Экспертиза строительные нормы

Содержание:

Статья 35. Экспертиза правил градорегулирования, территориальных строительных норм, проектной документации, научных исследований и изысканий

Статья 35. Экспертиза правил градорегулирования, территориальных строительных норм, проектной документации, научных исследований и изысканий

1. Экспертиза правил градорегулирования, проектной документации, научных исследований и изысканий осуществляется в целях контроля их качества, соответствия действующему законодательству, государственным и территориальным нормам и правилам, а также в целях защиты интересов субъектов градостроительной деятельности и разрешения споров между ними.

2. Государственную экспертизу осуществляют органы государственной экспертизы в соответствии с их компетенцией.

3. Ведомственная экспертиза осуществляется органами государственного контроля и надзора Томской области, соответствующими подразделениями Администрации Томской области, инженерными службами и организациями области в соответствии с их компетенцией.

4. Технологическая и другая специальная экспертиза крупных промышленных особо сложных объектов, представляющих опасность для здоровья населения или наносящих вред окружающей среде, осуществляется также органами ведомственной экспертизы федеральных министерств и ведомств или по их поручению научноисследовательскими и проектными организациями и экспертами, имеющими соответствующие лицензии.

5. Общественная (альтернативная) экспертиза проектов осуществляется по инициативе граждан, общественных объединений и юридических лиц, общественными организациями (объединениями), в уставе которых имеется запись о праве на организацию и проведение общественных экспертиз с привлечением экспертов, имеющих соответствующую лицензию.

Результаты общественной экспертизы учитываются органами государственной власти, органами местного самоуправления при согласовании или утверждении проектной документации.

6. Экспертизу конкурсных проектов проводят эксперты, определяемые условиями конкурсов.

7. По отдельным проектам, имеющим особое значение для градостроительства Томской области, может проводиться международная и федеральная экспертиза, необходимость которой определяется Главой Администрации (Губернатором) Томской области по представлению Главного управления архитектуры и градостроительства, органов государственного контроля и надзора.

8. Сводное экспертное заключение Управления госэкспертизы составляется на основании заключений государственной экологической экспертизы, органов государственного контроля и надзора, технологической и другой специальной экспертизы, а также заключений лицензированных юридических лиц и граждан с учетом результатов общественных обсуждений проекта.

9. Сводные экспертные заключения Управления госэкспертизы являются обязательными для выполнения всеми субъектами градостроительной деятельности в части соблюдения градостроительного законодательства, правовых актов Российской Федерации, Томской области, государственных и территориальных строительных норм и правил, утвержденной градостроительной документации, архитектурно-планировочного задания, иной разрешительной документации на проектирование.

Утверждение территориальных строительных норм, реализация градостроительной документации (разработка, утверждение последующих стадий проектирования), проектной документации на строительство объектов, выдача разрешения на строительство, на ведение строительно-монтажных работ без положительного сводного экспертного заключения Управления госэкспертизы не допускается.

10. Юридическую силу имеют только заключения органов государственной экспертизы.

Органы государственного контроля и надзора, осуществляющие ведомственную экспертизу, не вправе отменить или ограничить действие сводного экспертного заключения управления государственной вневедомственной экспертизы, но могут обжаловать его в вышестоящий орган государственной вневедомственной экспертизы.

11. Заключения органов государственного контроля и надзора, экспертное заключение государственной вневедомственной экспертизы выдаются заказчику (проектировщику):

— после официального представления проекта в полном объеме в срок не позднее 30 дней, а по сложным объектам — не позднее 45 дней;

— после передачи комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в срок до 30 дней, а по сложным и экологически опасным объектам — до 90 дней.

12. Заказчик, разработчик проектной документации может обжаловать экспертное заключение в вышестоящие органы государственной экспертизы в 30-дневный срок после получения экспертного заключения, а также оспорить его в судебном порядке.

Строительная экспертиза: назначение, проведение и результаты работ

Независимая негосударственная строительно-техническая экспертиза — один из самых достоверных видов определения качества строительных работ. Она основана на инструментальном анализе и сопоставлении его данных с существующей нормативной и правовой документацией.

Что такое строительно-техническая экспертиза и зачем она нужна

Проведение экспертизы позволяет получить фактические данные о качестве выполненных строительно-монтажных работ, установить полноту, достоверность и правильность представленных материалов, оценить принятые технические решения с точки зрения их соответствия требованиям действующих стандартов. Именно поэтому строительная экспертиза зданий является одним из надежных инструментов урегулирования споров между застройщиками и заказчиками.

При проведении экспертизы используются различные нормативные документы — ГОСТы, своды правил по строительству, методики, среди которых можно выделить:

  1. СП 13-102-2003. Правила обследования несущих конструкций зданий и сооружений.
  2. ГОСТ 31937-2011. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния.
  3. МДС 13-20.2004. Комплексная методика по обследованию и энергоаудиту реконструируемых зданий. Пособие по проектированию.
  4. МРР 2.2.07-98. Методика обследования зданий и сооружений при их реконструкции и перепланировке и др.

Строительно-техническая экспертиза может быть проведена в отношении практически любого строительного сооружения. При этом в перечень входят не только сами здания (жилые или промышленные), сооружения и конструкции (мосты, эстакады, дороги и пр.), но и следующие объекты:

  • документация строительного проекта, в которую включена смета со списком применяемых в строительстве материалов;
  • данные инженерно-геодезических изысканий;
  • земельные участки;
  • системы коммуникаций;
  • незавершенные строительные объекты.

Основная цель проведения строительно-технической экспертизы — определение технического состояния здания или иной конструкции. В рамках этой цели обычно решается целый список задач. Их количество зависит от того, какой именно объект подвергается экспертизе:

  • определение качества проведенных работ — выявление брака, дефектов и нарушений, прогнозирование их возможных последствий;
  • определение рыночной стоимости здания или помещения (с учетом проведенных работ);
  • проверка на соответствие ГОСТам, пожарным, экологическим, санитарно-эпидемиологическим нормам, пунктам заключенного между сторонами договора;
  • определение степени износа здания;
  • описание величины ущерба, нанесенного заливом, пожаром, фиксация его объемов и расчет стоимости восстановления;
  • контроль качества и/или испытания строительных конструкций и материалов;
  • проведение обследования при перепланировке здания, включая надстройку и углубление подвальной части;
  • разработка проектно-сметной документации;
  • геодезический мониторинг деформаций;
  • контрольный обмер помещений;
  • определение причин протечки крыши;
  • определение причин образования плесни на конструкциях;
  • установление причин аварий в инженерных коммуникациях;
  • экспертиза несущих конструкций и др.

Как и любая деятельность, строительно-техническая экспертиза имеет свои собственные методы. Они позволяют быстро и эффективно получать необходимые данные независимо от объекта экспертизы и сложности проводимых работ. Среди этих методов — проведение замеров, ультразвуковая дефектоскопия, телевизионная оценка, исследования в лаборатории образцов, забираемых непосредственно на объектах, механическое воздействие на определенные участки зданий, выставление маяков на проблемных участках для выявления трещин.

Обычно строительная экспертиза проводится в тех случаях, если обнаружено наличие дефектов в здании, возобновлены работы на объекте незавершенного строительства, планируется ремонт или реконструкция объекта, изменяется его функциональное назначение, производится узаконивание и ввод в эксплуатацию здания, построенного без проектной документации, проводится подготовка сооружения к продаже.

Этапы проведения экспертизы

Документальным основанием для проведения строительно-технической экспертизы является пакет следующих документов:

  • заявление на строительно-техническую экспертизу;
  • свидетельство о государственной регистрации права;
  • проект строительства, реконструкции или ремонта здания (сооружения);
  • техпаспорт БТИ;
  • схемы и планы земельного участка.

Сама экспертиза проводится в два этапа:

  • Этап 1. Подготовка к экспертизе и изучение документации . Перед началом работ и заключением договора с экспертной организацией необходимо четко определить цели и задачи экспертизы. Сделать это инициатор исследования может самостоятельно, но целесообразнее обратиться за помощью к специалисту, так как сформулировать достаточно сложные задачи, не обладая необходимым опытом, без ошибок очень трудно.
    После этого эксперт или экспертная организация начинают подготовку к самой экспертизе. Прежде всего, определяются нормативные акты и государственные стандарты, которые потребуются в процессе работы. Затем эксперт изучает всю имеющуюся документацию, предоставленную заказчиком, на предмет ее достаточности для проведения экспертизы. На этом же этапе формируется стратегия и тактика будущего исследования, порядок измерений.
  • Этап 2. Проведение измерений . Все измерения при экспертизе должны проводиться в той последовательности, которая определена каждым конкретным случаем. Например, исследование здания снаружи может быть проведено только при дневном свете и оптимальных для приборов погодных условиях. Внутренние же работы практически ничем не ограничены — для них достаточно искусственного освещения, а при наличии отопления экспертиза может проводиться в любое время года и при любой погоде.

Перед началом инструментальных измерений необходимо провести визуальное обследование здания:

  • осмотр и выявление видимых дефектов и повреждений здания;
  • фотофиксацию выявленных дефектов.

Это делается для того, чтобы составить схему вскрытий, отметить места шурфов и забора проб грунта для проведения лабораторных исследований. Кроме того, фотографии дефектов понадобятся для составления отчета о результатах экспертизы.

Детальные инструментальные измерения при проведении строительной экспертизы обычно включают следующие мероприятия:

  1. Обмерные работы с составлением поэтажных планов, фасадов, разрезов и узлов. Сложность измерений зависит от функционального назначения, особенностей конструкции и размеров обследуемого строения.
  2. Проведение выборочного вскрытия железобетонных конструкций для определения диаметра и качества арматуры, толщины защитного бетонного слоя и глубины карбонизации бетона.
  3. Отбор стружки из металлических деталей конструкции для лабораторного определения химического состава.
  4. Проведение согласно утвержденным методикам ультразвукового обследования, отбора образцов, испытаний на взрыв для определения прочности конструктивных элементов здания.
  5. Сооружение контрольных шурфов для обследования фундамента и грунта в основании здания. Пробы грунта для определения его физико-механических характеристик исследуются в аккредитованной лаборатории.
  6. Проверочные расчеты конструкций здания , наиболее подверженных нагрузкам.
Ознакомьтесь так же:  Доверенность на бригадира от бригады

На основе всех проведенных измерений и исследований составляется заключение, содержащее подробное описание объекта, его дефектов и рекомендаций по проведению работ, необходимых для их устранения.

Сроки проведения независимой строительно-технической экспертизы, в отличие от государственной, законодательно не определены. Если государственная экспертиза не может проводиться дольше двух месяцев, то срок проведения независимой полностью определяется объемом исследуемого объекта. Если экспертиза проводится по требованию суда, то у последнего есть право уточнить сроки проведения, а в случае умышленного затягивания — поставить вопрос о наказании эксперта. В случае с несудебной экспертизой вопрос о сроках решается сторонами по договоренности.

Результаты строительной экспертизы

На основании проведенных исследований эксперты дают письменное заключение о результатах проведения экспертизы, заверенное их подписями и печатью экспертного учреждения. Во вступлении должны содержаться сведения о времени и месте производства экспертизы, об основании для ее производства, сведения об экспертном учреждении или об эксперте, вопросы, поставленные в начале процедур, и сведения об участниках экспертизы.

В основной части заключения излагается следующее:

  • детальное описание объекта и примененных методов экспертизы;
  • техническая часть: все проделанные расчеты, результаты поверочных и обмерных работ, протоколы испытаний;
  • графическая часть, иллюстрирующая заключение эксперта: материалы фотофиксации и рабочие чертежи, с нанесенными на них отметками;
  • дефектная ведомость, содержащая список всех повреждений здания или сооружения и объем ремонтных работ по их устранению;
  • выводы эксперта и рекомендации по устранению дефектов.

Обычно заключение отвечает на вопрос о том, возможна ли эксплуатация здания в будущем, может ли быть проведена его реконструкция. Если экспертиза проводилась для разрешения спорной ситуации, то в заключении будут определены причины дефектов и повреждений, а также виновное лицо.

Круг во­про­сов, от­ве­ты на ко­то­рые мо­жет дать стро­и­тель­но-тех­ни­чес­кая экс­пер­ти­за, до­ста­точ­но об­ши­рен, по­это­му име­ет смысл их фор­му­ли­ро­вать для экс­пер­тов еще до со­став­ле­ния тех­ни­чес­ко­го за­да­ния, что­бы не воз­вра­щать­ся за­тем на этап на­зад.

СН 213-73 Инструкция о порядке проведения экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА
(ГОССТРОЙ СССР)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПО НАУКЕ И ТЕХНИКЕ

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ И СМЕТ НА СТРОИТЕЛЬСТВО (РЕКОНСТРУКЦИЮ) ПРЕДПРИЯТИЙ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

Утверждена
постановлением Госстроя СССР и Государственного
комитета Совета Министров СССР по науке и технике
от 31 октября 1973 г.
для введения в действие с 1 января 1974 г.

Москва Стройиздат 1977

Инструкция утверждена Госстроем СССР и Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике во исполнение постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1973 г. № 291 «Об улучшении экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений» для введения в действие с 1 января 1974 г. и издается взамен СН 213-62.

Документ предназначен для инженерно-технических работников, проводящих экспертизу проектов и смет на строительство, а также для проектных и строительно-монтажных организаций.

В настоящем издании Инструкции учтено изменение № 1, утвержденное постановлением Госстроя СССР и ГКНТ от 31 декабря 1975 г. № 249/586, касающееся проведения экспертизы проектов и смет на строительство предприятий и объектов, сооружаемых в СССР на компенсационной основе.

Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР)
Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике

Строительные нормы и правила

Инструкция
о порядке проведения экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая инструкция утверждена во исполнение постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1973 г. № 291 «Об улучшении экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений» и устанавливает порядок и сроки проведения экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений.

1.2. Экспертиза проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений является важным и действенным средством контроля за качеством проектирования, внедрением в производство новейших научно-технических достижений и эффективностью капитальных вложений и должна проводиться на высоком научно-техническом уровне с тем, чтобы строящиеся (реконструируемые) по этим проектам предприятия, здания и сооружения ко времени ввода их в действие были технически передовыми и имели высокие показатели по производительности труда, себестоимости производства и качеству продукции, отвечали по условиям труда современным требованиям и обеспечивали выпуск новых видов продукции, а также отвечали другим требованиям, предусмотренным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. № 390.

Утверждена
постановлением Госстроя СССР и Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике от 31 октября 1973 г.

Срок введения —
1 января 1974 г.

1.3. Экспертиза проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений за границей при техническом содействии СССР производится в порядке, утвержденном постановлением Госстроя СССР и Государственного комитета Совета Министров СССР по внешним экономическим связям от 30 ноября 1970 г. № 154/А1-34/5437.

1.4. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1973 г. № 291 технические (техно-рабочие) проекты и сводные сметы на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений до их утверждения подвергаются государственной экспертизе в следующем порядке:

а) проекты и сметы на строительство (реконструкцию) объектов, которое осуществляется за счет централизованных финансовых средств, при сметной стоимости 4 млн. руб. и выше подвергаются экспертизе министерствами и ведомствами СССР (по всем входящим в их систему стройкам) и госстроями союзных республик (проекты и сметы, подлежащие утверждению Советами Министров союзных республик);

подпукт а. Измененная редакция (Пост. Госстроя от 25 августа 1987 № 188/313)

б) проекты и сметы на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений подлежащие утверждению Советом Министров СССР, после экспертизы их в министерстве, ведомстве СССР представляются министром, руководителем ведомства на экспертизу в Госстрой СССР, а также в Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике [проекты и сметы на строительство (реконструкцию) предприятий ].

Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике осуществляет экспертизу технологической части проектов на строительство (реконструкцию) предприятий и представляет свое заключение в Госстрой СССР.

Госстрой СССР осуществляет экспертизу проектов и смет в целом с учетом заключения экспертизы Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике по технологической части проектов и представляет согласованное с ним заключение по проекту в Совет Министров СССР и соответствующее министерство (ведомство).

Порядок осуществления экспертизы технических (техно-рабочих) проектов и сводных смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений сметной стоимостью до 3 млн. руб. устанавливается:

министерствами и ведомствами СССР – по всем входящим в их систему стройкам;

советами министров союзных республик – по стройкам республиканских министерств и ведомств, а также по стройкам местного подчинения.

Порядок осуществления экспертизы проектно-сметной документации на объекты производственного и непроизводственного назначения, строительство которых осуществляется за счет хозрасчетного дохода коллектива предприятия и кредитов банка, устанавливается предприятиями (объединениями). Органы государственной экспертизы проектов и смет могут привлекаться предприятиями (объединениями) для выполнения соответствующих работ и оказания методологической помощи на взаимно согласованных условиях с оплатой работ (услуг) за счет хозрасчетного дохода предприятия (объединения).

Технические (техно-рабочие) проекты на строительство водохозяйственных объектов и на комплексное строительство объектов по орошению, осушению и освоению земель подвергаются экспертизе в порядке, установленном п. 25 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 июня 1966 г. № 465.

Переутверждаемые в установленном порядке технические (техно-рабочие) проекты, проектные задания и сметы на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений подвергаются экспертизе в порядке, действующем для вновь разрабатываемых проектов и смет.

подпукт б. Измененная редакция (Пост. Госстроя от 25 августа 1987 № 188/313)

1.5. Государственную экспертизу проектов и смет на строительство предприятий и объектов, сооружаемых в СССР на основе компенсационных соглашений и контрактов с фирмами капиталистических стран, осуществляет Госстрой СССР независимо от сметной стоимости строительства с учетом заключений Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике о соответствии закупаемых у капиталистических стран технологических процессов, машин и оборудования современным техническим требованиям и направляет свои заключения соответствующим министерствам и ведомствам СССР.

2. ОБЪЕМ ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ,
ПРЕДСТАВЛЯЕМОЙ НА ЭКСПЕРТИЗУ

2.1. Проекты и сметы на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений, подлежащие утверждению Советом Министров СССР, проекты и сметы на строительство предприятий и объектов, сооружаемых в СССР на основе компенсационных соглашений и контрактов с фирмами капиталистических стран, типовые проекты и проекты на строительство объектов жилищно-гражданского назначения представляются на экспертизу в полном комплекте, предусмотренном нормативными документами о порядке разработки проектов и смет.

Для экспертизы технологической части проектов на строительство (реконструкцию) предприятий, подлежащих утверждению Советом Министров СССР, в Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике представляются общая пояснительная записка, технологическая и технико-экономическая части проекта предприятию.

2.2. Проекты и сметы на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений, подлежащие утверждению министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик, представляются на экспертизу в следующем объеме: общая пояснительная записка, технико-экономическая часть, генеральный план и транспорт, технологическая и строительная части, организация строительства, сметная часть и паспорт проекта. Другие части проектов представляются в случае необходимости по требованию органа, осуществляющего экспертизу.

Ознакомьтесь так же:  Пенсия за умершего ветерана вов

п.2.2. Измененная редакция (Пост. Госстроя от 31 октября 1973 № 200/510)

2.3. Проекты и сметы, подлежащие переутверждению, представляются на экспертизу в следующем объеме: пояснительная записка к пересмотренному проекту с обоснованием внесенных в ранее утвержденный проект изменений и дополнений, чертежи на измененную и дополненную части проекта, технико-экономическая часть и смета переутверждаемого проекта, а также справка о состоянии строительства объекта.

Перечень представляемых на экспертизу материалов ранее утвержденных проектов и смет устанавливается в каждом отдельном случае органом, осуществляющим экспертизу.

2.4. Для выборочного контроля за качеством проектов и смет представляется следующая документация: общая пояснительная записка, паспорт проекта, части проекта, намеченные для проверки, документ об утверждении проекта, экспертное заключение и справка о состоянии строительства объекта.

2.5. Проекты и сметы представляются на экспертизу в объемах, указанных в пп. 2.1- 2.4 настоящей Инструкции, в двух экземплярах.

3. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ

3.1. При экспертизе проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений проверяется:

а) соответствие проектов и смет планам развития народного хозяйства, задачам научно-технического прогресса, а также схемам развития и размещения соответствующих отраслей народного хозяйства и промышленности, схемам развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам, утвержденным технико-экономическим обоснованиям (ТЭО) проектирования и строительства объектов. основным техническим направлениям в проектировании предприятий соответствующей отрасли; наличие данных о согласовании ТЭО (ТЭР) на строительство предприятий, зданий и сооружений с соответствующим Советом Министров союзной республики (без областного деления), автономной республики, исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов;

подпукт а. Измененная редакция (Пост. Госстроя от 25 августа 1987 № 188/313)

б) экономическая целесообразность строительства нового предприятия, здания и сооружения в сопоставлении с экономической целесообразностью реконструкции, расширения или увеличения мощности действующих предприятий, зданий и сооружений;

в) прогрессивность технико-экономических показателей запроектированных предприятий, зданий и сооружений по сравнению с показателями лучших отечественных и зарубежных предприятий, зданий и сооружений, а также с утвержденными технико-экономическими показателями для предприятий, зданий и сооружений соответствующих отраслей народного хозяйства и промышленности;

г) правильность выбора и соответствие схеме (проекту) районной планировки района и площадки для строительства предприятия, здания и сооружения или размещения предприятия в составе группы предприятий с общими объектами (промышленного узла); обеспечение наиболее эффективного кооперирования строительства общих для промышленных узлов объектов вспомогательных производств и хозяйств, инженерных сооружений и коммуникаций; создание единой системы бытового и других видов обслуживания работающих, а при соответствующих условиях кооперирования и основных производств, а также выбор наиболее рациональных архитектурно-планировочных и градостроительных решений при включении предприятия в состав промышленного узла;

д) обеспечение рационального использования природных ресурсов (земель, вод, лесов, недр и других природных богатств), соблюдение правил и норм по рекультивации земель; наличие мероприятий по охране природы, исключающих загрязнение атмосферы, водоемов и почвы вредными выбросами и стоками, вредные воздействия радиационных и электромагнитных излучений и т.п.;

е) соответствие технологических процессов, основного и вспомогательного оборудования новейшим достижениям науки и научной организации труда, решений технологической части проекта – нормам технологического проектирования; обоснованность принятого уровня автоматизации и комплексной механизации производственных и вспомогательных процессов, а также уровня стандартизации и унификации выпускаемой продукции; степень использования попутной продукции и отходов производств;

ж) правильность выбора источников и способов снабжения предприятий сырьем, топливом, энергией, полуфабрикатами, комплектующими узлами и деталями; обеспечение трудовыми ресурсами;

з) наличие решений, обеспечивающих создание наиболее благоприятных условий труда, отвечающих современным требованиям и способствующих достижению высоких показателей по производительности труда;

и) правильность определения численности рабочих, инженерно-технического и административно-управленческого персонала, предусмотренных для основного и вспомогательного производств;

к) эффективность принятых систем планирования и управления предприятием, сооружением;

л) обеспечение безопасности эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и соблюдение в проектах норм и правил взрывной, взрывопожарной и пожарной безопасности;

м) соблюдение норм и правил по охране труда, технике безопасности и санитарно-гигиеническим условиям труда;

н) правильность решений генерального плана предприятия, комплекса или отдельных зданий и сооружений, их оптимальность и соответствие генеральному плану города, проекту детальной планировки и проекту застройки района строительства (поселка); наличие взаимной увязки размещения промышленного и жилищно-гражданского строительства и удобного транспортного сообщения трудящихся от места жительства к месту работы;

о) соответствие архитектурно-строительных решений требованиям технологии производства продукции и современному уровню строительной техники и индустриализации строительства; качество архитектурно-художественных решений зданий и сооружений;

п) соблюдение требований строительных норм и правил, государственных стандартов, технических условий, а также технических правил по экономному расходованию основных строительных материалов;

р) степень использования при разработке проектов на строительство предприятий, зданий и сооружений типовых проектов и повторно применяемых экономичных индивидуальных проектов, а также типовых блок-секций, типовых и унифицированных строительных конструкций и деталей;

с) оптимальность принятых решений по энерго-, водо-, газо-, паро- и теплоснабжению, канализации, отоплению, вентиляции и использованию вторичных энергоресурсов;

т) правильность определения численности населения, связанного со строительством (реконструкцией) и эксплуатацией предприятия, здания и сооружения; обеспечения этого населения жилой площадью, культурно-бытовым и другим обслуживанием;

у) соответствие архитектурных и конструктивных решений и эксплуатационных качеств объектов жилищно-гражданского строительства современным требованиям и задачам создания необходимых условий для удобства проживания, а также культурно-бытового и других видов обслуживания населения;

ф) целесообразность принятой номенклатуры и выбора типов жилых домов, блок-секций и типов гражданских зданий;

х) обоснованность очередности строительства и пусковых комплексов предприятия, здания и сооружения;

ц) соблюдение норм продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений и норм продолжительности освоения проектных мощностей, вводимых в действие предприятий;

ч) прогрессивность принятых методов организации и механизации строительства и эффективность мероприятий по снижению трудоемкости возведения зданий и сооружений; оптимальность транспортных схем по доставке строительных материалов и конструкций и обеспеченность строительства производственной базой и подсобными предприятиями;

ш) правильность определения сметной стоимости строительства (реконструкции) предприятий, зданий и сооружений, структуры капитальных вложений, а также подготовленность сметной документации для осуществления расчетов за полностью законченные объекты или этапы работ;

щ) целесообразность проведения и обоснованность сроков выполнения предусмотренных в проектах научно-исследовательских и экспериментальных работ;

э) соответствие проектов на строительство уникальных зданий и сооружений требованиям специальных строительных технических условий, разработанных и утвержденных для упомянутых объектов строительства.

подпункт э. Измененная редакция (Пост. Госстроя от 23 января 1986 № 4/13)

3.2. Для экспертизы проекта и сметы на строительство (реконструкцию) предприятия, здания и сооружения составляется план ее проведения, в котором с учетом настоящей Инструкции, а также специфики и особенности запроектированного объекта определяется круг вопросов, подлежащих проверке, устанавливаются конкретные исполнители и сроки проведения экспертизы.

4. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ

4.1. Сроки проведения экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений с момента их представления на экспертизу не должны превышать:

а) по проектам, утверждаемым министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик – 30 дней.

В отдельных случаях, по особо крупным и сложным проектам, руководители министерств и ведомств СССР или советов министров союзных республик могут увеличить срок проведения экспертизы, но не более чем на 15 дней;

б) по проектам на строительство предприятий (объектов), сооружаемых на базе комплектного импортного оборудования или по иностранным лицензиям, и по проектам на строительство предприятий и объектов, сооружаемых в СССР на основе компенсационных соглашений и контрактов с фирмами капиталистических стран, — 30 дней;

в) по проектам, утверждаемым в порядке, установленном министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик, — 25 дней.

4.2. Срок рассмотрения проектов и смет в порядке выборочного контроля устанавливается в каждом отдельном случае руководителем органа, осуществляющего проверку, но не должен превышать 45 дней.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТОВ И СМЕТ

5.1. В результате экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений составляется заключение по проекту в целом.

5.2. Заключение экспертизы по проекту и смете на строительство (реконструкцию) предприятия, здания и сооружения должно содержать:

а) краткую характеристику проекта предприятия, здания и сооружения, описание основных проектных решений и таблицу технико-экономических показателей;

б) замечания и предложения по проектным решениям, технико-экономическим показателям и сметам, обоснование рекомендуемых изменений проектных решений, показателей и сметной стоимости строительства, а также ожидаемый эффект от их реализации;

в) общие выводы с оценкой качества проекта (включая сметную документацию), позволяющие рекомендовать проект к утверждению или принять решение о возвращении его для доработки, а по экспертизе проектов в порядке выборочного контроля позволяющие одобрить проект или установить необходимость его переутверждения;

г) рекомендации по внесению исправлений и дополнений в проект при последующем проектировании.

5.3. При оценке качества проектов на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений должно производиться сопоставление проектных решений и технико-экономических показателей данного проекта с лучшими решениями и показателями, достигнутыми в практике отечественного и зарубежного строительства соответствующих объектов.

5.4. Заключение экспертизы по проекту и смете подписывается руководителем подразделения и работником, возглавлявшим проведение экспертизы данного проекта.

5.5. Заключение экспертизы направляется органом, осуществившим экспертизу, инстанции, утверждающей проект, организациям, разработавшим и представившим проект и смету на экспертизу, а также в их вышестоящие организации.

5.6. Заключение по проекту и смете, рассмотренным в порядке выборочного контроля, направляется органом, осуществившим экспертизу, в инстанцию и органы, указанные в п. 5.5 настоящей Инструкции, и в необходимых случаях банку, финансирующему строительство.

Ознакомьтесь так же:  Лицензия для программы iobit

1. Общие положения

2. Объем проектно-сметной документации, представляемой на экспертизу

3. Основные вопросы, подлежащие проверке при экспертизе

4. Сроки проведения экспертизы

5. Заключение по экспертизе проектов и смет

Экспертиза качества строительных и ремонтных работ

Экспертиза качества строительных и ремонтных работ проводится для выяснения того, насколько хорошо строительная бригада выполнила свою работу. К данному виду исследования прибегают в ситуациях, когда ожидания заказчика не совпадают с результатами работы нанятых исполнителей. Недовольство общим результатом ремонта или отдельными видами выполненных работ, наличие дефектов и иных недостатков, подозрение, что были использованы более дешевые материалы, — все это может сподвигнуть заказчика на проведение экспертизы качества строительных и ремонтных работ. В области строительства качество работ тоже может не устраивать хозяина объекта: щели между брусом или бревном в собранном срубе, плохая теплоизоляция в коттедже, ненадежные межэтажные перекрытия в построенном здании – все это говорит о ненадлежащем качестве выполненных строительных работ. К экспертизе качества строительных и ремонтных работ часто прибегает также и другая сторона – исполнители, то есть строительные и ремонтные бригады. Это происходит, если заказчик отказывается платить по договору, проявляя недовольство качеством конечного результата.

Экспертиза качества строительных и ремонтных работ может проводиться как специализированными государственными учреждениями, так и негосударственными организациями. В том числе могут быть аттестованы для проведения независимой экспертизы качества строительных и ремонтных работ и физические лица, обладающие специальными знаниями в данной предметной области. К исследованию могут привлекаться специалисты в области строительства, физики, химии, эксперты рынка строительных материалов и другие профессионалы. Экспертиза проводится по заявлению любого заинтересованного лица или его представителя.

Порядок проведения экспертизы качества строительных и ремонтных работ

Экспертиза качества строительных и ремонтных работ проводится по стандартной для строительных экспертиз схеме:

  1. Изучение документов.
  2. Непосредственное обследование спорного объекта.
  3. Анализы материалов в лабораторных условиях.
  4. Формирование экспертного заключения.

В первую очередь проводится изучение бумажной стороны вопроса. Эксперты в области строительного планирования или проектирования тщательно изучают проектную и сметную документацию, договоры сторон, отчеты исполнителей о проделанной работе. Согласно изученным документам составляется предварительное описание работ.

На втором этапе проводится собственно экспертиза качества строительства спорного объекта. Эксперт тщательно изучает особенности объекта, проводит осмотр и обмеры всех изъянов поверхностей, дефектов выполненного строительства или ремонта. После визуального осмотра проводится обязательная специальная фотосъемка, цель которой – фиксация любых недостатков, брака, трещин, нарушений и прочих отклонений от надлежащего конечного результата. Изучение объекта также проводится с помощью специальной аппаратуры, позволяющей выявить невидимые глазу дефекты. Например, с помощью уровней определяется, насколько ровные стены. С помощью электрического оборудования определяется наличие тока во всех установленных точках. От экспертизы инженерных сетей проверка электричества при оценке качества работ отличается тем, что нюансы работы электропроводки не волнуют эксперта по качеству. Его задача – оценить, насколько проводка готова к использованию, и готова ли вообще.

При необходимости проводятся лабораторные исследования материалов, использованных при проведении работ. Это делается с целью определить их качество и соответствие требованиям безопасности, строительным нормам, техническим условиям и ожиданиям заказчика.

Когда все исследования проведены, эксперт или группа экспертов составляют экспертное заключение – основной документ, который выдается на руки заказчику. Заключения независимых экспертов по оценке качества строительных и ремонтных работ могут быть представлены в суде. Экспертное заключение, по сути, это целый комплект документов, который включает в себя следующие бумаги:

  • Протокол визуального исследования спорного объекта с подробным описанием самого объекта.
  • Дефектная ведомость – специальный документ, в который заносятся все обнаруженные нарушения и отклонения. Каждый пункт дефектной ведомости обязательно ссылается на действующий нормативный акт в области строительства (СниП, ГОСТ, ТУ и другие).
  • Отпечатанные фотографии недостатков объекта. Фотографии должны быть четкими и наглядными. В некоторых случаях к заключению прилагается видеосъемка – когда необходимо зафиксировать нарушения, наблюдаемые в определенные интервалы времени. Например, течет вода в ванне, когда на кухне включают кран.
  • Выводы специалиста относительно исследованного объекта, а также предписания относительно ликвидации нарушений и дефектов.
  • Копия лицензии юридического лица, проводившего исследование, копии оплаченных квитанций (счетов), копии всех представленных и рассмотренных документов.

При необходимости к экспертному заключению прилагаются бумаги из дополнительного списка:

  • Различные схемы, чертежи, контрольные расчеты нагрузки на узлы и конструкции.
  • Результаты лабораторных исследований.
  • Перечень применявшихся в ходе ремонта или строительства материалов (отделочных, строительных) и оборудования.
  • Смета на исправление нарушений и дефектов.
  • Пояснительная записка для судьи (в краткой форме).

В каких случаях может понадобиться экспертиза качества строительных и ремонтных работ

Экспертиза качества строительных и ремонтных работ необходима в любых конфликтных ситуациях между подрядчиком и клиентом, если суть противостояния так или иначе касается качества сделанного ремонта или произведенного строительства. То есть работы выполнены в планируемом объеме, смета при этом может быть не превышена (или превышена с согласия заказчика), объект предоставлен на суд хозяина, но последнего что-то не устраивает. Ситуации претензий к качеству бывают самые разные. Вот краткий перечень наиболее часто возникающих проблем, решением которых может быть назначение экспертизы качества строительных и ремонтных работ:

  1. Качество работ в целом клиент находит неудовлетворительным. Это может касаться проведенных отделочных работ, выполненного монтажа конструкций, использования определенных материалов и так далее.
  2. Заказчик предъявляет претензии к отдельным видам работ.
  3. Нарушения технологии, ошибки, просчеты, любые иные дефекты были обнаружены уже после того, как был подписан акт сдачи-приемки работ.
  4. В процессе приемки работ стали очевидными отклонения от первоначальной (согласованной) проектной документации.
  5. Если есть причины для подозрения, что исполнитель указал более высокую стоимость работы, количество потраченных материалов или значительно превысил предполагаемые сметой расходы, не имея объективных оснований для этого.
  6. Клиент под самыми разнообразными предлогами отказывается подписывать акт сдачи-приемки работ и, следовательно, оплачивать в срок выполненные работы.
  7. Если есть основания полагать, что исполнитель использовал при проведении работ материалы, гораздо худшие по качеству, чем заявленные.
  8. Если есть подозрение, что использованные материалы могут наносить вред здоровью заказчика.
  9. Если уже инициирован судебный процесс, в ходе которого возникла необходимость в предоставлении экспертного заключения по вопросу качества строительных и ремонтных работ.

Какие могут быть дефекты и нарушения, допущенные в ходе ремонтных или строительных работ?

Дефекты и нарушения, с которыми сталкивается заказчик в ходе приемки объекта, а также вскоре после этого, могут быть самыми разнообразными. Все они касаются методов проведения работ и использования тех или иных материалов. Перечислить абсолютно все дефекты невозможно, тем более что с появлением новых технологий и материалов появляются и новые виды нарушений, допущенных при строительстве (ремонте). Тем не менее, вот перечень наиболее часто встречающихся проблем:

  • Трещины и сколы штукатурки на стенах.
  • Неровные стены комнат.
  • Перепады полов и потолков по высоте.
  • Стыки стен не выведены в прямой угол.
  • Течет вода из труб или батарей.
  • Видимые глазом разводы краски (не предусмотренные дизайнером).
  • Неокрашенные пятна на стенах или потолке после проведения малярных работ.
  • Отстающие от стен, пузырящиеся, потрескавшиеся обои.
  • Трещины в гипсокартонных перекрытиях (или потолках), вызванные неправильным монтажом.
  • Плинтусы не подогнаны по размеру или отстают от стены.
  • Наличники дверей закреплены неровно или с зазорами, размер которых превышает допустимый уровень погрешности.
  • Плоскость установленных оконных рам (или стеклопакетов) не совпадает с плоскостью стены.
  • Нарушена герметичность установки оконного блока – вокруг пластикового окна дует в щели, которых быть не должно.
  • Использование электрических проводов, не подходящих по сечению, типу или составу.
  • Следы отделочных материалов на стеклах, рамах, дверях, зеркалах и других поверхностях, которые должны оставаться чистыми.
  • Деформация напольного покрытия, вызванная неправильной укладкой.
  • Стяжка пола вздулась или раскрошилась в результате несоблюдения технологии и/или отсутствия сцепления между черновыми полами и собственно стяжкой.
  • Осаждения фундамента, появление в нем трещин и микроразрушений.
  • Неверное размещение металлической арматуры.
  • Использование бетона, характеристики которого не соответствуют задаче строительства.
  • Текущая крыша.
  • Кривая геометрия стен, полов, перекрытий.

Правовое обеспечение экспертизы качества строительных и ремонтных работ

Глава 9 Административного кодекса Российской Федерации посвящена описанию различных видов административной ответственности за любые отступления от технологии и предписанных норм и правил, допущенные в ходе строительства или ремонтных работ. В статье 9.4 этой же главы говорится о наступлении ответственности в случае нарушения правил, предписанных нормативными документами при планировании и проведении строительства.

В статье 118 Уголовного кодекса Российской Федерации говорится об уголовной ответственности за нанесение тяжкого вреда здоровью вследствие неосторожности. Исполнитель может неумышленно нанести тяжкий вред здоровью заказчика вследствие нарушения технологии или использования токсичных материалов.

Согласно Закону РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», существенным недостатком товара или услуги является недостаток, который не может быть устранен в принципе либо на его устранение необходимо потратить несоразмерное количество времени или денежных средств. Существенным также считается недостаток, который появляется раз за разом или же может быть вновь обнаружен после его устранения. В области ремонта или строительства существенным нарушением предписаний по отношению к качеству проделанных работ можно считать несоответствие конечного состояния объекта и договорной (или проектной) документации, а также несоответствие характеристик объекта требованиям технических регламентов, СНиПов, ГОСТов и так далее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *