Как написать учебное пособие для вуза

Как написать учебное пособие для вуза

На мой взгляд, нужно сначала определить, чем плохи имеющиеся учебники.

И зачем вообще писать.

Учебное пособие ещё понятно, но для учебника с одной стороны должен быть большой педагогический опыт, знание других учебников данной тематики, быть в курсе обновлений в этой сфере, оперирование непротиворечивой терминологией, быть в курсе изменений в системе учебного процесса и знать степень готовности учащихся. В общем очень сложное занятие (я имею ввиду по настоящему хороший учебник (а не халтуру, которая имеется)).

И зачем вообще писать.
Ряд причин:
1. Износился, потрепался.
2. Больше стало обучающихся (востребован большим кол-вом людей).
3. Развитие области (включение новых знаний).
4. Опыт преподавания показывает, что в связи с такими-то и такими-то вопросами у студентов или других учащихся что-то надо переработать и дополнить.
5. Возникло новое направление, для развития которого нужны кадры.
6. Другое.:)

Как написать учебное пособие для вуза

Как написать учебное пособие 15489

У вас есть достаточный преподавательский опыт и знания, которыми вы хотели бы поделиться с другими? Учебная литература по вашей учебной дисциплине не удовлетворяет потребности студентов и преподавателей или вообще отсутствует? Все это может стать поводом для создания собственного учебного пособия. А сделать это сегодня довольно просто. В данной статье мы осветим основные этапы написания учебного пособия, его структуру и особенности.

Учебное пособие и учебник: различия и связи

Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой. В то же время учебное пособие является дополнением к учебнику и может охватывать как всю дисциплину, так и один или несколько разделов учебной программы. Учебное пособие дополняет, расширяет и углубляет информацию, изложенную в учебнике, помогает студентам лучше ее усвоить.

В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения. При этом учебное пособие должно удовлетворять следующим требованиям: оно не должно противоречить фундаментальным основам учебной дисциплины, изложенным в учебнике, и не должно его дублировать.

Учебное пособие выпускается более оперативно. Поэтому когда вводится новая дисциплина, то прежде всего по ней издается учебное пособие и только после апробации материала — учебник. Существуют учебные пособия, посвященные узкоспециализированным темам, спецкурсам. И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания.

Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс. знаков с пробелами) и зависит от количества учебных часов.

Прежде всего необходимо определиться, для кого предназначено ваше пособие (для преподавателей или студентов, какого курса, по какой дисциплине), а также какова цель издания вашего пособия:

  • углубление теоретических знаний по предмету;
  • практическое изучение дисциплины;
  • самостоятельная работа студентов;
  • подготовка к экзамену;
  • написание контрольной, курсовой или дипломной работы и т. д.

Исходя из этих целей подберите материал, который ляжет в основу вашего учебного пособия.

Структура учебного пособия

Учебное пособие должно содержать следующие обязательные элементы: аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и библиографический список.

В качестве дополнительных элементов в учебное пособие включаются: предисловие, иллюстрации, словарь терминов, список условных сокращений.

Аннотация — это краткая текстовая презентация вашего учебного пособия, лучше всего браться за нее в самом конце, после того как само пособие полностью готово. Прочитав аннотацию, потенциальный читатель должен сразу понять, что за работа перед ним и чем она может быть ему интересна. Не забудьте в аннотации упомянуть, для кого предназначен ваш труд.

В оглавление стоит включить заголовки всех уровней (обычно 2 или 3). Трехуровневое оглавление включает разделы, главы и параграфы, в двухуровневом отсутствуют параграфы. Чем детальнее оглавление, тем оно удобнее для читателей: они сразу увидят, какие именно вопросы рассматриваются в книге, и смогут быстрее их найти.

Во введении формулируют проблему, рассматриваемую в учебном пособии, указывают изложенные в нем темы, их актуальность, проблемность и дискуссионность. Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия. По своему типу задачи учебного пособия бывают контрольно-оценочные, обучающие, воспитательные, мотивирующие, развивающие и т. п. Можно обозначить и наиболее важные темы. Обязательно следует указать, каким учебным дисциплинам соответствует данное учебное пособие и на какую читательскую аудиторию оно рассчитано.

Основная часть учебного пособия делится, в свою очередь, на теоретическую и практическую части.

Теоретический материал и структура основной части должны полностью соответствовать государственному образовательному стандарту и учебной программе. Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе — одну тему учебного плана.

Помните, что вы пишете учебную книгу, то есть книгу, предназначенную для тех, кто не разбирается в излагаемом вопросе, но желает в нем разобраться. Поэтому пишите простым, доступным языком, чтобы читатель сразу смог уловить суть проблемы и не тратил слишком много времени на постижение смысла. Если ваша аудитория — студенты, рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет. Используя какой-либо новый термин, сразу же, не откладывая и не отсылая к сноскам или глоссарию, разъясняйте его смысл.

Например: Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998]. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах. (Антонова Н. В. Психология управления: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010)

Теоретический материал разбавляйте подходящими примерами, органично включая их в текст.

Например: Именно для анализа рассуждений и была создана Аристотелем (IV век до н.э.) первая система логики, названная силлогистикой. Она представляет собой простейшую, но вместе с тем наиболее часто используемую форму дедуктивных умозаключений, в которых заключение (вывод) получается из посылок по правилам логической дедукции. Заметим, что термин “дедукция” в переводе с латинского означает вывод.

Для пояснения сказанного обратимся к античному силлогизму:

Все люди смертны.

Следовательно, Кай смертен.

Здесь, как и в других силлогизмах, умозаключение совершается от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. Сразу же подчеркнем, что в других случаях дедукция может осуществляться от частного к частному или от общего к общему. (Рузавин Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1997)

При первом упоминании аббревиатуры дайте ее расшифровку, а если таких аббревиатур встречается много, то вынесите их в словарь в конце пособия.

Лучшему усвоению материала помогает визуализация. Подумайте, как можно представить ваш материал в виде схем, диаграмм, графиков, таблиц. Не пренебрегайте включением в книгу рисунков и фотографий, если они будут уместны. Однако, не утяжеляйте текст ненужными иллюстрациями.

В отличие от монографии, в которой обязательно должна быть научная новизна и содержаться результаты авторских исследований, учебное пособие может быть простой компиляцией различных источников. Тем не менее, старайтесь излагать информацию своими словами, избегая обширного цитирования. Каждый параграф завершайте выводами.

Еще одной особенностью учебного пособия и его главным отличием от монографии является наличие дидактического материала. Дидактический материал помогает эффективно усвоить учебный материал и творчески его применять.

Вопросы для закрепления материала являются неотъемлемой частью дидактических материалов. Составлять вопросы следует таким образом, чтобы они помогали студентам усвоить ключевые проблемы, выделить главное, а также стимулировали мыслительную деятельность. Составляйте вопросы так, чтобы они не повторяли дословно фразы из параграфа, а в последующих вопросах не содержались ответы на предыдущие.

Ознакомьтесь так же:  Как правильно сделать возврат поставщику в 1с

Кроме вопросов, дидактический материал может включать:

  • таблицы;
  • задания для самостоятельной работы;
  • темы докладов, рефератов, курсовых работ;
  • упражнения;
  • тесты;
  • задачи;
  • списки дополнительной литературы по теме;
  • домашние контрольные работы и др.

Оптимальный объем дидактического материала — около трети общего объема учебного пособия.

В заключении обобщается изложенная информация, выявляются нерешенные и труднорешаемые проблемы, даются рекомендации по дальнейшему изучению.

Библиографический список

Включите в такой список основную и дополнительную литературу, а также перечень интернет-ресурсов.

Оформление учебного пособия

Итак, текст учебного пособия написан, дидактический материал подготовлен. Теперь самое время передать рукопись на вычитку корректору. Даже если вы уверены в своей грамотности, это никогда не будет лишним. Скажете, зачем нужен корректор, если правописание может проверить программа Word? Не полагайтесь на нее: некоторые ошибки и опечатки под силу найти только профессионалу.

Перед передачей в печать еще раз просмотрите учебное пособие целиком, обращая особое внимание на единообразие оформления:

  • Оглавление. Убедитесь, что нумерация разделов, глав и параграфов единообразна и последовательна, а нумерация страниц, указанная в оглавлении, правильна.
  • Таблицы, рисунки, формулы и другие вспомогательные элементы. Их нумерация также должна быть единообразной и последовательной (если вы решили в нумерацию рисунков включать номер главы, убедитесь, что все рисунки пронумерованы правильно). На каждый такой элемент должна быть ссылка в тексте пособия.

Не стремитесь самостоятельно сделать оригинал-макет в редакторе Word, вы только зря потратите драгоценное время. Лучше доверить эту задачу профессиональному верстальщику, который использует профессиональное программное обеспечение и знает все тонкости российских ГОСТов.

Как напечатать учебное пособие

Автором учебного пособия может быть как один человек, так и коллектив авторов. Научным редактором должен быть специалист с ученой степенью, а рецензентами (их должно быть как минимум двое) — специалисты, работающие по данной проблеме или также имеющие ученую степень. К рецензированию пособий, предназначенных для внутривузовского использования, могут привлекаться специалисты смежных кафедр, а для пособий, претендующих на более широкое использование, — работающие в других организациях (внешние рецензенты).

Обязательно уточните в учебном или научном отделе своего вуза требования к учебным пособиям. В каждом учебном заведении приняты свои порядки и правила. В некоторых университетах нужно пройти через редакционно-издательский совет (РИС) и получить так называемый гриф, в других вузах этим вопросом занимаются учебно-методические комиссии (УМК). Возможно, потребуется виза ректора или одного из его заместителей. Вариантов множество, и к “бюрократической” части нужно подойти предельно внимательно.

Можете предварительно посчитать, сколько будет стоить издание учебного пособия. Не забывайте, что вам не обязательно заказывать большой тираж: иногда бывает вполне достаточно 20 экземпляров (16 из них отправятся в Российскую книжную палату, а четыре достанутся автору). В любое время, если возникнет необходимость, можно будет напечатать дополнительный тираж.

Осталось отправить файл с текстом учебного пособия в выбранное издательство — и процесс запущен. Редактор уточнит все необходимые детали, предложит на согласование два-три варианта обложки и сверстанный макет книги. А через пару недель вы получите готовый тираж.

Пусть ваши учебные пособия будут интересными и полезными!

Также рекомендуем прочитать

Как научить ребенка заниматься наукой

Чтобы увлечь ребенка наукой, не обязательно штудировать с ним научно-популярную литературу и энциклопедии, хотя это тоже не помешает. Гораздо важнее отыскивать математическую начинку в повседневных привычных вещах, «открывать» физические законы дома и на прогулках.

Листы: печатные, авторские и другие

Очень часто авторы спрашивают нас: как правильно рассчитать объем публикации? В одном отчете требуют вписать печатные листы, в другом — авторские, в третьем — условные печатные, а в четвертом — вообще какие-нибудь невиданные учетно-издательские.

Как придумать хорошее название для научной статьи

Удачное название не спасёт плохую статью, а вот неудачное вполне может навредить хорошей.

Учебное пособие: требования к написанию

Учебное пособие –расширенное дополнение к учебнику, отличающееся детализацией представленной информации, наличием практических заданий и приложений.

Его преимущество заключается в отражении наиболее актуальной и новой информации по освещаемой проблематике. Обусловлено это временным фактором: его разработка и внедрение происходят оперативнее в сравнении с учебником.

Помимо прочего, автор пособия получает возможность представить свое видение структурирования и презентации выбранной учебной дисциплины. Материал при этом должен излагаться в русле фундаментальной науки. При этом учебные пособия адресованы не только студентам, но и коллегам, преподавателям и практикам вашей области.

На данный момент нет четко регламентированных требований к учебным пособиям, установленным Министерством образования и науки. При этом анализируя большое количество локальных документов отдельных вузов, предписывающих правила оформления и написания учебных пособий, можно выделить схожие ключевые моменты.

Общепринятая структура написания учебного пособия включает в себя следующие элементы:

Несет информацию о наименовании, дате и месте издания, выпускающем издательстве. Оборотная сторона содержит сведения об авторе или коллективе авторов, рецензентах. Здесь также размещается издательская аннотация, представляющая собой краткое сообщение о содержании и назначении учебного пособия. В ней необходимо указать направления подготовки (специальности) для которых предназначено данное издание

Справочный элемент учебной книги, презентующий общую структуру издания, его основные разделы и рубрики.

Может быть написано как автором, так и рецензентом, экспертом, научным редактором. Цель предисловия — обозначить особенности издания, определить его значимость, обосновать значимость его внедрения в процесс профессиональной подготовки специалистов. В предисловии может быть дана оценка перспектив изучения представленного вопроса, направления в этой области, которые требует дальнейшего активного изучения и исследования.

В нем можно также выразить благодарность лицам, содействующим создавать книгу.

Дается краткое описание изучаемой дисциплины, дидактическая ценность его использования при подготовке специалистов. Зачастую во введение указывают целевую аудиторию, для которой оно разрабатывалось. Во введение важно обозначить актуальность представленной темы.

Сокращения, условные обозначения

Перечь сокращений приводится после введения, перед основным текстов. Наличие таких списков помогает восприятию и понимаю материала, упрощает работу с пособием.

В данной части приводится историография изучаемой проблемы, описывает методологическая часть.

Особенностью этого учебного издания является наличие не только теоретической части и представленность расширенного материала по теме, но и наличие методологического блока в каждом разделе, который включает в себя:

  • Контрольные вопросы по представленной теме;
  • Задания к семинарскому занятию и самостоятельной работе;
  • Темы рефератов, эссе, докладов, презентаций;
  • Обзор и рекомендация литературы.

Содержит обобщенную информацию, выводы автора, рекомендации и прогнозы развития учебной дисциплины.

Библиографический перечень пособия

Указываются книги, учебники, журналы, монографии и другая использованная литература, а также электронные и виртуальные ресурсы.

Выступают важным дополнением к основному материалу. Носят справочный, наглядно-иллюстрационный или документальный характер, необходимы для полноты освоения темы.

Мы рассмотрели распространенную модель структурирования учебных пособий, при этом она не является жестко регламентированной и некоторые из ее элементов могут отсутствовать.

Как написать учебное пособие для вуза

Что-то я малость подзапуталась в современном разграничении прав на изданные труды ППС, а в особенности, на их оформление.. (и, сдается мне — Вика не одинока). Принимаю советы, мнения и прочее, желательно аргументированные ссылками на НПА

Ситуация 1. ППС пишет учебное или учебно-методическое пособие по курсу «О кроликах». Файло в эл.виде отдается в редакционно-издательский отдел вуза — там правится и печатается в бумаге. На оборотке титульника ставится знак копирайта:
©ВУЗ
©ППС
©Издательство (иногда)
Вопросы:
1) какие документы должен подписать ППС, чтобы разрешить вузу ставить свой знак. (как это на практике проиходит — я в курсе, в переводе на русский — никак, из области — на основании ДИ — ППС обязян..). Но ведь документ какой-то должен быть уровня лицензионного соглашения или договора о частичной передачи прав.
2) какие документы должен подписать ППС (иметь ВУЗ), чтобы потом это печатное издание положить себе в библиотеку.
Ситуация 2. Электронное пособие как аналог печатного.
Тут еще интереснее. Написал препод рабочую программу (УМК, УМП и прочее), ее утвердили, и — решили покласть в электронную библиотеку института.
1) какие документы должен подписать ППС, чтобы в библиотеке это лежало спокойно
2) какие документы должен иметь на руках вуз, чтобы это лежало в электронной библиотеке (ну не прогонять же каждую рабочую программу и УМК через информрегистр и ЕБН — так жизни не хватит)
Ситуация 3. Электронное пособие, не имеющее аналогов печатному
Написал ППС, зарегистрировал\ разместил его где душа пожелала (электронные СМИ, получил какое-никакое свидетельство) и это надо положить в электронную библиотеку ВУЗа.
Тут вариантов много: просто разместил, зарегистрировал и разметил..
Вопрос — какием документами оформлять положение этого труда в ЭБ вуза.

Ознакомьтесь так же:  Приказ от 30082007 85

Ситуация 1. ППС пишет учебное или учебно-методическое пособие по курсу «О кроликах».

Ситуация 3. Электронное пособие, не имеющее аналогов печатному
Написал ППС, зарегистрировал\ разместил его где душа пожелала (электронные СМИ, получил какое-никакое свидетельство) и это надо положить в электронную библиотеку ВУЗа.
Тут вариантов много: просто разместил, зарегистрировал и разметил..
Вопрос — какием документами оформлять положение этого труда в ЭБ вуза.

1. Справка за подписью зав. каф. (проректора, зав. РИО), что пособие выполнено в рамках выполнения служебного задания и право на использование произведения принадлежит вузу. Согласие автора на этой бумажке.

3. Договор между автором и организацией на передачу произведения с четким указанием способов его использования.

Как написать учебное пособие для вуза

В этой вот теме

помимо других, всплыл еще один интересный для меня вопрос: насколько приемлемо торговать учебниками собственного авторства? Дело в том, что я подготовил учебный курс по узкопрофильному предмету. Пока я его планирую выложить в Сети для своих студентов, но потом его хотелось бы издать. Пробивать через РИО — дохлый номер, отношения с руководством у меня непонятные, сторонним издательствам предлагать — голяк, слишком узкопрофильно. Поэтому подумываю о том, чтобы издать его за свои деньги и по божеской цене распространять среди своих студентов.

Насколько искоса смотрят в вузах на такую практику?

Поскольку «мы с тобой живём в одной деревне» — то могу поделиться собственным опытом и опытом коллег

1. «насколько приемлемо торговать учебниками собственного авторства?» — отвечаю — занятие убогое и ублюдочное само по себе — по крайней мере, так думают окружающие, студенты и бездари-коллеги, которые и пару слов ни на одном из языков написать не могут. Если, конечно, торговать своими «Опусами Магнусами» в переходах метро и т.п., то тогда бы пришлось доказывать, что это типа свободное предпринимательство только ментам и инспекторам. А так учебники-то продаются зависимым от препода студентам. Нищие студенты ( а таких, к сожалению, все больше и больше) их купить не могут, значит они проигрывают по отношению к «богатеньким» у которых есть 200-500 р. Особенно, если препод составляет списки купивших м они у него лежат под папкой на экзамене (как у меня). Даже если этого и в помине нет , то студентики-то подумают именно так.
Далее, если профессия реба Менделе-книгоноши, Вас, уважаемый Иван всерьез привлекает, то учтите, что покупать после «2-3-х рекламных лекционных блоков» будут 2-3 чела из группы студентов. Я их рекламировал два месяца подряд на ( и даже вместо) лекционных занятий. Лично у меня курс лекций купило 90 из 350 студентов, и то, потому что просекли, что я составляю списки, они уже учились второй год и знали по опыту, что, тот кто не купит, тому обеспечено более чем формальное отношение. Причем в заведении, где я преподаю, это уже устоявшаяся практика, убогая и ублюдочная, но устоявшаяся. Нектоорые даже болванки дисков продают с некими «МАТЕРИАЛАМИ» по 2-3 штуки р. за штуку.
Так что ответьте на вопрос » А оно Вам нужно становиться моральным уродом?», хотя, конечно, без учебника или глав из учебника доцентом не станешь и по конкурсу каждые четыре года не пройдешь, так что тут все понятно.
2. «Дело в том, что я подготовил учебный курс по узкопрофильному предмету. Пока я его планирую выложить в Сети для своих студентов» — лично я чисто по-человечески в сети неопубликованный типографским способом, АВТОРСКИЙ, ценный материал выкладывать не советую. Те же студентики и не-студетики, а также типа Ваши коллеги и просто проходимцы опубликуют их под своим именем и УСЕ. Даже у меня уже отпечатанный материал клянчали всяки типа коллеги, и я понимал, что потом будет «бодалово» кто у кого «скрал». Так что вежливо «забывал», а потом и они забыли и отсосались.

3. «Поэтому подумываю о том, чтобы издать его за свои деньги и по божеской цене распространять среди своих студентов»
Цена в университетском издательстве за страницу от 50-60 коп до рубля-полтора в зависимости от сложности текста и рисунков, + обложка + всякие навороты и т.д. Подозреваю, что «учебный курс по узкопрофильному предмету» , и если Ваш пишете свой текст чуть сложнее «теории относительстности» Эйнштейна», причем с изощренными графиками, обойдентся Вам 100-150 р за 100 страниц учебника (особенно в связи с инфляцией). Минимальнвый тираж в 100 экземпляров обойдется в 12-15 штук рублей. Так что по «божеской цене» ПРОДАВАТЬ НЕ ПОЛУЧИТЬСЯ. Отвественно заверяю. И уВас, что имеется 400-500 студентов, чтобы хотя бы 70-80 из них без напрягов с Вашей стороны купило в этом году учебник? Ибо, не исключено, что через год информативно-актуальная часть учебника превратится в устаревший хлам .

4. «Насколько искоса смотрят в вузах на такую практику?» —
Для распространения в ВУЗе учебника необходимо согласие завкафедрой на заседании кафедры, (где Вас торжественно оплюют и отдрючат участливые коллеги) и ученым советом ВУЗа ( а не исключено, что вежливо попросят вписать потом еще парочку соавторов — так, если бы проходил через процедуру кафедра-совет, то навязали бы тетеньку из деканта в соавторы, которой как-раз нужен был учебник для переизрания по конкурсу)
Сразу предупреждаю — после того, как начнете распространять свой левый, не утвержденный на заседании кафедры учебник, приготовьте зеленку, аспирин и вазелин — возможно они пригодятся Вам одновременно. Только доктор может вводить свои учебники под грифом «Рекомендовано УМО или Минобра». Будут требовать передать весь тираж в бибилотеку, вызывать по кляузам в деканат на разборки, короче дрючить всеми способами. Коллегу доктора-доцента так мучали во всех вузах. Лично мне угрожали увольнением тетка из деканата и завкафедрой (базар я описал в http://aspirantura.spb.ru/forum/showthread.php?t=3633) но поняли, что я их не испугался , да и на кафедре я единственный троекратно дипломированный препод по специальности (бакалавриат, магистратура- кандидатская), а иначе их сольют с другой кафедрой.

Я это сразу понял, поэтому продавал свой учебник под названием «Курс лекций» , объемом в 621 стр. Ибо курс лекций я читаю, он соотвествовал структуре курса , утверждленного кафедрой (модульнывый подход), федеральным и вузовским требованиям. Таким образом, этот «курс» лекций чисто подпадал под допуслуги — типа, студенты и так должны конспекты лекций записывать, а я продаю только желающим — хворым и ленивым.

А вообще зависит от руководства кафедры — как я уже отмечал, эта практика распространена во многих вузах и на многих кафедрах и даже в вузе , где я работаю, многие торгуют и не парятся.

В этой вот теме

помимо других, всплыл еще один интересный для меня вопрос: насколько приемлемо торговать учебниками собственного авторства?
Если Вы, в отличие от Hulio, трудитесь не в «типа ВУЗе», то рекомендую сразу оставить эту идею. Любая «левая» коммерческая деятельность в стенах факультета чревата увольнением как только о ней станет известно на кафедре и в деканате (а станет известно очень скоро).

Если Вы, в отличие от Hulio, трудитесь не в «типа ВУЗе», то рекомендую сразу оставить эту идею. Любая «левая» коммерческая деятельность в стенах факультета чревата увольнением как только о ней станет известно на кафедре и в деканате (а станет известно очень скоро).

Ознакомьтесь так же:  Документ договор социального найма

VAR, как Вы понимаете, речь не идет о коммерческой деятельности — речь идет хотя бы о частичном отбитии стоимости тиража, потому что тысяч на 10-12 я, как справедливо подметил Hulio, скорее всего, попаду.

Hulio, Вы говорили о сдаче тиража в библиотеку. Поскольку библиотеки вузов уполномочены торговать книгами, в принципе, может, так и поступить? правда, они же свою наценку поставят.

VAR, как Вы понимаете, речь не идет о коммерческой деятельности — речь идет хотя бы о частичном отбитии стоимости тиража, потому что тысяч на 10-12 я, как справедливо подметил Hulio, скорее всего, попаду.

Экономика данного бизнеса, его прибыльность и убыточность уже мало кого интересуют. Есть факт — Вы в обход кафедры и деканата что-то продаете в стенах учебного заведения, где работаете. Кто будет такое терпеть?

Насколько искоса смотрят в вузах на такую практику?

У нас подобное распространено, но неформально — типа закрывают глаза.
На кафедре есть целый стеллаж с пособиями, методичками преподавателей — студенты покупают у лаборанта, а деньги отдают потом преподу-автору, так как, как правило, пособия издаются за «свой счёт». Правда, деньги полностью за тираж ещё никому вернуть не удалось — больше 100 рублей за книжку никто не ставит — так что получается себе в убыток вся эта издательская деятельность.
В некоторых вузах работают специальные киоски, где всю институтскую печатную продукцию продают, но с этого автору вообще три копейки возвращается ( в лучшем случае)

Hulio, Вы говорили о сдаче тиража в библиотеку. Поскольку библиотеки вузов уполномочены торговать книгами, в принципе, может, так и поступить? правда, они же свою наценку поставят.

Не, просят передать в библиотеку безвозмездно-безвозвратно 10-20 экземпляров. У коллеги доктора уже так выманили. Так у нее тираж 300 штук. Я не дал. Я жадный им товару на 6 штук чисто «за интерес» отдавать.

Опять же, если даже продавать через лаборанта на кафедре, через библиотеку ( хотя вряд ли им это особо нужно ) или через книжный ларёк вуза, то свой первый миллион на этом бизнесе нескоро заработаешь. Опять же, добровольно подойдут и купят 2-3 чела из группы, а много ли таких групп?

Лично я продавал как брошюрки-методички по 10 и по 50 р. и курс лекций брошюрками 25-60 стр. как модуль (12 брошюрок ) по 50 р каждая, а также тесты по 50 р. Когда я их усиленно рекламировал по три рекламных блока на лекции ( а я продавал по брошюрке с курсом лекций на каждом занятии, чтоб не обвинили. что я поощряю прогулы), то активно раскупили 90 штук комплектов первых модулей курса лекций за первый месяц. Я составил список купивших и у них затем было приоритетное право выкупа. Потом меня шугнул завкафедрой и тетка из деканата (в середине ноября) и я отказался от рекламных блоков на лекциях. То есть , студенты подходили, спрашивали насчет брошюрок и я им говорил прийти ко мне на консультацию на кафедру (когда там никого нет) и там купить. На лекциях я их раздавать за деньги уже опасался. Так пришло человек 5 не более. Пришлось срочно в середине декабря продавать их обитателям «желтого дома» и «политологам-пидагогам» (благо они живут неподалеку) — кому чё нужно, благо брошюрки были модульные. Кстати, хоть и 150 штук брошюрок от разных модулей и около 100 методичек осталось, в убытке я не остался — продавал уже по стольнику.

короче при общих затратах 6,5 штук — наварил около 65 штук чистой прибыли — неплохая прибавка к скромной зарплате.

Естестно, чтобы уменьшить расходы, в издательство я не обращался — печатал на домашнем принтере, а выходные данные одного издательства просто написал от балды — иначе бы себестоимость по расходам на печатание одной брошюрки получитлась бы не 5-6 рублей как у меня, а 15-30 р. Пришлось еще дважды поставить бутылку вина и закусон завкафедрой, чтоб он временно забыл о моей деятельности. Причем весной я его спрашивал, можно ли свои брошюрки толктать и он ответил утвердительно. Правда , когда тетка из деканата начала меня досаждать, енто не помогло.

Моя коллега продает свои учебники по иной схеме: «добровольно-принудительно» составляет списки желающих приобрести , заказывает тираж в университетской типографии в Петродворце, и передает учебники и получает деньги через старосту группы . Тоже вариант, но конечно, вся эта деятельность при желании может рассматриваться как вымогательство. Её уже не раз к декану тягали — отбивалась.

Короче, без серьезной поддержке в бизнес лезть не нужно, ибо каждый наемный работник должен знать свое место — такова политика большинства типа ВУЗов.

короче при общих затратах 6,5 штук — наварил около 55 штук — неплохая прибавка к скромной зарплате.

при всей двусмысленности ситуации Вы молодец, настоящий наследник Бендера — без шуток — молодец

Учебники для вузов: почему их пишут?

1. Финансовая мотивация. Поскольку отечественные издательства обычно относятся к авторам учебников как к бесплатной рабочей силе, гонорар ни при каком раскладе не может окупить затрат времени и сил, необходимых для написания текста любого качества. Соответственно, финансовая мотивация возникает, если появляется некий дополнительный источник финансирования — например, крупный грант. Но такие случаи являются довольно редкими; кроме того, финансовая мотивация не обеспечивает качества учебника — ведь по грантам у нас часто принято «отчитываться», а не выполнять работу.

2. Бюрократическая мотивация. Не секрет, что преподавателю вуза во многих ситуациях нужны формальные показатели. К примеру, для получения звания доцента нужно опубликовать несколько учебников или учебных пособий. Или администрация вуза может потребовать, чтобы преподавание основных предметов было обеспечено учебниками, написанными своими же сотрудниками. В этой ситуации учебник или учебное пособие пишется «потому что надо». Результат соответствующий — подавляющее большинство подобных текстов написаны кое-как, издаются тиражом 100 экземпляров и поскорее прячутся от посторонних глаз. Экземпляры, попавшие в библиотеки, вызывают прилив эмоций у случайного читателя. По моим прикидкам, такие учебники и учебные пособия составляют у нас сегодня большинство (если считать не по совокупному тиражу, а по наименованиям).

3. Демонстрация потенциала. Хотел написать «самореклама», но это слово у нас обычно носит негативный оттенок, а я в данном случае ничего плохого не имею в виду. Речь идет о ситуации, когда преподаватель или группа преподавателей пишут учебник для того, чтобы заявить о себе в научно-образовательной среде, продемонстрировать свой потенциал и позиционировать себя как ведущих специалистов в определенной области. На мой взгляд, большинство авторов, которые соглашаются на крайне невыгодные в финансовом отношении условия отечественных издательств, руководствуются именно данной мотивацией. Учебники часто получаются неплохими, ведь адекватный автор понимает, что заявлять о себе на всю страну откровенной халтурой как-то глупо.

4. Творческая мотивация. К счастью, у нас еще есть значительное количество преподавателей вузов, которые занимаются наукой и преподаванием «по зову сердца», поскольку им нравится творческая деятельность. Даже немалыми усилиями администраций вузов не удается окончательно заменить «творцов» на «квалифицированных потребителей», то есть, простите, «производителей образовательного контента». Как правило, именно такие учебники и учебные пособия являются наиболее качественными.

Год публикации: 2007

Библиографическая ссылка:: Физическая культура: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.Д. Дашинорбоева. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007. — 229 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Учебное пособие построено как курс лекций в соответствии с новой программой по дисциплине «Физическая культура» и государственного образовательного стандарта. Оно содержит материалы, обеспечивающие систематизацию и углубление знаний студентов по основам физического воспитания для овладения практическими умениями и навыками по укреплению здоровья, повышению работоспособности, организации здорового образа жизни. Здесь раскрыт формирование физического и спортивного совершенства, высокой социальной активности личности будущего специалиста в процессе подготовки к профессиональной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *