Налог на ритуальные услуги

Особенности правового регулирования налогообложения ритуальных услуг (Гаврилина Т.А.)

Дата размещения статьи: 24.04.2015

Ритуально-похоронное дело — это социальная сфера, но это еще и рыночная отрасль, где спрос и предложение постоянно изменяются, влияют друг на друга. Гражданам предлагаются самые разнообразные услуги с учетом их материальных возможностей и представлений об организации ритуального обслуживания. Как и любая коммерческая организация в условиях рынка, предприятия, фирмы, организации, предоставляющие ритуальные услуги, ставят своей целью извлечение прибыли от своей деятельности, т.е. от продажи ритуальных изделий и услуг.
В содержание налоговой правоспособности хозяйствующих субъектов, оказывающих ритуальные услуги, необходимо отнести: обязанность платить законно установленные налоги; обязанность вести учет доходов и расходов; обязанность исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику, и перечислять в бюджеты бюджетной системы РФ налоги; в установленных законом случаях право получать соответствующие налоговые льготы. Налогово-правовой статус хозяйствующих субъектов, оказывающих ритуальные услуги, выражается в их правомочиях и обязанностях как субъектов налогового права.
Следовательно, признание ритуально-похоронных предприятий, созданных органами местного самоуправления, а также частных организаций и индивидуальных предпринимателей, самостоятельно оказывающих ритуальные услуги, субъектами налогового права происходит в силу распространения на них действия законодательных актов о налогах и сборах. Они обладают определенным комплексом прав и обязанностей. Все эти права и обязанности составляют содержание налоговой правосубъектности. Тем самым они являются налогообязанными лицами, выступают налогоплательщиками и/или налоговыми агентами, способными нести ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. При этом важно указать на справедливое мнение Н.А. Саттаровой, которая пишет, что от качества налогового законодательства зависит эффективная система налогообложения . Однако следует признать, что в системе налогообложения ритуальных услуг существуют серьезные проблемы правового регулирования налогообложения, свидетельствующие о несовершенстве правовой базы в указанной сфере.
———————————
Саттарова Н.А. Налоговое законодательство в системе антиинфляционных процессов // Налоги. 2013. N 4. С. 15.

Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, ритуальные услуги отнесены к бытовым услугам. Группа 010000 «Бытовые услуги» ОКУН содержит группировку под кодом 019500 «Ритуальные услуги». В группировку 019500 «Ритуальные услуги» включены следующие услуги: изготовление гробов (код 019510); изготовление траурных венков, искусственных цветов, гирлянд (код 019511); изготовление надгробных сооружений (в том числе временных) из различных материалов (коды 019512, 019513); выполнение надписей на памятниках, высечка барельефов, выполнение графических портретов и скульптурных работ (коды 019514, 019515); изготовление оград, памятников, венков из металла (код 019516).
Следовательно, ритуальные услуги относятся к сфере бытового обслуживания населения и подпадают как под общую систему налогообложения, так и под специальные режимы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 НК РФ) и патентной системы (глава 26.5 НК РФ). Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие ритуальные услуги, вправе (добровольно) применять единый налог на вмененный доход, ему посвящен не специальный закон, а глава 26.3 Налогового кодекса РФ.
В свою очередь, в целях исчисления ЕНВД под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам, предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению (абз. 7 ст. 346.27 НК РФ).
На практике часто возникают ситуации, когда ритуальные услуги оплачивают различные организации (например, оплатить погребение может местная администрация, органы Пенсионного фонда или социальной защиты населения, военный комиссариат, работодатель за своих умерших работников и т.д.). Специалисты Минфина неоднократно высказывали мнение о том, что если ритуальные услуги предоставляются организациям, то такие услуги не относятся к бытовым в целях исчисления ЕНВД и подлежат налогообложению в соответствии с общим режимом или с применением УСНО .
———————————
Письма Минфина РФ от 24.07.2008 N 03-11-04/3/354, от 07.05.2007 N 03-11-04/3/143, от 20.10.2006 N 03-11-04/3/467.

Однако в случае если ритуальные услуги предоставляются организациям (оплату производят служба единого заказчика города, органы Пенсионного фонда и социальной защиты населения), то такие услуги не относятся к бытовым услугам населению и на них не распространяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, они подлежат налогообложению в соответствии с общим режимом налогообложения или с применением упрощенной системы налогообложения .
———————————
Письмо Минфина РФ от 20.10.2006 N 03-11-04/3/467.

Если ритуальные услуги предоставляются физическим лицам и оплачиваются этими физическими лицами, то такие услуги относятся к бытовым услугам населению и на них распространяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Соответственно услуги по организации мест захоронения и содержанию городских кладбищ и по вывозу тел умерших в морг осуществляются по договору с местной администрацией, данные услуги налогообложению единым налогом на вмененный доход не подлежат. В связи с этим субсидии, выделяемые из средств местного бюджета на оплату указанных услуг, должны облагаться в рамках применяемой организацией системы налогообложения . Поскольку Минфин России придерживается позиции, что полученные коммерческими организациями субсидии на возмещение затрат подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов (напр., письма Минфина России от 23.01.2013 N 03-03-06/1/22, от 27.10.2011 N 03-03-06/1/694, от 27.05.2011 N 03-03-06/1/313).
———————————
Письмо Минфина РФ от 24.03.2014 N 03-11-06/3/12711.

Однако имеющаяся арбитражная практика свидетельствует, что в целом ряде случаев данное мнение Минфина признавалось несостоятельным. Например, в Постановлениях ФАС ВСО от 31.05.2006 N А33-29874/05-Ф02-2484/06-С1, от 20.02.2006 N А19-13199/05-38-Ф02-297/06-С1 подтверждено, что предпринимательская деятельность по оказанию ритуальных услуг, заказанных и оплаченных военными комиссариатами (уполномоченными организациями), подпадает под уплату ЕНВД. Так, суд констатировал, что в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» на территории Российской Федерации гарантируется оказание услуг по погребению умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны. Однако, по мнению суда, наличие данной нормы не означает, что именно государство выступает потребителем этих услуг, а свидетельствует лишь о том, что оно гарантирует физическому лицу (родственнику погибшего или умершего) возмещение (оплату) произведенных им расходов.
На этом основании был сделан вывод, что военные комиссариаты (уполномоченные организации) не выступают в роли заказчиков ритуальных услуг, а являются лишь органами, на которые Законом возложена обязанность по оплате гарантированного государством комплекса социальных похоронных услуг. Как следствие, оказание ритуальных услуг, заказанных и оплаченных военными комиссариатами (уполномоченными организациями), подпадает под уплату ЕНВД.
Аналогичным образом суд подошел и к решению вопроса о правомерности применения специального налогового режима в ситуации, когда оплата гарантированного государством набора ритуальных услуг (ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле») производилась за счет средств: Пенсионного фонда РФ, федерального бюджета, Фонда социального страхования РФ, бюджетов субъектов РФ. В Постановлении ФАС СЗО от 20.09.2007 N А56-30451/2006 указывается, что оплата ритуальных услуг за счет средств государственных фондов или местных органов власти не может служить основанием для непризнания данных услуг бытовыми услугами в целях исчисления ЕНВД.
В то же время в случае, когда заказчиками ритуальных услуг выступают юридические лица или индивидуальные предприниматели и они производят их оплату, эти услуги нельзя квалифицировать как бытовые услуги, предоставляемые населению. В данном случае оказание ритуальных услуг подлежит налогообложению в соответствии с общим режимом или УСНО .
———————————
Постановление ФАС СЗО от 13.02.2007 N А21-2516/2006.

Как уже ранее было отмечено, в соответствии с ОКУН в группировку 019500 «Ритуальные услуги» включены услуги, носящие производственный характер, а именно: изготовление гробов; изготовление траурных венков, искусственных цветов, гирлянд; изготовление надгробных сооружений (в том числе временных) из различных материалов; выполнение надписей на памятниках, высечка барельефов, выполнение графических портретов и скульптурных работ; изготовление оград, памятников, венков из металла.
В этой связи возникает вопрос: как квалифицировать производство и (или) реализацию похоронных принадлежностей и надгробных сооружений?
В зависимости от конкретной ситуации оказание данных услуг можно квалифицировать как реализацию продукции собственного производства, розничную торговлю или как оказание ритуальных услуг.
Деятельность по изготовлению похоронных принадлежностей и надгробных сооружений, осуществляемая по индивидуальным заказам или являющаяся составной частью комплекса ритуальных услуг, следует рассматривать как оказание бытовых услуг, подпадающих под уплату ЕНВД. Именно такой вывод содержится в Постановлениях ФАС СЗО от 04.10.2007 N А44-163/2007, ФАС ВСО от 28.03.2006 N А19-31960/04-43-5-С3-Ф02-1190/06-С1.
На наш взгляд, реализация похоронных принадлежностей в рамках основной деятельности по оказанию ритуальных (похоронных) услуг относится к бытовым услугам. Так, по коду 019603 ОКУН обозначены услуги по реализации обрядовых принадлежностей. Данные услуги относятся к группировке «Обрядовые услуги», которые в свою очередь отнесены к бытовым услугам.
Более того, в пп. 2 п. 1 ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» указано, что предоставление гроба и других предметов, необходимых для погребения, включается в гарантированный перечень услуг по погребению. Отсюда также можно сделать вывод, что реализация рассматриваемых предметов является составляющей частью услуги по погребению.
Позиции о том, что продажа похоронных и ритуальных принадлежностей должна облагаться налогами в том же режиме, в каком и основной вид деятельности, придерживаются отдельные арбитражные суды (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.02.2007 N А21-2516/2006, ФАС Уральского округа от 27.09.2005 N Ф09-4291/05-С1).
Причем позиция судов основана на том, что продажа похоронной продукции в рамках основной деятельности налогоплательщика по оказанию ритуальных и похоронных услуг можно расценивать как сопутствующую услугу, не образующую отдельного вида деятельности.
Однако существует и противоположная точка зрения. Так, по мнению ФАС Поволжского округа, высказанному в Постановлении от 06.06.2006 N А55-10981/05-11, торговля похоронными принадлежностям даже в рамках основной деятельности должна рассматриваться как самостоятельный вид предпринимательской деятельности — розничная торговля.
Как видим, вопрос о порядке налогообложения деятельности по реализации похоронных принадлежностей является спорным.
При этом необходимо помнить, что отношения сторон при оказании бытовых услуг должны регламентироваться договорами бытового подряда. В соответствии со ст. 730 Гражданского кодекса РФ по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию физического лица (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик — принять и оплатить работу.
Таким образом, основным признаком, отличающим договор бытового подряда от схожих правоотношений, является наличие задания заказчика на выполнение определенной работы.
Согласно п. 4 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации договор об оказании услуги (выполнении работы) должен оформляться в письменной форме и содержать необходимые сведения.
———————————
Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025.

Ознакомьтесь так же:  Алименты на жену-инвалида и на ребенка

Для того чтобы избежать возможных конфликтов с представителями налоговой службы, плательщики ЕНВД, занимающиеся только изготовлением похоронных принадлежностей и надгробных сооружений, должны заключать письменные договоры с заказчиками. Наличие договоров подряда, оформленных в письменной форме, при необходимости поможет доказать факт оказания бытовых услуг и подтвердить правомерность исчисления и уплаты ЕНВД в отношении именно этого вида предпринимательской деятельности. При отсутствии письменных договоров подряда деятельность не может квалифицироваться как оказание бытовых услуг .
———————————
Постановление ФАС ВВО от 18.02.2008 N А39-4873/2006.

Если параллельно с оказанием ритуальных услуг будет осуществляться перепродажа (реализация) приобретенных на стороне ритуальных принадлежностей, то эту деятельность придется расценивать как розничную торговлю . При этом исчислять ЕНВД нужно будет в отношении двух самостоятельных видов предпринимательской деятельности, а именно бытовых услуг и розничной торговли.
———————————
Постановления ФАС ВВО от 26.02.2008 N А31-3384/2007-23, ФАС ПО от 06.06.2006 N А55-10981/05-11.

Однако, как показывает арбитражная практика, в отдельных случаях даже реализация покупных ритуальных принадлежностей может являться составной частью оказания бытовых услуг.
Еще одним проблемным вопросом является деятельность по транспортировке тел умерших.
Согласно ОКУН услуги по транспортировке тел умерших не являются бытовыми услугами, так как они не включены в подгруппу 019500 «Ритуальные услуги». Данные услуги поименованы в ОКУН в группе 02 «Транспортные услуги» под кодом 023410 «Услуги специально оборудованных машин для обслуживания гражданских обрядов».
На основании этого в письме Минфина России от 04.06.2007 N 03-11-04/3/202 был сделан однозначный вывод, что оказание данных услуг не подпадает под обложение ЕНВД.
Однако вывод о невозможности уплаты ЕНВД в отношении подобных услуг не является столь очевидным. Раз эти услуги значатся в группе 02 «Транспортные услуги» ОКУН, то их осуществление как минимум можно квалифицировать как оказание автотранспортных услуг. При соблюдении условий, содержащихся в пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, предпринимательская деятельность по оказанию автотранспортных услуг подпадает под уплату ЕНВД.
Как максимум можно попытаться подвести эти услуги под оказание ритуальных услуг. Косвенно о возможности применения такого подхода свидетельствует Постановление ФАС СЗО от 20.09.2007 N А56-30451/2006, в котором суд пришел к выводу о правомерности уплаты ЕНВД в отношении деятельности по оказанию ритуальных услуг, в состав которых входили и услуги по транспортировке тел умерших в морги и к местам захоронений.
Таким образом, исходя из анализа судебной практики следует обоснованный вывод о том, что правовому регулированию налогообложения ритуальных услуг уделяется явно недостаточное внимание, о чем также свидетельствует и неоднозначное толкование судами налогового законодательства, регулирующего сферу ритуальных услуг. Данный вывод обусловливает необходимость отнесения торговли (реализацию) похоронными принадлежностями к основному виду деятельности, т.е. к части ритуальных услуг, что и опосредует уплату ЕНВД только по этому виду деятельности. С нашей точки зрения, было бы целесообразно прописать особенности налогообложения ритуальных услуг в главе 26.3 НК РФ.
Далее, в контексте заявленной темы, следует обратиться к рассмотрению вопросов, связанных с налогообложением ритуальных услуг, в рамках системы специального налогового режима — патентная система налогообложения (далее — ПСН).
Патентную систему налогообложения в сфере оказания ритуальных услуг можно охарактеризовать как особый порядок исполнения налогоплательщиками, осуществляющими экономическую деятельность по оказанию ритуальных услуг, связанную с извлечением доходов в виде выручки от осуществления этих видов деятельности, возложенных на них налоговых обязанностей путем замены совокупности налогов единым фиксированным патентным налогом на основе получения специального патентного свидетельства. Патентная система налогообложения является одной из форм вмененного налогообложения.
Вместе с тем из анализа деятельности налогоплательщиков, оказывающих ритуальные услуги, видно, что единый налог на вмененный доход активно применяется достаточно большим количеством хозяйствующих субъектов, и практика его применения уже наработана, упрощенная система налогообложения на основе патента практически не получила распространения среди индивидуальных предпринимателей, в то время как именно патентная форма, на наш взгляд, в наибольшей степени соответствует принципам и целям применения вмененных налогов — простоте, прозрачности, удобству для налогоплательщиков.
Еще одной проблемой правового регулирования налогообложения в указанной сфере является наличие налоговых споров по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС).
Если организация находится на общем режиме налогообложения согласно пп. 8 п. 2 ст. 149 НК РФ, от НДС освобождается реализация ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством РФ).
Согласно утвержденному перечню от НДС освобождаются не только ритуальные услуги, но и реализация похоронных принадлежностей: погребальный венчик, гудра (головной убор с бахромой), гроб, в том числе цинковый, закрутка для гроба, ручка на гроб, цинковый вкладыш, венок, ветка, гирлянда, корзина с цветами, выполненная специально для проведения обряда похорон, каркас для венка, подставка дл
я венка, крест на гроб, капсула для праха, лента траурная, нарукавные повязки, подушка в гроб, подушка орденская, покрывало в гроб, покрывало или ковер на гроб, постамент погребальный, рушники погребальные, ритуальная одежда и белье для усопшего, тапочки, тахрихим (саван), спецмешок или пакет для усопших, ящик транспортировочный, крест на могилу, опора под крест, памятники и другие надгробные сооружения, урна для захоронения, трафарет на могилу .
———————————
Постановление Правительства РФ от 31.07.2001 N 567 «Об утверждении перечня похоронных принадлежностей, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость» // Собрание законодательства РФ. 2001. N 32. Ст. 3330.

Вместе с тем в Общероссийском классификаторе услуг населения не указаны работы по содержанию и благоустройству городских кладбищ (за исключением работ по благоустройству воинских кладбищ). Таким образом, такие услуги, как уборка дорожек и газонов от мусора и снега, вывоз мусора и снега, выпиловка и посадка деревьев, выкос травы, а также ремонт зданий, сооружений и объектов инфраструктуры, осуществляемые на территории городских кладбищ, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Применение льготы не зависит от субъекта потребления ритуальных услуг. Поэтому льгота предоставляется независимо от того, осуществлялись эти работы для физических или юридических лиц.
К сожалению, введя данную льготу, законодатель не определил, какие именно услуги следует относить к ритуальным для целей НДС. Налоговые органы считают, что закрытый перечень освобождаемых от НДС ритуальных услуг приведен в разделе «Ритуальные услуги» (код 019500) Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 .
———————————
См. письмо МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/[email protected]

В то же время налогоплательщики, занятые в ритуальном бизнесе, зачастую не соглашаются с таким подходом, пытаясь применять для этих целей Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденный Постановлением Госкомстата России от 06.11.2001 N 454-ст. Действительно, ОКВЭД, в отличие от ОКУН, содержит по сути открытый перечень подобных услуг.
Понятие «организация похорон» дано в приложении N 1 к Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N П-1 (ОКВЭД) «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг по видам экономической деятельности», утвержденной Постановлением Госкомстата России от 24.01.2003 N 30 (в ред. от 12.03.2004), в соответствии с которым код 93.03 «Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг» присваивается услугам по захоронению и кремации трупов людей и животных и связанной с этим деятельности: подготовка к захоронению или кремации, бальзамирование и услуги, предоставляемые похоронным бюро, другие услуги по подготовке к захоронению или кремации усопших .
———————————
См.: Мешалкин В.К. Налоговые споры. Арбитражная практика. НДС и налог на прибыль. М., 2008.

Следует отметить, что на сегодняшний день в судебной практике есть решения, вынесенные как в пользу налоговых органов, настаивающих на применении ОКУН, так и в пользу налогоплательщиков, желающих руководствоваться ОКВЭД. Так, например, одна организация, оказывающая услуги по хранению тел усопших до погребения, не начисляла НДС на стоимость таких услуг. Налоговый орган посчитал, что льгота этой организации не положена, так как такие услуги в ОКУН не поименованы. Вынося решение в пользу организации, ФАС Северо-Западного округа в своем решении указал: «. довод инспекции о невозможности использования заявителем льготы по ритуальным услугам в связи с тем, что оказываемым обществом услугам не присвоен код ОКУН, подлежит отклонению, поскольку налоговое законодательство не связывает факт наличия или отсутствия кода ОКУН с правом на использование льготы». Аналогичные выводы содержат Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2007 N Ф04-1129/2007(32147-А45-14), Московского округа от 24.11.2005 N КА-А40/11712-05 и другие.
Однако ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 17.10.2005 N А19-27892/04-5-Ф02-4579/05-С1 указал, что организация не может воспользоваться льготой по НДС, так как вид услуг, оказываемых ею (подбор и доставка трупов в морг), не поименован в разделе «Ритуальные услуги» ОКУН. Похожее решение принял и ФАС Поволжского округа (Постановление от 24.01.2007 N А72-4815/2006).
Таким образом, в целях единообразного применения законодательства в применении льгот по НДС законодателю следует четко определить, какие именно услуги следует относить к ритуальным и раздел «Ритуальные услуги» (код 019500) Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН) привести в соответствие с кодом 93.03 ОКВЭД.

Ознакомьтесь так же:  Как высчитывают алименты с безработных

Вид деятельности при реализации ритуальных принадлежностей

Добрый день.
Начнем с понимания того, что у Вас есть и как это соответствует Вашей деятельности.

Код 93.03 означает:
Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг
Эта группировка включает:
— захоронение и кремацию трупов людей и животных и связанную с этим деятельность: подготовку к захоронению или кремации, бальзамирование и услуги, предоставляемые похоронными бюро, предоставление услуг, связанных с захоронением или кремацией, сдачу в аренду оборудованных ритуальных залов, сдачу в аренду или продажу мест для захоронения и т.п.
Эта группировка не включает:
— предоставление религиозных ритуальных услуг, см. 91.31
— продажу похоронных принадлежностей, см. 52.48.34

Код 91.31 «Деятельность религиозных организаций», как я понимаю к Вам не относится
Код 52.48.34 «Розничная торговля сувенирами, изделиями народных художественных промыслов, предметами культового и религиозного назначения, похоронными принадлежностями» — Вам может подойти.

Другими словами, если Вы сами изготавливаете похоронные принадлежности, в том числе из «готовых полуфабрикатов», то код ОКВЭд для этого можно не менять, он и так подходит.
А если покупаете готовое и без доработки перепродаете — это уже торговля и нужен новый код 52.48.34.

Теперь на счет «Сдаю декларации по ЕНВД от частных лиц и УСН от юр. лиц«. К указанным кодам эта деятельность никакого отношения не имеет.
Если Вы ее собираетесь продолжать, нужно дополнить еще один код 93.05 Предоставление прочих персональных услуг.

НДС и налог с продаж для предприятий, занимающихся оказанием ритуальных услуг

НДС и налог с продаж для предприятий, занимающихся оказанием ритуальных услуг

1. Лицензирование

Предприятия, занимающиеся оказанием ритуальных услуг, руководствуются в своей деятельности Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», в ред. от 07.08.2000 N 122-ФЗ (далее — Закон N 8-ФЗ), который регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает:

1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников;

2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего;

3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения;

4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

Перечень работ (услуг), относящихся к ритуальным услугам, приведен в разделе «Ритуальные услуги» Общероссийского классификатора услуг населению (ОК 002-93, с учетом изменений 1/95 ОКУН).

Федеральным законом от 25.09.1998 N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 158-ФЗ) получение лицензии на оказание ритуальных услуг не предусмотрено.

Однако п. 2 ст. 19 Закона N 158-ФЗ установлено, что виды деятельности, не включенные в ст. 17 настоящего Закона, осуществляются со дня вступления его в силу без лицензий, за исключением случаев, когда лицензирование указанных видов деятельности производится в соответствии с иными федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу данного Закона.

Лицензирование отдельных видов ритуальных услуг предусмотрено ст. 28 Закона N 8-ФЗ.

Порядок получения лицензии регулируется Положением о порядке лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.12.1995 N 1275 «О порядке лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг».

Пунктом 4 данного Положения установлено, что лицензированию подлежит деятельность по оказанию следующих видов ритуальных услуг:

— прием заказа и заключение договора на организацию похорон;

— бальзамирование, санитарная и косметическая обработка умерших;

— захоронение и перезахоронение;

— уход за могилой;

— изготовление гробов, в том числе цинковых;

— заключение прижизненного договора на оказание ритуальных услуг.

На деятельность по оказанию ритуальных услуг выдается одна лицензия с указанием в ней выполняемых владельцем лицензии работ и услуг.

Владельцами лицензий могут быть юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Пунктом 6 указанного Положения установлено, что лицензирование деятельности по оказанию ритуальных услуг осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и ее выдача осуществляются на платной основе:

— за рассмотрение заявления взимается плата в размере одной десятой установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (далее — МРОТ);

— за выдачу лицензии взимается плата, равная 3 МРОТ.

В случае проведения независимой экспертизы расходы, связанные с ее осуществлением, не включаются в плату за рассмотрение заявления и выдачу лицензии, а возмещаются лицензиатом отдельно.

Предприятия (организации), оказывающие ритуальные услуги, не вошедшие в перечень лицензируемых, также имеют право на получение налоговых льгот.

2. Организация расчетов с населением

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ритуальные услуги относятся к сфере бытового обслуживания населения.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 утвержден Перечень организаций, которые могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.

В соответствии с данным Перечнем и Положением по применению контрольно-кассовых машин предприятия, оказывающие бытовые (в том числе и ритуальные) услуги, при организации расчетов с населением используют бланки строгой отчетности либо кассовый аппарат.

Однако наличие контрольно-кассовой машины не освобождает производителя услуги от оформления договора (квитанции).

Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации установлено, что договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (квитанция или иной документ) и должен содержать следующие сведения:

— наименование и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя — фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);

— вид услуги (работы);

— цену услуги (работы);

— точное наименование, описание и цену материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или материалов (с вещью) потребителя;

— отметку об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;

— дату приема и исполнения заказа;

— гарантийные сроки на результаты работы;

— другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ);

— должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сделавшего заказ.

В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 31.03.1998 N ВК-6-16/210 «О формах документов строгой отчетности для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых машин» при оформлении заказа на ритуальные услуги применяются следующие формы бланков строгой отчетности:

— БО-1, БО-3 — для единичных (не комплексных) ритуальных услуг (изготовление венков, траурных лент, починка ограды и др.);

— БО-13 (01) ритуал — при изготовлении надмогильных изделий (памятников, оград и т. п.), а также при оказании иных услуг;

— БО-13 (02) ритуал — для комплексных ритуальных услуг (организации похорон, кремации).

При оформлении заказов на тот или иной вид ритуальных услуг следует обратиться к классификатору ОКУН. В зависимости от кода оказываемой услуги определяется вид бланка строгой отчетности:

019500 — 019506 — БО-13 (02) ритуал, БО-1, БО-3;

019507 — 019517 — БО-13 (01) ритуал, БО-1, БО-3.

Форма «БО-13 (01) ритуал» заполняется в трех экземплярах, а форма «БО-13 (02) ритуал» — в четырех.

Данные об оплате заказа вносятся под копирку во все экземпляры.

Копия квитанции передается в бухгалтерию и используется для учета выручки.

3. Налог на добавленную стоимость и налог с продаж

Подпунктом 8 п. 2 ст. 149 НК РФ, введенной в действие с 1 января 2001 года, предусмотрено, что реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации ритуальных услуг, работ по изготовлению надгробий памятников и оформление могил, а также реализация похоронных принадлежностей (в порядке и на условиях, определяемых Правительством РФ) налогообложению не подлежат (то есть освобождаются от налогообложения).

Кроме того, с 1 января 2001 года от НДС (согласно ст. 156 НК РФ) также освобождаются посреднические услуги по реализации ритуальных услуг и похоронных принадлежностей.

Вместе с тем налоговые органы имеют право проверять правильность налогообложения в течение трех последних лет.

Промышленное предприятие оказывает услуги физическим и юридическим лицами по изготовлению памятников, надгробных сооружений, оград, венков из металла и др. Распространяется ли на его льгота, установленная законодательством о налоге с продаж?

В соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”« объектом обложения налогом с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.

Согласно вышеуказанному Федеральному закону не является объектом обложения налогом с продаж стоимость ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, проведения обрядов и церемоний религиозными организациями.

Ознакомьтесь так же:  Получение разрешения на строительство в перми

Услуги промышленного предприятия по изготовлению памятников, оград и т.д. относятся к перечню работ (услуг), приведенных в разделе «Ритуальные услуги» Общероссийского классификатора услуг населению (ОК 002-93), с учетом изменений 1/95 ОКУН, однако действие льготы по налогу с продаж на этот вид работ не распространяется, поскольку законодательством установлена льгота только для похоронных бюро, кладбищ и крематориев, непосредственно занимающихся организацией процесса похорон.

Освобождается ли от налога с продаж автобаза, предоставляющая автотранспорт для осуществления ритуальных услуг, оплаченных наличными денежными средствами?

Федеральным законом от 31.07.1998 N 150-ФЗ установлен обязательный для применения на всей территории Российской Федерации перечень товаров (работ, услуг), не являющихся объектами налогообложения. Услуги, оказываемые данной автобазой за наличный расчет, в данном перечне отсутствуют.

Однако этим Федеральным законом законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации предоставлено право, принимая решение о введении налога с продаж, устанавливать дополнительный перечень товаров, работ и услуг, в том числе оказываемых автобазами, реализация которых освобождается от налогообложения.

В соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 150-ФЗ налогом с продаж не облагается стоимость ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев. Входит ли в понятие «стоимость ритуальных услуг» стоимость материалов, из которых изготовлены ритуальные принадлежности?

Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что стоимость услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, проведения обрядов и церемоний религиозными организациями объектом обложения налогом с продаж не является.

В соответствии с ГК РФ стоимость услуг (ритуальных) может включать как стоимость собственно действий, так и стоимость материалов (ритуальных принадлежностей). Стоимость ритуальных принадлежностей включает как стоимость материалов, из которых они изготовлены, так и стоимость услуг по их изготовлению.

Поэтому налогом с продаж не облагается стоимость ритуальных принадлежностей (гробов, специальной материи, памятников, надгробных сооружений, оград, траурных венков и т.п.), реализуемых похоронными бюро, кладбищами, крематориями, являющимися специализированными организациями.

Акционерное общество занимается реализацией ритуальных товаров собственного изготовления, а также ритуальных товаров, закупленных у предприятий и частных предпринимателей через сеть специализированных магазинов-салонов.

Налоговая инспекция, ссылаясь на введение в действие части первой НК РФ, посчитала, что АО не имело права воспользоваться льготой, предусмотренной подпунктом «п» п. 12 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость». Просим разъяснить сложившуюся ситуацию.

Действительно, в соответствии со ст. 38 главы 7 части первой НК РФ, вступившей в силу с 1 января 1999 года, услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. При этом любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, признается товаром.

Учитывая, что в объем ритуальных услуг, оказываемых населению в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению включается также продажа похоронных принадлежностей (гробов, венков, траурных лент), обороты по реализации указанных принадлежностей (как собственного производства так и закупленных у других поставщиков) подлежали льготированию в порядке, предусмотренном подпунктом «п» п. 12 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» (далее — Инструкция N 39).

Могло ли предприятие, занимавшееся централизованным снабжением ритуальных салонов, а также других предприятий ритуальными товарами, товарами народного потребления общего назначения, воспользоваться льготой по НДС?

В соответствии с подпунктом «п» п. 12 Инструкции N 39 от НДС были освобождены ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, включая изготовление памятников, надгробий, фото на керамике, проведение обрядов и церемоний религиозными организациями, работы по реставрации мест захоронений. От этого налога освобождались также ритуальные услуги, оказываемые иными организациями (предприятиями).

Согласно ст. 38 главы 7 части первой НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. При этом любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, признается товаром.

В связи с изложенным льгота по НДС на реализацию ритуальных товаров, товаров народного потребления общего назначения предприятиям, непосредственно оказывавшим ритуальные услуги, а также другим предприятиям не распространяется.

Облагалась ли НДС предоплата за предстоящее выполнение работ по установке и снятию окраски надмогильных сооружений?

Согласно п. 9 Инструкции N 39 предоплаты, поступавшие в счет реализации (выполнения, оказания) освобождаемых от НДС товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктом «п» п. 12 данной Инструкции, налогом не облагались.

В связи с тем что ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, включая изготовление памятников, надгробий, фото на керамике, от НДС были освобождены, [а работы (услуги) по установке, снятию окраски надмогильных сооружений являются ритуальной услугой], то и предоплата за предстоящее выполнение этих работ (услуг) также не подлежала обложению НДС.

Гравировальная мастерская в 1999 году приобрела камнеобрабатывающий станок для изготовления как надгробных сооружений, так и облицовочных плит из природных материалов, удельный вес которых в общем объеме за год соответственно составил 60 % и 40 %. Таким образом, указанное основное средство используется для производства облагаемой НДС и льготируемой продукции. Просим разъяснить порядок учета и возмещения НДС, уплаченного гравировальной мастерской поставщику за основные средства (камнеобрабатывающий станок).

Согласно Закону РФ от 06.12.1991 N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон РФ N 1992-1) налог на приобретаемые сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие изделия, основные средства и нематериальные активы, использованные для производственных целей, на издержки производства и обращения не относился, а подлежал возмещению по мере их фактической оплаты поставщику и принятия к балансовому учету.

При этом суммы НДС, уплаченные поставщикам по товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении операций, освобожденных от НДС в соответствии с подпунктом 1 ст. 5 этого Закона, возмещению (зачету) из бюджета не подлежали, а относились на издержки производства и обращения.

Поэтому если специфика деятельности предприятий не позволяла организовать разделение объектов основных средств и нематериальных активов на объекты, используемые для реализации продукции, облагаемой и не облагаемой НДС, мог применяться следующий порядок учета и возмещения НДС. Суммы НДС, фактически уплаченные поставщикам основных средств, необходимо было распределять пропорционально удельному весу выручки, полученной от облагаемых и не облагаемых налогом работ и услуг за отчетный период, и принимать к зачету часть НДС в размере, соответствующем удельному весу выручки, полученной от облагаемых налогом работ и услуг, а оставшуюся часть налога включать в стоимость основных средств.

Ресторан принял заказ на организацию поминального банкета. Являлся ли ресторан плательщиком НДС с оборотов по реализации этой услуги?

Подпунктом «п» п. 12 Инструкции N 39 было предусмотрено освобождение от НДС ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, обрядов и церемоний религиозных организаций, а также ритуальных услуг, оказываемых иными организациями (предприятиями).

В соответствии со ст. 38 главы 7 части первой НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. При этом любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, признается товаром.

Согласно п. 3 ст. 4 Закона РФ N 1992-1 у предприятий общественного питания налогооблагаемый оборот при реализации товаров определялся в виде разницы между ценами их реализации и ценами, по которым они производили расчеты с поставщиками, включая сумму НДС.

Таким образом, деятельность предприятия общественного питания для целей исчисления НДС рассматривается как реализация им товаров потребителям.

В связи с изложенным вышеуказанная льгота по НДС при организации поминального банкета рестораном применяться не могла, и НДС должен был начисляться в общеустановленном порядке.

Администрация городского кладбища заключила договор с предприятием на строительство ритуального объекта (крематория), который должен использоваться на территории кладбища исключительно в ритуальных целях. Должны ли были работы по данному договору облагаться НДС?

Согласно Закону РФ N 1992-1 в облагаемый НДС оборот включались любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение было связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

Работы по строительству (возведению) ритуального объекта (крематория) не относились к ритуальным услугам и поэтому должны были облагаться НДС в общеустановленном порядке.

Облагалась ли НДС выручка, полученная редакцией от физических и юридических лиц за услуги по подаче объявлений, составлению и размещению некрологов, траурных речей?

Письмом Госналогслужбы России от 21.03.1996 N ВГ-4-03/22н установлено, что от НДС освобождались обороты по реализации периодических печатных изданий, включая газеты и журналы, производимых редакциями (издательствами) всех форм собственности, являющимися юридическими лицами-налогоплательщиками, если реклама в отдельном номере периодического издания не превышала 40 % объема отдельного номера. В этом случае средства, поступавшие от рекламодателей-заказчиков, НДС не облагались.

Согласно п. 5 ст. 1 Закона РФ от 18.07.1995 N 108-ФЗ «О рекламе» объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, не являются рекламой, а физические лица — рекламодателями. Поэтому согласно подпункту «а» п. 1 ст. 3 Закона РФ N 1992-1 стоимость услуг по размещению объявлений физических лиц не рекламного характера облагалась НДС в общеустановленном порядке.

Однако, учитывая, что согласно Общероссийскому классификатору услуг населению (ОК 002-93) услуги по подаче объявлений, некрологов, составлению текста траурной речи, оповещению родственников, по составлению и размещению некрологов, траурных речей относятся к ритуальным услугам, данная редакция могла воспользоваться льготой, предусмотренной подпунктом «п» п. 12 Инструкции N 39.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *