Экспертиза и исследования при осуществлении таможенного контроля

Глава 36. Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля (ст.ст. 378 — 385)

Глава 36. Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Взятие проб или образцов товаров для проведения экспертиз, при осуществлении таможенного контроля проводится в целях:
— выявления фактов недостоверного декларирования товаров;
— обеспечения правильности начисления и взимания таможенных платежей;
— определения принадлежности к товарам, к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Для проведения исследования проб или образцов товаров должностное лицо таможенного органа выносит постановление о назначении экспертизы.

Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий (экспертно-криминалистических подразделений Федеральной таможенной службы), а также иных соответствующих организаций или другими экспертами.

В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения. Для проведения экспертизы эксперт привлекается на договорной основе.

Экспертиза, назначаемая по инициативе декларанта либо иного заинтересованного лица, дает право, указанным лицам представить таможенным органам предложения по кандидатуре эксперта.

При отборе проб или образцов товаров должностное лицо таможенного органа оформляет акт взятия проб или образцов в 2-х экземплярах по установленной форме.
При необходимости, взятие проб или образцов производится с участием эксперта или специалиста.
Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе.

Допускается производить отбор проб или образцов товаров должностным лицом таможенного органа в отсутствие декларанта и его представителей, с участием не менее двух понятых, в случаях:
— неявки декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей по истечении 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия;
— существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, с окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в том числе, если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными, химическими и другими подобными товарами, если товары распространяют зловоние);
— пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;
— оставления на таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров и транспортных средств с такой территории.

Факт присутствия понятых отражается в акте взятия проб или образцов.
Количество пробы или образца товара (в массе, объеме, штуках и т.д.) определяется минимальным количеством, достаточным для проведения исследований.

При взятии пробы таможенными органами ее разделяют на три равные части: аналитическую, контрольную и арбитражную, каждую из которых:
— маркируют (нумеруют) в соответствии с актом взятия проб или образцов по установленной форме;
— снабжают ярлыком обеспечения сохранности по установленной форме.

При направлении таможенным органом проб или образцов товаров на исследование их упаковывают в одну тару, пломбируют. Сопроводительные документы помещают в отдельный пакет и опечатывают.

Если отобранные пробы или образцы товаров направляются таможенным органом на исследование в таможенную лабораторию (экспертно-криминалистическое подразделение Федеральной таможенной службы), то ее руководитель:
— получает поступившие материалы и документы о назначении экспертизы и проверяет их соответствие требованиям статьи 378 ТК РФ «Назначение экспертизы при осуществлении таможенного контроля»;
— письменно поручает производство экспертизы конкретному эксперту (экспертам);
— обеспечивает условия, необходимые для проведения экспертизы: наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения;
— обеспечивает соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;
— ходатайствует о продлении срока, назначенного постановлением должностного лица таможенного органа в пределах сроков, установленных пунктом 4 статьи 378 ТК РФ;
— заверяет заключение эксперта печатью;
— направляет вместе с заключением эксперта все материалы таможенному органу, назначившему экспертизу.

Проводя исследования, эксперт должен принимать меры к сохранению представленных на экспертизу образцов, не допуская их порчи и повреждения, если это не вызывается характером исследования.

Эксперт дает заключение от своего имени на основании проведенных исследований в соответствии с его специальными знаниями.

Заключение эксперта — документ, отражающий процесс и результат исследований, проведенных экспертом.

По окончании исследования пробы или образцы товаров возвращаются их владельцу, за исключением случаев, когда такие пробы или образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также когда расходы на возврат проб или образцов превышают их стоимость.

2. Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля

В случаях, если при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные познания, назначается экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении тех или иных операций (действий) в отношении их. Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий, а также иных соответствующих организаций или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами.

О назначении экспертизы должностное лицо таможенного органа с согласия начальника этого органа или его заместителя выносит об этом соответствующее постановление, в котором указываются основания для проведения экспертизы, фамилия, имя и отчество эксперта, наименование организации, в которой должна быть проведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение эксперта, и срок проведения экспертизы и представления заключения в таможенный орган. В постановлении также указывается о предупреждении эксперта об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Срок проведения экспертизы жестко не регламентирован, однако в соответствии с п. 4. ст. 378 ТК РФ не должен превышать: 1)

сроки временного хранения (т. е. два месяца обычно и четыре месяца в исключительных случаях, что отражено в ст. 103 ТК РФ), если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы; 2)

шесть месяцев, если экспертиза проводится в отношении транспортных средств; 3)

один год в иных случаях.

Должностное лицо таможенного органа обязано ознакомить декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если оно известно, с постановлением о назначении экспертизы и разъяснить его права, предусмотренные ст. 382 ТК РФ (мотивированно заявлять отвод эксперту, присутствовать с разрешения таможенного органа при проведении экспертизы, брать пробы и образцы товаров и пр.), о чем делается соответствующая отметка в постановлении, удостоверяемая указанным лицом либо его представителем.

Расходы на проведение экспертиз, возникшие у таможенных органов, таможенных лабораторий и иных экспертов и организаций, проводивших экспертизы, возмещаются за счет федерального бюджета, за исключением случаев проведения экспертизы не по инициативе таможенных органов.

На основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.

В заключении эксперта должны быть указаны время и место проведения исследования, кем и на каком основании проводились исследования, вопросы, поставленные перед экспертом, объекты исследований, материалы и документы, предоставленные эксперту, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование.

Материалы и документы, иллюстрирующие заключение эксперта или нескольких экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью.

Если эксперт при проведении экспертизы установит имеющиеся существенные для дела обстоя — тельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

Если экспертиза проводилась при участии нескольких экспертов, заключение подписывается всеми экспертами.

При недостаточной ясности или полноте заключения может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая этим же или другим эксперту либо организации.

В необходимых случаях для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля кроме эксперта может быть привлечен также и не заинтересованный в результатах таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств. Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе. Права и обязанности специалиста перечислены в ст. 384 ТК РФ.

Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля

Одним из способов производства таможенного контроля является назначение экспертизы. Экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций в отношении их, назначается в случаях, если при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные познания.

Таможенный кодекс ТС в раздел по таможенному контролю включает гл. 20 «Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля». В ней раскрываются основные положения по проведению таможенной экспертизы (таможенный эксперт, таможенная экспертиза, образец, проба), порядок назначения, права и обязанности таможенного эксперта, оформление заключения эксперта, основания приостановления сроков проведения экспертизы и т.п. В то же время данная глава не регулирует сам порядок проведения таможенной экспертизы. В соответствии с п. 1 ст. 139 ТК ТС данный порядок определяется решением Комиссии ТС.

Новизной обладает само понятие «таможенная экспертиза», под которой понимается организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения. Для проведения экспертизы эксперт привлекается на договорной основе.

При назначении экспертизы по инициативе декларанта либо иного заинтересованного лица указанные лица вправе представить таможенным органам предложения по кандидатуре эксперта.

В необходимых случаях для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств.

Ознакомьтесь так же:  Платится ли пенсия по потере кормильца если выходишь замуж

Порядок проведения экспертизы определяется решением Комиссии ТС. Таможенный кодекс ТС устанавливает более короткие сроки проведения таможенной экспертизы. Согласно ст. 139 ТК ТС, срок проведения таможенной экспертизы составляет 20 рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом материалов к производству. И только в случае проведения таможенной экспертизы в иной уполномоченной организации срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться с письменного разрешения руководителя таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, на срок, не превышающий срок временного хранения товаров (два месяца), если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы.

Таможенным кодексом ТС урегулированы вопросы, связанные с заключением эксперта, дополнительной и повторной экспертизами, правами и ответственностью эксперта, правами декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей при назначении и проведении экспертизы.

Должностное лицо таможенного органа при проведении таможенного контроля вправе брать пробы и образцы товаров, необходимых для исследований. Порядок взятия проб и образцов регламентируется ст. 144 ТК ТС.

В целях таможенного контроля проводятся следующие виды таможенной экспертизы: идентификационная, товароведческая, материаловедческая, технологическая, криминалистическая и иные экспертизы, в производстве которых возникает необходимость.

В зависимости от числа привлекаемых таможенных экспертов назначается единоличная, комиссионная или комплексная таможенная экспертиза.

Единоличная таможенная экспертиза выполняется экспертом или таможенным экспертом единолично.

Комиссионная таможенная экспертиза проводится комиссией таможенных экспертов одной специальности. При разногласиях между таможенными экспертами каждый из них или часть экспертов вправе представить отдельное заключение таможенного эксперта.

Комплексная таможенная экспертиза назначается комиссией таможенных экспертов в случаях, когда для установления обстоятельств, имеющих значение для дела, необходимы исследования на основе использования знаний различных специальностей, в пределах компетенции таможенных экспертов. Каждый таможенный эксперт подписывает ту часть заключения таможенного эксперта, по которой проводил таможенную экспертизу.

Таможенная экспертиза подразделяется на первичную, дополнительную и повторную.

Первичная таможенная экспертиза проводится по обращению таможенного органа для изучения объектов, проб и образцов.

Дополнительная таможенная экспертиза назначается по вновь открывшимся обстоятельствам. Производство дополнительной таможенной экспертизы поручается тому же или другому таможенному эксперту.

Повторная таможенная экспертиза выполняется в случаях несогласия декларанта, а также таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, с заключением таможенного эксперта по результатам первичной и (или) дополнительной таможенных экспертиз.

Повторная таможенная экспертиза поручается комиссии, состоящей из двух и более таможенных экспертов, за исключением таможенного эксперта, проводившего (проводивших) первичную и (или) дополнительную таможенные экспертизы. Таможенные эксперты, проводившие первичную и (или) дополнительную таможенные экспертизы, могут присутствовать при проведении повторной таможенной экспертизы и давать комиссии пояснения, однако в исследовании и составлении заключения таможенного эксперта они не участвуют.

Порядок проведения повторной таможенной экспертизы на таможенной территории ТС определяется решением Комиссии ТС.

При проведении дополнительной и повторной таможенных экспертиз таможенному эксперту в обязательном порядке предоставляются результаты первичной таможенной экспертизы.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля

Одним из способов производства таможенного контроля является назначение экспертизы. Экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций в отношении их, назначается в случаях, если при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные познания.

Таможенный кодекс ТС в раздел по таможенному контролю включает гл. 20 «Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля». В ней раскрываются основные положения по проведению таможенной экспертизы (таможенный эксперт, таможенная экспертиза, образец, проба), порядок назначения, права и обязанности таможенного эксперта, оформление заключения эксперта, основания приостановления сроков проведения экспертизы и т.п. В то же время данная глава не регулирует сам порядок проведения таможенной экспертизы. В соответствии с п. 1 ст. 139 ТК ТС данный порядок определяется решением Комиссии ТС.

Новизной обладает само понятие «таможенная экспертиза», под которой понимается организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения. Для проведения экспертизы эксперт привлекается на договорной основе.

При назначении экспертизы по инициативе декларанта либо иного заинтересованного лица указанные лица вправе представить таможенным органам предложения по кандидатуре эксперта.

В необходимых случаях для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств.

Порядок проведения экспертизы определяется решением Комиссии ТС. Таможенный кодекс ТС устанавливает более короткие сроки проведения таможенной экспертизы. Согласно ст. 139 ТК ТС, срок проведения таможенной экспертизы составляет 20 рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом материалов к производству. И только в случае проведения таможенной экспертизы в иной уполномоченной организации срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться с письменного разрешения руководителя таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, на срок, не превышающий срок временного хранения товаров (два месяца), если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы.

Таможенным кодексом ТС урегулированы вопросы, связанные с заключением эксперта, дополнительной и повторной экспертизами, правами и ответственностью эксперта, правами декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей при назначении и проведении экспертизы.

Должностное лицо таможенного органа при проведении таможенного контроля вправе брать пробы и образцы товаров, необходимых для исследований. Порядок взятия проб и образцов регламентируется ст. 144 ТК ТС.

В целях таможенного контроля проводятся следующие виды таможенной экспертизы: идентификационная, товароведческая, материаловедческая, технологическая, криминалистическая и иные экспертизы, в производстве которых возникает необходимость.

В зависимости от числа привлекаемых таможенных экспертов назначается единоличная, комиссионная или комплексная таможенная экспертиза.

Единоличная таможенная экспертиза выполняется экспертом или таможенным экспертом единолично.

Комиссионная таможенная экспертиза проводится комиссией таможенных экспертов одной специальности. При разногласиях между таможенными экспертами каждый из них или часть экспертов вправе представить отдельное заключение таможенного эксперта.

Комплексная таможенная экспертиза назначается комиссией таможенных экспертов в случаях, когда для установления обстоятельств, имеющих значение для дела, необходимы исследования на основе использования знаний различных специальностей, в пределах компетенции таможенных экспертов. Каждый таможенный эксперт подписывает ту часть заключения таможенного эксперта, по которой проводил таможенную экспертизу.

Таможенная экспертиза подразделяется на первичную, дополнительную и повторную.

Первичная таможенная экспертиза проводится по обращению таможенного органа для изучения объектов, проб и образцов.

Дополнительная таможенная экспертиза назначается по вновь открывшимся обстоятельствам. Производство дополнительной таможенной экспертизы поручается тому же или другому таможенному эксперту.

Повторная таможенная экспертиза выполняется в случаях несогласия декларанта, а также таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, с заключением таможенного эксперта по результатам первичной и (или) дополнительной таможенных экспертиз.

Повторная таможенная экспертиза поручается комиссии, состоящей из двух и более таможенных экспертов, за исключением таможенного эксперта, проводившего (проводивших) первичную и (или) дополнительную таможенные экспертизы. Таможенные эксперты, проводившие первичную и (или) дополнительную таможенные экспертизы, могут присутствовать при проведении повторной таможенной экспертизы и давать комиссии пояснения, однако в исследовании и составлении заключения таможенного эксперта они не участвуют.

Порядок проведения повторной таможенной экспертизы на таможенной территории ТС определяется решением Комиссии ТС.

При проведении дополнительной и повторной таможенных экспертиз таможенному эксперту в обязательном порядке предоставляются результаты первичной таможенной экспертизы.

Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля

При осуществлении таможенного контроля в ряде случаев возникают вопросы, для решения которых необходимы специальные знания. Это имеет место, например, когда нужно получить разъяснения относительно какого-либо груза, сведений в документации, транспортного средства. В таких случаях назначается таможенная экспертиза. При проведении таможенного контроля определенных видов продукции эта процедура является обязательной. Рассмотрим далее, что она собой представляет.

Общие сведения

Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля – исследование, выполняемое специалистами, обладающими научными познаниями. Она необходима для решения вопросов в сфере трансграничной транспортировки грузов. Следует выделить следующие особенности таможенной экспертизы:

  1. Выполнение процедуры основывается на применении специальных познаний в разных сферах техники, искусства, науки либо ремесла.
  2. Назначение таможенной экспертизы, как и ее подготовка и непосредственное исполнение, должно осуществляться с соблюдением установленного правового регламента. Он определяет обязанности и полномочия специалистов и прочих заинтересованных лиц, а также основные этапы непосредственно самого исследования.
  3. По окончании экспертизы дается заключение. Этот акт уполномоченные органы рассматривают при принятии решений относительно дальнейшей судьбы груза.

Объекты исследования

В качестве предмета таможенной экспертизы выступают фактические данные, устанавливаемые и исследуемые в ходе таможенного контроля. Главным образом данные сведения касаются проверки груза для выявления соответствия сведений, присутствующих в декларации и прочих документах, наименованию, стоимости, количеству, происхождению продукции, перевозимой через границу. Специалисты, проводящие исследование, должны обладать знаниями не только в сфере надзора, но и в прочих областях. Одной из таких отраслей выступает товароведение. И таможенная экспертиза, и прочие контрольные мероприятия требуют четкости в соблюдении установленных законодательством норм. В качестве объектов исследования могут выступать:

  1. Документация, содержащая сведения о перевозимом грузе и ТС.
  2. Продукция и транспортные средства, которые находятся под таможенным контролем.
  3. Документация, содержащая данные о совершении действий (операций) относительно грузов и ТС.

Таким образом, таможенная экспертиза может проводиться относительно всего, что в той либо иной мере связано с перевозкой транспорта и продукции через границу.

Задачи исследования

В качестве основной цели таможенной экспертизы выступает ограждение российского рынка от некачественной продукции. Ее достижение требует концентрации различных усилий, поскольку исследование должно проводиться с разных позиций. В этой связи, перед специалистами возникает сразу несколько важных задач. В первую очередь, должно быть проведено тщательное исследование документации. Для определения качества продукции изучаются сертификаты и реквизиты. Эти бумаги выступают в качестве сопроводительной документации и являются важнейшим предметом проверки.

Вместе с этим специалистам всегда необходимо соблюдать сроки таможенной экспертизы. Зачастую на приграничный пункт поступают грузы, включающие в себя продовольствие. Большая часть из этой продукции – скоропортящиеся товары. В таких случаях специалистам необходимо выполнять свою работу максимально быстро. Часто таможенная экспертиза документации выступает только как первый этап, и не всегда сертификаты отвечают действительному качеству груза. В этой связи некоторые виды продукции проходят эпидемиологическую проверку. Она позволяет обнаружить потенциально опасный груз и не пропустить его на территорию государства. Все это касается не только продовольствия. Через границу перемещаются и грузы, содержащие высокотоксичные соединения, которые также проходят проверку. Для них, в частности, предусмотрена химическая таможенная экспертиза.

Ознакомьтесь так же:  Поощрение в школе приказ

Таможенная экспертиза обеспечивает уплату всех обязательных отчислений. Для поставщика пошлина выступает в качестве дополнительных расходов. В этой связи некоторые перевозчики стараются уклоняться от выплат. Для выявления таких фактов осуществляется тщательная инвентаризация продукции и сопроводительной документации. В ходе этой процедуры также осуществляется подсчет пошлин с учетом рыночной стоимости изделий. Раньше решение задачи было затруднено отсутствием необходимого оборудования на пропускных пунктах. Однако в последнее время процедура значительно упрощена. Теперь на пропускных пунктах установлено оборудование, проверяющее вес груза и показывающее неучтенное его количество.

Порядок проведения таможенной экспертизы: основные требования

Исследование должностным лицом должно быть согласовано с руководителем или заместителем начальника надзорного органа. Это обеспечивается принятием соответствующего постановления. Должностное лицо, в свою очередь, выносит решение о том, что будет выполнена таможенная экспертиза (образец документа представлен в статье). В акте указываются:

  1. Основания для выполнения исследования.
  2. Наименование органа или Ф.И.О. специалиста, ответственного за проведение таможенной экспертизы.
  3. Вопросы, которые следует разрешить при исследовании.
  4. Список документов и материалов, которые предоставляются в распоряжение специалиста.
  5. Период, в течение которого будет выполняться таможенная экспертиза товаров и должно быть предоставлено заключение.

В решении также должно быть указано предупреждение специалиста об ответственности за составление заведомо ложного акта по результатам исследования. В постановлении вопросы не могут допускать разного толкования и выходить за рамки компетенции уполномоченного лица. В качестве эксперта может выступать любой служащий, обладающий специальными необходимыми знаниями для составления заключения. Специалист, который не является должностным лицом уполномоченного органа, может быть привлечен к исследованию согласно нормам законодательства стран-членов ТС. Объекты экспертизы и прочие материалы, которые необходимы для составления экспертизы, должны быть предоставлены в опечатанном и упакованном виде. Крупногабаритный груз изучается на месте его нахождения.

Уполномоченные субъекты

Таможенная экспертиза может проводиться Центральному управлению или криминалистической службе (ЦЭКТУ или ЭКС). Если указанные инстанции не могут выполнить исследование, то оно поручается государственным учреждениям. Они представляют собой специализированные органы исполнительной (федеральной) власти субъектов РФ. В их задачи входит обеспечение реализации полномочий органов дознания, судей, прокуроров и следователей путем организации и проведения экспертизы.

Предоставляемые материалы

Для проведения исследования уполномоченный специалист или орган должны получить:

  1. Постановление или определение о назначении проверки. Документ должен быть направлен руководителю ЭКС, или ЦЭКТУ, или иному учреждению, где будет выполняться исследование, с сопроводительным письмом.
  2. Акт (протокол) о взятии проб. Этот документ обязателен в особенности в случаях, когда проводится химическая таможенная экспертиза.
  3. Копия декларации и прочие бумаги, в которых содержится информация, относящаяся к предмету исследования и необходимая для разъяснения возникших вопросов.
  4. Объекты экспертизы. К ним относят транспортные средства, документацию, пробы, вещественные доказательства и прочее.
  5. Образцы для проведения сравнительного анализа.

Время выполнения

Срок экспертизы установлен в ст. 378 Таможенного кодекса ТС. Он не должен превышать:

  1. Период временного хранения (два месяца) в случае если выпуск продукции не осуществляется до получения результата исследования.
  2. Полгода, если экспертиза выполняется в отношении ТС.
  3. Год — в остальных случаях.

Срок экспертизы может быть продлен по правилам, установленным законодательствами государств-членов ТС. Время выполнения исследования может быть приостановлено по ходатайству специалиста к органу, по решению которого оно было начато, о предоставлении проб и дополнительных материалов или в иных случаях, предусмотренных нормами.

Акт по результатам

По окончании экспертизы составляется заключение. Оно оформляется письменно в двух экземплярах. Один из них остается в учреждении, производившем исследование, а второй – органу, по решению которого оно было назначено. В заключении указывается место и время проведения экспертизы, кем и на основании чего она выполнялась, вопросы, которые были поставлены, а также ее результаты и содержание, выводы и обоснования.

Документы и материалы, иллюстрирующие информацию, присутствующую в акте, прилагаются к нему и выступают в качестве его неотъемлемой части. Если в ходе исследования специалист установит имеющие существенное значение обстоятельства, относительно которых перед ним вопросы поставлены не были, он может включить выводы по ним в заключение. При проведении экспертизы несколькими уполномоченными лицами, то акт подписывается всеми специалистами. В случае наличия разногласий свое мнение каждый служащий оформляет отдельно. Таможенный орган передает декларанту или другим заинтересованным субъектам (если они известны), которые обладают полномочиями в отношении продукции или транспортных средств, копию заключения или сообщения специалиста о невозможности его дать.

Повторная и дополнительная проверка

Порядок их выполнения установлен в законодательстве Таможенного союза. При недостаточной полноте либо ясности сведений, присутствующих в заключении предусмотрена дополнительная проверка. Она может поручаться этому же или иному эксперту (организации). При необоснованности заключения специалиста предусматривается повторная проверка. Ее проведение поручается другим экспертам (организации).

Права специалиста

В ходе выполнения проверки служащий может:

  1. Участвовать в конкретных действиях в ходе таможенного контроля с разрешения уполномоченного органа.
  2. Знакомиться с материалами, которые относятся к предмету исследования.
  3. Привлекать к выполнению экспертизы других специалистов с согласия уполномоченного органа.
  4. Запрашивать дополнительные сведения, которые необходимы для производства исследования.
  5. Отказаться от выдачи заключения в случае, если материалы, предоставленные для выполнения проверки, недостаточны, или если специалист не имеет соответствующих знаний для осуществления экспертизы.

Информация, которая получена экспертом в процессе подготовки и непосредственного проведения проверки, может составлять банковскую, коммерческую или иную тайну или представлять собой конфиденциальные сведения. Эти данные не должны разглашаться, использоваться в других целях или передаваться сторонним лицам, за исключением предусмотренных в законодательстве случаев.

Права декларанта или его представителя

В законодательстве Таможенного союза установлены юридические возможности заинтересованных лиц. В частности, декларант либо его представитель вправе:

  1. Заявить мотивированный отвод эксперту.
  2. Направить ходатайство о постановке каких-либо дополнительных вопросов для получения ответов на них от специалиста.
  3. Заявлять ходатайство о назначении конкретного должностного лица для выполнения исследования.
  4. Присутствовать в процессе проверки (с разрешения уполномоченного органа).
  5. Брать образцы и пробы продукции.
  6. Ознакомиться с заключением, составленным специалистом по результатам исследования, или сообщением о невозможности его дать и получить копию акта.
  7. Заявить ходатайство о выполнении дополнительной либо повторной проверки.

При удовлетворении просьбы декларанта или его представителя лицо, которое назначило экспертизу, выносит соответствующее постановление. При отказе в ходатайстве уполномоченный служащий должен мотивировано уведомить об этом заявителя.

Уполномоченный служащий в ходе выполнения таможенного контроля может взять материалы, необходимые для выполнения экспертизы. Об этом должен быть составлен соответствующий акт. Его форма устанавливается федеральным исполнительным органом, который уполномочен в сфере таможенного дела. Акт составляется в 2-х экземплярах, один из которых передается декларанту или его представителю. В некоторых случаях взятие проб осуществляется в присутствии специалиста. Образцы допускается брать в минимальных количествах, достаточных для выполнения экспертизы. Разрешение на взятие выдается в случае, если данная процедура:

  1. Не изменит характеристики продукции.
  2. Не затруднит выполнение таможенного контроля.
  3. Не повлечет за собой уклонение от выплаты пошлины, налога или несоблюдение ограничений и запретов, которые установлены российским законодательством, регулирующем внешнеторговую деятельность.

При взятии проб отдельная декларация не подается при условии, что они указываются в общем документе на всю продукцию. Заинтересованное лицо может снизить таможенную стоимость продукции на ст-ть образцов, если они были отобраны уполномоченным органом и не возвращены в установленное время. Декларанты и их представители могут присутствовать в процессе взятия проб и обязаны оказывать содействие служащим, в том числе выполнять грузовые и прочие операции за свой счет. Если пробы и образцы были взяты другими государственными органами, они должны известить об этом таможенные службы. Правила, в соответствии с которыми осуществляется взятие необходимых материалов, устанавливаются исполнительными органами федеральной власти согласно Кодексу ТС и прочими нормативными актами РФ. После проведения исследования пробы и образцы должны быть возвращены владельцу, кроме случаев, когда материалы должны быть утилизированы или уничтожены, либо расходы на их возврат выше их стоимости.

Таким образом, из приведенной выше информации становится ясно, что таможенная экспертиза представляет собой достаточно сложное научно-практическое исследование. Оно выполняется уполномоченными специалистами и органами, обладающими соответствующими знаниями. Проверка включает в себя изучение не только непосредственно самой продукции, но и документации, которая ее сопровождает. В зависимости от объекта исследования разрабатываются разные методы таможенной экспертизы, внедряются технические средства и приемы, аппаратура, приспособления, приборы для получения максимально точных результатов. При выполнении проверки выносится постановление. Время проведения экспертизы устанавливается должностным лицом с учетом трудоемкости процесса и по согласованию с руководителем уполномоченной инстанции. Результаты проведенных исследований оформляются специальным актом – заключением. Полномочия эксперта регламентируются в ст. 378, 141 и 140 ТК ТС.

Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля (статьи 378-385)

О применении статьи 378 см. письмо ФТС РФ от 29.06.2010 N 01-11/31847.

Статья 378. Назначение экспертизы при осуществлении таможенного контроля

1. Экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций (действий) в отношении их, назначается в случаях, если при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные познания.

2. Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий, а также иных соответствующих организаций или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения. Для проведения экспертизы эксперт привлекается на договорной основе. При назначении экспертизы по инициативе декларанта либо иного заинтересованного лица указанные лица вправе представить таможенным органам предложения по кандидатуре эксперта.

3. О назначении экспертизы должностное лицо таможенного органа с согласия начальника этого органа или его заместителя выносит об этом постановление, в котором указываются основания для проведения экспертизы, фамилия, имя и отчество эксперта, наименование организации, в которой должна быть проведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение эксперта, и срок проведения экспертизы и представления заключения в таможенный орган.

В постановлении также указывается о предупреждении эксперта об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Ознакомьтесь так же:  Договор поставки продукции за границу

4. Срок проведения экспертизы не должен превышать:

сроки временного хранения (статья 103), если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы;

шесть месяцев, если экспертиза проводится в отношении транспортных средств;

один год в иных случаях.

5. Должностное лицо таможенного органа обязано ознакомить декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если оно известно, с постановлением о назначении экспертизы и разъяснить его права, предусмотренные статьей 382 настоящего Кодекса, о чем делается соответствующая отметка в постановлении, удостоверяемая указанным лицом либо его представителем.

6. Расходы на проведение экспертиз, возникшие у таможенных органов, таможенных лабораторий и иных экспертов и организаций, проводивших экспертизы, возмещаются за счет федерального бюджета, за исключением случаев проведения экспертизы не по инициативе таможенных органов.

Статья 379 не применяется (письмо ФТС РФ от 29.06.2010 N 01-11/31847).

Статья 379. Заключение эксперта

1. На основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.

2. В заключении эксперта должны быть указаны время и место проведения исследования, кем и на каком основании проводились исследования, вопросы, поставленные перед экспертом, объекты исследований, материалы и документы, предоставленные эксперту, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование.

Материалы и документы, иллюстрирующие заключение эксперта или нескольких экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью.

Если эксперт при проведении экспертизы установит имеющиеся существенные для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

3. Если экспертиза проводилась при участии нескольких экспертов, заключение подписывается всеми экспертами. При разногласии между экспертами каждый из них делает свои выводы отдельно.

4. Таможенный орган, назначивший экспертизу, вручает декларанту либо иным лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, если эти лица известны, копию заключения эксперта либо его сообщения о невозможности дать заключение.

5. При принятии решения таможенные органы рассматривают заключения экспертов по результатам экспертиз, в том числе проводившихся по инициативе декларанта или иного заинтересованного лица.

Статья 380 не применяется (письмо ФТС РФ от 29.06.2010 N 01-11/31847).

Статья 380. Дополнительная и повторная экспертизы

1. При недостаточной ясности или полноте заключения может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая этим же или другим эксперту либо организации.

2. В случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту.

3. Дополнительная и повторная экспертизы назначаются и проводятся в соответствии со статьями 378 и 379 настоящего Кодекса.

Статья 381 не применяется (письмо ФТС РФ от 29.06.2010 N 01-11/31847).

Статья 381. Права и ответственность эксперта

1. Эксперт вправе:

1) знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы;

2) с согласия таможенного органа привлекать к производству экспертизы других экспертов;

3) запрашивать дополнительные материалы, необходимые для проведения экспертизы;

4) отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы. Сообщение о невозможности дать заключение представляется в таможенный орган, назначивший экспертизу, в письменной форме;

5) с разрешения таможенного органа участвовать в проведении конкретных действий при осуществлении таможенного контроля.

2. Полученная экспертом в ходе проведения экспертизы или при подготовке к ее проведению информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иная конфиденциальная информация не должны им разглашаться, использоваться в иных целях либо передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Статья 382 не применяется (письмо ФТС РФ от 29.06.2010 N 01-11/31847).

Статья 382. Права декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей при назначении и проведении экспертизы

1. При назначении и проведении экспертизы декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представители вправе:

1) мотивированно заявлять отвод эксперту;

2) заявлять ходатайства о назначении конкретного эксперта;

3) заявлять ходатайства о постановке дополнительных вопросов эксперту для получения по ним заключения;

4) присутствовать с разрешения таможенного органа, назначившего экспертизу, при проведении экспертизы и давать объяснения эксперту;

5) брать пробы и образцы товаров (статья 383);

6) знакомиться с заключением эксперта либо его сообщением о невозможности дать заключение и получить копию такого заключения или сообщения;

7) ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертизы.

2. В случае удовлетворения ходатайства декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, или их представителя должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу, выносит соответствующее постановление.

При отказе в удовлетворении ходатайства должностное лицо таможенного органа должно в письменной форме мотивированно сообщить об этом лицу, подавшему ходатайство.

О применении статьи 383 см. письмо ФТС РФ от 29.06.2010 N 01-11/31847.

Статья 383. Пробы и образцы

1. Должностное лицо таможенного органа при проведении таможенного контроля вправе брать пробы или образцы товаров, необходимые для исследования. О взятии проб или образцов составляется акт по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Второй экземпляр указанного акта подлежит вручению лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, если оно установлено, или его представителю.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 26.06.2008 N 103-ФЗ)

В необходимых случаях взятие проб или образцов производится с участием эксперта или специалиста.

2. Пробы или образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с письменного разрешения таможенного органа могут также брать декларанты, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, их представители, лица, указанные в пункте 1 статьи 398 настоящего Кодекса, и сотрудники других государственных органов.

3. Пробы или образцы берутся в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования.

Разрешение на взятие проб и образцов товаров выдается лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в случае, если такое взятие:

не затрудняет проведение таможенного контроля;

не изменяет характеристик товаров;

не влечет за собой уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

4. При взятии проб или образцов декларантом отдельная таможенная декларация на пробы и образцы не подается при условии, что они будут указаны в таможенной декларации на товары.

Декларант вправе уменьшить таможенную стоимость декларируемых товаров на таможенную стоимость проб и образцов, если такие пробы и образцы были отобраны таможенным органом и не возвращены в установленные сроки.

5. Декларанты, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе присутствовать при взятии проб или образцов товаров должностными лицами таможенных органов и сотрудниками других государственных органов.

6. Должностные лица таможенных органов вправе присутствовать при взятии проб или образцов товаров сотрудниками других государственных органов, а также иными лицами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

7. Декларанты и их представители обязаны оказывать содействие должностным лицам таможенных органов при взятии ими проб или образцов товаров, в том числе осуществлять за свой счет грузовые и иные необходимые операции с товарами.

8. Должностные лица таможенных органов вправе брать пробы или образцы товаров в отсутствие декларантов и их представителей в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 372 настоящего Кодекса. Взятие проб или образцов товаров в указанных случаях проводится в присутствии не менее двух понятых.

9. Таможенные органы должны быть поставлены в известность о результатах проведенного исследования проб или образцов товаров, взятых другими государственными органами, и уведомлять о них лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

10. Порядок взятия проб или образцов товаров, а также порядок их исследования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 26.06.2008 N 103-ФЗ)

11. По окончании исследования пробы или образцы товаров возвращаются их владельцу, за исключением случаев, когда такие пробы или образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также когда расходы на возврат проб или образцов превышают их стоимость.

Статья 384. Участие специалиста при проведении таможенного контроля

1. В необходимых случаях для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств.

2. Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе.

3. Специалист вправе:

1) знакомиться с материалами, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;

2) с разрешения должностного лица таможенного органа задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, участникам таких действий;

3) знакомиться с документами, оформляемыми по результатам совершения действий при проведении таможенного контроля, в которых он принимал участие, и делать заявления или замечания по поводу совершаемых им действий, подлежащие занесению в такие документы.

4. Специалист обязан:

1) участвовать в совершении действий, требующих специальных знаний, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

2) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

5. Полученная специалистом при привлечении его к совершению действий по таможенному контролю информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иная конфиденциальная информация не должны им разглашаться, использоваться в иных целях, передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

6. Расходы, возникшие у таможенных органов в связи с привлечением специалиста, возмещаются за счет федерального бюджета, за исключением случаев привлечения специалиста не по инициативе таможенных органов.

Статья 385. Привлечение специалистов других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля

1. Таможенные органы вправе привлекать в соответствии с законодательством Российской Федерации специалистов других правоохранительных или контролирующих органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля.

2. Расходы, связанные с привлечением специалистов других государственных органов, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *