Педагог профессиональные и личностные требования к нему

Личностные качества педагога.

Личностные и индивидуальные качества педагога должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд, язык и т. д.

Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно.

Педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс студентам и для того же ученого — руководителя лаборатории различны.

Э.Ф. Зеер дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:

— способность делать учебный материал доступным;

— творчество в работе;

— педагогически-волевое влияние на учащихся;

— способность организовать коллектив учащихся;

— интерес и любовь к детям;

— содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;

— способность связать учебный предмет с жизнью;

Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает — это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.

Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество.

Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.

Личностные качества педагога, необходимые для успешной работы в учреждениях интернатного типа

Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения, является общепризнанным во всех педагогических науках. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии; в его работе необходимы такие качества личности как – объективность, внимательность, контактность, чуткость, добросовестность, адекватность самооценки, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность.

Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний детей и к сопереживанию. Большое значение придаётся исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности. Но во всех этих «должностных» словах есть, я уверена в этом, и «Ахиллесова пята». Это – не умение увидеть себя глазами ребёнка, не умение ставить себя на место ребёнка или желание сберечь свои нервные клетки! Наши дети – это рентген! Они просвечивают нас так, что мало не покажется. Мне иногда кажется, что это они нас не воспитывают, нет, проверяют на прочность. Вопрос в том – только ли на прочность? На что ещё? И в этом, уважаемые коллеги, мы выглядим не с лучше стороны. Я лично иду на работу и не знаю, экзамен на что мне предстоит сдавать, какие качества человека и педагога мне предстоит проявить. Вообще-то не работа, а постоянный экстрим.

В правильных текстах написано, что «дети видят в педагоге не только положительное, но выделяют и то, что они ХОТЯТ пересмотреть в себе»! Чушь. Это нам надо «прислушиваться» к ним постоянно. В педагогической науке есть такой термин – «эмпатия», т. е. способность постигать эмоциональное состояние КАЖДОГО ребёнка. Коллеги! Да мы только переступаем порог, а детки уже прозондировали, узнали: кто, что, почём и чуть ли не как! И, живя, я бы сказала, в таких прифронтовых условиях, очень большую роль имеет значение педагогического такта. Как пишут умные люди: «Чувство такта проявляется в следующих личностных качествах (умениях) педагога:

  1. быть требовательным, но при этом не вызывать у обучаемых отчуждённость;
  2. уметь поощрять (хвалить) обучаемых, но при этом не быть приторным;
  3. быть добрым, но без слабости (не добреньким);
  4. быть строгим, но без придирчивости;
  5. владеть чувством причастности, но не подменять обязанности обучаемого;
  6. уметь прогнозировать эмоциональный отклик у обучаемых.»

Но мне кажется, что это – мозги, а душа – это ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ! Мы можем сколько угодно планировать, предполагать и т. д., но переступаешь и …и всё, что планировал, летит сами знаете куда. Интуиция сама по себе, без базы определённых знаний – ноль! Воспитатель должен ЗНАТЬ группу, уровень её знаний, её сильные и слабые стороны, её настроения, должен знать КАЖДОГО воспитанника, его слабые и сильные стороны, должен уметь индивидуализировать в зависимости от этого и подход к нему. Воспитатель обязан пользоваться их доверием и уважением, избегать в своей работе обезлички.

Я позволю себе остановиться, буквально на чуть-чуть, на «должном» выполнении домашних заданий. В процессе приготовления домашних заданий мы, воспитатели таких учреждений, выполняем ещё и функцию учителя, а значит мы должны владеть методикой обучения: уметь просто и образно, иллюстративно рассказывать, объяснять, делиться своим опытом, уметь задавать вопросы, выясняющие степень понимания и степень усвоения ребятами заданий, будить в них самостоятельность.

Сложность, вернее, специфика наших детей в том, что они не все находятся на уровне задаваемого. И в этой ситуации важны методы обучения, к которым обращаются вопитатели-педагоги: метод, обеспечивающий первичное восприятие знаний и умений детьми (рассказ, объяснение, толкование различных понятий) и метод осмысливания, развития и углубления знаний (объяснение фактов и явлений природы, труда в общественной жизни).

Наша задача состоит не только в том, чтобы исподволь готовить ребёнка к серьёзному, настойчивому, усидчивому труду, который не возможен без напряжения мысли, но и в том, чтобы утвердить в КАЖДОМ чувство собственного достоинства, научиться уважать себя, открыть доверие к себе и веру в себя и, главное, научить чуткости, сопереживанию к другим. Другими словами – чтобы ребёнок чувствовал сердцем другого человека. И если этого нет в нас самих, то это не сможет родиться и в наших воспитанниках.

Эти дети самого главного – родных людей. Мы для них ТРИЕДИНЫ: и мама, и папа, и учитель не только в учёбе, но и по жизни. В нашей работе учебно-воспитательный процесс – это многогранная духовная жизнь всего коллектива, в котором воспитатель и воспитанник объединены множеством ниточек, которые мы не можем себе позволить порвать. Главная причина недопустимых отношений между воспитателем и воспитанником – это взаимное недоверие и подозрительность, не переживание детских радостей и горестей, не стремление мысленно ставить себя на место ребёнка.

Мне кажется, что иногда, в силу нашего жизненного опыта (я узнала ого-го), возрастного (я прожила ого-го), мы очень часто говорим и воспринимаем их как ДРУГИХ! Говорят – по-другому, музыка – другая, одежда – другая. Но они – это мы, только другие. Можно очень много говорить о разных инновационных технологиях и т. д. и т.п., но есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем. И одно из них – это умение проникнуть в духовный мир ребёнка, не забывать, что он – это живой, неповторимый мир, который стоит на пороге в другой мир – мир познания, мир творчества и мир ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ отношений. И только от нас с вами, в силу опять-таки специфики нашей работы, зависит – в какой мир он выйдет, потому что мы, пока с ним, мы – это ЕГО глаза на наш мир.

Не идеализируя ребёнка, не приписывая ему каких-то чудодейственных свойств, подлинный воспитатель не может не учитывать того, что детское восприятие мира, детская эмоциональная и нравственная реакция на окружающую действительность отличается своеобразной ясностью, тонкостью, непосредственностью(какими бы кошмарами они не казались). И, наверное, самое главное наше качество – это оставаться в душе РЕБЁНКОМ, несмотря на возраст и жизненный опыт. И призыв выдающегося польского педагога Януша Корчака возвыситься к духовному миру ребёнка, а не снисходить к нему. Надо понимать как тончайшее понимание и чувствование ДЕТСКОГО познания мира – познания УМОМ и СЕРДЦЕМ.

Используемая литература:

  1. «В поисках решения» Святослав Довбня, Татьяна Морозова, изд-во Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства, 2007г.
  2. «Воспитание школьников», научно-методический журнал, 2002г.№2.
  3. «Воспитание школьников», научно-методический журнал,2009г.№9
  4. «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёв, изда-во «Детская литература»,1985г.

2.1.2 Профессиональные умения, компетентность и личностные качества педагога

2.1.2 Профессиональные умения, компетентность и личностные качества педагога

В процессе данного исследования также было выявлено немало негативных тенденций в Интернете, прямо или косвенно таящих большую опасность, особенно для подрастающего поколения. Вопросам безопасности в Интернете было уделено немалое внимание. Были созданы специальные разделы по безопасности на исследовательском сайте WWW.LA.BY. Из-за большой разновидности Интернет-угроз, лучшей представляется возможность сосредоточится на личности педагога, использующего Интернет-технологии в образовательном процессе. Поэтому последующие два раздела 2.1.2 и 2.1.3 посвящены личностным качествам педагога, участвующего в данном творческом процессе.

Ознакомьтесь так же:  Размер социальной выплаты на погребение

Фундаментальная роль периода развития в процессе становления человеческой личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. В качестве таковых С.А. Козлова, Т.А. Куликова выделяют:

  • педагогическую направленность, как комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;
  • эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;
  • педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
  • педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;
  • педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;
  • культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог – ребенок», «педагог – родитель», «педагог – коллеги»;
  • педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Помимо перечисленных качеств, в педагогической литературе называются человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие. В ряду этих трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.

Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности). Среди них И. П. Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.
Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е. А. Панько). [38]

Гностические – это умения, с помощью которых педагог изучает учащегося, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей. Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания студентов с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т.п. Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях. Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Специальные умения педагога – это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.

Таким образом, педагог дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями учащихся, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.

Ученые (Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин) в личности педагога выделяют социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

Составляющими социально-нравственной направленности выступают социальные потребности, чувство общественного долга, моральные и ценностные ориентации, гражданская ответственность, идейная убежденность, профессиональная позиция, социальная активность, надежность.

К социальным потребностям (согласно типологии потребностей А. Маслоу) относят потребности в общении, привязанности, любви, дружбе и т.п. Общение в педагогической деятельности выступает основополагающим компонентом. В связи с этим коммуникативные умения характеризуют деятельность педагога. Одним из мотивов выбора педагогической профессии является разнообразие общественных связей (с родителями, учащимися, учителями и др.).

В основе социальной активности педагога лежит идейная убежденность, которая считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности педагога.

Высокая профессиональная ответственность является отличительной особенностью педагогической профессии. Педагог-гражданин верен своему народу, он не замыкается в узком кругу личных забот, его жизнь непрерывно связана с тем микрорайоном, где он живет и работает.

Ценностные ориентации выступают внутренним регулятором деятельности педагога, определяющим его отношение к окружающему миру и себе. В качестве преобладающих ценностей человека выступают экзистенциальные ценности (любовь, свобода, совесть, вера, ответственность), которые органически связаны с нравственными ценностями (добро, благородство, отзывчивость, бескорыстие). Важное место в системе ценностей занимают патриотические (патриотизм, национальное достоинство, гражданственность и др.) и эстетические ценности. Кроме того, в качестве ценностных ориентации могут выступать такие показатели, как смысл труда, заработная плата, квалификация, карьера и др.
На разных стадиях профессионального становления компоненты направленности имеют различное содержание, обусловленное уровнем профессионального развития личности.

Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются: социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствование профессиональной позиции педагога, педагогический долг и ответственность, педагогическая справедливость, педагогическое призвание. В них отражается отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.

Основу профессиональной направленности составляет интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. Педагогическое призвание формируется в процессе накопления теоретических знаний и практического опыта будущим педагогом. Основу педагогического призвания составляет любовь к людям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность.
Взаимоотношения с обучающимися, их родителями и коллегами педагог должен строить, полагаясь на чувство такта. Педагогический такт – это мера педагогически целесообразного взаимодействия учителя с учащимся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Проявление уважения формирует у обучающегося чувство собственного достоинства. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога и его профессионального мастерства.

Социальная и педагогическая позиции педагога тесно взаимосвязаны.

Профессиональная позиция педагога определяется отношением к педагогической профессии, к обучающимся, к характеру труда; установками, ожиданиями и готовностью к профессиональному развитию и профессиональному самосовершенствованию, профессиональному росту.

К качествам, характеризующим профессионально-педагогическую направленность, относятся также педагогический долг и ответственность. Педагогический долг педагога заключается в бескорыстном исполнении своих профессиональных обязанностей, в оказании помощи взрослым и детям в пределах своих возможностей и компетенции. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность.

Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило справедливости педагога, уровня его нравственности и воспитанности. На первом курсе среди профессионально важных качеств педагога студенты, в первую очередь, называют именно справедливость.

Основу познавательной направленности составляют духовные интересы и потребности.

Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к преподаваемому предмету. Педагог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, а главное – хорошо знать ту науку, которую преподает. Знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Он должен быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки. [21]
Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности педагога выступает культура научно-педагогического исследования.

Необходимым условием профессионального становления является непрерывность педагогического самообразования. У педагога должна постоянно присутствовать потребность в знаниях. Это неотъемлемый компонент педагогического труда.
Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.

Основными компонентами профессиональной компетентности являются:

  • социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;
  • персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;
  • специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
  • аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции;
  • экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений:

  • гностические умения – познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства;
  • идеологические умения – социально-значимые умения проведения политико-воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды педагогических знаний;
  • дидактические умения – общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;
  • организационно-методические умения – умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;
  • коммуникативно-режиссерские умения – общепедагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, сугистивные, ораторские и умения в сфере педагогической режиссуры;
  • прогностические умения – общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом;
  • рефлексивные умения – способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация;
  • организационно-педагогические умения – общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности личности обучающихся;
  • общепрофессиональные умения – умения чтения и составления чертежей, схем, технических диаграмм, выполнения расчетно-графических работ, определения экономических показателей производства;
  • конструктивные умения – интегративные умения разработки технологических процессов и конструирования технических устройств, включают разработку учебной и технико-технологической документации, выполнение конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих тестов;
  • технологические умения – количественные умения анализа производственных ситуаций, планирования, рациональной организации технологического процесса, эксплуатации технологических устройств;
  • производственно-операционные умения – общетрудовые умения по смежным профессиям;
  • специальные умения – узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо одной отрасли производства.
Ознакомьтесь так же:  Госпошлина по наследственным спорам

Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества. В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности.

Важным профессионально-педагогическим качеством является логическое мышление. Логическое мышление отражает сформированность логических приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений.

Доминантными качествами в профессионально-педагогической деятельности (Р.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко) являются активность личности, целеустремленность, уравновешенность, желание работать со школьниками, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм. Кроме того, сюда следует включить такие качества, как требовательность, ответственность, коммуникабельность. [11]

В профессиограмму педагога входит и такое качество, как педагогический артистизм, которое выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога. Изучение деятельности артистичных педагогов показало, что им, как правило, свойственны принятие себя как личности, склонность осознавать себя носителями позитивных, социально делаемых характеристик, уверенность в себе и значимости своего дела, высокая степень совпадения личных и профессиональных интересов, желание постоянно совершенствоваться, высокий уровень направленности на деятельность.

Качества учителя: профстандарт и реальность

Небольшое ученическое исследование как пример разговора на обширную тему.

Какими качествами должен обладать учитель? Этот вопрос открывает перед нами бездну других: какой учитель? Для чего и кому должен? Качествами личными или профессиональными, и какие из них важнее? Например, можно ли педагогу вменять в обязанность любовь к детям, или достаточно, чтобы он обращался с ними уважительно и хорошо учил своему предмету? Должен ли учитель быть коммуникабельным заводилой? Какой учитель лучше — добрый или строгий? Какой будет более успешен — бунтарь или конформист?

Ещё по этой теме :

Мы можем бесконечно рассуждать, спорить и доказывать. Всё потому, что нет никакого «сферического учителя в вакууме». Каждый педагог существует в конкретной социальной, экономической, культурной ситуации, где перед ним стоят определённые цели и нужны те или иные качества для их успешного достижения.

Ещё раз убедиться в этом нам позволило небольшое исследование, предпринятое в 2015 году одиннадцатиклассницей Гоар Саркисян. Гоар провела его среди старшеклассников, их родителей и учителей Щёлковской гимназии (город Щёлково, Московская область), в которой училась сама. Целью исследования было сопоставление «требований государства, отражённых в профессиональном стандарте педагога, и потребностей общества для выявления приоритетных качеств учителя».

Всегда интересно сопоставить официальные ожидания с реальной жизнью. Это и решила сделать Гоар Саркисян.

Идея исследования пришла из наблюдения за учениками и учителями разных школ. В то время я уже решила сама стать учителем и стремилась узнать о профессии больше. Видя, что порой даже самые талантливые и любознательные дети теряют интерес к учёбе, я решила отыскать корень проблемы и, как будущий педагог, смоделировать образ идеального учителя. Образ такого учителя, который поможет ученикам стать лучше.

В опросе приняли участие более сотни учащихся старших классов, 40 родителей и 25 учителей гимназии — педагогов начальной школы, среднего и старшего звена. Всем респондентам предлагалось в свободной форме ответить на вопрос: «Какими качествами должен обладать идеальный учитель?»

Респонденты самостоятельно называли или записывали качества и объясняли, что имеют в виду. Ответы были систематизированы в сводных таблицах.

Идеальный учитель с точки зрения учеников

100% учеников, принимавших участие в опросе, считают, что идеальный учитель должен быть строгим и терпеливым. Также все ученики-респонденты оказались едины в том, что учитель должен уметь заинтересовать материалом.

80% опрошенных — за непредвзятое отношение со стороны учителя и индивидуальный подход («каждый хочет, чтобы его оценивали по справедливости и помогали достичь лучших результатов»).

Идеальный учитель с точки зрения родителей

Для всех опрошенных родителей идеальный учитель — тот, кто отлично знает свой предмет. Как отдельное качество 100% родителей обозначили «любовь к своей профессии и детям».

В анкетах родителей появился пункт, который ученики никак для себя не выделяли: неравнодушие.

Идеальный учитель с точки зрения… учителей

А вот учителя, похоже, уверены, что терпенье и труд всё перетрут. 100% опрошенных педагогов всех ступеней — за отличное знание предмета и терпеливость.

Но главное — именно опрос педагогов, по признанию Гоар, оказался для неё самой интересной частью исследования.

Поговорив с учителями, узнав об их чувствах, я увидела их с новой стороны. Больше всех меня поразили учителя, которые вместо «правильных», подходящих к ситуации слов, честно и откровенно заговорили обо всех сложностях этой профессии. Оказалось, что в учительской практике случается множество ситуаций, в которых неопытный человек просто растеряется. И всё, что может сделать из человека хорошего учителя — это неравнодушие. «Если в тебе есть стремление сделать мир лучше, тогда это для тебя», – так сказал мне учитель информатики о профессии педагога.

Все ответы своих респондентов Гоар сопоставила с требованиями профстандарта. Результат оказался непротиворечивым. Разве что, конечно же, никакой стандарт не может требовать от педагога чувства юмора, неравнодушия, любви к детям и терпеливости. А вот люди в своих нестандартных, живых человеческих отношениях вправе друг от друга этого ожидать.

Принципиально нового ответа моё исследование не дало, однако оно показало мне, насколько важны для этой профессии личные качества: именно о личных, а не профессиональных качествах говорили мои респонденты.
Сейчас я учусь на педагога, специальностью выбрала иностранный язык. Какие качества учителя я выделяю теперь? Идеальный учитель — это не шаблонная модель. Это интересный, харизматичный, образованный человек, заряженный творческой энергией, который воспитывает таких же активных, неравнодушных и думающих детей.

А мы предлагаем продолжить разговор на заданную тему. Какие качества учителя ценятся в вашей среде? Какие оказываются необходимыми именно вам?

Профессионально-педагогические способности и личностные качества педагога

Любая профессия, обладая специфическими особенностями, предъявляет к человеку особые требования. Чем сложнее структура профессиональной деятельности, чем значимее для общества ее цель и результат, чем разнообразнее профессиональные задачи, тем выше требования к профессионалу. Круг этих требований не может ограничиваться только знаниями, умениями и навыками, он неизбежно расширяется в сферу личностных характеристик.

Учитывая особенности педагогической деятельности, ее сложность и многогранность, а главное, максимально общественно значимую цель – подготовку к жизни подрастающего поколения, встает вопрос о том, каким научно обоснованным требованиям должна отвечать личность учителя? Другими словами, каким должен быть современный учитель?

Пожалуй, это один из наиболее сложных вопросов, на который педагогическая наука постоянно ищет ответ. Несмотря на огромный накопленный опыт, вопрос остается открытым и продолжает волновать как педагогов и психологов, так и самих учителей, а также учеников, родителей и все общество в целом.

В квалификационных характеристиках раскрываются обобщенные требования к личности и профессиональной компетентности учителя, однако доминирующее положение в них занимает совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для организации учебно-воспитательного процесса в школе. Это связано с тем, что деятельностный подход был и остается ведущим в теории педагогического образования. Но следует иметь в виду, что в рамках деятельностного подхода фигура учителя оказывается полностью зависимой от предметно-технологической стороны педагогического труда, происходит обезличивание учителя.

Однако именно к личности учителя общество предъявляет особо высокие требования (учитель должен быть не только умным и знающим, но и добрым, отзывчивым, культурным, любящим детей и т.д., и т.п.). Поэтому только на личностном уровне учитель может рассматриваться как активный субъект, «реализующий в педагогической профессии свой способ жизнедеятельности, готовность доопределять задачи, принимать ответственность за их собственное и самостоятельное решение. Речь идет о таком уровне внутренней активности, при котором учитель оказывается в состоянии поступать независимо от частных ситуаций и обстоятельств, складывающихся в его биографии, творить эти обстоятельства, вырабатывать собственную стратегию профессионального поведения и деятельности».

Поэтому сегодня содержание профессиональной готовности учителя аккумулировано в профессиограмме. Профессиограмма – это своего рода идеальная модель, включающая характеристики профессиональной деятельности и характеристики личности, она моделирует предвосхищаемый результат, который существует идеально, он должен быть получен по прошествии определенного срока обучения и воспитания студента, она дает возможность предвидеть конкретные пути, средства, операции, критерии профессиональной подготовки и профессионального совершенствования учителя. Особую роль профессиограмма играет в разработке вопросов диагностики профпригодности и методики профессионального отбора молодежи в педагогические учебные заведения, а также в организации профессионально-педагогической ориентации школьников. Профессиограмма может быть использована для совершенствования системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Научная разработка профессиограммы учителя означает, во-первых, тщательное выявление основных свойств и характеристик педагогической профессии не путем эмпирических номенклатур, а на основе анализа всех сторон деятельности учителя и, во-вторых, определение тех требований, которые проецируются обществом.

Построению профессиограммы должно предшествовать исследование психологии личности, а также спецификации личностных и профессиональных качеств учителя. Эта задача может быть решена как на основе использования экспериментальных методик, так и путем монографического изучения творческих биографий мастеров педагогического труда.

Психологи при обосновании профессиограммы обращаются к установлению перечня педагогических способностей, представляющих собой синтез качеств ума, чувств и воли личности.

Педагогическими способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности – это особенности личности, а педагогические умения – это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Ознакомьтесь так же:  Самовольное подключение электричества штраф

Как отмечалось ранее, сложность педагогической деятельности предполагает широкий круг способностей, которыми должен обладать учитель. В связи с этим в психолого-педагогической науке существуют различные классификации педагогических способностей. Большинство авторов сходятся во мнении, что существуют общие (необходимые всем учителям, независимо от преподаваемого предмета) и специальные (определяемые спецификой преподаваемого предмета) педагогические способности.

Так, В. А. Крутецкий условно выделяет три группы общих педагогических способностей: дидактические, организационно-коммуникативные и личностные.

Дидактические способности.

  • 1. Способность передавать информацию детям, делая ее доступной, преподносить детям материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.
  • 2. Экспрессивно-речевые способности – это способности выражать свои мысли и чувства в речевой форме, окрашенной выразительной мимикой и пантомимикой.
  • 3. Академические (познавательные) способности связаны с постоянной потребностью учителя в углублении и расширении своих знаний в области преподаваемого предмета.
  • 4. Распределенное внимание – способность распределять внимание одновременно между двумя или несколькими видам деятельности.

Организационно-коммуникативные способности.

1. Коммуникативные способности – способности к педагогическому общению, которые проявляются в умении устанавливать, формировать у себя педагогически-целесообразную позицию в отношении школьников, что опреде

ляет стиль и тон взаимоотношений с учащимися (как с коллективом, так и с отдельными учениками).

  • 2. Педагогический такт – это чувство меры в поведении и обращении учителя с учащимися, способность находить наиболее целесообразные меры воздействия на учащихся, принимая во внимание их психическое состояние в данный момент, а также конкретную ситуацию.
  • 3. Организаторские способности учителя проявляются в двух видах. Во-первых, в способности организовать ученический коллектив и, во-вторых, в способности организовать самого себя как субъекта педагогической деятельности.
  • 4. Суггестивные способности (в переводе с латинского – «основанные па внушении») выражаются в непосредственном волевом воздействии учителя на учащихся, в его способности предъявлять требования и добиваться их выполнения.

Личностные способности.

  • 1. Перцептивные способности (от лат. «перцепция» – «восприятие») – это способность учителя воспринимать ученика, и не только его внешние особенности, а, главным образом, его внутренний мир. Это своеобразная проницательность. Связанная с тонким пониманием личности ученика и его временных психических состояний.
  • 2. Педагогическое воображение (или прогностические способности) – способность учителя предвидеть с достаточной степенью вероятности последствия своих действий в отношении ученика.
  • 3. Способность саморегуляции эмоциональной сферы и поведения. В этой общей способности можно выделить два компонента:
    • а) выдержка и самообладание – это способность всегда, в любой обстановке, в непредвиденной ситуации владеть собой, управлять своими чувствами, темпераментом, не терять даже на короткое время контроля над своим поведением;
    • б) саморегуляция психических состояний – способность учителя создавать у себя оптимальное психическое состояние, которое отличается энергичной уверенностью, бодростью, оптимизмом, благожелательностью [1] .

А. И. Щербаков к важнейшим педагогическим способностям относит: дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские.

В исследованиях Н. В. Кузьминой раскрыты такие способности, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности.

Ф. Н. Гоноболин перечисляет и раскрывает следующие способности, необходимые учителю: способность понимать ученика, способность доступно излагать материал, способность развивать заинтересованность учащихся, организаторские способности, педагогический такт, предвидение результатов своей работы и др.

Как видно из приведенных выше классификаций педагогических способностей, они одинаково полно охватывают всю структуру педагогической деятельности. Их авторы лишь по-разному группируют, классифицируют важные способности и личностные качества учителя.

Учитель осуществляет важнейшую социальную функцию – духовное воспроизводство человека, а значит, и общества. Учитель не только профессия, суть которой транслировать знания. Это высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности, утверждение человека в человеке. Именно поэтому большинство характеристик учителя и требований к нему задаются обществом, представлением в обществе о том, каким должен быть хороший учитель и каким он не должен быть.

По результатом проведенного исследования, в котором необходимо было описать желательные и нежелательные характеристики учителя, были выявлены личностные и профессионально-педагогические качества учителей, составляющие полярный профиль «эталонной» модели учителя-воспитателя. К ним можно отнести: личную неорганизованность, неумение организовать детей на выполнение общего дела и довести его до конца, безынициативность, индифферентное отношение к педагогической деятельности, нелюбовь к школьникам, незнание их психологии, отсутствие самообладания, выдержки, поспешность, нервозность, уступчивость, внушаемость.

На основании этого В. А. Сластёниным были определены следующие базовые свойства и характеристики личности педагога.

  • 1. Высокая гражданская активность и социальная ответственность. Такой учитель нс будет равнодушным ни к делам страны, ни к судьбам детей. Главный ориентир его деятельности – высокий профессиональный долг. Он способен критически оценивать собственную работу и деятельность окружающих, не пойдет на сделку с совестью.
  • 2. Любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце. Учитель, любящий и понимающий детей, способен к педагогическому сотрудничеству с ними, родителями, коллегами, он видит в формировании личности растущего человека главный смысл жизни. Такой учитель не «искореняет недостатки и пороки», а, опираясь на диагностику личности воспитанника, определяет стратегию и тактику ее развития.
  • 3. Подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими. Он способен найти верное применение своим силам и способностям в коллективном педагогическом творчестве. Он выше мелочных обид, амбиций и пристрастий, способствует созданию благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Такой учитель становится живым примером для детей.
  • 4. Высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и к принятию творческих решений. Шаблон и трафарет ему решительно противопоказан. Учитель – творец, он в непрерывном поиске нестандартных подходов к постоянно развивающейся личности. Он не только способен четко и безошибочно действовать по образцу, но и владеет индивидуальным стилем педагогического человекознания и человековедения.

Учитель нс может, не имеет права останавливаться в своем научном, духовном, идейном росте. Ему нельзя превращаться в верстовой столб, который указывает дорогу другим, а сам стоит на месте.

Меняющиеся реальности жизни требуют от учителя постоянного напряжения всех его сил, больших нервнопсихологических затрат, в известной мере самоотверженности и подвижничества.

В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности.

Социально-нравственная направленность личности педагога находит свое выражение в системе его ценностных ориентации, среди которых ведущее место занимают гуманистические; ориентация на личность ребенка и ее развитие, на диалогическое общение с ним, па воспитание гражданской активности учащихся и др.

В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога.

Профессиональная направленность личности учителя характеризуется прежде всего наличием интереса к педагогической профессии и педагогического призвания. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу.

Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.

Среди таких качеств – педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.

Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольнооценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности. В. А. Сухомлинский писал: «Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю. По нет какой-то абстрактной справедливости – вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка» [2] .

Качества личности, характеризующие профессионально- педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности. Если в рамках других профессий привычно звучат выражения «научный авторитет», «признанный авторитет в своей области» и т.п., то у учителя может быть единый и неделимый авторитет личности.

Основу познавательной направленности личности учителя составляют духовные потребности и интересы.

Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности являются потребность в знаниях и признание их самоценности. Непрерывность педагогического самообразования – необходимое условие профессионального становления и совершенствования учителя.

Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально- экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало – он должен постоянно быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы педагогической пауки.

Таким образом, педагогические способности и личностные качества учителя играют важнейшую роль в успешности осуществления профессиональной деятельности, являются залогом его профессионального становления и развития.

  • [1]Крутецкий В. А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М.: Прометей, 1991. С. 10-22.
  • [2]Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. К., 1969. С. 3.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *