Ф.Н. Возбуждение уголовного дела. М., 1961.

Кузнецов Н. П. Доказывание в стадии возбуждения уголовного дела. Воронеж, 1983.

Михайленко А. Р. Возбуждение уголовного дела в советском уголовном процессе. Саратов, 1975.

Яшин В. Н., Победкин А. В. Возбуждение уголовного дела. Теория, практика, перспективы. М., 2002.

Дознаватель является сотрудником органа дознания. Как правило, он имеет специальное юридическое образование и необходимый опыт работы. Список конкретных лиц, которые могут осуществлять полномочия дознавателя, утверждается приказом (распоряжением) начальника органа дознания. После появления повода к возбуждению уголовного дела начальник органа дознания или его заместитель поручает его проверку, возбуждение уголовного дела и производство дознания конкретному дознавателю.

В некоторых ведомствах (в органах внутренних дел Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации) созданы и функционируют специализированные подразделения дознания, состоящие из штатных дознавателей и начальника подразделения дознания.

§ 3. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения 75

Законом (ч. 2 ст. 41 УПК РФ) запрещено возлагать полномочия по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по этому же уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Данный запрет связан с тем, что в противном случае дознаватель принимал бы решения, руководствуясь не только и не столько содержащимися в уголовном деле доказательствами, но и оперативно-розыскной информацией.

В соответствии с ч. 3 ст. 41 УПК РФ дознаватель уполномочен: 1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с Кодексом на это требуется согласие органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение; 2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом (к ним, например, относятся производство отдельных следственных действий по поручению следователя).

Для дознавателя указания прокурора и начальника органа дознания являются обязательными. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование указаний в любом случае не приостанавливает их исполнения.

Начальник подразделения дознания. В соответствии с п. 171

ст. 5 УПК РФ начальник подразделения дознания — это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель1. Таким образом, все дознаватели находятся в непосредственном подчинении данного должностного лица. По отношению к дознавателям начальник подразделения дознания в соответствии с ч. 1 ст. 401 УПК РФ обладает следующими полномочиями: 1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу; 2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи; 3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дозна-

В законе допущена неточность, так как в п. 47 ст. 5 УПК РФ в перечне участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения данное лицо не упоминается.

76 Глава 5. Участники уголовного судопроизводства

ния по уголовному делу; 4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

При осуществлении этих полномочий начальник подразделения дознания вправе: 1) проверять материалы уголовного дела;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Такие указания даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем. Одновременно дознаватель может обратиться с жалобой к начальнику органа дознания или прокурору. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Кроме контрольных полномочий, начальник подразделения дознания вправе самостоятельно возбудить уголовное дело, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

Новые поправки в УПК наделят дознавателя правами следователя

Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендовал палате включить в план законопроектной работы весенней сессии поправки в УПК РФ, касающиеся производства дознания группой дознавателей, а также повышения процессуального статуса дознавателя.

Проект федерального закона № 358208 5 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», внесенный в Госдуму депутатами ГД Г. Гудковым и О. Михеевым, должен быть подготовлен к рассмотрению в 1-м чтении в июне.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, таможенный орган, выступающий в качестве органа дознания (дознаватель), осуществляет свою деятельность в двух формах — путем производства неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно (это дела о преступлениях, предусмотренных ч.ч. 2, 3, 4 ст. 188 УК РФ «Контрабанда»), и ст.ст. 189 «Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники», 190 «Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран», 193 «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте» УК РФ), и путем производства дознания, то есть посредством полного расследования по делам, не требующим предварительного следствия. Это дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 «Контрабанда» и ч.ч. 1, 2 ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица» УК РФ).

Производство неотложных следственных действий по уголовным делам, возбужденным по признакам преступлений, предусмотренных ч.ч. 2, 3, 4 ст. 188, ст.ст. 189, 190 и 193 УК РФ не может продолжаться более 10 суток со дня возбуждения уголовного дела (ч. 3 ст. 157 УПК РФ).

Федеральный закон от 6 июня 2007 № 90-ФЗ «»О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» предусматривает законодательные новеллы, предоставившие дознавателям таможенных органов полномочия самостоятельного возбуждения уголовного дела о преступлениях предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ч.ч. 1, 2 ст. 194 УК РФ, и проведения по нему дознания в полном объеме независимо от того, установлено ли на момент возбуждения уголовного дела лицо, совершившее преступление.

Этим законом увеличены сроки расследования уголовного дела в форме дознания с 20 до 30 суток с возможностью его продления прокурором еще на один месяц. Дальнейшее продление сроков дознания возможно в необходимых случаях, связанных с производством судебных экспертиз, исполнением запроса о правовой помощи, установлением личности подозреваемого.

Так, в необходимых случаях, в том числе и в связи с производством экспертизы, срок дознания может быть продлен до 6 месяцев. Это продление осуществляется прокурорами района, города и их заместителями до 6 месяцев (ч. 4 ст. 223 УПК РФ). В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи на территории иностранного государства, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ до 12 месяцев (ч.5 ст.223 УПК РФ).

Кроме того, Федеральным законом от 02 декабря 2008 года № 226-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» внесены, в частности, изменения в часть третью статьи 153 УПК РФ, устанавливающую положение о соединении на основании постановления прокурора уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя.

В результате у дознавателя в одном производстве могут быть соединены дела, по которым проходят десятки или сотни эпизодов контрабанды.

Ознакомьтесь так же:  Замечание выговор строгий выговор увольнение

Расследование уголовных дел о контрабанде и об уклонении от уплаты таможенных платежей во многих случаях требует проведения, особенно в своей первоначальной стадии, многочисленных следственных действий (осмотров объемных партий товаров, обладающих признаками вещественных доказательств, находящихся в десятках или сотнях контейнеров, фур, вагонов, взятие соответствующих образцов, определения порядка хранения и возможной реализации или уничтожения на стадии предварительного расследования товаров, обысков, выемок, допросов, задержаний подозреваемых, назначение экспертиз и т.д.). При этом следственные действия в ряде случаев необходимо осуществлять одномоментно с разными лицами или на разных объектах. Последнее возможно лишь силами группы дознавателей.

Квалифицированный осмотр всего лишь одной товарной партии, находящейся в пяти-семи контейнерах, может потребовать время от недели до нескольких месяцев, если проведение такого следственного действия будет производиться одним дознавателем.

Очевидно, что расширению обязанностей дознавателей должно сопутствовать процессуальное обеспечение реальной возможности для их исполнения.

Однако новая редакция ст. 163 УПК РФ исключает возможность производства дознания группой дознавателей. Прокурор, после внесения изменений в ст. 163 УПК РФ, лишен полномочий принятия процессуального решения о производстве расследования следственной группой и об изменении ее состава.

Такие полномочия, согласно новой редакции ч. 2 ст. 163 УПК РФ, возлагаются на руководителя следственного органа и не распространяются на начальников органа дознания.

Решение приведенных проблем возможно лишь путем внесения соответствующих дополнений в нормы УПК РФ, предусматривающих процессуальный порядок создания группы дознавателей постановлением начальника органа дознания, отмечают авторы проекта ФЗ.

Кроме того, процессуальный статус дознавателя должен корреспондироваться с нормами ст. 165 УПК РФ, в которых предусматриваются случаи применения судебного порядка получения разрешения на производство следственного действия.

«В этой норме должно быть прямо указано, что в случаях, предусмотренных подпунктами 4-9 и 11 части 2 ст. 29 УПК РФ, не только следователь с согласия руководителя следственного органа, но и дознаватель с согласия прокурора вправе возбуждать перед судом ходатайство о производстве следственного действия» (такого положения ныне действующая редакция ст. 165 УПК РФ не содержит), считают авторы законопроекта.

Ниже следует текст законопроекта, предоставленный пресс-службой Госдумы:

» Статья 1
Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (…) следующие изменения и дополнения:
1) часть 2 статьи 40.1 после слов «обладая при этом полномочиями дознавателя.» дополнить словами «, в тех случаях, когда для расследования дела была создана группа дознавателей — полномочиями руководителя этой группы.».
2) главу 32 дополнить статьей 223.2 следующего содержания:
«Статья 223.2. Производство дознания группой дознавателей
1. Производство дознания по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено группе дознавателей, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела.
2. Решение о производстве дознания группой дознавателей, об изменении ее состава принимает начальник органа дознания. В постановлении должны быть перечислены все дознаватели, которым поручено производство дознания, в том числе указывается, какой дознаватель назначается руководителем группы дознавателей.
К работе группы дознавателей могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав группы дознавателей объявляется подозреваемому, обвиняемому.
3. Руководитель группы дознавателей принимает уголовное дело к своему производству, организует работу группы дознавателей, руководит действиями других дознавателей, составляет обвинительный акт.
4. Руководитель группы дознавателей принимает решения о:
1) выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном статьями 153-155 настоящего Кодекса;
2) прекращении уголовного дела полностью или частично;
3) приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу;
4) письменном уведомлении о подозрении в совершении преступления;
5) привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения;
6) направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 настоящего Кодекса;
7) возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении срока дознания;
8) возбуждении с согласия прокурора перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных частью второй статьи 29 настоящего Кодекса.
5. Руководитель и члены группы дознавателей вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими дознавателями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном настоящим Кодексом.».
3) часть первую статьи 165 изложить в следующей редакции:
«В случаях, предусмотренных пунктами 4-9 и 11 части второй статьи 29 настоящего Кодекса, следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление».
2) в части пятой статьи 165 предложение после слов «на основании постановления следователя» дополнить словами «или дознавателя», после слов «В этом случае следователь» дополнить словами «или дознаватель».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. «

Действия следователя в стадии возбуждения уголовного дела о присвоении или растрате

Рубрика: Государство и право

Статья просмотрена: 860 раз

Библиографическое описание:

Федив В. И. Действия следователя в стадии возбуждения уголовного дела о присвоении или растрате // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 590-591. — URL https://moluch.ru/archive/53/7161/ (дата обращения: 25.12.2018).

В большинстве случаев для установления признаков присвоения проводится проверка сообщения о преступлении, имеющая целью сбор необходимых материалов и получение сведений, на основании которых решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

В ходе проверки, особенно в случаях, связанных с недостачами и излишками, проводится инвентаризация, представляющая собой проверку наличия и состояния материальных ценностей и денежных средств и последующее сличение полученных данных с учетными [3].

Для более глубокого изучения положения в производственной и финансовой деятельности предприятия, где произошло присвоение, назначается документальная ревизия.

УПК РФ ничего не говорит о том, кто проводит ревизии и документальные проверки [5]. В ст. 144 УПК РФ лишь содержится указание о том, что можно привлекать к участию в этих проверках и ревизиях специалистов.

В заключении по итогам проверки ревизором (аудитором) должно быть указано: кто, где и на каком основании ее проводил. за какой период осуществлялась проверка и что было ее предметом. является ли проверяемая организация юридическим лицом (это может быть филиал или иное структурное подразделение предприятия), имеет ли расчетный и другие счета в банке; кто несет ответственность за ее деятельность, когда и кем предприятие создано, где зарегистрировано, его профиль, имеет ли лицензии на осуществляемые виды деятельности, источники финансирования, факты выявленных нарушений и подтверждающие их документы, приемы и методы, применявшиеся при проверке [4].

Кроме того, по делам о присвоениях проводятся гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан, наведение справок, наблюдение, исследование предметов и документов, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных и иных переговоров, снятие информации с технических каналов связи и др.

Основанием для возбуждения уголовных дел о присвоении и растрате обычно являются сведения о наличии в поступивших к следователю материалах признаков подобных деяний [6].

Соответственно в начале расследования обычно возникает ряд наиболее типовых следственных ситуаций.

Чаще всего дела о хищениях государственного имущества возбуждаются по материалам документальных ревизий. В тех случаях, когда для принятия решения о возбуждении уголовного дела необходимы дополнительные материалы, осуществляется их доследственное собирание самим следователем (путем затребования недостающих документов, получения объяснений и т. д.) или с помощью оперативно-розыскных органов [2]. Проверка может свестись к проведению ревизии (если она не проводилась).

Анализируя поступившие материалы ревизии и иных проверок, следователь должен обратить внимание на следующее:

а) произведена ли проверка уполномоченными на то лицами с участием компетентных специалистов (бухгалтеров, если проверка касалась учета; инженеров, экономистов, если проверке подвергнуты экономико-производственные процессы и т. д.);

б) соблюден ли порядок проверки, установленный для данной отрасли хозяйства (с ним надо предварительно ознакомиться), в частности, выяснялось ли наличие имущества путем снятия остатков обязательно в натуре, соблюдались ли правила отбора образцов и т. д.;

в) описаны ли в акте ревизии конкретные факты тех или иных нарушений и проверен ли каждый из них до конца и всесторонне (в акте не должно быть формальной констатации нарушения без указания их причин в тех пределах, в каких это может быть установлено средствами ревизии);

г) рассмотрен ли материал проверки руководителями соответствующей организации и каково их заключение по этому поводу;

д) имеется ли надлежащая полнота материалов (документы должны быть приложены в подлинниках);

е) какие объяснения даны лицами, ответственными за обнаруженные факты (этих лиц следует привлекать к участию в проверке, но если они не принимали участие, то к материалам должны быть приложены справки о их вызове и причинах неявки), и какое заключение по этим объяснениям дал ревизор.

При наличии в полученных материалах достоверных признаков хищений или других преступлений следует немедленно возбудить уголовное дело и начать расследование [1].

Итак, действия следователя в стадии возбуждения уголовного дела сводятся к установлению признаков присвоения и растраты, проводится проверка сообщения о преступлении, имеющая целью сбор необходимых материалов и получение сведений, на основании которых решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

1. Волобуев А. А., Щукин В. И. Методические рекомендации по раскрытию и расследованию хищений ужого имущества путем присвоения или растраты. Белгород, 1998. С. 23.

2. Демурчев Л. Г. Проведение ревизий, документальных проверок в стадии возбуждения уголовного дела // Теория и практика общественного развития. 2011. № 4. С. 220–223.

3. Козлов В. В., Козлова Л. В. Инвентаризация как способ контроля за сохранностью товаров // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2010. № 4. С. 118–120.

4. Махов В. Н. Использование знаний сведущих лиц при расследовании преступлений. М.: РУДН, 2000. С. 163.

5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921..

6. Экспресс-информация об опыте работы МЭКО при УВД Ульяновской области по проведению прове-рок и ревизий. М., 1998.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *