Конспект преступление и правонарушение

Конспект урока по обществознанию. 9-й класс

Цель урока: расширить и углубить представления учащихся о юридической ответственности за совершение правонарушений.

Ожидаемые учебные результаты

После занятия учащиеся смогут:

  • знания
  • называть виды правонарушений и законы (акты), описывающие их;
  • называть отличительные признаки преступления;
  • называть возраст частичной и полной уголовной ответственности
  • умения и навыки
  • соотносить конкретный казус с видом правонарушений;
  • работать в группе, выступать публично
  • отношения, ценности, внутренние установки
  • выразить свое отношение к необходимости законов, знанию законов и их соблюдению

Основные понятия: правонарушения, виды правонарушений, преступления, проступок

Основная деятельность на занятии: работа в малых ролевых группах с казусами и с Памяткой, презентация выводов группы.

Ресурсы к занятию

Столы поставлены так, чтобы создать две рабочих группы.
2 таблички на столы: «преступление», «проступок»
Памятка (Приложение 1)

План занятия

1. Мотивация

Казус «Драка Сидорова». Вопрос: какое наказание может получить Сидоров?

2. Объяснение темы, учебных результатов и хода занятия

3. Введение в новый материал

Рассказ учителя: краткое изложение видов правонарушений, признаков, видов юридической ответственности

4. Интерактивная часть

а) разъяснение задания
б) выполнения задания учащимися
в) презентация работы групп

5. Подведение итогов занятия, домашнее задание.

1. Мотивация

– Давайте рассмотрим такой случай или, как говорят юристы, казус.
Десятиклассник Сидоров завязал драку в коридоре школы, в ходе которой было разбито большое окно, и один из его одноклассников поранил лицо осколками стекла.
– Как вы думаете, что может грозить Сидорову за это? (Ответы детей)
Если бы на этот казус посмотрел юрист, то он, прежде всего, задал себе вопрос: а к каким видам правонарушений можно отнести поступок Сидорова? Ведь именно от этого зависит и наказание.

2. Объявление темы, учебных результатов и хода занятия

Тема нашего занятия как раз и называется «Правовая ответственность». После этого занятия мы сможем… (перечислить ожидаемые учебные результаты).
В ходе нашего занятия мы выступим в роли законодателей и попытаемся определить, к каким видам правонарушений стоит отнести конкретные казусы. В качестве справочной информации мы будем пользоваться Памяткой. А в конце занятия мы снова вернемся к случаю с Сидоровым и попытаемся уже более грамотно ответить на вопрос о возможном наказании, грозящем Сидорову.

3. Введение в новый материал

Прежде чем выступить в роли законодателей, нам необходимо сначала узнать, что такое правонарушение, какие виды правонарушений выделяют ученые и практики.
Давайте обратимся к нашему учебнику и памятке.
Правонарушение – нарушение норм права, противоправное поведение граждан, учреждения, организации, предприятия.

1. Опасное для общества поведение
2. Нанесение кому-либо вреда
3. Нарушение норм закона

Виды правонарушений: преступление и проступок

Преступление – общественно-опасное деяние, запрещенное законом под угрозой наказания.
Правонарушитель – достигшие 16 лет, а по ряду преступлений с 14 лет
Проступок – правонарушение, характеризующееся меньшей степенью вредности (пьянки, дебоши, мелкие хищения)
Наказание – предупреждение, штраф, исправительные работы

За совершение правонарушений наступает правовая или юридическая ответственность.

Самый суровый вид ответственности – уголовный (лишение свободы, конфискация имущества). Административная ответственность наступает за проступок.

4. Интерактивная часть

4.1. Разъяснения задания

Каждый из вас получает один из казусов. Ваша задача: определить к какому виду правонарушения (преступление или проступок) это относится. В классе стоят два стола с табличками «преступление» и «проступок».

Получив казус и приняв решение, каждый должен подойти к соответствующей табличке. Таким образом, у нас сформируется 2 группы законодателей.

Задания

  1. Кража денег из банка (преступление)
  2. Повреждение дерева (проступок)
  3. Клевета на человека (проступок)
  4. Убийство человека (преступление)
  5. Азартные игры (проступок)
  6. Ограбление прохожего (преступление)
  7. Нарушение техники безопасности (проступок)
  8. Террорист попытался угнать самолет (преступление)
  9. Рабочий совершил прогул (проступок)
  10. Девушка похитила чужого ребенка (преступление)
  11. Дебош в общественном месте (проступок)
  12. Ложное сообщение об акте терроризма (преступление)
  13. Распитие спиртных напитков в общественном месте (проступок)
  14. Переход дороги на красный свет светофора (проступок)

Группы у нас сформировались. Теперь приступим к выполнению заданий.

4.2. Выполнение заданий.

Каждая группа получает ряд казусов. Необходимо определить к какому виду правонарушений относится каждый казус, какое наказание последует.

1. Работягина опоздала на работу

(Если для опоздания не было уважительных причин, Работягина нарушила трудовую дисциплину, поэтому это дисциплинарное правонарушение. Наказание – замечание, выговор, увольнение с работы)

2. Гонщиков решил покататься на асфальтоукладчике, но не смог пригнать его обратно, оставив в придорожной канаве.

(Это уголовное правонарушение. В соответствии со ст. 166 УК его поведение квалифицируется как «неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения». Наказание с 14 лет)

3. Сидоров нагрубил учителю во время урока.

(Это дисциплинарное правонарушение, т.к. грубость в адрес учителя нарушила дисциплину в классе. Если его грубость выглядит как ругательство (громко и неприлично) – административная ответственность за мелкое хулиганство или уголовная ответственность за хулиганство. Если ему 14 лет, но не исполнилось 16, то он подлежит уголовной ответственности только за хулиганство с отягчающими обстоятельствами).

4. Вандалова нарисовала на стене библиотеки огромную картину неприличного содержания.

(Это можно отнести к административному правонарушению, т.к. не имеет большой общественной опасности (рисунок нанесен лекгосмываемыми красками). А возможно, Вандалова подлежит уголовной ответственности, если ее художества будут квалифицированы как вандализм, ответственность с 14 лет)

5. Пьянов в нетрезвом состоянии приставал к прохожим, просил деньги на выпивку и ругался нецензурной бранью.

(Действия Пьянова – хулиганство, мелкое хулиганство, т.е. административное правонарушение. Если под приставанием скрывается угроза насилия, то такое хулиганство превращается в уголовное правонарушение)

6. Жаднов не вернул долг в срок.

(Это гражданско-правовое нарушение, связанное с товарно-денежными отношениями и не имеет такой большей общественной опасности)

7. Бегунова перебежала через дорогу на красный свет светофора, что создало аварийную обстановку.

(Административное правонарушение – если никто не пострадал или пострадал легко. Но если последствия серьезные – уголовное правонарушение с 16 лет)

8. Нырялкин, спасая утопающего, угнал и сломал чужой катер.

(Хотя действия Нырялкина и похожи на преступление (угон катера), но они не являются преступлением (ст.39 УК РФ). Нырялкин угнал катер, чтобы спасти человека)

9. Козодоева не уследила за своей козой, которая проникла в соседний огород и съела всю капусту.

(Гражданско-правовое правонарушение – уничтожение собственности соседей в виде капусты. Возмещение ущерба)

10. Сержантов самовольно ушел из воинской части в городской магазин.

(Дисциплинарное правонарушение. Если поход в магазин длился более 2-х дней, то он подлежит уголовной ответственности)

11. Лихачев, катаясь на велосипеде, не справился с управлением и врезался в бабушку. Бабушка упала и сломала руку.

(Возможно Лихачева привлекут к уголовной или административной ответственности, т.к. нарушение им правил управления велосипедом повлекло, хотя и по неосторожности, причинение вреда здоровью человека. Если ему не исполнилось 16 лет, то он ответственности не подлежит. Возможен вариант только гражданско-правовой ответственности)

4.3. Презентация работы групп и вопросы.

Каждая группа выступает с результатами работы. В ходе выступления спрашиваем другие группы:

– Согласны ли другие группы с таким решением? Объясните, почему они приняли такое решение.

После выступления спросить:

– Что было самым сложным в выполнении задания? Почему?
– Какие вопросы у вас возникли?

5. Подведение итогов занятия

  • Что мы делали на уроке?
  • Что нового узнали сегодня?
  • Кто из вас может дать определение преступления? Правонарушения?
  • С какого возраста наступает уголовная ответственность?
  • Почему необходим закон? Так ли необходимо знать закон? Почему?
  • Вспомните казус с Сидоровым. Как сейчас вы бы ответили на вопрос о возможном наказании Сидорова?

(В данном случае можно найти признаки всех видов правонарушений: дисциплинарного – нарушение правил поведения в школе; гражданско-правового – возмещение ущерба школе за разбитое окно и однокласснику за лечение; административного – драка может быть признана мелким хулиганством, т.к. был нарушен общественный порядок в общественном месте; уголовного – причинение телесных повреждений однокласснику. Все зависит от обстоятельств дела и от того, кто и как будет заинтересован в наказании Сидорова)

Домашнее задание – параграф 30 в. 1, 2, 4

Литература:

  1. Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. С.Н. Степанько.– Волгоград: Учитель, 2005.
  2. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Ч. 2. Пособие для учителя / под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Интерактивный курс практического права. Книга для преподавателя к тому 2: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г. Ольденбургского, 2004.

План-конспект по праву по теме:
Проступок. Правонарушение. Преступление. Общешкольная беседа.

Конспект беседы с учащимися 7-9 классов коррекционной школы 8 вида по профилактике правонарушений.

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ГКС (К) ОУ РМ «ИНСАРСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА»

Ознакомьтесь так же:  Нотариус на ул Петровка

Воспитатель: Кожевникова Е.В.

Цели: 1) Дать учащимся представление о проступке, правонарушении, преступлении, наказании за них, научить различать эти понятия.

2) Развивать представление о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий может караться законом.

3) Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

Оборудование: красные и зеленые карточки у каждого учащегося; «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», «Уголовный Кодекс Российской Федерации».

1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

— Ребята, сегодняшнее наше занятие будет посвящено теме: «Проступок. Правонарушение. Преступление». Слайд 1.

2. Основная часть.

— Что общего между проступком, правонарушением и преступлением?

Все они обозначают нарушение каких-либо правил или законов.

— Можем ли мы сказать, что эти понятия обозначают одно и то же? Да – нет? Почему?

Нет. Проступок и преступление не одно и то же. За проступок вряд ли могут посадить в тюрьму или оштрафовать, как за правонарушение или преступление.

— Рассмотрим несколько ситуаций.

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил.

-. Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

— А в нашей школе есть устав?

— Вспомним его вместе.

Учащиеся обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

— Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?

— Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

Да. Ученик может получить за него выговор, директор может вызвать в школу родителей.

-Все наказания за проступки описаны в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Слайд 2.

— Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2. Старшеклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

Проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Скорее всего, эти ребята совершили преступление.

— Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Показывается издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации».

— В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 3. Старшеклассники Саша, Оля, Наташа и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

Это не преступление. По всей видимости, это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры.

— Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

Итак, мы рассмотрели несколько различных ситуаций. Попробуем теперь дать определение проступку, правонарушению, преступлению. Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Проступок – это такое нарушение, которое не может рассматриваться как преступление или правонарушение (нарушение правил поведения, вызывающее поведение). Приведите свой пример проступка.

Ученик нарисовал ручкой в тетради соседа по парте, не поздоровался с директором школы или учителем.

— Сформулируем определение правонарушения.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

— Ребята, за административное правонарушение ответственность наступает с 16 лет. Кто же несет ответственность за ваши действия, если вам еще нет 16-ти лет?

— Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение?

Штраф; подростка могут поставить на учет в милицию.

— Правильно: предупреждение, штраф, могут поставить на учет в милицию, а могут ли за административное правонарушение посадить в тюрьму?

Нет. В тюрьму сажают за преступления.

— Дайте определение преступлению. Слайд 7,8,9,10.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

— С какого возраста наступает уголовная ответственность? Слайд 11.

— За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой и другие) ответственность наступает с четырнадцати лет. Какое наказание ждет подростков, достигших четырнадцатилетнего возраста за перечисленные преступления? Слайд 12.

Их могут отправить в колонию, либо в какое-нибудь учреждение закрытого типа.

— Суд может лишить подростка свободы и направить его в места отбывания наказания (воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних преступников). Суд может приговорить подростка к условной мере наказания и отпустить на свободу, установив ему ряд ограничений. Если подросток продолжает совершать правонарушения, то суд отменит условное наказание и направит его в места лишения свободы. Слайд 13,14.

2. 2. Игра «Верно – неверно».

— Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно – неверно». У каждого из вас на столах лежат красные и зеленые карточки. Вы берете их в руки. Я зачитываю ситуации по порядку и в конце высказываю свое мнение. Например, говорю, что это проступок. Вы, если согласны со мной, поднимаете зеленую карточку, если нет – красную. Всем понятны правила?

— Итак, ситуация № 1. Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Я считаю, что это проступок.

Дети поднимают карточки.

— Объясните, почему это проступок?

Названные мальчики не нарушили закон, то есть не совершили ни правонарушение, ни преступление, следовательно, их действия можно расценить как проступок.

— Есть ли у девочек выбор?

Они должны или уйти или попробовать поговорить с ребятами.

— Что они могут им сказать?

Они могут сказать, например, что не будут им мешать, просто погуляют в парке и уйдут.

— А если ребята начнут вести себя агрессивно, будут все равно их выгонять и угрожать?

Тогда лучше уйти, не идти с ними на конфликт .

— Должны ли Лиза и Ирина рассказать кому-нибудь о случившемся? И если должны, то кому?

Да, родителям, старшим братьям, милиционеру.

— Ситуация № 2. Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Я считаю, что это правонарушение. Вы со мной согласны?

Дети поднимают карточки.

— Почему вы не согласны со мной? Что же это по-вашему?

— Назовите, какое именно преступление.

— Так что же это кража или грабеж? В чем их различие?

Это грабеж – открытое хищение чужого имущества, а кража – это тайное хищение чужого имущества.

— Вы абсолютно правы. Должна ли Татьяна рассказать кому-нибудь о случившемся? Кому?

Конечно, должна рассказать родителям и заявить в милицию.

— Татьяна должна незамедлительно сообщить обо всем в милицию. По «горячим следам» найти преступников легче, чем спустя день-два. Был ли шанс у Татьяны избежать данной ситуации?

Да, ей не нужно было идти одной в позднее время.

— Татьяне нужно было кого-нибудь попросить, чтобы ее проводил домой с дискотеки, либо идти вместе с подружками, либо попросить, чтобы ее кто-нибудь из родственников встретил.

Следующая ситуация № 3. Маша стала замечать, что у нее в школе пропадают деньги из кошелька. Однажды она увидела, как несколько девочек роются в ее сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу?», – сказала Маша. «Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придется уйти из этой школы», – ответили ей девочки. Я считаю, что это проступок. Вы согласны?

Дети поднимают карточки.

— Я вижу, что большинство из вас со мной не согласны. Тогда что же это по вашему мнению?

Кража – тайное хищение чужого имущества.

— Должна ли Маша рассказать о случившемся? Кому?

Конечно, должна рассказать учителю, родителям. Родители могут заявить об этом в милицию.

— Как бы вы поступили в такой ситуации?

Рассказал бы отцу. \ Рассказал бы учителю. \ Сказала бы, чтобы они вернули украденные деньги.

— Ситуация № 4. Группа ребят из 11 класса вела себя вызывающе: они сквернословили, награждали своих одноклассников и учителей обидными кличками, курили, несмотря на запрет, в туалете. Писали на стенах непристойные слова. Приходили на дискотеку выпившими, затевали драки, приставали к малышам. Потом выяснилось, что они отбирают деньги у младших школьников. Когда их одноклассники Алексей и Дима предупредили их, чтобы они прекратили отбирать деньги у малышей, ребята их жестоко избили. По-моему это преступление. Согласны?

Ознакомьтесь так же:  Бланк заявление на налоговый вычет на ребенка образец

Дети поднимают карточки.

— Какое преступление совершила группа одиннадцатиклассников?

Они избили Алексея и Диму. Это – нанесение побоев.

— Верно. А когда они забирали деньги у малышей, это было преступлением?

— Таким образом, ребята совершили два разных преступления. Как бы вы поступили на месте Алексея и Димы?

Тоже попытались бы заступиться за малышей. \ Рассказали бы об этом директору школы или учителю.

— Что же такое проступок? Дайте определение своими словами.

Правонарушение. Понятие и виды правонарушений.

Понятие правонарушения.

Понятие правонарушения означает противоправное, то есть противоречащее нормам права, действие, способное нанести какой-либо вред обществу. Нарушение правовых норм – это суть человеческой жизни, которую можно объяснить несовершенством человеческой природы. Правонарушение может быть вызвано личными мотивами, связанными с противоречиями с правовыми нормами в экономической сфере общества, социальной, духовной и т.д. Нарушение норм права может быть вызвано как действием, так и бездействием.

Основные признаки правонарушений:

  1. Действие или бездействие.
  2. Противоправный характер действия.
  3. Вина.
  4. Причинение вреда кому-либо.
  5. Действие должно быть совершено дееспособным человеком.

Вина, как отношение нарушителя права к нарушенной правовой норме, имеет две формы:

  1. Умысел – форма вины, означающая осознанность правонарушающего действия.
  2. Неосторожность:
    • легкомыслие (человек подразумевает возможные опасные последствия, но не считает, что они наступят);
    • небрежность (человек не предвидит возможных опасных последствий при совершении действия, нарушающего нормы права).

Виды правонарушений.

По степени общественной опасности существует два вида противоправных действий:

  1. Проступок. Социально опасные действия слабой и средней степени:
    • дисциплинарные проступки – связаны с отношениями работника и его трудовыми обязанностями (неисполнение, некачественное исполнение или нарушение отношений подчиненности в иерархии начальник-подчиненный);
    • административные проступки – нарушение общественного порядка, а также норм, определяющих порядок реализации государственной власти;
    • гражданско-правовые проступки – нарушение норм права в имущественных отношениях (моральные ценности) и неимущественных (духовные ценности).
  2. Преступление. Социально опасное действие высшей степени. Преступления относятся к уголовной отрасли законодательства. Исчерпывающий список видов преступления описан в уголовном кодексе.

Согласно структуре правовых норм, и те, и другие виды правонарушений влекут за собой санкции в виде юридической ответственности.

Правонарушения и их характеристика

«Правонарушения и их характеристика»

Сценарий урока права 10 класса

Анесовой Алии Уразгалиевны,

учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ №1 с. Александров- Гай Саратовской области

г. Саратов, 23 декабря 2016 года.

«ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА»

Тема: «Правонарушения и их характеристика»

Базовый учебник: Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч.1 М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 200 с.

Цель урока: формирование новых понятий по изучаемой теме; развитие самостоятельности обучающихся при работе с источниками информации; формирование активной гражданской позиции.

Задачи: дать представление о правомерном и противоправном поведении; рассмотреть виды правомерного поведения и правонарушения; определить состав правонарушения и охарактеризовать его элементы (признаки); добиться усвоения основных понятий уроков; способствовать формированию у обучающихся умений и навыков анализа составов правонарушений и их правовой оценки (квалификации), систематизации полученных знаний, моделирования ситуации в процессе дискуссии, аргументирования собственных суждений; показать неотвратимость ответственности за совершение правонарушений; сориентировать обучающихся на формирование активной гражданской позиции, нравственной личности; выработать иммунитет к аморальному, противоправному поведению.

Ожидаемые результаты: обучающиеся смогут объяснить термины – правонарушение, состав правонарушения, объект правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения, объективная сторона правонарушения, преступление, проступок, вина, прямой умысел, косвенный умысел, самонадеянность, небрежность; смогут применить знание полученных правовых норм в знакомой и измененной ситуациях; смогут определить свое отношение к проблеме правонарушения, аргументировать свою позицию.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формы работы обучающихся: самостоятельная работа в паре, в группах с различными источниками информации, решение правовых задач и ситуаций.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал для работы в группах, парах, рабочий лист.

План: 1. Мотивация. Актуальность темы.

2. Постановка проблемы. Почему важно знать, что считается правонарушением?

3. Понятие и признаки правонарушения.

4. Состав правонарушения и его элементы.

5. Виды правонарушений.

6. Для чего нужны знания о правонарушениях?

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Структура и ход урока:

Мотивация. Актуальность темы.

Приветствие. Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть в хорошем настроении. Вы все красиво одеты, сыты. У вас есть родители, которые о вас заботятся. Но ведь и в наше время так бывает не всегда. Послушайте музыкальную композицию (песня из фильма «Генералы песчаных карьеров») и подумайте, кто бы мог спеть такую песню? (беспризорники, брошенные дети)

Организует работу с текстом песни. Как вы думаете, как может сложиться дальнейшая судьба героя? (построение логической цепочки: голод – нужда – кража – арест – наказание)

Беседа с элементами дискуссии.

За что могут наказать героя? Почему в тексте есть обращение к маме? С какими словами герой к ней обращается? (герой совершает преступление, потому, что находится в сложной жизненной ситуации без поддержки взрослых)

Итак, подавляющее большинство людей добровольно исполняют нормы права, и в этом случае мы говорим, что их поведение правомерно.

Однако не все соблюдают правила. Как называется поведение, нарушающее правовые нормы? (противоправное).

О чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему. Итак, тема нашего урока: «Правонарушения и их характеристика».

Сформулируйте цель урока.

Т.о., главная цель урока раскрыть сущность понятия правонарушения.

Для достижения этой цели, что нам необходимо знать? (Что такое правонарушение? Какие признаки есть у правонарушения? Какие поступки считаются противоправными?)

Постановка проблемы. Почему важно знать, что считается правонарушением? Ставит проблему: Почему важно знать, что считается правонарушением?

Записываем число и тему урока «Правонарушения и их характеристика». (Слайд №1.)

Информационный блок. Понятие и признаки правонарушения.

Учитель предлагает записать в тетрадь ключевое слово урока – правонарушение. Задание: попытайтесь дать свое определение понятию «правонарушение» и запишите его в тетрадь. Сравните его с определением, данным в учебнике. Исходя, из определений понятия можно выделить признаки противоправного поведения. Любое правонарушение характеризуется 4 признаками.

Прочтите определения и выделите признаки правонарушения. ( Правонарушение – виновное общественно вредное деяние, которое совершает дееспособный субъект и которое противоречит праву. (Слайд №3)

Признаки правонарушения: (Слайд №4)

1) Любое правонарушение связано с волей и сознанием людей. (душевнобольной человек не способен понимать значимость своих поступков, не может осознавать свои действия)

2) Правонарушение представляет собой вид деяния, которое может быть выражено как в форме действия, так и в форме бездействия. (неуплата налогов – вариант бездейственного противоправного поступка человека)

3) Противоправные поступки связаны с нарушением нормы права.

4) Правонарушение имеет вредные последствия. (они могут быть связаны со смертью людей, причинением вреда их здоровью или повреждением имущества).

4. Аналитический блок. Состав правонарушения и его элементы.

Обучающиеся получают задание (рабочий лист) Задание. Прочитать пар.14, с.138 – 139. Ответить на вопросы. (Отвечают на вопросы: что такое состав правонарушения? Какие элементы входят в состав правонарушения? Работают с кластером.)

Для чего нам важно знать об элементах состава правонарушения? Основанием юридической ответственности является наличие правонарушения, которое подтверждается особыми признаками – составом. Если нет какого-то элемента в составе, то и констатировать правонарушение нельзя, а значит и наказывать человека тоже нельзя.

*Итак, мы выяснили, что правонарушение – это опасное деяние.

5. Виды правонарушений.

Проанализируйте 2 ситуации. Слайд.

Чем они сходны, а чем различаются? (обе ситуации о противоправном поведении водителя, но 2-ая ситуация отличается большей степенью вреда для общества).

Зная, это мы можем определить виды правонарушения.

По степени общественной опасности правонарушения можно разделить на виды:

В какой ситуации действия водителя будут рассматриваться как проступок, а в какой как преступления?

Из этого сравнения можно вывести то, что проступок приносит меньший вред человеку, обществу, гос-ву. Дайте определения понятиям проступок и преступления.

Запишите их в тетрадь. Слайд

Выполните задание, в котором нужно определить проступки и преступления. Слайд

*Работа по группам. Пар. 14, с. 140 – 141. Необходимо изучить материал и заполнить свою часть таблицы (каждый член группы в тетради). Один из представителей группы выступает с информацией для других групп, которые тоже фиксируют её в своих таблицах. Так заслушиваются все четыре группы. В результате кругового обмена информацией у всех обучающихся в тетради получается заполненная таблица. По окончании заполнения таблицы, дети оглашают получившиеся данные.

6. Первичное закрепление. Работа по парам. Разбор правовых задач и ситуаций.

7. Подведение итогов (обобщение). Рефлексия. Перед об-ся ставится вопрос: почему важно знать, что считается правонарушением? Выводы делают сами ребята (чтобы не совершать проступков и преступлений, понимать, что за нарушение норм права наступает наказание). Учитель при необходимости дополняет их ответы.

Ознакомьтесь так же:  Жалоба на волокиту следователя

На доске три больших листа, на одном из которых изображен чемодан, на втором – мясорубка, на третьем – корзина. Об-ся предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. (чемодан – все, что пригодится в дальнейшем, мясорубка – информацию переработаю, корзина – все выброшу).

*Проводится оценивание, выставляются отметки по итогам работы на занятии.

Д/З параграф 14, вопросы. Зад №2 и №3, с. 145 на выбор.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

План-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме:
Урок обществознания «Правонарушения и юридическая ответственность»

дает представление учащимся о правонарушении как юридическом понятии

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 9 классе

«Правонарушения и юридическая ответственность»

  1. Образовательные:
  • расширить и углубить представления учащихся о правонарушении как юридическом понятии;
  • познакомить учащихся с особенностями юридической ответственности;
  1. Развивающие:
  • развивать умения учащихся применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач;
  1. Воспитательные:
  • продолжать воспитание правовой культуры.
  1. Изучение нового материала.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с хорошим настроением начнем урок.

Тема нашего урока: «Правонарушения и юридическая ответственность».

(Постановка целей урока вместе с учащимися)

Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (слушаются ответы)

Учитель: п оведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права или противоправным, т. е. нарушающим правовые нормы. Противоправное поведение является опасным и совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями.

Но не любой поступок можно назвать правонарушением, а только тот, который имеет ряд признаков.

  1. Противоправность
  2. Деяние (действие или бездействие)
  3. Причинение вреда
  4. Наличие вины (неосторожность и умысел)

Т.о. правонарушение – виновно совершенное антиобщественное противоправное деяние, за которое предусмотрено наказание, определенное законом.

  1. Преступление – виновно-совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
  2. Проступок – отличается меньшей степенью вреда.

«Каково твоё деяние, таково и воздаяние», — говорили древние.

Вопрос: «Как вы думаете, что они имели в виду?»

(речь идет об ответственности за правонарушения).

Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность.

Вопрос: а как вы думаете, с какого возраста человек несет ответственность за свои поступки?

Уголовная ответственность с 16 лет, а по ст.20, п.2 УК РФ – с 14 лет. (работа со статьей 20 УК РФ)

Вопрос: за какие преступления уголовная ответственность наступает с 14 лет?

Юридическая ответственность – применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение, т.е. это ответственность перед законом, перед судом, выражена в форме наказания.

Вопрос: как вы думаете, от чего зависит строгость наказания?

Строгость наказания зависит от характера правонарушения.

Но и наказание бывает разным, значит и ответственность делится на несколько видов.

Виды юридической ответственности:

  1. Уголовная (за преступление, УК РФ, осуществляется только по приговору суда: лишение свободы, конфискация имущества) Причем, уголовная ответственность наступает не только за совершение преступления, но и за приготовление к преступлению, покушение на преступление, соучастие в преступлении.

Давайте разберем ситуации:

Определите, какая из причин наступления уголовной ответственности описана?

Выстрел прогремел из двух стволов. Страшная сила отбросила молодое, полное жизни тело, и Эдуард Вишнев упал, как подкошенный колос, все еще сжимая в руке два белых цветочка. Последний подарок, который он хотел сделать любимой.

Нет, это не умещается в нашем сознании: в наши дни на окраине большого индустриального города обезумевшая от ненависти личность зверски убивает цветущую молодую жизнь…

В этой ситуации мы видим совершение преступления, но я вам предлагаю другую ситуацию

Определите, какая из причин наступления уголовной ответственности описана?

Ученик 9 класса одной из местных школ получил предложение от одноклассника похитить из коммерческого киоска партию шоколада. Дело, по мнению организатора, облегчалось тем, что у него случайно оказался ключ от замка киоска. Согласие было дано, и они начали подготовку: договорились с малограмотной женщиной-соседкой, что та возьмет у них шоколад и продаст его на рынке; приготовили сумки для выноса краденого; вечером сели напротив киоска и стали ждать, когда он закроется. Но продавец давно обратил внимание на двух подростков, несколько раз покупавших шоколад и при этом внимательно осматривавших все, что находилось внутри киоска. Он обратился к дежурному полицейскому. Тот задержал двух подростков, при личном осмотре у них был найден ключ от замка, а также пустые сумки. Опрос соседей показал, что женщина ждала утром «какой-то шоколад на продажу».

Определите, какая из причин наступления уголовной ответственности описана?

Одноклассники договорились украсть из школы персональный компьютер, для этого один из них должен был незаметно спрятаться в компьютерном кабинете и дождаться там ночи. Затем открыть окно и, обвязав компьютер веревкой, спустить его с этажа своему напарнику. Почти все удалось, но в тот момент, когда компьютер уже был перевязан, в кабинете появились полицейские. Их успел вызвать сторож, заметивший присутствие постороннего в помещении, а его напарника – под окнами. Ничего украдено не было, но уголовная ответственность наступила после возбуждения уголовного дела.

Определите, какая из причин наступления уголовной ответственности описана?

11 августа в 9 часов вечера я собралась на танцы. Со мной были Люба и Надя Кирилловы, мои одноклассницы. В 21 час 30 минут мы за клубом распили три бутылки вина, после чего пришли на танцы. В перерыве мы вышли в парк, где встретили Ольгу Ковалеву. Я начала ее бить кулаками по лицу. После всего этого вернулись на танцы, но никак не могли успокоиться, вызвали в парк Таню Васильеву. Мы ее избили, нанося удары кулаками по лицу, разорвали ей костюм… По окончании танцев мы встретили на улице Татьяну К., к которой беспричинно придрались и избили.

  1. Административная (за проступок, КоАП РФ: штраф, лишение специальных прав)
  2. Дисциплинарная (за проступок, ТК РФ: замечание, выговор, увольнение)
  3. Материальная (за проступок, ТК РФ: возмещение ущерба)
  4. Гражданская (за проступок, ГК РФ: компенсационный характер наказания – возмещение вреда, восстановление нарушенных имущественных и личных неимущественных прав)

Презумпция (от лат. предположение ) невиновности – принцип, согласно которому каждый обвиняемы считается невиновным, пока его вина не будет доказана судом.

  1. Закрепление изученного материала.

Задание № 1. Определите, к каким видам правонарушений относится деяние и какая ответственность последует: (фронтальный опрос) НА СЛАЙДЕ

  1. Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора (административный проступок).
  2. Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова (административные проступок).
  3. Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья (гражданские проступок).
  4. Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (уголовное преступление).
  5. Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей (административный проступок).

Задание № 2. О каких видах юридической ответственности идет речь? (работа в группах)

  1. Этот вид ответственности был установлен судом. Иного порядка ее установления, кроме судебного, законом не предусмотрено. (уголовная)
  2. Ответственность за данный проступок была установлена органами ГАИ, наложившими на нарушителя штраф в размере трех минимальных окладов. (административная)
  3. Этот вид ответственности всегда имеет имущественных характер. На этот раз суд потребовал возмещения нанесенного материального и морального ущерба. (гражданская)
  4. Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего. (дисциплинарная)
  1. Подведение итогов.

Т.о. что мы сегодня нового узнали на уроке?

IV. § 10, стр.93, зад.№ 1, 2.

И напоследок . интересные факты из судебной практики.

Английский судья Д. Кромби считает, что в законодательстве различных стран встречается немало «странностей». Эти «странности» он собрал в книге «Самые глупые законы мира». И вот лишь некоторые из них:

  • Англия. Начиная с XII века для мужчин противозаконным поведение считается бить жену после 9 часов вечера.
  • Франция. Для владельце свиней противозаконным считается называть поросенка «Наполеон».
  • Запрещается сажать и парковать летающие тарелки в виноградниках по всей территории Франции.
  • Канада. Подниматься на борт летящего самолета запрещено законом.
  • США. Пассажирам запрещается выходить из самолета во время полета.
  • Передвижение на моторной лодке по городским улицам считается правонарушением.
  • США (штат Колорадо). В ходе свадебной церемонии противозаконным считается бросать туфли в жениха и невесту.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал раскрывает понятия правонарушение, виды правонарушений, юридическая ответственность.

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме:»Правонарушения и юридическая ответственность».

Данная разработка предназначена для проведения обобщающего урока по теме «Правонарушения и юридическая ответственность». Рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся с учебником.

Цель: охарактеризовать понятие “правонарушение” и объяснить его связь с понятием “юридическая ответственность” (слайд 1).Планируемые результаты:Личностные: формировать правовое сознание учащихся.Предм.

При проведении урока используется метапредметность «задача». Работая в группах ученики учатся решать проблемные и ситуативные задачи, знакомятся с отдельными статьями Уголовного Кодекса. Использование.

Учащиеся получают представление о нормах российских законов через рассмотрение правовых ситуаций. Углубляют свои представления о юридической ответственности за совершение правонарушен.

Конспект урока «Правонарушения и юридическая ответственность&quot.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *