Экспертиза инновационных проектов и её этапы

Экспертиза инновационных проектов и её этапы

Задача экспертизы состоит в оценке научного и технического уровня проекта, возможностей его выполнения и эффективности. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования. Кроме того при экспертизе следует рассматривать не один, а несколько вариантов проекта. При этом необходимо:
• оценить выгодность каждого из возможных вариантов осуществления проекта;
• сравнить варианты и выбрать наилучший из них.
Существуют три основных метода экспертизы инновационных проектов:
• описательный;
• сравнения положений «до» и «после»;
• сопоставительная экспертиза.
Описательный метод заключается в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Получаемые результаты обобщаются, сопоставляются прогнозы и учитываются побочные процессы и риски. При описательном методе определяющим является системный подход, при котором рассматривается взаимодействие инновации со всеми подсистемами внешней среды: патентным правом, налоговым законодательством, экологией, юридическими законами, конкурентами и т.д.
Описательный метод в основном является качественным, а не количественным методом, отсюда его основной недостаток — субъективность эксперта и невозможность корректно сопоставить альтернативные варианты.
Метод сравнения положений «до» и «после» использует как качественные, так и количественные показатели проекта. Однако и этому методу присуща высокая вероятность субъективной оценки проекта.
Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении нескольких проектов (вариантов проектов) по различным критериям. Она может также включать сравнение положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование и не получающих его. При сопоставительной экспертизе предусматривается три этапа:
1. Первый этап — предварительное рассмотрение проектов и решение следующих задач: определение информационной базы оценки, методов определения стоимостных и натуральных показателей, критериев оценки проектов, отбор проектов для участия в экспертизе второго уровня, составление мотивированных заключений по отдельным проектам, определение экспертов по каждому проекту для индивидуальной экспертизы.
Сравнение и оценка проектов могут происходить по следующим критериям:
А. Цели организации, стратегия, политика и ценности
• совместимость проекта с текущей стратегией организации и долгосрочным планом;
• оправданность изменений в стратегии организации (в случае если этого требует принятие проекта);
• соответствие проекта отношению организации к риску;
• соответствие проекта отношению организации к нововведениям;
• соответствие проекта требованиям организации с учетом временного аспекта (долгосрочный или краткосрочный проект);
• соответствие проекта потенциалу роста организации;
• устойчивость положения организации;
• степень диверсификации организации, которая влияет на устойчивость ее положения;
• влияние финансовых затрат и отсрочки получения прибыли на современное состояние дел в организации;
• влияние возможного отклонения времени, затрат и исполнения задач от запланированных, а также влияние неудачи проекта на состояние дел в организации.
Б. Финансовые критерии:
• размер инвестиций (вложения в производство, вложение в маркетинг, затраты на НИОКР;
• чистый приведенный доход (FV);
• рентабельность (PI);
• внутренняя норма прибыли инвестиций (IRR)
• срок окупаемости;
• соответствие проекта критериям экономической эффективности капиталовложений, принятым в организации;
• стартовые затраты на осуществление проекта;
• наличие финансов в нужные моменты времени;
• влияние принятия данного проекта на другие проекты, требующие финансовых средств;
• необходимость привлечения заемного капитала (кредитов) для финансирования проекта и его доля в инвестициях;
• финансовый риск, связанный с осуществлением проекта;
• стабильность поступления доходов от проекта (обеспечивает ли проект устойчивое повышение темпов роста доходов фирмы или доход от года к году будет колебаться);
• возможности использования налогового законодательства (налоговых льгот);
• фондоотдача, то есть отношение среднего годового дохода, полученного от проекта, к капитальным затратам (чем выше уровень фондоотдачи, тем ниже в общих расходах организации доля постоянных издержек, не зависящих от изменения загрузки производственных мощностей, а, следовательно, тем меньше будут убытки в случае ухудшения экономической конъюнктуры; если уровень фондоотдачи в данной организации ниже среднеотраслевого, то в случае кризиса у нее будет больше шансов разориться одной из первых);
• оптимальность структуры затрат на продукт, заложенный в проекте (использование наиболее дешевых и легко доступных производственных ресурсов).
В. Научно-технические критерии:
• вероятность технического успеха;
• степень радикальности инновации;
• наличие научно-технических ресурсов, необходимых для осуществления проекта;
• соответствие проекта стратегии НИОКР организации;
• стоимость и время разработки;
• возможные будущие разработки продукта и будущие применения новой генерируемой технологии;
• воздействие на другие проекты;
• патентная чистота;
• патентоспособность (возможна ли защита проекта патентом);
• потребности в услугах консультационных фирм или в размещении внешних заказов на НИОКР.
Г. Производственные критерии:
• необходимость технологических нововведений для осуществления проекта;
• соответствие проекта имеющимся производственным мощностям (будет ли поддерживаться высокий уровень использования имеющихся
в наличии производственных мощностей или с принятием проекта резко возрастут накладные расходы);
• наличие производственного персонала (по численности и квалификации);
• величина издержек производства, сравнение ее с величиной издержек у конкурентов;
• потребность в дополнительных производственных мощностях (дополнительное оборудование).
Д. Внешние и экологические критерии:
• возможное вредное воздействие продуктов и производственных процессов;
• правовое обеспечение проекта, его непротиворечивость законодательству;
• возможное влияние перспективного законодательства на проект;
• возможная реакция общественного мнения на осуществление проекта.
2. На втором этапе экспертизы устанавливается рейтинг индивидуального проекта. Каждым экспертом оформляется анкета результатов.
3. На третьем этапе дается заключение по проекту, принимаются решения о финансировании. Для выработки единого заключительного решения используется метод Дельфи.
На практике данные методы применяются комбинированно, но в процессе обоснования и выбора лучшего варианта проекта центральное место занимает финансово-экономическая оценка. При всех прочих благоприятных характеристиках инновационного проекта он никогда не будет принят к реализации, если не обеспечит:
• возмещение денежных средств за счет реализации инноваций;
• получение прибыли, обеспечивающей рентабельность инвестиций не ниже желательного для фирмы уровня;
• окупаемость инвестиций в пределах срока, приемлемого для фирмы.
Проведение такой оценки является достаточно сложной задачей, что порождается рядом факторов:
• финансовые расходы могут осуществляться либо разово, либо неоднократно на протяжении достаточно длительного периода времени;
• длителен и процесс получения результатов от инновации;
• непредсказуемость рыночной среды приводит к росту неопределенности при оценке всех аспектов инновации и возможности ошибок.
Рассмотрим ряд показателей, по которым может происходить финансово-экономическая оценка проектов:
1. Чистый приведенный доход (FV). Для учета фактора времени применяется метод приведенной стоимости или дисконтирования, то есть приведения затрат и результатов к одному моменту. Фундаментальной причиной того, что рубль сегодняшний не тождественен рублю через год, является то, что через год он превращается в большую сумму за счет полученного с его помощью дохода. Формула расчета будущей стоимости имеет вид:

где FV (future value) — будущая величина той суммы, которую мы инвестируем сегодня и которой будем располагать через интересующий нас период времени, в течение которого эти деньги будут работать; PV (present value) — текущая величина, которую мы инвестируем ради получения дохода в будущем; к — величина доходности (прибыльности) инвестиций; n — число стандартных периодов времени (лет, кварталов и т.д.).
Другой разновидностью дисконтирования является обратный расчет ценности денег, то есть определение того, сколько надо было инвестировать сегодня, чтобы получить определенную сумму в будущем.
Такой вариант дисконтирования называют расчетом текущей стоимости или определением приведенной, дисконтированной стоимости:

Для учета инфляции в обеих формулах коэффициент «к» (номинальная ставка) уменьшается на величину ожидаемых темпов инфляции (реальная ставка).
Метод определения чистой текущей стоимости, на которую ценность фирмы может прирасти в результате инновации, исходит из двух предпосылок:
• любая фирма стремится к максимизации своей ценности;
• разновременные затраты имеют неодинаковую стоимость.
Чистая текущая стоимость — разница между суммой денежных поступлений (денежных потоков, притоков), порождаемых реализацией инновационного проекта и дисконтированных к текущей их стоимости, и суммой дисконтированных текущих стоимостей всех затрат (денежных потоков, оттоков) необходимых для реализации этого проекта.
Чтобы записать это определение в виде формулы условимся в начале, что к — желаемая норма прибыльности (рентабельности), то есть то уровень доходности инвестируемых в инновации средств, который можетбыть обеспечен при помещении их в общедоступные финансовые механизмы (банки, финансовые компании и т.д.), иными словами k — это цена выбора (альтернативная стоимость) коммерческой стратегии фирмы. Общее правило при принятии менеджером решений таково: инновации следует осуществлять, если ожидаемый уровень дохода на капитал не ниже (или равен) рыночной ставки процента по ссудам.
Тогда формула чистой текущей стоимости имеет вид

Ознакомьтесь так же:  Договор с частником на ремонт квартиры

где I0 (investmen) — первоначальное вложение средств; CFt (cash flow) — поступления денежных средств в конце периода t.
Если чистая текущая стоимость проекта положительна, то это будет означать, что проект по данному показателю приемлем.
В случае не единовременных, а длительных затрат и длительной отдачи формула примет вид:

Широкая распространенность данного метода обусловлена тем, что он обладает достаточной устойчивостью при разных комбинациях исходных условий, позволяя при всех случаях находить экономически рациональное решение. Однако он все же дает ответ лишь на вопрос, способствует ли анализируемый вариант инвестирования в инновации росту ценности фирмы или богатства инвестора вообще, но никак не говорит об относительной мере такого роста. Для восполнения такого пробела используется иной показатель — метод расчета рентабельности инвестиций.
2. Рентабельность (PI) инвестиций определяется как соотношение эффекта от реализации проекта и затрат на него. В практике оценки инновационных проектов рассчитывают отношение приведенных доходов к инвестиционным расходам(benefit/cost ratio). В западной литературе этот показатель называют индексом доходности (profitabiliti index).
Расчет этого показателя рентабельности производится по формуле

где I0 — первоначальные инвестиции; CFt — денежные поступления в году t.
Для случая «длительные затраты — длительная отдача» эта формула будет иметь вид:

В такой модификации показатель рентабельности инновационных инвестиций называют коэффициентом «доход — издержки”, BCR (benefit- cost-ratio).
Очевидно, что если NPV положительна, то PI будет больше единицы и, соответственно, наоборот.
Необходимо отметить, что PI, выступая как показатель абсолютной приемлемости инвестиций, в тоже время предоставляет менеджеру возможность для исследования инновационного проекта еще в двух аспектах:
• с его помощью можно нащупать что-то вроде «меры устойчивости» такого проекта;
• показатель PI является инструментом ранжирования различных проектов.
3. Внутренняя норма прибыли или внутренний коэффициент окупаемости инвестиций IRR (internal rate of return), представляет собой, по существу, уровень окупаемости средств, направленных на инновационные цели, и по своей природе близка к различного рода процентным ставкам, используемым в других аспектах финансового менеджмента. Наиболее близкими показателями по экономической природе к внутренней нормы прибыли можно считать:
• действительную (реальную) годовую ставку доходности, предлагаемую банками по своим сберегательным счетам (то есть номинальную ставку доходности за год, рассчитанную по схеме сложных процентов в силу неоднократного начисления процентов в течение года, например ежеквартально);
• действительную (реальную) ставку процента по ссуде за год, рассчитанную по схеме сложных процентов в силу неоднократного погашения задолженности в течение года (например, ежеквартально).
Внутренняя норма прибыли — это расчетная ставка процентов, при которой инвестиции окупаются, то есть доход равен инвестициям. В уравнении определения NPV — чистой текущей стоимости IRR — это то значение k, при котором NPV будет равно нулю, то есть инвестиционный проект не обеспечивает роста ценности фирмы, но и не ведет к ее снижению. Именно поэтому в отечественной литературе внутреннюю норму прибыли иногда называют поверочным дисконтом, так как она позволяет найти граничное значение коэффициента дисконтирования, разделяющее инвестиции на приемлемые и невыгодные.
Кроме вышеперечисленных показателей используется ряд старых и широко применяемых показателей, которые не используют концепцию дисконтирования. Однако их применение позволяет получить дополнительную информацию и тем самым снизить риск инновационного проекта.
Рассмотрим один из них, часто используемый российскими менеджерами.
4. Период окупаемости (РР)(рауbаск period) — это тот срок, который понадобится для возмещения суммы первоначальных инвестиций. Формула расчета периода инвестиций имеет вид

где РР — период окупаемости (лет); I0 — первоначальные инвестиции;
— годичная сумма денежных поступлений от реализации инновационного проекта.
Сравнение инновационных проектов по данному показателю возможно при выполнении трех допущений:
• все сопоставимые с его помощью проекты имеют одинаковый срок жизни;
• все проекты предполагают разовое вложение первоначальных инвестиций;
• после завершения вложения средств инвестор начинает получать примерно одинаковые ежегодные денежные поступления на протяжении периода окупаемости проекта.
5. Использование специальных формул отбора проектов. Создано немало формул, в которых комбинируются различные критерии отбора проектов в рамках некоторого единого «индекса предпочтительности», что позволяет сравнивать несколько проектов на единой основе. Например, А. Харт сконструировал показатель на базе финансовых параметров и вероятности успеха:

где S — предполагаемый максимум объема продаж, ден. ед./год; P — отношение чистой прибыли к объему продаж, %; р — вероятность успеха НИОКР (шкала значений от 0 — успех невозможен, до 1 — успех гарантирован); t — расчетный период, время дисконтирования, лет; С — будущие затраты на НИОКР, ден. ед./год.
Полезность таких формул зависит от достоверности закладываемых в них данных.
В заключение необходимо отметить, что экспертиза проектов может включать не только оценку проектов, но и контроль за ходом работ. Зачастую такой контроль осуществляют те организации, которые финансируют данный проект.

Экспертиза инновационных проектов и её этапы

Задачи и основные приемы экспертизы. Методы экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета. Экспертиза инновационных проектов в области гуманитарных и общественных наук. Методы отбора инновационных проектов для реализации. Показатели эффективности инновационного проекта. [c.91]

Приводится методика комплексной рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности инновационного проекта. Она может быть использована для проведения экспертизы инновационных проектов, финансируемых как из бюджетных, так и из внебюджетных средств, в также для бизнес-планирования, самооценки и улучшения качества проектов со стороны заявителей. [c.2]

Рис. 1.2. Классификация технологий экспертизы инновационных проектов. [c.7]

Существуют три основных метода экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета [c.250]

Плюсы и минусы различных методов экспертизы инновационных проектов обусловливают их комбинированное применение. [c.251]

Таким образом, экспертиза инновационных проектов позволяет оценить их с точки зрения инвестиционной привлекательности. [c.271]

Существуют три основных метода экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета описательный, сравнение положений до и после сопоставительная экспертиза. [c.271]

С какой целью проводится экспертиза инновационных проектов [c.272]

Как проводится экспертиза инновационных проектов в России [c.272]

Центр экспертизы инновационных проектов, имеет государственную лицензию на экспертизу проектов в сфере науки. Деятельность такого центра в условиях крупнейшего технического вуза, в котором работают около 200 докторов наук и свыше 1000 кандидатов наук, в значительной степени облегчена тем, что практически отсутствует проблема поиска квалифицированных экспертов. В Центре имеется база данных, содержащая информацию о 120 специалистах в различных областях науки и техники, давших согласие на участие в экспертизе инновационных проектов. Важным является тот факт, что многие эксперты могут не только оценить техническую идею или предлагаемую технологию, но во многих случаях знают ситуацию на рынке и могут высказать соображения по ликвидности проекта. [c.276]

Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе. Инновационным организациям могут предоставляться льготы по оплате государственных услуг связи, тепла, электроэнергии и т. д. [c.60]

Экспертиза инновационных проектов — процедура комплексной проверки и контроля [c.395]

По кругу выполняемых задач экспертизу инновационных проектов можно сравнить с сертификацией. По дорогим инновационным проектам, направленным на решение крупных экологических, информационных, гуманитарных проблем, имеющим международное или национальное значение, считаем правомерным проводить не экспертизу, а сертификацию, и только после получения сертификата обеспечивать инновационный проект полным финансированием. [c.395]

Ознакомьтесь так же:  Требования для поступления на службу в прокуратуру

Методика проведения экспертизы инновационных проектов основывается на методах и приемах анализа, прогнозирования, разработки управленческого решения. Наиболее распространенными методами экспертизы являются [c.398]

Какие элементы включает понятие экспертиза инновационного проекта [c.402]

На основе каких принципов проводится экспертиза инновационных проектов [c.402]

В чем особенности методики экспертизы инновационных проектов Российского фонда фундаментальных исследований [c.402]

ЭКСПЕРТИЗА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ [c.107]

Для экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета, используют такие методы [c.107]

Осуществить экспертизу инновационного проекта на степень его реализуемости — значит оценить социально-экономическую эффективность проекта на той стадии, когда мало достоверной информации, а потому и оценки должны быть интервальными от оптимистического до пессимистического прогноза. Нормативными документами по оценке инвестиционных проектов являются Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов . [c.298]

Учет описанных выше закономерностей весьма важен при разработке эффективных методов экспертизы инновационных проектов. [c.34]

Можно показать, что разнообразные традиционно используемые приемы и схемы экспертизы инновационных проектов можно рассматривать как методы приспособления к описанным выше свойствам инновационной деятельности и инновационных проектов. В то же время ряд стойко утвердившихся методов и форм организации экспертизы нельзя признать рациональными, так как они противоречат указанным свойствам. В особенности это относится к принципу отказа от диалога с авторами заявок на выполнение проектов, отказа от корректировок представленных на экспертизу заявок и др. [c.35]

Проведение технологической экспертизы инновационных проектов на предмет их научно-технической новизны. [c.110]

Весьма внушителен и «пакет» учебно-педагогических свобод, которыми отныне располагают вузы. В их полном ведении все вопросы, связанные с комплектованием педагогического состава и приемом студентов (остаются только рамки контрольных цифр). Вузы сами определяют содержание учебных программ и учебных планов, формы и методы обучения, способы контроля знаний, объемы и направления издательской деятельности. Высшим учебным заведениям предоставлено право самим выбирать направления научно-исследовательских работ, формировать и поддерживать научные школы, разрабатывать формы и методы поощрения инновационных проектов, стимулировать приток молодых ученых. Проведение экспертиз и консультаций, организация конференций, семинаров, фестивалей, конкурсов — все это также прерогатива вузов. [c.134]

Экспертиза должна обеспечить выбор инновационного проекта, имеющего наиболее высокую степень инвестиционной привлекательности при приемлемом уровне риска. Представленные инновационные проекты должны быть сопоставимы и подвергаться анализу с помощью единой системы показателей. Это налагает определенные условия на содержание и организацию процедуры экспертизы [c.6]

Оценка уровня качества инновационного проекта в процессе его формирования в сопоставимых единицах, сделанная как самим заявителем, так и с помощью независимой экспертизы, может существенно облегчить процедуру принятия решения по формированию инвестиционной политики банков, организации инновационного менеджмента на предприятии, при конкурсном отборе инвестиционных проектов. [c.14]

В рамках разработки процедур организации экспертизы научно-технических проектов, финансируемых Минобразования России, была разработана методология, основанная на многофакторном функциональном анализе уровня качества инновационного проекта и процессном подходе. Процессный подход заключается в формировании модели осуществления инновационного проекта как последовательной смены фаз (этапов) жизненного цикла, потребляющих ресурсы и создающих промежуточный продукт. [c.15]

В США большое внимание уделяется прогнозированию, стандартизации, оптимизации управленческого решения, государственной экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций. Конструкторы, технологи, экономисты, инвесторы, менеджеры более 30 лет пользуются сложнейшим национальным стандар- том по функционально-стоимостному анализу различных объектов, около 10 лет— системой стандартов по управлению качеством продукции на основе международных стандартов ISO серии 9000. [c.61]

В соответствии с Рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) экспертизу инновационных проектов следует проводить на основе следующих принципов [27] [c.395]

Перечисленные принципы экспертизы инновационных проектов, рекомендованных ОЭСР, считаем необходимым дополнить следующими [c.396]

В основе системы лежит методика оценки экономической эффективности финансирования проектов, имеющих своей целью коммерциализацию результатов НИОКР (сертифицирована № РОСС, W рШ)1№ВДОШ) а Минпромнауки России к использованию при проведении входной экспертизы инновационных проектов. [c.316]

Чрезвычайно сложно коррелировать мнения независи-мых экспертов. Известны случаи, когда отвергнутые на первых этапах экспертизы инновационные проекты затем приносили разработчикам небывалый успех (например, компаниям Бритиш Эйр-Лайно, Мицубиси , Эппл>). [c.42]

Результаты инновационных проектов должны рассматриваться НТС инновационной программы совместно с фондом СИНД, и на основании их экспертизы может быть принято решение о передаче результатов на стадию инвестиционных проектов, реализуемых в различных организационно-правовых формах. Логистика документооборота данного модуля ведомственной СУР НИД представлена на рис. 4. [c.15]

Инновационный менеджмент

Глава 5 Экспертиза инновационных проектов 5.1 Задачи и основные методы экспертизы

Задача экспертизы — оценить инновационный и научно-технический уровни проекта, а также реальную возможность его выполнения и эффективность. На основании экспертизы принимают решение о целесообразности и объемах финансирования проекта.

В странах с развитой рыночной экономикой функционируют стандартные процедуры оценки инновационных проектов, предусмотрены пакеты юридического оформления соглашений и контрактов, формы и методы контроля за исполнением статей договоров и соглашений. Методы контроля над ходом реализации проектов и использованием средств по целевому назначению постоянно совершенствуются. При этом увеличивается количество обязательных условий, которым должен соответствовать проект. Большое значение для заказчика и исполнителей имеют сроки проведения экспертизы согласований, а также продолжительность периода от подачи заявок и предложений до начала финансирования или предоставления льгот и субсидий.

Для экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета, используют такие методы:

сравнение положений объекта «до» и «после»;

Описательный метод широко используют во многих странах. Суть его заключается в том, что рассматривают потенциальное воздействие результатов реализуемых проектов на складывающуюся ситуацию в определенном сегменте рынка товаров и услуг. Получаемые данные обобщаются, учитываются побочные явления, составляются прогнозы. Это метод позволяет учесть множество факторов, например взаимодействие сферы НИОКР с патентным правом и налоговым законодательством, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров.

Основной недостаток данного метода заключается в том, что с его помощью нельзя конкретно и корректно сопоставить два и более альтернативных варианта проекта.

Метод сравнения положений «до» и «после» позволяет учитывать не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Однако при использовании этого метода возможна субъективная интерпретация информации и прогнозов.

Сопоставительная экспертиза заключается в сравнении социально-экономического положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование и не получающих его. Главное в этом методе — сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта, что позволяет проверить экономическую обоснованность конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстро окупаемых проектов. Этот метод имеет также недостатки, например, он неприменим при выработке долгосрочных приоритетов государственной политики.

Специальной комиссией Организации экономического сотрудничества и развития рекомендуется руководствоваться принципами проведения экспертизы, основными из которых являются следующие:

независимость группы исследователей, являющихся арбитрами в спорных ситуациях по подбору экспертов, методов контроля и результатам экспертизы;

при расчетах добавленной стоимости деятельность в области исследований и нововведений рассматривается как производственная;

предварительное прогнозирование и планирование расходов на среднесрочную перспективу с целью определения эффективности и времени проведения контроля;

методы контроля необходимо увязывать с будущим развитием системы управления научно-технической политикой на государственном уровне.

Эксперты имеют право требовать любую информацию о проекте. К каждой экспертной группе может быть подключен представитель заказчика экспертизы. Эксперты имеют право контролировать выполнение работ по проекту. Экспертную оценку проектов и контроль за их исполнением, как правило, выполняют организации, финансирующие проект. Обязательными параметрами при этом являются сроки завершения отдельных этапов проекта и проекта в целом, а также степень риска, связанного с осуществлением проекта.

С целью реализации научно-технических программ государственный заказчик проводит конкурсы и заключает государственные контракты. При этом экспертная оценка может быть формализована в виде ответов на вопросы экспертной анкеты с последующим итоговым балльным заключением эксперта:

5 — проект заслуживает безусловной поддержки;

4 — проект заслуживает поддержки;

3 — проект может быть поддержан;

2 — проект не заслуживает поддержки;

1 — проект не заслуживает рассмотрения экспертным советом.

Такая экспертная оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала его автора (авторов). При этом учитываются:

четкость изложения замысла проекта (четкое, нечеткое);

Ознакомьтесь так же:  Жалоба в прокуратуру на управляющую компанию о непредоставлении информации

четкость определения методов исследования (четкое, нечеткое);

качественные показатели проекта (характер фундаментальный, междисциплинарный, или системный, и прикладной);

научный задел (имеется существенный научный и методологический задел в проекте проблемы; публикации по заданной теме; научно-методическая проработка решения проблемы отсутствует);

новизна постановки проблемы (автором впервые сформулирована и научно обоснована проблема исследования; автором предложены оригинальные подходы к решению проблемы; сформулированная в проекте проблема исследования известна науке, и автором не предложены оригинальные подходы к решению проблемы).

Для экспериментально-лабораторных исследований экспертизой предусмотрены следующие вопросы:

Подготовлены ли программы исследований?

Подготовлены ли анкеты для опроса?

Проведено ли пилотажное исследование?

Обычно государственные фонды фундаментальных исследований проводят экспертизу на основе сравнительного анализа нескольких проектов, где предусмотрены три уровня экспертизы.

Первый уровень — предварительное рассмотрение и отбор проектов для участия в экспертизе второго уровня; составление мотивированных заключений по отклоненным проектам; определение экспертов по каждому проекту, претендующему на индивидуальный уровень экспертизы.

Второй уровень — определение рейтинга индивидуального проекта.

Третий уровень — составление заключения по проекту (вносятся коррективы в общий рейтинг, принимается решение о финансировании).

Индивидуальный рейтинг проекта рассчитывается по формуле

Экспертиза инновационных проектов

Все проекты проходят процедуру экспертизы. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования. Большое значение имеют сроки проведения экспертиз, согласований, продолжительность периода от подачи заявок и предложений до открытия финансирования и получения субсидий. Экспертиза состоит из следующих этапов: предварительная оценка проекта; комплексная экспертиза; подготовка заключения.

На предварительной стадии отбираются проекты и программы, которые практически реализуемы и имеют экономический эффект. При этом учитывают:

  • • соответствие проекта целям инвестора;
  • • дополнительный общественный и социальный эффект у заявителя;
  • • принадлежность новой получаемой собственности;
  • • привлекаемые при выполнении проекта ресурсы и отраслевую ориентацию;
  • • уровень риска;
  • • связь с другими научно-техническими программами;
  • • наличие налоговых льгот;
  • • влияние на экспортно-импортные связи страны.

Комплексная экспертиза содержит:

  • – оценку участников проекта (компетентность, практический опыт руководителей, качество проведенного маркетинга, деловой опыт компании, потенциальный капитал у исполнителя проекта, мероприятия по защите от финансового риска, объемы работ в компании, соответствие имеющимся мощностям, наличие квалифицированного персонала);
  • – оценку текущего и перспективного рынка товаров и услуг для результата выполняемого проекта (положение на рынке, выявление потенциальной емкости, перспективы конкуренции, вероятность коммерческого успеха, вероятный объем продаж, ценообразование, влияние на существующие товары);
  • – оценку используемых научно-технических и технологических разработок (уникальность, патентная защищенность, наличие сырья и материалов, общая техническая оценка прогрессивности, вероятность технического успеха, воздействие на другие проекты);
  • – оценку финансовых потоков (оценка стартовых и общих затрат, распределение средств по этапам проекта и элементам расхода, длительность периода возврата средств, финансовый риск, рентабельность, механизм возврата средств, гарантии);
  • – оценку экологических и социальных последствий.

Заключение по проекту содержит вывод о целесообразности его выполнения и финансирования.

Задачей экспертизы является оценка научного и технического уровня проекта, возможностей его выполнения и эффективности. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования.

Процедуры оценки проектов, юридического оформления соглашений и контрактов, а также формы и методы контроля за их исполнением действуют во всех странах с развитой рыночной экономикой. Большое внимание уделяется срокам проведения экспертиз, согласований, продолжительности периода от подачи заявок и предложений до открытия финансирования или предоставления льгот и субсидий. Совершенствуются методы контроля за ходом реализации проектов, использованием средств по целевому назначению, увеличивается число обязательных условий, которым должен соответствовать проект.

Существуют три основных метода экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета:

  • • описательный;
  • • сравнение положений «до» и «после»;
  • • сопоставительная экспертиза.

Описательный метод получил широкое распространение во многих странах. Его суть состоит в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Он позволяет учитывать, например, взаимодействие сферы НИОКР с патентным правом, налоговым законодательством, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров. Описательный метод позволяет обобщить получаемые результаты, прогнозировать и учитывать побочные процессы. Основным недостатком метода является то, что он не позволяет корректно сопоставить два и более альтернативных варианта.

Метод сравнения положений «до» и «после» позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Однако этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.

Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование и не получающих его. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта, что удовлетворяет требованиям проверки экономической обоснованности конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстроокупаемых проектов.

Метод сопоставительной экспертизы применяется в США и других странах с развитой рыночной экономикой.

Этот метод также имеет недостатки, в частности он не применим при выработке долгосрочных приоритетов государственной политики.

Плюсы и минусы различных методов экспертизы инновационных проектов обусловливают их комбинированное применение.

Специальной комиссией ОЭСР рекомендовано руководствоваться следующими принципами проведения экспертиз.

  • 1. Наличие независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов, ее проводящих, и методам контроля.
  • 2. При расчете добавленной стоимости деятельность в области исследований и нововведений рассматривается как производственная.
  • 3. Осуществлять предварительное прогнозирование и планирование расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля.
  • 4. Увязывать методы контроля с перспективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне.

При экспертизе проектов должно быть учтено потенциальное воздействие результатов исследований или разработок на социальную, экономическую и экологическую среду.

К каждой экспертной группе может быть подключен высококвалифицированный представитель заказчика экспертизы. Эксперты имеют право требовать любую информацию, касающуюся разрабатываемого проекта.

В странах с развитой рыночной экономикой работа экспертов не ограничивается только оценкой проекта, но может предусматривать и контроль за ходом работ. При этом методы контроля должны соответствовать уровню проводимых экспертиз.

Экспертиза содержит не только количественную, но и качественную оценку проектов. При принятии решений учитываются оценки, высказанные каждым членом экспертной группы.

Реализация федеральных научно-технических программ осуществляется на основе государственных контрактов, которые заключаются государственными заказчиками с исполнителями программ, отбираемых на конкурсной основе.

Экспертизу инициативных проектов в области гуманитарных и общественных наук проводят Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).

Рассмотрим методы отбора инновационных проектов для реализации.

Экспертиза должна обеспечить выбор качественного инновационного проекта. Следует обратить внимание на то, что инновационные проекты, представленные инвесторам, должны быть сопоставимы и подвергаться анализу с помощью единой системы показателей. Это значит, что информационная база, точность и методы определения стоимостных и натуральных показателей по вариантам должны быть сопоставимы.

Сопоставимость представленных проектов определяется:

  • • по объему работ, производимых с применением новых методов (технологий, оборудования и т.п.);
  • • по качественным параметрам инноваций;
  • • по фактору времени;
  • • по уровню цен, тарифов, условиям оплаты труда.

Стоимостные показатели по вариантам определяются с учетом инфляционного фактора.

Варианты инновационных проектов должны иметь одинаковую маркетинговую проработку, одинаковый подход к оценке риска инновационных вложений и неопределенности исходной информации.

Сопоставимость вариантов обеспечивается путем приведения к одному объему производимой продукции, как правило, по новому варианту; к одним срокам, уровню качества.

Обеспечение многовариантности мероприятий является одним из важнейших принципов менеджмента.

В условиях рыночной экономики вариант инновационного проекта выбирается с учетом интересов инвестора.

При сравнении инновационных вариантов применяется принцип комплексного подхода, требующий учета всей совокупности мероприятий, которые необходимо осуществить при реализации данного варианта решения. Одинаковые по величине затраты, осуществляемые в разное время, экономически неравнозначны.

Значительная продолжительность жизненного цикла инноваций приводит к экономической неравноценности осуществляемых в разное время затрат и получаемых результатов. Это противоречие устраняется с помощью так называемого метода приведенной стоимости, или дисконтирования, т.е. приведения затрат и результатов к одному моменту времени. В качестве такого момента времени можно принять, например, год начала реализации инноваций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *