Нотариус налогообложение 2018

Нотариус налогообложение 2018

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НДФЛ НОТАРИУСОВ

Особенности налогообложения доходов, получаемых нотариусами, зависят от их профессионального статуса, поскольку нотариус может осуществлять свою деятельность как самостоятельно, так и с привлечением наемных работников.
Об особенностях налогообложения НДФЛ нотариусов мы и поговорим в нижеприведенном материале.

Прежде чем рассмотреть обложение налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) доходов нотариусов, занимающихся частной практикой, определим, кто может быть нотариусом.
Согласно статье 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 11.02.1993 г. N 4462-1 (далее — Основы законодательства о нотариате) нотариусом в Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации:
— получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;
— имеющий стаж работы по юридической специальности не менее чем пять лет;
— достигший возраста двадцати пяти лет, но не старше семидесяти пяти лет;
— сдавший квалификационный экзамен.

Нотариусом в Российской Федерации не может быть лицо:
— имеющее гражданство (подданство) иностранного государства или иностранных государств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
— признанное недееспособным или ограниченное в дееспособности решением суда, вступившим в законную силу;
— состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
— осужденное к наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей нотариуса, по вступившему в законную силу приговору суда, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости за умышленное преступление;
— представившее подложные документы или заведомо ложные сведения при назначении на должность нотариуса;

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Особенности налогообложения адвокатов и нотариусов

Частные нотариусы и адвокаты(1) являются особым субъектом общественных правоотношений: с одной стороны они не занимаются коммерческой деятельностью и их деятельность нельзя приравнивать к деятельности индивидуальных предпринимателей, с другой стороны у них особый налоговый статус, что делает их похожими на индивидуальных предпринимателей.

В данной статье, мы рассмотрим особенности налоговых правоотношений адвокатов(2) и частных нотариусов(3).

1. Возможные системы налогообложения в РФ

1.1. На текущий момент в РФ действуют следующие системы налогообложения и налоги:

Налог, система налогообложения, сбор

Системы налогообложения

Специальные налоговые режимы

УСНО(6)(7)

УСНО

СННПВСОРП

Доходы

Доходы-расходы

Федеральные налоги

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на прибыль организаций;

4) налог на добычу полезных ископаемых;

6) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

«Зарплатные» налоги

7) налог на доходы физических лиц;

9) «социальные налоги» (страховые взносы).

Специальные налоговые режимы

10) единый сельскохозяйственный налог;

11) упрощенная система налогообложения (доходы);

12) упрощенная система налогообложения (доходы-расходы);

13) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

15) патентная система налогообложения;

Прочее

16) государственная пошлина;

17) таможенные сборы.

Региональные налоги

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор.

Из вышеприведенной таблицы видно, что использование какой либо системы налогообложения не означает полный запрет на применение налогообложения (налогов) из другой системы. Например:

  1. У организации может быть КСНО + ЕНВД (или, например, торговый сбор).
  2. Если организация на УСНО, выставили счет-фактуру, выделив НДС, то она будет обязана не только его уплатить, но и представить налоговую декларацию по НДС.
  3. И т.п.

2. Возможные системы налогообложения адвокатов и нотариусов

Из вышесказанного, можно сделать выводы, что адвокаты и нотариусы не могут использовать:

  1. систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  2. единый налог на вмененный доход;
  3. систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Адвокаты и нотариусы не могут применять любую упрощенную систему налогообложения, в соответствии с императивным запретом установленной п.3 ст. 346.12. НК РФ, а также уплачивать торговый сбор.

Таким образом, адвокаты и нотариусы обязаны применять общую (классическую) систему налогообложения! А следовательно будут является плательщиками следующих налогов:

  1. Налога на добавленную стоимость.
  2. Налога на имущество физических лиц.
  3. Транспортного налога.
  4. Земельного налога.
  5. Страховы взносов (это хоть и не налог, но по сути являющийся им) + социальное страхование от несчастных случаев.
  6. Налога на доходы физических лиц.

Обратите внимание, что ни адвокаты, ни нотариусы не должны платить налог на прибыль, т.к. он у них заменен налогом на доходы физических лиц!

Не берем в рассмотрение следующие налоги, поскольку у адвокатов и нотариусов не может возникнуть база для налогообложения этими налогами:

  1. налог на добычу полезных ископаемых;
  2. водный налог;
  3. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  4. налог на игорный бизнес.

3. Порядок учета доходов и расходов нотариусами и адвокатами

Пункт 2 ст.54 НК РФ определяет, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке(14), определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

4. Определение статуса налогоплательщика для адвокатов и нотариусов и их обязанности

Статья 23 НК РФ относит к адвокатов и нотариусов к налогоплательщикам, которые обязаны:

  1. уплачивать законно установленные налоги;
  2. встать на учет в налоговых органах;
  3. вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
  4. представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты);
  5. представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года;
  6. представлять в налоговые органы и их должностным лицам необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  7. выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  8. в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов;
  9. нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
  10. сообщать налоговым органам о своем участии в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) в случае, если доля прямого участия превышает 10 процентов, — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  11. адвокаты и нотариусы, как физические лица, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
    Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
  12. сообщать налоговым органам о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов);
  13. сообщать налоговым органам об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой (включая случаи, когда налогоплательщик выступает учредителем такой структуры или лицом, имеющим фактическое право на доход (прибыль) такой структуры в случае его распределения);
  14. сообщать налоговым органам о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

5. Учет адвокатов и нотариусов

Статья 85 НК РФ определяет уполномоченные государственные органы, кот о рые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом нотариусов и адвокатов:

  1. Органы юстиции, наделяющие нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о физических лицах, назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа.
  2. Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвоката.

Согласно п.6 ст.83 НК РФ постановка на учет нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых уполномоченными органами.

Постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации.

Согласно абз.5 п.2 ст.84 НК РФ налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката по месту их жительства в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных уполномоченными органами. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте заказным письмом нотариусу, занимающемуся частной практикой (адвокату), — свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката (уведомление о снятии с учета в налоговом органе).

Изменения в сведениях о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также о нотариусах, занимающихся частной практикой, и об адвокатах подлежат учету налоговым органом по месту их жительства.

Ознакомьтесь так же:  Нужно ли заявление на отпуск если есть график

Согласно абз.4 п.3 ст.84 НК РФ случаях изменения места жительства нотариуса или адвоката снятие их с учета осуществляется налоговым органом, в котором они состояли на учете. При этом налоговый орган осуществляет снятие с учета нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката — в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации, органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства.

Согласно абз.4 п.5 ст.84 НК РФ в случаях прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения статуса адвоката снятие их с учета осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщаемых уполномоченными органами.

6. Порядок направления уведомлений, запросов нотариусам и адвокатам

Согласно абз.5 ст.31 НК РФ, определяющей права налоговых органов, налоговые органы при реализации своих полномочий в отношениях с нотариусами и адвокатами, обязаны отправлять свои запросы по почте: по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

7. Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля, в отношении нотариусов и адвокатов

Согласно ст.86 НК РФ банки открывают счета адвокатам и нотариусам, предоставляют им право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) адвоката или нотариуса, о предоставлении права или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.

Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.

Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) нотариусов и адвокатов, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) нотариусов и адвокатов в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов (информации), а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам адвоката или нотариуса, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам адвоката или нотариуса, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.

Вышеуказанные справки могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов или на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

8. Приостановление банковских операций адвокатов и нотариусов

Также, как и в отношении обычных юридических лиц, налоговые органы, согласно пп.4 п.11 ст.76 НК РФ имеют право на приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств нотариусов и адвокатов.

9. Налоги, льготы, ведение учета, отчетность

9.1. НДС по адвокатской деятельности:

Статья 149 НК РФ. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

Пункт 3. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции:

14) оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности.

Это означает, что все доходы, связанные с профессиональной деятельностью адвокатов (оказанием юридических услуг) не облагаются НДС.

9.2. НДС по нотариальной деятельности:

Другая ситуация с НДС у нотариусов. Подпункт 17 п.3. ст. 149 НК РФ освобождает от обложения НДС только услуги, за которые взымается государственная пошлина. Статья 333.24 НК РФ определяет размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий. И может возникнуть ощущение, что платить НДС с нотариальных услуг не надо, но в большинстве случаев это не так.

Большинство нотариусов уже давно не придерживается тарифов, определенных ст. 333.24 НК РФ, взымая с потребителей своих услуг гораздо большие суммы, которые иногда камуфлируются под технические услуги. Согласно многочисленным разъяснениям налоговых органов, любые суммы полученные частными нотариусами сверх установленных размеров, определенных в НК РФ, должны облагаться НДС. К сожалению, автор придерживается аналогичного мнения по данному вопросу.

9.3. Налог на имущество физических лиц:

Адвокаты и нотариусы оплачивают, принадлежащее им имущество, по правилам и наравне с другими физическими лицами и никаких льгот по уплате этого налога не имеют.

Налоговые ставки на имущество, принадлежащие адвокатам и нотариусам, определены в ст. 406 НК РФ.

9.4. Транспортный налог:

Если адвокаты или нотариусы имеют имущество, которое в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано, как транспортное средство и оно признается, в соответствии со ст.358 НК РФ, объектом налогообложения транспортным налогом, то адвокатские образования будут начислять и перечислять транспортный налог в региональный бюджет РФ.

Налоговые ставки на автотранспортные средства, принадлежащие адвокатам и нотариусам, определены в ст. 361 НК РФ.

9.5. Земельный налог:

Если адвокаты или нотариусы имеют земельные участки на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, и они признаются, в соответствии со ст.389 НК РФ, объектом налогообложения земельным налогом, то адвокаты и нотариусы образования будут начислять и перечислять земельный налог в местный бюджет РФ.

Стандартная ставка для большинства земельных участков, принадлежащих адвокатам и нотариусам составит 1,5%.

9.6. Страховые взносы + социальное страхование от несчастных случаев:

Данные «налоги» нам надо будет четко разделить на 2 части:

  1. Начисления на адвокатов и нотариусов.
  2. Начисления на сотрудников адвокатов и нотариусов, которые в свою очередь не являются адвокатами или нотариусами.

Начисления на адвокатов и нотариусов:
Согласно п.1.1, 1.2 ст. 14 ФЗ № 212 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

1. Фиксированные взносы на 2015 год при доходе 300 тыс. рублей и меньше составят:

    в Пенсионный фонд — 18 610,80 руб. (5 965 руб. × 26% × 12 мес.) = (МРОТ * Ставка × 12).

Если плательщик взносов 1967 года рождения и младше и написал заявление о переводе накопительной части взносов в НПФ, то взносы в ПФ составят на страховую часть 14 316 руб. (5 965 руб. × 20% × 12 мес.), на накопительную 4 294,80 руб. (5 965 руб. × 6% × 12 мес.). Если плательщик 1966 года рождения и старше, или если плательщик 1967 года и младше, но не писал заявление о переводе накопительной части взносов в НПФ, то вся сумма (1 8610,80) пойдет на страховую часть; Но помните, что в любом случае в 2015 году взносы в ПФ платятся одной платежкой. Делит на страховую и накопительную часть сам Пенсионный фонд.

  • в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 3 650,58 рубля (5965 руб. × 5,1% × 12 мес.);
  • в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования — в 2015 году взносы не платятся.
  • 2. Фиксированные взносы на 2015 год при доходе выше 300 тыс. рублей составят:

    • сумма взноса, определенная по предыдущему пункту;
    • плюс 1 процент от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей, но не более восмикратного размера, т.е. (5 965 руб. × 26% × 12 мес. × 8 ) 148 886,40 рублей.

    Таким образом, по умолчанию каждый адвокат и нотариус обязан заплатить: 22 261,38 страховых взносов в год.

    Начисления на сотрудников адвокатов и нотариусов:
    По умолчанию, все сотрудники адвокатов и нотариусов будут платить страховые взносы по следующим ставкам, согласно ст. 58 ФЗ № 212 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»:

    Минфин о налогообложении нотариусов

    Для нотариусов, являющихся плательщиками НДФЛ и ЕСН, при формировании состава упомянутых расходов, налог на доходы физических лиц не учитывается.

    Как указал Минфин, состав расходов, принимаемых к вычету индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль главой 25 НК РФ, а для налогоплательщиков — организаций при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в расходах, связанных с производством и реализацией, суммы самого налога на прибыль не могут быть включены (пункт 4 статьи 270 Кодекса). (Письмо Минфина РФ от 29/08/2008 № 03-04-05-02/14)

    Налогообложение частнопрактикующих нотариусов


    Налогообложение частнопрактикующих нотариусов

    В.М. Акимова,
    начальник отдела по совершенствованию
    налогового законодательства Управления методологии
    налогообложения физических лиц Госналогслужбы России,
    советник налоговой службы I ранга

    В связи с многочисленными запросами, поступающими в адрес Государственной налоговой службы Российской Федерации от региональных налоговых инспекций, нотариальных палат, частнопрактикующих нотариусов и различных юридических лиц, после появления новой категории налогоплательщиков — частнопрактикующих нотариусов, рассмотрим некоторые вопросы, связанные с нотариальной деятельностью в Российской Федерации, в том числе постановку на учет нотариусов в налоговых органах, определение доходов и расходов нотариусов, исчисление подоходного налога.

    Тема налогообложения доходов налогоплательщиков, включая частнопрактикующих нотариусов, наиболее актуальна в настоящее время, поскольку приближается 1 апреля 1997 года — срок подачи налогоплательщиками налоговой декларации о полученных ими доходах. Из чего же следует исходить при решении вопросов налогообложения доходов частнопрактикующих нотариусов, полученных ими в 1996 г.?

    О некоторых вопросах, связанных с деятельностью и налогообложением доходов частнопрактикующих нотариусов

    В Российской Федерации основным нормативным актом, регламентирующим нотариальную деятельность, являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее по тексту — Основы).

    В соответствии с этим документом совершение нотариальных действий осуществляется государственными нотариальными конторами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными совершать нотариальные действия.

    Согласно Основам нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Нотариусам запрещено заниматься:

    самостоятельной предпринимательской и иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской;

    оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

    Обязательное нотариальное свидетельствование ряда сделок, выдача свидетельств о праве на наследство и на долю в общем имуществе, протест векселей и удостоверение неоплаты чеков, удостоверение фактов, имеющих юридическое значение, свидетельствование верности копий документов и принятие документов на хранение, совершение исполнительных надписей и меры по обеспечению доказательств — эти и другие действия, совершаемые нотариусами, играют важную роль в надлежащем оформлении формирующихся рыночных взаимосвязей.

    Частнопрактикующие нотариусы наряду с государственными нотариусами призваны оказывать нотариальные услуги физическим и юридическим лицам, защищая их права и законные интересы.

    Ознакомьтесь так же:  Имеет ли право работник не писать объяснительную

    В соответствии со статьей 1 Основ частнопрактикующие нотариусы совершают все предусмотренные законодательством нотариальные действия от имени государства. Охрана прав физических и юридических лиц, их законных интересов осуществляется посредством совершения нотариусом предусмотренных законодательством нотариальных действий.

    В отличие от нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, нотариус, занимающийся частной практикой, несет личную имущественную ответственность по решению суда в случае причинения ущерба нотариальными действиями, противоречащими действующему законодательству.

    Нотариальной деятельностью в соответствии со статьей 3 Основ вправе заниматься граждане Российской Федерации, получившие лицензию на право осуществления этой деятельности.

    В соответствии со статьей 13 Основ территорией деятельности нотариуса является нотариальный округ. Нотариус должен иметь место для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначается на должность.

    Нотариус имеет личную печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения, штампы удостоверительных надписей, личные бланки.

    Все нотариальные действия, совершаемые нотариусом, подлежат обязательной регистрации в реестре (статья 50 Основ).

    Основами предусматривается 18 видов нотариальных действий. Однако их перечень не является исчерпывающим.

    Функции нотариуса не сводятся лишь к оказанию нотариальных услуг. Удостоверение фактов, копий документов и другие нотариальные действия в отношении граждан и организаций совершаются таким образом, чтобы при этом не были затронуты (ущемлены) права третьих лиц, государственные и общественные интересы.

    Нотариус выполняет свои обязанности в соответствии с законодательными актами и присягой. Он обязан хранить в тайне сведения, которые ему стали известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности.

    Нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    В соответствии со статьей 22 Основ за выполнение действий, в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между физическими и юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом. Полученные денежные средства остаются в распоряжении нотариуса. Нотариальные действия считаются совершенными после уплаты суммы согласно тарифу.

    В случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», а также Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, нотариус обязан представить в налоговый орган справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

    Постановка на налоговый учет нотариуса, занимающегося частной практикой

    В соответствии с Законом Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» с получаемых доходов частнопрактикующие нотариусы уплачивают подоходный налог. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, являются плательщиками подоходного налога в порядке, предусмотренном законодательством о подоходном налоге для физических лиц, получающих доходы от занятия предпринимательской и иной деятельностью без образования юридического лица, и обязаны встать на налоговый учет в государственной налоговой инспекции в установленном Государственной налоговой службой Российской Федерации порядке.

    Учет налогоплательщиков — одно из условий осуществления государственными налоговыми инспекциями контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогоплательщиками налогов и сборов в соответствующие бюджет и государственные внебюджетные фонды.

    Постановка на учет нотариусов, занимающихся частной практикой, осуществляется налоговыми органами в соответствии с инструкцией Государственной налоговой службой Российской Федерации «О порядке учета налогоплательщиков», утвержденной приказом Госналогслужбы Российской Федерации от 13.06.96 № ВА — 3 — 12/49 (зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 11.06.96 № 1121).

    При постановке на учет в налоговой инспекции сведения о налогоплательщике автоматизирование обрабатываются и ему присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который является единым учетным номером в налоговых инспекциях по всей территории Российской Федерации.

    Идентификационный номер налогоплательщика проставляется во всех формах заявлений, деклараций, справок, информационных письмах, утвержденных Государственной налоговой службой Российской Федерации, а также в иных документах в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативными актами.

    Сведения о налогоплательщиках и присвоенных им идентификационных номерах включаются в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой службы (АИС «Налог»).

    При постановке на учет налоговая инспекция выдает налогоплательщику памятку о видах налогов и иных обязательных платежей, подлежащих перечислению в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также при запросе налогоплательщика ему предоставляется информация о действующем налоговом законодательстве.

    Налоговые инспекции и налогоплательщики, осуществляя процедуру постановки на учет, снятия с учета, своевременного внесения изменений в учетные документы, выполняют возложенные на них обязанности и несут за них ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    Постановка на учет частнопрактикующих нотариусов осуществляется в налоговых инспекциях по месту их жительства.

    Местом жительства является место, где физическое лицо постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды или иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    В случае осуществления деятельности не по месту жительства налоговая инспекция по месту постановки нотариуса на учет обязана переслать заверенную копию его заявления о постановке на учет в налоговую инспекцию по месту нахождения нотариальной конторы для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

    Для постановки на учет в налоговой инспекции по месту жительства нотариус должен предъявить приказ органа юстиции о назначении на должность нотариуса, лицензию, а также паспорт и, при необходимости, иной документ, удостоверяющий место жительства данного лица.

    Ведение частнопрактикующим нотариусом учета доходов и расходов

    Денежные средства, полученные нотариусами за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, кроме денежных средств, хранящихся на депозитных счетах должников, остаются в распоряжении нотариуса и являются его доходом.

    Нотариус, получивший лицензию на право осуществления частной практики, при регистрации в налоговом органе в качестве налогоплательщика обязан зарегистрировать книгу учета доходов и расходов, связанных с осуществлением деятельности. В указанной книге отражаются все полученные доходы и произведенные расходы отчетного периода.

    Порядок ведения книги и отражения в ней необходимых сведений и данных устанавливается налоговым органом по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика.

    С учетом особой специфики деятельности частных нотариусов налоговые органы разрабатывают специальную книгу учета доходов и расходов, удобную для отражения необходимых сведений и заполнения по окончании отчетного периода декларации о доходах.

    Налоговые органы разрабатывают памятки по ведению книг учета доходов и расходов, которые вручают нотариусам, занимающимся частной практикой. Нотариус несет ответственность за правильность ведения книги, своевременность и полноту отражения в ней сведений, необходимых для осуществления контроля налоговыми органами по вопросам занятия им частной практикой.

    Определение для целей налогообложения доходов и расходов частнопрактикующего нотариуса

    В валовой доход нотариуса включаются доходы, полученные от совершения нотариальных действий, от выполнения других работ, а также проценты по расчетным и иным счетам в банках.

    В состав затрат включаются документально подтвержденные и фактически произведенные расходы, связанные с осуществлением нотариальной деятельности.

    Данные, отраженные в книге учета доходов и расходов, должны подтверждаться соответствующими документами (реестрами, договорами, приходными и расходными документами и др.).

    Если при обследовании деятельности плательщика устанавливается, что книга учета доходов и расходов ведется неправильно или в ней учтены не все подлежащие налогообложению доходы и связанные с ними расходы, налоговый орган обязан потребовать от плательщика внесения в нее соответствующих изменений. При невыполнении этих требований данные книги учета доходов и расходов не принимаются, а исчисление налога в этом случае производится на основании результатов произведенных обследований деятельности.

    В валовой доход не включаются доходы, которые в соответствии с законодательством не включаются в состав совокупного годового дохода и не подлежат налогообложению.

    Разница между валовым доходом (в денежной и натуральной форме), полученным в течение отчетного календарного года, и документально подтвержденными расходами, связанными с получением этого дохода, рассматривается как совокупный годовой доход (чистый доход), полученный в отчетном календарном году и подлежащий налогообложению.

    Облагаемый доход определяется в полной годовой сумме независимо от времени существования источника дохода. При этом, если источник дохода существовал полный год, но в течение года были перерывы в работе, годовым доходом признается фактически полученная сумма дохода.

    В состав затрат включаются документально подтвержденные и фактически произведенные расходы, непосредственно связанные с извлечением дохода. При этом, состав расходов нотариуса увеличивается на сумму понесенных расходов применительно к составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), определяемых Правительством Российской Федерации.

    В частности, в состав затрат нотариуса включаются:

    — стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов при условии, что эти предметы необходимы нотариусу для занятия деятельностью.

    Порядок отнесения предметов к малоценным и быстроизнашивающимся устанавливается Министерством финансов Российской Федерации;

    — амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств, используемых для осуществления деятельности.

    В состав расходов нотариуса включается стоимость износа, начисленного в процентах от стоимости основных средств, по нормам амортизации на полное восстановление, которые утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 № 1072.

    Начисление амортизации по основным средствам, вновь введенным в эксплуатацию, начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем их введения в эксплуатацию, а по выбывшим основным фондам прекращается с первого числа месяца, следующего за их выбытием. Начисление амортизационных отчислений производится ежемесячно.

    Для учета начисления амортизационных отчислений и отнесения их на затраты целесообразно вести специальные журналы, разработочные таблицы или карточки по каждому из объектов учёта. Основные средства отражаются в учете по первоначальной (восстановительной) стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения.

    Следует иметь в виду, что порядок применения ускоренной амортизации и переоценки основных средств, установленный для организаций, на частнопрактикующих нотариусов не распространяется,

    — расходы по ремонту основных средств, необходимых для осуществления нотариальной практики.

    Затраты на проведение всех видов ремонта основных производственных средств включаются в состав расходов в том отчетном периоде, в котором они возникли;

    — суммы оплаты труда и вознаграждений лицам, выполнявшим работы по трудовым договорам и договорам гражданско — правового характера;

    — обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

    Нельзя считать связанными с извлечением дохода, а, следовательно, и исключать из валового дохода следующие расходы:

    — на личные нужды плательщика и членов его семьи;

    — на уплату налогов, сборов, страховых взносов (кроме взносов в государственные внебюджетные фонды), членских взносов и других отчислений на содержание нотариальной палаты.

    Также следует иметь в виду, что из облагаемого дохода не исключаются суммы тарифов за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов, выполнение технической работы в отношении лиц, предусмотренных частью четвертой статьи 22 указанных Основ (т.е. лиц, пользующихся льготами, установленными законодательством о государственной пошлине).

    Исчисление подоходного налога. Порядок расчета авансовых платежей и перерасчета подоходного налога

    Налогообложение доходов частного нотариуса подоходным налогом государственными налоговыми инспекциями производится на основании:

    Ознакомьтесь так же:  Бухгалтерская отчетность гск

    — представляемых налоговым органам в установленные сроки деклараций о доходах и расходах;

    — документов и сведений, подтверждающих достоверность указанных в декларациях данных, в том числе данных книг учета доходов и связанных с ними расходов, которые налогоплательщик обязан вести в установленном порядке;

    — сведений, представляемых налоговым органам предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами о размере платы за услуги нотариуса;

    — материалов проводимых налоговыми органами обследований деятельности нотариусов;

    — других сведений о доходах нотариусов.

    Для исчисления подоходного налога совокупный годовой доход (валовой доход минус расходы) уменьшается на суммы, вычетов, установленных законодательством о подоходном налоге с физических лиц.

    Сумма подоходного налога исчисляется по ставкам налога, предусмотренным законодательством о подоходном налоге.

    Расчет авансовых (предварительных) платежей налога производится налоговыми органами по месту обложения плательщика исходя из годового оклада подоходного налога.

    Платеж вносится на основании платежного извещения, вручаемого плательщику налога налоговым органом, исчислившим этот налог.

    Для уплаты платежей подоходного налога законодательством установлены три срока уплаты: к 15 июля, к 15 августа и к 15 ноября.

    В случае значительного увеличения или уменьшения в течение отчетного года дохода нотариуса налоговый орган производит перерасчет авансовых платежей налога по ненаступившим срокам уплаты.

    При начислении авансовых платежей в течение года или при увеличении ранее предъявленной суммы авансовых платежей налога платежное извещение вручается налогоплательщику не позднее чем за 15 дней до наступления очередного срока уплаты. Если платежное извещение не может быть вручено за 15 дней до наступления первого срока уплаты, налог уплачивается в оставшиеся сроки уплаты равными долями.

    При начислении авансовых платежей по истечении второго срока уплаты налог уплачивается равными долями в два срока: по оставшемуся третьему сроку уплаты и через месяц после него.

    При начислении авансовых платежей по истечении последнего срока уплаты налог уплачивается через месяц после вручения платежного извещения.

    В случае привлечения плательщиков к уплате налога за предшествующие годы уплата налога производится равными долями в два срока: через месяц после вручения платежного извещения и через месяц после установленного срока уплаты.

    По истечении года налоговым органом исчисляется налог по совокупному годовому доходу, полученному нотариусом от всех источников.

    Разница между суммой авансового платежа, уплаченной за отчетный год, и суммой годового налогового оклада с фактического дохода подлежит взысканию с плательщика или возврату налоговыми органами не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.

    Перерасчет налога по фактически полученному совокупному доходу за истекший год должен быть закончен налоговыми органами не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.

    Налоговая декларация

    Государственной налоговой службой Российской Федерации разработано практическое пособие по заполнению декларации о совокупном годовом доходе. Указанное пособие предназначено для оказания практической помощи налогоплательщикам при заполнении ими налоговых деклараций о совокупном годовом доходе, полученном в 1996 г. Пособие направлено в адрес государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации 20 января 1997 г. за № ПВ — 6 — 08/ 58.

    Декларации о доходах, подаваемые в налоговый орган по истечении первого месяца работы либо в случае прекращения деятельности, а также по истечении календарного года, являются основными документами для исчисления подоходного налога.

    Декларация о доходах — это представляемый налогоплательщиком документ, содержащий сведения о полученных доходах и расходах, связанных с осуществлением его деятельности.

    Декларация о доходах, полученных за год, и произведенных расходах представляется не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Декларация подается в налоговый орган по месту осуществления деятельности либо по месту постоянного жительства.

    При появлении источников дохода в течение отчетного календарного года нотариусы, занимающиеся частной практикой, подают декларацию в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления источника дохода.

    В декларации указывается размер дохода, полученного за первый месяц деятельности, и размер ожидаемого дохода до конца текущего года.

    В случае прекращения существования источника дохода до конца текущего года декларация подается в пятидневный срок со дня прекращения существования источника дохода.

    В декларации указываются все полученные за год доходы, источники получения, фактически произведенные расходы, связанные с получением дохода, размеры вычетов, предусмотренных законодательством, и суммы исчисленного и уплаченного налога.

    Декларация о доходах составляется на основании данных книги учета доходов и расходов.

    При продолжении деятельности нотариуса в следующем отчетном году в декларации отражаются доходы, фактически полученные в предыдущем отчетном периоде, а также доходы, которые плательщик предполагает получить в новом году.

    При подаче плательщиком налоговой декларации в государственную налоговую инспекцию проверяется правильность заполнения всех граф, наличие прилагаемых к декларации документов, подписи и даты подачи декларации. Затем проверяются сведения, отраженные в декларации, путем сопоставления их с данными в книге учета доходов и расходов нотариуса, а также с имеющимися документами, подтверждающими эти доходы и расходы.

    После проведения указанной проверки осуществляется сплошная проверка документов, реестров и книг, которые ведутся нотариусом в нотариальной конторе, а при необходимости осуществляются встречные проверки у юридических и физических лиц по вопросу подтверждения размеров взимаемой с них платы частным нотариусом.

    Контроль за деятельностью частнопрактикующих нотариусов

    Статьями 33 и 34 Основ предусмотрен контроль за совершением нотариусами нотариальных действий и за исполнением ими профессиональных обязанностей. Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, занимающимися частной практикой, осуществляют нотариальные палаты.

    Контроль за соблюдением частнопрактикующими нотариусами налогового законодательства осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

    В соответствии со статьями 7 и 11 Закона РСФСР от 21 марта 1991 г. «О государственной налоговой службе РСФСР» государственные налоговые инспекции проводят документальные проверки соблюдения налогового законодательства нотариусами, занимающимися частной практикой.

    Нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с юридическими и физическими лицами.

    Налоговые органы проводят проверки нотариусов, занимающихся частной нотариальной практикой, по следующим вопросам:

    а) соблюдения законодательства о подоходном налоге;

    б) соблюдения законодательства о налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

    Государственные налоговые инспекции вправе проводить у нотариусов, занимающихся частной практикой, проверки платежных документов, реестров и иных документов, касающихся частной нотариальной практики.

    Проверки проводятся за период деятельности нотариуса, следующий за проверенным периодом предыдущей проверки, а также в случаях ликвидации должности нотариуса.

    Нотариусы представляют по требованию должностного лица налогового органа все необходимые документы и сведения, касающиеся расчетов с юридическими и физическими лицами.

    При отказе нотариусом допустить должностных лиц налоговых органов к проверке их деятельности работники налоговых органов имеют право определить их облагаемый доход на основании документов, свидетельствующих о получении ими доходов, и с учетом налогообложения лиц, занимающихся аналогичной деятельностью.

    В ходе проверки работники государственной налоговой инспекции имеют право беспрепятственного входа в помещение, где осуществляется деятельность, ознакомления с соответствующими документами, проверки наличия основных средств и материальных ценностей, приобретенных для осуществления деятельности, опроса нотариуса, клиентов и других сведущих лиц.

    Если при проверке деятельности нотариуса будет установлено, что книга учета доходов и расходов ведется неправильно или в ней учтены не все подлежащие налогообложению доходы и связанные с ними расходы, то налоговый орган обязан потребовать от нотариуса внесения в нее соответствующих изменений. При невыполнении этих требований данные книги учета не принимаются, а исчисление налога производится на основании результатов проверки.

    При встречных проверках первичные документы и учетные данные нотариуса сличаются с соответствующими документами, имеющимися у физических и юридических лиц.

    Ответственность нотариусов, занимающихся частной практикой, за нарушение налогового законодательства

    За нарушение налогового законодательства нотариусы, занимающиеся частной практикой, несут ответственность в порядке и на условиях, предусмотренных следующими законодательными актами Российской Федерации.

    1. В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных Законом случаях несет ответственность в виде:

    а) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода, подлежащего обложению подоходным налогом, и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении — соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода;

    б) штрафа за каждое из следующих нарушений:

    — за отсутствие учета дохода, подлежащего налогообложению, и за ведение этого учета с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, — в размере 10% доначисленных сумм налога;

    — за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган декларации и других документов, необходимых для исчисления подоходного налога, — в размере 10% причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога.

    Пунктом 24 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» предусмотрено взыскание пени в случае задержки уплаты налога в размере 0,7 процента неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности.

    Указом Президента РФ от 08.05.96 № 685 с 20 мая 1996 г. снижен размер пени, взыскиваемой с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога, с 0,7% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа до 0,3% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа.

    Взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с физических лиц в судебном порядке. Взыскание недоимки с физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых — на имущество этих лиц.

    2. Пунктом 12 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г. «О государственной налоговой службе РСФСР» предусмотрена административная ответственность:

    в отношении граждан, виновных в отсутствии учета доходов или ведении его с нарушением установленного порядка, в непредставлении или несвоевременном представлении декларации о доходах либо во включении в декларации искаженных данных, — в виде штрафа в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

    3. В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 22 декабря 1991 г. № 2020 — 1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» за непредставление либо несвоевременное представление документов, необходимых для исчисления налога, на нотариусов, а также должностных лиц, уполномоченных совершать нотариальные действия, налагается штраф в размере пятикратного установленного законодательством размера минимальной месячной оплаты труда.

    Статья 17 Основ законодательства Российской Федерации «О нотариате» предусматривает судебный порядок привлечения к административной ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *