Образец приказа о создании комиссии по расследованию дтп

Содержание:

Служебное расследование на предприятии: порядок проведения

Любое происшествие на предприятии, будь то несчастный случай, хищение материальных ценностей или другой инцидент, требует проведения служебного расследования. Для этого назначается комиссия, а по итогам ее заседания должен быть составлен акт или заключение. Образец акта служебного расследования на предприятии и порядок действий всех уполномоченных лиц — в статье.

Служебное расследование работодатели должны проводить в случае нарушения трудовой дисциплины и других происшествий. Например, при обнаружении недостачи или утечки информации, составляющей коммерческую тайну. Такое мероприятие необходимо для выявления виновных лиц и применения к ним мер дисциплинарного взыскания, а также удержания с них причиненных фирме убытков. Скорее всего, специальной комиссии придется расследовать факты уклонения работников от медицинского освидетельствования, сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации, а также отказа от заключения договора о полной материальной ответственности сотрудника, если это предусмотрено его основной трудовой функцией.

По малозначительным случаям, например при прогуле работника или появления его на рабочем месте в нетрезвом виде, проводить расследование не обязательно. Достаточно просто взять с лица, чья вина очевидна и так, объяснение и далее действовать по закону. А вот если ситуация сложилась неоднозначная или организации нанесен значительный ущерб, без создания комиссии и проведения служебного расследования не обойтись. Целесообразность всех необходимых в рамках мероприятия мер, а также степень вины лица, поступки которого стали предметом разбирательства, определяет специально созданная комиссия. Однако перед этим необходимо зафиксировать сам факт нарушения.

Служебная (докладная) записка

Унифицированного документа, который необходимо составить при обнаружении факта, дающего основание для проведения служебного расследования, нет. На практике обычно такой факт фиксируется служебной запиской лица, которое его обнаружило. Этот документ составляется от имени работника в адрес его непосредственного начальника или руководителя организации. В такой записке нужно указать:

  • фамилию, имя, отчество и должность работника, обнаружившего факт нарушения;
  • обстоятельства, при которых было совершено или выявлено нарушение;
  • дату и время события.

При получении информации о противоправных действиях работника от третьих лиц или даже непосредственно из правоохранительных органов оформлять докладную записку необязательно. Кроме того, если причиной для начала служебного расследования послужила утрата товарно-материальных ценностей или денежных средств, выявленная по результатам инвентаризации, к записке необходимо приложить соответствующий акт. На основании этих документов работодатель создает комиссию с целью установить виновного.

Создание комиссии и ее задачи

Комиссия формируется приказом по предприятию из компетентных и не заинтересованных в исходе разбирательства сотрудников. Если в организации есть специальные службы, например, безопасности или внутреннего аудита, то их представители составят большинство такой комиссии. В их отсутствие такие функции на себя берет кадровая служба.

В комиссию должно входить не менее 3 человек. В приказе должны быть указаны фамилии и должности членов комиссии, цель и дата ее создания, срок ее действия (он может быть и не ограничен определенным случаем), а также полномочия, которыми она наделена. Обычно в задачи такой комиссии входит следующее.

  1. Установление обстоятельств произошедшего, в том числе времени, места и способа.
  2. Выявление имущества, которому нанесен или мог быть нанесен ущерб.
  3. Обследование мест происшествия (при необходимости).
  4. Определение стоимости нанесенного (или возможного) ущерба по расследуемому факту.
  5. Установление лиц, непосредственно виновных в совершении деяния.
  6. Сбор доказательств вины этих лиц и установление ее степени по каждому из них (если виновников несколько).
  7. Определение причин и условий, способствующих совершению проступка.
  8. Сбор и хранение документальных материалов расследования.

В компетенцию комиссии входит право требования объяснений от всех работников, подозреваемых в проступке.

Комиссия может быть создана даже в том случае, если предприятию пока не нанесено прямого ущерба, но действия работника могли привести к подобным последствиям. Комиссия может быть постоянно действующей и возобновляющей свою работу в случае необходимости.

С приказом по организации о создании комиссии необходимо ознакомить под подпись всех ее членов. Выглядеть образец приказа о проведении служебного расследования (образец) должен примерно так:

Сбор информации и доказательств

Порядок проведения служебного расследования в трудовом законодательстве прямо не определен, поэтому в каждой организации его нужно регламентировать правилами внутреннего распорядка и внутренними нормативными актами (приказами, инструкциями, положениями). То есть комиссия может получить право опрашивать сотрудников и изучать любые документы учета, если так решит руководство предприятия.

Хотя такое мероприятие и является сугубо внутренним делом каждой организации и принимать участие в нем могут исключительно ее работники и руководство, к нему можно привлекать сторонних специалистов, если это необходимо для выяснения фактов, связанных и с происшествием. Например, для определения степени опьянения и тяжести ошибки, допущенной работником при проведении исчислений по смете. Обычно это нужно в том случае, когда квалификации специалистов самой компании не хватает для того, чтобы сделать профессиональные выводы. В этом случае издается отдельный приказ по предприятию. Экспертами по договору могут выступать:

  • аудиторы;
  • оценщики;
  • медицинские работники;
  • инженеры;
  • юристы;
  • другие специалисты.

Кроме того, в рамках расследования можно направлять запросы в государственные органы и сторонние организации. Они обязаны предоставить необходимую информацию, если она не является тайной. Все собранные материалы должны быть приобщены к делу в качестве доказательств — так же, как и акты, справки и докладные записки, которые составляют члены комиссии в ходе расследования. Ведь любой образец служебного расследования в отношении работника, особенно если дело касается недостачи, может потребоваться для передачи в правоохранительные органы.

Объяснение работника

До окончания служебного расследования и издания приказа о применении дисциплинарного взыскания к виновным лицам у работников обязательно нужно запросить пояснение. Это предусмотрено нормами статьи 193 Трудового кодекса РФ и подтверждено позицией Верховного суда РФ (п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 ). Форма такого объяснения может быть произвольной, так как не регламентирована трудовым законодательством. Запросить объяснительную лучше письменно. Это особенно необходимо, если ситуация имеет конфликтный характер и шансы получить объяснение не велики. Требование необходимо вручить работнику под подпись. При его отказе от подписи составляется соответствующий акт. Однако если работник откажется от дачи пояснений на основании статьи 51 Конституции РФ , которая гласит, что человек не обязан свидетельствовать в отношении себя или своих близких, прямо в тексте объяснительной, такой акт можно не составлять.

На оформление объяснительной у работника есть 2 рабочих дня с момента получения требования. Если объяснение так и предоставлено, необходимо составить еще один акт — об отказе от дачи пояснений. Его должны подписать председатель комиссии и несколько ее членов (минимум 2 человека). После окончания расследования сама объяснительная записка или документ, свидетельствующий о том, что объяснение у сотрудника было запрошено, могут служить основанием для применения мер дисциплинарного воздействия к виновным лицам, вплоть до увольнения.

Сроки служебного расследования и комиссионное заседание

После того как комиссия соберет и обобщит всю информацию, она должна провести заседание. На нем уполномоченные лица сообщат:

  • имело ли место нарушение (причинение ущерба) и в чем оно заключалось;
  • обстоятельства, время и место происшествия;
  • последствия нарушения и сумму причиненного ущерба;
  • причины проступка;
  • степень вины каждого из обвиняемых в происшествии;
  • смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.

Сроки проведения служебного расследования по Трудовому кодексу ( статья 193 ТК РФ ) составляют 1 месяц с обнаружения факта события, которое послужило его причиной. Обычно срок прописывается в самом приказе. Следует учесть, что существует срок давности привлечения работника к ответственности, в который не входит:

  • время болезни работника;
  • время пребывания работника в отпуске;
  • время, необходимое на учет мнения профсоюза или иного представительного органа работников.

Но в совокупности это может быть не более, чем шесть месяцев. По истечении этого срока привлечь к ответственности уже не получится. По результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки такой срок составляет не более двух лет со дня совершения или обнаружения проступка. В эти сроки не входит период производства по уголовному делу (если оно было открыто).

Образец акта о проведении служебного расследования: как составить

Результаты работы комиссии должны быть отражены в специальном акте, подводящем итоги расследования. В частности, из этого документа должно быть понятно:

  • виновные действия, совершенные работником;
  • обстоятельства совершения таких действий;
  • вид и сумма причиненного ущерба;
  • степень вины сотрудника;
  • возможная мера наказания для виновного лица;
  • предложения по недопущению подобных ситуаций в дальнейшем.

Акт должны подписать все члены комиссии. Если кто-то из членов комиссии имеет особое мнение о случившемся, он не может отказаться от подписания акта. Однако он имеет право составить отдельный документ с изложением своей позиции и приложить его к материалам.

Если для того, чтобы установить объем и сумму нанесенного материального ущерба, была проведена инвентаризация, ее опись следует приложить к документам служебного расследования. Документы сторонних учреждений и организаций, имеющие отношение к делу (судебные решения, акты проверки протоколы и т.п.), также можно приложить к акту и сослаться на них в тексте.

Образец заключения служебного расследования должен выглядеть так:

Работника, в отношении которого проводилось служебное расследование, нужно ознакомить со всеми результатами в отношении него самого под подпись. Если расследование проводилось в отношении нескольких лиц, их нужно знакомить с материалами по отдельности, учитывая охрану персональных данных.

Ознакомьтесь так же:  Заплатить патент

Как провести служебное расследование на предприятии при ДТП: это нужно знать всем организациям и ИП!

Многие организации, даже не связанные напрямую с перевозками, используют при осуществлении своей деятельности автотранспорт. И к сожалению, бывает так, что транспортное средство предприятия попадает в аварию.

А когда случается ДТП необходимо его служебное расследование на предприятии. Сразу скажу, что оно обязательно для всех компаний и ИП. А игнорирование его проведения грозит проблемами с надзорными органами и не только.

Это Кулик Илья, и сейчас я расскажу вам, что такое служебное расследование при ДТП и как его правильно проводить. Готовы? Поехали!

При любой дорожной аварии сотрудники ГИБДД, а при тяжёлых последствиях и следственных органов, проводят расследование с целью определить причины и обстоятельства аварии, чтобы точно определить виновность в аварии и ответственность за произошедшее каждого участника аварии.

Но когда происходит ДТП, в которое попадает транспортное средство, владелец которого – организация или индивидуальный предприниматель, необходимо ещё служебное расследование, проводимое силами предприятия. Касается оно в первую очередь на изучение обстоятельств, касающихся автомобиля организации и направлено на предотвращения в дальнейшем подобных инцидентов.

В ходе служебного расследования выявляются:

  • обстоятельства, возникшие до аварии;
  • причиныслучившегося, в том числе внешние факторы;
  • последствия ДТП;
  • лица, имеющие отношение к аварии (водитель, технические сотрудники и т. д.), предварительная вина каждого из них;
  • недочёты в работе организации, из-за которых стало возможно ДТП.

Чем регламентируется служебное расследование ДТП на предприятии

Обязательность расследования установлена Федеральным законом №196. В абзаце 6 п.1 ст. 20 этого законодательного акта говорится, что юр. лица и частные предприниматели обязаны «анализировать и устранять причины ДТП», произошедшие с участием их ТС.

Хочу отметить, что это положение относится ко всем организациям, эксплуатирующим автотранспорт, даже если их основная деятельность далека от перевозок, и ко всем авариям, независимо от их тяжести, наличия пострадавших и размера ущерба.

Учёт происшествий

Правила учёта установлены постановлением Правительства РФ №647. Соответствие этих правил Закону №196-ФЗ подтверждено судом, они обязательны для всех. Независимо от места происшествия с участием ТС организации, оно должно быть учтено, а сообщить о нём обязательно нужно в ГИБДД по месту нахождения компании. Форма учёта установлена в 1996 году Приказом Минтранса №22.

Каждый месяц данные о происшествиях должны сверяться с информацией в отделах ГИБДД. И надзорные органы законно требуют исполнение этого положения проверяют это.

Служебное расследование

Необходимость служебного расследования и учёта ДТП на предприятии устанавливает также пункт 111 Приказа Минавтотранса РСФСР от 9 декабря 1970 г. № 19.

А собственно служебному расследованию посвящён Приказ Минавтотранса РСФСР от 29.04.1990 №49, утвердивший Положение о порядке проведения служебного расследования, в нём достаточно подробно описывается методика разбора происшествия. Не удивляйтесь давности приведённых документов. Они действуют до сих пор и обязательны к исполнению.

Непосредственно по каждому ДТП руководитель предприятия издаёт приказ, в котором уже конкретно прописаны кто, в какой срок и что должен установить.

Цели расследования

Согласно Приказу Минавтотранса №19 служебное расследование необходимо для:

  • установления обстоятельств и причин случившегося;
  • выявления нарушений нормативных документов, правил, инструкций;
  • разработки мероприятий по недопущению в дальнейшем ДТП.

Исходя из этих целей и действует комиссия по разбору.

Кто проводит служебное расследование

Приказом руководителя фирмы создаётся комиссия, которая должна расследовать происшествие. Обычно в неё входят трое: один председатель и члены комиссии. Председателем обычно становится руководитель предприятия или его заместитель, обязательно в состав входит лицо, отвечающее за БДД.

Привлекаются обычно сотрудники кадровой службы, технические работники, могут быть привлечены и сторонние специалисты. Непосредственный начальник водителя, попавшего в ДТП не должен быть членом комиссии в целях объективности.

Сроки служебного расследования

Срок для служебного расследования руководителем предприятия установлен равный пяти дням, независимо от тяжести аварии. Руководители территориальных производственных объединений, когда в аварии погибло более 2 или пострадало больше 4 человек должны завершить расследование за 7 суток.

В особо крупных авариях, когда погибает 7 или больше человек или получают ранение больше 14 человек и расследование ведётся уже на региональном уровне, оно может занимать и до 10 дней. Как видите, сроки небольшие, но для выполнения поставленных целей их вполне достаточно.

Как проходит служебное расследование

Начинать расследование нужно с места происшествия. Сразу как руководство компании узнало о ДТП с участием их ТС, на место должен выехать сотрудник, обычно это специалист по БДД. На этом этапе действия сотрудника сходны с поведением обычного водителя, только ответственность он несёт большую, поэтому и делать всё должен тщательнее.

То есть первым делом оказывается помощь пострадавшим (если они есть) и доставка их в медучреждение, делается всё возможное для сохранения следов аварии и предотвращения вторичных происшествий. Не надо забывать и про поиск очевидцев.

Этап первый – сбор информации

Необходимо зафиксировать как можно больше сведений о происшествии, чтобы было что анализировать. Желательно заранее разработать определённую форму, чтобы в экстренной ситуации не забыть зафиксировать важные моменты.

Можно использовать как образец бланки, используемые правоохранительными органами при осмотре происшествия или воспользоваться этой формой, которую самостоятельно разработал для себя один практикующий специалист по БДД, и любезно предоставил её всем желающим.

Необходимо осмотреть место инцидента и участвовавшие в нём ТС, узнать информацию у участников происшествия, очевидцев, сотрудников правоохранительных органов, оформляющих аварию. В общем, как можно более детально выяснить все делали случившегося.

Что изучается на месте аварии

Для служебного расследования нужно зафиксировать:

  • дату и точное время случившегося;
  • место происшествия, не забыть зафиксировать плохие дорожные условия;
  • сведения о ТС, включая номерной знак;
  • число пострадавших (если есть) и характер телесных повреждений;
  • сведения о водителе-работнике предприятия, а по возможности и о других участниках аварии;
  • психофизическое состояние водителя (принимается только оценка, данная врачом);
  • на каком часу рабочего дня водителя произошло ДТП;
  • какова была цель поездки;
  • вид перевозки (пригородные, междугородние и т. д.);
  • нет ли отклонений от положенного маршрута, по назначению ли было использовано ТС;
  • вид ДТП;
  • погоду, осадки, освещённость;
  • дорожные условия, обстановку.

Не стоит забывать и про фото- видеосъёмку. Нужно сделать чёткие фотографии, позволяющие определить:

  • место происшествия, то есть общий план;
  • положение ТС после аварии;
  • следы, позволяющие установить обстоятельства происшествия
  • повреждения автомобилей;
  • госномера участвовавших авто;
  • обстоятельства происшествия, то есть фиксация разметки, знаков, светофоров и т. п.

Все эти сведения также следует зафиксировать письменно и по необходимости настоять о внесении в документы, оформляемые ГИБДД.

А также нужно осмотреть водительские документы сотрудника компании, попавшего в ДТП, а также бумаги на ТС, на перевозимый груз, а также путевой лист и т. д.

Взаимодействие с ГИБДД

Принимайте участие в оформлении аварии работниками ДПС. Во-первых, у них можно выяснить некоторые обстоятельства происшествия, во-вторых, необходимо следить за правильность составления ими документов, схемы происшествия.

Внимательно читайте документы. Если не согласны с чем-то, есть положения, вызывающие вопросы, выясняйте всё, просите внести изменения. Если инспектор не принял во внимание ваши замечание, водитель обязательно должен указать это в объяснении.

По возможности надо снять копии с оформляемых автоинспектором документов, они нужны для расследования, то есть получить копии в любом случае необходимо, но можно сделать это и несколько позже. Обычно это делается через отправку письма начальнику подразделения ГИБДД с просьбой выдать копии бумаг для служебного расследования.

Этап второй – проведение расследования

После этого начинается собственно расследование. На его протяжении нужно сотрудничать с ГИБДД, а также организациями, относящимся к дорожным службам. Когда есть пострадавшие работники, привлекаются представители профсоюза.

В процессе проведения изучается и анализируется вся собранная информация. Нужно определить действия участников происшествия до столкновения, оценить их с точки зрения ПДД, определить причины случившегося, сделать свой вывод о виновности каждого участника происшествия.

  • обстоятельства и явные причины случившегося;
  • причины возникновения аварийной ситуации. Особое внимание стоит уделить расследованию, когда водитель на момент аварии оказался нетрезвым. В этом случае тщательно изучается также вопрос, как получилось так, что водитель выехал на служебном автомобиле в таком состоянии.
  • действия водителя на соответствие ПДД;
  • дорожные условия с точки зрения оказания ими влияния на возможность возникновения ДТП;
  • взаимосвязь между инцидентом и упущениями со стороны организации по обеспечению БДД.

Проверка обеспечения безопасности со стороны предприятия

Так как одной из целей расследования является устранение в дальнейшем причин аварии, исследованию работы организации по БДД надо уделить особое внимание. Для этого нужно проверить:

  • соблюдение правил перевозок, режима труда водителя;
  • замечен ли ранее водитель в нарушении ПДД, трудовой дисциплины;
  • как организовано на предприятии обучение и повышение мастерства водителей;
  • какие меры применяются внутри организации к провинившимся водителям;
  • изучались ли дорожные условия на маршрутах следования, и делались ли попытки устранения недостатков;
  • нормируется ли скорость для водителей на маршрутах;
  • каково было техническое состояние ТС до рейса, кто его проверял, кто и когда проводил обслуживание и ремонт, заявлял ли водитель о неисправностях;
  • как организованотехобслуживание на предприятии.

Исходя из причин происшествия и выявленных недочётов, необходимо разработать меры по повышению БДД при эксплуатации автомобилей фирмы (ИП).

Акт служебного расследования ДТП + образец заполнения

Итогом работы комиссии по расследованию становится составление Акта служебного расследования, составляемого и подписываемого всеми членами комиссии. Пример заполнения можно скачать здесь.

Подойдите к оформлению Акта со вниманием, особенно при сложных авариях. При необходимости материалы расследования можно будет использовать в суде для доказывания невиновности водителя организации.

Примечание. Выводы комиссии о виновности водителя имеют предварительный характер. Установить виновность может только суд.

А также в некоторых случаях им интересуются следственные органы, для получения более полной информации о ДТП. И не исключено, что вы заметите и зафиксируете то, что ускользнуло от взгляда работников госорганов, но имеет важное значение для определения невиновности вашего работника.

Ознакомьтесь так же:  Продажа нежилого помещения какой налог

Что пишется в Акте

В первом разделе Акта приводится состав комиссии, общие сведения о ТС, попавших в аварию водителях, обстоятельствах ДТП.

Далее приводятся «Условия, предшествующие происшествию», пишется, кто и когда выпустил водителя на рейс, был ли пройден медосмотр, как он ехал и где он ехал шофёр.

В третьем разделе пишутся сведения о дорожных условиях, покрытии, видимости в момент происшествия. Указываются, если были, неудовлетворительные условия, несоответствие дорожного полотна и инфраструктуры нормативным актам.

Четвёртый раздел – информация о водителе. Помимо прочего, должны быть сведения о стаже и опыте работы, отдельно – на конкретной модели ТС, о прохождении переподготовки, о состоянии здоровья перед аварией, о ранее налагавшихся взысканиях за нарушение ПДД, других правил, попадал ли раньше в ДТП.

В пятом разделе указываются сведения о транспортных средствах, попавших в аварию. Особое внимание уделяется техническому состоянию, прохождению ТО. Приводятся имеющиеся данные о ТС другого участника происшествия.

Шестой раздел – состояние проводимой на предприятии работы по обеспечению БДД. Указываются выявленные в ходе проверки недостатки, даётся оценка эффективности.

Выводы, приложения, и форма учёта

И последний, седьмой раздел, содержит выводы. Указывается, что именно, по мнению комиссии, стало причиной аварии, предлагаются меры и методы для предотвращения в дальнейшем происшествий.

К Акту разбора прилагаются:

  • копии документовиз ГИБДД, включая схему;
  • объяснения водителей и должностных лиц компании, а также другие документы, уточняющие обстоятельства произошедшего;
  • информацию о пострадавших.

Помимо Акта расследования, заполняется также форма учёта ДТП. Саму форму можно скачать по этой ссылке. Вся информация для её заполнения уже будет прописана в Акте.

Сведения, содержащиеся в её первой части, сверяются ежемесячно с органами внутренних дел. Вторая часть предназначена для отчётности внутри организации.

  • должно быть учтено и расследовано любое ДТП, случившееся с транспортными средствами, которыми владеет предприятие;
  • создаётся специальная комиссия;
  • 5 дней – срок расследования в большинстве случае;
  • раз в месяц организация должна сверять имеющиеся у неё данные о ДТП со сведениями правоохранительных органов;
  • в процессе расследования на предприятии выясняются обстоятельства и причины аварии, выявляются нарушения со стороны сотрудников, предлагаются меры по улучшению БДД.

Служебное расследование по факту ДТП – это обязанность каждой фирмы или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего транспорт. И за соблюдением предписанных законами нормативными актами требований следят надзорные органы. Так что не забывайте про служебное расследование.

Вопросы по теме статьи пишите в форме для комментариев. А также рассказывайте о своём опыте по проведению расследованию на предприятии, он будет полезен другим.

Видео-бонус: 5 мифических существ, снятых на камеру.

На этом статья окончена. Не забывайте про подписку на рассылку – она действительно поможет сэкономить время. А также поделитесь статьёй с друзьями и коллегами в соцсетях – уверен, они будут вам благодарны. Всем удачи!

П. С.: Изображения в статье с этой страницы: drive2.ru/r/landrover/1162130. На фотографиях Land Rover Range Rover, а также Porsche Cayenne.

Приказ о комиссии по ДТП

О создании комиссии по проведению служебных расследований дорожно-транспортных происшествий

В целях проведения служебных расследований дорожно-транспортных происшествий для установления причин и условий, способствовавших возникновению дорожно-транспортным происшествиям, во исполнение Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий и во исполнение Приказа Минтранса России от 15 января 2014 г. №7

1.Создать комиссию в составе:

Председатель: Начальника Транспортного отдела ___________________.

Члены комиссии: Специалист Транспортного отдела __________________________ и Начальник Управления по страхованию ____________________________.

2.Начальнику Транспортного отдела ___________________________ обеспечить проведение служебного расследования дорожно-транспортного происшествия, согласно Положению о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий;

3.Результаты оформлять в виде акта служебного расследования дорожно-транспортного происшествия, в соответствии с формой установленной Положением о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий в срок не позднее пяти суток с момента происшествия;

4.Управлению делами довести настоящий приказ до сведения заинтересованных подразделений Банка.

5.Руководителям подразделений довести настоящий приказ до сведения подчиненных сотрудников.

6.Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Начальника Департамента логистики ________________________________.

Приложение 1 к Приказу № _____от «____» ______________201_г.

Название организации _________________________________________________________

Дата составления акта __________________________________________________________

Комиссия в составе:

Членов комиссии _______________________________________________________________

Комиссия, назначенная приказом от «__» ________201_г., № _______, обследовала место происшествия, ознакомилась с документами, осмотрела транспортное средство, опросила участников ДТП и свидетелей, установила следующее:

  1. Происшествие произошло: дата, время, на каком часу работы водителя______________________________
  2. Место происшествия: город, улица, дорога федерального, местного значения_________________________
  3. Модель, государственный регистрационный знак, расположение рулевого управления автомобиля принадлежащего организации:_________________________________________________________
  4. Вид происшествия:____________________________________________________________________________________
  5. Другие участники происшествия: марка, государственный номер, Ф.И.О. водителя, принадлежность транспортного средства__________________________________________________________________
  6. Пострадавшие: Ф.И.О., возраст, погиб, ранен (характер, степень тяжести травмы), водитель, пешеход, пассажир________________________________________________________________________________________________
  7. Материальный ущерб от повреждения транспортного средства составляет: тыс.руб.____________
  8. Водитель, управлявший транспортным средством: Ф.И.О., год рождения, о бщий стаж вождения данной категории транспортного средства, с таж работы в данной организации, с таж работы на данном транспортном средстве___________________________________________________________________________
  9. Состояние водителя (по заключению врача): здоров, трезв, утомлен__________________________________
  10. Дата и время проведения предрейсового медицинского осмотра: ________________________________
  11. Дата медицинского обязательного периодического освидетельствования: ______________________
  12. Количество случаев совершения ДТП________ нарушений Правил дорожного движения________ нарушений трудовой дисциплины________
  13. Лишался ли ранее водительских прав: когда, за какое нарушение_______________________________________
  14. На автомобиле перевозилось: груз, пассажиры, № путевого листа, маршрут_________________________
  15. Техническое состояние транспортного средства перед выездом на линию, наличие неисправностей в момент ДТП (если есть), кто проводил технический осмотр: ___________________
  16. Дата проведения последнего ТО или ремонта (ответственный за его проведение), обнаруженные дефекты и перечень неисправностей, соблюдался ли межсервисный пробег, наличие письменных обращений водителя к организации о неисправностях транспортного средства в процесс эксплуатации: __________________________________________________________________
  17. Ф.И.О. (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства: _______________________________; Ф.И.О. (при наличии) лица, осуществлявшего инструктаж водителей, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение требований к проведению инструктажа: _________________________________; Ф.И.О. (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый медицинский осмотр, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка проведения предрейсового медицинского осмотра: _________________________________
  18. Как выполняется в организации требования правил, приказов, указаний и инструкций по обеспечению безопасности движения: а) организовано ли повышение профессионального мастерства водителя ____________, б) соблюдены ли условия стажировки водителя _____________, в) соблюдены ли водителем в предшествовавший ДТП период режим труда и отдыха ____________, г) налажен ли контроль за работой водителей на линии _____________, д) правильно ли оформляется путевая документация ___________
  19. Дата последнего повышения проффесионального мастерства по 20 час-ой программе ___________
  20. Дорожные условия: на каком расстоянии просматривается дорога, вид покрытия, состояние проезжей части, подъем или уклон в градусах, кривая радиуса в метрах, наличие дорожных знаков и сигналов.
  21. Описание обстоятельств происшествия _______________________
  22. Нарушения, в результате которых произошло ДТП ____________________
  23. Виновные в ДТП _________________________
  24. Выводы комиссии ____________________________
  25. Предложения комиссии _________________________Приложения: С хема дорожно-транспортного происшествия и фотографии, объяснения водителя и работников организации, приказы по организации с выводами и конкретными мероприятиями по предупреждению ДТП.

Председатель комиссии: ______________________

Как провести служебное расследование на предприятии при ДТП: это нужно знать всем организациям и ИП!

Многие организации, даже не связанные напрямую с перевозками, используют при осуществлении своей деятельности автотранспорт. И к сожалению, бывает так, что транспортное средство предприятия попадает в аварию.

А когда случается ДТП необходимо его служебное расследование на предприятии. Сразу скажу, что оно обязательно для всех компаний и ИП. А игнорирование его проведения грозит проблемами с надзорными органами и не только.

Это Кулик Илья, и сейчас я расскажу вам, что такое служебное расследование при ДТП и как его правильно проводить. Готовы? Поехали!

При любой дорожной аварии сотрудники ГИБДД, а при тяжёлых последствиях и следственных органов, проводят расследование с целью определить причины и обстоятельства аварии, чтобы точно определить виновность в аварии и ответственность за произошедшее каждого участника аварии.

Но когда происходит ДТП, в которое попадает транспортное средство, владелец которого – организация или индивидуальный предприниматель, необходимо ещё служебное расследование, проводимое силами предприятия. Касается оно в первую очередь на изучение обстоятельств, касающихся автомобиля организации и направлено на предотвращения в дальнейшем подобных инцидентов.

В ходе служебного расследования выявляются:

  • обстоятельства, возникшие до аварии;
  • причиныслучившегося, в том числе внешние факторы;
  • последствия ДТП;
  • лица, имеющие отношение к аварии (водитель, технические сотрудники и т. д.), предварительная вина каждого из них;
  • недочёты в работе организации, из-за которых стало возможно ДТП.

Чем регламентируется служебное расследование ДТП на предприятии

Обязательность расследования установлена Федеральным законом №196. В абзаце 6 п.1 ст. 20 этого законодательного акта говорится, что юр. лица и частные предприниматели обязаны «анализировать и устранять причины ДТП», произошедшие с участием их ТС.

Хочу отметить, что это положение относится ко всем организациям, эксплуатирующим автотранспорт, даже если их основная деятельность далека от перевозок, и ко всем авариям, независимо от их тяжести, наличия пострадавших и размера ущерба.

Учёт происшествий

Правила учёта установлены постановлением Правительства РФ №647. Соответствие этих правил Закону №196-ФЗ подтверждено судом, они обязательны для всех. Независимо от места происшествия с участием ТС организации, оно должно быть учтено, а сообщить о нём обязательно нужно в ГИБДД по месту нахождения компании. Форма учёта установлена в 1996 году Приказом Минтранса №22.

Каждый месяц данные о происшествиях должны сверяться с информацией в отделах ГИБДД. И надзорные органы законно требуют исполнение этого положения проверяют это.

Служебное расследование

Необходимость служебного расследования и учёта ДТП на предприятии устанавливает также пункт 111 Приказа Минавтотранса РСФСР от 9 декабря 1970 г. № 19.

А собственно служебному расследованию посвящён Приказ Минавтотранса РСФСР от 29.04.1990 №49, утвердивший Положение о порядке проведения служебного расследования, в нём достаточно подробно описывается методика разбора происшествия. Не удивляйтесь давности приведённых документов. Они действуют до сих пор и обязательны к исполнению.

Ознакомьтесь так же:  Льготная пенсия акушерок

Непосредственно по каждому ДТП руководитель предприятия издаёт приказ, в котором уже конкретно прописаны кто, в какой срок и что должен установить.

Цели расследования

Согласно Приказу Минавтотранса №19 служебное расследование необходимо для:

  • установления обстоятельств и причин случившегося;
  • выявления нарушений нормативных документов, правил, инструкций;
  • разработки мероприятий по недопущению в дальнейшем ДТП.

Исходя из этих целей и действует комиссия по разбору.

Кто проводит служебное расследование

Приказом руководителя фирмы создаётся комиссия, которая должна расследовать происшествие. Обычно в неё входят трое: один председатель и члены комиссии. Председателем обычно становится руководитель предприятия или его заместитель, обязательно в состав входит лицо, отвечающее за БДД.

Привлекаются обычно сотрудники кадровой службы, технические работники, могут быть привлечены и сторонние специалисты. Непосредственный начальник водителя, попавшего в ДТП не должен быть членом комиссии в целях объективности.

Сроки служебного расследования

Срок для служебного расследования руководителем предприятия установлен равный пяти дням, независимо от тяжести аварии. Руководители территориальных производственных объединений, когда в аварии погибло более 2 или пострадало больше 4 человек должны завершить расследование за 7 суток.

В особо крупных авариях, когда погибает 7 или больше человек или получают ранение больше 14 человек и расследование ведётся уже на региональном уровне, оно может занимать и до 10 дней. Как видите, сроки небольшие, но для выполнения поставленных целей их вполне достаточно.

Как проходит служебное расследование

Начинать расследование нужно с места происшествия. Сразу как руководство компании узнало о ДТП с участием их ТС, на место должен выехать сотрудник, обычно это специалист по БДД. На этом этапе действия сотрудника сходны с поведением обычного водителя, только ответственность он несёт большую, поэтому и делать всё должен тщательнее.

То есть первым делом оказывается помощь пострадавшим (если они есть) и доставка их в медучреждение, делается всё возможное для сохранения следов аварии и предотвращения вторичных происшествий. Не надо забывать и про поиск очевидцев.

Этап первый – сбор информации

Необходимо зафиксировать как можно больше сведений о происшествии, чтобы было что анализировать. Желательно заранее разработать определённую форму, чтобы в экстренной ситуации не забыть зафиксировать важные моменты.

Можно использовать как образец бланки, используемые правоохранительными органами при осмотре происшествия или воспользоваться этой формой, которую самостоятельно разработал для себя один практикующий специалист по БДД, и любезно предоставил её всем желающим.

Необходимо осмотреть место инцидента и участвовавшие в нём ТС, узнать информацию у участников происшествия, очевидцев, сотрудников правоохранительных органов, оформляющих аварию. В общем, как можно более детально выяснить все делали случившегося.

Что изучается на месте аварии

Для служебного расследования нужно зафиксировать:

  • дату и точное время случившегося;
  • место происшествия, не забыть зафиксировать плохие дорожные условия;
  • сведения о ТС, включая номерной знак;
  • число пострадавших (если есть) и характер телесных повреждений;
  • сведения о водителе-работнике предприятия, а по возможности и о других участниках аварии;
  • психофизическое состояние водителя (принимается только оценка, данная врачом);
  • на каком часу рабочего дня водителя произошло ДТП;
  • какова была цель поездки;
  • вид перевозки (пригородные, междугородние и т. д.);
  • нет ли отклонений от положенного маршрута, по назначению ли было использовано ТС;
  • вид ДТП;
  • погоду, осадки, освещённость;
  • дорожные условия, обстановку.

Не стоит забывать и про фото- видеосъёмку. Нужно сделать чёткие фотографии, позволяющие определить:

  • место происшествия, то есть общий план;
  • положение ТС после аварии;
  • следы, позволяющие установить обстоятельства происшествия
  • повреждения автомобилей;
  • госномера участвовавших авто;
  • обстоятельства происшествия, то есть фиксация разметки, знаков, светофоров и т. п.

Все эти сведения также следует зафиксировать письменно и по необходимости настоять о внесении в документы, оформляемые ГИБДД.

А также нужно осмотреть водительские документы сотрудника компании, попавшего в ДТП, а также бумаги на ТС, на перевозимый груз, а также путевой лист и т. д.

Взаимодействие с ГИБДД

Принимайте участие в оформлении аварии работниками ДПС. Во-первых, у них можно выяснить некоторые обстоятельства происшествия, во-вторых, необходимо следить за правильность составления ими документов, схемы происшествия.

Внимательно читайте документы. Если не согласны с чем-то, есть положения, вызывающие вопросы, выясняйте всё, просите внести изменения. Если инспектор не принял во внимание ваши замечание, водитель обязательно должен указать это в объяснении.

По возможности надо снять копии с оформляемых автоинспектором документов, они нужны для расследования, то есть получить копии в любом случае необходимо, но можно сделать это и несколько позже. Обычно это делается через отправку письма начальнику подразделения ГИБДД с просьбой выдать копии бумаг для служебного расследования.

Этап второй – проведение расследования

После этого начинается собственно расследование. На его протяжении нужно сотрудничать с ГИБДД, а также организациями, относящимся к дорожным службам. Когда есть пострадавшие работники, привлекаются представители профсоюза.

В процессе проведения изучается и анализируется вся собранная информация. Нужно определить действия участников происшествия до столкновения, оценить их с точки зрения ПДД, определить причины случившегося, сделать свой вывод о виновности каждого участника происшествия.

  • обстоятельства и явные причины случившегося;
  • причины возникновения аварийной ситуации. Особое внимание стоит уделить расследованию, когда водитель на момент аварии оказался нетрезвым. В этом случае тщательно изучается также вопрос, как получилось так, что водитель выехал на служебном автомобиле в таком состоянии.
  • действия водителя на соответствие ПДД;
  • дорожные условия с точки зрения оказания ими влияния на возможность возникновения ДТП;
  • взаимосвязь между инцидентом и упущениями со стороны организации по обеспечению БДД.

Проверка обеспечения безопасности со стороны предприятия

Так как одной из целей расследования является устранение в дальнейшем причин аварии, исследованию работы организации по БДД надо уделить особое внимание. Для этого нужно проверить:

  • соблюдение правил перевозок, режима труда водителя;
  • замечен ли ранее водитель в нарушении ПДД, трудовой дисциплины;
  • как организовано на предприятии обучение и повышение мастерства водителей;
  • какие меры применяются внутри организации к провинившимся водителям;
  • изучались ли дорожные условия на маршрутах следования, и делались ли попытки устранения недостатков;
  • нормируется ли скорость для водителей на маршрутах;
  • каково было техническое состояние ТС до рейса, кто его проверял, кто и когда проводил обслуживание и ремонт, заявлял ли водитель о неисправностях;
  • как организованотехобслуживание на предприятии.

Исходя из причин происшествия и выявленных недочётов, необходимо разработать меры по повышению БДД при эксплуатации автомобилей фирмы (ИП).

Акт служебного расследования ДТП + образец заполнения

Итогом работы комиссии по расследованию становится составление Акта служебного расследования, составляемого и подписываемого всеми членами комиссии. Пример заполнения можно скачать здесь.

Подойдите к оформлению Акта со вниманием, особенно при сложных авариях. При необходимости материалы расследования можно будет использовать в суде для доказывания невиновности водителя организации.

Примечание. Выводы комиссии о виновности водителя имеют предварительный характер. Установить виновность может только суд.

А также в некоторых случаях им интересуются следственные органы, для получения более полной информации о ДТП. И не исключено, что вы заметите и зафиксируете то, что ускользнуло от взгляда работников госорганов, но имеет важное значение для определения невиновности вашего работника.

Что пишется в Акте

В первом разделе Акта приводится состав комиссии, общие сведения о ТС, попавших в аварию водителях, обстоятельствах ДТП.

Далее приводятся «Условия, предшествующие происшествию», пишется, кто и когда выпустил водителя на рейс, был ли пройден медосмотр, как он ехал и где он ехал шофёр.

В третьем разделе пишутся сведения о дорожных условиях, покрытии, видимости в момент происшествия. Указываются, если были, неудовлетворительные условия, несоответствие дорожного полотна и инфраструктуры нормативным актам.

Четвёртый раздел – информация о водителе. Помимо прочего, должны быть сведения о стаже и опыте работы, отдельно – на конкретной модели ТС, о прохождении переподготовки, о состоянии здоровья перед аварией, о ранее налагавшихся взысканиях за нарушение ПДД, других правил, попадал ли раньше в ДТП.

В пятом разделе указываются сведения о транспортных средствах, попавших в аварию. Особое внимание уделяется техническому состоянию, прохождению ТО. Приводятся имеющиеся данные о ТС другого участника происшествия.

Шестой раздел – состояние проводимой на предприятии работы по обеспечению БДД. Указываются выявленные в ходе проверки недостатки, даётся оценка эффективности.

Выводы, приложения, и форма учёта

И последний, седьмой раздел, содержит выводы. Указывается, что именно, по мнению комиссии, стало причиной аварии, предлагаются меры и методы для предотвращения в дальнейшем происшествий.

К Акту разбора прилагаются:

  • копии документовиз ГИБДД, включая схему;
  • объяснения водителей и должностных лиц компании, а также другие документы, уточняющие обстоятельства произошедшего;
  • информацию о пострадавших.

Помимо Акта расследования, заполняется также форма учёта ДТП. Саму форму можно скачать по этой ссылке. Вся информация для её заполнения уже будет прописана в Акте.

Сведения, содержащиеся в её первой части, сверяются ежемесячно с органами внутренних дел. Вторая часть предназначена для отчётности внутри организации.

  • должно быть учтено и расследовано любое ДТП, случившееся с транспортными средствами, которыми владеет предприятие;
  • создаётся специальная комиссия;
  • 5 дней – срок расследования в большинстве случае;
  • раз в месяц организация должна сверять имеющиеся у неё данные о ДТП со сведениями правоохранительных органов;
  • в процессе расследования на предприятии выясняются обстоятельства и причины аварии, выявляются нарушения со стороны сотрудников, предлагаются меры по улучшению БДД.

Служебное расследование по факту ДТП – это обязанность каждой фирмы или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего транспорт. И за соблюдением предписанных законами нормативными актами требований следят надзорные органы. Так что не забывайте про служебное расследование.

Вопросы по теме статьи пишите в форме для комментариев. А также рассказывайте о своём опыте по проведению расследованию на предприятии, он будет полезен другим.

Видео-бонус: 5 мифических существ, снятых на камеру.

На этом статья окончена. Не забывайте про подписку на рассылку – она действительно поможет сэкономить время. А также поделитесь статьёй с друзьями и коллегами в соцсетях – уверен, они будут вам благодарны. Всем удачи!

П. С.: Изображения в статье с этой страницы: drive2.ru/r/landrover/1162130. На фотографиях Land Rover Range Rover, а также Porsche Cayenne.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *