Налог на прибыль организаций статистика

Статистика налогов

Цель данной главы – сформировать у студентов представление о классификации налоговых доходов, показателях состояния налогообложения. Особое внимание уделяется изучению динамики налоговых поступлений в целом и отдельных видов налогов.

Задачи статистики налогов

Налоговые поступления – основной источник формирования бюджета любого государства. Согласно Федеральному закону от 3 декабря 2012 г. «О федеральном бюджете на 2013 год и па плановый период 2014 и 2015 годов» (с последующими изменениями) доходы, к примеру, на 2013 г. были предусмотрены в размере 12 865,9 млрд руб.; из них налоговые доходы составляли 94–95%.

Центральной задачей статистики налогов является сбор и обработка данных о налоговых поступлениях по регионам и стране в целом, изучение их состава, динамики, связи с важнейшими макроэкономическими показателями. Информация статистических органов позволяет видеть, как выполняется план по доходам бюджета соответствующего региона, оценить состояние налоговой сферы.

Поскольку налоги представляют собой основной источник формирования доходов государственного бюджета, статистика фиксирует не только суммы фактических поступлений налогов, но и размеры недоимок налогов и платежей в бюджет как юридических, так и физических лиц. По данным ведомственной отчетности, которую представляют налоговые инспекции по результатам контроля за правильностью уплаты налогов, статистика имеет обобщенные сведения о сумме дополнительных платежей в бюджет и финансовых санкций, примененных к налогоплательщикам за нарушение налогового законодательства. Если учесть, что нарушение налогового законодательства может иметь разные причины, в том числе недопонимание методики взимания некоторых налогов, то информация налоговых органов о числе налогоплательщиков, у которых выявлены нарушения, позволяет косвенно судить о необходимости улучшения налогового законодательства и дальнейшего развития налоговой реформы.

Налоговые доходы и их структура

Налоговые доходы – это совокупность обязательных платежей в бюджет, осуществляемых юридическими и физическими лицами в соответствии с действующим законодательством.

Классификация налоговых доходов может быть дана со следующих позиций:

  • • исходя из структуры налоговой системы;
  • • по характеру налоговой базы;
  • • с точки зрения системы национальных счетов.

Статистика рассматривает налоговые доходы консолидированного бюджета РФ, а также их распределение по уровням бюджетной системы, выделяя федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.

Современная налоговая система России сложилась на рубеже 1991 – 1992 гг. в период кардинальных экономических преобразований. Она создавалась на базе опыта зарубежных стран. Поэтому по структуре она соответствует системам налогообложения мировой экономики: в нашей стране существуют три уровня налоговой системы: федеральные, региональные (территориальные) и местные налоги и сборы. К федеральным (по ст. 13 ПК РФ) относятся следующие налоги и сборы: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на отдельные группы и виды товаров, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, государственная пошлина, сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, водный налог. Они действуют на всей территории России и взимаются по единым станкам, установленным Налоговым кодексом РФ. До 2005 г. к федеральным налогам относились также таможенные пошлины (экспортные и импортные), которые составляли в налоговых доходах федерального бюджета 2004 г. 25,7%. С 2005 г. взимаемые таможенные пошлины и таможенные сборы регулируются Таможенным кодексом РФ (а с 2010 г. – Таможенным кодексом Таможенного союза), хотя по сути они остаются налоговыми платежами. В период с 2001 по 2010 г. к федеральным налогам относился также единый социальный налог (ЕСН). С 2010 г. он заменен страховыми платежами в пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования. Эти платежи теперь не регулируются НК РФ, но являются для организаций обязательными, т.е. выполняют налоговую функцию.

Федеральные налоги составляют основу формирования федерального бюджета страны. Структура налоговых доходов в доход федерального бюджета РФ по прогнозу на 2013–2015 гг. представлена в табл. 20.1. Приведенные данные показывают, что 80% всех поступлений в федеральный бюджет обеспечивают два вида налогов: НДС и платежи за пользование природными ресурсами, а также таможенные пошлины (импортные и экспортные).

Таблица 20.1

Удельный вес отдельных налогов и сборов в общей сумме налоговых доходов РФ в федеральном бюджете в 2013-2015 гг., в %

Налоговые доходы – всего

Налог на прибыль организаций

Налог на добавленную стоимость

Налог на добычу полезных ископаемых

Доходы от внешнеэкономической деятельности

Прочие налоговые доходы

Источник: Заключение Института экономической политики им. E. Т. Гайдара на проект федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов [Электронный ресурс]. С. 10. URL: iep.ru/files/text/other/IEP_zakluchenie_na_proekt_FB_2013-2015.pdf

Не все федеральные налоги полной суммой попадают в федеральный бюджет страны. Так, часть акцизов (на алкогольную продукцию) распределяется между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов в соотношении 60 и 40 по плану на 2013–2014 гг. Все 100% поступлений от налога на доходы физических лиц направляются в бюджеты субъектов. В результате именно этот налог играет преимущественную роль в формировании доходов бюджетов субъектов РФ.

Региональные налоги утверждаются и вводятся по законодательным актам субъектов. К ним (по ст. 14 НК РФ) сегодня относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Ставки налогов, сроки их уплаты и возможные льготы определяются законами субъектов РФ.

Местные налоги на основании ст. 15 НК РФ, включают в себя налог на имущество физических лиц и земельный налог. Ставки налогов определяются законодательными актами местных органов государственной власти, а в ряде случаев и субъектов РФ.

Общая характеристика структуры налоговых доходов по уровням налоговой системы, формирующих консолидированный бюджет РФ в 2012 г., представлена в табл. 20.2.

Таблица 20.2

Структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2012 г.

В % к сумме налоговых доходов

налогов со специальным налоговым режимом

Источник: URL: gks.ru/free_doc/new_site/finans/fin23.htin

К специальным налоговым режимам относятся:

  • – единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • – упрощенная система налогообложения;
  • – единый налог на вмененный доход.

Специальные налоговые режимы предусматривают определенные льготы для налогоплательщиков, освобождая их от уплаты некоторых налогов и невысокие ставки налогов

В целом количество налогов по НК за последние 18 лет существенно снижено: с 40 до 13 (табл. 20.3). В отношении некоторых налогов произведена замена их поступления, т.е. бюджета, в который они должны поступать.

Таблица 20.3

Система налогов и сборов РФ но НК РФ

Федеральные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ)

Региональные налоги (ст. 14 НК РФ)

Местные налоги (ст. 15 НК РФ)

  • 1. Налог на добавленную стоимость
  • 2. Акцизы
  • 3. Налог на доходы физических лиц
  • 4. Налог на прибыль организаций
  • 5. Налог на добычу полезных ископаемых
  • 6. Водный налог
  • 7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • 8. Государственная пошлина
  • 1. Налог на имущество организаций
  • 2. Налог на игорный бизнес
  • 3. Транспортный налог
  • 1. Земельный налог
  • 2. Налог на имущество физических лиц

Налоги классифицируются статистикой исходя из действующей в России бюджетной классификации, а именно – по видам налогов в соответствии с объектом налогообложения и характером налоговой базы. Такая классификация удовлетворяет потребности государственных финансов, позволяет анализировать состояние финансов страны и ее регионов, изучать тенденции налоговых поступлений и строить прогнозы развития экономики.

Объекты налогообложения (ст. 38 НК РФ) включают в себя операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Стоимостная оценка или физическая характеристика объекта обложения представляет собой налоговую базу. Это ключевое понятие конкретного налога, раскрывающее ту основу, с которой взимается налог. В качестве налоговой базы используется стоимость реализованных товаров (НДС), количество произведенных и реализованных производителями подакцизных товаров (спирт, алкогольная продукция, табачная продукция, легковые автомобили и мотоциклы, автомобильный бензин, дизельное топливо и др. (ст. 181 НК РФ)), сумма дохода (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц), стоимость имущества (остаточная стоимость основных средств, числящихся на балансе предприятия – налог на имущество организаций; недвижимость в собственности граждан – налог на имущество физических лиц), величина импорта и экспорта (таможенные пошлины), объем используемых природных ресурсов (объем воды, забранной из водного объекта; количество произведенной электроэнергии на гидроэлектростанциях; объем сплавляемой древесины с учетом расстояния сплава водным налог; количество добытых полезных ископаемых – налог на добычу полезных ископаемых; объекты животного мира и водных биологических ресурсов – сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов).

Для характеристики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ предусмотрены семь групп налогов: 1) налог на прибыль организаций, 2) налог на доходы физических лиц, 3) налог на добавленную стоимость, 4) акцизы, 5) налоги на имущество, 6) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, 7) платежи за пользование природными ресурсами.

Ознакомьтесь так же:  Как оформить банки с консервацией

Классификация налогов, используемая в системе национальных счетов (СНС), отражает потребности оценки экономики в целом. Она необходима для правильного исчисления валового внутреннего продукта. Рассмотренные выше виды налогов учитываются по типам институциональных единиц, уплачивающих налоги: домашние хозяйства, государственные учреждения, нефинансовые предприятия и др. Кроме того, в ней учитываются также, при каких обстоятельствах уплачивается налог (на производство продукции, при импорте и экспорте продукции). В СНС налоги подразделяются па две группы:

  • – текущие, уплачиваемые регулярно;
  • – капитальные (единовременные).

Классификация текущих налогов включает в себя:

  • – налоги на производство и импорт;
  • – налоги на доходы и имущество.

Налоги на производство и импорт подразделяются: а) на налоги на продукты и импорт; б) другие налоги на производство. Налоги на продукты и импорт – это косвенные налоги (НДС, акцизы, импортные и экспортные пошлины), взимаемые при реализации товаров и их ввозе. К другим налогам на производство можно отнести налоги на заработную плату и рабочую силу, налог на землю, налог на имущество организации, лицензионные сборы, платежи за пользование природными ресурсами и др.

Налоги на доходы и имущество представляют собой группу прямых налогов, которым соответствуют все налоги с доходов, в том числе с доходов от имущества (налог на прибыль, на доходы предприятий, на доходы физических лиц, транспортный налог и др.). Налоги на продукты и импорт используются при расчете ВВП производственным и распределительным методом.

В целом классификация налогов в СНС отличается от классификации налогов для оценки доходов государственного бюджета.

Налог на прибыль организаций статистика

консолиди-
рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

консолиди-
рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

из него:
зачисляемый в бюджеты
бюджетной системы
Российской Федерации по
соответствующим ставкам

с доходов, полученных
в виде дивидендов

с доходов, полученных в виде
процентов по государственным и
муниципальным ценным бумагам

Поступление налога на доходы физических лиц

I полугодие
2013г.

Справочно
I полугодие 2012г.

из них:
с доходов, источником которых является налоговый агент,
за исключением доходов, в отношении которых исчисление
и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227,
227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации

с доходов, полученных от осуществления деятельности
физическими лицами, зарегистрированными в качестве
индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся
частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты
и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии
со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации

с доходов, полученных физическими лицами, являющимися
иностранными гражданами, осуществляющими трудовую
деятельность по найму у физических лиц на основании
патента в соответствии со статьей 227.1 Налогового кодекса
Российской Федерации

Поступление акцизов
по подакцизным товарам (продукции),
производимым на территории Российской Федерации

I полугодие
2013г.

Справочно
I полугодие 2012г.

консолиди-
рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

феде-
ральный бюджет

консолиди-
рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

из них на:
табачную продукцию

легковые автомобили
и мотоциклы

моторное масло для дизельных
и (или) карбюраторных
(инжекторных) двигателей

алкогольную продукцию
(за исключением пива)

Поступление налога на добычу полезных ископаемых

I полугодие
2013г.

Справочно
I полугодие 2012г.

консолиди-
рованный бюджет

консолиди-
рованный бюджет

консолиди-
рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

консолиди-
рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

газ горючий природный

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 июля 2013г. составила 744,1 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2013г. она увеличилась на 2,2%, в том числе по акцизам в целом — на 42,0%, налогу на добавленную стоимость — на 2,4%. Уменьшилась задолженность по налогу на добычу полезных ископаемых на 6,5%, налогу на прибыль организаций — на 1,9%.

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 июля 2013г. составила 323,8 млрд.рублей и увеличилась по сравнению с 1 января 2013г. на 1,4%.

____________________
1) По методологии соответствующих лет, без учета задолженности по единому социальному налогу.

Структура задолженности по налоговым платежам и сборам
В консолидированнный бюджет Российской Федерации 1)
на 1 июля 2013 года

в том числе:
по федеральным налогам и сборам

в том числе:
налог на прибыль организаций

налог на добавленную стоимость
на товары (работы, услуги)

из него налог на добавленную стоимость
на товары (работы, услуги), реализуемые
на территории Российской Федерации

налоги, сборы и регулярные платежи
за пользование природными ресурсами

из них налог на добычу полезных ископаемых

акцизы по подакцизным товарам (продукции),
производимым на территории
Российской Федерации

из них на:
алкогольную продукцию (за исключением пива)

остальные федеральные налоги и сборы

по региональным налогам и сборам

по местным налогам и сборам

по налогам со специальным налоговым режимом

1) Без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций.

Недоимка по налоговым платежам на 1 июля 2013г. составила 360,9 млрд.рублей (48,5% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2013г. она увеличилась на 4,2%, в том числе по налогу на прибыль организаций — на 10,7%, налогу на добавленную стоимость — на 10,1%, налогу на добычу полезных ископаемых — на 0,5%. Уменьшилась недоимка по акцизам в целом на 7,5%.

Урегулированная задолженность на 1 июля 2013г. составила 379,0 млрд.рублей (50,9% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2013г. она увеличилась на 0,7%. Основная часть урегулированной задолженности приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства — 214,3 млрд.рублей (56,5%) и задолженность, взыскиваемую судебными приставами — 115,7 млрд.рублей (30,5%).

Задолженность по единому социальному налогу на 1 июля 2013г. по сравнению с 1 января 2013г. сократилась на 16,8% и составила 28,8 млрд.рублей; задолженность по уплате пеней и налоговых санкций сократилась на 12,2% и составила 18,2 млрд.рублей.

Задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 июля 2013г. по сравнению с 1 января 2013г. сократилась на 20,9% и составила 6,4 млрд.рублей; задолженность по уплате пеней и налоговых санкций сократилась на 24,2% и составила 15,3 млрд.рублей.

Социально-экономическое положение России — 2013г.
Copyright © Федеральная служба государственной статистики

Экономика России

В заданиях к контрольным и курсовым работам часто требуется проанализировать динамику того или иного показателя, например, среднюю заработную плату по стране или объем промышленного производства за конкретный период времени. Для этого достаточно в разделе Россия в цифрах скачать необходимые данные и проанализировать их с помощью инструмента Ряды динамики.

Работы по дисциплине статистика рекомендуем делать с помощью сервиса Экономика и Статистика.

Основные показатели состояния экономики РФ

Мониторинг и анализ социально-экономического развития Российской Федерации и отдельных секторов экономики. Мониторинг и анализ социально-экономического развития Российской Федерации и отдельных секторов экономики включает в себя оценку текущей экономической ситуации, характеристику изменения факторов и тенденций развития, макроэкономический анализ структурной, энергетической, агропродовольственной, инвестиционной, инновационной, денежно-кредитной, бюджетной, тарифной, социальной и других аспектов государственной социально-экономической политики, а также результаты краткосрочного прогноза макроэкономики до конца текущего года.

Организация Экономического Сотрудничества и Развития. Подробная статистика ОЭСР по России содержит более 100 показателей, которые охватывают широкий спектр областей. Также возможно стравнить статистические показатели по России с другими странами ОЭСР.

Финансы и кредит

Банковский сектор РФ

Страховой рынок РФ

Налоговая система

Статистические данные по налоговой отчетности. Поступление в бюджетную систему РФ и государственные внебюджетные фонды доходов, администрируемых ФНС России.
Налоговые поступления в бюджет

Анализ хозяйственной деятельности


Статистика промышленного производства

Отрасли российской экономики: производство финансы, ценные бумаги:

  1. Машиностроение
  2. Нефтегазодобыча
  3. Телекоммуникации и связь
  4. Электроэнергетика
  5. Черная и цветная металлургия
  6. Жилищное строительство

Московский государственный университет печати

Учебное пособие

Важнейшим средством государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений является государственный бюджет, который определяет пути и методы образования финансовых ресурсов для обеспечения социальной политики.

Цель статистики государственного бюджета — дать достоверную характеристику показателей государственного бюджета, степень эффективности фискальной политики государства, для чего определяют:

1) общую величину и структуру доходов и расходов государственного бюджета;

2) размер дефицита или профицита;

3) источники финансирования бюджетного дефицита;

4) размеры государственного внутреннего долга.

В ходе обобщения и анализа статистических данных подготавливается соответствующая статистическая информация.

Основными показателями статистики государственного бюджета являются:

чистое кредитование (кредитование за вычетом погашений);

дефицит (превышение расходов над доходами);

профицит (превышение доходов над расходами).

Доходы — это безвозвратные платежи, поступающие в государственный бюджет для осуществления социально-экономической деятельности государства. Доходы могут быть текущие (налоговые и неналоговые поступления) и капитальные.

Одним из видов доходов могут быть официальные трансферты , под которыми понимаются безвозмездные, невозвратные, единовременные поступления (помимо каких-либо обязательств) на добровольной основе в виде субвенций и дарений, а также в виде репараций от каких-либо организаций (в том числе международных) и учреждений (в том числе частных). Официальные трансферты включаются иногда в категорию «доходы», чтобы дефицит сокращался, а не финансировался.

Чистое кредитование в статистике государственных финансов объединяют с категорией «расходы» как фактор, влияющий на бюджетный дефицит.

Ознакомьтесь так же:  Арбитражный суд томской области реквизиты

Дефицит государственного бюджета ДФ исчисляется как сумма доходов Д и полученных трансфертов Т за вычетом суммы расходов Р и чистого кредитования Кч:

(16.1)

Объем финансирования дефицита зависит от разницы величины заимствований и погашенного долга, а также от величины уменьшения остатков ликвидных финансовых средств. По мере накопления бюджетного дефицита не только образуется, но и возрастает государственный долг (неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств государственных структур).

Итог эффективной деятельности государства, как правило, выражается в профиците. Тем не менее нормальным явлением считается величина бюджетного дефицита, не превышающая 3% к ВВП. Очень важно, за счет каких источников покрывается бюджетный дефицит. Если в первой половине 90-х годов преимущественным источником был неинфляционный внешний (иностранные заимствования и операции с ценными бумагами), то во второй половине 90-х годов государство покрывало бюджетный дефицит за счет внутреннего и внешнего источников в равных долях.

В настоящее время бюджетная политика Российского государства основывается на системе международных бюджетных классификаций, что позволило не только упорядочить статистическую информацию о государственном бюджете, но и осуществлять бюджетную деятельность государства в соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда.

Международная система показателей государственного бюджета включает четыре основных раздела.

Раздел 1. Классификация доходов и полученных официальных трансфертов

А. Общие доходы и полученные официальные трансферты (Б+Ж)
Б. Общие доходы (В+Е)
В. Текущие доходы (Г+Д)
Г. Налоговые поступления
Д. Неналоговые поступления
Е. Доходы от операций с капиталом
Ж. Полученные официальные трансферты

Раздел 2. Классификация расходов и кредитования за вычетом погашения

А. Общие расходы и кредитование минус погашение (Б+Д)
Б. Общие расходы (В+Г)
В. Текущие расходы (расходы на товары и услуги, выплаты процентов, субсидии и другие текущие трансфертные платежи)
Г. Капитальные расходы (приобретение основного капитала, приобретение товаров для создания запасов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты)
Д. Кредитование минус погашение ( внутреннее кредитование, внешнее кредитование).

Раздел 3. Классификация операций финансирования бюджетного дефицита

А. Общее финансирование (Б+В)
Б. Внутреннее финансирование: для страны-кредитора (от других частей сектора государственного управления, от органов денежно-кредитного регулирования, от депозитных банков, прочее внутреннее финансирование); для страны, имеющей долговые обязательства (долгосрочные облигации, краткосрочные облигации, долгосрочные ссуды, краткосрочные ссуды, прочие обязательства)
В. Внешнее финансирование: для страны-кредитора (от международных организаций экономического развития; от зарубежных учреждений управления; прочее внешнее заимствование); для страны, имеющей долговые обязательства (долгосрочные и краткосрочные облигации и векселя, долгосрочные и краткосрочные ссуды и авансы, прочие обязательства)

Раздел 4. Классификация государственного долга

А. Общая сумма долга (Б+В)
Б. Внутренний долг
В. Внешний долг

Каждый раздел классификаций имеет некоторые ключевые статьи.

В первом доходном разделе особо выделяются налоговые поступления, от собираемости которых во многом зависит наполняемость бюджета.

Во втором расходном разделе важное место занимают государственные расходы на регулирование и обеспечение высокой эффективности хозяйственной деятельности.

В третьем разделе важное место занимают источники получения финансовых средств для покрытия дефицита.

В четвертом разделе статистика исследует общую сумму обязательств сектора государственного управления. Данные о долге отражают сумму обязательств, не уменьшенную на величину их требований к другим секторам экономики. Здесь же отражаются бессрочные обязательства, по которым выплачиваются только проценты.

Налоги представляют собой безвозмездные, обязательные платежи (сборы), взимаемые с физических и юридических лиц государственными структурами для обеспечения государственных и общественных интересов. Налоговые ставки устанавливаются в законодательном порядке.

В статистическом анализе используются такие понятия, как база налогообложения, объект налогообложения, налоговое событие.

База налогообложения представляет собой некую базовую стоимостную величину, подлежащую налогообложению. База налогообложения предполагает наличие установленной величины налога (налоговой повинности), объекта налогообложения в виде юридических или физических институциональных единиц, а также так называемое налоговое событие.

Статистика с помощью определенных методов оценивает стоимостную величину объекта налогообложения, что очень важно для налоговых органов.

Налоговое событие — это та ситуация, которая влечет за собой уплату налогов (поставка товара, получение наследства, инкассация денег и т.д.).

Налоги можно рассматривать с функциональной и экономической точек зрения.

В зависимости от выполняемых налогами функций их можно подразделить на персональные (зависимость от уровня платежеспособности физических лиц), реальные (момент акта покупки-продажи), прогрессивные (растущие по мере увеличения базы налогообложения в зависимости от облагаемого минимума), пропорциональные и фиксированные .

По экономическому содержанию налоги можно подразделить на прямые (взимаются непосредственно с личных доходов граждан или их имущества) и косвенные (устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу).

Прямые налоги напрямую связаны с доходами налогоплательщиков, сокращая их номинально, так как берутся непосредственно с заработной платы, прибыли, ренты, земли, дома, ценных бумаг налогоплательщика, и уклониться от них достаточно сложно.

Косвенные налоги не связаны непосредственно с получаемым доходом или имуществом налогоплательщика, поэтому теоретически от них можно уклониться, если отказаться от приобретения товара или услуги.

Косвенные налоги могут иметь твердые ставки (налог исчисляется на единицу измерения товара или услуги) и долевые ставки (налог берется, как правило, в виде какого-то процента от цены товара). Разновидностью косвенных налогов являются акцизы (налог на однородный высокорентабельный товар массового потребления). Косвенные налоги являются очень важным источником наполнения государственной казны.

Для социально-экономической политики государства косвенные налоги выполняют несколько важнейших функций: фискальную (очень выгодны долевые налоговые ставки, так как при увеличении цены товара автоматически увеличивается размер налога), регулирующую (влияют на потребительский спрос), структурирующую (с помощью налога с оборота, налога на добавленную стоимость, таможенные пошлины и др.).

Статистика учитывает и такой важный момент, что в целом налоги могут оказывать влияние и на распределение власти между различными уровнями управления.

К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог.

Налог на добавленную стоимость Ндс рассчитывается как разница между объемом реализации товаров Qт и стоимостью закупок у поставщиков Sп :

(16.2)

Налоговая база Ндс очень устойчива и не зависит от величины текущих материальных затрат.

Налог на прибыль предприятий и организаций Нпр поддерживает равновесие в стране и регулирует фонд оплаты труда. Величина облагаемой прибыли ПРоб включает сумму величин валовой прибыли ПРв и разницы между величиной превышения расходов на оплату труда Рпр и нормируемой величиной расходов на оплату труда Рн :

(16.3)

Подоходный налог с физических лиц также является важным источником доходов государства, поскольку он взимается на принудительной основе со всех граждан, занятых в народном хозяйстве.

К обязательным региональным налогам относятся: налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду, налог на нужды учреждений народного образования и здравоохранения. Другие налоги вводятся по усмотрению региональных властей.

К налогам местных органов власти (муниципальным и районным) можно отнести налоги на жилище, застроенные и незастроенные участки земли, доходную деятельность.

Исходными для налоговых доходов являются два фактора:

изменение налоговой базы (Бн).

изменение налоговой ставки (Сн).

Абсолютный прирост налога, обусловленный изменением налоговой базы (ПрНб), можно рассчитать по формуле

(16.4)

Абсолютный прирост налога, обусловленный изменением налоговой ставки (ПрНс), рассчитывается по формуле

(16.5)

где Бн1 и Бн — размер налоговой базы в отчетном и плановом (базисном) периодах; Сн1 и Сн — уровень налоговой ставки в отчетном и плановом (базисном) периодах.

С помощью данного статистического расчета исчисляются суммы налоговых доходов по определенным видам налогов.

Минфин России не поддержал идею увеличить ставки налога на прибыль организаций до 30%

Министерство рассмотрело предложения по совершенствованию законодательства РФ о налогах и сборах и отразило свою позицию по рассмотренным вопросам в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 января 2018 г. № 03-03-07/2686.

В частности, финансисты выступают против предложения по увеличению ставки налога на прибыль организаций с 20% до 30%. Они полагают, что оснований для этого не имеется, а увеличение налоговой нагрузки на организации может привести к увеличению издержек ведения бизнеса, уменьшению конкурентоспособности, снижению темпов роста и развития предприятий, сокращению объемов производства, что впоследствии может повлечь снижение экономического роста и доходов бюджета.

Также специалисты Минфина России считают нецелесообразным менять ставку НДФЛ, привязывая ее к сумме доходов. Они уверены, что действующая с 1 января 2001 года единая ставка налогообложения в размере 13% является фактором инвестиционной привлекательности РФ и значительно упрощает исчисление и уплату НДФЛ, его администрирование налоговыми органами. При этом для снижения налогового бремени налогоплательщиков Налоговый кодекс предусматривает предоставление налоговых вычетов (стандартных, социальных, имущественных и профессиональных).

С правовыми позициями судов по вопросам взимания налога на прибыль организаций ознакомьтесь в «Энциклопедии судебной практики» интернет-версии си стемы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

«Существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы РФ», – подчеркивается в письме.

В обоснование своей позиции финансисты приводят данные статистики, свидетельствующие о стабильном росте поступлений НДФЛ. Так, поступления налога в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований в 2013 году составили 2,5 трлн руб., в 2014 году – 2,7 трлн руб., в 2015 году – 2,8 трлн руб., в 2016 году – 3 трлн руб.

Ознакомьтесь так же:  Выплачивают ли детское пособие до 3 лет

Как отмечает Минфин России, Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов установление ставки 30% по налогу на прибыль организаций и по НДФЛ с доходов 1 млн руб. не предусмотрено.

Статистика налогов

Налоги в современном обществе не только выполняют функцию пополнения государственного бюджета, но и являются действенным инструментом регулирования социально-экономических процессов в обществе. Статистика налогов использует следующие категории: процесс налогообложения, налог, сбор, отчисления в государственные внебюджетные фонды, объект налогообложения, налоговая база и др. Процесс налогообложения — это изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательных взносов. Под такими взносами чаще всего понимают налоги. Однако те же функции выполняют и сборы в пользу государства и отчисления в государственные внебюджетные фонды. За счет этих платежей формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в доходной части бюджета и внебюджетных фондов. Налог с точки зрения законодательства — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований [Налоговый кодекс. ч. 1, 1998, п. 1, ст. 8]. Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) [Налоговый кодекс. ч. 1, 1998, п. 2, ст. 80]. Отчисления в государственные внебюджетные фонды — это платежи вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Государством утверждается система налогов, применительно к каждому из законно установленных налогов должны быть определены: объект налогообложения, налоговая база и налоговая ставка. Объект налогообложения — это операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, а налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. На основании данных элементов налога определяется размер налогового обязательства налогоплательщика и от этого зависит величина поступления налогов в бюджет. Для правильного проведения статистического анализа информацию о налогах первоначально нужно грамотно классифицировать. Существует значительное количество классификационных признаков — как официально утвержденных, так и принятых в научных исследованиях. Рассмотрим наиболее распространенные.

По уровню взимания и распоряжения налоги и сборы подразделяются на федеральные; региональные; местные. Федеральные налоги служат источником финансирования не только федерального бюджета, но и бюджетов всех уровней. Один из основных федеральных налогов — налог на добавленную стоимость. Для региональных бюджетов определяющее значение имеют налог на прибыль организации и налог на доходы физических лиц. Для муниципального уровня бюджетообразующими являются: налог на имущество физических лиц и налог на землю. По способу изъятия различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги непосредственно взимаются с доходов или имущества налогоплательщика.

Прямые налоги номинально сокращают доходы налогоплательщиков, так как объектами прямого налогообложения являются доход (заработная плата, прибыль, процент, рента и др.) и стоимость имущества (земля, дом, ценные бумаги налогоплательщика). Косвенные налоги — это налоги на потребление. Плательщик на деле выступает только сборщиком налога, в то время как налогообложение происходит в тот момент, когда потребитель осуществляет приобретение блага. Налогоплательщик имеет меньше возможностей по управлению своими налоговыми обязательствами по косвенным налогам, административные усилия по обеспечению должного уровня поступления косвенных налогов в бюджет меньше. По субъекту уплаты существуют налоги: с физических и с юридических лиц. Как для первых, так и для вторых объектом налогообложения может быть и доход, и имущество. Налоги с физических лиц в большей степени, помимо фискальной, выполняют перераспределительную функцию, в то время как налоги на юридических лиц являются инструментом макроэкономического регулирования экономических процессов в обществе. Данная классификация позволяет оценить уровень налогообложения в стране, сделать выводы о достаточности или чрезмерности налогового бремени, выявить, на кого из субъектов экономики ложится основная тяжесть налоговых платежей. Одним из направлений статистических исследований является анализ распределения налогового бремени между различными социальными группами.

Статистика налогов наиболее широко использует следующие показатели: абсолютные и относительные (в том числе индексы), показатели анализа динамического ряда. Наиболее важными абсолютными показателями являются: число налогоплательщиков, налоговый доход, сумма задолженности по налоговым платежам. Число налогоплательщиков — это количество юридических лиц, зарегистрированных индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, а также физических лиц, уплачивающих налог на доходы физических лиц по месту работы. Налоговые доходы — это все обязательные платежи, поступающие в бюджет государства в определенных размерах и в сроки, установленные законодательством. Налоговые доходы складываются из суммы налоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней. Совокупная сумма всех платежей составляет налоговые доходы консолидированного бюджета. Налоговые доходы консолидированного бюджета, за исключением налогов, поступивших в доходы федерального бюджета, составляют налоговые поступления в консолидированный региональный бюджет. В свою очередь, налоговые средства консолидированного регионального бюджета, уменьшенные на сумму налогов, поступивших непосредственно в региональные бюджеты, равны налоговым доходам консолидированных муниципальных бюджетов. Сумма задолженности по налоговым платежам — разница между суммой начисленных и уплаченных платежей в бюджеты всех уровней.

Для оценки эффективности и целесообразности налоговой системы существуют относительные показатели. В первую очередь это показатели налогового бремени. Показатель налоговой нагрузки на ВВП определяется так:

где Нк — сумма налогов, поступивших в консолидированный бюджет; ВВП — валовой внутренний продукт.

Доля ВВП, приходящаяся на чистые налоги на производство и импорт, характеризует общую налоговую нагрузку на общество при формировании валовых доходов. Изменения этой нагрузки с течением времени достаточно четко показывают направление и тенденции развития экономики с позиции фискального характера распределения доходов. Аналогичный показатель рассчитывается и для региональных бюджетов. Соотношение налоговых доходов консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации и ВРП характеризуется показателем доли этих доходов в стоимости ВРП:

где Нкс — сумма налогов в консолидированный бюджет субъектов Федерации; ВРП — валовой региональный продукт.

Структурную характеристику федеральных, региональных и местных налогов отражает показатель доли определенного вида налога в общей сумме налогов:

где f. — сумма каждого г-го вида федеральных (региональных, местных) налогов; ?/• — сумма всех видов налогов.

Для характеристики налоговой системы исчисляются и такие показатели: доля налоговых платежей по видам экономической деятельности; доля налоговых поступлений по субъектам экономики (малый, средний, крупный бизнес); удельный вес прямых (косвенных) налогов в общей сумме налоговых поступлений; доля недополученных налоговых доходов (соотношение задолженности по налогам и плановой величины налоговых поступлений).

Статистический анализ динамики рассматриваемых показателей начинается с построения ряда динамики и выбора того уровня, который будет использован в качестве постоянной базы сравнения. Выбор этой базы должен быть обоснован историческими и социально-экономическими особенностями развития изучаемого явления. В качестве базисного целесообразно брать какой-либо характерный, типичный уровень, например конечный уровень предыдущего этапа развития (или средний его уровень, если на предыдущем этапе уровень то повышался, то понижался). С точки зрения налогообложения нужно учитывать периоды, когда коренным образом менялась налоговая система, значительно изменялись налоговые ставки, вводились или отменялись какие-либо налоги. Так, для РФ можно говорить о двух периодах в развитии налоговой системы:

  • 1) с 1991 по 1999 г.;
  • 2) с 2000 г. до настоящего момента.

Во втором периоде происходили снижения налоговых ставок: по НДС с 20 до 18% в 2004 г. и по налогу на прибыль с 24 до 20% в 2008 г.

При расчете индексов, характеризующих изменение в налогообложении, наиболее применим общий индекс налогооблагаемой суммы, характеризующий относительное изменение налоговой суммы:

где Z), — налогооблагаемая сумма отчетного периода; D0 — налогооблагаемая сумма базисного периода; К] — процентная ставка налога отчетного периода; К0 — процентная ставка налога базисного периода;

dD, = — доля налогооблагаемой суммы конкретного налога в общей

Индекс процентной налоговой ставки

показывает относительное изменение налоговой суммы за счет среднего изменения налоговых ставок по отдельным видам налогов.

Индекс структурных сдвигов показывает влияние изменения структуры налогооблагаемой суммы и позволяет оценить, как изменились налоговые поступления при неизменности налоговых ставок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *