Экспертиза проекта это утверждение проекта

Экспертиза, согласование и утверждение проектов

Проектно-сметная документация перед утверждением представляется на государственную экспертизу в зависимости от сложности и стоимости объекта: в Госстрой СССР (Главгосэкспертиза), госстрои союзных республик, министерства, ведомства, исполкомы Советов народных депутатов.

Как правило, при экспертизе проектов, существенно улучшаются технико-экономические показатели, устраняются недостатки и просчеты проектировщиков, снижается первоначальная сметная стоимость строительства. Экспертиза является действенным средством контроля за проектированием и внедрением новейших научно-технических достижений в проекты зданий и сооружений.

В процессе экспертизы документации на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений проверяется:
соответствие проекта заданию на проектирование, генеральному плану населенного места или промышленного узла;
соответствие технологических процессов, оборудования новейшим достижениям науки, техники и научной организации труда, решений технологической части проекта нормам техническое проектирования;
соответствие архитектурно-строительных решений требованиям технологии производства продукции и современному уровню строительной техники и индустриализации строительства;
качество архитектурно-художественных решений зданий и сооружений;
правильность решений генплана предприятия, комплекса или от дельных зданий;
правильность определения сметной стоимости строительств (реконструкции) предприятий, зданий и сооружений, структур капитальных вложений, а также подготовленность сметной документации для осуществления расчетов за полностью законченные объекты или этапы работ;
прогрессивность применяемых конструктивных решений и методов организации и механизации строительства.

Весь круг вопросов организации экспертизы определяется «конструкцией о порядке проведения экспертизы проектов и смет строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений» с учетом специфики и особенностей запроектированного объекта, в соответствии с которыми составляется план проведения экспертизы, устанавливаются конкретные исполнители и сроки ее проведения.

В соответствии с постановлением «О дальнейшем совершенствовании проектно-сметного дела и повышении роли экспертизы и авторского надзора в строительстве» Госстрою СССР, Госплану СССР, Советам Министров союзных республик поручено при проведении экспертизы технико-экономических обоснований, проектно-сметной документации обеспечить контроль за комплексным решением вопросов строительства объектов производственного, социально-бытового назначения, жилищных объектов, охраны окружающей среды.

Проекты наиболее крупных и важных предприятий, зданий и сооружений представляются на экспертизу министерствами и ведомствами СССР (часто после рассмотрения на научно-технических советах) или Советами Министров союзных республик в Главное управление государственной экспертизы Госстроя СССР, а также в органы экспертизы Государственного комитета СССР по науке и технике и Государственного комитета СССР по ценам. Сводное экспертное заключение представляется в Совет Министров СССР.

Экспертизу проектно-сметной документации по стройкам стоимостью 4 млн. руб. и выше проводят министерства и ведомства СССР. Экспертизу проектно-сметной документации по стройкам, подлежащих утверждению Советами Министров союзных республик, проводят Госстрои союзных республик.

Проекты и сметы на экспертизу представляют заказчики, срок ее проведения не должен превышать 30 дней.

Значительно повышается качество экспертизы проектов с применением ЭВМ и созданием автоматизированной системы экспертизы проектов, которая объединяет автоматизированные системы проектирования и управления (САПР и АСУС) и дает возможность оценивать результаты автоматизированного проектирования» управлять качеством проектов (рис. 2.6).


Рис. 2.6. Взаимосвязь автоматизированной системы экспертизы с САПР и АСУС

Как показал опыт работы Главгосэкспертизы Госстроя СССР автоматизированная система экспертизы проектно-сметной документации обеспечивает: повышение производительности труда экспертов, широкое внедрение машинных программ оценки проектов, повышение достоверности оценки и качества экспертизы, поэтапную экспертизу сложных проектов в ходе разработки и выдачу прогнозов и рекомендаций по их улучшению, выявление излишеств в проектных решениях, экономию материальных и трудовых затрат в строительстве.

Использование ЭВМ при экспертизе расширяет возможности выборочного контроля проектов. Оценка всех без исключения проектов (по определенному виду производства) позволяет выявить проекты наиболее низкого качества. При достаточной степени доверия к машинной оценке со стороны эксперта проект, забракованный ЭВМ, можно сразу отправить на переработку в проектный институт. Если же средствами автоматизации экспертизы пользуется проектный институт, то это дает возможность не допускать недостатков в проектах или устранять их до представления на экспертизу.

Согласование и утверждение проектно-сметной документации регламентируется Инструкцией СНиП. Раздел рабочего проекта (проекта) «Организация строительства» заказчик проекта согласовывает с генеральной подрядной строительно-монтажной организацией.

Проекты на строительство наиболее крупных и важных предприятий, зданий и сооружений утверждаются Советом Министров СССР; остальные рабочие проекты (проекты) после прохождения экспертизы в зависимости от сложности и стоимости объекта — министерствами и ведомствами СССР, Советами Министров союзных республик.

Утвержденный рабочий проект (проект) предприятия, здания, сооружения является основанием для планирования и финансирования строительства этого объекта, заказа основного оборудования, а также заключения договора подряда на строительство.

Экспертиза, согласование и утверждение ПСД

Главная > Реферат >Строительство

Экспертиза, согласование и утверждение ПСД

Сегодня предусмотрены три независимых экспертизы – государственная вневедомственная экспертиза при бывшем Госстрое России, экологическая и промышленная экспертизы. Каждая из них является самостоятельным юридическим лицом и взимает деньги с инвесторов (службы заказчика) за свою подпись и печать, но не несёт при этом никакой ответственности за безопасность и надежность возводимых сооружений.

Согласно Градостроительному кодексу, экспертиза предусматривается для:

проектов документов территориального планирования

проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа

проектной документации объектов капитального строительства, за исключением:

отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности;

отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, требуется установление санитарно-защитных зон.

Не подлежат государственной экспертизе проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, в отношении следующих объектов капитального строительства:
а) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более 3, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
б) жилые дома с количеством этажей не более 3, состоящие из не более 10 блоков, каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
в) многоквартирные дома с количеством этажей не более 3, состоящие из не более 4 блок-секций, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
г) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более 2, общая площадь которых составляет не более 1500 кв. метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности;
д) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более 2, общая площадь которых составляет не более 1500 кв. метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется устанавливать санитарно-защитные зоны или требуется устанавливать санитарно-защитные зоны в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты.

Экспертиза проектной документации может проводиться на федеральном уровне или уровне субъектов Российской Федерации.

Так, на федеральном уровне проводится экспертиза проектной документации:

— объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов РФ, в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ,

— объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну,

— объектов культурного наследия федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения),

— особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.

Государственную экспертизу проектной документации на федеральном уровне проводит Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой).

Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, а также результатам инженерных изысканий.

То есть, государственная экспертиза проводится только в целях установления безопасности планируемого объекта, но никак не экономической целесообразности проекта или его соответствия требованиям градостроительных регламентов.

Однако, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства за счет бюджетных средств предусмотрена обязательная проверка сметной стоимости инвестиционных проектов на предмет эффективности, достоверности и оценки обоснованности использования средств соответствующих бюджетов.

Государственная экспертиза проектной документации осуществляется за счет средств заявителя. Оплата услуг по проведению государственной экспертизы производится независимо от результата государственной экспертизы.

Законодательством предусматривается проведение негосударственной экспертизы проектной документации.

На негосударственную экспертизу застройщик (заказчик) может направить проектную документацию, которые как подлежат, так и не подлежат государственной экспертизе. Однако направление на негосударственную экспертизу проектной документации, в отношении которых предусмотрена государственная экспертиза, не может заменить государственную экспертизу.

Предмет в каждом конкретном случае проведения экспертизы должен уточняться в договоре, заключаемом застройщиком (заказчиком) и аккредитованной организацией. Это может быть и соответствие проектной документации требованиям безопасности, и экономическая целесообразность проекта, и социальная привлекательность проектируемого объекта и т.д.

Принципиальная схема проведения согласования и экспертизы проектно-сметной документации

Этапы проведения экспертизы и согласований проектно-сметной документации

§ 6. Порядок согласования, экспертизы и утверждения проектов

в целях повышения качества проекта и достижения наилучших

проектных решений и технико-экономических показателей

проектируемых предприятий осуществляется согласование

и экспертиза проектов.

в инвестиционном процессе действует единый порядок

согласования, экспертизы и утверждения проектов.

Согласование разработанного проекта лежит на обязанности

проектной организации. Она обязана согласовать технический

проект с соответствующими организациями в части

энергоснабжения, противопожарной безопасности, защиты

окружающей среды и др.

Затем проект направляется заказчику для согласования

с ним принятых проектных решений. После согласования проект

Порядок проведения экспертизы градостроительной документации

и проектов строительства в РФ, установленный

постановлением Правительства Российской Федерации от

27 декабря 2000 г. № 4008, действует с учетом вводимых изменений

в связи с принятием нового Градостроительного кодекса

Экспертиза является важным и действенным средством

контроля за качеством проектирования, внедрением в производство

новейших научно-технических достижений и эффективностью

Экспертизу проектов строительства осуществляют:

• Федеральное агенство по строительству и жилищно-

коммунальному хозяйству (Росстрой);

• организации вневедомственной экспертизы республик,

краев и областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

• экспертные подразделения министерств.

Госэкспертиза Росстроя осуществляет экспертизу:

1) генеральных планов городов численностью населения

500 тыс. человек и более и курортных городов; схем решения;

2) проектов строительства, осуществляемых за счет государственных

капитальных вложений и государственного

3) объектов, осуществляемых за границей при техническом

Ознакомьтесь так же:  О возвращении апелляционной жалобы арбитражный суд выносит

содействии Российской Федерации;

4) объектов совместного с другими государствами пользования

и с привлечением иностранных фирм при финансировании

строительства этих объектов из республиканского бюджета

или внебюджетных фондов РФ;

5) экспериментальных проектов и проектов массового

применения, разрабатываемых по планам бюджетных работ;

6) потенциально опасных и технически особо сложных

объектов по установленному перечню.

Организации вневедомственной экспертизы республик,

краев и областей, Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют

экспертизу проектов строительства:

• объектов, осуществляемых за счет капитальных вложений,

финансируемых из бюджетов республик, областей,

краев, Москвы и Санкт-Петербурга;

• объектов, независимо от источников финансирования

капитальных вложений, в части вопросов, относящихся к компетенции

республиканских и местных органов управления.

Экспертные подразделения министерств проводят экспертизу

проектов строительства по вопросам, отнесенным к

их компетенции, в соответствии с положениями о разграничении

функций по экспертизе между министерствами.

При экспертизе проектов и смет на строительство (реконструкцию)

предприятий, зданий и сооружений проверяется:

• соответствие проектов и смет задачам научно-технического

• экономическая целесообразность строительства нового

предприятия в сопоставлении с экономической целесообразностью

реконструкции или увеличения мощностей действующих

• прогрессивность технико-экономических показателей

запроектированных предприятий по сравнению с показателями

лучших предприятий, а также с утвержденными технико-

экономическими показателями для предприятий данной

• наличие мероприятий по охране природы, исключающих

загрязнение атмосферы, водоемов и почвы вредными

выбросами и стоками и т. п.;

• соответствие технологических процессов, основного и

вспомогательного оборудования новейшим достижениям науки

и техники и наз^ной организации труда;

• наличие решений, обеспечивающих создание наиболее

благоприятных условий труда;

• эффективность принятых систем управления предприятием;

• обеспечение безопасности эксплуатации предприятий,

зданий, сооружений и соблюдение в проектах норм и правил

пожарной безопасности и соблюдение норм и правил по охране

труда, технике безопасности и санитарно-гигиеническим

• правршьность решений генерального плана предприятия;

• соответствие архитектурно-строительных решений

• соблюдение требований строительных норм и правил,

• оптимальность принятых решений по энергоснабжению,

водоснабжению, теплоснабжению, канализации, отоплению,

• правильность определенрш сметной стоимости строительства

(реконструкции) предприятий, зданий и сооружений.

В результате экспертизы проектов и смет на строительство

(реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений

составляется заключение по проекту в целом.

Заключение экспертизы по проекту и смете на строительство

(реконструкцию) предприятия, здания, сооружения

должно содержать следующие разделы:

1) краткую характеристику проекта предприятия, здания

и сооружения, описание основных проектных решений и

таблицу технико-экономических показателей;

2) замечания и предложения по проектным решениям,

технико-экономическим показателям и сметам. Дается обоснование

рекомендуемых изменений проектных решений, показателей

и сметной стоимости строительства, а также

ожидаемый эффект от их реализации;

3) общие выводы с оценкой качества проекта (включая

сметную документацию), позволяющие рекомендовать проект

к утверждению или принять решение о возвращении его

для доработки, а по экспертизе проектов в порядке выборочного

контроля позволяющие одобрить проект или установить

необходимость его переутверждения.

4) заключение экспертизы — направляется организации,

утверждающей проект, и проектному институту.

Защита проекта в утверждающих инстанциях по поручению

заказчика производится проектными организациями.

Экспертиза является важным и действенным средством

контроля за качеством проектирования, внедрением в производство

новейших научно-технических достижений и эффективностью

После экспертизы и положительного ее заключения проекты

утверждаются соответствующим органом в зависимости

от источников их финансирования:

• при строительстве за счет централизованных государственных

капитальных вложений, финансируемых из федерального

бюджета — Госстроем совместно с заинтересованным

министерством и ведомством. Как правило, утверждение

этих проектов осуществляется в Госстрое;

• при строительстве объектов за счет капитальных вложений,

финансируемых из соответствующих бюджетов республик

в составе РФ, краев, областей, автономных образований,

городов Москвы и Санкт-Петербурга — утверждение

проектов осуществляется органами управления субъектов РФ

в установленном ими порядке.

По стройкам, осуществляемым за счет собственных финансовых

ресурсов заемных средств и привлеченных средств инвесторов, проекты на строительство объектов утверждаются

непосредственно заказчиками (инвесторами).

В соответствии с новым Градостроительным кодексом РФ

предусмотрена государственная и негосударственная экспертиза

Государственная экспертиза проектной документации

проводится Федеральным органом исполнительной власти

Предметом государственной экспертизы является оценка

соответствия проектной документации требованиям технических

регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим,

экологическим требованиям, требованиям государственной

охраны объектов культурного наследия, требованиям

пожарной, промышленной, радиационной и иной

безопасности, а также результатам инженерных изысканий.

Проведение иных, кроме указанных, государственных

экспертиз не допускается.

Срок проведения госэкспертизы проектной документации

определяется сложностью объекта капитального строительства,

но не должен превышать 3 месяца.

Результатом госэкспертизы проектной документации является

заключение о соответствии или несоответствии проектной

документации требованиям технических регламентов

и результатам инженерных изысканий.

Отрицательное заключение госэкспертизы может быть

оспорено застройщиком или заказчиком в судебном порядке.

Порядок организации и проведения государственной экспертизы

проектной документации, размер платы за ее проведение

и порядок взимания устанавливаются Правительством

Застройщик либо заказчик или лицо, осуществляющее

разработку проектной документации на основании договора с

застройщиком или заказчиком, может направить документацию

на негосударственную экспертизу.

Негосударственная экспертиза проектной документации

проводится аккредитованными организациями в порядке,

устанавливаемом Правительством РФ.

в целях повышения качества проекта и достижения наилучших

проектных решений и технико-экономических показателей

проектируемых предприятий осуществляется согласование

и экспертиза проектов.

в инвестиционном процессе действует единый порядок

согласования, экспертизы и утверждения проектов.

Согласование разработанного проекта лежит на обязанности

проектной организации. Она обязана согласовать технический

проект с соответствующими организациями в части

энергоснабжения, противопожарной безопасности, защиты

окружающей среды и др.

Затем проект направляется заказчику для согласования

с ним принятых проектных решений. После согласования проект

Порядок проведения экспертизы градостроительной документации

и проектов строительства в РФ, установленный

постановлением Правительства Российской Федерации от

27 декабря 2000 г. № 4008, действует с учетом вводимых изменений

в связи с принятием нового Градостроительного кодекса

Экспертиза является важным и действенным средством

контроля за качеством проектирования, внедрением в производство

новейших научно-технических достижений и эффективностью

Экспертизу проектов строительства осуществляют:

• Федеральное агенство по строительству и жилищно-

коммунальному хозяйству (Росстрой);

• организации вневедомственной экспертизы республик,

краев и областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

• экспертные подразделения министерств.

Госэкспертиза Росстроя осуществляет экспертизу:

1) генеральных планов городов численностью населения

500 тыс. человек и более и курортных городов; схем решения;

2) проектов строительства, осуществляемых за счет государственных

капитальных вложений и государственного

3) объектов, осуществляемых за границей при техническом

содействии Российской Федерации;

4) объектов совместного с другими государствами пользования

и с привлечением иностранных фирм при финансировании

строительства этих объектов из республиканского бюджета

или внебюджетных фондов РФ;

5) экспериментальных проектов и проектов массового

применения, разрабатываемых по планам бюджетных работ;

6) потенциально опасных и технически особо сложных

объектов по установленному перечню.

Организации вневедомственной экспертизы республик,

краев и областей, Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют

экспертизу проектов строительства:

• объектов, осуществляемых за счет капитальных вложений,

финансируемых из бюджетов республик, областей,

краев, Москвы и Санкт-Петербурга;

• объектов, независимо от источников финансирования

капитальных вложений, в части вопросов, относящихся к компетенции

республиканских и местных органов управления.

Экспертные подразделения министерств проводят экспертизу

проектов строительства по вопросам, отнесенным к

их компетенции, в соответствии с положениями о разграничении

функций по экспертизе между министерствами.

При экспертизе проектов и смет на строительство (реконструкцию)

предприятий, зданий и сооружений проверяется:

• соответствие проектов и смет задачам научно-технического

• экономическая целесообразность строительства нового

предприятия в сопоставлении с экономической целесообразностью

реконструкции или увеличения мощностей действующих

• прогрессивность технико-экономических показателей

запроектированных предприятий по сравнению с показателями

лучших предприятий, а также с утвержденными технико-

экономическими показателями для предприятий данной

• наличие мероприятий по охране природы, исключающих

загрязнение атмосферы, водоемов и почвы вредными

выбросами и стоками и т. п.;

• соответствие технологических процессов, основного и

вспомогательного оборудования новейшим достижениям науки

и техники и наз^ной организации труда;

• наличие решений, обеспечивающих создание наиболее

благоприятных условий труда;

• эффективность принятых систем управления предприятием;

• обеспечение безопасности эксплуатации предприятий,

зданий, сооружений и соблюдение в проектах норм и правил

пожарной безопасности и соблюдение норм и правил по охране

труда, технике безопасности и санитарно-гигиеническим

• правршьность решений генерального плана предприятия;

• соответствие архитектурно-строительных решений

• соблюдение требований строительных норм и правил,

• оптимальность принятых решений по энергоснабжению,

водоснабжению, теплоснабжению, канализации, отоплению,

• правильность определенрш сметной стоимости строительства

(реконструкции) предприятий, зданий и сооружений.

В результате экспертизы проектов и смет на строительство

(реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений

составляется заключение по проекту в целом.

Заключение экспертизы по проекту и смете на строительство

(реконструкцию) предприятия, здания, сооружения

должно содержать следующие разделы:

1) краткую характеристику проекта предприятия, здания

и сооружения, описание основных проектных решений и

таблицу технико-экономических показателей;

2) замечания и предложения по проектным решениям,

технико-экономическим показателям и сметам. Дается обоснование

рекомендуемых изменений проектных решений, показателей

и сметной стоимости строительства, а также

ожидаемый эффект от их реализации;

3) общие выводы с оценкой качества проекта (включая

сметную документацию), позволяющие рекомендовать проект

к утверждению или принять решение о возвращении его

для доработки, а по экспертизе проектов в порядке выборочного

контроля позволяющие одобрить проект или установить

необходимость его переутверждения.

4) заключение экспертизы — направляется организации,

утверждающей проект, и проектному институту.

Защита проекта в утверждающих инстанциях по поручению

заказчика производится проектными организациями.

Экспертиза является важным и действенным средством

контроля за качеством проектирования, внедрением в производство

новейших научно-технических достижений и эффективностью

После экспертизы и положительного ее заключения проекты

утверждаются соответствующим органом в зависимости

от источников их финансирования:

• при строительстве за счет централизованных государственных

капитальных вложений, финансируемых из федерального

бюджета — Госстроем совместно с заинтересованным

министерством и ведомством. Как правило, утверждение

этих проектов осуществляется в Госстрое;

• при строительстве объектов за счет капитальных вложений,

финансируемых из соответствующих бюджетов республик

в составе РФ, краев, областей, автономных образований,

городов Москвы и Санкт-Петербурга — утверждение

проектов осуществляется органами управления субъектов РФ

в установленном ими порядке.

По стройкам, осуществляемым за счет собственных финансовых

ресурсов заемных средств и привлеченных средств инвесторов, проекты на строительство объектов утверждаются

непосредственно заказчиками (инвесторами).

В соответствии с новым Градостроительным кодексом РФ

предусмотрена государственная и негосударственная экспертиза

Государственная экспертиза проектной документации

проводится Федеральным органом исполнительной власти

Предметом государственной экспертизы является оценка

соответствия проектной документации требованиям технических

регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим,

экологическим требованиям, требованиям государственной

охраны объектов культурного наследия, требованиям

пожарной, промышленной, радиационной и иной

безопасности, а также результатам инженерных изысканий.

Проведение иных, кроме указанных, государственных

экспертиз не допускается.

Срок проведения госэкспертизы проектной документации

определяется сложностью объекта капитального строительства,

но не должен превышать 3 месяца.

Результатом госэкспертизы проектной документации является

заключение о соответствии или несоответствии проектной

документации требованиям технических регламентов

и результатам инженерных изысканий.

Отрицательное заключение госэкспертизы может быть

оспорено застройщиком или заказчиком в судебном порядке.

Порядок организации и проведения государственной экспертизы

проектной документации, размер платы за ее проведение

и порядок взимания устанавливаются Правительством

Застройщик либо заказчик или лицо, осуществляющее

разработку проектной документации на основании договора с

застройщиком или заказчиком, может направить документацию

на негосударственную экспертизу.

Негосударственная экспертиза проектной документации

проводится аккредитованными организациями в порядке,

Согласование, экспертиза, утверждение проектной документации и получение разрешений на строительство

После разработки любая проектная документация для объекта капитального строительства подлежит согласованию, экспертизе и утверждению.

1. Согласование производится:

1) с местными органами градостроительства, архитектуры и самоуправления, выдавшими пакет исходно-разрешительной документации на предмет соответствия проекта данному документу;

Ознакомьтесь так же:  Договор субвенции

2) с организациями, выдающими технические условия на присоединение к инженерным сетям;

3) с органами по охране памятников истории, культуры и архитектуры при размещении объектов в исторических и охранных зонах или зонах регулирования застройки.

4) с органами, утверждающими нормативы при отступлении от действующих государственных норм.

2. Независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности проектная документация подлежит экспертизе, как государственной, так и негосударственной (коммерческой).

Предметом экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.

Результатом экспертизы проектной документации является заключение, содержащее выводы о соответствии проекта (положительное заключение) технических регламентов и результатам инженерных изысканий.

3. По результатам согласования и экспертизы проектная документация подлежит утверждению заказчиком.

4. После разработки проектной документации, согласования, экспертизы и утверждения заказчиком для начала работ по строительству (реконструкции и т.п.) объекта капитального строительства, необходимо получение соответствующего разрешения. Основным документом, регламентирующим вопросы, касающиеся выдачи Разрешения на строительство, является Градостроительный кодекс РФ. Согласно Кодексу, Разрешение на строительство объекта – это документ, определяющий соответствие пакета проектной документации требованиям градостроительного плана участка земли или проекту планировки территории и проекту ее межевания (строительство/реконструкция объектов линейного типа), и дающий право застройщику проводить строительные работы и реконструкцию. Разрешение на строительство выдается органами местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Специалисты нашей компании обеспечивают полное сопровождение на всех этапах согласования и экспертизы проектной документации: от подачи заявки до получения положительных заключений и выдачи разрешения на строительство.

Экспертиза и порядок согласования проектной документации на строительство

Проектно-сметная документация — нормативно установленный комплекс документов, материалы стадии «Проектная документация» и «Рабочая документация» на строительство или реконструкцию объекта недвижимости, разработанные в соответствии с условиями Исходно-разрешительной документации, Техническим заданием, правилами и нормами, действующими на территории РФ.

Градостроительным кодексом РФ устанавливается обязательная разработка проектной документации для планируемого строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов, в границах земельного участка, на который должным образом оформлены имущественные права Инвестора (Застройщика).

Комплект проектно-сметных материалов включает в себя текстовую документацию и графическую часть. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию» установлены комплектность и содержание проектной документации. Текстовые проектные материалы должны содержать сведения об объекте строительства, перечень принятых инженерно-технических решений, пояснительную записку, ссылки на нормативно-технические документы, регламентирующие подготовку проектной документации, а так же проектные расчеты, обосновывающие принятые решения. На чертежах отображаются принятые проектно-технические решения в виде схем, планов и других документов в графической форме.

Стадия «Проектная документация» должна быть согласована и получить положительное заключение экспертизы в уполномоченных государственных организациях в порядке, регламентированном законодательством Российской Федерации, города, района.

Согласование проектной документации осуществляется Техническим заказчиком.

Перечень муниципальных, государственных и иных организаций, официально уполномоченных осуществлять надзорно-контрольные функции, а так же рассмотрение заявок, согласование, оформление и выдачу заключений по представленным предпроектным материалам и проектной документации:

  • Архитектор района;
  • Управа района (отдел строительства);
  • Префектура;
  • Роспотребнадзор (СЭС);
  • Орган ГОиЧС;
  • Департамент природопользования и охраны окружающей среды;
  • ОПС Мосгоргеотрест;
  • НИиПИ Генплана;
  • Департамент имущества;
  • ГУОП;
  • УГИБДД;
  • Энергосбытовые компании;
  • Муниципальный орган архитектуры и градостроительства.

Проектно-сметная документация должна пройти процедуру государственной строительной экспертизы и получить положительное заключение.

В порядке проведения госстройэкспертизы проводится проверка и оценка соответствия проектных решений требованиям технических регламентов, санитарно- экологическим нормам, требованиям охраны памятников культурного и исторического наследия, требованиям пожарной и промышленной безопасности, а также результатам инженерно-технических изысканий, в соответствии с требованиями техрегламентов.

Права и полномочия по проведению госстройэкспертизы проектной документации и результатов инженерно-технических изысканий принадлежат органам государственной власти субъектов РФ по месту нахождения объекта строительства.

Законодательно установлены особые виды объектов строительства, проектная экспертиза по которым проходит на федеральном уровне (ст.6,6.1,48.1 ГСК РФ).

Экспертиза проектов

Общая оценка качества результатов оргпроектирования производится на основе экспертизы. Экспертиза про­ектов основывается на суждениях опытных специалистов или ученых, имеющих высокие результаты выполнения и осуществления проектов-аналогов или научных исследо­ваний в соответствующей предметной области. Заключе­ние эксперта или группы экспертов по разным частям про­екта рассматривается как одно из доказательств пригодности или непригодности документации для выпол­нения на ее основе дальнейших работ.

Экспертиза может осуществляться как на уровне каче­ственных оценок «соответствует — не соответствует», «лучше — хуже», «допустимо — недопустимо», так и с по­мощью количественных оценок различных показателей, в том числе полученных на основе расчетов ЭВМ.

Цель экспертизы заключается в профилактике несо­ответствий проекта задачам развития объекта организаци­онного проектирования и исключении экономических по­терь. К дополнительным задачам экспертизы относят также снижение инвестиционных рисков и устранение отступлений от действующих стандартов, норм, правил и эталонов проектирования.

В связи с высокой стоимостью и существенной значи­мостью крупных проектов экспертизе придают большое значение на всех этапах и стадиях их разработки. Экспертизу и оценку качества проектов обычно разделяют на две стадии: внутреннюю экспертизу организации-разработчика и внешнюю (государственную, вневедом­ственную и экспертизу инвесторов).

Внутренняя экспертиза организации-разработчика имеет различные способы осуществления:

¨ технический контроль проектной документации и её нормоконтроль;

¨ согласование проектных решений с главными специа­листами предприятий или учреждений, для которых выполняют разработку, в том числе с экономическими службами;

¨ обсуждение проектных решений в коллективах, к дея­тельности которых относится рассматриваемый оргпроект;

¨ заключения по проекту научных, научно-технических и других советов, на которых обсуждается проект;

¨ техническая экспертиза перед утверждением проекта у заказчика или его обсуждением в инстанциях.

В каждом из этих случаев требуются подтверждения высокого уровня выполненной разработки по критериям экономической эффективности, выполнения норм и правил проектирования, высокого организационно-технического уровня разработки.

Вневедомственная экспертиза обычно основывается на требованиях согласования разработки с органами госу­дарственной инспекции: государственного, санитарного, пожарного, энергетического, экологического и других ви­дов надзора. К другим видам вневедомственного надзора относя, при необходимости, согласование проектных ре­шений с учреждениями, ответственными за эксплуатацию железных дорог, линий связи, морского или речного вод­ного транспорта, с другими министерствами, ведомствами, их территориальными учреждениями, интересы которых затрагивает разрабатываемый проект.

Для повышения ответственности разработчиков за ка­чество проектных решений в области техники безопасно­сти, промышленной санитарии принят порядок, при кото­ром проекты, выполненные в полном соответствии с действующими нормами и правилами (что должно под­тверждаться записью главного инженера проекта, главного специалиста целевой программы либо другого руководи­теля разработки), согласованию по этим вопросам с орга­нами государственного надзора могут не подлежать.

Содержание экспертизы проекта инвестором опреде­ляется в настоящее время методикой (46), которая преду­сматривает необходимость расчета и анализа показате­лей:

¨ коммерческой эффективности, учитывающей финан­совые последствия реализации проекта для его непо­средственных участников;

¨ бюджетной эффективности, отражающей финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджета;

¨ экономической эффективности, учитывающей затра­ты и результаты, связанные с реализацией проекта, вы­ходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта.

Кроме того, для вневедомственной экспертизы проекта методика (46) рекомендует обосновывать его социальные и экологические последствия.

Для комплексной, технической, экономической экс­пертиз проектов важно знать теоретические соотношения и взаимосвязи критериев оценки, которые раскрывают моде­лирование и системный анализ организационных систем (рис. 6.8).

Рассмотрим данную теоретическую модель в плане решения конкретных задач экспертизы проекта более под­робно. Вначале определим соотношения параметров целе­вой функции — F 1 и состояния объекта — ф3. Параметры состояния объекта часто называют технико-экономическим, организационно-техническим или техни­ческим уровнем. В практике технического контроля про ектной документации чаще используют критерий технического уровня проекта. Результаты расчета этого критерия сводят в таблицу технико-экономических показателей, которую используют как для внутренней, так и для внеш­ней экспертизы.

В практике проектирования как в нашей стране, так и за рубежом применяют большое число показателей для оценки технического уровня проекта Теоретическое обобщение методик расчета параметров данного критерия в виде модели выполнено на рис. 6.9. Оно необходимо для решения экспертной задачи о неиспользованных возможностях интенсификации производственного процесса и ресурсосбережения в проекте по параметрам F 1 => max , ф1 => min (при анализе возможностей интенсификации производственного процесса в обеспечение увеличения объёмов выпуска продукции < F 1 = V ( t )> приняты условия сокращения следующих производственных ресурсов ф1: площадей <П ≤ Ппроектное>, численности работающих < Р ≤ Рпроектное >, инвестиций <К ≤ Кпроектное>, уменьшение потребления других ресурсов).

Для ответа на вопрос о показателях ресурсосбереже­ния в проекте можно воспользоваться прямыми расчетами экономии производственных ресурсов, что весьма часто выполняют в технико-экономической части проекта, в таб­лице абсолютных значений ресурсопотребления и эконо­мии производственных ресурсов по проекту в натуральном измерении:

¨ Qмассы потребляемых материалов и их экономии (-∆ Q );

¨ Писпользуемых и высвобождаемых площадей (-∆ П);

¨ Sjиспользуемого и высвобождаемого оборудования (-∆ Sj );

¨ К — требуемых для проекта инвестиций (капиталовложений) и выручки от продажи высвобожденного оборудования (-∆ К);

¨ Рчисленность производственных рабочих и высвобождаемую численность производственного персонала (-∆ Р);

¨ Еэнергопотребление и экономию топливноэнергетических ресурсов (-∆ Е);

¨ Iиспользованные информационные ресурсы в виде пакетов программ для: ЭВМ, оборудования с программным управлением, промышленных роботов, АСУ — автоматизированных систем управления, АСУП — автоматизированных систем управления производством, АСУТП — автоматизированных систем управления технологическими процессами, САПР — систем автоматизированного проектирования АСНИ — автомати­зированных систем научных исследований и т.д.

Такой способ обобщения данных о ресурсосбереже­нии, демонстрируя достижения проекта, вместе с тем ос­тавляет открытым вопрос о других, неиспользованных резервах интенсификации, которые необходимо выявить эксперту.

Ответы на вопросы эксперта о дополнительных воз­можностях интенсификации дают показатели технического уровня проекта, так как они функционально связаны с по­казателями ресурсосбережения в обеспечение достижения целей проекта (рис. 6.9). Для определения минимально необходимого перечня показателей технического уровня рассмотрим логические взаимосвязи объемов выпуска из­делий с основными факторами:

♦ внешней среды F ф2 срок ; q ; F ; Ф; Бст>. здесь Тсрок — заданные ограничения по срокам выполнения проек­та; q — заданная в технической документации масса од­ного изделия: Р., — номинальный годовой фонд времени работы единицы оборудования для односменного ре­жима работы; Ф — годовой фонд времени одного рабо­чего; Бст — стоимость приобретаемого оборудования;

♦ параметров состояния объекта, которые определяют основную декомпозицию критерия технического уровня F ф3 < k пр ; k см; k им; η ти; η 3; П т; Y п; d т; а уд;. > и входных переменных производственных ресурсов F ф 1 < Q ; П ; S t ; К ; Р ; Е ; I >

Перечисленные показатели технического уровня имеют следующие обозначения:

кпр — коэффициент производственных потерь (от брака или ликвидации заделов при извещениях об измене­нии технической документации, которые вызваны недос­татками технической, в том числе организационной подготовки производства):

ксм коэффициент сменности работы оборудования;

ким — коэффициент использования материалов;

η ти — коэффициент технического использования обо­рудования (основная характеристика его надежности);

η 3 коэффициент загрузки оборудования;

Пт — показатель уровня производительности оборудо­вания (обратная величина t шт — штучного времени);

Yn — удельный вес прогрессивного оборудования;

dT — уровень механизации и автоматизации труда;

ауд — удельная площадь под оборудование. Важно при этом заметить два обстоятельства:

♦ во-первых, что часть перечисленных параметров тех­нического уровня прямо влияет на его повышение — это k см; k им; η ти; η 3; П т; Y п; d т; другая часть параметров связана с техническим уровнем в обратной пропорции — это k пр ; и а уд; ;

Ознакомьтесь так же:  Приказ о переводе сотрудников в другое подразделение

♦ во-вторых, перечень показателей технического уровня может быть расширен — на основе более подробной де­композиции можно получить дополнительные пара­метры в виде энерговооруженности труда, коэффици­ентов сменности работы рабочих и другие. Рассмотрим некоторые возможности повышения тех­нического уровня проекта на стадии его экспертизы. В большинстве случаев наибольшие возможности для интен­сификации процессов, используемых в проектах, дает ана­лиз уровня производительности оборудования. Исходным параметром для оценки этой величины является штучное время — t шт т =1/ t шт ). Всем известно, что штучное время является основным параметром для определения количест­ва единиц оборудования и численности рабочих. На осно­вании расчетов численности рабочих и потребности в обо­рудовании, в свою очередь, определяют необходимые площади и капиталовложения. В этой связи при выполне­нии экспертизы проектов уделяют повышенное внимание технической обоснованности норм штучного времени. В расчетах для устранения возможных отклонений расчет­ных норм времени от их ожидаемых фактических значений применяют:

¨ коэффициенты ужесточения норм времени по услови­ям проведения организационно-технических меро­приятий в проекте в сравнении с действующим произ­водством;

¨ поправочные коэффициенты в виде коэффициентов выполнения норм, которые показывают на возможно­сти превышения рабочими технически обоснованных норм выработки;

¨ закономерности снижения трудоемкости при освоении производственных мощностей в период постановки новых изделий на производство.

Недостаточное использование в проекте этих законо­мерностей и возможностей, низкий удельный вес приме­нения технически обоснованных норм времени, возмож­ные ошибки в расчетах, вызванные неиспользованием ЭВМ для обоснования норм времени, отсутствие данных о хронометражных наблюдениях и фотографии рабочего дня, как правило, являются свидетельствами недостаточно высокого технического уровня проекта.

К следующей группе показателей технического уров­ня, которые наиболее существенно сказываются на росте показателей уровня производительности и выпуска про­дукции, относят: уровень механизации и автоматизации труда, коэффициент использования материалов и удель­ный вес прогрессивного оборудования. Отраслевые данные свидетельствуют о тесных регрессионных зависимостях уровня производительности от названных показателей. В этой связи при технической экспертизе проектов необхо­димо обращать особое внимание:

¨ на экономически оптимальные припуски для обработ­ки и использования отходов производства в качестве вторичных ресурсов;

¨ на анализ парка оборудования и других средств техно­логического оснащения по состоянию механизации и автоматизации;

¨ на возможности концентрированного применения многоинструментальных наладок, многоместных приспо­соблений, многостаночного обслуживания, многоопе­рационного оборудования и других прогрессивных средств и способов труда.

На интенсификацию производственного процесса су­щественно влияют также показатели технического уровня, которые определяют эффективное использование оборудо­вания во времени. Это коэффициенты сменности, загрузки и технического использования оборудования. Чем ниже уровень этих показателей по отношению к их предельному значению, тем больше потери в объемах выпуска продук­ции по проекту.

Для экспертизы технического уровня в практике про­ектного дела принято заполнять специальные таблицы технико-экономических показателей проекта. В них выделяют два раздела:

¨ абсолютных показателей, характеризующих объемы выпуска, производственную мощность, потребление ресурсов:

¨ относительные показатели, которые позволяют выпол­нить анализ технического уровня и экспертизу воз­можностей дополнительного повышения эффективно­сти проекта по параметрам ресурсосбережения и интенсификации производственного процесса.

В перечне абсолютных показателей вначале обычно приводят данные по объемам выпуска изделий (трудоем­кость одного изделия, производственную программу в натуральном измерении в штуках, приведенную програм­му, выпуск запчастей и другие данные по производствен­ной программе). Далее в перечне абсолютных показателей приводят параметры, которые характеризуют потребление производственных ресурсов объектом проектирования.

В начале данного раздела обычно дают численную ха­рактеристику промышленного персонала (указывают общее число работающих, в том числе производственных рабочих, вспомогательных рабочих, численность инженер­но-технического персонала, младшего обслуживающего персонала, средние разряды работников).

Далее приводят абсолютные данные по применяемо­му в проекте оборудованию (в том числе указывают при­менение универсального, специализированного и специального оборудования, приводят данные по использованию автоматического и автоматизированного оборудования, сведения по применению конвейеров, автоматических транспортно-складских систем, промышлен­ных роботов, оборудования с программным управлением и других типов прогрессивного технологического оборудо­вания). Перечень оборудования позволяет рассчитать го­довые расходы энергии по проекту (установленную мощ­ность и потребление электроэнергии, сжатого воздуха, газов, воды, тепла).

Кроме того, в перечне абсолютных показателей при­водят численные характеристики используемых площа­дей (производственных, вспомогательных, подсобных, служебных и площади бытовых помещений). В итоге в данном разделе проставляют значения капитальных вло­жений и стоимости основных средств (зданий, сооруже­ний, оборудования, запасов инструмента и инвентаря).

Во втором разделе — в перечне относительных пока­зателей проставляют численные значения параметров тех­нического уровня. Этот раздел позволяет выполнить со­поставления разрабатываемого проекта как с данными по лучшим проектам-аналогам, так и с действующим произ­водством. Сведения сопоставительного анализа техниче­ского уровня, в случае выявления несоответствий с эта­лонными значениями, позволяют сделать выводы о качестве проекта и неиспользованных внутренних резервах интенсификации производственного процесса на основе зависимостей, перечисленных на рис. 6.9.

Расчет и анализ показателей технического уровня не исчерпывает собой всех задач технической экспертизы проекта. В качестве дополнительных экспертных оценок применяют нормоконтроль проектной документации. Он предусматривает обеспечение соответствия комплекта документации проекта действующим:

¨ стандартам, в том числе международным, государст­венным, отраслевым, стандартам предприятий;

¨ нормам проектирования, в том числе строительным нормам и правилам, расценкам сметной стоимости, ме­тодическим указаниям и рекомендациям;

¨ утвержденным эталонам проектов;

¨ типовым нормативам времени, расхода, запасов и дру­гим нормативным документам, действующим в обес­печение унификации наиболее рациональных проект­ных решений.

Важным разделом как внутренней, так и внешней экс­пертизы является не только оценка возможностей ресур­сосбережения и технического уровня, но и экспертиза эко­номической эффективности инвестиционного проекта организации или реорганизации объекта.

Выше было отмечено, что целью организации в наибо­лее общем случае является не только выпуск продукции, что относится к производственным предприятиям, но и получение прибыли — этой главной целевой функции орга­низации предпринимательских структур. Рассмотрим бо­лее подробно возможности экономической экспертизы проектов по целевой функции в виде прибыли и других экономических результатов на основании данных теорети­ческой модели (рис. 6.8).

В этой схеме понятием источники финансирования проекта объединены собственный и заемный капиталы организации:

1) собственные финансовые средства — к ним отно­сят отчисления от прибыли, накопления, амортизационные отчисления, суммы, выплачиваемые страховыми органами в виде возмещения за ущерб;

2) активы организации — это основные фонды, зе­мельные участки, промышленная собственность;

3) привлеченные средства (средства от продажи ак­ций, благотворительные и иные взносы, средства, выде­ляемые вышестоящими объединениями, союзами или ас­социациями на безвозмездной основе;

4) ассигнования из федерального, региональных, ме­стных бюджетов и внебюджетных фондов научного и тех­нологическою развития, поддержки предпринимательства;

5) иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капита­ле совместных предприятий;

6) заемные средства, в том числе кредиты, предостав­ляемые иностранными инвесторами, облигационные зай­мы, кредиты банков и других инвесторов.

Названные финансовые средства на основании проек­тов могут быть использованы для развития объекта орга­низационного проектирования по схемам простого, расши­ренного или интенсивного типа расширенного воспроизводства (рис. 6.10). На схеме, которая детализиру­ет модель (рис. 6.8), приняты следующие условные обо­значения структуры рабочих мест: Ч— CmПт . Здесь Чмножество людей, занятых в производственном процессе (рабочих, инженерно-технических работников, служащих); Cm — множество средств труда (с — действующего произ­водства и н — новых, приобретаемых согласно проекту: оборудования, запасов инструментов, приспособлений, средств технического контроля и испытаний, средств ав­томатизации, организационно-технической оснастки, ин­вентаря); Пт — множество предметов труда (материалов, заготовок, деталей, комплектующих, сборочных единиц, изделий и других объектов товарного производства).

В результате осуществления проекта на основе инве­стирования высвобождаются: производственные площади (∆ П), орудия труда (∆ От); производственные рабочие (∆ Ч), материалы и комплектующие (∆ Пт) и другие произ­водственные ресурсы. Такое перераспределение позволяет получить дополнительные результаты (эффекты) — Э j .

∆ Ч — обеспечивает рост выпуска продукции ( V 1 ), ко­эффициента сменности и соответствующего увеличения прибыли Э j по тем рабочим местам, которые в смежных производствах были незагружены из-за ограниченности соответствующих трудовых ресурсов;

∆ От — высвобождение орудий труда, например лими­тирующего для смежных производств оборудования, по­зволяет обеспечить дополнительный выпуск продукции ( V 2 ) и прибыль (Э 2 );

П — перераспределение высвобожденных площадей позволяет включить в производственный процесс неуста­новленное ранее оборудование, создать дополнительные рабочие места и обеспечить тем самым дополнительный выпуск продукции ( V 4 ) и прибыль (Э4);

∆ Пт — высвобождение ресурсов предметов труда, на­пример в результате использования малоотходной или безотходной технологии согласно проекту, также позволя­ет получить аналогичные результаты по дополнительному выпуску изделий ( V 5 ) и прибыли (Э5). По той же схеме можно учесть высвобождение топливных, энергетических и других ресурсов.

В результате изложенной процедуры на «выходе» ор­ганизационной системы формируется дополнительный выпуск продукции и прибыль, которые вызваны инвести­циями на «входе» системы. Таким образом, можно рас­сматривать соотношение «затраты — результаты» в виде показателей общей (абсолютной) эффективности: при­роста выпуска (Σ v i ) / К на рубль инвестиций и прироста прибыли (Σэ i ) / К на рубль инвестиций.

Кроме названных показателей общей (абсолютной) эффективности в зависимости от масштабов проекта (ин­вестиционного проекта) рассматривают: отношение годо­вого прироста произведенного национального дохода на рубль инвестиций или отношение прироста продукции на рубль инвестиций, а также отношение тех же величин к стоимости среднегодовых производственных фондов.

Инвестиции, которые обеспечивают выполнение про­екта, возвращаются инвестору не мгновенно. Длитель­ность инвестиционного цикла определяется по сетевому графику, графику Гантта и другим разработкам организа­ционного процесса во времени. Задержка возврата инве­стиций во времени определяет срок окупаемости капит аловложений — T ок , На рисунке показан способ графи­ческого интегрирования по следующей формуле:

где К ( t ) функция изменения во времени инвестиций (за­трат); Э ( t ) функция изменения во времени результатов (прибыли), полученных в результате инвестиций в разви­тие объекта.

Как правило, функции K ( t ) и Э( t ) строго аналитически не описывают, в связи с чем для укрупненного определе­ния срока окупаемости капиталовложений (инвестиций, затрат) можно воспользоваться методом графического интегрирования. Его сущность состоит в следующем. Для приближенного построения графика первообразных функ­ций K ( t ) и Э( t ) разбиваем площадь соответствующей кри­волинейной трапеции, ограниченной названными функ­циями, на вертикальные полоски с помощью линий, проведенных из точек t , t 1 , t 2 . (рис. 6.11). Каждую из та­ких полосок заменяем прямоугольником с тем же основа­нием. Выберем полюс — Р с расстоянием ОР=1 и проведем лучи РК1; РК2. и соответственно РЭ1; РЭ2; РЭ3. Ис­комую линию приближенно можно заменить ломаной, звенья которой последовательно будут параллельны лу­чам, исходящим из полюса Р. Точка пересечения ломаных линий по искомым функциям K ( t ); Э( t ) позволяет укрупненно определить срок окупаемости — Ток .

Срок окупаемости — это минимальный временной ин­тервал (от начала осуществления проекта), за пределами которого интегральный эффект становится и в дальней­шем остается неотрицательным.

Из графика видно, что инвестиции, равно как и ре­зультаты от их использования, могут быть рассредоточены по шкале времени. По этой причине экономические последствия выполнения проектов принято рассматривать как результаты многошагового to — t 1 ; t 1 — t 2 ; t 2 — t 3 . процесса инвестирования реципиента (организации, использующей инвестиции).

Основными показателями экономической эффек­тивности проекта, кроме срока окупаемости — Ток, рассмат­ривают чистый дисконтированный доход (интегральный эффект — ЧДД); индекс доходности (прибыльности — ИД); внутреннюю норму доходности (внутренняя норма при­были, рентабельности, возврата инвестиций ВИД). При использовании показателей для сравнения различных ин­вестиционных проектов (вариантов проекта) они должны быть приведены к сопоставимому виду.

Чистый дисконтированный доход (ЧДД) определя­ют как сумму текущих эффектов за весь расчетный пери­од, приведенную к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами.

Если в течение расчетного периода не происходит инфляционного изменения цен или расчет производится в базовых ценах, то величина ЧДД для постоянной нор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *