Материнский капитал стимулирование рождаемости

Минтруд РФ: «Мы исчерпали возможности материального стимулирования рождаемости»

МОСКВА, 14 января. /ТАСС/. Повышение рождаемости в России нужно стимулировать созданием «дружественной к семье среды», а не дополнительными материальными выплатами. Об этом сказал сегодня министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин на Гайдаровском форуме.

«Мы исчерпали возможности материального стимулирования процессов, связанных с рождаемостью», — считает он.

По мнению министра, в демографической политике сейчас «ключевым моментом должна являться дружественная к семье среда». «Детские сады, возможность для обучения женщин, которые имеют детей, возможности их трудоустройства — свои усилия мы предполагаем направить на эти программы», — пояснил Топилин.

В настоящее время на программу материнского капитала, другие пособия «тратятся достаточно серьезные финансовые ресурсы», отметил министр. «Но при этом мы двигаемся в такой конструкции, при которой не предполагаем стимулировать рождаемость дополнительными мерами», — подчеркнул глава Минтруда РФ.

В 2015 году размер маткапитала составит 453 тыс. руб.

Размер материнского капитала с 1 января повысится на 23 тыс. руб. и составит 453 тыс. руб. Программа маткапитала действует в России с 2007 года. С этого года его начнут выплачивать жительницам Крыма и Севастополя. По прогнозам Минтруда России, за сертификатом на его получение обратятся более 70 тыс. крымчанок — тех, в чьих семьях за последние семь лет родился второй ребенок.

На выплату маткапитала на 2015 год в бюджете ПФР заложено до 344,5 млрд руб. Это на 43,5 млрд руб. больше, чем в 2014 году. Направления использования материнского капитала остаются прежними: улучшение жилищных условий семьи, обучение и содержание детей в образовательных учреждениях, увеличение пенсии мамы.

Научная электронная библиотека

4.2. Укрепление семьи и стимулирование рождаемости

Задачей государственной социальной политики, направленной на развитие и накопление человеческого капитала, является принятие мер с целью стимулирования создания семьи, укрепления семейно-брачных отношений, улучшения условий рождаемости детей. Достижение названных целей обеспечит воспроизводство и прирост населения страны, вследствие чего воспроизводства потенциала человека, повышение качества жизни и улучшение функционирования рабочей силы.

В настоящее время в России значительная часть российских семей не может обеспечить удовлетворительное благосостояние. Ежемесячная государственная помощь семьям с доходом ниже черты бедности способна возместить только 5–7 % необходимых затрат на несовершеннолетних россиян. Рождаемость в России не обеспечивает воспроизводства населения, a тем более прирост. Коэффициент воспроизводства ниже единицы наблюдается в таких странах как Венгрия, Латвия, Эстония, Румыния, Япония. Постепенное снижение рождаемости произошло, по сути, во всех промышленно развитых странах. В 90-е гг. ХХ в. уровень воспроизводства населения повсеместно опустился ниже уровня, так называемого простого замещения поколений.

Рост рождаемости обусловлен созданием благоприятных условий для укрепления семьи, включая совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей. Повышение рождаемости в России действительно произошло (табл. 16 «Общий коэффициент рождаемости в России (на 1000 человек населения), 2000–2011 гг.»).

Общий коэффициент рождаемости в России
(на 1000 человек населения), 2000–2011 гг.[184]

Коэффициент меньший 10 идентифицируется как очень низкий уровень рождаемости.

Коэффициент 10–15 идентифицируется как низкий уровень рождаемости. Общий коэффициент рождаемости (количество новорожденных на 1000 человек) в России в 2000 г. составлял 8,73. В 2011 г. коэффициент был равен 12,60. Достигнутый в 2011 г. коэффициент был по-прежнему недостаточным для естественного воспроизводства населения и не являлся результатом государственного стимулирования. Примером того, что принимаемые Правительством меры были недостаточны, служат сведения о размерах материнских пособий (табл. 17 «Материнские пособия в 2000–2006 годах (руб.)»).

Материнские пособия в 2000–2006 годах (руб.)[185]

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

Единовременное пособие при рождении / усыновлении ребенка

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет

Ежемесячное пособие одиноким матерям на ребенка (выплачивается до достижения ребенком 16 лет)

Меры, принимавшиеся в 2000–2006 гг. с целью материальной поддержки семей с несовершеннолетними детьми были недостаточными для стимулирования рождаемости. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком не компенсировало женщинам потерю заработка и составляло в 2004 г. только 500 руб., что составляло 21 % прожиточного минимума
(2376 руб. в 2004 г.).

Хотя Правительством Российской Федерации принимались и продолжают приниматься меры по материальной поддержке семей (в 2009–2012 гг.), достигнутый коэффициент материальной поддержки по-прежнему является недостаточным для естественного воспроизводства населения, поскольку реальные расходы на содержание новорожденного в достойных условиях значительно (в разы) превышают данные показатели (табл. 18 «Материнские пособия в 2009–2012 годах (руб.)»).

Материнские пособия в 2009–2012 годах (руб.)[186]

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

Единовременное пособие при рождении / усыновлении ребенка

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет

В настоящее время в области регулирования таких демографических процессов, как стимулирование рождаемости и укрепление семьи в Российской Федерации определены следующие направления: формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более; создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей; обеспечение условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности женщин с выполнением семейных обязанностей по воспитанию детей; повышение воспитательного потенциала семьи; разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.

Задачами демографической политики российского государства в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи является: создание предпосылок для повышения рождаемости; всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности; создание условий для самореализации молодежи; обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи
при рождении ребенка.

Одним из главных условий создания и укрепления семьи, a также увеличения деторождаемости, т.е. в целом улучшения демографической ситуации, является развитие рынка доступного жилья. Правительством Российской Федерации был принят национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», выполнение которого было рассчитано на шесть лет. Данный проект включает подготовительный (2005 г.), первый (2006–2007 гг.) и второй (2008–2010 гг.) этапы.

На первом этапе должны были быть достигнуты такие ключевые приоритеты, как:

1) увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;

2) повышение доступности жилья;

3) увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры;

4) выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан.

Общий бюджет приоритетного нацпроекта на первом этапе составлял 212,9 млрд. руб., из них на прямые расходы выделялось 122,9 млрд. руб., государственные гарантии – 90 млрд. руб. Основную часть этих средств составляли средства федерального бюджета – 86,1 млрд. руб. и государственные гарантии – 60 млрд. руб. Средства региональных и местных бюджетов должны были составить – 36,8 млрд. руб. прямых расходов и 30 млрд. руб. – государственных гарантий[187].

Реализация проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» задерживается по причине недостатка финансовых средств у населения; отсутствия реальной возможности у подавляющей части населения приобрести комфортное жилье (несоразмерен с трудовым заработком первый взнос; велики процентные ставки по кредитам (15–19 %, в некоторых регионах доходит до 21 %); механизмы классической и социальной ипотеки оставляют желать лучшего.

Без содействия коммерческих организаций, в том числе крупных строительных компаний, эта государственная программа вряд ли может быть осуществлена.

Вопросы и задания

1. Сформулируйте основные задачи государственной социальной политики России, направленные на укрепление и стимулирование рождаемости.

2. Приведите статистические даны о рождаемости в Российской Федерации с 2000 по 2006 гг.

3. Охарактеризуйте меры по материальной поддержке семей, направленные на стимулирование рождаемости.

4. Перечислите меры, принимаемые Правительством Российской Федерации в области стимулирования рождаемости с 2006 года по настоящее время.

5. Назовите направления и задачи демографической политики в Российской Федерации в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи. Охарактеризуйте этапы их выполнения.

6. Подготовьте эссе на тему: «Влияние материнского капитала на стимулирование рождаемости».

7. Познакомьтесь с проектом «Доступное и комфортное жилье гражданам России». Укажите причины задержки его выполнения.

Родить — погодить: материнский капитал уже не помогает

Дмитрий Медведев поручил проработать новые меры стимулирования рождаемости

Глава правительства РФ Дмитрий Медведев дал распоряжение профильным ведомствам разработать и представить до 1 июня 2017 года предложения по дополнительным мерам стимулирования рождаемости в стране. Соответствующее распоряжение размещено на официальном сайте кабмина.

Совершенствовать государственную демографическую политику предстоит главе Минтруда Максиму Топилину, министру здравоохранения Веронике Скворцовой, руководителю Минфина Антону Силуанову, а также министру экономического развития Максиму Орешкину.

Такое поручение, как следует из пояснений РИА «Новости», Медведев дал им по итогам недавнего обсуждения в Госдуме отчета правительства о результатах работы в 2016 году.

И, видимо, не случайно предъявить конкретные разработки по теме ответственные руководители должны именно к 1 июня. Эта дата обозначена в календаре не только как начало лета, но и как Международный день защиты детей.

С чем связан новый кризис в демографии. И почему программы материнского капитала уже недостаточно чтобы решить проблему?

Сергей Шаргунов о судьбе обитателей московских общежитий, которым не грозит реновация

Эти и другие вопросы «СП» адресовала ведущему демографу Экспертного центра Всемирного Русского Народного Собора Владимиру Тимакову:

— Мы уже в этом году, скорей всего, получим отрицательный прирост населения. Впервые после того, как четыре года до этого имели естественный прирост населения положительный.

Тут два момента сходятся.

Самый главный — мы начинаем «пожинать плоды» демографического провала «девяностых», когда из-за разного рода социально-экономических и политических проблем рождаемость в стране резко снизилась. Это привело к тому, что «детей девяностых» просто мало. Соответственно, значительно меньше мы сегодня имеем и женщин репродуктивного возраста.

По нашим прогнозам, это станет главной причиной снижения рождаемости у нас на 30% в ближайшее десятилетие.

Рождаемость в расчете на одну женщину продолжает расти, несмотря на экономический кризис. И суммарный коэффициент рождаемости у нас даже вырос до 1,8. Но женщин молодых возрастов — от 20 до 25 лет, на которых рождение первых детей приходится, становится меньше.

Это долгосрочная проблема, которая очень скоро создаст нам серьезные демографические трудности.

Вторая проблема связана с тем, что 2016 год был високосный. А поскольку у нашего населения есть суеверие, что в високосный год семью лучше не создавать, то число заключенных браков за этот период сократилось весьма существенно — более чем на десять процентов. Соответственно, и первых рождений, которые, как правило, примерно через год после первого брака бывают, будет уже меньше.

Ознакомьтесь так же:  Ютуб фильмы ликвидация все серии

Мы, действительно, стоим перед проблемой. И «перекрыть» ее только вторыми рождениями невозможно. Нужно увеличить теперь количество третьих рождений. Материнский же капитал был рассчитан, в принципе, на поддержку второго ребенка. Рождение третьего никак не стимулируется.

Поэтому я думаю, что эффективная демографическая политика в этой ситуации должна быть нацелена на поддержку не только второго, но и третьего ребенка. То есть материнский капитал-дубль.

«СП»: — Но сам Медведев как раз считает, что для того, чтобы добиться коэффициента прироста населения до двух пунктов, надо стимулировать рождение первенцев в семье. Он это назвал «ключевой задачей»…

— Если принимать во внимание статистику, то сейчас снижается количество рожденных первых детей. Но это связано именно с тем, что меньше молодых матерей. Те, кому сейчас тридцать лет, они уже имеют двоих, и даже троих детей. И по этим показателям у нас падения нет.

Падение будет именно по первенцам. Хотя я все-таки думаю, что большинство людей, настроенных на нормальную семейную жизнь, первого ребенка родит по любому, если только нет каких-то медицинских противопоказаний.

Материальная проблема перед первым ребенком не стоит. Обычно материальные проблемы серьезные начинаются со второго, третьего ребенка. Поэтому, мне кажется, здесь ошибочная стратегия. Начинать стимулировать рождение второго и третьего ребенка, может быть, имеет смысл с первого.

Поясню: в случае рождения первого ребенка, люди должны получать большой кредит на расширение жилищных условий, в которых они потенциально могли бы родить и второго, и третьего. А потом они либо гасят этот кредит сами, либо им помогает государство, если они отваживаются на второго и третьего ребенка.

Вот с этим подходом я бы согласился. Да, у нас многодетным семьям дают землю и говорят: «Стройте». А что они могут строить, если на детей уже все потратили?

«СП»: — Почему тогда в бедных странах, где государство семьям не помогает, рождаемость, как правило, гораздо выше, чем в странах богатых?

— Это не столько материальный фактор, сколько (кроме духовных факторов, о которых можно много говорить) довольно простой биологический. В тех странах, где высокая детская смертность, у людей установка рожать как можно больше. Иначе все дети умрут.

Почему у нас до революции семьи столько рожали — хоть крестьянские, хоть дворянские? Потому что больше половины рожденных детей на кладбище относили. Кто двух детей рожал, тот рисковал остаться вообще без детей в старости.

Но когда медицина позволяет с детской смертностью в целом справиться, через одно-два поколения падение рождаемости наступает практически во всех странах. Разной глубины, конечно.

Сейчас такое падение захватило практически все страны, кроме Африки. Если двадцать-тридцать лет назад в средней арабской семье было десять детей, то сейчас арабский мир уже выходит на двухдетные семьи. Иран, Латинская Америка, Индия тоже ниже трехдетности спустились. Хотя Индия была очень многодетная страна.

В значительной степени это связано с тем, что люди понимают: медицина позволит им спасти детей.

Нам желательно, конечно, на двух детей в среднем все же выходить. Главное, в России сегодня материальный фактор работает. Если он, допустим, в некоторых западных странах не срабатывает, то у нас вполне. Материнский капитал ведь сработал на второго ребенка. Надо поддержать теперь рождение третьего. Но начиная с первого.

Научный директор Независимого института семьи и демографии Игорь Белобородов настроен пессимистично:

— Если говорить о материнском капитале, то его и вначале было недостаточно для решения этого вопроса. Он помог только немножко смягчить кризис, но никак не исправить. Ибо меры материального характера очень ограничены по своей природе.

И опять, я так понимаю, речь пойдет о компенсациях, о льготах, о пособиях…

А это совсем не то, что надо для изменения установок на число детей. Тут нужны меры, прежде всего, идеологического, духовного, пропагандистского характера, если хотите. А их нет. И не предвидеться.

Поэтому демографическая яма будет, безусловно, углубляться.

Материнский капитал буксует еще сильнее, чем буксовал раньше. Поскольку возрастная структура ухудшается. Если на момент введения этой меры мы могли говорить о том, что стимулирует двухдетность, и очень частично, трехдетность, то лет через пять этого будет совсем недостаточно. Теперь уже мы должны стимулировать трехдетность и четырехдетность…

Возложить задачу предлагается исключительно на функционеров материально ориентированных ведомств. Но у них нет ни демографического образования, ни собственного семейного опыта — т.е. они не видят эту проблему изнутри. Они смотрят на нее, сидя в мягких креслах, на высоких этажах. А этого недостаточно.

«СП»: — Что, по вашему мнению, здесь является наиболее важным?

— Необходим принципиально иной подход к вопросу. Нужно начинать со стратегии расселения: как живут семьи, как они должны жить? Достаточно ли им жизненного пространства, жизненной свободы? Если ответ будет отрицательный (а компетентный ответ может быть только такой), то мы должны тогда подходить к проблеме строительства малоэтажного жилья.

Мы должны по-другому посмотреть на проблему здравоохранения. Насколько оно семейно-ориентированное. Если в здравоохранении все нормально (я думаю, мало найдется тех, кто скажет именно так), то почему все больше семей предпочитают рожать дома? Почему мы все еще в лидерах по показателям абортов? И т. д…

Надо начинать с таких, в общем, базовых вещей, которые сегодня даже не затронуты. Даже не находится на повестке дня. Это еще и вопрос разводов — проблема не решается даже в дальнем приближении. Она даже не обсуждается.

То есть, чтобы вещи сдвинуть с мертвой точки, надо хотя бы их обозначить. Я сегодня не вижу такого обозначения.

Поэтому, безусловно, надо поддерживать премьера, с одной стороны, в его положительных намерениях. Но, мне кажется, еще посоветовать, как-то обновить кадровый состав. Чтобы привлечь к этому экспертов, ученых, в, конце концов, родителей, имеющих соответствующий опыт.

Но сегодня просто нет эмпирической базы. А чтобы ответить на вопрос, чего хотят семьи, и что поможет нам повысить рождаемость, мы должны, по крайне мере, исследовать это поле. То есть провести очень серьезный федеральный социологический опрос. Провести мониторинги.

Нужны элементарные управленческие действия

«СП»: — Проблема в чем?

— Некому этим заниматься. У нас, несмотря на бедствие демографическое, нет ни одного профильного демографического вуза. Вся наша научная демография, социология семьи и семейной политики ограничивается несколькими кафедрами на всю огромную страну. Пока еще входящую в десятку самых населенных стран мира.

Можно ли с таким экспертным и научным потенциалом решить очень сложную, стратегическую проблему?

За контроль над деньгами стариков развернулась подковерная борьба

Большая часть россиян получает такое пособие по возрасту, что на него легче умереть, чем выжить

Обманутая страна ждет случая, чтобы поквитаться с властью за пенсии

Материнский капитал стимулирование рождаемости

В связи с падением рождаемости социальный блок правительства предлагает пакет мер по ее стимулированию, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника. Необходимо сохранить действующие меры и выработать новые, подтвердил пресс-секретарь социального вице-премьера Ольги Голодец.

После беби-бума 2000 г. – пик пришелся на 2014 г. – рождаемость начала падать. По данным Росстата, в I квартале 2017 г. рождаемость упала на 10,1% в годовом сравнении, естественная убыль населения – 76 100 человек против 34 700 годом ранее (см. график).

Минтруд прислал в Минфин большой список мер, две – основные и требуют больших бюджетных вливаний, говорят чиновники. Совещание по демографии и стимулированию рождаемости у президента намечено на четверг, рассказывают они и подтверждает пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Минтруд предлагает продолжить выплачивать материнский капитал до 2023 г., говорил министр Максим Топилин. Программа была запущена с 2007 г. и пока действует до конца 2018 г. (см. врез). Это около 400 млрд руб. в год – половина расходов государства на поддержку материнства. Также было поручение премьера Дмитрия Медведева о дополнительном поощрении женщин, родивших второго ребенка до 30 лет. Против одновременного продления материнского капитала до 2023 г. и нового поощрения возражает Минфин, рассказывает один из чиновников: «Автоматическое продление программы материнского капитала скорее дестимулирует рожать двух детей, поскольку до ее окончания остается еще несколько лет». И дело не только в значительных долгосрочных обязательствах бюджета, Минфину, как обычно, не нравится отсутствие адресности и критериев нуждаемости, добавляет он.

Минфин (его представитель отказался от комментариев) предлагает альтернативу, рассказывают два чиновника: продлить выплату материнского капитала до 2019 г., а затем переформатировать программу. Министерство, по их словам, выдвигает два условия. Платить материнский капитал только в регионах, где рождаемость находится ниже средней по России, а также в регионах с естественной миграционной убылью населения. И только тем семьям, чьи доходы после рождения второго ребенка падают ниже 2,5 прожиточного минимума. Сэкономленные деньги Минфин готов направить, например, на другие меры стимулирования рождаемости, в том числе на новые адресные выплаты и пособия.

Еще одна идея соцблока – значительно увеличить пособие по уходу за ребенком женщинам, которые рожают до 25 лет. Представитель Минтруда подтверждает идею стимулировать женщин не откладывать рождение первенца. Но усилится другая демографическая проблема, возражает федеральный чиновник: «Есть риск, что женщина до 25 лет не успеет получить образование, приобрести профессию – и это приведет к уходу женщин с рынка труда, что в условиях сокращения населения трудоспособного возраста еще больше обострит проблему дефицита работников». Вряд ли мера приведет к взрыву рождаемости, сомневается директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева: «Это глобальный тренд: женщина ориентирована на карьеру». Оно «все равно будет копеечным», убежден замдиректора Института мировой экономики и международных отношений им. Примакова Евгений Гонтмахер: «Речь идет о прибавке в 200–500 руб.».

Чиновники финансово-экономического блока солидарны: нужно понять причины снижения рождаемости, прежде чем ее стимулировать. Падение рождаемости связано с демографическими волнами, говорит один из них: беби-бум 2000-х связан с беби-бумом 80-х, теперь в детородный период вступают дети 90-х – в это десятилетие был провал рождаемости. Падение рождаемости может быть связано и с ростом бедности, полагает другой федеральный чиновник: и тогда, возможно, нужно бороться с бедностью, а не стимулировать бедных рожать.

Реальные доходы населения падают четвертый год почти непрерывно, за два года кризиса к началу 2017 г. сократились на 12%, оценивали эксперты Института соцполитики ВШЭ. За первые четыре месяца 2017 г. – на 2,2%. За 2014–2016 гг. доля бедных возросла до 13,5% населения. Еще важнее для рождаемости уровень субъективной бедности, замечает федеральный чиновник. В среднем за 2016 г. 40% населения испытывали проблемы с покупкой еды или одежды. Чтобы рожать, люди должны поверить в будущее, рассуждает чиновник.

Ознакомьтесь так же:  Как составить отчетность по зарплате

Семьи, в которых родился или был усыновлен второй ребенок (и последующие дети), могут рассчитывать на материнский капитал, сейчас это 453 026 руб. Получить выплату можно лишь однажды.

Больше всего людям мешают заводить детей материальные трудности и неуверенность в завтрашнем дне, показал опрос Росстата, проведенный в I квартале (почти половина респондентов). На жилищные трудности ссылались чуть больше трети опрошенных. На четвертом месте в списке препятствий – женщинам не хватает мужчин, а мужчинам – работы.

Принято считать, что за 10 лет материнский капитал доказал свою эффективность, но программа действовала на фоне экономического роста, социальной стабильности, благоприятной демографической ситуации, перечисляет Малева. Сейчас же доходы населения падают, социальная стабильность сменилась напряжением, численность матерей в репродуктивном возрасте «непристойно низкая», указывает она: «Это та демографическая яма, которая сложилась в 1990-х гг.». Чтобы выросла рождаемость, люди должны снова увидеть хорошие перспективы, а это зависит от общей политики государства, согласен Гонтмахер.

По его словам, подавляющее большинство семей, получивших сертификат на материнский капитал, пока деньги не потратило. Из трех возможных целей – образование для ребенка, улучшение жилищных условий или пополнение накопительной части пенсии матери – чаще всего деньги тратят на жилье, но далеко не каждая семья в этом нуждается или ей хватит этих денег, рассказывает он, небольшую сумму можно взять наличными и многие этим пользуются.

Поддержать рождаемость могло бы, как и во всем мире, развитие сервисов для семей с детьми, возможностей родовспоможения, строительство детских садов, яслей, развитие рынка услуг нянь, советует Малева. Например, во Франции и Швеции либерализовали трудовое законодательство, ввели дополнительные отпуска, стимулировали развитие сети дошкольных учреждений, продолжает она.

Материнский капитал как один из способов решения демографической ситуации в Российской Федерации

Статья просмотрена: 788 раз

Библиографическое описание:

Давидян О. В., Давидян К. В. Материнский капитал как один из способов решения демографической ситуации в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 150-151. — URL https://moluch.ru/archive/23/2366/ (дата обращения: 25.12.2018).

Демографическая ситуация в Российской Федерации является сегодня одной из самых острых социально-экономических проблем, затрагивающих интересы национальной безопасности, и стала результатом целенаправленной деятельности Президента и Правительства России по принципиально новому подходу к проблеме рождаемости.

В условиях критической демографической ситуации, характеризующейся выраженной депопуляцией большинства регионов Российской Федерации, проблемы репродуктивного здоровья населения приобретают особую значимость [1].

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года только 15% из 41 млн. российских семей воспитывают двух несовершеннолетних детей, менее 3% семей воспитывают трех и более несовершеннолетних детей, и почти у половины семей несовершеннолетних детей нет.

В мае 2006 года в Обращении Президента Российской Федерации Владимира Путина к Федеральному Собранию решение демографических проблем было названо важнейшим национальным приоритетом, а в то время первый вице-премьер Правительства Дмитрий Медведев особо отметил, что «впервые в российской практике вводится принципиально новая мера стимулирования рождаемости».

Материнский (семейный) капитал – форма государственной поддержки семей, имеющих детей, осуществляемая с 2007 года при рождении (усыновлении) второго, (третьего или последующего – только если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки) ребёнка в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года, имеющего российское гражданство [2].

Размер материнского (семейного) капитала по годам представлен в таблице 1.

Размер материнского капитала по годам

Размер выплат (дотация) руб.

с 1 января 2007

256-ФЗ от 29.12.2006 г.

с 1 января 2008

ч. 1 ст. 11 198-ФЗ от 24.07.2007 г.

с 1 января 2009

ч. 1 ст. 11 204-ФЗ от 24.11.2008 г.

с 1 января 2010

ч. 1 ст. 10 308-ФЗ от 02.12.2009 г.

с 1 января 2011

241-ФЗ от 28.07.2010 г

В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22.12.2006), право на получение материнского (семейного) капитала имеют:

1) женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 года [2]. Материнский (семейный) капитал может быть потрачен только на следующие цели:

— получение образования ребёнком;

— улучшение жилищных условий;

— формирование накопительной части трудовой пенсии.

Распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала возможно только по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка, т.е. реальные выплаты начались с 2010 года. На эти цели в федеральном бюджете на 2010 год заложено 132 млрд. руб. [3].

2 августа 2010 года в законодательство внесены изменения, касающиеся использования средств материнского капитала. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счёт средств материнского (семейного) капитала» вносит изменения в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», в соответствии с которыми в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, вместо справки о рождении по форме № 26 будет выдаваться свидетельство о рождении. С этой целью признается утратившим силу абз. 3 п. 2 ст. 20 ФЗ «Об актах гражданского состояния». Изменения закона будут распространяться на ситуации, которые возникли после 15 ноября 1997 года. Возможность получения свидетельства о рождении позволяет матерям, потерявшим ребенка на первой неделе жизни, получить сертификат на материнский капитал.

Число родившихся детей за период 2006 – 2010 г.г. представлено в таблице 2.

Материальное стимулирование рождаемости в ЦФО

Material stimulation of the birth rate in the Central Federal District

Выходные сведения: Бобровская Е.А. Материальное стимулирование рождаемости в ЦФО // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №4 (37). URL: http://www.innov.ru/science/economy/materialnoe-stimulirovanie-rozhdaem/

Авторы:
Бобровская Е.А. 1
1 доцент кафедры хирургических болезней ФПО, кандидат медицинских наук, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Курск, Россия, [email protected]

Authors:
Bobrovskay E.A. 1 1 associate Professor of the Department of surgical diseases, candidate of medical sciences, Kursk state medical university, Kursk, Russian Federation , [email protected]

Ключевые слова: молодая семья, рождаемость, социальная поддержка, материнский капитал, региональный капитал

Keyword: young family, fertility, social support, maternity capital, regional capital

Аннотация: В статье проводятся анализ изменения общих коэффициентов рождаемости в регионах Центрального федерального округа (ЦФО) в 2011-2016 гг., а также краткий обзор государственных программ по поддержке молодых семей и рождаемости. В работе исследуется изменение величины пособий по рождению ребенка, единовременных пособий по уходу за ребенком до до-стижения им до полутора лет в Курской области, а также приводится величина региональных материнских капиталов, выплачиваемых при рождении третьего ребенка по регионам ЦФО по состоянию на 2018 г. В ходе исследования было установлено, что в целом по ЦФО наблюдается положительная динамика в показателях рождаемости. Было выяснено, что повысили свои позиции в рейтинге регионов ЦФО по рождаемости на 1000 населения в 2016 г. относительно 2011 г. – Калужская, Липецкая, Московская, Рязанская, Ярославская области и Москва. Понизилась позиция у Белгородской, Брянской, Костромской, Курской, Орловской, Смоленской и Тверской областей. Наибольшее продвижение вверх произошло Калужской и Рязанской областях, а вниз – в Курской и Белгородской областях. Лидером по показателю рождаемости в 2016 г. является Московская область, замыкают рейтинг Тамбовская и Тульская области. Наибольший размер регионального материнского капитала выплачивается в Смоленской области, наиболее разнообразные меры по поддержке семей, где родилась двойня и тройня в Липецкой области, отсутствует региональный материнский капитал в Москве и Костромской области.

Annotation: The analysis of changes in total fertility rates in the regions of the Central Federal district (CFD) in 2011-2016 and a brief review of state programs to support young families and fertility are carried out in the article. Changes in the amount of benefits for the birth of a child and one-time benefits for the care of a child until he reaches the age of one and a half in the Kursk region are investigated in the article. The estimation of the size of the maternity capital paid at the birth of the second child in the regions of the Central Federal district as of 2018 is given in the article. There is a positive trend in fertility rates in the regions of the Central Federal district, which was established in the research. It was found that Kaluga, Lipetsk, Moscow, Ryazan, Yaroslavl regions and Moscow have increased their positions in the ranking of regions of the Central Federal district by birth rate per 1,000 population in 2016 relative to 2011. The position of Belgorod, Bryansk, Kostroma, Kursk, Oryol, Smolensk and Tver regions decreased. The greatest upward movement occurred in Kaluga and Ryazan regions, and downward – in Kursk and Belgorod regions. The leader in terms of fertility in 2016 is the Moscow region, the Tambov and Tula regions close the rating. The largest amount of regional maternity capital is paid in the Smolensk region, the most diverse measures to support families where twins and triplets were born in the Lipetsk region, the regional maternity capital in Moscow and Kostroma region is absent.

В любой цивилизованной стране существует социальная политика, и, чем выше уровень развития страны, тем больше внимания уделяется развитию социальной сферы – поддержке молодых семей, повышению рождаемости, повышению качества медицинского обслуживания, обеспечения населения доступными детскими садами и школами, местами организации семейного досуга и детского творчества и спорта. В Российской Федерации реализуется ряд федеральных программ по поддержке молодых семей, существуют так же региональные программы, которые отличаются в силу финансовых возможностей регионов и зависят от демографического и миграционного факторов.

В Центральном федеральном округе (ЦФО), как известно, проживает наибольшая часть населения России, что, в свою очередь, в большой степени обусловлено высоким миграционным притоком из других федеральных округов и стран ближнего зарубежья. В целом по стране после введения в 2007 г. дополнительных мер государственной поддержки семей с детьми в виде материнского капитала [1] удалось повысить уровень рождаемости и выровнять демографическую ситуацию, но, начиная с 2013 г., уровень рождаемости в стране начала снижаться.

Курская область – одни из регионов ЦФО, находящийся в Центральном Черноземье, не отличающийся высоким уровнем социально-экономического благополучия, но, тем не менее, активно участвующий в реализации федеральных государственных программ по поддержке молодых семей [2], развитии инфраструктуры, где немалую роль играет крупный бизнес, расположенный на территории области, который ведет активное взаимодействие с областной администрацией в плане обустройства городских территорий.

Ознакомьтесь так же:  Штраф за отсутствие водительского удостоверения на мопед

В виду того, что демографическая ситуация в стране начала ухудшаться, несмотря на продление сроков программы по выдаче материнского капитала, целесообразно оценить, какие меры материального стимулирования рождаемости и поддержки семей с детьми существуют в Курской области и регионах ЦФО.

Материал и методы

В работе использовались данные Федеральной службы государственной статистики [3-6]. Анализ проводился с использованием статистико-экономических методов: аналитического, сбора данных, сравнительного анализа, графического [7].

Результаты и обсуждение

В своей работе Голованова М.В. [8] отмечает, что негативная тенденция в развитии демографии России ставит под вопрос не только экономическое процветание страны в будущем, но и ее существование в прежних границах. Во-первых, старение трудоспособного населения и уменьшение показателей рождаемости приведет в перспективе к снижению рынка труда, снижению налоговых отчислений и повышению расходов на выплату пенсий и оказание медицинских услуг, поскольку стареющее население будет превалировать над трудоспособным. Во-вторых, уже в настоящий момент происходит стремительный отток населения из малонаселенных территорий России – Дальнего Востока и Сибири, что в перспективе может привести к потере этих территорий, если число мигрантов из Китая будет превышать российское население, то станет возможным проведение референдума и присоединение спорных территорий к Китаю. В связи с тенденциями к снижению рождаемости в большинстве регионов России, рано или поздно, такая ситуация может стать потенциально возможной на территории любого региона, что связано с ростом трудовой миграции из стран ближнего зарубежья [9], а, как известно, мигранты из ближней Азии и Кавказских республик рожают в разы больше детей, чем русские семьи.

Проблемами повышения рождаемости в России пытались заниматься еще в послевоенные годы, повышая размер пособий по уходу за ребенком, но ожидаемого результата добиться так и не удалось [10]. В период после распада СССР рождаемость в России резко упала, поскольку в условиях экономической нестабильности 1990-х годов семьи не решались заводить более одного ребенка, либо откладывали вопрос рождения детей до более благополучных времен.

В настоящее время в России реализуются различные программы по социальной поддержке молодых семей [11, 12, 13]. Важнейшими проблемами молодых семей в России являются: доступность собственного или хотя бы отдельного жилья, а также низкий уровень оплаты труда, не позволяющий большинству семей содержать более одного ребенка при обоих работающих родителях. Так же одной из нерешенных проблем является низкая доступность дошкольного образования, сложившаяся ввиду сокращения числа детских садов в период спада рождаемости, а при повысившемся уровне рождаемости в последние годы образуются колоссальные очереди в муниципальные детские сады. Это сказывается на возможности матери выйти на рабочее место в срок, на росте коррупции в детских садах, и на пребывании детей в группах, поскольку переполненные группы стали нормой, при этом на нарушение СанПиН при размещении детей перестали обращать внимание, в результате чего в детских садах сохраняется высокий уровень заболеваемости детей вирусными и инфекционными заболеваниями. Что касается школьного образования, то здесь также сохраняется угроза коррупции при поступлении в те государственные школы, где дают высокий уровень знаний в сравнении с другими, а также нет переполненности классов, сказывающиеся на успеваемости учеников, наличии третьих смен.

Сейчас ведется активная застройка новых кварталов жилыми домами высокой этажности и продажа квартир молодым семьям, позволившим себе ипотечное кредитование, но не осуществляется достаточного обеспечения новых жилых районов социальной инфраструктурой в виде детских садов, школ, поликлиник проводится с большим опозданием. Это приводит к дополнительной нагрузке на дошкольные и школьные учреждения ближайших районов и необходимости родителей прибегать к услугам частных детских садов и школ, активно размещающихся в жилых домах новых районов.

Мера государственной поддержки в виде однократной выдачи материнского капитала при рождении второго и более детей [14, 15, 16], позволила многим семьям решать жилищные вопросы, используя целевые средства в качестве первого взноса по ипотеке, либо при расширении имеющейся жилплощади. Другой вид материальной поддержки семей в решении жилищного вопроса – Жилищная программа «Молодая семья» [17], предусматривающая субсидирование на покупку жилья молодыми семьями, для оформления документов на которую потребуется куда больше времени и нервов, чем на подачу документов по ипотеке. Для семей, участвующих в программе «Молодая семья» [18] предлагаеются льготные условия по ипотечному кредитованию, а также со стороны государства проводится поддержка молодых семей по части обеспечения их автотранспортом под названием «Семейный автомобиль», в которой предусмотрены скидки и льготные ставки по кредитам для семей с двумя и более детьми на приобретение автомобиля из определенного перечня.

Таким образом, для поддержки семей с детьми и повышения рождаемости в государстве принимаются следующие меры:

— выдача материнского капитала;

— оказание дополнительной поддержки неполным семьям с детьми и многодетным семьям с низкими доходами, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семьям, имеющим детей-инвалидов;

— снижение числа абортов;

— повышение обязательств родителей по надлежащему содержанию детей;

— укрепление материальной базы по поддержке женского здоровья и качества медицинских услуг в родильных домах и женских консультациях;

— мотивация населения для создания семей и работа с подрастающими поколениями по сохранению репродуктивного здоровья и семейных ценностей [20].

Также в большинстве регионов стимулируется многодетность – при рождении третьего ребенка единоразово выплачивается региональный материнский капитал [21], предоставляются дополнительные льготы и повышаются социальные выплаты.

Как видим, меры социальной поддержки в Российской Федерации развиваются и активно применяются, но резкое снижение реальных доходов населения за последние четыре года, не позволяющее обзавестись собственным жильем даже в рамках льготного кредитования, содержать достойно членов семьи даже с одним ребенком, нерешенность проблемы с доступностью дошкольного образования, приводят к тому, что рост рождаемости в стране начала падать и продление программы материнского капитала уже не способно преломить складывающуюся негативную тенденцию, что подтверждается анализом динамики коэффициентов рождаемости в регионах ЦФО в 2011-2016 гг. (таблица 1).

Таблица 1 – Общие коэффициенты рождаемости в регионах ЦФО в 2011-2016 гг.

*Источник: данные Федеральной службы государственной статистики [4, 5, 6]

Единой тенденции в развитии показателей рождаемости среди регионов ЦФО нет – в некоторых регионах коэффициент растет, в других падает, а в целом по ЦФО наблюдается небольшой рост. Так повысили свои позиции в рейтинге регионов по рождаемости на 1000 населения в 2016 г. относительно 2011 г. – Калужская, Липецкая, Московская, Рязанская, Ярославская области и Москва. Понизилась позиция у Белгородской, Брянской, Костромской, Курской, Орловской, Смоленской и Тверской областей. Большое продвижение вверх произошло Калужской и Рязанской областях, а вниз – в Курской и Белгородской областях. Негативные тенденции в регионах Черноземья (Курской и Белгородской области) могут быть обусловлены, во-первых, падением реальных доходов населения, ростом безработицы в связи с экономическим кризисом после 2014 г. и близостью к приграничной зоне, где ведется вооруженный конфликт. Если лидер в 2016 г. изменился с Костромской области на Московскую, то замыкающие регионы практически остались прежними – Тамбовская и Тульская, также стоит отметить низкое положение Воронежской области – среди регионов Черноземья она обладает высоким уровнем промышленного развития, а в рейтинге занимает позиции ниже Курской, Липецкой и Белгородской областей.

В Курской области проводятся меры поддержки рождаемости в виде выплат единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячных пособий по уходу за ребенком до полутора лет, которые различаются в зависимости от количества детей, ну и, конечно же, материнский капитал, который с 2011 г. вырос на 23,8%.

*Источник: Рассчитано автором на основе данных [5]

Рисунок 1 – Динамика изменения единовременной выплаты при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком в Курской области в 2011-2016 гг., руб.

В динамике виды материальной поддержки рождаемости в Курской области выросли (рисунок 1), но очень медленно и все еще остаются на низком уровне. Получается, что ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком до достижения им полутора лет вдвое ниже прожиточного минимума, установленного в Курской области, более, чем вдвое, а по уходу за вторым ребенком приближены к значению прожиточного минимума и все равно остаются ниже. При прочих условиях, в которых проживают молодые семьи Курской области, у многих не возникает желания рожать более одного ребенка, а зачастую второго ребенка рожают больше из-за необходимости в материнском капитале.

Почти во всех регионах ЦФО существует стимулирование и поддержка многодетных семей.

*Источник: Составлено автором на основе данных сайта «Все про материнский капитал» [21]

Рисунок 2 – Размер регионального материнского капитала при рождении третьего ребенка в регионах ЦФО, тыс. руб.

Так, во всех регионах ЦФО, кроме Москвы, где нет необходимости в стимулировании рождаемости, и Костромской области, которая еще пять лет назад была лидером среди регионов ЦФО по коэффициенту рождаемости. Максимальный региональный капитал по рождению третьего ребенка предусмотрен в Смоленской области, пяти областях его размер равен 100 тыс. руб., в Курской области 75 тыс. руб., в рязанской области четь больше 60 тыс. руб., в Ярославской и Белгородской чуть выше 50 тыс. руб., а в остальных на уровне 50 тыс. руб. В Липецкой области наиболее дифференцированы меры региональной поддержки рождаемости – за рождение близнецов (двойни) единоразово выплачивают по 50 тыс. руб. на каждого ребенка, а при рождении тройни или более детей выплачивают 1,2 млн. руб.

В ходе исследования было установлено, что в ЦФО в целом уровень рождаемости в расчете на 1000 чел. населения имеет положительную тенденцию. В разрезе регионов ЦФО нет единой тенденции развития рождаемости, но за период 2011-2016 гг. лидирующая позиция перешла от Костромской области к Московской, замыкающие позиции принадлежат Тамбовской и Тульской областям. В регионах Центрального Черноземья наблюдается снижение уровня рождаемости, что связано, в большей степени со снижением уровня реальных доходов населения. Меры государственной и региональной поддержки рождаемости в Курской области находятся на низком уровне, но, безусловно, есть регионы, где ситуация еще хуже.

В целом в России начавшееся снижение рождаемости не получается повернуть вспять даже при продлении материнского капитала и необходимо разрабатывать новые меры по стимулированию рождаемости, поддержке молодых семей с детьми и повышать доступность жиль, дошкольного и школьного образования, а также вести политику среди работодателей в поддержку матерей с малолетними детьми, для того, чтобы снизить частоту увольнений из-за необходимости матерей выходить на больничный по уходу за ребенком (официально озвучиваются другие причины).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *