Льготы и поощрения

Содержание:

Льготы и поощрения

11.10. Поощрения и льготы государственных служащих

Поощрения государственного служащего – меры материального, морального и статутного характера, применяемые по отношению к государственному служащему при позитивной оценке его труда для стимулирования дальнейшей успешной служебной деятельности.

За безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:

1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или вручением ценного подарка;

3) иные виды поощрения и награждения государственного органа;

4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;

5) поощрение Правительства РФ;

6) поощрение Президента РФ;

7) присвоение почетных званий РФ;

8) награждение знаками отличия РФ;

9) награждение орденами и медалями РФ.

Льготы государственного служащего – установленные законодательством и обеспеченные государством преимущества материального, организационного и иного характера, предоставляемые государственным служащим в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Льготы и поощрения в праве;

Правовая льгота– правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Признаки:

1) Сопровождается более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий его жизнедеятельности, перевод процесса удовлетворения в более благоприятный режим;

2) Исключения из общих правил, — отклонения от единых требований нормативного характера, способ юр.дифференциации; льготы – элемент специального статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера;

3) Правовые льготы – правомерные исключения, законодательные изъятия, установленные компетентными органами в НПА (чаще всего НП, а не правоприменительных, чтобы свести к минимум корыстное усмотрение);

4) Субъекты льгот характеризуются какими-то особенностями (состояние здоровья, возраст, пол) или находящихся в специфических условиях (Крайний Север, профессия с вредными условиями труда).

Специфическая форма льгот – привилегии(лат. «специальный закон для особого лица») – специальные льготы для конкретных субъектов и прежде всего властных органов и должностных лиц, необходимые для наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей.

Гарантия > льгота, т.к. гарантия помимо льготы включает в себя и другие юридические средства – поощрения, наказания, обязанности, запреты.

Функции правовых льгот:

1) Компенсационная– создание хотя бы равных возможностей для развития лиц, находящегося в неравных условиях в силу биологических или социальных причин — принцип социальной справедливости, социальной солидарности (вовлечение в трудовую деятельность слепых было бы невозможно без установленных законом условий труда). В этом смысле льгота – особое право.

2) Стимулирующая – способна побуждать к конкретным видам общественно полезной деятельности, создавая благоприятные условия для удовлетворения собств.потребностей лица (налоговые льготы, установленные с целью развития производства, предпринимательства)

Правовое поощрение– форма и мера юридического одобрения добровольно заслуженного поведения, в результате чего человек вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.

Признаки:

1) Связано с заслуженным поведением, т.е. общепризнанная полезность деятельности (существуют такие звания как «заслуженный деятель науки РФ», «заслуженный юрист РФ», ордена «За заслуги перед Отечеством», «За военные заслуги». Заслуга – добросовестный правомерный поступок, связанный со «сверхисполнением» субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата и выступающий основанием для применения поощрения.

Заслуга характеризуется:

— социально-активным поведением, осуществлением позитивных обязанностей;

— добросовестным отношением лица к своему долгу, субъективным отношением к порученному делу, позитивными целями и мотивами поведения субъекта;

— «сверхисполнением» лицом своих обязанностей, достижением им общепризнанного полезного результата, «сверхнормальностью», «избытком добродеятельности»;

— заслуга – основание для применения поощрительных мер, характер и степень заслуг определяет вид поощрения.

2) Добровольностьпоступка. В поощрительной норме создается призыв совершить желательное для общества и государства действие, но оно не обязательно;

3) Меры поощренияюридически одобряют позитивные действия,выступаяформой вознаграждениясо стороны общества и государства добровольного заслуженного поведения (поощрение – разновидность одобрения);

4) Поощрение взаимовыгодно для общества и оно сочетает различные интересы, удовлетворяя благоприятными последствиями каждую из сторон;

5) Поощрение – действенный юридический стимул. Поощрение также играет и ограничивающую роль – от антиобщественного, противозаконного поведения.

Правовые поощрения выполняют функции: контролирующую, мотивацией-ную, коммуникативную, оценивающую, гарантирующую, распределительную, воспитательную.

Осуществляя функцию социального контроля, поощрения координируют ту или иную деятельность лиц, мягко «уводят» от правоотклоняющегося поведения и одновременно позитивно активизируют субъектов.

Льготы и поощрения в праве

Понятие, признаки и функции правовых льгот в условиях формирования рыночных механизмов, их характер: компенсационный и стимулирующий. Сущность и назначение правовых поощрений. Проблема «поощрительных санкций» и направления ее исследования в литературе.

Подобные документы

Понятие, признаки и функции поощрений и наказаний в праве. Их общие признаки и отличия. Cоциальные, правовые и социокультурные условия формирования поощрения и наказания в праве. Роль стимуляционных механизмов в процессе правового регулирования.

реферат, добавлен 22.01.2016

Исследование государственных наград как разновидности правовых поощрений, раскрытие их черт и признаков, определение места в структуре поощрительных стимулов, выявление критериев отграничения государственных наград от иных видов поощрительных средств.

автореферат, добавлен 05.09.2012

Понятие, назначение льгот в системе социального обслуживания, их основные признаки. Особый характер института социальных льгот. Классификация и виды льгот по системе социального обслуживания: профессиональные, льготы за особые услуги и нуждающимся.

курсовая работа, добавлен 21.10.2015

Система юридических норм и общих правил поведения. Понятие и признаки нормы права. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Структура юридической нормы. Обязывающий характер правовых норм. Общие признаки поощрений и наказаний как санкций.

реферат, добавлен 16.12.2012

Упорядочение общественных отношений и удовлетворение интересов субъектов права как признаки правовых средств. Понятие, функции правовых средств в механизме правового регулирования, их классификация. Рассмотрение диалектики целей и средств в праве.

контрольная работа, добавлен 19.01.2016

Предпосылки возникновения института льгот в отечественном и зарубежном законодательствах. Генезис понятия «льгота» в правоведении, политологии, социологии, философии. Сущность и социальное предназначение правовых льгот, их цели, задачи, классификация.

автореферат, добавлен 27.02.2018

Экстремизм как подход к разрешению конфликтов радикальным, насильственным путем. Отражение в разработке проектов новых нормативно-правовых актов санкций по ужесточению механизмов борьбы с данным преступлением и усилению антиэкстремистской деятельности.

статья, добавлен 26.03.2014

Понятие поощрения как метода деятельности публичной администрации: группы поощрительных административно-правовых норм, их особенности. Основания для поощрения и награждения государственных служащих. Поощрительное производство: стадии, награждение.

курсовая работа, добавлен 12.06.2014

Определение сущности и содержания мер поощрений и взысканий как правовых институтов. Роль поощрений и взысканий в осуществлении воспитательного воздействия на осужденных. Сущность прокурорского надзора за законностью применения взысканий к осужденным.

статья, добавлен 28.03.2018

Понятие, признаки и виды правовых отношений. Понятие и социальное назначение права, его признаки. Право как регулятор общественных отношений. Субъективные права и юридические обязанности как содержание правовых отношений. Назначение и функции права.

Стимулы и ограничения, льготы и поощрения в праве

Правовые ограничения: понятие, признаки, виды

Правовое ограничение — это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите.

Общие признаки реализации правовых ограничений:

  • 1) они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите;
  • 2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т. п.;
  • 3) обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;
  • 4) предполагают снижение негативной активности;
  • 5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.

Виды правовых ограничений:

  • 1) в зависимости от элемента структуры нормы права — юридический факт-ограничение (гипотеза), юридическая обязанность,, запрет, приостановление (диспозиция), наказание (санкция);
  • 2) в зависимости от предмета правового регулирования — конституционные, гражданские, экологические и т. п.;
  • 3) в зависимости от объема — полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);
  • 4) в зависимости от времени действия — постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении);
  • 5) в зависимости от содержания — материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор).

Стимулы, ограничения, льготы, поощрения в механизме правового регулирования

Стимулы и подобные регуляторы общественных отношений подробно рассматриваются А.В. Малько. По его мнению,правовой стимул — это правовое побуждение к законопослушным действиям, создающее для удовлетворения собствен­ных интересов субъекта режим благоприятствования. Признаки реализации правовых стимулов: связанность с благоприятными условиями, а иногда со снижением мер материального лишения; расширяют объем возможностей правовой свободы; направлены на формирование положительной правовой мотивации; предполагают повышение положительной активности; выполняют функцию развития общественных связей. Виды правовых стимулов: по элементу структуры нормы права А.В. Малько выделяет юри­дический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, закон­ный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция); по предмету правового регулирования — конституционные, гражданские, экологические и т. п.; по объему — основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота); по времени действия — постоянные (право на собствен­ность) и временные (разовая премия); по содержанию — материально-правовые (зарплата) и мо­рально-правовые (благодарность).

Правовое ограничение — это правовое сдерживание проти­возаконной акции, создающее условия для охраны и защиты интересов иных субъектов и общественных интересов. Признаками реализации правовых ограничений являются: связанность с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собст­венных интересов субъекта, ибо направлены на их сдержива­ние и одновременно на удовлетворение интересов противостоя­щей стороны и общественных интересов в охране и защите; сообщают об уменьшении объема возможностей, свобо­ды, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обя­занностей, запретов, наказаний ит. п.; обозначают собой отрицательную правовую мотивацию; предполагают снижение отрицательной активности; направлены на защиту общественных отношений, вы­полняют функцию их охраны. Виды правовых ограничений: по элементу структуры нормы права можно выделить юри­дический факт-ограничение (гипотеза), юридическую обязан­ность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция); по предмету правового регулирования — конституционные, гражданские, экологические и т. п.; по объему — полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет); по времени действия — постоянные (установленные зако­ном избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении); по содержанию — материально-правовые (лишение пре­мии) и морально-правовые (выговор).

Правовая льгота — это правомерное облегчение положе­ния субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять собст­венные интересы и выражающиеся в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ) и в освобожде­нии от обязанностей. Признаки правовых льгот: связаны с более полным удовлетворением собственных интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятель­ности, что обязательно должно осуществляться в рамках обще­ственных интересов (однако, увеличение властных полномочий администрации в условиях чрезвычай­ного положения, освобождение иностранцев от воинской служ­бы не являются правовыми льготами, так как перед ними стоят другие цели); представляют собой специфические исключения из об­щих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступая способом юридической дифференциации (льготы — это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта возможностями юридического характера); в отличие от привилегий выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетент­ными органами в нормативных актах в соответствии с демокра­тическими процедурами нормотворчества. Правовые льготы выполняют две основные функции: компенсационную (направлены на создание примерно равных воз­можностей в развитии лиц неравных в силу биологических и социальных причин) и стимулирующую (побуждают к отдельным видам общест­венно-полезной деятельности, обеспечивая благоприятные ус­ловия для удовлетворения собственных интересов лица).

Правовые поощрения — это форма и мера юридического одобрения добровольного, заслуженного действия, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприят­ные последствия. Признаки правовых поощрений: заслуженность — добросовестный право­мерный поступок, связанный со «сверхисполнительностью» субъек­та своих обязанностей; добровольность, поскольку в поощрительной норме содержится призыв совершить желательный для общества и государства, но не обязательный для каждого субъекта поступок (поощре­ние жестко не предписывает тот или иной вид социально ценного поведения, а воздействует благодаря привлекательности и выгодности обещанных в установленной норме последствий); юридическое одобрение добровольного заслуженного по­ступка в форме вознаграждения (для правового поощрения не­обходимы лишь определенные формы одобрения — юридиче­ские, с соответствующими количественными и качественными характеристиками — мерой, зависимыми от степени заслуг); взаимовыгодность их как для субъекта, так и для обще­ства (поощрение сочетает различные интересы, гармонизирует их, удовлетворяя благоприятными последствиями); выступают в качестве юридического стимула, как пра­вило, самого действенного по сравнению с субъективными пра­вами, рекомендациями, льготами и др. Заслуга (заслуженное поведение) характеризуется следую­щими особенностями: сопряжена с социально-активным поведением, с осу­ществлением позитивных обязанностей; выражает добросовестное отношение лица к своему долгу; является правомерным поведением; связана со «сверхисполнительностью» лица своих обязанно­стей, воплощаю­щееся в общественно полезном деянии, превосходящем по сво­им масштабам итоги обычных действий; является основанием поощрительных мер точно так же, как правонарушение выступает основанием мер наказания (бо­лее того, характер и степень заслуг определяют вид поощ­рения).

Правовые поощрения выполняют следующие функции: 1) контролирующую, с помощью которой законодатель и правоприменитель корректируют ту или иную деятельность лиц (например, путем обозначения в нормативных и правоприменительных актах действий, в которых заинтересовано общество и государство); 2) мотивационную, с помощью которой поощрение побуж­дает к «сверхисполнению» обязанностей и к совершенствова­нию социально-полезных творческих действий, превосходящих обычные требования, развивает трудовую и общественно-поли­тическую активность (мотивация построена на основе привле­кательных и заранее обещанных благоприятных последствий); 3) коммуникативную, с помощью которой поощрительные меры выражают определенную юридическую информацию, со­держат конкретные сообщения, поступающие от субъекта управ­ления (законодателя, правоприменителя) к объекту (лицам) и служат тем самым особым способом связи между ними; 4) оценивающую, с помощью которой управляющий орган дает официальную положительную оценку чьего-либо заслу­женного поведения, публично признает и одобряет его, отража­ет степень его полезности для общества, выделяет лучших субъ­ектов, достойных поощрения; 5) гарантирующую, с помощью которой поощрения созда­ют благоприятные условия для укрепления дисциплины и по­рядка, обеспечивают реализацию других юридических средств (прежде всего обязанностей); 6) распределяющую, с помощью которой право, закрепляя меру поощрения за инициативное, добросовестное поведение, устанавливает тем самым условия пользования определенными благами, в получении которых выражен собственный интерес субъектов; 7) воспитательную, с помощью которой поощрение, созда­вая у человека хороший психологический настрой, вдохновляет его к проявлению инициативы, к творчеству.

Правовые поощрения весьма многообразны. Они использу­ются в разных областях социальной жизнедеятельности. Их соответственно можно классифицировать по: предмету правового регулирования — на административ­ные (досрочное присвоение специального звания), трудовые (на­граждение Почетной грамотой), уголовно-исполнительные (дос­рочное освобождение из мест лишения свободы) и др.; их юридической природе — на материально-правовые (на­граждение именным оружием) и процессуальные (вознаграж­дение свидетеля за предоставление особо ценной информации); сфере использования — на поощрения в области литера­туры, искусства, науки, техники, государственной и воинской службы и др.; применяющим их субъектам — на государственные (пре­зидентские, правительственные, министерские и т. п.) и негосу­дарственные (муниципальные и пр.); форме связи с благом — на предоставляющие дополни­тельные блага (награждение ценным подарком, медалями и ор­денами) и освобождающие от обременении (досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания); содержанию — на финансово-экономические (выдача де­нежной премии), моральные (объявление благодарности) и ор­ганизационные (присвоение в органах внутренних дел специ­ального звания на одну ступень выше предусмотренного по за­нимаемой штатной должности); иерархии — на общефедеральные, региональные, локаль­ные; уровню — на высшие (государственные награды) и обыч­ные (занесение в Книгу Почета, на Доску Почета); связи с конкретной профессиональной деятельностью — на профессиональные (присвоение почетного звания «Заслужен­ный юрист Российской Федерации», «Заслуженный деятель науки Российской Федерации») и общесоциальные (вручение золотой или серебряной медали за отличную учебу в средней школе) и др.

Правовое наказание — это форма и мера юридического осу­ждения виновного в, противоправном поведении, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничива­ется, чего-то лишается. Признаки поощрений и наказаний в некоторых моментах схожи: являются правовыми средствами воздействия на интересы лиц; для них установлены определенные процедуры — фор­мы поощрения и наказания заранее известны и закреплены в соответствующих нормативных актах, там же определен и круг лиц, наделенных правом применять те или иные меры поощре­ния и наказания; обеспечиваются мерами государственной защиты, гаран­тируются законом; выступают одновременно в качестве наиболее сильных обеспечивающих факторов реализации других правовых средств (льгот, субъективных прав, запретов, юридических обязанно­стей); связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, что применяется — поощрение или наказание; для их наступления необходимо, кроме объективной стороны, еще и определенное субъективное состояние лица, вы­разившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в прямо противоположной «заслуге» (вине) и подлежащее нака­занию. Однако есть и различия между поощрением и наказанием: если поощрение как заслуженная мера призвано под­крепить положительное поведение, характеризующее позитив­ные цели и мотивы субъекта, а также превосходящее обычные требования, то наказание — тоже своеобразная заслуженная мера, но выступающая как средство защиты общества от пра­вонарушений; если меры поощрения связаны с элементами взаимопо­лезности общества и субъекта, то меры наказания — с элемен­тами взаимовредности; если поощрение одобряет, то наказание осуждает, что вызывает у лица соответственно положительные или отрица­тельные эмоции; по-разному проявляется связь с благом, ценностями — если при поощрении субъекту предоставляется определен­ная ценность, то при наказании он лишается каких-либо ценно­стей; если в наказании заложены силы, подтягивающие, так сказать, поведение личности до нормы, то в поощрении — силы, поднимающие такое поведение выше нормы; при соотношении этих мер ведущую роль отводят поощ­рениям, которые, увеличивая число альтернатив поведения, представляют собой более гибкое воздействие, чем наказание.

Ознакомьтесь так же:  Образец приказа на инвентаризацию отходов

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Соотношение категорий «льготы» и «привилегии» с поощрениями государственных служащих

Страницы в журнале: 47-51

В.В. Волкова,

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Северо-Кавказского филиала Российской академии правосудия Россия, Краснодар [email protected]

Рассматривается соотношение категорий «льготы» и «привилегии» с поощрениями государственных служащих; формулируются отличительные признаки данных юридических механизмов; выявляются общие характеристики льгот, привилегий и поощрений как правовых стимулов успешности профессиональной деятельности государственных служащих.

Ключевые слова: льгота, привилегия, поощрение, государственные гражданские служащие, соотношение, категории, правовые стимулы.

В настоящее время в связи с актуализацией применения метода стимулирования особое значение приобретают такие юридические механизмы, как льготы и привилегии государственных служащих [1, с. 99]. С общетеоретических позиций проблемы правовых льгот и привилегий государственных служащих исследованы в ряде монографий [2, с. 32; 9, с. 145; 11, с. 124; 20, с. 78] и научных статей [10, с. 11; 25, с. 13]. Однако несмотря на то что библиография исследований данных правовых феноменов достаточно обширна, следует согласиться с мнением В.М. Корякина о том, что юридическая наука пока не дала четкого определения этим достаточно распространенным явлениям [12, с. 89].

В действующем законодательстве вообще отсутствуют определения понятий «правовая льгота» и «привилегия». Привилегии весьма схожи с льготами и составляют вместе единую систему юридических облегчений. Справедливо в этой связи отмечает И.И. Кравченко: «Льготы и привилегии — это одна система…

В принципе они друг от друга мало отличаются… Отсюда не так-то просто, а часто и невозможно провести грань между льготами и привилегиями» [13, с. 63].

Следует отметить, что льготы и привилегии выступают стимулирующими юридическими средствами наряду с поощрениями, имеют свою собственную природу и их необходимо отличать друг от друга, поскольку они являются несовпадающими категориями. С этой позиции нельзя согласиться с такими авторами—правоведами, как В.М. Баранов, В.М. Ведяхин, Е.Г. Крылатых, которые относят льготы и привилегии к поощрительным нормам [3, с. 66; 5, с. 52; 14, с. 92].

Отличие льгот и привилегий от поощрения заключается в том, что последнее представляет собой форму и меру юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные юридические последствия, например, в виде предоставления дополнительных гарантий, льгот. Оно устанавливается за достижение положительных результатов в осуществлении предлагаемой модели поведения, а также за перевыполнение установленных показателей, стандартов, параметров. Важнейшими предпосылками применения мер поощрения являются строгое соблюдение условий поощрительной нормы, обстоятельств выполнения, а также конечный результат.

Поощрение непосредственно связано с заслугой как общепризнанной полезностью поступков, действий субъектов. Организующее волевое воздействие на деятельность подчиненных лиц предшествует достижению определенного результата и действует во время его получения, определяя и направляя их действия и поведение в целом к ими же поставленной цели. Достигая определенных заранее обусловленных показателей и результатов работы, действующий субъект как бы сам себя поощряет, независимо от воли управляющего субъекта [8, с. 146]. Однако для предоставления льгот и привилегий достижения положительного результата или определенной заслуги лица перед государством в какой-либо сфере о многих случаях не требуется.

Кроме того, право на льготы и привилегии относится к числу юридических возможностей, требующих личного участия при их осуществлении, и носит императивный характер. Льготами и привилегиями вправе пользоваться только сам законодательно установленный обладатель, а не другое лицо. Причем подобные преимущества предоставляются не каждому в отдельности, а определенной группе субъектов, принадлежность к которой подтверждается необходимыми документами.

Однако поощрение государственного гражданского служащего может служить основанием для установления ему каких-либо льгот и привилегий. Стимулирующая сила у льгот и привилегий, с одной стороны, больше, чем у мер поощрения, так как первые представляют собой дополнительную возможность, преимущество, что дается «сверх» какого-то права; а с другой стороны, меньше, чем у поощрения, поскольку последнее специально предназначено для стимулирования, одобрения и награждения заслуженного поведения. Поощрение всегда происходит на основе «принципа заслуг», т. е. в зависимости от деловых и личных качеств человека. Льгота и привилегия далеко не всегда устанавливаются за определенные заслуги и стимулирующую функцию в большей степени осуществляют вместе с компенсационной функцией. Так, в самом содержании нормативного или правоприменительного акта о поощрении часто прямо говорится о заслуге, чем в очередной раз подчеркивается непосредственная связь заслуги и поощрения [21, с. 25].

Однако мы не отрицаем того факта, что между этими категориями существуют общие признаки. Во-первых, они позволяют облегчить положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов. Во-вторых, выступают необходимым элементом правового стимулирования эффективного управленческого труда, процесса формирования высоких деловых качеств руководителей. В-третьих, служат специфическими компенсационными мерами, устанавливаемыми за осуществление конкретных функциональных обязанностей («и льготы, и привилегии для должностных лиц пытаются определенными “доходами” возместить те “расходы”, которые были затрачены в процессе их трудовой и иной деятельности» [19, с. 14]). В-четвертых, оба названных средства являются своеобразными правомерными изъятиями для государственных служащих.

Льготы как стимулы служат теми дополнительными возможностями юридического характера, которые определяются модернизацией общественных отношений. Перед правом как регулятором общественных отношений в дальнейшем встанет необходимость совершенствования всех средств воздействия, которые позволяют адекватно и максимально эффективно опосредовать как сам процесс служебной деятельности гражданских служащих, так и ее результат.

Действующее законодательство не содержит определения понятия «правовая льгота». В словарях русского языка тоже фиксируется, что «льгота — преимущественное право, облегчение, предоставляемое кому-нибудь как исключение из общих правил» [23, с. 334]. С общетеоретических позиций проблема правовых льгот государственным служащим исследовались на уровне ряда научных статей [4, с. 74; 17, с. 235], кандидатских диссертаций [22, с. 23], монографий [16, с. 46]. Однако следует согласиться с профессором Д.Н. Бахрахом в том, что «юридическая наука пока не дала четкого определения этого очень распространенного явления» [4, с. 76].

Одни ученые—юристы под правовой льготой обычно понимают разновидность специальных прав граждан, предоставляемых некоторым группам населения [24, с. 13; 6, с. 83], более высокий уровень прав для отдельных групп по сравнению с общим уровнем [15, с. 298], другие — поощрительное освобождение участника общественной жизни от некоторых установленных нормами права обязанностей [3, с. 66]. Думается, что обе группы исследователей по-своему правы, поскольку эти подходы объединяет то, что льгота выступает в них в качестве своеобразного юридического облегчения для лица. Облегчить же положение гражданского служащего можно не только за счет уменьшения количества обязанностей, но и за счет увеличения дополнительных прав, преимуществ.

Представляется, что льгота — это обоснованное предусмотренное правом облегчение положения государственного служащего, позволяющее ему всесторонне раскрыть свои профессиональные возможности и выражающееся как в предоставлении дополнительных прав, так и в освобождении от определенных служебных обязанностей.

В административном праве льготы играют немаловажную роль в решении проблем внутриорганизационного управленческого характера в системе государственной службы в сфере совершенствования управленческих отношений. Это находит свое выражение в наличии льгот — гарантий, способствующих исполнению установленных обязанностей.

Так, существование комплекса различных правовых льгот в отношении государственных служащих можно объяснить тем, что устанавливаются они для тех гражданских служащих, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты, поскольку они характеризуются какими-то особенностями или находятся в специфических условиях. Мы разделяем мнение профессора Ю.Н. Старилова [27, с. 174] и профессора Ю.А. Тихомирова [28, с. 69], которые утверждают, что привилегии представляют собой специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов и прежде всего для наделенных властными полномочиями должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления служебных обязанностей [18, с. 98].

Представляется, что льготы и привилегии как правовые стимулы успешности профессиональной деятельности государственных служащих служат теми дополнительными возможностями юридического характера, которые определяются модернизацией общественных отношений. Кроме того, вся система действующих для государственных служащих льгот и привилегий должна быть прозрачной, что в настоящее время фактически отсутствует, хотя в ст. 7 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» прямо сказано: «не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения: …о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям» [26].

Преимущества в виде льгот и привилегий гражданским служащим безусловно должны предоставляться, но лишь в той мере, в какой они в конечном счете полезны всему обществу, а также содействуют осуществлению государственных задач. Для властвующих лиц привилегии и льготы, впрочем как и все иные возможные меры стимулирующего характера, должны быть не только социально обоснованными, но и целесообразными, а также четко установленными на уровне законов. Следовательно, необходимо: во-первых, чтобы все существующие преимущества государственных служащих были законодательно оформлены; во-вторых, они должны быть известны всем. И, в-третьих, должен быть действительным и гласным контроль соблюдения законодательства о льготах и привилегиях гражданских служащих.

При соблюдении этих условий негативное влияние наличия преимуществ на нравственную оценку государственного гражданского служащего значительно снижается, а мотивация и общественная оценка, соответственно, повышаются.

1. Алиулов Р.Р. Проблемы механизма государственного управления на современном этапе (Вопросы теории и методологии) // Государство и право. 2005. № 3.

2. Артамонов Н.В. Льготы офицерам, прапорщикам, мичманам, сверхсрочнослужащим Вооруженных Сил СССР и их семьям. — М., 1974.

3. Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. — Саратов, 1978.

4. Бахрах Д.Н. Правовые льготы // Справедливость и право. — Свердловск, 1980.

5. Ведяхин В.М. Правовые стимулы: понятие и виды // Правоведение. 1992. № 1.

6. Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. — М., 1985.

7. Конин Н.М. Административное право России: учеб. — М., 2011.

9. Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих: становление, развитие и правовое регулирование. — М., 1995.

10. Корякин В.М. Актуальные проблемы реформирования системы льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим и членам их семей // Право в Вооруженных силах. 2003. № 8.

11. Корякин В.М. Военно-социальная политика Российской Федерации: проблемы правового регулирования. — М., 2003.

12. Корякин В.М. Льготы в военном праве // Государство и право. 2006. № 12.

13. Кравченко И.И. Выступление на «круглом столе» по теме «власть, демократия, привилегия» // Вопросы философии. 1991. № 7.

14. Крылатых Е.Г. Роль льгот в праве социального обеспечения // Право. 1988. № 2.

15. Лившиц Р.З. Социальная политика и ее правовое опосредование // Правовая система социализма. — М., 1986.

16. Малько А.В. Льготная и поощрительная правовая политика. — СПб., 2004.

17. Малько А.В. Льготы и поощрения как важнейшие правовые средства регионального законодательства // Правоведение. 1999. № 1.

18. Малько А.В., Морозова И.С. Льготы в российском праве (Проблемы теории и практики). — Саратов, 2004.

19. Малько А.В. Правовые иммунитеты // Правоведение. 2000. № 6.

20. Мигачев Ю.И. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих (Сравнительно-правовое исследование). — М., 1998.

21. Морозова И.С., Лебедев Е.Н. Место и роль льгот в механизме правового стимулирования: учеб. пособие / под ред. А.В. Малько. — Саратов, 2006.

22. Морозова И.С. Льготы в российском праве (вопросы теории и практики): дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 1999.

23 Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1991.

24. Панкин М.Е. Льготы рабочим и служащим. — М., 1979.

25. Рудичева Н.И. О государственной службе и отдельных статусных льготах ее субъектов: сравнительно-правовые характеристики // Право в Вооруженных Силах. 2004. № 2.

26. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 41. С. 8220—8235.

27. Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации. Теоретико-правовые исследования. — Воронеж, 1996.

28. Тихомиров Ю.А. Закон, стимулы, экономика. — М., 1989.

Льготы и поощрения в праве

Понятие, признаки и функции правовых льгот в условиях формирования рыночных механизмов, их характер: компенсационный и стимулирующий. Сущность и назначение правовых поощрений. Проблема «поощрительных санкций» и направления ее исследования в литературе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Льготы и поощрения в праве

1. Понятие, признаки и функции правовых льгот

В современной России происходят преобразования в экономической, политической, правовой сферах. Меняется характер общественных отношений, изменяются и юридические нормы, регламентирующие данные отношения. Соответственно трансформируются цели, способы, социальная направленность правового опосредования запросов отдельных групп населения. Находит новое отражение в законодательстве и учет особых интересов субъектов, средством которого выступают правовые льготы.

В условиях формирования рыночных механизмов господствующими в государственном управлении становятся не административные, а экономические методы, основанные преимущественно на системе налогов. Роль льгот резко возрастает. Ведь установление основной части льгот связано именно с налогами в различных сферах жизнедеятельности: хозяйственной и предпринимательской, финансовой и социальной, научно-технической и демографической, культурной и благотворительной и т.п. Налогообложение — одна из главных функций Российского государства.

Подобные модификации отражаются и на правовом регулировании, методы которого тоже претерпевают изменения. Более широкое использование льгот в правовом воздействии символизирует собой в определенной мере расширение диспозитивных (а в какой-то степени и поощрительных) методов, создает новый морально-психологический и юридический климат в обществе.

Льготы есть прежде всего социальная мера, в этом проявляется их общественная ценность. В сегодняшней весьма неблагоприятной социально-экономической ситуации требуется радикальное изменение системы льгот с тем, чтобы преодолеть нарастание негативных тенденций в этой сфере и поддержать нуждающиеся в социальной защите многочисленные слои населения.

Кроме того, льготы все активнее используются в российской правовой системе в качестве одного из важнейших юридических инструментов для разрешения задач федеративного устройства России, развития местного самоуправления и др.

Статус правовых льгот в последнее время значительно вырос. Льгота становится наиболее распространенным и в какой-то мере универсальным юридическим средством выравнивания положения отдельных групп населения, способом социальной помощи и поддержки, а это требует к ней соответствующего отношения.

Правовая наука пока не обратила пристального внимания на институт льгот, хотя жизнь все острее ставит вопрос о создании теории правовых льгот, в рамках которой нашел бы свое выражение детальный и всесторонний анализ этого многогранного явления.

Что же такое правовая льгота?

Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей. Правовым льготам присущи следующие признаки.

Во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель — социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим.

Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы. Например, увеличение властных полномочий администрации в условиях чрезвычайного положения или освобождение иностранцев от воинской службы не являются правовыми льготами. Расширение прав временной администрации в условиях чрезвычайного положения связано не с улучшением ее статуса, а с необходимостью получения большей маневренности и простора для оперативного и оптимального выхода из создавшейся ситуации, для нормализации жизнедеятельности в конкретном регионе. Освобождение же от некоторых обязанностей иностранцев продиктовано соображениями политического характера (безопасности государства и т.д.), связано с отсутствием у них российского гражданства.

Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения

из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированное оно регламентирует конкретные вопросы общественной жизни. Так, для различных категорий граждан установлены правила, регулирующие прием в вузы, призыв на военную службу, назначение пенсий. При отсутствии правовой регламентации в той или иной сфере органы управления вынуждены, учитывая конкретные обстоятельства, делать по своему усмотрению исключения для отдельных лиц, что ведет к разнобою в практической деятельности и открывает лазейку для субъективизма и даже злоупотреблений.

Ознакомьтесь так же:  Договор на выращивание птицы

Льготы — это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера.

В-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества. Льготы, как правило, фиксируются с помощью нормативных, а не правоприменительных актов. Запрещение законом предоставлять льготы в индивидуальном порядке преследует цель — свести к минимуму корыстное усмотрение, которое может проявиться в этом процессе.

Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии. В переводе с латинского привилегия есть «специальный закон для особого лица». Словари толкуют данное понятие как: 1) исключительное право, преимущество, предоставленное кому-либо (государственному органу или должностному лицу); 2) монопольное право на изобретение; документ, удостоверяющий и охраняющий это право.

По нашему мнению, привилегии есть специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов и прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей.

Особенности привилегий заключаются в следующем.

1. Если льготы призваны облегчать положение различного рода субъектов, то привилегии в основном сориентированы на политическую элиту, на властные органы и должностные лица. Вместе с тем привилегии устанавливаются не только в отношении властвующих лиц. Как монопольные, исключительные права они могут принадлежать в определенных случаях и гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и иным субъектам. Об этом говорится в ряде нормативных актов: в статье 7 Закона РФ «О государственной тайне» в редакции от 6 октября 1997 г.; в статье 1 Постановления Правительства РФ «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан» от 30 декабря 1998 г. и др.

2. Льготы распространяются на ббльший круг лиц и имеют более широкую сферу применения. Привилегии же есть специфические льготы, это исключения из исключений. Их не может быть много, иначе привилегии «торпедируют» основные принципы права — справедливость, равноправие и т.п.

3. Если льготы в доминанте своей характеризуют специальный правовой статус субъектов, ибо предусматриваются главным образом для соответствующих групп и слоев населения (инвалидов, пенсионеров, студентов, матерей-одиночек и др.), то привилегии могут устанавливаться как в специальном (дипломаты, депутаты, министры и т.п.), так и в индивидуальном статусах (Президент РФ), ибо они в большей мере подтверждают исключительность юридических возможностей особо

ответственных и иных лиц.

4. Привилегии ввиду того, что они являются исключительными правами, выступают более детальными и персонифицированными юридическими средствами, следующим по сравнению со льготами уровнем дифференциации правового регулирования. Привилегии — это изъятия как из общих, так и из особенных норм права. Поэтому в принципиальном плане они могут соотноситься между собой как категории «Особенное» (льготы) и «отдельное» (привилегия).

5. В силу различных социальных ролей, которые выполняют разные субъекты в жизнедеятельности общества, право, с одной стороны, с помощью льгот пытается «выравнить» их фактическое неравенство, с другой же — посредством привилегий юридически «выделяет» тех, кому это необходимо для полноценного осуществления специфических обязанностей. «Между льготами и привилегиями то существенное отличие, — пишет В.М. Межуев, — что первые в какой-то мере смягчают существующее фактическое неравенство, тогда как вторые добавляют к последнему еще и формальное неравенство, как бы возводят это неравенство в закон».

В любом обществе, где присутствует власть, т.е. выполняются особые публично-политические функции, появляется и необходимость в юридическом «выделении» лиц, осуществляющих данные в общем-то непростые функциональные обязанности, нацеленные в той или иной степени на упорядочение процессов удовлетворения интересов различных субъектов.

В целях наиболее полной и качественной реализации соответствующих служебных обязанностей, независимого выполнения официальных функций, возмещения властвующим лицам затрат, возникающих в процессе управления, и необходимы юридические преимущества, называемые привилегиями. И хотя данное средство в целом олицетворяют известное неравенство — без привилегий не обойтись.

Категорию «льгота» нужно отличать и от понятия «гарантия», которое является более широким по своему объему, ибо включает в себя кроме льгот и другие юридические средства: поощрения, наказания, обязанности, запреты и т.п. Поэтому вполне закономерно, что в нормативных актах льготы нередко фиксируются в разделах, главах и статьях, посвященных гарантиям. Так, в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», принятом 5 июля 1995 г., именно в статье 15, которая называется «Гарантии для государственного служащего», закрепляются различные льготы для данной категории лиц, что, бесспорно, призвано способствовать эффективному осуществлению ими своих функциональных обязанностей.

Основная цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп, государства. Льготы связывают и гармонизируют эти различные интересы, позволяя их удовлетворять, распределяя социальные блага и содействуя тем самым нормальному развитию как отдельного гражданина, так и общества в целом.

С одной стороны, льготы устанавливаются для тех субъектов, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты, поскольку они характеризуются какими-то особенностями (состояние здоровья, возраст, пол и т.п.) или находятся в специфических условиях (жизнь на Крайнем Севере; профессия, требующая сокращенного рабочего дня, более продолжительного против обычного ежегодного отпуска, и т.д.).

С другой стороны, льготы предоставляются тем субъектам, в социально полезной деятельности которых заинтересовано государство, общество в целом.

Правовые льготы, призванные достигать эту основную цель, выполняют компенсационную и стимулирующую функции.

Компенсационный характер правовых льгот состоит в создании хотя бы примерно равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических и социальных причин. Так, вовлечение в трудовую деятельность слепых и людей с плохим зрением было бы невозможно без установления для них законом особых условий труда. Следовательно, принцип социальной справедливости требует установления в данном случае определенного изъятия из принципа равноправия граждан, а сами льготы слепым и людям с плохим зрением приобретают компенсационный характер, выравнивая их возможности с возможностями других людей. Важнейшее компенсационное значение имеют льготы, предоставленные инвалидам и участникам Великой

Отечественной войны, беженцам, вынужденным переселенцам и другим лицам.

В этом смысле льгота — особое право, дополняющее имеющиеся у

лица права с целью гарантировать определенный уровень потребления, облегчить доступ к юридически обеспеченному благу, существенным образом затрудненный вследствие инвалидности, беременности, материнства, сочетания учебы с работой и т.д. Здесь льготы призваны улучшать социально-экономические условия конкретных категорий граждан, их материально-бытовое и финансовое положение.

В последнее время компенсационная функция правовых льгот распространятся и на некоторые новые сферы. Так, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. для потребителя установлены определенные льготы. Например, согласно статье 1 («потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав»; согласно статье 23 потребитель при наличии уважительных причин в одностороннем порядке вправе изменить условия договора о предмете и обменять вещь.

Подобные льготы не нарушают одного из основных правил рынка — равенства правового положения сторон, а наоборот, наполняют его реальным содержанием, не позволяют стать фикцией.

Вместе с тем льготы нельзя полностью отождествлять с компенсациями, ибо в ряде случаев, наряду с компенсационной, они выполняют и стимулирующую функцию: способны побуждать к отдельным видам общественно полезной деятельности, создавать благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица. Стимулирующую функцию призваны выполнять прежде всего налоговые льготы, установленные в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности и пр.

Подобную функцию льготы выполняют наряду с такими юридическими средствами, как дозволения, поощрения и т.д. Важно учитывать, что стимулирующая сила у льгот, с одной стороны, больше, чем у дозволений, ибо льгота — дополнительная возможность, преимущество, что дается «сверх» какого-то права, а с другой стороны, меньше, чем у поощрений. Последнее специально предназначено для стимулирования, одобрения и награждения заслуженного поведения. Это его основная функция. Льгота же далеко не всегда устанавливается за определенные заслуги и стимулирующую функцию в большей степени осуществляет наряду с компенсационной.

Существуют ли проблемы в сфере установления и действия льгот и каким образом необходимо их разрешать, повышая эффективность данного юридического средства?

Одна из главных проблем — отсутствие гибкой и целенаправленной государственной политики в деле предоставления и реализации льгот. Современная ситуация в России характеризуется постоянными изменениями, идет процесс передела собственности и власти, социального расслоения людей. Противоречивость и нестабильность нашей жизни и соответственно правовой системы не может не оказать влияния на противоречивость и нестабильность льгот, которые во многом не упорядочены, не согласованы.

Зачастую льготы используются как инструмент в политической борьбе в популистских целях, когда отдельные лидеры в период выборов пытаются расширить свою социальную базу, привлечь на свою сторону электорат. Так, в Башкортостане еще Председателем Верховного Совета был подписан документ о том, что все госслужащие имеют право взять на 10 лет под 8%-ную ссуду, равную 120-месячным окладам. Это было принято перед выборами Президента Башкортостана и соответствующим образом сказалось на результатах голосования.

Вместе с тем не следует забывать, что смена социального строя связана, как правило, и со сменой системы льгот (одни отменяются, другие устанавливаются), которая призвана содействовать проведению конкретной политики.

Льготы — не только средство, но и объект политической борьбы. Многие субъекты хотели бы «выйти» из общих рамок, добиться исключения из правил и обладать более свободным (облегченным) статусом. Поэтому льготы — предмет особого внимания лоббистов, с помощью которых конкретные слои и группы добиваются выгодных для себя управленческих решений, что выражается в основном в тех или иных исключениях. На сегодняшний день лоббирование ярко выражено в президентских и правительственных структурах, так как именно здесь сосредоточена реальная власть.

Негативное влияние на существующую систему льгот оказывают и проблемы становления российского федерализма: «парад суверенитетов», сепаратистские тенденции, региональные привилегии, несоблюдение принципа равноправия, закрепленного в ст. 5 Конституции РФ. Известно, что республики пока имеют более значительные льготы, нежели края и области. К тому же некоторые из членов Федерации (Татарстан, Башкортостан и др.) уже сейчас путем заключения отдельных договоров с общефедеральными властями так начали делить полномочия, что получают односторонние налоговые и бюджетные преимущества, устанавливая для себя «особый льготный статус».

В целях совершенствования, оптимизации института правовых льгот целесообразно было бы, по нашему мнению, осуществить следующие меры.

Провести своего рода «инвентаризацию» закрепленных в нормативных актах льгот, подвергнуть их тщательному анализу и экспертизе для того, чтобы выявить как эффективные, так и дефектные льготы.

Важно своевременно реагировать на происходящие в обществе перемены и наряду с установлением в законодательстве новых льгот в сфере приватизации, инвестиций и т.д. отменить необоснованные исключения, которые не оправдали себя на практике.

Так, в районах Крайнего Севера действуют льготные надбавки к заработной плате и районные коэффициенты. Правонарушители, как и законопослушные граждане, получают зарплату с учетом северных надбавок. Взыскание же штрафов и сумм причиненного ущерба производятся без учета данных доплат, что стимулирует не столько правомерное поведение, сколько правонарушения*.

Нуждается в корректировке пенсионное законодательство, которое пока не связывает предоставление льгот с фактическим состоянием условий труда на производстве. По оценкам печати, до 30% работников, имеющих право на пенсионные льготы, трудятся в нормальных (а не вредных) условиях 2 .

Было бы полезно систематизировать законодательство о льготах, инкорпорировать по тематическому принципу нормативные акты и опубликовать их для всеобщего сведения и контроля за соблюдением, включая льготы для высших должностных лиц. В этом деле есть уже определенные наработки.

Например, издан сборник нормативных актов «Льготы в России» (М., 1993), в котором делается первая попытка систематизировать нормативный материал о льготах для различных социальных категорий граждан: для семей, имеющих детей; участников и инвалидов Великой Отечественной войны; участников войны в Афганистане и других военных действий за пределами России; граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС. Кроме того, в последнее время изданы такие сборники нормативных актов, как «Льготы и компенсации пострадавших от репрессий» (М., 1996), «Надлежит также продолжить работу по кодификации соответствующего нормативного материала на основе субъектного подхода, взяв в качестве примера удачный опыт систематизации льгот для военнослужащих, инвалидов Отечественной войны».

Важно обеспечить льготы материальными и юридическими гарантиями, ввести в действие механизм их реализации. Законодатель, устанавливая определенные льготы для конкретных субъектов, должен одновременно возлагать обязанности (активные и пассивные) на тех, кто призван обеспечивать претворение в жизнь данных преимуществ. Непременным условием действенности реализации льгот будет и фиксация мер юридической ответственности для обязанных лиц.

Кроме того, с одной стороны, требуется дальнейшая дифференциация льгот, более глубокая их специализация. С другой же стороны, отдельные льготы нуждаются в унификации. В то же время надо видеть пределы и первого, и второго процессов, ибо излишние выделения и, уравнивания, связанные со льготами, могут привести к социальной несправедливости.

В целях повышения эффективности правовых льгот их надо сочетать с духовными ценностями. Ответы на вопросы: «Что привлекает молодежь в армию и какие причины являются препятствием к службе?», полученные в ходе социологического исследования, показали, «что стимулы, которые были заложены соответствующим указом о профессиональной армии — более высокая заработная плата, различные льготы, — пока срабатывают слабо. По всей видимости, эти стимулы должны быть дополнены чем-то еще гораздо более значимым и весомым: воспитанием чувства гордости за свою Родину, например. Сейчас этот мотив, как явствует из опросов, лишь на пятом месте» 2 .

Требуется учитывать и временной «износ» данных юридических средств. Так, пенсионные льготы, если они остаются на одном и том же уровне, со временем теряют свою компенсационную силу. Чтобы этого не произошло, их необходимо периодически пересматривать.

Каждая льгота должна быть адресной, обоснованной, правомерной, справедливой. Льготы — дорогостоящие меры. Поэтому за их установлением и реальным осуществлением должен быть надлежащий контроль. В современных условиях требуется все больше гласности в работе государственного аппарата (в силу его безграничного роста) и прозрачности процессов распределения благ, в том числе и посредством льгот.

Именно через продуманные эффективные льготы можно влиять на развитие тех или иных отношений в выгодном для общества и государства направлении, содействовать процессу реформирования экономики (льготы-стимулы) с одновременным усилением социальной защищенности личности (льготы-компенсации).

От характера и объема льгот зависит качество права. Льготы, призванные воплощать в жизнь идеи справедливости и равенства, в условиях правового государства выступают специфическим критерием сущностных начал права, его принципиальных основ.

2. Понятие, признаки и функции правовых поощрений

Правовое поощрение — форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для пего наступают благоприятные последствия. Признаки правового поощрения заключаются в следующем.

1. Оно связано с заслуженным поведением. Как разъясняют словари, заслуга — это общепризнанная полезность чьих-либо поступков, деятельности; заслужить — означает стать достойным чего-либо, получить право на это по своим делам и поступкам.

Нередко в самом содержании нормативного либо правопримени-, тельного поощрительного акта прямо говорится о заслуге, чем еще раз подчеркивается связь заслуги и поощрения. Например, в Положениях о почетных званиях Российской Федерации и описании нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ 30 декабря 1995 г., установлены такие звания, как «заслуженный деятель науки Российской Федерации», «заслуженный юрист Российской Федерации», и т.п. В Положении о государственных наградах Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ 1 июня 1995 г., учреждены государственные награды РФ: орден «За заслуги перед Отечеством», орден «За военные заслуги», медаль ордена

«За заслуги перед Отечеством».

Заслуга — это добросовестный правомерный поступок, связанный со «сверхисполнением» субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата и выступающий основанием для применения поощрения.

Заслуга характеризуется следующими чертами:

а) она сопряжена с социально-активным поведением, с осуществлением позитивных обязанностей;

б) это добросовестное отношение лица к своему долгу. «Заслуга включает не только внешнее, объективное действие, но и внутреннее, субъективное отношение к порученному делу, характеризующее позитивные цели и мотивы поведения субъекта»;

в) заслуга связана со «сверхисполнением» лицом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата. Подобные «услужные» акты «выходят по своей добродетельности» за пределы «обязанности», это «сверхнормальность» или избыток «добродетельности» 2 . В данном случае имеется в виду «отступление» от нормы не «вниз», что является правонарушением, а «вверх», что выражается в высококачественном выполнении обязанностей. Речь идет о поведении, превосходящем по своим масштабам результаты обычных действий. Поощрения устанавливаются за особый вклад, мужество и отвагу, перевыполнение требуемых стандартов, показателей (новаторство в труде, профессиональное мастерство и т.д.).

Так, в статье 13 («Поощрения государственного служащего») Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» сказано, что «за успешное и добросовестное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к нему применяются различные поощрения»;

г) заслуга является основанием для применения поощрительных мер точно так же, как основанием для применения мер наказания выступают правонарушения. Характер и степень заслуг определяют вид поощрения.

2. Поощрение сопряжено с сугубо добровольным поступком. В поощрительной норме содержится призыв совершить желательное для общества и государства действие, но не обязательное для каждого отдельного субъекта. Вместе с тем выбор такого поведения подкрепляется обещанием предоставить лицу определенные дополнительные блага. Следовательно, поощрение в своем регулирующем воздействии на личность жестко не предписывает тот или иной вид социально ценного поведения, а оказывает непринужденное влияние благодаря привлекательности и выгодности указанных в установленной норме последствий.

Ознакомьтесь так же:  Сувенир для прокурора серов как быть

3. Меры поощрения юридически одобряют позитивные действия, выступая формой вознаграждения со стороны общества и государства добровольного заслуженного поведения. Поощрение — разновидность одобрения. Если последнее — родовое понятие (более широкое), то первое — видовое. Для правового поощрения необходимы лишь определенные формы одобрения — юридические, с соответствующими количественными и качественными характеристиками (мерой), зависимыми от степени заслуг.

4. Поощрение взаимовыгодно для общества и поощряемого субъекта, сочетает различные интересы, удовлетворяя «стороны» благоприятными последствиями. Это одно из немногих юридических средств, активно работающее на общий интерес (корпоративный, государственный, общественный).

5. Поощрение — юридический стимул, причем, как правило, весьма действенный. Вместе с тем оно играет и определенную ограничивающую роль, что создает побочный эффект. Например, премия не только побуждает человека к высококачественному и производительному труду путем заинтересованности в достижении желаемого результата, но и косвенно сдерживает (опять же позитивными методами) от антиобщественного, противозаконного поведения.

Правовые поощрения выполняют контролирующую, мотивацией-ную, коммуникативную, оценивающую, гарантирующую, распределительную, воспитательную функции. Осуществляя функцию социального контроля, поощрения координируют ту или иную деятельность лиц, мягко «уводят» от правоотклоняющегося поведения и одновременно позитивно активизируют субъектов.

Мотивационная функция — поощрение побуждает к «сверхисполнению» обязанностей и к совершению социально ценных творческих действий, превосходящих обычные требования, развивает трудовую и общественно-политическую активность. Мотивация к достижению полезного результата построена на основе привлекательности и заранее обещанных благоприятных последствий.

Коммуникативная функция — поощрительные меры содержат в себе определенную юридическую информацию, конкретные сведения, поступающие от субъекта управления (законодателя, правоприменителя) к объекту (лицам), и служат тем самым способом связи между ними.

С помощью оценивающей функции управляющий орган дает официальную положительную оценку чьего-либо заслуженного поведения, публично признает и одобряет его, отражает степень полезности деятельности для общества, выделяет лучших субъектов, достойных поощрения.

Гарантирующая функция — поощрения создают благоприятные условия для укрепления дисциплины и порядка, обеспечивают реализацию других юридических средств, прежде всего обязанностей.

Распределительная функция состоит в том, что право, закрепляя меру поощрения за инициативное, добросовестное поведение, устанавливает тем самым условия пользования определенными благами, в получении которых выражен собственный интерес субъектов.

Воспитательная функция — поощрение, создавая у человека за заслуженное поведение положительный психологический настрой и вызывая чувство удовлетворения, показывает образец добросовестной деятельности, вдохновляет людей к проявлению инициативы, к творчеству. Тем самым поощрение способствует формированию правосознания и высокой правовой культуры граждан, нравственных качеств личности.

Поощрение важно соотнести с такими понятиями, как вознаграждение и убеждение.

Термин «вознаграждение» в словарях русского языка толкуется в двух смыслах: как награда и как плата за услуги. Награда выступает составной частью поощрения, государственная же награда, как сказано в Положении о государственных наградах Российской Федерации, «является высшей формой поощрения граждан…»

Отличие поощрения от платы за услуги (вознаграждения во втором смысле) заключается в том, что если первое применяется за заслуги, то последнее — за услуги, которые тоже являются полезными действиями, но вовсе не связаны с превышением обычных требований.

«Поощрение, создавая в сознании отдельных граждан и их коллективов убеждение в правильности и полезности определенного варианта поведения, служит в известном смысле средством убеждения. Что же касается убеждения, то оно не в состоянии выполнить функций поощрения в строгом значении этого слова».

Правовые поощрения можно классифицировать по различным основаниям. Так, в зависимости от предмета правового регулирования поощрения подразделяются на конституционные (ордена и медали как государственные награды), административные (досрочное присвоение специального звания), трудовые (награждение Почетной грамотой) и т.п.; в зависимости от характера — на материальные (награждение именным оружием) и процессуальные (вознаграждение свидетеля за предоставление особо ценной информации); в зависимости от сферы использования — на поощрения в сфере литературы, искусства, науки, техники, государственной и военной службы и т.д.; в зависимости от применяющих их субъектов — на государственные (президентские, правительственные, министерские и т.п.) и негосударственные (муниципальные и пр.); в зависимости от содержания — на финансово-экономические (выдача денежной премии), моральные (объявление благодарности) и организационные (присвоение в органах внутренних дел специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности); в зависимости от иерархии — на общефедеральные, региональные и локальные; в зависимости от формы связи с благом — на предоставляющие дополнительные блага (награждение ценным подарком) и освобождающие от обременении (досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания в органах внутренних дел).

Следует отметить, что такие высшие формы поощрения в Российской Федерации, как ордена и медали, не имеют пока законодательной основы, ибо их вручение производится в соответствии с Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ. Как и многие сферы общественной жизни, которые должны быть упорядочены на уровне закона, процесс государственного награждения в России регламентируется «указным» правом. Поэтому назрела необходимость принятия Федерального закона «О государственных наградах Российской Федерации».

Одно из важнейших условий эффективности наград — своевременная их выдача. Данное положение сегодня далеко не всегда учитывается при вручении поощрений. Так, согласно статье 11 Положения о золотой и серебряной медали «За особые успехи в учении» и похвальной грамоте «За особые успехи в изучении отдельных предметов», утвержденного Приказом министра образования РФ 24 февраля 1995 г., подобные поощрительные меры «вручаются награжденным выпускникам вместе с документами об образовании по окончании итоговой аттестации».

Однако, как отмечается в прессе, золотых медалей пока не хватает на всех выпускников школ.

Существует и проблема, связанная с формами установления поощрений в законодательстве. К сожалению, при изложении поощрительных норм в статьях нормативных актов достаточно часто используется бланкетный способ, когда конкретные меры (виды) поощрения не указываются в данном законе, где фиксируются модели заслуженного поведения, а закрепляются в иных нормативных актах.

Думается, это далеко не всегда может считаться правильной практикой, ибо она вносит больше неясности, чем «экономии», в изложение юридических предписаний. К тому же иногда законодатель бывает просто непоследовательным в проведении данной «экономии».

В частности, в одном и том же Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» применяется разный подход к изложению различных санкций — мер поощрения и наказания, относящихся непосредственно к урегулированию деятельности государственного служащего. Так, в статье 13 законодатель, излагая модель заслуженного поведения, фиксирует «вместе с тем, что «виды поощрений и порядок их применения устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации». А в следующей же статье 14 («Ответственность государственного служащего») он закрепляет не только модели правонарушений, но и конкретные меры дисциплинарного взыскания, которые возлагаются на нерадивого государственного служащего. То же самое имеет место и в проекте Трудового кодекса Российской Федерации, в статье 91 которого прямо сказано, что «виды поощрений работников за труд определяются в правилах внутреннего трудового распорядка предприятия», а в статье 92 модельные меры дисциплинарного взыскания перечисляются.

Учитывая, что на этом уровне должны воплощаться, как правило, типовые поощрительные меры, которые затем конкретизируются и детализируются в подзаконных актах, их четкая и подробная фиксация в подобных законах просто необходима.

Важно также провести определенную работу по систематизации поощрительного законодательства. Еще А.Н. Радищев заметил, что «хотя везде находятся о награждениях постановления, но нигде еще нет о сем уложения систематического».

Существует потребность в проведении тематической инкорпорации типа: «Поощрения в России», «Поощрения в сфере военной службы», «Поощрения в трудовой сфере», «Государственные премии РФ» и т.п.

Задача состоит не только в том, чтобы повышать эффективность уже действующих правовых форм поощрения, но и в том, чтобы искать дополнительные стимулирующие резервы. В частности, следует поддержать мнения, высказанные в литературе, что давно назрела потребность в подготовке Общего положения о Почетных грамотах 2 , о нагрудных знаках, о присвоении звания почетного гражданина города, района в РФ, о конкурсе на лучший законопроект и других нормативных актов».

На региональном уровне можно шире и более четко применять как государственные, так и негосударственные меры поощрения. Например, за ведение здорового образа жизни, занятие физической культурой и спортом, сохранение и улучшение благоприятной окружающей среды, рациональное ресурсопользование и т.д.

Таким образом, анализ института поощрений показывает, что целый ряд связанных с ним вопросов нуждается в дополнительной проработке и упорядочении применительно к современным условиям России.

3. Поощрительные санкции

правовой льгота поощрение санкция

Проблема «поощрительных санкций» в литературе оценивается неоднозначно. Есть как сторонники, так и противники использования данного термина. В силу дискуссионности вопроса мы вынуждены будем несколько «злоупотреблять» цитированием источников и ссылками на разные мнения ученых.

На наш взгляд, указанное понятие в целом достаточно адекватно отражает реальную действительность и имеет право на существование. Выскажем некоторые аргументы в защиту такой точки зрения.

Во-первых, этимологическое значение слова «санкция» выходит не только на негативные, но и на позитивные последствия. Так, одним из его смыслов является «одобрение», «санкционирование», «разрешение». «Санкция — мера воздействия, важнейшее средство социального контроля. Различают негативные санкции, направленные против отступлений от социальных норм, и позитивные санкции, стимулирующие одобряемые обществом, группой отклонений от норм…» (Советский энциклопедический словарь. М., 1988. С. 1167).

Во-вторых, позитивные санкции (благоприятные последствия) присущи всем видам социальных норм. Это их общая черта. Как отмечается в справочной литературе, «наиболее распространено деление социальных санкций на «негативные», пресекающие нежелательное поведение, и «позитивные», стимулирующие желательное… Как негативные (арест, штраф, анафема), так и позитивные (повышение по службе, премии, ордена) формальные социальные санкции осуществляются специально уполномоченными для этой цели лицами» (Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 567).

Поскольку правовые нормы выступают лишь разновидностью норм социальных, на них в полной мере распространяется данная закономерность. Поэтому следует согласиться с выводом о том, что «поощрительные санкции встречаются почти во всех отраслях… права».

Далеко не случайно проблема поощрительных (положительных) санкций была поставлена первоначально в социологической, философской, психологической литературе, где большинство специалистов весьма аргументирование обосновывают существование подобного рода последствий у социальных норм*.

О положительных (поощрительных, наградных) санкциях пишет П.А. Сорокин: «Если бы, например, в России, где шаблоны «должного» поведения фиксированы в «Своде законов», вдруг уничтожены были бы все санкции, как положительные, так и отрицательные, исходящие как от государственной власти, так и от общественного мнения, — то можно себе представить, какая пертурбация произошла бы в междуиндивидуальном поведении членов государства…» 2 .

Идея поощрительных санкций все больше поддерживается и представителями других наук. «С точки зрения политологической, — подчеркивает, в частности, Л.С. Мамут, — санкция вовсе не есть только наказание. Ее целесообразно толковать как всякую практическую реакцию людей на определенные факты, направленную либо на стимулирование, поощрение желательного, одобряемого поведения (позитивная санкция), либо на пресечение, устранение осуждаемых, нежелательных поступков (санкции негативные)» 3 .

«Поощрительные санкции (данный вид признается не всеми, поскольку о поощрительных нормах права стали писать совсем недавно) выражают одобрение тщательному выполнению норм и призваны стимулировать правомерное поведение» 4 .

Думается, что в юридической науке подобное понимание санкции (при всей условности термина «поощрительная») необходимо. Поэтому следует поддержать мнение тех ученых, которые высказываются за выделение в нормах права специальных поощрительных санкций 5 .

В зарубежной правовой литературе получила признание также данная точка зрения: «Слово «санкция» предусматривает нечто большее, чем наказание. Оно включает также поощрение. Положительная сторона санкций (поощрение, стимулирование) менее широко известна, потому что литература пугает криминальной стороной… Но стимулирование есть важнейшая составная часть правовой системы». «Иногда право, — отмечает П. Сандевуар, — использует в качестве санкционирования норм технику вознаграждения».

В-третьих, логика общественного развития, практика подсказывают, что санкция — это не только некий отрицательный результат (наказание), но и положительный результат, который может выражаться в поощрении. Санкции, как последствия, призваны не только оценивать уже совершенное поведение, а также превентивным образом влиять на субъектов. С этой функцией вполне справляются и поощрительные санкции. Награждение добродетельных поступков Ч. Беккариа рассматривал в качестве одного из важных средств предупреждения преступлений.

Наличие поощрительных санкций оправдано задачей права, которая состоит как в сдерживании правонарушений, в наказании лиц, их совершивших, так и в стимулировании правомерного поведения, в поощрении лиц, действующих в интересах общества.

Поощрительные меры, совместно с мерами принуждения, обеспечивают устанавливаемую государством модель правомерного поведения. Особенность поощрительной санкции — в гарантировании тех социальных целей (благ), ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами, и особенно тех целей, достижение которых иными способами невозможно.

И вряд ли есть существенные основания для того, чтобы не считать применением санкционируемой государством меры выдачу премии или других форм поощрений, прямо предусмотренных законом, за выполнение определенных показателей, за конкретные услуги. Это тоже средства государственного обеспечения соответствующих правовых норм и достигнутых с их помощью социальных целей. К тому же любая правовая норма осуществляет прогностические функции, связанные с предвидением субъектом права последствий своих действий. Адресат при этом учитывает разные последствия — и отрицательные, и положительные. Если прогностическая информация «негативного» характера — указание на неблагоприятные последствия определенного поведения для основного адресата — содержится в санкции правовой нормы, то аналогично этому в санкциях (а не диспозиции), но уже противоположного характера (положительного), должна содержаться прогностическая информация о последствиях достижения позитивного результата (возможность получить премию, награду или иное благо).

Как считает В.С. Жеребин, «сведение правовых санкций лишь к их отрицательному значению ведет к одностороннему пониманию управленческого воздействия… правовых норм» 2 .

В-четвертых, структура юридических норм поощрительного характера внешне напоминает структуру большинства уголовно-правовых норм, содержащих наказания. В гипотезе и диспозиции, которые в поощрительной норме слиты (как и в уголовно-правовой норме), предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению. Верно замечено, что «в отличие от обычной обязывающей или запрещающей нормы, где диспозиция становится командой: «действуй так-то», диспозиция поощрительной нормы лишь предоставляет право достигнуть поощряемого результата» 3 .

В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. В уголовно-правовой санкции — соответственно неблагоприятные последствия, меры наказания, за исключением, разумеется, уголовно-правовых поощрительных санкций.

Более того, точно так же, как и в уголовном законодательстве, в поощрительных нормах могут использоваться квалифицирующие признаки стимулируемого поведения. Это, например, хорошо показано в статье 36 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного 23 декабря 1992 г., где сказано, что «за образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе для сотрудников органов внутренних дел предусматриваются следующие виды поощрений: объявление благодарности; выдача денежной премии; награждение ценным подарком; занесение в Книгу почета, на Доску почета; награждение Почетной грамотой; награждение нагрудным знаком; награждение личной фотографией сотрудника, снятого у развернутого Знамени органа внутренних дел; награждение именным оружием; досрочное присвоение очередного специального звания; присвоение специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности…

За образцовое выполнение служебного долга сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел не менее десяти лет, могут быть награждены почетным знаком «Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации».

За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, другие особые заслуги сотрудники органов внутренних дел могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации».

Анализ данной статьи показывает, что меры поощрения «растут» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме повышаются пропорционально повышению общественной опасности, тяжести преступного деяния, вины.

В-пятых, поощрительные санкции во многих нормативных актах зачастую расположены рядом с мерами наказания (негативными санкциями). Например, в КЗоТ РФ (соответственно ст. 134 «Поощрения за особые трудовые заслуги» и ст. 135 «Взыскания за нарушение трудовой дисциплины»); в проекте Трудового кодекса РФ (ст. 91 «Поощрения за труд» и ст. 92 «Дисциплинарные взыскания»); в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ст. 13 «Поощрения государственного служащего» и ст. 14 «Ответственность государственного служащего»); в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (ст. 36 «Поощрения за успехи в служебной деятельности» и ст. 38 «Взыскания за нарушение служебной дисциплины») и т.д. В некоторых же нормативных актах они установлены вообще в одной статье. Так, в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» о поощрениях и наказаниях говорится в статье 16, в Положении о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации — в статье 26. Такое рядоположение позволяет говорить о праве сосуществования вместе с негативными и поощрительных санкций.

В-шестых, признание все большим числом ученых поощрительных санкций могло бы, по нашему мнению, способствовать дальнейшему развитию научной мысли и юридической практики по пути расширения позитивных начал в праве, увеличения «стимулирующего веса» его средств, более разностороннему использованию управленческих методов воздействия на субъектов.

Принимая во внимание приведенные аргументы, вряд ли обоснованно игнорировать в юридических исследованиях общенаучное понимание категории «санкция», ссылаясь при этом на сложившиеся терминологические традиции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *