Общественная экспертиза опыт

Статья 22. Общественная экспертиза

Статья 22. Общественная экспертиза

См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона

1. Под общественной экспертизой в настоящем Федеральном законе понимаются основанные на использовании специальных знаний и (или) опыта специалистов, привлеченных субъектом общественного контроля к проведению общественной экспертизы на общественных началах, анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, проверка соответствия таких актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов требованиям законодательства, а также проверка соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

2. Проведение общественной экспертизы является обязательным в отношении актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов в случаях, установленных федеральными законами.

3. Общественная экспертиза может проводиться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

4. Инициаторами проведения общественной экспертизы могут быть Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований и иные субъекты общественного контроля.

5. Порядок проведения общественной экспертизы устанавливается ее организатором в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

6. Если проведение общественной экспертизы в соответствии с федеральным законодательством является обязательным, организатор общественной экспертизы может привлечь на общественных началах к проведению общественной экспертизы специалиста в соответствующей области знаний (общественного эксперта) либо сформировать экспертную комиссию. Экспертная комиссия формируется из общественных экспертов, имеющих соответствующее образование и квалификацию в различных областях знаний.

7. Отбор кандидатур для включения в состав общественных экспертов осуществляется организатором общественной экспертизы на основании сведений, предоставленных научными и (или) образовательными организациями, общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями, а также на основании сведений, размещенных на личных страницах общественных экспертов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

8. Срок проведения общественной экспертизы не может превышать сто двадцать дней со дня объявления о проведении общественной экспертизы, если иное не установлено федеральными законами.

9. Итоговый документ (заключение), подготовленный по результатам общественной экспертизы, должен содержать:

1) объективные, достоверные и обоснованные выводы общественных экспертов (экспертной комиссии) о соответствии или несоответствии акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза, или их отдельных положений законодательству Российской Федерации, а также о соблюдении или несоблюдении прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;

2) общественную оценку социальных, экономических, правовых и иных последствий принятия акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза;

3) предложения и рекомендации по совершенствованию акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза.

10. Итоговый документ (заключение), подготовленный по результатам общественной экспертизы, направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Общественная экспертиза опыт

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА – анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия; проверка соответствия таких актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов требованиям законодательства, а также проверка соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Общественная экспертиза осуществляется привлеченными субъектом общественного контроля на общественных началах (безвозмездно) специалистами, имеющими специальные знания и необходимый опыт в соответствующей сфере государственного управления или местного самоуправления.

Проведение общественной экспертизы является обязательным в отношении актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов в случаях, установленных федеральными законами. Общественная экспертиза может проводиться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. Инициаторами проведения общественной экспертизы могут быть Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований и иные субъекты общественного контроля.

Итоговый документ (заключение), подготовленный по результатам общественной экспертизы, должен содержать:

1) объективные, достоверные и обоснованные выводы общественных экспертов (экспертной комиссии) о соответствии или несоответствии акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза, или их отдельных положений законодательству Российской Федерации, а также о соблюдении или несоблюдении прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;

2) общественную оценку социальных, экономических, правовых и иных последствий принятия акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза;

3) предложения и рекомендации по совершенствованию акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза.

Итоговый документ (заключение), подготовленный по результатам общественной экспертизы, направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Общественная экспертиза в образовании на этапе, предшествовавшем нормативному закреплению понятия и процедур независимой оценки качества образования, рассматривалась как процедура общественной оценки качества образовательной деятельности и результатов образования на основе проведения их экспертного анализа по соответствующим критериям и показателям.

Институт развития государственно-общественного управления образованием

общественное участие в управлении образованием

Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2017. Использование материалов без разрешения владельцев не допускается

Общественная экспертиза школы: первый опыт

День первый
Утро. Пленарное заседание. Представление участников. Доклад директора Александра Тубельского: идеи, поиски, современное состояние, проблемы школы. Выступление Сергея Братченко, автора и разработчика теории и технологии гуманитарной экспертизы. Совместная выработка критериев. Образование экспертных групп.
Ключевой вопрос – о критериях оценки. Он решался в диалоге между школой, заявляющей о своих ценностях, и экспертами, предлагающими инструментарий для их оценки. Сначала было предложено двенадцать критериев, остановились на пяти: демократичность уклада школьной жизни, субъектность ребенка, возможность выбора образовательных пространств, межвозрастные пространства, эффективность и качество работы школы.
Анатолий Цирульников, академик РАО: «Не будем спорить, почему эксперты остановились именно на этих критериях. Инновационная школа отличается от традиционной по целям, средствам и результатам. Выбранные экспертами критерии лежат в основном в области средств. Но в целом они вскрывают глубинные вещи».
День. Экспертировалось все, что не урок. Образовательные пространства: правовое, игровое, театральное, проектное, трудовые мастерские.
Группа семиклассников в медиацентре верстает газету. «Газета одного класса – это что-то новенькое», – обрадовался учитель из Орска Эдуард Шевченко. Он подсел к ребятам, поговорил, сделал небольшое замечание по верстке, с которым ребята, поспорив, согласились.
«Полный день»: подготовка к выездной сюжетно-ролевой игре «Жизнь в первобытных племенах». Мастерские по созданию макетов, звуковых картин мест обитания первых людей. В другом месте – производство учебных пособий для начальной школы, рядом – работа над проектом «Во времена Александра Македонского». Владимир Лавреньтьев, учитель словесности из Владимира: «Мы попали под обаяние общения ребят с учителями».
Встреча экспертов с Советом школы, Судом чести и Управой деловой игры. Вопросы соуправления школой больше волновали юных экспертов. Школьницы из Орска Ульяна Власова и Валя Мальцева: «Хорошо ли, когда во главе Совета школы стоит директор? И почему в дни школьной деловой игры открывается много развлекательных заведений и только один университет?»
Вечер. Наблюдения за внеурочной половиной школьной жизни показали: пространства, которые созданы в школе для жизни ребенка во второй половине дня, на самом деле демократичные и субъектные, выборные и разновозрастные.

Ознакомьтесь так же:  Как оформить пенсию через сбербанк

День второй
Презентация экспериментальных команд педагогов, выбор уроков экспертами. Договоренности о технике анализа урока: экспертирование урока не то, что инспектирование.
Эксперт Марина Шамина, заместитель директора лицея города Иванова, уточняет свое восприятие урока: «Скажите, по вашим ощущениям, получилось то, что вы хотели?» «Не совсем», – отвечает учитель словесности Мария Старостенкова и рассказывает, почему «не подошлось», почему она не стала продавливать свое мнение и пошла на профессиональный риск, выслушивая «неправильные», с ее точки зрения, ответы.
И учитель, и эксперт «читали» уроки по выделенным «точкам развития инновационного урока». Первое. В свободном образовательном пространстве школы ребенок имеет право не вникать в предмет глубоко. Учитель не обязан заставлять его думать над вопросами, которые его не интересуют. Второе. Универсальные умения не вступают в противоречие с умениями предметными, они важнее по определению. И третье. Теплые, дружественные отношения между учеником и учителем не должны исключать необходимость нравственного усилия, необходимого в учебе.
В этот же день состоялись «круглые столы» с выпускниками школы и с родителями. Эксперт, учитель из Якутии Гавриил Яковлев, на пленарном заседании говорил: «В отличие от многих школ, где есть две силы, которыми растет школа, учителя и ученики, здесь есть третья. Родители. Их ценности совпадают с ценностями школы, поэтому они чувствуют себя в школе уверенно, на равных с учителями. И педагоги от этого становятся вдвое сильнее».

День третий
В этот день эксперты, поработав на уроках в начальной школе, предложили пополнить критериальную базу исследования школы. Были введены критерии: «субъектность учителя», «ситуация неопределенности на уроке» и «принципиальная открытость школы». Об этих критериях заговорили все разом: эксперты из Москвы, Орска и Владивостока – после посещения занятий в начальной школе и детском саду.
К концу дня были сформулированы риски развития экспертируемой школы. В экспертное заключение вписали четыре основных. Проблема обучения выбору. Проблема показателей эффективности свободного образовательного пространства. Проблема системности свободного образовательного пространства. И проблема разграничения ученической свободы и безответственности в образовательном пространстве школы.
Теперь школе предстоит осмыслить эти проблемы как ресурсные – в этом один из главных смыслов общественной экспертизы, задуманной и проведенной самой школой.

P.S.
О родительском выборе

Галина Цукерман, ведущий научный сотрудник Института психологии РАО, доктор психологических наук:
– В сущности, сегодня родители сказали, что их союз со школой оказался счастливым. Что объединяло все родительские высказывания? Все один за другим говорили о том, что не с их детьми, а с ними лично случилось в этой школе. Это были родители, желающие и готовые самоизменяться. Это редчайшее явление, и оно не связано с их образовательным уровнем: «Я научился играть со своим ребенком»; «Я поняла, что знания не самое главное, а раньше, как физик-математик, была уверена в обратном»; «Я испытываю трудности, потому что моя взрослеющая дочь, пожив несколько лет в школе, рассчитывает на уважение. Мне трудно, но я понимаю, что для нее и для меня это важно». То есть все родители свидетельствовали о собственном личностном росте. Такая встреча семьи и школы практически невозможна. Но она есть.

Владимир, Якутия, Мончегорск, Астрахань, Краснодар, Элиста, Владивосток. С учетом представителей руководящих органов образования, научных работников, детей всего экспертов было 106 человек

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

Общественная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов (проектов) как способ противодействия коррупции на местном уровне

Осипов Алексей Сергеевич,аспирант кафедры теории права ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина», г. Саратов[email protected]

Общественная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов (проектов) как способ противодействия коррупции на местном уровне

Аннотация.Статья посвящена новому для российской действительности институту гражданского общества ‬общественной экспертизе. Автор изучает данный институт на примере муниципальных нормативных правовых актов (проектов)и показывает, что его реализация может выступатьспособомборьбы скоррупции на местном уровне.В работе на примере конкретного муниципального образования изучен механизм проведения общественной и антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов) и сделаны предложения по совершенствованию данного механизма.Ключевые слова:общественная экспертиза,муниципальныенормативные правовые акты,коррупция, гражданское общество, институт гражданского общества, государство, взаимодействие.

Сегодня такие понятия как «противодействие коррупции», «борьба с коррупцией» прочно вошли в правовой лексикон и стали неотъемлемой частью российской правовой системы. Противодействие коррупции ‬новый развивающийся процесс в нормотворческой деятельности органов публичной власти, находящийся на стадии становления, которые затрагивает непосредственно как органы государственной власти, так и органы местного самоуправления. На местном уровне одним из эффективных показателей работы любого муниципального образования является деятельность органов местного самоуправления по противодействию коррупции. Не смотря на активную работу органов местного самоуправления в указанном направлении, до сих пор остается значительное количество муниципальных нормативных правовых актов,противоречащих действующему в стране федеральному и региональному законодательству, муниципальные нормативные правовые акты традиционно отличаются низким качеством с позиции правотворчества с высоким уровнем коррупциогенности.Российским законодательством предусмотрены различные меры по профилактике коррупции[2]. Развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции является одной из основных мер, поскольку реальным успехом борьбы с коррупцией может стать непосредственное вовлечение в этот процесс населения. Об этом регулярно высказываются высшие должностные лица нашего государства ‬в ПосланииПрезидента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации на 2009 отмечается «. чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать открытыми дляобщества»[5]. Что еще раз подтверждает и актуализирует значимость участия граждан в борьбе с коррупцией. В данной работе участие граждан в борьбе с коррупцией будет рассмотрено через институт общественной экспертизы нормативных правовых актов (проектов), который как и антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов)является одной из важных мер по противодействию коррупции в современной России.Актуальность темы определяется отсутствием научных разработок

комплексного характера, связанныхс теоретическим осмыслением проблем, связанных с проведением общественной экспертизы и посвященных реализации механизма проведения общественной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов) как одной из важных мер по противодействию коррупции в современной России. Данное исследование может способствовать усилению роли общественных институтов в противодействии коррупции на муниципальном уровне.В современных условиях развития местного самоуправления одним из эффективных показателей работы любого муниципального образования является деятельность органов местного самоуправления по противодействию коррупции.В статье 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» закреплена норма о том, что органы местного самоуправления должны осуществлять противодействие коррупции в пределах своих полномочий[2]. Эти полномочия закреплены в статье 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[3]. Вопрос противодействия коррупции ‬это не только вопрос местного значения (согласно пункта «б» статьи 72 Конституции РФ вопросы обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации), это вопрос государства в целом, поэтому органы местного самоуправления должны быть наделены какимилибо существенными полномочиями по противодействию коррупции, в первую очередь, в своих рядах, а также на территории муниципального образования[1].Статьей 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273ФЗ предусмотрены меры по профилактике коррупции: 1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; 2) проведение антикоррупционной экспертизыправовых актов и их проектов; 3) предъявление квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами; 4) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и другие меры[2].Таким образом, осуществление общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти и органов местного самоуправления можно считать одной из приоритетных мер противодействия коррупции.Общественная оценка деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению являются основными целями Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21 июля 2014 № 212ФЗ[4].Статья 18 указанного выше Закона закрепляет следующие основные формы общественного контроля: общественный мониторинг, общественную проверку, общественную экспертизу, общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы взаимодействия, не противоречащие Федеральному закону[4].Наибольший интерес в исследовании представляет такая форма общественного контроля как общественная экспертиза. По мнению ряда исследователей, занимающихся данной проблематикой, общественная экспертиза законодательства способна существенным образом снизить его коррупциогенность. Проекты нормативных правовых актов следует подвергать как можно более широкому общественному обсуждению, своевременно публикуя их на официальных сайтах органов власти[6].

Ознакомьтесь так же:  Муниципальный договор поставки

Термин «экспертиза» происходит от латинского «expertus», что означает «знающий по опыту», «опытный», «испытанный». В общем виде под экспертизой понимают исследование специалистом (экспертом) какихлибо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и т.д. Рассмотрим наиболее распространенные определения «общественная экспертиза», предложенные учеными и практиками. В. И. Захарова, автор первого диссертационного исследования об общественной экспертизе, предлагает трактовать это понятие как «добровольное привлечение населения (общества) к экспертизе социальнозначимых объектов (законов, проектов, программ, решений и т.д.)»[7].При этом в результатах такой экспертизы, как подчеркивает В.И. Захарова, «выражается реальное отношение большинства народа, социальной группы, элементов общественной системы к фактам, событиям, явлениям, процессам, затрагивающим потребности и интересы социальной общности как совокупности индивидов, отличающихся целостностью, выступающих самостоятельными субъектами социального действия»[7].Т. В. Троицкая рассматривает общественную экспертизу как «механизм общественной экспертной деятельности по анализу и оценке нормативных и других управленческих решений власти всех уровней, воздействующих на условия жизни и реализацию прав и законных интересов широких слоев граждан и конкретных социальных групп»[8].Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21 июля 2014 № 212ФЗ дает достаточно емкое определение общественной экспертизе, где четко регламентированы объекты общественного контроля: общественная экспертиза ‬это основанные на использовании специальных знаний и (или) опыта специалистов, привлеченных субъектом общественного контроля к проведению общественной экспертизы на общественных началах, анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, проверка соответствия таких актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов требованиям законодательства, а также проверка соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций[4]. Важно отметить, что до принятия Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21 июля 2014 № 212ФЗ легального определения данной форме в российском законодательстве не было. Таким образом, с принятием нового Закона, который в частности регулирует правовое поле общественной экспертизы, появилось определение данному термину, существенно расширился круг объектов и субъектов общественной экспертизы. Несмотря на столь положительные тенденции в этой области, как и Закон об общественном контроле, форма общественного контроля ‬общественная экспертиза также нуждается в скорейшей легитимизации.Сегодня институт общественной экспертизы на муниципальном уровне является наиболеевостребованной формой общественного контроля. Предметом общественной экспертизыв муниципальном образовании выступают проекты муниципальных правовых актов нормативного и ненормативного характера, но имеющие общественную значимость. В равной степени, действующие муниципальные правовые акты могут быть такжеподвергнуты общественной экспертизе, если появились сомнения в их соответствии общественным интересам. Предметом общественной экспертизы могут стать и иные документы, материалы

органов местного самоуправления, иных муниципальных органов, имеющие значение с позиций общественных интересов.Объектами общественной экспертизы на муниципальном уровне, как показывает практика, являются не проекты муниципальных правовых актов, а проекты решений, концепций, стратегических планов и т.д. Субъектами, осуществляемыми общественную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, выступают создаваемые в муниципальных образованиях общественные палаты и общественные и консультативные советы, образованные при органах исполнительной власти муниципальных образований. Естьпримеры, когда экспертиза проводится органами территориального общественного самоуправления и другими институтами гражданского общества. Общественный консультативный Совет г. Саратова был создан в 1996 году, в качестве одного из первых подобных органов вРоссии, и является уникальным инструментом взаимодействия власти и общества[9].Постановление главы администрации города Саратова «Об общественном консультативном Совете города Саратова» от 25 июля 2007 года № 603 определяет, что целью данного Совета является обеспечение участия объединений граждан в разработке, анализе и оценке решений органов местного самоуправления по важнейшим вопросам жизнедеятельности города[11].Исходя из изложенного выше видно, что проведение экспертизы на муниципальном уровне является необходимым инструментом взаимодействия власти и гражданского общества, но единой регламентирующей процедуры реализации данного инструмента пока нет. В связи с этим большинство муниципальных образований вообще игнорируют факт проведения общественной экспертизы в своих муниципалитетах, что приводит к высокому уровню дефектности действующих муниципальных правовых актов[10]и как результат высокого уровня коррупциогенности на местах. Активное внедрение и развитие института общественной экспертизы в муниципальных образованиях непременно повысит качественный уровень муниципальных правовых актов и их проектов и будет способствовать противодействию коррупции.Как и в любом муниципальном образовании, на территории Воскресенского муниципального образования Саратовской области также осуществляется противодействие коррупции. В рамках данного направления деятельности Администрация осуществляет следующее:1)на территории района утверждена муниципальная целевая программа «Противодействие коррупции в Воскресенском муниципальном районе на 20142016 годы»; 2)регулярно осуществляется антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов), порядок проведения которой закреплен Постановлением Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области;3)утвержден Порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, также утвержден Перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять такие сведения не только относительно себя, но и относительно своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;4)утвержден Порядок проведенияпроверки достоверности и полноты вышеуказанных сведений о доходах, об имуществе, и обязательствах имущественного характера;5)и другие меры, направленные на противодействие коррупции.Согласно Порядку проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных

нормативных правовых актов, проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области, антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов (проектов) проводиться отделом по правовым вопросам администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области. Антикоррупционной экспертизе подлежат нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области.Антикоррупционная экспертиза в администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области проводится с 2012 года. За этот период антикоррупционной экспертизе подвергались все муниципальные нормативные правовые актов, проекты муниципальных нормативных правовых актов администрации в следующей динамике: 2012 год ‬60 муниципальных нормативных правовых актов и их проектов;2013 год ‬102 муниципальных нормативных правовых актов и их проектов;2014 год ‬80 муниципальных нормативных правовых актов и их проектов;2015 год ‬91 муниципальных нормативных правовых актов и их проектов.Таким образом, статистические данные свидетельствуют о соблюдении законодательства о противодействии коррупции, где антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов относится к числу основных мер по предупреждению (профилактике) коррупции и является неотъемлемой частью муниципального нормотворческого процесса.Но в ходе проведения исследования было выявлено, что в большинстве случаях Отдел по правовым вопросам администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области создает нормативные правовые акты и их проекты и сам же проводит их антикоррупционную экспертизу, что не является всегда объективным и может способствовать развитию коррупции.Отсюда вытекает проблема, связанная с отсутствием конкретного органа, занимающего проведением антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в администрации. Об этом свидетельствует и анализ нормативных актов администрации, регулирующих данное направление, показавший, что основная нагрузка падает на Отдел по правовым вопросам администрации Воскресенского муниципального района, который в свою очередь и так несет чрезмерную нагрузку в других направлениях деятельности администрации.Относительно общественной экспертизы в рассматриваемом муниципальном образовании, ее проведение носит декларативный характер и по факту в районе должным образом не проводится вообще.Согласно Положению об Общественном совете Воскресенского муниципального района Саратовской области, общественная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов в Воскресенском муниципальным районе проводится Общественным советом Воскресенского муниципального района Саратовской области[12].Общественной экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области.Для проведения экспертизы Общественный совет создает рабочую группу, которая вправе: привлекать экспертов; направлять в органы местного самоуправления запрос о предоставлении документов и материалов, необходимых для проведения экспертизы; направлять членов Общественного совета для участия в работе органов местного самоуправления, которые рассматривают проекты муниципальных правовых актов, являющиеся объектом экспертизы.При поступлении запроса Общественного совета органы местного

Ознакомьтесь так же:  Приказ о прекращении трудового договора форма

самоуправления обязаны предоставить проекты актов, указанные в запросе, а также документы и материалы, необходимые для проведения экспертизы проектов подготовленных ими актов. Заключения Общественного совета по результатам экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов носят рекомендательный характер и направляются в соответствующие органы местного самоуправления. Заключения Общественного совета по результатам экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органами местного самоуправления с участием представителей Общественного совета.Декларативно общественная экспертиза в Воскресенском муниципальном районе Саратовской области проводится с 2014 года, с момента образования в муниципальном образовании Общественного совета. За этот период общественной экспертизе подверглись только те документы, которые являются обязательными для проведения общественной экспертизы, предусмотренные Федеральным законом«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проверка в отношении проектов уставов муниципальных образований, местных бюджетов, программ развития муниципального образования, правил землепользования, застройки и межевания и т.п. Это позволяет сделать вывод, что созданный год назад общественный институт носит больше декларативный характер и существует только на бумаге.Данный факт свидетельствует о низком качестве проведения общественной экспертизы в администрации Воскресенского муниципального района Саратовской областии неактивностью граждан принимать участие в решении вопросов местного значения.Кроме того, в ходе анализа деятельности администрации Воскресенского муниципального района в вопросах проведения общественной экспертизы было выявлено следующее:‬отсутствуеткачественное методическое обеспечение проведения общественной экспертизы ‬хотя в администрации и разработан порядок проведения общественной экспертизы, но он почти дословно дублирует Порядок проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Саратовской области; ‬отсутствует качественное кадровое обеспечение антикоррупционной и общественной экспертизы ‬низкий уровень квалификации специалистов, занимающихся подготовкой муниципальных нормативных правовых актов, а также специалистов, занимающихся проведением экспертиз муниципальных нормативных правовых актов; ‬присутствует зависимость антикоррупционной экспертизы от мнения работодателя ‬эксперты, проводящие антикоррупционную экспертизу, являются работниками этого же органа власти, т.е. характерно отсутствие института независимой антикоррупционной экспертизы и как следствие отсутствия взаимодействия администрации с независимыми экспертами. В связи с этим, нарушается ФЗ № 172, так как принцип объективности не реализуется в силу возможной заинтересованности разработчика в принятии акта, подлежащего экспертизе;‬на официальном сайте администрации Воскресенского муниципального образования отсутствует обязательная вкладка по общественной экспертизе, не представлены заключения по результатампроведенных экспертиз и др.;

не представлены никакие сведения о деятельности Общественного совета Воскресенского муниципального района, хотя в соседних районах Саратовской области (речь о которых велась выше), имеются собственные интернетстраницы,

где отражены все сведения о деятельности совета.Это, конечно, не все проблемы, возникающие при становлении такого института как общественная экспертиза, но решение хотя бы указанных выше будет способствовать не только повышению качества каждой из проводимых экспертиз, но и, как следствие, качества нормотворчества в муниципальном образовании, субъекте РФ и государстве в целом.Таким образом, изучение практики муниципального управления на примере деятельности Воскресенского муниципального района в сфере общественного контроля позволяет сделать вывод о том, что перечисленные выше проблемы отдаляют муниципальное образование от эффективной реализации общественной экспертизы на данной территории, что тормозит процесс ее становления на местном уровне и не способствуетпротиводействию коррупции. Вышеизложенное позволяет говорить, что назрела необходимость создания института общественной экспертизы на муниципальном уровне как основного механизма противодействия коррупции, так как проведение только антикоррупционной экспертизы на муниципальном уровне недостаточно, поскольку в большинстве случаях антикоррупционную экспертизу проводят именно те, кто и создает нормативные правовые акты (проекты) как мы и увидели на примере конкретного муниципального образования. Эффект от устранения данных проблем на уровне муниципального образования может быть достаточно значительным, если попробовать хоть както решить эти проблемы, путем устранения выявленных пробелов.Проведенный анализ деятельности Администрации Воскресенского муниципального района в сфере проведения антикоррупционной и общественной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов) показал, что имеется необходимость в совершенствовании данного направления деятельности органов местного самоуправления. Совершенствование этого процесса можно достичь с помощью повышения качества и эффективности проведения антикоррупционной экспертизы через взаимодействие с общественными институтами.Оказание поддержки формированию и деятельности общественных институтов, создаваемыхв целях противодействия коррупции и проведения антикоррупционной экспертизы ‬очень важная мера. Усовершенствование этого института видится следующим образом:Вопервых, в перспективе в программных документах следует отдельно выделять такой раздел как «Проведение антикоррупционной экспертизы общественными институтами» и прописывать для них конкретные мероприятия в рамках их деятельности.Вовторых, необходимо достаточно большое внимание Администрации уделять взаимоотношениям с общественными организациями, путем проведения семинаров и тренингов для общественных организаций, направленных на формирование навыков антикоррупционного поведения, проводить круглые столы, семинары, конференции по взаимодействию общественных организаций и администрации муниципальногообразования по повышению уровня информированности населения и обеспечения общественного участия в выполнении антикоррупционных мероприятий.Втретьих, необходима разработка и внедрение механизмов экспертизы социальнозначимых решений органов местного самоуправления общественными институтами. Институт экспертизы значительно расширяет возможности участия граждан и общественности при подготовке, принятии и реализации муниципальных нормативных правовых актов, оценки принятых решений и осуществляемых действий органами местного самоуправления и их должностными лицами. Это

позволит общественности и органам местного самоуправления эффективно взаимодействовать, переходить от взаимных обвинений к конструктивному диалогу. Практика показывает, что результаты экспертизы, к проведению которой привлечены общественные институты, могут иметь более серьезные последствия, не столько на федеральном, сколько на муниципальном уровне.На уровне каждого конкретного муниципального образования представители власти и представители общественных объединений гораздо более тесно связаны друг с другом. При этом многие вопросы могли быть сняты с рассмотрения уже в процессе подготовки проведения экспертизы. Даже самая большая и широкая нормотворческая деятельность государства по изданию всевозможных законов, подзаконных нормативных актов не способна привести к единому, легитимному конституционному пространству, если в этом не будет заинтересовано народное правосознание. Тенденция расширения роли общественных институтов в антикоррупционной политике в стране в целом, в частности в конкретных муниципальных образованиях, носит все более устойчивый характер, поэтому предложенные шаги позволили бы приблизить теоретические изыскания к практическому их применению, что позволило бы администрации Воскресенского муниципального района Саратовской областиболее эффективно выполнять свою функцию по противодействию коррупции и проведению антикоррупционной экспертизы.Подводя итог проделанной работе, можно сделать следующие выводы. Одним из основных направлений государства в сфере противодействия коррупции является наведение порядка в муниципальном нормотворчестве, приведение муниципальных актов в соответствие с действующим в стране законодательством, выработка механизмов недопущенияиздания нормативных актов муниципального уровня, содержащих дефектные положения, в том числе коррупциогенные.В связи с тем, что именно на уровне местного самоуправления допускается наибольшее количество дефектных норм, было проведено исследование практической реализация антикоррупционной и общественной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов) на примере Воскресенского муниципального района Саратовской области, что позволило составить полную картину о деятельности Администрации в данном направлении. Проведенное исследование показало, что органы местного самоуправления Воскресенского муниципального района Саратовской области соблюдают формально обязательное требование законодательства об участии населении в управлении делами муниципального образования. Предложения по совершенствованию деятельности Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области в работе с общественными институтами, в частности общественной экспертизы, носят конкретную направленность на улучшение деятельности Администрации, прежде всего в вопросах проведения антикоррупционной политики.В целом, выводы, сформулированные в настоящем исследовании, направлены на повышение эффективности взаимодействия общественных институтов и органов местного самоуправления как инновационного механизма противодействия коррупции в муниципальных образованиях.

Ссылки на источники1.Конституция Российской Федерации: офиц. текст. ‬М. : Приор, 2016. ‬32 с. 2.О противодействии коррупции : Федер. закон от 25.12.2008 № 273ФЗ с послед. изм. // Собр. законодательства РФ. ‬2008. ‬№ 52 (ч. 1). ‬Ст. 6228.3.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федер. закон от 06.10.2003 № 131ФЗ с послед. изм. // Собр. законодательства РФ. ‬2003. ‬№ 40. ‬Ст.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *