Основы анатомии и физиологии человека пособие

Содержание:

Часть 1. Основы анатомии и физиологи человека

ОСНОВЫ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

Анатомией человека называется наука, изучающая форму и строение человеческого организма и составляющих его органов и систем. Анатомия тесно связана с физиологией – наукой о жизнедеятельности организма. Обе эти науки рассматривают один и тот же объект с разных позиций: анатомия – с точки зрения формы, организации человеческого организма, а физиология – с точки зрения его функции, происходящих в нем процессов. Взаимно дополняя одна другую, указанные науки позволяют составить правильное объективное представление о форме, строении и жизнедеятельности человеческого организма.

Анатомия и физиология являются фундаментом медицинской науки. Знание их основ необходимо санитарному инструктору для наиболее полного усвоения соответствующих разделов программы обучения и правильных, умелых действий по оказанию медицинской помощи раненым и больным в различных условиях обстановки.

Клетки и ткани

Организм человека состоит из отдельных структур – систем органов, органов, тканей и клеток, объединенных в единое целое. Основой строения организма является клетка (рис 1). Размеры ее очень малы, рассмотреть клетку можно только с помощью микроскопа – светового или электронного. При этом первый позволяет изучить общее строение клетки, а второй – ее тонкие структурные механизмы. Клетка состоит из оболочки, цитоплазмы, ядра и органоидов. Цитоплазма представляет собой полужидкую массу, питающую ядро.

В организме человека клетки существуют только в составе тканей. Различают четыре основных типа тканей: пограничные ткани, или эпителиальные; ткани внутренней среды организма, или соединительные; мышечные ткани; ткани нервной системы.

а — цилиндрический; б — мерцательный; в — железистый

Рис. 3. Соединительная ткань:

а – рыхлая волокнистая соединительная ткань; б – клетки жировой ткани (капли жира в середине клеток); в – костная ткань

Пограничные, или эпителиальные, (рис. 2) ткани располагаются на поверхностях, граничащих с внешней средой (кожа, дыхательные пути), а также выстилают стенки полых органов (желудка, кишечника) и замкнутых полостей тела. Из эпителиальных клеток образуются железы. Основными функциями эпителиальных тканей являются покровная и секреторная. Эпителиальные клетки по форме делятся на плоские, цилиндрические, мерцательные и железистые.

Ткани внутренней среды, или соединительные, (рис. 3) не имеют прямой связи с внешней средой, различны по своим свойствам и объединены в одну группу на основе общности развития. К соединительным относятся ткани, выполняющие трофическую (питательную), защитную функции (кровь, лимфа, кроветворные ткани, жировая ткань) и функцию опоры (волокнистые соединительные и скелетные ткани).

Скелетные ткани, в свою очередь, делятся на три вида – хрящевую, костную и дентин. Костная ткань – самая твердая и крепкая (после эмали зуба) ткань во всем организме. Она во много раз превосходит по прочности железо и гранит. Промежуточное вещество костной ткани пропитано солями извести. Ткани сократимые (мышечные) (рис. 4) состоят из клеток, способных сокращаться

Различают гладкую мускулатуру, состоящую из веретеновидных или зубчатых клеток, которые сокращаются медленно; скелетную, или поперечнополосатую мускулатуру, состоящую из длинных волокон с поперечной исчерченностью, и мускулатуру сердца, представленную ветвящимися волокнами. Гладкая мускулатура находится в стенках кровеносных сосудов и внутренних органов. Она функционирует непроизвольно, т.е. независимо от воли человека. Скелетная мускулатура сокращается произвольно в зависимости от желания человека. Сердечная мышца не подчиняется воле человека и работает, не переставая, от первого в жизни сокращения до последнего.

Ткани нервной системы (рис.5) представлены нервными клетками и вспомогательными элементами – нейроглией. Нервная клетка снабжена отростками двоякого типа – одни несут раздражение от воспринимающих аппаратов к телу клетки, другие проводят нервный импульс (ответ на раздражение, команду и т.д.). Нервная клетка со всеми отростками и конечными разветвлениями называется нейроном. Из нервных клеток состоит головной и спинной мозг, отростки нервных клеток образуют нервные стволы.

Канунникова Н.П., Башун Н.З. Основы анатомии и физиологии человека

Учебное пособие Гродно: ГрГУ, 2007. – 198 с.
Пособие предназначено для студентов психологических и педагогических
специальностей.

Введение
Анатомия и физиология как важнейшие науки о строении и функциях человеческого организма
Система крови
Сердечно-сосудистая система
Дыхательная система
Пищеварительная система
Обмен веществ и энергии
Выделение, водно-солевой обмен. Структура и функции почек
Гормональная регуляция функций
Опорно-двигательный аппарат
Ответы навопросы контрольных работ
Рекомендуемая литература
Словарь физиологических терминов
Список сокращений
Приложения

Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека

Учебное пособие. — 2-е изд. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 416 с.

Освещены вопросы нормальной анатомии и физиологии человека с учетом современных достижений биологической и медицинской науки. Рассмотрены предмет, задачи и значение курса анатомии и физиологии человека, дан краткий исторический очерк их развития. Изложены.

Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека

Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 416 с.

Освещены вопросы нормальной анатомии и физиологии человека с учетом современных достижений биологической и медицинской науки. Рассмотрены предмет, задачи и значение курса анатомии и физиологии человека, дан краткий исторический очерк их развития. Изложены вопросы анатомии и частной фи.

Борисова И.А. Мозг и нервная система человека

М.: АСТ: Астрель, 2009. — 112 с. (Самый полный справочник по анатомии человека. Иллюстрированный справочник)

Эта книга — краткий иллюстрированный справочник по анатомии, физиологии, здоровью и нарушениям функционирования мозга и нервной системы человека. Тема подается понятно и последовательно, так что читатель постепен.

Шпоры по возрастной анатомии и физиологии

Хартер Род А. Основы анатомии и прикладной кинезиологии

Белоголовский Г. Анатомия человека для массажистов

ЙОКНЕАМ ИЛЛИТ 2007, 635 стр.

Формат — eBook — изначально компьютерное

Аннотация. Книга предназначена для массажистов и лиц, обучающихся массажу; в ней даны представления об анатомии и, частично, физиологии человека. Многолетний научно-практический и преподавательский опыт работы автора, кандидата медицинских на.

Физиология и основы гигиены человека

Основы анатомии и физиологии человека. Профессиональные заболевания

Представленное учебное пособие «Основы физиологии и анатомии человека. Профессиональные заболевания» предназначено для студентов экологического профиля. Базовые знания по физиологии и анатомии основных органов и систем организма человека: нервной системы, дыхания, органов кровообращения, эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы являются важными для последующего изучения экологических дисциплин. В то же время описание в настоящем учебном издании ряда профессиональных заболеваний, возникающих в результате воздействия на организм неблагоприятных факторов производственной среды, послужит базисом для формирования у специалистов экологов знаний о механизмах медико-биологического взаимодействия человека с факторами среды обитания, о последствиях воздействия травмирующих, вредных и поражающих факторов, о принципах их санитарно-гигиенического нормирования.

В настоящее время учет и оценка физиологических механизмов жизнеобеспечения человека при воздействии экологических факторов является необходимым в процессе практической деятельности во всех видах современных производств. При этом овладение полученными знаниями позволит специалистам инженерам-экологам в дальнейшем создавать с учетом медико-биологических требований по охране здоровья человека и окружающей среды наукоемкие технологии по очистке газовых выбросов, сточных вод от загрязняющих веществ и переработке опасных отходов.

Учебное пособие позволит освоить и применить полученные знания при оценке антропогенного воздействия на природу с целью соблюдения требований охраны здоровья человека.

Основы анатомии и физиологии человека пособие

Предлагаемое Вашему вниманию учебное пособие является результатом работы над многими источниками по анатомии, физиологии, спортивной физиологии, физиологии двигательной активности, биохимии спорта.

Современная анатомия, физиология и биохимия человека представляют собой комплекс наук медико-биологического направления. Целью учебно-методического пособия является формирование у студентов комплексных, взаимосвязанных знаний в этих областях; умений использовать полученные знания при последующем изучении других фундаментальных дисциплин.

• изучение студентами строения, функций и топографии органов человеческого тела;

• формирование у студентов знаний о взаимозависимости и единстве структуры и функции, как отдельных органов, так и организма в целом, о взаимосвязи организма в изменяющихся условиях и при физических нагрузках;

• формирование у студентов комплексного подхода при изучении основ анатомии, физиологии и биохимии человека.

Для реализации данной цели и поставленных задач, учебно-методическое пособие может оказать помощь студентам в изучении основ анатомии, физиологии и биохимии человека. Данное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов в аудитории и во внеурочное время, оно расширяет и дополняет теоретические знания по анатомии, физиологии и биохимии человека.

В пособии особое внимание уделяется физиологическим механизмам при физической деятельности и вопросам, касающимся физической работы, утомления, восстановления, обмена веществ, витаминам, основам рационального питания при двигательной активности.

Материал, представленный в учебном пособии соответствует образовательному стандарту, насыщенность пособия табличным и графическим материалом значительно облегчает усвоение изучаемого материала. В конце пособия приведены контрольные вопросы по всем разделам.

Учебно-методическое пособие «Основы анатомии, физиологии и биохимии человека» рекомендовано для студентов высших учебных заведений, изучающих дисциплину «Физическая культура». Автор надеется, что сведения, представленные в данном учебном пособии могут быть полезными не только для студентов, но и для учителей физической культуры, инструкторов по спорту, тренеров.

Основы анатомии и физиологии человека пособие

Анатомия — наука о строении человеческого тела. Физиология -наука о функционировании органов и систем организма человека.

Знание этих предметов позволяет грамотно организовать и оказать первую медицинскую помощь.

Наш организм состоит из тканей, образующих органы и системы. Ткани состоят из клеток, сходных между собой по строению и выполняемым функциям, свойственным тем органам, которые состоят из этих тканей. Ткани нашего организма разнообразны и составляют четыре основных группы: эпителиальные, соединительные, нервные и мышечные. Эпителиальные покрывают наше тело снаружи и слизистые оболочки внутри организма. Соединительные ткани образуют кости. Из них также состоят прослойки внутренних органов и между ними, рубцы после заживления раны. Нервные ткани составляют головной и спинной мозг и периферические нервные стволы. Мышечные образуют поперечнополосатые (скелетные) мышцы и гладкие мышцы внутренних органов, выполняющие в организме двигательные функции.

Жизнедеятельность организма обеспечивают костная, мышечная и нервная системы, кровь и внутренние органы (сердце, легкие, желудочно-кишечный тракт, печень, почки и др.). Все это образует единое функциональное целое организма и связано между собой кровеносными сосудами и нервами.

Скелет (рис.214) и мышцы образуют основу опорно-двигательного аппарата. Кости скелета подразделяются на трубчатые и плоские. Из трубчатых костей состоят конечности: рука (верхняя конечность), нога (нижняя конечность). К плоским костям относятся лопатки, ребра, кости черепа и таза.

Опорой тела является позвоночник, состоящий из 24 позвонков. Каждый позвонок имеет внутри отверстие и накладывается один на один, образуя спинномозговой канал, в котором размещается спинной мозг. Позвоночник состоит из 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных позвонков, а также крестца и копчика.

Кости скелета, в зависимости от выполняемых функций, соединяются неподвижно (череп, тазовые кости), полуподвижно (кости запястья, позвоночник) и подвижно (суставы конечностей [плечевой, локтевой, лучезапястный — верхняя конечность; тазобедреный, коленный, голеностопный — нижняя конечность).

Скелет человека включает:

— череп (черепная коробка), в котором размещается головной мозг;

— позвоночник, в спинномозговом канале которого находится спинной мозг;

— грудную клетку, состоящую из 12 ребер слева и справа, грудной кости впереди и грудного отдела позвоночника сзади. В грудной полости расположены сердце, легкое, пищевод, аорта, трахея;

— брюшную полость, где находятся печень, селезенка, желудок, кишечник, мочевой пузырь и другие органы;

— кости верхней конечности (рука), которые состоят из плечевой кости (одна) между плечевым и локтевым суставами, предплечья (две кости) между локтевым и лучезапястным суставами, кисти;

Ознакомьтесь так же:  Убытки прошлых лет налог на прибыль когда можно списать

— кости нижней конечности (нога), которые состоят из бедренной кости (одна) между тазобедренным и коленным суставами, костей голени (две) между коленным и голеностопным суставами, стопы.

Очень важно знать анатомическую особенность скелета предплечья и голени, имеющих по две кости. Кровеносные сосуды по предплечью и по голени проходят между этими костями. В случае артериального кровотечения из этих участков конечностей остановить его зажатием кровоточащего сосуда непосредственно на предплечье и голени невозможно, так как этому будут мешать кости. Поэтому если артериальное кровотечение из предплечья или голени — жгут (закрутка) накладывается соответственно выше локтевого и коленного сустава;

Скелет человека также включает:

— ключицы (две) — правая и левая, которые находятся между верхней частью грудной клетки и отростком лопатки слева и справа;

— лопатки (две) — правая и левая, расположены сзади в верхнем отделе грудной клетки. Каждая лопатка сбоку имеет отросток, образующий вместе с головкой плечевой кости плечевой сустав.

ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ? ПОДЕЛИСЬ ИМ С ДРУЗЬЯМИ В СОЦ.СЕТЯХ

Анатомия и физиологтя (Федюкович. медучилище)

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов

медицинских училищ, обучающихся по специальности 0406 Сестринское дело

ББК 28.8я723 Ф32

Ф 32 Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. Изд. 2-е. — Ростов н/Д: изд-во: «Феникс», 2003. — 416 с.

В учебном пособии освещены вопросы нормальной, анатомии и физиологии человека с учетом современных достижений биологической и медицинской науки. Рассмотрены предмет, задачи и значение курса анатомии и физиологии человека, дан краткий исторический очерк их развития Изложены вопросы анатомии и частной физиологии.

Для учащихся медицинских училищ по специальности «Медицинская сестра».

© Н. И. Федюкович, 2003 © Оформление, изд-во «Феникс», 2003

Качество обучения медицинских сестер зависит не только от мастерства преподавания предмета, технического оснащения учебных занятий, но и от наличия современных учебников и учебных пособий.

Учебное пособие «Анатомия и физиология» разработано в соответствии с программой, утвержденной Министерством здравоохранения РФ .

Формирование будущей медицинской сестры начинается с дисциплин, которые изучаются с самого начала обучения. Одной из них является анатомия и физиология человека.

Материал учебного пособия представлен в традиционном для анатомии и физиологии плане. В нем 12 разделов, в которых вначале приводятся сведения по анатомии, а затем раскрываются физиологические функции определенного органа или системы. Кроме того, кратко рассмотрены основные этапы развития анатомии и физиологии. В конце каждого раздела даны вопросы для самоконтроля.

Для названия органов и их частей использованы общепринятые латинские анатомические термины, приведенные в Международной анатомической номенклатуре, утвержденной на Лондонском анатомическом конгрессе в 1985 г. Количественные физиологические показатели представлены по Международной системе единиц (СИ).

В пособии имеются рисунки, схемы. Часть рисунков заимствована из разных изданий, таких как «Анатомия человека» в 2 т. под ред. М. Р. Сапина (М., 1993), «Физиология человека» под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса (М., 1985—1986), «Общий курс физиологии человека и животных» в 2 т. под ред. А. Д. Ноздрачева (М., 1991), X. Фениш «Карманный атлас анатомии человека на основе Международной номенклатуры» (Минск, 1996) и других учебных пособий. В некоторые рисунки внесены изменения и дополнения.

Автор выражает искреннюю благодарность д-ру мед. наук, проф. кафедры анатомии человека МГМИ П. Г. Пив-ченко и председателю цикловой методической комиссии общепрофессиональных дисциплин Минского медицинского училища № 2 И. М. Байдаку за внимательное ознакомление с рукописью, полезные замечания, которые касались не только последовательности, но и сути изложения материала, способствовали более качественной разработке учебного пособия. Автор будет признателен всем, кто выскажет свои замечания по структуре и содержанию пособия.

Анатомия и физиология человека относится к числу биологических дисциплин, составляющих основу теоретической и практической подготовки медицинских сестер.

Анатомия — это наука, которая изучает форму и строение организма в связи с его функциями, развитием и под воздействием окружающей среды.

Физиология — наука о закономерностях процессов жизнедеятельности живого организма, его органов, тканей и клеток, их взаимосвязи при изменении различных условий и состояния организма.

Анатомия и физиология человека тесно связаны со всеми медицинскими специальностями. Их достижения постоянно оказывают влияние на практическую медицину. Невозможно проводить квалифицированное лечение, не зная хорошо анатомии и физиологии человека. Поэтому прежде чем изучать клинические дисциплины, изучают анатомию и физиологию. Эти предметы составляют фундамент медицинского образования и вообще медицинской науки.

Строение тела человека по системам изучает систематическая (нормаль-

Строение тела человека по областям с учетом положения органов и их взаимоотношения между собой, со скелетом изучает топографическая анатомия.

Пластическая анатомия рассматривает внешние формы и пропорции тела человека, а также топографию органов в связи с необходимостью объяснения особенностей телосложения; возрастная анатомия — строение тела человека в зависимости от возраста.

Патологическая анатомия изучает поврежденные той или иной болезнью органы и ткани.

Совокупность физиологических знаний делят на ряд отдельных, но взаимосвязанных направлений — общую, специальную (или частную) и прикладную физиологию.

Общая физиология включает сведения, которые касаются природы основных жизненных процессов, общих проявлений жизнедеятельности, таких как метаболизм органов и тканей, общие закономерности реагирования организма (раздражение, возбуждение, торможение) и его структур на воздействие среды.

Специальная (частная) физиология исследует особенности отдельных тканей (мышечной, нервной и др.), органов (печени, почек, сердца и др.), закономерности объединения их в системы (системы дыхания, пищеварения, кровообращения).

Прикладная физиология изучает закономерности проявлений деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, питания, спорта).

Физиологию условно принято разделять на нормальную и патологическую.

Первая изучает закономерности жизнедеятельности здорового организма, механизмы адаптации функций на воздействие разных факторов и устойчивость организма. Патологическая физиология рассматривает изменения функций больного организма, выясняет общие закономерности появления и развития патологических процессов в организме, а также механизмы выздоровления и реабилитации.

К РАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ

Развитие и формирование представлений об анатомии и физиологии начинаются с глубокой древности.

Среди первых известных истории ученых-анатомов следует назвать Алкемона из Кратоны, который жил в V в. до н. э. Он первый начал анатомировать (вскрывать) трупы животных, чтобы изучить строение их тела, и высказал предположение о том, что органы чувств имеют связь непосредственно с головным мозгом, и восприятие чувств зависит от мозга.

Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) — один из выдающихся ученых медицины Древней Греции. Изучению анатомии, эмбриологии и физиологии он придавал первостепенное значение, считая их основой всей медицины. Он собрал и систематизировал наблюдения о строении тела человека, описал кости крыши черепа и соединения костей при помощи швов, строение позвонков, ребер, внутренние органы, орган зрения, мышцы, крупные сосуды.

Выдающимися учеными-естествоиспытателями своего времени были Платон (427—347 до н. э.) и Аристотель (384—322 до н. э.). Изучая анатомию и эмбриологию, Платон выявил, что головной мозг позвоночных животных развивается в передних отделах спинного мозга. Аристотель, вскрывая трупы животных, описал их внутренние органы, сухожилия, нервы, кости и хрящи. По его мнению, главным органом в организме является сердце. Он назвал самый крупный кровеносный сосуд аортой.

Большое влияние на развитие медицинской науки и анатомии имела Александрийская школа врачей, которая была создана в III в. до н. э. Врачам этой школы разрешалось вскрывать трупы людей в научных целях. В этот период стали известны имена двух выдающихся ученых-анатомов: Герофила (род. ок. 300 до н. э.)

и Эрасистрата (ок. 300 — ок. 240 до н. э.). Герофил описал оболочки головного мозга и венозные пазухи, желудочки мозга и сосудистые сплетения, глазной нерв

и глазное яблоко, двенадцатиперстную кишку и сосуды брыжейки, простату. Эрасистрат достаточно полно для своего времени описал печень, желчные протоки, сердце и его клапаны; знал, что кровь из легкого поступает в левое предсердие, затем в левый желудочек сердца, а оттуда по артериям к органам. Александрийской школе медицины принадлежит также открытие способа перевязки кровеносных сосудов при кровотечении.

Самым выдающимся ученым в разных областях медицины после Гиппократа стал римский анатом и физиолог Клавдий Гален (ок. 130 — ок. 201). Он впервые начал читать курс анатомии человека, сопровождая вскрытием трупов животных, главным образом обезьян. Вскрытие человеческих трупов в то время было запрещено, в результате чего Гален, факты без должных оговорок, переносил на человека строение тела животного. Обладая энциклопедическими знаниями, он описал 7 пар (из 12) черепных нервов, соединительную ткань, нервы мышц, кровеносные сосуды печени, почек и других внутренних органов, надкостницу, связки.

Важные сведения получены Галеном о строении головного мозга. Гален считал его центром чувствительности тела и причиной произвольных движений. В книге «О частях тела человеческого» он высказывал свои анатомические взгляды и рассматривал анатомическое структуры в неразрывной связи с функцией.

Авторитет Галена был очень большой. По его книгам учились медицине почти на протяжении 13 веков.

Большой вклад в развитие медицинской науки внес таджикский врач и философ Абу Али Ибн Сына, или Авиценна (ок. 980—1037). Он написал «Канон врачебной науки», в котором были систематизированы и дополнены сведения по анатомии и физиологии, заимствованные из книг Аристотеля и Галена. Книги Авиценны были переведены на латинский язык и переиздавались более 30 раз.

Начиная с XVI—XVIII вв. во многих странах открываются университеты, выделяются медицинские факультеты, закладывается фундамент научной анатомии и физиологии. Особенно большой вклад в развитие анатомии внес итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519). Он анатомировал 30 трупов, сделал множество рисунков костей, мышц, внутренних органов, снабдив их письменными пояснениями. Леонардо да Винчи положил начало пластической анатомии.

Основателем научной анатомии считается профессор Падуанского университета Андрас Везалий (1514—1564), который на основе собственных наблюдений, сделанных при вскрытии трупов, написал классический труд в 7 книгах «О строении человеческого тела» (Базель, 1543). В них он систематизировал скелет, связки, мышцы, сосуды, нервы, внутренние органы, мозг и органы чувств. Исследования Везалия и выход в свет его книг способствовали развитию анатомии. В дальнейшем его ученики и последователи в XVI—XVII вв. сделали много открытий, детально описали многие органы человека. С именами этих ученых в анатомии связаны названия некоторых органов тела человека: Г. Фаллопий (1523— 1562) — фаллопиевы трубы; Б. Евстахий (1510—1574) — евстахиева труба; М. Мальпиги (1628— 1694) — мальпигиевы тельца в селезенке и почках.

Открытия в анатомии послужили основой для более глубоких исследований в области физиологии. Испанский врач Мигель Сервет (1511—1553), ученик Везалия Р. Коломбо (1516—1559) высказали предположение о переходе крови из правой половины сердца в левую через легочные сосуды. После многочисленных исследований английский ученый Уильям Гарвей (1578—1657) издал книгу «Анато-

мическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628), где привел доказательство движения крови по сосудам большого круга кровообращения, а также отметил наличие мелких сосудов (капилляров) между артериями и венами. Эти сосуды были открыты позже, в 1661 г., основателем микроскопической анатомии М. Мальпиги.

Кроме того, У. Гарвей ввел в практику научных исследований вивисекцию, что позволяло наблюдать работу органов животного при помощи разрезов тканей. Открытие учения о кровообращении принято считать датой основания физиологии животных.

Одновременно с открытием У. Гарвея вышел в свет труд Каспаро Азелли (1591—1626), в котором он сделал анатомическое описание лимфатических сосудов брыжейки тонкой кишки.

На протяжении XVII—XVIII вв. появляются не только новые открытия в области анатомии, но и начинает выделяться ряд новых дисциплин: гистология, эмбриология, несколько позже — сравнительная и топографическая анатомия, антропология.

Для развития эволюционной морфологии большую роль сыграло учение Ч. Дарвина (1809—1882) о влиянии внешних факторов на развитие форм и структур организмов, а также на наследственность их потомства.

Клеточная теория Т. Шванна (1810—1882), эволюционная теория Ч. Дар-

вина поставили перед анатомической наукой ряд новых задач: не только описывать, но и объяснять строение тела человека, его особенности, раскрывать в анатомических структурах филогенетическое прошлое, разъяснять, как сложились в процессе исторического развития человека его индивидуальные признаки.

К наиболее значительным достижениям XVII—XVIII вв. относится сформулированное французским философом и физиологом Рене Декартом представление об «отраженной деятельности организма». Он внес в физиологию понятие о рефлексе. Открытие Декарта послужило основанием для дальнейшего развития физиологии на материалистической основе. Позже представления о нервном рефлексе, рефлекторной дуге, значении нервной системы во взаимоотношении между внешней средой и организмом получили развитие в трудах известного чешского анатома и физиолога Г. Прохаски (1748—1820). Достижения физики и химии позволили применять в анатомии и физиологии более точные методы исследований.

Ознакомьтесь так же:  Приказ по листкам нетрудоспособности 624 н

В XVIII—XIX вв. особенно значительный вклад в области анатомии и физиологии был внесен рядом российских ученых. М. В. Ломоносов (1711—1765) открыл закон сохранения материи и энергии, высказал мысль об образовании тепла в самом организме, сформулировал трехкомпонентную теорию цветного зрения, дал первую классификацию вкусовых ощущений. Ученик М. В. Ломоносова А. П. Протасов (1724—1796) — автор многих работ по изучению телосложения человека, строения и функций желудка.

Профессор Московского университета С. Г. Забелин (1735—1802) читал лекции по анатомии и издал книгу «Слово о сложениях тела человеческого и спо-

собах, как оные предохранять от болезней», где высказал мысль об общности происхождения животных и человека.

В 1783 г. Я. М. Амбодик-Максимович (1744-1812) опубликовал «Анатомофизиологический словарь» на русском, латинском и французском языках, а в 1788 г. А. М. Шумлян-ский (1748—1795) в своей книге описал капсулу почечного клубочка и мочевые канальцы.

Значительное место в развитии анатомии принадлежит Е. О. Мухину (1766— 1850), который на протяжении многих лет преподавал анатомию, написал учебное пособие «Курс анатомии».

Основателем топографической анатомии является Н. И. Пирогов (1810— 1881). Он разработал оригинальный метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов. Автор таких известных книг, как «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела» и «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях». Особенно тщательно Н. И. Пирогов изучал и описал фасции, их соотношение с кровеносными сосудами, придавая им большое практическое значение. Свои исследования он обобщил в книге «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций».

Функциональную анатомию основал анатом П. Ф. Лес-гафт (1837—1909). Его положения о возможности изменения структуры организма человека путем воздействия физических упражнений на функции организма положены в основу теории и практики физического воспитания. .

П. Ф. Лесгафт один из первых применил метод рентгенографии для анатомических исследований, экспериментальный метод на животных и методы математического анализа.

Вопросам эмбриологии были посвящены работы известных российских ученых К. Ф. Вольфа, К. М. Бэра и X. И. Пандера.

В XX в. успешно разрабатывали функциональные и экспериментальные направления в анатомии такие ученые-исследователи, как В. Н. Тонков (1872— 1954), Б. А. Долго-Сабуров (1890-1960), В. Н. Шевкуненко (1872-1952), В. П. Во-

Формированию физиологии как самостоятельной науки в XX в. значительно способствовали успехи в области физики и химии, которые дали исследователям точные методические приемы, позволившие охарактеризовать физическую и химическую суть физиологических процессов.

И. М. Сеченов (1829—1905) вошел в историю науки как первый экспериментальный исследователь сложного в области природы явления — сознания. Кроме того, он был первым, кому удалось изучить растворенные в крови газы, установить относительную эффективность влияния различных ионов на физикохимические процессы в живом организме, выяснить явление суммации в центральной нервной системе (ЦНС). Наибольшую известность И. М. Сеченов получил после открытия процесса торможения в ЦНС. После издания в 1863 г. работы

И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» в физиологические основы введено понятие психической деятельности. Таким образом, был сформирован новый взгляд на единство физических и психических основ человека.

На развитие физиологии большое влияние оказали работы И. П. Павлова (1849—1936). Он создал учение о высшей нервной деятельности человека и животных. Исследуя регуляцию и саморегуляцию кровообращения, он установил наличие специальных нервов, из которых одни усиливают, другие задерживают, а третьи изменяют силу сердечных сокращений без изменения их частоты. Одновременно с этим И. П. Павлов изучал и физиологию пищеварения. Разработав и применив на практике ряд специальных хирургических методик, он создал новую физиологию пищеварения. Изучая динамику пищеварения, показал ее способность приспосабливаться к возбудительной секреции при употреблении различной пищи. Его книга «Лекции о работе главных пищеварительных желез» стала руководством для физиологов всего мира. За работу в области физиологии пищеварения

в 1904 г. И. П. Павлову присудили Нобелевскую премию. Открытие им условного рефлекса позволило продолжить изучение психических процессов, которые лежат

в основе поведения животных и человека. Результаты многолетних исследований И. П. Павлова явились основой для создания учения о высшей нервной деятельности, в соответствии с которым она осуществляется высшими отделами нервной системы и регулирует взаимоотношения организма с окружающей средой.

Значительный вклад в развитие анатомии и физиологии внесли и ученые Беларуси. Открытие в 1775 г. в Гродно медицинской академии, которую возглавил профессор анатомии Ж. Э. Жилибер (1741—1814), способствовало преподаванию анатомии и других медицинских дисциплин в Беларуси. При академии были созданы анатомический театр и музей, библиотека, в которой находилось много книг по медицине.

Значительный вклад в развитие физиологии внес уроженец Гродно Август Бекю (1769—1824) — первый профессор самостоятельной кафедры физиологии Виленского университета.

М. Гомолицкий (1791—1861), который родился в Слонимском уезде, с 1819 по 1827 г. возглавлял кафедру физиологии Виленского университета. Он широко проводил эксперименты на животных, занимался проблемами переливания крови. Его докторская диссертация была посвящена экспериментальному изучению физиологии.

С. Б. Юндзилл, уроженец Лидского уезда, профессор кафедры естественных наук Виленского университета, продолжал начатые Ж. Э. Жилибером исследования, издал учебник по физиологии. С. Б. Юндзилл считал, что жизнь организмов находится в постоянном движении и связи с внешней средой, «без которых невозможно существование самих организмов». Тем самым он приблизился к положению об эволюционном развитиии живой природы.

Я. О. Цибульский (1854—1919) впервые выделил в 1893— 1896 гг. активный экстракт надпочечников, что в дальнейшем позволило получить гормоны этой же-

Основы анатомии и физиологии человека.

Внимание! Если Вы ничего не увидели, обновите страницу! Возможно формат файла не поддерживается
для отображения в окне просмотра. Материал доступен по кнопке СКАЧАТЬ! (прокрутите вниз)

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: Противопожарная служба гражданской обороны и медицинская подготовка. ТЕМА 1. Основы анатомии и физиологии человека. ВИД ЗАНЯТИЯ: самостоятельная работа. ОТВОДИМОЕ ВРЕМЯ: 1435-1520 ДАТА: МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Учебный класс подразделения. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: — Сформировать понятие о анатомии и физиологии человека. — Изучить анатомию и физиологию человека. ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ЛИТЕР

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: Противопожарная служба гражданской обороны и медицинская подготовка.

ТЕМА 1. Основы анатомии и физиологии человека.

ВИД ЗАНЯТИЯ: самостоятельная работа.

ОТВОДИМОЕ ВРЕМЯ: 1435-1520

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Учебный класс подразделения.

— Сформировать понятие о анатомии и физиологии человека.

— Изучить анатомию и физиологию человека.

ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОНСПЕКТА:

Медицинская подготовка. Подготовка пожарных и спасателей, под редакцией д.м.н., профессора В.И. Дутова;

Справочник «Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций» С-Петербург, 2011., И.Ф. Богоявленский.

доска учебная – 1 ед.

I. Подготовительная часть – 5 минут………………………………………………………. стр.2

II. Основная часть– 30 минут……………………………………………………………….. стр.2

III. Заключительная часть – 10 минут. …………………………………………………… стр.12

проверки обучаемых, согласно списка;

проверки у обучаемых средств материального обеспечения занятий (учебные пособия, рабочие тетради (конспекты), ручки и т.д.);

содержания данного занятия.

Анатомия — наука о строении человеческого тела.

Физиология -наука о функционировании органов и систем организма человека.

Знание этих предметов позволяет грамотно организовать и оказать первую медицинскую помощь. Наш организм состоит из тканей, образующих органы и системы. Ткани состоят из клеток, сходных между собой по строению и выполняемым функциям, свойственным тем органам, которые состоят из этих тканей. Ткани нашего организма разнообразны и составляют четыре основных группы: эпителиальные, соединительные, нервные и мышечные. Эпителиальные покрывают наше тело снаружи и слизистые оболочки внутри организма. Соединительные ткани образуют кости. Из них также состоят прослойки внутренних органов и между ними, рубцы после заживления раны. Нервные ткани составляют головной и спинной мозг и периферические нервные стволы. Мышечные образуют поперечнополосатые (скелетные) мышцы и гладкие мышцы внутренних органов, выполняющие в организме двигательные функции.

Жизнедеятельность организма обеспечивают костная, мышечная и нервная системы, кровь и внутренние органы (сердце, легкие, желудочно-кишечный тракт, печень, почки и др.). Все это образует единое функциональное целое организма и связано между собой кровеносными сосудами и нервами.

Скелет (рис.1) и мышцы образуют основу опорно-двигательного аппарата. Кости скелета подразделяются на трубчатые и плоские. Из трубчатых костей состоят конечности: рука (верхняя конечность), нога (нижняя конечность). К плоским костям относятся лопатки, ребра, кости черепа и таза. Опорой тела является позвоночник, состоящий из 24 позвонков. Каждый позвонок имеет внутри отверстие и накладывается один на один, образуя спинномозговой канал, в котором размещается спинной мозг. Позвоночник состоит из 7 шейных, 12 рудных, 5 поясничных позвонков, а также крестца и копчика. Кости скелета, в зависимости от выполняемых функций, соединяются неподвижно (череп, тазовые кости), полуподвижно (кости запястья, позвоночник) и подвижно (суставы конечностей [плечевой, локтевой, лучезапястный — верхняя конечность; тазобедреный, коленный, голеностопный — нижняя конечность).

Скелет человека включает:

— череп (черепная коробка), в котором размещается головной мозг;

— позвоночник, в спинномозговом канале которого находится спинной мозг;

— грудную клетку, состоящую из 12 ребер слева и справа, грудной кости впереди и грудного отдела позвоночника сзади.

В грудной полости расположены сердце, легкое, пищевод, аорта, трахея;

— брюшную полость, где находятся печень, селезенка, желудок, кишечник, мочевой пузырь и другие органы;

— кости верхней конечности (рука), которые состоят из плечевой кости (одна) между плечевым и локтевым суставами, предплечья (две кости) между локтевым и лучезапястным суставами,

— кисти; кости нижней конечности (нога), которые состоят из бедренной кости (одна) между тазобедренным и коленным суставами, костей голени (две) между коленным и голеностопным суставами, стопы.

Очень важно знать анатомическую особенность скелета предплечья и голени, имеющих по две кости.

Кровеносные сосуды по предплечью и по голени проходят между этими костями. В случае артериального кровотечения из этих участков конечностей остановить его зажатием кровоточащего сосуда непосредственно на предплечье и голени невозможно, так как этому будут мешать кости. Поэтому если артериальное кровотечение из предплечья или голени — жгут (закрутка) накладывается соответственно выше локтевого и коленного сустава;

Скелет человека также включает: ключицы (две) — правая и левая, которые находятся между верхней частью грудной клетки и отростком лопатки слева и справа; лопатки (две) — правая и левая, расположены сзади в верхнем отделе грудной клетки. Каждая лопатка сбоку имеет отросток, образующий вместе с головкой плечевой кости плечевой сустав.

схема строения пищеварительной системы:

1- рот, 2- глотка, 3- пищевод, 4 – желудок, 5 – поджелудочная железа, 6 – печень, 7- желчный проток, 8 – желчный пузырь, 9 – двенадцатиперстная кишка, 10 – толстая кишка, 11 – тонкий кишечник, 12 – прямая кишка, 13 – подъязычная слюнная железа, 14 – подчелюстная железа, 15 – околоушная слюнная железа, 16 – аппендикс

Пищеварительная система, или пищеварительный тракт, представляет собой трубку, тянущуюся от рта до заднего прохода (Рис. 2). Рот, глотка, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник, прямая кишка – все это органы пищеварительной системы. Желудочно-кишечным трактом называют часть этой системы, состоящую из желудка и кишечника. Вспомогательными органами служат зубы, язык, слюнные железы, поджелудочная железа, печень, желчный пузырь и червеобразный отросток слепой кишки (аппендикс).

Функции пищеварительной системы – заглатывание пищи (твердой и жидкой), ее механическое измельчение и химическое изменение, всасывание полезных продуктов пищеварения и выделение бесполезного остатка.

Рот служит для нескольких целей. Зубы измельчают пищу, язык ее перемешивает и воспринимает ее вкус. Выделяемая слюна смачивает пищу и в какой-то мере начинает переваривание крахмала. Пища проталкивается в глотку, проходит в пищевод и под действием волнообразных сокращений мышц пищевода попадает в желудок.

Желудок – мешковидное расширение пищеварительного тракта, где проглоченная пища накапливается и начинается процесс ее переваривания. Частично переваренная пища называется химусом.

Тонкий и толстый кишечник и вспомогательные органы. Двенадцатиперстная кишка секретирует кишечный сок; кроме того, в нее поступают секреты поджелудочной железы (панкреатический сок) и печени (желчь), необходимые для пищеварения.

Ознакомьтесь так же:  Пособия по беременности и родам в 2018 году в санкт-петербурге

Поджелудочная железа и желчный пузырь. Сок поджелудочной железы содержит несколько проферментов. При активации они превращаются соответственно в трипсин и химотрипсин (переваривают белки), амилазу (расщепляет углеводы) и липазу (расщепляет жиры). В желчном пузыре накапливается вырабатываемая печенью желчь, которая поступает в тонкий кишечник и способствует пищеварению, эмульгируя жиры и тем самым подготавливая их к перевариванию липазой.

Печень. Кроме секреции желчи печень имеет множество других функций, совершенно необходимых для жизнедеятельности организма.

Тонкий и толстый кишечник. Благодаря сокращениям гладких мышц стенок кишечника химус проходит через три отдела тонкого кишечника (двенадцатиперстную кишку, тощую кишку и подвздошную кишку).

Дыхательная система объединяет органы, образующие воздухоносные, или дыхательные, пути (полость носа, носоглотку, гортань, трахею, бронхи), и легкие, в которых происходит газообмен, т.е. поглощение кислорода и удаление углекислого газа. (Рис. 3).

Гортань построена из парных и непарных хрящей, подвижно сочлененных между собой связками и соединительно-тканными мембранами. Сверху и спереди вход в гортань прикрывает надгортанник (эластичный хрящ), он перекрывает вход в гортань в момент проглатывания пищи. Между голосовыми отростками двух хрящей натянуты парные голосовые связки. От их длины и степени натяжения зависит высота голоса. Звук формируется на выдохе, в его образовании помимо голосовых связок принимают участие в качестве резонаторов полость носа и рот.

На уровне последних шейных позвонков гортань переходит в трахею (дыхательное горло). Гортань, трахея, бронхи и бронхиолы выполняют воздухо-проводящую функцию.

Легкие. Трахея в грудной полости делится на два бронха: правый и левый, каждый из которых, многократно разветвляясь, образует т.н. бронхиальное дерево. Мельчайшие бронхи – бронхиолы – заканчиваются слепыми мешочками, состоящими из микроскопических пузырьков – легочных альвеол. Совокупность альвеол и образует ткань легких, где осуществляется активный газообмен между кровью и воздухом.

В верхних дыхательных путях воздух очищается от пыли, увлажняется и согревается. По трахее, которая делится на 2 бронха, воздух попадает в левое и правое легкое и далее- по более мелким бронхам в мельчайшие пузырьки (альвеолы) окруженные кровеносными капиллярами. Через стенку альвеол из венозной крови выделяется углекислый газ, а кислород из воздуха альвеол проникает в кровь. При выдохе грудная клетка спадается, легкие сжимаются и вытесняют воздух. Частота дыхания в покое 12-18 раз в минуту, при этом через легкие проходит объем воздуха 5-8 л/мин. Физическая нагрузка значительно увеличивает легочную вентиляцию.

Кровь –жидкость, циркулирующая в кровеносной системе и переносящая газы и другие растворенные вещества, необходимые для метаболизма либо образующиеся в результате обменных процессов. Кровь состоит из плазмы (прозрачной жидкости бледно-желтого цвета) и взвешенных в ней клеточных элементов. Имеется три основных типа клеточных элементов крови: красные кровяные клетки (эритроциты), белые кровяные клетки (лейкоциты) и кровяные пластинки (тромбоциты).

Красный цвет крови определяется наличием в эритроцитах красного пигмента гемоглобина. В артериях, по которым кровь, поступившая в сердце из легких, переносится к тканям организма, гемоглобин насыщен кислородом и окрашен в ярко-красный цвет; в венах, по которым кровь притекает от тканей к сердцу, гемоглобин практически лишен кислорода и темнее по цвету.

Кровь – довольно вязкая жидкость, причем вязкость ее определяется содержанием эритроцитов и растворенных белков. От вязкости крови зависят в значительной мере скорость, с которой кровь протекает через артерии (полуупругие структуры), и кровяное давление.

Объем крови взрослого мужчины составляет примерно 75 мл на килограмм веса тела; у взрослой женщины этот показатель равен примерно 66 мл. Соответственно общий объем крови у взрослого мужчины – в среднем около 5 л; более половины объема составляет плазма, а остальная часть приходится в основном на эритроциты.

Сердечно-сосудистая система состоит из сердца, артерий, капилляров, вен и органов лимфатической системы. Сердечно-сосудистая система выполняет три основные функции:

1) транспортировку питательных веществ, газов, гормонов и продуктов метаболизма к клеткам и из клеток;

2) защиту от вторгающихся микроорганизмов и чужеродных клеток;

3) регуляцию температуры тела. Эти функции непосредственно выполняются жидкостями, циркулирующими в системе, – кровью и лимфой.

Лимфа – прозрачная, водянистая жидкость, содержащая белые клетки крови и находящаяся в лимфатических сосудах.

С функциональной точки зрения сердечно-сосудистая система образована двумя родственными структурами: системой кровообращения и лимфатической системой. Первая состоит из сердца, артерий, капилляров и вен, которые обеспечивают замкнутый круговорот крови. Лимфатическая система состоит из сети капилляров, узлов и протоков, впадающих в венозную систему.

Сердце расположено между грудиной и позвоночником, 2/3 его находится в левой половине грудной клетки и 1/3 в правой половине. Полость сердца разделена сплошной перегородкой на левую и правую части, каждая из которых в свою очередь подразделяется на сообщающиеся друг с другом предсердие и желудочки.

Сосуды образуют большой и малый круг кровообращения (Рис. 4). Большой круг начинается в левом желудочке сердца, откуда богатая кислородом кровь разносится по всему телу системой артерий, переходящих в мелкие сосуды – капилляры.

Через тонкую их стенку кислород и питательные вещества проникают в ткани, углекислый газ и продукты обмена выделяются в кровь, которая по системе венозных сосудов поступает в правое предсердие и далее – в правый желудочек сердца.

Отсюда начинается малый круг кровообращения – венозная кровь поступает в легкие, отдает углекислый газ, насыщается кислородом и возвращается в левую часть сердца.

Сердце имеет и собственное кровоснабжение; особые ветви аорты – коронарные артерии – снабжают его насыщенной кислородом кровью.

Ритмические сокращения сердца (60-80 раз в минуту) приводят кровь (около 5 литров) в непрерывное движение. В артериях в момент сжатия сердца она движется под давлением около 120 мм/рт. ст. В период расслабления сердца давление составляет 60-75 мм/рт. ст. Ритмические колебания диаметра артериальных сосудов, вызываемые работой сердца, называется пульсом, который обычно определяется на внутренней стороне предплечья у кисти (лучевая артерия). В венах давление крови невысокое (60-80 мм. вод. ст.).

Система органов выделения. В организме имеется четыре органа для выведения конечных продуктов обмена. Кожа выделяет воду и минеральные соли, легкие удаляют углекислый газ и воду, из кишечника выбрасываются не переваренные остатки, а почки – выделительный орган мочевой системы – удаляют в растворенном виде конечные продукты белкового обмена (азотистые шлаки), токсины, минеральные соли и воду. Почки имеют еще одну жизненно важную функцию: она регулирует состав плазмы крови путем сохранения или выделения воды, сахара, солей и других веществ. Если состав крови выходит за определенные, довольно узкие пределы, может последовать необратимое повреждение отдельных тканей и даже гибель организма.

Мочевыделительная система состоит из двух почек, мочеточников (по одному от каждой почки), мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Почки расположены в поясничной области, книзу от уровня самого нижнего ребра. В каждой почке имеется от одного до четырех миллионов почечных канальцев, расположенных упорядоченным, но очень сложным образом.

Мочевой пузырь представляет собой эластичный мешок со стенками, содержащими гладкие мышцы; он служит для накопления и выведения мочи. В стенках мочеиспускательного канала, там, где он отходит от мочевого пузыря, есть мышцы, окружающие просвет канала. Эти мышцы (сфинктеры) функционально связаны с мускулатурой мочевого пузыря. Мочеиспускание осуществляется за счет непроизвольных сокращений мышц мочевого пузыря и расслабления сфинктеров. Ближайший к мочевому пузырю сфинктер не контролируется волевым усилием, а второй контролируется. У женщин через мочеиспускательный канал выводится только моча, у мужчин – моча и сперма.

Половая система образована органами, ответственными за воспроизводство вида. Основная функция мужских половых органов – образование и доставка сперматозоидов (мужских половых клеток) женщине. Основная функция женских органов – формирование яйцеклетки (женской половой клетки), обеспечение пути для оплодотворения, а также места (матки) для развития оплодотворенного яйца

Мужская половая системасостоит из: 1) яичек (семенников), парных желез, производящих сперматозоиды и мужские половые гормоны; 2) протоков для прохода спермы; 3) нескольких дополнительных желез, продуцирующих семенную жидкость, и 4) структур для выброса спермы из тела.

Женская половая системасостоит из яичников, маточных труб (яйцеводов, или фаллопиевых труб), матки, влагалища и наружных половых органов. Две молочные железы также органы этой системы.

Система покровных органов. Кожа и такие сопутствующие ей структуры, как волосы, потовые железы, ногти, образуют наружный слой тела, называемый покровной системой. Кожа состоит из двух слоев: поверхностного (эпидермиса) и глубокого (дермы). Эпидермис образован из многих слоев эпителия. Дерма представляет собой соединительную ткань под эпидермисом.

Кожа выполняет четыре важные функции: 1) защиту тела от внешних повреждений; 2) восприятие раздражений (сенсорных стимулов) из окружающей среды; 3) выделение продуктов метаболизма; 4) участие в регуляции температуры тела. Выделение продуктов метаболизма, таких, как соли и вода, – функция потовых желез, рассеянных по всему телу; особенно их много на ладонях рук и подошвах ног, подмышками и в паху. В течение суток кожей выделяется 0,5-0,6 л воды вместе с солями и продуктами обмена веществ (пот). Специализированные нервные окончания в коже воспринимают прикосновение, тепло и холод и передают соответствующие стимулы периферийным нервам. Глаз и ухо в некотором смысле могут рассматриваться как специализированные кожные образования, служащие для восприятия света и звука.

Нервная система является объединяющей и координирующей системой организма. Она включает головной и спинной мозг, нервы и связанные с ними структуры, например, мозговые оболочки (слои соединительной ткани вокруг головного и спинного мозга). Анатомически различают центральную нервную систему, состоящую из головного и спинного мозга, и периферическую нервную систему, состоящую из нервов и ганглиев (нервных узлов).

Функционально нервную систему можно разделить на два отдела: цереброспинальный (произвольный, или соматический) и вегетативный (непроизвольный, или автономный).

Цереброспинальная система ответственна за восприятие стимулов извне и от внутренних частей тела (произвольных мышц, костей, суставов и т.д.) с последующей интеграцией этих стимулов в центральной нервной системе, а также за стимуляцию произвольных мышц.

Вегетативная нервная система состоит из симпатической и парасимпатической систем, которые воспринимают стимулы от внутренних органов, кровеносных сосудов и желез, передают эти стимулы в центральную нервную систему и стимулируют работу гладких мышц, сердечной мышцы и желез.

В целом, произвольные и быстрые действия (бег, речь, жевательные движения, письмо) контролируются цереброспинальной системой, в то время как непроизвольные и медленные действия (продвижение пищи через пищеварительный тракт, секреторная деятельность желез, выведение мочи из почек, сокращение кровеносных сосудов) находятся под контролем вегетативной нервной системы. Несмотря на вполне определенное функциональное разделение, обе системы в значительной степени связаны.

С помощью цереброспинальной системы мы ощущаем боль, температурные изменения (тепло и холод), прикосновение, воспринимаем вес и размеры предметов, осязаем структуру и форму, положении частей тела в пространстве, чувствуем вибрацию, вкус, запах, свет и звук. В каждом случае стимуляция чувствительных окончаний соответствующих нервов вызывает поток импульсов, которые передаются отдельными нервными волокнами от места воздействия стимула в соответствующий отдел головного мозга, где они интерпретируются. При формировании любого из ощущений импульсы распространяются по нескольким, разделенным синапсами, нейронам, пока не достигнут осознающих центров в коре головного мозга.

Интеграция осознанных ощущений и подсознательных импульсов в головном мозгу – сложный процесс. Нервные клетки организованы таким образом, что возможны миллиарды вариантов их объединения в цепи. Этим объясняется способность человека осознавать множество стимулов, интерпретировать их в свете предыдущего опыта, предсказывать их появление, вызывать в воображении и даже искажать стимулы.

Эндокринная система состоит из желез внутренней секреции, не имеющих выводных протоков. Они производят химические вещества, называемые гормонами, которые поступают непосредственно в кровь и оказывают регуляторное действие на отдаленные от соответствующих желез органы. К эндокринным железам относятся: гипофиз, щитовидная железа, паращитовидные железы, надпочечники, мужские и женские половые железы, поджелудочная железа, выстилка двенадцатиперстной кишки, вилочковая железа (тимус) и шишковидная железа (эпифиз).

Система органов чувств (глаза, уши, кожа, слизистая оболочка носа, язык) обеспечивает посредством зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, восприятие окружающего мира.

— подведение итогов, ответы на вопросы.

— приведения в порядок учебной базы

Задание для самостоятельной работы обучаемых и подготовки к следующему занятию:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *