Налог на прибыль вид лицензии

Налог на прибыль вид лицензии

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ И РАСХОДЫ НА СЕРТИФИКАЦИЮ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

Как Вы знаете, отдельные виды деятельности на территории Российской Федерации могут осуществляться только на основании лицензии. Законодательством Российской Федерации определен перечень товаров, работ и услуг, которые подлежат обязательной сертификации. И сертификация, и лицензирование осуществляются на платной основе.
В статье мы расскажем о том, как расходы на сертификацию и лицензированию учитываются в целях исчисления налога на прибыль организаций.

Расходы на сертификацию

Сертификация представляет собой форму осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон N 184-ФЗ).
Сертификация может носить обязательный или добровольный характер, что следует из статьи 20 названного выше закона.
Добровольная сертификация осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Осуществляется добровольная сертификация для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
Объектами добровольного подтверждения соответствия, осуществляемого в форме добровольной сертификации, являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых документами по стандартизации, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования (статья 21 Закона N 184-ФЗ).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Налоги при покупке лицензий на ПО

Добрый день! Российская организация (УСН 6%) приобретает лицензии на ПО (неисключительное право пользования ПО) у Белорусской организации. Следует ли российской организации уплатить налог на прибыль иностранной организации, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса РФ ?

Уточнение клиента

Добрый день! Правильно я понимаю, что, в соответствии с международным соглашением об избежании двойного налогообложения между РФ и РБ данный налог можно заплатить либо в РФ либо в РБ на выбор? Или же все-таки данный налог следует уплатить в РФ только?

Белорусская организация выставляет нам счет к лицензионному договору (и сам лицензионный договор), сумма которого содержит стоимость лицензии+10% налог. Они утверждают, что таков закон: в счете должна быть отображена сумма с учетом налога 10%. Правы ли Белоруссы?

21 Октября 2016, 12:48

Ответы юристов (3)

Да. Российская организация — налоговый агент в этом случае и должна удерживать и уплачивать налог с доходов белорусской организации.

Можно воспользоваться положением международного договора об избежании двойного налогообложения. В этом случае вам нужно подтвердить резидетство второй стороны, после чего удерживать и платить налог можно будет по ставке 10%

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество»
Статья 11
Доходы от авторских прав и лицензий
1. Доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.
2. Однако такие доходы от авторских прав и лицензий могут облагаться налогами в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель фактически имеет право на эти доходы, налог, взимаемый таким образом, не может превышать 10 процентов валовой суммы доходов от авторских прав и лицензий.
3. Термин «доходы от авторских прав и лицензий» при использовании в настоящей статье означает платежи любого вида, полученные в качестве вознаграждения за использование или за предоставление права использования авторских прав на любое произведение литературы, искусства и науки, включая кинофильмы и записи для радиовещания и телевидения, любого патента, торгового знака, чертежа или модели, схемы, секретной формулы или процесса, или за информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта, или за использование или предоставление права использования промышленного, коммерческого или научного оборудования.

Разъяснения по данному вопросу:

Вопрос: О налоге на прибыль при выплате российской организацией доходов белорусской организации по лицензионному договору.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 октября 2015 г. N 03-08-05/59099
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с вопросом о порядке применения норм Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее — Соглашение) сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 309 Кодекса перечислены виды доходов иностранных организаций, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относящиеся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежащие обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Из письма следует, что доход белорусской организации выплачивается в соответствии с лицензионным договором.
Согласно пункту 1 статьи 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации по лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату.
Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Статьей 7 Кодекса установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.
Согласно пункту 1 статьи 7 Соглашения прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства может облагаться налогом только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство.
Вместе с тем статьей 11 Соглашения предусматривается особый порядок налогообложения доходов от авторских прав и лицензий. Так, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 11 Соглашения доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве. Однако такие доходы от авторских прав и лицензий могут облагаться налогами в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель фактически имеет право на эти доходы, налог, взимаемый таким образом, не может превышать 10 процентов валовой суммы доходов от авторских прав и лицензий.
Учитывая вышеизложенное, в случае если доходы белорусской организации, получаемые от источников в российской организации на основании лицензионного договора, включены в понятие «доходы от авторских прав и лицензий» в соответствии с определением указанного термина согласно пункту 3 статьи 11 Соглашения, такие доходы облагаются налогом в Российской Федерации по ставке 10% на основании пункта 2 статьи 11 Соглашения.
При этом согласно пункту 1 статьи 312 Кодекса при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык. Помимо этого налоговый агент, выплачивающий доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации вправе запросить у иностранной организации подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.С.КИЗИМОВ
15.10.2015

Есть вопрос к юристу?

Станислав, добрый день!

Разъяснения по данному вопросу из системы Консультант плюс

Вопрос: Российская организация, применяющая УСН, по Интернету приобрела неисключительные права на использование программного обеспечения в течение одного года у иностранной организации — налогового резидента Великобритании, не состоящей на учете в налоговых органах РФ. Следует ли российской организации в качестве налогового агента уплатить налог на прибыль в отношении доходов британской организации?
Ответ: Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, должна в качестве налогового агента исчислять и удерживать налог на прибыль организаций с доходов иностранной организации от использования авторских прав. В случае представления иностранной организацией налоговому агенту до даты выплаты дохода подтверждения постоянного местонахождения в Великобритании могут применяться положения международного договора, предусматривающие освобождение от налогообложения.
Обоснование: На основании пп. 4 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса РФ доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности, полученные иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль организаций. К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания, использование (предоставление права использования) любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса, либо использование (предоставление права использования) информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта.
К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения (ст. ст. 1259, 1261 Гражданского кодекса РФ).
Право пользования программой для ЭВМ предоставляется по лицензионному договору (ст. 1286 ГК РФ).
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, в том числе в отношении выплат иностранным организациям (п. 5 ст. 346.11 НК РФ).
Вместе с тем иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, может представить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор, регулирующий вопросы налогообложения, заверенное компетентным органом соответствующего иностранного государства (п. 1 ст. 312 НК РФ).
При представлении указанного подтверждения налоговому агенту до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам (пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 310 НК РФ).
Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии заключена Конвенция от 15.02.1994 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества». Пунктом 1 ст. 12 указанной Конвенции предусмотрено, что доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном договаривающемся государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом договаривающемся государстве, подлежат налогообложению только в этом другом государстве, если получатель имеет фактическое право на такие доходы. Тем самым в рассматриваемом случае возможно освобождение выплачиваемого дохода от налогообложения в Российской Федерации.
Если иностранная организация — получатель дохода не представит налоговому агенту до даты выплаты дохода подтверждение постоянного местонахождения, то налог на прибыль организаций с доходов, полученных иностранной организацией, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход, при каждой выплате по ставке 20% (п. 1 ст. 310 НК РФ).

Ознакомьтесь так же:  Аппендицит страховой случай

С Беларусь у РФ есть аналогичное соглашение согласно ст. 11 которого

1. Доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.
2.Однако такие доходы от авторских прав и лицензий могут облагаться налогами в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель фактически имеет право на эти доходы, налог, взимаемый таким образом, не может превышать 10 процентов валовой суммы доходов от авторских прав и лицензий.
3. Термин «доходы от авторских прав и лицензий» при использовании в настоящей статье означает платежи любого вида, полученные в качестве вознаграждения за использование или за предоставление права использования авторских прав на любое произведение литературы, искусства и науки, включая кинофильмы и записи для радиовещания и телевидения, любого патента, торгового знака, чертежа или модели, схемы, секретной формулы или процесса, или за информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта, или за использование или предоставление права использования промышленного, коммерческого или научного оборудования.
4. Положения пунктов 1 и 2 не применяются, если лицо, фактически имеющее право на доходы от авторских прав и лицензий, будучи лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве, в котором возникают доходы от авторских прав и лицензий, через расположенное в нем постоянное представительство или оказывает независимые личные услуги с расположенной там постоянной базы и право или имущество, в отношении которых выплачиваются доходы от авторских прав и лицензий, действительно связаны с таким постоянным представительством или постоянной базой. В таком случае применяются положения статьей 7 или 13 настоящего Соглашения, в зависимости от обстоятельств.
5. Если вследствие особых отношений между плательщиком и фактическим владельцем доходов от авторских прав и лицензий или между ними обоими и каким-либо третьим лицом сумма доходов от авторских прав и лицензий, относящаяся к использованию, праву использования или информации, на основании которых они выплачиваются, превышает сумму, которая была бы согласована между плательщиком и фактическим владельцем доходов от авторских прав и лицензий, при отсутствии таких отношений, положения настоящей статьи применяются только к последней упомянутой сумме. В таком случае избыточная часть платежей по-прежнему облагается налогом в соответствии с законодательством каждого Договаривающегося Государства с должным учетом других положений настоящего Соглашения.

Да, платить придется, поскольку программное обеспечение является объектом интеллектуальной собственности.

В п. 1 ст. 309 НК РФ приведен перечень видов доходов, полученных иностранной организацией, относящихся к доходам от источников в Российской Федерации и подлежащих налогообложению у источника выплаты этих доходов. К ним относятся:
— дивиденды, выплачиваемые иностранной организации – акционеру (участнику) российских организаций;
— доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с учетом положений п. 1 и 2 ст. 43 НК РФ);
— процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации (в том числе доходы, полученные по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов, а также доходы по иным долговым обязательствам российских организаций);
— доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности;
— доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 % активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей). Если вышеуказанная доля не превышает 50 %, то такие доходы не относятся к доходам от источников в Российской Федерации;
— доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;
— доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках. При этом доход от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитывается исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества (при лизинге) лизингодателю;
— доходы от международных перевозок;
— штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств и т.д.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

УЧЕТ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ЗАТРАТ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ БЕССРОЧНОЙ ЛИЦЕНЗИИ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Консультационные, юридические и иные расходы, связанные с получением лицензии, в целях налогообложения прибыли на основании пп. 14 , 15 п. 1 ст. 264 НК РФ являются прочими расходами, датой признания которых является одна из следующих дат: дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов, или последний день отчетного (налогового) периода.

Об этом Письмо ФНС РФ от 28.12.2011 N ЕД-4-3/22400.

Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ »О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ) установлен перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия.

Законом N 99-ФЗ установлено, что выданные лицензии действуют бессрочно, а ранее выданные лицензии, предоставленные до дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ (03.11.2011), также действуют бессрочно.

В соответствии с п. 4 ст. 22 Закона N 99-ФЗ действующие лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в установленном ст. 18 Закона N 99-ФЗ порядке. Переоформленные лицензии будут действовать бессрочно.

Глава 25 »Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не регламентирует порядок учета в целях налогообложения прибыли затрат, связанных с приобретением лицензий на отдельные виды деятельности, в том числе бессрочных (далее — бессрочная лицензия).

При этом бессрочные лицензии в целях гл. 25 Кодекса не относятся к нематериальным активам в смысле норм пп. 3 ст. 257 и п. 1 ст. 325 Кодекса, поскольку не являются результатом интеллектуальной деятельности и иным объектом интеллектуальной собственности и не рассматриваются как приобретение права пользования недрами.

В таком случае расходы, связанные с приобретением бессрочной лицензии, учитываются в общеустановленном порядке.

Учитывая, что согласно ст. 10 Закона N 99-ФЗ взимание платы за осуществление лицензирования не допускается, то помимо государственной пошлины за выдачу лицензии, взимаемой в размере и порядке, который установлен законодательством Российской Федерации ( ст. 10 Закона N 99-ФЗ), к расходам по приобретению лицензии могут относиться еще и затраты на консультационные, юридические и иные услуги. Кроме того, организации в целях получения лицензии за вознаграждение могут привлечь сторонние организации, которые оказывают услуги, начиная от сбора информации и документов до получения лицензии в уполномоченном органе.

Порядок признания расходов при методе начисления установлен ст. 272 Кодекса, согласно п. 1 которой расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318 — 320 Кодекса.

На основании изложенного, поскольку государственная пошлина, уплачиваемая за выдачу лицензии, является федеральным сбором ( п. 2 ст. 8 , п. 10 ст. 13 Кодекса), то суммы указанного сбора учитываются в расходах единовременно в момент начисления ( пп. 1 п. 1 ст. 264 , пп. 1 п. 7 ст. 272 Кодекса).

Консультационные, юридические и иные расходы, связанные с получением лицензии, в целях налогообложения прибыли на основании пп. 14 , 15 п. 1 ст. 264 Кодекса являются прочими расходами, датой признания которых является одна из следующих дат: дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов, или последний день отчетного (налогового) периода ( пп. 3 п. 7 ст. 272 Кодекса).

Ознакомьтесь так же:  Типовая жалоба на постановление

Что касается учета расходов на приобретение лицензий, срок действия которых изменен положениями Закона N 99-ФЗ на бессрочный, то в том случае, если расходы по приобретению таких лицензий распределялись налогоплательщиком на срок действия лицензии и на момент вступления в силу Закона N 99-ФЗ с 03.11.2011 по данным налогового учета имеется недосписанная стоимость этих лицензий, по мнению ФНС России, недосписанная часть может быть учтена в целях налогообложения прибыли единовременно в составе прочих расходов.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Лицензионные сборы и порядок их отражения в бухгалтерском и налоговом учете

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Согласно статье 15 Федерального закона РФ от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей, за предоставление лицензии сумма лицензионного сбора составляет 1000 рублей.

Предположим, что организацией приобретена лицензия на право осуществления перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом сроком действия пять лет. При приобретении лицензии организацией уплачен платеж за рассмотрение лицензирующим органом заявления в сумме 300 рублей и лицензионный сбор в сумме 1000 рублей. Как отразить данную операцию в бухгалтерском учете согласно Плану счетов, утвержденному Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года №94н?

В рассматриваемом примере организация без наличия лицензии не имеет права осуществлять свою основную деятельность, следовательно, расходы организации, связанные с ее получением, на основании пункта 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 , утвержденного Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года №33н, являются расходами по обычным видам деятельности. Согласно пункту 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). В данном случае срок действия приобретаемой лицензии составляет пять лет, следовательно, расходы, произведенные организацией при ее приобретении, относятся ко всему сроку ее действия.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года №94н, для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов». Учтенные на данном счете расходы списываются в дебет счетов учета затрат (в данном случае — в дебет счета 20 «Основное производство»).

В целях налогообложения прибыли согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Поскольку деятельность, осуществляемая организацией, является лицензируемой и для осуществления этой деятельности на территории РФ требуется получение лицензии, то расходы организации, связанные с ее получением, являются экономически оправданными и могут быть отнесены организацией к прочим расходам, связанным с производством и реализацией на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Порядок признания расходов при методе начисления установлен статьей 272 НК РФ, согласно пункту 1 которой расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 272 НК РФ расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают согласно условиям сделок, обеспечивающих получение дохода (например, в лицензии указан конкретный срок действия лицензии), Следовательно, если организация в одном отчетном периоде осуществляет расходы, относящиеся к следующему отчетному (налоговому) периоду, в котором будут получены доходы, что прямо вытекает из условий договоров, то данные расходы должны учитываться при исчислении налогооблагаемой прибыли в течение этих следующих периодов.

Таким образом, в целях бухгалтерского и налогового учета расходы организации, связанные с приобретением лицензии, признаются постепенно, в течение срока действия лицензии. На это указано и в разделе 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организации» части второй Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 года №БГ-3-02/729.

При определении доходов и расходов при кассовом методе в соответствии со статьей 273 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Таким образом, при применении кассового метода, расходы на получение лицензии в целях налогового учета могут быть учтены после их оплаты. В этом случае возникнет разница между бухгалтерской прибылью и прибылью в целях налогообложения.

В соответствии с ПБУ 18/02 здесь образуется налогооблагаемая временные разницы, которая приводят к тому, что в данном отчетном периоде налог, рассчитанный на бухгалтерскую прибыль, будет больше налога на прибыль, рассчитанного в налоговом учете.

Эти разницы образуют отложенный налог на прибыль, который приводит к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в следующих отчетных периодах. Отложенное налоговое обязательство представляет собой произведение вычитаемой временной разницы на ставку налога на прибыль, установленную законодательством РФ на определенную дату.

Расходы на получение лицензии

Для осуществления определенных видов деятельности организациям необходимо наличие лицензии. Получение лицензии требует от организации определенных расходов. Порядок бухгалтерского и налогового учета расходов, связанных с получением лицензии, рассмотрим на примере конкретной ситуации, возникшей у нашего читателя.

Ситуация. Строительная компания с целью получения лицензии на строительство многоэтажных зданий понесла следующие расходы:

· госпошлина за рассмотрение лицензии — 300 руб.;

· за консультации и анализ сведений на выдачу лицензии — 22 760 руб., без учета НДС;

· страховка профессиональной ответственности строителей — 1000 руб.;

· удостоверение копий документов в нотариальной конторе — 100 руб.;

· лабораторные испытания — 300 руб.;

· госпошлина за предоставление лицензии — 1000 руб.

Срок действия лицензии — 5 лет.

Виды деятельности, которые требуют наличия лицензии, перечислены в ст. 17 Закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 128-ФЗ).

В соответствии с подп. 102 п. 1 ст. 17 Закона № 128-ФЗ лицензированию подлежит строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

В соответствии с Законом от 29.12.2006 № 252-ФЗ с 1 июля 2007 г. подп. 102 п. 1 ст. 17 Закона № 128-ФЗ, устанавливающий лицензирование строительства зданий и сооружений утрачивает силу. Соответственно с указанной даты лицензирование деятельности по строительству прекращается.

Порядок получения лицензии определен в Положении о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.03.2002 № 174 «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства».

Положением установлено, что деятельность по строительству зданий и сооружений включает выполнение строительно-монтажных работ, в том числе общестроительных, отделочных, санитарно-технических, специальных и монтажных работ, а также выполнение работ по ремонту зданий и сооружений, пусконаладочных работ и функций заказчика-застройщика.

Для получения лицензии организация должна представить в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии. К заявлению о предоставлении лицензии должны быть приложены следующие документы:

· копии учредительных документов (с представлением оригиналов, в случае если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке);

· копия свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе;

· документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о выдаче лицензии;

· копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям квалификацию работников организации;

· информация о наличии у организации на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, с указанием наименования и иных реквизитов документов, на основании которых организация их использует.

Никаких иных документов организации для получения лицензии представлять не нужно.

Произведенные организацией расходы, связанные с получением лицензии, учитываются в соответствии с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н.

Согласно этой норме затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся.

В бухгалтерском учете для отражения таких расходов предусмотрен счет 97 «Расходы будущих периодов».

На основании п. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы, связанные с получением лицензии на право осуществления определенного вида деятельности, являются для организации затратами по обычным видам деятельности.

Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в учете в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы их осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Признание в учете расходов по обычным видам деятельности отражается по дебету счета 20 «Основное производство» (26 «Общехозяйственные расходы») в корреспонденции в данном случае со счетом 97 «Расходы будущих периодов».

Рассмотрим порядок бухгалтерского учета каждого вида расходов, связанных с получением лицензии строительной организацией.

Статьей 15 Закона № 128-ФЗ установлено, что за рассмотрение лицензирующим органом заявлений о предоставлении лицензий и за предоставление лицензий уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с подп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ строительная фирма уплачивает госпошлину за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии в размере 300 руб. и собственно за предоставление лицензии в размере 1000 руб.

Поскольку согласно п. 10 ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам, ее начисление и уплату следует отражать в бухгалтерском учете с использованием счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

При уплате государственной пошлины организация оформляет проводки:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по госпошлине» Кредит 51

Ознакомьтесь так же:  Александр кулаков чита адвокат

— 300 руб. — перечислена госпошлина за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии

Дебет 68 субсчет «Расчеты по госпошлине» Кредит 51

— 1000 руб. — перечислена госпошлина за предоставление лицензии

Дебет 97 Кредит 68

— 1300 руб. — расходы, связанные с получением лицензии, включены в состав расходов будущих периодов.

Поскольку срок действия лицензии 5 лет, сумму указанных расходов следует списывать со счета 97 на счета учета затрат по основной деятельности равномерно в течение этого срока.

Таким образом, ежемесячно в течение срока действия лицензии и осуществления строительной организацией лицензируемого вида деятельности в учете необходимо делать следующую бухгалтерскую проводку:

Дебет 20 Кредит 97

— 21,67 руб. (1300 руб. : 5 лет : 12 мес.) — отражено списание расходов на получение лицензии.

Нотариальное удостоверение копий документов

Нотариальное удостоверение копий документов необходимо для получения лицензии. Поэтому, по нашему мнению, эти расходы можно включить в состав расходов по обычным видам деятельности:

Дебет 76 Кредит 71

— 100 руб. — оплачены услуги нотариуса за удостоверение копий документов, необходимых для получения лицензии, подотчетным лицом организации

Дебет 26 Кредит 76

—100 руб. — отражены расходы на оплату услуг нотариуса.

Расходы на оплату консультационных услуг, связанных с получением лицензии на выполнение строительных работ, также можно отнести к расходам по обычным видам деятельности на основании п.5 ПБУ 10/99.

Данные расходы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, определяемых исходя из цены и условий, установленных договором (п.6 ПБУ 10/99).

Расходы по обычным видам деятельности признаются в том отчетном периоде, в котором имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы их осуществления (п.18 ПБУ10/99) при выполнении условий, перечисленных в п.16 ПБУ10/99. Таким образом, расходы на оплату консультационных услуг организация признает в бухгалтерском учете в месяце подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг.

Данные операции отражаются в бухгалтерском учете следующими проводками:

Дебет 60 Кредит 51

— 26 857 руб. — отражена оплата услуг сторонних организаций за консультации и анализ сведений на выдачу лицензии

Дебет 26 Кредит 60

—22 760 руб. — отражены расходы на услуги сторонних организаций за консультации и анализ сведений на выдачу лицензии

Дебет 19 Кредит 60

— 4097 руб. — отражен НДС по расходам, связанным с оплатой услуг сторонних организаций за консультации и анализ сведений на выдачу лицензии

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

— 4097 руб. — принят к вычету НДС.

Страхование профессиональной ответственности

В рассматриваемой ситуации строительная организация застраховала строительные риски, а именно профессиональную ответственность строителей на сумму 1000 руб. сроком на 1 год.

Приобретение организацией страхового полиса отражается по счету 97 в полном размере страховой премии. Расчеты со страховой компанией ведутся по счету 76.

Данные операции отражаются в бухгалтерском учете следующими проводками:

Дебет 76 Кредит 51

— 1000 руб. — перечислена оплата страхового полиса за профессиональную ответственность строителей

Дебет 97 Кредит 76

— 1000 руб. — расходы на страхование профессиональной ответственности строителей включены в состав расходов будущих периодов.

Ежемесячно в течение срока действия договора страхования (страхового полиса) в учете оформляется запись:

Дебет 20 Кредит 97

— 83 руб. (1000 руб. : 12 мес.) — отражены расходы по страхованию, относящиеся к текущему месяцу.

Расходы на лабораторные испытания

Лицензирование строительной деятельности не предусматривает каких-либо обязательных лабораторных испытаний.

Таким образом, расходы по проведению лабораторных испытаний не могут быть включены в расходы, связанные с получением лицензии.

При этом в случае если указанные расходы соответствуют требованиям п. 16 ПБУ 10/99 и непосредственно связаны с основной деятельностью строительной организации, то согласно п. 5 и 9 ПБУ 10/99 они относятся к расходам по обычным видам деятельности:

Дебет 60 Кредит 51

— 300 руб. — отражена оплата услуг сторонней организации за лабораторные испытания

Дебет 20 Кредит 60

— 300 руб. — затраты на проведение лабораторных испытаний включены в состав расходов.

Таким образом, на основании вышеизложенного все указанные расходы строительной организации в полной сумме могут быть приняты в целях бухгалтерского учета.

В отличие от бухгалтерского учета, по правилам которого расходы, связанные с получением лицензии, как говорилось выше, учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов» в сумме фактических затрат на их получение, налоговый учет таких расходов не так однозначен.

Налоговое законодательство в целях налогообложения прибыли не регламентирует порядок списания расходов, связанных с получением лицензии. При этом ст. 8 НК РФ предусмотрено, что плата за получение лицензии является сбором. А сборы являются прочими расходами на основании подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Их признают в момент совершения расхода. Таким образом, все расходы, связанные с получением лицензии, списываются единовременно в соответствии с подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Однако у налоговых органов по этому вопросу сложилась иная позиция. Так, например, согласно Письму УМНС России по г. Москве от 12.05.2003 № 26-12/25947 такие расходы нужно списывать равномерно согласно п. 1 ст. 272 НК РФ. Кроме того, в Письме допускается помимо оплаты сборов за рассмотрение заявления и предоставление лицензии относить к затратам на приобретение лицензий и иные расходы, произведенные налогоплательщиком, которые являются необходимым условием для получения лицензий.

Рассмотрим сложившуюся по данному вопросу судебную практику.

Так, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.2006 № А28-3289/2006-109/21 говорится, что для целей налогообложения расходы на лицензирование признаются единовременно.

Рассмотрим доводы суда подробнее. Затраты на получение лицензии на выполнение строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ со сроком действия пять лет организация единовременно включила в состав расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли. Налоговый орган полагал, что поскольку по правилам бухучета расходы на лицензирование отражаются как расходы будущих периодов, то и в налоговом учете они должны списываться не единовременно, а равномерно и пропорционально объему выполненных работ (оказанных услуг) в течение всего периода действия лицензии.

Суд признал доводы инспекции необоснованными, руководствуясь следующим. В силу п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 264 НК РФ лицензионный сбор относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. На основании п. 1 ст. 272 НК РФ расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, и определяются с учетом положений ст. 318—320 НК РФ. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок. Поэтому уплаченный организацией лицензионный сбор не относится к расходам будущих периодов и с учетом требований п. 2 ст. 318 НК РФ должен списываться в качестве уменьшающих налоговую базу расходов единовременно. Положения нормативных правовых актов о бухгалтерском учете в данном случае неприменимы.

При этом существуют и судебные решения, поддерживающие позицию налоговых органов. Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 17.04.2006 № А66-10560/2005 суд пришел к выводу о том, что расходы, связанные с получением лицензии, следует распределять равномерно в течение срока действия лицензии.

На основании изложенного организация с целью избежания каких-либо налоговых споров может придерживаться позиции налоговых органов. При этом такой порядок признания в налоговом учете расходов, связанных с получением лицензии, позволяет избежать возникновения временных разниц в части сбора за выдачу лицензии, учитываемых в порядке, установленном ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

В случае же если будет принято иное решение, то свою позицию организации скорее всего придется отстаивать в судебном порядке.

Иные расходы, понесенные организацией при получении лицензии, учитываются для целей налогообложения прибыли в следующем порядке.

Консультационные услуги учитываются для целей налогообложения в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Данной позиции придерживаются и чиновники. Так, согласно Письму Минфина России от 14.07.2004 № 03-03-05/3/59 расходы организации на оплату консультационных услуг, связанных с получением лицензии на выполнение строительных работ, на основании подп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Данные расходы в соответствии со ст. 318 НК РФ являются косвенными и относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода.

При этом в указанном Письме говорится, что договор на получение консультационных услуг, оказываемых сторонней организацией, связанных с методической и практической помощью в оформлении документации, необходимой для получения лицензии, не предусматривает получения доходов в течение более чем одного отчетного периода, поэтому доходы в полном объеме относятся к тому отчетному периоду, в котором они возникли исходя из условий сделки.

Что касается понесенных организацией расходов на страхование профессиональной ответственности, то нормами действующего законодательства не установлена обязанность для организаций, осуществляющих строительные работы, страховать профессиональную ответственность перед третьими лицами. Таким образом, страхование такой ответственности осуществляется организациями в добровольном порядке.

Пунктом 1 ст. 263 НК РФ установлен закрытый перечень видов добровольного страхования, расходы по которым уменьшают налогооблагаемую прибыль. В частности, согласно подп. 4 п. 1 ст. 263 НК РФ к таким видам страхования относится добровольное страхование рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ. Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация вправе уменьшить полученные доходы на сумму страховых взносов по добровольному страхованию профессиональной ответственности по деятельности, связанной с выполнением строительно-монтажных работ.

Следовательно, в случае если понесенные организацией расходы соответствуют критериям, указанным в данной статье, то они могут быть учтены при исчислении налога на прибыль. Если же нет — то соответственно затраты на добровольное страхование профессиональной ответственности в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, включены быть не могут.

Расходы на нотариальное удостоверение документов учитываются в налоговом учете на основании подп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ. Такие расходы отвечают требованиям, изложенным в п. 1 ст. 252 НК РФ, поскольку необходимость нотариального удостоверения документов возникает у организации в силу прямого требования Закона № 128-ФЗ. При этом необходимо учитывать, что эти расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке.

Последний вид расходов — это расходы на лабораторные испытания. Несение данных затрат строительной организацией не требуется для получения лицензии, но в случае экономической обоснованности, документальной подтвержденности и направленности на получение дохода они также могут быть учтены при исчислении налога на прибыль.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *