Гиа по русскому требования к сочинению

Критерии оценивания всего ОГЭ

Что оценивается в ОГЭ по русскому языку?

  • изложение (критерии публиковали тут);
  • тесты (правильный ответ — 1 балл, всего можно получить 13 баллов);
  • сочинение (критерии публиковали тут);
  • грамотность.

Так как критерии по изложению и сочинению мы опубликовали в соответствующих разделах, здесь остается опубликовать только критерии оценивания грамотности и примечания из демонстрационного варианта ОГЭ 2016.

Критерии оценивания грамотности

При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения.
Указанные в таблице нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.
Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше 1 балла:
ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;
ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;
ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов. Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или
изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
– если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по вышеприведенной таблице;
– если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится более 1 балла (см. выше);
– если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39.

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014 № 31206) «48. Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами. По результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах
определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету. Третий эксперт назначается председателем предметной комиссии из числа экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу. Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу обучающегося. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными».
Существенным считается расхождение в 10 и более баллов, выставленных двумя экспертами за выполнение заданий 1 и 15 (суммируются баллы по всем позициям (критериям) оценивания задания
каждым экспертом: ИК1–ИК3, С1К1–С1К4, С2К1–С2К4, С3К1–С3К4, ГК1– ГК4, ФК1). В этом случае третий эксперт перепроверяет задания 1 и 15 по всем позициям оценивания. За выполнение экзаменационной работы выставляется отметка по пятибалльной шкале.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся набрал не более 14 баллов (от 0 до 14) за выполнение всех частей экзаменационной работы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 15 и не более 24 баллов (от 15 до 24) за выполнение всех частей экзаменационной работы.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 25 и не более 33 баллов (от 25 до 33) за выполнение всех частей экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее 4 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 34 и не более 39 баллов (от 34 до 39) за выполнение всех частей экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее 6 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».

Гиа по русскому требования к сочинению

Какие предъявляются требования к сочинению на ЕГЭ, и критерии оценивания данной части экзаменационной работы

ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ

Для того чтобы достойно выполнить одно из наиболее трудных заданий экзамена (часть 2) — написать сочинение, вам следует хорошо знать требования, предъявляемые к этому виду работы, и критерии оценивания сочинения.

Важно подчеркнуть, что сочинение, которое вам предлагается написать, требует не только понимания текста — источника, но и умения сформулировать собственную мысль по поводу текста, развить ее в аргументирующих суждениях, подтвердить в заключительной формулировке. Предлагаемая работа должна иметь довольно жёсткую композиционную структуру.

В сочинении вам нужно сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором исходного текста. При этом не рекомендуется увлекаться цитированием данного для анализа текста. Напротив, вы должны овладеть некоторыми средствами аналитического описания речевого произведения, предполагающими его значительную перефразировку.

Далее вам предлагается сформулировать позицию автора (рассказчика), а также выразить согласие или несогласие с его точкой зрения и объяснить причины согласия или несогласия. Фактически, говоря о согласии или несогласии, следует выразить свою точку зрения на поставленную в тексте проблему.

Наконец, вам предстоит изложить доводы — аргументы в защиту высказанной вами точки зрения. Рекомендуется привести два аргумента на основе имеющихся у вас знаний — жизненного и читательского опыта. Подчеркнём, что две ссылки на произведения русской литературы — два литературных аргумента — демонстрируют кругозор выпускника и дают ему шанс получить высокие баллы за сочинение.

Аргументы из жизни сложны, поскольку требуют от учащегося умения представить «жизненную ситуацию» как общественно значимое явление, оценить эту ситуацию объективно и изложить так, чтобы проверяющий эксперт понял: данный ученик умеет видеть в частном явлении общее и от общего переходить к частностям. Кроме того, «жизненная ситуация» должна быть изложена кратко и в то же время ясно для читающего сочинение эксперта. Как показывает практика, «аргументы из жизни», требующие журналистских навыков, — труднопреодолимая для учащегося задача, поэтому лучше использовать в поиске аргументации свой читательский опыт.

Другое дело — аргумент-указание на какое-либо значимое историческое событие. Такой «аргумент из жизни» следует признать правомерным и желательным. Учащийся упоминает важное событие, эпоху, соотнесённую с ним, и деятелей, участвовавших в нём. В случае корректного исполнения данной задачи: точного указания факта, времени, участников — вы получите искомый балл за аргумент.

  • объём сочинения должен составлять не менее 150 слов. Следует, однако, иметь в виду, что сочинение, претендующее на высокий балл, скорее всего несколько превысит этот объём. Как показывает практика, оптимально удовлетворить всем требованиям удаётся в тексте, содержащем до 300 слов;
  • работу следует писать с опорой на текст-источник, в противном случае сочинение не оценивается;
  • пересказанный или переписанный исходный текст без творческой переработки — анализа, комментария, собственных умозаключений — оценивается нулём баллов;
  • следует писать сочинение аккуратно, разборчивым почерком и ориентировать его на эксперта, оценивающего текст. Выпускник должен хорошо знать критерии проверки и оценки сочинения (задания С1).

КАК ОЦЕНИВАЕТСЯ СОЧИНЕНИЕ

Сочинение оценивается по трём позициям: с точки зрения содержания, с точки зрения речевого оформления и грамотности. Максимальное количество баллов, которое вы можете получить за письменную работу, равно 23.

Для того чтобы ваше сочинение удовлетворяло критерию К1, вам необходимо выделить и правильно сформулировать одну из проблем исходного текста и не допустить фактических ошибок, связанных с пониманием и формулированием проблемы. Если вы корректно сформулировали выделенную в тексте проблему, вы получаете 1 балл.

После того как проблема сформулирована, вам необходимо её прокомментировать с опорой на текст: вы должны показать своё умение анализировать исходный текст и излагать, не пересказывая, его содержание с использованием аналитических описательных средств. При этом важно, чтобы вы комментировали именно ту проблему, которую сформулировали, без фактических ошибок и искажений содержащейся в тексте информации. За корректно выполненную комментирующую часть вы получите 2 балла по критерию К2, но, если в комментарии допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста, — 1 балл. Комментирующая часть сочинения должна завершиться тезисом, в котором вы излагаете позицию автора текста по рассматриваемой проблеме. Позицию автора текста можно назвать также «главной мыслью текста» или «точкой зрения автора». Важно иметь в виду, что сформулированная в сочинении проблема исходного текста и точка зрения автора должны перекликаться друг с другом, причём в изложении главной мысли должен быть представлен некоторый ответ на проблемный вопрос, поставленный вначале. Если вы выразили позицию автора чётко и грамотно, то получаете 1 балл по критерию КЗ.

Далее вам следует осуществить переход ко второй части сочинения — аргументирующей. При этом, во-первых, вы соглашаетесь с автором либо корректно возражаете ему, во-вторых, включаете в текст сочинения свою точку зрения.

• В следующей части работы вы обосновываете своё мнение по проблеме двумя аргументами, которые вам следует извлечь из своего читательского или жизненного опыта. Предполагается, что один из доводов явится примером из известного вам литературного произведения, другой будет основан на факте, имевшем место в жизни. За корректное выполнение данной части работы вы получаете 3 балла по критерию К4. Если же вы лишь частично выполните поставленную задачу, то есть приведёте один аргумент из художественной литературы, вы получаете 2 балла. Если ваш аргумент основывается на жизненном опыте, вы получаете 1 балл. Если аргументы в вашем сочинении вообще отсутствуют, баллы за данную часть работы вам не начисляются.

Речевое оформление

• По критерию К5 сочинение оценивается с точки зрения смысловой цельности (целостности), речевой связности и последовательности изложения. Для того чтобы сочинение характеризовалось цельностью, оно должно иметь одну главную мысль, которая объединит все другие, сопричастные ей мысли. Иными словами, вы не должны уходить от темы, напротив, вам нужно чётко следовать избранному пути, заявленному в формулировке проблемы исходного текста. Чтобы текст сочинения был связным, важно следить за тем, чтобы переход от одной подтемы к другой был плавным и содержал речевые средства, характеризующие связность.

Ознакомьтесь так же:  Доверенность образец на получение товара 2018

Последовательность изложения в данной работе достигается чётким следованием составленному плану и заботой о том, чтобы последующее логически вытекало из предыдущего. Чрезвычайно актуально в связи с этим напомнить о важности не только общей идеи вашего сочинения, объединяющей все мысли, в нём содержащиеся, но и о разграничении мыслей — о разделении текста на абзацы, свидетельствующие о движении, развитии ваших мыслей, об их логическом порядке. Кроме того, чрезвычайно важно создать также небольшое заключение, которое ещё раз подчеркнёт главную идею вашего текста и продемонстрирует то, что именуется цельностью и последовательностью мысли. Если ваш текст представляет собой связное речевое целое, в котором отсутствуют логические ошибки, вы получаете 2 балла. В случае частичного выполнения условий цельности, связности и последовательности — 1 балл. Если в вашей работе не просматривается коммуникативного замысла — общей идеи, она оценивается нулём баллов.

Ваша работа будет оцениваться также по критерию точности и выразительности речи — Кб. Точность речи — это использование в данном конкретном тексте слов, адекватных выражаемому смыслу. Для того чтобы выполнить это условие, вам необходимо иметь представление о синонимии, антонимии, паронимии в русском языке. Не следует употреблять в своём тексте жаргонных, просторечных, диалектных, а также некоторых заимствованных слов, которые не мотивированы условиями контекста. Выразительность речи достигается за счёт уместного использования языковых средств и их разнообразия. Следует помнить, что в поле зрения проверяющего будет не только лексика, но и грамматика сочинения: в вашей работе должны быть различные структуры предложений, простых и сложных, что будет свидетельствовать о вашем языковом развитии и культурном развитии в целом. Если ваше сочинение характеризуется точностью выражения мыслей и разнообразием грамматических структур, вы получаете по данному критерию 2 балла. Если ваш текст построен на однотипных грамматических конструкциях, хотя и достаточно точен по языку, вы получаете 1 балл. Если ваша речь бедна и невыразительна, отличается скудостью грамматического строя, баллы по этому критерию вам не начисляются.

Орфографическая грамотность оценивается по критерию К7. Орфография — это правописание, то есть правильное написание слов, закреплённое в словарях и справочниках. Орфографическая ошибка — это нарушение правил правописания. При проверке сочинения ошибки в правописании делятся на грубые и негрубые: две негрубые ошибки считаются одной полнозначной ошибкой. К негрубым ошибкам обычно относят трудные случаи правописания, которые являются спорными даже для специалистов, а также те орфограммы, которые редко встречаются в школьной практике. Учитывается и однотипность ошибок: при повторяемости однотипной ошибки учитывается лишь одна ошибка. Если в вашей работе не зафиксировано орфографических ошибок, вы получаете 3 балла по критерию К7; если же обнаружены 2 ошибки, вы получаете 2 балла; если 3-4 ошибки — 1 балл; более 4 ошибок — 0 баллов.

• Если в вашем сочинении нет пунктуационных ошибок, то есть ошибок на знаки препинания, или допущена одна негрубая ошибка, вы получаете 3 балла по критерию К8. В том случае, если вы допустили не более 3 ошибок на пунктуацию, вы получаете 2 балла; если вы сделали 4-5 ошибок, вы получаете 1 балл; если в вашей работе обнаружено более 5 ошибок, по критерию К8 вам баллы не начисляются.

• Критерий К9 существует для того, чтобы оценить использование и построение языковых единиц в вашей работе — слов, словосочетаний и предложений. При отсутствии языковых ошибок экзаменуемый получает 2 балла, при наличии более двух ошибок — ноль баллов.

Грамматическая ошибка — это ошибка в образовании формы слова, в структуре словосочетания, в построении предложения. Типы грамматических ошибок представлены, в частности, в целом ряде заданий части 1 ЕГЭ.

• Проверка сочинения по критерию К10 анализирует речевые нормы вашей работы. Речевая ошибка — это неверное использование языковой единицы, прежде всего слова. Данный критерий перекликается с критерием Кб и предусматривает более детальный просмотр сочинения с точки зрения употребления слов. Так выясняется, различает ли автор сочинения оттенки значений тех или иных слов; употребляет ли слова в свойственных им значениях или нет; допускает ли необоснованные повторы; нарушает ли сочетаемость лексических единиц; использует ли литературную лексику или допускает наличие просторечий, диалектизмов или жаргонизмов; видит ли разницу в паронимах; не ошибается ли в выборе антонимов; адекватно ли приводит фразеологизмы. Если вы не допустили речевых ошибок или допустили одну ошибку, вы получаете 2 балла, если вами допущены 2 или 3 ошибки, ваша работа оценивается 1 баллом. Если в работе более трёх ошибок, она оценивается нулём баллов по данному критерию.

• Критерий К10 проверяет сочинение с точки зрения этичности пишущего. Если вы с уважением отзываетесь об авторе и его позиции, избегаете резких, категоричных выводов, не допускаете жаргонной и бранной лексики, то вы получаете 1 балл за сочинение по данному критерию.

• Оценка сочинения по критерию К12 означает проверку вашего текста с точки зрения того, насколько корректно вы использовали материал, приведённый в аргументах: цитаты, даты событий, факты биографии автора, героев, фамилии, отчества и т.д. Отсутствие ошибок прибавляет к имеющимся у вас баллам ещё 1 балл; наличие ошибок приводит к оценке «ноль баллов» по данному критерию.

Гиа по русскому требования к сочинению

Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

(задание С2.1 в формате ГИА-2012)

1. Как сформулировано задание С2.1?

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова
известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Как должно быть построено сочинение?

Поскольку ваша задача — написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.

Рассуждение состоит из следующих частей:

2. Основная часть – аргументы + примеры

3. Как начинать сочинение?

Тезис – это мысль, которую нужно доказать.

В задании рекомендуется начать сочинение со слов лингвиста Г.Степанова. Но это не принципиально.

Так как объём всего сочинения должен составлять не менее 70 слов, то 2-3 предложения для тезиса будет достаточно (помните, что вступление должно быть значительно меньше основной части).

Рассмотрим несколько возможных вариантов вступления.

Вариант 1. Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.

Вариант 2. Я согласна с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Вариант 3. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», — писал ученый Г.Степанов. Известный лингвист прав, потому что по манере разговора можно многое сказать о человеке. Докажем это.

Вариант 4. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», — писал ученый Г.Степанов. Высказывание языковеда, безусловно, справедливо, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом и свидетельствуют об уровне образованности и воспитанности человека. Попробуем доказать это на конкретных примерах.

Вы можете написать собственное вступление, используя эти синонимы и речевые клише:

Я (полностью) согласен с …

Не могу не согласиться с …

Я вынужден согласиться с …

Я разделяю точку зрения …

Я поддерживаю мнение …

Автор убеждён, что. , и подобная уверенность небезосновательна.

Бесспорно мнение автора о том, что.

разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного афоризма

По моему мнению, …

4. Как писать основную часть?

Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.

В основной части вы должны:

1. объяснить, как вы понимаете слова лингвиста,

2. привести минимум по одному примеру, иллюстрирующему лексические и грамматические явления языка.

Предлагаю написать основную часть по следующей СХЕМЕ:

1. Что такое лексика? Толкование первой части высказывания Г.Степанова.

2. Что такое грамматика? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.

3. Взаимосвязь лексики и грамматики.

Следующие материалы будут полезны для написания основной части.

1. Что такое ЛЕКСИКА? Толкование первой части высказывания Г.Степанова.

Вариант 1. Лексика – это словарный запас языка, который используют люди в своей речи. Слова отражают мысли людей, значит язык – это слепок нашего мышления, то есть, говоря словами лингвиста, «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди».

Вариант 2. Лексика (словарный запас языка, который используют люди в речи) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Это послужило известному российскому лингвисту Г.Степанову основанием для утверждения о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди».

Вариант 3. Лексика (от греч. lexikos — словесный, словарный) — это совокупность слов. Лексикой называют словарный состав какого-либо языка. Это форма сознания, отображающая мировоззрение человека.

Вариант 4. Лексика — это форма сознания, отображающая мировоззрение человека.

Через лексику формируется мысль. Сама по себе мысль бесформенна. Лексика определяет форму мысли (или чувства), то есть отображает и выражает что-либо через свойственные лексике значения.

2. Что такое ГРАММАТИКА? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.

Вариант 1. Грамматика – это раздел лингвистики, который включает в себя морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим.

Вариант 2. Грамматика (от греч. grammatike – «письменное искусство») — область языкознания, изучающая грамматический строй языка. Грамматика представлена двумя смежными дисциплинами — морфологией и синтаксисом. Благодаря грамматике мысль обретает форму, тело, оболочку. Без знания правил грамматики невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст.

Вариант 3. Наша речь не механический набор слов. Чтобы быть понятным, нужно не только правильно подобрать слова, но и поставить их в соответствующей форме, умело соединить и расставить слова в предложении. В этом нам помогает знание правил такой области языкознания, как грамматика, которая сочетает в себе два раздела: морфологию и синтаксис.

Ознакомьтесь так же:  Купля продажа квартир ангарск

Вариант 4. Для того чтобы построить высказывание, выражающее некоторую мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка. изучаемый наукой грамматикой.

Вариант 5. Грамматика — это искусство правильно говорить и писать. Грамматика нужна не только для правильного использования слов в речи, но может служить и способом передачи дополнительных смыслов в тексте.

Вариант 6. Грамматика — это совокупность правил об изменении слов и сочетании слов в предложении; это основной закон языка. Без неё все слова были бы мёртвым капиталом. Чтобы построить осмысленное предложение из отдельных слов, надо их изменить, связать между собой, расположить в определённом порядке. Без знания грамматики этого сделать нельзя!

3. ВЗАИМОСВЯЗЬ лексики и грамматики.

Г. Степанов говорит о единстве содержания и формы языка. Культура мышления и культура речи связаны друг с другом. Связь грамматики и лексики очевидна. И словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь. Таким образом, лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, связаны друг с другом. Лексическое и грамматическое в тексте может находиться в следующих отношениях: лексическое соответствует грамматическому, лексическое не соответствует грамматическому, лексическое дополняется и уточняется грамматическим. Грамматика и лексика тесно связаны между собой, отличие в том, что грамматика отражает более высокий уровень обобщения явлений действительности, чем лексика. О правдивости (ложности) высказывания говорящего можно судить по тому, соответствует ли форма (грамматика) содержанию (лексике) высказывания. В этом контексте изречение Г.Степанова синонимично выражению «Не важно, что человек говорит, а важно – как говорит», то есть грамматика более «правдива», тогда как лексика позволяет вуалировать истинные мысли говорящего. В том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность.

5. Требования к примерам, иллюстрирующим лексические и грамматические явления

примеров должно быть не менее 2;

• примеры должны быть из указанного текста;

• примеры должны иллюстрировать два разных явления языка: лексическое и

• каждый пример должен соответствовать указанному явлению;

Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.

• Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление можно на примере …. предложения текста.

• Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении № . .

• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как . .

• В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.

• Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .

6. Что такое лексические и грамматические явления?

1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Универсальные лексические категории

Лексика активного и пассивного запаса

1. общеупотребительная лексика

6. эмоционально окрашенные слова

10. заимствованные слова

12. традиционно-поэтические слова

13. народно-поэтические слова

14. разговорная лексика

15. просторечные слова

16. книжная лексика

19. крылатые слова

20. эмоционально-экспрессивная лексика

12. художественный символ

4. лексический повтор

2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

ГРАММАТИКА = МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС

Морфология — раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки.
Части речи:

в) междометия (ой, ах и т.д.)

Синтаксис — раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.

· способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание)

· повествовательные, побудительные, вопросительные предложения

· восклицательные и невосклицательные предложения

· двусоставные и односоставные предложения

· типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные)

· распространённые и нераспространённые предложения

· обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения)

· уточняющие и поясняющие члены

· вводные слова и предложения

Синтаксические средства художественной изобразительности

· смещение синтаксических конструкций

7. Как приводить примеры, иллюстрирующие лексические и грамматические явления? Данные примеры взяты из текста ДЕМО-2012.

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику («трус несчастный») и разговорные слова («пикни», «устроим»), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово «пожалуйста» употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон.

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Так, Б.Васильев, рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт лексика: эпитеты «нескрываемое недоверие» (предложение №12), «вызывающая агрессия» (предложение №24), метафора «вынули из души».
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения (№ 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении – № 26, 31, 32. Из-за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая.

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, в предложении 1 автор использует слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом`бабуля`. Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке.
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением. Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой. Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью.
Образец 4

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Описывая действия детей, автор активно использует разговорную лексику: «пошушукались» (предложение № 12), «вклинилась в разговор» (предложение № 24), «оборвала» (предложение № 37). Этим писатель хотел обратить внимание читателей на коварные намерения детей.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Беседу детей и Анны Федотовны писатель оформил в виде диалога (предложения 3 — 33). Использование этого грамматического явления помогло Б.Васильеву более точно воспроизвести живую речь, характеризующую героев.

Образец5
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Давайте сравним, как относятся к письмам погибшего солдата его мать Анна Федотовна и школьники. Для этого обратимся к предложениям № 17 и 19. Для Анны Федотовны письма сына — это «бесценные листочки», то есть самое дорогое, что есть у неё в жизни. Чтобы усилить значимость писем в жизни пожилой женщины, автор употребляет эпитет «бесценные» и слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом «листочки». Для детей же чужие письма — это просто «документы». Данное слово свойственно прежде всего официально-деловому стилю. Таким образом писатель указывает нам на официальную цель визита детей — во что бы то ни стало получить эти письма — и демонстрирует неосознанную жестокость и равнодушие школьников к горю Анны Федотовны.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В диалоге Анны Федотовны с детьми реплики школьников представляют собой исключительно простые предложения, достаточно сжатые по своей форме и содержанию (№13, 19, 24, 25). Реплики же Анны Федотовны — это не только более распространённые простые предложения (9, 10, 16, 23), но и сложноподчинённые (№14, 21). В первом случае автор подчёркивает не только деловую цель визита школьников, но и их категоричный тон и без духовность. А во втором случае — глубокий внутренний мир женщины.

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: В предложении № 43 автор, говоря о детях, употребляет слово «делегация», относящееся к книжной лексике. Тем самым писатель делает акцент на деловом тоне визита школьников, которых не волнуют чувства женщины, потерявшей сына.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Описывая чувства Анны Федотовны, автор использует однородные члены: «горечь и обида» (предложение № 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение № 33). Данное грамматическое явление помогает писателю более полно и многогранно раскрыть духовное состояние своей героини.

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: В предложениях № 51 — 53 обращает на себя внимание обилие метафор («душа молчала», «голос сына более не звучал в ней», «он угас, умер, погиб вторично», «письма вынули из её души», «ослепла и оглохла . её душа»). Используя это лексическое понятие, автор хочет более ярко, образно и глубоко показать чувства Анны Федотовны.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В предложениях №35 и №37 девочка употребляет глагол повелительного наклонения «молчи», что делает предложение побудительным, а восклицательный знак, стоящий в конце реплики, указывает, что слова произносятся с повышенной интонацией. Все эти грамматические явления демонстрируют угрожающий и принудительный характер слов, адресованных мальчику.

8. О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Заключение должно представлять собой вывод из всего сказанного выше. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. В начале заключения можно использовать следующие вводные слова:

Итак, .
Следовательно, .
Значит, .
Таким образом, .
Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что . и т.д.

Помните, что они выделяются запятой!

Рассмотрим несколько образцов заключения:

Образец 1. Итак, лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.

Образец 2 . На мой взгляд, человек должен уметь выражать свои мысли грамотно, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом. Вероятно, это и имел в виду ученый-лингвист Г.Степанов.

Образец 3. Таким образом, человек должен не только ясно мыслить, но и грамотно выражать свои мысли. По-видимому, эту мысль и хотел донести до нас языковед Г.Степанов.

Образец 4. Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают».

Ознакомьтесь так же:  Судебные приставы по октябрьскому району приморского края

Образец 5. Таким образом, смысл афоризма я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.

9. Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему. Сочинение должно иметь ориентировочно 4 абзаца (минимум — 3):

2 абзац — толкование первой части высказывания + пример, иллюстрирующий лексические явления,

3 абзац — толкование второй части высказывания + пример, иллюстрирующий грамматические явления,

10. Каким должен быть объём сочинения?

Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 70 слов.

При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы – это служебные слова, которые отдельно не считаются.

Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.

Я согласна(сен) с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Лексика (словарный запас языка, который используют люди в речи) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматики (раздел лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений) невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна.

Например, используя в предложении….сюда вставить номер предложения, где есть разговорное слово – оно дано в задании В) разговорное слово «…..»сюда вставить слово из задания В1, автор эмоционально воздействует на читателя. А в предложении….. (сюда вставить номер предложения, где есть вводное слово – оно дано в задании В5) автор использует вводное слово «……»сюда вставить вводное слово – оно дано в задании В5 , чтобы выразить отношение говорящего к высказываемой мысли.

Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают».

Разговорные слова ( в В1 синоним обычно именно к ним подбирается).

В задании В5 часто либо вводные слова, либо обращение.

Как писать сочинение в формате ОГЭ (ГИА)

Сочинение в формате ОГЭ пишется только на основе предложенного текста. Работа должна соответствовать поставленным в задании требованиям, не быть пересказом исходного текста или его переписыванием без комментариев. Сочинение по структуре должно представлять собой типичное рассуждение, объем которого составляет не менее 70 слов.

Задание 15.1. Сочинение на лингвистическую тему

Работа требует раскрытия смысла отражающих языковые явления из области грамматики или лексики русского языка высказываний филологов, писателей. Стиль сочинения – научный или публицистический.

После внимательного чтения цитаты необходимо вдуматься в смысл, понять ее. Найти в ней ключевые слова, имеющие непосредственное отношение к лингвистическим явлениям. (Стоит сосредоточить внимание на грамматической основе). Это поможет правильно определить, какие языковые средства нужно будет найти в прочитанном тексте.

  1. В начале сочинения формулируется тезис (основная мысль). Он может представлять собой готовую цитату или собственное суждение, объясняющее ключевые слова высказывания. Затем добавляется небольшое рассуждение, в котором должен раскрываться смысл сформулированного тезиса. Недостаточно только процитировать слова автора. Необходимо кратко и на теоретическом уровне объяснить собственное понимание смысла данного утверждения.

2 баллами (критерий С1К1) оценивается комментарий при отсутствии в нем связанных с пониманием обозначенного тезиса фактических ошибок, при 1 фактической ошибке – 1 баллом. Рассуждение, построенное не на теоретическом уровне, не имеющее связи с заданием, отсутствие доказательства заявленного тезиса, наличие в комментарии более 1 фактической ошибки не оценивается баллами.

Точно и экономно передать необходимую информацию помогают стандартные языковые конструкции. Главное, чтобы используемые при написании работы речевые клише соответствовали логике авторской мысли, а не слова автора подгонялись под известные шаблонные фразы. (Применять подобные конструкции вовсе не обязательно). Например, во вступлении можно воспользоваться следующими типовыми фразами: «… утверждает, что…», « В высказывании … говорится о том, что…», «Нельзя не согласиться со словами…», «Постараемся разобраться в смысле высказывания… (или) доказать мысль автора примерами» и т.д.

  1. 2 доказательства тезиса нужно представить во 2 и 3 абзацах сочинения. Аргументы должны подтверждать истинность тезиса, быть одинаковыми по построению. Здесь применяются цитаты из прочитанного текста (необходимо умело ими воспользоваться) или ссылки на номера соответствующих предложений. Приводя примеры, следует объяснять роль конкретных лингвистических явлений на основе исходного текста, таким образом демонстрируя свое понимание его содержания.

В основной части также можно употребить стандартные конструкции: « Указанное языковое явление можно проиллюстрировать на примере предложения…», «В качестве примера рассмотрим предложение…», «Подтверждая сказанное, обратимся к предложению…» и т.д. В измененные при необходимости готовые речевые формулы требуется грамотно включить информацию из текста.

От наличия приведенных в доказательство правильных примеров зависит оценка работы по критерию С1К2. Высший балл (3) получает сочинение, в котором тезис верно проиллюстрирован 2 аргументами из текста. Наличие 2 аргументов без указания их роли в тексте или в случае указания роли только одного из них, наличие одного, подкрепленного примером из текста доказательства оценивается 2 баллами. Аргументация тезиса примером без указания роли в тексте – 1 балл.

  1. В заключении утверждаем важность, актуальность высказывания (тезиса), выражаем согласие с автором. Здесь будут уместны конструкции: «Примерами из текста мы доказали, что…», «В результате размышлений мы пришли к выводу, что…». Стандартные фразы можно начинать вводными словами «итак», «таким образом», «значит».

Задание 15.2 Сочинение по фрагменту из текста

Главная задача при написании сочинения – объяснить смысл указанного фрагмента, показать, как данная цитата понята. Обычно в приведенных для анализа словах заключается основная мысль исходного текста.

  1. В качестве тезиса следует грамотно применить готовую цитату или своими словами изложить ее основную мысль. В комментарии к тезису можно ответить на вопрос, почему именно эта фраза выбрана, можно также указать на проблему, поставленную автором, способ ее раскрытия, отметить качества персонажей текста. Важно упомянуть о личном отношении к тому, что отмечено в тезисе, желательно указать имя автора.

Для вступления подойдут такие речевые клише: «Текст заканчивается словами…», « В предложенном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в том, что…», «Данные слова из текста говорят о том, что…» и т.д. Использование вводных конструкций: «по-моему», «я считаю (думаю)», «мне кажется» — тоже не будет лишним.

Если содержание фрагмента текста объяснено правильно, ошибок в интерпретации цитаты нет, данная часть сочинения оценивается 2 баллами (критерий С2К1). При верном объяснении содержания фрагмента с 1 ошибкой в интерпретации1 баллом. Неправильное толкование смысла указанной цитаты, отсутствие объяснения, наличие 2 и более ошибок, связанных с интерпретацией, — 0 баллов.

  1. В основной части 2 примерамииз текста доказывается тезис. Необходимо выбрать эпизоды, наиболее полно и ярко отражающие основную мысль, обстоятельно и грамотно их прокомментировать. Приводимые аргументы обязательно должны соответствовать заявленному тезису, точно иллюстрировать мнение о смысле цитаты.

Логично перейти к аргументам помогут вводные слова «во-первых», «во-вторых». Грамотному изложению мыслей способствуют типовые конструкции: «Докажем это на примере … предложения из текста», «Это можно подтвердить … предложением…» и другие.

Аргументация 2 примерами из текста, верно объясняющими содержание цитаты, оценивается 3 баллами, 1 соответствующим содержанию примером2 баллами, доказательства, приведенные не из прочитанного текста, — 1 баллом. Отсутствие аргументов или приведенная в качестве примера исходная цитата (ее часть) не оцениваются баллами.

  1. В заключительной части должен содержаться вывод, возвращающий к основной мысли сочинения. Можно переформулировать тезис и начать завершающую часть работы словами «таким образом», «итак», «… приходим к выводу (можно сделать вывод), что…».

Задание 15.3 Сочинение на морально-этическую тему

Работа должна представлять собой размышление над смыслом актуальных жизненных понятий. Что такое доброта, любовь, материнская любовь, дружба, взаимовыручка, счастье, внутренний мир человека, сила духа, нравственный выбор, жизненные ценности, настоящее искусство, драгоценные книги? Ответ на один из этих вопросов необходимо дать в сочинении.

  1. Во вступлении формулируется тезис, отражающий собственное понимание предложенного заданием понятия. Давая определение данному явлению, можно указать синонимы к нему, перечислить его основные признаки, отметить качества характера и поступки людей, в которых проявляется это понятие.

Можно начать сочинение с вопроса, за которым последует комментируемый ответ на него. Можно построить небольшое рассуждение об актуальности понятия, коротко прокомментировать высказывание на эту тему авторитетных личностей.

Если в работе (в любой из ее частей) дано объяснение заданному понятию, имеются комментарии к нему, сочинение по критерию С3К1 оценивается 2 баллами. Толкование без комментария1 баллом, неправильное объяснение понятия и его отсутствие – 0 баллов.

  1. Для аргументации берутся по 1 примеруиз текста и жизненного опыта (истории из личной жизни или жизни друзей и знакомых, подходящий пример из прочитанной книги или просмотренного фильма). Привести аргумент из текста можно с помощью цитирования, изложив информацию собственными словами, а также воспользовавшись ссылкой на конкретное предложение в тексте.

Связно и грамотно передать мысли при аргументации помогут готовые фразы: «Чтобы доказать …, приведу пример из личного опыта», « Подтверждая это, автор пишет, что ….», «Размышление над …, могу подтвердить примером из жизни…» и т.д. Следует избегать не имеющей отношения к теме информации, простого пересказа содержания.

  1. В выводе подтверждается правильность и доказанность тезиса. Заключение должно «перекликаться» с предыдущими частями сочинения. В нем тоже уместно применить речевые сигналы (вводные слова), помогающие логично завершить работу.

Оценка сочинения ОГЭ

Общая оценка за содержательную часть работы складывается с учетом 4 критериев. Наибольшее количество баллов – 9. Оценки по критериям 1, 2 рассмотрены выше.

Связная, целостная по смыслу работа, в которой мысли изложены последовательно, отсутствуют логические ошибки, нет нарушения абзацного членения, в соответствии с критерием С123К3 оценивается 2 баллами; при 1 логической ошибке и (или) 1 нарушении членения текста на абзацы – 1 баллом.

Согласно критерию С123К4, работа получает 2 балла, если характеризуется точностью и завершенностью композиции, в ней отсутствуют ошибки в построении. 1 ошибка в построении текста сочинения – 1 балл. Сочинение с превышающим указанные нормы количеством ошибок по критериям С123К3 и С123К4 не оценивается баллами.

Оценка речевой, орфографической и пунктуационной грамотности, фактической точности речи складывается по результатам двух письменных работ (изложения и сочинения).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *