Методические рекомендации это учебное пособие

Методические рекомендации это учебное пособие

Как вполне определившийся в общей типологической системе изданий, тип учебная литература имеет свое четко определенное читательское и целевое назначение. Целевое назначение учебной литературы отражает ту социальную функцию, которую выполняет данный тип изданий. Так, в системе средств обучения основной функцией учебных изданий является обеспечение самостоятельной работы студентов по овладению знаниями и их закреплению. Под учебной литературой понимается учебники, учебные пособия, методические указания.

Учебное пособие – учебное издание, содержащее учебные задания и теоретические сведения для их решения (по всей дисциплине или отдельным разделам) в соответствии с целями учебной дисциплины, включающее разнообразные материалы для поддержки обучающегося, а также материалы для самоконтроля и контроля. [1]

Общий порядок разработки учебного издания

l Определение роли и места данной учебной дисциплины в подготовке специалиста с учетом квалификационной характеристики и учебной программы и конкретизация на этой основе задач обучения и воспитания, решаемых в процессе преподавания курса;

l Определение характера и объема знаний, которые должны быть усвоены студентом при изучении всего курса, его тем и каждого вопроса темы;

l Выявление объема знаний, полученных в результате изучения ранее пройденных дисциплин, и использование результатов этого выявления при определении характера и объема знаний по каждому вопросу темы, по каждой теме и по всему курсу;

l Определение логической и дидактической последовательности передачи учебной информации для приобретения знаний, выработки умений и навыков, воспроизведение и использование предшествующих знаний при изучении каждого вопроса темы, каждой темы и всего курса;

l Разработка структуры учебного пособия, разделение излагаемого программного материала на методически оправданные структурные элементы: разделы, подразделы, параграфы.

В достижении высокого научно-методического уровня изложения материала главным является его доступность, последовательность и системность. При этом существуют два метода, не исключающих друг друга. Согласно первому первоначально излагаются общие понятия и определения той или иной категории, а затем дается их раскрытие; согласно второму – сначала рассматриваются частные проблемы, подводящие студента к общим выводам и определениям.

Основные требования к содержанию учебного пособия

l Преемственность при изложении материала методического пособия в содержании учебных изданий по ранее изученным дисциплинам;

l Тесная связь с содержанием учебных материалов других блоков учебного плана, включая общественные науки;

l Реализация принципов обеспечения внутридисциплинарных связей между учебными изданиями по одной дисциплине;

l Междисциплинарные связи;

l Обеспечение непрерывности отдельных видов подготовки специалистов;

· Использование общего понятийного аппарата, унификация в использовании терминологии в обозначении. [2]

Самым главным элементом любой учебной литературы, в т.ч. учебного пособия, является основной текст. Он представляет дидактически и методически обработанный и систематизированный автором словесный материал, соответствующий учебной программе и по необходимости иллюстрированный. В соответствии с вышесказанным основной текст должен быть сконструирован так, чтобы привить учащемуся умения:

l проводить научный анализ;

l делать выводы и применять научно обоснованные решения в условиях неопределенности;

l видеть перспективы развития соответствующей области науки;

l пользоваться современной научной информацией, перерабатывать и использовать ее при решении практических задач.

Ключевые требования к тексту учебного пособия:

l текст обеспечивает полное раскрытие вопросов программы учебной дисциплины;

l текст доступен для успешного усвоения студентами, способствует мотивации учения, формированию умений и навыков, а также творческих способностей будущих специалистов;

l обеспечивает преемственность знаний, полученных при изучении предшествующих дисциплин, а также обеспечивает тесные внутридисциплинарные и межпредметные связи;

l создает необходимые условия для использования аудиовизуальных средств и вычислительной техники;

l учитывает психолого-педагогические факторы обучающихся, их общеобразовательный уровень;

· использует возможности поясняющих и дополнительных текстов. [3]

Различают несколько видов и способов выполнения методического пособия. Определитесь четко, что ставите целью работы: написать учебно-методическое указание, методическое руководство (указание) или руководство к практическим (лабораторным) занятиям.

В зависимости от вида методички выбирается способ выполнения методического пособия.

Примерная структура учебно-методическое указание

по КУРСУ ДИСЦИПЛИНЫ:

1. Введение. Организационно-методические указания.

2. Распределение часов по срокам обучения, видам учебных занятий и темам.

3. Содержание тем программы и рекомендации к их изучению.

· План семинарских (практических) занятий.

· Темы докладов, рефератов.

4. Список рекомендуемой литературы.

5. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету).

Организационно-методические указания. Эта часть методички состоит из « Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника», предъявляемые Государственным образовательным стандартом НиСПО по преподаваемой дисциплине: цель, задачи дисциплины, студент должен знать, уметь, иметь представления и т.п.

Распределение часов по срокам обучения, видам учебных занятий и темам. Дается учебно-тематический план занятий.

Содержание тем программы и рекомендации к их изучению. Эта основная часть методического пособия и требует обдуманного подхода. В этом разделе идет раскладка тем. Каждая тема включает:

· содержание темы (рассматриваемые вопросы);

· литературу ( обязательная ( основная ) и дополнительная);

· цели (учебная, методическая, воспитательная);

· форму текущего контроля знаний (опрос, дискуссия, тестирование);

· форму контроля знаний СРС (рефераты, доклады, тестирование).

Примерная структура методического пособия

по ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ:

2. Аппаратура, оборудование, материалы, растворы (реактивы).

3. Методика работы.

4. Анализ, обсуждение результата работы. Выводы.

5. Рекомендуемая литература.

6. Приложения. В Приложении могут входить диаграммы, карты, таблицы, схемы, словари, списки иллюстраций и др. Обычно информация, содержащаяся в «Приложении», является дополнением или пояснением к ряду структурных элементов текста.

Примерная структура методического пособия по УЧЁБНОЙ (ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ) ПРАКТИКЕ:

1. Требования стандарта практики.

2. Принципы и цели практики (иметь представление, знать, уметь, иметь навыки).

3. Содержание практики и структура деятельности студента.

4. Контролирующие материалы практики (дневник, характеристика с места практики, различные документы, подтверждающие прохождение практики, отчетный продукт практики) .

6. Приложение. В Приложении могут входить Инструкция по ТБ, должностные обязанности специалиста (функции, обязанности, права, ответственность), образец Титульного листа дневника практики, отчета практики, Структура дневника практики (содержание практики).

Словарь специальных терминов

Основные виды изданий, их краткая характеристика и объемы

Учебно-программная литература

Учебная программа – учебно-программное издание, определяющее содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины. Регламентирует как деятельность педагога, так и учебную работу студентов. В учебной программе раскрываются цели и задачи дисциплины, ее связь с другими предметами, содержание тем, указывается время, отводимое на изучение основных частей курса, определяются области и характер знаний, умений и навыков, которыми студент должен овладеть в результате изучения дисциплины, перечисляются виды учебных занятий в зависимости от формы обучения, обозначается круг литературных источников, необходимых для наиболее полного овладения дисциплиной. Объем – 1,0 п. л. (16 стр.) и более.

Обучающие издания

Учебник – учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (или ее части, раздела), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебник является основной учебной книгой по дисциплине. В нем должны быть отражены базовые знания, определенные дидактическими единицами Государственного образовательного стандарта, которые устанавливают основные направления и аспекты рассмотрения предмета, а также последовательность расположения материала. Содержание учебника должно включать характеристику методов получения и использования знаний в конкретной области, методологические основания базовых законов и закономерностей функционирования и развития отраженной в нем области знания или сферы деятельности, ключевые проблемы и важнейшие тенденции развития этой науки. Объем – не менее 5 п.л.

Учебное пособие – учебно-теоретическое издание, частично заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Обычно выпускается в дополнение к учебнику, может охватывать не всю дисциплину, а лишь один или несколько разделов учебной программы. В содержание учебного пособия включается новый более актуальный материал, чем в учебник, так как пособие создается более оперативно, тем не менее материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике. В отличие от учебника, может включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения. Пособия могут быть адресованы как обучающимся, так и обучающим. Объем – не менее 5 п.л.

Курс лекций – тексты лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или курсу в целом. Служит дополнением к учебнику. В курсе лекций ярко проявляются авторские начала текста. В таких материалах текст персонифицирован и отражает особенности языка и стиля преподавателя данного учебного курса. Оригинальность авторского текста не должна затруднять восприятие основного содержания учебного материала, причем лекции должны соответствовать учебной программе. Автор раскрывает конкретные проблемы, ставит спорные вопросы, аргументирует собственную позицию, что имеет серьезный обучающий эффект. Объем – не менее 6 п.л.

Ознакомьтесь так же:  Пенсия для инвалидов в европе

Конспект лекции – сокращенный текст одной лекции. Обычно снабжается методическими материалами, помогающими студентам в расширении сведений по теме, заявленной в конспекте. Объем – не менее 1.п.

Программно-методическая литература

Практикум – учебное издание, нацеленное формирование и закрепление умений, практических навыков, обучение способам и методам использования теоретических знаний в конкретных условиях. Практикум направлен на овладение формами и методами познания, которые используются в соответствующей отрасли науки. В них содержатся задания и упражнения практического характера, способствующие усвоению теоретического курса. Лабораторный практикум может содержать теоретическую часть (например, описание физики изучаемых явлений). Объем – не менее 6 п.л.

Хрестоматия – сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника, в ее состав могут входить документы, литературные произведения и фрагменты из них. Важное место в хрестоматии занимают методические указания, в которых разъясняются особенности включенного текста, раскрывается его связь с учебным материалом. Каждый текст, включенный в хрестоматию, должен сопровождаться библиографическим описанием издания, из которого он взят. Объем – не менее 6 п.л.

Сборник задач (упражнений) – учебно-практическое издание, содержащее задачи (упражнения) и ответы к ним в объеме определенного курса (или его раздела). Может содержать также решения задач (упражнений), методические рекомендации по ним или подсказки. Объем – не менее 6 п.л.

Сборник иностранных текстов – учебно-практическое издание, содержащее адаптированные составителем тексты для изучения иностранного языка и методические рекомендации в объеме определенного курса. Объем – не менее 6 п.л.

Учебно-методическая литература

Учебно-методическое пособие – учебно-методическое издание, которое содержит как теоретические сведения по учебной дисциплине (или ее разделу), так и материалы по методике ее самостоятельного изучения и практического освоения. Объем – не менее 5 п.л.

Методическая разработка – издание, сходное по структуре с учебно-методическим пособием, но более узкое по теме и меньшее по объему. Объем – не менее 1 п.л.

Методические рекомендации – учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения либо практического освоения студентами учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний. В методические рекомендации могут быть включены требования к содержанию, оформлению и защите курсовых и дипломных работ. Указания содержат общую характеристику дисциплины (цели, задачи ее изучения, комплекс предметов, на которые она опирается), а также форм и методов и видов самостоятельной работы студентов (изучение литературных источников, конспектов лекций, подготовка к практическим занятиям, семинарам, составление докладов выступлений и др.). Объем – не менее 1 п.л.

Учебно-методический комплекс. Наименование жанра имеет двойное толкование: 1) комплекс учебных книг (учебник+хрестоматия, пособие+сбор­ник упражнений и т.п.); 2) программно-методическое издание, включающее программу и методические материалы по курсу (списки литературы, планы семинарских занятий, контрольно-измерительные материалы). Объем – не менее 3 п.л.

Научная литература

Тезисы докладов (сообщений) научных конференций, съездов, симпозиумов – подвид непериодического научного издания, содержащего материалы предварительного характера: аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений. Обычно выпускают перед научной конференцией, съездом и т.д. для того, чтобы участники могли заранее познакомиться с содержанием выступлений и выбрать из них наиболее интересные для себя, что немаловажно, учитывая параллельную работу секций. Объем для одного автора – не более 4 стр.

Материалы конференции (съезда, симпозиума) – непериодический сборник, содержащий полные тексты докладов, сообщений, выступлений участников, результаты дискуссий, рекомендации, решения, принятые на конференции, постановления, резолюции. Объем не ограничен.

Сборник научных трудов – научное издание, содержащее статьи с результатами исследований по научным и научно-техническим направлениям деятельности университета. К периодически выходящим сборникам относятся Ученые записки, и Вестники. Объем Вестника – не более 10 п.л.

Монография – научное книжное издание, которое полно и всесторонне исследует тему или проблему и подводит итог их разработки в науке многими учеными и специалистами. У монографии может быть один или несколько авторов (коллективная монография). Объем – не менее 7 п.л.

Автореферат диссертации – информационное бесплатное издание небольшого объема, в котором автор диссертации излагает основные положения своего исследовательского труда, представленного к защите на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. Объем, оформление и структура автореферата определяются в России инструкциями ВАК. Ограниченный тираж рассылается по списку специалистам и научным учреждениям незадолго до защиты. Объем – автореферата кандидатской диссертации не менее 1–1,5 п.л.; докторской – 2–2,5 п.л.

Справочная литература

Словарь – справочное издание в форме упорядоченного перечня заглавных слов – названий объектов справки – и относящихся к ним справочных сведений. Объем – не менее 4 п. л.

Словарь-справочник – словарь, статьи которого содержат не только определение понятий, но и справочные сведения, рассчитанные, в отличие от словаря, на справки практического, а не энциклопедического характера. Объем – не менее 4 п,л,

Учебный справочник – учебно-справочное издание, содержащее справочные сведения по определенной учебной дисциплине (ее части, разделу) или комплексу дисциплин, предусмотренные учебной программой. Включает комплекс сведений, имеющих прикладной, практический характер. Объем – не менее 4 п. л.

Памятка – справочное издание, содержащее сведения по систематизации определенной области знаний. Включает материалы, имеющие практический характер. Объем – не менее 1 п.л.

Чем отличается учебное пособие от учебно-методического?

учебное пособие близко к учебнику

Учебно-методическое пособие дополняется методическими рекомендациями (для преподавателя, обучающегося)

Важная информация для бакалавров, магистров, аспирантов!

Навык академического письма – это основа успешного существования в академической среде.

С другой стороны, почти все субъекты академического процесса, от первокурсников до именитых профессоров, хотя бы однажды испытывали чувство тревоги от необходимости изложения своих идей в письменном виде.

Самый простой способ избежать эту тревогу – это знать противника «в лицо», а именно, каждый должен обладать навыком написания научного текста.

Методические рекомендации по разработке учебно-методических пособий к дополнительным общеразвивающим (утв. Минкультуры России)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ПО РАЗВИТИЮ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА»

ПО РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ К ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ

1. Общие положения

Методические рекомендации по разработке учебно-методических пособий по дополнительным общеразвивающим программам в области искусств (далее — методические рекомендации) разработаны для детских школ искусств на основе Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации), постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, ГОСТ 7.60-2003 Издания. Основные виды. Термины и определения (далее ГОСТ 7.60-2003), ГОСТ Р 7.0.3-2006 Издания. Основные элементы. Термины и определения (далее — ГОСТ Р 7.0.3-2006), «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 N 191-01-39/06-ГИ руководителям органов управления культурой субъектов Российской Федерации.

Отличительной особенностью функционирования детских школ искусств (далее — ДШИ) как первой ступени отечественной системы художественного образования является приобщение детей к различным видам классического и современного искусства посредством многолетнего, упорядоченного образовательного процесса, создающего условия для приобретения детьми знаний и навыков в области того или иного вида искусства и выбора будущей профессии. Именно такой многолетний совместный труд преподавателя и ученика отличает деятельность ДШИ от других учреждений для детей — творческих кружков, секций, домов творчества и др.

ДШИ как учреждения дополнительного образования могут реализовывать дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы в области искусств.

В 2011 г. в Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» были внесены изменения в части реализации в детских школах искусств предпрофессиональных программ (Федеральный закон от 17.06.2011 N 145-ФЗ).

Понятие «дополнительные общеразвивающие программы» введено ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 1 ч. 4 ст. 12).

Аналогом общеразвивающих программ в области искусств являются разработанные Министерством культуры СССР в 80-е годы XX века для детских школ искусств учебные планы общего художественного образования детей, отражавшие принцип работы кружков по интересам досугового вида деятельности.

Ознакомьтесь так же:  Договор об образовании в детском саду

Реализация дополнительных предпрофессиональных программ для ДШИ является приоритетным направлением в деятельности ДШИ и направлена в том числе на обеспечение притока абитуриентов в профессиональные образовательные учреждения в области искусств, тогда как общеразвивающие программы должны решить задачу по привлечению наибольшего количества детей к художественному творчеству.

Общеразвивающие программы в области искусств должны обеспечивать обучение детей по краткосрочным программам, направленным на удовлетворение потребностей детей в общении с духовными ценностями и приобщение детей к творческой деятельности.

В основе общеразвивающих программ в области искусств должен лежать принцип вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи.

В образовательных учреждениях общеразвивающие программы могут стать зоной эксперимента в освоении новых практик с учетом лучших традиций в области художественного образования, запросов и потребностей детей и родителей (законных представителей).

При разработке и реализации общеразвивающих программ в области искусств необходимо учитывать занятость детей в общеобразовательных организациях, т.е. параллельное освоение детьми основных общеобразовательных программ.

С целью привлечения наибольшего количества детей к художественному творчеству, обеспечения его доступности, рекомендуемый срок реализации общеразвивающих программ составляет не более 3-х или 4-х лет. Увеличение срока обучения детей возможно только в случаях реализации общеразвивающих программ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью создания условий для эффективного учебно-методического обеспечения реализации дополнительных общеразвивающих программ в области искусств, активизации процесса создания современных учебно-методических пособий как необходимого элемента, обеспечивающего образовательный процесс.

Методические рекомендации предназначены не только для применения в образовательной деятельности ДШИ, но и других учреждений сферы культуры, реализующих дополнительные общеразвивающие программы в области искусств согласно имеющейся лицензии на образовательную деятельность.

2. Образовательная программа как основа структуры

и содержания учебно-методических пособий

Согласно п. 9. ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «образовательная программа» — это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».

При этом ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет основные компетенции в установленной сфере деятельности, а именно: разработку и утверждение образовательных программ, реализуемых образовательной организацией, использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения (п. 6, п. 12 ч. 3).

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 N 613, одной из основных трудовых функций преподавателя определяет «разработку программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы», которая предполагает, в том числе, и разработку основного вида учебных материалов — учебно-методических пособий.

Поэтому одним из важных направлений организации и обеспечения образовательной деятельности в ДШИ является создание учебно-методических пособий по каждому учебному предмету, разработка которых осуществляется ДШИ самостоятельно.

Министерством культуры Российской Федерации разработаны также примерные программы по учебным предметам, на основании которых ДШИ разрабатывают собственные рабочие программы. Примерные программы по учебным предметам размещены на официальном сайте Минкультуры России: www.mkrf.ru (Министерство/Департаменты/Департамент науки и образования/деятельность/Детские школы искусств).

Учебный план общеразвивающей программы в области искусств может содержать комплекс учебных предметов, при этом каждый учебный предмет должен быть оснащен учебно-методическими пособиями, другими средствами обучения и воспитания, которые и образуют учебно-методический комплекс (далее — УМК).

3. Общая характеристика УМК и принципы его формирования

УМК представляет собой сложную систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов.

УМК — это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации образовательных программ.

Так, согласно ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к средствам обучения и воспитания относятся: «приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности».

УМК разрабатывается по всем учебным предметам с учетом обеспечения качества усвоения содержания учебного материала учащимися на уровне определенных образовательной программой требований, а также с целью обеспечения достижения результатов ее освоения.

Разработка УМК по тому или иному учебному предмету является одним из обязательных направлений профессиональной деятельности преподавателя.

На рисунке 1 приведен пример УМК к дополнительной общеразвивающей программе «Основы музыкальной культуры» 4-годичного срока обучения.

Рисунок (не приводится)

УМК следует рассматривать как систему, части которой находятся во взаимосвязи, при этом элементы УМК образуют единое целое и взаимодействуют для достижения цели образовательной программы.

Элементы (компоненты) УМК представлены в схемах 1 и 2.

УМК: компоненты, виды

Учебники, учебные пособия, сборники упражнений, репертуарные сборники, сборники контрольных работ, хрестоматии, рабочие тетради

Учебно-методические пособия, «школы обучения»

Методические рекомендации, методические разработки, методические пособия

Наглядные пособия, учебно-наглядные пособия

Словарь, справочник, энциклопедия

Учебно-вспомогательные пособия, библиографические пособия, справочники, списки трудов и литературы

4. Виды учебной литературы: учебник, учебное пособие,

В образовательном процессе ДШИ используются различные виды учебной литературы. Основными видами учебной литературы являются учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие.

Учебник — вид учебной литературы, в котором излагается система базовых, фундаментальных знаний, обязательных для освоения учащимся в соответствии с учебной программой и на основании федеральных государственных требований.

Учебное пособие — вид учебной литературы, дополняющий или заменяющий частично или полностью учебник. Учебное пособие используется учащимся на занятиях, а также в домашней самостоятельной работе.

Учебное пособие может охватывать не весь предмет, а лишь часть (несколько разделов) учебной программы. В отличие от учебника, учебное пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме, отражать авторские методики и подходы.

В учебной практике ДШИ традиционно используются учебные пособия, содержанием которых являются отдельные формы учебной работы (например, Г. Фридкин «Чтение с листа на уроках сольфеджио», различные сборники этюдов и т.д.), учебное теоретические сведения как основа музыкальной, изобразительной грамоты («музыкальные прописи», словари и энциклопедии, рабочие тетради и т.д.). К учебным пособиям относятся также репертуарные сборники, сборники упражнений, хрестоматии.

Учебное пособие может содержать только теоретическую или только практическую часть учебного курса. В таком случае в учебном процессе может применяться несколько различных пособий в рамках реализации одного учебного предмета.

Учебно-методическое пособие — особый вид пособия, в структуре и содержании которого объединены два вида учебной литературы — учебного пособия и методических рекомендаций (комментариев). Учебно-методическое пособие содержит дидактические материалы для учащегося и методическую часть, в которой могут быть представлены методы и приемы освоения данного учебного материала, ориентированные на использование их преподавателем. В учебно-методическом пособии могут быть представлены комплексы упражнений, предваряющие последующее формирование соответствующих умений и навыков.

Учебно-методическое пособие используется в урочной и самостоятельной работе учащихся, является особенно ценным для молодых преподавателей, так как содержит методические рекомендации и комментарии, основанные на значительном педагогическом опыте.

Многообразие дополнительных общеразвивающих программ в области искусств, разрабатываемых ДШИ, их краткосрочность и ознакомительный характер содержания с тем или иным видом искусства определяют приоритетность использования в учебном процессе данных образовательных программ учебных пособий и учебно-методических пособий, допускающих значительную вариативность учебного курса, разнообразие методических подходов и принципов, новизну и инновационность в содержании и применяемых технологиях.

Поскольку специфика учебно-методического пособия как элемента УМК в том, что оно используется и преподавателем и учащимся, то текстовая часть пособия должна предусматривать различные подходы в изложении материала. Текст, который обращен к учащемуся, должен быть ему доступен и понятен, а специальные термины должны быть расшифрованы и разъяснены (например, в словаре используемых терминов).

Создание учебно-методической библиотеки в системе ДШИ должно стать гарантом передачи лучших педагогических достижений другим поколениям педагогов и учащихся.

5. Порядок разработки учебно-методического пособия

Основными принципами создания учебно-методического пособия является соответствие содержания пособия учебной программе, последовательность, поэтапность изложения учебного материала, соблюдение принципа «от простого к сложному», направленность на достижение результата, предусмотренного учебной программой.

Дидактический материал учебно-методического пособия должен быть доступен для учащихся соответствующих классов, составлен и адаптирован с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Ознакомьтесь так же:  Заявление для органов опеки от продавца

Возрастание уровня сложности учебного материала должно быть последовательным и пошаговым — это важное методическое условие, которое должно соблюдаться при разработке учебно-методического пособия.

Учебно-методическое пособие должно предусматривать наличие разделов контроля, оценочных материалов.

Учебно-методические пособия могут быть оснащены современными наглядными материалами в соответствии с содержанием и могут включать наглядно-иллюстративный материал (таблицы, фотографии, схемы, иллюстрации, примеры и т.д.).

План создания учебно-методического пособия

1. Детальное изучение программы учебного предмета.

2. Распределение всего учебного курса на этапы, которые должны быть отражены в учебно-методическом пособии.

3. Определение структуры учебно-методического пособия. Если программа учебного предмета предполагает календарно-тематическое изложение содержания — в основу структуры пособия должен закладываться тематический план. При этом, если в основе содержания учебного предмета лежит также формирование практических умений и навыков — дидактический материал должен содержать задания, соответствующие этапам их формирования.

4. Подбор и распределение методического и практического материала в соответствии с учебным курсом.

5. Разработка практических форм закрепления знаний, умений, навыков.

6. Разработка разделов контроля за освоением учебного материала.

7. Подбор наглядного, иллюстративного материала (в соответствии с содержанием).

Система учебных изданий по дисциплине

Типы изданий

Виды изданий

Учебники, учебные пособия, тексты лекции, конспекты лекций

Методические указания, методические руководства

Практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения

Учебные планы, учебные программы

Виды вузовских изданий

Учебное издание, содержа­щее систематизированные научно-теоретические сведения, изложен­ные в форме, удобной для изучения и усвоения. Основными разновидностями учебно-теоретических изданий являются учебник и учебное пособие.

Учебно-теоретическое издание, содержащее сис­тематическое изложение учебной дисциплины или ее части, раздела, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Учебно-теоретическое издание, офици­ально утвержденное в качестве данного вида издания, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник. Основные разно­видности учебных пособий: учебные пособия по части курса (частич­но освещающие курс); лекции (отдельная лекция, текст лекций, курс лекций, конспект лекций).

Учебно-теоретическое издание, содержащее подготовитель­ный материал для создания учебника или материал, дополняющий уже имеющийся учебник; включает сведения в объеме, превышающем учеб­ную программу, или, наоборот, отражает часть программы.

Учебно-теоретическое издание, содержащее текст одной лекции. Отражает содержание, объем и форму из­ложения лекции, читаемой определенным преподавателем

Учебно-теоретическое издание, полностью или частично освещающее содержание учебной дисциплины либо выходящее за рамки учебной программы. Отражает материал, читае­мый определенным преподавателем

Учебно-теоретическое издание (совокупность отдельных лекций), полностью освещающее содержание учебной дис­циплины. Отражает материал, читаемый определенным преподавателем

Учебно-теоретическое издание, в компактной форме отражающее материал всего курса, читаемого опреде­ленным преподавателем

Учебное издание, содержащее систематизированные сведения научно-практического и прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. Предназначено для закрепления материала, полученного из учебно-теоретических изданий, и проверки знаний. Основными разновидно­стями учебно-практических изданий являются практикумы, хрестоматии

Учебно-практическое издание, предназначенное для закрепления пройденного материала и проверки знаний различными методами. Содержит практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного. Основными разновидностями практикумов являются сборники упражнений, сборники задач (задачники), сборники иностранных текстов, сборники описаний лабораторных работ (сборники описаний практических работ, лабораторные практикумы), сборники планов семинарских занятий, репертуарные сборники, сборники партитур, сборники контрольных заданий

Учебно-практическое издание, содержащее упражнения и методические рекомендации по их выполнению в объеме определенного курса, способствующее усвоению и закреплению пройденного материала и проверке знаний

Сборник задач (задачник)

Учебно-практическое издание, содержащее задачи и методические рекомендации по их выполнению в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний

Учебно-практическое из­дание, содержащее иностранные тексты для изучения иностранного языка и методические рекомендации в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний

Учебно-практическое издание, содержащее тематику, задания и методические рекомендации по выполнению лабораторных или практических работ в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний

Учебно-практическое издание, содержащее тематику семинарских занятий, порядок подготовки и проведения, рекомендуемую литературу, способствуют усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний

Учебно-практическое издание предназначенное для формирования и развития профессиональных исполнительских умений и навыков, содержащее специально подобранные произведения, соответствующие уровню и содержанию подготовки студентов определенной специальности

Учебно-практическое издание, предназначенное для формирования и развития профессиональных уме­ний и навыков по аранжировке или инструментовке музыкальных произведений, содержащее специально подобранные музыкальные произведения, предназначенные для студентов определенной специальности

Учебно-практическое издание, практикум, содержащий перечень типовых контрольных заданий, обеспечивающих проверку знаний и умений студентов по конкретной учебной дисциплине или комплексу учебных дисциплин

Учебно-практическое издание, содержащее систематически подобранные литературно-художественные, офици­альные, научные и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Хрестоматия способствует усвоению, закреплению пройденного материала, дополняет и расширяет знания учащихся.

Учебное издание, содержащее систематизированные материалы по методике самостоятельного изучения учебной дисциплины, тематику и методику различных практических форм закрепления знаний (контрольных, курсовых, дипломных работ), изложенных в форме, удобной для изучения и усвоения. Основными разновидностями учебно-методических изданий являются методические рекомендации по изучению курса, методические рекомендации по выполнению контрольных, курсовых, дипломных работ

Учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения студентами учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний

Учебно-методическое издание, включающее тематику работ и методические указания по их выполнению, список рекомендуемой литературы

Учебное издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, и предназначенные для обучения. Основными разновидностями учебно-справочных изданий являются учебный толковый словарь, учебный терминологический словарь, учебный справочник

Учебно-справочное издание, словарь, разъясняющий значение слов какого-либо языка, дающий их грамматическую и стилистическую характеристики, примеры употребления и другие сведения. Составляется в учебных целях, помогает организовать и направить преподавание и изучение лексического состава языка

Учебно-справочное издание, словарь, содержащий термины какой-либо учебной дисциплины (ее части, раздела), области знания и их определения (разъяснения)

Учебно-справочное издание, справоч­ник, содержащий сведения по определенной учебной дисциплине (ее части, разделу) или комплексу дисциплин, предусмотренные учебной программой, помогающие изучению и освоению предмета. Включает комплекс сведений, имеющих прикладной практический характер

Учебное издание, регламен­тирующее состав, объем, порядок, сроки изучения учебных дисциплин, предусмотренных для данного учебного заведения. Основными разновидностями учебно-программных изданий являются учебный план, тематический план, учебная программа, программа практики.

Учебно-программное издание, нормативный документ, характеризующий основное содержание подготовки специалистов и их квалификацию; определяет состав изучаемых учебных дисциплин с указанием их объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение, указывает формы и сроки проверки знаний и умений студентов.

Учебно-программное издание, нормативный документ, представляющий собой систематизированный перечень основных частей, разделов и тем учебной дисциплины, с указанием количества часов, отведенных на их изучение, а также планируемых форм организации учебного процесса (лекций, семинарских, лабораторных и других занятий).

Учебно-программное издание, нормативный документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее части, раздела). Регламентирует как деятельность педагогов, так и учебную работу студентов.

Учебно-программное издание, нормативный документ, в котором раскрываются цели и задачи практики, определяется перечень формируемых профессиональных знаний умений и навыков, устанавливаются виды и содержание заданий, даются методические рекомендации по подготовке и проведению практики.

Учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению или преподаванию определенной дис­циплины, содержание которого выражено изобразительно-графическими средствами с кратким поясняющим текстом или без него. Основными разновидностями учебно-наглядных изданий являют­ся альбомы и атласы

Учебно-наглядное издание, книжное или комплектное листовое изоиздание, имеющее обычно пояснительный текст, служащее для учебных целей

Учебно-практическое издание, альбом, содержащий изображения различных объектов (карты, чертежи, рисунки и пр.), служащий для учебных целей

Учебно-библиографическое издание

Учебное издание, содержащее упорядоченную совокупность библиографических записей по определенной теме (проблеме, вопросу), изучаемой в определенном курсе, группе дисциплин, предназначенное для организации самостоятельной работы учащихся по изучению, усвоению и закреплению пройденного материала, дающее возможность дополнить и расширить их знания за счет изучения приведенных источников. Основной раз­новидностью учебно-библиографических изданий являются учебно-вспомогательные библиографические пособия и библиографические справочники

Учебно-вспомогательное библиографическое пособие

Учебно-библиографическое издание, рекомендательное библиографическое пособие, предназначенное для обеспечения учебной деятельности

Учебный библиографический справочник

Учебно-библиографическое издание, справочник, содержащий биографические све­дения о каких-либо лицах, списки их трудов и литературы, освещающей их жизнь и деятельность. Предназначен для расширения и углубления знаний при изучении определенной учебной дисциплины

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *