Льготы евросоюза

07.06.2011 Россия и торговые льготы Европейского Союза

На основании отчета Центра анализа региональной интеграции при университете Sussex (CARIS), Еврокомиссия предложила Европарламенту в 2014 году изменить систему предоставления льгот при уплате импортных пошлин. Изменения должны коснуться исключения наиболее развитых стран, включая Россию, из списка участников глобальной системы преференций (GSP).

Несмотря на то, что Россией используется только 10% льгот Евросоюза, их отмена будет стоить российским экспортерам в ЕС 2,5% стоимости экспорта. Чтобы сохранить преференции после 2014 года у России будет два варианта вступить в ВТО, которое автоматически восстановит большую часть льгот ЕС, или же подписать с ЕС договор о зоне свободной торговли.

Опубликованные Еврокомиссией 11 мая результаты исследования практики использования торговыми партнерами ЕС внешнеторговых льгот при экспорте своей продукции в Евросоюз, послужили основанием для решения сократить список таких стран со 176 в настоящее время до 80 с 2014 года.

Система преференций во внешней торговле GSP существует с 1971 года как один из режимов снижения торговых барьеров для экспортеров из развивающихся стран. Российские компании были включены в данную систему в начале 90-х годов, что позволило снизить для них таможенные тарифы (практически до полного обнуления) на сложные удобрения, сельскохозяйственную и металлургическую продукцию.

ЕС является крупнейшим торговым партнером РФ по данным Федеральной таможенной службы: по итогам первого квартала 2011 года общий объем экспорта из России в Евросоюз составил в стоимостном выражении $58,3 млрд., что составляет более половины стоимости всего мирового экспорта России ($112,8 млрд.). Согласно отчету CARIS, в основе этого экспорта (60,9%) лежат ископаемые виды топлива, на которые не распространяются импортные пошлины. Кроме этого, Россия экспортирует 55,1% своей кожевенной продукции и 53,3% минерального сырья именно в ЕС.

В целом, по данным аналитиков CARIS, РФ относится к группе стран (наряду с Китаем, Азербайджаном, Республикой Конго и др.), к экспорту которых в ЕС применяет менее 10% своих преференций. Так, в 2009 году общий объем экспорта из РФ в ЕС составил в денежном выражении $160,7 млрд, при этом объем преференций составил 2,5% — $4 млрд.

Еврокомиссия составила список критериев, в соответствии с которыми страны будут лишаться торговых преференций ЕС. Всех участников системы GSP разделили на три категории:

Страны, достигшие высокого дохода либо дохода выше среднего на душу населения, согласно классификации Всемирного банка (к этой категории наряду с Саудовской Аравией и Катаром были отнесены Белоруссия и Россия);

Страны, у которых есть доступ в ЕС по соглашению о свободной торговле или по автономному торговому режиму;

Страны, имеющие альтернативные соглашения о доступе на развитые рынки.

Как пояснил данное предложение еврокомиссар де Гюхт, таможенные тарифы на сегодняшний день находятся на рекордных минимумах, и если Евросоюз предоставляет льготные тарифы в этих условиях, то большинство из них должны быть направлены тем странам, которые действительно в них нуждаются.

Окончательное решение по сокращению числа стран, получающих льготу, еще не принято и будет обсуждаться Европарламентом и Советом министров ЕС, как и планируемый срок введения системы, направленной на «защиту промышленности ЕС от ориентированных на экспорт экономик и использование торговли как инструмента внешней политики».

Российские чиновники уже отметили, что не будут оспаривать планируемое решение. Это автономная мера ЕС, и в случае ее полной или частичной отмены мы должны будем это просто принять к сведению, сообщил представитель Министерства экономического развития.

Российские предприниматели также выразили свою точку зрения на данную тематику. Так, вице-президент одной из крупнейших российских металлургических корпораций, поведал, что отмена преференций с 2014 года для России будет несущественна, «так как по большинству интересующих металлургических позиций импортные пошлины ЕС нулевые или очень низки». По словам топ-менеджера компании-производителя минеральных удобрений, которая поставляет в ЕС до 10% своей продукции, «все российские компании, работающие с ЕС, последние два года уже закладывают в цене возможность отмены льгот». «Изменение торговой европейской политики было давно ожидаемым, поэтому, чтобы не допустить роста цен в случае отмены льготного режима, многие уже балансируют стоимость продукции», отметил собеседник «Коммерсанту».

Существует еще один льготный статус ЕС — MFN (Most Favoured Nation) режим Наиболее Благоприятствуемой Нации, который может распространить свое действие на Россию, после отмены GSP статуса. Этим статусом обмениваются по отношению друг к другу члены Всемирной торговой организации. Кроме того, в конце 2010 года Правительство РФ заявляло о возможности подписания с ЕС режима свободной торговли. Работа над этим вопросом еще будет проводиться.

Льготы ЕС: посторонним вход воспрещен

С 23 апреля вступают в силу широко разрекламированные торговые льготы Евросоюза для Украины. По заверениям Еврокомиссии, отменяется 98% пошлин на ввозимые от нас товары, что дает бизнесу 500 млн. евро экономии на налогах в год. Но это в теории. На практике воспользоваться льготами смогут единицы. Чтобы получить доступ на рынок ЕС, украинским производителям необходимы не только международные сертификаты качества, но и лицензии на ввоз продукции. Но, даже имея все документы, нужно серьезно подсуетиться, чтобы пролезть в квоту. Так, только отечественному пищепрому, который, как считалось, больше всех выигрывает от еврольгот, сертификация обойдется в 7 млрд. евро.

Щедрый подарок стратегических европейских партнеров был получен накануне обострения ситуации в Восточной Украине. Фактически он прилагался в качестве бонуса к политической части соглашения об ассоциации, которое было подписано 21 марта 2014 года во время саммита Украина–ЕС.

Ознакомьтесь так же:  Налоговые льготы авто

Причем Еврокомиссией это трактуется как временная мера, которая будет действовать до ноября, когда ЕС надеется подписать экономическую часть соглашения и запустить Зону свободной торговли (ЗСТ). Глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский на встрече с представителями украинского бизнеса некоторое время назад сказал, что ЗСТ будет функционировать по тем же принципам, по которым сейчас открывается для Украины европейский рынок. В этом свете льготный период можно рассматривать как пилотный проект перед стартом ЗСТ.

Европейцы хотят увидеть, сколько наших производителей сумеют просунуться в «щель гостеприимства» ЕС и вывести свои товары на их строго регламентированный рынок. Заодно у Брюсселя появляется возможность в оставшееся время правильно откорректировать тексты многочисленных приложений к соглашению об ассоциации. Так, чтобы ни одна «внеплановая» мышь отсюда не проскочила в Европу.

Вообще, если говорить о либерализации торговли Украины с Европой, можно сформулировать следующее правило: Европа убирает барьеры, но оставляет препятствия. С одной стороны, она как бы по-дружески стимулирует рост нашей экономики, с другой – жестко фиксирует и защищает свои интересы. С распростертыми объятиями на европейском рынке нас никто не ждет. Зачем им лишняя конкуренция?

Именно поэтому на всем пути следования украинского товара к европейскому потребителю расставлены ловушки и капканы. Основные рассчитаны на украинских сельхозпроизводителей – единственную отрасль, которая в условиях нынешнего политического и экономического кошмара не снижает оборотов.

По словам европейского комиссара по вопросам торговли Карела де Гюхта, 83% украинских сельхозпродовольственных товаров теперь могут поставляться в ЕС без пошлин, еще 15% – с нулевой пошлиной, но с лимитом в объемах (квоты). Правда, как подчеркнул де Гюхт, воспользоваться щедростью ЕС смогут только те экспортеры, кто имеет международные сертификаты качества. «Если украинские товары создадут угрозу продовольственной безопасности ЕС, мы отменим свои уступки или пересмотрим их», – заявил господин де Гюхт.

Чтобы понять, какие бездонные сложности скрываются под формулой «продовольственная безопасность», нужно заглянуть в целый ряд еэсовских документов, регламентирующих санитарные и фитосанитарные нормы, вопросы гармонизации этих самых норм и стандартов, требования к качеству и безопасности продукции. И т. д. и т. п.

Сразу скажу, что у правительства, когда ему задают вопросы о том, как воспользоваться льготами, уже заготовлен ответ, прозвучавший на встрече премьер-министра Арсения Яценюка и министра экономического развития и торговли Павла Шереметы с представителями бизнеса. Ответ таков: Кабмин не собирается учить бизнес, как войти в «открытые двери ЕС». Этим должны заниматься профильные ассоциации. Не будет правительство вмешиваться и в процесс распределения квот на экспорт украинской продукции. «Не будет административного распределения квот, – сказал Яценюк. – Кто первым пришел на таможню, тот и поставляет продукцию».

Короче, позиция власти такая: мы тут организовали для вас, ребята, шикарные преференции. Будьте добры, этим воспользоваться. Как вы это сделаете – ваше дело. Свою работу мы считаем выполненной, ставим себе зачет и умываем руки.

Но на самом деле, это совершенно неправильно, ибо все тот же Карел де Гюхт заявил: любой товар должен соответствовать правилам ЕС во всем, включая маркировку, и правительство должно гарантировать, что товары других стран, замаскированные под украинские, не будут ввозиться в ЕС через Украину. Более того, именно Кабмин вообще и Минэкономики в частности должны проводить работу по переходу на европейские стандарты и технические регламенты.

Напомню, что по расчетам прежнего правительства этот процесс в целом стоит 165 млрд. евро и может занять свыше 10 лет. По сути, это великая технологическая революция, которую в нынешнем экономическом положении и политических условиях Украина осуществить не в состоянии. Тем более что 37% экспорта у нас было ориентировано на рынок СНГ и придерживалось других техрегламентов. Теперь эта часть промышленного производства или остановится, или начнет поиск других рынков сбыта. Им не до технологических революций. У остальных, может, и есть желание, но нет ни денег, ни понимания, куда двигаться.

У власти, похоже, такие же проблемы. Когда бизнес спросил, как это требование будет обеспечиваться и не собирается ли команда Яценюка продолжить кропотливую работу по переходу к европейской системе регламентов и стандартов, ему ответили, что, безусловно, собирается. Но в стране столько проблем, что регламенты подождут.

«А на что нам ориентироваться?», – спросил бизнес. На что ему посоветовали обратиться к нормам ВТО. И апеллировать к статье под названием «Эквивалентность». В ней оговаривается, что участники ВТО признают санитарные и фитосанитарные меры других участников, как эквивалентные, даже если их уровень различается. Условие этого: экспортер должен доказать импортеру безопасность своих товаров. Для этого по запросу страны-импортера экспортер должен предоставить «разумный доступ» для инспектирования мер обеспечения безопасности.

И вот тут и начинается самое интересное. Нормой, которой наши власти рекомендуют воспользоваться армии украинских экспортеров, на самом деле успешно защищается от нас Евросоюз. Трудно себе представить, чтобы мы поставили условие – инспектировать французские винодельческие поместья на предмет качества вина. Только мы по этому поводу заикнемся, как нам скажут: «цыц, шавка, выпей бордо и заткнись».

Но если украинский товаропроизводитель пожелает осчастливить ЕС своей продукцией, скажем, молочной, ему придется выдержать сложные конкурсные испытания. Нужно доказать, что молоко проверяется, что его не берут у частного сектора (который на сегодняшний день – базовый источник сырья для мясомолпрома, — автор), а только у фермеров и официальных ферм. Каждый молзавод, пытающийся сунуться в Европу, должен быть проинспектирован европейскими ревизорами. А так как у нас с ЕС очень сильно отличаются технические регламенты, можно с высокой степенью уверенности сказать: украинские молокозаводы в своей массе не пройдут проверку качеством.

Ознакомьтесь так же:  Бухгалтерская отчетность акционерного общества 2018

Но даже если какое-то предприятие все же докажет, что оно соответствует нормам Евросоюза, ему уготован еще один барьер: его партнеры в ЕС обязаны получить специальные лицензии на ввоз украинской продукции. Часть лицензий будет ограничена количественно. То есть вводятся квоты на льготные поставки, и те конкретные производители, которые не уложатся в европейскую квоту, также выбывают из игры.

Нет, им никто не запрещает выходить на европейский рынок. Выправив нужные бумаги, можно это делать, но. под общим режимом импорта. И платить таможенные пошлины по прежним условиям. Вокруг этого обязательно будут «терки» и конфликты экспортеров. Особенно на рынке курятины, яиц, молочной продукции, овощей. Короче говоря, там, где производителей много, а мест в квоте мало.

По мнению экспертов «АПК-Информ», квотой, выделенной в рамках соглашения о беспошлинном режиме торговли, из всех предприятий плодоовощного сектора, прежде всего, смогут воспользоваться производители. яблочного концентрата. Именно эта категория производителей на сегодняшний день имеет самый большой опыт работы с европейскими потребителями.

По данным экспертов, украинские переработчики смогут экспортировать в беспошлинном режиме на рынок ЕС до 10 тыс. тонн концентрата, при этом в последующие 5 лет квота может быть увеличена до 20 тыс. тонн. Правда, и этого маловато, учитывая, что в прошлом сезоне в ЕС было экспортировано 67 тыс. тонн украинского концентрата. А значит налоговые льготы получит только 1/6 всех экспортеров тертых яблок и проч.

Кроме того, шансы «пожировать» на льготах имеют лишь поставщики зерновых (им не надо париться, а нужно лишь доказать, что в их товаре нет всяких там жучков-паучков). Но они и так работали на рынок ЕС в полную силу. Однако это ограниченный спектр компаний. Остальные были ориентированы на экспорт на Ближний Восток и страны Азии. И вряд ли они пересмотрят свои привычки ради нас.

Аналитики рейтингового агентства Fitch на днях написали в очередном докладе, что они не ожидают значительного непосредственного влияния на объемы экспорта продукции АПК, тем более что ЕС в значительной степени самодостаточен в пшенице. «Большие возможности могут появиться по кукурузе или ячменю в Южной/Восточной Европе, которую легче обеспечивать из Украины», – говорится в анализе Fitch.

Поэтому, по их мнению, главная выгода будет у компаний, уже экспортирующих продукцию в ЕС: на отмене пошлин они смогут получить дополнительные доходы и выгодную операционную маржу (если сохранят свои цены). «Вместе с тем в ближайшей перспективе какая-либо выгода (от снижения пошлин) будет ограничена и омрачена риском и неопределенностью, созданными политической и экономической ситуацией на Украине», – говорится в сообщении Fitch.

В целом, по подсчетам Украинской аграрной конфедерации, только 7% украинских производителей АПК и пищепрома имеют международные сертификаты качества ISO и HACСP. У 15% пищевиков есть лишь один из этих документов. Как замечает глава конфедерации Леонид Козаченко, которого недавно предложили в вице-премьеры, для сертификации предприятий украинского пищепрома необходимо 7 млрд. евро. Эти деньги компании должны изыскать из собственных ресурсов.

По этому поводу аграрии шутят, что есть сферы, где места в квотах пустуют. Скажем, ЕС формально готов брать без пошлин украинские мобильные телефоны. Но. их просто не существует. Высокотехнологическая сфера – не наш конек.

В общем, с этими 500 млн. евро, как в анекдоте про девушку, которая нашла рубль на улице. «Думала – подарок. Но стоило мне нагнуться, понимаю: отрабатывать буду. ». Так и тут – отработать за льготы придется по полной. В том числе аналогичным шагом по отношению к европейским товарам. И уж тут, будете уверены, европейцы церемониться не станут, и вытеснят наших же производителей из насиженных ниш. В итоге, радость от льгот может обернуться глубоким разочарованием. Как в еще одном анекдоте-пословице: шел за шерстью, вернулся сам остриженный.

Льготные категории

В соответствии с положениями статьи 6 Соглашения между Европейским Союзом и Российской Федерацией по упрощению выдачи виз, от уплаты консульского сбора, при подаче документов на визу типа «С», освобождаются следующие категории граждан:

— близкие родственники граждан Евросоюза и Швейцарской Конфедерации: супруги, дети (в том числе приемные), родители (в том числе опекуны), дедушки, бабушки и внуки;
— близкие родственники граждан Российской Федерации, не являющихся гражданами ЕС, но легально проживающих на территории стран Европейского Союза, т.е. имеющих Вид на Жительство на территории ЕС (за исключением Швейцарской Конфедерации): супруги, дети (в том числе приемные), родители (в том числе опекуны), дедушки, бабушки и внуки.

В обоих случаях необходимо предоставить документы, подтверждающие родство (необходимые свидетельства о рождении, браке и т.д.) с данным гражданином, копию паспорта или копию вида на жительство данного гражданина, проживающего на территории ЕС.

Для граждан РФ, Армении, Азербайджана, Грузии и Украины, при подаче документов на визу типа «С», консульский сбор не взимается при выдаче виз следующим категориям:
— родственники граждан Европейского Союза и Швейцарской Конфедерации;
— несовершеннолетние в возрасте до 6 лет на момент подачи и рассмотрения заявления;
— инвалиды всех групп при предоставлении свидетельства об инвалидности (оригинал+копия) и одно сопровождающее лицо (сопровождающее лицо старше 18 лет);
— участники молодежных международных спортивных мероприятий и сопровождающие лица;
— участники официальных программ обмена, организованных городами-побратимами.

Для граждан других стран, при подаче документов на визу типа «С», консульский сбор не взимается при выдаче виз следующим категориям:
— родственники граждан Европейского Союза и Швейцарской Конфедерации;
— несовершеннолетние в возрасте до 6 лет на момент подачи и рассмотрения заявления.

Совет Евросоюза утвердил новые торговые льготы для Украины

Совет Евросоюза принял ряд односторонних торговых преференций для Украины. Новые торговые положения вводятся в рамках соглашения об ассоциации с ЕС. Они вступят в силу в сентябре и будут действовать три года.

Ознакомьтесь так же:  Мировой суд кировского района ярославль

Как отмечается в пресс-релизе Совета ЕС, Украина получит дополнительные ежегодные квоты на беспошлинный ввоз на территорию Евросоюза кукурузы, зерна, томатов, винограда и меда. Снимаются пошлины на импорт меди, алюминия, красителей, обуви, оборудования для теле- и аудиозаписей.

Принять временные торговые преференции Европарламент предложил в прошлом году, чтобы помочь Киеву справиться с проблемами в экономике и проведением реформ. Новые преференции для страны были одобрены в начале июля. Режим свободной торговли между Украиной и ЕС действует с января 2016 года.

ЕС предоставит Узбекистану льготы на экспорт 6200 видов узбекских товаров

Товарооборот между Узбекистаном и ЕС за 9 месяцев текущего года составил 2,23 миллиарда долларов

Ташкент, 25 ноября 2018, 19:21 — REGNUM Евросоюз также подтвердил готовность содействовать получению Узбекистаном односторонних тарифных льгот в рамках «Генеральной системы преференций плюс», сообщает МИД Узбекистана.

Как отмечает внешнеполитическое ведомство Узбекистана, данные льготы означают беспошлинное вхождение на таможенную территорию Евросоюза более 6200 видов узбекских товаров.

Договоренности достигнуты в ходе 14-го заседания Совета сотрудничества «Узбекистан — Европейский союз», которое прошло на этой неделе в Брюсселе.

Как ИА REGNUM сообщало ранее товарооборот между Узбекистаном и ЕС за 9 месяцев текущего года составил 2,23 миллиарда долларов, что на 17% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Евросоюз одобрил временные торговые льготы для Украины

Совет Европейского союза (ЕС) в среду 28 июня одобрил введение временных торговых преференций для Украины. Об этом сообщается в опубликованном сообщении Совета.

Уточняется, что торговые преференции для Украины вводятся с целью поддержать страну в тяжелый кризисный период.

«Учитывая тяжелую ситуацию в этой стране, мы намерены быстро перейти к претворению этого решения в жизнь», — говорится в документе.

Преференции коснутся поставок украинского меда, переработанных помидоров, виноградного сока, пшеницы (65 тонн), кукурузы (625 тыс. тонн), а также круп и муки. При этом все поставляемые товары должны соответствовать санитарным нормам ЕС.

Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.

Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.ru.

АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»

Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельства о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 70162 от 16 июня 2017 года, ЭЛ № ФС 77 — 72003 от 26 декабря 2017 года

Все права защищены © ООО «МИЦ «Известия», 2017

Льготы евросоюза

Лидеры Евросоюза обсудят «бракоразводный процесс» с Великобританией на встрече 29 июня, заявил в пятницу председатель Евросовета Дональд Туск. Согласно ст. 50 Лиссабонского договора Лондон должен уведомить Брюссель о намерении покинуть ЕС, после чего они начнут переговоры. По их итогам стороны заключают новое соглашение, которое определяет порядок выхода и основы будущих взаимоотношений. Этот документ вступает в силу после одобрения Великобританией, Европарламентом и Советом ЕС. Все предыдущие договоры перестают действовать с момента вступления в силу соглашения о выходе либо через два года после уведомления, но при взаимном согласии этот срок может быть продлен. До этого Великобритания остается членом ЕС, но ее министры по факту не смогут участвовать в обсуждении политики ЕС на разных уровнях.

Никаких обходных путей у Лондона теперь нет, выход неизбежен, убежден доцент London School of Eco­nomics Стив Коултер: «Теперь и сами страны ЕС будут стремиться к тому, чтобы Великобритания никуда не смогла свернуть». Эта процедура на практике не применялась ни разу и легкой она быть не обещает, ведь ЕС будет выступать с позиции силы, считает профессор лондонской Cass Business School Дэвид Блейк: «Если Брюссель и Лондон сейчас внимательно и без лишних эмоций проведут переговоры о выходе и признают важность обоюдной торговли, тогда цена выхода будет не такой высокой. Правда, пока Еврокомиссия обещает устроить нам сложные времена: Брюссель не хочет давать другим странам повода провернуть нечто подобное, поэтому вариант Норвегии или Швейцарии, когда страны не вступают в ЕС, но пользуются многими его преимуществами, нам после референдума не светит».

У Лондона тоже есть козыри – положительное торговое сальдо ЕС от торговли с Великобританией составляет 70 млрд фунтов и эта сумма будет мотивировать Брюссель не осложнять переговоры, продолжает Блейк: «Мы не заваливаем Европу промышленными товарами, наш козырь – услуги, например в банковском секторе, страховании, проектировании. В ЕС до сих пор нет единого рынка оказания услуг, поэтому защитить именно этот сектор для нас жизненно важно, ведь это дойная корова нашего экспорта». Пока 50-я статья не вступила в силу, мяч на британской стороне, считает эксперт: «Мы можем торговаться, не важно, как много времени это займет, а Брюссель будет вынужден вести с нами переговоры, в том числе на условиях, которые больше подходят нам. Но вот когда статья начнет действовать, тогда нам уже не увернуться и придется за все принятые решения отвечать». Компромисс возможен, согласен Коултер: «Может произойти своеобразный обмен: Лондон получит доступ к рынку, а переговоры будут быстро закончены».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *