Какой нужен стаж для получения пенсии в беларуси

Сколько нужно работать, чтобы не остаться без пенсии. Простые вопросы и ответы TUT

Накануне Нового года президент подписал указ № 534 «О вопросах социального обеспечения». Документ касается такого понятия, как минимальный стаж для получения пенсии. Если говорить просто, то речь идет о сроке, который необходимо отработать, чтобы получать трудовую пенсию.

Фото с сайта omsk.sibnovosti.ru

1. Что изменилось?

С 1 января этого года минимальный трудовой стаж для начисления пенсии увеличили до 15,5 лет. А с 1 января 2017 года он будет повышаться ежегодно на 6 месяцев. В 2025 году для того, чтобы получать полную пенсию, придется доказать, что вы официально трудились не менее 20 лет.

Кроме того, теперь взносы в ФСЗН должны платить иностранные граждане и лица без гражданства, работающие в Беларуси или являющиеся индивидуальными предпринимателями, а также все физические лица, работающие в представительствах иностранных организаций.

Кстати, год назад минимальный стаж вырос сразу на 5 лет (с 10 до 15 лет), также в 2013 году он увеличивался с 5 до 10 лет.

2. Сколько нужно работать, чтобы получить пенсию?

Получается, что даже при том, что в нашей стране пенсионный возраст не повышают, некоторые белорусы, достигнув 55 лет (у женщин) и 60 лет (у мужчин), не смогут получить трудовую пенсию. Кому-то придется «досидеть» до необходимого стажа пару месяцев, а кому-то — год или два. Так или иначе, всем нужно будет наработать минимальный трудовой стаж. Например, если вам нужно выходить на пенсию в этом году, то пенсию по возрасту вы сможете получить при стаже не менее 15,5 лет. Тому же, кто в этом году начнет свою трудовую деятельность, нужно будет официально работать уже 20 лет. Какой стаж понадобится именно в зависимости от года рождения, можно увидеть в таблице.

Напомним, что некоторые работники в Беларуси имеют право на досрочный выход на пенсию. Согласно статьям 12−13,15 и 47−49.2 закона о пенсионном обеспечении, на это могут рассчитывать, например, шахтеры, спортсмены, артисты, врачи, учителя и другие работники.

Помимо этого, раньше на пенсию могут уходить госслужащие и люди с определенным социальным статусом (к примеру, многодетные матери). Досрочную пенсию дадут и безработным (статьи 22, 24 закона о занятости населения).

3. Что включают в годы стажа?

Согласно указу № 534, человеку зачтут только то время, когда работодатель платил за вас взносы в Фонд социальной защиты населения (или пенсионный фонд — для тех, кто работал еще в СССР) или же вы сами это делали, будучи, например, предпринимателем.

А вот учебу в университете, службу в армии и декретный отпуск при подсчетах требуемого минимального страхового стажа просто «не заметят». Любая работа без официального трудоустройства тоже не подойдет.

4. Кого увеличение трудового стажа не коснулось?

Прежние требования по минимальному стажу, согласно комментарию Минтруда, сохранились для назначения трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца. Для их назначения достаточно факта уплаты взносов.

Не изменились требования и для уязвимых категорий лиц, для которых формирование длительного страхового стажа объективно затруднительно (родителей детей-инвалидов (инвалидов с детства), многодетных матерей, инвалидов с детства и др. (статьи 17−22 Закона «О пенсионном обеспечении»). Как и раньше, это 5 лет.

Читайте также:

5. Какую пенсию будут платить, если не хватает стажа?

Если человек не сможет «наскрести» на минимальный страховой стаж, то ему придется довольствоваться только социальной пенсией. Это всего лишь половина бюджета прожиточного минимума (сегодня это 784 тысячи рублей). Кроме того, социальную пенсию начинают выплачивать позже — мужчинам в 65 лет, а женщинам — в 60.

Кроме того, указом № 534 устанавливается, что пенсии должны расти не реже 1 раза в год. «Они будут повышаться, согласно указу, не менее одного раза в год, — подтвердила заместитель начальника главного управления пенсионного обеспечения Минтруда и соцзащиты Лариса Яшкова. — Когда и на сколько, мы пока сказать не можем. Все будет зависеть от того, как будет расти средняя зарплата в стране. Но даже если она увеличиваться не будет, повышение пенсий планируется».

Минимальный стаж для получения пенсии (при действующем пенсионном возрасте)

В Беларуси в этом году вырастет минимальный стаж для назначения трудовой пенсии

В Беларуси в текущем году вырастет минимальный стаж с уплатой страховых взносов для назначении пенсии, сообщила министр труда и социальной защиты Ирина Костевич на пресс-конференции в четверг в Минске.

«Если в 2017 году страховой стаж должен был быть 16 лет, то в 2018 году для возникновения права на трудовую пенсию по возрасту, необходимо отработать не менее 16 лет и 6 месяцев», — сказала Ирина Костевич.

Это непопулярные, но необходимые меры для того, чтобы обеспечить необходимый уровень пенсионного обеспечения, отметила министр.

Глава Минтруда добавила, что общий перерасчет пенсий в 2018 году будет произведен как минимум один раз. Параметры повышения будут зависеть от общих темпов развития экономики.

По словам министра, задача – обеспечить соотношение пенсии к среднемесячной зарплате по стране на уровне не менее 40%.
В прошлом году перерасчет пенсий был произведен с 1 ноября – они выросли на 5%.

Министр напомнила, что с 2017 года в стране стартовала пенсионная реформа. С 1 января 2018 года пенсионный возраст составляет 56 лет для женщин и 61 год для мужчин. К 2022 году пенсионный возраст у женщин будет составлять 58, у мужчин – 63 года.

Старение населения, по словам Костевич, остается вызовом для всего мира и Беларусь здесь не исключение. По классификации ООН, если удельный вес населения старше 65 лет больше 7%, то население считается старым. У нас этот показатель составляет почти 15%.

Кто рискует лишиться пенсии

угодив в ловушку страхового стажа

Ловушка страхового стажа: понятный разбор новых правил пенсионного обеспечения

Люди, попавшие в ловушку страхового стажа, по факту остаются без средств к существованию

Мы пытаемся рассказать эту историю максимально понятно, чтобы вы могли оценить собственное положение и по необходимости скорректировать свое экономическое поведение.

В первую очередь, нужно проверить, не стали ли вы более уязвимыми после введения новых правил страхового стажа

Кроме того, наш совет — проверьте, уплачивает ли за вас наниматель взносы, обратившись в территориальные органы ФСЗН

Также с учётом указа 233 вы сможете выбирать сценарий для получения пенсии — нужно подумать, какой из вариантов будет лучше для вас

Для того, чтобы получать трудовую пенсию по возрасту вам необходимо уплачивать взносы в Фонд социальной защиты населения. Это делает сам человек либо его работодатель. Период, когда вы платите взносы, называется страховым стажем. И его нельзя путать с общим трудовым стажем, в который включается время и другой активности: учёба, служба в армии и т. д.

За короткий промежуток времени (чуть более 2 лет) срок страхового стажа, который нужно иметь, чтобы получить пенсию, вырос с 5 до 16 лет Рост страхового стажа регулировали следующие указы:
№ 389 от 03.09.2013 — с 1 января 2014 г. увеличил стаж до 10 лет;
№ 570 от 08.12.2014 — с 1 января 2015 г. увеличил стаж до 15 лет;
№ 534 от 31.12.2015 — увеличил стаж до 15,5 лет и предусмотрел рост стажа каждый год на полгода до достижения 20 лет. . Он продолжает расти и к 2025 году будет 20 лет. Кроме того, увеличен пенсионный возраст Пенсионный возраст с 1 января 2017 г. будет повышаться ежегодно на 6 месяцев — до достижения мужчинами 63 лет, женщинами — 58 лет. Это регулирует Указ № 137 от 11.04.2016 и возраст для получения социальной пенсии С 1 января 2015 г. увеличен возраст для получения социальной пенсии: для мужчин это теперь 65 лет, для женщин — 60 лет. Возрастной ценз не касается пенсий детям-инвалидам, в том числе инвалидам с детства и детям в случаях потери кормильца. Это регулирует Указ № 570 от 08.12.2014 .

Как меняются нормы страхового стажа и пенсионный возраст

15 лет с 1 января 2015 согласно Указу № 570 от 08.12.2014

Ознакомьтесь так же:  Можно ли заполнить заявление в загс дома
  • ежегодное увеличение нормы на полгода до 20 лет с 1 января 2016 согласно Указу № 534 от 31.12.2015

    15 лет с 1 января 2015 согласно Указу № 570 от 08.12.2014

  • 2014 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 2025
  • 5 лет 20 лет ежегодное увеличение нормы на полгода до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин согласно Указу № 137 от 11.04.2016

    для мужчин: 60 лет для женщин: 55 лет с 1 января 2015 согласно Указу № 570 от 08.12.2014

  • 2017 18 19 20 21 2022
  • для мужчин — 60 лет 63 года

    для женщин — 55 лет 58 лет

    При этом не предусмотрено никаких исключений или переходных периодов для людей, которые в период нововведений достигают пенсионного возраста, имеют достаточное количество страхового стажа по старым правилам (не меньше 5 лет), но не дотягивают до страхового стажа, установленного новыми указами. Эти люди не могут получить ни пенсию по возрасту на общих основаниях, ни социальную пенсию. По факту им также трудно найти работу, чтобы содержать себя.

    Так образуется ловушка страхового стажа.

    Светлана Анатольевна

    учительница химии из Дубровно, 55 лет

    Её трудовой стаж составляет 26 лет,
    а страховой стаж — 11 лет.

    Она попала в ловушку страхового стажа.

    1980 85 90 95 2000 05 10 15

    5 лет училась в университете

    4 года отработала в школе

    родила ребёнка и следом ещё од­ного, 4 года на­хо­ди­лась в декрете

    вернулась на год в школу, но денег категорически не хватало

    челночила, тор­го­ва­ла на рынке (без официального офо­р­м­ления), ис­кала новую работу

    7 лет отработала в школе

    5 лет ухаживала за беспомощной свекровью

    ищет постоянную работу, но в ма­лень­ком городе женщине в воз­расте это непросто

    Реальные истории людей читайте здесь.

    По оценкам Минтруда в 2015 году людей, попавших в такую сложную ситуацию, было около 1000 человек. Их количество будет увеличиваться.

    Кроме того, новые правила пенсионного обеспечения из-за того, что действуют «задним числом», сделали особенно уязвимыми некоторых людей: мам в декрете, сотрудников МЧС и милиции, людей, ухаживающих за пожилыми и др.

    С 1 августа 2017 года, в том числе благодаря нашим действиям, в силу вступил новый указ Президента Республики Беларусь от 29.06.2017 № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан». Он смягчает положение некоторых уязвимых групп на будущее, но в то же время не разрешает проблему ловушки страхового стажа полностью.

    Как изменилось положение определённых категорий людей в соответствии с новым указом

    Кликните на категорию, чтобы увидеть подробную информацию

    Положение никак не улучшено

    Люди, у которых было достаточно страхового стажа по старым нор­мам, но не хватает по новым правилам

    Некоторые люди попали в ловушку страхового стажа из-за того, что не было предусмотрено никаких исключений или переходных периодов для тех, кто в период нововведений достигают пенсионного возраста, имеют достаточное количество страхового стажа по старым правилам (не меньше 5 лет), но не дотягивают до страхового стажа, установленного новыми указами.

    Это, в первую очередь, о тех людях, которые в лихие 90-е и после выживали как могли, без официального трудоустройства.

    Эти люди не могут получить ни пенсию по возрасту на общих основаниях, ни социальную пенсию.

    Положение этих людей не было улучшено ни в какой мере.

    Единственным выходом из ситуации стало бы введение переходного периода для людей, которые в самое ближайшее время достигнут пенсионного возраста.

    Некоторые вопросы решены

    Люди, которые годами осу­ще­ствля­ли общественно-по­лез­ную де­ятель­ность, в том чис­ле ухаживали за ин­ва­ли­дом I группы или лицом, до­с­тигшим 80-летнего возраста

    Люди, которые годами осуществляли общественно-полезную деятельность (например, ухаживали за инвалидами І группы) попали в ловушку страхового стажа и лишились права на пенсию.

    Дело в том, что государство делает им запись в трудовую книжку и платит деньги, но не засчитывает их работу в страховой стаж. Люди не успевают набрать нужный срок страхового стажа (16 лет на 2017 год, дальше — больше).

    При этом по закону уход за инвалидом І группы нельзя совмещать с какой-либо работой.

    Положение людей, которые ухаживали за инвалидом І группы или лицом, достигшим 80-летнего возраста, осложнялось не только ловушкой страхового стажа, но и тем, что после достижения пенсионного возраста они не могли получать пособие по уходу, даже если им не была назначена пенсия в связи с отсутствием страхового стажа.

    Некоторым образом учтена логика общественно-полезной деятельности.

    Периоды общественно-полезной деятельности всё ещё не включаются в страховой стаж, но срок страхового стажа для таких людей снижен до 10 лет.

    Правда, вместе с тем для таких людей вырос срок общего трудового стажа. Для женщин — не менее 35 лет, для мужчин — не менее 40 лет. В то время как для других категорий (кому хватает страхового стажа 16 лет в 2017 году) общий трудовой стаж составляет 20 и 25 лет для мужчин и женщин, соответственно.

    Таким образом, Указ сделал более справедливым и мягким пенсионное обеспечение для этой категории граждан, однако проблема не решена полностью, т. к. рост общего трудового стажа для многих может явиться препятствием для назначения пенсии.

    Указ устранил эту коллизию. Теперь указанные люди могут продолжать получать пособие по уходу до назначения социальной пенсии, и этот период им засчитывается в общий трудовой стаж.

    О назначении пенсии в 2018 году

    Соразмерно увеличению общеустановленного пенсионного возраста происходит увеличение возраста выхода на досрочные пенсии по возрасту и за выслугу лет.

    В 2018 году смогут воспользоваться правом на трудовую пенсию по возрасту мужчины, родившиеся во второй половине 1957 года по достижении 61 года и женщины, родившиеся во второй половине 1962 года, по достижении 56 лет.

    Однако следует обратить внимание, что возраст выхода на пенсию зависит не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии. Если, скажем, женщина, родившаяся в декабре 1962 года, не обратится за назначением пенсии в декабре 2018 года, а обратится в январе 2019 года, то возраст ее выхода на пенсию в 2019 году будет увеличен еще на полгода.

    Обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию по возрасту и за выслугу лет кроме достижения установленного возраста требуется наличие страхового стажа установленной законом продолжительности.

    Начиная с января 2017 года, страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии, увеличивается на полгода в год.

    Если в 2017 году требовалось наличие не менее 16 лет стажа работы с уплатой обязательных страховых взнос в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения, то в 2018 году требуется наличие не менее 16 лет 6 месяцев страхового стажа.

    Исключение составляют многодетные матери, родившие 5 и более детей, матери военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, инвалиды войны, инвалиды с детства, родители детей инвалида, лилипуты и карлики – этим категориям граждан для реализации права на трудовую пенсию по возрасту требуется наличие не менее 5 лет страхового стажа.

    Кроме того, с 1 августа 2017 года Указом Президента Республики Беларусь № 233 снижена продолжительность страхового стажа до 10 лет для лиц, которые длительное время осуществляли социально значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать требуемый страховой стаж, но при этом имеют общий стаж мужчины не менее 40 лет и женщины не менее 35 лет.

    При такой же продолжительности страхового стажа 10 лет и наличии общего стажа у мужчин 25 лет и 20 лет у женщин, пенсия по возрасту назначается гражданам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет без зачета в этот стаж времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми) проходили военную службу, службу в военизированных организациях и при этом не приобрели право на пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».

    При назначении пенсии в 2018 году заработок исчисляется за последние 24 года перед назначением пенсии (согласно законодательству период для исчисления индивидуального коэффициента заработка ежегодно увеличивается на 1 год по фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы).

    Она летит следом.

    — Каждое государство назначает и выплачивает пенсию за периоды работы на его территории после 13 марта 1992 года. А за стаж в СССР страна, где проживает гражданин в момент обращения за назначением пенсии, — напоминает положения договора Елена Гоморова, начальник управления пенсионного законодательства Минтруда и соцзащиты Беларуси. — Кроме того предусмотрена возможность назначения пенсии по законодательству страны, гражданином которой является обратившийся за пенсией. Налаженный механизм взаимодействия социальных служб позволяет гражданину, не выезжая в государство, в котором он работал и где были сформированы его пенсионные права, получать пенсию по месту жительства. Пакет документов будет подготовлен и направлен для рассмотрения коллегам в Российскую Федерацию или Беларусь.

    Ознакомьтесь так же:  Судебный приставы центрального района новосибирска

    На 1 апреля в Беларуси российскую пенсию полностью или частично за российский стаж получали 22,7 тысячи человек. В России белорусскую — более 1,8 тысячи. С каждым годом эти цифры увеличиваются. Примерно на 2 тысячи в год растет количество получателей российских пенсий в Беларуси: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Это очень удобно и выгодно. Пенсионеру, допустим, из белорусского города Быхова не нужно ехать в российский Владивосток и собирать справки у бывших работодателей или в архивах. Все сделают специальные службы, документы найдут, стаж посчитают, деньги проконвертируют, перешлют и даже помогут выбрать наиболее выгодный вариант пенсионирования.

    — Для этого существует возможность предварительного расчета пенсии, — продолжает Елена Гоморова. — Гражданин по достижении пенсионного возраста обращается с соответствующим заявлением. Компетентные органы обмениваются информацией о предварительном расчете пенсии. Это, конечно же, занимает некоторое время, но позволяет правильно определиться с выбором.

    Ведь каждое государство назначает пенсию по-своему. Общий подход — право на пенсию и ее размер зависит от стажа и заработка, с которого уплачивались страховые взносы. Но в 2017 году страховой стаж в Беларуси составляет 16 лет, а в Российской Федерации — 8 лет. По договору предусматривается возможность суммирования стажа, приобретенного на территориях двух государств (если он не совпадает по времени). Допустим, если человек работал в Беларуси 10 лет и еще 10 лет в России с уплатой страховых взносов, то российский стаж будет учтен для определения его права на пенсию в Беларуси. В то же время Беларусь не сохранила советские льготы за работу в районах Крайнего Севера, а в российском законодательстве такие нормы имеются.

    Любопытный факт: нынче у работавших в России граждан появляется возможность получить пенсию из России раньше, чем от Беларуси. Связано это с изменением пенсионного возраста, который начиная с 2017-го увеличивается в Беларуси ежегодно на полгода. А в России остался неизменным — 55 лет для женщин и 60 для мужчин.

    — Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения важнейший документ, позволяющий гражданам реализовать свои сформированные пенсионные права, — отмечает Елена Гоморова.

    Но время идет, пенсионное законодательство меняется. В связи с этим сейчас готовятся поправки в договор о сотрудничестве в области социального обеспечения. Еще один важный этап — началась подготовка проекта договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС.

    Нет стажа – нет пенсии. Для кого повысят пенсионный возраст?

    C 2015 г. пенсии считают по-новому, но многим россиянам непонятно, как именно. Попробуем разобраться.

    Как будут считать?

    Главное отличие новой пенсионной формулы в том, что теперь пенсия будет формироваться не в рублях, а в баллах. Работодатель перечисляет в Пенсионный фонд России (ПФР) 22% от фонда вашей заработной платы. Поступившие деньги сразу переведут в баллы, а когда человек выйдет на пенсию, их вновь конвертируют в рубли. Это должно спасти пенсии от инфляции.

    «Нынешним пенсионерам бояться нечего, размер их пенсий не уменьшится, — говорит Маргарита Нагога, начальник Департамента общественных связей и взаимодействия со СМИ ПФР. — У некоторых, наоборот, пенсия станет чуть больше. В сторону увеличения её пересчитают женщинам, которые находились в отпуске по уходу за тремя или четырьмя детьми. Тем, кто сейчас работает, накопленный пенсионный капитал переведут в баллы. При этом ни одна копейка не потеряется».

    Как заработать на пенсию?

    По новой формуле для получения страховой пенсии надо заработать не меньше 6,6 балла (к 2025 г. — 30 баллов) и иметь необходимый стаж, который будет увеличиваться: с 6 лет в 2015 г. до 15 лет в 2024 г. Если баллов или стажа не хватит, человеку придётся выходить на пенсию на пять лет позже (женщины — в 60 лет, мужчины — в 65) и рассчитывать на так называемую социальную пенсию, которая меньше страховой и сегодня составляет в среднем 4,4 тыс. руб.

    Чтобы увеличить будущую пенсию, ПФР предлагает три способа.

    1. Отказаться от накопительной пенсии. Эксперты советуют отказаться от накопительной пенсии и не вносить в неё свои 6%, потому что она: 1) не будет индексироваться; 2) может быть убыточна; 3) на 27,5% сократит страховую. «Молчунам» ничего делать не надо — они авто­матически получат страховую пенсию. Если вы копите пенсию в НПФ, идите в ПФР и пишите заявление.

    2. Иметь большую зарплату. Чем выше зарплата, тем больше накопится баллов. Однако взносы в ПФР берутся из расчёта максимум 711 тыс. руб. зарплаты в год (каждый год эта сумма индексируется), или около 60 тыс. руб. в месяц. Всё, что заработано свыше, для будущей пенсии значения не имеет. В баллах это выглядит так: зарплата в 60 тыс. руб. даст в этом году максимум 7,39 балла (к 2021 г. — до 10).

    Увы, похвастаться высокими белыми зарплатами в России могут единицы. Большинство работает за копейки. На днях министр труда и соцзащиты Максим Топилин сообщил, что за 20% населения в трудо­способном возрасте вообще нет взносов в ПФР, а значит, пятая часть россиян не будет иметь права на страховую пенсию. Причём основная масса «невидимок» — люди, которые трудятся на себя или получают серую зарплату. Кроме того, в 2003-2004 гг. все работодатели должны были выписать информацию из трудовых книжек и отдать её в ПФР. Некоторые этого просто не сделали, и сейчас ПФР призывает идти к ним и требовать данные.

    3. Отсрочить выход на пенсию. Увеличить возраст выхода на пенсию государство пока не решилось, зато придумало другой способ заставить пенсионеров работать дольше. Если человек не выходит на заслуженный отдых в срок (женщины — в 55 лет, мужчины — в 60), его баллы умножаются на премиальные коэффициенты. В ПФР приводят такой пример: две женщины накопили по 115 баллов, по 1,5 года сидели с 3 детьми и в январе 2015 г. оформили пенсию. Одна пришла в 55 лет и заработала 12 345 руб. Вторая, отсрочив выход на пенсию на два года, в 57 лет, получила уже 14 079 руб.

    От редакции. По расчётам экспертов, отказываться от пенсии не всегда выгодно. Тем, кто зарабатывает от 30 тыс. руб. в месяц, можно отложить выход на заслуженный отдых: за 5 лет в среднем можно не только поднакопить баллы, но и увеличить пенсию в 1,5 раза. Если же человек получает ­20-25 тыс. руб. в месяц (а таких в стране большинство), откладывать пенсию не стоит. Выгоднее получать пенсию и продолжать работать.

    Сергей Уланов, глава Центра уровня и качества жизни АТиСО:

    — Пенсионная реформа ­проводилась не для того, чтобы увеличивать пенсии россиянам, а для того, чтобы сэкономить средства бюджета. Люди копят баллы, а их стоимость устанавливает государство. Но какой она станет в будущем? Никто этого не знает. В связи с ухудшающейся экономической ситуацией стоимость балла будет расти очень медленно, а значит, пенсии будут обесцениваться. Это как курс рубля, который иногда растёт, а чаще падает… Кстати, нынешним пенсионерам повезло — в их жизни ничего не изменится. А вот будущие могут проиграть. По моим подсчётам, на пенсию в этом году выйдет примерно 800 тыс. чел., и половина из них столкнётся с тем, что получит не ту пенсию, которую ожидали, а намного меньше. Кроме того, многие люди пенсионного возраста вообще окажутся без права на страховую пенсию и будут ещё 5 лет ждать, чтобы получить социальную. За счёт них бюджет сможет очень хорошо сэкономить. И это притом что люди работали! Учителя, библиотекари, работники детских учреждений и сельского хозяйства получали очень маленькие зарплаты, и накопленных баллов бюджетникам может не хватить на нормальную пенсию.

    Смотрите в инфографике: Пенсионный возраст в Европе →

    Пенсионная система. Кто остался в ловушке страхового стажа

    Изменения в белорусское законодательство, повысившие планку страхового стажа, ввели одномоментно, переходный период не предусмотрели.

    Ознакомьтесь так же:  Банк авангард оформить кредитную карту

    В Беларуси сократили обязательный страховой стаж для начисления пенсий военным и тем, кто ухаживал за инвалидами и стариками. Однако ловушка страхового стажа все равно осталась.

    Кого освободили из ловушки

    С 1 августа вступит в силу указ президента № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан», которым определенным категориям граждан предусматривается возможность назначения трудовой пенсии по возрасту при страховом стаже не менее 10 лет.

    В частности, это касается граждан

    — которые проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на военную пенсию. Право на трудовую пенсию по возрасту им предоставляется при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин;

    — которые ухаживали за инвалидом первой группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся в постоянном уходе.

    Сейчас в Беларуси требуемый стаж страховых выплат для начисления трудовой пенсии составляет 16 лет, а далее будет только увеличиваться — ежегодно на 6 месяцев до достижения к 2025 году 20 лет. А еще два года назад, чтобы получать пенсию, было достаточно пяти лет работы с уплатой страховых взносов. Исходя из этой нормы, люди строили свои профессиональные и жизненные планы.

    Кто и почему остается без пенсии, попав в ловушку страхового стажа

    Изменения же в законодательство, повысившие планку страхового стажа, ввели одномоментно, переходный период не предусмотрели. В результате многие белорусы попали в своеобразную ловушку и остались без пенсии.

    Теперь для вышеперечисленных категорий граждан страховой стаж для начисления пенсии снижен.

    Не хватило года в погонах

    Попал в число тех, кто теперь надеется оформить трудовую пенсию, на которую из-за нехватки страхового стажа ранее права не имел, и 62-летний Иван Снитко из Лиды. Он остался без пенсии, потому что в страховой стаж не засчитали 19 лет службы в милиции, откуда мужчина уводился из-за конфликта с начальством в 1992 году. Снитко не хватило буквально одного года, чтобы получить военную пенсию.

    Если военнослужащий не отрабатывает в силовых структурах необходимый стаж (раньше 20 лет, согласно новому указу — 10 лет), ему не только не назначается пенсия за выслугу лет, но все отработанное время не засчитывается в страховой стаж, а пенсия начисляется на общих основаниях. Это связано с особенностями начисления военной пенсии — государство как наниматель не платит за людей в погонах страховые взносы.

    Те, у кого не хватает страхового стажа, могут рассчитывать только на социальную пенсию. Мужчины имеют право обратиться за ней в 65 лет, женщины — в 60 лет. Сегодня размер социальной пенсии — 91,91 рубля.

    Иван Снитко после ухода из милиции дома не сидел — работал, но так получалось, что без оформления, а в последние десять лет — в охране на одном из предприятий Лиды. Благодаря этой работе у него есть около десяти лет стража с уплатой взносов в ФСЗН (годы службы в этот период не входят, но входят в общий трудовой стаж).

    Грядущие изменения в законодательство о пенсионном обеспечении его очень обрадовали: «Это справедливо, что стали учитывать службу! Получается, по новому указу, у меня достаточно общего трудового и страхового стажа для начисления пенсии! Я планирую и дальше работать и получать пенсию».

    По новому указу, для военных, которые отслужили 10 и более лет, обязательное условие начисления трудовой пенсии — наличие 10 лет страхового стажа. По предварительным подсчетам Снитко, страховой стаж у него около 10 лет, может немножко не хватить для назначения пенсии. Одно утешает — если будет недоставать каких-то месяцев, он успеет, благодаря новшеству в законодательстве, их доработать. Несколько месяцев — это все же не потерянные для начисления пенсии 19 лет службы в милиции.

    А если трудовую пенсию Снитко назначат уже сейчас, у него будет доход около 300 рублей, а не несчастные 91 рубль с копейками социальной пенсии.

    Страховой стаж уменьшили, но трудовой — увеличили

    Координатор правовых программ Белорусского Хельсинкского комитета Дмитрий Черных в целом положительно оценил указ № 233. БХК активно лоббировал изменения в пенсионном законодательстве.

    Как отметил Черных, указ устранил коллизию, которая состояла в том, что выплата пособия по уходу за инвалидом первой группы или лицом, достигшим 80-летнего возраста, прекращалась после того, как человек, который ухаживал, сам достигал пенсионного возраста. Теперь и по достижении пенсионного возраста можно продолжать получать пособие, если не назначена трудовая пенсия — до получения социальной пенсии. И этот период засчитывается в общий трудовой стаж.

    Дмитрий Черных обратил внимание на еще одну особенность указа. Наряду со снижением до 10 лет страхового стажа, для людей, которые длительное время занимались общественно полезной деятельностью, увеличен общий трудовой стаж — до 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин (для остальных остается 20 и 25 лет соответственно).

    «Напомню, в трудовой стаж включаются учеба, служба в армии, социальные отпуска по уходу за ребенком до трех лет, периоды ухода за инвалидом первой группы и т.д., — сказал Дмитрий Черных. — Таким образом, указ сделал более справедливым пенсионное обеспечение для таких людей в части страхового стажа, но не в части трудового».

    По сути, отметил эксперт, «увеличение трудового стажа сводит на нет уменьшение страхового и ведет к увеличению пенсионного возраста».

    В частности, в уязвимом положении по-прежнему будут находиться женщины, «которые рожают много детей». Согласно законодательству, в трудовой стаж входит период отпуска по уходу за детьми до достижения ими возраста трех лет, но не более 9 лет в общей сложности. Тогда как по новому указу общий трудовой стаж должен составлять не менее 35 лет. Каким образом у женщин, которые фактически посвящают себя материнству, сформируется такой стаж, разработчики указа не говорят.

    И только для матерей (отцов) пяти и более детей предусмотрена льгота — на пенсию можно выйти в 50 лет после уплаты в ФСЗН взносов в течение 5 лет.

    Государство поступает несправедливо

    Мама пятерых детей Ирина Хилько ушла на пенсию именно в 50 лет. Ей назначили пенсию в размере 170 рублей.

    «Пенсия смешная, я продолжаю работать, благо, дети подросли. Старшим дочерям по 30 лет, еще двум девочкам — 16 и 14, а мальчику — 12. Родить ребенка не проблема, но вот вырастить, дать образование…» — рассказала многодетная мама в комментарии для Naviny.by.

    Ирине Хилько как председателю Московской районной организации (Минск) Белорусской ассоциации многодетных родителей приходится нередко присутствовать на встречах с чиновниками:

    «Они прямо говорят, что в казне нет денег на то, чтобы включить отпуск по уходу за ребенком в страховой стаж, и можно рассчитывать только на себя. Нам так и заявляли: «Вы воспитали хороших детей, вот и рассчитывайте на них. Пусть теперь дети заботятся о маме и папе». Но ведь государство также должно принимать участие. Женщина, которая родила белорусских граждан, должна рассчитывать на поддержку в старости. И быть материально независимой».

    С одной стороны, говорит Ирина Хилько, когда рожаешь детей, о пенсии не думаешь. С другой, когда приходит время и уже не можешь работать, «становится обидно, ведь мама рожает, воспитывает детей, которые будут строить общество».

    Многие женщины не работают, потому что не могут это делать физически — например, если в семье растет ребенок-инвалид или если детей много. «И откуда взять 35 лет общего трудового стажа, непонятно», — удивляется Ирина Хилько.

    «Это неправильно, несправедливо, — уверена собеседница. — Раз государство предоставляет социальную льготу — три года отпуска по уходу за ребенком, возникает вопрос, почему этот период не идет в страховой стаж. Мы всегда поднимаем эту проблему, когда встречаемся с представителями Минтруда и Комитета соцзащиты Мингорисполкома. Однако нам отвечают, что пока есть то, что есть. Большая семья — это хорошо, но со стороны государства хотелось бы видеть более достойное отношение к матерям, чтобы они могли рассчитывать на поддержку в старости».

    Указ не решил всех проблем

    Указ № 233 «не устранил проблему ретроспективности, не предусмотрел переходный период для тех людей, которые попали в ловушку страхового стажа», обратил внимание Дмитрий Черных.

    По его мнению, и этой позиции придерживается Белорусский Хельсинкский комитет, такие важные вопросы, как пенсионное обеспечение, необходимо регулировать не указами президента, а проводить как изменения в законе через парламент:

    «В таком случае есть возможность публичной дискуссии, возможность организовать слушания. Теоретически парламент может не принять тот или иной законопроект, но в случае указа президента никакие действия невозможны».

  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *