Подоходный налог с гражданина армении в россии

Подоходный налог для граждан Казахстана, работающих в РФ

Здравствуйте. Перечитала ответы на Вашем сайте про налог работающим в России гражданам Казахстана. В основном пишут, что платить придется 30 % если находишься менее 183 дней. А как же закон, где написано что с первого дня работы граждане Казахстана, Белоруссии и Армении платят 13 %., но не как не 30%

ействительный государственный советник

Российской Федерации 2 класса

Письмо Минфина России от 27 января 2015 года № 03-04-07/2703

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации в связи со вступлением в силу 01.01.2015 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. сообщает следующее.

Статьей 73 данного договора предусмотрено, что в случае если одно государство-член в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц — налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства-члена.

Положения данной статьи применяются к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств-членов.

Таким образом, доходы в связи с работой по найму, полученные гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, с 1 января 2015 г. облагаются по налоговой ставке 13 процентов, начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации.

Просим довести данную информацию до сведения налоговых органов для руководства в работе.

Ставка НДФЛ для сотрудников граждан Армении

Вопрос-ответ по теме

У трех сотрудников, граждан Армении, был удержан налог с физических лиц по ставке 13 %, но они не пробыли в России 183 дня чтобы их считать резидентами. При увольнении с них не было произведено доудержание налога с физ. диц 30%. Как правильно подать справку 2 НДФЛ на этих сотрудников и как правильно это отразить в 6 НДФЛ?

Ставка НДФЛ 13%

Доходы работников — граждан Армении вы облагали НДФЛ по ставке 13% на основании статьи 73 Договора от 29.05.2014 о ЕАЭС. Положения этого договора имеют приоритет над положениями Налогового кодекса (п. 1 ст. 7 НК РФ).

Отдельных положений о пересчете НДФЛ по ставке 30% для граждан ЕАЭС в Налоговом кодексе нет. Вы применяете ставку 13% по доходам за 2016 год, даже если иностранец из ЕАЭС не пробыл в России 183 календарных дня по состоянию на 31 декабря 2016 года. То есть не зависимо от налогового статуса по состоянию на 31 декабря (письмо ФНС от 28.11.2016 № БС-4-11/22588).

Хотим предупредить, что у специалистов Минфина иная точка зрения. Они считают: налог с доходов сотрудника, который по итогам года оказался нерезидентом РФ, надо пересчитать по ставке 30%. По мнению Минфина, это общее правило расчета НДФЛ с доходов всех физлиц. Выплаты сотрудникам из Армении — не исключение (письмо от 10.06.2016 № 03-04-06/34256).

Если в ходе проверки инспекторы попытаются применить позицию Минфина и пересчитать НДФЛ по ставке 30%, напомните им: положения Налогового кодекса выше разъяснительных писем ведомств. Покажите проверяющим:

– пункт 1 статьи 7 Налогового кодекса;

– статью 73 Договора от 29.05.2014 о ЕАЭС.

Справки 2-НДФЛ

В справках 2-НДФЛ по сотрудникам — гражданам Армении укажите код статуса налогоплательщика — 2, так как они нерезиденты (письмо ФНС от 15.03.2016 № БС-4-11/[email protected]).

6 НДФЛ

Доходы сотрудников — граждан Армении облагаются по такой же налоговой ставке, что и доходы россиян. В 6-НДФЛ показывайте их в разделе 1 по ставке 13%, в разделе 2 — с доходами остальных работников.

Резиденты под «колпаком»: граждан Армении выталкивают в налоговое поле

Правительство Армении желает внедрить систему тотального декларирования доходов граждан республики с 1 января 2020 года. Система предусматривает обложение всех граждан страны от 18 до 65 лет подоходным налогом в размере 23%. Как это будет происходить, население узнает в 2019 году, когда начнутся обсуждения налоговых реформ в Армении. А пока что на данном этапе Комитет госдоходов Армении (КГА) советует воспринимать обсуждения в правительстве как «идею-пожелание», а не готовый законопроект, инициированный исполнительной властью.

«Налог на гастарбайтеров» и не только

О идее взимать 23-процентный подоходный налог с граждан, работающих за границей и помогающих своим родственникам в Армении, глава КГА Давид Ананян рассказал 16 ноября в интервью Общественному радио республики. По его словам, налог будет взиматься в годовом разрезе, по принципу «поехал, поработал, приехал — плати». К примеру, если «отец семейства» работает за рубежом, посылает денежные переводы, то семья не будет платить налог, но вернувшись в Армению, он в годовом разрезе должен представить декларацию о доходах.

Ананян поясняет, что в случае, если лицо, получившее доход за пределами страны, уже выплатило налог, в республиканский Комитет по госдоходам должны быть представлены соответствующие справки. Если размер выплаченного подоходного налога будет отличаться от местного (например, в России он составляет 13%), то разницу (10%) нужно будет выплатить в госбюджет Армении. Если там ставка подоходного налога окажется выше, чем в Армении, то в следующем году с него будет удержано настолько же меньше.

Как будет удерживаться «настолько же меньше», если физическое лицо, например, работает в Германии, где подоходный налог составляет от 14% до 42%, не совсем понятно.

Если трансферты будут приравнены к доходам, то…

«Только в 2017 году в Армению поступили трансферты в размере $ 1 млрд 756 млн. И это только те трансферты, которые были перечислены посредством банков, то есть были зафиксированы. Для сравнения скажем, что в том же 2017 году физический объем ВВП Армении составил $ 11,6 млрд, то есть всего в 10 раз превысил объем трансфертов. То есть, путем обложения трансфертов налогом КГА планирует резко увеличить бюджетные поступления», — говорит сам глава Комитета.

Хотя есть желание «резко увеличить бюджет», однако по словам Ананяна, пока не принято решение на введение 23%-го подоходного налога на частные трансферты. Но если в результате проведенных общественных обсуждений трансферты будут приравнены к доходам, то их также можно будет включить в декларацию, однако они не обязательно будут облагаться налогом. Налогообложению подлежат, по всей вероятности, не денежные переводы «отцов семейств», которые раз в год будут приезжать в страну и отчитываться перед местной налоговой службой, а тех физических лиц, которые фактически находятся на территории Армении, но получают зарплату из-за границы, работая на иностранного работодателя.

«Хорошая новость» с последствиями

Давид Ананян заверяет, что если нерезиденты Армении, получают доходы за пределами страны, то они освобождаются от уплаты налога. В частности, если денежные переводы отправляются нерезидентами Армении, то это считается его доходом, а для местного жителя эти средства будут рассматриваться как расходы.

А не может получится так, что «отец семейства» воспользуется вышеупомянутой хорошей новостью? Не станет ли это поводом массового отказа от армянского гражданства, с последующим вывозом «отцом семейства» всех членов семьи? А ведь есть такая опасность.

Так, социологический опрос мигрантов из стран СНГ и Грузии, проведенный в феврале-марте 2017 года Центром этнополитических и региональных исследований для НИУ ВШЭ (выборка 8,7 тыс. человек, включая как временных трудовых мигрантов, так и иностранцев с разрешением на временное проживание или видом на жительство), показал, что 72,1% мигрантов из Армении планируют навсегда остаться в России. Чем обернется для Армении новая волна оттока экономически активного населения, думается объяснять не стоит.

Кроме того, подоходный налог в 23% в результате новых реформ будут платить и самозанятые граждане, жители республики, занимающиеся сельским хозяйством.

Вишенка на торте

Новшества могут коснуться и той части населения, которая не получает денежных переводов. Дело в том, что ранее председатель КГА Давид Ананян заявлял, что с января 2020 года, Комитет планирует сделать налогоплательщиками всех держателей ID-карт (внутренние паспорта) в возрасте от 18-ти до 65-ти лет. Все они будут представлять декларацию о доходах, а ID-карты превратятся в накопительные, при покупках в единой системе будет фиксироваться имя покупателя. Планируется, что по итогам первого года внедрения этой системы от всей потраченной суммы гражданам будет возвращен 1%, на второй — 2%, а на третий — 3%.

Бонус это, конечно, чудесно, но таким образом, налоговая служба может заверять покупки по ID-картам. Они не заменяют банковские карты (на них не садятся деньги). Однако если покупки будут заверяться картой, налоговая будет понимать, кто и сколько денег тратит, а затем — совпадают ли расходы с доходами и нет ли у кого-либо «левых», не облагаемых 23%-м налогом денег.

Не приведет ли это к тому, что покупателями станут лица до 18-и и старше 65-и лет? Что тогда? Новый запрет?

Как в других странах

Это тот случай, когда сравнение полезно. Возьмем, например, Белоруссию. Итак, вначале о трансферах. В этой стране, в частности, подарки из-за границы, в том числе полученные посредством банковского перевода от близких родственников или лиц, состоящих в отношении близкого свойства (близкие родственники супруга), не облагаются подоходным налогом независимо от их размера. А вот тоже самое, но от иных физических лиц — облагаются. Ставка налога составляет 13 процентов.

Далее по поводу получения зарплаты за границей. Налогообложение доходов, полученных физическим лицом от источников за пределами Белоруссии, зависит от статуса налогового резидента такого лица. Так, если физическое лицо фактически находились на территории страны в календарном году более 183 дней, то оно признается налоговым резидентом Белоруссии, и доходы, полученные им за границей или из-за границы, подлежат налогообложению в республике. При этом в случае уплаты налога в иностранном государстве налоговым законодательством республики предусмотрена процедура зачета налога (зачета, а не арифметических манипуляций), уплаченного в иностранном государстве.

Если же физическое лицо фактически находилось за пределами территории Белоруссии 183 дня и более в календарном году, то такое лицо не признается налоговым резидентом Беларуси, а доходы, полученные им за границей или из-за границы, не подлежат налогообложению в республике. При этом представление налоговой декларации (расчета) не требуется. В случае необходимости в налоговый орган представляются документы, подтверждающие факт нахождения за пределами республики 183 дня и более в календарном году.

Ознакомьтесь так же:  Бланк договор подряда с физ лицом

Инициатива правительства Армении, пребывающей пока в «постреволюционном состоянии», выглядит далеко неоднозначной по целому ряду соображений. Среди них, разумеется, и легко предсказуемый негативный эффект воздействия на местные банки. Добрая половина кредитно-финансовых учреждений закавказской республики крайне зависима от получения комиссионных с обслуживания потока денежных переводов в страну. А уменьшение этого потока в случае реализации планов «революционного правительства» вполне ожидаемо, и даже неминуемо.

Ведь уклоняться от постановки на налоговый учёт их доходов армянские граждане, пребывающие на трудовых заработках за рубежом, будут физической отправкой денег на родину, что называется наличными в чемоданах, минуя цивилизованный банковский путь высылки трансфертов. Ну, а как уже на месте близкие «отцов семейств» воспользуются поступающей наличностью, дабы избежать «всевидящее око» налоговых служб, думается, способы также найдутся. Причём, не один и не два, а множество.

Проблемы возникнут и сугубо технического характера, учитывая специфику сферы взимания налогов. Правомочность взыскания налога на территории Армении с получателя перевода, может быть удостоверена только запросом налогового органа республики в соответствующий налоговый орган, к примеру, России. То есть, из Армении в РФ и другие направления полетят запросы: просим подтвердить уплату/неуплату подоходного налога на российской территории, резидентом/нерезидентом таким то. Фактически, армянский налоговый орган попытается принудить российских коллег поставить на учёт отправителей этих переводов, как нерезидентов (граждан РФ), так и резидентов (граждан Армении). В этих условиях количество желающих отправлять деньги на родину снизится, со всеми вытекающими из этого последствиями, в том числе и для банковской сферы республики.

Непопулярность этой идеи армянского правительства очевидна уже сейчас. Более того, выглядит весьма странным, что местные чиновники заговорили о ней впритык к ожидающим страну досрочным парламентским выборам, с которыми кабинет министров Никола Пашиняна связывает большие надежды, придаёт самое серьёзное значение в плане окончательного, что называется де-юре, закрепления победы «бархатной революции» в стране.

Возможно, лидер «революции» слишком уверовал в «непотопляемость» своего рейтинга, и не боится заведомо непопулярных шагов. Однако, в этом есть и другая сторона вопроса. По мнению собеседников EADaily в Армении и за её пределами, получи правительственная инициатива практический вид, успешно преодолев в 2019 году обещанные командой Пашиняна общественные дискуссии, она, так или иначе, позволит пополнить скудный бюджет республики. «В целом, это решение направлено на уменьшение зависимости от этих переводов, соответственно и от России. Несмотря на цинизм подобной логики, она абсолютно в духе американского подхода: генерирование долгов суверенной экономики, увеличение потребительской и фискальной нагрузки на граждан. Это можно сейчас наблюдать, в частности, на Украине. Как результат, возбуждение роста протестных настроений, трансформирующихся посредством пропаганды в русофобию. Через полгода взимания налога с переводов, мало кто в Армении вспомнит, что эту кашу заварил Пашинян, но все будут кивать на Россию, откуда „не разрешают высылать переводы“», — говорит наш собеседник.

С широко раскрытыми глазами

После того как инициатива налогообложения «помощи близким» сыграла эффект разорвавшейся бомбы, КГА в спешном порядке распространил «объяснительную». В ней говорилось, что, дескать, в интервью СМИ глава Комитета рассказал об общем принципе налогообложения доходов резидентов (доходы, полученные в Армении и за рубежом), но это не означает, что их доходы будут подлежать налогообложению или что подобный законопроект обсуждается. В качестве «успокоительной пилюли» утверждается, что перед оформлением любой законодательной инициативы она должна пройти этап широких общественных обсуждений.

В свою очередь, в ходе вчерашнего внеочередного заседания правительства и.о. первого вице-премьера Арарат Мирзоян также решил подбодрить раскисших армянских гастарбайтеров. Он заверил, что без широких общественных обсуждений и согласия общественности никакого увеличения налогового бремени вводиться не будет.

А пока что жители республики с широко раскрытыми глазами наблюдают за стремлением «революционных властей» любой ценой отжать у них часть доходов, при этом прикладывая минимум усилий.

Закавказская редакция EADaily

Доходы граждан Армении облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов

Новости по теме

С 1 января 2015 года заработная плата, выплачиваемая работникам из Армении, облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов, независимо от того, является этот работник налоговым резидентом РФ или нет.

Напомним, что в начале этого года вступил в силу Договор о Евразийском Экономическом Союзе. Этот договор подписали Российская Федерация. Республика Беларусь, Республика Казахстан и Республика Армения. Из статьи 73 Договора следует, что доходы, выплачиваемые в России по трудовым договорам гражданам Армении, Казахстана и Беларуси облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов. При этом налоговая служба поясняет, что российским работодателям для применения этой ставки не надо получать в налоговой инспекции какое-либо специальное подтверждение или удостоверение 1 .

Вместе с тем Договором не установлено, что такие иностранные работники автоматически признаются налоговыми резидентами России. В этой связи работники из стран-членов ЕАЭС смогут получать налоговые вычеты (в том числе, на детей) только после приобретения статуса налогового резидента Российской Федерации, а именно только после полугода проживания в России 2 .

Отметим, что по общему правилу, установленному статьей 224 Налогового кодекса, ставка НДФЛ в размере 13 процентов предусмотрена для налоговых резидентов России. Доходы работников, которые налоговыми резидентами РФ не являются. Облагаются НДФЛ по ставке 30 процентов.

1 Письмо ФНС России от 30.04.2015 № ОА-3-17/[email protected]

2 Письмо Минфина России от 09.04.2015 № 03-04-06/20223.

Ставка НДФЛ для граждан Армении, работающих в России

По какой ставке НДФЛ должны облагаться доходы граждан Армении, полученные от работы по гражданско-правовому договору в России? Относятся ли работы, выполняемые в рамках указанного договора, к «работе по найму»?

С 1 января 2015 вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Договор), участником которого является и Армения.
В соответствии со ст. 73 Договора в случае если одно государство-член в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц — налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства-члена. Положения данной нормы применяются к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств-членов.
Однако в Договоре нет четкого определения понятия «работа по найму». В связи с этим применяется общепринятое значение — привлечение лиц к определенной работе, труду.

По мнению специалистов Минфина России, термин «работа по найму» подразумевает работы, выполняемые в рамках как трудового, так и гражданско-правового договора.
В письме Минфина России от 17.07.2015 N 03-08-05/41341 разъяснено, что термин «работа по найму» должен применяться в отношении любой трудовой деятельности граждан ЕАЭС.

В соответствии со ст. 96 Договора под трудовой деятельностью понимается деятельность на основании трудового договора или деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора, осуществляемая на территории государства трудоустройства в соответствии с законодательством этого государства. Исходя из положений пункта 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 и пункта 1 статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 24 ноября 2014 года N 368-ФЗ «О внесении изменений в статьи 226 и 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации» следует, что работа по найму относится к трудовому договору и гражданско-правовому договору.
Таким образом, по мнению Минфина России, положения ст. 73 Договора применяются и к доходам, полученным по гражданско-правовым договорам. То есть выплаты по таким договорам облагаются по ставке НДФЛ 13% в том же порядке, что и выплаты по трудовым договорам.

Как взимаются налоги с иностранцев в РФ в 2018 году

Потребность России в рабочих руках в значительной мере решают прибывающие самостоятельно или по приглашению работодателя граждане соседних стран. Российское законодательство хоть и не создает для них тепличные условия, все же и не ставит непреодолимых барьеров. Вот почему человек с заграничным паспортом не такая уж редкость в коллективе. Осведомленность в том, какие налоги с иностранцев в 2018 году можно и нужно перечислять в казну, критически необходима работодателю.

Трудовая деятельность иностранцев: законное основание

Первый закон, который нужно прочитать любому иностранцу, желающему посетить РФ, содержит в себе правила пересечения границы России (114-ФЗ от 15.08.1996). Он гласит, что при въезде без визы будущий трудовой мигрант должен сообщить о своем намерении в специальном разделе миграционной карты. Иностранец, въезжающий в визовом режиме, обязан получить специальную рабочую визу и приглашение.

Следующий обязательный к прочтению закон № 115-ФЗ от 25.07.2002 рассказывает иностранцам об их статусе в Российской Федерации, в том числе и об особенностях работы в российском народном хозяйстве.

Как правильно принять в коллектив зарубежного специалиста и обеспечить дальнейшее взаимно эффективное сотрудничество, описано в статье о трудовой деятельности иностранных граждан в РФ.

Процедура приема на работу иностранных граждан

Порядок действий при заключении договора с иностранцем сильно разнится в зависимости от полученного им статуса при въезде или в процессе пребывания в РФ. Легче всего нанять обладателей вида на жительство, РВП, статуса беженца или гражданина одной из стран ЕАЭС: с ними просто подписывается договор, и в трехдневный срок информация о нем передается по контролирующим инстанциям.

Чтобы оформить прибывших из «визовых» стран сотрудников, потребуется получить разрешение на их привлечение, отослать приглашение и помочь с оформлением виз.

Большая часть этих хлопот ляжет на плечи нанимателя. Трудоустройство мигрантов из безвизовых стран проще за счет того, что предшествующие этому хлопоты по получению патента на работу достанутся самому иностранцу.

Порядок оформления договорных отношений, перечень необходимых бумаг и контролирующих органов потенциальный наниматель найдет в материале о трудоустройстве иностранцев в РФ.

Трудовой контракт с иностранцем

Наличие специальных норм законодательства не освобождает иностранных граждан от соблюдения требований Трудового кодекса РФ, а также не лишает их защиты по его нормам.

Все договоры, заключаемые с зарубежными сотрудниками, должны быть составлены с оглядкой на то, что их положения не могут ухудшать условия для наемного лица в соотношении с нормами Трудового кодекса.

В этом случае гражданство человека не имеет какого-либо значения.

В полной мере это касается и правового обоснования подписания срочных контрактов с иностранцами. Мнение судов, вопреки трактовке Управления по вопросам миграции, предписывает работодателю заключать договоры с неограниченным по времени действием во всех случаях, когда их нельзя подвести под нормы статьи 59 ТК.

Как в связи с этим руководству компании обезопасить себя при составлении договора и не ущемить права работника, можно прочесть в материале про трудовой договор для иностранцев.

Ознакомьтесь так же:  Коломна судебные приставы вакансии

Зарплата иностранцу: какие отчисления должен сделать работодатель

Каждый бизнесмен, принимая на работу сотрудников, должен понимать, что с этого дня он не только несет за них ответственность как работодатель, но и становится еще их налоговым агентом. Более того, затраты на оплату труда состоят не только из той ее части, которая выплачивается работнику.

Субъект предпринимательской деятельности, давно пользующийся наемный трудом, знает, что в его обязанности входит уплата за сотрудников социальных взносов. В этом отношении гражданство наемного лица не играет роли. Для руководителя важен не столько момент, какие налоги платит организация за иностранного работника, а то, когда начинать это делать и какие ставки применять.

Разница в обложении доходов работника-соотечественника и иностранца состоит в том, что к зарплате россиянина всегда применяются одни и те же ставки, вне зависимости от факта его постоянного проживания на родине. Для прибывшего в РФ иностранного гражданина важен приобретаемый им статус: при въезде в страну и дальнейшем пребывании в России.

Лучше эту разницу проиллюстрирует таблица ставок налогообложения при приеме на работу иностранцев:

Взносы в ФСС от зарплаты иностранцев

Отчисления в федеральные страховые фонды предусмотрены в законах 125-ФЗ от 24.07.1998 и 255-ФЗ от 27.07.2010. Основными их положениями определено, что каждый приезжающий в Россию должен быть застрахован с первого дня. Тем, кто только ищет работу, такую страховку обеспечивает его полис ДМС, предусматривающий также несчастные случаи.

Когда происходит заключение трудового договора, обложение страховыми взносами иностранцев происходит по схеме, во многом совпадающей с той, которая применяется для граждан РФ.

Медицинское страхование трудовых мигрантов

Любой иностранец, пересекающий границу России, должен приобрести полис ДМС. Таким способом решаются сразу два вопроса:

  • иностранный подданный гарантированно получит как минимум экстренную помощь медиков;
  • государство не будет думать, как возместить потраченные на лечение иностранца средства.

Дополнительный контроль возложен и на руководство компаний, принимающих к себе в коллектив зарубежных специалистов. Трудовой кодекс запрещает заключать контракт о найме без предъявления договора о добровольном медицинском страховании.

Пенсионное страхование в России является обязательным для всех. Исключение составят только прибывшие в нашу страну высококвалифицированные специалисты. Для всех остальных, особенно уже получивших РВП, ВНЖ или статус беженца, уплата взносов в ПФР также обязательна, как и для граждан РФ.

Не выпадают из этого строя и трудовые мигранты из безвизовых стран: пенсионные отчисления иностранцев при работе по патенту составят 22% в пределах страховой части и 10% сверх этой величины.

Взносы в ФСС от несчастных случаев

Все работники, прибывшие в РФ из-за рубежа и заключившие трудовой договор, должны быть застрахованы от несчастного случая на производстве. Значит, с зарплаты этих сотрудников нужно отчислить еще и взносы в ФСС по классу риска. Для тех, кто планирует работать по ГПД, нужно застраховаться самому или оговорить эти отчисления в гражданско-правовом договоре.

Налог с доходов из зарплаты иностранных специалистов

Законодательство РФ предусматривает, что взносы на обязательное соцстрахование за всех членов коллектива выплачивает наниматель. И только НДФЛ удерживается из зарплаты сотрудников. Не исключаются из этого списка и граждане других стран, прибывших в Россию для работы или ведения бизнеса.

Таким образом, иностранный работник в РФ обязан платить подоходный налог из заработанных средств как в качестве наемного лица, так и учредителя хозобщества. В общем случае ставка этого налога для иностранцев составляет 30%.

К каким доходам и когда можно применять пониженные размеры удержаний, описано в статье про НДФЛ иностранных работников.

Общая схема расчета отчислений

Разнообразие ситуаций, связанных с трудоустройством граждан других стран, не дает возможности привести их все под общий знаменатель». Особенно отличаются страховые взносы на временно проживающих иностранцев.

Но есть возможность разделить их на несколько групп:

  • трудовые мигранты из безвизовых стран, ЕАЭС, СНГ, кроме высококвалифицированных специалистов, с документально оформленным правом проживания в РФ;
  • ВКС, временно находящиеся в России;
  • ВКС с правом проживать в РФ;
  • работники, прибывшие из визовой страны.

Тарифы на обложение взносами доходов первой группы совпадают с теми, которые закреплены для россиян. Практически равны в этом отношении иностранные наемные лица с видом на жительство.

Чем этот статус отличает их от соотечественников, описано в материале о работе в РФ с ВНЖ.

Для временно пребывающих, не озаботившихся оформлением РВП или ВНЖ в России, ставка по ФСС ниже. Но заметить это можно только, если внимательно рассмотреть пример заполнения расчета по страховым взносам в ФНС с иностранцев. В одном из приложений есть раздел, в котором расшифрованы выплаты недавно прибывшим в нашу страну зарубежным сотрудникам.

Для жителей стран СНГ

По историческим меркам, совсем недавно деление на республики было не более чем административной условностью. Сегодня каждая из бывших республик – отдельная страна, связанная с Россией разными международными договорами.

В частности, с государствами СНГ действует безвизовый режим и их граждане могут работать в РФ по патенту. Не так давно образовался Евразийский экономический союз. Для России ближайшим партнером по нему стал Казахстан. Вот почему его жители имеют ряд привилегий при поступлении на работу к российскому нанимателю.

С соседней Республикой Беларусь у РФ подписано соглашение о создании Союзного государства. Для трудоустройства жителей этой страны, правда, данный документ льгот не содержит, но они могут пользоваться всеми правами, которые получили как члены ЕАЭС.

Наряду с остальными жителями Евразийского экономического союза право работать без трудового патента получили и киргизы. Их зарплата изначально будет уменьшена только на 13% НДФЛ, несмотря на срок пребывания в РФ.

Вступление Армении в ЕАЭС позволило и ее гражданам трудоустраиваться в России без дополнительных разрешений и патентов. Сотрудник с армянским паспортом отличается от российского работника только тем, что о приеме последнего руководству не нужно оповещать миграционные органы. Однако это никак не влияет на порядок обложения зарплаты взносами и налогом с доходов.

Налоги и взносы с зарплаты беженцев

Сложности на родине заставляют некоторых граждан покинуть свои дома, чтобы найти защиту в России. Если миграционная служба дала добро, то статус беженца дает право не только рассчитывать на соцобеспечение, но и уравнивает обложение зарплат таких иностранцев с заработком граждан России.

Нюансы отчислений для отдельных групп иностранных жителей

Наибольшее количество вопросов, связанных с трудоустройством зарубежных специалистов, лежит в плоскости НДФЛ и обязательности уплаты страховых взносов. До 2017 года за каждым из видов начислений следила отдельная инстанция. С первого января схема была упрощена, последние изменения по налогам с зарплаты иностранцев, так же как и для работников с паспортами РФ, передали администрирование всех соцвзносов в ведение ФНС. Это облегчило контроль для государства и для работодателя.

К относительно недавним новостям можно отнести и то, что теперь социальному страхованию подлежат все иностранцы, без учета длительности заключаемого с ними контракта, с первого дня работы.

Отчисления от доходов лиц с временным убежищем

Временное убежище оформляют те, кто по личным основаниям не готов получать удостоверение беженца или не может быть выдворен по гуманитарным основаниям. Длительность такого убежища может составить до 12 месяцев, поэтому кто-то таких иностранцев может устроиться на работу.

Работодателю при обложении зарплаты сотрудника с такими документами нужно ориентироваться на размеры ставок для иностранцев, временно пребывающих в РФ. Это значит, что такие работники не участвуют в системе ОМС и платят сниженные взносы в ФСС по временной потере трудоспособности.

Трудовые мигранты с рабочим патентом

Трудовым мигрантам, приезжающим в безвизовом режиме, невозможно устроиться на работу без получения патента. Но даже тогда до момента получения РВП или ВНЖ они будут считаться нерезидентами, временно пребывающими в стране. Какие страховые взносы с временно пребывающих иностранцев должен перечислять работодатель, указано в таблице выше.

Нужно лишь сказать, что до получения резидентского статуса зарубежный специалист не имеет права ни на какие налоговые вычеты, даже если исправно выплачивает авансовые платежи по НДФЛ и постоянно продлевает действие патента.

Статус временно пребывающего позволяет нанимателю сэкономить только на платежах в ФСС, остальные страховые взносы с иностранцев, работающих по патенту, должны быть начислены по общим ставкам, как и для граждан России.

По истечении 183 дней нахождения сотрудника-иностранца в РФ за последние 12 месяцев работодатель обязан приложить усилия для перерасчета удерживаемого с него НДФЛ.

Как это сделать и какие документы потребуются, можно прочесть в статье о патенте для иностранцев.

Обложение налогами и взносами доходов ВКС

Если отечественная компания пригласила на работу ВКС на краткий период, то взносы на его зарплату не нужно начислять совсем. Бюджет государства пополнится только 13 процентами подоходного налога из зарплаты такого специалиста.

Если иностранцы получают статус временно или постоянно проживающих в РФ, то налогообложение высококвалифицированных иностранных специалистов расширится за счет уплаты пенсионных взносов в размере 22% от предельной годовой суммы доходов и еще 10% от размера превышения.

Штрафные санкции за нарушение сроков и неуплату налогов

Необходимость полностью и своевременно оплачивать налоговые обязательства не различает гражданства. В понимании Налогового кодекса РФ существуют только объекты налогообложения и налогоплательщики – резиденты или нерезиденты. Это означает, что степень и величина ответственности за нарушение сроков или отказ от уплаты налогов распространяется на всех, кто получает доход в России или владеет соответствующим имуществом.

Часть обязательных действий за иностранцев берет на себя его налоговый агент. Он отчитывается за выплаченные доходы и удержанные из них налоги, а, соответственно, и погашает штрафы за любые нарушения в этой сфере.

Те случаи, когда нерезидент должен сам задекларировать свои обязательства и перечислить их в казну, подразумевают наложение на него финансовой, административной или уголовной ответственности. Причем избежать ее не поможет даже попытка выезда из РФ до наступления сроков подачи отчетов и уплаты налогов.

Дело в том, что Россия заключила довольно много международных соглашений относительно взаимного содействия в административных и фискальных делах, а также в вопросах избегания двойного налогообложения.

Прочие налоги, уплачиваемые иностранцами в РФ

Жизнь трудового мигранта в России не может быть ограничена только работой. Многие из тех, кто рассчитывает задержаться в России на более или менее продолжительный срок, стараются максимально устроить свой быт. Это может быть реализовано путем покупки недвижимости, автомобилей или других ценностей. По законам РФ все эти объекты влекут за собой начисление и обязанность уплаты дополнительных налогов.

В этом случае Налоговый кодекс не делает исключения для иностранцев и распространяет свое действие на их имущество, включая в налогообложение нерезидентов такие налоги, как земельный, транспортный и имущественный.

Транспортный налог: как платить и за что

Сразу нужно уточнить, что обложению транспортным налогом подлежит только та автомашина, которую купили на территории РФ или ввезли в страну неоформленной для постоянного использования. Именно за такой автомобиль иностранцу положено ежегодно платить налог, согласно уведомлению, полученному до 1 декабря из налоговой инспекции. Сумма его будет зависеть от возраста автомобиля, его типа и объема двигателя.

Ознакомьтесь так же:  Ликвидация тактика прохождения за штурмовика

Не подлежит налогообложению собственное движимое имущество, на которое оформлен временный ввоз в страну. Вариант заехать на территорию РФ на личном автомобиле, чтобы не платить за него транспортный налог, подойдет только тем, кто не собирается задерживаться в России больше года и кому машина нужна исключительно для некоммерческого пользования.

Имущественный налог для иностранцев

Купив автомобиль в России, его можно снять с учета и вывезти к себе на родину после окончания трудовых отношений в РФ. Это освободит иностранца от уплаты транспортного налога. Другая ситуация складывается с тем недвижимым имуществом, которое было куплено или унаследовано в стране. Как только оно переходит в собственность к зарубежному гражданину, возникает обязанность платить имущественный и земельный налог.

О том, какую сумму потребуется перечислить в региональный бюджет за предшествующий год, до 1 декабря должна сообщить местная ИФНС в своем уведомлении. Величина налога сильно зависит от оценочной стоимости объекта по базе БТИ и может составить от 0,1% до 2% от этого показателя.

Какие налоги платят иностранные граждане: Видео

НДФЛ с доходов иностранных работников

​Условно всех иностранцев, работающих в России с точки зрения налогообложения можно разделить на 2 категории:

1. В отношении которых на момент удержания НДФЛ необходимо определять налоговый статус в соответствии со статьей 207 НК РФ, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 223, пункта 4 статьи 226 и статьи 225 НК РФ (дополнительно см. Письмо Минфина от 16.05.2011г. № 03-04-06-/6-110, Письмо ФНС России от 22.07.2011г. № ЕД-4-3/[email protected]).

В отношении указанных категорий иностранных работников налоговая ставка будет зависеть от времени фактического их нахождения в России.

К таким иностранным работникам относятся:

√ иностранцы-визовики, независимо от гражданской принадлежности, которые работают в России на основании разрешения на работу, полученного в свою очередь на основании разрешения на привлечение и использование иностранных работников, оформленного работодателем в рамках полученной квоты или на «внеквотные» должности (см. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 мая 2015 г. № 324н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу не распространяются»).

√ граждане Франции и Республики Корея, которые работают в России на основании разрешения на работу, полученного в свою очередь на основании разрешения на привлечение и использование иностранных работников, оформленного работодателем в рамках:

Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства;

Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства.

√ иностранцы, обучающиеся в России по очной форме и получившие разрешение на работу в порядке статьи 13.4 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (на оборотной стороне такого разрешения в графе «Особые отметки» будет указано: «в соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ».

√ граждане Таджикистана, которые до настоящего времени имеют на руках полученные в 2014-м году разрешения на работу сроком на 3 года (в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о трудовой деятельности и защите прав граждан Российской Федерации в Республике Таджикистан и граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации);

√ Некоторые категории иностранцев, которым разрешение на работу не требуется:

— студенты ВУЗов и профессиональных образовательных организаций независимо от формы обучения и гражданства, выполняющие работы (оказывающие услуги) в течение каникул (см. подпункт 6 пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ);

— научные сотрудники и преподаватели, приглашенные в Россию ВУЗами или научными организациями для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью, а также педагоги и учителя, работающие в детских садах и школах (см. подпункт 7 пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ). Таким работникам, в случае, если они прибыли из стран с визовым режимом въезда в Россию, для осуществления трудовой деятельности достаточно иметь обыкновенную рабочую визу с указанной целью поездки «Преподаватель».

√ иностранцы, получившие вид на жительство и разрешение на временное проживание в Российской Федерации. Налоговый Кодекс напрямую не относит их к категориям налогоплательщиков, налоговая ставка в отношении которых установлена в размере 13%.

И вид на жительство, и разрешение на временное проживание являются документами, предоставляющими иностранцам временно (в течение 3-х лет на основании разрешения на временное проживание) или постоянно (на основании вида на жительство) находиться в Российской Федерации, но не являются документами, подтверждающими их фактическое нахождение на территории страны в течение 183 дней (см., например, Письма Минфина России от 26.10.2007г. № 03-04-06-01/362, от 17.07.2009г. № 03-04-06-01/176). Таким образом, расчет и удержание НДФЛ происходит в общем порядке через установление налогового статуса работника.

Однако, существует и другая точка зрения, относящая указанных иностранцев к категории налоговых резидентов с первого дня работы. Правда, она была высказана ранее — в Письме Минфина от 15.08.2005 № 03-05-01-03/82 «О порядке взимания налога на доходы физических лиц с граждан Республики Беларусь».

Первая точка зрения представляется более обоснованной.

2. В отношении которых налоговая ставка установлена Налоговым Кодексом в размере 13% (они не являются налоговыми резидентами по содержанию статьи 207 НК).

В отношении таких иностранных работников налоговая ставка будет зависеть не от времени фактического их нахождения в России, а от их правового статуса.

К таким иностранным работникам относятся:

√ граждане Азербайджана, Молдовы, Узбекистана, Украины, Таджикистана, неграждане Латвии и неграждане Эстонии, работающие в России на основании патентов. Необходимо помнить, что в отношении иностранцев, работающих по патенту, НДФЛ как таковой уплачивается ими самими в виде фиксированного авансового платежа, размер которого устанавливается ежегодно федеральной и региональной властями.

Вместе с тем, работодатель, выполняя обязанность налогового агента также должен удерживать НДФЛ с доходов работников, полученных от осуществления трудовой деятельности. Налоговая ставка составляет 13 процентов независимо от того, является ли иностранец резидентом (абзац 3 пункта 3 статьи 224 НК РФ). С целью избежать двойной налоговой нагрузки Налоговый Кодекс устанавливает возможность уменьшить удерживаемый работодатель НДФЛ на сумму авансовых платежей, которые были уплачены иностранным работником. Достигается это через обращение в налоговый орган по месту регистрации работодателя. Поводом для обращения является соответствующее заявление работника с приложенными к нему квитанциями об уплате фиксированного платежа.

Форма заявления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей утверждена Приказом ФНС России от 13.11.2015 N ММВ-7-11/[email protected] При получении из налогового органа уведомления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей работодатель вправе проводить соответствующее уменьшение начисленной суммы НДФЛ на сумму, оплаченную иностранцем по квитанции.

Сумма НДФЛ, удержанная из реальных доходов иностранца, может быть меньше уплаченных им фиксированных авансовых платежей. Разница между этими суммами не признается излишне уплаченным налогом, поэтому возвращать ее сотруднику налоговый агент не вправе.

Налоговая инспекция может и отказать в выдаче уведомления. Причин может быть две: работник в текущем году уже использовал такое право у предыдущего работодателя и органы МВД не предоставили в инспекцию информацию о заключении договора между работником и компанией-работодателем (дополнительно см. Письма ФНС России: от 14.03.2016 г. № БС-4-11/4184, от 16.03.2016 г. № БС-3-11/1096, от 22.03.2016 г. № БС-4-11/4792).

√ иностранные высококвалифицированные специалисты, получившие разрешение на работу в порядке, установленном статьей 13.2 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ (дополнительно см. Письмо ФНС России от 26.04.2011 № КЕ-4-3/6735 «О порядке применения отдельных положений Федерального закона от 19.05.2010 № 86-ФЗ», Письмо Минфина от 04.05.2012г. № 03-04-06/6-130)

√ граждане государств – участников Договора о Евразийском Экономическом Союзе (граждане Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии).

В соответствии с положениями статьи 73 Договора о Евразийском Экономическом Союзе и статьи 224 Кодекса доходы от работы по найму, полученные гражданами государств — членов Евразийского экономического союза, осуществляемой ими в Российской Федерации, подлежат обложению НДФЛ с применением налоговой ставки 13 %, начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации, независимо от налогового статуса этих лиц.

Однако, окончательный налоговый статус работника определяется по итогам налогового периода в зависимости от времени его нахождения в Российской Федерации в данном налоговом периоде и, если по итогам налогового периода сотрудники организации не приобрели статус налогового резидента (находились в Российской Федерации менее 183 дней), их доходы, полученные в данном налоговом периоде, подлежат обложению по ставке 30 % (дополнительно см. Письмо Минфина России от 27 января 2015г. № 03-04-07/2703, Письмо ФНС от 28 ноября 2016 г. № БС-4-11/[email protected] «О налогообложении доходов физических лиц»)

√ участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию (абзац 5 пункта 3 статьи 224 НК РФ).

Статус участника Госпрограммы подтверждается соответствующим свидетельством, выдаваемым иностранному гражданину. Иностранец признается членом семьи участника Госпрограммы, если сведения о нем (Ф.И.О.) вписаны в свидетельство.

В отношении указанных категорий иностранцев ставка 13% применяется с первого дня их работы.

√ иностранные граждане, признанные беженцами или получившими временное убежище на территории Российской Федерации. Их статус подтверждается соответствующими документами – удостоверением беженца и свидетельством о предоставлении временного убежища. В отношении указанных категорий иностранцев ставка 13% применяется с первого дня их работы.

Тем не менее, фиксированная в 13% ставка налога может применяться только к его заработной плате, но не применима к выплатам, не связанным напрямую с исполнением трудовой функции работника. В случае если работник на момент начисления и выплаты заработной платы не пробыл на территории РФ более 183 дней (не является налоговым резидентом) к этим выплатам применяется ставка в 30%.

Это относится к таким выплатам, как:

— компенсация затрат на аренду жилья;

— компенсация расходов на корпоративный автомобиль;

— компенсация расходов на мобильную связь;

— единовременная компенсация на обустройство при переезде в Россию;

— компенсация расходов на питание;

— компенсация стоимости авиабилетов на возвращение в родную страну после окончания контракта и пр.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *