Машинист метро требования по здоровью

Машинист метрополитена. Риски профессии

В такой профессии, как машинист метрополитена, возраст и связанные с ним психофизиологические характеристики имеют решающее значение.

Обладая достаточным опытом работы и высоким уровнем профессионализма, машинисты среднего возраста выполняют наиболее сложные, ответственные действия и составляют «ядро» бригадиров и наставников. Если их численность составляет не менее 30 % от численности всего цеха, это служит фактором профессиональной надежности транспортного подразделения в целом.

Столичный метрополитен стремительно развивается, вводятся в строй новые участки, что, естественно, требует притока рабочей силы. При этом ситуация складывается так, что формируется демографический перекос в сторону омоложения кадров. Так, на пусковых линиях количество молодых машинистов со стажем менее двух лет может составлять 20-22 %. В то же время по объективным причинам постоянно (ежегодно на 6-7 % по всему метрополитену) сокращается группа работников в возрасте 45-49 лет. Демографический анализ, проводимый в каждом депо, позволяет выявить наиболее тревожные в этом отношении коллективы.

Существующая в. последние годы тенденция к резкому омоложению кадров опасна, прежде всего, в связи с выраженными проблемами адаптации к новым условиям труда, а также с недостаточно высоким профессиональным уровнем молодых машинистов.

Не может не тревожить тот факт, что группа машинистов предпенсионного возраста (51 год — 55 лет) постоянно сокращается. Причина в том, что около 20% из них страдают хроническими сердечнососудистыми заболеваниями, а значит, входят в группу риска с высокой вероятностью возникновения сердечно-сосудистых осложнений.

Пренебрежительное отношение к своему здоровью, отсутствие своевременной диагностики и профилактики неизбежно снижают показатели профессионального долголетия.

Многолетний опыт наблюдения за состоянием здоровья машинистов с диагностированной сердечно-сосудистой патологией подчеркивает недостатки традиционного подхода к данной проблеме. Приведем пример. Машинистов ставят на диспансерный учет с гипертонической болезнью 1-й степени. На начальных стадиях гипертонической болезни, как известно, можно достаточно эффективно бороться с недугом с помощью немедикаментозных способов: диеты, фитотерапии, двигательной активности, отказа от вредных привычек оздоровления образа жизни в целом. Однако высокие стрессовые нагрузки и особенности режима труда (рваный суточный ритм) затрудняют профилактику заболевания. В итоге через 7-8 лет неизбежна профессиональная дисквалификация.

Таким образом, у работоспособных людей на рубеже 40-летия упускается «золотой период» немедикаментозной коррекции эпизодической гипертензии (повышения артериального давления), избыточного веса. К 48-50 годам, т.е. за пять лет до достижения пенсионного возраста, мы получаем «проблемного» машиниста с высоким риском сердечнососудистых осложнений.

Идеология безопасности движения, принятая на транспорте, исключает возможность использования такого машиниста без профессиональных ограничений. Возникает противоречивая ситуация: с одной стороны, работодатель обязан предоставить сотруднику работу в соответствии с его основной специальностью и дать возможность доработать до пенсионного возраста -55 лет. С другой строны, машинист с опасным медико-профессиональным прогнозом сам по себе служит фактором риска на метрополитене — ведь он отвечает не только за свою жизнь, но и за жизнь пассажиров.

Контроль за состоянием здоровья машинистов должен быть постоянным. Используемая на Московском метрополитене компьютерная система предрейсового медицинского контроля позволяет анализировать состояние машиниста по целому ряду параметров, осуществлять функциональный мониторинг.

Особое внимание уделяется предрейсовым медосмотрам бригад службы подвижного состава. Обязательно дается оценка как гемодинамическим показателям (артериальное давление, пульс), так и психофизиологическим (индекс напряженности Баевского). Что касается измерения АД, важно оценить не только его показатели, но и соотношение верхнего и нижнего, т.н. сердечного давления. Например, если АД составляет 120 на 80 или на 70, — это нормально, но соотношение 120 на 90 должно насторожить. Такие показатели могут быть, в частности, в случаях неправильного, короткими прерывистыми курсами, приема гипотензивных препаратов. Верхнее давление при этом сбивают, а нижнее остается высоким («обезглавленная гипертония»).

В целом многообразные варианты и сочетания нескольких параметров, меняющихся на протяжении длительного времени, создают объективные трудности для цехового терапевта. В связи с этим, а также для большей наглядности и объективности при оценке переносимости профессиональных нагрузок, аналитическим сектором службы подвижного состава Московского метрополитена была разработана методика статистического сканирования («СС-метод»).

«СС-метод» представляет собой графическое отображение основных параметров в виде линейчатой ЕхсеЬдиаграм-мы, в которой отклонения в сторону превышения утвержденных норм проецируются вправо, а отклонения со снижением — влево.

Статистически это выражено в виде обозначения количества отклонений от нормы в процентном исчислении. Величина «столбика-вектора» (соответствующего цвета и направления) пропорциональна частоте выявленного отклонения в соответствующем квартале. Таким образом, «СС-метод» отражает как количественное (% случаев), так и временное (поквартальное) изменение основных параметров функционального статуса. Благодаря простоте и наглядности метода пользователь имеет возможность мгновенно оценить, прежде всего, ведущие тенденции в функциональном состоянии машиниста, особенно, когда имеет место разнонаправленность «столбиков-векторов» (например, выраженная гипертензия (повышение артериального давления) на фоне снижения «индекса напряженности» в сочетании с нарастающей тревожностью).

В результате мониторирования формируются группы риска по различным показателям.

Группа риска по засыпанию за контроллером — ручкой, с помощью которой машинист управляет электродвигателем метропоезда.

При формировании этой группы учитывается целый ряд факторов риска, относящихся не только к состоянию здоровья, но и к обстоятельствам быта. В нее, в частности, входят те, кто совмещает работу с учебой (велика вероятность, что при таких нагрузках они недосыпают); сотрудники, у которых в семье есть маленькие дети; те, кому приходится издалека добираться до места работы.

Группа с высоким риском сердечно-сосудистых осложнений (группа машинистов с частым кризоподобным подъемом АД с эпизодами нарушения сердечного ритма).

Группа риска по ненадежности заступления.

В нее входят те машинисты, которые по данным функционального мониторинга не могут быть допущены к работе сразу после того, как приезжают в депо к началу смены. Причиной может быть высокое артериальное давление или другие показатели, которые через некоторое время приходят в норму. Таких машинистов приходится отправлять в резерв, что нарушает ритмичность в организации движения поездов.

Часто повторяющееся зачисление в резерв свидетельствует о функциональных нарушениях в состоянии здоровья, которые могут обернуться серьезными заболеваниями, если своевременно не обратить на них внимания.

Мы вызываем тех, кто оказался в группах риска, беседуем с ними, даем советы, как изменить свой образ жизни, какие немедикаментозные методы использовать, чтобы состояние здоровья улучшилось. Большую роль в этом может сыграть семья, поэтому иногда приглашаем для беседы жен наших машинистов, рассказываем о том, что предпринять для того, чтобы мужьям легче было переносить производственные нагрузки, как правильно питаться, какой должна быть двигательная активность и т.д.

Если за полгода наблюдения улучшения показателей не происходит, это говорит о том, что сотрудник не изменил образ жизни или что данные профессиональные нагрузки ему не подходят. В таком случае мы делаем пометку для работодателя: «Медико-профессиональный прогноз неудовлетворителен».

Данные ежедневных предрейсовых медосмотров собирают в единую базу. Еженедельно на Московском метрополитене проводятся Дни безопасности, в которых участвует и медицинская служба. Мы выборочно проверяем группы риска нескольких депо (всего их 15), проводим разъяснительные беседы с машинистами. Осуществляется оперативный анализ изменений в функциональном состоянии машинистов, выявляются сотрудники, имеющие признаки выраженного переутомления, дезадаптации или вызванной стрессом гипертензии и тахикардии.

В результате вышеперечисленных мероприятий значительно возросла группа молодых машинистов с нейроциркуляторной дистонией по гипертоническому типу, поставленных на диспансерный учет; сократилось количество инфарктов миокарда у машинистов до 50 лет; уменьшилось количество преждевременных медицинских дисквалификации.

Паспорт профессионального здоровья

Наиболее типичные сканграммы позволяют в предельно короткое время оценить как тяжесть адаптационных отклонений, так и реакцию машиниста на лечебные и реабилитационные мероприятия. Сканграммы используются нами для составления «Паспорта профессионального здоровья машиниста».

Этот документ имеет принципиальное отличие от традиционно используемых медицинских документов. Он отражает многообразие функциональных и психофизиологических изменений в состоянии здоровья в тех случаях, которые при обычном медицинском осмотре могут пройти незамеченными или сойти за вариант нормы, позволяет определить основные тенденции на пути от абсолютного здоровья к стойкому хроническому заболеванию. При этом «Паспорт» лишен субъективных составляющих, таких как жалобы, оценка самочувствия, настроения, и основывается на статистически выверенных показателях, на принципах доказательной медицины.

На наш взгляд, проблемы профессионального долголетия должны решаться в конкретном коллективе на основе демографического мониторинга, оценки коллективного здоровья и организации комплекса профилактических мер.

Объективная оценка резервов здоровья каждого машиниста позволяет формировать «группы риска», определять медико-профессиональный прогноз.

Методика компьютерной диагностики функциональных отклонений и функциональных заболеваний позволяет цеховому врачу выявить тревожные отклонения на самой ранней стадии. Это существенно повышает эффективность применяемых в настоящее время массовых углубленных медицинских осмотров. Последующее длительное наблюдение за состоянием машиниста позволяет объективно оценить эффективность медицинских и реабилитационных мероприятий.

Таким образом, проблема «профессионального старения» обретает черты управляемого процесса. На Московском метрополитене в течение ряда лет разрабатываются и реализуются комплексные оздоровительные программы, которые рассчитаны не только на решение вопросов успешной адаптации молодых машинистов, но и на увеличение сроков профессионального долголетия тех, кто не одно десятилетие водит поезда столичной подземки, — наиболее квалифицированной части машинистов.

Метрополитен — объект повышенной опасности. От состояния здоровья машиниста зависит не только его личная безопасность, но и безопасность огромного количества пассажиров. Вот почему так важна проводимая здесь кропотливая работа медиков.

Требования к машинисту метро

Хорошая новость в том, что работа машиниста метрополитена является востребованной, постоянные свободные вакансии и набор на обучение претендентов позволяют обновлять штат молодыми кадрами.

Но если внимательно посмотреть на требования к машинистам метро, становится понятно, почему так часто ведётся набор и обучение нового набора.

Если верить объявлениям, то любой мужчина, отслуживший в армии и возрастом до 35- 40 лет может пройти обучение и стать машинистом электропоезда метро. На самом же деле требования к машинистам метро очень жесткие.

Обучение на машиниста локомотива после 9 класса

Реально ли пройти обучение на машиниста локомотива после 9 класса? Почему бы и нет. Программа обучения машинистов электропоездов открывает путь в профессию и после 9 класса.

Обратите внимание:

Сколько получает машинист поезда?

Обучение на машиниста электропоезда РЖД в Москве

Машинист метрополитена — требования по типу личности

Серьезные требования к машинистам метро предъявляются к их психологическому типу личности. Для устройства на работу или учебу необходимо пройти психологическое тестирование, определяющее свойства нервной системы, внимания, памяти, переключения с одного действия на другое, помехоустойчивости.

Ведь все знают, что многие психические процессы у человека происходят без его вмешательства и нельзя научиться или воспитать в себе такие процессы, как переключение внимания, устойчивость внимания, скорость реакции. Эти все свойства заложены психологическими типами личности и изменить их практически невозможно.

Ознакомьтесь так же:  Защита прав потребителей симферополь горячая линия

Машинист метро — требования по здоровью

Машинисты метро должны переносить перегрузки, электромагнитное излучение, вибрацию, работу в ночное время. Чтобы удовлетворить серьезные требования по здоровью, машинисту метро необходимо быть крепким физически, не иметь хронических заболеваний.

Кандидат в машинисты получает направление на медицинскую комиссию, в которую входит более 20 врачей. Особое внимание уделяют зрению, цветоощущению, не допускается дальтонизм. Кроме этого, обязательная проверка психиатра и нарколога.

Если перед приёмом на работу претендент прошел медицинскую комиссию, это не означает, что на год можно забыть о здоровье. На самом деле медицинский осмотр каждый машинист и помощник машиниста проходят перед началом каждой смены.

Проводится замер давления, сердцебиения, тест на алкоголь. Если какие-либо параметры неудовлетворительные, машиниста могут отстранить от рейса. Кроме того, работник должен выйти на работу отдохнувшим и в хорошем настроении.

Если машинист испытывает стресс, уставший, напряжённый – это тоже повод отстранить его от рейса. Такие повышенные требования к здоровью машиниста метро не случайны, ведь от его состояния зависят сотни и тысячи жизней пассажиров.

Работа машиниста является психологически напряженной. Ответственность за жизни людей, повышенное внимание, готовность действовать в нестандартной ситуации приводят к постоянному нервному перенапряжению.

Невозможно предугадать, что может произойти на пути следования в рейсе, но нужно быть готовыми к действию всегда. Это сказывается на психологическом состоянии работника. Поэтому одно из требований к машинистам метрополитена – постоянная работа с психологом, проведение психологических осмотров перед рейсом.

Требования к машинисту метро Москвы

Помимо психологического и физического здоровья, кандидатам на работу в машинисты нужно обладать серьезными знаниями.

Помимо здоровья, требования к машинистам метро Москвы таковы:

Первое — это уровень квалификации, позволяющий управлять электропоездом по заданному маршруту. Этот уровень получают вместе с образованием, практическими занятиями, стажировками с наставником, успешной сдачей экзаменов и безаварийной работой в течение года.

Второе требование к машинистам метро Москвы — это выполнение всех инструкций при движении, а их насчитывается более 50. На каждую ситуацию, штатную или нештатную, имеется алгоритм действия и соответствующая инструкция. Это позволяет быстро принимать решения, доводить действия до автоматизма.

Это очень помогает в ситуациях дефицита времени. Такие инструкции должны быть выучены и строго соблюдаться, практически каждое действие расписано инструкцией, например: через сколько секунд после объявления о закрытии дверей можно их закрывать, сколько секунд задержки возможно на посадке. Любое отклонение от инструкции может привести к аварии или столкновению со следующим позади электропоездом.

Третье требование к машинисту электропоезда метрополитена — умение оказывать первую медицинскую помощь. В ситуации подземного движения машинист является иногда единственным человеком, способным оказать помощь и спасти жизнь. Нередки случаи падения людей на рельсы, и в таких ситуациях помощь может оказать только машинист.

В требованиях к машинистам электропоезда метрополитена указана обязанность зафиксировать случаи падения в метро и оказать помощь пострадавшему. А при случаях аварийной остановки или аварии в тоннеле, на машиниста возлагается обязанность по эвакуации пассажиров к перрону.

Работа машиниста является сложной, связана с движением скоростных электропоездов и перевозкой большого количества людей. Любые перевозки являются зоной повышенного риска, поэтому предъявляются такие высокие требования к машинистам электропоезда метро. Ведь самое главное – это безопасность жизни людей.

Сколько зарабатывает машинист метрополитена

Метро – самый быстрый и удобный вид городского общественного транспорта. Метро могут строить только в городах миллионерах, их в России всего 15. Но линии метрополитена сегодня действуют только в семи из них.

Это Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Казань и Екатеринбург. Причем длина и густота веток метро везде разная. Самое протяженное московское метро – 325 км путей, причем сегодня идет активное строительство и введение в эксплуатацию новых веток. А длина единственной ветки метрополитена в Самаре составляет 10,3 км.

Ежедневно тысячи жителей и гостей крупнейших городов России спускаются под землю для того чтобы воспользоваться этим видом транспорта. Сотрудники метрополитенов делают все возможное, чтобы их путешествие было максимально удобным, быстрым и безопасным. Особую роль в этом деле выполняют машинисты поездов метро.

Какие требования предъявляются кандидатам на должность машиниста метро? Есть ли противопоказания к работе? В чем состоят его профессиональные обязанности? На какую заработную плату в месяц может рассчитывать машинист метрополитена в месяц за свою физически и психологически сложную и ответственную работу?

Требования и профессиональные обязанности

Машинист метрополитена – профессия востребованная. На эту должность всегда открыто много вакансий и постоянно ведется обучение новых кадров. Но требования, предъявляемые соискателям, жесткие. Так на место машиниста метро могут претендовать мужчины, прошедшие службу в армии и в возрасте до 40 лет. Женщины претендовать на данную должность не могут.

Также соискателям предстоит пройти психологическое тестирование по определению психотипа личности. В ходе данного исследования у претендента выявляются особенности памяти, внимания и психических процессов, связанных с переключением с одного действия на другое.

Большую роль для получения должности машиниста поезда метро играет состояние физического здоровья. Представители этой профессии должны обладать крепким здоровьем и не иметь хронических заболеваний. Переносить большие нагрузки, связанные с работой в ночное время суток, значительной вибрацией при движении поезда и высокое электромагнитное излучение.

Машинист должен иметь стопроцентное зрение и цветоощущение. Обязательно обследование у врачей нарколога, так как претендент не должен иметь никаких вредных привычек и пристрастий.

Перед началом каждой рабочей смены машинисты проходят обязательный медицинский осмотр. Работнику измеряют давление и уровень сердцебиения. Проводят тест на наличие в крови алкоголя и других веществ. Если сотрудник пришел на работу в состоянии стресса или в плохом настроении – это причина, по которой он будет от смены отстранен.

Только такие жесткие требования способны обеспечить правильные и быстрые действия машиниста, которые ему предстоит предпринять в любой сложной ситуации. Только так можно предотвратить серьезные катастрофы и сохранить жизни пассажиров.

Что влияет на величину зарплаты машиниста поезда метро

Оплата труда машиниста метрополитена зависит от следующих показателей:

  1. Стаж и квалификация работника существенно влияет на размер оплаты его труда. Так машинисты поездов метро квалификации 1 класса, чей стаж не менее 10 лет зарабатывают до 100 тыс. руб. ежемесячно. Стоит отметить, что машинистов с 10-ним стажем очень мало.
  2. На величину заработной платы влияет количество отработанных часов. Согласно установленным нормативам в день машинист должен отработать 6 часов, а в неделю – 36 часов. Однако из-за недостатка кадров рабочий день машинистов часто увеличивается, до 8 часов. Это влияет на существенный рост зарплаты, но негативно сказывается на здоровье работников.
  3. Работа в вечернее время суток оплачивается на 20% выше, чем в дневное. Ночная смена дороже дневной на 40%. А машинисты, чья смена разделена по времени зарабатывают на 30% выше.
  4. Также отличия есть между зарплатами машинистов метрополитенов разных городов России.

Дополнительные льготы и привилегии

За свой тяжёлый труд машинисты метрополитена вправе рассчитывать на некоторые материальные и социальные льготы и привилегии. Среди них:

  • бесплатный проезд в метро независимо от времени суток и направления;
  • обязательное обеспечение форменной спецодеждой;
  • ежегодный оплачиваемый отпуск данной категории сотрудников составляет 42 дня. Причем с третьего года работы он увеличивается до 44 дней;
  • каждый машинист метрополитена имеет право на бесплатное спальное место в комнате отдыха для смен, разорванных во времени и ночных смен;
  • ежегодно предоставляются бесплатные билеты сотруднику данной категории для проезда по железной дороге к месту отдыха и обратно;
  • ежегодные премиальные выплаты по итогам работы (13-я зарплата);
  • предусмотрены выплаты за выслугу лет.

Кроме этого, машинисты поездов метро могут получить бесплатное образование в вузах путей сообщения. Также представители данной профессии имеют право на бесплатное медицинское обслуживание в ведомственных организациях здравоохранения.

Зарплаты в России

Сотрудники Московского метрополитена являются самыми высокооплачиваемыми среди своих российских коллег. Их среднемесячная зарплата составляет 60-65 тыс. руб., максимум достигает 100 тыс. руб.

Машинисты метрополитена Санкт-Петербурга зарабатывают в месяц в среднем 55-60 тыс. руб. Зарплаты представителей этой профессии в других городах России значительно меньше, они колеблются в пределах 25-45 тыс. руб. в месяц.

Так минимальные зарплаты в отрасли у машинистов Новосибирского, Екатеринбургского, Казанского метрополитена, в месяц они зарабатывают 25-30 тыс. руб. В Самаре, Волгограде и Нижнем Новгороде зарабатывают чуть больше – 28-29 тыс. руб. Машинисты Новосибирского метро за свой труд получают в месяц 32-33 тыс. руб.

Таким образом, среднемесячная зарплата машиниста российского метрополитена составляет 45 тыс. руб., что больше, чем средняя зарплата по экономике страны.

Запрлаты машинистов зарубежных метрополитенов

  • Зарплата машиниста Лондонского метро составляет около 50 тыс. фунтов стерлингов (600 тыс. руб.) в месяц.
  • Работники метрополитена Нью-Йорка получают за свой труд ежемесячно 7,5 тыс. долларов (450 тыс. руб.).
  • Их немецкие коллеги зарабатывают в месяц 3,5-4 тыс. евро (250-280 тыс. руб.) Что существенно превышает доходы российских машинистов поездов метро.

Несмотря на высокие заработки, сотрудники метрополитенов стран Европы систематически устраивают забастовки с целью улучшить их условия труда и повысить заработную плату.

Выход на пенсию

Учитывая высокий уровень сложности труда работников, управляющих поездами метрополитена, а также высокий уровень психологической нагрузки в связи с огромной ответственностью за жизнь и здоровье людей государством предусматривается ранний выход на пенсию данной категории сотрудников.

Так машинист, достигший возраста 55 лет, может претендовать на получение пенсионного содержания. Однако учитываются следующие условия. Общий стаж работы не должен быть меньше 25 лет, а стаж в должности машиниста метрополитена — 12,5 лет. Размер пенсии, так же как и у остальных категорий работников, зависит от величины трудового стажа, размера заработной платы и суммы страховых взносов.

Как стать машинистом

Что нужно, чтобы стать машинистом

Большое количество людей, которые ездят на метро, поездах, электричках, никогда не думали о том, кто управляет механизмом. Ведь именно от машиниста зависит безопасность пассажиров. После различных несчастных случаев, многие задавали вопрос: вернется ли к работе человек, управлявший составом? В большинстве случаев машинисты возвращаются к исполнению своих обязанностей. В этом им помогают психологи. Многие предприятия данной области изначально занимаются тестированием тех, кто собирается стать машинистом. Некоторым это не по силам.

Можно подметить, что, например, в метро женщин-машинистов практически нет. Ведь это работа действительно не из легких. Психологи отмечают, что приблизительно из 100 человек, что прибывают в отделы кадров, машинистом становится только один. 50% убывает сразу по «семейным» причинам. Причиной служит то, что не всех радуют ночные дежурства и работа в выходные. Вторым моментом является не соответствие здоровья профессии. Например, нагрузка на зрение машиниста огромная.

Еще одним отсеивающим фактором является отчисления за неуспеваемость. Профессия машиниста не требует высшего образования, но там нужны фундаментальные знания и отличная память. Еще некоторые не проходят проверку психолога.

Ознакомьтесь так же:  Автострахование осаго компании

Как стать машинистом поезда

Машиниста поезда еще называют машинистом локомотива. Работа для того, кому нравится путешествовать и желает объездить страну. Тому, у кого есть возможность быть далеко от дома несколько дней или недель. Также у профессии машинист поезда есть следующие плюсы: приличная зарплата и хорошая пенсия.

Требования к машинисту поезда:

  • Возраст – от 18 лет;
  • Тест на наличие наркотических веществ в крови;
  • Способность быть в состоянии одиночества большой промежуток времени и в чрезвычайных ситуациях.

Машинист — обучение

Машинист поезда должен пройти обучение, которое состоит из теоретической и практической части. Длительность обучения может быть несколько недель или месяцев. Многие машинисты проходят обучение в учреждениях при железнодорожных компаниях, но также есть такие, которые обучаются в колледжах, после того как их закончат они получают степень младшего специалиста в области перевозок. Для начала лучше получить начальный уровень, например, степень рабочего, тормозного оператора или проводника, чтобы был опыт и дополнительные навыки. Машинисту, который будет водить пригородные поезда, хорошо помог бы опыт вождения автобуса.

После завершения обучения нужно сдать экзамены и если успешно, тогда выдается лицензия. После чего можно начать зарабатывать стаж. Периодически необходимо проходить дополнительную аттестацию для доказательства актуальности лицензии.

Как стать машинистом метро

Получить работу машиниста метрополитена довольно тяжело, так как конкурс на место очень высок. Это связано с тем, что на этой должности есть солидный соцпакет, а именно: Высокая заработная плата, социальные гарантии, 45-дневный оплачиваемый отпуск и возможность получить бесплатное высшее образование. На должность машиниста метро берут, в основном, только мужчин. Все из-за высокой сложности профессии, а также нужно быть постоянно внимательным.

Как стать помощником машиниста

После поступления на работу необходимо обучаться на специальность помощника машиниста в специальном учебном центре. В обучение, длительность которого по будням несколько месяцев, будут входить строение состава, функции рычагов и кнопок, обязанности, навыки оказания первой медицинской помощи. После завершения учебы нужно сдать экзамены. После чего придется поработать помощником машиниста и затем сдать еще экзамен. После чего допустят к обучению машиниста. Нужно будет после окончания учебы сдать два экзамена: знание трассы и «аварийные игры». После обучения необходимо поездить с машинистом со стажем, который будет подстраховывать. Затем будет проверка знаний на допуск к управлению механизмом самостоятельно.

Можно сделать следующий вывод – чтобы обрести профессию машиниста, нужен приблизительно год. А для того, чтобы утвердиться на месте необходимо три года.

Изначально машинист не имеет никакого класса. Лишь проработав год он может сдать экзамен для получения третьего класса, после двух лет работы по профессии на второй, а после трех на первый. С повышением класса идет прибавка к зарплате на 10%.

Поезд отправляется: как стать машинистом метрополитена

Поделиться в социальных сетях:

Конкурс на вакансии машинистов метрополитена всегда довольно высок, потому что эти специалисты, особенно опытные, могут рассчитывать на солидную зарплату, социальные гарантии, оплачиваемый 45-дневный отпуск, а также возможность бесплатно получить высшее образование. M24.ru рассказывает, как стать машинистом метро.

На эту работу могут претендовать только мужчины. Такая дискриминация связана с повышенной сложностью профессии и необходимостью постоянно концентрировать внимание. Кроме того, вы не сможете стать машинистом без московской или подмосковной прописки.

После оформления на работу вам понадобится пройти обучение на профессию помощника машиниста в специальном учебном центре. На занятия, которые будут проходить на протяжении нескольких месяцев по будням, вы будете изучать строение состава, назначение рычагов и кнопок в кабине, обязанности помощника машиниста, основы первой медицинской помощи. После окончании учебы нужно будет сдать экзамены.

«Факультатив. Москвоведение»: Легенды и тайны московского метро

Затем придется некоторое время поработать помощником машиниста и сдать еще один экзамен. И только после этого вас допустят к обучению профессии машиниста. По окончании учебы нужно будет сдать два сложных экзамена — на знание трассы и аварийные игры: машинист должен уметь за 4 минуты найти техническую неисправность, устранить ее и успеть доложить об этом диспетчеру. После обучения придется несколько месяцев поездить в паре с опытным помощником машиниста, который будет вас подстраховывать. Затем предусмотрена проверка знаний инструктором, после которой вы сможете работать машинистом самостоятельно. Однако если инструктором обнаружит какие-либо пробелы в ваших знаниях и недочеты в работе, то придется поучиться еще некоторое время и снова пройти проверку. Это будет продолжаться до тех пор, пока вы не покажете отличное владение теоретическим и практическим материалом.

Работать в метро действительно сложно. За смену машинист проезжает 300 километров, делает около 100 остановок, причем промежутки между остановками составляют всего несколько минут. Машинист должен обладать хорошим здоровьем и особенно зрением, ведь нагрузка на глаза в метро колоссальная. Каждые 3-4 минуты зрачки то расширяются, то сужаются. А когда поезд выезжает из тоннеля на открытые участки, особенно зимой, машинист от снега и солнца на некоторое время слепнет. Также машинисты метрополитена проходят регулярные переаттестации и психологическое тестирование.

Таким образом, чтобы получить профессию машиниста, потребуется около года. Тем не менее даже после того, как человек преодолел все испытания и начал работать самостоятельно, отсев продолжается. Чтобы окончательно понять, годитесь ли ты на эту работу, нужно три года. Лишь те, кто этот трехлетний рубеж преодолеет, останутся работать в метро.

Хочешь стать машинистом?

отправлено 17-05-2003 06:06 А началось всё с профотбора, на который меня отправили из отдела кадров электродепо «Свиблово». К слову сказать, чтобы просто попасть в депо не надо искать никаких дырок в заборе, можно просто на проходной сказать охраннику, что идёшь в отдел кадров. Он запишет паспортные данные, а куда вы там пойдёте дальше его мало волнует. Так вот, этот профотбор (или психологическое тестирование) с некоторых пор включает в себя не личную беседу с психологом, а единий для всех тест. В него входят:

проверка быстроты переключения внимания (надо найти и зачеркнуть в строке все буквы по следующему образцу:

то есть надо зачеркнуть все буквы А в данной строке(на следующей строке будет другая буква. Таких строк там на целый лист. Чем больше вы зачеркнёте нужных букв и чем меньше их пропустите, тем выше результат;

проверка зрительной памяти. На 20 секунд показывают 12 двузначных чисел (от 10 до 99). В норме запомнить надо 35.

проверка начальных знаний по математике, физике, механике, электротехнике. В тест входят не только задачи, но и логические вопросы.

тест на «совпадения» (точного определения не помню). Это целиком логический тест. Надо собрать 4 разобранных слова (пример «яцмес» при переставлении букв = «месяц») и вычеркнуть из них одно, не связанное с другими по смыслу.
Также надо найти какието совпадения в картинках (там было такое, что хрен догадаешься!).
Профотбор я успешно прошёл.

Дальше должна была быть медкомиссия (естественно надо было собрать всякого рода бумажки из районной поликлиники, наркологического и психоневрологического диспансеров). Очередь на неё, даже если не считать старослужащих метрополитена, приличная. Я ждал гдето 2 часа. Но из регистратуры ВЭК (врачебноэкспертной комиссии) меня отправили в военкомат по причине моей негодности к строевой службе в российской армии за ответом. Там мне сказали подождать месяц (дело было в марте). На всякий случай, я ещё раз съездил в поликлинику метрополитена, но получил от ворот поворот. Ну вот, месяц прошёл, я явился в военкомат, а там мне заявили, что никаких ответов они не дают, что с меня незаконно его требуют. Вот 19 мая поеду разбираться.

отправлено 18-05-2003 02:22 Ответ Кроту.

У меня мечта стать машинистом с шести лет. Могу предъявить перечень всех факторов, повлиявших на это, но это всётаки форум, а не личная переписка.

отправлено 18-05-2003 02:35 ВСЕМ ЧИТАВШИМ

Извините, не учёл, что тире на форуме не прописывается.

Исправление к рассказу о профотборе:
из показанных на 20 секунд двенадцати двузначных чисел в норме надо запомнить от трёх до пяти.

отправлено 19-05-2003 22:09 Был на медкомисси 19 мая и вновь получил отказ в допуске до неё. Потом поехал в военкомат, где мне приказали ждать ещё один месяц до получения военного билета.

Даю совет всем желающим устроиться в метро на поездную работу:

ЕСЛИ ВЫ ПРИЗНАНЫ ОГРАНИЧЕННО ГОДНЫМ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ (т.е. не годным к строевой службе в РА) И ЕЩЁ НЕ ПОЛУЧИЛИ ВОЕННОГО БИЛЕТА, НЕ ПАРЬТЕСЬ, СОБИРАЯ БУМАЖКИ ИЗ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ (у них небольшой срок годности). ЭТА БЕГОТНЯ ВАМ ПРИГОДИТСЯ ТОЛЬКО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ, ТАК КАК ИЗ ПОЛИКЛИНИКИ МЕТРОПОЛИТЕНА ДАДУТ ЗАПРОС В ВОЕНКОМАТ, ОТВЕТ НА КОТОРЫЙ ВАМ УДОСУЖАТСЯ ДАТЬ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ПОЛУЧЕНИЯ ВОЕННОГО БИЛЕТА. ДОЖДИТЕСЬ, КОГДА ВАМ ВРУЧАТ ЭТУ БУМАЖКУ, ВОЗЬМИТЕ ОТВЕТ С НОМЕРОМ СТАТЬИ И СМЕЛО В БОЙ (в поликлинику Московского метрополитена)!

отправлено 10-06-2003 18:38 Требования к состоянию здоровья машинистов: зрение, слух, вестибулярный аппарат. Остальное не так важно.

По поводу военных билетов — а если вам завтра в армию? Кто будет учить человека, если он через пару месяцев забудет про метро на пару лет? 🙂

отправлено 10-06-2003 19:22 Если помнишь, раньше в объявлениях о приёме на курсы было написано, что берут только с 20 лет и с условием, что отслужил в армии. Сейчас условия приёма смягчили из-за постоянной нехватки персонала. Психолог на профотборе мне кое-что поведала о положении с кадрами, когда поинтересовалась почему я так рано иду и узнала о моей заинтересованности метрополитеном: «Рост возможет не только от помощника машиниста до инструктора. Тебе надо отучиться в институте, чтобы потом дорасти до какого-нибудь начальника. У нас в метро одни старики. Лет через пять вообще будет катастрофа». Я встречался с начальником электродепо «Свиблово», разговаривал с машинистами-инструкторами. Никто не говорил, что если не служил, то не примут. Правда, была одна оговорочка, что если уж не годен даже в военное время, то тогда вряд ли.

У тебя ситуация сложная. Зрение, слух и сердце – три главных параметра, которые должны быть полностью в норме. Если сделаешь коррекцию, то при очередном переосведетельствовании в военкомате тебя признают годным к строевой службе и придётся служить. Если сделаешь, но будешь притворяться, что видишь плохо, то служить не пойдёшь, но и в метро не примут. С медицинской комиссии метро пошлют в военкомат за статьёй, по какой не годен. Ты привезёшь им номер по близорукости, а сам прочитаешь все буквы на третьей строчке снизу. Это вызовет у них подозрения. Им просто не нужны подобные проблемы.

По поводу совка согласен, но не надо забывать, что Московский метрополитен – это государственное унитарное предприятие. А раз государственное, значит должно подчиняться всем его законам. Но, как всегда, это распространяется только на рядовых граждан, а чиновники как воровали, так и продолжают воровать.

Ознакомьтесь так же:  Государственная экспертиза проектной документации в кирове

отправлено 11-06-2003 00:18 «Лазерной коррекции» тебе хватит на пару лет, потом в обратную сторону пойдет процесс.
Лучше заводи двоих детей — тогда армия не будет грозить
Только на зарплату машиниста тебе трудно будет прокормить этих двоих.

Не в этой жизни тебе машинистом быть

отправлено 12-06-2003 08:24 Driver, с твоих слов выходит, что искать работу надо не по интересу, а по каким-то другим критериям. Если человек серьёзно увлекается, то он по крайней мере представляет и прогнозирует в голове, что его ждёт. А узнать всю специфику работы невозможно, пока сам лицом к лицу с ней не столкнёшься. Это касается любого дела.

Перед профотбором я разговаривал с некоторыми кандидатами в машинисты, так они вообще ничего не знали о метро (кроме обыденных вещей, конечно). Ты считаешь, что им будет легче, когда они выйдут в первый рейс? Многое от характера человека зависит. Фанат или не фанат — неважно. Если характер слабый, то и сломаешься быстро.

P.S. Не помню, ты машинист или нет. Не знаешь, как на медкомиссии относятся к проблемам с позвоночником?

отправлено 12-06-2003 21:51 Я ничего не выдумываю, просто констатирую факты. За четырнадцать лет работы машинистом я вдоволь насмотрелся на энтузиастов. На то, как поначалу глазки горят восторгом от сбывшейся мечты. Затем глазки тускнеют (когда с ночи дадут три ранних подряд, да четыре выходных в месяц) и экс-энтузиасты начинают искать, куда бы слинять. Скольким я сам лично говорил: бегите, пока молодые, ищите нормальную работу. Смеялись. Потом говорили: а ведь ты был прав. По молодости море всегда по колено. Я думал в свои двадцать лет, что может быть тяжелее армии?! Оказалось, может.

По поводу вопроса о позвоночнике. Дружище, зачем себе устраивать такие проблемы?? Чтобы каждый год — а медкомиссия-то ежегодная — трястись перед дверьми метрошной поликлиники? Пропустят-не пропустят. Метро затягивает и начинают появляться мысли: «выгонят по здоровью — что делать??» Начинается мандраж, нервозность, трясун. Перед предрейсовым то давление, то пульс подскочат.

Да и здоровья метро не прибавляет. Если так плохо с организмом в самом начале, то что будет через лет пять? Но, вобщем, фигня всё это. Человек устроен так, что пока сам не попробует, не удостоверится 🙂 Просто помни, что действительность может превзойти все ожидания.

отправлено 13-06-2003 00:08 Ты, видно, меня не понял. Я не хотел сказать, что я такой крутой типа и мне будет легко. Я не строю никаких иллюзий по поводу данной профессии. Ещё раз повторю, что многое зависит от характера человека. Я видел убогих машинистов, но видел и очень бодрых и весёлых.

Каждый понятие «нормальная работа» понимает по-своему. А вообще я считаю, что всем тяжело. Это со стороны всегда кажется, что чья-то работа намного легче, чем твоя. А когда сталкиваешься с ней лично, начинаешь понимать, что ни хрена не легче.

Ты тут говорил об энтузиастах. А сам ты на форум поучить уму разуму заходишь? Я, например, не захожу на неинтересные для меня сайты и форумы. Значит, ты всё-таки заинтересован метрополитеном. Или я не прав?

отправлено 13-06-2003 10:27 У автовладельцев есть такое негласное правило: увидел гаишника в кустах, помигай фарами встречному коллеге. Предупреди товарища. Считай, что я тебе просто фарами помигал. Свою задач вижу так: если сумел отговорить хоть несколько человек, горящих желанием угробить в трубе лучшие годы жизни, значит, деньги на dial-up просажены не зря. Впрочем (ещё раз повторюсь) человеку свойственно наступать на грабли.
>> Метрополитен меня никогда не интересовал. Метро — это куча бездушного железа и бетона. Готовая раздавить любого. А вот люди, которые заставляют всё это работать, гораздо интереснее. Привожу пример хотя бы с этого сайта. Рассказано о станции Парк культуры (кольцевая). Много технических подробностей: диаметр, длина, каким гранитом выложена. О людях ни слова. А ведь по второму пути в конце платформы стоит линейный кольцевой линии, где машинисты заступают на смену, принимают пищу, отдыхают между «баранками». В начале платформы — медпункт, где машинисты проходят предрейсовый и послерейсовый медосмотры. А по первому пути находятся ДСП и ДСЦП.

А медкомиссию всегда можно пройти с мешком шоколада. Суй горстями направо и налево. Треть машинистов так и проходит. Каждый год. Мне же (по скромности) приходилось зубрить таблицу проверки зрения.

отправлено 13-06-2003 19:34 Driver, в плане людей я с тобой согласен. Пути, вагоны, станции. Не мешало бы написать информацию о сотрудниках метро.

Интервью мало кто из пассажиров согласится дать.

Я заметил в твоих словах некоторые разногласия. Ты пишешь, что фанаты быстро сваливают, а в следующем ответе выдаешь, что метро затягивает. Что скажешь?

отправлено 14-06-2003 00:36 Driver, не могу сейчас ничего оспаривать. Приживусь, понравиться — значит это работа для меня. Не понравиться — значит для кого-то другого. Всё просто. Пора уже заканчивать нашу дискуссию по схеме «хочу работать — ты пожалеешь об этом». Я понимаю, что ты хочешь помочь. Но тут может возникнуть обратная ситуация. Допустим, я тебя послушал и решил устроиться на другую работу, а там в итоге запрягли по полной программе. Что в данном случае я буду о тебе думать? Ну, я-то тебе по барабану, а если это твой знакомый.

Кстати, я подумывал и о железной дороге. Там всё-таки дневной свет больше машинисты видят и станции реже, но наверняка есть свои проблемы.

У меня есть несколько вопросов.
1. Как машинист с четырнадцатилетним стажем, что можешь сказать об изменениях в профессии за этот период. Условия стали тяжелее?
2. Ты в каком депо сейчас?
3. Сколько надо проработать машинистом 3 класса, чтобы допустили до экзамена на 2 класс и т.д.?
4. Насколько часто в пути случаются поломки состава, после которых он снимается с линии?
5. Я много читал о самоубийцах, очень любящих бросаться под поезд. Статистика говорит, что в среднем в год на одного машиниста приходится один случай. Подтверждаешь?
6. Как относишься к тому, что на «ты»? У нас всё-таки разница в возрасте приличная. Если раздражает, исправлюсь.

отправлено 14-06-2003 07:59 Как говорит японская народная поговорка: «Если решил наступить на грабли, готовь запасной парашют». Или: «Если решил куда-нибудь влезть, подумай, как будешь вылезать». Если эти два вопроса решены можно идти куда угодно — хоть в метрополитен, хоть к чёрту на рога. Теперь — по вопросам:

1 — Условия стали однозначно хуже. Во-первых, износ составов весьма значителен. А новая «модернизированная» техника значительно ненадёжнее старой. Выехать из депо на новом, только что с Мытищ, вагоне — плохой знак.
Бытовые условия — хуже. Гаев продал одну из наших комнат отдыха коммерсантам. Просто выгнал и продал. По деньгам — точно хуже. До 1998го с четвёртым классом получали 450 баксов, теперь — около трёхсот. И так далее, потому что мелочей у в этой работе нет — всё складывается в один мощный стресс.

2 — Я работал в «Красной Пресне», теперь — вольный художник. В прямом смысле слова.

3 — От класса до класса должно быть не менее года. При условии, что талон предупреждения при тебе (то есть не проштрафился по-крупному)

4 — В день, как правило, два — пять разменов. В неделю — пара-тройка хороших поломок, с высадкой пассажиров и крутым сбоем графика.

5 — Много сыпятся народу. В неделю только на кольце вынимают раза три. Это не только самоубийцы, но и просто дураки, которые стоят слишком близко к краю. Часто машинисту удаётся тормознуть заранее. Ну а под меня, слава Богу, не прыгали.

6 — Все машинисты называют друг друга только на «ты». Даже ветеранов, по имени-отчеству, но на «ты». Это традиция, что-то сродни братству. Когда человек поднимается на ступень по карьерной лестнице (машинист-инструктор), то к нему уже на «вы».

отправлено 14-06-2003 10:29 Спасибо за ответы на вопросы.

Надо было завод не в АО «Метровагонмаш» переименовывать, а в мытёщинский (и город в Мы-тёщи). Объясняю, почему. Я катался на экспортных вагонах в Пражском метрополитене и там даже салон намного лучше отделан. Наверняка они их туда поставляли полностью доведёнными до ума. А нашему метрополитену копейки в зад кидают.

Интересно, почему многие люди, попадая в метро становятся полными баранами? На эскалаторе не держатся за поручень, а при сходе с него плетутся, как черепахи. Правда, если они куда-то торопятся, то будут готовы снести всё на пути, только бы успеть протиснуться в закрывающиеся двери. Сейчас идёт бурное обсуждение того, что метрополитен работает на пике пропускной способности. А вот живой пример, доказывающий, что сейчас метро работает на пике для пассажиров-баранов. После аварии на Замоскворецкой линии я вечером решил по ней прокатиться. И вот на станции «Каширская» машинист неожиданно объявил, что по техническим причинам поезд проследует до станции «Варшавская». Все выбежали из вагонов буквально за несколько секунд! Всегда бы так осуществлялась высадка и посадка. Получается, что большинство пассажиров считает себя пупом Земли. Вот поэтому и задержки, и ЧП на эскалаторах, и особенно потрёпанные нервы машинистов.

А вот ещё один вопрос. Сколько часов в день проводит за штурвалом машинист-инструктор? Или его работа заключается только в обучении и неожиданных проверках молодого поколения?

отправлено 14-06-2003 11:33 То же самое происходит и на поверхности — полоное пренебрежение правами других людей. Это и курение в присутствии некурящих и полуночные брожения с орущим магнитофоном, да мало ли. Культура-с.

Про машиниста-инструктора:
Весь личный состав депо (машинисты и помощники) поделены на «колонны». Во главе каждой колонны стоит машинист-инструктор. Он командует примерно двадцатью-тридцатью машинистами. То есть фактически командир взвода.
Машинист-инструктор садится за рычаги только по собственному желанию (чтоб не потерять форму) или при катастрофической нехватке машинистов. А обычно он выполняет обязанности дежурного по части: отвечает за порядок на линии во время своего дежурства, за исправное функционирование паровозов и машинистов, за своевременное заступление машинистов на смену, помогает машинистам в экстренных случаях, договаривается с депо о размене составов, а в свободное от запарок время занимается бумажной работой и натаскиванием помощников, которые в это время толкутся в резерве. А так же бдительно наблюдает за соблюдением формы одежды.
Это что касается смены на линейном. В депо машинист-инструктор устраивает аварийные игры для своих подчинёных. Или ездит на аварийно-тренировочный сцеп.
Есть ещё должность «машинист-инструктор по обучению локомотивных бригад». Он — один на всё депо. Каждый день проводит техническую учёбу (раз в месяц каждый машинист должен приехать в депо и отсидеть два часа в кабинете техподгоовки).
Пусть никого не смущает обилие военной терминологии — метрополитен — это практически та же армия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *